Что такое русский без немца? Одно свинство и ничего более. Что думают немцы о русских — Какие они, русские? Бизнес по-русски глазами немца


У каждого народа есть свое представление о жителях других стран - порой это выдуманные кем-то мифы, которые запросто рассеиваются в первые же месяцы проживания в новой стране. И у немцев, конечно же, тоже имеется мнение о России и русских...

Но сегодня мы поговорим не о тех немцах, кто никогда не был ни в Москве, ни в Петербурге, ни в Тюмени и прочих российских городах, но «совершенно точно знает», что Россия - это океан водки, гуляющие по улицам медведи, русская мафия и... матрешки. Эта заметка про тех, кто в России был, но не только успел запечатлеть себя у Кремля, а жил в стране обычной будничной жизнью, работал или учился…

Я читала несколько немецких книг с описанием российской действительности - глазами немцев, конечно же. А еще мне посчастливилось общаться лично с теми, кто прожил в России от нескольких месяцев до нескольких лет. С одним из таких немцев, кстати, я живу под одной крышей вот уже 6 лет.

Итак, что думают немцы о русских...

Манная каша на завтрак для немца - ужас непонятный. Манка в меню Германии присутствует в основном как холодный десерт (пудинг из манки). Есть такое каждое утро, да еще и вприкуску с хлебом с маслом немцы считают полным извращением. Да и вообще любовь русских к каше немцу совсем непонятна, другое дело - колбаса!

В России любят все «чинить». Причем это починенное сильно бросается в глаза. Очень часто чинят просто куском изоленты.

Починить быстро и без особых временных затрат, забив на долголетие решения проблемы - это очень по-русски, считают немцы. Недавно у нас в кухонном кране образовалась небольшая дырочка, и в сторону брызгала еле заметная струйка, которая меня тем не менее раздражала. И пока муж был в командировке я "починила" как смогла - куском липкого скотча. Муж по возвращении улыбнулся и сказал "echte russische Reparatur". Это не значит, что немцы насмехаются над таким творчеством. Иногда они даже восторгаются фантазией жителей России. А иногда пребывают в шоке, ведь такие быстрые починки встречаются не только в квартирах россиян, но и на некоторых серьезных российских предприятиях.

Вот такая пристройка, например, заставляет немца сразу же взять в руки камеру:

(c) Foto: Gulsina Ismailova

В России очень развит «институт бабушки» . Именно так величают немцы то явление, когда по воскресеньям в парках дети гуляют не с родителями, а с бабушками. Не буду настаивать на том, что немецкие бабульки - меньше любят своих внуков, но то, что времени проводят меньше - факт. И не всегда потому что не хотят, а часто из-за того, что живут за пятьсот километров.

Жизнь не по средствам . Это замечают многие приезжие в Россию. Спустить зарплату за первые несколько дней, а потом жить впроголодь - это так непонятно многим немцам. И дело даже не в том, что зарплаты маленькие... Немцы удивляются: для чего покупать айфон, если вторую половину месяца - в ожидании получки - тебе придется жить на пустых макаронах? Зачем покупать рубашку от «босс» на предпоследние деньги? Зачем жить так, чтобы показаться кому-то лучше, богаче, круче на какую-то долю секунды... А еще немцу никогда не понять зачем делать шикарную свадьбу, а потом несколько лет отдавать за нее долги.

Отношение к природным ресурсам в России - тоже вызывает непонимание у немцев. Вода, которую люди в России оставляют просто так литься... Свет в подъездах, который горит ночи напролет... Отопление, которое невозможно регулировать... Пластиковые бутылки, плавающие в речках и валяющиеся на природе... Немцу сразу становится грустно. Потому, что он знает цену этому всему - ведь в Германии за все надо платить немалые деньги или потому, что немцы действительно за экономию планетных ресурсов?? Зависит от немца... А в одной из прочитанных мною книг немецкий автор сыронизировал по этому поводу: "Русские не берегут природу. Почему же? Это приведет к глобальному потеплению. А для такой холодной страны - это только на руку..."

(c) Foto: Gulsina Ismailova

Но что мой муж вспоминает с особым удивлением - так это рестораны России . Человек, несколько лет проживший в Латинской Америке, считал, что в ресторанах его точно не может ожидать ничего особого. Привели его коллеги в один из первых вечеров в ресторан - ели, пили, общались... И тут приглушается свет, в зал выползают полураздетые тетки и начинают ритмично отплясывать в унисон. Разве можно под такое доесть выбранное блюдо? В Германии едят и смотрят на танцующих теток или стриптизерш - совсем в разных местах и немцам совсем непонятно зачем под вкусную отбивную нужны танцы? Точнее, наоборот- как можно ужинать, когда над тарелкой пролетают голые титьки? Впоследствии мой муж водил по таким "злачным ресторанам" новоприбывших коллег из Германии и с удовольствием следил за реакцией последних. Немцы конечно не против поглазеть на такие танцы, но искренне не понимают - зачем это надо заведению... Ведь под такую развлекательную программу точно кусок в горло не залезет - значит клиент закажет меньше, чем если бы его оставили кушать в спокойной обстановке.

Маршрутка . Такое транспортное средство как маршрутка вспоминают многие немцы. И даже дело не в самом транспорте, а в способе оплате. Передавать деньги впереди сидящему и также получать от него сдачу - почему-то немцам кажется забавным...

(c) Foto: Gulsina Ismailova

Взятка врачу . Наблюдательные немцы не пропустили это мимо глаз своих... Приходить к врачу с коробкой конфет (даже если врач итак не бесплатный) - это самое разумное решение, если вы находитесь в России. А если дело приближается к празднику, то с пустыми руками вас там точно не вылечат ждут. Ага, это почти как пойти в гости - берите с собой только самое лучшее и самое вкусное. "Взятка богам в белых халатах" - так описывали некоторые из немцев увиденное.

Про поход в баню немцы тоже любят рассказывать. Про веник, соленые огурчики и водку... Но! При этом они строго разграничивают такие явления как баня и сауна. И ни в коем случае не называют баню сауной. Баня - это возможность попотеть в жаркой комнате в дружеской компании, а сауна в России - несет эротический характер! Немцы спешат предупредить об этом своих новоприбывших коллег))

Немцы замечают с каким трепетом русские ждут нового года, а не рождества - как они сами. Как тщательно готовятся и закупаются на этот праздник. Но еще больше немцев удивляет: а зачем отмечать новый год два раза - 31 декабря и 13 января?

А еще немцы очень удивляются следующему сочетанию: русские, по словам немцев, очень неулыбчивые и неприветливые. И одновременно с этим такие гостеприимные. Столы, переполненные салатами и прочими закусками - так россияне встречают не только знаменательные праздники, но и малознакомых гостей. И это очень удивляет иностранцев, которые привыкли общаться даже с очень близкими друзьями всего-то за чашечкой кофе, а день рождения могут справить, угощая гостей только заказанной пиццей и чипсами.

Один знакомый немец с особенной теплотой рассказывал про российский поезд . Почему с теплотой? Да потому, что по пути "Москва - Ярославль" ему всегда выдавали домашние тапки, чтобы его ноги отдохнули. В Германии с ним так еще никто не обращался.

А еще немцев очень веселит (а некоторых, возможно, оскорбляет), как русские представляют себе типичного немца. Вот так.

Мы находимся в Москве, с нами Ове Шаттауэр.

Ове Шаттауэр:

Здравствуйте, дорогие друзья.

Ове, вы уже три дня в Москве, погода прояснилась. Расскажи о своих впечатлениях. Что нового ты узнал за последние пару дней?

Ове Шаттауэр:

Красной нитью нашего автопробега проходит встреча со многими интересными людьми. В глаза бросается, что Москва – это все же не поселок, не хутор даже. Она больше, здесь больше людей. Это означает, что и жизнь здесь быстрее. Мы ездили в метро: там всё движется, люди испытывают стресс,- так в любом большом городе. Нам это немного известно по жизни в Берлине. Но что Берлин против 22 миллионов жителей в этом городе!? Поэтому большие пробки. Мы много времени провели в пробках, разъезжая по встречам.

Должен сказать, Москва – это чистый город. Но в отличие от деревень и маленьких городов, как Псков, Гвардейск и так далее, здесь нет такого контакта между людьми. Там люди ближе друг к другу. Они смотрят друг другу в глаза. Здесь же – типичный большой город: у каждого своя программа, каждый бежит по своим делам. В остальном всё прекрасно. Когда светит солнце, всё отлично.

Мы снова проводили интересные мероприятия, связанные с целью автопробега. В день прибытия, в проливной дождь мы посетили вечный огонь на Красной площади.

Мы очень благодарны. Это большая честь для нас, немцев, иметь возможность возложить цветы. Каждый мог почувствовать, насколько отношение двух народов пропитано историей. Это хорошо, что шел дождь, он был кстати. Небо плакало вместе с нами.

Это был самый трогательный момент?

Ове Шаттауэр:

Это был не самый трогательный момент, но один из многих трогательных моментов. У каждого мемориального места у нас текли слезы. Я так же был в Севастополе, и меня очень впечатлил построенный 11 лет назад музейный комплекс и мемориал. Очень современный и впечатляющий. Из всех памятных мест это было самое впечатляющее. Если у вас есть возможность съездить в Севастополь, посмотреть 35-ю береговую батарею, воспользуйтесь ей. Весь комплекс впечатляет. И ты чувствуешь боль, пропитавшую это место.

Это был мемориал, впечатливший меня больше всего. Самый трогательный момент и то, чем я больше всего горжусь, когда меня спрашивают, зачем нужна была эта поездка, чего вы достигли. Это речь одного из ораторов у вечного огня, который назвал всех 250 участников автопробега за мир героями. Все это слышали. Каждый поедет домой с этими словами. Это стоило всех пробок, 12-часового переезда границы, мы сделали что-то хорошее, этим можно гордиться. На следующий день вышло солнце, многие пошли гулять по Москве, посмотрели наконец-то город, сходили на Красную площадь. Конечно, туда стоит сходить.

Я был там в прошлом году. Также мы участвовали в пресс-конференции ТАСС. Это было очень интересно. Моя первая пресс-конференция на такой крупной площадке. И у Райнера, по-моему, тоже. Люди смотрят тебя по телевизору, ты должен быстро отвечать на вопросы. Я был под впечатлением. Отлично! Мы получили удовольствие, ведь у нас нет плохих новостей. Мы доброжелательно настроены и сердечно желаем мира. Страха перед микрофоном не было, потому что мы не говорим ерунду. Поэтому мы можем и без подготовки. Мы говорим от сердца. Райнер говорит, я его дополняю, я говорю, Райнер помогает. Я думаю, мы стали хорошей командой в последние дни.

Что важно: мы представляем визуально разные типы людей. Мы хотим заинтересовать не только интеллигенцию, как профессор Ротфус, умный человек, ученый, геополитолог, который во всем разбирается, ног и таких, как я: музыкант, немножко сумасшедший, говорящий от сердца, иногда смешные вещи. Мы знаем, что затрагиваемые нами темы достаточно серьезны, но такое смешение важно.

Я почувствовал это в деревнях, когда встречаю людей лично. Им нравится, что, обсуждая серьезную тему мира или «нет войне», можно после этого над чем-то и посмеяться, ведь язык жизни – это смех и слезы. Это мы и демонстрируем. Надеюсь, русские чувствуют.

И теперь мы должны привезти эти чувства в Германию. Это еще важнее. Я не сомневаюсь, что русские хотят мира с Германией. Здесь это не нужно пропагандировать. Это совершенно очевидно.

Мы должны донести эту идею наконец-то до немцев, чтобы они приехали сюда, чтобы они, так же как и мы, познакомились с народом, создали свое впечатление, погостили в семьях, почувствовали гостеприимство и доброту, а также вездесущую скорбь русского народа, существующую до сих пор. Нужно понять это, принять и сделать выводы. И пообещать русским, что мы, немцы, и вообще европейцы, никогда больше не направим оружие в сторону России, что мы извлекли уроки из ошибок прошлого, что мы хотим жить в мире, любви, дружбе, уважая друг друга в равной степени.

Что еще впечатлило меня здесь, в Москве, этом интернациональном городе, что Россия – единственная страна в мире, где мирно сосуществуют все религии, все национальности, все расы. Мне кажется, здесь это работает. Здесь существует интернациональная жизнь. Это не удается ни США, ни Франции. Там гетто, каждый живет для себя. Я от многих слышал и сам такого мнения: у России, у людей получается мирно жить вместе.

Мы можем поучиться у русских этому. На пресс-конференции я также говорил, что, глядя на русских, мы можем вспомнить о наших собственных корнях, о ценностях, которые здесь снова живут в людях. Это такое счастье. Я большой сторонник этих ценностей, мы должны вернуть в наше общество такие ценности: любовь, семья, уважение, порядочность. Эти ценности в прошлом были у нас. Теперь они забыты. У русских можно поучиться вспомнить о них, нужно провести пару дней с русскими. При этом не просто на выходные и не только в Москву и Санкт-Петербург, в типичные туристические места. Езжайте загород, поговорите с людьми, проведите один вечер с ними.

Посидите за столом, выпейте немного водки, всё в меру. Я лично не видел в России сильно выпивших людей и, возможно, мне повезло, я не знаю, когда они появляются на улицах. Мы собирались вечерами. Веселились, смеялись. Как это слышно по моему голосу, я тоже. Но всё в пределах приличия. Всё, как и у нас, в Германии.

Сходите в гости к русской семье, посмотрите на их детей, посмотрите, как они счастливы, потому что их любят. У них нет дорогих видеоприставок, им не важны сверхдорогие модные тряпки. Родителю любят их, а любовь – это главное, что могут дать родители. Ты видишь счастливых детей. Я жил в такой семье. Они пели песни. Естественно, они прекрасно воспитаны. Большинство умеет играть на музыкальных инструментах, занимаются спортом, имеют классическое образование, развиты духовно. Они взяли классическое греческое образование: тело, музыка и дух. Классическим образованием, дисциплиной, строгостью, авторитетом и большой любовью вырастают прекрасные дети. Я понял это, живя в семье Владимира. Такие замечательные у них дети. Мы пели вместе. Вы увидите на эджин тиви, как они поют мне. Здесь живут потрясающие дети.

Не поедающие бургеры, играющие в плэйстейшен, пробующие наркотики, не делающие ничего целыми днями. Я не могу больше на таких смотреть. Мне очень хорошо здесь. Привет Германии.

НЕМЦЫ И РУССКИЕ

Россия и Германия отличаются друг от друга по историческому возрасту, уровню и типу развития. Сходство между ними проявилось сравнительно поздно, а различия были очевидны на протяжении многих веков, когда между двумя странами и народами существовали единственные в своем роде отношения любви и ненависти. С того апрельского дня 1242 г., когда Александр Невский разгромил немецких рыцарей на льду Чудского озера, и до последней трети XX в. русские рассматривали немцев в основном как врагов.

Но не было другого народа, которым бы русские восхищались больше. Немцы являлись властителями дум, учителями и наставниками многих поколений русских интеллигентов как левой, так и правой ориентации. Подобная же двойственность была присуща и отношению немцев к русским. Влечение к России смешивалось со страхом перед восточным гигантом.

Россия и Германия в XIX, а еще больше в XX в. находились в тесной взаимосвязи, наполненной самыми различными по характеру событиями. Это было естественно, если учитывать географическое положение обеих стран. Германская восточная и российская западная политика тесно переплетались.

В Средние века и раннее Новое время контакты были довольно редкими. Немцы и русские немного знали друг о друге. В этом отношении мало что изменили и военные столкновения с рыцарями Немецкого ордена, и торговые связи между ганзейскими городами и Псковом с Новгородом, где немецкий купеческий двор появился уже в конце XII в. Хотя немецкие общины старались жить обособленно, их соприкосновение с русской жизнью было, разумеется, неизбежно. Шло взаимное освоение языка, обычаев, нравов. В русском обществе кое-где началось преодоление присущей ему отчужденности от «латинян» и рос интерес к различным сторонам немецкой и вообще европейской культуры. Вместе с тем близость Запада в лице Германии стала катализатором развития господствовавшего на Руси провизантийского направления в культуре и консолидации общества на базе восточного православия.

Попытки Ивана Грозного открыть в какой-то мере Россию Западу не повлекли за собой заметных сдвигов. Напротив, как раз в эту эпоху появился антизападный образ врага и недоверие по отношению к немцам - концепция, которой была суждена долгая жизнь и которая сохраняется и поныне. Ее главными носителями стали православная церковь и традиционная элита, высокомерно третировавшая послушного и подобострастного немца, выведенного Гоголем в повести «Невский проспект». В Германии это русское отмежевание воспринималось по зеркальному принципу. Побывавшие или подолгу жившие в России немцы постоянно писали о «варварских московитянах», души которых отравлены вековым восточным деспотизмом.

В середине XVII в. иностранцы по-прежнему проживали в особых кварталах русских городов. В московской Немецкой слободе Петр 1 впервые познакомился с западными обычаями и взглядами и стал «охочим до знаний» монархом. Он открыл русскому взору Европу, одновременно открыв и Россию для западных, прежде всего немецких, переселенцев. Их недолюбливали, но они были нужны России как технические специалисты, торговцы, учителя, а в первую очередь - как чиновники и офицеры. Так, в 80-х гг. XIX в., в период расцвета националистического славянофильства, треть всех высших государственных чиновников, сенаторов и офицеров были людьми немецкого происхождения, хотя немцы составляли всего 1 % населения страны.

При Петре I связь России с общеевропейским развитием обрела и внешнеполитическое значение. С этого времени начались интенсивные и никогда более не прекращавшиеся германо-русские взаимоотношения. Чрезвычайно тесными стали династические связи. Многочисленные немецкие дворы исправно поставляли невест русским царям и великим князьям, а русские княгини и принцессы чаще всего выходили замуж за немецких монархов. И сегодня многие улицы, школы, рощи немецких городов, особенно на юго-западе, носят имена Ольг, Екатерин, Елизавет.

Но, разумеется, еще важнее стало постоянное русское присутствие и участие в европейских делах. Во время Северной войны солдаты петровской армии находились в Саксонии, Померании, Мекленбурге, Гольштейне. Россия вмешивалась в конфликт между Австрией и Пруссией, в войну за баварское наследство. Русская армия сыграла главную роль в успехе освободительной войны немцев против Наполеона. Со своей стороны, русская (советская, российская) политика не могла игнорировать тот факт, что ближайшим соседом была Германия, а «путь в Европу» пролегал и пролегает через нее.

Взаимные представления русских и немцев друг о друге были столь же подвержены крутым поворотам, что и реальные политические связи двух стран. В XIX в. немецкие консерваторы видели в Российской империи основу европейского порядка и монархизма. Либералы же считали ее оплотом реакции, главным бастионом европейского деспотизма. Но на рубеже Х1Х-XX вв. либеральную русофобию переняли консерваторы и даже социал-демократы, ссылавшиеся порой на весьма негативные высказывания Маркса в адрес России.

В ходе усиления антирусского настроя наметился своего рода национальный консенсус, который отчасти объясняет тот энтузиазм, с которым немцы в августе 1914 г. отправились воевать против исконного врага - Франции и восточного варвара - России.

В этот период не было недостатка и в антигерманской направленности российской политики и прессы. Оформилась панславистская концепция как дальнейшее развитие того стереотипа, по которому Запад (читай - Германия) стремится подчинить себе Россию и напялить на нее колпак своего «латинского» религиозно-идейного мировоззрения. Общей чертой панславизма и пангерманизма стали внутренняя нетерпимость и нагнетание жупела внешней угрозы. Обе стороны жили в напряженном ожидании предстоящей роковой схватки между славянством и тевтонством.

Образ другого непременно связан с тем, каким видишь себя самого. Это относится и к русско-немецкому восприятию друг друга после 1918 и 1945 гг. Система в России изменилась, но большинство немцев не спешили расстаться с давней защитной реакцией на «угрозу с Востока». Только теперь она увязывалась с наступлением «мирового коммунизма», тем более что часть немецких рабочих и интеллектуалов с восторгом смотрела на большевистскую Россию. Сохранился и прежний стереотип, ставивший знак равенства между деспотизмом, рабством, нецивилизованностью и Россией. Крайнего выражения он достиг в период нацизма, когда русские просто были объявлены «недочеловеками», а большевизм - «иудео-масонским заговором».

После 1945 г. мировая ситуация в корне изменилась, но восточная политика ФРГ долгое время следовала прежним образцам. Одним из ее главных элементов стала смесь из коммунистической и военной угрозы со стороны Советского Союза. А в ГДР «вечная и нерушимая дружба» с Советским Союзом была возведена в ранг «священной коровы».

С 1990 г. ГДР больше нет, будущее России все еще остается достаточно непредсказуемым. Однако, говоря о русских и немцах, стоит отметить один примечательный и важный элемент. Между этими народами есть некое политическое, духовное, культурное родство. Всегда оставалось загадкой, в чем причина этой близости при всей внешне абсолютной несхожести русских и немцев. Возможно, в том, что они, в отличие от прагматичных англосаксов и меркантильных французов, - народы, склонные к метафизическому мышлению. Как немцы, так и русские постоянно размышляют над особым сверхиндивидуальным смыслом своего исторического бытия и над политическим осуществлением этого смысла.

Россию и Германию можно отнести к запоздавшим нациям, которые в процессе модернизации развивались медленнее, чем страны Западной Европы. Оба народа были весьма консервативны в приверженности старому укладу жизни, проникнуты религией. В ходе конфронтации с поздним расцветом эпохи модерна германо-российская духовная общность приобрела особый облик. Совсем не случайно, что поистине русский писатель и мыслитель Ф. М. Достоевский нигде не был понят так глубоко, как в Германии, а великий философ Фридрих Ницше нигде не имел такой популярности, как в России.

Духовная общность проявилась в том, как оба народа пережили сильный культурный шок, вызванный внезапным вторжением в их жизнь модернизма. Они отреагировали на этот шок в такой форме, что это повлекло за собой роковые последствия. Как большевизм в России, так и национал-социализм в Германии были в огромной степени обусловлены незавершенностью процесса модернизации. Попытки уйти от этой проблемы привели к тоталитаризму в его коммунистическом или нацистском варианте. Но столь страшный опыт должен был повлечь за собой и глубокое душевное очищение.

У русских и немцев есть исторически сложившиеся особые отношения с Западом и его либеральной демократией. Особые отношения между Россией и Германией могут представлять с точки зрения Запада большую опасность, поскольку так окончательно и не ушел в прошлое прежний страх, что немцы в этом случае могут использовать всю свою мощь для восстановления старых сфер влияния, что они под предлогом экономической интеграции с восточноевропейскими странами опять вознамерятся прибрать к рукам всю Европу. Когда улеглось всеобщее ликование по поводу падения Берлинской стены, перед западными лидерами замаячил давний кошмар - Германия, этот «монстр» снова выходит на авансцену, да еще при особых отношениях с Россией.

Есть еще один аспект этой проблемы. Историческая и культурная близость России и Германии, переживших трагический опыт тоталитаризма и жесточайшей войны, создала своеобразную общность судьбы, от которой нельзя отмахнуться и которая, вероятно, дает некое моральное право на «особые» отношения, чего как раз и опасаются другие западные державы.

Однако в самом начале XXI в., когда Россия смотрит на Запад, она не находит там той Германии, которая годы и века шла с ней едва ли не синхронно, вызывая то ужас, то восторг. Теперь Германия ушла в новую эпоху, забрав с собой даже обломки Берлинской стены. Россия же все еще осталась в XX столетии и ищет собственный «золотой век», которого, возможно, в действительности нет вообще.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

13. Русские Татары и Татарские Русские. О статьях Мурада Аджиева В 1993 году «Независимая газета» от 18 сентября опубликовала статью Мурада Аджиева «И был праздник… Размышляя о седой старине». В 1994 году вышла его книга «Полынь половецкого поля», Москва, изд-во Пик-Контекст. Мы

Из книги Я лечил Сталина: из секретных архивов СССР автора Чазов Евгений Иванович

Приятели были все - и грузины, и армяне, и тюрки, и русские, и даже немцы У Марика были большие, умные и грустные глаза. Он был немного скептик. Вскоре же Марик сообщил мне, что безнадежно влюблен в девушку, жившую в Баку. Кажется, она предпочитает других поклонников, которых у

Из книги Если бы не генералы! [Проблемы военного сословия] автора Мухин Юрий Игнатьевич

Немцы всё испортили И у Кирпоноса это получилось бы - он бы дождался, когда немцы найдут хотя бы свободный батальон, чтобы заняться штабом Юго-Западного фронта. Ведь немцев на тот момент в этом районе было ещё очень мало, и они все силы бросили на перехват магистральных

Из книги Грюнвальд. 15 июля 1410 года автора Тарас Анатолий Ефимович

Немцы С начала правления в 1861 году прусского короля Вильгельма I, тевтонские рыцари на протяжении 80 лет являлись кумирами германских националистов. Замок в Мариенбурге был восстановлен к середине XIX века и превращен в музей «воинской славы и доблести германской нации».

Из книги Третий Проект. Том I `Погружение` автора Калашников Максим

Тайна топоса или почему русские – это русские? Итак, читатель, в каждой цивилизации можно грубо выделить три контура: экономику, общество-социум и культуру. Несущая конструкция экономики – это собственность и те отношения, которые она порождает. Социальная сфера

Из книги Русские немцы автора Мухин Юрий Игнатьевич

Русские и немцы Интересно отношение русских к немцам.Безусловно отмечаемые черты тогдашних немцев – деловая честность, деловитость, трудолюбие и упорство в достижении цели. Но, между прочим, если присмотреться к русской литературе, включая мемуарную, то видно, что очень

Из книги Чехия и чехи [О чем молчат путеводители] автора Перепелица Вячеслав

Чехи и немцы «Дружба народов» – так у нас в стране лет тридцать назад говорили с гордостью (по крайней мере, в газетах), а с конца восьмидесятых – с горькой иронией. А уж в Австрийской империи, куда входила Чехия на протяжении трех столетий, такая «дружба народов» царила!..

Из книги Германская история автора Патрушев Александр Иванович

НЕМЦЫ И РУССКИЕ Россия и Германия отличаются друг от друга по историческому возрасту, уровню и типу развития. Сходство между ними проявилось сравнительно поздно, а различия были очевидны на протяжении многих веков, когда между двумя странами и народами существовали

Из книги Неизвращенная история Украины-Руси. Том II автора Дикий Андрей

НЕМЦЫ Немецкое национальное меньшинство на Украине достигало нескольких сот тысяч. В основном, его можно поделить на три, резко обособленные, различные численно, группы.Первая группа - это крупные и даже крупнейшие помещики, представители аристократии и крупной

Из книги Восток - Запад. Звезды политического сыска автора Макаревич Эдуард Федорович

Новые немцы В пятнадцать лет Эрих Хартман получил диплом летчика. Было это в 1937 году и его отец (врач) и мать (летчица) очень гордились сыном. Школа «Гитлерюгенда» и школа пилотов закалили характер будущего аса люфтваффе. Трудно сказать сейчас, о чем он думал спустя годы,

Из книги Демянское побоище. «Упущенный триумф Сталина» или «пиррова победа Гитлера»? автора Симаков Александр Петрович

Немцы ускользают Все лишнее из тыловых хранилищ: дополнительные машины и оборудование – свезли к узкоколейной железной дороге, которая начиналась сразу за рекой Пола и шла через «коридор» в район Старой Руссы. Все привезенное собрали в нескольких складах. Оставили

Русские отряды бронепоездов. Русские вояки, племя победителей! 1925–1926 годы. Это годы кровопролитных сражений. В одном из боёв гибнет полковник Костров, командир дивизиона бронепоездов, генерал китайской армии (1925), его поднимают на штыки.1925 год, 2 ноября. У станции Кучен

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Бгг.
Не совсем так, конечно. Но близко.

Originally posted by serzigzagser at

Оригинал взят у andreistp в Российский ученый взбесил пропагандистов Кремля, рассказав правду о “русском мире”

Российский оппозиционный политолог и публицист, доктор исторических наук Александр Сытин, выступая в программе Соловьева на телеканале “Россия1” взбесил российских пропагандистов констатацией факта об отсталости России в сравнении со странами Запада. “Знаете есть такая цитата, это цитата не моя, это из русской классики:
“А что такое русский без немца? Одно свинство и ничего более. Дело все в том, что Россия демонстрирует неспособность к развитию. Много созданных культурных ценностей, скажем так, после краха СССР? На русском языке - много? А я смотрю и сравниваю, например, развитие русской и советской историографии с теми достижениями, которые существуют на Западе.
Я смотрю и сравниваю исторический путь России, в которой первый университет был основан в 1755 году, и исторический путь Европы, где первый университет - Болонский - был основан в 1203 году”, - начал Сытин.
Его слова вызвали гнев у кремлевских пропагандистов, которые начали его перебивать с вопросом “Кто должен оккупировать Россию?”. “Кто должен оккупировать Россию? Так что Россию разделить, русские не способны сами обустроить, исходя из вашей логики, немцев понасажать? Кто нас должен оккупировать, англосаксы?”
Далее оппоненты обвинили Сытина, который призвал отдать власть 15%, населения РФ, которые оказались способны противостоять кремлевской пропаганде и делать самостоятельные выводы, в “фашизме”.

Это говорит о русских солдатах пожилой немец, офицер армии ГДР. Во время Второй мировой ему было совсем мало лет. Но помнит, как в их доме русские солдаты спали на железной сетке, отогнув матрасы в сторону. Чтобы их не запачкать. И это в пустом доме, откуда наслушавшись рассказов Геббельса о «варварах», убежали все жители…

История русского и немецкого народа полна трагедий. Почти половина ХХ века стала одной сплошной трагедией.

Но жизнь продолжилась. И взаимное уважение существует. В России уважают немцев. Ненависти нет, даже, несмотря на все ужасы германской оккупации. В Германии уважают русских. Даже несмотря на всю мощь западной пропаганды, которая лепит из России что-то страшное и темное.

Письмо одной моей читательницы Елены Викторовны Ильземан из Германии, как нельзя лучше это все иллюстрирует.

«Это произошло в 1945 году в окрестностях Берлина. Мне рассказал об этом мой муж Георг Ильземанн (немец,рожденный в Берлине в 1941 г.). Его мать, наслушавшись пропаганды про ужасных русских, вместе с двумя маленькими детьми бежала от наступающих советских войск. Но по дороге все беженцы были остановлены и им пришлось вернуться обратно — их не хотели принимать"союзники".И вот они обреченно возвращаются в свою квартиру. Она была в доме, где жило несколько семей, и он стоял в лесу. А там уже расположились на отдых наши СОВЕТСКИЕ СОЛДАТЫ. И вот ТО, что запомнил на всю жизнь маленький мальчик, ПОРАЗИЛО И МЕНЯ до глубины души. Это надо рассказывать нашей молодежи, чтобы сохранялась историческая ПРАВДА о советских людях, о солдатах-освободителях.Так вот наши солдаты (в брошенном в лесу доме!!!) лежали на кроватях… с загнутыми в сторону матрасами. Как выразился Георг, «на металлических сетках». Я просто не поняла сначала почему и переспросила, муж мне пояснил, что солдаты были в грязной одежде и загнули не только постель (белье постельное), но даже и матрацы на кроватях. Чтобы не запачкать...

Потом пришел русский офицер и выяснив, что эта женщина с двумя детьми — хозяйка квартиры, ИЗВИНИЛСЯ и все солдаты встали и ушли. Когда мама Георга заглянула в шкаф, где оставались вещи, ВСЁ БЫЛО НА МЕСТЕ. Позднее уже бабушка Георга выменивала на эти вещи у наших офицеров продукты. Вот такой запомнил маленький немецкий мальчик (который потом стал майором армии ГДР) первую встречу с РУССКИМИ. Я думаю, что комментарии просто излишни...

(В подтверждение моих слов посылаю видео-рассказ Георга Ильземанна).

Георгу сейчас 75 лет, всю жизнь он покупает домой только черный ржаной хлеб. Почему? Его ответ: «Это самый вкусный хлеб, мне дал его в детстве русский солдат». Солдат стоял на посту, а Георг пролез в дырку в заборе, и был он такой худой, что наш солдат,посмотрев на ребенка, дал ему кусок черного хлеба. Георг рассказывал, что от недоедания он даже ослеп (временно),поэтому кусок черного хлеба от русского солдата-это было просто целое сокровище.

А вот ещё одна история. Мужа тети Георга убили. Случилось это уже после войны – её муж даже не был на фронте, он был учитель. Однажды ночью на улице закричала какая-то женщина, он выбежал из дома к ней на помощь и его нашли убитым. Как потом выяснили, два наших солдата, видимо, пытались какую-то женщину изнасиловать. Утром всех жителей этой улицы позвали и у них на глазах эти двое солдат были расстреляны за убийство этого немца (мужа тети Георга). Представить себе обратную ситуацию, чтобы расстреляли двух немецких солдат за убийство местного жителя на нашей территории немыслимо. Такого я никогда не слышала.

В Потсдаме в центре города есть церковь и вокруг нее кладбище. Там много могил наших солдат и офицеров. Меня поразили даты смерти- 46 год, 47... Совсем молодые мужчины, явно, что не от болезней умерли. Я спросила мужа, и он удивился, что я не понимаю. Он сказал, что после окончания войны в лесах было полно вооруженных немцев и постоянно советских солдат и офицеров где-то убивали (понятно, что в спину и из-за угла). И вот они не мстили немцам, даже жалость испытывали к детям. Разве это не говорит о великодушии русской души? А какие немцы бездушные и жестокие даже сейчас — это я на себе испытала не раз. Как говорится, немцы меня быстро «научили Родину любить». Мужа Георга я немцем не считаю, у него абсолютно русский менталитет.

Пытаюсь воспитать в сыне любовь к России (он родился в Германии, так получилось, хотя мы собирались жить в Петербурге). Почти каждый год приезжаем в Питер — это самый любимый город у Алёши.

Я не хочу жаловаться на мою ситуацию весьма типичную для русской женщины за границей. После развода с мужем(западным немцем),все права на 5-летнего мальчика "самый гуманный "суд (немецкий) отдал отцу(на тот момент безработному алкоголику) ,который не давал мне общаться с сыном 3 года.Алексей совсем перестал говорить по-русски. Потом я добилась права видеться с сыном раз в месяц на выходные и половину каникул. Вот уже много лет так и живем, поэтому вернуться домой в Россию пока не могу (из-за сына). Гражданство я не меняла, хотя адвокат советовал(было бы позитивно для немецкого суда). Это ужасно, но даже ради борьбы за единственного сына, потерять Родину для меня оказалось немыслимым. В те недолгие моменты времени, когда сын со мной вместе я занимаюсь с ним и русским языком, и русской литературой, и уже русской историей. В этом году он сказал мне, что сам сделал ремонт в своей комнате в Дуйсбурге (где он живет с отцом). Мои чувства, вы точно поймете, глядя на фото.

«Дизайн» комнаты Алёша сам придумал, если бы в школе узнали, даже боюсь представить реакцию. Но поразительный эффект западной антироссийской пропаганд: чем больше грязи льют на Путина, тем больший он кумир для … подростков, живущих в Германии (ставят его фото на телефон).

Это у моего сына была заставка (сам нашел, сам сделал ещё в 11 лет).

Да, жизнь настолько непредсказуема. Я родилась на Урале, в Перми, закрытый город тогда. Представить, что я буду жить в Берлине, и муж будет немец, было просто невозможно ни в каких самых бурных фантазиях. В 6 лет мама привезла меня в Ленинград, я была так поражена этим городом, что заявила тогда сразу: «Я буду здесь жить». И жила около 20 лет. Училась, потом работала. Кстати в 92-93 годах случайно (я закончила университет им. Герцена) работала экономистом в администрации Калининского района. И каждый день на моем столе были документы за подписью … Путина (тогда он был зам. Собчака по экономическим вопросам). Мы даже представить не могли, что он станет потом президентом страны. Увидели его в телевизоре в новый год (когда Ельцин «устал и ушёл») и удивились — «наш Путин» И.О.президента…».

Вот такое письмо… И такая судьба…