Что было источником доходов государевых наместиков? Глава II. Становление финансовой системы русского централизованного государства XV - XVII вв

Волосте?ль - представитель великокняжеской (царской) власти на местах (как правило, в волостях и станах).

Волостели наряду с наместниками составляли стержневую структуру местного управления Русского государства конца XV-XVI вв. Процесс появления на исторической арене наместников и волостелей (как управителей определенных территорий) шел, скорее всего, параллельно или с небольшой временной разницей. В начале складывания системы местного управления волостные администраторы, также как и городские, действовали по принципу «проездных судов». Однако со временем все явственнее ощущается тяготение местных властей к одному центру и осуществление контроля над подведомственной территорией с помощью своего аппарата. Изучение биографий служилых людей, занимавших на протяжении своей карьеры должности волостелей, показывает, что они встречаются в источниках в качестве писцов, дьяков, ясельничих, городничих, губных старост, городовых приказчиков. То есть «уровень» их служебных назначений в целом был ниже, чем у наместников. Иной была и динамика социального состава корпуса волостелей: здесь наблюдается устойчивое преобладание представителей нетитулованных родов, причем в основном это - «рядовые» дети боярские, занимавшие весьма скромное положение при великокняжеском дворе. Наместники и волостели сидели на кормлениях, то есть получали доход не из казны, а непосредственно с управляемого ими населения. Кормленая сторона пожалования городом или волостью была для служилого человека весьма существенной. На практике спектр его кормов и доходов, обусловленный получением подобной должности, был достаточно широк и выходил далеко за пределы официальных установлений, зафиксированных, например, в особых кормленых грамотах. Какой-либо принципиальной разницы в доходности наместничеств и волостельств, по-видимому, не было. Величина кормов с единицы обложения тех и других пожалований была одинаковой, а их конечные размеры зависели от размеров подведомственной территории, а не от того, город это или волость; точно также права на другие доходы (поборы, пошлины, штрафы и т. д.) были равными. В хозяйственно-административной сфере деятельности (контроль за различными формами мобилизации земельной собственности, состоянием сельскохозяйственных угодий и пустующих земель, организация торговли, охрана порядка и т. д.) компетенция волостелей и наместников в целом совпадала. Однако волостели, по-видимому, не участвовали в процедурах оформления холопской зависимости. Кроме того, деятельность волостных властей была направлена главным образом «вовнутрь» подведомственной территории, во всяком случае она никогда не поднималась до межгосударственного уровня. В военно-политической и дипломатической сфере между волостелями и наместниками проходил весьма существенный водораздел. Несмотря на равенство положения и полномочий, отраженное практически во всех установлениях законодательного характера, волостели никогда не рассматривались как самостоятельные политические фигуры. Очевидно, получить в качестве кормленого пожалования город было престижнее, почетнее, чем волость, так как само это назначение ставило его обладателя на более высокую ступеньку служебной иерархии. Одно из центральных мест в деятельности волостелей занимали судебные функции, пошлины от отправления которых являлись к тому же существенным источником их доходов. Компетенция кормленщиков распространялась на самый широкий круг дел как гражданского, так и уголовного характера. Полномочия волостелей и наместников здесь в целом также совпадали, разница была, скорее, в размерах подсудной им территории. Наместники и волостели держали для суда своих тиунов, доводчиков и праведчиков которые были их холопами. Волостели постепенно исчезают к началу XVII века, благодаря реформам Ивана Грозного и распространению с начала XVII века воеводского управления.

Страница 1

Основой нового Судебника стал Судебник 1497 г. Он подтверждал основные положения старого Судебника. Главные его изменения связаны с усилением центральной власти. В нём подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, и была увеличена плата за «пожилое». Теперь феодал отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих.

В Судебнике явно видны два источника судопроизводства: государственный и земский.

Государственное правосудие и управление сосредотачивается в столице, где существуют чети, или приказы, к которым приписаны русские земли. «В них судят бояре или окольничие, дьяки ведут дела, а под ведомством дьяков состоят подьячие. В областях – судебное и административное деление на города и волости». «В них управляли наместники и волостели, которые могли быть с боярским судом (с правом судить подведомственных им людей, подобно боярам в своих вотчинах) или без боярского суда. Они получали города и волости себе «в кормление», т.е. пользование. Суд для них был доходною статьёю, но это был собственно доход государя, который передавал его своим слугам вместо жалованья за службу. Там, где они сами не могли управлять, посылали своих доверенных и тиунов. На суде наместников были дьяки и разные судебные приставы с названиями праветчиков (взыскателей), доводчиков (звавших к суду и также производивших следствие), приставов (которые стерегли обвинённых) и недельщиков (посылаемых от суда с разными поручениями)».

Земское правосудие и управление представлено было в городах – городовыми приказчиками и дворскими, в волостях – старостами и целовальниками. Земские старосты делились на выборных полицейских выборных судебных. Население было разделено на сотни и десятки и выбирали себе блюстителей порядка – старост, сотских и десятских. Они ведали денежными и натуральными повинностями и вели разметные книги, где записывали всех жителей с дворами и имуществом. Старосты и целовальники выбирались волостями. Они должны были присутствовать на суде наместников и волостей. Все дела в суде писались в двух экземплярах (если было необходимо, проверялось соответствие их друг другу). У Земских старост были свои дьяки, занимавшиеся письмоводством, а у дьяков свои земские подьячие.

Важные уголовные дела подлежали особым лицам – губным старостам, которые избирались всем уездом (город с волостями) из боярских детей. Губные старосты были наделены большой властью и занимались судопроизводством по разбоям (некоторые местности получили своих губных старост ещё при малолетстве Ивана IV).

Судебник устанавливал порядок ограждения народа от произвола наместников и волостелей. Последние, в случае жалоб на них, подвергались суду. Выборные судьи могли посылать за людьми наместников и волостелей приставов, и если наместники и волостели взяли кого-либо под стражу и заковали, не заявивши о том выборным судьям, последние имели право силою освободить арестованных. Только служилые государевы люди подлежали одному суду наместников и волостелей. Судебник вводил только двоесудие. Но он же намечал последующее увеличение роли выборных органов. В последствии, Уставные грамоты, дававшиеся постепенно различным русским землям, давали перевес в суде выборному началу. «Мало-помалу управление наместников и волостелей совершенно заменялось предоставлением жителям права самим управляться и судиться посредством выборных лиц за взносимую в царскую казну как бы откупную сумму оброка». Наконец в 1555 году эта мера сделалась всеобщей, а в 1556 году кормления были отменены.

В Судебнике подробнее были регламентированы вопрос о розыске «лихих» людей и судебный процесс. Выборное право суда и управления развивало общественные сходбища. Все сословия – князья, дети боярские, крестьяне всех ведомств, присылали из своей среды выборных на сходбища, где председательствовал губной староста. Каждый мог и обязан был говорить на них, указывать на «лихих» людей и предлагал меры к их обузданию. Дьяк записывал такие речи (они принимались в руководство при поисках и следствиях). Очень важное значение получил обыск. Если по обыску показывали, что человек дурного поведения, то его подвергали пытке. Обыск был решающим фактором по делам, не имеющим ни сознания, ни улик. Судебник допускал поле, или судный поединок, но обыск в значительной степени вытеснял его из судопроизводства. Для предупреждения злоупотребления при обыске было введено наказание за это в виде смертной казни. В последствии (после распада Избранной Рады), обыск потерял свою значимость, одобренных по обыску можно было предавать пытке и казнить на основании показаний, данных под пыткой. Должников же по Судебнику подвергали правежу – битьё должника всенародно по ногам палками – он мог продолжаться месяц за сто рублей долга, по истечении этого срока его выдавали заимодавцу головою, и он должен был отслужить свой долг работою.

Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси
Восточные славяне - потомки древних земледельческих и скотоводческих племен, живших на юге Восточной Европы до нашей эры. В начале нашей эры восточные славяне занимали обширную территорию от Балтийского моря до Черного, от Карпатских гор до верховий рек Оки и Волги. К середине IX в. у восточных славян сложились предпосылки создания госу...

Гражданская война и иностранная интервенция в России (1918-1921 гг.)
Истоки Гражданской войны, её сущность. Усиление общественного противостояния. Классы и партии, противоборствующие силы в войне, их социальный состав, идеология, цели, методы действий. Белый и красный террор. Периодизация истории Гражданской войны. Основные военно-политические события 1918-1920 гг. Противоборство Красной армии с армиями...

Сведения о жизни македонских племен
Более подробно можно проследить в источниках межплеменную борьбу македонских племен, а также борьбу их с соседями - иллирийцами и фракийцами. Вся история Македонии до IV века наполнена межплеменной борьбой, не дававшей долгое время утвердиться прочному государственному порядку. Геродот уверяет, что племенная вражда между ними была...


Очень часто в обыденной жизни финансы отождествляют с деньгами. Это крайне неверно. И деньги и финансы - это экономические категории, которые представляют собой совокупность однородных экономических отношений, выраженных в обобщенном абстрактном виде одной из сторон общественного бытия. Каждая экономическая категория характеризуется своей сущностью и выполняемыми функциями. Причем сущность категории - это внутреннее содержание, выражающееся в единстве всех ее многообразных свойств и отношений, а функция - внешнее проявление свойств данной категории в заданной системе отношений. Мы знаем, что деньги - древняя экономическая категория, представляющая собой товар, стихийно выделившийся из мира товаров и являющийся всеобщим эквивалентом. Финансы же появились с возникновением государства, т. е. в ХIII-ХV вв. Причины возникновения финансов следующие:

  1. развитие товарно-денежных отношений;
  2. появление на исторической арене государства - продукта развития общества;
  3. возникновение налогов в денежной форме.

Финансы - это не деньги, а денежные отношения. Хотя без денег финансы существовать не могут: деньги - материальная основа существования и функционирования финансов. Но не все денежные отношения являются финансами, а только те, где одним из субъектов выступает государство. С возникновением государства, развитием товарно-денежных отношений в обществе появляется объективная необходимость в существовании системы перераспределительных денежных отношений, какими и являются финансы. Распределение и перераспределение стоимости общественного продукта происходит по субъектам экономических отношений и целевому назначению, и это движение принимает особую форму - форму финансовых ресурсов. Итак, государственные финансы - это:

  1. система денежных отношений;
  2. одним из субъектов этих отношений является государство, т. е. государство придает финансам императивную, властную форму;
  3. финансы выражают формы перераспределения стоимости совокупного общественного продукта (главным образом национального дохода).

Только действующие одновременно эти три признака позволяют выделить из всей совокупности экономических категорий государственные финансы. Впервые эта группировка признаков была предложена проф. Вознесенским Э. А .
Отсюда государственные финансы - это система регламентированных государством денежных отношений, возникающая с формированием централизованных денежных фондов и их использованием для осуществления государством экономических, социальных, политических и других задач в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в денежной форме.
В современных условиях развития производительных сил и усложнения хозяйственных связей сфера финансов уже выходит за рамки традиционных публичных финансов, поэтому следует рассматривать экономическую сущность финансов в их широком понимании. Финансы - это система денежных отношений, имеющая императивную форму и связанная с формированием и использованием денежных фондов в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в целях расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных и других потребностей, материального стимулирования работающих.

2. Функции финансов

До настоящего времени дискуссионным остается вопрос о функциях финансов. Так, многие авторы выделяют и аргументируют существование двух функций финансов - распределительной и контрольной; это представители московской научной школы финансов (проф. Родионова В. М ., проф. Дробозина Л. А. , проф. Дадашев А. З ., проф. Черник Д. Г . и др.). Другие - представители ленинградской - С.-Петербургской научной школы финансов (проф. Вознесенский Э. А ., проф. Сабанти Б. М . и др.) - считают: чтобы выделить из всей совокупности стоимостных категорий финансы, необходимо определить те специфические черты, которые присущи только данной экономической категории, а распределение и контроль характерны для многих стоимостных категорий; "... нельзя смешивать функцию экономической категории как форму проявления ее общественного назначения с ролью категории как результата практического ее использования в производстве. Роль экономической категории значительно шире ее функции". И далее: "только неосознанные различия между ролью и функцией экономической категории могли быть причиной выдвижения идеи регулирующей и контрольной функций финансов". По мнению представителей ленинградской - Санкт-Петербургской научной школы финансов, финансам свойственны следующие функции:

  1. формирование денежных фондов государства;
  2. использование этих фондов для выполнения государством своих функций.

Причем и первой, и второй функциям имманентно присущ контроль за движением денежных средств. Контроль есть функция управления, а не функция конкретной экономической категории, в данном случае - финансов.

3. Сферы и звенья системы финансов страны

Вопрос о сферах и звеньях системы финансов является также спорным. Наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает различных форм организации и внешнего их проявления.
Система финансов есть совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
В современных условиях существуют две сферы финансов: сфера государственных финансов и сфера хозяйствующих субъектов и населения. И если с выделением звеньев первой сферы финансов страны дискуссий нет и быть не может, то вторая сфера часто вызывает возражения, например, в части финансов населения или финансов домашних хозяйств. Хотя, согласно Европейской системе интегрированных экономических счетов, к домашним хозяйствам относятся не только отдельные семьи, но и тюрьмы, дома инвалидов, армия и т. д. Последние заняты производством товаров и нефинансовых рыночных услуг, принципиальными ресурсами которых является выручка от продажи их продукции.
Итак, система финансов любой современной страны с позиций международных стандартов по СНС может быть представлена следующей структурой:

  1. (1-я сфера) Государственные (публичные) финансы.
    1.1. Бюджетная система (в России, кроме трех видов бюджетов, включает и бюджеты внебюджетных фондов);
    1.2. Государственный кредит.
  2. (2-я сфера) Финансы хозяйствующих субъектов и населения.
    2.1. Нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия.
    2.2. Финансовые учреждения.
    2.2.1. Центральные банковские учреждения.
    2.2.2. Другие финансовые институты.
    2.2.3. Другие кредитные институты.
    2.3. Страховые предприятия.
    2.4. Частные некоммерческие общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства.
    2.5. Домашние хозяйства.

Такая структура системы финансов страны, на наш взгляд, позволяет наиболее полно представить и проследить движение денежных потоков и финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики.
Существует еще понятие финансовой системы как инфраструктуры различных финансовых институтов, являющихся субъектами управления финансами.

4. Финансы и государство

В работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф . Энгельс полнее, чем кто-либо, раскрыл причины возникновения государства. "Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами не пожирали друг друга и общества в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по видимому, над обществом, сила, которая умеряла столкновение, держала его в границах "порядка". И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более отчуждающая себя от него, есть государство". Таким образом, своим рождением государство обязано экономическим (базисным) отношениям, поскольку отношения эксплуатации требуют для своего воспроизводства государственной охраны, и класс собственников организует такой аппарат, который бы обеспечивал ему необходимые условия существования. Форму образования государственных доходов диктует уровень развития производительных сил и производственных отношений. В формациях с неразвитыми товарно-денежными отношениями потребности государства покрываются трудовыми повинностями и натуральными податями. В современных странах государство изымает на свои нужды часть доходов членов общества в денежной форме и очень часто свыше своих потребностей.
Итак, с появлением государства в обществе возникают экономические и правовые отношения, носящие принудительный характер и имеющие своей целью обеспечение выполнения государством своих функций, - финансы. "Государство "одевает" финансовые отношения в правовую форму, придает им соответствующую государственно-властную форму при сохранении их объективно экономического характера". В советской экономической науке взаимоотношение финансов как базисной категории и надстройки наиболее полно исследовал Э . Вознесенский . Взаимоотношение базиса и надстройки следует рассматривать в пределах одной формации, чтобы четче проследить прогрессивность и реакционность надстройки в различные периоды развития конкретной социально-экономической формации. В теории финансов одним из наиболее сложных вопросов является понимание финансов, порождаемых надстройкой, государством, как базисных отношений. "Производственные отношения, образуя экономический базис общества, существуют объективно, но отнюдь не независимо от надстройки общества. Примат базиса над надстройкой предполагает, как известно, обратное активное воздействие надстройки на базис, ускоряя или замедляя развитие общества". То есть через свою финансовую политику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное воздействие. До настоящего времени спорным остается вопрос о сравнительной эффективности государственного участия в воспроизводственном процессе.

5. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве

В рамках использования финансов в общественном воспроизводстве выделяются три главных направления финансового воздействия на процессы общественного развития:

  1. финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;
  2. финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
  3. финансовое стимулирование лучших результатов деятельности.

Существуют различные рычаги регулирования: на макроуровне - бюджетная, кредитная система, страхование и т. д., на микроуровне - финансы предприятий. Регулирование финансовых ресурсов происходит в трех формах: самофинансирование, кредитование и бюджетное финансирование.
В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов:

  1. бюджетные стимулы;
  2. налоговые льготы и санкции.

Воспроизводство - важнейшее условие существования человечества. Существует два вида непрерывного производства: воспроизводство общественного продукта и воспроизводство будущей рабочей силы. Первый вид состоит из четырех стадий, причем невыполнение хотя бы одной из них приводит к прекращению данного процесса. Стадии общественного воспроизводства:

  1. производство;
  2. распределение;
  3. обмен;
  4. потребление.

В процессе производства при взаимодействии капитала, т. е. основных и оборотных фондов, и рабочей силы осуществляется создание стоимости и потребительной стоимости продукта. Стоимость совокупного общественного продукта за вычетом фонда возмещения материальных затрат образует источник первичных доходов и накоплений субъектов экономических отношений - ВВП. Причем каждый участник воспроизводственного процесса имеет свою долю ВВП: для хозяйствующих субъектов - это валовая прибыль экономики, для государства - налоги, для работающего населения - оплата труда с отчислениями, т. е. происходит распределение ВВП по субъектам экономических отношений. С образованием первичных доходов начинается процесс их перераспределения через бюджетную и кредитную системы, в результате которого формируются конечные "чистые" доходы, или собственные финансовые ресурсы субъектов экономических отношений в виде целевых денежных фондов (фондов накопления и потребления), являющихся основой удовлетворения разнообразных потребностей. Финансы - инструмент стоимостного распределения общественного продукта, т. е. областью возникновения и функционирования финансов является стадия "Распределение". Именно в ходе распределения образуются потенциальные предпосылки для будущего удовлетворения потребностей, и происходит это в стоимостной форме. Благодаря обмену появляются уже реальные возможности для удовлетворения потребностей на основе приобретенных потребительных стоимостей, наблюдается смена форм стоимости в результате купли-продажи. Конечное потребление - завершающая стадия воспроизводственного процесса, осуществляющая удовлетворение личных, общественных и производственных потребностей, реализацию потребительной стоимости продукта.

ТЕМА 2. ГЕНЕЗИС ФИНАНСОВ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ В РОССИИ

1. Финансы как историческая категория

Финансы - это историческая категория, содержание которой существенно изменяется с изменением общих условий воспроизводства.
Чтобы глубже понять сущность финансов, расширить о них познание, необходимо обратиться к генезису. Генезис - в широком смысле - момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию.
Генезис финансов позволит сформулировать закономерности развития данной экономической категории, установить известную общность в их содержании, показать существенные различия между ними в разных общественно-экономических формациях. Что касается общности в содержании финансов, то это система денежных отношений, регламентированных государством с целью формирования денежных фондов и их использования для выполнения государством своих функций.
Уже на стадии разложения первобытнообщинного строя возникли государственные органы, и, чтобы содержать неработающее, праздное население, необходимо было осуществлять принудительные нерегулярные сборы с граждан. В этот период формами государственных доходов являлись трудовые повинности и натуральные подати, позже к ним присоединятся доходы от государственных имуществ.
На стадии разложения рабовладельческой формации появляются денежные налоги в форме откупа и таможенных сборов. А с укрупнением феодальных государств возрастает роль как натуральных, так и денежных налогов, развиваются государственные кредитные отношения.
В условиях разложения феодального способа производства как в отношении денежных доходов, так и расходов государства наблюдалось полное переплетение частнохозяйственных и государственно-хозяйственных отношений, а структура доходов и расходов определялась исключительно произволом монарха. Ни о какой системе денежных отношений, регламентированной государством, возникающей в связи с образованием и использованием общегосударственных денежных фондов, в условиях рабовладельческого строя и феодализма не может быть и речи.
Только с переходом к капитализму произошло отделение доходов и расходов главы государства от государственных доходов и расходов, которые стали объектом контроля и регламентации со стороны представительных органов власти. Повсеместно вводятся "цивильные листы". Основными источниками покрытия государственных расходов становятся налоги и займы (в денежной форме). В этот период получает развитие учение А . Смита о четырех принципах взимания налогов - аксиомы налогообложения. В условиях отстранения государства от предпринимательской деятельности все его расходы носят практически непроизводительный характер. В период первоначального накопления капитала резко возрастают расходы на милитаризацию экономики, расходы на управление. Основная форма доходов государства - косвенные налоги.
Для периода развитого капитализма характерным является то, что государство не только обеспечивает обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, свободу предпринимательства и правопорядок, но и участвует в процессе производства, распределения и использования общественного продукта. Существенно увеличиваются расходы на социальные нужды и по вмешательству государства в экономику. Значительно возрастают прямые налоги, а в 70-90-е гг. XX в. - и косвенные налоги. После Второй мировой войны получают развитие все звенья системы финансов. Финансы "выходят" за рамки государственных (публичных) финансов. Резко возрастает роль государственного кредита. Через госбюджет перераспределяется значительная доля национального дохода. В этот период появляются принципиально новые формы в финансовых отношениях, например межгосударственный бюджет, значительны изменения в бюджетном устройстве и бюджетном процессе государств. Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: "разное назначение государства в различных общественных формациях и, собственно, различные функции государства и определяют разное содержание финансов отдельных общественно-экономических формаций".

2. Налоговые отношения древнерусского государства

Экономические отношения Древнерусского государства до настоящего времени мало исследованы. Минуя стадию рабовладения, Россия из первобытнообщинного строя сразу же вступает в феодальный. Уже образовано государство во главе с киевским князем, а родовая община все еще продолжает существовать. Община исключает рабовладельческую систему, но она же тормозит и развитие феодальных отношений. Натуральному способу ведения хозяйства соответствуют натуральные налоги и трудовые повинности. Основная форма налогов - дань. Рента-дань потреблялась князем и дружиной, а ее остатки продавались в Византию. Кроме дани, население должно было платить в пользу князя торговые и судебные пошлины, выполнять определенные трудовые повинности. Дань была двоякой - повоз и полюдье. Повоз привозили сами плательщики, а полюдье собиралось князем или его дружиной. В литературе по генезису финансов этого периода часто встречается собирательный термин, равнозначный налогу, - подать . Податью выступали и дань, и оброк, и урок. С Х в. начали возникать и развиваться княжеские хозяйства. К этому времени относится и возникновение денежных налогов в Древней Руси. К моменту распада древнерусского государства на отдельные княжества объектом обложения становится земля. Окладная единица во времена удельных княжеств не одинакова. Однако в большинстве княжеств за основу обложения принимается соха . Соха включала в себя определенный размер земельного участка, к которому приписывалось тяглое население, учитывалось также качество земли. Ответственность за полноту и своевременность уплаты подати несло хозяйство, включенное в соху. Внутри сохи действовал раскладочный принцип. В XII в. древнерусское государство распалось на 12 самостоятельных княжеств, и Киев перестал быть столицей единого Киевского княжества.
В ХIII в. развитие отечественной финансовой системы было приостановлено татаро-монгольским нашествием, которое нанесло Руси значительный материальный и политический урон. Татарскую дань должны были платить все. Это достигалось регулярными переписями населения (1245, 1257, 1273 гг.). Кроме дани, платимой деньгами, летописи называют некоторые виды повинностей - поставка воинов, ямская повинность, корм воинам и лошадям и др. Татарская дань составляла десятину со всего населения. Кроме того, князь Василий Ярославович возил в Орду дань по полугривне с сохи, состоявшей из двух работников, т. е. 80 гм серебра. Впоследствии право сбора налогов переходит к русским князьям.
С этого времени начинается формирование новой налоговой системы России. Следует отметить, что "этот период ничего не мог дать для развития экономических отношений и совершенствования финансовой системы, поскольку налоговая система была создана завоевателями во многом на опыте Киевской Руси и служила целям обогащения, и, следовательно, не могло быть речи о расширенном воспроизводстве, о развитии производительных сил, о влиянии государства на эти процессы".

3. Финансовые отношения в Московском государстве в XV-XVI вв.?

В XIV в. московский князь Иван Калита положил начало объединению русских земель. В 1521 г. этот процесс завершается. В этот период более 90% расходов государства составляют военные расходы: прежде всего это расходы по обороне рубежей, вызванные борьбой за освобождение от татаро-монгольского ига и за объединение русских княжеств в централизованное государство. Как уже отмечалось ранее, натуральное хозяйство и низкий уровень развития производительных сил выдвинули в качестве основного богатства землю. Расчеты со "служилыми людьми" производились землей, т. е. возникает так называемый поместный приказ, задача которого заключалась в точном распределении земельных участков сообразно занимаемой должности и своевременном возвращении участка в государственные руки по смерти "служилого человека". С образованием Московской Руси всеобщей окладной единицей становится соха. С 1490 по 1505 г. в государстве проводится посошная опись, в которой были учтены как земельные угодья, так и само население - тяглое и нетяглое; последнее обладало налоговым иммунитетом. Государство на основе писцовых книг определяло общую сумму налога по стране, которая потом распределялась по уездам, волостям и деревням. Определение величины налога на двор определялось по раскладочному принципу. В последнем учитывалось имущественное положение отдельных лиц. Размеры сохи в XIV-XV вв. менялись, и только во второй половине XVI в. законодательно были установлены размеры сохи как единой окладной единицы России. Денежные выплаты из казны стали производиться лишь с XVI в. казакам, охранявшим южные границы государства.
Развитие местных органов управления приводит к возникновению дополнительной системы платежей. При вступлении в должность местное население платило наместнику и волостелям "въезжие" и трижды в год "корм". За наместником сохранялось право вместо натурального "корма" требовать денежное содержание. В пользу наместника поступали и другие платежи, например "новорожденный убрус", или сбор с новобрачных, судебные пошлины и др. Платежи населения по системе кормления производились в дополнение к централизованным платежам.
Государственные доходы и расходы не отделяются от доходов и расходов Великого князя. "Государь рассматривался не как глава государства, а как вотчинник; оттого доходы князя не отделялись от доходов, служивших для удовлетворения государственных нужд". Доходы государство получало деньгами и натурой. Натурой поступали хлеб, воск, лошади, меха и др. Наибольшее значение имели меха - ясак.
Косвенное обложение зарождается в России на рубеже XV-XVI вв.: возникают государственные регалии, трактирные сборы, растут пошлины - свидетельство расширения товарно-денежных отношений как закономерного явления в условиях увеличения городского населения и роста крупных земледельческих хозяйств. С целью увеличения доходов казны вводится монополия на продажу хлеба, пеньки, ревеня, меда и т. д. Казна скупала ряд товаров русского внутреннего рынка по твердым ценам для перепродажи по более высоким за границу. В то время был запрещен вывоз из страны денег, золотых и серебряных изделий.
По уложению с вотчин и поместий (1555 г.) служилым людям были установлены земельные наделы в зависимости от родовитости и чина по службе. Впервые было установлено и постоянное денежное жалованье - сверх земельных наделов. В этот же период появляются новые налоги - пищальные и ямчужные деньги, связанные с необходимостью вооружения стрелецких полков. В денежной форме взимался налог на городовое и засчетное дело. Во всей России вводится ратная повинность. Однако некоторые категории населения могли вносить вместо нее денежные суммы.
Важно заметить, что хотя основной формой налогов в XV-XVI вв. остаются натуральные налоги, все большее значение приобретают денежные налоги, но это не общая тенденция - касается только отдельных местностей и групп тяглового населения.
Зарождение финансовой науки большинство исследователей относят к XV-XVI вв. И если в Европе сочинения Ж. Бодена "Шесть книг о республике" выходит в свет в 1577 г. на французском языке, а в 1586 г. появляется труд по финансам на латинском языке, то в этот же период в России И . Пересветов в своих трудах дает рекомендации Ивану Грозному, как увеличить доходы казны. И, таким образом, мнение, что финансы в России появились позднее, чем в других странах, неправомерно.

4. Формирование элементов финансовой системы России

В первой четверти XVII в. налоговая система России сильно не изменилась: те же подати, сборы, регалии, доходы от государственных имуществ, операции с денежными знаками, займы. Посадские люди платили оброки по душам и по промыслам (по угодьям, если занимались бортничеством, огородничеством и т. д.). В это время создается перечень форм получения доходов от сдачи государственного имущества в аренду. Помещики могли платить подать за своих крестьян. Однако закон их к этому не обязывал.
Сбор податей проводился старостой и целовальниками, которые за свою деятельность не получали никакой платы или льгот, в то время как староста освобождался от податей и пошлин. Кроме податей, в России в это время существовала система личных повинностей: рекрутская, ямская, повинность дел городового, мостовщина, повинность содержания государевых лошадей и др. Денежная часть от ратной повинности поступала в казну. Денежный характер в основном носили многочисленные сборы, куда включались таможенные пошлины (внутренние, внешние, транзитные), судебные издержки, платежи должностным лицам, все чрезвычайные взносы. Внутренние пошлины как источник государственных доходов просуществовали в России до 1753 г. Из-за неразвитости торговых связей внешние пошлины в XVII в. не играли большой роли в доходах казны, они назывались еще заставными и были шести видов: мыт, побережное, отвод, шестовина, перевоз, мостовщина. Транзитная пошлина не получила в России большого распространения.
В XVII в. в России были известны следующие регалии: винная, соляная, ямчужная, монетная, звериная, почтовая, регалия поташная и смольчужная, регалия ревеня. Винная регалия появилась в России в XV в.
При Иване IV делаются попытки пополнить казну за счет займов. Существенным источником пополнения казны была политика конфискаций.
Таким образом, все классы и группы населения страны участвуют в формировании доходов государства. И это уже не случайные подати и налоги, а стройная система, охватывающая все слои населения. Притом была установлена единая налоговая система с учетом особенности формирования доходов в разных регионах страны и у разных групп населения.
Создание единого государства способствовало усилению роли торговли и выделению торгового капитала, зарождению капиталистических отношений в недрах феодализма XVII в. В XVII в. в России формируется финансовая система, основную часть налогов которой составляют денежные, причем доля косвенных в общем объеме доходов в 2,3 раза выше, чем прямых (в 1680 г. на долю косвенных приходилось 56% всех доходов государства, а на долю прямых - 24,6%). В это время в России не было единого органа, который ведал бы доходами и расходами государства. Почти все приказы имели закрепленные за ними доходные источники для осуществления своих функций.
Большой интерес представляют работы Ю. Крижанича , И. Кошихина , А. Ордын-Нащокина , живших на Руси в XVII в. Ю. Крижанич считал, что увеличение доходов казны за счет обеднения населения приводит в конечном счете к обеднению государства.

5. Петровские преобразования финансовой системы

Экономическое развитие России второй половины XVII в. создало условия для реформаторской деятельности Петра I: зарождается мануфактурное производство, развиваются города, расширяются торговые связи между отдельными регионами страны, укрепляются товарно-денежные отношения, основанные уже на денежной налоговой системе. Силами государственной власти не только обеспечивались благоприятные условия для развития промышленности и торговли, но и создавались новые отрасли производства. Роль Петра I в экономическом и социальном преобразовании России трудно переоценить. Постоянные войны за расширение и укрепление границ требовали денег во все возрастающих масштабах, поэтому появляются в этот период такие новые налоги, как корабельный, драгунский и др. В петровской России получает развитие прямое обложение. С 1704 г. вводятся следующие сборы: хомутный, шапочный, с бороды; вводится ряд налогов на купцов и ремесленников: налог с мельниц, с заводов и фабрик, с постоялых дворов, с наемных углов, на заготовление амуниции и пр. Особенно тяжелы были налоги, связанные со строительством Петербурга и организацией морского флота. Для строительства крепостей на большинство российских губерний налагалась натуральная трудовая повинность. С 1704 г. губернаторы обязаны были посылать в Петербург 40 тыс. человек ежегодно, многие из которых, не выдержав изнурительного труда, полуголодного существования и непривычных климатических условий, умирали. За время царствования Петра I и воздвижения новой столицы население всей России уменьшилось в четыре раза.
Денежные налоги в эпоху Петра I резко возросли и были многочисленны. Особенно тяжел был налоговый пресс для народов Поволжья и Приуралья: на них было возложено 72 налога. Кроме того, 25% всего взрослого населения этих народов несли повинность по охране, заготовке и подвозу корабельного леса.
Дальнейшее развитие получили косвенные налоги - пошлины, монополии, регалии. К монополиям на водку, поташ, смолу, ревень добавляются монополии на соль, деготь, икру, игральные приспособления. При этом широко используется метод откупов. Значительный доход приносила система конфискаций и штрафов. Как доходный источник используется монетная монополия: даже пушки и колокола шли на производство монет.
Основной расходной статьей были военные расходы. В 1711 г. завершается реорганизация армии, она стала регулярной. Были определены численный состав и норма расхода на каждый полк, установлен размер оклада офицерам. Третья часть офицерского состава состояла из иностранцев, которым жалованье назначалось вдвое больше, чем русским.
Разрыв между доходами и расходами породил ряд проектов по реорганизации податного обложения, что привело к значительному росту прямых доходов и сокращению косвенных. Однако новая подушная система обложения так же, как и предшествующие посошная и подворная, не учитывала имущественного состояния налогоплательщиков - общее свойство всех личных налогов.

6. Финансовая мысль России в XVIII-XIX вв.

Крупный теоретик финансов начала XVIII в. И. Посошков в 1734 г. писал самому Петру I, что нетрудно наполнить царскую казну, но "великое и многотрудное дело народ весь обогатить": необходимо, чтобы финансовые реформы обеспечивали подъем общего уровня народного благосостояния. Основная его работа "Книга о скудности и богатстве" написана в 72-летнем возрасте. При взимании недоимок надо, по мнению И. Посошкова , не разорять неплательщика, а взять с него письменное обязательство о сроках платежа. Если при этом недоимщик просит отсрочку, то надо ее дать, взимая с него дополнительный процент. И. Посошков предлагал установить твердые тарифы за ведение дел и запрещал всякие другие поборы, предусматривая штраф с того, кто берет сверх тарифа, и с того, кто дает, а деньги эти должны поступать в казну. "О практическом внедрении тех или иных идей Посошкова нет подтвержденных данных, однако многие мероприятия Петра и его помощников буквально соответствуют идеям Посошкова".
За период 1740-1750 гг. П. Ягужинский и П. Шувалов подали правительству более двадцати различных проектов по улучшению финансов. В 1766 г. было премировано Вольным экономическим обществом сочинение А. Поленова "О крепостном состоянии крестьян в России", в котором дан критический анализ действующей в России налоговой системы. К ХVШ в. относится появление термина "финансы", в научный оборот его ввел первый русский профессор права Московского университета С. Десницкий. Финансы, по С. Десницкому, - это две части:

  • издержки государства,
  • доходы оного, т. е. совокупность доходов и расходов государства.

В 1802 г. по идее С. Десницкого учреждается Министерство финансов.
В развитии финансовой науки в России следует также отметить и заслуги М. Сперанского - ближайшего советника императора Александра I. В 1809 г. им был предложен проект реформ "Введение к Уложению государственных законов", иногда этот проект еще называют Конституцией. Император Александр I одобрил план М. Сперанского, но не решился на осуществление реформ. В рамках этой работы М. Сперанского был осуществлен ряд мер, направленных на оздоровление финансов начала XIX в. Крупнейшим экономистом начала XIX в. был Н. Мордвинов, который не столько критикует действовавшую в то время налоговую систему, сколько дает четкие рекомендации, как обеспечить устойчивость государственных доходов, предлагает по сути дела внедрение буржуазных принципов налогообложения: налоги должны взиматься с доходов от капитала, и размер налога должен соответствовать уровню дохода.
Долгое время неизвестным оставался такой труд как "Опыт теории налогов" Н. Тургенева, способный оказать сильное влияние даже и на европейскую финансовую науку.
Следует отметить, что особенностью развития финансовой науки в России является отсутствие преемственности, отсутствие русской школы финансов вплоть до второй четверти XIX в.
С 1835 г. в университетах России стали преподавать курс финансового права, т. е. финансы к этому времени выделились из политической экономии как самостоятельная наука.
После отмены в 1861 г. крепостного права производительные силы общества получили дополнительный импульс к ускоренному развитию. Подъем промышленного производства, расширение торговли и в целом бурно развивающийся капитализм способствовали дальнейшему совершенствованию финансовой науки и практики. В этот период следует отметить работы М . Боголепова , И. Янжула , Н. Фридмана , С. Витте .

1. Доходные источники и финансовые затраты Российского государства в X-XVII веках. 2. Финансовое хозяйство Российской империи в период с начала XVIII века до 1861 года. 3. Законодательное регулирование государственных доходов и расходов на рубеже XIX-XX веков. 4. Система государственных доходов и расходов в период годов. 5. Особенности формирования современной финансовой системы Российской Федерации.




Основными источниками государственных доходов в IV веке, равно как и на протяжении следующих столетий, являлись налоги. Дань взималась и в период татаро-монгольского ига в пользу ор­дынских ханов, но несколько других видов: с ремесленников и куп­цов - тамга, с землевладельцев - кадлан. Дань взималась и в период татаро-монгольского ига в пользу ор­дынских ханов, но несколько других видов: с ремесленников и куп­цов - тамга, с землевладельцев - кадлан. Дань взималась двумя способами: по возом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами издили за нею. С XI века князья вместо себя посылают для сбора дани специальных денщиков. Единицами обложения были дым (двор) и рало (плуг), но обе эти единицы означают в сущности одно и то же: участок земли, обрабатываемый силами одного домохозяина. Предметы, которыми взималась дань в Древнерусском государстве, были сырые продук­ты: мед, шкуры пушных зверей, зерновой хлеб, лен, домашние жи­вотные и т. д. Дань взималась двумя способами: по возом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами издили за нею. С XI века князья вместо себя посылают для сбора дани специальных денщиков. Единицами обложения были дым (двор) и рало (плуг), но обе эти единицы означают в сущности одно и то же: участок земли, обрабатываемый силами одного домохозяина. Предметы, которыми взималась дань в Древнерусском государстве, были сырые продук­ты: мед, шкуры пушных зверей, зерновой хлеб, лен, домашние жи­вотные и т. д.


Пошлины - косвенные налоги, устанавливались первоначально в целях благоустройства. Так, вес и мера взимались для покрытия расходов при взвешивании и измерении товаров в интересах торгов­ли, мыт и перевоз - за предоставление средств или помощи со сто­роны государства при перевозке товаров чериз реку и волоки, корм чита - пошлина с содержателей корчем, гостиная дань и торговое -пошлина за предоставление купцам мест для склада товаров и за ус­тройство рынков. Штрафы (виры) взимались за совершение уголовных преступле­ний. Например, Русская Правда содержит нормы, на основании ко­торых при рассмотрении уголовных дел по всем видам преступлений в казну поступало 12 гривен, а при вынесении судом оправдатель­ного приговора истец и ответчик уплачивали по 1 гривне. Повинности устанавливались преимущественно для целей воен­ного управления, а именно: по воз - обеспечение средств передви­жения для военных дружин, для княжеских денщиков и гонцов; градоделание - постройка и поправка укреплений всей волостью, постройка и починка мостов и т. д.


В XIII веке в ризультате укрепления власти Московского князя дань принимает форму подати. Единицей налогообложения стано­вится соха, которая означала не поземельную меру, а условную еди­ницу измерения всякого имущества. В этот период в России начи­нает складываться система посошного обложения. В посошную подать входил поземельный, по дворовой и промыс­ловый налоги. Так, в отношении к земле соха включала в себя: хорошей земли 800 четвертей, средней 1000, худой В го­родах соха включала в себя определенное число дворов: «лучших» 40, «средних» 80, «молодчик» 160, «бобыльских» 960. Отно­сительно промыслов, например, «из» (рыболовная перегородка в реке) приравнивался к сохе и т. д.


В 1480 году Иван III фактически заново начал создавать финан­совую систему России. Все население делилось на тяглое и не тяглое. К нетяглому населению, то есть обладавшему налоговым иммуните­том, относились первоначально духовенство, служилые люди всех чинов и купцы, как русские, так и иностранцы. В случае купли или получения в дар черных земель в данную категорию попадали мо­ настыри и церкви. Черными землями и людьми назывались те, ко­торые были занесены в податные книги - очерненные.


Развитие местных органов управления приводит к возникновению дополнительной системы платежей. Государственное управление на местах осуществляли наместники и волостели из числа потомствен­ных бояр, права которых регулировались жалованными грамотами. При вступлении их в должность местное население должно было заплатить «въизжие» и регулярно, трижды в год - «корм». За намес­тником сохранялось право вместо натурального «корма» требовать денежное содержание. Наместник также получал с населения судеб­ные пошлины за производство суда.


С конца XIV века произвол в установлении размеров поборов с населения начинает ограничиваться уставными грамотами - «кормленщик получает доходный список с книг, как ему корм и всякие пошлины собирать, а населению предоставлено право челобиться на злоупотребления наместников». В целом платежи с населения по системе кормлений производились в дополнение к централизован­ным податям. Основными расходными статьями царской казны X-XVII веков, равно как и следующих столетий, следует назвать затраты на содер­жание армии, государственного аппарата, царского двора.


Первоначально военные расходы, а также расходы центральных органов власти осуществлялись в натуральной форме, поскольку ос­новные доходы поступали в государственную казну также в виде ме­хов, продовольствия, скота и т. д. После освобождения от татарского ига, образования централизо­ванного государства, а также создания относительно устойчивой де­нежной системы военные и другие расходы государства постепенно стали приобретать денежную форму. Стройная система управления финансами в государстве Россий­ском отсутствовала довольно долго, а существовавшая была весьма сложна и запутанна. Сбором налогов и пошлин занимались Печат­ный, Стрелецкий, Ямской и Посольский приказы. Несколько упро­стить эту систему попытался царь Алексей Михайлович. В 1655 году был создан Счетный приказ, ведающий сбором податей. Он занялся проверкой финансовой деятельности других приказов, анализом приходных и расходных книг, что позволило довольно точно опре­делить структуру бюджета Российского государства того периода.



Государственный бюджет (оклад) XVII века формировался из прямых и косвенных сборов, другими словами из «окладных и неокладных доходов». К прямым сборам, составляющим до 40 % всех доходов государственной казны, относились стрелецкая подать (на содержание стрельцов), оклады, оброчные деньги и т. д. «Неокладные доходы» составляли около 60 % средств, поступавших в государственную казну, и в основном складывались из различных государственных и судебных пошлин. Доходы государственного бюджета 1680 года составляли руб., за счет прямых налогов получено,5 руб. (44 %), за счет косвенных,6 руб. (53,3 %). Оставшиеся 2,7 % давали чриз­вычайные сборы и прочие доходы. Расходы бюджета составляли рубля.


С целью упрощения сложной системы налогообложения в годах была проведена налоговая реформа. В ризультате осущест­вленных преобразований изменяется система прямых налогов - по­ земельное обложение заменяется подворным, сборы определяются не «с сохи», как было принято прежде, а «с дворового числа».



Гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, печей, плавных су­дов, арбузов, орехов, продажи съестного, ледокольный налог, знаме­нитый налог на усы и бороды, а также на церковные верования - раскольники- староверы были обязаны уплачивать двойную подать.


Первостепенное значение в расширении числа доходных источ­ников имела реформа монетного дела, проведенная Петром I в 1700 году. В ризультате проведенных преобразований чеканка монет снова становится государственной монополией и одним из основных источников дохода казны.




Из всего вышесказанного видно, что система налогов - основной вид источников дохода - в начале XVIII века была сложной и тре­бовала упорядочения. С этой целью, а также для контроля за всей финансовой системой Петром I были созданы центральные органы государственного управления - коллегии.






Таким образом, сформировавшаяся к XVIII веку громоздкая и дорогостоящая налоговая система была заменена относительно про­стой системой подушного обложения. Как и предшествующие посошная и подворная системы, новая система прямого обложения не учитывала имущественного состояния (что является общим свой­ством всех личных налогов).




«По некоторым подсчетам, за 34 года царствования Екатерины II расходы на внутреннее управление увеличились в 5,8 раза, на ар­ мию - в 2,6 раза, содержание двора -5,3 раза». Общая сумма рас­ходов государственного бюджета увеличилась более чем в 4,5 раза и составила более 78 млн руб.


«88 %...на армию и государственный ап­парат, 11 % на содержание двора и лишь 1 % направлялся на просве­щение, здравоохранение и благотворительность». В ризультате в 1796 году государственный бюджет содержал следующие расходные статьи: В течение первого десятилетия XIX века состояние финансовой системы царской России стало еще более плачевным. Бюджет испол­нялся с дефицитом. С 1801 по 1809 год было израсходовано сверх сметы 390 млн.руб.


Начало XIX века тесно связано с государственными преобразова­ниями эпохи царствования Александра I () и с именем выдающегося ученого, подлинного реформатора Российского госу­ дарственного устройства Михаила Михайловича Сперанского.


Тяжелое финансовое положение России в начале XIX века побу­дило императора Александра I привлечь к решению мало знакомых ему финансовых проблем М.М. Сперанского, который был прекрас­но осведомлен о состоянии финансов в России. Предусматривая коренным образом изменить всю налоговую си­стему России, М.М.Сперанский предлагал заменить оброчную по­дать на поземельную, все городские подати, кроме подушных, «уч­реждать согласно оценке недвижимого имущества».


В 1810 году Сперанским была подготовлена записка Александру I под названием «План финансов», в которой первостепенное значе­ние он уделял изменению законодательной базы. В «Плане финансов» им были четко сформулированы финансо­во- правовые проблемы, а также пути их решения. Он предлагал: - обеспечить гласность в утверждении и исполнении бюджета; - предоставить бюджету силу закона; - установить принцип рационального расходования государ­ ственных средств и учреждать расходы по «приходам»; - увеличить доходы путем упорядочения существовавших и ус­ тановления новых налогов; -провести реформу денежной системы государства, изъяв ассигнации из обращения с одновременной ликвидацией ассигнационных банков, взамен воздав банки, выпускавшие бы толь­ко кредитный деньги». В «Плане финансов» им были четко сформулированы финансо­во- правовые проблемы, а также пути их решения. Он предлагал: - обеспечить гласность в утверждении и исполнении бюджета; - предоставить бюджету силу закона; - установить принцип рационального расходования государ­ ственных средств и учреждать расходы по «приходам»; - увеличить доходы путем упорядочения существовавших и ус­ тановления новых налогов; -провести реформу денежной системы государства, изъяв ассигнации из обращения с одновременной ликвидацией ассигнационных банков, взамен воздав банки, выпускавшие бы толь­ко кредитный деньги».


В «Плане финансов» М. М. Сперанский предлагал классифици­ровать государственные доходы по двум основаниям. По источникам их получения предлагалось разделить государствен­ные доходы на три вида: 1. Подвиги и налоги. 2. Доходы от казенных капиталов, которые в свою очередь вклю­ чали: - доходы от капиталов, которые использовались на обработку руды, солей, на рыбную ловлю и охоту; - доходы от капиталов, которые употреблялись на содержание общественных заведений; - доходы от капиталов, которые использовались в промышлен­ ности и торговле. 3. Доходы от использования государственной собственности. По источникам их получения предлагалось разделить государствен­ные доходы на три вида: 1. Подвиги и налоги. 2. Доходы от казенных капиталов, которые в свою очередь вклю­ чали: - доходы от капиталов, которые использовались на обработку руды, солей, на рыбную ловлю и охоту; - доходы от капиталов, которые употреблялись на содержание общественных заведений; - доходы от капиталов, которые использовались в промышлен­ ности и торговле. 3. Доходы от использования государственной собственности.


Второе основание «пространство их употребления». В со­ответствии с этим они делились на: 1. общие доходы - установленные для общих государственных расходов (например, подушная подать); 2. частные доходы - отнесенные к определенным источникам расходов (например, сбор с судоходства на содержание каналов); 3. обыкновенные доходы - к их числу М. М. Сперанский относил доходы, «коих действие не прерывается случайными какими-либо происшествиями и коих употребление относится к нуждам постоян­ным»; 4. чризвычайные доходы - доходные источники, поступающие в государственную казну непродолжительное время и в случае край­ней необходимости. Примером чризвычайных доходов М. М. Спе­ранский называл ассигнации. Второе основание «пространство их употребления». В со­ответствии с этим они делились на: 1. общие доходы - установленные для общих государственных расходов (например, подушная подать); 2. частные доходы - отнесенные к определенным источникам расходов (например, сбор с судоходства на содержание каналов); 3. обыкновенные доходы - к их числу М. М. Сперанский относил доходы, «коих действие не прерывается случайными какими-либо происшествиями и коих употребление относится к нуждам постоян­ным»; 4. чризвычайные доходы - доходные источники, поступающие в государственную казну непродолжительное время и в случае край­ней необходимости. Примером чризвычайных доходов М. М. Спе­ранский называл ассигнации. М. М. Сперанский был одним из первых, кто сформулировал оставшиеся неизменными и в настоящее время принципы введения доходных статей в государственный бюджет.



В истории XIX века важнейшим событием является отмена крепостного права. Развитие товарно-денежных отношений диктовало необходимость замены натуральных налогов и повинностей денежными налогами. Отмена крепостного права привела не только к появлению «неналоговых» выкупных платежей, но и к изменениям в налоговой системе. В общем ряду реформ 6080 годов XIX века, проведенных при Александре II, существенную роль сыграла финансовая реформа. В общем ряду реформ 6080 годов XIX века, проведенных при Александре II, существенную роль сыграла финансовая реформа.


Одним из предполагаемых ризультатов реформирования являлось упорядочение государственных финансов. Существовавший порядок учета расходов и доходов, а именно отсутствие единого общегосудар­ственного бюджета, не обеспечивал аккумуляцию средств в руках правительства, вследствие чего контроль за расходованием средств практически отсутствовал.


В 1862 году была проведена бюджетная реформа, которая служила основанием ужесточения контроля за расходованием средств государственного бюджета. С этого времени роспись государственных доходов и расходов стала публиковаться в печати, то есть бюджет становится гласным, а все доходы государства концентрируются на счетах Государственного казначейства.


В конце XIX века основным источником доходной части царско­го бюджета оставались налоги, поступления от которых составляли 75 % доходов бюджета. В конце XIX века в царской России «кроме «обыкновенного» су­ществовал еще и «чризвычайный» бюджет, предусматривавший чриз­вычайные военные расходы, расходы по строительству и переустрой­ству желизных дорог». Однако доходных источников обоих бюджетов не хватало на финансирование военных расходов государ­ства, поэтому дефицит покрывался за счет внутренних и внешних займов. В ризультате к расходным статьям государственного бюдже­та добавлялась оплата процентов по государственным долгам, кото­рые неуклонно возрастали.


Налоговая система России конца XIX - начала XX века характе­ризуется превалированием роли косвенного обложения в формиро­вании доходной части бюджета. Государственный бюджет России строился на общих с европейскими странами принципах, то есть не включал в себя местные бюджеты, а делился на обыкновенный и чриз­ вычайный. Доходы обыкновенного бюджета подразделялись на следу­ющие группы: - прямые налоги; - косвенные налоги; - пошлины; - правительственные регалии; - казенные имущества и капиталы; - выкупные платежи (отмененные в 1905 году); - возмещение расходов государственного казначейства (сюда включались поступления в счет ранее выданных ссуд) и про­чие доходы.


Наиболее многочисленную группу составляли прямые налоги, которые делились на пять групп: 1. Налоги и сборы с недвижимых имуществ: государственный поземельный налог; налог с недвижимых имуществ в городах и посадских местах; сбор с недвижимых имуществ в пригород­ных местностях Санкт-Петербурга на содержание полиции; поземельная подать с колонистов; государственная оброчная подать в губерниях Сибири; денежный сбор с ясачных вогулов Пермской губернии, и т. д. 2. Налоги с торговли и промышленности: государственный промысловый налог; особые сборы с торговли и промышленнос­ти. 3. Налоги с денежных капиталов: сбор с доходов от денежных капиталов; сбор со специальных текущих счетов. 4. Подати и личные налоги: подушные и душевая оброчные по­дати в некоторых местностях Сибири; подушные подати с евреев-землевладельцев; подать со скота у киргизов Внутренней орды; кибиточная подать; ясак с кочевых и бродячих инород­цев; ярмарочный сбор в Нижнем Новгороде, и т.д. 5. Государственный квартирный налог. Рассмотрев список прямых налогов, можно сделать вывод о том, что отсутствовал какой-либо единый принцип, на котором была бы построена система прямых налогов. В ней одновременно присутство­вали не только реальные и личные налоги; но и такие архаичные их формы, как оброк, ясак.


В 1875 году был введен поземельный налог, ставки по которому были дифференицированы по губерниям и колебались от 0,25 коп. (Архангельская губерния) до 17 коп. (Подольская губерния) с деся­ тины удобной земли и леса. Губернские земские собрания распреде­ляли налог между уиздами, а последние - между плательщиками. Налог с недвижимых имуществ был установлен в 1863 году вза­мен подушной подати с мещан. Он исчислялся в размере 6 % со сред­ него чистого дохода. Средний доход определялся на основании ка­дастров. Городские поселения делились на 6 групп, для каждой из которых применялись по 4-5 видов ставок. Объектом обложения выступали доходы от сдачи внаем помещений под жилье и торгово-промышленные заведения.


Промысловое обложение было введено в России в 1824 году, а в 1885 году были введены дополнительные процентный и раскладоч­ный сборы в зависимости от уровня доходности. Основной промысловый налог на личные занятия взимался либо в твердых суммах, либо в процентах с каждых 100 рублей дохо­да. Применение той или иной системы взимания зависело от рода занятий и должности. Система взимания оговаривалась законом. Государственный промысловый налог Дополнительный промысловый налог взимался при выдаче промысловых свидетельств акционерным обществам и частным предприятиям. Оба типа предприятий платили процентный сбор с прибыли при условии, что отношение чистой прибыли к основному капиталу превышает 3 %.


Плательщиками подушной и личной податей выступали крестьяне ряда местностей Сибири, проживающие на государственных землях. К этой группе причисляли крестьян из ссыльных и всех инородцев. Сумма налога на душу населения превышала 3-5 руб., причем она могла значительно возрастать в связи с раскладочным принципом взимания. Объектами обложения коренного населения Средней Азии, Се­ верного Кавказа выступали скот либо их жилища. Коренное населе­ ние Сибири платило ясак шкурами зверей либо деньгами. Таким образом, система прямого обложения отличалась разнообразием, где, как правило, не учитывался уровень доходности объектов обложения. В лучшем случае за основу обложения при­нималась нормативная доходность.


Косвенные налоги - питейный доход; - табачный доход; - сахарный доход; - нефтяной доход; - спичечный доход; - таможенные пошлины. Одним из основных налоговых источников, поступления от ко­торого составляли 40 % доходной части государственного бюджета, являлся «питейный сбор», или винный откуп. В 1863 году винные откупы были упразднены и введена свобод­ная торговля водкой с уплатой акцизного сбора в казну. Также был упразднен соляной налог; подушная подать заменена на поземель­ный налог.


В период русско-японской войны () на вооружение армии, строительство флота были полностью израсходованы неприкосновенные запасы военного и морского ведомств, которые составляли более чем 2,6 млрд руб. Непомерные военные расходы, а также затраты на «подавление революции» послужили причиной возникновения угрозы прекраще­ния обмена кредитных билетов на золото, что в свою очередь озна­ чало финансовое банкротство России. Для выхода из создавшегося положения, в 1906 году Россия была вынуждена обратиться к пра­вительству Франции с просьбой предоставить большой внешний заем почти в 800 млн руб.


Крупные бюджетные ассигнования направлялись на содержание императорского двора. Императору и его семье ежегодно выделялось 11 млн руб., несмотря на то, что «только земельные владения царс­кой семьи оценивались в 100 млн рублей, в 160 млн рублей - драго­ценности семьи Романовых, собранные ими за 300 лет царствования. Царь получал также проценты с капиталов, находившихся в ряде английских и немецких банков». Ежегодный доход, императора превышал 20 млн рублей. Каждый новорожденный член императорской семьи, а также каждая княжна при вступлении в брак получали сумму в 1 млн рублей, каждый совершеннолетний великий князь ежегодно получал по 200 тыс. руб.


Особого внимания заслуживает тот факт, что Государственная дума не имела никаких прав обсуждать данную статью расходов го­ сударственного бюджета, равно как и ассигнования на платежи по государственному долгу страны и по другим принятым на себя госу­ дарством обязательствам. Не менее значительной расходной статьей государственного бюд­ жета следует назвать перечисление средств церкви в форме дотаций, так как она финансировалась государством. Некоторые средства из государственного бюджета были затраче­ны на так называемое «землеустройство».


После революции 1905 года во избежание увеличения количества малоземельных крестьян пра­вительство старалось переселить их из густонаселенных центральных районов России на ее окраины. Расходы на оказание финансовой по­мощи переселенцам по сметам Главного управления землеустройства и земледелия возрастали, а реально оказанная помощь крестьянам была ничтожной. Еще худшие условия существования ждали переселенцев в новых районах. Отсутствие больниц, школ, какой-либо правительственной помощи заставило большинство крестьян вернуться на родину. В 1911 году их число составило 61 % от всех переселенцев. В ризультате «в сме­тах Переселенческого управления появилась новая графа - «Расходы на обратный переизд переселенцев на старые места».


Таким образом, рост административных и военных расходов в начале XX века послужил основанием для значительного увеличения государственного долга России, который к 1914 году уже составлял 10,5 млрд. рублей. Мировая война, в которую Россия вступила 1 сентября 1914 года, самым губительным образом сказалась на финансовом благополучии государства. Ризко возросла бумажно-денежная эмиссия, соответ­ственно усилились темпы инфляции, покупательная способность рубля падала, уменьшался и золотой запас России, которым она обеспечивала внешние займы.


Одновременно с этим доходы государственного бюджета неумо­лимо сокращались. «Запрещение продажи казенного вина с началом войны, а затем полное запрещение виноторговли привело к ликви­дации самой большой статьи доходов бюджета, составляющей 25 %, или до 1/4, всего бюджета страны». В итоге, доходная часть государственного бюджета в 1916 году выглядела следующим образом: «Налоги и сборы -49,9 %; Желизные дороги - 29,5 %; Прочие государственные имущества и предприятия - 11,2 %; Казенная винная монополия -1,6%; Прочие доходы - 7,8 %».

Во главе Московского великого княжества стоял Иван III Васильевич, в 1492 году впервые названные «Государем и самодержцем всея Руси».

Со времен Киевской Руси слово «государь» обозначало человека властного, но распространялось на все слои общества, включая и главу семьи, крепкого хозяина, господаря, землевладельца. С середины XIV века слово «государь» начали использовать для титулования носителей верховной власти. Великие князья всегда были крупными землевладельцами и рачительными хозяевами, а следовательно – государями. С этим титулом постепенно соединилось представление о неограниченности власти великого князя – государя. Со времени Ивана III великие московские князья начали считать себя самодержавными правителями, властителями по Божьему соизволению. Государями называли себя и российские цари, а с 1724 года «государь» стал кратким титулом императора России.

При Иване III Васильевиче одну из ведущих ролей в государстве начали играть дворяне, быстро превратившиеся в многочисленное сословие.

«Люди двора» упоминались в исторических источниках с начала XIII века. Этим словом обозначали людей, находившихся на содержании князей на княжеском, Государевом дворе и обязанных господину службой. Немного позже дворянами стали называть и слуг крупных бояр-вотчинников.

«Отчины» возникли в Х веке, как наследственно-семейная собственность князей, бояр, церкви. Вотчины делились на родовые, выслуженные и купленные, увеличивались за счет освоения или присоединения новых территорий, пожалований, обмена, купли. Владельцы вотчины обладали тарханными, «несудимыми» грамотами, по которым они судили, собирали налоги, обеспечивали порядок без права вмешательства княжеской власти.

За свою службу у князя или бояр-вотчинников дворяне получали поместья – землю в пожизненное пользование. Как государственная собственность, поместья не могли продаваться, но обычно оставлялись за родственниками погибшего или умершего помещика – при условии продолжения службы «конно, людно и оружно». Вскоре на одну вотчину приходились три поместья. Различия между поместьями и вотчинами постепенно стирались. Вотчины покупались, поместья дарились, как вотчины. Указ Петра Первого от 23 марта 1714 года юридически оформил слияние вотчины и поместья в имение, как «недвижимое имение – вотчина».

С XV века поместная усадьба имела специальную сторожевую башню – повалушу, деревянного трехэтажного сруба. Низ башни использовался как жилые и хозяйственные помещения. Верхние этажи, соединявшиеся с нижними через люки-западни, были приспособлены для боя. Юридической процедуры пожалованья дворянства с документальным подтверждением не существовало.

Войско Ивана III состояло из иррегулярной дворянской конницы, отрядов служилых князей и бояр, служилых казаков, пушкарей и пищальников, называемых «нарядом» и «посошной рати» – ополчения из крестьян и горожан. Главной частью войска стало поместное ополчение дворян и детей боярских. Войско делилось на пять полков – большой, правой руки, левой руки, передовой и сторожевой. В небольшие походы уходили три полка – большой, передовой и сторожевой.

Местное управление в Московском княжестве осуществлялось наместниками, назначавшимися великим князем. Наместники управляли, судили, собирали подати, имели свою администрацию и гарнизоны. Наместничья служба обычно являлась наградой, пенсией за военную службу князю. Главной обязанностью наместников был сбор даней и податей, выполнение различных княжеских поручений. Наместники следили за порядком, расследовали преступления – «душегубства, разбои и татьбу». Суд составлял один из главных источников дохода князя и наместника, подчиненных ему тиунов, приветчиков, доводчиков.

На злоупотребления наместников шли многочисленные жалобы. В 1497 году Судебник Ивана III ограничил судебные полномочия наместников, передав часть их полномочий представителям местного населения. За все виды судебной деятельности были установлены конкретные суммы пошлин. С середины XVI века наместников стали заменять воеводами.

12 ноября 1472 года Иван III женился во второй раз. Женой великого московского князя стала двадцатипятилетняя византийская царевна Софья Палеолог, племянница последнего императора Византии Константина, погибшего в 1453 году при захвате Константинополя турками.

Софья Палеолог никогда не была в Константинополе. Она всю жизнь прожила под покровительством папы в Риме. Женитьба на родственнице Палеологов значительно усиливала позиции Ивана III как внутри страны, так и за границей. Тридцатилетний великий князь и государь всея Руси, пока еще бывшей под властью Золотой Орды, становился преемником византийских императоров и единственным оставшимся православным правителем. Византийская карта в политической игре Московского государства за суверенитет стала одним из главных козырей гениального Ивана III, впервые в Северо-Восточной Руси создавшего огромное централизованное государство. Из Рима через Любек, Равель, Псков и Новгород византийская царевна прибыла в Москву.

Мнение многих исследователей, что именно с Софьей Палеолог на Русь пришли византийские коварство, интриги, изощренная двуличная политика, неверно. Политика князей Московского дома никогда не была простой и примитивной. Самый страшный хан Золотой Орды Узбек заявлял Ивану Калите, что очень хитрый и умный князь создавал могущественное государство, чтобы получить независимость от монгольской верховной власти. Судьба Москвы и Руси часто висела на волоске – волоске жизни ее великих князей. Если бы в споре за власть на русских землях победило бы Тверское княжество, то оно вывело бы Русь на Куликово поле намного раньше времени. Еще не родившееся Русское государство было бы тут же уничтожено беспощадным ударом могущественной тогда Золотой Орды. Москва выждала, собрала все силы и ударила насмерть. Если бы в 1453 году за константинопольскими стенами сидел Иван Калита, турецкому султану осаждать их было бы просто бесполезно. С середины XIV века многие государи пытались изучать методы и формы власти в Московском княжестве – для перенимания новых талантливых идей и обычного затем удара в спину. Получалось не очень. Выдающийся российский историк В. О. Ключевский однажды сгоряча назвал московских князей серыми посредственностями, неотличимыми друг от друга, впрочем, сразу же себя и опровергнув. Князья Московского дома, вошедшие в историю со звонкими именами Гордый, Красный, Храбрый, отчаянно работали над созданием российской государственности, часто от переутомления не доживая до сорока лет. Именно их труды позволили России пережить Ивана Грозного, сломавшего русский национальный характер, и Смутное время начала XVII века. Именно на основе их достижений Петр Великий, гениальный продолжатель и наследник дел Александра Невского, Ивана Калиты и Ивана Третьего, – создал великое государство.

Иван III прекрасно знал механизм власти двух исчезнувших империй – Византии и Золотой Орды. В 1474 году он купил вторую половину Ростовского княжества. Наступил черед Великого Новгорода.

Яжелбицкий договор 1456 года почти установил новые юридические нормы во взаимоотношениях Москвы и Новгорода, боярам которого уже не удавалось просто откупаться от москвичей. В Новгороде уже несколько лет действовал княжеский суд, принимавший жалобы обиженных новгородцев. Вече было лишено статуса высшей судебной инстанции. В городских документах уже часто ставили великокняжескую печать.

Иван III несколько лет готовился к решающей схватке с боярской республикой. Поводом к ее разгрому послужил Новгородско-литовский договор 1471 года, ставший попыткой Новгорода перейти под власть Великого княжества Литовского. Война продолжалась меньше двух месяцев. После разгрома новгородских войск в Шелонской битве стало окончательно ясно, что новгородский колосс держится на глиняных ногах. Народ давно перестал поддерживать зарвавшуюся новгородскую олигархию. Иван III казнил руководителей «литовской партии» и Новгород Коростынским договором 1471 года был почти присоединен к Москве. Тогда же Великая Пермь также была присоединена к государству Ивана III.