Упражнения по синтаксису для старших классов. Способы образования слов в русском языке. Тренировочные упражнения по синтаксису русского языка

Министерство образования и науки РФ Куйбышевский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» А. П. КОСТРИКИНА Современный русский язык Практикум по синтаксису Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое Дискурс. Чужая речь. Пунктуация Учебное пособие для студентов филологических факультетов госпедуниверситетов Куйбышев - 2011 ББК 81.411.2 -411.2-22-923 Печатается по решению К - 917 учебно-методического совета Куйбышевского филиала ГОУ ВПО «Новосибирский государ- ственный педагогический уни- верситет» Ответственный редактор кандидат филологических наук доцент Н.С. Уваров Рецензенты: кандидат филологических наук доцент Н.С. Уваров кандидат филологических наук доцент Т.Ф. Глебская Кострикина, А.П. К - 917 Современный русский язык. Практикум по синтаксису: учеб- ное пособие /А.П. Кострикина: под ред. Н.С. Уварова; КФ ГОУ ВПО «НГПУ». – Куйбышев: ГУПП «Барабинская типография», 2011. – 156с. Практическое пособие по синтаксису содержит упражнения и задания по синтаксису сложного предложения и близким ему темам, способствующие формированию у будущих учителей средней школы навыков самостоятельного анализа синтаксических явлений, умения правильно строить свою речь и постоянно повышать свою речевую культуру. А.П. Кострикина, 2011 КФ НГПУ, 2011 ПРЕДИСЛОВИЕ Глубокое изучение синтаксиса предполагает приобретение студентами умения самостоятельно разбираться во всем многообразии значения и структуры сложного предложения, сложного синтаксиче- ского целого, дискурса, чужой речи и пунктуации. Тщательный подбор упражнений, заданий и тестов позволяет обратить внимание студентов не только на широко распространенные явления синтаксиса, но и на явления довольно редкие, нетипичные, неоднозначно трактуемые в синтаксической науке. При этом автор рассчитывает на уже выработанные у студентов навыки самостоятель- ного сравнения, сопоставления и противопоставления языковых фак- тов для решения синтаксических задач, что способствует формирова- нию компетентной личности будущего учителя. Есть в сборнике и задания, рассчитанные на подбор и составление синтаксических еди- ниц, что позволит значительно интенсифицировать занятия. Рефери- рование и конспектирование извлечений из трудов известных лингви- стов позволит студентам легче сориентироваться в трудных и спорных вопросах сложного предложения. Автор стремился реализовать в пособии профессиональную направленность занятий по синтаксису не только в упражнениях и за- даниях, но и в подборе теоретической литературы. Практический материал распределен по тематическим разде- лам, что помогает студентам обратить внимание на основные типы и виды сложных синтаксических структур и их оригинальную интерпре- тацию. В каждом разделе содержатся контрольные вопросы, которые могут использоваться студентами при подготовке к экзамену. В сборник включены и некоторые упражнения на усвоение студентами основных принципов русской пунктуации и умение находить и объяснять пунктограммы. Заканчивается сборник перечнем вопросов к экзамену как ос- новному виду проверки знаний, приобретенных студентами в течение семестра. 3 СОДЕРЖАНИЕ I. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (СП) .............................. 5 Тема 1. Общая характеристика СП............................... 5 Тема 2. Порядок слов и актуальное членение СП... 11 Тема 3. Сложносочиненное предложение (ССП) ...... 13 Тема 4. Сложноподчиненное предложение (СПП) 301 Тема 5. Бессоюзное сложное предложение (БСП) ..... 58 Тема 6. Синкретичные СП (СП переходного типа) . 66 Тема 7. Полиномные СП................................................ 70 Тема 8. Период как особый вид полиномных СП.... 77 Тема 9. Закрепление пройденного............................... 81 II. КОНФОРМАТЫ........................................................... 94 III. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1 .................... 99 IV. СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ................ АБЗАЦ И ДИСКУРС............................................... 103 Тема 1. ССЦ и абзац..................................................... 103 Тема 2. Дискурс........................................................... 110 Y. ЧУЖАЯ РЕЧЬ............................................................. 122 YI. ПУНКТУАЦИЯ........................................................... 137 YII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2 .................. 148 YIII. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.................. 153 4 I. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (СП) Тема 1. Общая характеристика СП Упражнение 1. Ответить на вопросы. Ответы подкреплять при- мерами. 1. Дать определение СП. 2. Что объединяет простые и сложные предложения? 3. В чем принципиальное различие между простым и сложным предложе- нием? Почему термин «СП» нуждается в замене? 4. Что обозначают термины «полипредикативность» и «полипропозитив- ность» СП? 5. Может ли СП быть монопропозитивным? Что значит «модус» и «диктум» в СП? 6. Какие СП можно назвать биномными, а какие – полиномными? 7. Что такое грамматическое значение СП? 8. Каков характер интонации в СП? 9. Какое определение можно дать структурной схеме СП? 10. Раскрыть сущность понятия «парадигма СП». Каково, по мнению лингвистов, предельное количество форм в парадигме СП? 11. Какие функции выполняет СП как функционально-коммуникативная единица? Как СП реализует интенцию (конечную цель, коммуника- тивное задание) автора? Задание 1. Сопоставить предложения левого и правого столбцов. Построить их схемы. Объяснить структурное различие между простым и сложным предложением. Красота-то приглядится скоро Красота-то приглядится скоро, и и пройдет вместе с молодостью пройдет она вместе с молодостью. (В. Соловьев). Образцы схем: и,и 5 1. Подул ветерок и тихо прошумел Подул ветерок, и тихо прошумели в верхушках деревьев (А. Серги- верхушки деревьев. евский). 2. Счастье, как сон мгновенный, Счастье мелькнуло и пропало, как мелькнуло и пропало (В. Соло- мелькает и пропадает мгновенный вьев). сон. 3. У двери он сложил руки перед У двери он сложил руки перед грудью, как будто собираясь грудью, как будто он собирался молиться (Б. Лавренев). молиться. 4. За избами слабо синел засне- За избами слабо синел заснежен- женный лес, похожий на упа - ный лес, который был похож на вшую тучу (Г. Березко). упавшую тучу. 5 Солдаты (некоторые из них Солдаты бегали, перекликались, были без гимнастерок) бегали, некоторые из них были без гимна- перекликались (Э. Казакевич). стерок. Упражнение 2. Почему данные ниже простые предложения нель- зя превратить в сложные? 1. Ветер все пел и пел свою грустную песню (С. Комм). 2. Он лег и лежит (С. Брусенская). 3. Дождь то переставал, то снова начинал идти (И. Евсеева). 4. А море бурное ревело и стонало (Автор неизв.). 5. Света ехала в поезде, закрывшись в купе (А. Зонов). Задание 2. Сопоставить определения СП. Чем они отличаются друг от друга. Как квалифицируются в них компоненты сложных предло- жений? Какое определение и почему представляется вам наиболее точ- ным? 1. Сложными, в противоположность простым предложениям, называем те предложения, в которых имеется или двойное сказуемое, или второстепенное сказуемое… Сочетание или сцепление простых предло- жений составляет предмет особого отдела синтаксиса (А.А. Шахматов). 2. В языке есть еще такие словосочетания, которые состоят из двух или нескольких предложений. Такие словосочетания мы будем называть сложными целыми (А.М. Пешковский). 3. Сложным называется предложение, в котором составляющие его части органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обу- словливают друг друга… Составные части сложного предложения нельзя рассматривать как отдельные предложения, а только как взаимосвязан- ные и поэтому несамостоятельные элементы единого синтаксического по- строения (Н.С. Поспелов). 4. Сложное предложение – законченная по смыслу и интонации 6 синтаксическая единица, состоящая из двух или более предикативных частей, слившихся интонационно и по смыслу в одно целое и сходных по строению с простыми предложениями (С.Е. Крючков). 5. Предложения, состоящие из нескольких простых, называются сложными (В.В. Бабайцева). 6. Сложное предложение - это такое предложение, которое име- ет в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно (М. М. Разумовская). Тест 1. Выделить знаком + только СП. 1. Вокруг леса и поля. 2. Голова без ума что фонарь без света. 3. Она жила, как птица средь небес. 4. Обе работали на сменной работе когда утром, а когда вечером. 5. То светлело, то темнело. 6. Мне кажется, вам необходимо пойти к врачу. 7. Сильный дождь, ливший как из ведра, не думал прекращаться. 8. Он много лет жил на юге и потому, быть может, каждый год посещал эти места. 9. К мысли о чае: не пора ли чай пить? 10. Эй, славяне, что с Кубани, с Дона, с Волги, с Иртыша, занимай высоты в бане… 11. Море отражало огни фонарей, было усеяно массой желтых пятен. 12. Неужели вы этого не знали и я вам сказал новость? Упражнение 3. Прочитать СП. Проследить за тем, с какой инто- нацией произносятся предикативные части. Выделить предикативные ос- новы и определить типы и виды предикативных частей по составу. 1.Опять война, опять атака. 2. Поезд уходит, а её нет. 3. Стою курю, сердце рвется от боли. 4. Ульи словно печки, в которых не гаснет пламя. 5. Кажется, было тихо, ни души. 6. У него переэкзаменовка по русскому, а по труду переэкзаменовки нет. 7. Луцков садится в машину, машет нам рукой, мы тоже. 8. Море, вот и берег! 9. Наше ремесло – уметь написать все, что закажут. 10. Елена фыркнула, но делать было нечего (М. Рощин). Задание 3. Составить СП из следующих предикативных частей: безличная + безличная, номинативная + номинативная, двусоставная + односоставная, детерминант + двусоставная + двусоставная; определен- но-личная + определенно-личная; генитивная + генитивная; инфинитив- ная + инфинитивная; неопределенно-личная + неопределенно-личная, 7 вопросительная двусоставная + вопросительная двусоставная, полная дву- составная + эллиптически неполная двусоставная. Тест 2. Обозначить тип СП по структуре: а) сложносочиненное (ССП); б) сложноподчиненное (СПП); в) бессоюзное сложное предложе- ние (БСП). О б р а з е ц. Не успели мы сесть в вагон, как к нам в купе подсе- ла жуткая компания (В. Голованов). - (б). 1. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться (И. Крылов). 2. Едва дамы вступили на борт, как со всех сторон раздалось дружное «ура» (Г. Данилевский). 3. Глядит – и небеса играют в ее божественных глазах (М. Лермонтов). 4. Софья Николаевна не имела еще ни одного жениха, то есть она не получила ни одного формального предложения (К. Аксаков). 5. Раз человек сознает свое истинное призвание, то удовлетворять его могут только религия, науки, искусства (А. Чехов). 6. Куда он ни взглянет, всё синяя гладь (А. Толстой). 7. Березы распустились, дубы же стояли обнаженными (А. Чехов). 8. По мере того, как я рассказывал, он приходил в себя (М. Горь- кий). 9. А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром (С. Есенин). 10. Друзья Мересьева звали его на фронт, он также стремился туда (Ф. Кузьмин). 11. Самолет рухнул посреди заповедного леса, поэтому Алексею предстояло совершить тяжелый путь по лесным зарослям (Ф. Кузьмин). 12. Чем дольше я смеялась, тем легче становилось у меня на душе (Е. Вильмонт). 13. Хотя мороза не было, но мы изрядно замерзли (И. Евсеева). 14. Ребята получили повестку в военкомат, получил повестку и я (И. Евсеева). 15. 0глянулся – никого (И. Евсеева). 16. Как аукнется, так и откликнется (Пословица). 17. Мы решили спросить, будет ли нам дополнительный отпуск (С. Комм). 18. Когда она все приготовила, небо уже было вечернее (Е. Замя - тин). 8 18. Одно ясно: зима (Е. Замятин). 19. Если тебе нравятся романы, то мне – короткие рассказы (Е. Питерская). 20. В соревнованиях по плаванию приняли участие не только студенты, но и школьники старших классов (И. Евсеева). Реферативное сообщение «Вопрос о способах связи предика- тивных частей СП» с его последующим обсуждением (см. №№ 6, 13, 20, 21 списка литературы). Задание 4. Внимательно прочитать раздел работы А.П. Костри- киной «Современный русский язык. Сложное предложение (Конвергент)» о биномных и полиномных сложных предложениях (с. 15 – 19). В бином- ных СП выделить предикативные части и установить для каждого СП ос- новное средство связи между ними. Определить грамматические значе- ния СП и специальные лексические средства, уточняющие эти значения. 1. Кто втерся в знатный чин лисой, тот в этом чине будет волком (В. Жуковский). 2. Вдруг я вижу: ты снова не та (Н. Берг). 3. Хоть страшна на суше вьюга, но в морях она страшней (К. Прутков). 4. Казначей, уж как ни верти, а все недостает сотен пяти (К. Прутков). 5. Счастье – это когда ты не одинок (С. Комм). 6. Мир тебя осудит, я же – никогда (С. Комм). 7. Уйти б туда, где боли нет (И. Меламед). 8. Ей бы бежать бегом, так ведь достоинство не позволяет (М. Рощин). 9. Я о про- шлом теперь не мечтаю, только сердце сдавила печаль (Неизв. автор). 10. Тебя любила я, любил и ты мои прекрасные мечты (Неизв. автор). 11. Я страдаю, ты тоже печальна (Неизв. автор). 12. Синеют небеса, и потому мне легче (Неизв. автор). Упражнение 4. Выделить в каждом СП релевантные (важные, существенные, способные служить для различения языковых единиц) для него средства связи предикативных частей: 1) логика; 2) смысл; 3) интонация; 4) союзы, аналоги союзов; союзные слова; 5) анафорические и катафорические корреляты или их аналоги; 6) лексические повторы; использование тех или иных лексических элементов; 7) координация форм вида, времени и наклонения глаголов-сказуемых; 8) порядок следования предикативных частей – относительно свободный или закрепленный; 9) неполнота состава предикативных частей; 9) параллелизм структуры предикативных частей; 10) детерминанты. О б р а з е ц: Жизнь знает нас, а мы ее – не знаем (Б.Ахма- дулина). - 1), 2), 3), 4), 5), 7), 8). 9 1. Будешь книги читать – будешь все знать (Пословица). 2. Кто смел, тот и съел (Пословица). 3. Солнечный удар – и готово! (М. Горький). 4. Все похватали винтовки – бой начался (А. Серафимович). 5. Отцвела моя белая липа, отзвенел соловьиный рассвет (С. Есенин). 6. Остальные актеры играли так плохо, что их никто не замечал (Ю. Герман). 7. Бывает час, когда нам не до шуток (Л. Ошанин). 8. Души у вас нет, у вас самолю- бие вместо души (В. Ажаев). 9. Вокруг обычным, спокойным порядком шла работа, а именно: гремела арматура (Л. Чешко). 10. Когда придет поезд и где мы встретимся? (О. Мазилова). 11. Большой зал, где все бле- стело (В. Кузьминцев). 12. Море и солнце (М. Рощин). 13. Подпустить врага и дать огонь по команде! (Н. Валгина). 14. Кто плачет, кто обнимает- ся (Ф. Абрамов). 15. Смерть берет свое, а жизнь – свое (П. Крусанов). 16. Мы зашли сначала за Серегой, а потом вместе с ним отправились к причалу (М. Ефанов). 17. Я прислушался: где-то играли на гармони (М. Ефанов). 18. Мы устали до такой степени, что сразу же заснули (А. Зонов). 19. Придешь работать – поклонюсь тебе. (А. Зонов). 20. Ты композитор, я ж поэт (И. Малов). Задание 5. Внимательно прочитать в «Хрестоматии по синтакси- су современного русского языка» отрывок из очерка М.И. Черемисиной и Т.А. Колосовой «О диктуме и модусе сложного предложения» (№ 26, с. 33 – 35). Особое внимание обратить на монопропозитивные (монособытий- ные) СПП и их модусы и объяснить, как с их помощью говорящий выра- жает свое отношение к пропозиции (событию), обозначенной во второй предикативной части, с точки зрения модальной, эмоциональной, эмоцио- нально-экспрессивной, истинностной, этической, интеллектуальной. О б р а з е ц. Я обрадовался очень, что прошла сырая осень (С. Баруздин). – Эмоционально-экспрессивный модус: говорящий выра- жает к пропозиции своё довольно сильное чувство. 1. Я чувствовал, что не мог заснуть (Ф. Таурин). 2. Я услышал, что дом полон звуков (Н. Евдокимов). 3. Я боялся, как бы с ним не случи- лось беды (Б. Сергуненков). 4. Стоики учили, что цель жизни – в мудрости и добродетели (Д. Гранин). 5. Ленька заметался по берегу, лихорадочно соображая, как бы переправиться (В. Федоров). 6. Не кажется ли вам, что вы слишком много на себя берете (И. Лавров). 7. Мне хотелось дать ей понять, что я презираю ее (И. Лавров). 8. Мы пытались угадать, какой район города бомбили (А. Адамович), 9. Не так уж плохо, что выехали в лес (В. Ерема). 10. Я очень рада, что отмечаю день рождения здесь, в экс- педиции (А. Яблоков). 11. Что такое счастье – это каждый понимал по- своему (А. Гайдар). 12. Нельзя, чтобы твой сын так грубил взрослым (Т. Друнов). 13. Это ужас, что ты за идиот (Е. Назаренко). 14. Интересно, 10

Синтаксис и пунктуация. Упражнения.

Главные члены предложения.

1 вариант

Спишите, подчеркните основу предложения. Выпишите 3 словосочетания «прилаг.+сущ.»

  1. В небе раздавались тревожные крики птиц.
  2. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката.
  3. Тонким льдом покрылась река, как в сказке.
  4. Ночью на небе поблескивала яркая звезда.
  5. Мальчик внимательно следил за ныряющими в воде утками.

2 вариант

Спишите, подчеркните основу предложения. Выпишите 3 словосочетания «глагол+ сущ.»

  1. За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень.
  2. С шелестом падали с тополей сухие листья.
  3. Горький запах заполнял лес.
  4. Над озером закружило листвой.
  5. Скоро звезды тихим светом упадут на дно реки.

Вводные слова и обращения.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Укажите обращения и вводные слова.

1. К счастью мы быстро решили трудную задачу.

2. Это представление вероятно вам понравится.

3. Позвал однажды царь сыновей своих и говорит им Дети мои милые пора вам о невестах подумать!

4. За кого же нам батюшка посвататься отвечают сыновья.

Простое и сложное предложение.

I вариант

В город пришла долгожданная зима. Наступила осень, и начались затяжные дожди.

Глухо прокатился отдалённый гром и хлынул проливной дождь.

3. Составьте схему предложения: Надвинулась тёмная туча, и над лесом блеснула яркая молния.

II вариант

1. Выпишите сложное предложение: Пробудились весенние цветочки. На лесной проталинке появилась мать-и-мачеха, расцвела нежная медуница.

2. Расставьте недостающие знаки препинания: Тянутся к солнцу стебельки с розовыми фиолетовыми синими цветами.

Выпишите глагол, который образован суффиксальным способом. (3)Я видел Плещеево озеро около Переславля-Залесского. (4)И озеро Пацкуаро в Мексике. (5) И озеро Синевир в Карпатах. (6) Пухяярве может своей расотой потягаться и с Пацкуаро, и с Синевиром. (7) Нам было жаль расставаться с Пухяярве, и, когда наступил день отъезда, мы пришли попрощаться с озером.


Выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом Люди суеверные считают, что можно «сглазить», посмотрев на кого-то и сопровождая выразительный взгляд излишней похвалой. И, глядишь, ребёнок плачет по ночам, коза убавила молока, ласковый муж вдруг начал грубить.








В каком ряду все слова числительные? 1)семь, седьмой, семилетка, семь десятых 2)два, дважды, двое, второй 3)восемь, восьмой, восьмеро, восемь целых восемь десятых 4)три, третий, тройка, тройной В каком ряду все слова являются местоимениями? 1)мне, кто, любой, второй 2)себя, моего, по-моему, прежний 3)ничего, что-либо, наш, по-нашему 4)её, всякий, самый, каждый


Местоимение разряды личныеЯ, мы; Ты, вы; Он, она, оно, они притяжательныеМой, наш; Твой, ваш; Свой; Его, её, их возвратныеСебя вопросительныеКто, что, какой, который, чей, сколько относительныеКто, что, какой, который, чей, сколько неопределённыеВопросительные + -то, -либо, -нибудь, кое- некто, нечто, некий отрицательныеВопросительные + НЕ, НИ определительныеВесь, всякий, всяк, сам, самый, каждый, иной, другой указательныеЭтот, тот, такой, таковой, таков, сей, оный, этакий, столько




В каком ряду все числительные употреблены правильно? 1)семьюдесятью шестью гектарами, у обоих студентов, работать в полутораста километрах от дома 2)у обеих подружек, довольствоваться двустами рублями, около трёхсот книг 3)более девяносто граммов, нет сорока авторучек, четверо подруг 4)40,7 процентов, тремястами книгами, более полутора стаканов


Морфология-средства связи Какое предложение связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения? (1)Я вгляделся: то была молодая крестьянская девушка. (2)Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво склонив голову. (3)Красивый узорчатый платок мягкими складками лежал на её плечах. (4) Коса развилась, и шёлковая лента упала к ногам красавицы. (5) Но она её не поднимала. Какое предложение связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения? (1)Я вгляделся: то была молодая крестьянская девушка. (2)Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво склонив голову. (3)Красивый узорчатый платок мягкими складками лежал на её плечах. (4) Коса развилась, и шёлковая лента упала к ногам красавицы. (5) Но она её не поднимала.


К каким частям речи принадлежат выделенные слова? Всё великое тяжело, поэтому трудно его удержать. Экзамен, которого мы боялись, прошёл успешно. Любила одежду цвета беж. Хотелось сесть в поезд и мчаться мимо чужих перелесков, широких полей. К каким частям речи принадлежат выделенные слова? Всё великое тяжело, поэтому трудно его удержать. Экзамен, которого мы боялись, прошёл успешно. Любила одежду цвета беж. Хотелось сесть в поезд и мчаться мимо чужих перелесков, широких полей.




Слитнораздельно Предлог сущ. ВследствиЕ НаподобиЕ Ввиду Вроде, вместо Насчёт Посредством В течениЕ В продолжениЕ В заключениЕ В отличиЕ Во избежаниЕ В отношениИ На протяжениИ Иметь в виду В виду (берега) В виде В связи с…, в силу, в целях, в свете За счёт За исключением, по причине, по случаю


Слитнораздельно Предлог деепричастие Несмотря на …, Невзирая на …, Не считая Грамматические нормы Благодаря, согласно, вопреки, навстречу дат.п. (согласно договору) Несмотря на…, невзирая на… вин.п. (несмотря на опасность) По – «после» предл. п. (по приезде из командировки)


Морфология -орфография Определите зависимость написания слова от его частеречной принадлежности. Оратор говорил проникнове(Н,НН)о и взволнова(Н,НН)о. - Мама взволнова(Н,НН)а поведением дочери. Девочка избалова(Н,НН)а, капризна. - Она избалова(Н,НН)на бабушкой. Броски увере(Н,НН)ы. - Увере(Н,НН)ы в успехе. Будучи ране(Н,НН)ым, прополз 20 километров. – Ране(Н,НН)ый, он всё-таки дошёл до своих. – Ране(Н,НН)ые бойцы находились прямо в лесу. – На кровати стонал ране(Н,НН)ый.



Упражнение 1.

Проверьте себя, умеете ли вы применять правила пунктуации: расставьте недостающие знаки препинания в следующих предложениях.

1) Он не просит ничего, помогает в деле: только глянешь на него, вспомнишь день недели

2) Ах, не трогай меня Обожгу и без огня

3) В слове альфа заменяем ф на б, прибавим трос, сразу птицу получаем Что за птица Вот вопрос

4) Ловит рыбку старичок, а на чем висит крючок

5) Тает снежок, ожил лужок, день прибывает Когда это бывает

Вы уже отгадали загадки? Попробуйте вспомнить другие загадки или сочинить свои.

Упражнение 2.

Какие правила пунктуации вы можете привести, чтобы объяснить остальные знаки препинания, встретившиеся в текстах загадок из предыдущего упражнения? Укажите в этих правилах опознавательные признаки пунктограммы и нормы употребления знаков препинания.

Упражнение 3.

Из данных слов составьте предложения, запишите их.

1) Середина, была, марта. Весна, дружная, в, году, этом, выдалась. Изредка, короткие, дожди, выпадали.
2) Березовые, набухли, почки. Барашки, пожелтели, на, вербах. Вылетели, из, пчелы, ульев, за, взятком, первым.
3) Весной, ищет, корм, свой, скворец, на, земле. Истребляет, в, садах, и. он, огородах, насекомых, вредных.

Упражнение 4.

Прочитайте. Определите границы каждого предложения. Спишите текст. Предложения разберите по членам.

1) Устлана земля сухими разноцветными листьями слышны осторожные прыжки зайца и белки.
2) Синицы приблизились к человеческому жилью их звонкий свист часто слышится снегири также выбрались из лесной чащи из кустов доносится их скрипучее пение.
3) Падающий снег белым плащом одевал землю радостно смотрели люди на пушистые снежинки.

(По С.Аксакову)

Упражнение 5.

Прочитайте. Из данных предложений составьте связный текст.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться. Я увидел молодого воробья. Собака бежала впереди меня. Он упал из гнезда и сидел неподвижно.

(По И.Тургеневу)

Упражнение 6 .

Прочитайте. Пользуясь текстом, опишите барсука. Напишите, что произошло с барсуком.

Мы расположились в лесу. День и ночь у нас горел костер. Однажды вечером у костра начал сопеть какой-то зверь. Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками.
Из зарослей вылез маленький барсук. На сковородке жарилась и шипела картошка. Барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос. Запахло паленой кожей. Барсук отчаянно взвизгнул и с воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес от боли.
(По К.Паустовскому)

Выпишите из текста словосочетания с выделенными глаголами в роли главного слова.


Упражнение 7.

Спишите, правильно расставив знаки препинания в предложенном вам тексте.

У леса на опушк_
Жила Зима в избушк_
Она снежки солила
В берёзовой кадушк_
Она сучила пряжу
Она тк_ла х_лсты
К_вала ледяные
Над реками мосты.
Ходила на охоту
Гр_нила серебро
С_жала тонкий м_сяц
В хрустальное в_дро
Деревьям шубы шила
Торила санный путь
А после в лес спешила
В избушке отдохнуть.
(В.Островой)

Упражнение 8.

Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все грамматические основы.

Проехав несколько верст по большой дороге Хаджи-Мурат сдержал своего тяжело дышавшего и посеревшего от поту белого коня и остановился. Вправо от дороги виднелись сакли и минарет аула, налево были поля, и в конце их виднелась река. Несмотря на то, что путь в горы лежал направо, Хаджи-Мурат повернул в противо­положную сторону влево рассчитывая на то, что погоня бросится за ним именно влево. Он же и без дороги переправясь через реку Алазань выедет на большую дорогу проедет по ней до леса и тогда уже вновь переехав через реку лесом проберётся в горы. Решив это он повернул влево. Но доехать до реки оказалось невозможным. Рисовое поле как это всегда делается весной было только что залито водой и превратилось в трясину. Хаджи-Мурат и его товарищи брали направо налево надеясь найти более сухое место, но то поле, на которое они попали, было всё равномерно залито и теперь пропитано водою. Лошади с звуком хлопанья пробки вытаскивали утопающие в вязкой грязи ноги и пройдя несколько шагов тяжело дыша останавливались.

(Л. Толстой).

Упражнение 9.

Расставьте недостающие знаки препинания.

Я Максим Каммерер. Мне восемьдесят девять лет.
Когда-то давным-давно я прочитал старинную повесть, которая начиналась таким вот манером. Помнится я подумал тогда, что если придётся мне в будущем писать мемуары, то начну я их именно так. Впрочем предлагаемый текст нельзя строго говоря считать мемуарами. А начать следовало бы с одного письма полученного примерно год назад.
Каммерер Вы разумеется прочли пресловутые «Пять биографий века». Прошу Вас помогите мне установить, кто именно скрывается под псевдонимами П. Сорока и Э. Браун. Полагаю вам это будет нетрудно. М. Глумова.


Я не ответил на это письмо. Мне не удалось выяснить настоящие имена авторов «Пяти биографий века». Как и следовало ожидать П. Сорока и Э. Браун являются видными сотрудниками группы «Людены» Института исследований космической истории.


Я без труда представил себе чувства, которые испытывала Майя Глумова читая биографию собственного сына изложенную П. Сорокой и Э. Брауном. И я понял, что я обязан высказаться.
С точки зрения непредубеждённого а в особенности молодого читателя речь пойдёт о событиях, которые положили конец целой эпохе в космическом самосознании человечества и открыли новые перспективы, рассматривавшиеся ранее только теоретически. Кроме того я был свидетелем участником в каком-то смысле даже и инициатором этих событий. И вот сейчас по причинам носящим характер скорее личный я испытал настоящую потребность собрать воедино и предложить вниманию каждого, кто пожелает этим заинтересоваться всё, что мне известно о первых днях Большого Откровения. Я перечитал последний абзац и вынужден тут же поправить самого себя. Во-первых я предлагаю разумеется далеко не всё, что мне известно. Во-вторых события 99 года были строго говоря не первыми днями Большого Откровения а напротив последними его днями. Именно этого как мне кажется не понимают а вернее не желают принять сотрудники группы «Людены» несмотря на все мои старания быть убедительным. Впрочем возможно я не был достаточно настойчив. Годы уже не те.

(А. Стругацкий, Б. Стругацкий)

Упражнение 10.

Вставь пропущенные знаки препинания. Определи, сколько запятых и тире нужно поставить в предложениях.

1) От свежих щепок грудами лежавших около влажных пней веяло приятным запахом. 2) В тот зимний вечер о котором я хочу рассказать у нас в семье украшали елку и ждали гостей. 3) Воздух прозрачен свеж всюду хорошо видно и дaже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. 4) Резьба по дереву одно из древнейших русских ремесел. 5) Создавая любую вещь мастер стремится делать ее не только удобной но и красивой. 6) И.С Typгeнeв превосходный рассказчик тонкий и умный собеседник.

Тест по теме «Синтаксис и пунктуация»

1. Укажите правильное утверждение:

1) Предложение - это соединение слов, в конце которого всегда ставится точка.
2) Каждое предложение имеет грамматическую основу.
3) Грамматическая основа предложения - это сказуемое.
4) Подлежащее не зависит от сказуемого.

2. Найдите пример, который не является словосочетанием.

1) нашел под кусточком
2) нашел и собрал
3) собрал корзинку
4) корзину грибов


3. Укажите предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым:

1) Наивысшая вершина Карпат Говерла.
2) Алупка, Ялта, Гурзуф являются наиболее известными курортами.
3) Равнина чудесное пастбище для овец, коров и других животных.
4) В Карпатах много редких растений.

4. Укажите предложения, в которых есть однородные члены (знаки не расставлены):

1) Цветок фиалки поднял поверх травы свою головку с фиолетовым глазом.
2) Весною речки становятся бурными образуют водопады и с шумом несут свои воды в Черное море.
3) Наши мышцы способны выполнять сложные движения и приспосабливаться к разной работе.
4) Для сохранения здоровья нужно приучать свой организм следить за чистотой кожи.

5. Укажите предложения, в которых после обобщающего слова ставится двоеточие (знаки не расставлены):

1) Трещинки в эмали зубов возникают от разгрызания орехов косточек слив вишен абрикосов.
2) К горному климату хорошо приспособилась черника, брусника и другие ягоды.
3) В Крымских горах можно увидеть разнообразные фантастичные фигуры столбы пирамиды зубцы прибрежных скал.
4) Верили наши предки что существует нечистая сила лесовики домовые русалки.


6. Укажите предложения, в которых есть обращение (знаки не расставлены):

1) Остановись и слушай соловья почувствуй то земля твоя.
2) Позвольте вас бабушка когда-нибудь нарисовать.
3) Не кидай хлеб он святой.
4) Ну вот мы и дома Кузька.

7. Укажите предложения, в которых есть вводные слова (знаки не расставлены):

1) К счастью мне удалось направить лодку к берегу.
2) Когда-то тут росли высокие густые травы.
3) В ближайшее десятилетие возможно будут найдены лекарства от неизлечимых болезней.
4) К моему счастью прибавилось и одно огорчение.

8. Укажите сложные предложения:

1) Подошел человек ближе, разговорился, выменял овцу и пошел.
2) Колосья колют ноги, а бедная девушка жнет и жнет.
3) Цветы мать-и-мачехи немного похожи на цветы одуванчика, но они намного меньше.
4) На месте бывшей дикой степи выросли города и села, фермы и хуторки.

9. Укажите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:

1) Ребенок-звездочка рос и воспитывался с детьми Лесоруба, ел и пил с ними за одним столом, играл вместе с ними.
2) Речка вбирает в себя меньшие речки и ручейки которые называются притоками.
3) Насыпали запорожцы на Днепровской круче Вишневецкому высокий холм а душа атамана и дальше по Украине гуляет, песнею из уст кобзарей рождается.
4) Маугли бросал в огонь ветки, чтобы посмотреть, как они вспыхивают.

10. Укажите предложение с прямой речью (знаки не расставлены):

1) Михаил сказал что людей там очень много.
2) Липа говорит человеческим языком Ой не руби меня добрый молодец.
3) Пошел дед к липе попросил выполнить желание.
4) Котик братец помоги говорит Волк.

Москва Издательство «ФЛИНТА» Издательство «Наука» 2011 Допущено УМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия по направлению 031001 – «Филология» Учебно-методическое пособие СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ ПО СИНТАКСИСУ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА О.И. Гордеева, Л.Г. Гынгазова Гордеева О.И., Гынгазова Л.Г., 2011 Издательство «ФЛИНТА», 2011 УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.2Рус-923 В учебно-методическом пособии представлена система заданий по синтаксису современного русского языка, цель которых – выработать основы знаний устройства синтаксической системы как высшего уровня языка – совокупности синтаксических единиц в их связях и отношениях, а также сформировать навыки анализа синтаксических единиц. Данное пособие может быть использовано как для самостоятельной работы студентов, так и для работы на практических занятиях по курсу. Пособие предназначено для студентов-филологов университетов. ISBN 978-5-9765-1075-3 (ФЛИНТА) ISBN 978-5-02-037435-4 (Наука) Гордеева О.И., Гынзалова Л.Г. Сборник упражнений по синтаксису современного русского языка: учеб.-метод. пособие / О.И. Гордеева, Л.Г. Гынгазова. – М. : ФЛИНТА: Наука, 2011. – 128 с. ISBN 978-5-9765-1075-3 (ФЛИНТА) ISBN 978-5-02-037435-4 (Наука) Г68 УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.2Рус-923 Г68 3 В пособии представлены упражнения, позволяющие приобрести необходимые навыки анализа всех синтаксических объектов в формальном, семантическом и коммуникативном аспектах, что предусмотрено программой курса «Современный русский язык. Синтаксис». В качестве синтаксических объектов в пособии рассматриваются: ОБЩИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ Учебно-методическое пособие «Сборник упражнений по синтаксису современного русского языка» предназначено для использования на практических занятиях по курсу «Современный русский язык. Синтаксис» и для самостоятельной работы студентовфилологов. Оно содержит материал для практического изучения, систематизации и закрепления знаний по всем разделам названного курса. Выполнение практических заданий способствует: – осознанию основных принципов устройства синтаксической системы как высшего уровня языка – совокупности синтаксических единиц в их связях и отношениях; – выработке практических навыков анализа синтаксических единиц; – формированию базовых знаний о характере синтаксической системы и реализации синтаксических единиц в речи. Работа над данным пособием на основе прочитанного лекционного курса по синтаксису русского языка позволяет студенту приобрести лингвистические знания, необходимые не только для подготовки к курсовому экзамену, но и для освоения курсов по истории русского литературного языка, стилистике и культуре речи. Кроме того, сведения об устройстве синтаксической системы являются необходимой базой для освоения курсов по различным специализациям («Русский язык как иностранный», «Издательское дело» и др.). Данное пособие способствует подготовке студентов к прохождению педагогической практики по русскому языку в школе. ПРЕДИСЛОВИЕ синтаксические отношения и синтаксические связи; словосочетание; предложение; текст. Изучение формального аспекта предусматривает выполнение упражнений по темам: члены предложения; осложнённое предложение; типы предложений (простые и сложные). Освоение семантического аспекта предполагает выполнение заданий по объективному содержанию предложения (диктуму) и субъективному содержанию предложения (модусу). Изучение функционального аспекта осуществляется отработкой на практическом материале понятий: актуальное членение предложения, порядок слов в предложении, тематическая прогрессия, рематическая доминанта. Каждой синтаксической единице посвящён отдельный раздел данного сборника. Помимо упражнений, ориентированных на анализ конкретного языкового материала, в разделе присутствуют задания, предусматривающие осмысление отдельных положений синтаксической теории. Для приобретения навыков анализа изучаемого синтаксического объекта предполагается освоение соответствующего лекционного материала, фрагментов рекомендованных учебников, а также внимательное прочтение предлагаемых в данном пособии методических комментариев к изучаемой теме. В этих комментариях содержатся сведения о том, какие теоретические положения наиболее существенны для практической работы с изучаемым объектом; указывается отправная точка анализа и перечисляются этапы анализа, необходимые для полного описания рассматриваемого синтаксического объекта. При необходимости в комментарий вводятся рекомендации, помогающие противопоставить изучаемый объект соответствующим синонимическим и омонимическим конструкциям, что позволяет определить наиболее типичные ошибки анализа. 5 При изучении теории синтаксических отношений необходимо помнить, что эти отношения существуют между элементами различных синтаксических конструкций, например: дни и ночи; приехать из провинции; дерево, растущее около дома; Восток заалел; Слышно было, как дождь стучит о подоконник. Также необходимо хорошо уяснить, что синтаксические отношения являются абстракцией от смысловых отношений и их своеобразным обобщением. На начальном этапе работы по определению характера синтаксических отношений рекомендуется придерживаться конкретного алгоритма анализа. Во-первых, необходимо запомнить определение каждого вида отношений вместе с репрезентативными примерами. Следует чётко противопоставить синтаксические отношения, характер которых однозначно передаётся формальными показателями, и синтаксические отношения, характер которых формируется в результате взаимодействия синтаксической формы и семантики компонентов синтаксической конструкции (сравните: пить чай с удовольствием; пить чай с вареньем; пить чай с женой). Во-вторых, следует посмотреть, нельзя ли определить характер синтаксического отношения по формальным признакам рассматриваемой конструкции. По формальным признакам легко определяются часто встречающиеся в тексте предикативные отношения (1), полупредикативные отношения (2), соединительные отношения (3), сопоставительные отношения (4), отношения противопоставления (5), разделительные отношения (6), пояснительные (7), детерминантные (8) и другие, реже встречающиеся отношения. (1) Я читаю. (2) мальчик, читающий… Синтаксические отношения Методический комментарий СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВЯЗИ 6 (3) яблоко и груша; Прозвенел звонок, и лекция началась. (4) не я, а ты; Дедушка едет, а мальчик идёт. (5) крупный, но несладкий; мал золотник, но дорог. (6) умный или красивый; Собака безмятежно спала, или это только казалось. (7) пираты, или морские разбойники; Брови её хмурились, то есть она сердилась. (8) Не было бы фильма «Мимино», если бы не было режиссёра Данелии. Если в конструкции формальные показатели синтаксического отношения отсутствуют, следует приступить к определению характера отношения по грамматическим свойствам и семантическим характеристикам элементов конструкции, которая чаще всего представляет собой сочетание главного и зависимого компонентов. Необходимо помнить, что в этих случаях нужно прежде всего учитывать морфологическую характеристику главного слова и его семантику. Например: письмо из дома (определительные отношения), выехать из дома (обстоятельственные отношения), шляпа отца (определительные отношения), поступок отца (субъектные отношения), спрашивать отца (объектные отношения), обучать студентов (объектные отношения), много студентов (комплетивные отношения). Морфологическая характеристика главного слова достаточно чётко определяет диапазон отношений, которые возможны при этом слове. Например, главное слово – существительное с конкретным предметным значением может быть связано с зависимыми словоформами определительными отношениями: шёлковое платье, платье из шёлка, яйцо всмятку; главное слово – глагол чаще всего связано с зависимыми компонентами или объектными, или обстоятельственными отношениями: читать книгу, читать быстро; идти с другом, идти вдвоём; информативно недостаточное главное слово предполагает наличие комплетивных отношений с зависимым компонентом: нечто странное, десять негритят, делаться взрослыми и т.д. Нужно помнить, что комплетивные отношения часто накладываются на другие виды синтаксических отношений. Сравните: завязать галстук (объектные), завязать дружбу (комплетивные + объектные отношения). 7 Синтаксическая связь, являясь формой выражения синтаксических отношений, соединяет элементы разных синтаксических единиц. Она присутствует в словосочетаниях, между элементами предложения, связанными предикативными и полупредикативными отношениями, между словами, связанными сочинительной связью, а также между частями сложного предложения. Остановимся подробнее на синтаксической связи в словосочетании. Для того чтобы определить характер синтаксической связи в словосочетании, необходимо точно знать определение каждого вида связи и чётко представлять, что в своём традиционном виде характер связи определяется только морфологическими свойствами зависимой словоформы и, следовательно, способом демонстрации этой связи. Уподобление формы изменяемого зависимого сло- Синтаксические связи Семантика главного слова – основа дифференциации отношений во многих формально тождественных словосочетаниях: листы книги (определительные отношения), чтение книги (объектные отношения), работать над проблемой (объектные отношения), стоять над обрывом (обстоятельственные отношения). Помимо анализа формы и семантики главного слова необходимо учитывать и соответствующие характеристики зависимого слова. Например: рисовать неделю (обстоятельственные отношения), рисовать берёзу (объектные отношения), разговаривать с братом (объектные отношения), разговаривать с удовольствием (обстоятельственные отношения), бросить вниз (обстоятельственные отношения), бросить клич (комплетивные отношения). Инфинитив в качестве зависимого компонента может быть связан с главным словом самыми разными видами синтаксических отношений, характер которых всецело определяется грамматическими и семантическими характеристиками главного слова. Например: начинаем работать (комплетивные отношения), разрешили ходить (объектные отношения), пришёл проконсультироваться (обстоятельственные отношения). 8 Деревья и цветы; я выступал; то темнеет, то светлеет; записная книжка; уникальность проекта; подготовка к экзамену; написание отчёта; наступление пехоты; книга с рисунками; счастье без границ; студент университета; подниматься в гору; добиваться результатов; упорно трудиться; построенный совместно; очень высоко; три товарища; кофейня на паях; ясность ответа; свадьба друзей; жить в деревне; казаться безмятежным; томичи выигрывают; копать лопатой; нечто странное; отдых по-русски; просить выступить; разговор с другом; туфли на каблуке; работа над дипломом; ремонти- Упражнение 1. Определите характер синтаксических отношений между элементами конструкций. Упражнения ва форме главного слова в роде, числе, падеже – это сигнал связи согласование, например: ясное небо, ясного неба, ясным небом. Выбор определённой особой формы зависимого слова, позволяющий реализовать грамматические и семантические свойства главного слова, – это сигнал связи управление. Например: писать статью, деньги за квартиру, больше обычного, уехать в отпуск. Присоединение к главному слову каких-либо неизменяемых зависимых слов (инфинитив, деепричастие, наречие, сравнительная степень прилагательного) – это способ реализации связи примыкание. Например: желание понять, отдыхать лёжа, смеяться громко, платье понаряднее. Чтобы избежать ошибок при определении синтаксической связи, важно помнить, что на характер синтаксической связи никак не влияет характер синтаксических отношений. Общность отношений между синтаксическими элементами двух словосочетаний никоим образом не предполагает общности синтаксической связи между этими элементами: деревянная лопатка – определительные отношения, связь согласование; лопатка из дерева – определительные отношения, связь управление, равно как общность синтаксической связи не предполагает общности отношений: жизнь взаймы – определительные отношения, связь примыкание; взять взаймы – обстоятельственные отношения, связь примыкание. 9 Упражнение 4. Добавьте к данному зависимому элементу недостающий главный элемент конструкции так, чтобы между этими элементами возникли указанные отношения. Написано родителями, поведение кота, застыл в неподвижности, нетерпеливо позвонил, в огромной передней, красота заката, невинность младенца, укрощение строптивой, коробка спичек, производство спичек, стены дома, с лёгкой руки, бескрайность неба, подвиг разведчика, сделанный томичами, строительство дома, раскрашенный ребёнком, бряцая цепями, требование кондукторши, основано Петром I. Упражнение 3. Выделите конструкции с субъектными отношениями. Пять часов, ремонт часов, продолжать молчать, перерыв в работе, сражаться отчаянно, заниматься физикой, несколько лопат, строить общежитие, быть специалистом, выезжать на практику, каждый из нас, стая птиц, выезжать на чужом горбу, казаться умным, рыть яму, прекратить работу, прекратить волноваться, чтото невероятное, оказаться без денег, миллион роз, тайна бытия, поехал лечиться, килограмм сахару, рассказ очевидца, волна горя, весёлая мелодия, смыть со стекла, изучать химию. Упражнение 2. Выделите конструкции с комплетивными отношениями. ровать дом; выходить из дома; чашка кофе; пробираться через лес; наблюдать за морем; быть за морем; отойти от дома; выше брата; дом с мезонином; накинуть на плечи; низко склонившись; приобрести профессию; рассыпаться в комплиментах; распилить бревно; распилить на части; победа команды; начать выступать; прогулки вдвоём; человек в очках; отвечать наобум; работать на компьютере; руки матери; перейти через Альпы; ветка сирени; должен учиться; мы, нижеподписавшиеся; студент-химик; оказаться в проигрыше; лечение Фёдорова; лечение без лекарств; террор любовью; мяч, подпрыгивая; мы вятские; терпеть не могу твоё «я как-нибудь забегу к тебе», костюм подороже. 10 Начал плавать, в бессильной злобе, погрозивший кулаком, находится под охраной, облачился в одежды, никогда не расставался, в таком виде, не случилось бы задержки, лучше не придумать, спортивными кружками, у входа в здание, смотрящий вперёд, непонятная надпись, был гением, последний посетитель, на двух этажах, всадник в бурке, пахнущий кожей, самый лучший, в защиту совести, по сходной цене, жить по-человечески, устремился напевая, стрижка боксом, на чистейшей скатерти, остался ужинать, идти пританцовывая, в тени винограда, вынужден согласиться, закрыл до подбородка, неизбежность разлуки, стены сирени, бездонность неба, выйдя покурить, уговариваю приехать, зажёг свечу, три товарища, суть дела, желание оправдаться, посоветовал выступить, велосипед без шин, падение навзничь, считался умным, приём объявлений, должен подвинуться, надеялся сдать, чёрный от грязи, бутылка из-под пива, совершенно пуст, потряхивая хвостом, отвечать на экзамене, прекращаю сопротивляться, на полке под вешалкой, лежать под вешалкой, ехать на поезде, закрыл на ключ, блюдечко с Упражнение 5. Потренируйтесь в определении синтаксических отношений на основе подчинительной связи. Модель: – определительные отношения: …… университета – студент университета – объектные отношения: …… университета – строительство университета обстоятельственные отношения:……… вечером объектные отношения: ………………… вечером определительные отношения: ………из соломки объектные отношения: …………….. из соломки объектные отношения: …………….... выступить обстоятельственные отношения:…… отдохнуть комплетивные отношения: ……………поступить объектные отношения: …………….... стрелой обстоятельственные отношения:……… стрелой определительные отношения: ………… наедине комплетивные отношения: …………… наедине обстоятельственные отношения: ……… наедине 11 Коврик из поролона, зарубить на носу, уважать честность, дичиться людей, стучать молотком, предаваться блаженству, пакет Упражнение 8. Выделите примеры со связью сильного управления. Прекрасный обед, вампир – вегетарианец, собака по кличке Грюня, дракон – филантроп, пивная «У чаши», вычищенный ковёр, царь – злодей, король – призрак, первая любовь, туманные дали, зима – белошвейка, железный характер, дом – высотка, пища – приманка, лучшая половина, моё раскаяние, царь-рыба, семеро смелых, заколка – невидимка, первый жених, кот – баюн, гном – интеллигент, весёленькие обои, мои университеты, бутерброд – соблазнитель, врач Петрова, черепаха – экспресс, его трубка, муж – опора, осень – златовласка, девочка – непоседа, танк – вездеход, кот – мурлыка. Упражнение 7. Выделите примеры со связью согласование. Определите разновидности связи согласования в словосочетании (полное/неполное). Настойчивый исследователь, наш курс, много работать, обратиться за консультацией, намного увеличить, вопрос преподавателя, слегка насмешливый, работать на заводе, акции солидарности, заячьи уши, два яблока, ходить прихрамывая, занимаясь в библиотеке, гостеприимство по-русски, три тополя, седьмое небо, услышать от знакомого, рано утром, приобрести билеты, моя семья, образование без границ, его родственники, взгляд свысока, нависать над окном, сервировка стола, ножка стола, слыть знатоком, умней меня, мужской характер, девушка-мастерица, начать извиняться, правильно хранить, белейшая блузка, ругала на чём свет стоит, предложение объединиться, выше всех, какое-нибудь место, трёх поросят. Упражнение 6. Охарактеризуйте конструкции по характеру синтаксической связи между элементами. водой, шум прибоя, не разрешается возвращаться, эшелоны власти, тренер сборной, мрачнее тучи, рассказы старожилов, приятный для глаз, разговор о погоде, ремонт кузова. Упражнение 11. Дифференцируйте конструкции с собственно-синтаксическими и семантико-синтаксическими отношениями. Трамвай прозвенел, листья клёна, изучать синтаксис, любить детей, прекрасная незнакомка, громко петь, кабинет декана, вязать спицами, работать с другом, стрелять в тире, жить в деревне, извлечь из портфеля, отдыхать в санатории, домик в деревне, карманы платья, ходить босиком, искать брата, взмахнуть крыльями, вкусная груша, шум прибоя, отдых закончился, орудовать вилкой, первый среди равных. Войти в комнату, сомневаться в необходимости, студент университета, тяжёлое положение, оказаться на острове, строить на острове, нарисовать картину, нарисовать на стене, нарисовать мелом, выскочить из комнаты, выскочить с сумкой, получить посылку, получить на почте, сильнее смерти, сильнее намного, филькина грамота, последняя соломинка, хотеть спать, пойти развеяться. Упражнение 10. Охарактеризуйте связь по признаку обязательная/необязательная. Тревожить людей, лес на холме, встречаться по вечерам, неприятнее дождя, восхищаться музыкой, дым костра, беспокоиться о здоровье, медвежьи следы, участие в конкурсе, комната под лестницей, прятаться за дверью, чрезвычайно странно, отсчитывая секунды, подлезть под диван, странная картина, заплывать далеко, стремительно наступать, дорога направо. Упражнение 9. Охарактеризуйте связь по признаку предсказующая / непредсказующая. из-под молока, ходить по инстанциям, покатиться по льду, отойти от пристани, рассыпаться в комплиментах, лечиться у врачей, отдыхать в Египте, просить совета, учиться в университете, сильнее смерти, прогулки при луне, лететь самолётом, доживём до понедельника, выйти из себя, начитаться книг, сесть на диету. 13 1. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достижение, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершить чудеса (Тургенев). 2. Ветер, сырой, холодный, пронизывающий, с неистовой злобой Упражнение 12. Выпишите из предложений сочетания слов (предикативные, полупредикативные, сочетания на основе сочинительной связи) и минимальные словосочетания. Определите в минимальных словосочетаниях главное слово. Упражнения Для анализа словосочетания необходимо чётко противопоставлять словосочетание как синтаксическую единицу допредложенческого уровня и сочетание слов как элемент предложения; знать, что такое минимальные, простые, сложные и комбинированные сочетания; знать параметры, по которым характеризуются словосочетания. Чтобы охарактеризовать словосочетание, необходимо: 1) вычленить словосочетание из текста; 2) найти в словосочетании главное слово; 3) определить характер синтаксических отношений между компонентами словосочетаний; 4) определить тип синтаксической связи между компонентами словосочетаний; 5) определить вид словосочетания по морфологической характеристике главного слова; 6) назвать схему, по которой построено данное минимальное словосочетание. 7) определить типы словосочетаний, формирующих предложения (простое, сложное, комбинированное). Методический комментарий СЛОВОСОЧЕТАНИЕ 15 1) мороженое с кусочками замороженной клубники или с ледяными ягодками чёрной смородины; 2) благоговейно опустила на диск проигрывателя мерцающую пластинку; 3) познакомились под эту вздыбленную музыку во времена молодёжных кафе и инструментальных ансамблей; Окончить университет, чрезвычайно запутанный, приятный для глаз, головокружительная карьера, подвиг солдата, неоконченная пьеса, странный выбор, выше меня, сошедший с поезда, две судьбы, тринадцатое число, заказать переговоры, переписываться с коллегой, интересоваться историей, дом с мезонином, по-зимнему холодный, сдавать успешно, пересилить себя, готовиться к экзаме- 14 Упражнение 16. Определите структурные типы (простой, сложный, комбинированный) словосочетаний, составив схему словосочетания: ……………. 1) долгий вечер в октябре! Люблю я осень ……….…. 2) в России. Люблю лесок ……………… 3) на горе, ………..….. 4) полей и сумерки глухие. (Бунин) Слова для справок: 1. Зловещий, протяжен, печален, бескрайний. 2. Раннюю, долгую, позднюю, грязную, мокрую. 3. Красивый, весёлый, багряный, еловый. 4. Простор, размах, убор, укор. Уж солнца ……………………..1) шар С ……….2) своей земля …………, 3) И мирный вечера пожар Волна морская …………………… 4) . (Тютчев) Слова для справок: 1. Рдеющий, пылающий, раскалённый, пышущий, сжигающий. 2. Головы, вершины, главы, башни. 3. Скатила, скинула, послала, сняла. 4. Проглотила, потопила, поглотила, заглотила. Упражнение 15. Попытайтесь найти в словах для справок те слова, которые употребили в своих стихотворениях наши русские поэты. Вставьте найденные слова, выпишите из каждого четверостишия все возможные минимальные словосочетания и разберите их по схеме, указанной в методическом комментарии. ну, слова матери, чрезвычайно полезно, верить друзьям, на семи ветрах. Упражнение 14. Охарактеризуйте минимальные словосочетания по морфологической характеристике главного слова (именные, глагольные, наречные, прикомпаративные, адъективные, нумеральные). Глагол + существительное в В.п. Прилагательное + существительное Глагол + наречие Причастие + существительное Наречие + наречие Наречие + прилагательное Наречие + существительное Сравнительная степень наречия/прилагательного + существительное в Р.п. Числительное + существительное Числительное + существительное Упражнение 13. Составьте по 3–4 минимальных словосочетания по указанным схемам. Слово, подчёркнутое на схеме, – главное. стучит в окна и кровли (Чехов). 3. Эта речка вёрст за пять от Льгова превращается в широкий пруд, по краям и кое-где посредине заросший густым тростником (Тургенев). 4. Облака медленно выплывали из-за леса, поднимались над полем, гоня под собою прохладную тень, и, обогнув небо, ложились кучами у противоположного края земли (А. Толстой). 5. Душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному, совершенному и поэтому никогда не могла быть покойна (Л. Толстой). 6. Дежурный офицер отряда, мужчина красивый, щеголевато одетый, с алмазным перстнем на пальце, дурно, но охотно говоривший по-французски, вызвался проводить князя Андрея (Л. Толстой). 16 (по М. Булгакову) 1. Лишь только белый плащ с багряной подбивкой возник в высоте на каменном утёсе над краем человеческого моря, незрячему Пилату в уши ударила звуковая волна. 2. К стону начавшей утихать толпы примешались теперь пронзительные выкрики глашатаев, повторявших его слова на арамейском языке. 3. Солдат, одиноко стоявший в очищенном пространстве площади со значком в руке, тревожно взмахнул им. 4. За ним полетели всадники в туче пыли, запрыгали кончики лёгких бамбуковых пик, понеслись казавшиеся особенно смуглыми под белыми тюрбанами лица. 5. Поднимая до неба пыль, ала ворвалась в переулок, и мимо Пилата последним проскакал солдат с пылающей на солнце трубою за спиной. 6. Закрываясь от пыли рукой и недовольно морща лицо, Пилат двинулся дальше, устремляясь к воротам дворцового сада. 7. Берлиоз не стал слушать попрошайку и ломаку регента, подбежал к турникету и взялся за него рукой. 8. Стараясь за что-нибудь ухватиться, Берлиоз упал навзничь, несильно ударившись затылком о булыжник. 9. Регент с великой ловкостью на ходу ввинтился в автобус, летящий к Арбатской площади, и ускользнул без следа. 10. Этот странный кот подошёл к подножке вагона, стоящего на остановке, уцепился за поручень и даже сделал попытку всучить кондукторше гривенник через открытое по случаю духоты окно. 11. Сняв с себя одежду, Иван поручил её какому-то приятному бородачу, курящему самокрутку возле рваной толстовки и расшнурованных стоптанных ботинок. Упражнение 17. Потренируйтесь в анализе словосочетаний и сочетаний слов, используя предложенную в методическом комментарии схему разбора. 4) следуя привычке покойного отчима прогуливаться с деньгами в кармане по антикварным и букинистическим магазинам; 5) три полных рабочих дня просидела на лавочке с раскрытым учебником немецкого языка; 6) туфли женского серого цвета в фасонистых дырочках и на толстой подошве. 1. Выписать из предложения минимальные словосочетания и сочетания слов. 2. Определить в них вид синтаксической связи и характер синтаксических отношений. 3. Определить типы словосочетаний, формирующих предложение, по структуре (простое, сложное, комбинированное). Потрясённый Никанор Иванович, неожиданно для себя ставший участником какой-то театральной программы, опять оказался на своём месте на полу. Дать исчерпывающую характеристику предложенным словосочетаниям, исходя из теоретических знаний, полученных по теме «Словосочетание». обрадованный вниманием радостно вскрикивая поездка в горы по тёмным краям чистить ружьё вглядываться в лицо Образец контрольной работы по теме «Словосочетание» 18 Чтобы выработать навыки разбора по членам предложения, необходимо освоить последовательность разбора, вытекающую из специфики понятия «член предложения». Нужно помнить, что каждый член предложения характеризуется своей семантикой; совокупностью морфологизированных и неморфологизированных форм выражения, организованных по принципу поля; синтаксической функцией в предложении. Нужно уметь видеть конструкции, состоящие более чем из одного элемента, которые выступают в качестве одного члена предложения, например, количественно-именные словосочетания (пять человек, много студентов, один из нас, толпа народа) и другие словосочетания, между элементами которых по разным причинам устанавливаются комплетивные отношения. К этим конструкциям примыкают объединения вспомогательных глаголов и инфинитивов (начал учиться, могу сообщить, не имею права отказаться и др.), объединения связок и присвязочных членов (буду учёным, оказался удачным, явился женихом и др.) и элементы осложнённого сказуемого (ждёт-пождёт, ходит поглядывает, ответил так ответил, взял и сказал). Особое внимание нужно обратить на составные именные сказуемые со знаменательными связками. Следует ясно представлять, что глагол выполняет функцию знаменательной связки, только если при нём присутствует морфологизированный присвязочный член – субстантив в И.п. или беспредложном Т.п. (вернётся инженером, сидит обиженным, ходила счастливая). Нужно уметь квалифицировать грамматическую основу в предложениях, где при подлежащем находится именное сказуемое с нулевой связкой и присвязочным членом в форме И.п. При разборе предложения такого типа следует учитывать, что, как правило, подлежащее имеет более конкретное значение, например, Стол – мебель, но не Мебель – стол. Методический комментарий ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ФОРМАЛЬНЫЙ АСПЕКТ. ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 19 Этот же принцип лежит в основании разбора так называемых предложений тождества и предложений оценки, в которых, во-первых, подлежащее всегда более конкретно, а сказуемое – более обобщённо и признаково, и, во-вторых, второстепенные члены по смыслу очень тесно связываются с главными членами. Благодаря такой смысловой спаянности они почти утрачивают свой синтаксический статус и могут рассматриваться либо в составе подлежащего, либо в составе сказуемого. Например: Главное – не ранить сердце ребёнка. Видеть его – счастье для меня. Сады садить – дело безобидное. Главное, ребята, – сердцем не стареть. Растить детей – покоя не знать. Исходя из того, что инфинитив может выполнять функцию любого члена предложения, его роль в конкретном предложении следует определять, опираясь на понятия зависимого и независимого инфинитива, на понятия субъектного и объектного инфинитива и используя уже освоенные определения членов предложения. Наличие или отсутствие предикативных отношений между членами предложения – субстантивом и атрибутивной группой – позволяет разграничивать конструкции типа Вода холодная. и Холодная вода затрудняла переправу. Наряду с второстепенными членами предложения, которые квалифицируются достаточно определённо, существуют второстепенные члены предложения синкретичного характера. Например, в предложении Он подплыл к берегу словоформу к берегу можно считать и дополнением, и обстоятельством в зависимости от того, какой смысл сказуемого поплыл является наиболее актуальным в данном предложении – стремление к объекту (к берегу – дополнение) или движение в указанном направлении (к берегу – обстоятельство). Аналогичный синкретизм отмечается при разборе конструкций типа Выступление директора люди выслушали внимательно (директора – определение и дополнение, выходы в море – определение и обстоятельство). Своей синкретичностью эти члены предложения отличаются от членов предложения – несогласованных определений, всегда относящихся к существительным без глагольной семан-