Тест ключевые компоненты я концепции. Влияние гендерных особенностей в структуре Я–концепции на успешность личностного самоопределения. в обыденном поведении

С.М. Меджидова, А.И. Орланова, Факультет социальных наук и психологии, Бакинский государственный университет

Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, которые составляют содержательную часть его представлений о себе – его «Я-концепции». Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его самоотношения. Не все в этой системе ясно осознается человеком; некоторые аспекты «Я-образа» оказываются неосознанными, потому мы имеем достаточно сложно поддающееся исследованию образование. Основную методологическую проблему можно сформулировать следующим образом: как отделить оценку от знания субъекта о себе и избежать феномена социальной желательности, который возникает всякий раз при использовании самоотчетов в тех сферах, в которых существуют законы должного, правильного образа действий, мыслей и т.д. Особенно острой эта проблема оказывается в ситуации исследования «Я-концепции». Однако не всегда необходимо «вычитание» социальной желательности из самоописаний: «Стремление видеть и культивировать в себе социально ценные качества – одно из реальных стремлений человека, которое отражается в его «Я-концепции». Поэтому, если «Я-концепция» определяется феноменологически, как образ самого себя, в который человек верит, то высокую социальную желательность черт, приписываемых его «Я», следует считать не артефактом, а истинной характеристикой «Я-концепции».

Следующая сложность при анализе «Я-концепции» заключается в том, что одни и те же по своему содержанию знания о себе у разных людей могут обладать различной субъективной значимостью. Из этого следует, что использование универсальных содержательных измерений (параметров) «Я-концепции» может привести к ошибочным заключениям.

Для исследования «Я-концепции» нами использовался тест двадцати утверждений самоотношения Twenty Statements Attitude Test – личностный опросник, вариант нестандартизированного самоотчета, сближающийся с проективными методиками исследования личности. Он предназначен для исследования самоотношения и был предложен М. Куном и Т. Мак-Партландом в 1954 г. Тест основан на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. Испытуемый должен в течение 12 минут дать двадцать различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?» В инструкции указывается, что ответы следует давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают. Обычно считается, что порядок называния категорий соответствует выраженности и значимости соответствующих признаков, однако это не является доказанным, поскольку возможно влияние стереотипов, защитных механизмов и т.д. Использование данного теста затрудняется, кроме того, отсутствием социокультурных нормативных показателей, данных о валидности и надежности.

Не решены также теоретические и методические проблемы кодирования ответов. В зарубежных исследованиях были выделены следующие категории контент-анализа: социальные группы (пол, возраст, национальность, религия, профессия), мировоззренческие позиции (философские, религиозные, политико-идеологические и моральные высказывания), интересы и увлечения, стремления и цели, самооценка. Как правило, «присоединяющие» утверждения, в которых фиксируется принадлежность испытуемого к той или иной категории людей, выносятся раньше, чем «дифференцирующие». Среди наиболее частых категорий, выявленных на больших выборках в зарубежных исследованиях, - профессиональная идентичность, семейная роль и статус, религиозная идентичность, пол и возраст.

Данный тест используется не очень часто, поэтому не было возможности сопоставить результаты нашего исследования с результатами аналогичных исследований на постсоветском пространстве.

В нашем исследовании мы применяли сокращенный вариант данного теста, т.е. вместо 20-ти вариантов ответов опрашиваемые должны были ответить 10 раз. Такое сокращение было связано с тем, что пилотажное исследование, проведенное на выборке из 30-ти человек, выявило, что большинство опрашиваемых с большим трудом находят 10 вариантов ответов. Среднее количество ответов равно восьми.

В опросе приняли участие 245 человек. Большинство опрошенных составляют студенты Бакинского и Воронежского государственных университетов и педагоги средних школ (64,1%). Женская часть выборки превалирует над мужской (74% и 26% соответственно). Возрастной диапазон опрошенных колебался от 13 до 70 лет, но большинство опрошенных – это люди молодого возраста, до 35 лет (73,5%). По национальности – в основном, азербайджанцы (86,1%). Уровень образования опрошенных: с неполным средним образованием – 18,4% (школьники); со средним – 1,2%; с неполным высшим – 44,5%; с высшим – 33,5%; с ученой степенью – 2,4%.

Результаты теста обрабатывались при помощи контент-анализа. Были некоторые сложности при выделении категорий анализа. Категории определялись как на основе частоты высказываний, так и на основе теоретических представлений автора о структуре личности. С нашей точки зрения, личность можно представить как четырехмерное образование: физическое (степень освоения и осознания физического мира: природный и предметный мир), социальное (степени освоения и осознания социального мира), духовное (степень освоения и осознания идеального мира: исторического, религиозного, культурного, философского, психологического, морального) и «Я-пространства» (степень освоения и осознания себя), в котором находят свое отражение все остальные элементы личности.

При первоначальном анализе было выделено 28 категорий анализа. В окончательном варианте категорий анализа оказалось 45. Это еще раз подчеркивает сложность процедуры анализа, связанную с обобщением материала и определением категорий. Все высказывания были разделены на две группы. В первую группу вошли ответы, которые были охвачены выделенными нами категориями контент-анализа. Эти ответы составили большинство. Следует отметить, что количество сгруппированных таким образом ответов с каждой «Я-позицией» уменьшалось. На первой позиции их было 92%, на последней, десятой позиции – 64,6%. Это свидетельствует о том, что опрашиваемые имели тенденцию в своих ответах идти от общего к частному. Общие ответы лучше поддавались группировке, чем частные. Ко второй группе были отнесены несгруппированные высказывания, которые встречались в единичных случаях. Их количество равняется 92 (4,6% от общего числа всех высказываний).

Первоначальному обобщению подвергались наиболее часто встречающиеся и конкретные понятия, такие как пол, возраст, национальность, профессиональный статус, образовательный статус, религиозная принадлежность, некоторые черты характера: эмоциональность, интеллектуальность, моральность, сила воли, эмпатийность, педантичность; неформальный статус личности. При дальнейшем анализе выделялись психологические категории, в которых проявляется индивидуальность личности и система отношений.

Выделенные категории имеют разную степень обобщения. По частоте встречаемости данные категории существенно между собой разнятся. В особенности эти различия выражены между первой и последней (170% и 3% соответственно). Семейный статус и отношение к нему намного превалировали над остальными категориями анализа.

Все представленные «Я-позиции» можно было разделить на два класса: позиция-статус и позиция-отношение. Их можно также обозначить как форму и её проявление или, как статику и динамику. При первоначальном анализе позиция-статус и позиция-отношение анализировались отдельно, как, например, семья и отношение к ней, профессия и отношение к ней и т.д. Учитывая недостаточную выраженность системы отношений, последние были объединены со статусами.

В основном представленные «Я-позиции» отличались однозначностью, т.е. каждый ответ отражал какой-то один аспект «Я-образа». Например, Я женщина; педагог; мать. Но были ответы, которые охватывали несколько разнообразных сторон «Я-образа», например: «я – хорошая мать для своих детей, любящая жена, привлекательная женщина» и т.п. Такие ответы анализировались по нескольким категориям. Встречались и повторы в ответах.

Итак, суммарное количество ответов - 2012. Количество возможных вариантов ответов - 2450. Эта сумма складывается из количества опрошенных и возможных 10-ти вариантов ответов (245*10=2450). Разница между реальным количеством высказываний и возможным – 438, т.е. реальных высказываний на 18% меньше, чем ожидаемых. Все выделенные 45 категорий анализа были ранжированы, исходя из частоты их встречаемости. Ранговых мест оказалось 32, т.к. некоторые категории имели одинаковый ранг.

Среди выделенных 45-ти категорий анализа наиболее часто встречающимися категориями являются: семейный статус и отношение к нему, моральные качества, профессиональный статус и отношение к нему, эмоциональные качества, образовательный статус и отношение к нему, биологический (человек) и социальный (личность) статусы. Суммарный вес шести этих категорий составляет 47% от числа всех высказываний.

В категорию «семейный статус и отношение к нему» (278 высказываний или 113,5% от числа опрошенных) входят понятия, номинально определяющие статус личности в семье, а также понятия, отражающие отношение к данному статусу: хорошая мать, верная жена и т.д. Следует отметить, что роль матери упоминается чаще, чем роль отца. В единичных случаях мужчины в качестве одной из «Я-позиций» упоминали о статусе главы семейства. И это несмотря на то, что количество женатых и замужних среди мужчин и женщин одинаково (29%). Отношение к этому статусу в подавляющем большинстве случаев было позитивным. Встречались в основном такие эпитеты, как хороший, заботливый, уважающий своих родителей и т.п. Наибольшую частоту данная категория имеет на первых четырех позициях, что свидетельствует о значимости данной категории при определении «Я-позиции». Данная категория представлена в позициях по убывающей.

На основе этих данных можно сказать, что стержнем «Я-образа» является семейный статус, что может свидетельствовать о значимости семейной сферы в жизни человека. Почти каждый из опрошенных указал на семейный статус, а некоторые указали две и три семейных позиции (13,5%).

На втором месте оказалась категория «моральные качества» (188/ 76,7%). Эта категория включала только позитивные качества (ответственный, принципиальный и т.п.). К данной категории были отнесены и моральные принципы, доброе отношение к другим, эмпатийные качества. Аморальные качества встречались в единичных случаях. Они были представлены отдельно в категории «социально неодобряемых качеств» (22/9%). Данные результаты свидетельствуют о значимости и ценности для подавляющего большинства опрашиваемых моральных качеств, по крайней мере, они стремятся демонстрировать их.

На третьем месте по частоте встречаемости оказалась категория «профессиональный статус и отношение к нему» (145/ 59,2%). Данная категория включала понятия, связанные с профессией, реальной или будущей, местом работы и отношением к ней. Проявленное отношение в основном носит позитивный характер.

На четвертом месте оказалась категория «эмоциональные качества» (120/ 49%). Эмоции не были дифференцированы на позитивные и негативные. Но при подсчете частотности можно было заметить, что негативные эмоции несколько преобладали над позитивными. Признаться в своей вспыльчивости или раздражительности намного легче, чем в социально неодобряемых качествах.

На пятом месте – категория «образовательный статус и отношение к нему» (110/45%). Отношение к учебному статусу проявили в основном дети школьного возраста. Правда, таких высказываний было всего 6 (2,45%). Если сравнить данную категорию с категорией «профессия и отношение к нему», то можно заметить, что отношение к профессии более выражено, чем отношение к образовательному статусу. Студенты вообще не проявили своего отношения к образовательному статусу, они выразили свое отношение к будущей профессии. Отсутствие отношения может быть свидетельством незначимости данного статуса. Распределение данной категории по позициям далеко не равномерное: частота встречаемости с каждой позицией имеет тенденцию к убыванию. Наибольший вес данная категория имеет на первых трех позициях (27,5%).

На шестом месте – категория «человек, индивид» (101/41,22%). Эти понятия объединены в одну категорию, т.к., во-первых, они близки по сути, во-вторых, понятие индивид встречается в единичных случаях. Эта категория далеко неравномерно распределена среди 10-ти «Я-позиций». Наибольший вес она имеет на первой позиции (21%). Итак, 21% опрошенных на вопрос «Кто Я такой» в первую очередь ответили – человек. Это достаточно обобщенный уровень дифференциации себя. Отношение к этому статусу проявляется только с точки зрения социальных и моральных норм (хороший, плохой, добрый и т.д.). Количество философских высказываний, связанных с этим понятием встречаются в единичных случаях.

На седьмом ранговом месте оказались две категории: «интеллектуальные качества» и «неформальный статус личности и отношение к нему» (по 73/30% каждая).

Категория «интеллектуальные качества» состоит только из положительных качеств таких, как умный, образованный, с широким кругозором и т.п., негативные интеллектуальные качества не были указаны. Среди категорий, относящихся к личностным качествам, интеллектуальные качества занимают третье место после моральных и эмоциональных качеств.

На 7-м месте оказалась также категория «неформальный статус личности и отношением к нему», т.е. позиция друга. Данный статус личности был рассмотрен отдельно от остальных социальных статусов личности, т.к. по сравнению с другими, частота встречаемости его была достаточно высокой. Отношение к данному статусу также часто проявлялось и было только позитивным. Были использованы в основном такие эпитеты, как хороший, верный, ответственный.

На 8-м месте оказались две категории: «мифическое Я» или «ассоциации» (71 /29%) и «социально-психологические качества» (71/29%).

Категория «мифическое Я» или «ассоциации» включала ответы ассоциативного характера, такие как шторм, море, плохая погода и т.п., и данные по гороскопу. Наибольшее количество ассоциаций приходится на последние позиции, что может быть свидетельством того, что индивидуальное, личное, уступает общему. Все ассоциации были разделены на несколько групп: ассоциации, связанные с образом людей или какими-то их функциональными особенностями - 20% , ассоциации, связанные с животными - 2,9% (в основном, были названы домашние животные, нехищные, с недвусмысленным символическим значением) и ассоциации, связанные с природой и окружающим миром - 3,7%, которые имели отношение к эмоциональной сфере человека. В них проявлялось положительное отношение к себе, даже некоторый нарциссизм. В основном все ассоциации носили позитивный характер. К данной категории были также отнесены данные по гороскопу 2,45%. Как ни странно, повальное увлечение гороскопом не нашло своего отражения в «Я-образе».

Первоначальное предположение о том, что «Я-образы», представленные в виде различных ассоциаций, характерны для лиц с выраженной индивидуальностью не нашло своего подтверждения. Ассоциативных высказываний не так уж и много (3,5% от общего числа всех высказываний), они однотипны и в основном характеризуют эмоциональную сферу человека, в них также проявляется самолюбование.

Категория «социально-психологические качества» (71/29%) охватывает качества, которые проявляются при общении с другими. К данной категории отнесены качества, которые способствуют общению, и качества, которые затрудняют его. Первых больше, чем вторых. Часто встречающиеся понятия в этой категории – общительный, контактный. Качества, которые затрудняют общение, встречаются в основном на последних позициях, их вес составил 8,6%.

На девятом месте оказалась категория «пол и отношения к нему» (66/27%). По данной категории выявились некоторые различия между мужчинами и женщинами: последние чаще указывали свой пол, чем мужчины (26,5% и 22% соответственно). Наибольший вес данная категория имеет на первых двух позициях, что свидетельствует о значимости пола для тех, кто указал на него. Отношение к своему полу проявили единицы (всего 6,14%). Отношение, за исключением единичных случаев, носят позитивный характер. Сексуальность отмечена только четырьмя опрошенными.

Полученные результаты по данной категории были для нас несколько неожиданными. Мы предполагали большую выраженность в «Я-образе» у мужчин половой принадлежности, так как в обществе принадлежность к мужскому полу традиционно имеет большую ценность. Причины недостаточной выраженности половой идентичности у мужчин можно объяснить особенностями выборки: в опросе принимали участие в основном студенты, школьники и люди, имеющие высшее гуманитарное образование – педагоги, преподаватели. Возможно, в другой выборке можно было бы получить иные результаты, большую выраженность полового статуса.

Слабая выраженность половой идентичности у женщин, возможно, связана с особенностями женского менталитета. Быть женщиной в нашем обществе, где роль матери ценится выше, чем роль женщины, не столь престижно, как быть мужчиной.

На 10-м ранговом месте оказалась категория «ценностные ориентации» (50/20,41%). Понятие ценностные ориентации – достаточно широкое и многие ответы можно было бы отнести к данной категории (семья, профессия, образование, дружба и т.д.). Мы объединили в эту категорию высказывания, связанные с проявлением любви к чему-то (39/15,9%): к музыке, к искусству, природе, тишине и т.п. В эту категорию вошли также высказывания, связанные с любовью к определенным видам деятельности или поведения (8/3,26%): «советоваться с близкими», «отдыхать», «спать», «гулять», «дружить», а также высказывания, связанные с проявлением желания быть каким-то: «терпеливым», «счастливым», «заслуживающим уважения других» (3/1,22%). Если говорить о ценностях личности, то они в полном объеме высвечены во всех ответах, поэтому можно сказать, что иерархия выделенных категорий контент-анализа полностью отражает ранжированные по степени значимости ценностные ориентации личности.

На 11-м месте находится категория «имя собственное» (38/15,5%). В большинстве случаев эта категория встречается на первой позиции (12%). Достаточно естественно, что при ответе на вопрос теста «кто я такой?» – человек называет свое имя. Мы допускаем, что имя представляет обобщенный образ личности. При ответе на вопрос теста свое имя чаще называли люди молодого возраста. Некоторые указывали и фамилию, и свою принадлежность семье, что еще раз подчеркивает значимость семьи для личности. Некоторые определяли себя, скорее всего, чисто номинально. Вопрос теста, скорее всего, был трансформирован в вопрос, задаваемый им со стороны - «кто ты такой?». Такие ответы свидетельствуют в пользу доминирования формальной стороны «Я-образа».

На 12 месте оказалась категория «статус в группе, в социуме» (36/14,7%). Данная категория включала в себя ответы, в которых указывался какой-либо статус в формальной или неформальной группе. Были названы такие статусы, как «сосед», «партнер», «коллега», «сотрудник», «руководитель» и т.д. Наибольший вес имеет статус «сосед», остальные статусы встречаются в единичных случаях.

Следует отметить, что некоторые из этих статусов были актуализированы в зависимости от ситуации, предшествовавшей опросу. Так, позиция «избиратель» в «Я-образе» появилась в период президентских выборов. Позиция «сосед» появилась при тестировании со стороны соседа. На основе этих данных можно сделать вывод, что функциональная востребованность актуализирует ту или иную «Я-позицию».

Категория «оценочное отношение к себе» оказалась на 13-м ранговом месте (33/13,5%). К данной категории были отнесены ответы, в которых проявлялась оценка себя: «уважительно отношусь к себе», «иногда достаточно жестокий по отношению к себе», самовлюбленный, самодостаточный, эгоистичный. Наибольший вес данная категория имеет на последних позициях, что может свидетельствовать, с одной стороны, о низком уровне самосознания, с другой стороны - о низкой значимости данной категории.

На 15-м месте - категория «внешность» (31/12,6%). К данной категории были отнесены высказывания, связанные с внешностью человека. В основном были позитивные высказывания: Правда, вес данной категории в «Я-образе» незначителен, и для тех, кто выделил данную позицию, она также не имеет высокой значимости. Данный результат был несколько неожиданным для нас. В целом получилось, что в «Я-образе» форма несколько доминирует над содержанием, поэтому предполагалось, что внешности опрашиваемые будут придавать особое значение.

На 16-м месте стоит категория «патриотизм» (28/11,43%), включающая патриотические высказывания. Она неравномерно распределена по позициям. Наибольший вес приходится на последние позиции, что может быть свидетельством ее низкой значимости и для тех, кто на неё указал.

На 17-м ранговом месте - категория «философское Я» (27/11,02%). К данной категории были отнесены высказывания, имеющие более высокую степень обобщения, такие как: «представитель живого мира», «ищущая света», «часть вселенной», «я две личности», «ищущий баланс интересов» и т.п. Как уже указывалось выше, количество таких высказываний 27, но количество людей, которым принадлежат эти высказывания меньше (19/ 7,75%).

На 18-м ранговом месте оказались две категории: «национальность и отношение к ней» и такие характеристики личности как «обыкновенный, простой романтик, мечтатель» (по 26/10,6% каждая из категорий). В «Я-образе» таких целостных, обобщенных или недифференцированных категорий несколько: «хороший человек», «плохой человек»; «реалист»; «странный». Всего таких обобщений 51 (20,82%). Положительный образ в этих обобщениях намного преобладает над негативным, а нормативность над ненормативностью.

Свою национальную принадлежность указали всего 26 человек (10,6%). Наибольший вес данная категория имеет на первых 5-ти позициях (8,9%), что говорит о значимости данной категории для тех, кто ее указал. Отношение к национальности проявили всего 4 человека (1,63%). Невыраженность отношения, как уже указывалось выше, может быть свидетельством незначимости данной стороны «Я-образа». Возможно, минимальное отражение в «Я-образе» национальной принадлежности связано с тем фактом, что всё, что естественно, очевидно, не актуализировано в «Я-образе». Среди тех, кто указывал свою национальную принадлежность, встречались представители таких национальностей как евреи, русские, татары, лезгины. Но, возможно и другое объяснение: не естественность, а функциональная востребованность определенной стороны «Я-образа» актуализирует ее. Например, функционально семейный статус востребован каждодневно, а национальный статус нет. Он может быть актуализирован в ситуациях межнациональных конфликтов, спортивных состязаний и т.п. Но также можно предположить, что невыраженность данной позиции в «Я-образе» указывает на узость пространственных границ личности: пространство «МЫ» ограничено семьей, а не национальностью личности.

На 19-м месте оказались две категории: «психологический настрой на будущее» и «религиозный статус». Каждая категория имеет по 25 высказываний (10,2%).

Количество пессимистов и оптимистов распределилось почти поровну, с небольшим перевесом оптимистов. Наибольший вес данная категория имеет на последних 3-х позициях.

Категория «религиозный статус» объединила понятия, в которых проявлялось отношение к религии и к Богу. Атеисты оказались в меньшинстве (1,2%). Наибольшая частота высказываний, относящихся к данной категории, приходится на последние позиции. Можно сказать, что для большинства опрошенных религиозный статус оказался незначимым, в том числе и для тех, кто считал себя религиозным, т.к. на этот статус при ответе на вопрос теста указывали в последнюю очередь.

Категория «статус в любви» (24/9,8%) занимает 20-е ранговое место. К этой категории были отнесены такие высказывания, как «любимый», «любящий», «не умеющий любить» и т.п. В основном эти высказывания принадлежат молодым девушкам, женщинам. Кстати, любимых было гораздо больше, чем любящих. Высказывания с негативной и позитивной смысловой нагрузкой распределились почти поровну.

На 21-м ранговом месте находятся две категории: «хороший - плохой человек» и «социально неодобряемые качества» (по 22/9% каждая).

Социально неодобряемые качества были представлены в единичных случаях (1,1% от общего числа всех высказываний). Они часто использовались с эпитетами «иногда», «немного»: «иногда демагог», «иногда грубый» и т.п. Не было ни одного социально одобряемого качества с такими эпитетами. Социально неодобряемые качества указывались в последнюю очередь, что свидетельствует о желании соответствовать социальным нормам.

Категория «личность, индивидуальность» занимает 22-е ранговое место (19/7,75%). Понятия личность и индивидуальность были объединены, т.к. по смысловой нагрузке они близки друг к другу. При этом различия между категориями «личность и индивидуальность», с одной стороны, и «человек и индивид», с другой, значительны. Последняя категория встречается в пять раз чаще. Возможно, некоторые опрашиваемые ставили знак равенства между понятиями человек и личность, индивид и индивидуальность или, возможно, понятие человек рассматривалось достаточно широко и включало в себя понятия личности и индивидуальности. Если считать, что опрашиваемые правильно дифференцировали понятия человек и личность, то можно сделать вывод, что биологическая сущность в «Я-образе» намного преобладает над социальной сущностью.

На 23-м ранговом месте оказались две категории: «волевые качества» и «отношение к труду» (по 18/7,35% каждая из категорий). Категория «волевые качества» охватывала только положительные качества, отрицательные качества, связанные с волей, не были указаны. Как видим, волевые качества в очень незначительной степени входят в «Я-образ».

Вес деловых и волевых качеств составляет 1,7% от числа всех высказываний или 6-7% от числа опрошенных, тогда как моральные и эмоциональные качества составляют 77% и 49% соответственно от числа опрошенных.

24-е ранговое место делят между собой две категории: «деловые качества и энергичность» и категория, которая объединила такие качества личности, как «наивный, доверчивый» (16/6,53%). Эти качества можно было бы отнести и к категории «социально-психологические качества», но из-за относительно высокой степени частоты их встречаемости, они были представлены отдельно. Энергичность и деловые качества можно разделить на позитивные и негативные. Соотношение между ними следующее 4,9% и 1,63%. Неслучайно эта категория оказалась рядом с категорией «волевые качества». Они по смысловой нагрузке достаточно близки друг другу. Как видим, волевые, деловые качества слабо представлены в «Я-образе».

На 25-м ранговом месте находятся две категории: «возраст» и «уровень притязаний» (14/5,7%). В «Я-образе» возраст почти не находит своего отражения. На возраст в основном указали школьники.

К категории уровень притязаний были отнесены высказывания, отражающие цели и желания личности. Одна треть притязаний была связана не с самой личностью, а с желаниями что-то изменить в других, в особенности в своих детях. Многие притязания носят неконкретный характер. По ним также можно судить и о ценностях личности, поэтому эта категория нашла свое отражение и в категории «ценностных ориентаций».

На 27-ме ранговом месте две категории: «педантичность», «региональная принадлежность» (12/4,9). Указывать свою принадлежность к определенному географическому региону достаточно типично для людей нашей ментальности. Поэтому мы выделили данную категорию, но, к нашему удивлению, она очень мало представлена в «Я-образе». Типичный для опрашиваемых вопрос «Ты откуда?», почему-то не проявился в «Я-образе». Это могло быть связано или с ситуацией опроса, которая не способствовала актуализации данного «Я-образа», или с особенностями выборки: большинство опрошенных русскоязычные, городские, т.е. местные.

Категория «навыки и умения» и категория определенных качеств, которые трудно было обозначить одним словом, определенная как «нежный, ласковый, мягкий, милый» занимают 29-е ранговое место (7/2,9%). Как видно из рангового места категория «навыки и умения» в «Я-образе» занимает, чуть ли не последнее место. Были названы такие навыки, как рисование, шитье, готовка. Исключением являются профессиональные навыки и умения, которые были отнесены к категории «профессиональный статус и отношение к нему». Хотя и в данной категории больше представлен профессиональный статус, чем профессиональные навыки и умения.

Категория «отношение к познанию себя» занимает 30-е ранговое место (5/2%). Данная категория при первоначальном анализе не была выделена из-за ее малочисленности. В «Я-образе» почти не проявилось отношение к познанию себя, всего 0,82% респондентов выделили такую сторону «Я-образа», как «не знающий себя» или как «знающий себя» (1,22%).

Следующие три категории занимают 31-е ранговое место: «отношение к тесту», «юмористическое отношение к жизни» и «наблюдательность» (по 4/1,63% каждая из категорий). Отношение к вопросу теста в устной форме проявили многие, и в основном это отношение имело несколько негативный характер («пусть другие скажут, кто я такой»; «откуда я знаю, кто я» и т.п.), но в письменной форме таких высказываний было всего 4 (1,63%).

Всего 4 человека проявили свое отношение к юмору. Встречались следующие высказывания: «шутник», «юморист», «прикольный», «парень с чувством юмора».

На 32-м ранговом месте оказались две категории: «статус через функцию» и «Я есть Я» (по 3/1,22% каждая категория). Под категорией «статус через функцию» имеется в виду социальный статус личности, в котором выделена определенная функция: «помощница», «советница», «поддержка».

Как уже указывалось выше, были еще единичные высказывания, которые не были объединены в категории. Они составляют 4,6% от всех высказываний.

Итак, обобщая вышесказанное можно сказать, что «Я-образ» большинства опрошенных оказался достаточно позитивным. В нем динамическая сторона проявляется меньше, чем статичная. «Я-образы» характеризуются некоторой деиндивидуализированностью, узостью, по причине неравномерного охвата различных сфер жизнедеятельности человека. Оценка себя «глазами» других намного преобладает над самооценкой. «Я-образы» не отличаются критичностью. Почти во всех ответах чувствуется присутствие стороннего наблюдателя - «Я-образ» представляется для других, а не для себя. Превалирующими компонентами структуры «Я-образа» являются: семейный статус, профессиональный статус, образовательный статус, моральные и эмоциональные качества. Пол, возраст, национальность, религиозная принадлежность, гражданство, этническая и региональная принадлежности в «Я-образе» представлены в очень незначительной степени. Моральные и эмоциональные качества в 2-3 раза превосходят интеллектуальные, социально-психологические, волевые и деловые качества.

Список литературы

Анастази А. Психологическое тестирование. – Т. 1, 2. – М., 1982.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – С-Пб, 2001.

Лефевр В.А. Алгебра совести. – М., 2003.

Майерс Д. Социальная психология. – С-Пб, 2000.

Меджидова С.М. Психологические типы. Типология «69». – Баку, 2001.

Общая психодиагностика. Под ред. А.А.Бодалева и В.В.Столина.– М,1987.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ecsocman.edu.ru



Занятие по программе «Тропинка к своему Я» для 8 класса

Тема: «Я – концепция и её ключивые компоненты».

Цель : содействовать расширению самосознания подростков.

1. Ритуал приветствия.

2. Основная работа.

А)- Сегодня мы поговорим о «Я – концепции».

Как вы понимаете это понятие?

Человек по-разному относится к предметам, явлениям, событиям, другим людям, своей личности.

Что-то радует его, что-то печалит или возмущает.

Б) «Найди чувство»

Я предлагаю вам сейчас найти понятия, обозначающие чувства, зашифрованные в словах, и назвать ситуации, в которых человек испытывает эти чувства:

Последние две буквы слова являются началом понятия: польза (зависть);

Первые три буквы слова являются окончанием понятия: альтруизм (печаль);

Первые две буквы являются окончанием понятия: воля (любопытство).

В) «Я – концепция»

Много ли времени и сил тратят люди, думая о себе?

С какого возраста они по-настоящему глубоко и серьезно начинают задумываться о себе?

Вывод : в подростковом возрасте у человека формируется Я-концепция, т.е. целостное представление о самом себе.

Какие мысли могут входить в Я – концепцию? Какие чувства?

Вывод : «Я – концепция – совокупность чувств и мыслей по отношению к себе» .

Г) «Умственный мусор»

Ответьте на вопрос:

Какая Я – концепция помогает жить человеку (реалистичная – когда человек знает о своих реальных достоинствах, недостатках, способностях, поведенческих реакциях).

А какая меньше? (Искаженная – когда человек не видит каких-то своих особенностей или преувеличивает какую-либо часть представлений о себе).

Многие люди носят в себе много ошибочных идей, «мусора», который мешает им построить реалистичную Я – концепцию.

- Рассмотрите некоторые убеждения:

«Все люди должны хорошо ко мне относиться».

«Пчелы никогда не должны жалить меня».

«Учителя всегда должны относиться ко мне с пониманием»

«Я должен получить такой телефон, какой хочу».

Всегда ли работают на человека такие убеждения?

Вывод: « Человек, стремящийся полностью подчинить мир своим желаниям, будет несчастлив, поскольку ставит перед собой нереальные цели. Человек тогда добивается успеха, если совпадают такие понятия, как «Надо», «Могу», «Хочу».

Д) Игра «Общие руки»

Два игрока соединяют ладони правых рук и образуют «общую руку». Далее они выполняют задание ведущего: погладить кого-то из учеников, принести книгу, открыть дверь, похлопать по плечу друг друга.

- Какие чувства испытали?

3. Тест «Умеете ли вы контролировать себя?»

Дайте ответ «ДА» или «НЕТ»

1. Мне кажется, трудно подражать другим людям.

2. Я бы, пожалуй, мог при случае «свалять дурака», чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах, в учебе и в отношениях с друзьями, я стараюсь быть такими, каким меня ожидают увидеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми и друзьями.

10. Я всегда такой, каким кажусь.

4. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

"Формирование ключевых компетентностей по биологии в соответствии с концепцией модернизации образования".

Педагогическая концепция "Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии"

Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии": сущность метода, преимущества и недостатки...

1)познавательный компонент / когнитивный компонент – «образ Я», яв-

ляется представлением человека о своих знаниях, умениях, навыках, спо-

собностях, качествах, ресурсах и возможностях;

2)эмоциональный компонент / эмоционально – ценностный компонент -

включает эмоциональные пережива­ния человека по поводу собственной

личности и ее статуса в обществе;

3)оценочно-волевой компонент / поведенческий компонент отвечает за

стремление человека к самореализации, самоактуализации и к поддержа-

нию само­уважения.

Формирование «Я концепции» начинается с момента рождения ребенка, когда ребенок начинает различать соб­ственные внутренние ощущения и ощущения, вызванные посто­ронними предметами, но основные элементы в

«Я концепцию» закла­дываются в подростковом и юношеском возрасте.

«Я концепция» может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрица­тельной. Она может неверно отражать реальность, быть вымыш­ленной и искаженной, идеальной.

То, что не согласуется с «Я концепцией» человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. От гар­монии идеального и реального «Я» человека зависят степень его удовлетворенности жизнью, осознание себя счастливым или не­счастным, целостная картина самосознания.

Виды «я – концепции»

1)материальное «я» это образ тела конкретного человека;

2)актуальное психологическое «я» это то, о чем человек дума­ет, когда

думает о себе;

3)«я» как мышление и эмоциональный процесс это «поток со­знания»;

4)социальное «я» это образ человека в глазах общества;

5)идеальное «я» это то, каким человек, по его мнению, должен быть, ори-

ентируясь на моральные нормы, принятые в данном обществе;

6)реальное «я» это представление человека о себе в настоящем времени;

7)динамическое «я» это то, каким субъект намерен стать;

8)фантастическое «я» это то, каким субъект желал бы стать, если бы это

оказалось возможным .

Самооценка элемент самосознания как некоторая ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качес­твам.

Самооценка является результатом постоянного сравнения актуального «я» и идеального «я».

Идентификация и рефлексия

Идентификация – уподобление, отождествление себя с кем или чем-либо.

Первичная идентификация – это идентификация ребенка сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признаёт своим.

Вторичная идентификация – идентификация в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями.

Согласно теории 3. Фрейда, ребенок в возрасте от трех до шести лет переживает конфликт, вызванный любовью к родите­лю противоположного пола и ревностью, соперничеством и агресси­ей по отношению к родителям своего пола.

Идентификация и делает человека способным к социализа­ции , то есть готовым принять социальные нормы в качестве своих внутренних установок, как руководство к действию, делает его спо­собным на объективную и дифференцированную самооценку.

Рефлексия интеллектуаль­ный самоанализ «Я» конкретного человека (рефлексия и саморефлексия), способность сознания человека сосредоточиться на самом себе .

С помощью актов рефлексии индивид, тематически изолируя отдельные собственные интеллектуальные операции, эмоциональ­ные состояния и переживания, тем самым как бы «объективирует» расшифровывает их для себя.

Основания для взаимодействия с другими людьми закладываются в детстве, и в дальнейшем личность взаимодействует с окружающими людьми на основе «Я концепиии», личностной рефлексии своих представлений о себе, своих возможностях, значимости, неповторимости, сформированной в детстве.

Бессознательное –специ­фическая форма отражения действительности, в процессе которой человек не отдает себе отчет в совершаемых действиях, утрачивает полноту ориентировки во времени и месте действия.

Самосознание -это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя. Но самосознание характеризуется также своим продуктом - представлением о себе, «Я-образом » или «Я-концепцией ». Это различение процесса и продукта в психологический обиход было введено У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Познает, конечно, не сознание, а человек, обладающий сознанием и самосознанием; при этом он пользуется целой системой внутренних средств: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль занимает представление человека о себе самом - о своих личностных чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, таким образом, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, моментом этого процесса. Не случайно поэтому известный исследователь проблемы самосознания И.С.Кон пишет о растущем понимании относительности различий между действующим и рефлексивным «Я» как об одной из главных тенденций в современных исследованиях (Кон И.С., 1981).

Задача анализа собственно процесса самосознания оказалась, однако, более сложной, чем задача анализа продуктов или результатов этого процесса. Как человек приходит к тому или иному представлению о себе, какие внутренние действия при этом совершает, на что опирается - все эти вопросы сейчас интенсивно разрабатываются в научных исследованиях, однако результаты поисков пока не воплотились в психодиагностических алгоритмах и методиках. Психодиагностика самосознания традиционно направлена на выявление продукта самосознания - представления о себе. При этом допускается, а затем доказывается, что «Я-концепция» не просто продукт самосознания, но важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельности, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми.

Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе различные знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе - его «Я-концепцию». Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознается; некоторые аспекты «Я-образа» оказываются ускользающими от сознания, неосознанными.

Уже эти два содержательных тезиса о строении «Я-образа», т.е. тезис о знании о себе и отношении к себе как аспектах «Я-концепции» и тезис о её осознаваемой и неосознанной частях, позволяют понять ряд принципиальных методологических проблем, возникающих перед психодиагностикой самосознания.

Можно ли вообще выявить, что о себе человек знает? На первый взгляд вопрос этот риторический: нетрудно тем или иным способом получить самоописание испытуемого или обследуемого, это самоописание и есть показатель знания человека о себе, выражение его «Я-концепции». Однако если человек говорит о себе, что он добрый, деловой, целеустремленный, общительный или, наоборот, злой, безвольный, необщительный, то он не просто сообщает сведения, но и дает оценку самого себя. Выделить эту оценку в самоописаниях и даже отделить ее от словесного самоописания можно, а вот отделить знания от оценки оказывается крайне трудно, если вообще возможно. Но если это так, то не искажает ли оценка знания субъекта о себе? А сама эта оценка в том случае, если она действительно негативна, не оказывается ли искаженной и «упрятанной» в подсознание? А если такие искажения происходят, то каков концептуальный, теоретический статус самоописаний?

Эти вопросы и ряд других не раз служили предметом методологического анализа (Wylie R., 1974; Burns R., 1979). Так, среди иррелевантных факторов, влияющих на самоописание и его интерпретацию (помимо релевантного фактора - самой «Я-концепции»), рассматриваются социальная желательность описываемых черт, тактика самоподачи (самопрезентация), область самораскрытия, идентифицируемость или анонимность ответов, тактика соглашаться или не соглашаться с утверждениями, характер и степень ограничений в форме ответов на вопросы, контекст всей процедуры диагностики, установки, ожидания и инструкции, способы подсчета индексов и статистические процедуры.

Помимо этого, свою роль играют уровень интеллектуального развития, кооперативная установка в отношении к диагносту или исследователю, чувство безопасности в ситуации тестирования.

Прогресс в решении этих методологических проблем психодиагностики оказался связанным с продвижением в понимании психологической сути самого процесса самосознания и его итогового продукта - «Я-концепции».

Шкала «Я концепции» (Теннеси)

Разработана У.Фиттсом в 1965 г. (переработанное издание - 1988). Предназначен для исследования динамики развития самооценки у подростков (начиная с 12-летнего возраста) и взрослых. С помощью этой шкалы стремятся выявить особенности динамики развития глобального самоотношения (самоудовлетворенности и специфических форм самоотношения к своему телу, к себе как к моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т. д.)

Под самооценкой понимается - способность самостоятельно принимать решения о соответствии собственного и нормативного поведений.

Методика состоит из 90 утверждений, характеризующих «Я-концепцию», и 10 утверждений, образующих шкалу лжи. Испытуемый отвечает на задания опросника по 5-балльной шкале: от «полностью согласен» до «абсолютно не согласен».

Восемь диагностических показателей получают при сочетании трех переменных, представленных по строка:

  1. Самокритичность.
  2. Самоудовлетворенность.
  3. Поведение

И пяти показателей, представленных по столбцам

  1. «Физическое Я».
  2. «Моральное Я».
  3. «Личностное Я».
  4. «Семейное Я».
  5. «Социальное Я».

Дополнительно вычисляются два показателя:

  1. вариабельность - мера согласованности восприятия себя в различных областях;
  2. распределение - мера распределения субъектом своих ответов по 5-балльной шкале.

Выбор преимущественно средних значений (низкий показатель распределения) свидетельствует об интенсивном включении защитных механизмов, выбор лишь крайних значений встречается у больных шизофренией.

Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)

Цель: исследование особенностей самоотношения.

Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения и позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

  1. глобальное самоотношение;
  2. самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
  3. уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я".

В качестве исходного принимается различие содержания "Я-образа" (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. Опросник включает следующее шкалы:

Глобальное самоотношение – внутренне недифференцированное чувство "за" и "против" самого себя.

Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся "внутренней последовательности", "самопонимания", "самоуверенности". Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному "Я". В шкалу вошли пункты, касающиеся "самопринятия", "самообвинения". В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,– видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров ("и поделом тебе").

Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой "на равных", уверенность в своей интересности для других.

Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

Тест самоактуализации (САТ)

Цель: диагностика особенностей самоактуализации.

Методика представляет собой перечень суждений и может быть использована как для индивидуального, так и для группового обследования. Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае, если количество таких пунктов превысит 10% от их общего числа (13 и более), результаты исследования считаются недействительными.

Инструкция к методике не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30–35 минут.

При обработке результатов тестирования подсчет "сырых" баллов осуществляется с помощью ключей. Каждый ответ, совпадающий с вариантом, указанным в ключах, оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале.

Интерпретация результатов.

Шкала Компетентности во времени (Тс) включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.

Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.

Шкала поддержки (I) – самая большая шкала теста (91 пункт) – измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).

Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля. Содержание данной шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения указанной шкалы в методику как базовой.

Дополнительные шкалы

  1. Шкала Ценностных ориентации (SAV) (20 пунктов) измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности (Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации).
  2. Шкала Гибкости поведения (Ех) (24 пункта) диагностирует степень, гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
  3. Шкала Сензитивности к себе (Fr) (13 пунктов) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.
  4. Шкала Спонтанности (S) (14 пунктов) измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.
  5. Шкала Самоуважения (Sr) (15 пунктов) диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.
  6. Шкала Самопринятия (Sa) (21 пункт) регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним.
  7. Шкала Представлений о природе человека (Nc) состоит из 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии мужественности – женственности, рациональности – эмоциональности и т.д. антагонистическими и непреодолимыми.
  8. Шкала Синергии (Sy) (7 пунктов) определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.
  9. Шкала Принятия агрессии (А) состоит из 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.
  10. Шкала Контактности (С) (20 пунктов) характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению.
  11. Шкала Познавательных потребностей (Cog) (11 пунктов определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знании об окружающем мире.
  12. Шкала Креативности (Сr) (14 пунктов) характеризует выраженность творческой направленности личности.

Шкала самоуважения М. Розенберга

Методика относится к классу стандартизованных самоотчетов. Шкала может быть использована для выявления глобального самоотношения. Шкала состоит из 10 утверждений и предполагает 4 градации ответов: полностью согласен, согласен, не согласен, абсолютно не согласен.

Шкала обеспечивает сопоставимость результатов, независимость от квалификации экспериментатора и количественное измерение. Тем не менее, она апеллирует к более осознанным аспектам самоотношения и потенциально подвержена влиянию стратегий самопрезентации, а также ограничивает сферу выбора испытуемого уже заданными рамками подобранных утверждений. Регистрируемые показатели: самоуважение, самоунижение.

Шкала Т. В. Дембо–С. Я. Рубинштейн

Основное назначение методики заключается в изучении самооценок личности по заданным характеристикам. Предлагается несколько горизонтальных линий в 10см, каждая линия представляет собой шкалу оценивания здоровья, ума, счастья, самой личности. Слева находятся самые волевые, самые умные, самые здоровые, добрые, самые счастливые, самые общительные, самые хорошие, самые способные, самые смелые люди. Справа – наоборот, безвольные, глупые и т.д. Испытуемый должен отметить знаком "х" на линии место, где он находится. Интерпретация дается на основании оценки местоположения на линии по каждому из параметров (подсчитывается расстояние от отметки, сделанной испытуемым до правого конца шкалы). Полученные данные по методике позволяют судить не только об общем самопринятии (принятии себя) и частных самооценках, но и позволяет выявить глобальное эмоционально-ценностное отношение индивида к своему "Я" – уровень самопринятия. Такая методика дает возможность не только выявить самооценку индивида, но и сравнить с групповым показателем.

Диагностические особенности методики заключаются в простоте проведения и организации исследования, возможно делать повторные замеры, а также в вариативности характеристик для самооценки. Регистрируемые показатели: самооценка воли, самооценка ума, самооценка доброты, самооценка здоровья, самооценка счастливости, самооценка общительности, оценка себя как хорошего человека, самооценка способностей.

Тест 20 утверждений на самоотношение М. Куна, Т. Макпартленда

Тест представляет собой технику, основанную на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. По замыслу авторов, испытуемый должен в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто Я такой?" Спонтанные ответы записываются в любой последовательности независимо от логики и грамотности.

Модификация теста предполагает 10 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто Я такой?". Полученные ответы подвергаются контент-анализу и кластерному анализу. Регистрируемые показатели: ответы испытуемых, их количество и количество всех слов в ответах.

Направления интерпретации: определение количества категорий у каждого испытуемого, как критерия разнообразия жизнедеятельности испытуемого; анализ содержания категорий самоописания и частота их проявления в группе подростков; половая дифференциация в категориях; анализ проблемных сфер; оценка общего эмоционального фона; присутствие прошлого, настоящего, будущего или определений "вне времени"; оценка сложности самоописания. При проведении психологической консультации может проводиться дополнительная работа со списком ответов: выбор наиболее важных черт и их описание, разделение на категории (зависит от меня, зависит от других, ни от чего не зависит, от судьбы, от рока) – каких ответов больше?.

Достоинством данной методики состоит в потенциальном богатстве оттенков самоописания и в возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не навязанным ему языком исследования.

Регистрируемыми показателями, измеряющими рефлексивную активность по данной методике, выступают: количество ответов и количество всех слов в ответе на вопрос "Кто я такой?".

Методики «Не-Я» (автор Визгина А.В.)

Методика относится к классу проективных методов, и состоит в том, что испытуемый побуждается генерировать образ абстрактного персонажа, непохожего на него по личностным качествам. Испытуемому предлагается инструкция: «Вообразите непохожего на Вас человека (пол и возраст соответствует полу и возрасту испытуемого), отличающегося от Вас по своим личностным особенностям. Пусть это будет не реальный человек из Вашего окружения, а некий вымышленный персонаж. Не ограничивайтесь простым перечислением черт характера, постарайтесь создать целостный образ».

Методика «Не-Я» имеет диагностическую ценность, только будучи включенной в батарею тестов (включая МСС и другие личностные методики, в т.ч., и опросниковые).

Основные аспекты самосознания, выявляемые методикой.

  1. Преобладающая стратегия самовосприятия при сравнении себя с другими: с точки зрения своих достоинств и преимуществ (реальных или кажущихся), или с точки зрения отсутствия у себя определенных качеств и признания проблем («Сильное» или «Слабое Не-Я»). Опора на «Не-Я», как на анти-идеал при формировании и поддержании позитивного «Образа Я» или ориентация на «Не-Я» как носителя альтернативной позиции, возможного и желаемого «Я». Наличие или отсутствие стремления к самоизменению, степень проработаннности его путей.
  2. Выраженность и специфика защитных тенденций в самосознании. От их почти полного отсутствия (как у испытуемых подгруппы «Не-Я»-идеал») через появление попыток поддержать самоотношение и оспорить преимущества «Не-Я» с помощью его дискредитации до искажения представления о себе и возникновения враждебности в его адрес.
  3. Наличие и характер внутренней противоречивости самосознания; присутствие внутреннего диалога, степень его развернутости и осознанности. Это, прежде всего, диалог между тенденциями к самоизменению, с одной стороны, и к сохранению своего «Я» неизменным, с другой. При нарастании защитных тенденций, приводящих к отчужденности части «Я», представление о себе становится всё более ригидным, сомнения в собственной правоте исчезают, а диалог переходит на неосознанный уровень.

Целостность, очерченность представления о себе, четкость границ «Я» и «Не-Я». Трудности в представлении своего антипода, проявляющиеся в неопределенности, несвязности его характеристик, наличии смысловых скачков в тексте, свидетельствуют о размытости границ между «Я» и «Не-Я», несформированности «Образа Я», диффузности идентичности.

Проективная рисуночная проба: "Рисунок "Мой мир"

Проективная рисуночная проба "Рисунок "Мой мир" описана С. Т. Посоховой.

Данная методика широко применяется для диагностики различных сфер самосознания. Для изучения рефлексивной активности мы используем модифицированный вариант рисуночной пробы. Методика направлена на изучение таких рефлексивных аспектов как эмоциональная включенность в рефлексирование в процессе взаимодействия с собственным Я; фокусирование сознания на собственном Я. Регистрируемые показатели: количество цветов в рисунке, количество нарисованных образов предметов в рисунке.

Проективная рисуночная проба "Нарисуй букву Я"

Основное назначение данной методики состоит в выявлении неосознаваемого эмоционального отношения к себе, к своим установкам, к своему поведению, чувствам. При интерпретации рисунков используются различные параметры рисунка: расположение рисунка на листе (центральное, смещение влево-вправо, вверх-вниз), размер буквы, использование разных цветов, дополнительных предметов, украшений, форма буквы и др.

В исследовании рефлексивной активности используются следующие показатели: количество использованных цветов, количество элементов самолюбования, количество дополнительных образов. Данные показатели помогают оценивать такие характеристики рефлексивной активности, как эмоциональная включенность в процесс взаимодействия с собственным Я, фокусирование сознания на собственном Я.

Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (авторы B.C. Мухина и К.А. Хвостов)

Проективный метод психодиагностики развивающейся личности рассчитан на изучение депривации структурных звеньев самосознания детей, подростков: юношей и девушек. Метод состоит из 44 черно-белых тематических рисунков, на которых изображены ситуации общения.

Инструкция: «Сейчас будет показан набор рисунков. На них изображены преподаватель, родители и сверстники. Вам предлагается представить себя на месте изображенного юноши (девушки), дать за него ответ и сказать, что бы Вы стали делать на его (ее) месте». При этом юноше (девушке) показывают тот персонаж, от лица которого он будет отвечать во всех предъявляемых ситуациях.

При анализе ситуаций сопоставляется количество реакций определенного типа при взаимодействии со взрослыми, родителями, сверстниками, а также просматривается их зависимость от депривации той или иной структуры самосознания: имя, притязание на признание, половая принадлежность, психологическое время, общий уровень адаптированности.

Таким образом, рассмотрены основные методики диагностики самосознания взрослых и подростков. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста используются другие методики.

Тест Будасси С.А. на самооценку позволяет провести исследование самооценки личности, измеряемое количественно. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

Психодиагностика самосознания, самоотношения, самооценки направлена на изучение и оценку представления о себе. “Я-концепция”, которая есть сумма “Я-реального” и “Я-идеального”, важный фактор формирования, выбора того или иного типа поведения человека. Которое во многом определяет направление его деятельности, поступки, совершаемые во всех сферах жизни, при контактах с людьми.

Анализ "Я-образа" позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют значительную часть его представлений о себе - его "Я-концепцию". Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится причиной его перманентного самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в самоотношении ясно осознанно. Некоторые аспекты "Я-образа" оказываются ускользающими от сознания, неосознанными, бессознательными. Данный тест позволяет их выявить.

Тест на самооценку личности: Я-реальное, Я-идеальное. Методика Будасси исследования Я-концепции:

Инструкция.

Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее “мой идеал”) в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

Тестовый материал.

1. Аккуратность

17. Легковерие

33. Педантичность

2. Беспечность

18. Медлительность

34. Радушие

3. Вдумчивость

19. Мечтательность

35. Развязность

4. Восприимчивость

20. Мнительность

36. Рассудительность

5. Вспыльчивость

21. Мстительность

37. Самокритичность

6. Гордость

22. Надежность

38. Сдержанность

7. Грубость

23. Настойчивость

39. Справедливость

8. Гуманность

24. Нежность

40. Сострадание

9. Доброта

25. Нерешительность

41. Стыдливость

10. Жизнерадостность

26. Несдержанность

42. Практичность

11. Заботливость

27. Обаяние

43. Трудолюбие

12. Завистливость

28. Обидчивость

44. Трусость

13.Застенчивость

29. Осторожность

45. Убежденность

14. Злопамятность

30. Отзывчивость

46. Увлеченность

15. Искренность

31. Подозрительность

47. Черствость

32. Принципиальность

48. Эгоизм

Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d 1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные (20-й ранг - наиболее привлекательное качество, 19-й - менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.

Протокол исследования

Номер ранга
эталона d 1

Свойства личности

Номер ранга
субъекта d 2

Разность
рангов D

Квадрат разности
рангов d 2

Σ d 2 =

Из отобранных Вами ранее свойств личности постройте субъективный ряд d 2 , в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг - качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й - качество, характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол исследования.

Обработка результатов

Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления “Я идеальное” и “Я реальное”. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d 1 - d 2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d 1 - d 2) 2 и записать результат в колонке d 2 . Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов Σ d 2 и внесите ее в формулу

r = l - 0,00075 x Σ d 2 ,
где r - коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).

Ключ к тесту Будасси на самооценку.

Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном. Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 - свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от +0,39 до +0,89, как тенденция к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от -0,38 до -1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия.

В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между "Я идеальным" и "Я реальным". Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении.

Процесс самооценивания может происходить двумя путями:

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и

2) путем сравнения себя с другими людьми.

Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную положительную самооценку можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая или заниженная самооценка, наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

В процессе формирования Самооценки важную роль играет сопоставление образов реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек "малоэффективно" преодолевает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

Интерпретация результатов

Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки, используя для этого таблицу.

Индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки

Уровни выраженности
показателей самооценки

Проявления самооценки

в обыденном поведении

в общении (межличностном: в семье, на работе и т.д.)

в учебной (профессиональной) деятельности

От 4 - 1,0 до + 0,85

Самооценка высокая
Неадекватная

От + 0,84 до + 0,53

Самооценка высокая
Адекватная

От + 0,52 до -0,1

Самооценка средняя
Адекватная

От -0,09 до -0,32

Самооценка низкая
Адекватная

От -0,33 до -1,0

Самооценка низкая
Неадекватная

Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки

Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не всегда соответствующий их возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают самоуверенность и отказ себе в праве на ошибки. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу, что может стать причиной отсутствия любого самоконтроля, а это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, “комплекс неполноценности’’. Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.

Неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т. д.

Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовразвития затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат, но в любом случае она возможна и необходима, потому что значительно повышает качество жизни.

Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и то, что на первый взгляд кажется недостатком. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно относится к своим возможным ошибкам. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать решения, последовательно их реализовывать.

Уверенный человек спокойно и конструктивно относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы по возможности не повторить их вновь.

Развивать у себя адекватную самооценку можно на основе самопознания.

Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и успешно заниматься саморазвитием.

5 Rating 5.00 (1 Vote)