Тема психологическая структура личности. Элементы целостной структуры личности в психологии. Структура правовой личности

В психологии понятие личности является одним из самых важных, так как данная наука занимается изучением человека, как субъекта социальной среды. Давно установлено, что каждый человеческий организм индивидуален с физиологической и психологической точек зрения. Понятие индивидуальности позволяет каждую личность считать неповторимой. Однако само это понятие вступает в силу только в процессе взаимодействия человека с другими людьми.

Под личностью подразумевается исключительно социальное существо, которое способно вступать в контакт с другими индивидами. Личностные характеристики склонны меняться в зависимости от ситуации, но данное понятие представляет собой неделимую структуру. В психологии и психиатрии предметом изучения является именно личности, в отличие от других медицинских наук, где действия направлены на физиологию человека.

В психологической структуре личности определяются качества, которые в большей мере характеризуют конкретного человека. Совокупность таких свойств и параметров представляет собой полноценную психологическую картину отдельного индивида. Теорий, которые стараются полноценно охватить структуру личности, создается очень много. Некоторые из них сразу забываются, а большинство продолжает развиваться и совершенствоваться. Для психологии наиболее характерна базовая модель, которая основывается на стартовых критериях, определяющих личность:

  • Самосознание. Это возможность человека осознавать собственное «Я» и его отличительные черты. Самосознание подтверждает, что личность человека едина и стабильна.
  • Направленность. Понятие подразумевает наличие каких-либо главных или приоритетных целей и задач личности. Сюда также относится отношение к себе, близким, вкусам, запахам, рабочей деятельности и другие значимые компоненты.
  • Темперамент. Врожденное качество, которое основывается на преобладании процессов возбуждения и торможения нервной системы.
  • Характер. Частично наследственное, но в большей степени приобретенное свойство личности, которое определяет особенности поведения или реагирования в той или иной ситуации.
  • Психические процессы и состояния. Сюда относятся базовые когнитивные функции: ощущение, восприятие, умозаключения и другие.
  • Способности. Подразумевается врожденная предрасположенность человека к той или иной деятельности.
  • Опыт психологического характера. Личность способна изменяться и подстраиваться под перемены в окружающем мире, а также под воздействием опыта. По мере взросления меняются ценности, иногда даже вкусы.

Интеллектуальные способности мозга играют не последнюю роль в формировании личности, а их развитие положительно сказывает на человеке в целом. Улучшить большинство функций мозга можно с помощью ресурса BrainApps, который содержит более 100 игр, разработанных профессиональными психологами.

Формирование типов личности в психологии

Разделение личностей на типы практикуется достаточно давно. Люди всегда пытаются установить рамки для научных понятий и загнать их в классификации. Для такого сложного и структурного понятия, как личность, подобрать оптимальные варианты, которые полноценно охарактеризуют каждого человека, до сих пор не удалось. Судить о какой-либо личности рекомендуется, опираясь сразу на несколько типажей из разных классификаций.

Наиболее популярные варианты разделения личности человека на типы:

  • Классификация темпераментов по Гиппократу. Включает в себя 4 категории: сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик. Существует уже долгие столетия, но до сих пор пользуется широким спросом, так как позволяет составить первое впечатление о человеке.
  • Характеристика личностных типов по Юнгу. Одна из самых оптимальных классификаций, охватывающая сразу 4 характеристики личности, которые оцениваются антонимическими парами.
  • Типы акцентуаций или психотипы. Данные классификации соответствуют друг другу, хотя составлялись разными людьми. Следует заметить, что в ходе исследований оценивались личности, которые находились на грани психического заболевания. Акцентуация подразумевает верхнюю границу нормы той или иной реакции, которая в любой момент может перескочить за грань.
  • Соционика. Одна из современных классификаций, основанная на исследованиях Юнга.

Достаточно много классификаций было создано уже в 21 веке, но ни одна из них не вышла за пределы определенной психологической школы. Всемирной известности такие разделения не имеют, но помогают психологам ориентироваться в конкретных клинических случаях.

Типы личности человека в зависимости от направленности

В первую очередь, психологическая структура личности подразумевает ориентирование человека в себя или во внешний мир. Этот параметр во многом позволяет предположить или даже определить реакцию личности в той или иной ситуации, тем самым типируя ее по другим классификациям.

Интроверты

Отличительной чертой интровертов является направленность во внутренний мир. Для них характерны переживания и сомнения в себе. Такие люди с трудом контактируют с социальной средой, неуютно чувствуют себя среди толпы, предпочитают одиночество шумным компаниям. В психологии наблюдается прямая зависимость типов личности от данного параметра.

Экстраверты

Направленность на внешний мир характерна для экстравертов. Такие люди не просто любят находиться среди людей, социальный фактор является важнейшей потребностью. Экстравертам необходимы контакты с индивидуумами и постоянное общение. Они открыты эмоционально и психологически, поэтому легко вливаются в социум.

В современном обществе не встретишь людей, которых можно отнести к конкретному типу направленности. Чистые экстраверты и интроверты встречаются крайне редко и зачастую не являются вариантом нормы.

Типы личности в соответствии с темпераментом человека

Распределение типов личности в психологии всегда начинается с темперамента. Данный параметр известен еще со времен Гиппократа, который впервые описал 4 варианта реагирования человека. С тех пор определение темперамента немного модернизировалось, но суть осталась прежней.

Выделяют 4 типа людей в зависимости от темперамента:

  • Флегматик. Здесь процессы торможения преобладают над реактивностью. Флегматики тяжело откликаются на внешние раздражители, эмоционально устойчивы, замкнуты. Среди положительных качеств выделяется усидчивость и высокая трудоспособность. Направленность личности – интроверт.
  • Холерик. В данном случае процессы реактивности преобладают над торможением. Человек склонен излишне ярко реагировать на малейшие раздражители. Холерики тяжело переключаются с одного дела на другое, но зато обладают устойчивыми интересами. Направленность личности – в большей степени экстраверт, но зависит от конкретного случая.
  • Сангвиник. Отмечается уравновешенность процессов реактивности и торможения, поэтому человек живо реагирует на положительные и отрицательные факторы. Сангвиники эмоционально открыты, активны и находчивы, а в нужный момент умеют сдерживаться. Направленность личности – экстраверт.
  • Меланхолик. Среди всех вариантов личности человека меланхолики обладают наименьшей реактивностью, но чрезмерно высокой чувствительностью. Сочетание данных качеств приводит к болезненному восприятию минимальных раздражителей. Работоспособность меланхоликов снижена, а усидчивость минимальна. Они склонны сомневаться в себе и бросать начатые дела. Направленность личности – интроверт.

Виды типов личности по Юнгу

Известный психолог К. Г. Юнг разработал одну из наиболее точных классификаций личности человека, которой до сих пор пользуется большинство психологов и психиатров. Его подход подразумевает оценивание индивидуума по 8 признакам, которые расположены парами с противоположным смыслом. Например, одним из пунктов классификации является определение экстраверсии или интроверсии человека. Еще 6 критериев сочетаются следующим образом: иррациональность и рациональность, этика и логика, интуиция и сенсорика. Определяя психологическую структуру конкретной личности, специалисты выясняют приближенность человека к одному из параметров пары, а после этого оставляют полную картину психики индивидуума.

Иррациональность и рациональность

Иррационалы воспринимают реальность только по факту, не задумываясь о прошлом или будущем. Они быстро адаптируются к изменениям окружающей среды и принимают решения, опираясь на текущие факты, но не на опыт. Такие люди умеют выкручиваться из неожиданных затруднительных положений, активируя мозговую деятельность и быстро находя верное решение.

Такие типы личности, как рационалы, представляют собой людей, опирающихся на твердые жизненные принципы, опыт, успехи и падения других людей. Подобное поведение обуславливает медленность адаптации рационалов к изменившимся условиям. Однако в стабильной среде они способны быстро принять решение и выдать ответ на ситуацию, так как не анализируют события непрерывно, а задействуют готовый шаблон реакции. Рационалы могут развить скорость мышления с помощью специальных игр BrainApps.

Логика и этика

Один из вариантов личности современного человека – этик. Индивидуумы этого типа придерживаются установленных догм и моральных принципов. Они склонны к экспрессии в повседневной речи, приукрашивая действительность.

Логики оценивают ситуацию объективно, ориентируясь на факты. Каждый случай они оценивают отдельно, а не выбирают типичное для всех вариантов решение. Этика у логиков развита недостаточно, из-за чего люди данных типов плохо взаимодействуют между собой.

Сенсорика и интуиция

Интуитивное восприятие реальности является достаточно слабым. Такие личности предрасположены к рассеянности и неопределенности. Они постоянно витают в прошлом, строят предположения о будущем, но на настоящее их не хватает. Повысить способности к полноценному восприятию окружающей действительности помогут специальные статьи в блоге BraonApps, а совершенствование внимания достигается прохождением простых и интересных игр.

Люди типа сенсорики воспринимают реальность в настоящем, поэтому живут ощущениями. Они четко воспринимают самих себя, глубже проникаются окружающим миром. Их чувствительность направлена не только на ментальные материи, но и на физиологические потребности.

Типы акцентуаций или психотипы

В психологии широко используются психотипические понятия личности, которые в некоторой степени свидетельствуют о наличии пограничных отклонений. У каждого человека имеется акцентуация, которая развита в той или иной мере и в любой момент может перерасти в серьезную проблему.

Выделяют следующие типы акцентуаций у людей:

  • Циклоидный тип (двухфазные или циклические перепады настроения от плохого к хорошему, неустойчивость интересов)
  • Лабильный тип личности (быстрые и неконтролируемые перемены настроения, которые в психологии называют быстрым переключение, изменение эмоций не может предугадать даже сам человек);
  • Астенический тип (замкнутый и серьезный человек с характерной астенической внешностью, отличается упрямством и плохой адаптацией к изменчивым условиям);
  • Сенситивный вариант (высокие требования к себе и окружающим, впечатлительность и повышенная восприимчивость);
  • Психастенический тип личности (отличается повышенным эмоциональным отторжением ответственности, в психологии их отмечают, как надежных и рассудительных людей);
  • Шизоидный вариант (на первом месте находится нестандартное мышление, однако его последовательность практически отсутствует);
  • Конформный тип (полностью подстраиваются под окружение и ненавидят перемены);
  • Неустойчивый вариант (отторжение трудовой деятельности с тягой к праздному существованию без контроля);
  • Истероид (требует повышенного внимания к себе, из-за чего склонен к демонстративному поведению);
  • Эпилептоидный тип (сдержанная личность со вспышками злобы, во всем любит четкость и определенность);
  • Гипертимик (стабильное положительное настроение, открытость и высокая энергичность).

Психология личности каждого человека представляет собой сложную разветвленную структуру. Определить все ее ветви не смогут даже высококвалифицированные специалисты. Недостаточное понимание устройства работы мозга обуславливает непрерывное возникновение новых теорий и классификаций, которые положительно зарекомендовывают себя на практике до первого не поддающегося типированию случая.

Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях. В психологии принято делить свойства на три класса: черты характера, способности и мотивы. В каждой структуре проявляются недостатки темперамента, которые компенсируются основными достоинствами характера каждой личности. Личностью является человек, который приобрел определенный набор социальных качеств. В число личностных качеств никак не могут попасть психологические, которые характеризуют характер личности, а также его отношение к людям.

Современная психология характеризует личность, как социально-психологическое образование, сформированное в результате жизнедеятельности в обществе. Соответственно, до рождения, у каждого индивида отсутствуют личностные качества. Каждый человек индивидуален, поскольку обладает рядом личностных свойств, присутствующих только у него.

Становление личности – это прямой процесс социализации человека, направленный на освоение им общественной сущности, проявляемое только в определенных обстоятельствах жизнедеятельности каждого человека. Особо четко выделяют две различные структуры личности – социальную и психологическую. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Психологическая структура личности .

Психологическая структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки, мотивацию. Психология характеризует личность следующим образом:

  • Интеллектуальность – ограниченность.
  • Рассудительность, стойкость, сдержанность — подверженность влиянию, суетность.
  • Мягкость — черствость, цинизм.
  • Дружелюбие, гибкость, покладистость — ригидность, мстительность, тираничность.
  • Реализм — аутизм.
  • Добросовестность, порядочность — недобросовестность, непорядочность.
  • Уверенность — неуверенность.
  • Тактичность — бестактность.
  • Веселость — грустность.
  • Общительность — необщительность.
  • Самостоятельность — конформность.
  • Разнообразие интересов — узость интересов.
  • Серьезность — ветреность.
  • Агрессивность — доброта.
  • Оптимизм — пессимизм.
  • Щедрость — скупость.
  • Уверенность в себе — неуверенность.
  • Зрелость ума — непоследовательность, алогичность.
  • Спокойствие (самообладание) — невротичность (нервозность).
  • Доброта, ненавязчивость, терпимость — своеволие,эгоизм.
  • Добросердечие, мягкость — злобность, черствость.
  • Сила воли — безволие.
  • Последовательность, дисциплина ума — непоследовательность, разбросанность.
  • Взрослость — инфантилизм.
  • Открытость (контактность) — замкнутость (уединенность).
  • Очарованность — разочарованность.
  • Активность — пассивность.
  • Экспрессивность — сдержанность.
  • Чувствительность — холодность.
  • Честность — лживость.
  • Бодрость — веселость.
  • Смелость — трусость.
  • Независимость — зависимость.

Самоактуализирующаяся личность характеризуется способностью отлично ориентироваться в действительности и активно воспринимать ее; непосредственностью и спонтанностью в поступках и выражении собственных чувств и мыслей; принятием себя и окружающих в их истинном лице; развитием способностей и т.д.

Социальная структура личности .

Проводя исследование социальной структура личности , пришлось столкнуться с рядом теоретических преград, мешающих построить концепцию личности. Главным элементом здесь выступает личность, рассматриваемая как социальное качество. Социологическая структура личности состоит из субъективных и объективных
свойств индивида, которые проявляются и функционируют в процессе его жизнедеятельности. Это может быть как взаимодействие с окружающими, так и самостоятельная деятельность. В социологии крайне важным является определение момента перехода и превращения, происходящего в структуре личности.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПРОГРАММА И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

Реферат на тему: Структура личности.

Москва - 2010

План

Введение …………………………………………………………………………..2

1. Понятие личность…..………………..................................................................3

2. Психологическая структура личности.……………………............................5

3. Статистическая и динамическая структуры личности……………................7

4. Формирование и развитие личности………………………………………….8

5. Свойства и индивидуально-типологические особенности личности……...10

5.1. Темперамент…...……………………………………………………………10

5.2. Характер……………………………………………………………………..11

6. Определение общей направленности личности..………………….………..12

7. Задатки и способности……………………………….……………………….14

Заключение…………………………………………………………………….…15

Литература……………………………………………………………………….16

Введение

Психология - это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Истории исследования в области психологии личности уже более ста лет. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом.

Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическую ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения практических задач.

Психология без практики лишена своего главного смысла и цели – познания и служения человеку. Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимость развития психологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление о том, что для успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладение рядом практических навыков и накопление опыта, а теоретическое образование играет скорее второстепенную роль, в корне неверно.

Так, в западной психологии именно интенсивное развитие практики вызвало к жизни вопросы, которые относятся к общим проблемам психологии личности. В частности, дискуссионным остается вопрос о ведущем начале в развитии личности: рассматривать ли его, как предлагают многие представители гуманистического направления в психологии, как постепенное разворачивание заложенного в человеке потенциала, который толкает человека на самореализацию, или же процесс развития определяется чередой жизненных выборов самого человека.

Структура личности - это набор наиболее стабильных и неизменных свойств, проявляемых индивидуумами в разное время в различных ситуациях, а также иерархические отношения между свойствами. Описание структуры личности в психодиагностике зависит от принятой классификации свойств, или диагностических факторов.

Принято различать три широких класса свойств: способности, черты характера и мотивы. В структуре сложной, неоднородной личности недостатки темперамента (слабый тип нервной системы, например) могут быть компенсированы достоинствами характера (способностью к самоконтролю - к произвольной волевой регуляции), но в драматических ситуациях (условиях опасности и дефицита времени) обычная компенсаторная иерархия свойств может «отказать» и проявится слабый, пассивно-оборонительный стиль поведения, обусловленный темпераментом.

1. Понятие личность

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе.

В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек, как общественное существо приобретает новые 9 личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе.

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению Р.С. Немова, личность – это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид – это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека.

Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других.

Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

2. Психологическая структура личности

В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р. Мейли 1 , достаточно полно характеризуют личность:

    Уверенность в себе – неуверенность.

    Интеллектуальность (аналитичность) – ограниченность (отсутствие развитого воображения).

    Зрелость ума – непоследовательность, алогичность.

    Рассудительность, сдержанность, стойкость – суетность, подверженность влиянию.

    Спокойствие (самообладание) – невротичность (нервозность).

    Мягкость – черствость, цинизм.

    Доброта, терпимость, ненавязчивость – эгоизм, своеволие.

    Дружелюбие, покладистость, гибкость – ригидность, тираничность, мстительность.

    Добросердечие, мягкость – злобность, черствость.

    Реализм – аутизм.

    Сила воли – безволие.

    Добросовестность, порядочность – недобросовестность, непорядочность.

    Последовательность, дисциплина ума – непоследовательность, разбросанность.

    Уверенность – неуверенность.

    Взрослость – инфантилизм.

    Тактичность – бестактность.

    Открытость (контактность) – замкнутость (уединенность).

    Веселость – грустность.

    Очарованность – разочарованность.

    Общительность – необщительность.

    Активность – пассивность.

    Самостоятельность – конформность.

    Экспрессивность – сдержанность.

    Разнообразие интересов – узость интересов.

    Чувствительность – холодность.

    Серьезность – ветреность.

    Честность – лживость.

    Агрессивность – доброта.

    Бодрость – веселость.

    Оптимизм – пессимизм.

    Смелость – трусость.

    Щедрость – скупость.

    Независимость – зависимость.

К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:

Активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

Принятие себя и других людей такими, какие они есть;

непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

Сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;

Обладание чувством юмора;

Развитые творческие способности;

Неприятие условностей;

Озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;

Способность к глубокому пониманию жизни;

Установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

Способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения;

Умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнения других людей, традиции или условности;

Открытое и честное поведение во всех ситуациях;

Способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

Приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.

Время на чтение: 3 мин

Структура личности. Личность – это стойкая система совершенно индивидуальных, психологических, социальных характеристик. Психология, как наука рассматривает только психологические особенности, которые формируют структуру личности. Понятие и структура личности является спорным вопросом между многими психологами, одни считают, что ее совсем нельзя как-либо структурировать и рационализировать, другие же, наоборот, выдвигают новые теории личностной структуры. Но все-таки есть определенные характеристики, которые так или иначе, но они имеются, и их стоит описать.

Является важнейшей составляющей личности, он демонстрирует все отношения человека в мире. Отношение к другим личностям, к какому-то предмету, ситуации и вообще ко всей действительности, что его окружает.

– это проявление динамических свойств психических процессов человека.

– это набор индивидуально-типологических особенностей, способствующих проявлению успехов в определенной деятельности.

Направленность личности определяет ее склонности и интересы к какому-то предмету деятельности. Волевые качества отображают готовность в какой-то момент себе поставить запрет, а что-то позволить.

Эмоциональность является важной составляющей личностной структуры, с ее помощью человек выражает свое отношение к чему-либо, определенной реакцией.

Человека есть совокупностью , которые определяют поведение человека. Большую роль в личности имеют ее социальные установки и ценности. Именно их воспринимает социум в первую очередь и определяет свое отношение к индивиду. Этот список характеристик не есть исчерпывающим, в разных теориях личности можно найти дополнительные свойства, выделены разными авторами.

Психологическая структура личности

Личностная структура в психологии характеризуется через определенные психологические свойства, не затрагивая особым образом ее отношений с социумом и всем окружающим миром.

Структура личности в психологии кратко. В психологии личности выделяются несколько компонентов.

Первый компонент структуры - это направленность. Структура направленности охватывает установки, потребности, интересы. Какой-то один компонент направленности определяет деятельность человека, то есть выполняет ведущую роль, а все другие компоненты на него опираются, подстраиваются. Например, человек может иметь потребность в чем-то, но интереса к определенному предмету у него, по сути, нет.

Второй компонент структуры - это способности. Они дают человеку возможность реализоваться в определенной деятельности, добиваться в ней успехов и новых открытий. Именно способности составляют направленность человека, определяющую его основную деятельность.

Характер, как проявление поведения личности есть третьей составляющей структуры. Характер есть таким свойством, которое легче всего наблюдается, поэтому человека иногда судят просто по ее характеру, не беря во внимание, способности, мотивацию и другие качества. Характер является сложной системой, включающей в себя эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, волевые качества, моральные качества, определяющие главным образом поступки.

Еще одним компонентом есть система . человека обеспечивает правильное планирование поведение, коррекцию действий.

Психические процессы тоже входят в структуру личности, они отражают уровень психической деятельности, которая выражается в активности.

Социальная структура личности

При определении личности в социологии, ее не должны сводить исключительно к субъективной стороне, главным в структуре является социальное качество. Поэтому, у человека должны определятся объективные и субъективные социальные свойства, которые формируют его функциональность в деятельности, зависящей от влияния общества.

Структура личности в социологии кратко . Она составляет систему свойств , которые формируются на базе его разнообразной деятельности, которая находится под воздействием общества и тех социальных институтов, в которые включен индивид.

Личностная структура в социологии имеет три подхода к обозначению.

В рамках первого подхода личность имеет такие подструктуры: деятельность – целеустремленные поступки человека по касательству к какому-то предмету или человеку; культура – социальные нормы и правила, которыми человек руководится в своих поступках; память – совокупность всех знаний, приобретенных ею в жизненном опыте.

Второй подход раскрывает личностную структуру в таких компонентах: ценностные ориентации, культура, социальные статусы и роли.

Если объединить эти подходы, то, можно сказать, что личность в социологии отображает определенные свойства характера, которые она приобретает в процессе взаимодействия с социумом.

Структура личности по Фрейду

Структура личности в психологии Фрейда имеет три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго.

Первый компонент Оно – это самая старая, бессознательная субстанция, которая несет энергию человека, отвечающая за инстинкты, желания и либидо. Это примитивный аспект, действующий по принципам биологического влечения и удовольствия, когда разряжается напряжение выдержанного желания, оно осуществляется через фантазии или рефлекторные действия. Оно не знает границ, поэтому его желания могут стать проблемой в социальной жизни человека.

Эго – это сознание, контролирующее Оно. Эго удовлетворяет желания Оно, но только после анализа обстоятельств и условий, так чтобы эти желания, высвободившись, не противоречили правилам общества.

Супер Эго – это вместилище морально-этических принципов, правил и табу человека, которыми он руководится в поведении. Они формируются в детском возрасте, примерно, в 3 – 5 лет, когда родители наиболее активно занимаются воспитанием ребенка. Определенные правила закрепились в идеологической направленности ребенка, и он дополняет ее уже собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

Для гармоничного развития важны все три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго должны равносильно взаимодействовать. Если какая-то из субстанций будет слишком активной, тогда нарушится баланс, что может привести к психологическим отклонениям.

Благодаря взаимодействию трех составляющих вырабатываются защитные механизмы. Основные из них: отрицание, проекция, замещение, рационализация, формирование реакций.

Отрицание подавляет внутренние импульсы личности.

Проекция – приписывание другим собственных пороков.

Замещение значит замену недоступного, но желаемого объекта на другой, более допустимый.

С помощью рационализации личность может дать разумное объяснение своих поступков. Формирование реакции – это применяемое личностью действие, благодаря которому она делает действие, противоположное своим запретным импульсам.

Фрейд выделял в структуре личности два комплекса: Эдипа и Электры. Согласно им, дети рассматривают своих родителей, как половых партнеров и ревнуют другого родителя. Девочки воспринимают мать, как угрозу, потому что она много времени проводит с ее папой, а мальчики ревнуют свою мать до отца.

Структура личности по Рубинштейну

По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.

Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности. Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности. Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.

Индивидуально - типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.

Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.

Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.

У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.

Структура личности по Юнгу

Юнг выделяет три компоненты: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. В свою очередь, сознание имеет две подструктуры: персона, которая выражает человеческое «Я» для других и собственно я, какой есть – эго.

В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности). Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми. С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами. Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом. Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне. С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.

Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения. Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей. Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.

Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания. Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу. Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.

Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую. Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я. Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.

Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин. Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность. Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.

Главным среди всех индивидуальных бессознательных архетипов является самость. Это стержень человека, вокруг которого собираются все другие компоненты и обеспечивается целостность личности.

Юнг говорил, что люди путают значение эго и самости и придают больше значения именно эго. Но самость не сможет состояться пока, не будет достигнута гармония всех компонентов личности. Самость и эго могут существовать вместе, но личности нужен определенный опыт, чтобы достигнуть сильной связи эго и самости. Достигнув этого, личность становиться по-настоящему целостной, гармоничной и реализованной. Если у человека нарушился процесс интеграции его личности, это может привести к неврозам. И в таком случае применяют аналитическую психотерапию, ориентированную на оптимизацию деятельности сознательного и бессознательного. В основном целью психотерапии является работа с «извлечением» из бессознательного эмоционального комплекса и работать с ним так, чтобы человек переосмыслил его и взглянул на вещи по-другому. Когда человек осознает этот бессознательный комплекс – он на пути к выздоровлению.

Структура личности по Леонтьеву

Понятие и структура личности в А. Н. Леонтьева выходит за грани плоскости отношений к миру. За его определением личность – это другая индивидуальная реальность. Это не смесь биологических особенностей, это высокоорганизованное, общественное единство особенностей. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности, определенных поступков, благодаря которым приобретает опыт и социализируется. Личность и есть сам опыт.

Личность – это не человек полностью, как он есть со всеми его биологическими и социальными факторами. Есть особенности, которые в личность не включаются, но пока оно не проявилось об этом заранее трудно сказать. Личность появляется в процессе отношений с обществом. Когда личность возникает, то можно говорить о ее структуре. Вся личность – это связанное, целостное единство, независимое от биологического индивида. Индивид – это единство биологических, биохимических процессов, систем органов, их функций, они не играют роли в социализации и достижениях индивида.

Личность, как небиологическое единство возникает в ходе жизни и определенной деятельности. Поэтому получается структура индивида и независимая от него личностная структура.

Личность имеет иерархическую структуру факторов, сформированных историческим ходом событий. Она проявляется через дифференциацию разных видов деятельности и их перестроение, в процессе возникают вторичные, более высокие связи.

Личность за А. Н. Леонтьевым характеризуется, как большое разнообразие действительных отношений субъекта, которые определяют его жизнь. Эта деятельность составляет фундамент. Но не вся деятельность человека определяет его жизнь и строит из него личность. Люди делают множество разных поступков и дел, которые не имеют отношений посредственно к развитию личностной структуры и могут быть просто внешними, не затрагивать поистине человека и не способствовать ее строению.

Второе, через что характеризуется личность – это уровень развития связей вторичных действий между собой, то есть образование мотивов и их иерархия.

Третья обозначающая личность характеристика являет собой тип строения, он может быть моновершинным, поливершинным. Не каждый мотив для человека есть целью его жизни, не есть его вершиной и не может выдержать всю нагрузку вершины личности. Эта структура являет собой перевернутую пирамиду, где вершина вместе с ведущей жизненной целью находиться внизу и держит на себе всю нагрузку, которая связанная с достижением этой цели. В зависимости от поставленной главной жизненной цели будет зависеть сможет ли она выдержать всю конструкцию и связанные с ней действия и получаемый опыт.

Основной мотив личности должен быть определен так, чтобы держать всю конструкцию на себе. Мотив задает деятельность, исходя из этого, структуру личности можно определить, как иерархию мотивов, стойкую конструкцию основных мотивационных действий.

А.Н. Леонтьев выделяет в личностной структуре еще три базовых параметра: широту отношений человека с миром, уровень их иерархизированности и совместную их структуру. Также психолог выделил один интересный аспект теории, как второе рождение личности, и анализ того, что с ней в это время происходит. Человек овладевает своим поведением, формируются новые способы решения мотивационных конфликтов, которые связаны с сознанием и волевыми свойствами. Разрешить конфликт и выступить опосредующим механизмом при овладении поведением может такой идеальный мотив, который независящий и лежащий вне векторов внешнего поля, который способен подчинить себе действия с антагонистично направленными внешними мотивами. Только в воображении человек может создать то, что поможет ему овладеть собственным поведением.

Структура личности по Платонову

В К. К. Платонова личность владеет иерархической структурой, в которой имеются четыре подструктуры: биологическая обусловленность, формы отображения, социальный опыт и направленность. Эта структура изображена в форме пирамиды, фундамент в которой образуют биохимические, генетические и физиологические особенности индивида, как организма, в общем те свойства, которые дают жизнь и поддерживают жизнедеятельность человека. К ним причисляют такие биологические признаки, как пол, возраст, патологические изменения, зависящие от морфологических изменений мозга.

Второй подструктурой являются формы отражения, зависящие от психических познавательных процессов - внимания, мышления, памяти, ощущений и восприятия. Их развитость дает человеку больше возможностей быть активнее, наблюдательнее и лучше воспринимать окружающую действительность.

В третьей подструктуре находятся социальные особенности человека, его знания, навыки, которые он приобрел в личном опыте через общение с людьми.

Четвертую подструктуру образует направленность человека. Она определяется через убеждения, мировоззрение, желания, стремления, идеалы и влечения человека, которые он использует в произведении, работе или любимом занятии.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Личность – одна из базовых психологических категорий. Она изучается разными науками, в том числе социологией. Но только психология уделяет этой теме большое внимание. В этой науке данное понятие подразумевает социальную природу человека.

В чем отличие термина «личность» от слова «индивид»? Прежде всего, в том, что ее формирование невозможно без взаимодействия с другими людьми. Это не означает, что биологическая природа человека игнорируется, она является важной составляющей. Человек формируется на основе биологических особенностей, прошедших сквозь призму социальности. Понять сущность этого понятия возможно, только проанализировав характер общения. Человек рождается индивидом, а становится личностью в процессе взаимодействия с другими людьми. Очень важным понятием в психологии является структура этого социального образования.

Что такое структура личности

Структура – это модель, детально описывающая особенности личности. Каждая из ее подструктур влияет на поведение человека, его мышление и способы интерпретации происходящих событий.

В психологии выделяют гигантское количество моделей психологических структур, которые основаны на различных теориях о психике, параметрах и задачах.

Психологическая структура

Строение личности психологи не рассматривают в отрыве от фундаментальных знаний науки.

Психические свойства

Психические свойства – основа структуры личности в психологии. Сюда включают такие составляющие личности , как:

  1. Направленность. Это то, к чему лицо стремится и какие имеет цели. Сюда относятся его потребности, мотивы и интересы.
  2. Темперамент – биологически обусловленные особенности функционирования нервной системы. Он влияет на динамику психических процессов. На данный момент ученые различают такие критерии, по которым можно систематизировать типы темперамента: сензитивность (чувствительность), реактивность (степень эмоциональной реакции на определенные раздражители), резистентность – способность противостоять неблагоприятным условиям, пластичность/ригидность – способность/неспособность человека адаптироваться к изменениям в окружающем мире, экстравертированность, интровертированность и возбудимость.
  3. Характер. Обозначает способы поведения человека и его отношение к окружающему миру. Сюда входят индивидуальные характеристики, такие как ответственность, завистливость, бережливость, доброта и прочие.
  4. Способности. Это характеристика, влияющая на то, насколько хорошие перспективы в овладении каким-то видом деятельности человек имеет или сколько времени потратит на это. Талантливая личность схватывает на лету, а работник без способностей в этой области способен с большим количеством усилий добиться лишь средних результатов. В любом случае способности являются основным условием построения карьеры в любой организации или при создании собственной.

Важно! Каждая из этих характеристик, за исключением темперамента, способна меняться в течение жизни. Даже отсутствие способностей, которые являются частично врожденными, может быть компенсировано другими личностными особенностями. Так человек, достигший определенного уровня компетентности, обучается значительно быстрее полного новичка. То есть по мере развития навыка способности также улучшаются. Кроме этого, возможно использование умений из смежных областей.

Психические процессы

Процесс – это то, что происходит. Соответственно, психические процессы – это все, что происходит в человеческой психике. Выделение отдельных из них довольно условное, между ними наблюдается тесная взаимосвязь. Например, память тесно связана с мышлением, которое, в свою очередь, помогает запомнить информацию. Невозможно мыслить без способности запоминать.

В группу психических процессов входят:

  1. Ощущение. Способность отражать отдельные элементы окружающего мира: цвет, звуковой тон, громкость и прочее.
  2. Восприятие. Способность выбрать отдельные ощущения и составлять на их основе целостный образ. Сюда же можно отнести самосознание как способность человека воспринимать себя в разрезе общественных норм, ценностей и соотносить свои убеждения с чужими. Он может ощущать личную свободу или зависимость, уверенность в себе или боязливость и так далее.
  3. Внимание. Направленность восприятия на определенный объект.
  4. Мышление. Процесс, помогающий из нескольких аксиоматических компонентов составлять целостную логическую модель. Этот психический процесс очень важен в обучении и составлении методов проведения научных исследований. Как результат мышления образуется теория, которую можно выразить в виде схемы: какая предпосылка к какому мыслительному конструкту привела. Мышление является основным инструментом понимания – постижения структуры связей познаваемого объекта. Основные операции этого процесса – абстрагирование и конкретизация. Первое является выведением из частного общего, а второе – наоборот. Любая типология в учебниках по философии и психологии составляется на основе мышления.
  5. Воображение – способность человека строить образы, идеи и объекты, которые ранее не были ему знакомы. Сколько классных идей было изобретено, благодаря этому психическому процессу! Воображение является основой способности человека мечтать, например, представлять себя имеющим выше статус в обществе, настоящим профессионалом своего дела и строить план достижения этой цели.
  6. Психические состояния. Эту группу образовали эмоции, чувства, аффекты и стресс.
  7. Речь. Форма общения между людьми с помощью слов, предложений и других языковых конструкций.

Важно! Характерная особенность любых психических процессов – непрерывный быстропротекающий характер, тесно связанный с происходящими событиями.

Психические образования

Краткое определение психических образований говорит, что это специфические особенности личности, состоящие из социального опыта и влияющие на особенности ее поведения и способы интерпретации окружающей действительности. Например, школьные уроки обществознания направлены на то, чтобы образовать у ребенка правильные ценности, убеждения, знания о правовых нормах. Если следовать им, будут сформированы модели поведения, которые помогут ему стать полноценным членом общества. Они и являются психическими образованиями.

Социальная структура личности

Социальная структура личности – это социальные качества индивида, каковы сформировались в процессе развития отношений с обществом. Сюда входят такие компоненты:

  1. Содержимое памяти – знания, которые человек получил в течение жизни.
  2. Культурные особенности, характерные для общества, в котором рос и развивался человек: ценности, политические убеждения (правые или левые) и так далее.
  3. Деятельность – целенаправленное изменение среды или воздействие на любые объекты объективной действительности.

Структура в основных психологических теориях

В психологии выделяют несколько подходов, каждый из которых рассматривает личность с разных сторон.

Теория Платонова

Эта концепция является одной из самых известных в отечественной психологии. Автор выделил четыре подструктуры личности:

  1. Направленность.
  2. Подструктура опыта. Сюда входят все знания, навыки, умения и привычки, которые человек приобрел в процессе жизнедеятельности.
  3. Особенности личности. Сюда входят темперамент, особенности памяти, эмоций, мышления, восприятия и других психических процессов.
  4. Биологические особенности: темперамент, акцентуации характера, способности и прочее.

Важно! Наличие определенных биологических особенностей не означает, что невозможно развиваться и вырабатывать положительные черты характера. Остальные подструктуры оказывают не меньшее влияние на формирование личности.

Структура личности по А.Н Леонтьеву

А. Леонтьев выделял следующие компоненты структуры личности:

  1. Связи индивида с миром;
  2. Мотивационная окраска связей с миром;
  3. Внутренние связи между мотивами личности.

Структура личности по Фрейду

Фрейд выделял следующие компоненты структуры личности:

  1. Супер-Эго. Социальные нормы и правила, предназначенные для контроля Эго.
  2. Ид. Примитивные инстинкты и желания, которые постоянно просятся наружу.
  3. Эго. Своеобразный посредник между двумя предыдущими компонентами.

Структура личности по Рубинштейну

Структура личности по Рубинштейну во многом напоминает модель, составленную Платоновым , и включает в себя:

  1. Направленность личности;
  2. Индивидуальные знания, умения и навыки;
  3. Индивидуальные особенности.

Структура личности по Юнгу

В структуру личности по Юнгу входят Я, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Таким образом, существует множество классификаций, описывающих структуру личности. Важно понимать, что это интегрированное образование, где каждый компонент влияет на остальные. Нельзя выделить более или менее важный из них.

Видео