Тема гражданского мужества в поэме А. А. Ахматовой «Реквием. Сочинение «Гражданская поэзия А. Ахматовой. Гражданская поэзия ахматовой

Меня, как реку,

Суровая эпоха повернула...

А. Ахматова

Анна Ахматова - яркий, оригинальный, самобытный поэт. Считается, что именно она открыла в русской лите­ратуре «женскую» поэзию - полную тайны, загадки, люб­ви и интуитивного предчувствования.

В поэтическом творчестве А. Ахматовой лирическая героиня предстает в не совсем обычном для женской по­эзии ракурсе гражданина. Тему родины, России можно про­следить во многих произведениях поэта: начиная с полу­признаний, дорогих сердцу воспоминаний в ранней лирике А. Ахматовой, эта тема со временем становится постоян­ной спутницей ее зрелого творчества.
Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
О смерти Господа моля.
Но все мне памятна до боли
Тверская скудная земля.

В годы первой мировой войны тема родины помогла А. Ахматовой занять позицию, которая заметно отлича­лась от официальной пропагандистской литературы, про­славляющей это народное бедствие, принесшее столько горя и страданий. В представлении Ахматовой война всегда была злом и трагедией, и в ее творчестве народное горе показано сквозь призму переживаний простой рус­ской женщины.
Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил...

Бесконечно разнообразны образы любви в творчестве А. Ахматовой, но самый всеобъемлющий и глобальный - это любовь к Родине, к России, особенно в тяжелую для страны минуту, во время страданий ее народа.
Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.

Не напрасно молебны служились,
О дожде тосковала земля:
Красной влагой тепло окропились
Затоптанные поля.

А. Ахматова не могла спокойно и равнодушно отно­ситься к ужасам войны. В стихотворении «Молитва» она просит Бога принять от нее любые, даже самые страшные для женщины жертвы, лишь бы родная страна вновь обре­ла покой и величие.
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Но революция принесла еще больше испытаний на долю великого поэта. Тяжелое время переоценки ценно­стей, разрушения старого и привычного, начало построе­ния неизвестного нового. Многие не выдерживали тяго­стной обстановки, сложившейся в стране, уезжали за границу, но А. Ахматова не мыслила себя в отрыве от Родины, эмиграция казалась ей предательством.

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Вершиной гражданской поэзии А. Ахматовой можно считать лирику периода Великой Отечественной войны. В стихотворениях этого периода поражает прежде всего удивительная органичность, отсутствие сомнений, неуве­ренности в высказывании своей жизненной позиции. Всегда готовая вступить в бой, Ахматова с честью и достоинством принимала и преодолевала испытания судьбы, призывая и свой народ к стойкости и сопротив­лению.
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит,
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться ничто не заставит.

Поэзия Ахматовой удивительна тем, что здесь общена­родное и историческое раскрывается через личное и ин­тимное. Настоящим памятником национальной трагедии стала поэма «Реквием», в которой поэт рассказывает нам не только о своем горе и боли, но и помогает услышать жестокий голос того времени, увидеть страдания и беду всего народа.
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград...
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

В стихах послевоенного периода чаще звучат мотивы размышления над прошлым, над судьбой своего поколе­ния и народа. О своих стихах А. Ахматова пишет: «Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
И чудилось: рядом шагают века
И в бубен незримая била рука,
И звуки, как тайные знаки,
Пред нами кружились во мраке.

Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюдце устрицы во льду.
А. Ахматова
Придя в поэзию в начале века, Анна Андреевна Ахматова заявила о себе как о большом и серьезном художнике. Ее стихи рассказывали о страданиях и радостях любящего сердца, невыразимой тоске одиночества и боли покинутой души.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Все сильнее запах теплый
Мертвой лебеды.

Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.
Выросшая в Царском Селе, Ахматова впитала в себя окружающую красоту, а потом выразила ее в своих строгих классических стихах.
Все тебе: и молитва дневная,
И бессонницы млеющей жар,
И стихов моих белая стая,
И очей моих синий пожар.

Мне никто сокровенней не был,
Так меня никто не томил,
Даже тот, кто на муку предал,
Даже тот, кто ласкал и забыл.
О любви Анна Андреевна умела сказать так задушевно, мелодично и проникновенно, что навстречу ей открывались сердца читателей, появлялись все новые и новые поклонники ее таланта. Но Ахматова не ограничилась любовной лирикой. Она жила в суровое и страшное время и отразила его в своем творчестве.
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Личные потери и переживания не заслонили от поэта общественно значимых событий. Анна Андреевна с оправданной гордостью скажет в конце жизни:
Нет! И не под чужим небосводом,
И не под защитой чужих крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Гражданская позиция Ахматовой четко прослеживается с двадцатых годов, а к сороковым становится основной в ее творчестве. Анна Андреевна не изменила себе, а повзрослела, да и внешние условия резко изменились. Сначала революция и гражданская война заставили молодую талантливую женщину вглядеться в окружающие ее события, а затем грянула Отечественная война. И Ахматова, верная своему таланту, не молчала, отдавая перо своему народу, пыталась облегчить общее горе, вселить уверенность в грядущую победу.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь.
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Лучшее же свое произведение-«Реквием» Анна Андреевна писала более двадцати пяти лет. Ахматова сплавила в поэме личное и общественное, пропустив стихи через собственное сердце, поэтому «Реквием» является непревзойденным шедевром, памятником миллионам безвинно репрессированных.
Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице.
Что случится с жизнью твоей -
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезой горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука - а сколько там
Неповинных жизней кончается...
Поэзия Анны Андреевны Ахматовой является моим любимым чтением, к которому я обращаюсь в самые сложные и счастливые периоды жизни и всегда нахожу стихи, созвучные своему настроению в тот или иной момент. Ахматова всегда рядом, как близкий друг и наставник, она говорит о вечных, непреходящих ценностях: жизни, любви, свободе, душевной красоте.
Муза ушла по дороге,
Осенней, узкой, крутой,
И были смуглые ноги
Обрызганы крупной росой.
...
Я, глядя ей вслед, молчала,
Я любила ее одну,
А в небе заря стояла,
Как ворота в ее страну.

Поэма писалась как отдельные стихотворения с 1935 по 1940 годы, а вступительное четверостишие и «Вместо предисловия» дописаны в 1957 и 1961 годах. Опубликована только в 1989 году, поскольку долгие годы не вписывалась в коммунистическую идеологию властей.

Повод к написанию поэмы – 17 месяцев в жутких тюремных очередях в годы репрессий в 30-е годы, когда был по ложному доносу арестован сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва Лев Николаевич Гумилёв.

В поэме выражена материнская скорбь, боль за сына и за страну. Здесь и свет любви, и тепло страдающей души, и больная память, и желание выжить в любом ужасе, в любой неправедности. Весна, лето, «светлый день», но – убитая память, окаменелая душа, «опустелый дом» и – «надо снова научиться жить» (глава «Приговор»).

Это не только личная скорбь. Лирическая героиня Ахматовой – мать всех страдающих:

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною…

Хотелось бы всех поимённо назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

Это абсолютно лирическая поэма. Но переживания лирической героини описаны так, что ведут к эпическому обобщению – страданию целого народа. Это открывает исторический аспект в произведении, лишённом эпических описаний, и превращают поэму в лиро-эпическое произведение.

После этой поэмы стало ясно, что историю страны можно написать не только в эпосе, но и в лирике, если лирическая форма способна вместить эпическое содержание.

Стихотворение а.А.Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…» (сочинение старшеклассника)

А когда, как после битвы,

Облака плывут в крови,

Слышит он мои молитвы

И слова моей любви.

А.А.Ахматова

Строки, вынесенные мной в эпиграф, написаны Анной Андреевной Ахматовой в том же самом 1921 году, в котором создано и стихотворение «Заплаканная осень, как вдова…». Именно в этом, скорбном для Ахматовой году был расстрелян её бывший муж, отец её сына, великий русский поэт Николай Гумилёв. В разделе «Эпические мотивы» книги «ANNO Domini», в которую вошло это стихотворение, столь печальные и полные любви строки не являются редкостью. Грустные дни, грустная лирика.

Как и многие лирические шедевры, стихотворение содержит всего восемь строк. Вспомним пушкинское «Я вас любил…» или «Среди миров…» Иннокентия Анненского. Ахматова в своей миниатюре не делает пробела между четверостишиями, что, очевидно, сливает их воедино, образуя своего рода сгусток боли. В то же время каждая вторая строка этих четверостиший заканчивается многоточием. Эти два многоточия, рождённые избытком переживания, расширяют пространство стихотворения. Оборванность краткой фразы приглашает читателя к продолжению картины с помощью собственного воображения и пробуждённых чувств.

Заплаканная осень, как вдова

В одеждах чёрных, все сердца туманит…

Чьи «все сердца туманит» осень? Наверное, таких же вдов, любящих и скорбящих. А может быть, благодаря слову «все» создаётся ощущение всеобщей скорби. Не зря потом осень будет названа «скорбной и усталой», а не только «заплаканной», как и вдова.

В лучшей традиции русской поэзии самым удивительным образом до полной неразрывности сливаются в стихотворении вдова и осень, состояние человека и состояние природы. Осень «заплаканная» - от дождей, вдова – от любви и горя. Осенью всё постепенно чернеет, и одежда вдовы тоже чёрная. И рыдают тоже – осень и вдова. Великолепны строки:

И будет так, пока тишайший снег

Не сжалится над скорбной и усталой…

Во-первых, снег – белый, он противостоит чёрному цвету первого четверостишия. А во-вторых, - «тишайший». В этом удивительном эпитете слышатся заботливость, нежность, осторожность, участливость и ещё очень многое. И снег тоже олицетворён, он живой («пока… не сжалится»). Почему он должен сжалиться? Может быть, его помощь в том, что он остудит слёзы, облегчит боль своим холодом? И тогда произойдёт желанное (или неизбежное?) – «забвение боли и забвение нег». Ведь если не утихнут воспоминания о счастливых и горьких днях, то как тогда жить дальше? Последняя строка наводит на мысль, что жизнь без любимого в любом случае уже не жизнь. Нужно забвенье или нет? Пожалуй, это остаётся загадкой. Да и не в рациональном начале, конечно, кроется таинственная прелесть стихотворения.

Произведение А.А.Ахматовой поражает, прежде всего, чувственностью, удивительной силой женственности, так характерной для её стихов. Лирическая героиня Ахматовой – жена, вдова, сестра, мать. А главный секрет её произведений – в одном и самом важном. Это одно и самое важное заключено в великом и вечном слове «любовь». Её стихи всегда о любви. Конечно же, о любви и стихотворение «Заплаканная осень…». О любви, о боли, о памяти. И так по-пушкински просто и прозрачно написано! Да, есть сравнение, есть эпитеты с метафорическим оттенком, есть олицетворение. Но не это главное. У настоящего мастера профессионализм незаметен, небросок. Сквозь простоту слога, ритма, рифм проступает у Ахматовой философия жизни. Эта философия непроста, в чём-то противоречива, даже загадочна, но поразительно прелестна силой выраженных чувств.

Это философия всеобъемлющей любви, которая присуща только женщине. Как хорошо сказано: «Перебирая мужнины слова…». Нет, она не вдова. Она жена. Вечная жена.

Урок по гражданской лирике Ахматовой предваряет разговор о гражданской и поэтической миссии, наиболее ярко выраженной в поэме “Реквием”. К этому учащиеся изучили биографию поэтессы, любовную лирику. Урок подготавливает одиннадцатиклассников к восприятию поэмы “Реквием” и темы “Поэт и поэзия” в творчестве Ахматовой.

Программа под редакцией В.Я. Коровиной, учебник “Русская литература 20 века”. Под редакцией В. П. Журавлева. – М., “Просвещение”, 2005.

Дома учащимся было предложено познакомиться со стихами Ахматовой о Родине.

  1. Развить представление о гражданской поэзии Ахматовой.
  2. Определить гражданскую позицию лирической героини Ахматовой.
  3. Повторить литературоведческие понятия, их роль в поэтическом тексте, формировать навыки анализа лирического стихотворения, затронуть вопрос о традициях в литературе.

Оборудование: фотографии разных лет Ахматовой, сборник стихов, карточки-задания для групп обучающихся.

Методические приемы: проверка изученного материала, анализ стихотворения, рассказ учителя с элементами беседы, творческое выступление учащегося.

Контроль:

  1. Проверка знаний по биографии поэтессы.
  2. Контроль знаний по литературоведению (с элементами ЕГЭ).
  3. Проверка умений анализировать поэтический текст, строить связный монологический ответ, работать с дополнительной литературой.

Этапы урока и распределение времени:

  1. 10 минут – рассказ учителя с элементами беседы.
  2. 5 минут – работа в группах (элемент творческой мастерской).
  3. 15 минут – выступление групп (5 минут – каждая).
  4. 5 минут – обобщение, выводы.
  5. 10 минут – выступление учащегося “Ахматова в годы ВОВ”.
  6. Итог урока

Эпиграфы к уроку:

“Нес теми я, кто бросил землю
на растерзание врагам”.

“Я счастлива, что жила в эти годы и видела
события, которым не было равных.”
А. Ахматова.

Ход урока

1. Рассказ учителя с элементами беседы.

Если говорить о поэзии Ахматовой, то “великая, земная любовь” – движущее начало всей ее лирики. Именно она заставила по-иному, реалистически, увидеть мир. Она, как акмеистка, вернула поэзии ощущение реальной жизни.

В 1921 году Блок написал об акмеистах статью “Без божества, без вдохновенья”. Настоящим исключением” среди них он назвал лишь Анну Ахматову. Дело было не в исключительной талантливости (среди акмеистов были талантливые поэты), а в том, что в поэзии Ахматовой было “и божество, и вдохновенье”.

Вспомним пройденный материал. Определите основные мотивы любовной лирики Ахматовой? (драматическая, несчастная любовь, она никогда не бывает в спокойном пребывании: взлеты, падения, встречи и разрывы, смертельная опасность и смертельная тоска.)

С самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой еще одна любовь – любовь к родной земле, к Родине, к России, которой Ахматова никогда не изменяла. В раннем сборнике “Белая стая” есть стихотворение “Молитва” (за которое М Цветаева ругала Ахматову, считая “что все, что написано в стихах, сбывается). Это молитва за Россию.

Стихотворение “Молитва”.

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
1915 год.

Так ли благосклонна была Родина к Ахматовой? Вспомните трагические моменты ее биографии(фронтальный опрос).

(Учащиеся должны вспомнить: 1921 год – расстрел Н Гумилева, следом умер Блок. Ее сборник “ANNO DOMINI” (большая часть стихов посвящена Гумилеву и Блоку) принес ей забвение. С1925 по 1939 год ее вычеркивают из жизни – ни одного издания, ни строчки публикации.

Затем арест сына Льва Гумилева (1935, затем 1939 и 1948 годы) освобожден только в 1956 году. В это время арестован и третий муж Ахматовой Н. Пунин. 1946 год – постановление в журналах “Звезда” и “Ленинград” о запрете поэзии Ахматовой и прозы Зощенко.)

Все это Ахматова восприняла как роковую судьбу и очередное испытание, через которое нужно было пройти и в котором выстоять.

Писатель русского литературного зарубежья Б. Зайцев, знавший Ахматову, обратился к ней:

“ Буря вас взрастила, углубила, подняла. Некогда Достоевский сказал юноше Мережковскому (символист, муж З. Гиппиус): “Молодой человек, чтобы писать, страдать надо”. Если бы Достоевский не стоял у столба смерти и не побывал в “Мертвом доме”, был ли он вполне Достоевский? Вы ни в ссылке, ни в “Мертвом доме” не были, но около него стояли. Бились ли дома головой об стенку за близкого – не знаю. Но искры излетали из сердца. Вылетели стихами не за одну вас, а за всех страждущих, жен, сестер, матерей, с кем делили вы Голгофу тюремных стен, приговоров, казней”.

Обратимся к стихам Ахматовой о Родине.

Проанализируем стихотворение и выясним гражданскую позицию автора.

2. Элемент творческой мастерской (работа в группах).

Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание.

Карточка-задание для 1 группы.

Стихотворение “Все расхищено, предано, продано…”

  1. Каким рисуется образ Родины в стихотворении?
  2. В основе композиции стихотворения лежит …(выделите нужное: антитеза, градация, рефрен). Обратите внимание на лексику стихотворения (в том числе оценочную).
  3. Почему стихотворение оставляет настроение оптимизма? Эта психологическая убедительность достигается через средства выразительности (выберите нужное: метафоры, эпитеты, олицетворения, обращения).
  4. Какова роль поэтического синтаксиса (риторический вопрос, многоточие).
  5. Какой тон задает употребление местоимения НАМ? Случайно ли посвящение Наталии Рыковой (Н. В. Рыкова – близкая подруга Ахматовой, жена известного литературоведа Гуковского)

Карточка-задание для 2 группы.

  1. В критической литературе жанр этого стихотворения определяется как…(выберите нужное: инвектива, ода, послание, гимн). Дайте определение этому литературоведческому понятию.
  2. Проследите композицию стихотворения. Как она помогает раскрыть авторский замысел?
  3. Какова роль поэтического синтаксиса и интонационных фигур? (выберите нужное: анафора, синтаксический параллелизм, бессоюзие, эпифора).
  4. Сделайте выводы о гражданской позиции лирической героини Ахматовой.

Карточка-задание для 3 группы.

Стихотворение “Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам…”

  1. Какова тема стихотворения? (Родина, жизненный выбор, любовь, человеческое бытие).
  2. Определите стиль стихотворения. Отметьте стилистические особенности языка стихотворения.
  3. Композиция стихотворения. Сколько основных частей можно выделить? Какова роль антитезы в тексте?
  4. С помощью каких изобразительно-художественных средств достигается выразительность стихотворения (выберите нужное: эпитеты, сравнения, метонимия, анафора, оксюморон).
  5. Сделайте выводы о гражданской позиции лирической героини Ахматовой. Дается анализ предложенного лирического стихотворения по плану (1 человек от группы).

3. Выступление учащихся по результатам коллективного обсуждения стихов.

4. Подведение итогов по выступлениям.

Вопрос учителя всему классу.

Традиции каких русских писателей следует Ахматова в описании своей Родины?

(Учащиеся должны провести ассоциативные связи с поэзией Лермонтова (стихотворение “Родина”, “Прощай, немытая Россия…”), Пушкина (“Деревня”, “Вольность”), Блока (“Россия”, “Русь”).

Вывод:

Ее гражданская позиция была однозначна – быть с Родиной. Эмиграцию она не признавала.

6. Творческое сообщение, подготовленное учащимся дома

“А. Ахматова в годы ВОВ. Поэзия этого периода. Патриотизм поэтессы”.

Домашнее задание.

  1. Записать выводы в виде тезисов о произведениях, разобранных на уроке.
  2. Прочитать поэму “Реквием”, выделить основные мотивы произведения

Анна Андреевна Ахматова - величайший поэт, лирические произведения которого занимают значительное место во всей мировой литературе. Она жила в эпоху революционных изменений, страшных войн, потрясений. Перед ее глазами прошли события, которым не было равных в истории:

Так вот когда мы вздумали родиться

И, безошибочно отмерив время,

Чтоб ничего не пропустить из зрелищ

Невиданных...

Несомненно, все это повлияло на ее творчество, придав лирике гражданскую направленность. Именно эти мотивы стихов Ахматовой ярче всего запечатлелись в моей памяти.

Наиболее полно тема гражданского мужества отражена в поэме «Реквием», которая является выражением беспредельного людского страдания и терпения в период сталинских репрессий, трагических событий тридцатых годов. Всю тяжесть того времени Анна Андреевна разделила со своим народом. Строки поэмы проникнуты настроением «смертельной тоски», горя, отчаяния.

Перелистывая страницы этого произведения, я мысленно представляю себе те страшные годы, которые именуются в литературе «периодом сталинских репрессий». Возникает образ смерти, олицетворяющий трагическое время тридцатых годов:

Только мертвый, спокойствию рад,

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

Такие потрясающие картины проходят через всю поэму, усиливая настроение страха, отчаяния, безысходности. Поэтесса, создавая мрачную панораму времени, передает атмосферу трагического периода истории, когда человеку легче было принять смерть, чем выдержать те испытания, которые выпали на долю каждого. Лирическая героиня поэмы, ощущая непереносимую тяжесть потери, находясь в состоянии неизвестности и переживая за судьбу сына и мужа, обращается с мольбой к смерти:

Ты все равно придешь - зачем же не теперь?

Я жду тебя - мне очень трудно.

Я потушила свет и отворила дверь

Тебе, такой простой и чудной.

Потеряв все самое ценное в жизни, женщина готова принять смерть в любом виде: будь то « отравленный снаряд » или смертельная болезнь. Трагическая гибель была лучшим выходом из положения, чем вероятность увидеть, как «синий блеск возлюбленных очей последний ужас застилает».

Образ всепоглощающего страха также является олицетворением времени. Боялись всего и всех.

Боялись суровых дворников, раскланивающихся знакомых, всевидящих соседей. Боялись и прятали глаза. Все вокруг сковал страх:

Все перепуталось навек.

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

Мне кажется, что такие мрачные картины, нарисованные поэтессой, необходимы для того, чтобы показать значение мужества, стойкости тех, кто пытался этому страху противостоять.

Вчитываясь в строки «Реквиема», я отчетливо представляю обобщенный образ матери со «смертельной тоской» в глазах, которая оказалась наедине со своим горем и болью. Все женщины в это трагическое время были похожи друг на друга, их обезличило одиночество и страх за судьбу семьи и судьбу страны. Обессиленные, они «ив лютый холод, и в июльский зной» стояли у всеобщей тюрьмы «под красною, ослепшею стеной », надеясь на встречу со своими близкими. Семнадцать месяцев, проведенных лирической героиней в тюремных очередях, олицетворяют собой потерянное время.Это период, унесший, наверное, семнадцать лет жизни, потому что время, проведенное в страшном оцепенении, смертельном ожидании, длится целую вечность. Поэтесса вместе со своей страной прошла этот трудный путь и имела право сказать:

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках,

Как локоны из пепельных и черных

Серебряными делаются вдруг,

Улыбка вянет на губах покорных

И в сухоньком смешке дрожит испуг.

Одновременно с обобщенными образами времени и матери мне представляется в поэме главный образ сильного поколения, сумевшего подняться из трясины всеобщего человеческого унижения, сумевшего не только выстоять, преодолеть, но и сохранить в себе достоинство мужественного народа. Поэтому Ахматова гордо заявляет:

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун моего погребального дня.

Строки поэмы «Реквием» невозможно забыть, они вновь и вновь возвращают мои мысли к гнетущему периоду сталинского режима. Необычайно емкое, глубокое содержание этого произведения заново осмысляется. Образы поэмы заставляют задуматься над вопросом «А сколько же требовалось гражданского мужества русскому народу, чтобы суметь выдержать, выстоять, выжить и рассказать правду о жестоком, бесчеловечном времени».

Вполне закономерно тема гражданского мужества стала главной темой «Реквиема». Основная мысль, которая проходит через все произведение,- мысль об удивительной стойкости характера, силе русского человека, выдержавшего время, когда:

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

Несомненно, эта поэма соответствует моему представлению о подлинной поэзии. Творчество только такого художника, истинного патриота, человека, переживающего за происходящее, стремящегося сделать все для того, чтобы не повторилась трагедия народа, сумевшего рассказать правду и передать свои переживания, обнажив богатый внутренний мир, и можно назвать настоящим.

Художественный дар А. А. Ахматовой позволил ей с удивительной эмоциональностью раскрыть тему гражданского мужества в поэме «Реквием», показать слияние своей нелегкой судьбы с многострадальной судьбой России.