Снаряжение немецких десантников

Необычный характер воздушно-десантных операций диктовал разработку необходимого специализированного снаряжения, что в свою очередь вело к расширению возможностей военного искусства в целом

Операции германских парашютно-десантных войск во Второй мировой войне предъявляли противоречившие друг другу требования к вооружению и снаряжению. С одной стороны, парашютистам требовалась высокая огневая мощь, которую они могли бы продемонстрировать в бою, чтобы действовать решительно и с максимальной эффективностью, но, с другой стороны, доступный им арсенал
ограничивался крайне невысокой грузоподъемностью средств десантирования — как самолетов, так парашютов и планеров.

Во время десантной операции парашютист прыгал из самолета практически безоружным, если не считать пистолета и дополнительных патронташей. Когда же парашютисты вводились в бой путем планерного десантирования, вместимость и аэродинамические характеристики планеров Гота DFS-230 диктовали свои ограничения — летательный аппарат мог вместить 10 человек и 275 кг снаряжения.
Противоречие это так никогда и не удалось преодолеть, особенно в той части, которая касается полевых артиллерийских орудий и зениток. Однако располагавшие мощными техническими ресурсами немецкие компании, такие, как концерны «Рейнметалл» и «Крупп», нашли немало инновационных решений проблем, связанных с мобильностью и ударной огневой мощью парашютных частей. На земле часто было сложно отличить снаряжение парашютистов от принятого в сухопутных войсках Вермахта, однако специализированное вооружение все же появлялось, причем оно не просто увеличивало боевой потенциал парашютистов, но и влияло на развитие военного снаряжения и вооружения грядущей половины XX столетия.

Обмундирование

Защитное облачение имеет очень важное значение для того, кто прыгает с парашютом, и для парашютистов оно начиналось с высоких, закрывающих щиколотку ботинок. Они имели толстые резиновые подошвы, очень удобные, хотя не подходившие для длительных пеших переходов, и обеспечивали хорошее сцепление с полом внутри фюзеляжа самолета (поскольку в них не применялись большие сапожные гвозди, обычно характерные для такого рода обуви, поставляемой солдатам других родов войск). Изначально шнуровка находилась по бокам, чтобы избежать зацепления парашютными стропами, однако постепенно разобрались, что в этом нет необходимости, и после операций на Крите в 1941 г. изготовители стали поставлять парашютистам ботинки с традиционной шнуровкой.


Поверх боевой формы парашютисты надевали непромокаемый брезентовый комбинезон длиной до бедер. Он подвергался разным усовершенствованиям и был призван обеспечивать дополнительную защиту от влаги при прыжках, а также больше подходил для того, чтобы надевать на него подвесную систему.

Поскольку приземление всегда являлось одним из самых рискованных этапов прыжка для парашютиста, его форма снабжалась специальными наколенниками и налокотниками. Штанины комплекта боевой формы имели по бокам на уровне коленей небольшие прорези, в которые вставлялись брезентовые утолщения, подбитые растительным пухом. Дополнительную защиту давали внешние «амортизаторы» из покрытой кожей пористой резины, которые фиксировались с помощью ремешков или завязок. (Как от утолщений, так и от самого комбинезона после приземления обычно избавлялись, хотя комбинезон иногда оставляли, чтобы надевать поверх него портупею.) Брюки имели небольшой кармашек как раз над уровнем колен, в который помещался важный для десантника нож-стропорез.


Нож стропорез Fliegerkappmesser - FKM


1 - Каска М38
2 - Прыжковая блуза с "оскольчатым" узором с нарукавными знаками различия
3 - Брюки M-37
4 - Противогаз M-38 в брезентовой сумке
5 - 9 mm MP-40 SMG
6 - Подсумки для магазинов к MP-40 на поясе
7 - Фляга
8 - Сухарная сумка М-31
9 - Складная лопата
10 - Бинокль Ziess 6x30
11 - Ботинки


По мере того как война набирала темп, форма парашютистов приобретала все больше отличительных признаков обмундирования солдат сухопутных войск. Этот повидавший виды солдат, однако, по-прежнему носит свою особенную парашютистскую каску, по которой десантников легко было узнать среди прочих немецких частей.

Наверное, самым важным элементом защитного снаряжения. незаменимым как для прыжков, так и для боя, являлась специфическая десантная каска. В общем и целом она представляла собой обычную каску немецкого пехотинца. но без козырька и опускавшихся вниз полей, защищавших уши и шею, снабженную амортизирующим подшлемником и прочно фиксирующим ее на голове бойца подбородным ремешком.


Немецкая десантная каска



Подшлемник парашютного шлема



Схема устройства немецкой десантной каски

Поскольку в большинстве случаев парашютистам приходилось довольно длительное время вести бои без возможности получить снабжение, важной для них считалась способность нести большое количество дополнительных боеприпасов.


Немецкий десантник с патронташем

Парашютистский патронташ специальной конструкции имел 12 кармашков, соединявшихся по центру брезентовым ремешком, который накидывался на шею, а сам патронташ свисал на грудь так, что боец имел доступ к кармашкам с двух сторон. Патронташ позволял парашютисту нести около 100 патронов для винтовки Каг-98к, которых должно было хватить ему до следующей выброски снаряжения или прибытия подкреплений. Позднее в процессе войны появились патронташи с четырьмя большими кармашками, в которых помещалось до четырех магазинов для винтовки FG-42.

Парашюты

Первым парашютом, поступившим на вооружение германских десантников, стал ранцевый парашют принудительного раскрывания RZ-1. Созданный по заказу Управления технического снаряжения Министерства авиации в 1937 г., RZ-1 имел купол диаметром 8,5 м и площадью 56 кв. метров. При разработке данного средства десантирования за основу была принята итальянская модель «Сальваторе», в которой стренги парашюта сходились в одной точке и от нее V-образиой тесьмой крепились к поясу на талии парашютиста двумя полукольцами. Неприятным следствием такой конструкции являлось то, что парашютист повисал на стропах в нелепом наклонном положении лицом к земле — это также обуславливало технику совершения прыжка головой вперед из самолета, чтобы снизить воздействие рывка при раскрытии парашюта. Конструкция заметно уступала парашюту фирмы «Ирвин», которым поль.зов;1лись парашютисты союзников и летчики Люфтваффе и который давал возможность человеку находиться в вертикальном положении, будучи поддерживаемым четырьмя вертикальными лямками. Кроме всего прочего, таким парашютом можно было управлять, подтягивая поддерживающие стропы подвесной системы, что позволяло разворачиваться по ветру и контролировать направление спуска. В отличие от десантников большинства других стран германский парашютист не мог оказывать никакого влияния на поведение парашюта, так как не имел возможности даже дотянуться до лямок у себя за спиной.

Еще одним недостатком RZ-1 были четыре пряжки, которые предстояло расстегнуть десантнику, чтобы освободиться от парашюта, не оснащенного в отличие от аналогичного рода изделий союзников системой быстрого сброса. На практике это означало, что парашютиста часто тащило по земле ветром, в то время как он предпринимал отчаянные усилия для того, чтобы поскорее расстегнуть пряжки. В таких ситуациях бьио проще перерезать стропы парашюта. С этой целью у каждого парашютиста начиная с 1937 г. имелся «каппмессер» (нож-стропорез), хранившийся в специальном кармашке брюк боевого обмундирования. Лезвие пряталось в ручке и открывалось простым поворотом ее вниз и нажимом на фиксатор, после чего лезвие вставало на место под действием силы тяжести. Это означало, что нож позволял применять его одной рукой, что делало его важным предметом в наборе средств десантирования.
Вслед за RZ-1 в 1940 г. пришел RZ-16, отличавшийся несколько усовершенствованной подвесной системой и техникой действия вытяжного фала. Между тем основным парашютом до конца войны оставался поступивший на вооружение в 1941 г. RZ-20. Одним из его главных достоинств являлась более простая система пряжек, которая вместе с тем строилась на все той же проблематичной конструкции «Сальваторе».


Система быстроразъемных пряжек на немецком парашюте RZ20



Немецкий парашют RZ-36

Позднее производился и другой парашют, RZ-36, который, однако, нашел лишь ограниченное применение в ходе операции в Арденнах. Треугольной формы RZ-36 помогал контролировать «раскачивание маятника», типичное для парашютов предыдущих моделей.
Несовершенство парашютов серии RZ, не могло не скатываться на эффективности десантных операций, проводимых с их применением, особенно в том, что касалось полученных при приземлении травм, вследствие чего сокращалось количество бойцов, способных принимать участие в боевых действиях после высадки.

Немецкие десантные контейнеры


Немецкий контейнер для десантирования снаряжения

В ходе парашютно-десантных операций практически все вооружение и снабжение сбрасывалось в контейнерах. До операции «Меркурий» существовали контейнеры трех габаритов, при этом меньшие применялись для транспортировки более тяжелых военных грузов, таких, как, скажем, боеприпасы, а большие — для более крупных, но легких. После Крита эти контейнеры были стандартизированы — длина 4,6 м, диаметр 0,4 м и вес груза 118 кг. Для защиты содержимого контейнера в нем имелось дно из гофрированного железа, которое сминалось при ударе и выполняло функцию амортизатора. Кроме того, грузы прокладывались резиной или войлоком, а сами контейнеры за счет подвески поддерживались в заданном положении или же помещались внутрь других контейнеров.



Откопанный из земли десантные контейнеры

Взводу из 43 человек требовалось 14 контейнеров. Если отсутствовала необходимость вскрывать контейнер немедленно, его можно было нести за ручки (всего четыре) или же катить на тележке с резиновыми колесами, входившей в комплект каждого контейнера. Одной из версий служил контейнер в форме бомбы, он применялся для легких грузов, которые было трудно повредить. Они выбрасывались с самолетов как обычные бомбы и, хотя оснащались тормозным парашютом, не имели системы амортизаторов.


Немецкий десантный контейнер для снаряжения найденный в реке черными копателями

Первое массовое применение воздушных десантов в мировой истории осуществили немцы в самом начале Второй мировой войны. Опыт этих десантных операций до сих пор вызывает многочисленные споры. Были ли они на самом деле эффективны, и насколько на их последующую оценку повлияла пропаганда обеих воюющих сторон?

Немецкие воздушно-десантные войска в начале войны

Из-за ограниченного количества транспортных самолетов главной оперативной единицей воздушно-десантных сил вермахта являлся парашютный батальон, имевший следующую организацию:

  • штаб со взводом связи;
  • три стрелковые роты – три взвода по три отделения в каждом (18 ручных пулеметов, 3 легких 50-мм миномета и 3 противотанковых ружья);
  • рота тяжелого пехотного оружия (12 станковых пулеметов и 6 средних 81-мм минометов).

Основной транспортной машиной немецких воздушно-десантных войск являлся трехмоторный «Юнкерс» Ju.52 , производившийся еще с начала 30-х годов. Грузоподъемность этого самолета составляла 1,5–2 т (при полезной нагрузке до 4,5 т в перегруз), он мог брать на борт одно отделение парашютистов – 13 солдат и командира. Таким образом, для переброски одного батальона требовалось 40 самолетов, а минимальный запас снаряжения и снабжения требовал еще десятка машин.

Немецкий парашютист с парашютом RZ.1
Источник – Fallschirmjager: German Paratroopers from Glory to Defeat 1939–1945. Concord Publications, 2001 (Concord 6505)

Выброска с парашютом требовала специальной подготовки бойцов, включая умение ориентироваться на незнакомой местности и быстро принимать самостоятельные решения в постоянно меняющейся обстановке. Наконец, возникли проблемы с личным оружием – прыгать с тяжелым карабином было неудобно, поэтому к началу Второй мировой войны тактика немецких парашютистов предполагала сброс оружия в отдельном контейнере, а десантники имели при себе только пистолеты (как правило, автоматические «Зауэр» 38 (H)).


Транспортный самолет «Юнкерс» Ju.52
Источник – waralbum.ru

Поэтому собственно парашютистов в немецких ВДВ перед войной было немного – они составляли 1-й и 2-й батальоны 2-го воздушно-десантного полка. Парашютистов предполагалось использовать, в первую очередь, для захвата аэродромов или мест, удобных для посадки самолетов (например, ровных и прямых участков шоссе). Основная часть десантных войск высаживалась посадочным способом (с приземляющихся самолетов), что позволяло улучшить управление десантом, но таило в себе риск гибели ценных транспортных машин от аварий или вражеского огня.

Частичным решением проблемы стали десантные планеры, которые было не жалко потерять; вдобавок крупный планер теоретически мог поднять куда больше, чем транспортный самолет – так, Me.321 «Гигант», производившийся с начала 1941 года, вмещал до 200 десантников или один средний танк. Основной немецкий десантный планер DFS.230, состоявший на вооружении к 1940 году, имел куда более скромные характеристики: 1200 кг груза либо 10 десантников и 270 кг снаряжения для них. Однако такой планер стоил всего 7500 немецких марок – эквивалент стоимости десяти штатных парашютов RZI6. К весне 1940 года из машин DFS.230 был сформирован 1-й полк 1-й воздушно-десантной эскадры.


Десантный планер DFS.230
Источник – aviastar.org

Таким образом, эффективность десанта зависела от количества задействованных самолетов и возможности использовать каждый из них по нескольку раз. Было очевидно, что в масштабных боевых действиях десант желательно использовать не для захвата территории как таковой, а для занятия отдельных пунктов, контроль над которыми поможет продвижению своих войск и усложнит действия противника.

Подготовка операции «Везерюбунг»

Первым воздушным десантом Второй мировой войны стала высадка немецких парашютистов в Дании и Норвегии. Основой операции «Везерюбунг» была цепь морских десантов в главных портах Норвегии, но для поддержки высадки с моря и, прежде всего, захвата вражеских аэродромов было решено использовать парашютистов. Для первого удара немецкое командование выделило сравнительно небольшие силы – 1-й батальон 1-го воздушно-десантного полка (I/FJR1) под командованием майора Эриха Вальтера (в общей сложности – пять рот).

В Дании парашютисты 4-й роты капитана Вальтера Герике должны были овладеть аэродромом Ольборг, предотвратив использование его противником. Далее роте предписывалось занять мосты через пролив Сторстреммен между островами Фальстер и Зеландия, по которым проходит дорога из Гессера в Копенгаген, а также лежащий в этом проливе остров Маснедё, где находились береговые батареи.


Операция «Везерюбунг» – захват немцами Дании и Норвегии

В Норвегии 3-я рота обер-лейтенанта фон Брандиса должна была захватить аэродром Сола близ Ставангера – единственную авиабазу на всем западном побережье Норвегии. Одновременно штабная и 2-я роты под командованием майора Вальтера выбрасывались с парашютами на аэродроме Форнебю близ Осло и готовили его к приему посадочного десанта. 1-я рота лейтенанта Герберта Шмидта оставалась в резерве.

Всего к началу операции люфтваффе имели 571 машин Ju.52. В первой волне высадки 9 апреля 1940 года было задействовано десять авиатранспортных групп и четыре эскадрильи, которые перебрасывали один батальон и две роты парашютистов. Еще один воздушно-десантный батальон и три батальона обычной пехоты предполагалось высадить посадочным способом вместе с шестью ротами аэродромного обслуживания, штабом авиационных сил и штабом пехотного полка. На захваченные аэродромы предполагалось тотчас же перебросить истребители, поэтому для них заранее выгружалось 168 т горючего.

9 апреля 1940 года: аэродром Сола

Высадка в Дании прошла без осложнений и скорее напоминала маневры – датские войска предпочитали не оказывать сопротивления даже до получения приказа о капитуляции. Мосты через Сторстреммен были быстро захвачены парашютистами, на аэродром Ольборг сразу высадился посадочный десант.

А вот в Норвегии немцы сразу наткнулись на жесткое сопротивление. У отряда, атаковавшего аэродром Сола, неприятности начались еще на подлете. Десант (рота парашютистов, 1-й батальон 193-го пехотного полка и подразделение зенитной артиллерии, всего – около 800 человек) должны были высаживать две группы транспортных машин из 7-й эскадрильи 1-й воздушной эскадры особого назначения под прикрытием двухмоторных машин «Мессершмитт» Bf.110 из 3-й эскадрильи 76-й эскадры тяжелых истребителей. Но из-за плотной низкой облачности одна из групп с десантом повернула обратно, вскоре это сделали и истребители (после того, как два из них столкнулись в тумане друг с другом и рухнули в воду).

В итоге в 9:50 (по другим данным – в 9:20) к цели вышло лишь двенадцать Ju.52 под прикрытием пары истребителей, не заметивших сигнала своего командира возвращаться. Всего было сброшено около 150 парашютистов под командованием обер-лейтенанта фон Брандиса, но ветер отнес часть десантников в сторону от взлетной полосы. Защитники аэродрома под командованием лейтенанта Тура Тангваля яростно сопротивлялись, их огневые точки удалось подавить лишь атакой обоих тяжелых истребителей. В итоге потери десанта оказались сравнительно невелики – трое убитых и около десятка раненых. Вскоре аэродром был захвачен, хотя часть опорных пунктов продолжала сопротивление.

Высаженная вместе с десантом аэродромная команда за 4 часа подготовила аэродром к приему самолетов, после чего сюда началась переброска подкреплений и зенитной артиллерии. Всего за первый день операции в Сола приземлилось 180 транспортных машин, сюда были доставлены два батальона 193‑го пехотного полка, запас горючего, наземный персонал 1-й эскадрильи 1-й группы пикирующих бомбардировщиков, а также личный состав 4-й батареи 33-го зенитного полка с 20‑мм зенитными пушками.

Заняв аэродром, десантники двинулись к Ставангеру и без особых проблем захватили город и порт. Вскоре сюда вошли три немецких транспорта, доставивших подкрепления и боеприпасы (в том числе, материальную часть трех зенитных батарей); сами зенитчики были переброшены чуть ранее с помощью гидросамолетов. Еще один транспорт («Рода») утром оказался перехвачен и потоплен норвежским эсминцем «Эгир», после чего сам эсминец был уничтожен в Ставангере атакой немецких бомбардировщиков. Более серьезной потерей для немцев стала гибель шедшего сюда же танкера «Посидония», торпедированного британской подлодкой «Тритон» накануне вечером.

Уже к вечеру 9 апреля в Сола прибыли 22 пикировщика Ju.87, а также 4 дальних истребителя Bf.110; в гавани Ставангера приводнились 15 поплавковых бомбардировщиков Не.115 из 106‑й береговой авиагруппы. В кратчайший срок здесь была создана мощная воздушная группировка, способная оказывать поддержку морским десантам, высаженным севернее.

9 апреля: аэродром Форнебю – череда неожиданностей

Норвежская столица Осло и военно-морская база Хортен, расположенная ближе к устью Осло-фьорда, должны были захватываться комбинированным ударом с моря и с воздуха. Одновременно с высадкой морского десанта две парашютные роты выбрасывались на аэродром Форнебю рядом с Осло, после чего сюда высаживались посадочным способом два батальона из состава 169-й пехотной дивизии.

В этом районе располагались крупные силы норвежской армии – 1-я и 2-я пехотные дивизии, в полном составе насчитывавшие около 17 000 солдат и офицеров. Однако к началу немецкого вторжения войска еще не были отмобилизованы, поэтому их боевая мощь оказалась значительно меньшей. Зато береговая оборона Осло-фьорда показала себя весьма эффективной – у Дрёбака, в самом узком месте фьорда ею был потоплен тяжелый крейсер «Блюхер» , шедший с частью морского десанта. Из-за гибели корабля морская высадка в Осло временно задержалась, и воздушный десант неожиданно стал основным.


Действия немецкого флота в Осло-фьорде 9 апреля 1940 года
Источник – А.М. Носков. Скандинавский плацдарм во Второй мировой войне. М.: Наука, 1977

Из-за облачности и тумана, стоявшего над Северной Германией, 29 транспортных Ju.52 вылетели с аэродрома Шлезвиг с очень большим опозданием. На подходе к Осло-фьорду одна из машин отстала от группы и была сбита норвежскими истребителями – погиб весь экипаж и 12 десантников. В тот момент, когда по плану должны были выбрасываться парашютисты, командир 2-й группы 1-й воздушной эскадры особого назначения (первая волна десанта) подполковник Древес отдал своим машинам приказ о повороте на обратный курс. На часах было 8:20. Древес решил не рисковать, выбрасывая парашютистов в тумане, а высадить их в датском Ольборге, уже захваченном немцами, и сообщил об этом командованию 10-го воздушного корпуса в Гамбург.

В штабе корпуса разгорелся яростный спор. Командир воздушного корпуса генерал-лейтенант Ганс Гайслер потребовал отдать приказ о возвращении второй, посадочной волны десанта (она стартовала через 20 минут после первой). В то же время командующий армейской транспортной авиацией полковник Карл-Август фон Габленц считал, что операция должна быть продолжена: при внезапном приземлении даже на незанятый парашютистами аэродром посадочный десант имеет шансы на успех. Вдобавок аэродром Ольборга уже и так был забит «под завязку», и посадка здесь новых самолетов могла привести к неприятностям.

После того, как от стоявшего в гавани Осло разведывательного судна «Виддер» пришло сообщение о том, что над норвежской столицей также стоит туман, в спор вмешался Геринг, который лично распорядился вернуть все самолеты. Но тут в действие вступил «человеческий фактор». Командир 103-й авиагруппы особого назначения капитан Рихард Вагнер, руководивший транспортными самолетами второй волны, решил… проигнорировать приказ. Позднее он заявил, что поскольку подчинялся начальнику армейской транспортной авиации, то приказ от имени 10-го авиакорпуса принял за вражескую дезинформацию. Самолеты лежали на курсе, опытные пилоты не теряли ориентировки, и Вагнер решил, что его группа справится с задачей. Решение оказалось неожиданно верным: вскоре туман начал рассеиваться, а затем пропал вовсе.


Тяжелый истребитель «Мессершмитт» Bf.110
Источник – John Vasco, Fernando Estanislau. The Messerschmitt Bf.110 in color profile. 1939–1945. Schiffer Military History, 2005

Другой случайностью стало то, что сопровождавшие вторую волну восемь тяжелых истребителей Bf.110 из 1-й эскадрильи 76-й истребительной эскадры под командованием обер-лейтенанта Вернера Хансена также не свернули с маршрута и дошли до Форнебю. Аэродром находился за пределами радиуса их полета, поэтому машинам оставалось только ждать его захвата и садится здесь – вернуться домой «мессершмитты» уже не могли.

На аэродроме Форнебю базировалась истребительная эскадрилья норвежской армейской авиации – семь боеспособных бипланов «Гладиатор». Получив информацию о приближении к столице большой группы вражеских самолетов, пять из них поднялись в воздух и в 8:37 вступили в схватку с «мессершмиттами» обер-лейтенанта Хансена. Норвежцам удалось сбить два «мессершмитта» и один транспортный «юнкерс», потеряв в бою всего один самолет. Свою роль сыграл и тот факт, что немецкие летчики не могли вести маневренный бой из-за недостатка горючего. Дойдя до аэродрома Форнебю, они успели один раз проштурмовать его, уничтожив стоявшие здесь два истребителя (один из них только что приземлился после воздушного боя), после чего пошли на посадку.

Почти одновременно с истребителями, в 9:05 (вместо 8:45 по плану), на аэродром начали садиться транспортные машины. ПВО аэродрома была частично подавлена, но все же зенитные пулеметы открыли огонь. Единственной его жертвой стал капитан Вагнер, летевший в головном самолете. Норвежцы торопливо пытались забаррикадировать взлетную полосу автомашинами, но все немецкие транспортные самолеты смогли приземлиться, хотя три из них получили повреждения.


Убитый немецкий парашютист на аэродроме Форнебю

На земле сопротивление оказалось слабым, десантники быстро заняли аэродром, позиции зенитных орудий и центр управления полетами. Вскоре из Осло сюда прибыл немецкий военно-воздушный атташе капитан Эберхард Шпиллер. По радио он отправил сигнал о занятии аэродрома и готовности к приему остальных эшелонов десанта. К полудню здесь уже высадилось около пяти пехотных рот – правда без тяжелого вооружения, если не считать трофейные зенитные орудия и пулеметы. Если бы норвежцы организовали контратаку, они могли доставить немцам крупные неприятности. Но гарнизон аэродрома под командованием капитана Мунте-Даля отступил к крепости Акерсхус и более никакой инициативы не проявил.

Командование норвежской армии и руководство страны было деморализовано известиями о высадке немцев сразу в нескольких пунктах. В 9:30 правительство и королевская семья покинули столицу, отправившись на автомашинах в центр страны; сюда же было вывезено золото Национального банка. Около полудня 9 апреля первые немецкие солдаты появились на улицах Осло, а в 15:30 сюда с оркестром строем вошли войска захватчиков численностью до батальона. Норвежские войска, деморализованные бегством командования и отсутствием приказов, не оказывали сопротивления: в Осло немцы взяли около 1300 пленных, большинство из которых даже не имело оружия (было захвачено всего 300 винтовок).

Тем временем кригсмарине все еще пытались занять норвежские укрепления на островах и по берегам Осло-фьорда. Этот удалось лишь вечером, после того, как командующий укрепленным районом Осло-фьорда отдал приказ о капитуляции. Немецкие корабли вошли в гавань Осло лишь в 11:45 следующего дня – более чем на сутки позже, чем это предполагалось планом операции…


Немецкие солдаты на улице Осло, апрель 1940 года
Источник – История Второй мировой войны. В 12 томах. Том 3. М.: Воениздат, 1974

Десанты на аэродромы Сола и Форнебю завершились успешно и оказали серьезное влияние на общую ситуацию в Норвегии, хотя с воздуха были высажены относительно небольшие силы – порядка 2000 солдат. Однако нетрудно заметить, что их успех во многом стал результатом случайности, а также решительности немецких командиров и апатии командиров норвежских. Общие потери немецкой авиации в первые сутки Норвежской кампании составили 20 машин всех типов – в основном, от аварий и огня с земли.

14 апреля: десант в Домбосе

Однако захватом столицы Норвежская операция не закончилась. Бежавшее из Осло правительство оказало немцам неожиданное и эффективное сопротивление. 11 апреля король Хокон VII сместил командующего сухопутными силами генерал-майора Кристиана Локе и назначил на его место генерального инспектора пехоты полковника Отто Рюге, произведенного по этому случаю в генерал-майоры. Рюге уже отличился в ночь с 9 на 10 апреля, организовав прикрытие дороги, ведшей из Осло в Хамар (именно туда выехало норвежское правительство). Именно он, собрав разрозненные группы солдат, возле Мидтскуга дал немцам первый успешный бой, в ходе которого погиб немецкий военно-воздушный авиационный атташе Шпиллер, возглавивший авангард десантников. А 14 апреля началась высадка англо-французских войск (до 40 000 человек) в Намсусе и Харстаде, после чего у союзников создалось впечатление, что Норвегию можно удержать. 17–19 апреля две английских дивизии были высажены в районе Ондальснеса, 29 августа состоялась высадка союзников в Будё, 4 мая – в Му.

Чтобы разъединить норвежские войска и отсечь их группировку, находившуюся севернее Осло, от остальных сил, немецкое командование решило высадить воздушный десант в Домбосе. Этот городок лежал в 250 км от немецких позиций, на полпути от Хамара к Тронхейму, где соединялись шоссейные и железные дороги из Тронхейма, Осло и Ондальснеса. Захват столь важного узла коммуникаций нарушил бы связность всей только что созданной норвежской обороны.

14 апреля в 17:15 пятнадцать транспортных «юнкерсов» из 2-й группы 1-й воздушной эскадры особого назначения подполковника Древеса поднялись с аэродрома Форнебю, имея на борту 168 парашютистов из 1-й роты 1-го парашютного полка под командованием обер-лейтенанта Герберта Шмидта. Но из-за плохой погоды часть машин не смогла найти ориентиры для выброски, кроме того, другая их часть попала под зенитный огонь. В итоге один самолет был сбит, два разбились при вынужденной посадке, семь вернулись на Форнебю, еще три приземлились в Тронхейме, а один из-за повреждений сел в Швеции. Лишь шесть машин смогли выбросить парашютистов, но в неправильном месте в восьми километрах к югу от города.


Хокон VII, король Норвегии с 1905 по 1957 год. Фото 1915 года
Источник – flickr.com

В темном лесу, заметенном снегом, парашютистам оказалось очень тяжело найти друг друга. К утру 15 апреля собралось лишь 63 человека, в том числе, двое офицеров (одним из них был обер-лейтенант Шмидт). Остальные десантники заблудились, часть из них попала в плен. Отряд Шмидта оседлал шоссе в пяти километрах от Домбоса и взорвал полотно железной дороги, ведшей на Лиллехаммер и далее на Осло. Сделать что-то большее он уже не мог, хотя именно здесь десантникам могла улыбнуться невероятная удача. Дело в том, что именно 14 апреля король Хокон VII и главнокомандующий генерал-майор Рюге из соображений безопасности решили перебазироваться из Хамара в Ондальснес, где готовилась высадка союзников. Королевский конвой чудом не попал в руки врага: буквально за несколько километров от места высадки немцев короля предупредили местные ребятишки, сообщившие, что видели в небе парашюты, а на шоссе – людей в незнакомой форме.

Норвежцы бросили против парашютистов 2-й батальон 11-го пехотного полка. Несмотря на многократное превосходство в силах и наличие минометов, он действовал крайне нерешительно. Немцы шаг за шагом отступали на юг, уходя из-под ударов, а 18 апреля даже смогли получить боеприпасы и снабжение, сброшенные с воздуха. Лишь 19 апреля норвежцам, наконец, удалось окружить их в горной котловине, после чего оставшиеся в живых 34 десантника во главе с тяжелораненым Шмидтом сложили оружие.

Май: парашютисты в боях за Нарвик

Более в этой кампании немцы не высаживали воздушных десантов, хотя такие планы существовали. 30 мая Гитлер приказал направить в Северную Норвегию части 7‑й парашютно-десантной дивизии, высвободившейся после окончания боевых действий в Голландии. Теперь ее предполагалось использовать в новой операции по захвату Нарвика, оставленного 28 мая под натиском английских войск. Операция получила кодовое обозначение «Наумбург». Для ее проведения было выделено два парашютных батальона и около тысячи горных стрелков, прошедших воздушно-десантную подготовку. Однако вскоре необходимость в операции отпала в связи с уходом союзников из Нарвика (8 июня).


Транспортный «Юнкерс» сбрасывает парашютистов у Нарвика, 30 мая 1940 года
Источник – Chris McNab. Fallschirmjager. Nemecti vysadkari

Тем не менее, воздушные десантники все-таки приняли участие в боях за Нарвик – в качестве подкреплений воевавшим здесь горным егерям генерал-лейтенанта Дитля. Немецкие войска, высадившиеся в Нарвике с эсминцев еще 9 апреля, были блокированы десантом союзников и оказались в отчаянном положении. Пять тысяч солдат, громко именуемых группой войск «Нарвик», фактически попали в окружение, связь с ними поддерживалась только по воздуху. Для усиления группы Дитля было решено использовать десантников, отправляемых на транспортных «Юнкерсах» и гидросамолетах. 13 апреля один гидросамолет доставил людям Дитля боеприпасы, а три Ju.52, севшие на льду озера Гартвиг – батарею горной артиллерии.


Немецкие парашютисты в горах у Нарвика
Источник – Chris McNab. Fallschirmjager. Nemecti vysadkari

8 мая две летающие лодки, севшие в Румбакс-фьорде, доставили 36 человек подкрепления. 14 мая у Нарвика было выброшено 60 парашютистов, 15 мая – еще 22, 17 мая – еще 60. 20 мая в Румбакс-фьорд на гидросамолетах было доставлено 12 солдат и 2 офицера. 22 мая у Нарвика выбросилась с парашютами целая воздушно-десантная рота, на следующий день – рота горных егерей, специально прошедших курс парашютных тренировок. С 24 по 30 мая здесь был высажен парашютный батальон капитана Вальтера, а также доставлено еще одно горное орудие (на летающей лодке).

Итоги операции

За всю Норвежскую кампанию транспортные Ju.52 совершили 3018 вылетов, перевезли в Норвегию 29 280 человек, 1177 т горючего и 2376 т других грузов. При этом лишь малая часть людей и грузов предназначалась для выброски с парашютами. В целом, воздушно-десантные войска показали себя своеобразным «хирургическим инструментом» – эффективным, опасным, но очень хрупким и ненадежным средством. Ниша их применения на практике оказалась довольно узкой, а успех каждый раз зависел от огромного количества случайностей и решительности отдельных людей – от генерала до солдата.

Источники и литература:

  1. С. В. Патянин. Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания. М.: АСТ, 2004
  2. А. Гове. Внимание – парашютисты! М.: Издательство иностранной литературы, 1957
  3. Б. Кверри, М. Чаппел. Германские парашютисты, 1939–1945. М.: АСТ, Астрель, 2003
  4. Морской Атлас. Том III. Часть вторая. Описания к картам. ГШ ВМФ, 1966
  5. Крылья Люфтваффе. Боевые самолеты Третьего рейха. Часть первая: Арадо – Дорнье (Серия: История авиационной техники. Приложение к бюллетеню «Техническая информация», выпуск №4). М.: ЦАГИ, 1994
  6. Chris McNab. Fallschirmjager. Nemecti vysadkari. Praha: Svojtla & Co, 2003
  7. I. M. Baxter, R. Volstad. Fallschirmjuger. German Paratroopers from Glory to Defeat 1939–1945. Concord Publishing, 2001 (Concord 6505)
  8. Chris Ailsby. Hitler"s Sky Warriors. German Paratroopers in Action 1939–1945. London: Brown Partworks Ltd, 2000


Воздуш­ные силы на то время, были неотъемлемой частью армии. Приход к власти нацистов, и дальнейшие милитаристские планы. потребовали перестройку войск. Для обеспечения большей эффективности, столь динамически развивающихся, выделили в отдельный род войск. На разных этапах развития в них входили

  • семь воздушных флотов
  • противовоздушная оборона (радарные, прожекторные и зенитные батареи), самая многочисленная часть ВВС более миллиона человек
  • воздушно-десантные части Fliegerdivision
  • авиа полевые дивизии Luftwaffen Feld Division (на их долю пришлись самые большие потери, некоторые формирования были уничтожены полностью)

Считается, что Германия была изобретателем па­рашютно десантных и планерных под­разделений в . На самом деле это не так. Еще в 1931 году СССР стал обладателем воздушно-десантных войск.
Взяв за основу подразделение (Fallschirmjager) парашютно-стрелковый батальон, по своей инициативе сформировал из него в 1936 г., 7-ую авиадесантную диви­зию (Fliegerdivision). По своей организации и предназначению бывшей первой в мире структуре ВДВ.

Наземные силы люфтваффе Германии десантники

Почти все серьезные участники Второй мировой войны, так же имели в составе вооруженных сил, свои авиадесантные час­ти.
Германия, в отличие от других участников Второй мировой войны, авиадесантные час­ти подчинялись командованию ВВС. У других же стран участников войны, парашютно-десантные части находились в подчинении сухопутных войск. Что в последствии так же произошло и в Германии. Авиа-полевые дивизии, не путаем с их с парашютистами, набирались из числа добровольцев несущих службу в люфтваффе. После разгрома под Сталинградом, их переподчинили все таки вермахту.

Парашютисты отлично себя зарекомендовали при вторжении в Норвегию в 1940 г., Бельгию и Голлан­дию. Самая знаменитая и удачно проведенная операция, против крепости Эбен­-Эмаэль. Была захвачена ранним утром, планеристами (десант осуществлен с планеров) практически без сопротивления со стороны бельгийской армии.
Обратите внимание на отличие, вторым награждались десантники "СС" и подразделение "Бранденбург 800".

Знак парашютист люфтваффе слева, справа квалификационный знак парашютист Вермахта

На гребне успеха применения парашютистов в 1940-1941 гг. со­юзники Германии, взяв за образец наземные войска люфтваффе их элитную составляющую десантников. Создали свои собственные воздушно десантные подразделения.
Немецкие десантники парашютисты носили ботинки на высокой резиновой по­дошве и специальный комбинезон на молниях. В 1942г. произошла смена стрелкового вооружения па­рашютно десантных войск. Основным личным оружием стала мощная автоматическая штурмовая вин­товка FG-42.

Хорошо вооруженный отряд парашютистов

Первоначально десантные операции име­ли небольшой масшта­б. По мере наращивания численности, впервые в мировой практи­ке, в бое­вых условиях массовое десантирование произвели при захвате Крита в мае 1941 г. С этого дня был поставлен крест, на массовых десантах. Десантная операция завершилась потерей 4000 парашютистов и более 2000 ранеными. Так же во время десантной операции было потеряно 220 самолетов.
Гитлер с прямотой заявил, «день парашю­тистов прошел». Некогда бывшими элитными войсками, они начали использоваться в качестве легкой пехоты. Поэтому и не было десантов в операциях за Мальту и Кипр.

элитное наземное подраз­деление люфтваффе предположительно Италия

Другое элитное наземное подраз­деление люфтваффе - танковая ди­визия «Герман Геринг».
В 1933 году создана как полицейская часть. По ходатайству Герма­на Геринга ее передают в 1935 г в люфтваффе. Постепенно укрупняясь, к началу военной компании на Вос­точном фронте имеет штат бригады.
После разгрома в Тунисе в 1943 г. бригаду преобразовали в танковую дивизию "Герман Ге­ринг". Переведенная в Польшу в 1944 г., она выросла в октябре этого года до танкового корпуса.

Десантники люфтваффе расчет Мг 34 начало войны

Дивизия "Герман Геринг" и воздушно-десантные части Fliegerdivision, составляли элиту люфтваффе.
По задумке Геринга, когда он решил создать свою армию, на подобии "СС". Набрав из добровольцев несущих службу в других структурах люфтваффе, сформировали авиа полевые дивизии.

12 авиа полевая дивизия Россия 1943 год

Получили полный антипод элите. Плохо вооруженные, слабо организованные имевшие слабых командиров. И неудачно введенных по времени, на арену боевых действий. Попали под удар наших армий, образующих котел вокруг Сталинграда. Где практически все и были разгромлены, некоторые в течении нескольких дней. Другие соединения авиа полевых дивизий испытали мощный прессинг наших армий пытавшихся срезать Ржевский выступ, так же полностью утратили боеспособность. Как результат, самые большие потери в люфтваффе, и отправка на борьбу с партизанами.
Позднее мы разберем каждое подразделение военно воздушных сил Германии более подробно.

Германия стала одной из первых стран, в которых были созданы воздушно-десантные войска. Датой формирования первой парашютной части в вермахте считается 29 января 1936 года, когда в составе полка «Герман Геринг» был создан 1 -й пехотный парашютный батальон.

Ведущую роль в формировании воздушно-десантных войск играло командование люфтваффе (военно-воздушных сил). Развертывание крупных соединений началось в июле 1938 года, когда генерал-лейтенант Курт Штудент приступил к формированию 7-й парашютной дивизии. В связи с необходимостью тщательной подготовки личного состава формирование велось достаточно медленно и было в основном завершено к концу 1939 года. В то время 7-я парашютная дивизия включала два парашютных полка (трехбатальонного состава), зенитную и противотанковую батареи, роты связи, транспортную и медицинскую. Вторым соединением стала 22-я воздушно-десантная дивизия — бывшая пехотная дивизия сухопутных войск, подготовленная для десантирования на планерах. Концепция предусматривала тесное взаимодействие двух соединений: парашютисты захватывали плацдарм, на который затем приземлялись десантные планеры. Основу военно-транспортной авиации люфтваффе составляли надежные и вместительные трехмоторные монопланы Ju 52/3m. Они применялись как для выброски парашютистов, так и в качестве буксировщиков планеров DFS 230А.

БОЕВОЙ ДЕБЮТ

К началу Второй мировой войны боеготовыми были лишь четыре батальона парашютистов, поэтому в польской кампании они приняли лишь ограниченное участие — было высажено несколько небольших десантов с разведывательными и диверсионными целями. Настоящее боевое крещение десантники прошли в ходе операции «Везерюбунг» — вторжения в Данию и Норвегию. В частности, 9 апреля 1940 года парашютисты захватили два аэродрома и стратегически важный Вординбургский мост в Дании, а также аэродром Сола в Норвегии.

БЛИЦКРИГ НА ЗАПАДЕ

10 мая 1940 года вермахт начал активные боевые действия против Франции, Бельгии и Нидерландов. В тот же день были проведены две самостоятельные воздушно-десантные операции в Северной Бельгии и Нидерландах, в которых задействовали 6800 парашютистов. В частности, в Бельгии десантники захватили мощнейший форт Эбен-Эмазль и мосты через канал Альберта, что существенно облегчило продвижение наземных частей. Гораздо больший по численности десант высадился в Нидерландах — здесь целями для десантников 7-й и 22-й дивизий были мосты и аэродромы.

Несмотря на понесенные от зенитного огня потери, десантники в целом успешно справились с заданием.

Успехи воздушно-десантных войск в кампании на Западе стали толчком к увеличению их численности. Летом 1940 года был сформирован 11-й воздушно-десантный корпус, в состав которого вошли 7-я парашютная дивизия (развернутая до трех полков), 16-я пехотная дивизия и отдельный десантно-штурмовой полк.

КРИТ

Крупнейшей десантной операцией немецких воздушно-десантных войск стала операция «Меркурий», проведенная в период с 20 мая по 1 июня 1941 года на острове Крит. Для участия в ней выделялись 5-я горнопехотная дивизия, 7-я парашютная и отдельный десантно-штурмовой полк — всего 23 тыс. человек, из них 10 тыс. высаживалось с парашютами и на планерах. В этой операции впервые применили безоткатные орудия, специально разработанные для десантников. Операция «Меркурий» достигла успеха — остров был захвачен.

Но победа оказалась пирровой — десантники и военно-транспортная авиация понесли значительные потери. Это стало причиной отказа немецкого военно-политического руководства от проведения крупных воздушно-десантных операций в последующие годы. С другой стороны, успех Критской операции оживил интерес к воздушно-десантным войскам в Великобритании и США, где ранее отношение к ним было пренебрежительным.

«ЗЕЛЕНЫЕ ДЬЯВОЛЫ»

В ходе войны немцы сформировали 14 парашютных дивизий, три командования корпусов и даже штаб 1-й парашютной армии, а также несколько отдельных бригад, боевых групп и одну импровизированную дивизию смешанного состава, созданную в Северной Африке. Однако в большинстве своем они были обычными общевойсковыми соединениями, не обученными десантированию с воздуха. После Крита немецкие воздушно-десантные войска применялись главным образом как элитная легкая пехота — и в этом качестве десантники сражались умело, мужественно и самоотверженно, заслужив у противника уважительное прозвище «зеленые дьяволы».

Помимо люфтваффе своя парашютная часть, хотя и небольшая, имелась в войсках СС — 500-й парашютный батальон, сформированный осенью 1943 года. Он включал пять рот — штабную, три парашютные и тяжелого оружия. Численность личного состава 500-го батальона достигала 1 тыс. человек.

15893

История ВДВ. Германия.

Изучая историю элитных частей стран Европы, невольно замечаешь, что одними из первых вооруженных сил (если не считать СССР), где были созданы воздушно-десантные соединения, были вооруженные силы фашисткой Германии.

Появление и формирование ВДВ Германии

Заложенные в воздушно-десантных войсках возможности как нельзя лучше подходили для концепции блицкрига: проведение молниеносных глубоких наступательных операций с прорывом в глубину расположения противника мощных танковых клиньев. Прокладывать для них дорогу в соответствии с этой доктриной и были призваны воздушно-десантные войска. В их задачу входило быстрое овладение стратегическими объектами - мостами, по которым должны пройти колонны танков и мотопехоты, укрепленными районами, узлами связи и т.д.

Первое подразделение воздушно-десантных сил Германии возникло 26 апреля 1936 года, когда в городке Стендаль была создана парашютная школа. Выпускники ее стали основой для 1-го парашютно-десантного батальона Люфтваффе. В вермахте в тот же период была сформирована парашютно-десантная рота, которая с ноября 1938 года стала 2 парашютно-десантным батальоном, перейдя также в подчинение Люфтваффе. К 1939 году батальоны были развернуты в полки и сведены в 7 воздушно-десантную дивизию. Однако в то время немецкая военная мысль еще не определилась до конца с концепцией применения парашютистов. Штабисты Люфтваффе хотели их использовать для захвата аэродромов противника в начале войны, а также для диверсий. Армейское командование полагало, что ВДВ надо использовать и как обычную пехоту. С этой целью их надо высаживать в тылу врага крупными соединениями для атаки вражеских укреплений с тыла. В целом возобладали обе точки зрения, что и послужило причиной для двухсторонней подготовки.

Парашютисты Германии проходили серьёзную и достаточно разностороннюю подготовку. Только после совершения шести прыжков десантнику выдавался нагрудный знак, символизирующий принадлежность к элите германской армии - парашютно-десантным подразделениям.

Значок парашютиста, введенный с ноября 1936 г.

Общеспортивная и военная подготовка тоже носили чрезвычайно жесткий характер. На первых порах и солдаты и офицеры готовились вместе, по идентичным нормативам, а впоследствии занятия для офицеров значительно усложнились. Большое внимание уделялось выработке инициативы у личного рядового состава, так как не исключался полный выход из строя в бою всех офицеров и унтер-офицеров. В этих условиях рядовой должен был активно действовать по собственному усмотрению.

Тяжелая физическая и стрелковая подготовка, несовершенство парашютной системы, многочисленные травмы при посадке и даже случаи смерти, в результате нераскрытия парашюта, способствовали созданию неофициальных отношений между офицерами и солдатами, особой атмосферы принадлежности к специальным частям и укреплению морали вообще.

Средства десантирования.

Hемецкие десантники прыгали с парашютами RZ 1, весьма простыми по своей конструкции. В начале 1940 года на вооружение ВДВ была принята усовершенствованная модель RZ 16. Причиной стали постоянные сообщения о опасных раскачиваниях в воздухе и переодически происходящих неполадках при раскрытии, весьма часто приводящих к трагедии. RZ16 получил широкое распространение, а последним массовым парашютом стал выпущенный в 1941 году RZ20. Главным недостатком парашютов системы RZ была их подвесная система, не позволяющая управлять куполом путем подтягивания свободных концов подвесной системы, как в общепринятой до настоящего времени “ирвиновской” схеме где подтягивание одной из четырех групп строп вызывает изменение обтекания соответствующей стороны купола потоком воздуха и понуждает парашют к совершению маневра. Немецкие же парашютисты были начисто лишены возможности совершать любые маневры - покинув самолет, они становились покорной игрушкой ветров, не будучи в состоянии контролировать ни место приземления, ни его скорость, ни положение, в котором они при этом окажутся.

Отсутствие возможности управлять скоростью приземления особенно остро ощущается в момент посадки. Чтобы хоть как-то снизить уровень риска, парашютистов обучали приземлению в положении “наклон вперед”: в последние секунды перед касанием земли десантник мог попытаться развернуться по ветру, совершая руками и ногами судорожные “плывущие” движения. После этого он оказывался перед необходимостью совершить посадку с падением на бок и быстрым перекатом вперед. Этим, кстати, объясняется наличие в снаряжении немецких ВДВ массивных щитков-амортизаторов на коленях и локтях, совершенно неизвестных десантникам союзных армий. Наконец, последним неприятным фактором, присущим немецкой подвесной системе, было отсутствие у десантника возможности быстро освободиться от ее лямок после приземления. Крайне затрудненным было и гашение купола после приземления - стропы начинались на довольно большом расстоянии от спины десантника и дотянуться до них руками было весьма сложно. При сильном ветре парашютиста за это время запросто могло втащить в водоем или ударить о какой-нибудь камень.

Преимуществом парашютов RZ было принудительное открытие вытяжным фалом, что обеспечивало точность момента раскрытия парашюта и снижало высоту выброски, и, что было важно, уменьшало площадку приземления, так как оружие, снаряжение и боеприпасы десантировалось отдельно, в грузовых контейнерах.

Кроме парашютов, основным средством доставки десанта стал планер DPS 230A. Планер, летящий на бреющем полете, в полной тишине, без шума моторов, гарантировал достижение внезапности. Пилотировал DFS один летчик, 8 - 9 человек десанта размещались на узких лавках поперек кабины. Для защиты от истребителей и прикрытия высадки на земле планеры оснащались пулеметом MG 15. К цели десантные планеры доставлялись на буксире самолетов Ju 52, после чего происходила их отцепка и свободное планирование к месту посадки. При этом для гашения посадочной скорости в непосредственной близости от земли выпускался тормозной парашют.


Немецкий десантник и планер DPS 230A

В ходе войны ВВС сочли целесообразным заменить DPS 230A на более совершенную модель. Им стал Go 242. Он нес на борту 21 парашютиста, также снабжался тормозным парашютом. Для защиты имелись 4 MG 15, кроме того, десантники могли стрелять из личного оружия через окна в грузовой кабине. Эту модель использовали с 1942 года до конца войны.

Основным военно-транспортным самолетом немецкого десанта являлся Юнкерс 52, разработанный 1931 г. Десантный вариант и нес на борту 14 человек, а помимо них – 37-мм пушку или мотоцикл под фюзеляжем. Все машины снабжались устройством для буксировки планеров. Оборонительное вооружение состояло из 3 MG15. Самолет находился в серии до 1944 года, всего было выпущено 3900 Ju52 различных модификаций.

Схема прыжка германского парашютиста.

Во время перелета в Ю-52, парашютисты сидели внутри грузовой кабины лицом друг к другу. При подлете к району десантирования выпускающий давал приказ встать и выстроиться в линию, вдоль фюзеляжа. После соответствующего приказа, парашютисты зацепляли крючья карабина к продольной балке. Подойдя к двери, парашютист широко расставлял ноги, обеими руками брался за поручни по обеим сторонам от двери и резко выбрасывался головой вниз (этот маневр довольно долго отрабатывался на тренировке).

В случае принятия неправильного положения десантник рисковал запутаться в стропах раскрывающегося парашюта и погасить купол, а так же сломать шею при раскрытии, так как оно было очень жестким.

Когда вытяжной фал разматывался на всю длину, вес солдата и импульс, созданный движением самолета заставляли его резко вырвать содержимое ранца, раскрывая парашют Все это время боец летел к земле вниз головой и только расправившиеся стропы резко «выдергивали» его в нормальное положение, что сопровождалось довольно чувствительным рывком.

Однако неприятные ощущения с лихвой компенсировались малым временем раскрытия парашюта, что позволяло немцам прыгать с меньшей высоты, чем это могли себе позволить их коллеги из Англии. В случае, когда парашютист попадал под огонь с земли, беспомощно болтаясь под куполом, это играло неоценимую роль.


В германских ВДВ нормальной высотой считался промежуток между 110 и 120 метрами . Но на Крите, в условиях сильного противодействия ПВО противника, парашютисты выбрасывались и с высоты 75 метров . В этом случае купол эффективно тормозил падение парашютиста не более чем в 35 метрах от земли.

После приземления десантник не мог сразу освободится от лямок парашюта: ему надо было отстегнуть 4 довольно неудобные пряжки. Довольно затруднительным было и гашение купола после посадки: стропы находились за спиной десантника. Пока он до них пытался дотянуться, мог подуть ветер и утащить его в сторону. Недаром в тренировке немецких парашютистов присутствовал такой прием, как гашение купола товарища с помощью броска своего тела на его купол.

Однако и на этом все проблемы парашютистов не заканчивались. Десантировались парашютисты только с личным оружием - пистолетом Раrabellum P08, это было связано с неудачной конструкцией парашюта и подвесной системы. Все их снаряжение: оружие, гранаты, боеприпасы, рации и аптечки находились в специальных десантных контейнерах , окрашенных в белый цвет с красной полосой. Контейнеры сбрасывали одновременно с личным составом. После посадки боец должен был как можно быстрее найти первый попавшийся контейнер, раскрыть его и вооружиться. Зачастую парашютисты были вынуждены с пистолетами в руках пробиваться через позиции противника к сброшенным контейнерам с оружием, поэтому без преувеличения, быстрое обнаружение контейнера было вопросом жизни и смерти.

Оружие десанта

Помимо пистолета солдаты первых парашютных частей имели на вооружении винтовку Gew 33/40 чешского производства. Десантный вариант предусматривал наличие складного деревянного приклада. Винтовка оснащалась штыком.

В 1938 году специально для десантников на вооружение поступил пистолет-пулемет МР-38. Оружие сделано с учетом необходимости его компактности и облегчения. Этот образец стал настолько удачным, что сразу же был принят на вооружении вермахта, став его своеобразным символом. Насыщенность ВДВ этим оружием была очень высока - если во время Критской операции 1941 г. им был вооружен каждый четвертый десантник, то впоследствии их имели все парашютисты.

Ввиду невозможности применения на больших расстояниях и слабости пистолетного патрона была разработана специальная автоматическая винтовка - под винтовочный патрон 7.92 мм - FG42. Она поставлялась только в десантные части. В сущности FG42 представляла собой легкий ручной пулемет.


Парашютная винтовка FG42

Для усиления огневой мощи на вооружении были ручные и станковые пулеметы - MG34. Этот пулемет считается лучшим за всю Вторую мировую войну.

Аиболее впечатляющим триумфом немецких парашютистов стало вторжение в Бельгию в мае 1940 года. Причем в тот момент ни французы, ни англичане, ни американцы воздушно-десантных частей в составе своих вооруженных сил вообще не имели. Когда же восемьдесят пять немецких десантников, высадившись на планерах, захватили неприступный форт Эбен-Эмаель (в течении считанных минут были уничтожены 7 казематов и 13 орудий, в том числе все 120 мм ), о новом роде войск заговорили в мире. Это стало посылом к созданию воздушно-десантных частей Великобритании и Соединенных Штатов. Франция к тому времени капитулировала.

Таким образом, первое применение ВДВ в войне против стран Запада увенчалось полным успехом, достигнутым ценой небольших потерь. Мощная поддержка со стороны парашютистов стала основным фактором успеха блицкрига. Главный вывод из этой кампании - фактором успеха был своевременный подход главных сил на помощь к высаженным частям. Транспортная авиация потеряла 150 самолетов, что уже тогда заставило задуматься о возможности высадки в условиях противодействия неподавленной вражеской ПВО.

После оглушительного успеха в Бельгии и Нидерландах летом 1940 года для вторжения в Англию был официально сформирован XI авиационный корпус (Fliegerkorps XI), объединивший обе десантные дивизии. Впоследствии вторжение отменили, а войска вновь созданного корпуса направили на Средиземноморье, где приняли участие в боях против Греции (апрель 1941 года).

Последней крупной операцией немецких парашютистов была высадка на Крит, где было высажено более 8000 человек. Победа досталась немцам дорогой ценой: 3800 убитых, кроме них 3400 раненых. Из 520 Ю-52 в строю осталось 185.

В одном из своих разговоров с офицерами Гитлер сказал: «Крит показал, что дни парашютистов закончились». В результате элитные войска оказались не у дел и вплоть до конца войны сражались в качестве отборной пехоты. В новом для себя качестве десантники сражались по-прежнему исключительно стойко, заслужив уважительное прозвище “зеленых дьяволов”, которым их наградили англо-американцы.