Попрыгунья краткое содержание по главам. Скандальная история «Попрыгуньи

Рассказ «Попрыгунья» был написан Чеховым в 1892 году. Главная героиня – Ольга Ивановна выходит замуж за Осипа Степановича Дымова. На самой свадьбе Ольга Ивановна ведет себя немножко странно: она как будто оправдывается за свой выбор мужа перед гостями. Дело в том, что она выходит замуж за (как ей кажется) человека серого, ничем не примечательного. Осип Степаныч был врачом и еще имел чин титулярного советника. Вел он спокойную, размеренную жизнь. Тогда как все друзья героини были не совсем обыкновенные люди: знаменитости и подающие большие надежды в творчестве. Ольга Ивановна постоянно вращалась в кругах творческих людей. Причем, одни знаменитости сменялись другими, стоило кому-нибудь прославиться хоть немножко, чтобы о нем только начали говорить, как Ольга Ивановна была тут как тут: сразу же находила повод познакомится, сразу же приглашала в гости. Сама Ольга Ивановна занималась всем по не многу: пела, аккомпанировала, читала стихи, писала этюды. Ее знаменитые знакомые отмечали творческие способности, говорили ей, что если бы она занялась чем-то серьезно, не ленилась, то из нее бы тоже был толк.

Осип Степанович всю жизнь занимался медициной и естественными науками, его не интересовало искусство. Муж ни в чем не перечил жене, по средам у не были вечеринки, на которых он прислуживал гостям жены. Гости, глядя на него, думали: «Славный малый!» , и тут же забывали о нем, так ка он для них был неинтересен. Но такой образ жизни устраивал обоих супругов и их семейная жизнь поначалу была счастливой.

В поездке на Волгу у Ольги Ивановны случился роман с молодым художником Рябовским. Но вскоре художник охладел к ней. Женщина же сама умоляла его о любви. Муж вскоре стал догадываться об измене жены, но при этом ни словом ее не упрекнул. Вскоре всем своим знакомым Ольга Ивановна говорила о Дымове: - Этот человек гнетет меня своим великодушием!

Однажды Осип Степанович сильно заболел. Возле больного круглосуточно дежурили, сменяя друг друга, доктора. Друг Дымова – Коростылев был при нем постоянно, только жена, боясь заразиться, не заходила к нему в комнату. Уже перед самой смертью Осипа Степановича, понимая, что друг умирает, Коростылев в отчаянии рассказывает, каким же на самом деле был Дымов, что он подавал большие надежды в науке, был одаренным ученым, прекрасным доктором и добрым, чистым человеком. И Ольга Ивановна вспомнила, как к нему относился ее покойный отец и все его товарищи – доктора, поняла, что все они видели в нем будущую знаменитость, а она – прозевала!

Казалось бы, горе, пережитое героиней, должно было убедить ее в том, как она была не права, когда делила людей на знаменитых и не знаменитых. Но на самом деле она оплакивала не потерю любящего и верного мужа, а будущую знаменитость, не замеченную ею. «Прозевала! Прозевала!» , - лучший показатель, что ее горе не подлинное, что она по-прежнему ценит в людях их внешнее положение и степень их знаменитости.

А. П. Чехов в своем произведении, помогая читателю лучше представить происходящее, использует следующие художественные методы : сравнения и красноречивые эпитеты. Например, о Рябовском - «жизнь его похожа на жизнь птицы» , а об умирающем Дымове – «молчаливое существо» , а Коростылев «смотрел на жену своего друга, как будто она и есть настоящая злодейка» . Особый подтекст спрятан и в самом названии «Попрыгунья». Само слово уже указывает на неумение сосредоточиться на чем-то одном и на легкомыслии героини. К тому же слово «Попрыгунья» каждому образованному человеку напоминает басню И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», в которой прямо осуждается праздность и ветреность.

«Попрыгунья» - одно из произведений А. П. Чехова, в котором он продолжает исследовать женскую душу и непредсказуемый женский характер. Его героиня, Ольга Ивановна, эгоистичная, лживая, подлая. Но в тоже время она не корыстолюбивая, иногда бывают моменты, когда она переживает из-за своей измены. Она поверхностна, не умеет выделить важное от второстепенного, чем и вызывает жалость и по отношению к себе и по отношению к окружающим ее людям. Ведь она ценит людей не за их человеческие качества, а только за их достижения. Писатель не делает никаких прямых заключений и выводов в конце рассказа, он предоставляет возможность читателю задуматься о прочитанном и сделать выводы каждому для себя.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

Главная героиня рассказа – Попрыгунья, то есть Ольга Дымова, которая обожает людей искусства. Она сама «немного талантлива», зато, во всех сферах, и она стыдится своего любящего мужа, хотя он и зарабатывает на двух работах, исполняет любой её каприз. Осип Дымов – талантливый врач, но не может посветить себя работе из-за жены, которая ещё и стала изменять ему с одним «перспективным» художником. Романтическое приключение с этим талантливым пейзажистом заходит в тупик – задыхается в скуке, а муж, страдая, получает повышение и перспективы. Однако жена слишком поглощена своими проблемами, чтобы даже порадоваться вместе с Осипом. И вот муж ее погибает, заразившись от больного ребенка, которого врач и не обязан был спасать. Потеряв мужа – действительно талантливого человека, Ольга плачет, кается, винит себя не только в его смерти, но и в его жизни – полной из-за нее страданий, но уже слишком поздно.

Чему учит рассказ Чехова Попрыгунья

В этом рассказе речь идёт о жене, которая не обращала особого внимания на мужа – талантливого врача, использовала его, унижала… Из-за ее капризов, обманов и даже измен он надорвался на работе и умер, а она пожалела, что погубила талантливого человека ради своей тщеславной глупости.

Читать краткое содержание Чехов Попрыгунья

У Ольги Дымовой часто гости. И все они – люди искусства, хотя и местного «масштаба». Все эти художники, актеры и подобные им рады обществу щедрой Ольги, все признают за ней таланты практически во всех областях искусства. А вот за мужем её не могут разглядеть хоть какого-либо потенциала. Жене приходится даже извиняться за слишком скучного Осипа, ведь он «просто» врач. Конечно, ему приходится зарабатывать на ее развлечения и наряды на двух работах, привозить продукты – заниматься обедом, ведь Оле не до таких мелочей, ему без сна нужно иногда возвращаться в город с дачи за её платьями и шляпками. Но он слишком любит супругу, всё ей прощает.

Она всё меньше обращает внимания на этого покорного человека: то важная встреча у неё, то приглашение на свадьбу. И тем более, что в её обществе есть такой интересный мужчина – художник Рябовский. Талантливый блондин признался Ольге в любви… И она не смогла устоять. Ведь он так талантлив! Впрочем, как человек искусства, Рябовский склонен к переменам настроения (считает себя то гением, то бездарностью), смене чувств (быстро охладевает к Ольге, находит следующую).

Дымова мучается ревностью к любовнику, чувствует себя несчастной и отвергнутой. Муж не может не заметит этого, он понимает всё, но оправдывает жену. Стараясь отвлечься, он работает ещё больше. Он уже защитил диссертацию, и скоро ему могут предложить приват-доцентуру. Но жена не понимает его гордости, не разделяет ее, для Ольги её проблемы (она застала у любовника другую женщину) намного важней. Муж не получил и малейшего отклика, поэтому, стараясь забыться, бросился в опасную работу – он спасает инфекционных больных. Сам Осип заражается, и уже для него нет надежды. Друзья его сокрушаются – наука теряет выдающегося ученого. Только в последний момент Ольга Дымова понимает, как ошибалась. Но поздно.

Картинка или рисунок Попрыгунья

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Одоевский Бедный Гнедко

    Рассказ Владимира Одоевского «Бедный Гнедко» начинается с того, что на центральной набережной, где протекает рядом река Нева, пробегает лошадка с бричкой. Главным наблюдателем этой сцены является автор

  • Краткое содержание Булгаков Мастер и Маргарита кратко и по главам

    Патриаршие пруды в Москве. В это время там спорят поэт Бездомный и Михаил Берлиоз о том, существует ли Иисус Христос. И вдруг в их разговор вмешивается незнакомец, который утверждает, что знает

  • Краткое содержание Астафьев Веселый солдат

    Данный роман очень особенное произведение о войне. Ведь именно в этом произведении показывает войну с какой-то другой стороны. Роман состоит из двух часть первая, из которых называет «Солдат лечится».

  • Краткое содержание Люди, которые играют в игры Берна

    В книге рассматриваются взаимоотношения людей в случаях, когда под внешне приемлемыми и социально одобряемыми формами скрывается манипуляция и стремление добиться психологических выгод.

  • Краткое содержание Паустовский Желтый свет

    Под желтым светом в очерке Паустовского подразумеваются осенние листья, от которых исходит солнечное сияние. Автор с особым чувством повествует о таинстве, происходящем осенью в природе

Молодая красавица Ольга Ивановна любила дружить с людьми искусства – артистами, чтецами, певцами, художниками. Ольга старалась окружать себя избранными натурами. Все её близкие знакомые были знамениты или подавали блестящие надежды. И сама Ольга Ивановна пробовала себя едва ли не во всех искусствах.

Но её муж, врач Дымов, сильно отличался от друзей своей супруги. Он ещё только начинал медицинскую карьеру и зарабатывал пока немного. Понимая, что муж – белая ворона в её кругу, Ольга сама объясняла знакомым, почему она вышла за этого простого, очень обыкновенного человека. Её отец служил вместе с Дымовым в одной больнице. Когда отец заболел, Дымов днями и ночами дежурил около его постели, проявив много самопожертвования и искреннего участия. После смерти отца он сделал Ольге предложение.

Чехов «Попрыгунья», глава II – краткое содержание

После замужества Ольга Ивановна не изменила привычного образа жизни. По утрам она играла на рояле и рисовала этюды, затем ездила к портнихе, на выставки и к знакомым знаменитостям. Ни в чем ее талантливость не сказывалась так ярко, как в ее уменье быстро и коротко сходиться с известными людьми.

Дымов не понимал музыки и живописи, не имея на них и времени. Всю жизнь он увлечённо занимался естественными науками и медициной.

Примерно раз в неделю Ольга устраивала у них в доме «художественные» вечеринки, где каждый демонстрировал другим свой талант. Дымов обычно не показывался среди гостей до половины двенадцатого, но в этот час выходил ко всем из дверей в столовую и приглашал пройти закусить.

Ольга нетерпеливо ждала весны и лета, когда её жизнь должны были сделать ещё более яркой поездки с друзьями на загородную дачу, прогулки там, рыбная ловля, общие маленькие праздники и соловьи.

Чехов «Попрыгунья», глава III – краткое содержание

Работяга Дымов не мог постоянно участвовать в этих загородных увеселениях. Но после двух недель разлуки с женой он приехал к ней на дачу, купив по дороге вкусной еды: икры, сыра и белорыбицы. На даче он увидел трёх незнакомых мужчин, а Ольга пришла не сразу, а, придя, тут же отослала мужа домой. Намечалась свадьба местного телеграфиста, а Ольге было не в чем пойти в церковь. Она поручила Дымову привезти ей платье, цветы и перчатки. Доктор хотел ехать завтра, но супруга торопила его – чтобы успеть к торжеству, надо было отправляться сегодня! Привезённый Дымовым свёрток с деликатесами съели те трое гостей-мужчин.

Чехов «Попрыгунья», глава IV – краткое содержание

Вскоре Ольга поплыла с друзьями на путешествие пароходом по Волге. Величественные виды природы ещё сильнее возбудили в ней жажду стать великой художницей, добиться громкой славы и иметь рядом с собой такого же выдающегося мужчину. Таким мужчиной ей стал казаться знакомый художник Рябовский.

Рябовский как раз начал соблазнять Ольгу. «А Дымов?» – спросила она у него. «Какое мне дело до Дымова?» – ответил Рябовский. Ольга решила, что для Дымова, простого и обыкновенного человека, достаточно и того счастья, которое он уже от неё получил – и уступила соблазну.

Чехов «Попрыгунья», глава V – краткое содержание

В начале сентября летний сезон подошёл к концу. Ольга Ивановна провела его очень весело. Любящий Дымов, хотя и был небогат, покорно слал жене немалые суммы, которые она у него просила в письмах. Однако Рябовский стал хандрить. Ольга догадалась, что уже надоела ему.

Она сама предложила любовнику на время расстаться и уехала от своей компании раньше конца сезона. Увидев дома обрадованного ей Дымова, Ольга ощутила, что скрывать от него измену подло и отвратительно, но всё же ничего ему не сказала.

Чехов «Попрыгунья», глава VI – краткое содержание

Чуть позже Дымов понял, что Ольга его обманывает. Он не укорял её, но был сильно расстроен, и чтобы меньше оставаться наедине с женой, стал водить к себе на обеды своего застенчивого товарища, врача Коростелева. Коростелёв умел играть на рояле. Дымов просил его исполнять что-нибудь печальное.

Рябовский всё больше чуждался Ольги. Однако ходил слух, что он готовит к выставке весьма талантливую работу. Из тщеславия Ольга не могла окончательно порвать с Рябовским и старалась удержать его около себя. Сознавая, что муж догадывается обо всём, она говорила о нём любовнику: «Этот человек гнетет меня своим великодушием!»

Преданный своей медицине Дымов тем временем защитил диссертацию и ждал приват-доцентуры. Ольга даже не понимала, что это такое.

Чехов «Попрыгунья», глава VII – краткое содержание

Придя однажды к Рябовскому, Ольга заметила, что в глубине его мастерской от неё спряталась другая женщина. Ольга ушла, не попрощавшись. Она решилась на разрыв и, вернувшись домой, села сочинять любовнику прощальное письмо в холодно-презрительном тоне.

Как раз в это время Дымов сообщил ей через дверь своего кабинета, что заразился в своей больнице дифтеритом. Он просил жену не входить к нему во избежание и её болезни. Ольге в первый раз за много времени стало до боли жаль его.

Чехов «Попрыгунья», глава VIII – краткое содержание

Врачи-товарищи Дымова стали приходить дежурить у его постели. От них Ольга узнала: её муж заразился, высасывая у одного мальчика через трубочку дифтеритные палочки, и форма его болезни тяжёлая.

До Ольги вдруг дошло: не один дифтерит, но и она сама будет виновата в возможной смерти мужа. Её проникло ощущение, что она из пустой прихоти, из баловства, вся, с руками и с ногами, вымазалась во что-то грязное, липкое, от чего никогда не отмоешься…

Спустя несколько дней Коростелёв пришёл к Ольге и сказал, что её муж умирает. Всегда тихий, он теперь, ломая руки, говорил о Дымове: «Это был необыкновенный человек! Какие надежды он подавал! Это был бы такой ученый, какого теперь с огнем не найдешь. Добрая, чистая, любящая душа! Работал, как вол, день и ночь, никто его не щадил. Будущий профессор, он должен был искать себе практику и по ночам заниматься переводами, чтобы платить вот за эти… подлые тряпки!» – тут Коростелёв с озлоблением рванул простыню, на которой сидела Ольга.

Ольгу неожиданно осенило: именно Дымов и был самый необыкновенный и редкий человек из всех, кого она знала. Ощутив, как к нему относятся его коллеги-врачи, она поняла: все они видели в нем будущую знаменитость. Стены комнаты, потолок, лампа как будто насмешливо подмигивали Ольге: «Прозевала! прозевала!»

Она бросилась к кровати мужа и хотела объяснить ему, что то была ошибка, что не все еще потеряно, что жизнь еще может быть прекрасной и счастливой, что она будет всю жизнь благоговеть перед ним. Но Дымов лежал перед ней неподвижно с мёртвым лицом и полуоткрытыми глазами…

На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст рассказа «Попрыгунья» . Смотрите также обобщающую статью Чехов, рассказы – краткое содержание . Краткие содержания других произведений А. П. Чехова - см. ниже в блоке «Ещё по теме...»

Герои рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья»

ПЕРЕЧИТАЕМ ЗАНОВО

Надежда НИКОЛАЕВА

Мы публикуем два самостоятельных исследования на очень близкую тему. Интересно сравнить те грани, которыми она поворачивается у разных филологов.

Герои рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья»

В рассказе «Попрыгунья» героев можно разделить на две группы. Одна - Ольга Ивановна, “её друзья и добрые знакомые”. Другая - Дымов, Коростелёв и их коллеги-врачи. Эти два общества одновременно похожи и не похожи. Схожи они в своём стремлении к известности и успеху. Ольга Ивановна мечтает достичь этого в сфере искусства: “Безотчётная радость, наполнявшая её душу, говорила ей, что из неё выйдет великая художница и что где-то там за далью, за лунной ночью, в бесконечном пространстве ожидают её успех, слава, любовь народа...” Та же радость наполняет Дымова, когда он говорит о своём научном будущем: “Ого! - повторил он. - Знаешь, очень возможно, что мне предложат приват-доцентуру по общей патологии. Этим пахнет”.

Оба главных героя похожи и в том, как они безотчётно и целиком отдаются своему делу. Дымов забывает обо всём другом, кроме работы, когда делает вскрытия: “Я увлекаюсь, мама, и становлюсь рассеянным”. Ольга Ивановна поглощена знакомством со знаменитостями: “Она боготворила знаменитых людей, гордилась ими и каждую ночь видела их во сне. Она жаждала их и никак не могла утолить своей жажды”.

Коростелёв так же ценит в людях их необыкновенность: “Какая потеря для науки! - сказал он с горечью. - Это, если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный человек!”

И в то же время два общества противоположны друг другу в своём отношении к действительности. Врачи в восприятии мира опираются на разум. Дымов очень логичен в своих суждениях и действиях. Он не чувствует искусства, для его ума оно не существует, но он судит о нём по примерам других людей: “Если одни умные люди посвящают им (пейзажам и операм - Н.Н. ) всю свою жизнь, а другие умные люди платят за них громадные деньги, то, значит, они нужны”. Или Дымов не пьёт чая потому, что запланировал поесть с женой и не хочет портить себе аппетит. Даже в моменты сильного душевного переживания Дымов не перестаёт мыслить: “После обеда Коростелёв садился за рояль, а Дымов вздыхал и говорил ему: «Эх, брат! Ну, да что! Сыграй-ка что-нибудь печальное». Подняв плечи и широко расставив пальцы, Коростелёв брал несколько аккордов и начинал петь тенором «Укажи мне такую обитель, где бы русский мужик не стонал...», а Дымов ещё раз вздыхал, подпирал голову кулаком и задумывался ”.

Ольга Ивановна с “друзьями и добрыми знакомыми” воспринимают мир эмоционально, без тени мысли. Так, художник из окружения Ольги Ивановны на тихую лунную ночь реагирует следующим образом: “Рябовский говорил ей, что чёрные тени на воде - не тени, а сон, что в виду этой колдовской воды с фантастическим блеском, в виду бездонного неба и грустных, задумчивых берегов, говорящих о суете нашей жизни и о существовании чего-то высшего, вечного, блаженного хорошо бы забыться, умереть, стать воспоминанием”. Сама Ольга Ивановна, рассказывая о свадьбе мужу, говорит не о реальном событии, а о своём его восприятии и интерпретации: “Представь, после обедни венчанье, потом из церкви все пешком до квартиры невесты... понимаешь, роща, пение птиц, солнечные пятна на траве и все мы разноцветными пятнами на ярко-зелёном фоне - преоригинально, во вкусе французских экспрессионистов”.

Дымов и его коллеги живут в реальном причинно-следственном мире. Ольга Ивановна и её компания витают в облаках и во многом живут иллюзиями. Несмотря на то, что эти две группы людей живут по одной схеме и стремятся к сходным целям, общения и взаимопонимания между ними не происходит.

Связующим началом между обществами могла бы стать Ольга Ивановна. Как часто в рассказах Чехова молодая (иногда и немолодая) женщина прорывает пелену непонимания своим сочувствием или любовью («О любви», «Цветы запоздалые», «Студент», «Дом с мезонином», «Душечка» и другие). Но Ольга Ивановна не любит мужа. Она играет в любовь, в семью. Так про отношение к Дымову, своему избраннику, она говорит в духе романов, а не реальной человеческой психологии: “Ну, после смерти отца он иногда бывал у меня, встречался на улице и в один прекрасный вечер вдруг - бац! - сделал предложение... Как снег на голову... Я всю ночь проплакала и сама влюбилась адски”. Обстановка квартиры молодожёнов напоминает театральные декорации, в которых можно играть роль жены: “Ольга Ивановна в гостиной увешала все стены сплошь своими и чужими этюдами в рамах и без рам, а около рояля и мебели устроила красивую тесноту из китайских зонтов, мольбертов, разноцветных тряпочек, кинжалов, бюстиков, фотографий... В столовой она оклеила стены лубочными картинами, повесила лапти и серпы, поставила в углу косу и грабли, и получилась столовая в русском вкусе...” Разговаривает Ольга Ивановна с мужем пафосно и как-то ненатурально: “Дай я пожму твою честную руку!”, “Ты будешь моим спасителем. Ты один только можешь спасти меня!” По сути, будь на месте Дымова “Сидоров или Тарасов”, ничего бы не изменилось. Подводя итог отношению Ольги Ивановны к мужу, хочу привести её ощущения: “Что Дымов? почему Дымов? какое ей дело до Дымова? Да существует ли он в природе и не сон ли он только?” Так героиня воспринимает живого мужа.

Сознание Ольги Ивановны подчинено воображению и эмоциям. Иллюзорное для неё реальнее действительности. “Всё, что он (Рябовский) создал до сих пор, прекрасно, ново и необыкновенно, а то, что создаст он со временем, когда с возмужалостью окрепнет его редкий талант, будет поразительно, неизмеримо высоко, и это видно по его лицу, по манере выражаться и по его отношению к природе”. (Но вовсе не по его картинам.) Ольга Ивановна мыслит образами и эмоциональными категориями: “Ей чудилось, что вся квартира от полу до потолка занята громадным куском железа и что стоит только вынести вон железо, как всем станет весело и легко. Очнувшись, она вспомнила, что это не железо, а болезнь Дымова”.

Таким же образом, через эмоциональное восприятие, Ольга Ивановна обретает мужа. Её воображение постепенно наделяет его всем присущим человеку. Первый этап воплощения - это акт наименования: “Его имя Осип не нравилось ей, потому что напоминало гоголевского Осипа и каламбур: «Осип охрип, а Архип осип». Теперь же она вскрикнула: «Осип, этого не может быть!»” Второй этап очеловечивания Дымова - наделение его “плотию и кровию”: “Молчаливое, безропотное, непонятное существо, обезличенное своей кротостью, бесхарактерное, слабое от излишней доброты, глухо страдало где-то там у себя на диване и не жаловалось”. Третий этап - рождение Дымова как полноценной личности в сознании Ольги Ивановны: она “быстро ощупала его грудь, лоб и руки. Грудь ещё была тёплой, но лоб и руки были неприятно холодны. И полуоткрытые глаза смотрели не на Ольгу Ивановну, а на одеяло.

Дымов! - позвала она громко. - Дымов!

Она хотела объяснить ему, что то была ошибка, что не всё ещё потеряно, что жизнь ещё может быть прекрасной и счастливой, что он редкий, необыкновенный, великий человек и что она всю жизнь будет благоговеть перед ним, молиться и испытывать священный страх...

Дымов! - звала она его, трепля его за плечо и не веря тому, что он уже никогда не проснётся. - Дымов, Дымов же!”

Но даже в этот момент Ольга Ивановна не начинает любить мужа по-человечески. Ей лишь становится очевидным его редкость и потенциальная знаменитость. И она досадует на себя за свою невнимательность. Вот и всё. “И вспомнив, как к нему относились её покойный отец и все товарищи-врачи, она поняла, что все они видели в нём будущую знаменитость. Стены, потолок, лампа, и ковёр на полу замигали ей насмешливо, как бы желая сказать: «Прозевала! прозевала!»”

Со смертью Дымова угасла надежда объединения двух групп героев, разделённых невидимой, но прочной стеной непонимания.

Рассказ «Попрыгунья» Чехов написал в 1891 году. В произведении автор затрагивает вопросы ценности и смысла человеческой жизни, размышляет о нравственности русской интеллигенции.

Главные герои

Ольга Ивановна – творческая особа, жена Дымова, 22-ух лет.

Осип Степаныч Дымов – талантливый врач, муж Ольги Ивановны, 31 год.

Другие персонажи

Рябовский – художник, «жанрист, анималист и пейзажист» 25-ти лет.

Коростелев – врач, приятель Дымова.

Глава I

«На свадьбе у Ольги Ивановны были все ее друзья и добрые знакомые». Муж Ольги, Осип Степаныч Дымов, «простой, ничем не замечательный человек» , был врачом и имел чин «титулярного советника» , работал в двух больницах. Зарабатывал он мало – всего 500 рублей в год.

Друзья же и знакомые Ольги были известными творческими людьми: художниками, музыкантами, артистами. Среди них был молодой и успешный художник Рябовский. На фоне этих людей «Дымов казался чужим, лишним и маленьким» .

Дымов служил вместе с отцом Ольги в одной больнице. Когда отец женщины заболел, Осип Степаныч ухаживал за ним. После смерти отца Дымов сделал Ольге предложение.

Глава II

Ольга занималась творчеством, ездила в гости к «знаменитым и великим» , приглашала представителей богемы к себе. Дымов же совершенно не разбирался в искусстве.

Весной и летом Ольга Ивановна собиралась на дачу, а затем поехать с художниками на Волгу.

Глава III

«На второй день Троицы после обеда Дымов <…> поехал к жене на дачу. Он не виделся с нею уже две недели и сильно соскучился» , взял с собой гостинцев. Однако на даче Ольги не было, вместо нее там находилось трое каких-то незнакомых мужчин. Женщина вернулась с Рябовским только вечером. Не думая о том, что муж с дороги и голоден, Ольга отправила его обратно домой за платьем, перчатками и цветами, которые ей были нужны на завтра.

Глава IV

«В тихую лунную июльскую ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода». Женщина думала о том, Рябовский «великий человек, гений, божий избранник» . Художник признался ей в любви. Ольга же, вспомнив про Дымова, решила, что для него, «обыкновенного человека, достаточно и того счастья, которое он уже, получил» . Ольга поцеловала Рябовского.

Глава V

Все время, пока Ольга отдыхала с художниками, Дымов отсылал ей деньги и писал письма о том, что ждет ее. В начале сентября Рябовский начал жалеть, что «связал себя» с Ольгой. Женщину стало это тяготить, и она уехала домой.

Глава VI

«С середины зимы Дымов стал догадываться, что его обманывают». Он все чаще обедал с товарищем доктором Коростелевым. Ольга же продолжала общаться с Рябовским, часто ездила к нему в мастерскую, приглашала к себе. Она сильно ревновала художника к другим дамам, и все в ее кругу это понимали. Про мужа Ольга говорила, что он гнетет ее своим великодушием.

Дымов стал работать еще больше, защитил диссертацию. Как-то он поделился с женой тем, что ему вскоре могут предложить «приват-доцентуру по общей патологии» . И «если бы Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил бы ей все» , но женщина не понимала, что это значит, «к тому же боялась опоздать в театр и ничего не сказала» .

Глава VII

В один из визитов Ольга застала у Рябовского другую женщину. Художник посоветовал ей бросить живопись и заняться чем-то другим. Огорченная женщина быстро уехала от Рябовского, решив начать новую жизнь.

Она вернулась домой поздно. Через дверь кабинета Дымов сказал ей, что «третьего дня заразился в больнице дифтеритом» , и просил послать за Коростелевым.

Глава VIII

Врачи постоянно дежурили у постели Дымова. Коростелев рассказал, что Осип Степаныч заразился от больного мальчика, когда высасывал у того через трубочку дифтеритные пленки. Ольга «думала о том, что это бог ее наказывает за то, что она обманывала мужа» .

Ночью Коростелев сообщил, что Дымов умирает. Мужчина сказал, что Осип Степаныч великий человек и его смерть – потеря для науки. Неожиданно Ольга поняла, что «это был в самом деле необыкновенный, редкий и, в сравнении с теми, кого она знала, великий человек» .

Ольга бросилась в кабинет Дымова. «Она хотела объяснить ему, что то была ошибка» , что «она будет всю жизнь благоговеть перед ним, молиться и испытывать священный страх» . Но Дымов был уже мертв. Коростелев распорядился, чтобы позвали богаделок, которые «все сделают, что нужно» .

Заключение

В рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья» врач Дымов является образцовой для самого автора личностью. Осип Степаныч предстает благородным, понимающим и трудолюбивым человеком.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 149.