Положительное взаимодействие общества и природы. Воздействие природы на развитие общества. Что будем делать с полученным материалом

Связь общества с природой, как уже отмечалось, состоит не только в их сосуществовании, которое проявляется в их активном взаимодействии друг с другом. В системе «природа - общество» более динамичным является второй элемент, причем темп исторического развития общества непрерывно ускоряется. Сама же природа за время существования на Земле человеческого общества существенных изменений не претерпела. Поэтому коренные причины каких-либо изменений во взаимодействии природы и общества нужно искать прежде всего в тех новых процессах, которые возникают в промышленной, социально-политической и духовной сферах общественной жизни. Более того, характерная черта современного этапа взаимодействия природы и общества заключается в том, что общество оказывает настолько значительное влияние на природу, приводит к таким существенным изменениям в ней, что именно это в большинстве случаев определяет и характер обратного процесса - влияния природы на развитие общества. Значит, и саму проблему взаимодействия природы и общества следует рассматривать в первую очередь как проблему социальную.

Прежде всего рассмотрим основные направления влияния природы на общество (схема 10.4):

  • 1) природа дает средства к существованию. Она предоставляет материалы и природные ресурсы, необходимые для жизнедеятельности людей. Общество находит в природе пресную воду для жизни, потребностей сельского хозяйства и промышленности, воздух - для дыхания и горения, а также естественные пути сообщения, строительные материалы и т.п.;
  • 2) природа влияет на размещение производительных сил общества и специализацию экономики. Например, не случайно население Исландии и Норвегии в своем абсолютном большинстве традиционно занималось рыбным промыслом, а население Египта - выращиванием хлопка; трудовая деятельность в Чили связана с добычей меди, в Венесуэле - с нефтью. Наличие гидроресурсов или их отсутствие накладывает отпечаток на характер энергетики;

Схема 10.4. Взаимодействие природы и общества

  • 3) природа ускоряет или замедляет развитие производительных сил. Влияние этого фактора было особенно значительным на ранних стадиях развития общества, хотя он важен и в современном обществе. Со временем, с развитием производительных сил и увеличением власти человека над природой, значение его будет неуклонно снижаться;
  • 4) природа может уничтожать результаты человеческой деятельности. Такие естественные явления, как засухи, наводнения, извержения вулканов, землетрясения, способны затормозить развитие общества;
  • 5) природа влияет на формирование и развитие общественного сознания. Например, с открытием теории относительности существенно изменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов природы; развитие современной космологии обогатило представление о направленности природных процессов; достижения физики микромира способствуют значительному распространению принципа причинности; прогресс экологии привел к пониманию глубинных принципов целостности природы как единой системы.

Таким образом, природная среда оказывает разнообразное влияние на развитие общества. Однако переоценивать его не следует. Есть философы, которые абсолютизируют роль природной среды или отдельных ее элементов в жизни общества. Это представители натуралистических концепций развития общества и последователи так называемого географического детерминизма. Названные концепции были наиболее распространены в XIX в.

В XX в. получило развитие еще одно течение географического детерминизма - геополитика. Это наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы), различных государств и межгосударственных объединений. Традиционная геополитика делает акцент на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов в захвате чужих территорий.

Анализируя роль в жизни общества географической среды как части природы, которая на данный исторический момент включена в процесс общественного производства, не следует ни пренебрегать его влиянием, ни абсолютизировать его. Роль климатических условий, наличия или отсутствия полезных ископаемых, водных ресурсов и других природных фактров чрезвычайно велика. Однако нельзя не отметить и другое: в одинаковых климатических поясах разные народы живут по-разному. Очевидно, дело не в «географии», хотя ее не стоит оставлять без внимания, а в экономике, системе производства, организации деятельности, управлении, политической системе и культуре. Надо учитывать все факторы общественного развития, и в первую очередь - уровень развития производительных сил. В зависимости от их совершенствования меняются роль и значение природных факторов в общественном процессе. Это положение можно проследить на схеме 10.5, где условно между «природой» и «обществом» размещены в виде треугольника «производительные силы».


Схема 10.5. Зависимость влияния природы на общество от уровня развития производительных сил

Параллельные линии от «природы» до «производительных сил» выражают относительную неизменность действия природных условий на всех этапах истории общества. Это влияние на жизнь людей детерминировано уровнем развития производительных сил. По мере их совершенствования в процесс производства вовлекаются новые компоненты природной среды и уменьшается зависимость общества от естественных факторов. Следовательно, материальное благосостояние общества создается прежде всего трудом, а уже потом - географическими условиями и иными факторами.

Мы рассмотрели влияние природной среды на общество. Но общество с природой взаимодействует и путем его обратного влияния. Это проявляется в следующем:

  • 1) общество расширяет объем и пределы использования природной среды. Современная наука утверждает, что человек разумный возник в некоторых отдельных районах нашей планеты и постепенно расселился по всему миру. Теперь уже вся поверхность земного шара освоена человеком. Недавно он вышел в космос и начал использовать его в своих целях;
  • 2) общество изучает и осваивает природу «вглубь». Это проявляется, с одной стороны, в изучении уже известных естественных явлений на уровне микропроцессов, а с другой - в открытии и промышленном использовании ранее неизвестных свойств и законов природы;
  • 3) общество усиливает интенсивность использования природных ресурсов путем: а) увеличения объема использования природных ресурсов (увеличивается добыча полезных ископаемых, расширяются посевные площади и т.д.); б) вовлечения в производственную деятельность природных процессов, которые раньше не использовались (энергия приливов, геотермальных источников, естественные свойства вечной мерзлоты); в) повышения эффективности использования природных ресурсов (культивация земли, более полное использование минерального сырья и др.);
  • 4) общество влияет на структуру окружающей природной среды. Под влиянием производственной деятельности человека не только существенно изменяется ландшафт, но и происходят изменения в тепловом и энергетическом балансах среды, меняется состав веществ, которые участвуют в геологических и особенно биологических круговоротах, а также сам характер этих круговоротов;
  • 5) общество направляет свои усилия на воссоздание природы. Это вызвано так называемыми социально-экологическими проблемами, к которым относятся: проблема истощения природных ресурсов, проблема опасного для здоровья людей загрязнения окружающей среды, проблема роста народонаселения планеты. Кратко остановимся на этих проблемах.

Интенсивное развитие промышленности в начале XIX в. быстро и в больших масштабах втянуло человечество в природотрансформирующую деятельность. Стали заметными не только позитивные, но и негативные последствия научно-технологического прогресса. Тогда же, в 60-х гг. XIX в., немецкий натуралист Эрнст Геккель (1834- 1919) ввел понятие «экология», объектами исследования которой являются организм, популяция и экосистема в неразрывном единстве с природной средой - все, что составляет биосферу.

Во второй половине XX в. вследствие бурного развития научно- технического прогресса в сотни раз возросла техногенная нагрузка на окружающую среду. Человечество включило в сферу производства 70 % всей плодородной земли, ежегодно из недр добывается около 30 млрд тонн полезных ископаемых; 1-1,5 % этого сырья принимает форму потребляемого продукта, а остальное составляют отходы производства, большинство из которых вредны для человека. Ученые подсчитали, что если производство будет наращиваться такими же темпами, то железа человечеству хватит на 250, олова - на 35, меди - на 29 лет. До 2500 г. человечество использует запасы всех металлов, которые есть на нашей планете.

Угрожающих масштабов на Земле достиг «эффект глобального потепления». Глобальное потепление - процесс постепенного увеличения среднегодовой температуры атмосферы Земли и Мирового океана в XX и XXI вв. По данным экспертов ООН, средняя температура по Земле со времени начала промышленной революции (со второй половины XVIII в.) поднялась на 0,7 °С и большая доля потепления, наблюдавшегося в последние 50 лет, вызвана деятельностью человека, в первую очередь выбросом газов, вызывающих парниковый эффект, таких как углекислый газ и метан. Результаты проведенных исследований позволяют предположить, что в XXI в. средняя температура поверхности Земли может вырасти на величину от 1,1 до 6,4 °С. В результате этого повысится уровень Мирового океана, участятся такие природные катаклизмы, как наводнения, засухи, ураганы и др., понизится урожай сельскохозяйственных культур на пострадавших территориях.

Опасное экологическое положение сложилось и в России: чернобыльская трагедия 1986 г., проблема загрязнения Черного, Каспийского и Азовского морей, гибель тысяч рек. В катастрофическом состоянии находится воздух страны. В сотнях городов загрязнение воздуха в 15 раз выше допустимой нормы. Естественные ландшафты многих регионов преобразованы в промышленные комплексы с вредными для здоровья человека отходами.

Подобных примеров много. Все они свидетельствуют о том, что человечество вступило в острый конфликт с условиями своего существования. Мы воюем с природой, а нам необходимо мирное сосуществование с ней. И не только в узкопрактическом смысле, но и в широком моральном масштабе. Ведь мы призваны не господствовать над природой (и, безусловно, не подчинять ее), а, будучи ее детьми, должны любить ее, как родную мать.

Острое осознание возможного кризиса между обществом и природой требует проведения умной экологической политики, которая должна быть направлена на охрану и оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и восстановление природных ресурсов, сохранение социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека.

Основные направления экологической политики таковы:

  • а) усиление охраны вод, воздуха, земли, недр, животных и растений;
  • б) совершенствование управления охраной природы;
  • в) внедрение безотходных и малоотходных технологий;
  • г) улучшение экологического образования и воспитания.

В отношении последнего направления следует подчеркнуть, что экологическое образование должно предоставить человеку соответствующую сумму знаний о законах природного развития и помочь осознать свое место в этом процессе. Экологическое образование имеет непрерывный характер и обязательно дополняется экологическим воспитанием. Комплекс экологического воспитания формирует не только экологическую сознательность, но и прежде всего - действия человека, которые должны быть направлены на сохранение и улучшение природной среды, на гармонию с ней и с обществом. Необходимо сформировать такое философское мировоззрение, которое бы могло достичь цели - помочь человеку осознать свое место в окружающей среде и понять собственную роль относительно нее. Особенно важно в современных условиях научить каждого человека отвечать за последствия своих действий, понимать и ощущать, что он является частью природной среды и от него зависит, как будет действовать система «общество - человек - природа».

Другим важным природным условием существования и развития общества является народонаселение - совокупность людей, живущих в пределах определенной территории, страны или всего земного шара. Оно характеризуется рядом динамичных качеств: численностью, густотой и частотой заселенности, темпами роста, половозрастным составом, возрастом, национальностью, языком, семейным положением, культурным уровнем и т.д. Все эти качества играют свою роль в жизни общества. Ведь для его развития необходимо определенное (оптимальное) количество людей, без которого невозможна ни материальная, ни социальная, ни духовная деятельность.

Динамику населения Земли изучает специальная наука - демография (греч. demos - народ и grapho - пишу). Она исследует процессы воспроизводства народонаселения, под которым понимают конкретно-исторический процесс жизни населения, его непрерывное бытие, восстановление, существование в виде совокупности отдельных индивидов и различных социальных общностей, которые являются субъектами соответствующих общественных отношений. Основные задачи современной демографии: выяснение причин изменения численности населения в связи с колебанием рождаемости и смерти, процессами миграции, урбанизации, распределением населения по социально-классовой структуре, расовому, языковому, национальному составам. Данные демографических исследований используются при разработке эффективной демографической политики, направленной на дальнейшее улучшение условий воспроизводства народонаселения.

Ученые утверждают, что человечество на Земле существует уже один или даже два миллиона лет. Сколько же нас было? До начала неолита (каменного века) население планеты составляло 10 млн чел., в конце неолита (3000 лет до н.э.) - 50 млн, к началу второго века н.э. - 230 млн, к концу первого тысячелетия н.э. - 276 млн, в 1850 г. - 1 млрд, в 1930 г. - 2 млрд, в 1976 г. - 4 млрд, в 1987 г. - 5 млрд, в 1999 г. - 6 млрд, а 31 октября 2011 г. население планеты достигло 7-миллиардного рубежа!

Сейчас ежедневно рождается 220 тыс. младенцев. По прогнозам демографов, в 2025 г. ожидается более 9,5 млрд чел. (схема 10.6).


Схема 10.Б. Динамика численности населения мира (млн чел.)

Учитывая, что ресурсы Земли ограничены, а во многих регионах возникает перенаселение, возникает вопрос: как относиться к росту населения? Это волновало ученых еще в XVIII в. Их взгляды на увеличение населения стали называть мальтузианством - по имени автора этой теории Томаса Мальтуса (1766-1834). Английский экономист и священник Т. Мальтус в работе «Опыт о законе народонаселения» (1798) доказывал, что численность населения увеличивается в геометрической прогрессии, а средства существования - в арифметической. Основная причина этого - высокая рождаемость, которая приводит к быстрому приросту населения и перекрывает рост производства, в частности продуктов питания. Чтобы тенденция к увеличению народонаселения не прогрессировала и не привела к демографическому взрыву, Т. Мальтус предложил регулировать рождаемость путем уменьшения количества детей в семьях, независимо от объективных условий, которые имеет данная семья, чтобы прокормить и воспитать ребенка. В последующем идеи Т. Мальтуса в обновленном виде стали пропагандировать представители неомальтузианства, которые, в свою очередь, предложили каждой семье иметь не больше одного-двух детей и тем самым обеспечить только биологическое воспроизводство населения.

Демографическую проблему пытаются решить и представители теорий «пределов роста», «нового гуманизма», «органического роста» и др. Согласно этим теориям решение демографической проблемы заключается в переходе человечества к двух-трехдетным семьям по принципу «новый человек - только на смену умершему», в сохранении более или менее одинаковых уровней рождаемости детей во всех регионах планеты и т.д. Данные теории преимущественно настаивают на биологических методах решения демографической проблемы. Однако при этом необходимо учитывать социально-экономические, политические, национальные и другие отношения. Ведь население - объект и субъект отношений, производитель и потребитель материальных и духовных благ. Понятно, что качественные и количественные характеристики населения должны в той или иной мере учитываться при разработке перспектив развития любого государства, региона или всего человечества. Историческое развитие населения - вовлечение миллионов людей в создание культурных ценностей, привлечение внимания к ним. Восстановление населения - не только биологическое воспроизводство, но и процесс воспитания, образования, формирования мировоззрения нового поколения, развития его творческого потенциала. Необходимо четкое осознание того, что демографическую проблему, как и другие глобальные проблемы, человечество может решить общими усилиями.

Данный видеоурок поможет пользователям получить представление о теме «Взаимодействие общества и природы». Здесь мы поговорим о природных ресурсах и экологических проблемах. Дадим определение понятию географическая среда и более широкому понятию, принятому в современное время, - окружающая среда. Узнаем, что называется географическим нигилизмом, рассмотрим две основных проблемы взаимодействия общества и природы: рациональное использование природных ресурсов и защита окружающей среды от загрязнений.

Тема: География природных ресурсов мира

Урок: Взаимодействие общества и природы

Понятия «географическая оболочка» и «географическая среда» в достаточной степени схожи.

Географическая оболочка - оболочка Земли, включающая в себя верхнюю часть литосферы, нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и всю биосферу.
В пределах географической оболочки эти вышеприведенные части взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга, взаимозависимы.

Географическая среда - часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и хозяйственной деятельности на данном этапе исторического развития.
Географическая среда служит поставщиком ресурсов обществу, местом его обитания, оказывает влияние на психолого-духовные основы развития.

Состояние географической (природной) среды бывает:

Естественное.
-Равновесное.
-Кризисное.
-Критическое.
-Катастрофическое.
-Состояние коллапса.

Зачастую в обществе существенно завышают или, наоборот, занижают роль географической среды (особенно это актуально в последнее время существования общества).

Географический детерминизм - общество может существовать настолько успешно, насколько ему это позволит природа.

В XVIII в. во Франции, уже в эпоху Просвещения, Шарль Монтескье писал, что «власть климата сильнее всех властей». В XIX в. в той же Франции Элизе Реклю говорил о зависимости общества - вплоть до форм государственной власти - от определяющего влияния природы.

С течением времени, по мере развития науки и углубления научных знаний, позиции географического детерминизма стали ослабевать.

Географический нигилизм - принижение значимости природных условий, ресурсов для существования и развития общества.

Также, наряду с понятиями «географическая оболочка» и «географическая среда», существует такое более широкое понятие, как «окружающая среда».

Окружающая среда - вся среда обитания и производственная деятельность человеческого общества, весь окружающий человека материальный мир, включая и природную, и антропогенную среду.

В последнее время человек все существеннее оказывает воздействие на природу, что приводит к более широкому распространению антропогенных ландшафтов .

Антропогенный ландшафт - географический ландшафт, в формировании которого значительную роль сыграла хозяйственная деятельность человека. Например, города, сельские поселения, дороги, карьеры.

2. Федеральный портал Российское Образование ().

4. Официальный информационный портал ЕГЭ ().

7. Словари и энциклопедии на Академике ().

Взаимодействие общества и природы существовало не только в далеком прошлом, не только на первых порах развития человеческого рода, эта взаимосвязь непрерывно воспроизводится на каждом этапе общественной истории, в каждый мин его существования. Диалектика природы и общества есть процесс непрерывно развивающийся в ходе его развертывания расширяется круг тех природных явлений, которые используются человеком в его жизнедеятельности, углубляется уровень тех природных закономерностей, которые человек ставит себе на службу. Люди могут сознательно ставить себе цели, менять отношения с природой, а могут и не ставить. Но независимо от этого, если они люди, если они живут, действуют, обеспечивают себе условия существования, преобразуют и совершенствуют свою жизнь, они тем самым уже вступают во взаимосвязь с природой.

Как природа непрерывно и постоянно воздействует на общество, так и общество непрерывно и постоянно воздействует на природу. Эта взаимная направленность носит объективный характер, без непрерывной и живой взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать. Стало быть, постоянная забота общества об этой связи, ее постоянное поддерживание в рамках определенного оптимума является приоритетной задачей общества, человечества.

Взаимодействие природы и общества включает в себя воздействие природы на общество и общества на природу. Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ, обеспечивает соответствующий тепловой режим и т.д. Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой социальной общности.

Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт, температурный режим и его циклы -- все это существенно влияет на жизнь общества.

Природа во всем своем многообразии ставит перед человеческим обществом самые разнообразные задачи. Наличие рек и морей побуждает развивать рыболовство и другие морские и речные промыслы, плодородные почвы создают условия для развития земледелия, запасы нефти в земных недрах стимулируют создание и совершенствование средств ее добычи и переработки. Природа, обладая определенными богатствами, создает плацдарм для развития определенных качеств общественного человека, ее богатства прямо преломляются в богатстве качеств человека.

Вместе с тем природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет, когда она не может удовлетворить определенные запросы человека. В данном случае дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсаторных механизмов, инициирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах. Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества.

Природа во всем разнообразии своих форм, как при наличии огромных и благоприятных ресурсов, так и при относительной бедности некоторых из них, всегда воздействует на общество, на его развитие и совершенствование.

Влияние природы на общество всегда носило глобальный характер. Земля -- общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково охватывают всех землян, атмосферная оболочка Земли, ее кислородный слой, ее функция щита против вредных космических излучений -- эти и подобные явления природы универсальны, они не знают границ государств, не знают национальных и иных различий, они одинаково воздействуют на всех.

Как многопланово воздействие природы на общество, так многогранно и воздействие общества на внешнюю природу. Прежде всего, общество в определенной мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Из земных недр извлекаются природные ресурсы, вырубаются леса, перегораживаются плотинами реки, так или иначе сокращается, уничтожается определенная часть животного и растительного мира и т.д. Все эти вторжения человеческого общества в природу, продиктованные интересами его жизнедеятельности, необходимостью удовлетворения потребностей людей, в определенной мере деформируют природный мир, весьма существенно меняют естественное течение присущих ему процессов.

Общество в ходе своей деятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и созидает. Вместо выкорчевывания лесов создаются пашни и пастбища, засеянные культурными растениями, приспособленные для выращивания домашних животных, вместо неупорядоченного движения рек создаются новые контуры рек, перегороженные плотинами, на твердь земную наносятся “социальные морщины” ирригационных систем, транспортных коммуникаций, на месте природных территорий создаются города, деревни, поселки и т.д. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью.

Общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Например, процессу извлечения каменного угля человечество обязано не только животворной энергией, но и терриконами отработанной породы. Гербициды и другие химические средства воздействия в сельскохозяйственном производстве не только облегчают труд, повышают урожайность сельскохозяйственных структур, но и отравляют природную сферу. При этом, с ростом масштабов производственной деятельности человека, по мере роста самого человечества разрушительное воздействие на природу этих отходов человеческой цивилизации резко возрастает.

Взаимодействие природы и общества всегда процесс противоречивый. Противоречия эти касаются не только результатов данного взаимодействия, они заложены в самой основе взаимодействия, они имманентны ему. Эти противоречия связаны как с особенностями общества и характером его воздействия на природу, так и особенностями природы и характером ее преобразований.

Природа исполнена жизненной и творческой мощи. Но из богатства и щедрости природного потенциала отнюдь не следует, что природа так уж стремится отдать человеку, предложить ему в готовом виде свои дары. В процессе эволюции, уходящей своими корнями в необозримую толщу тысячелетий, все явления природы сцементировались в прочную систему, которую не так-то легко разорвать, обрели свои собственные функции, которые не так-то просто переиначить и обратить на службу другим целям. Природа созидательна прежде всего по отношению к самой себе и в этой самостоятельности обладает большой долей сопротивляемости.

Сопротивление природы воздействию человека есть величина развивающаяся. Безграничны возможности природы, не остановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой -- это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке -- новое сопротивление природы. Причем весь опыт истории человеческой цивилизации показывает, что освоение каждого нового пласта природы дается человечеству все с большим напряжением сил.

Природа сопротивляется человеку не только своей силой, на определенном этапе развития общества выясняется, что природа сопротивляется человеку и своей слабостью. В ходе исторического развития возрастает мощь, сосредоточенная в руках человека. Этого бывает достаточно, чтобы кардинально изменить природную среду: выкорчевать леса, превратить быструю реку при помощи системы плотин в систему “морей” и т.д. Все эти примеры свидетельствуют о мощи человека и об определенной “слабости” природы. Но эта “слабость”, которая вроде бы обеспечивает человеку безграничный простор для переделки природы, вдруг на определенном этапе превращается в ее сопротивление: выкорчеванный лес разрушил гидрорежим почвы, изменил биосферу местности, открыл дорогу суховеям и т.д. Оказалось, что победа человека чревата столь отрицательными -- в перспективе -- последствиями для него, что существенно перевешивают тот кратковременный положительный эффект, который был достигнут первоначально. Когда эти отрицательные последствия осознаются, приходит понимание того, что “слабость” природы отнюдь не означает, что с ней можно делать все, что угодно. Эта “слабость” заставляет человека серьезно подумать, прежде чем пуститься в очередную авантюру преобразования природы.

Природа в своем противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность ее связей, неразгаданность ее законов; с другой, напротив, открытость природы, ее пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой напор, познавательную мощь -- оно много “недоберет” у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно “переберет” в своем преобразовательном рвении, то в конечном счете также придет к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.

В результате мы можем отметить, что общество – это результат жизнедеятельности людей всех поколений. Для своего функционирования и развития оно нуждается в материальных условиях - совокупности элементов, определяющих процессы его бытия. В их состав входят: материальное производство, население и природа. Ведущим из этих компонентов является материальное производство, так как без него общество никогда бы не могло существовать. Природа и население могут убыстрять или замедлять общественные процессы, но в конечном итоге не определяют его состояние. Например, Германия и Япония - страны с очень бедными природными ресурсами, но по уровню своего экономического развития входят в число наиболее процветающих стран. Объективно к этим странам принадлежит и Китай, достигший высокого уровня производства благодаря проведенным реформам. При том, что большое количество его населения не способствует быстрым темпам общественного преуспевания.

Общество, являясь результатом развития природы, постоянно испытывало ее воздействие. На первых этапах его зависимость от природы была тотальной: человечество не могло противостоять разрушительным силам природы (наводнения, оледенения, извержения вулканов, землетрясения).

Второй этап их взаимодействия характеризовался интенсивным изучением законов природы для использования во благо общества.

Третий - современный, выявляет результаты негативного использования ресурсов природы (интенсивная вырубка лесов, загрязнение океана, загазованность атмосферы, заболачивание почв, нерациональная добыча природных ископаемых).

Таким образом, их взаимодействие носит естественно-исторический характер: с преобразованием общества изменялся способ их взаимодействия. В результате своего развития человечество, несколько обособившись от природы, тем не менее, продолжает зависеть от нее. Ибо жизнь каждого человека – это постоянное взаимодействие природных (биологических) и социальных факторов.

Механизмом взаимосвязи общества и природы является труд. Благодаря ему человек использует природные ресурсы. Труд - это целенаправленные действия коллективного характера, средство передачи синтезированного опыта одного поколения другому, это деятельность по созданию материальных благ .

Освоенная человечеством в процессе развития производства часть природы обозначается понятием «природная среда». Составляющие природную среду ресурсы делятся на возобновляемые (кислород, вода, почва) и невозобновляемые (полезные ископаемые).

Законы природы более длительны по времени своего проявления. Они быстрее познаются, легче поддаются систематизации. Общественные законы более сложные, в связи с тем, что констатируют как материальные, так и духовные компоненты, как объективные, так и субъективные проявления. Их время действия менее длительно. В силу своей многообразности они труднее исследуются и регулируются.

В философии античности природа понималась космологически (как составная часть космоса). Человек должен был жить в согласии с ритмами Вселенной. Философская средневековая традиция рассматривала природу как творение Бога.

Возрождение стремилось познать природу как гармонию, увидеть единство человека с ней.

В эпоху Просвещения Ж. Руссо впервые предостерегает от опасности: чрезмерная цивилизованность приведет к потере естественности.

В период Нового времени с появлением капитализма меняются акценты: природа воспринимается как источник ресурсов для развития производства. В сфере наук начинает главенствовать идея познания природы с целью господства над ней.

В конце XIX в. в силу глобализации всех общественных процессов увеличивается воздействие человечества на природу.

К середине XX в. человек стал остро ощущать негативные влияния своей деятельности и осознал свою зависимость от природной среды, исчерпаемость природных ресурсов. В связи с этим возникает необходимость более детального изучения этого взаимодействия и определения путей его регулирования. Появляется новая область знания: экология (греч. oikos -дом, местопребывание, logos - учение).

Термин «экология» был введен в 1858 г. американским писателем Г. Торо, научное содержание ему придал в 1866 г. Э.Геккель. Современная наука пока еще не пришла к единообразию в определении предмета экологии. Существуют разные позиции:

Наука об отношениях растительных и животных организмов и
образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой;

Научная основа рационального природопользования и охраны
живых организмов.

С 70-х годов XX в. наиболее распространённым является определение: экология - это наука, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды. В XXв. было создано учение о закономерностях развития биосферы и переходе ее к состоянию неосферы (В.И.Вернадский). Биосфера - это «оболочка» живого вещества на поверхности земли. Человек и все живое существует по ее законам. Появление человечества, продуктов его труда преобразовывает биосферу, трансформирует ее в ноосферу (греч. noos - ум, разум; sphaira - сфера; - сфера разума) - область человеческой мысли, которая выходит за границы биосферы. Человеческое сообщество, формируя ноосферу, корректирует ее взаимоотношения с биосферой.

В ноосфере выделяют две составляющие: техносферу - совокупность созданной человеком системы материальной культуры (транспорт, заводы, коммуникации) и агросферу (система преобразованных биосферных комплексов: сельскохозяйственные поля, сады, парки, водоемы и т. д.).

В.И. Вернадский разработкой своего учения обосновывал необходимость строгого регулирования человечеством соотношения между природой и собственной активной деятельностью. Обращал внимание на многогранность этого взаимодействия:

Технологическую (производственное использование природы);

Политико-идеологическую (акцент на роли природы в политических целях и идеологических программах);

Социальную (определение роли природы в развитии общественных систем);

Морально-правовую (норморегулятивные принципы взаимоотношений общества и природы);

Эстетическую (природа как объект восхищения, любования, вдохновения, как средство развития творчества);

Медицинскую (природа как средство укрепления здоровья, отдыха, туризма);

Экологическую (природоохранная политика, деятельность).

Не учитывая данной многоаспектности, общество в современный период не может существовать ни на классовом, ни на общегосударственном и общечеловеческом уровнях. Глобальный характер угрожающих человеческому роду экологических изменений обосновал не только возникновение экологии как науки и учебной дисциплины, но и появление такого вида знания, как глобалистика и синергетика. Они ставят перед собой задачу устранить возможность гибели человеческого сообщества.

Перечислив материальные условия жизни общества (природа, население, материальное производство), мы сосредоточились только на одном из этих компонентов - природе. Необходимо обратить внимание на специфику основного из этих элементов - материального производства. При этом уместно вспомнить исходный момент теоретической модели общества - потребности человека, для того, чтобы уяснить, ради чего существует материальное производство.

Потребности и интересы.

Потребность - состояние неудовлетворенности организма.

Это выражение противоречия между настоятельной необходимостью человека в чем-либо и ограниченными возможностями её удовлетворения. Разрешение этого противоречия является двигателем общественного развития, побудителем человеческой активности.

Потребности разделяются на простейшие - естественно-биологические (в еде, жилище, защите и т. д.) и более сложные - социальные (моральные, нравственные, политические, экономические, духовные и т. д.). Все потребности носят объективный характер и зависят от уровня развития общества. Они историчны в своем существовании и подчинены закону возрастания потребностей: удовлетворение одних потребностей создает основу для возникновения их нового уровня и разновидностей.

Процесс осознания человеком или обществом потребности выявляется в интересе.

Интерес - способ выражения потребностей.

Интерес определяет конкретный механизм удовлетворения потребности: постановку целей, направлений деятельности. Сама деятельность выступает средством удовлетворения потребностей. Все виды деятельности в обществе образуют систему общественногопроизводства .

Оно производит и постоянно воспроизводит всю жизнь общества. Включает в себя:

1) материальное производство - процесс создания материальных ценностей и благ;

2) духовное производство - создание, воссоздание, распределение и потребление духовных ценностей;

3) производство социально-политических систем и структур.

Исторические этапы развития материального производства конкретизируются понятием способ производства материальных благ. Он представляет собой исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы осуществляют обмен между обществом и природой в процессе общественного производства, это единство рабочей силы (люди), науки и средств производства (вещественные элементы – техника, природные ресурсы).

Их характеристика:

1) рабочая сила - совокупный субъект труда, главный элемент производительных сил. Важны мастерство, опыт, трудовые навыки, уровень образования, морально-нравственные характеристики;

2) наука - система объективных знаний о мире, проверенных на практике;

3) средства производства – комплекс предметов, с помощью которых и над которыми трудится человек. Они содержат в себе:

Предметы труда - объекты, на которые направлен труд человека (природные ресурсы, искусственное сырье);

Средства труда - способ воздействия человека на природу.

Они подразделяются на орудия труда (предметы для непосредственного воздействия на элементы внешнего мира- трактор, лопата, комбайн и т. д.) и орудия производства (совокупность долгосрочных вспомогательных систем - здания, склады, подъездные пути, средства коммуникации, системы водоснабжения, электроэнергии).

Взаимодействие всех этих элементов обеспечивает функционирование производительных сил. Из всех структурных частей быстрее всего развиваются орудия труда, так как человек стремится облегчить свой труд, сделать его более результативным и оптимальным. Подобные усовершенствования не только изменяют самого человека, но и преобразуют производительные силы в целом: обеспечивают их мобильность, влияние на производственные отношения.


Похожая информация.


Частью мира является человек. С материальным миром, с природой у него сложились определенные связи и отношения. Без природы и вне природы человек не существует и существовать не может. Природа же может существовать и без человека. И, как известно, так оно довольно длительное время и было, природа существовала, не зная не только человека, но и жизни вообще. Человек появился на определенном этапе эволюции природы как продукт ее развития. Породив человека, природа вместе с тем сохранила за собой материальные основы его существования. Человек находится в постоянном контакте с природой, в зависимости от нее. Без этого контакта с природой, с миром он не может поддерживать состояние жизни, он просто умрет. Таким образом, физическая жизнь человека неразрывно связана с природой, с материальным миром.

Природа - (в широком смысле) - весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. (Универсум Вселенной).

- (в узком смысле) - совокупность естественных условий существования человеческого общества, на которую прямо или косвенно воздействует человечество.

Обычно именно это понятие подразумевается при рассмотрении системы «Общество - природа».

- Природа -I - это естественные экосистемы Земли. (микроэкосистемы - напр., ствол гниющего дерева; мезоэкосистемы - лес, пруд; макроэкосистемы - океан, континент; глобальная экосистема одна - биосфера).

- Природа - II - преобразованные человеком экосистемы (поля, сады и т.п.) не способные к самоподдержанию в течении длительного времени.

- Природа - III - искусственно созданные системы окружающей человека среды (урбокомплексы, внутриквартирные и т.п.) не способные к самоподдержанию даже в относительно короткие промежутки времени.

- Природа - IV - (дикая природа) участки природы, не нарушенные хозяйственной деятельностью человека, т.е. на которые человек влияет лишь как биологическое существо. Понятие субъективное - с точки зрения горожанина, т.к. дикая природа не будет казаться таковой охотнику-промысловику.

Природные ресурсы - это природные объекты и явления, которые человек использует в процессе труда.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:

Во-первых, воздействие природы на общество,

Во-вторых, воздействие общества на природу.

В первом случае , природа выступает источником средств жизни (пища, вода, тепло и т.п.) и источником средств производства (металл, уголь, электроэнергия и т.п.). Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Климат, растительный и животный мир, географический ландшафт - все это первоначально влияет на жизнедеятельность общества. Кроме этого, природа в своем многообразии стимулирует развитие общества, поскольку освоение ее богатств (запасы нефти, плодородные почвы, обилие рыбы) способствует общественному совершенствованию.


Во втором случае , общество выступает условием изменения сложившихся естественно-природных комплексов (извлечение из земных недр природных ресурсов, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и созидания новых (создание сельскохозяйственных угодий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.

Основные формы взаимодействия общества и природы:

Природопользование - использование полезных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека;

Охрана окружающей природной среды (ОПС) - сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов ОПС;

Обеспечение экобезопасности - защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.