Подростковая наркомания. Наркомания подростков. Причины подростковой наркомании

3. Особенности подростковой наркомании, её причины и тенденции

Наркомания - болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны.

В России, как, впрочем, и повсюду в мире, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет.

И темпы роста наркомании в этой среде самые высокие. Средний возраст приобщения к наркотикам сегодня составляет 13 лет. Но уже выявлены случаи наркотической зависимости у 9-10-летних детей. Выборочные опросы подростков показывают, что 44% мальчиков и 25% девочек попробовали хотя бы раз в своей короткой жизни наркотики и другие психоактивные вещества . «Более 14 тысяч несовершеннолетних (из них почти 6 тысяч учащихся) состоят на учете в качестве потребителей наркотиков и около 7 тысяч (из них свыше 1600 учащихся) - в качестве потребителей сильнодействующих одурманивающих веществ. Число подростков, впервые обратившихся за медицинской помощью, только за последний год возросло на четверть» .

Наркоторговцы выработали и широко применяют своеобразную тактику «затягивания в сети»: в школах, в подъездах домов, в местах массовых сборов подростков они продают наркотики по сверхнизким, символическим ценам, чтобы приобщить к ним как можно больше детей. Потом цена, разумеется, повышается, а легковерный покупатель - «в сети». Почти бесплатное распространение наркотиков (но только на первом этапе) теперь повсеместно применяется для вовлечения подростков в наркотический омут, выбраться из которого многим из них не под силу. Наркотики стали непременным атрибутом молодежных вечеров, концертов популярных артистов и музыкальных групп, дискотек.

Употребление наркотиков стало нормой, ведущей к смерти, для большинства беспризорных детей. Беспризорничество, как известно, граничит с «зоной», а туда, в том числе и в колонии для несовершеннолетних, зелье идет бесперебойно. Выходят они оттуда, как правило, с тяжелой наркотической зависимостью, не имея никакой надежды когда-либо от нее избавиться. . Особенно тревожит рост наркомании среди школьников и в студенческой среде (в 6-8 раз) в последние годы.

Вопрос о заболевании наркоманиями подростков в настоящее время чрезвычайно злободневен, во-первых, в связи с тем, что большинство случаев первой пробы наркотиков приходится именно на этот возраст (около 70 % случаев заболеваний наркоманиями), а во-вторых, потому, что действие наркотических средств (длительное отравление наркотиками) особенно пагубно влияет на развивающийся организм .

В изучении болезней, связанных с зависимостью от психоактивных веществ, основную роль играют относительно молодые науки - подростковая психиатрия и подростковая наркология. Создателем этих научных направлений в нашей стране, так же как и организатором первого психиатрического отделения для подростков, был профессор А.Е. Личко, работавший в Институте имени В.М. Бехтерева. Основные сведения, изложенные в этом параграфе, почерпнуты из его трудов и работ его учеников.

Бурный рост организма и серьезные гормональные сдвиги (половое созревание) в подростковом возрасте не играют основной роли в формировании болезней, связанных с зависимостью от психоактивных веществ. Однако большое значение имеют некоторые общие психологические черты, свойственные подросткам: стремление к получению удовольствий, легкое возникновение реакций протеста, склонность к групповой деятельности, некоторая неустойчивость настроения. Подчеркнутое стремление подростков к независимости, постоянное желание освободиться из-под опеки взрослых нередко приводят к возникновению серьезных противоречий со взрослыми, вызывают реакции протеста. Присоединение к этим реакциям стремления группироваться со сверстниками создает еще большие проблемы и открывает ворота для «проб» наркотиков в подростковой группе. Этому способствуют также классическая ситуация «сладости запретного плода», да и просто любопытство. Стремление показать себя в максимально выгодном свете перед представительницами (или представителями) противоположного пола тоже может толкать подростков на «геройские» поступки, проявляющиеся в «испытании» себя наркотиками. В группах, складывающихся часто по территориальному признаку (в пределах двора, переулка, улицы), где сильно влияние «вожака», часто возникают противоправные тенденции, которые включают и употребление психоактивных веществ. Нередко возникают и чисто криминальные, и чисто наркоманические группы, в зависимости от того, кто «возглавляет» группу и какой «контингент» в нее входит .

Чувство группы бывает до того сильно у подростков, что при встрече с группой (это наблюдается у подростков с зависимостью от наркотиков) у них появляются ощущения, характерные для опьянения, еще до приема наркотика. А.Е. Личко и В.С. Битенский назвали это явление «контактным кайфом» (на языке наркоманов, а есть и такой, кайф - это приподнятое настроение с оттенком блаженства) .

Серьезную роль играет семья подростка. Основными факторами, которые могут способствовать заболеванию наркоманией, являются алкоголизм отца, его жестокое обращение, недостаток теплоты со стороны матери.

В подростковой среде иногда возникают настоящие «наркоманические эпидемии». При этом не только отдельные школы, дворы, улицы, но и значительные территории оказываются охваченными злоупотреблением подростками какого-либо наркотического вещества. Обычно в таких случаях используются относительно простые способы введения наркотика: курят, нюхают. Довольно часто такие эпидемии возникали в начале перестройки, после введения ограничений на торговлю спиртным, правда, это касалось в большей степени токсикоманических средств.

Кроме перечисленных моментов, отражающих особенности организма подростков и влияния на них семьи и группы, у них, как и у взрослых, имеют значение личностные характеристики, характер, степень отклонений от общепринятых норм. А. Е. Личко детально изучил особенности характера подростков и описал причины формирования у них различных вариантов зависимости от психоактивных веществ .

Посмотрим, каковы же причины злоупотребления наркотиками подростков с различными характерами.

Подростки с неустойчивыми и зависящими от внешних влияний интересами, легко попадающие под чужое влияние, в то же время ленивые, предпочитающие отдых и развлечения любой полезной деятельности, приобщаются к наркотикам как к средству, от которого «можно получить удовольствие». Те, у которых активность «брызжет через край», деятельные, предприимчивые, легко сходящиеся с людьми и ориентирующиеся в новой ситуации, начинают употреблять наркотики из любопытства и для получения удовольствия, делая это часто для того, «чтобы не нарушить компанию». Подростки со склонностью к изменениям настроения (то эйфории, то подавленности) принимают наркотики «для успокоения», «чтобы не переживать». Подростки со склонностью к отчетливым колебаниям настроения, выраженной раздражительностью, периодами «внутреннего напряжения» легче других привыкают к наркотикам, так как считают эти вещества средством, снимающим тревогу и улучшающим настроение. Подросткам, склонным к демонстративному поведению, наркотики помогают, по выражению К. Ясперса, «казаться больше, чем они есть на самом деле» .

М. Цукерман описал особый тип поведения - «поиск ощущений» (ПО) как поведение, связанное с потребностью в различных новых ощущениях и переживаниях, выражающийся в стремлении к физическому и социальному риску ради этих ощущений. Подобное поведение - индивидуальная особенность субъекта, вытекает из необходимости поддерживать оптимальный уровень стимуляции и возбуждения. Автор утверждает, что одним из факторов приобщения подростков к наркотикам является любопытство и желание новых ощущений, кроме того подростки с высоким уровнем ПО стремятся к экспериментированию с различными видами наркотиков с целью повысить уровень возбуждения .

Чем же непосредственно отличаются проявления наркоманий у подростков от проявлений подобных заболеваний у взрослых?

То, как подростки реагируют на наркотическое вещество, отличает их от взрослых. Переносимость вещества колеблется - то повышается, то понижается (у взрослых она непрерывно повышается, т. е. им требуется все большая доза для достижения желаемого эффекта). Формирование зависимости происходит медленнее, чем у взрослых, если только эти подростки не переносили раньше каких-либо заболеваний, поражающих нервную систему, у них не было сильных ушибов головы. Кроме того, подростки проходят этап так называемой групповой зависимости, когда желание употреблять психоактивное вещество возникает только в группе сверстников, также злоупотребляющих этим веществом; У подростков и юношей, перенесших ранее серьезные заболевания, отрицательно повлиявшие на состояние головного мозга (приведшее к легкому умственному недоразвитию, возникновению судорожных припадков), зависимость может сформироваться довольно быстро .

Состояния опьянения, если они не несут в себе признаков глубокого расстройства сознания с заторможенностью, обычно сопровождаются заметным двигательным беспокойством.

Судить о сформировавшейся психической зависимости к наркотическому веществу у подростка И.Ц. Пятницкая предлагает по ослаблению «групповых тенденций» - подросток самостоятельно начинает искать наркотик и принимать его и одиночестве, «в отрыве» от привычной группы сверстников .

Проявления абстиненции (состояния, вызванного отменой наркотиков) у подростков обычно менее выражены, чем у взрослых. Характерной особенностью являются сильные головные боли. Подростки склонны скрывать болезненные проявления, возникающие в состоянии абстиненции, однако в выраженных случаях всегда можно заметить повышенную утомляемость, темные круги под глазами, пониженное настроение, иногда склонность к «раскаянию» .

Один из наиболее ранних признаков длительного (хронического) отравления наркотиками у подростков - остановка в психическом развитии. Чем раньше начинается хроническое отравление, тем остановка в развитии заметнее. В дальнейшем существование такого человека, даже если он на каком-то этапе прекратит злоупотребление наркотиками, будет затруднительно, так как он будет не способен ставить перед собой серьезные задачи (получение профессии, создание собственной семьи и т. д.) и успешно их решать. Затем, если подростки продолжают злоупотреблять наркотиками, у них нарастает раздражительность, внутреннее напряжение, злобность или же вялость и безразличие ко всему. Все это сопровождается ослаблением памяти и снижением интеллекта. Или больные выглядят значительно моложе своего возраста, или в их внешности отмечаются какие-то «старческие» признаки. Они часто бывают истощены, глаза у них поблекшие, кожа дряблая, бледная, с сероватым оттенком .

Социальная позиция таких больных крайне неопределенная. Они часто бросают учебу, не могут работать, - физическая работа их быстро утомляет, для другой работы не хватает подготовки. Такие больные часто попадают в криминальные ситуации. Однако при раннем прекращении злоупотребления наркотиками возможно восстановление в определенной степени интеллектуальных функций и улучшение физического состояния.

При хроническом отравлении наркотиками у подростков нередко развиваются психозы, которые могут возникнуть как в состоянии опьянения, в состоянии абстиненции, так и после исчезновения основных признаков абстиненции. Эти психозы протекают со страхом, слуховыми и зрительными галлюцинациями, больным кажется, что их жизни угрожает опасность, они куда-то убегают, обороняются, окружающее могут восприниматься ими как кошмарный или, наоборот, приятный сон .

У подростков, предрасположенных к психическим нарушениям, наркотики могут провоцировать длительные психотические состояния, требующие соответствующего психиатрического лечения.

С.Б. Белогуров в анамнезе страдающих наркоманией, наряду с другими факторами, отмечает: воспитание в неполной семье; постоянную занятость одного из родителей (длительные командировки, деловую загруженность и т.д.); отсутствие других детей в семье .

По мнению Б. Уильямс, среди наркоманов наблюдается определенное сходство, касающееся их семей, и отмечаются следующие факторы: отец отсутствует или отличается слабым характером; излишне заботливая, уступчивая или, наоборот, властная мать; непоследовательное поведение и отсутствие сдерживающих факторов; враждебность или конфликты между родителями; нереальное стремление родителей по отношению к детям .

Психологические исследования семей, в которых подросток страдает наркоманией, позволяют сделать вывод о том, что существует психологический тип отца наркозависимого, которого можно обозначить по аналогии с выделенной учеными «шизофреногенной матерью» «наркогенным отцом». Сутью его психологического портрета является сочетание таких черт, как повышенные требования к себе и своему окружению (в частности, ребенку, жене), трудоголизм, нежелание считаться с индивидуальными, возрастными особенностями и ситуативными моментами, эмоциональная холодность в сочетании с жесткостью и нередко с жестокостью, склонность к конкурентной борьбе, гиперактивность и общительность, носящая часто поверхностный характер и не сопровождающаяся желанием понять и эмоционально принять собеседника .

Традиционно принято считать, что фактором риска приобщения к одурманивающим веществам является неполная семья, где воспитывает ребенка один из родителей. Однако, как показывают многочисленные социологические исследования, значительная часть подростков-наркоманов сегодня имеют обоих родителей. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а атмосфера, складывающаяся в ней, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.

Чаще всего и раньше всех начинают наркогенную жизнь несовершеннолетние из семей, где воспитывают по типу гипоопеки. Проще говоря, это те дети и подростки, которые предоставлены самим себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен социальным поведением отца или матери (часто безмерно занятых добыванием средств для жизни семьи), а также деструкцией межличностных отношений и взаимодействий (взрослые так погружены в выяснения отношений, что на ребенка просто не остается времени) .

Однако в последнее время гипоопека все чаще оказывается связанной с иными причинами, имеющими социально-экономическую базу.

Взрослые основное время вынуждены проводить на работе, для того чтобы обеспечить собственное чадо хотя бы самым необходимым. Прекрасно понимая, чем может грозить дефицит внимания ребенку, родители все же не в состоянии что-либо изменить. Ведь отказ от работы одного из родителей или переход на менее интенсивный режим может крайне негативно отразиться на бюджете семьи. У большинства взрослых на общение с собственными детьми отводится не более нескольких часов в неделю, не считая, естественно, времени на кормление детей, хотя бы минимальный уход за ними и т. д. И дело здесь не в нерадивости отца или матери, не в отсутствии у них родительской привязанности или в неразвитости чувства ответственности, а в условиях жизни .

Особое место среди семей с гипоопекой занимают так называемые наркоманические семьи, где один или оба родителя страдают алкогольной или наркотической зависимостью. Вероятность приобщения к одурманиванию у детей из таких семей возрастает более чем в 2 раза. Сын или дочь с раннего детства имеют возможность наблюдать и даже осваивать на практике наркогенные традиции, знакомиться со способами одурманивания. Вся жизнь семьи оказывается подчиненной наркотикам - она характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, деспотичностью отношений, вплоть до физической агрессии. В равной мере это относится к семьям, где родители - оба или один из них - алкоголики. В специальной литературе описаны случаи приобщения родителями-наркоманами шести- и трехлетнего мальчиков .

Нередко единственным способом избавления от ежедневных скандалов, обид и унижений для ребенка становится уход в одурманивание. Дети наркозависимых, а стало быть, почти всегда очень бедных родителей (наркотики выкачивают все средства), не только очень рано приобщаются к одурманиванию, но и начинают свою наркогенную жизнь чаще всего с наиболее доступной, но весьма опасной формы наркотизации - с использования средств бытовой химии.

Не менее опасен для развития наркогенных привычек несовершеннолетних прямо противоположный тип семьи - с гиперопекой в воспитании. В этом случае ребенка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность. Ребенок либо превращается в кумира семьи, чьи реальные или мнимые способности - предмет неистощимого восхищения, либо становится объектом постоянных притязаний и требований, которые он просто не в состоянии выполнить .

Привыкнув к постоянному контролю, мальчик или девочка легко подчиняется любому внешнему давлению. Попадая под влияние асоциальной компании, они совершают даже те поступки, которые в душе считают неправильными, нехорошими, просто потому, что не умеют отказываться. Кроме того, такая психическая надломленность может привести к серьезным нервным срывам и даже к попыткам суицида.

Наркогенная жизнь гиперопекаемых несовершеннолетних обычно начинается несколько позже, чем их гипоопекаемых сверстников. Как правило, происходит это в подростковом возрасте - в 13-16 лет. Причем здесь традиционными являются для начала анаша, марихуана, иногда идет в ход и бытовая химия. Хотя бывает, что начинают и с героина .

В обществе стало устойчивым отношение к наркоманам как к преступникам. Это ведет к тому, что они неизбежно начинают чувствовать себя преступниками. Вот письмо парня, которого выгнали из техникума, как только узнали, что он «колется»: «Это только в газетах пишут, что, мол, общество хочет нам помочь вылечиться. А на самом деле нас ненавидят...» .

Из множества причин, порождающих детскую наркоманию, назовем ещё одну, вызванную научно-техническим прогрессом. С самой неожиданной стороны раскрывается в свете проблем наркомании безобидный, на первый взгляд, компьютер. Уже нельзя игнорировать тот факт, что глобальная информационная сеть Интернет, опутавшая планету, активно используется наркомафией. Об этом говорят исследования, проведенные специалистами Всероссийского научно-исследовательского института МВД России. Несколько месяцев покопавшись в Интернете, они установили, что в сети на разных языках мира располагается огромное количество информации, связанной с темой наркотиков. Многие интернетовские странички откровенно и цинично стремятся открыть дорогу в мир дурмана. Вы узнаете, из каких химикатов и как изготовить наркотик, психотропные вещества и их аналоги, получите урок распространения зелья. Вам объяснят, что нужно делать и как себя вести при задержании полицией .

В российском региональном секторе Интернета информация, связанная с наркотиками, на разных сайтах составляет примерно от 1 до 10% всего глобального потока информации по этой проблеме, которая распространяется в мире по сетям Интернета. Но вот что настораживает: 80 информационных сообщений из ста вполне можно назвать не чем иным, как учебным пособием для молодежи - даются советы по добыванию денег на «дозы», рисуются заманчивые перспективы наркобизнеса, расписываются прелести самых разнообразных наркотиков.

Таким образом, мы выяснили, что проблема наркомании среди подростков – одна из актуальных и серьёзных проблем современности, поэтому профилактика наркомании должна стать одной из важнейших задач в работе общеобразовательных учреждений, и в эту работу должны быть включены все: и семья, и педагоги, и психологическая служба школы.


Заключение

В процессе исследования проблемы наркомании как одной из форм зависимого поведения мы изучили и проанализировали разнообразную психологическую и медицинскую литературу, а также литературу по вопросам профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков. В результате мы пришли к следующим выводам.

Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.

Наркомания – это одна их форм зависимого, аддиктивного поведения. Девиантное поведение в виде употребления и злоупотребления веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности, психическую и физическую зависимость от них, является одним из самых распространенных видов отклоняющегося поведения, особенно среди подростков. Кроме этого, наркотизации могут способствовать некоторые личностные черты: инфантилизм, внушаемость и подражаемость, ригидность и другие.

Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний.

На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

Среди социально-педагогических причин ранней наркотизации отметим следующие: неблагополучные микросоциальные условия – неустойчивые или неполные семьи, ситуации постоянных конфликтов, при отсутствии тепла и заботы со стороны родителей. Предрасполагает к наркомании также низкий уровень мотивационного, эмоционально-волевого, интеллектуального развития, проявляющийся в ограниченности интересов подростка, бедности его эмоциональных, нравственных чувств, направленности личности только на потребление и развлечения. Негативную роль играет также перенасыщенность всеми доступными видами и формами развлечений при постоянном стремлении к новым и новым острым ощущениям. Отрицательное влияние оказывают отсутствие значительных и ясных целей жизни, низкая социальная ценность притязаний подрастающей личности, пессимистическое отношение к своим жизненным перспективам. Особенно опасно отсутствие четкой негативной нравственной оценки наркомании и токсикомании как крайне вредного явления при потере доверия к ряду значимых социальных ценностей. Среди «факторов риска» можно назвать и потребность установить пределы своих возможностей, тягу к рискованным ситуациям, стремление выйти за границы допустимого и возможного.

Наркомания на сегодняшний день – одна из главных проблем всего мирового сообщества. Жертвами наркомании могут стать практически все, но в большей степени это касается людей молодого возраста: юношей, подростков и даже младших школьников. Пристрастие к наркотикам оборачивается трагедией для самих наркоманов, горем для их родителей и массой серьезных проблем для учителей, воспитателей. Проблемы эти при всей их серьезности и даже трагичности очень деликатны и требуют осторожного, взвешенного подхода. Для этого необходимы знания. Без знаний обычные для взрослых эмоциональные реакции, возникающие при обнаружении признаков наркомании и токсикомании (гнев, стыд, отчаяние, страх, чувство беспомощности), могут стать плохими помощниками в поисках выхода из создавшегося положения.

В дальнейшем мы планируем продолжить исследование проблемы наркомании, уделив при этом особое внимание системе профилактической работы в общеобразовательном учреждении, а так же определить роль и место психологической службы в профилактике наркомании.


Список литературы

1. Баймухаметов, С. Т. Сны золотые: Исповедь наркоманов./ С.Т.Баймухаметов – М.: Знание, 1998. – 190 с.

2. Бездна: Бич ХХ века: пьянство, наркомания, СПИД / Сост. С.Артюхов; Предисл. Ч.Айтматова. – М.: Мол.гвардия, 1988. – С.102 – 242.

3. Безруких, М.М., Все цвета, кроме чёрного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов/ М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова – М.: Вентана-Графф, 2003. – 64с.

4. Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях./С.Б.Белогуров – СПб.: ООО «Издательство «Пионер», 2000. – 365с.

5. Братусь, Б.С. Аномалии личности/Б.С.Братусь - М.: Издательский центр «Академия», 1988. – 302с.

6. Братусь, Б.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма/Б.С.Братусь, П.И.Сидоров – М.: Издательский центр «Академия», 1984. – 144с.

7. Брюн, Е.А. Введение в антропологическую наркологию// Вопросы наркологии. – 1993. - №1. – С.72-78.

8. Гурьева, В.А. Психопатология подросткового возраста/ В.А.Гурьева, В.Я.Семке, В.Я.Гиндикин – Томск, 1994. – 310с.

9. Данилин, А.Г., Героин. Советы врачей для подростков и их родителей./А.Г.Данилин, И.В. Данилина – Нижний Новгород, 2001. –183 с.

10. Данилин, А.Г. Как спасти детей от наркотиков/ А.Г.Данилин, И.В.Данилина – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 342с.

11. Ерышев, О.Ф. Жизнь без наркотиков. / О.Ф.Ерышев – СПб.: ООО «Издательство «Пионер»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 160с.

12. Если случилась беда: методические рекомендации для учителей, психологов, социальных работников, родителей / Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 40с.

13. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений/Автор-составитель Ю.В.Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 125с.

14. Классные часы на тему: «Профилактика вредных привычек». 9-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением/Автор-составитель Р.А.Кострыкин. – М.: Глобус, 2008. – 111с.

15. Колесов, Д.В. Антинаркотическое воспитание: Учеб. пособие. – 4-е изд., испр. / Д.В.Колесов – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 224с.

16. Комиссаров, Б.Г. SOS. Наркомания./Б.Г.Комиссаров, А.А.Романенко – Ростов-на-Дону, 2000. – 167.

17. Куленич, Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы/Г.Г.Куленич – М.: ВАКО, 2009. – 208с.

18. Левин, Б.М. Наркомания и наркоманы: Книга для учителя/ Б.М.Левин, М.Б.Левин – М.: Глобус, 1991. – 254с.

19. Личко, А.Е. Подростковая наркология/А.Е.Личко, В.С.Битенский – Л., 1991. – 304с.

20. Макеева, А.Г. Все цвета, кроме чёрного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: метод. пособие для учителя 10-11 кл./ А.Г.Макеева, под ред. М.М.Безруких. – М.: Просвещение, 2005. – 64с.

21. Менделевич, В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты)/В.Д.Менделевич – М.: МЕДпрессинформ, 2003. – 328с.

22. Менделевич, В.Д. Психиатрия и наркология. Учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений/В.Д.Менделевич, С.Я.Казнцев, Е.Г.Менделевич, Р.Г.Садыкова/ под ред. проф. В.Д.Менделевича. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368с.

23. Менделевич, В.Д. Психические болезни с курсом наркологии: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.Д.Менделевич, С.Я.Казанцев, Е.Г.Менделевич, В.А.Евплов; Под ред. В.Д.Менделевича. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.193 – 227.

24. Мифы и реальность // Айболит. – 2002. – № 24. – С.1.

25. Моё здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе/ автор-составитель П.П. Кучегашева, Ю.В. Науменко, И.В. Федоскина; под ред. Ю.В. Науменко. – М.: Глобус, 2008. – 236с.

26. Надеждин, А.В. Феноменология и психопатология расстройств общего чувства при опийной наркомании/ А.В.Надеждин – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – 150с.

27. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под общ. ред. д-ра социологич. наук, проф. А.Н. Гаранского. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352с.

28. Наркомания и незаконный оборот наркотиков. Вопросы теории и практики противодействия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ под ред. С.Я.Лебедева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 319с.

30. Наркомания – это беда, наркомания – путь в никуда! (информационно-методический материал для педагогов, воспитателей и родителей)/ Под ред. И.О. Таенковой. Изд-во: Краевой молодёжный социальный медико-педагогический центр, Хабаровск. – 2007 г. – 52с.

31. Особенности алкогольной и наркотической зависимости у подростков: методические рекомендации для врачей, педагогов и родителей/Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 24с.

32. Пивной алкоголизм – беда молодых: методические рекомендации для учителей, психологов, социальных работников, родителей/Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 12с.

33. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий./ Сост. и ред. Ю.В. Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 250с.

34. Пятницкая, И.Н. Наркомания/И.Н.Пятницкая – М.: Издательский центр «Академия», 1994. – 265с.

35. Пятницкая, И.Н. Подростковая наркология: Руководство для врачей/ И.Н. Пятницкая, Н.Г. Наденова – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008. – 256с.

36. Соломзес, Д. Наркотики и общество./ Д. Соломзес, В. Чеурсон, Г. Соколовский – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 234с.

37. Фридман, Л.С. Наркология./ Л.С.Фридман, Н.Ф.Флеминг, Д.Г.Роберт, С.Е. Хайман – М.: СПб, 1998. – 289с.

38. Что нужно знать о гашишной наркомании: методические рекомендации для врачей и педагогов/Министерство здравоохранения Хабаровского края, Государственное учреждение здравоохранения «Краевая психиатрическая больница», Хабаровск. – 2009г, 28с.


Всех уровнях власти проводить более принципиальную, более эффективную и обдуманную политику, направленную, прежде всего на предупреждение наркопреступлений, на профилактику наркотизации среди несовершеннолетних и молодёжи. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ угроз национальной безопасности Российской Федерации показывает, что главные из них в настоящее время и в обозримой перспективе носят преимущественно...

– патологическая зависимость от наркотических препаратов у лиц подросткового возраста. Развивается в результате взаимодействия психологических, биологических и социальных факторов. Отличительными особенностями подростковой наркомании являются: быстрое возникновение психопатологических нарушений, грубые личностные изменения, препятствующие последующей адаптации к взрослой жизни и выраженное негативное влияние на все органы и системы. Диагноз устанавливают на основании опроса, осмотра, беседы с родственниками и результатов тестов. Лечение комплексное, включает в себя детоксикацию, психотерапию и фармакотерапию.

Общие сведения

Причины подростковой наркомании

Исследователи различают три группы факторов развития подростковой наркомании: биологические, психологические и социальные. К числу биологических факторов относятся наследственно обусловленные особенности обмена нейромедиаторов в головном мозге, способствующие быстрому привыканию и стремительному формированию компульсивного влечения. Вероятность возникновения подростковой наркомании выше у лиц с акцентуациями характера и психопатиями , сопровождающимися расстройствами влечений, а также у больных олигофренией , шизофренией и маниакально-депрессивным психозом .

Психологическими факторами развития подростковой наркомании являются недостаточная психологическая зрелость, отсутствие четких жизненных ориентиров, слабость воли, стремление к удовольствиям и потребность немедленно получить желаемое без учета последствий. Толчком к возникновению подростковой наркомании часто становятся психологические проблемы, обусловленные как искажениями воспитания и нездоровой семейной атмосферой, так и возрастными эмоциональными и психологическими особенностями пубертатного периода.

Подростковый возраст – период быстрого изменения тела, психики, гормонального фона, социального положения, семейных отношений и образа себя. Быстрые перемены создают благоприятные обстоятельства для развития подростковой наркомании. Ребенок превращается во взрослого, этот процесс сопровождается бунтарством, борьбой за независимость, резкими колебаниями самооценки от «я ничтожество» до «я невероятно крут», потребностью в необычных новых впечатлениях, активным построением социальных контактов и повышенной конформностью по отношению к ровесникам.

К числу социальных причин возникновения подростковой наркомании относят желание «не отставать» от других членов группы, потребность повысить свой статус и произвести впечатление на окружающих. Определенное значение имеют культурные особенности среды – как семейной, так и социальной. Подростковая наркомания чаще развивается при отсутствии достаточного контроля со стороны родителей и вхождении в асоциальные группы. При этом специалисты отмечают, что периодическое потребление без развития выраженной зависимости обычно в большей степени обусловлено социальными факторами, а тяжелая подростковая наркомания – психологическими и биологическими.

Стадии подростковой наркомании

Выделяют четыре стадии развития подростковой наркомании. Первая стадия – первый прием (или несколько приемов) наркотика. Подросток употребляет наркотический препарат «за компанию», провоцируемый более опытными сверстниками или ребятами постарше. Зависимости не возникает, эйфория на этом этапе подростковой наркомании слабо выражена. Нередко преобладают неприятные физиологические эффекты, характерные для первого употребления психоактивных веществ. Основное значение первой стадии – устранение психологического барьера, исчезновение внутреннего запрета на прием наркотиков. На этой стадии подростковой наркомании у многих пациентов формируется представление о безопасности наркотического вещества.

Вторая стадия – возникновение эйфории. Подросток начинает чувствовать эйфорию в состоянии интоксикации и начинает рассматривать прием наркотика, как способ быстро и без особых усилий получить удовольствие. Наркотическая зависимость на этой стадии подростковой наркомании отсутствует, продолжение употребления обусловлено приятными ощущениями и потребностью быть частью группы, разделять ее интересы.

Третья стадия подростковой наркомании – развитие психической зависимости. При слишком долгом перерыве между приемами подросток чувствует раздражительность, тревогу и беспокойство. Теперь поводом для дальнейших употреблений становится не только эйфория, но и потребность устранить неприятные ощущения.

Четвертая стадия подростковой наркомании – возникновение физической зависимости. При отмене наркотического препарата возникают очень неприятные, порой болезненные вегетативные и соматические симптомы (ломка). Проявления абстинентного синдрома зависят от характера употребляемого психоактивного вещества.

Признаки подростковой наркомании

Клинические проявления подростковой наркомании варьируются в зависимости от вида наркотика, однако есть определенные общие признаки, позволяющие родителям заподозрить наркоманию у подростка. Первым признаком становится изменение поведения. Ребенок быстро теряет интерес к учебе, снижается успеваемость. Больной подростковой наркоманией отдаляется от одноклассников, перестает посещать кружки и секции. Он уклоняется от рассказов о своем времяпрепровождении или говорит неправду о том, где был и что делал. Он мало бывает дома, проводит время с новыми друзьями, неизвестными родителям.

Ухудшаются семейные отношения. Подросток, страдающий наркоманией, отдаляется от других членов семьи, проявляет агрессию и раздражительность, уклоняется от выполнения домашних обязанностей, перестает подчиняться, нарушает прямые указания, любым способом пытается уйти из дома. Если родители запрещают покидать дом или общаться с новыми друзьями – убегает, иногда на несколько дней. Изменяется психологическое и эмоциональное состояние. В течение дня настроение больного подростковой наркоманией колеблется, периоды высокой подвижности и неадекватного веселья сменяются заторможенностью, пассивностью и безразличием, которые могут переходить в агрессию.

Настораживающими признаками, заставляющими заподозрить наличие подростковой наркомании, являются внезапно появившаяся привычка всегда, вне зависимости от погоды, носить одежду с длинными руками, а также ухудшение внешнего вида: ощущение общей неряшливости, отечность кистей рук, сухость волос , бледный или сероватый оттенок кожи. О подростковой наркомании могут свидетельствовать нарушения координации и невнятная речь при отсутствии запаха алкоголя, стремление до минимума сократить любые контакты с родителями, исчезновение денег и пропажа вещей.

В разговорах с друзьями ребенок, страдающий подростковой наркоманией, может употреблять такие слова, как «космос», «мулька», «эфенди», «джеф», «коктейль», «винт», «лошадка», «кислота», «марафет», «терьяк», «султыга», «чек», «соломка», «химка», «опилки», «травка». В среде больных подростковой наркоманией также часто используются слова «крэк», «марафет», «ханка», «анаша», «дурь», «план» и «ширнулся», однако в последние годы они стали хорошо известны благодаря фильмам и сериалам. Подростки это прекрасно знают и потому избегают использовать подобный сленг при родителях, находя новые слова и выражения для обозначения наркотиков.

В мусорном ведре, ящиках стола, сумке и карманах ребенка, страдающего подростковой наркоманией, можно обнаружить коробочки с маком (цельным или измельченным, в виде светло-коричневой массы), кусочки прозрачной пленки с коричневым веществом, смолообразное коричневое вещество (опий), зеленоватые бруски или комочки с пряным запахом (гашиш), зеленоватую измельченную массу с пряным запахом (марихуана), различные лекарственные препараты в порошках, флаконах и ампулах. У больного подростковой наркоманией также могут быть найдены приспособления и химические вещества для приготовления и приема наркотиков: марганцовка, ложка с обломанной ручкой, шприцы, иглы, обожженные купюры (их используют в качестве мундштука при курении марихуаны), посуда для проведения химических опытов и т. д.

Последствия подростковой наркомании

Наркотические препараты крайне негативно влияют на незрелую репродуктивную систему подростка. У каждой третьей девочки, принимающей героин , прекращаются менструации, в остальных случаях, как правило, наблюдаются нарушения менструального цикла . При подростковой наркомании, как у девочек, так и у мальчиков, возникают патологические изменения, приводящие к бесплодию и увеличивающие риск развития уродств плода. Из-за расстройств белкового обмена нарушается нормальный рост мышц. В результате интоксикации возникают поражения печени и неврологические расстройства.

Страдает психика, волевая и эмоциональная сфера. Подростковая наркомания влечет за собой повышение криминогенной активности. Чтобы раздобыть деньги для приобретения наркотических препаратов, подростки могут начать воровать, грабить, заниматься проституцией или стать мелкими дилерами, распространяющими психоактивные вещества среди сверстников. Характерная для подростковой наркомании неразборчивость при выборе половых партнеров оборачивается нежелательными беременностями, распространением сифилиса , ВИЧ , гонореи и других инфекций, передающихся половым путем. Риск развития сифилиса, ВИЧ и гепатита В еще больше увеличивается при инъекционном способе употребления.

Диагностика и лечение подростковой наркомании

Диагноз выставляется на основании внешних признаков, беседы с больным и его родственниками и специальных тестов. При осмотре пациентов с подозрением на подростковую наркоманию обращают особое внимание на локтевые сгибы и внутреннюю поверхность бедра (возможные места инъекций) и на слизистую оболочку носа (возможны повреждения при вдыхании наркотика). Следует учитывать, что подростки обычно категорически отрицают употребление наркотических препаратов, а внешние признаки при небольшой длительности подростковой наркомании могут отсутствовать. Самым надежным методом диагностики является тестирование: тесты на наличие наркотических веществ, анализ волос на наркотики, определение антител к наркотическим веществам и т. д.

Тактику лечения подростковой наркомании определяют с учетом вида наркотика, длительности и тяжести наркотизации. При периодическом употреблении возможно амбулаторное лечение, при развитии психической и физической зависимости требуется длительная госпитализация в стационар или реабилитационный центр . Больным подростковой наркоманией проводят детоксикацию , затем осуществляют медицинские мероприятия по коррекции работы всех органов и систем.

Пациентов направляют на групповую и индивидуальную психотерапию . Важнейшим элементом лечения детей, страдающих подростковой наркоманией, является изменение круга общения, прекращение контактов с друзьями и знакомыми, употребляющими наркотики. Прогноз зависит от вида и тяжести подростковой наркомании, длительности употребления, наличия первичных и вторичных психопатологических изменений, атмосферы в семье, степени нарушения соматического здоровья и некоторых других факторов.

Подростковая наркомания не является обособленным явлением, она представляет собой проблему семьи, самого индивидуума и в целом социального окружения. Именно вследствие этого предупреждение такой страшной беды основывается на комплексном всестороннем подходе. Наркомания в подростковом возрасте характеризуется специфическими особенностями. Сегодня основополагающая проблема наркомании в социуме заключается не исключительно в пагубной привычке, а в моде на прием различных средств, вызывающих зависимость. Ведь, к сожалению, для нынешних подростков употребление наркотических препаратов стало своеобразной традицией. Статистика подростковой наркомании утверждает, что 20% девушек и 56% подростков принадлежащих к сильному полу, хотя бы раз употребляли вещества наркотического воздействия.

Детская наркомания характеризуется тесной взаимосвязью непосредственно с переходным этапом завершения периода детской беззаботности и вхождение во взрослое существование. Молодому неожиданно приходится самостоятельно принимать решения и возлагать за них ответственность на себя. Вследствие этого, если родители не смогли воспитать в подростке ответственность, то подростковая зависимость может оказаться гораздо ближе для них, чем хотелось бы. Установлено, что подростковый алкоголизм и наркомания являются итогом подросткового стремления казаться старше. К сожалению, наркомания в подростковой среде сегодня является своеобразной возможностью проявить собственную «крутость» и не отставать от товарищей.

Причины подростковой наркомании

Большинство нарушений в поведении несовершеннолетних (кроме случаев психических недугов) порождено неправильным родительским воспитанием. Нередко родители совершенно некритичны к собственным моделям воспитания. Зачастую они возлагают вину за эту пагубную привычку либо на самого подростка, либо его на товарищей, которые якобы пристрастили его.

Подростковый алкоголизм и наркомания давно уже стали социальными проблемами. Рост количества алкоголиков и наркозависимых в подростковой среде создает предпосылки к социальной угрозе мирового масштаба. Согласно информации всемирной организации здравоохранения, алкоголизм и наркомания являются третьими по частоте причинами смертности. Статистика подростковой наркомании и алкоголизма свидетельствует, что 80% взрослых лиц, страдающих алкоголизмом или наркозависимостью, начали свою пагубную «карьеру» именно в пубертатном периоде.

Факторов, провоцирующих подростков на эксперименты с приемом различных наркотических средств, существует множество, но в общем можно выделить две большие группы.

Личностные расстройства и заболевания психики подростка, вследствие которых он не в состоянии самореализоваться другим способом, кроме как прием спиртосодержащих напитков или употребление наркотиков, относят к первой группе. В пубертатном периоде подростки могут быть повержены множеству недугов, затрагивающих психику. Причем некоторые из таких недугов впервые обнаруживаются именно в переходном периоде, вследствие того, что происходит гормональное переустройство организма, провоцирующее обострение скрытых заболеваний и появление новых. Другие заболевания носят врожденный характер и в период переустройства организма могут стать более выраженными. Так, например, представляющая собой врожденное расстройство личности, от которого страдает сама личность и общество. Такие врожденные расстройства или приобретенные аномалии характера ведут к дисгармоничному формированию личности и расстраивают ее социальную адаптацию.

Большим значением для формирования расстройства поведения у подростка, страдающего вышеотмеченными аномалиями, обладает неблагоприятное воздействие среды, например, недостаток воспитания.

Если в семье коррекцией аномального поведения ребенка никто не занимается, вследствие того, что родителям интереснее пьянствовать или они озабочены только материальным обеспечением, если подросток воспитывается в атмосфере постоянных скандалов или в неполной семье, то акцентуации или психопатические аномалии характера только усиливаются. Акцентуацией характера называют индивидуальные ярко выраженные черты, которые еще не являются патологией. Акцентуации как бы являются границей между нормой и психопатией. В целом вариации акцентуаций характера аналогичны психопатическим чертам (возбудимость, истеричность, и др.), но при этом все особенности проявляются не столь резко. Также при акцентуации не наблюдается серьезное нарушение , как при психопатиях.

И пограничное умственное недоразвитие тоже могут способствовать ранней наркомании и употреблению спиртных напитков. Такие подростки не способны верно оценивать следствия собственных действий, легко внушаемы, вследствие чего попадают под влияние окружения и больше подвержены негативному воздействию, чем позитивному. Все это и формирует благодатную почву для подражания ровесникам, которые были замечены в злоупотреблении спиртными напитками и наркотиками.
Также подростки, склонные к приему наркотических препаратов, могут иметь и тяжелые психические недуги, такие как: или . Они выражаются в психических аномалиях, создающих фундамент для употребления спиртосодержащих напитков и наркотиков.

Специфические особенности поведения относят ко второй группе факторов, провоцирующих подростков на чрезмерное употребление алкоголя или наркотических препаратов. Подростковому возрасту присущи свои специфические поведенческие черты, вследствие наличия которых ребенку сложно противостоять отрицательному воздействию.

Пубертатному периоду характерны специфические реакции на внешние воздействия различной направленности и расстройства в поведенческой функции, которые могут наблюдаться у здоровых детей, а могут являться проявлением имеющегося психического недуга. Зачастую подобные нарушения присущи молодым людям с наличием различных акцентуаций характера или психопатии.

Подростковая наркомания и токсикомания, как правило, является следствием нарушения поведения. Большинство нынешних подростков являются акселератами в физическом развитии, но многие из них в поведенческих реакциях и эмоциональных проявлениях остаются инфантильными. Другими словами, внешне они выглядят вполне сформированными, взрослыми, но поведение их и эмоциональное реагирование остается на уровне детского. У них наблюдается превалирование детских интересов и изменчивость эмоциональных проявлений, незрелость функций психики, подверженность негативному воздействию, склонность к копированию поведения значимых лиц, беспечность, легкомысленность, неумение правильно оценивать плоды собственных деяний, незрелость чувства ответственности, наряду с высоким ростом и кажущейся «взрослостью».

Такие подростки не всегда могут критически оценить себя и собственные действия. Они стремятся к независимости, однако не могут самостоятельно себя финансово обеспечить, вследствие чего зависят от родственников. А в школьной среде им приходится подчиняться требованиям педагогов. Поэтому они стремятся компенсировать собственную зависимость вне школьных стен и домашней среды, в подростковых группировках, где каждый устремлен на демонстрацию товарищам собственной «крутости» и завоевание «авторитета» методами и средствами доступными ему. Такие методы обязательно будут популярными в данной конкретной группе, но существенно будут отличаться от требований, выдвигаемых школой и родителями.

Проблема подростковой наркомании

Сегодня наркомания в подростковой среде представляет собой серьезную проблему, которой нужно противостоять на всех стадиях ее возникновения, начиная с ликвидации незаконного оборота наркотических веществ и заканчивая работой профилактического характера в учебных учреждениях и семьях. К сожалению, профилактика подростковой наркомании на практике малоэффективна. Так как на определенном этапе подросткового развития среда сверстников оказывает большее воздействие, чем взрослое окружение. И пока для детей прием наркотических веществ будет олицетворять проявление самостоятельности и собственной «крутости», ситуация с наркоманией в мире не изменится.

Подростковая наркомания и токсикомания в обществе приобрела однозначно отрицательное и отвергающее отношение, которое связано с неведением и непониманием такого явления, как наркомания. перед неведомым, а потому и пугающим, тревога за детей, боязнь наркомафии, ужасающая статистика, сложившиеся стереотипы – все это вместе ведет к резким реакциям отторжения в социуме и изгнания наркоманов-подростков обществом. Подросток, отверженный в семье, коллективе ровесников и изгнанный обществом оказывается на вершине пропасти. И единственной средой, где его принимают без обвинений, и отторжения является среда, с доминирующей культурой, основывающейся на потреблении наркотических или иных психоактивных веществ. Выживание из так называемого «нормального» социума приговаривает подростка-наркомана к существованию в окружении, которое в психологическом плане разрушает интенсивнее, чем наркотические вещества, но вне которого он уже не в состоянии жить. Подобным образом, организовывается особая субкультура наркозависимых лиц с характерными принципами жизни, идеологией, системой ценностей, речью, атрибутикой, мифами.

Наркомания в подростковом возрасте сегодня стала трагедией, охватывающей весь мир. К сожалению, она является неотъемлемой частью бытия. Поэтому необходимо понимать, что последствия подростковой наркомании – это деградация социума, что в конечном итоге повлечет вымирание человечества. Порицание и общественное отторжение подростков-наркоманов не решит проблему наркотизации молодого поколения.

Профилактика наркомании в подростковой среде

За последние столетье наркомания перешла из явления, бывшего предметом изучения психиатрии, в разряд так называемых болезней общества и стала общесоциальной проблемой. Поэтому важнейшей задачей современного общества является профилактика подростковой наркомании. Однако, ошибочно полагать, что с подобным явлением должно бороться исключительно общество.

Профилактика подростковой наркотизации, помощь подросткам-наркоманам, противостояние этому страшному недугу является задачей каждого члена социума. Ведь последствия подростковой наркомании затрагивают не только исключительно семьи, которых постигла эта страшная беда, но и их окружение.

Основные задачи психологического подхода и педагогического воздействия в сфере профилактики наркозависимости лежат в формировании у молодежи адекватного уровня , выработке навыков коммуникативного взаимодействия и умений противостоять давлению сверстников, адаптации к изменяющимся обстоятельствам и формировании социальной гибкости.

Профилактика подростковой наркотизации заключается в проведение комплекса мероприятий политического и экономически-правового характера, социальной, медико-педагогической, культурной, физкультурно-оздоровительной направленности, которые целеустремленны на предупреждение зарождения и распространения такого страшного явления, как наркомания.

Лечение подростковой наркомании должно быть:

— индивидуализированным, учитывающим все особенности пациента, которые включают личностные характеристики, вид наркотика, социальные условия и др.;

— продолжительным и непрерывным;

— комплексным;

— ориентированным на всецелом воздержании от употребления любых веществ психоактивной направленности, включая алкоголь.

Лечение подростковой наркомании непосредственно зависит от времени выявления и оперативности начала терапии. Своевременность обнаружения является задачей взрослого окружения подростков, особенно педагогов и родителей.

Наркомания (от греч. «нарко» – помрачение сознания и «маниа» – страсть) – это пристрастие, привыкание к таким вредным веществам, как кокаин,опий, морфин, индийская конопля (гашиш, анаша, марихуана) и др.

Пристрастие, например, к опию и его препаратам (морфин, кокаин) возникает через неделю – месяц после начала регулярных приемов наркотиков. Постепенно организм требует нарастания доз, иногда в сотни раз превышающего смертельные для обычного человека.

Хроническое употребление наркотика приводит к физическому истощению, ослаблению или исчезновению половой потенции, нарушению менструального цикла, деградации личности с сужением круга интересов, падению энергии.

Если наркоман лишается привычной дозы, то через несколько часов возникают абстинентные явления: общее недомогание, учащение ритма сердца, дыхания, расширение зрачков, тошнота, рвота, понос, слюно- и слезотечение, бессонница, сильные боли в суставах, потливость, истерические реакции с агрессивностью либо, напротив, депрессия. Эти симптомы могут сохраняться в течение 5 – 10 дней.

Употребление наркотиков ведет к тяжелым правонарушениям, часто лежит в основе проституции.

Таковы тяжелые последствия наркомании. Известно, что на протяжении многих лет эта проблема нас мало волновала. Наркоманов в миллионных городах насчитывались единицы, и эта статистика являла картину благополучия. И лишь недавно мы были вынуждены признать, что наркомания превратилась в серьезную проблему.

Что же толкает людей, особенно молодежь, на добровольное сумасшествие? Неуверенность в завтрашнем дне, житейская неустроенность, чувство одиночества, промахи в воспитании? Вот факты: более половины наркоманов выросли во вполне благополучных семьях, в отнюдь не коммунальных квартирах, ни в чем не нуждались. Большинство молодых людей имели среднее и незаконченное высшее образование.

Ученые, врачи, социологи говорят о нескольких причинах распространения наркомании в современном обществе.

Первая – гедонизм, т. е. гипертрофированное желание получать удовольствия, душевный инфантилизм, тяга к запретному плоду и неумение вследствие невоспитанности (!) владеть своей волей, привычка безотказно получать в семье все, что заблагорассудится. Такая молодежь и думать не думает, что социальное благоденствие следует постоянно оплачивать собственным честным трудом. От бездействия к «балдению» – один шаг...



Вторая причина – невежество родителей и их детей: 90 % больных, впервые потянувшись к яду, не знали о пагубных последствиях наркомании – атрофии мозга, шизофрении и других психозах, импотенции, предраковых процессах в легких, поражении крови, деградации личности, которая наступает в 15 – 20 раз быстрее, чем при алкоголизме.

Подросток, раз попробовав наркотик, как правило, стремится к второй, третьей, четвертой дозе, теша себя иллюзией, что всегда успеет остановиться. Но поздно... В организме наркомана рано включаются тонкие химические и физические процессы, отказаться от очередного приема яда человек уже не может. Так за несколько недель возникает психологическая и физическая зависимость от наркотиков, начинается путь, в конце которого бездна.

Третья причина – неумение или нежелание родителей, воспитателей организовать полноценный досуг молодых людей. Наркомания – это трагедия молодого человека, не сумевшего реализовать свои возможности, серьезный повод задуматься и об интересах молодежи, и о работе всевозможных клубов, спортивных секций и других учреждений, ответственных за организацию молодежного досуга.

Четвертая причина – отсутствие доверия, эмоциональных связей между взрослеющими детьми и их родителями, особенно отцами. Они часто не утруждают себя попытками всмотреться в душу своего ребенка, откровенно с ним поговорить, предостеречь, дать добрый совет, отвлечь от дурных мыслей. А дети в свою очередь уходят в себя, стремятся установить доверительные отношения прежде всего со сверстниками или старшими товарищами, поведение которых может быть далеко не всегда безупречным.

Следовательно, взаимопонимание между «отцами» и «детьми» – это такая семейная ценность, беречь которую надо, не жалея сил и времени.

49.социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними употребляющие наркотические вещества .

С целью предотвращения употребления наркотиков в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования проводится профилактическая работа.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждения развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).

Любая профилактическая программа или проект должны включать в себя определенные виды деятельности по каждому из следующих направлений:

Распространение информации о причинах, формах и последствиях потребления наркотических средств;

Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, умение принимать правильное решение;

Предоставление альтернативы наркотизации;

Коррекция социально-психологических особенностей личности;

Целевая работа с группой риска (определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам);

Тесное взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу.

Профилактические программы в школе должны соответствовать ряду правил:

1. Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы.

2. Просветительские программы необходимо вести на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.

3. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.

4. Предоставляемая информация должна быть уместной и давать знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества.

5. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики в моменты стресса, изоляции и жизненных неудач.

6. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (возраст, пол, убеждения).

7. Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотической деятельности.

При организации профилактики в образовательном учреждении можно выделить два этапа: подготовительный этап и этап реализации программы профилактики.

Подготовительный этап дает возможность оценить проблему, определить стратегию профилактических мероприятий, выбрать наиболее эффективные методы, и самое главное – подготовить благоприятную среду для дальнейших действий. С этой целью администрации ОУ необходимо организовать проведение среди педагогического коллектива специальных семинаров по проблемам наркоманий. Кроме этого из числа специалистов, работающих в образовательном учреждении должна быть создана группа, активно действующая в рамках проводимой профилактической работы, координирующая ее и оценивающая эффективность проводимых мероприятий. Участники этой группы должны пройти специальную подготовку.

Наркомания - болезнь молодого поколения. По статистике, более 70% наркоманов нашей страны — это дети и молодые люди от 14 до 28 лет. Из-за доступности современных наркотиков подростковая наркомания «молодеет» с каждым годом. 50% мальчиков и 20% девочек получают свой первый опыт употребления уже в школе. К счастью, в наших силах выявить болезнь на раннем этапе развития и избежать тяжелых последствий.

Чем опасна подростковая наркомания?

Организм и психика подростка не сформированы полностью, поэтому употребление ПАВ в подростковом возрасте имеет ряд особенностей:

  • Ускоренное привыкание. В отличие от взрослого, организм подростка переживает глобальные изменения и более уязвим для наркотиков. Привыкание к ним наступает значительно быстрее.
  • Неразборчивость. Чтобы почувствовать наркотический эффект, подростки используют аптечные и бытовые средства. Например, популярный у молодежи наркотик Крокодил - Дезоморфин - готовят из кодеиносодержащих таблеток, бензина и бытовых растворителей. Он мучительно убивает человека всего за 1-2 года.
  • «Вирусная» природа. Наркотики - важная часть подростковой субкультуры, их прием вызывает уважение сверстников. В таких условиях зависимость превращается в эпидемию - дети быстро знакомят друг друга с запрещенными веществами.
  • Доступность. Сегодня любой школьник может позволить себе недорогой синтетический наркотик, просто сэкономив на обедах. А темный интернет и системы автошопов позволяют получить дозу практически мгновенно.
  • Высокая смертность. Передозировки, самоубийства, драки, смерть от патологий внутренних органов - наркомания выступает одной из главных причин подростковой смертности в России. По статистике, 50% наркоманов погибают уже после полугода регулярного употребления.

Последствия для здоровья

Главная опасность подростковой наркомании — угроза здоровью и жизни детей, ведь у них появляются серьезные патологии:

В репродуктивной системе У трети зависимых девочек прекращаются менструации, у всех остальных менструальный цикл серьезно нарушается. У обоих полов наблюдаются патологии половых органов, которые приводят к бесплодию.

В опорно-двигательной системе В период максимально бурного роста наркотики нарушают белковый обмен, который отвечает за рост и развитие мышц. Появляются заболевания опорно-двигательного аппарата, замедляется или останавливается рост.

В печени и почках Отравления сильными токсинами вызывают сбои в работе этих органов, и через некоторое время возникает хроническая почечная и печеночная недостаточность.

В иммунной системе Регулярная интоксикация и острая нехватка витаминов разрушают иммунитет. К тому же, подростки редко заботятся о своей безопасности — у них высок риск заражения ВИЧ, СПИД и гепатитами.

Раннее употребление наркотиков сказывается и на психике. Развивается асоциальное расстройство — подросток становится импульсивным и агрессивным, отрицает моральные нормы общества, идет на преступления: грабежи, убийства, продажу наркотиков, проституцию. После продолжительного приема появляется депрессия с навязчивыми мыслями о суициде.

Факторы детской наркомании

Генетика

Тяга к психостимуляторам может передаваться по наследству: генетические особенности работы нейромедиаторов мозга приводят к сильному влечению и ускоренному привыканию к наркотикам.

Аллергия и гормональный фон

Больной аллергией отличается от здорового тем, что реагирует на аллерген иначе. Для большинства людей наркотики — это яд, и попробовав один раз, они почувствует симптомы отравления. Но существуют люди с нарушениями гормонального фона. Для них наркотик — источник радости и удовлетворения, которых им так не хватает в трезвости. Вместо того, чтобы отвергать яд, их организм запоминает его как быстрый способ стать счастливым и требует все больше.

Нарушения психики

Риск стать наркоманом выше у детей с акцентуацией характера (чрезмерной выраженностью всех черт характера), шизофренией и маниакально-депрессивным синдромом, а также психопатией (чрезмерно импульсивное, агрессивное поведение и отказ от общественных норм).

Инфантильность

Подросток еще не сформировался как личность - он ищет себя, примеряет разные модели поведения, легко поддается влиянию. По этой причине дети часто не умеют говорить «нет», действовать осознанно и уважать свой выбор.

Безразличие к будущему

В погоне за минутным удовольствием подросток ведет себя слишком беспечно и не может оценить последствий своих поступков.

Отсутствие целей в жизни

Зависимость чаще появляется у детей, которым некуда деть свое время и энергию.

Низкая самооценка

Многие подростки не могут построить общение с ровесниками, ведут себя зажато, в результате чего терпят издевательства и травлю. Наркотики для них - способ сбежать от реальности или стать более уверенным.

Семейная атмосфера

Физическое, сексуальное и моральное насилие, конфликтная обстановка в доме побуждают человека искать утешения в наркотиках. А если у родственников есть вредные привычки, такой пример расширяет границы допустимого.

Воспитание

Излишняя строгость и тотальный домашний контроль заставляют подростка пробовать запрещенные вещества в знак протеста.

В молодежной среде наркотики считаются атрибутом смелого, стильного и популярного человека. Это способ поднять авторитет, произвести впечатление на ровесников или просто не выделяться из толпы.

Чаще всего на формирование зависимости влияет целый комплекс таких факторов, поэтому невозможно быстро выделить и устранить одну причину.

Кто в зоне риска?

В случае с подростковой наркоманией очень сложно определить, кто находится в зоне риска. Дети из неблагополучных семей пытаются сбежать от домашних проблем. В состоятельных семьях подростки приходят к наркотикам от чувства вседозволенности и жажды новых ощущений. Школьники с низкой успеваемостью могут попасть в компанию злоупотребляющих старшеклассников. А прилежные ученики выбирают путь наркомана в попытке расслабиться, избавиться от стресса и почувствовать себя на месте более «свободных» и популярных ровесников. Сколько детей, столько и мотивов. От наркозависимости не застрахован ни один ребенок, потому важно уделять время воспитанию и профилактике.

У подростка зависимость от наркотиков?Начните лечение в ближайшее время! Не откладывайте.

  • -- выбрать -- Время звонка - Сейчас 8:00 - 10:00 10:00 - 12:00 12:00 - 14:00 14:00 - 16:00 16:00 - 18:00 18:00 - 20:00 20:00 - 22:00 22:00 - 00:00
  • Заявка

Как понять, что ребенок стал наркоманом?

Внешние признаки

Покрасневшие глаза с неестественно расширенными или суженными зрачками

Чрезмерно жирная или сухая кожа нездорового цвета, с неестественными для подростка высыпаниями

Тошнота, диарея, расстройство аппетита

Постоянная жажда и повышенное потоотделение

Хронический насморк и кашель из-за раздражения слизистых

Неопрятный внешний вид

Одежда с длинными рукавами в любую погоду

Запахи медикаментов, благовоний и паленой травы от волос и одежды

Расстройство сна

Нарушенная координация движений, необычная речь и мимика

Изменения в поведении и характере:

  • Резкие перепады настроения, вспыльчивость, агрессия.
  • Прогулы учебы, снижение успеваемости.
  • Депрессия и апатия, склонность к суициду.
  • Стремление скрыть личную жизнь и новых друзей.
  • Неуважение к родным, пренебрежение домашними обязанностями, ложь.
  • Немотивированные финансовые траты.

Атрибуты подростковой зависимости:

Для курения: странные трубки и колбы, прожженные пластиковые бутылки, подозрительные травы и порошки, обожженные листы бумаги и купюры.

Для инъекций: шприцы, пипетки, закопченные погнутые ложки, жгуты для вен, ампулы.

Медикаменты: обезболивающие, антидепрессанты, успокоительные, снотворные средства.

Стадии подростковой наркозависимости

Обычно употребление начинается в компании. Друзья предлагают просто попробовать, а подросток, как правило, соглашается — в этот момент он не видит связи между собой и опустившимися наркоманами, которые умирают в притонах. Он уверен, что сможет остановиться в любой момент. Но никто не предупреждает его, что наркозависимость развивается уже с первой дозы:

Если первый опыт подарил много незабываемых ощущений, подросток обязательно захочет повторить его.

За первой дозой следуют другие. Употребляя некоторое время, подросток замечает, что испытывает дискомфорт без наркотика. На этой стадии он принимает вещества не только из-за приятных ощущений, но и как «лекарство» от депрессии.

После длительного приема появляется стойкая зависимость. Чувство эйфории ослабевает и сокращается, а ломка сопровождается сильнейшими фантомными болями, поносом, рвотой, тяжелой депрессией с мыслями о суициде. Чтобы нормально функционировать, не чувствовать постоянной боли и подавленности, организм наркомана требует повышения дозы. Наркотик полностью встраивается в обмен веществ, и зависимый уже не способен на позитивные эмоции без допинга. На этом этапе наступают необратимые изменения в организме: разрушаются печень и почки, а иммунитет уже не способен защитить от простейших инфекций.

Так подросток приближается к последней стадии наркомании - смерти от передозировки , тяжелых заболеваний или самоубийства. Без помощи профессионалов остановить развитие болезни можно только на раннем этапе, когда у подростка еще не сформировалась стойкая психологическая зависимость.

Наркомания и токсикомания

Детская токсикомания распространена в России. По статистике, подростки начинают принимать ингалянты уже с 8-14 лет.

К счастью, признаки токсикомании легко заметить:

  • От одежды и волос пахнет краской, клеем, горючим.
  • Кожа сухая, с землистым оттенком.
  • Резко пропадает аппетит, падает вес.
  • Нарушается координация движений, речь становится невнятной.
  • Появляются слуховые, зрительные, тактильные галлюцинации.
  • Ребенка мучает тошнота, рвота и диарея.

Ингалянты - наиболее доступные наркотики. Дети с легкостью находят клей, ацетон, бензин, краску и бытовые растворители дома или в магазине. Такие ингалянты сжигают слизистую, вызывают патологии печени и почек, приводят к мучительной смерти от интоксикации. Поэтому при первых подозрениях стоит отвести ребенка к наркологу.

Как лечить подростковую наркоманию

Близкие могут повлиять на подростка только на первой стадии зависимости. Для лечения подростковой наркомании второй и третьей стадии необходима комплексная реабилитация в стационаре под наблюдением опытных наркологов и психотерапевтов. Курс реабилитации должен включать следующие этапы:

Детоксикация

Избавиться от физиологической зависимости помогает детоксикация - очищение организма от токсинов.

Реабилитация в стационаре

Когда подростка больше не беспокоит ломка, можно начинать лечение психологической зависимости в условиях стационара. При помощи методов групповой и индивидуальной психотерапии подросток учится осознавать и контролировать эмоции, принимать ответственность за свои поступки, справляться с переживаниями без помощи психотропных веществ.

Групповые занятия с психотерапевтом — один из самых эффективных методов на этом этапе. Работа в группе помогает подростку завязать новые знакомства, избавиться от одиночества и легче воспринимать процесс лечения.

Амбулаторное лечение

Подросток возвращается к жизни в обществе, но регулярно посещает психотерапевта и нарколога, чтобы закрепить результаты лечения в стационаре и предотвратить возможные срывы.

Ресоциализация

На этом этапе подросток восстанавливает отношения с родственниками и друзьями, учится проводить досуг в трезвости, строит планы на будущее.

Грамотная реабилитация также предполагает послелечебное сопровождение выпускников и бесплатную работу с родственниками.

Как защитить ребенка. Профилактика наркомании

Зависимость развивается, когда ребенок не чувствует себя счастливым и защищенным, пытается сбежать от школьных и семейных проблем. Чтобы уберечь его, родителям нужно как можно раньше начать профилактику в семье:

  • Отказаться от морального и физического насилия. Упреки, скандалы, угрозы, требования, телесные наказания - все это травмирует ребенка и отдаляет его от вас. А он должен видеть в вас друга и чувствовать себя рядом с вами в безопасности.
  • Создать комфортную атмосферу в доме. Избегайте бытовых ссор и резкой критики, учитесь спокойно решать конфликты и поддерживать родных.
  • Научить наслаждаться жизнью без наркотиков. Интересные хобби, совместные поездки, веселые семейные мероприятия помогают ребенку чувствовать себя любимым, а главное - учат получать удовольствие от трезвого досуга.
  • Показывать пример. Родители должны работать над собой: быть успешными и интересными людьми без зависимостей, иметь хобби, заниматься любимым делом - так они на личном примере докажут ребенку, что жизнь может быть полноценной и яркой без допинга.

Какие бы хорошие условия вы не создавали для ребенка, самым важным всегда будет ваша любовь и внимание. Проводите вместе с ним время, общайтесь, стройте доверительные отношения и дарите приятные эмоции. Тогда даже опыт первого употребления не вызовет в нем интереса, он итак будет чувствовать себя счастливым.

Наркомания: как действует болезнь и что необходимо для выздоровления?