Народы ссср в борьбе с немецкими фашистами. Экономика союзных республик в годы войны. Народы ссср на фронтах войны

Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

Многонациональный советский народ на фронтах войны. Планируя нападение на СССР, Гитлер считал, что многонациональная советская держава развалится под ударом его армий, «как карточный домик». Но этого не только не произошло, а наоборот, многонациональный советский народ еще больше сплотился в минуту смертельной опасности. Защита единого государства была воспринята в самых отдаленных уголках страны как национальная задача каждого из более чем 100 ее народов.

В рядах Красной армии с первых дней войны сражались представители всех народов (ХСР. С учетом возросшего в годы войны национального самосознания были созданы десятки национальных дивизий и бригад, в которых наряду с русскими, украинцами и белорусами сражались воины из числа народов Поволжья и Северного Кавказа, Крайнего Севера и Сибири, Закавказья и Средней Азии, Прибалтики и Дальнего Востока.

Среди защитников Брестской крепости, первыми принявших удар гитлеровских войск, сражались и погибли представители 30 национальностей. Дружба и взаимовыручка солдат различной национальной принадлежности в равной мере проявилась при защите общей столицы Москвы, столиц союзных республик Киева, Минска, Кишинева, Риги, Вильнюса, Таллина, центров автономных республик и областей - Майкопа, [розного, Нальчика, Черкесска, Орджоникидзе. Герои разных национальностей стояли насмерть, защищая Одессу и Севастополь, Киев и Харьков, Новороссийск и Сталинград, Смоленск и Тулу.

Подвиги русских героев А. М. Матросова, А. К- Панкратова, В. В. Васильковского, грудью закрывших амбразуры вражеских дзотов, повторили украинец А. Е. Шевченко, эстонец И. И. Лаар, узбек Т. Эрджигитов, киргиз Ч. Тулебердиев, молдаванин И. И. Солтыс, еврей Е. С. Белинский, казах С. Б. Бай-багамбетов, белорус П. В. Костючек, сотни бойцов других национальностей.

Представители 33 национальностей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра.

На территории Белоруссии боролись с противником партизаны и подпольщики более чем 70 национальностей СССР, на территории Украины - более 60.

За мужество и героизм звания Героя Советского Союза на фронтах войны были удостоены 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша, 43 азербайджанца, 39 башкир, 32 осетина, 18 марийцев и др.

Экономика союзных республик в годы войны.С первых дней войны дружба советских народов проявилась и в перестройке на военный лад экономики страны. Эвакуация предприятий в восточные союзные и автономные республики привела к перемещению вместе с ними миллионов беженцев. Их размещали в местных семьях казахов, узбеков, туркмен, киргизов, азербайджанцев и др., которые делили с эвакуированными русскими, украинцами, белорусами не только кров, но и пищу. Большинство из перемещенных в республики Закавказья и Средней Азии предприятий были оставлены в них после окончания войны, значительно укрепив экономический потенциал союзных республик.

Инициаторами важных починов в промышленности в годы войны выступали русская Е. Г. Барышникова и казах С. Бекбосынов, белорус Д. Ф. Босый и грузин Н. В. Геладзе, татарин Г. Б. Максудов и украинка Е. М. Чухнюк. В сельском хозяйстве колхозники разных национальностей равнялись на П. Н. Ангелину, Ч. Берсиева, М. И. Бровко, Д. М. Гармаш, П. И. Ковардак, Т. С. Мальцева и др.

Во всех национальных районах страны с первых дней войны ширилось движение людей разных национальностей по сбору денежных средств, одежды и обуви, продовольствия в помощь армии, беженцам и переселенцам. На средства народов страны в годы войны были построены 2,5 тыс. боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 военных катеров, созданы тысячи орудий и минометов.

С 1943 г. все народы СССР включились в движение за создание специального Фонда помощи освобожденным районам. Бои еще продолжались, а трудящиеся разных национальностей уже вели восстановление предприятий в автономиях Северного Кавказа, центральных областях России, на Украине и в Белоруссии.

Национальные движения в годы войны.Война вместе с тем вызвала оживление национальных движений, как правило, в тех районах страны, где политика властей в предвоенные годы вызывала наиболее сильный протест местного населения. Создавались и националистические организации, ставившие целью добиваться национальной независимости. Наиболее крупной из них была Организация украинских националистов (ОУН), действовавшая на Украине еще с конца 20-х гг. Аналогичные, но менее многочисленные организации действовали также в Западной Белоруссии, Прибалтике, Крыму, горных районах Чечено-Ингушетии.

С началом войны, особенно по мере приближения немецких войск, деятельность этих организаций активизировалась. Началось создание вооруженных отрядов для борьбы с Красной армией. На Украине ОУН создала собственную Украинскую повстанческую армию (УПА). Вооруженную борьбу против власти вели Крымский мусульманский комитет, Особая партия кавказских братьев (Чечено-Ингушетия) и др. Участились случаи нападения вооруженных националистических групп на отступающие или окруженные части Красной армии.

Немцы пытались поставить национальные движения в СССР под свой контроль, для того чтобы облегчить задачу военного разгрома Красной армии. Из пленных советских воинов, пожелавших сотрудничать с врагом, была сформирована Русская освободительная армия (РОА) под командованием генерала А. А. Власова, а также батальоны и полки из украинцев, крымских татар, некоторых народов Северного Кавказа. Многие из них возглавляли бывшие генералы и офицеры белых армий.

Однако, несмотря на принятые меры, немцам так и не удалось создать из национальных формирований достаточно серьезной военной силы и поколебать дружбу народов СССР.

Национальная политика.Активизация национальных движений не могла не вызвать еще большего ужесточения политики руководства страны. Любое проявление национальной специфики, а тем более вооруженного противодействия объявлялось предательством. Нередко в предательстве были обвинены не только те, кто действительно сотрудничал с немцами, а все представители данного народа.

В связи с этим в годы войны была осуществлена депортация целых народов и ликвидация ряда национальных автономий.

Летом 1941 г. «диверсантами и шпионами» было объявлено все немецкое население страны (почти 1,5 млн. человек), подлежавшее выселению в Сибирь и Казахстан. АССР немцев Поволжья была ликвидирована. Тогда же были депортированы в Сибирь более 50 тыс. литовцев, латышей, эстонцев.



В октябре 1943 г. были выселены в Казахстан и Киргизию почти 70 тыс. карачаевцев, а в Сибирь - 93 тыс. калмыков. Вскоре всего за сутки были погружены в товарные вагоны и отправлены на восток 40 тыс. балкарцев. Тогда же 15 тыс. балкарцев, воевавших па фронте, были сосланы в Казахстан прямо с фронта. Исключения не делали даже для Героев Советского Союза и партийно-государственного руководства автономных республик и областей. Отличие состояло лишь в том, что их везли к местам ссылки не в «теплушках», а в плацкартных или даже купейных вагонах.

23 февраля 1944 г. началась масштабная операция по депортации чеченцев и ингушей. Людей пригласили на митинги, посвященные Дню Красной армии, после чего поставили на колени и зачитали приказ о выселении. Им дали 15 - 20 минут, чтобы взять с собой узелок с едой и вещами, после чего погнали на железнодорожные станции и загрузили в товарные вагоны. Всего было вывезено на восток 650 тыс. чеченцев и ингушей. Вскоре была упразднена и сама Чечено-Ингушская АССР.

В апреле - мае 1944 г. были вывезены из Крыма в Узбекистан более 180 тыс. крымских татар. Вслед за ними были депортированы также армяне, болгары, греки. Частично переселением были затронуты также русские, украинцы, белорусы, осетины, абазины, аварцы, ногайцы, лазы, лакцы, тавлины, даргинцы, кумыки, дагестанцы.

В результате депортации погибло до 200 тыс. чеченцев и ингушей, половина всего калмыцкого народа, каждый второй балкарец, каждый третий карачаевец.

Такой подход Сталина к национальной политике не только не решил имевших место проблем в межнациональных отношениях, но и неизбежно вел к формированию в послевоенные годы повой волны национальных движений.

Таким образом, расчеты Гитлера на распад союзного советского государства под ударами вермахта не оправдались. Морально-политическое единство многонационального советского парода стало важнейшим условием его победы в Великой Отечественной войне.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Почему потерпели крушение надежды немцев на развал советского многонационального государства? 2. Расскажите о вкладе различных народов СССР в победу над Германией. 3. Расскажите о попытках гитлеровского руководства использовать национальные движения в СССР. Каковы результаты этих попыток? Почему они закончились в целом неудачно? 4. Определите ваше отношение к коллаборационизму в годы войны. Можно ли оправдать действия коллаборационистов идеей борьбы со сталинским режимом?

Расширяем словарный запас:

АВТОНОМИЯ - право территории на самостоятельное управление.

Подробное решение параграф § 33 по истории рабочая тетрадь для учащихся 9 класса, авторов Данилов А. А., Косулина Л. Г. 2016

Задание 1

В учебнике и Интернете найдите примеры, показывающие вклад в разгром немецких войск представителей разных народов нашей страны. Подготовьте презентацию по боевой биографии одного из героев Великой Отечественной войны.

1. Были созданы десятки национальных дивизий и бригад.

2. В обороне Брестской крепости участвовали представители 30 национальностей.

3. Герои, закрывшие грудью амбразуру вражеских дзотов: русский А. М. Матросов, А. К. Панкратов; украинец А. Е. Шевченко, эстонец И. И. Лаар, узбек Т. Эрджигитов, киргиз Ч. Тулебердиев и др.

4. Подпольное и партизанское движение на территории Белоруссии и Украины.

5. С 1943 года все народы СССР включились в движение за создание специального фонда помощи освобожденным народам.

Задание 2

Создайте интернет-дневник изучения этой темы. Внесите в него основной и дополнительный материал.

Многонациональный советский народ на фронтах войны. Планируя нападение на СССР, Гитлер считал, что многонациональная Советская держава развалится под ударом его армий "как карточный домик". Но этого не только не произошло, а, наоборот, многонациональный советский народ еще больше сплотился в минуту смертельной опасности. Защита единого государства была воспринята в самых отдаленных уголках страны как национальная задача каждого из более чем ста ее народов.

В рядах Красной Армии с первых дней войны сражались посланцы всех народов СССР. С учетом возросшего в годы войны национального самосознания были созданы десятки национальных дивизий и бригад, в которых наряду с русскими, украинцами и белорусами сражались представители народов Поволжья и Северного Кавказа, Севера и Сибири, Закавказья и Средней Азии, Прибалтики и Дальнего Востока.

Среди защитников Брестской крепости, первыми принявших удар гитлеровских войск, сражались и погибли представители 30 национальностей. Дружба и взаимовыручка солдат различной национальной принадлежности в равной мере проявилась при защите общей столицы Москвы, столиц союзных республик Киева, Минска, Кишинева, Риги, Вильнюса, Таллина, центров автономных республик и областей Северного Кавказа - Майкопа, Грозного, Нальчика, Черкесска, Орджоникидзе.

Подвиги русских героев А. М. Матросова, А. К. Панкратова, В. В. Васильковского, грудью закрывших амбразуры вражеских дзотов, повторили украинец А. Е. Шевченко, эстонец И. И. Лаар, молдаванин И. И. Солтыс, еврей Е. С. Белинский, казах С. Б. Байбагамбетов, белорус П. В. Костючек, сотни бойцов других национальностей. Представители 33-х национальностей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра. На территории Белоруссии боролись с противником партизаны и подпольщики более чем 70 национальностей СССР, на территории Украины - более 60. За мужество и героизм звания Героя Советского Союза на фронтах войны были удостоены 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша и др.

Задание 4

Откройте сайт http: //www.oldgazette.ru/ и найдите материалы по теме урока. Чем они вам интересны? Составьте по одному из них краткий план выступления (презентацию). Чем отличались газеты того времени от современных газет? Что в них общего?

https://oldgazette.ru/ogonek/011943/index1.html

https://oldgazette.ru/izvestie/27011943/index1.html

Задание 5

Гитлер считал, что после его нападения СССР «рассыплется как карточный домик». На чём было основано такое мнение? В учебнике, хрестоматии, Интернете найдите документы и материалы, раскрывающие национальную политику нацистов на оккупированной в годы войны территории СССР. Подготовьте доклад.

Потому что немецкую нацию считали лучшей нацией и ни одна другая не могла с ней сравниться. А согласно расистской теории русские были недостаточно развиты и умны.

Материалы для доклада.

Вот что рассказал председатель военного трибунала 267-й немецкой стрелковой дивизии капитан Райхоф Юлиус:

«17 июня 1941года Гитлером был издан приказ, в котором говорилось, что немецкие солдаты имеют право грабить советское население и истреблять его. За действия, чинимые немецкими солдатами над советскими гражданами, солдат не разрешалось по приказу Гитлера предавать суду военного трибунала. Солдата мог наказать только командир его части, если он сочтет это необходимым. Потому же приказу Гитлера офицер немецкой армии имел более широкие права… Он мог истреблять русское население по своему усмотрению… Командиру было предоставлено полное право применять к мирному населению карательные меры борьбы: полностью сжигать деревни и города, отбирать у населения продовольствие и скот, по своему усмотрению угонять советских граждан на работы в Германию. Приказ Гитлера был доведен до сведения рядового состава армии за день до нападения на Советский Союз… В соответствии с приказом Гитлера немецкие солдаты, руководимые офицерами … учиняли различного рода зверства.»

Каждому немецкому солдату выдавалась памятка, в которой говорилось как себя вести по отношению к гражданскому населению: «У тебя нет сердца и нет нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивай всякого русского, не останавливаясь, когда перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай».

Целью оккупационной политики гитлеровцев было планомерное уничтожение народов. Оккупационная политика по отношению к СССР была заранее разработанная гитлеровцами. План «Барбаросс» определял стратегию и тактику нападения на СССР, а генеральный план «Ост» - программу колонизации и уничтожения народов Восточной Европы. Согласно плану, предусматривалось выселение 75% русского населения, а 25% подлежало онемечиванию. Античеловеческая сущность этого документа столь ужасна, поэтому я приведу выдержки из замечаний и предложений Ветцеля по генеральному плану «Ост»:

Совершенно секретно

государственной важности.

К вопросу о будущем обращении с русским населением.

Необходимо коснуться еще одного вопроса, а именно: каким образом можно сохранить и можно ли вообще сохранить на длительное время немецкое господство перед лицом огромной биологической силы русского народа. Поэтому надо кратко рассматривать вопрос об отношении к русским, о чем почти ничего не сказано в генеральном плане. Теперь можно с точностью сказать, что наши прежние антропологические сведения о русских в значительной степени неверны. Это уже отмечали осенью 1941 года представители управления расовой политики и известные немецкие ученые. Эта точка зрения еще раз была подтверждена профессором доктором Абелем, который зимой этого года по поручению верховного главнокомандования вооруженных сил проводил подробные антропологические исследования русских…

Абель видел только следующие возможности решения проблемы: или полное

уничтожение русского народа, или онемечивание той его части, которая имеет явные признаки нордической расы. Эти очень серьезные положения Абеля заслуживают большего внимания. Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Дело заключается скорей всего в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их. Только если эта проблема будет рассматриваться с биологической, в особенности с рассовобиологической, точки зрения и если в соответствии с этим будет проводиться немецкая политика в восточных районах, появится возможность устранить опасность, которую представляет для нас русский народ.

Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот для германского руководства. Эта масса расово неполноценных тупых людей, как свидетельствует вековая история этих областей. Если германскому руководству удастся не допустить сближения с русским населением и предотвратить влияние немецкой крови на русский народ через внебрачные связи, то вполне возможно сохранение германского господства в этом районе при условии, если мы сможем преодолеть такую биологическую опасность, как чудовищная способность этих людей к размножению.

Целью немецкой политики по отношению к населению на русской территории будет являться доведение рождаемости до более низкого уровня, чем у немцев.

Будущая немецкая политика по отношению к Востоку покажет, действительно ли мы преисполнены воли обеспечить прочную основу длительного существования третьего рейха. Если третий рейх должен существовать тысячи лет, то наши планы должны быть разработаны на целые поколения. А это означает, что расово-биологическая идея должна иметь решающее значение в будущей немецкой политике. Только тогда мы сможем обеспечить будущее нашего народа.

В начале гитлеровцы искусственно увеличивали количество военнопленных, преследуя главным образом политические цели. Они пытались представить это факт как следствие разгрома Красной Армии. В письме от 28 февраля 1942 года Розенберг сообщал Кейтелю: «Имперское министерство по делам оккупированных восточных областей с самого начала своего существования считало, что большое число военнопленных является исключительно ценным материалом для пропаганды

В ходе войны посредством такой преступной политики гитлеровцы стремились восполнить нехватку рабочей силы в рейхе. Гитлер и его сподвижники видели, что в результате изменения военной обстановки не в пользу Германии они не могут больше рассчитывать на увеличение численности военнопленных, захваченных на полях сражения. Чтобы обеспечить дешевой рабочей силой германские фабрики и заводы, гитлеровцы стали все больше зачислять в этот разряд гражданских лиц. Сгоняя в лагеря военнопленных взрослое мужское население, оккупанты рассчитывали таким путем обезопасить свой тыл, лишить партизанское движение людских резервов и, кроме того, ослабить биологический потенциал советских людей, уменьшить прирост населения.

Фельдмаршал Кейтель писал: «Мужчины в возрасте от 16 до 55 лет, захваченные в борьбе с бандитами в зоне военных действий, фронтовых тылах, комиссариатах восточных областей, генерал-губернаторстве и на Балканах, отныне считаются военнопленными».

Кроме расстрелов и издевательств, был придуман еще один способ умерщвления людей – машины-«душегубки». Что касается этих машин, то гражданином Г. И. Беляевым несколько раз проводился их осмотр: «Я лично неоднократно видел и осматривал эти машины-«душегубки», которые после работы промывались в концлагерях специально приготовленным раствором.

Осматривая эти машины-«душегубки», я установил, что кузов внутри автомобиля был обит цинком, а также и двери кузова, которые очень плотно закрывались. По-моему, без отработанного газа люди, находящиеся в кузове этой «душегубки», могли погибать. Но, как мною было установлено, снизу в кузов была проведена труба, через которую при движении машины все отработанные газы поступали в кузов машины, где находящиеся люди умерщвлялись. Для конспирации устройства трубы, через которую поступали газы в кузов, на полу в кузове была оборудована решетка, которая закрывала вход трубы в кузов, что можно было обнаружить при тщательном осмотре кузова. Вскоре, однако, все заключенные узнали, что эта машина была специально оборудована для уничтожения заключенных».

Машины-«душегубки» ездили из одного лагеря в другой, но в основном они возили людей из концлагерей к местам расстрела. Если кто-то из заключенных оставался живым после перевозки, то он все равно будет расстрелян с другими заключенными.

Мало того, что советское население истреблялось тысячами, над людьми также проводились опыты с заразными болезнями, газами, отравленными пулями, опыты по стерилизации мужчины и женщины, эксперименты, цель которых – определить способность человека к низким температурам и т. д. Людей специально заражали эпидемическими болезнями, помещали с другими заключенным и через некоторое время большинство из них умирало, так как медицинская помощь им не оказывалась. Выживали самые стойкие. Заключенных зимой часто выгоняли на улицу где они замерзали. Их практически не кормили, а если давали пищу, то они была в малых количествах, некачественная, а порой вперемешку с сеном или землей. Умерщвление людей при помощи болезней было удобно тем, что здесь была причина смерти – определенная болезнь. И это не вызывало бы таких подозрений, как массовый расстрел людей за якобы непослушание немецким властям или связь с партизанами. Когда Красная Армия начала наступление, немецкое командование приказало сжигать трупы всех расстрелянных людей, чтобы скрыть свои преступления.

Особое отношение у немецкого правительства было к еврейскому населению. С первых дней фашистской оккупации гитлеровцы создали во всех городах и населенных пунктах, где проживало еврейское население, специальные лагеря – гетто.

Что касается евреев, то по мнению фашистов это были люди, которые не имели право на жизнь. Их специально селили в отдельный район, отношение к ним было жестче. Поэтому я хочу начать свое исследование с судьбы еврейского населения города Минска.

Задание 6

В учебнике и Интернете найдите определение понятия «холокост». Что вы знаете о холокосте? Почему нацисты ставили задачу поголовного истребления еврейского населения на оккупированных землях? На сайтах http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html.ru/ и http://holocaust.ioso.ru/documents/index.html попытайтесь найти наиболее значимые документы по данной теме. Подготовьте по одному из аспектов темы презентацию и обсудите её в классе.

Холокост – истребление европейских евреев и других народов германскими нацистами. Согласно расовой теории фашизма, еврее являлись неполноценным народом, который загрязняет чистую немецкую кровь. Для очищения немецкой нации необходимо их полное уничтожение.

Дополнительный материал

Государственное общеобразовательное учреждение

Тульской области

«Первомайская кадетская школа»

КОНСПЕКТ УРОКА

по теме: «Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом»

Голиков Александр Александрович

учитель истории

2015
Аттестуемый педагог (ФИО): Голиков Александр Александрович.

Город, район: Тульская область, Щекинский район, поселок Первомайский.

Образовательное учреждение: ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа».

Предмет (или должность): история.

Класс: 9 (общеобразовательный).

Тема урока: Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом.

Тип урока: комбинированный.

Характеристика класса: В классе учатся 14 человек (все мальчики). 9 класс – общеобразовательный с изучением истории на базовом уровне. Все ученики класса работоспособны, однако уровень обученности, обучаемости и степень развития учебных навыков различаются. Троих учеников можно назвать лидерами в учебном процессе, у них хорошо сформированы учебные навыки, развито аналитическое мышление, имеются прочные знания по истории. Результативность других 4 учеников можно охарактеризовать выше среднего. У одного из них ярко выражен интерес к изучению истории, имеются прочные знания, но учебные навыки развиты несколько хуже. Остальные ученики класса показывают средние результаты. На уроках практически все ученики класса проявляют активность, высказывают свои точки зрения на различные спорные вопросы.
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке:


  • учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, XX – XXI века. 9 класс. М., Просвещение, 2012;

  • раздаточный материал;

  • компьютер,

  • проектор,

  • интерактивная доска,

  • презентация.

Цель урока:


  • образовательная: сформировать у учащихся представление о многонациональном подвиге советского народа, раскрыть конкретные примеры самопожертвования во имя Родины, охарактеризовать явление коллаборационизма;

  • воспитательная: продолжить формирование патриотизма у учащихся;

  • развивающая продолжить формирование навыков работы с историческим источником и статистической информацией.

Задачи:


  1. Выявить какое место занимал национальный вопрос в планах Гитлера.

  2. Охарактеризовать подвиг многонационального советского народа.

  3. Определить, что такое коллаборационизм и каковы его конкретные проявления.

  4. Проанализировать национальную политику советских властей в годы войны.

Основные понятия: коллаборационизм, депортация.

Ход урока.

I . Организационный момент. (2 минуты)

Цель организационного этапа урока: психологически настроить учащихся на изучение предмета, осуществить переход от отдыха к началу работы.

Задачи организационного этапа урока:


  1. проверить посещаемость;

  2. проверить степень готовности учащихся к занятию;

  3. установить психологический контакт с классом.

II . Проверка домашнего задания. (10 минут)

Цель проверки домашнего задания: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания.

Задачи проверки домашнего задания:


  1. выяснить степень усвоения заданного на дом материала;

  2. определить типичные недостатки в знаниях и их причины;

  3. ликвидировать обнаруженные недочёты (в силу выбранной формы проверки домашнего задания эта задача до конца будет выполнена лишь на следующем уроке).
Методы, используемые для проверки домашнего задания:

  1. тестовая работа с заданиями разного уровня сложности. (Приложение 1)

III . Переход к изучению нового материала. (4 минуты)

Цель перехода к изучению нового материала: мотивация учащихся на изучение новой темы, создать связь между изученным материалом и новой темой.

Задачи перехода к изучению нового материала:


  1. привлечь внимание учащихся путем активизации непосредственно побуждающих мотивов (показать учащимся, что имеющиеся знания об истории Великой Отечественной войны недостаточны);

  2. актуализация знаний;

  3. постановка перед учащимися цели и задач работы на уроке.
Методы, используемые для перехода к изучению нового материала:

  1. рассказ учителя.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель: Ребята, в течение нескольких занятий мы с Вами изучаем одну из наиболее трагических и вместе с тем героических страниц в истории нашей Родины - Великую Отечественную войну. Вам уже известно о горьких тяжелых месяцах первого года войны, когда Красная Армия под ударами превосходящих сил противника откатывалась на восток. Мы с Вами видели как в 1942-1943 гг. ценой огромных усилий советскому народу удалось переломить ход войны, а в 1944 г. практически полностью освободить родную землю.

Учитель ставит перед учащимися учебную цель: Однако на наших уроках мы в основном говорили о фронтах, армиях, крупных военачальниках, практически не уделяли внимания простым людям с их достоинствами и слабостями. Сегодня на уроке нам предстоит взглянуть на эту сокровенную сторону Великой Отечественной войны. Итак, запишите тему нашего урока: «НАРОДЫ СССР В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКИМ ФАШИЗМОМ» . (Слайд 1)

Учитель формулирует учебные задачи:

Запишите в свои тетради план нашего урока. Его пункты отражают те задачи, которые нам сегодня предстоит решить (Слайд 2) :

1. Многонациональный советский народ на фронтах войны.

2. Национальные движения в годы войны.

3. Национальная политика.


Ученики слушают учителя. Записывают в тетради тему и план урока.

IV . Изучение нового материала. (23 минуты)

Цель изучения нового материала: сформировать целостное представление учащихся о том, что сплочение народов СССР перед лицом общего врага стало одним из важнейших факторов Великой Победы.

Задачи изучения нового материала:


  1. подвести учеников к правильной оценке планов Гитлера по национальному разобщению советского народа;

  2. доказать на конкретных примерах, что героизм не зависит от национальной принадлежности;

  3. раскрыть смысл понятия «коллаборационизм»;

  4. организовать работу учеников по характеристике и оценке коллаборационизма;

  5. охарактеризовать сущность советской национальной политики в годы войны.
Формы и методы работы, используемые для изучения нового материала:

  1. рассказ учителя;

  2. беседа (сообщающая и эвристическая);

  3. работа с историческим источником;

  4. демонстрация презентации;

  5. просмотр учебного видеоролика.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вопрос 1 (10 минут)

Учитель: Давайте с Вами вспомним по своему составу СССР, каким был государством?

Учитель: Хорошо. Перед Вами лежат материалы необходимые нам сегодня на уроке.

Пожалуйста, обратитесь к тексту приложения 2 и ответьте на вопрос:

Как Гитлер хотел использовать эту особенность советского народа?

Учитель: Корректирует ответ учащихся. В результате совместного обсуждения формулируется вывод: Гитлер надеялся, что после первых же неудач Красной Армии Советский Союз начнет распадаться из-за обострения национальных противоречий . (Слайд 3)

Учитель: Теперь Вы поработаете со статистической информацией в приложениях 3-4 и попробуете ответить на вопрос:

Оправдался ли этот прогноз Гитлера?

Учитель: Корректирует ответ учащихся. (Слайды 3-4)

Учитель: Однако не только эта сухая статистическая информация, но и реальные подвиги советских людей подтверждают, что перед лицом общей опасности произошло сплочение народа:


  1. Среди защитников Брестской крепости были представители 30 национальностей. (Слайд 5)

  2. Среди защитников легендарного «дома Павлова» были представители 11 национальностей. (Слайд 6)

  3. Подвиги в годы войны совершали люди разных национальностей (украинец Михаил Паникаха, русский Александр Матросов, татарин Амет-Хан Султан, белорус Марат Казей). (Слайды 7-8)
Таким образом, мы можем сделать вывод, что планы Гитлера по национальному разобщению советского народа не оправдались.
Вопрос 2 (12 минут)

Учитель: Несмотря на общее сплочение сил всего многонационального советского народа, на окраинах в годы войны активизировались национальные движения, которые стремились реализовать свои амбиции через сотрудничество с врагом. Мы с Вами вплотную подошли к понятию коллаборационизм – осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству (под запись). (Слайд 9)
коллаборационизм

Восточные

вермахта

(А. Власов)

(С. Бандера,

Р. Шухевич)

(Слайд 10)
Учитель: Характеризует бендеровцев. (Слайд 12)

Просмотр ролика про Хатынь.
Учитель: Символом предательства в годы войны стал генерал А. Власов. Производное от его имени стало нарицательным – власовцы. Генерал Власов в 1942 г. попал в плен и согласился сотрудничать с врагом, с согласия нацистов им была создана РОА. Обратитесь к приложениям 5 - 6 и дайте оценку его действиям.

Учитель: Корректирует ответ учащихся. (Слайд 13)
Учитель: Власов А. был не единственным советским генералом, попавшим в плен. История сохранила для нас имена настоящих героев, которые в похожих ситуациях повели себя по-другому: Д.М. Карбышев, М.Г. Ефремов, М.Ф. Лукин. (Слайд 14)

Не менее интересен пример белогвардейца-эмигранта А.И. Деникина, который отказался от сотрудничества с нацистами.
Учитель: Однако, несмотря на существование всех этих движений, врагу так и не удалось создать из них серьезную силу.
Вопрос 3 (3 минуты)

Учитель: Сотрудничество с врагом не прошло бесследно. После освобождения оккупированных территорий многие народ подверглись жестокому наказанию – депортации. В разное время в годы войны были проведены массовые депортации немцев Поволжья, калмыков , ингушей , чеченцев , карачаевцев , балкарцев , крымских татар , ногайцев , турок-месхетинцев , понтийских греков , болгар , крымских цыган , курдов . (Слайды 15-16)
Учитель: Итак, пришло время подвести итоги. Какие выводы мы можем сделать? (Слайд 17)


Вопрос 1 (10 минут)

Ученики: Многонациональным.

Ученики:

Ученики: Работают индивидуально с документом. По требованию учителя один ученик дает ответ, другие в случае необходимости дополняют.

Вопрос 2 (12 минут)

Ученики: Заносят записи в тетради. Рисуют схему.

Ученики: Просматривают учебный видеоролик.

Ученики: Работают индивидуально с документом. По требованию учителя один ученик дает ответ, другие в случае необходимости дополняют.

Вопрос 3 (3 минуты)

Ученики: Заносят записи в тетради (депортация).

Ученики: Предлагают свои варианты.


V . Закрепление.(4 минуты)

Цель этапа закрепления: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по изученному материалу.

Задачи этапа закрепления:


  1. выявить степень усвоения учебного материала;

  2. обобщить изученный материал;

  3. сконцентрировать внимание учащихся на основных моментах изученного материала.
Методы, используемые для закрепления: беседа (обобщающая и воспроизводящая).

VI . Домашнее задание.(2 минуты)

Цель этапа информирования о домашнем задании: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

Задачи этапа информирования о домашнем задании:


  1. информирование учащихся о домашнем задании;

  2. инструктаж по выполнению домашнего задания.

§ 35. Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом

Многонациональный советский народ на фронтах войны. Планируя нападение на СССР, Гитлер считал, что многонациональная советская держава развалится под ударом его армий, «как карточный домик». Но этого не только не произошло, а наоборот, многонациональный советский народ еще больше сплотился в минуту смертельной опасности. Защита единого государства была воспринята в самых отдаленных уголках страны как национальная задача каждого из более чем 100 ее народов.

В рядах Красной армии с первых дней войны сражались представители всех народов (ХСР. С учетом возросшего в годы войны национального самосознания были созданы десятки национальных дивизий и бригад, в которых наряду с русскими, украинцами и белорусами сражались воины из числа народов Поволжья и Северного Кавказа, Крайнего Севера и Сибири, Закавказья и Средней Азии, Прибалтики и Дальнего Востока.

Среди защитников Брестской крепости, первыми принявших удар гитлеровских войск, сражались и погибли представители 30 национальностей. Дружба и взаимовыручка солдат различной национальной принадлежности в равной мере проявилась при защите общей столицы Москвы, столиц союзных республик Киева, Минска, Кишинева, Риги, Вильнюса, Таллина, центров автономных республик и областей - Майкопа, [розного, Нальчика, Черкесска, Орджоникидзе. Герои разных национальностей стояли насмерть, защищая Одессу и Севастополь, Киев и Харьков, Новороссийск и Сталинград, Смоленск и Тулу.

Подвиги русских героев А. М. Матросова, А. К- Панкратова, В. В. Васильковского, грудью закрывших амбразуры вражеских дзотов, повторили украинец А. Е. Шевченко, эстонец И. И. Лаар, узбек Т. Эрджигитов, киргиз Ч. Тулебердиев, молдаванин И. И. Солтыс, еврей Е. С. Белинский, казах С. Б. Бай-багамбетов, белорус П. В. Костючек, сотни бойцов других национальностей.

Представители 33 национальностей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра.

На территории Белоруссии боролись с противником партизаны и подпольщики более чем 70 национальностей СССР, на территории Украины - более 60.

За мужество и героизм звания Героя Советского Союза на фронтах войны были удостоены 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 69 узбеков, 61 мордвин, 44 чуваша, 43 азербайджанца, 39 башкир, 32 осетина, 18 марийцев и др.

Экономика союзных республик в годы войны. С первых дней войны дружба советских народов проявилась и в перестройке на военный лад экономики страны. Эвакуация предприятий в восточные союзные и автономные республики привела к перемещению вместе с ними миллионов беженцев. Их размещали в местных семьях казахов, узбеков, туркмен, киргизов, азербайджанцев и др., которые делили с эвакуированными русскими, украинцами, белорусами не только кров, но и пищу. Большинство из перемещенных в республики Закавказья и Средней Азии предприятий были оставлены в них после окончания войны, значительно укрепив экономический потенциал союзных республик.

Инициаторами важных починов в промышленности в годы войны выступали русская Е. Г. Барышникова и казах С. Бекбосынов, белорус Д. Ф. Босый и грузин Н. В. Геладзе, татарин Г. Б. Максудов и украинка Е. М. Чухнюк. В сельском хозяйстве колхозники разных национальностей равнялись на П. Н. Ангелину, Ч. Берсиева, М. И. Бровко, Д. М. Гармаш, П. И. Ковардак, Т. С. Мальцева и др.

Во всех национальных районах страны с первых дней войны ширилось движение людей разных национальностей по сбору денежных средств, одежды и обуви, продовольствия в помощь армии, беженцам и переселенцам. На средства народов страны в годы войны были построены 2,5 тыс. боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 военных катеров, созданы тысячи орудий и минометов.

С 1943 г. все народы СССР включились в движение за создание специального Фонда помощи освобожденным районам. Бои еще продолжались, а трудящиеся разных национальностей уже вели восстановление предприятий в автономиях Северного Кавказа, центральных областях России, на Украине и в Белоруссии.

Национальные движения в годы войны. Война вместе с тем вызвала оживление национальных движений, как правило, в тех районах страны, где политика властей в предвоенные годы вызывала наиболее сильный протест местного населения. Создавались и националистические организации, ставившие целью добиваться национальной независимости. Наиболее крупной из них была Организация украинских националистов (ОУН), действовавшая на Украине еще с конца 20-х гг. Аналогичные, но менее многочисленные организации действовали также в Западной Белоруссии, Прибалтике, Крыму, горных районах Чечено-Ингушетии.

С началом войны, особенно по мере приближения немецких войск, деятельность этих организаций активизировалась. Началось создание вооруженных отрядов для борьбы с Красной армией. На Украине ОУН создала собственную Украинскую повстанческую армию (УПА). Вооруженную борьбу против власти вели Крымский мусульманский комитет, Особая партия кавказских братьев (Чечено-Ингушетия) и др. Участились случаи нападения вооруженных националистических групп на отступающие или окруженные части Красной армии.

Немцы пытались поставить национальные движения в СССР под свой контроль, для того чтобы облегчить задачу военного разгрома Красной армии. Из пленных советских воинов, пожелавших сотрудничать с врагом, была сформирована Русская освободительная армия (РОА) под командованием генерала А. А. Власова, а также батальоны и полки из украинцев, крымских татар, некоторых народов Северного Кавказа. Многие из них возглавляли бывшие генералы и офицеры белых армий.

Однако, несмотря на принятые меры, немцам так и не удалось создать из национальных формирований достаточно серьезной военной силы и поколебать дружбу народов СССР.

Национальная политика. Активизация национальных движений не могла не вызвать еще большего ужесточения политики руководства страны. Любое проявление национальной специфики, а тем более вооруженного противодействия объявлялось предательством. Нередко в предательстве были обвинены не только те, кто действительно сотрудничал с немцами, а все представители данного народа.

В связи с этим в годы войны была осуществлена депортация целых народов и ликвидация ряда национальных автономий.

Летом 1941 г. «диверсантами и шпионами» было объявлено все немецкое население страны (почти 1,5 млн. человек), подлежавшее выселению в Сибирь и Казахстан. АССР немцев Поволжья была ликвидирована. Тогда же были депортированы в Сибирь более 50 тыс. литовцев, латышей, эстонцев.

В октябре 1943 г. были выселены в Казахстан и Киргизию почти 70 тыс. карачаевцев, а в Сибирь - 93 тыс. калмыков. Вскоре всего за сутки были погружены в товарные вагоны и отправлены на восток 40 тыс. балкарцев. Тогда же 15 тыс. балкарцев, воевавших па фронте, были сосланы в Казахстан прямо с фронта. Исключения не делали даже для Героев Советского Союза и партийно-государственного руководства автономных республик и областей. Отличие состояло лишь в том, что их везли к местам ссылки не в «теплушках», а в плацкартных или даже купейных вагонах.

23 февраля 1944 г. началась масштабная операция по депортации чеченцев и ингушей. Людей пригласили на митинги, посвященные Дню Красной армии, после чего поставили на колени и зачитали приказ о выселении. Им дали 15 - 20 минут, чтобы взять с собой узелок с едой и вещами, после чего погнали на железнодорожные станции и загрузили в товарные вагоны. Всего было вывезено на восток 650 тыс. чеченцев и ингушей. Вскоре была упразднена и сама Чечено-Ингушская АССР.

В апреле - мае 1944 г. были вывезены из Крыма в Узбекистан более 180 тыс. крымских татар. Вслед за ними были депортированы также армяне, болгары, греки. Частично переселением были затронуты также русские, украинцы, белорусы, осетины, абазины, аварцы, ногайцы, лазы, лакцы, тавлины, даргинцы, кумыки, дагестанцы.

В результате депортации погибло до 200 тыс. чеченцев и ингушей, половина всего калмыцкого народа, каждый второй балкарец, каждый третий карачаевец.

Такой подход Сталина к национальной политике не только не решил имевших место проблем в межнациональных отношениях, но и неизбежно вел к формированию в послевоенные годы повой волны национальных движений.

Таким образом, расчеты Гитлера на распад союзного советского государства под ударами вермахта не оправдались. Морально-политическое единство многонационального советского парода стало важнейшим условием его победы в Великой Отечественной войне.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Почему потерпели крушение надежды немцев на развал советского многонационального государства? 2. Расскажите о вкладе различных народов СССР в победу над Германией. 3. Расскажите о попытках гитлеровского руководства использовать национальные движения в СССР. Каковы результаты этих попыток? Почему они закончились в целом неудачно? 4. Определите ваше отношение к коллаборационизму в годы войны. Можно ли оправдать действия коллаборационистов идеей борьбы со сталинским режимом?

Расширяем словарный запас:

АВТОНОМИЯ - право территории на самостоятельное управление.

§ 36. СССР на завершающем этапе Второй мировой войны

Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 г. К началу 1944 г. Германия понесла значительные потери, но по-прежнему была сильным противником. Почти 2/3 своих дивизий (до 5 млн. человек) она держала на советско-германском фронте. Здесь же были сосредоточены почти 75% ее танков и САУ (5,4 тыс.), орудий и минометов (54,6 тыс.), самолетов (более 3 тыс.). Тем не менее, понеся тяжелое поражение в 1943 г., германская армия перешла к стратегической обороне.

Ценой героических усилий всего советского народа к этому времени было обеспечено превосходство Красной армии не только в численном составе (6,3 млн. человек), но и в самолетах (10,2 тыс.), орудиях и минометах (до 96 тыс.). Лишь по числу танков и САУ силы сторон были примерно равны (в наших войсках их было около 5,3 тыс.).

Советские военные предприятия к этому времени выпускали танков в 8 раз, орудий в 6 раз, минометов в 8 раз, самолетов в 4 раза больше, чем до войны.

Стремясь закрепить военный успех, Ставка Верховного главнокомандования приказала в 1944 г. обеспечить окончательный разгром немецкой армии и освобождение территории СССР.

«Десять сталинских ударов». В январе первый крупный удар был нанесен по противнику под Ленинградом. Была прорвана блокада, а немецкие войска отброшены к Нарве и Пскову.

В феврале - марте крупное наступление советских войск было предпринято на Украине. В результате от оккупации была освобождена практически вся Правобережная Украина.

В апреле - мае завершился разгром немецких войск в Крыму. Если немцам потребовалось в 1941 - 1942 гг. 250 дней для того, чтобы оказаться в Севастополе, то советским войскам для его освобождения понадобилось всего три дня.

6 июня войска союзников начали грандиозную десантную операцию в Нормандии. Это означало открытие долгожданного второго фронта. Чтобы не дать немцам возможности перебросить войска на запад, 10 июня Красная армия начала летнее наступление на Карельском перешейке. Прорвав линию Маннергейма и заняв Выборг и Петрозаводск, советские войска вынудили Финляндию выйти из войны и начать переговоры о мире.

Самым мощным было наступление наших войск в Белоруссии (операция «Багратион»), начавшееся 23 июня. Главный удар был нанесен на центральном направлении, где из-за обилия озер и болот противник не ожидал наступления. Особенно неожиданным для него был танковый прорыв советских войск на этом участке фронта. В результате немецкие войска были наголову разбиты в районе Витебска, Бобруйска, Могилева, Орши. В окружении оказалось до 30 дивизий противника. Освобожденной от врага оказалась не только вся Белоруссия, но и значительная часть Литвы и восточной Полыни. Рассеченной надвое оказалась и группа немецких армий «Север» в Прибалтике.

В июле начали наступление войска 1-го Украинского фронта, окружившие 8 дивизий противника и освободившие Львов.

В августе на южном направлении Красная армия разгромила в районе Кишинева немецко-румынские войска. В окружении оказались 22 дивизии противника, которые после отказа сдаться были уничтожены. В результате рухнул весь южный фланг немецкой армии. Из войны оказалась выведена Румыния. Ее столица Бухарест была 31 августа занята советскими войсками. 8 сентября Красная армия перешла границу Болгарии. 20 октября совместными усилиями войск 3-го Украинского фронта и Народно-освободительной армии Югославии был освобожден Белград. Румыния и Болгария выступили против Германии.

В сентябре - октябре были освобождены от немцев основные территории Эстонии и Латвии, а 38 дивизий противника окружены и уничтожены южнее Риги.

Осенью советские войска вышли на границу Венгрии и Чехословакии. Опасаясь выхода Венгрии из войны, Гитлер ввел свои войска в Будапешт. Но изменить ситуацию на фронте это уже не могло. Ударами с севера и юга Красная армия сомкнула кольцо вокруг венгерской столицы. В окружении оказалось почти 200 тыс. вражеских войск.

Тогда же был нанесен удар по немецким войскам в северной Финляндии, после чего началось освобождение от немцев Норвегии.

Всею и результате «десяти сталинских ударов» за 1944 г., по советским официальным данным, было выведено т строя 120 дивизий противника.

Крымская (Ялтинская) конференция. В январе 1945 г. советские войска по просьбе У. Черчилля досрочно начали наступление но всей линии советско-германского фронта, чтобы помочь англо-американским войскам, испытывавшим серьезные трудности в районе Арденн.

В условиях стремительно развивавшегося наступления Красной армии 4 - 11 февраля под Ялтой (Крым) состоялась вторая личная встреча лидеров антигитлеровской коалиции И. В. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля. Главными вопросами были уже не столько военные планы разгрома Германии, сколько послевоенное устройство мира. Были согласованы условия безоговорочной капитуляции Германии, оговорены условия ее оккупации и демилитаризации.

Было принято решение о созыве учредительной конференции Организации Объединенных Наций, главной задачей которой должно было стать предотвращение в будущем новых войн. Была принята также Декларация об освобожденной Европе, которая провозглашала, что при решении всех вопросов европейского развития после войны СССР, США и Великобритания должны согласовывать свои действия. СССР вновь подтвердил свое обещание вступить в войну против Японии через 2 - 3 месяца после разгрома Германии.

Освобождение Европы от фашизма. Тем временем наступление советских войск продолжалось. Зажатая в тиски войной на два фронта, Германия быстро теряла силы для дальнейшего сопротивления. Однако основные ее войска были по-прежнему сосредоточены на советско-германском фронте, остававшемся i лавным.

Командующие фронтами на заключительном этапе Великой Отечественной войны: И С. Конев, А. М. Василевский, Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, К. А. Мерецков (сидят, слева направо), Ф. И. Толбухин, Р. Я. Малиновский, Л. А. Говоров, А. И. Еременко, И. X. Баграмян (стоят, слева направо).

Борьбу против Германии вели 10 советских фронтов в составе 6,7 млн. человек, оснащенных 107,3 гыс орудиями и минометами, 12,1 тыс. танков и СЛУ, 14,7 тыс. самолетов.

К началу апреля была освобождена территория Венгрии, Польши и Восточной Пруссии. Ра(вернулась битва за Берлин, который Сталин приказал взять любой ценой без помощи западных союзников. Па столицу Германии устремились войска 1-го Белорусского (маршал Г. К Жуков), 2-го Белорусского (маршал К. К- Рокоссовский) и I к) Украинского (маршал И. С Конев) фронтов общей численностью 2,5 млн. человек. 24 апреля кольцо советских войск вокруг Берлина сомкнулось. Для спасения столицы Гитлер стал снимать войска с Западного фронта, чем облегчил задачу англо-американских дивизий. Уже 25 апреля они соединились с советскими частями на Эльбе в районе Торгау.

30 апреля 1945 г. бойцы 150-й стрелковой дивизии М. А. Егоров и М. В. Кантария водрузили над Рейхстагом Красное знамя Победы. В тот же день покончил жизнь самоубийством Гитлер. Берлинский гарнизон капитулировал.

8 мая в Карлсхорсте под Берлином представителями стран-победительниц и гитлеровским военным руководством был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. От СССР подпись под документом поставил маршал Г. К. Жуков.

Но война для нашей страны завершилась лишь 9 мая, когда капитулировали остатки немецкой армии в Чехословакии. Этот день был объявлен Днем Победы.

24 июня, спустя ровно четыре года после начала войны, на Красной площади состоялся Парад Победы.

Потсдамская конференция. 17 июля - 2 августа 1945 г. в пригороде поверженного Берлина - Потсдаме - состоялась конференция лидеров держав-победительниц. Советскую делегацию возглавил И. В. Сталин, американскую - Г. Трумэн, английскую - У. Черчилль (а с 28 июля - его преемник на посту премьер-министра К. Эттли).

Центральное место занял германский вопрос. Было решено сохранить Германию единым государством, провести меры по ее разоружению, полной ликвидации остатков фашистского режима (т. е. денацификацию). Для осуществления этой задачи было решено ввести на территорию Германии войска стран-победительниц (включая Францию), причем срок их пребывания не ограничивался. Решен был и вопрос о репарациях с Германии в пользу СССР как стране, наиболее пострадавшей от гитлеровской агрессии.

На конференции установили новые границы в Европе. Были признаны довоенные границы СССР, а территория Польши расширена за счет германских земель. Между Польшей и СССР была поделена также территория Восточной Пруссии, названная в документах конференции «постоянным источником военной опасности в Европе».

Обсуждались и вопросы предстоящей войны союзников с Японией.

Вступление СССР в войну с Японией. Итоги Второй мировой войны. Разгром Германии не означал окончания Второй мировой войны. Она продолжалась на Дальнем Востоке, где США, Англия и Китай вели войну с Японией.

Выполняя союзнические обязательства, СССР 8 августа объявил войну Японии, после чего нанес сокрушительный удар по миллионной японской Квантунской армии, расположенной в Маньчжурии. Всего за две недели Советская армия под командованием маршала А. М. Василевского разгромила основные силы японцев и заняла не только Харбин и Мукден в Северо-Восточном Китае, но и Порт-Артур и Дальний (на Ляодунском полуострове), а также Пхеньян. В ходе десантных операций были освобождены Южный Сахалин и Курильские острова.

2 сентября 1945 г. японская делегация на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе подписала акт о безоговорочной капитуляции Вторая мировая война завершилась полным поражением и капитуляцией тех, кто ее развязал.

Победа во Второй мировой войне имела всемирно-историческое значение. Были разгромлены огромные военные силы стран-агрессоров. Военное поражение держав «оси» означало крушение самых жестоких диктаторских режимов.

Победа над Германией и Японией усилила симпатии к СССР во всем мире, неизмеримо подняла авторитет нашей страны.

Советская армия завершила войну самой мощной армией мира, а Советский Союз стал одной из двух сверхдержав.

Главным источником победы СССР в войне стали беспримерные мужество и героизм советских людей на фронте и в тылу.

Исход борьбы с Германией и Японией решался на советско-германском и советско-японском фронтах. На советско-германском фронте были разбиты 607 дивизий противника Германия потеряла в войне против СССР более 10 млн. человек (80% своих военных потерь), 167 тыс. артиллерийских орудий, 48 тыс. танков, 77 тыс. самолетов (75% всей своей техники).

Победа далась нам огромной ценой. Война унесла жизни почти 27 млн. человек (в том числе 10 млн. солдат и офицеров). Во вражеском тылу погибли 4 млн. партизан, подпольщиков, мирных жителей Свыше 6 млн. человек оказались в фашистской неволе.

Тем не менее в народном сознании долгожданный День Победы стал самым светлым и радостным праздником, означавшим конец самой кровопролитной и разрушительной из войн.

ДОКУМЕНТ

ИЗ РЕЧИ И. В. СТАЛИНА НА ПРИЕМЕ

У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941 - 1942 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города... потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству: «Вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой». Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества - над фашизмом. Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!

Немало советских людей, оказавшихся за пределами советской территории, активно участвовали в освободительной борьбе народов Европы. Они входили в состав партизанских отрядов и диверсионных групп Польши, Чехословакии, Югославии, Франции, Италии, Бельгии, Болгарии и других стран.

Все большую активность приобретали действия партизанских формирований и организаторских групп, особенно в Польше, Чехословакии, Венгрии и Румынии, территории которых к лету 1944 г. стали оперативным, а в ряде случаев и тактическим тылом гитлеровских войск. Задачи советских партизан в этих странах заключались в том, чтобы вести тщательную разведку с целью установления группировок войск противника и характера его обороны, расстраивать вражеские тылы, содействовать развитию партизанского движения и деятельности подполья.

Одновременно по просьбе компартий этих стран ЦК ВКП(б) и Советское правительство направили людей и выделили значительные средства в помощь освободительной борьбе польского, чехословацкого, венгерского, болгарского, румынского народов. Местные партизанские отряды получали из СССР оружие, боеприпасы и другие военные материалы {589} . Кроме того, в 1944 г. на территорию Польши и Чехословакии вышли многие советские партизанские формирования. На польской земле действовали 1-я Украинская партизанская дивизия под командованием П. П. Вершигоры, соединения и отряды И. Н. Банова, Л. Е. Беренштейна, В. А. Карасева, Г. В. Ковалева, М. Я. Наделина, В. П. Пелиха, Н. А. Прокопюка, С. А. Санкова, В. П. Чепиги, Б. Г. Шангина, И. П. Яковлева и другие. Они установили прочные связи с польскими патриотами и вместе с ними наносили удары по врагу.

Боевое содружество советских и польских партизан наиболее ярко проявилось в июньских боях в Билгорайских, Яновских, Липских лесах и Сольской пуще. В 1944 г. на территории Польши вели борьбу 12 тыс. советских партизан {590} , имевших большой боевой опыт и хорошее вооружение. Это сильно беспокоило оккупационные власти. На совещании у генерал-губернатора Польши Г. Франка начальник полиции безопасности жаловался, что борьба с этими отрядами весьма затруднительна, поскольку они представляют собой подлинные военные формирования, состоящие из людей, преданных коммунистическим идеалам, в совершенстве владеющих оружием и тактикой партизанских действий {591} .

На территории Словакии успешно действовали партизанские бригады и отряды Е. П. Волянского, П. А. Величко, А. С. Егорова, А. Г. Емельянова, В. А. Квитинского, М. И. Шукаева и другие. Из Советского Союза за лето сюда были направлены 24 организаторские группы общей численностью более 400 человек {592} . Они оказали большую помощь словацким патриотам в борьбе с фашистами. Словацкое население встретило их с большой радостью. Вот как вспоминает об этом один из бывших руководителей освободительного движения в Словакии Г. Гусак: “Все восхищение, любовь и доверие к Советскому Союзу, к Советской Армии, к советскому народу, которые за годы войны накопились в словацком народе, нашли теперь выражение в отношении к советским офицерам, которые прибыли из СССР помогать Словакии в антифашистской борьбе. Мы не одни, здесь русские, они пришли нам помогать, они с нами! Советская Армия с нами! Ее представители уже здесь! Так реагировали простые люди в августе 1944 г. на прибытие организаторских партизанских групп...” {593}

С появлением этих групп и выходом на чехословацкую территорию советских партизанских формирований начался новый этап в развитии партизанского движения в этой стране. Он характерен бурным ростом количества партизанских отрядов и повышением их боевой активности, значительным усилением всего антифашистского движения в Чехословакии. Все более ощутимыми становились удары советских и словацких партизан по врагу. 27 августа 1944 г. партизанская бригада под командованием Героя Советского Союза А. С. Егорова совместно со словацкими повстанцами заняла город Ружомберок и несколько населенных пунктов вокруг него {594} .

Большую роль советские партизаны сыграли в Словацком национальном восстании. Бок о бок со своими братьями-словаками они в течение двух месяцев вели ожесточенные бои с фашистскими войсками.

Советский Союз постоянно усиливал помощь народам ряда стран Европы в их антифашистской борьбе: готовил национальные кадры для партизанских отрядов, поставлял им оружие, боеприпасы, взрывчатку, медикаменты и другие материалы. По просьбе представителей антифашистских организаций, братских коммунистических и рабочих партий в 1944 г. в специальных школах СССР проходили подготовку многие патриоты Польши, Чехословакии, Венгрии и Румынии. Из выпускников этих школ зарубежные антифашистские организации комплектовали партизанско-организаторские группы и направляли их в тыл немецко-фашистских войск. В состав групп включались опытные советские партизаны в качестве командиров, штабных работников, инструкторов, минеров и медработников. Советский Союз оказывал помощь польским и чехословацким патриотам в формировании руководящих органов партизанского движения.

Многие советские граждане, оказавшиеся оторванными от своей Родины, продолжали сражаться с врагом. Используя любую возможность, рискуя жизнью, они совершали побеги из концлагерей и лагерей военнопленных к местным партизанам и включались в активную борьбу против гитлеровцев. В некоторых странах они составляли целые подразделения: взводы, роты, батальоны, отряды, а в Югославии и Бельгии возникли советские партизанские бригады.

Участвуя в движении Сопротивления европейских стран, советские люди внесли большой вклад в борьбу народов против общего врага. В партизанских формированиях, подпольно-диверсионных группах Польши, Чехословакии, Югославии, Франции, Италии и других стран Европы, по неполным данным, действовало более 40 тыс. советских граждан.

Своим бесстрашием и мужеством, самоотверженностью и дисциплинированностью советские патриоты снискали любовь и уважение народов, боровшихся против фашизма. Национальными героями ряда стран Европы стали В. В. Порик, сражавшийся во Франции, А. И. Дьяченко и Мехти Гусейн-заде - в Югославии, И. А. Вальчук - в Болгарии и многие другие советские люди. Имена многих сынов и дочерей Страны Советов навечно вошли в историю европейского движения Сопротивления. Рассказывая об этом, итальянский историк М. Галлени подчеркивает: “...советские люди завоевывали уважение и дружбу на поле боя, в жестокой борьбе плечом к плечу с итальянскими партизанами... выносили все тяготы, всегда были в самой гуще сражений, жертвовали своей жизнью. Они являлись чем-то более значительным, чем просто солдатами; это были сознательные бойцы, которые в бою отстаивали свои идеи, свою мораль. Хроника событий содержит множество доказательств того, что советские партизаны вскоре стали кровью от крови нашей” {595} .

Глубокой признательностью и восхищением проникнуты высказывания многих зарубежных общественных, государственных деятелей и простых граждан о советских людях - участниках Сопротивления во Франции, Бельгии, Италии и других странах. Образ советского патриота и борца, ставший символом гуманизма и патриотизма, запечатлен в многочисленных произведениях изобразительного искусства, в книгах и песнях. Высокие моральные и боевые качества советских партизан, их самоотверженность в борьбе с врагом вызывали у народов зарубежных стран искреннее уважение и любовь к советскому народу, восхищение его победами на фронтах, в строительстве новой жизни, в воспитании нового человека.

Итак, в достижение побед, одержанных Советскими Вооруженными Силами во второй половине 1944 г., значительный вклад внесли советские патриоты, действовавшие во вражеском тылу. Систематическими ударами они затрудняли перевозки врага по железным, шоссейным и грунтовым дорогам, отход немецко-фашистских войск на новые рубежи, нарушали управление и связь. Отважные советские патриоты нанесли гитлеровцам ощутимый урон в живой силе и технике. Так, в боях с белорусскими и украинскими партизанами противник во второй половине 1944 г. потерял около 53 тыс. солдат и офицеров убитыми и ранеными, около 600 паровозов, свыше 4900 вагонов, платформ и цистерн, 186 танков, танкеток и бронемашин, более 15 600 автомашин и много другой техники и военного имущества. Партизаны Украины и Белоруссии взяли в плен более 17 тыс. солдат и офицеров, захватили большие трофеи {596} .

Опираясь на поддержку народа, партизаны и подпольщики срывали осуществление гитлеровского плана превращения оставляемой оккупантами советской территории в зону “выжженной земли”. Во многих случаях они пресекли злодеяния фашистских палачей над мирными жителями, спасли тысячи советских граждан от уничтожения и отправки на фашистскую каторгу в Германию, защитили немало материальных, исторических и культурных ценностей Советского государства.

Советские люди - участники движения Сопротивления в европейских странах самоотверженностью в борьбе против фашистов возвеличили славу социалистической Родины, с честью выполнили свой патриотический и интернациональный долг. Это сыграло большую роль в небывалом росте интереса простых людей к первой стране социализма, их стремлении лучше понять истоки могущества и непобедимости Советского Союза, великой силы и жизненности советского общественного и государственного строя, неиссякаемого энтузиазма и стойкости советских людей.

Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили героические подвиги своих сынов и дочерей - участников партизанского движения. Многие из них удостоены высоких отличий Советского Союза. На их славных делах воспитываются новые поколения советских патриотов.

Таким образом, во второй половине 1944 г. советский народ и его доблестные Вооруженные Силы под руководством Коммунистической партии добились новых выдающихся успехов в борьбе с врагом. В результате проведения ряда классических наступательных операций была очищена от фашистских захватчиков почти вся советская территория и избавлены от фашистской неволи десятки миллионов советских людей. Продолжая наступление без стратегической паузы, Вооруженные Силы СССР в широких масштабах непосредственно приступили к осуществлению великой освободительной миссии. Они освободили часть Польши, Чехословакии и Венгрии, всю территорию Румынии, северные районы Норвегии. Советские войска совершили освободительный поход в Болгарию, изгнали гитлеровцев из восточных районов Югославии. Плечом к плечу с Советской Армией сражались против немецко-фашистских захватчиков народные армии Польши, Чехословакии, Югославии, Румынии, Болгарии, а также французские военные летчики.

В ходе стратегических операций Вооруженные Силы СССР разгромили все основные группировки противника, нанесли им невосполнимый урон в живой силе, вооружении и боевой технике. Фашистская Германия лишилась своих союзников в Европе. Все это создало прочную основу для скорого разгрома фашизма.

В ожесточенных сражениях с немецко-фашистской армией ярко проявились высокие боевые и моральные качества советских воинов, организаторский талант и мастерство командиров всех степеней, их умение творчески применять передовую советскую военную науку и искусство.

Победы Вооруженных Сил СССР, одержанные на полях сражений во второй половине 1944 г., ковались также на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, на транспорте, в научных лабораториях. Благодаря единству фронта и тыла, героизму и самоотверженности рабочего класса и всего народа, великим преимуществам социалистической экономики действующая армия была обеспечена всем необходимым для успешной борьбы против немецко-фашистских захватчиков.

С новой силой в этот период проявилась руководящая и направляющая роль Коммунистической партии, сосредоточившей все свои усилия на мобилизации материальных и духовных возможностей советского народа и его Вооруженных Сил на разгром врага. По-прежнему центральное место в деятельности партии, ее ЦК занимало руководство вооруженной борьбой. Коммунисты всегда шли в авангарде сражающегося народа.

Под влиянием выдающихся побед Советской Армии и Военно-Морского Флота усилилось национально-освободительное движение, которое в ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы привело к победе народно-демократических и социалистических революций.

Могучие удары Вооруженных Сил СССР по врагу стремительно приближали час окончательной победы над фашистской Германией.