Михаил сергеевич лунин декабрист в культуре. Русская православная церковь в общении с апостольским римским престолом

Значение ЛУНИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ЛУНИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ

Лунин, Михаил Сергеевич - декабрист (1783 - 1845). Получил отличное воспитание. В войну 1812 - 1814 годов проявил необычайную удаль и смелость. Близкий к императору Александру I , любившему его за необычайную правдивость, Лунин навлек на себя его немилость за выходку против правительства Людовика XVIII по поводу казни Нея. Не получая производства в подполковники и стесняя своим присутствием старших и младших, оставил службу и уехал самовольно в Париж, где жил впроголодь, вращаясь в революционных кружках и консервативных салонах. Он обратил на себя внимание Сен-Симона. По возвращении в Варшаву он сблизился с цесаревичем Константином Павловичем, которому предсказывал Польское восстание. Когда начались аресты, великий князь Константин пробовал отстоять Лунина, бывшего одним из идейных вождей движения, и давал Лунину время скрыться за границу; Лунин счел бегство малодушием и был арестован. На следствии отвечал резко и был отнесен ко II разряду (20 лет каторги) за то, что "участвовал в умысле цареубийства согласием, в умысле бунта принятием в тайное общество членов и заведением литографии для издания сочинений общества". На каторге он чуждался большинства товарищей, вдаваясь все более в мистицизм (он в Париже стал католиком). На поселении (с 1836 г.) он устроил католическую молельню. За резкие письма о русских порядках и за блестящий разбор донесения следственной комиссии, напечатанный в Лондоне, Лунин был оторван от земли, которую он обрабатывал, и заточен в Акатуй, где и умер. Его настроение в последние годы выражено в следующих строках: "Моя жизнь проходит попеременно между видимыми существами, которые меня не понимают, и существом невидимым, которого я не понимаю. Египетский мрак скрывает его от моих глаз, но я угадываю его красоту". По его словам, в Англии он был бы "такой-то из оппозиции". Его "Разбор донесения следственной комиссии" и "Взгляд на тайное общество" напечатаны в "Полярной Звезде" Герцена (книга 6-я, Лейпциг, 1861); первое сочинение ошибочно приписано Никите Муравьеву. Часть писем Лунина - в "Полярной Звезде" (книга 5-я, 1859). - Ср. "Записки" Ипп. Оже ("Русский Архив", 1877, I - II); "Записки" барона Розена (СПб., 1907); Д. Завалишин "Декабрист Лунин" ("Исторический Вестник", 1880, I); Н.А. Мурзалов "К биографии декабриста Лунина" ("Русская старина", 1914, книга III), где приведено завещание Лунина об уничтожении крепостного права в его имении; В Строев "Лунин", (в "Русском Биографическом Словаре" Лабзина-Лященко, СПб., 1914).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛУНИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛУНИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Михаил Сергеевич , русский революционер, декабрист. Родился в дворянской семье, получил …
  • ЛУНИН, МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ
    ? декабрист. Служа в гвардии, в кавалергардском полку, Л., оскорбленный тем, что его обошли при производстве, самовольно бросил службу и …
  • ЛУНИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ
    (1787/88-1845) декабрист, подполковник. Участник Отечественной войны и заграничных походов. Один из учредителей "Союза спасения" и "Союза благоденствия", член Северного и …
  • ЛУНИН МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ
    декабрист. Служа в гвардии, в кавалергардском полку, Л., оскорбленный тем, что его обошли при производстве, самовольно бросил службу и уехал …
  • МИХАИЛ в Словаре значений Цыганских имен:
    , Михаэль, Мигель, Михель (заимств., муж.) - «кто как Бог» …
  • МИХАИЛ
    (кто, как Бог) АРХАНГЕЛ имя которого встречается три раза в кн. Даниила, однажды - в послании ап. Иуды и один …
  • МИХАИЛ в Библейской энциклопедии Никифора:
    Чис 13:14 - отец Сефура, одного из 12-ти соглядатаев земли Ханаанской. 1Пар 5:13 - один из кол. Гадова, живший в …
  • МИХАИЛ в Краткой биографической энциклопедии:
    Михаил - митрополит Киевский. Упоминается впервые в "Степенной книге" и Никоновской летописи. По словам надписи на его раке пришел в …
  • МИХАИЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ум. 992) митрополит Киевский и всея Руси (989), чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 …
  • СЕРГЕЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Василий Иванович — историк права. Род. в г. Орле, получил домашнее образование и поступил прямо в Московский унив. на юридический …
  • МИХАИЛ СЛЕЗКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    южно-русский деятель книгопечатания, родом белорус, с 1633 г. поселился в Львове и стал заведовать ставропигиальной братской типографией, затем открыл собственную …
  • МИХАИЛ МОНАСТЫРЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире Андрей Иванович Монастырев; 1815—1846) — воспитанник Орловской семинарии и Киевской акд., постригся в 1841 г. и получил …
  • МИХАИЛ ЛУЗИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Михаил (в мире Матвей Иванович Лузин; 1830—1887) — богослов. Учился в Нижегородской семинарии и Московской духовной акд., где и …
  • МИХАИЛ КОПЫСТЕНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    с 1591 г. епископ Перемышльский и Самборский, поборник православия, родом из знатной дворянской фамилии (герба Лелива). Когда уния была утверждена …
  • МИХАИЛ КОЗАЧИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире — Мануил Иванович Козачинский) — воспитанник Киевской акд. Много путешествовал по славянским землям и Германии, заводил училища …
  • МИХАИЛ ДЕСНИЦКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире Матвей Десницкий) — сын пономаря, род. в 1762 г. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической …
  • МИХАИЛ ГРИБАНОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    епископ Прилукский (с 1894 г.); образование получил в С.-Петербургской духовной акд. (1884 г.). Оставленный при акд., М., после защиты диссертации …
  • МИХАИЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил Ярославич - вел. князь тверской. Родился в 1271 г., стол занялоколо 1285 г.; в 1286 г. успешно преследовал литовцев, …
  • СЕРГЕЕВИЧ
    СЕРГЕ́ЕВИЧ Вас. Ив. (1832-1910), юрист, проф. Моск. (с 1871) и Петерб. (с 1872) ун-тов, глава гос. юрид. школы в России. …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271-1318), князь тверской с 1285, вел. князь владимирский в 1305-17. Боролся с вел. князем московским Юрием Даниловичем за …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ЯРОСЛАВИЧ Хоробрит (?-1248), князь московский с 1247, вел. князь владимирский (1248), брат Александра …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ШИШМАН (?-1330), болг. царь с 1323. В 1324 вступил в брак с внучкой визант. имп. Андроника II; заключил воен. …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ФЁДОРОВИЧ (1596-1645), царь с 1613, первый царь из династии Романовых. Сын Ф.Н. Романова (см. Филарет) и К.И. Шестовой …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ПСЕЛЛ (до пострижения в монахи - Константин) (1018 - ок. 1078 или ок. 1096), визант. полит. деятель, писатель, учёный, …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ПАВЛОВИЧ (1798-1849), вел. князь, мл. брат имп. Александра I и Николая I. С 1819 ген.-фельдцейхмейстер, с 1825 ген.-инспектор по …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ОБРЕНОВИЧ III (1823-68), серб. князь в 1839-42 и с 1860, из династии Обреновичей. Продолжал абсолютистскую политику своего отца Милоша …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ НИКОЛАЕВИЧ (1832-1909), вел. князь, четвёртый сын имп. Николая I, ген.- фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С 1852 …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ КИРУЛАРИЙ (ок. 1000-58), патриарх Константинопольский с 1043. Отстаивал независимость визант. церкви от императорской власти, от папства. Конфликт в 1054 …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (1179-1246), князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. неск. раз был князем в Новгороде. С 1238 вел. князь …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ БОРИСОВИЧ (1453 - ок. 1505), последний вел. князь тверской (1461-85). Участвовал в походах Ивана III на Новгород и в …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1878-1918), вел. князь, брат имп. Николая II, ген.-лейт. (1916). В 1898-1912 на воен. службе. В 1-ю мир. войну …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-99), вел. князь тверской с 1368. Вёл безуспешную борьбу с моск. кн. Дмитрием за вел. княжение владимирское, получал …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ VIII (1224-82), никейский император с 1259 (соправитель имп. Иоанна IV до 1261), с 1261, после отвоевания у Лат. империи …
  • ЛУНИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Л́УНИН Ник. Ив. (1853-1937), врач-педиатр. Впервые (1880) показал необходимость для организма особых в-в, названных позднее витаминами. С 1882 работал в …
  • ЛУНИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Л́УНИН Мих. Сер. (1787/88-1845), декабрист, один из учредителей "Союза спасения" и "Союза благоденствия", чл. Сев. и Юж. об-в, подполковник (1822). …
  • ЛУНИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Л́УНИН Валер. Вас. (р. 1940), физикохимик, акад. РАН (2000). Осн. иссл. в области гетерогенного катализа; разработал способ утилизации высокотоксичных азотсодержащих …
  • СЕРГЕЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Василий Иванович? историк права. Род. в г. Орле, получил домашнее образование и поступил прямо в Московский унив. на юридический …
  • МИХАИЛ в Словаре Кольера:
    (евр. Михаэль, "Кто как Бог?"), архангел, упоминаемый и в Ветхом, и в Новом Завете. В Книге Даниила он упоминается несколько …
  • МИХАИЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • МИХАИЛ в словаре Синонимов русского языка.
  • МИХАИЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Михаил, (Михайлович, …
  • СЕРГЕЕВИЧ
    Василий Иванович (1832-1910) , российский юрист, профессор Московского (с 1871) и Санкт-Петербургского (с 1872) университетов, глава государственной юридической школы в …
  • МИХАИЛ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (ум. 992), митрополит Киевский и всея Руси (989), чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 …
  • ЛУНИН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Валерий Васильевич (р. 1940), российский физикохимик, член-корреспондент РАН (1991). Основные исследования в области гетерогенного катализа; разработал способ утилизации высокотактичных азотсодержащих …
  • МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ ГОРБАЧЁВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-05 Time: 04:37:08 * Дайте я скажу то, что сказал. * Ей нужно поэтому такое так сказать. * Посчитать, …
  • АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-08 Time: 09:25:54 Навигация Тема = Александр Пушкин Википедия = Пушкин, Александр Сергеевич Викитека = Александр Сергеевич Пушкин Викисклад …
  • ХОРУЖИЙ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хоружий Сергей Сергеевич (р. 1941) - доктор физико-математических наук, философ, исследователь духовной традиции исихазма. …
  • ТИХОНРАВОВ ЕВФИМИЙ СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тихонравов Евфимий Сергеевич (1881 - 1938), священник, священномученик. Память 22 января, …

Ни один деятель русской истории не вошел одновременно на страницы произведений всех трех столпов великой русской литературы - Пушкина, Достоевского, Толстого. Причем в их самых главных романах - «Евгений Онегин», «Война и мир» и «Бесы» - на которых, собственно, и основано русское самосознание. Ни один, кроме Михаила Сергеевича Лунина.

Ни один деятель русской истории не вошел одновременно на страницы произведений всех трех столпов великой русской литературы — Пушкина, Достоевского, Толстого. Причем в их самых главных романах — «Евгений Онегин», «Война и мир» и «Бесы» — на которых, собственно, и основано русское самосознание. Ни один, кроме Михаила Сергеевича Лунина.

В десятой главе «Евгения Онегина» Александр Сергеевич пишет:

Витийством резким знамениты,
Сбирались члены сей семьи
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи.
Друг Марса, Вакха и Венеры,
Им резко Лунин предлагал
Свои решительные меры
И вдохновенно бормотал.
Читал свои Ноэли Пушкин,
Меланхолический Якушкин,
Казалось, молча обнажал
Цареубийственный кинжал.

Мало того, до самой смерти, поэт хранил прядь волос Лунина, остриженных при отправке на каторгу. В «Войне и мире» Лев Николаевич выводит Лунина под именем Долохова. Разудалый гусар, бретер, хвастун и человек чести, кто же был на самом деле Михаил Сергеевич Лунин? И как этот незаурядный человек был связан с Белоруссией?

Родился в Петербурге в 1787 году в богатой дворянской семье, раннее детство провел в Тамбовской губернии. Православного вероисповедания, впоследствии перешел в католичество. Отец — действительный статский советник Сергей Михайлович Лунин, мать — Феодосия Никитична Муравьева. Воспитывался дома, учителя — англичанин Форстер, французы Бюте, Картье, аббат Вовилье (воспитывавший его в духе католичества), швейцарец Малерб, швед Кирулф.

В 1805 году корнет поступает в Лейб-гвардии Кавалергардский полк. Буквально сразу после получения офицерских званий Михаил Лунин и его брат Никита принимают участие в знаменитом Аустерлицком сражении, где русско-австрийские войска потерпели сокрушительное поражение от армии Наполеона. Но именно кавалергарды, эти дуэлятны, герои-любовники в мирное время, в годы войны показали себя с самой лучшей стороны. Благодаря им русская армия уцелела при Аустерлице, но кавалергарды понесли огромные потери. Никита Лунин погибает смертью храбрых, а Михаил Лунин получает свой первый боевой орден - Анны 4-ой степени.

Дальше молодого офицера полностью захватила светская жизнь Петербурга. Красавец, герой войны, постоянный дуэлянт, картежник. Кумир «золотой молодежи», любимец женщин. Его чудачества и фортеля на устах всей столицы. Лунин с товарищами за ночь поменял вывески на всех магазинах Невского проспекта! Лунин абсолютно голый проскакал по Петербургу! Лунин вызвал на дуэль самого брата царя! Лунин пел серенады под окнами императрицы, объясняясь ей в любви! Другого, за такие художества давно бы упекли в крепость, но Лунину все сходило с рук.


Лунин Михаил Сергеевич. Автолитография П.Ф. Соколова. 1822 год. С.-Петербург

Вскоре пришла «гроза двенадцатого года». Лунин участник Отечественной войны 1812. Лунин написал письмо М.И. Кутузову, в котором предлагает себя в качестве парламентера к Наполеону. Чтобы ни много, ни мало заколоть его при встрече. Он уже выбрал подходящий потаенный кинжал и начал тренироваться. Как пишут современники, никто и не сомневался, что Лунин исполнит этот приказ, если он будет. Этот же человек предлагал позже также казнить императора Александра I. И недоумевал, почему его соратники декабристы колеблются. И опять, никто не сомневался, что он это может сделать.

Он участвует в боях под Смоленском, в Бородинской битве, где получает золотое оружие «За храбрость», сражается у Тарутино, под Малоярославцем, под Красным. Везде проявляя чудеса храбрости и отваги. Он, элитный кавалергард, если надо мог взять солдатское ружье и пойти в штыковую атаку. Он принимает участие в заграничных походах русской армии. Отважно сражается в битвах при Люцене, Бауцене, Дрездене, Кульме, Лейпциге, Фер-Шампенуазе, с русскими войсками входит в Париж.

Вернувшись в Петербург с тремя новыми орденами и славой, Михаил Сергеевич опять заскучал. Его буйная натура требовала каких-то действий. Он продолжал стреляться на дуэлях. Как пишут современники, «почти на каждой дуэли он получал какие-то ранения, отчего его тело было похоже на решето». Удивительно, но в многочисленных кровавых битвах Лунин не получил ни царапины!

Все его дуэли сразу становились легендами. Вот одна из них. Однажды разговор среди офицеров зашел о политике, некто Орлов под конец своего рассуждения добавил, что мол, любой честный человек по-другому и думать не может. Михаил Сергеевич сразу вмешался и сказал, что наверняка существуют честные люди, которые могут иметь на сей счет иное мнение. Орлов озадачился и спросил, не провоцирует ли его Лунин. Лунин ответил, что не ищет повода для провокации, но если Орлов считает это вызовом на дуэль, то он готов. Было очевидно, что повод совершенно пустяковый, но дуэль уже была неизбежна. Орлов в отличие от Лунина, был плохим стрелком. Орлов стреляет первым, но дает промах. Лунин стреляет в воздух. Орлов горячится, что Лунин над ним издевается. Лунин постоянно корректирует руку неопытного офицера, дает советы, как лучше в него попасть. Орлов, следуя советам, стреляет второй раз. Уже точнее. Пуля пробивает эполет Лунина, на несколько сантиметров ниже и он бы попал в сердце. Спокойный Лунин опять стреляет в воздух. Дальше опешившие секунданты вмешиваются и разводят дуэлянтов.

Его современник, известный врач Н.А. Белоголовый в своих «Из воспоминаний сибиряка о декабристах» рассказывает такую историю о проделках героя войны:

«Лунин был гвардейским офицером и стоял летом со своим полком около Петергофа; лето было жаркое, и офицеры и солдаты в свободное время с великим наслаждением освежались купаньем в заливе; начальствовавший генерал-немец неожиданно приказом запретил, под строгим наказанием, купаться впредь на том основании, что купанья эти происходят вблизи проезжей дороги и тем оскорбляют приличие; тогда Лунин, зная, когда генерал будет проезжать по дороге, за несколько минут перед этим залез в воду в полной формe, в кивере, мундире и ботфортах, так что генерал еще издали мог увидать странное зрелище барахтающегося в воде офицера, а когда поравнялся, Лунин быстро вскочил на ноги, тут же в воде вытянулся и почтительно отдал ему честь. Озадаченный генерал подозвал офицера к себе, узнал в нем Лунина, любимца великих князей и одного из блестящих гвардейцев, и с удивлением спросил: «Что вы это тут делаете?» — «Купаюсь,— ответил Лунин, — а чтобы не нарушить предписание вашего превосходительства, стараюсь делать это в самой приличной форме».

Вот в такой скуке протекает жизнь Михаила Сергеевича. В итоге он пишет императору письмо с просьбой отправить его на иностранную службу, «поскольку у России в ближайшем будущем войны не предвидится». Тут еще ссора с отцом и Лунин выходит в отставку и уезжает в Париж. Где преподает французам французский язык. Он в совершенстве знал французский, испанский, английский. Он знакомится и близко сходится с Анри Сен-Симоном, знаменитым французским философом. Пытается создать свою философскую систему, многое он запишет много позже, на сибирской каторге. Вообще Лунин был один из самых образованных людей своего временя, его библиотека, как впрочем, и псарня, считалась одной из лучших в России. Пушкин пишет о нем: «Михаил Лунин — человек поистине замечательный». Там же он начинает писать трагедию «Лжедмитрий», причем на французском языке.

Умирает отец, Лунин получает огромное наследство в 200.000 рублей годового дохода и возвращается в Россию, где вступает в тайное общество будущих декабристов «Союз спасения», затем вступает в «Союз благоденствия», член Коренного совета, становится участником «Московского заговора» 1817 г., Северного общества и других антиправительственных заговорщицких организаций. Он и там - лидер и вдохновитель. Именно ему принадлежит идея физического устранения царя и его семьи, создания так называемого «обреченного отряда», который должен был напасть на императорский конвой и убить императора Александра I. Лунин готов возглавить этот отряд.

Однако половинчатость, слабохарактерность заговорщиков разочаровывает Лунина, он охладевает к революционному движению и покидает его. В 1822 году Михаил Сергеевич в 35 лет возвращается на военную службу и переезжает в белорусское местечко Ружены рядом с городом Слуцк в Польский уланский полк под начало великого князя Константина Павловича, которого 15 лет назад вызвал на дуэль. Благодаря усердию в службе и исполнительности Лунин заставил забыть Константина о своем легкомыслии. А вскоре он становится адъютантом великого князя.

Опять привычно входит в роскошную светскую жизнь. Через два года, он переходит командиром эскадрона в знаменитый Гродненский лейб-гвардии гусарский полк. Который тогда располагался в Варшаве. И опять под командованием своего покровителя Великого князя Константина Павловича. Вновь, как и в кавалергардские времена, возникали анекдоты о проделках Лунина. Говорили, что он выходит на прогулку в парк в сопровождении огромного русского медведя. Поляки были в шоке. У него великолепные лошади, крепостная прислуга, он опять всеобщий любимец, мот и прожигатель жизни и одновременно, ревностный служака.

В восстании14 декабря 1825 года Лунин участия не принимал и не знал о нём. Так как от заговорщицкой деятельности он несколько лет назад отошел. 21 декабря 1825 года в Варшаве Лунин вместе со всем полком приносит присягу новому императору Николаю I. Для расследования «дела о декабристах» учрежден Тайный комитет, и уже 22 декабря 1825 года на допросах было упомянуто имя Лунина.

Надо сказать, что арестованные участники декабрьского восстания, вели себя по разному. Многие, чтобы спасти жизнь «валили» всех, причастных и непричастных. В большом перечне лиц, упомянутых арестованными, фамилия Лунина сразу же привлекла внимание царя. Слишком громкая была фамилия, его прекрасно помнили и по хулиганским выходкам и по боевым заслугам.

Между тем, Великий князь Константин до последнего не желал арестовывать своего адъютанта. И даже намеками давал понять о необходимости побега, но Лунин счел это бесчестным поступком. Дело дошло до того, что подполковнику Лунину было разрешено поохотиться на медведей в лесах близ границы. Но, вволю поохотившись, благородный Михаил Сергеевич в срок прибыл в Варшаву, где его ждал приказ об отправке под конвоем в Петербург. Из декабристов Лунин был арестован последним 10 апреля 1826 года. И был одним из немногих декабристов, который не назвал на следствии ни одного сообщника. Вину Лунина суд определил так: участвовал в «умысле цареубийства».

«Осужден по II разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу на 20 лет, срок сокращен до 15 лет - 22.8.1826. Отправлен в Свеаборг - 21.10.1826 прибыл туда - 25.10.1826, переведен в Выборгскую крепость - 4.10.1827, отправлен в Сибирь - 24.4.1828, прибыл в Иркутск - 18.6.1828, доставлен в Читинский острог - конец июня 1828, прибыл в Петровский завод в сентябре 1830, срок каторги сокращен до 10 лет - 8.11.1832. По указу 14.12.1835 обращен на поселение в с. Урик Иркутского округа, поселился в выстроенном себе доме - ноябрь 1836. За «Письма из Сибири», пересылавшиеся Луниным сестре, запрещена переписка на год - 5.8.1838, разрешено возобновить переписку - 28.10.1839. В результате доноса иркутского чиновника Успенского, доставившего генерал-губернатору Восточной Сибири В.Я. Руперту сочинение Лунина «Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 год», высочайше повелено 24.2.1841 сделать обыск в доме Лунина, бумаги представить в III отделение, Лунина отправить в Нерчинск, подвергнув строгому заключению. Арестован в ночь на 27.3.1841, дал письменные показания в Иркутске - 27.3.1841, отправлен в Акатуевский тюремный замок при Нерчинских горных заводах — 9.4.1841, прибыл в Акатуй - 12.4. На докладе Бенкендорфа царю 23.2.1842 об итогах расследования дела о распространении сочинений Лунина резолюция: «оставить в строгом заключении». Умер в Акатуе в ночь на 3.12.1845».


Могила М.С.Лунина в Акатуе

Федор Михайлович Достоевский в романе «Бесы», характеризуя Николая Всеволодовича Ставрогина, пишет:

«Я, пожалуй, сравнил бы его с иными прошедшими господами, о которых уцелели в нашем обществе некоторые легендарные воспоминания. Рассказывали, например, про декабриста Л[уни]на, что он всю жизнь нарочно искал опасности, упивался ощущением ее, обратил ее в потребность своей природы; в молодости выходил на дуэль ни за что; в Сибири - с одним ножом ходил на медведя, любил встречаться в сибирских лесах с беглыми каторжниками, которые, замечу мимоходом, страшнее медведя.

Сомнения нет, что эти легендарные господа способны были ощущать, и даже, может быть, в сильной степени, чувство страха, иначе были бы гораздо спокойнее и ощущение опасности не обратили бы в потребность своей природы. Но побеждать в себе трусость - вот что, разумеется, их прельщало. Беспрерывное упоение победой и сознание, что нет над тобой победителя, - вот что их увлекало.

Этот Л[уни]н еще прежде ссылки… боролся с голодом и тяжким трудом добывал себе хлеб, единственно из-за того, что ни за что не хотел подчиниться требованиям своего богатого отца, которые находил несправедливыми. Стало быть, многосторонне понимал борьбу; не с медведями только и не на одних дуэлях ценил в себе стойкость и силу характера. Но все-таки с тех пор прошло много лет, и нервозная, измученная и раздвоившаяся природа людей нашего времени даже и вовсе не допускает теперь потребности тех непосредственных и цельных ощущений, которых так искали тогда иные, беспокойные в своей деятельности господа доброго старого времени.

Николай Всеволодович, может быть, отнесся бы к Л[уни]ну свысока, даже назвал бы его вечно храбрящимся трусом, петушком, - правда, не стал бы высказываться вслух. Он бы и на дуэли застрелил противника и на медведя сходил бы, если бы только надо было, и от разбойника отбился бы в лесу - так же успешно и так же бесстрашно, как и Л[уни]н, но зато уже безо всякого ощущения наслаждения, а единственно по неприятной необходимости, вяло, лениво, даже со скукой. В злобе, разумеется, выходил прогресс против Л[уни]на, даже против Лермонтова».

Кто был этот человек, так и осталось загадкой. Почему отважный храбрый воин, так старается убить своего царя, ради какого блага, останется тайной. Но что этот человек был экстраординарный, совершенно очевидно.

Владимир Казаков

Известно мне: погибель ждет

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа, -

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной:

Я это чувствую, я знаю...

К.Рылеев

На следующей неделе, 14 декабря 2000 года исполнится 175 лет со дня восстания декабристов, а 18 декабря этого же года - 213 лет со дня рождения М.С.Лунина - самого твердого и несгибаемого борца за идеи декабристов.Он умер 3 декабря 1845 года. От каторжных работ его освободили 14 декабря. Брат его, Никита, погиб в сражении под Аустерлицем 2 декабря 1805 года. Декабрь для братьев был знаменательным и роковым.

Михаил Сергеевич Лунин родился в Петербурге в 1787 году в семье тамбовского помещика. Получил блестящее домашнее образование учителями-иностранцами при участии просвещенного дяди М.Н.Муравьева, писателя, историка, общественного деятеля. Лунин знал 6 языков, глубоко изучил историю, математику, хорошо рисовал, писал стихи. Он - отличный танцор, музыкант, наездник, фехтовальщик. С 1803 года на службе в лейб-гвардии Егерском, а затем Кавалергардском полку. С 1805 года участвует в сражениях: Аустерлиц, Гельзборг, Фридланд. Он замечен начальством и царем как храбрый офицер. Доказывает свою храбрость не только в сражениях, но и многочисленных дуэлях: стреляется с Алексеем Орловым, будущим шефом жандармов, но всегда стреляет в воздух. Орлов на дуэли прострелил его шапку, и Лунин советует ему стрелять точнее. Такой же случай произошел у него случай и с великим князем Константином.

И вот, оказывается, что этот бунтарь, блестящий офицер, был еще и страстным охотником!

Скорее всего он познал охоту еще в детстве, а оно прошло в селе Сергиевском Тамбовской губернии. Его отец, помещик Сергей Михайлович Лунин, был тоже охотником. Иначе как понимать, что его сын (вместе с Волконским) держит девять собак и двух медведей на Черной речке и чуть ли не каждый день “балуются и проказничают”, то есть охотятся и натаскивают собак. Один из псов Лунина кидался на человека, если крикнуть: “Бонапарт!”. А вот что пишет Лунин в письме А.Муравьеву в 1814 г. из с.Сергиевское: “В Париже ходили вместе к девкам, а здесь пойдем вместе за волками, за медведями”.

С 1812 года Лунин участвует и отличается во всех сражениях. В Бородинской битве сражается у Семеновских флешей, а затем у батареи Раевского. Под ним убита лошадь. Его награждают золотой шпагой с надписью “За храбрость”. Войну заканчивает гвардейским ротмистром, награждается тремя орденами.

Лунин ненавидит завоевателя Наполеона и просит послать его парламентером, чтобы при встрече всадить ему в бок кинжал.

Заканчивается война. Гвардейская молодежь в Париже гуляет и не только. Офицеры впитывают новые республиканские идеи. Это проявляется на службе. Александр I многих гвардейцев отправляет в Россию, в том числе и Лунина. Причина - многочисленные дуэли. “Одна из них оканчивается раною в пах, и Лунин долго лечится”.

Лунин уходит в отставку и снова едет в Париж, где знакомится с Сен-Симоном. Бедствует, но умирает его отец, и он получает в наследство 100000 франков.

В 1817 году Лунин возвращается в Россию и вступает в тайное общество. Он - республиканец по своим убеждениями авторитетнейший декабрист, один из основателей Союза спасения, Союза благоденствия. Но в последние годы перед восстанием он пассивен, но на суде не откажется от идей декабристов и ведет себя как человек, не желающий послаблений, если за них надо платить унижением.

С 1822 года Лунин снова в армии - в Литовском корпусе в Варшаве. Он - адъютант великого князя Константина, принимает участие в его охотах.

Лунин был не только духовно сильным, но и физически закаленным человеком. Он отлично управлял лодкой и однажды в одиночку преодолел расстояние от Кронштадта до Петербурга на веслах. Одна польская дама как-то при нем посетовала на то, что мужчины стали слабыми и ни один из них не бросится с балкона ради своей красавицы. Лунин был равнодушен к даме, но смело и ловко бросился с балкона третьего этажа и “благополучно достиг земли”.

Одним из его любимых изречений на охоте было: “Когда действительно хотят чего-то - получают”.

Восстание 14 декабря застает декабритса в Варшаве. Он на подозрении. Великий князь Константин Павлович пытается отстоять своего адъютанта и предлагает Лунину способ побега - “последний раз поохотиться на медведей”. Лунин на охоту едет, но не сбегает, а возвращается.

В апреле 1826 года его арестовали. Обвинение - “умысел на цареубийство”. На следствии и на суде декабрист ведет себя смело, даже дерзко, и получает вечную каторгу, смягченную затем до 10 лет с последующим вечным поселением в Сибири. “Хороша вечность - мне уж 50 лет отроду”, - сказал Лунин - единственный из декабристов, который не дал на своих товарищей никаких показаний. Он считал, что выдавать товарищей безнравственно. Два года пребывал в Свеаборгской и Выборгской крепостях в одиночном заключении, семь лет на каторге в Чите и Петровском заводе, шесть лет в ссылке в Урике и последние пять лет жизни в Акатуйской тюрьме.

Во всех тяжких испытаниях Лунин остается верен себе - он снимает стрессовое состояние, тоску и безысходность тем “нечто, что дает возможность... преодолевать эти невзгоды и не только порой не замечать их, но и даже смотреть с оптимизмом на происходящее. Это те, у кого есть свой особый мир - Мир охоты, рыбалки и Дикой Природы со всеми его чудесами... и волшебством удивительной красоты” (П.Гусев).

Отношение к охоте характеризует его как человека: “Я так часто встречал смерть на охоте, в поединках, в сражениях, в борьбах политических, что опасность стала привычкою, необходимостью для развития моих способностей”, - пишет он в 1839 году.

Лунин всегда готов к охоте: ружья, собаки и снаряжение он имеет - посылает сестра и закупает у проезжих купцов. Он имеет сильный характер и прекрасное здоровье - круглый год купается, зимой в проруби; он фехтовальщик, стрелок, тренируется с гирями. И он - оптимист. “Лунин лих, забавен и весел”, - писал один из его друзей. Не жаден. Свои охотничьи трофеи почти всегда отдает другим. Сын Волконского пишет Лунину: “Любезный Лунин, благодарю за утки. Я буду у тебя в субботу”. Во время обыска в 1841 году чиновник видит охотничье ружье и говорит - надо убрать. Декабрист соглашается и добавляет: “Не бойся: таких, как ты, бьют только палками”.

Лунин любил охотничьих собак и знал в них толк - содержал несколько собак как на свободе, так и в ссылке. Самым любимым псом был кобель по кличке Варка. Вот что пишет он своей сестре из Сибири: “Друга моего Варку укусила змея. Он растянут у ног моих, чуть дыша; рот его пенится, но он шевелит хвостом и взглядывает на меня, когда говорю с ним, как будто понимает слова мои. Этому животному название друга принадлежит более, чем людям, носившим оное в свете. Последние испугались, когда гроза грянула надо мною, и убежали, поджав хвост”. Варка выживет, и Лунин до конца свои дней будет заботиться о нем. Из Акатуйской тюрьмы он пишет Волконским письмо и не забывает своего любимого пса: “Позаботьтесь хорошенько о моем бедном Варке. Ему можно давать холодное мясо, дабы скрасить его старость. Варка сделался мне еще дороже с тех пор, что стал калекой. Я отдал бы половину того, чем владею, чтобы вновь увидеть этого неразлучного товарища моих рискованных походов по сибирским лесам. Позаботьтесь хорошенько кормить бедного инвалида. Что сталось с другими собаками: Моргой, Формозой, Аудансом, двумя Дианами, Точрачом и Плаксой?”

Какой человек может так заботиться о своих собаках, находясь в Акатуйской тюрьме? Откуда он пишет М.Волконской: “Проект отправить мне Варку... является доказательством вашей дружбы, коими я глубоко тронут и которые никогда не изгладятся из моей памяти. Но хорошо, что этот проект не удался. Ибо я не знаю, ни где мне поместить, ни чем кормить это бедное животное. Темница моя так сыра, пища так умеренна, что не остается даже чем кормить кошку”.

На поселении в Урике Лунин неделями бывает на охоте и особенно хвалит пса Летуса, “достойного фигурировать среди знаменитостей моей бывшей своры. Мне запрещают покидать деревню, и я провожу дни и ночи в чаще лесов с этим благородным и прекрасным животным. Нужно быть охотником, чтобы понять прелесть такого существования, сплетенного из случайностей, усталости, опасностей и битв. В своих прошлых письмах я просил пару гончих и пистонное ружье. Податель, который располагает громадными возможностями, возьмется, быть может, их доставить. О всех подробностях, касающихся собак и оружия, надо посоветоваться со знающими свое дело охотниками”.

Лунин обожает свое охотничье оружие. Покупал его в Париже и ухитрялся это делать даже в Сибири. Правда, и сестра ему тайно шлет ружья. Надо полагать, что охотничье оружие у Лунина было очень разнообразным. Да и нужно - он ходит на медведей, волков, уток. Об оружии он пишет: “Мое благородное оружие, за которое в Париже было заплачено 3000 франков”. Это двуствольное ружье “Лепаж”. В одном из писем просит сестру купить английское двуствольное пистонное ружье по цене от 100 до 150 рублей и “маленький бочонок охотничьего мелкого пороха”, а также крупную и мелкую дробь.

При аресте в Урике у Лунина изъяли все ружья, порох, дробь, ножи и ему высочайшим повелением запрещено иметь огнестрельное оружие. Вот что у него изымают: двуствольное ружье с разными приборами, ружье простое одноствольное, шкатулку с пистолетами с кремнями, пороху до двух пудов (32 кг), свинцу и дроби до четырех пудов (64 кг).

Лунин - закаленный охотник. Он знает - охота, это не только страсть. В письме к С.Волконскому советует по вопросу воспитания его сына Миши: “Важный вопрос - развитие физических сил. Для этого существует лишь один возраст - отрочество, и только один способ - охота. Дайте Мише хорошее ружье, и пусть он бегает по болотам и лесам в лучшее время года. Занятия его от этого не пострадают, а здоровье выиграет”.

Закончил свою жизнь этот прекрасный человек, несгибаемый революционер и большой охотник в одиночной камере Акатуйской тюрьмы, где его, как предполагают, задушили. Как и С.Муравьев-Апостол, он чувствовал свой конец и записал его стихи в свою записную книжку:

“Задумчив, одинокий,

Я по земле пройду, незнаемый никем;

Лишь пред концом моим,

Внезапно озаренный,

Познает мир, кого лишился он”.

Некоторым словно на роду написано быть героями. Они совершают необычные поступки, их слова превращаются в анекдоты и афоризмы, их деяния вызывают недоумение современников и восхищение потомков. Даже изгнание и официальное забвение не в силах погасить память о них, она воскресает и обрастает легендами и мифами.


Тамбовский католик

Когда государственный преступник Михаил Лунин умирал в каторжной тюрьме Акатуй, его имя уже было достаточно хорошо известно в Сибири, Санкт-Петербурге и Варшаве. По повелению Николая I память о Лунине и еще 120 его друзьях и соратниках, названных впоследствии "декабристами", не должна была сохраниться на страницах истории российского государства. Но жизнь показала, что история не только императорами пишется, и после революции 1917 года у Лунина явно появился шанс встать в шеренгу русских революционеров где-нибудь между Радищевым и Петрашевским. Однако советская власть не сумела приспособить биографию Михаила Лунина для своих идеологических нужд. Непреодолимым препятствием тут стало его далеко не материалистическое мировоззрение. Михаил Лунин был католиком и, более того, именно в католицизме находил основу для своего свободомыслия.

Он родился 29 декабря 1787 года в Петербурге, его отец - действительный статский советник Сергей Михайлович Лунин, богатый тамбовский помещик, мать - Феодосия Никитична Муравьева, умершая, когда ее сыну Мише было всего пять лет. Похоронив жену, Сергей Михайлович Лунин затосковал. В тамбовской глуши он не знал, куда себя деть от скуки. Он решил сменить обстановку и укатил в Петербург вместе с детьми: Мишей, Никитой и Катей. В Петербурге к мальчикам пригласили лучших учителей, экономить на воспитании своих детей отставной бригадир не собирался. Возможно, именно в этот момент вместе с другими иностранными учителями в доме Луниных появился аббат Вовилье, воспитавший Мишеля в духе католичества.

Позднее Лунин напишет: "Мой брат и я были воспитаны в римско-католической вере. У него была мысль уйти в монастырь, и это желание чудесно исполнилось, так как он был унесен с поля битвы, истекающий кровью, прямо в монастырь миноритов, где он умер…" Поле битвы, о котором упоминает Лунин, - это поле под Аустерлицем, известное как место сокрушительного поражения русской армии.

После неудачных походов 1805-1807 гг. Михаил Лунин , штабс-ротмистр Кавалергардского полка поселяется в Петербурге на Черной речке. В доме кроме хозяина, слуг и гостей проживают еще девять собак и два медведя, которые наводят панику на окрестных жителей. Сохранилось немало воспоминаний и слухов о проделках штабс-ротмистра. Современник вспоминал: "Лунин беспрерывно школьничал. Редкий день проходил без его проказ". То Лунин за одну ночь на пари меняет местами вывески на Невском проспекте, то - опять на пари - скачет по столице в чем мать родила, то, отправившись на двух лодочках к Каменноостровскому дворцу, расшалившиеся кавалергарды поют серенаду императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I.

Но Лунин не только лихой офицер, прославившийся кутежами, серенадами и дерзкими выходками, мемуаристы неоднократно отмечают благородство и глубину его чувств, милосердие и сострадание к ближнему. "Как-то в Петергофе прилично одетый человек обратился к нему за милостыней: Лунин, не задумываясь, отдал ему свой бумажник, сказав своему спутнику, что человек, с виду порядочный, вынужденный просить милостыню, должен был, несомненно, пережить тяжкое горе. Может, это был и мошенник, - добавляет мемуарист, - но не всякому дано поддаваться такому обману".

Лунин известен как бретер, готовый вызвать на дуэль любого по самому мелкому поводу, но, оказавшись у барьера, он всегда стреляет в воздух. Его противники далеко не столь благородны, и к военным ранам присоединяются шрамы от нескольких тяжелых ранений.

Кампанию 1812-1814 гг. Михаил Лунин закончил кавалером трех орденов и золотой шпаги "За храбрость". Однако военная карьера, видимо, в этот момент уже не прельщала его. Его волновала иная стезя - карьера свободы.

В принципе он был не одинок. Среди молодых русских офицеров, прошедших войну с Наполеоном, было немало мыслящих молодых людей. Они мечтали о том, что русский народ, освободивший Европу от ига Бонапарта, будет когда-нибудь так же свободен, как немцы, французы или англичане. Эти либеральные мечтания укреплял в то время сам император Александр I, известный своими весьма свободолюбивыми взглядами. Справедливо решив, что сами по себе благие пожелания не исполнятся, они решили объединиться в тайное общество, чтобы своими действиями всячески приближать тот день, когда обещанные Александром реформы станут былью. Михаил Лунин был самым старшим из заговорщиков - ему было 29 лет. Его юные кузены Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, их друзья Иван Якушкин и Сергей Трубецкой , еще несколько человек - вот и весь состав первого "декабристского" тайного общества "Союз спасения".

"В беседах наших, - напишет позже Якушкин, - обыкновенно разговор был о положении в России. Тут разбирались главные язвы нашего отечества: закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, которых служба в течение 25 лет была каторга, повсеместное лихоимство, грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще".

У этого "общества" не было ни устава, ни программы, оно больше напоминало политический клуб, в котором велись разговоры на самые разнообразные - иногда весьма опасные темы. Например, что лучше для России - республика или конституционная монархия? И если все-таки республика, то что же тогда делать с монархом? Ведь низвергнутый император может оказаться опаснее царствующего… Михаил Лунин предложил свой план. Справедливо полагая, что убийство царя может не понравиться народу, он предложил составить из членов общества "обреченный отряд", "партию в масках".

Эти люди должны убить царя, после чего общество отречется от них, предаст казни, как цареубийц… и установит в России республиканское правление. Но этот план показался юным заговорщикам слишком изощренным: им хотелось походить на тираноубийцу Брута, а не прятать свои лица под масками. План Лунина (как и другие планы цареубийства) был отвергнут. В конце концов никто из них всерьез не собирался убивать императора Александра, который и сам вроде бы был не прочь продвинуть Россию по пути "законно-свободных учреждений". Выступая в 1818 году на открытии Сейма в Польше (это был первый парламент на территории Российской империи), Александр пообещал в ближайшем времени даровать русскому народу "законно-свободные учреждения" - конституцию и парламент. Слова Николая породили бурю в умах молодых ветеранов, недавно вернувшихся с войны и рвавшихся делать историю.

Вероятно, сам Лунин не видел в этих спорах и тайных обществах ничего серьезного. Если было бы иначе, вряд ли он покинул бы Россию практически сразу после первых собраний "Союза спасения". В сентябре 1816 года Лунин подает в отставку и уезжает в Париж. Там он живет на весьма ограниченные средства, так как отец, не одобряя поведения сына, отказал ему в деньгах. Лунин снимает мансарду в Латинском квартале и пишет французский роман из русской истории "Лжедмитрий". Рукопись этого произведения, к сожалению, утрачена, однако те, кто ее читал, сравнивали слог Лунина с Шатобрианом, а это был очень лестный комплимент. Кроме литературы Лунина, судя по всему, страстно привлекала музыка. Еще в Петербурге он часами играл на рояле, в Париже он пользуется всяким удобным случаем, чтобы сходить в оперу, но, судя по некоторым воспоминаниям, более всего его трогают звуки органа… Он и сам прекрасно на нем играет, даже импровизирует.

Но парижские скитания Лунина достаточно быстро закончились: отец умер, и ему, как старшему сыну, пришлось возвращаться домой, чтобы взять на себя все заботы о солидном имении - тысяча с лишним душ.

Иногда несведущие люди бросают камень в огород декабристов: мол, если были они такие добрые, так хотели дать народу свободу, почему не освободили собственных крепостных? К сожалению, история свидетельствует о том, что Российская империя начала XIX века была таким же бюрократическим государством, как и Российская Федерация в начале XXI. Освобождение крепостных было связано с написанием большого числа прошений, получением всевозможных справок, подачей их во всевозможные учреждения и сованием взяток в жадные чиновничьи руки. Лунин избегал всяческих контактов с государством даже тогда, когда стал государственным преступником. Свободный тамбовский помещик Лунин решает улучшить жизнь своих крепостных сам. Он строит в имении школу, больницу, прощает крестьянам недоимки - словом, пытается быть просвещенным, а не диким помещиком. Крестьяне не забыли добрых дел своего барина. Когда в 1826 году до имения дошла весть об аресте Лунина, крестьяне взбунтовались.

Но Лунину мало добрых дел в своем имении, у него слишком много энергии, чтобы похоронить себя в деревне. К тому же круг его единомышленников явно расширился. Тайное общество, основанное его родственниками и друзьями, живо и продолжает действовать. Теперь оно называется "Союз благоденствия" и насчитывает более 200 человек.

План "Союза благоденствия" прост и замечателен: царь совсем недавно произнес в Варшаве, что ждет, когда Россия будет готова к принятию "законно-свободных учреждений". Пока "царь-отец рассказывает сказки", надо воспользоваться его же лозунгом и самим по-своему подготовить Россию.

Две сотни организованных, влиятельных молодых офицеров и чиновников - это немало. У каждого - сотни знакомых, чьи связи и средства могут быть использованы, а царь, даже если узнает, окажется в двусмысленном положении: не запирать же в тюрьму честных людей за желание "помочь" его собственным планам.

Но "дней Александровых прекрасное начало" осталось позади, царь приблизил к себе Аракчеева, тайные общества и масонские ложи запрещены, либеральные министры отправлены в отставку. Как это часто случалось в нашей непредсказуемой истории, оттепель сменилась заморозками. "Союз благоденствия" был распущен. Несогласные с этим члены общества образуют два, гораздо более радикальных союза: Южное и Северное тайные общества. Руководители Южного общества - друзья и родственники Лунина, его кузен Никита Муравьев - член коренной думы Северного общества. Да и сам Лунин "действует сообразно духу общества": возвращается на военную службу и поступает Гродненский гусарский полк. Но, несмотря на то что от Варшавы до Киева не так уж далеко, все свидетельствует о том, что Лунин прекращает все отношения с заговорщиками. Он не отрекся от своих свободолюбивых идей - просто ему необходима свобода от всего. Даже от заговора во имя свободы.

Любовь земная и небесная

В Польше он встретил и полюбил прекрасную Наталью Потоцкую, родственницу последнего польского короля. Ее роман с русским офицером мог начаться во время его службы в Варшаве, то есть в 1824-1825 годах. Потоцкой было семнадцать лет, Лунину тридцать семь... Девушка из королевского рода, конечно, была не ровня тамбовскому дворянину. Через несколько лет после встречи с Луниным ее выдают за князя Сангушко, одного из первых польских магнатов. Красота ее, по воспоминаниям современников, была необыкновенна и сохранилась в восторженных стихах французской поэтессы Дельфины Гэ: "Она явилась мне посреди праздника как идеал, которого ищет поэт..." Наталья Потоцкая-Сангушко прожила на свете всего 23 года и умерла в 1830-м, оставив единственную дочь.

Несмотря на то что Лунин имел славу ловеласа, его роман с юной Потоцкой скорее всего остался платоническим и необычайно возвышенным. Позднее в Сибири Лунин писал, вспоминая Польшу и свою любовь: "Католическая религия воплощается, так сказать, видимо, в женщинах. Она дополняет прелесть их природы, возмещает их недостатки, украшает безобразных и красивых, как роса украшает все цветы. Католичку можно с первого взгляда узнать среди тысячи женщин по осанке, по разговору, по взгляду. Есть нечто сладостное, спокойное и светлое во всей ее личности, что свидетельствует о присутствии истины. Последуйте за ней в готический храм, где она будет молиться; коленопреклоненная перед алтарем, погруженная в полумрак, поглощенная потоком гармонии, она являет собою тех посланцев неба, которые спускались на землю, чтобы открыть человеку его высокое призвание. Лишь среди католичек Рафаэль мог найти тип мадонны...

Католические страны имеют живописный вид и поэтический оттенок, которых тщетно искать в странах, где владычествует Реформация. Эта разница дает знать о себе рядом смутных впечатлений, не поддающихся определению, но в конце концов покоряющих сердце. То видимый путнику на горизонте полуразрушенный монастырь, чей дальний колокол возвещает ему гостеприимный кров, то воздвигнутый на холме крест или богоматерь среди леса указуют ему путь.

Лишь около этих памятников истинной веры слышится романс, каватина или тирольская песня. Для бедной Польши воскресенье - семейный праздник, для богатой Англии - это день печали и принужденности. Эта противоположность особенно сильно чувствуется в дни торжественных праздников. Католики окружают свою Мать-Церковь в простоте сердца, с самозабвением и полным упованием исполняют предписанные ею обряды, счастливы ее радостью; сектанты (так Лунин называет протестантов. - Ю.Г.) суровы и необузданны, ищут причины, чему надо радоваться, или погружаются в излишества, чтобы избежать терзающего их сомнения".

В Польше Лунин становится ревностным католиком. Однако лунинский католицизм отнюдь не только "эстетическая потребность". Принцип "свободы воли", особенно хорошо разработанный в католическом богословии, деятельная сторона католицизма - вот что должно было привлечь Лунина. Он мечтает о переустройстве мира и России, но Православная Церковь считает грехом любое выступление против императорской власти. Католики же, почитая непогрешимым Папу Римского, взамен получают свободу мыслить самостоятельно, а если их государь тиран, то могут его и свергнуть. Лунин уверен, что распространение католицизма могло бы ускорить путь к русской свободе. Он считает, что необходимо "содействовать духовному возрождению, которое должно предшествовать всякому изменению в политическом порядке, чтобы сделать последний устойчивым и полезным".

Подобные мысли, конечно, сформировались у Лунина в Польше, где он видел большую, чем в России, степень свободы и связывал это обстоятельство с гражданственностью и культурой, "настоянными" на католицизме.

"Он хотел стать мученником..."

Он остался верен своему выбору и подтвердил его, когда настали трудные времена. После восстания на Сенатской площади и мятежа Черниговского полка многие родственники и друзья Лунина оказались в казематах Петропавловской крепости. Некоторые из них сразу же назвали его имя, вспомнили и о давнем разговоре насчет "партии в масках". Именно этот разговор, да еще литографический станок, купленный Луниным и оставленный за ненадобностью у Трубецкого, и дали основание приговорить его к 15 годам каторжных работ и вечному поселению в Сибири. Он написал своему кузену Никите Муравьеву, тоже сосланному в Сибирь: "…Все, что было до Сибири, - детская игра и бирюльки; наше истинное назначение - Сибирь; здесь мы должны показать, чего стоим".

В крепости Лунин часто беседовал со своими товарищами о религии. По воспоминаниям современника, "беседы Анненкова и Лунина большей частью витали в области нравственно-религиозной философии, с социальным оттенком. Анненков был друг человечества с прекрасными качествами сердца, но, увы, он был материалист, неверующий, не имеющий твердой почвы под собою. Лунин, напротив, был пламенный христианин. Оба они говорили превосходно.

Первый выражался с большой простотой и прямо приступал к своей идее; Лунин же впадал в напыщенность, в широковещательность и нередко позволял себе тон наставника, что, впрочем, оправдывалось и разностью их возрастов. Лунин старался обратить своего молодого друга на путь истинный. Не раз слышалось: "Но, милый мой, вы слишком упрямы; верьте мне, что вам достаточно четверти часа несколько сосредоточенного внимания, чтобы вполне убедиться в истине нашей веры".

Многие вспоминают, что в тюрьме Лунин держался особняком. Он был намного старше большинства декабристов (некоторым он даже казался стариком). И он знал что-то такое, чего не ведали эти молодые люди, угодившие в Сибирь более за слова и намерения, чем за реальные действия.

"Я не участвовал в мятежах, свойственных толпе, ни в заговорах, приличных рабам. Мое единственное оружие - мысль, то согласная, то в разладе с правительственным ходом, смотря по тому, как находит она созвучия, ей отвечающие. В последнем случае не из чего пугаться. Оппозиция свойственна всякому политическому устройству..." - писал Лунин. Бывший гусар и кавалергард, а ныне государственный преступник, как всегда, не бросал слов на ветер. Он продолжал оставаться свободным человеком. Как только он вышел из тюрьмы и отправился на поселение, откуда можно было писать личные письма в Россию, он берется за перо. В письмах сестре он открыто высказывает свои взгляды: "Любезная сестра. Мое прозвище изменилось во время тюремного заключения и в ссылке и при каждой перемене становилось длиннее. Теперь меня прозывают в официальных бумагах: государственный преступник, находящийся на поселении. Целая фраза при моем имени. В Англии сказали бы: "Лунин - член оппозиции..."

"Тело мое испытывает в Сибири холод и лишения, но мой дух, свободный от жалких уз, странствует по равнинам Вифлеемским, бдит вместе с пастухами и вместе с волхвами вопрошает звезды. Всюду я нахожу истину и всюду счастье".

Прочитав о смерти председателя Государственного совета Новосильцева, прежнего управителя Польши, он пишет сестре: "Какая противоположность в наших судьбах! Для одного - эшафот и история, для другого - председательское кресло в Совете и адрес-календарь. Упоминая о нем в этом письме, я открываю для его имени единственную возможность перейти в потомство". "Через несколько лет те мысли, за которые меня приговорили к смерти, будут необходимым условием гражданской жизни".

Письма попадают на стол начальника III канцелярии Бенкендорфа. Их читает сам Николай I. Лунину запрещают писать письма. Он спокойно подписывает казенную бумагу, обещая год "никаких писем не писать". Через год он отправляет сестре толстую тетрадь, сопроводив ее следующим посланием: "Дражайшая. Ты получишь две приложенные при сем тетради. Первая содержит письма первой серии, которые были задержаны, и несколько писем второй, которых, очевидно, ждет та же участь. Ты позаботишься пустить эти письма в обращение и размножить их в копиях. Их цель нарушить всеобщую апатию.

Вторая тетрадь содержит "Краткий обзор Тайного общества". Эта рукопись, составленная мною с целью представить вопрос в его настоящем свете, должна быть напечатана за границей... Я надеюсь, что ты исполнишь мое желание, не поддаваясь влиянию детского страха, которому у нас подвержены мужчины более, чем женщины, и который делает тех и других подобными стаду баранов".

Этого власть выдержать не смогла. Лунин был вторично арестован и помещен в Акатуй - самую страшную каторжную тюрьму Сибири.

"Он хотел быть мучеником и получил то, чего хотел", - с легким раздражением заметил о Лунине Иван Пущин . Доброго Ивана Ивановича беспокоила судьба друзей и родственников Лунина, которых могут начать "таскать" из-за этого дела. Но Лунин в отличие от многих его друзей и соратников никого не выдавал. Даже на следствии в Петропавловской крепости он отказывался называть имена заговорщиков, говоря, что это против правил чести.

"Архитектор Акатуевского замка, без сомнения, унаследовал воображение Данта, - писал Лунин друзьям. - Мои предыдущие тюрьмы были будуарами по сравнению с тем казематом, который я занимаю. Меня стерегут, не спуская с меня глаз. Часовые у дверей, у окон, везде. Моими сотоварищами по заточению являются полсотни душегубов, убийц, разбойничьих атаманов и фальшивомонетчиков. Однако мы великолепно сошлись. Эти добрые люди полюбили меня. Я являюсь хранителем их маленьких сокровищ, приобретенных бог знает как, и поверенным их маленьких тайн".

В 1845 году 58-летний Лунин умер в тюрьме. Некоторые историки считают, что он был убит по приказу свыше, потому что иначе невозможно было заставить его замолчать, другие утверждают, что он умер от инсульта или от угара.

Одно из последних писем, которое дошло из-за акатуевских стен: "Деньги, вырученные от продажи дома, употребите в пользу Василича и его семьи тем способом, какой Вы найдете удобнейшим. Пришлите мне оставшиеся книги и образ Богородицы через посредство властей, требуя, чтобы издержки по пересылке были удержаны из принадлежащих мне денег... Здоровье мое поразительно. И если только не вздумают меня повесить или расстрелять, я способен прожить сто лет. Но мне нужны специи и лекарства для бедных моих товарищей по заключению. Пришлите средства от лихорадки, от простуды и от ран, причиняемых кнутом и шпицрутенами…"

Он сумел остаться свободным человеком даже в каторжной тюрьме, потому что считал, что по-настоящему свободным может быть только человек, помогающий другим и уповающий на Бога. Этим убеждениям он остался верен до конца.

Лунин Михаил Сергеевич - декабрист, полковник лейб-гвардии, член «Северного сообщества». Родился 18 декабря (по новому стилю) 1787 года в Петербурге. Лунин происходил из дворянской семьи статского советника и богатого тамбовского помещика Сергея Михайловича Лунина. Раннее детство Михаил провёл в Тамбовской губернии , в имении на территории нынешнего посёлка Инжавино . Начальное образование он получил дома, по окончании которого юный Лунин владел французским, английским, польским, латинским и греческим языками.

В 1803 году был принят на службу в кавалергардский полк. За время своей службы Лунин принял участия в таких военных кампаниях как Аустерлицкое сражение (1805 год), Прусский поход (1807 год), Отечественная война 1812 года, где в сражении под Бородино был награжден золотой шпагой «За храбрость». Далее были заграничные походы с русской армией (с 1813 по 1814 годы).

В 1815 году Лунин был освобожден от службы в чине ротмистера. С 1816 по1817 годы жил в Париже, где, познакомившись с Сен-Симоном, принял католичество.

1816 год - вступление Лунина в «Союз спасения». Здесь Лунин основал «Союз благоденствия», который вскоре прекратил свое существование. Затем Лунин стал участником «Северного тайного общества».

В 1822 году М.С.Лунин вновь заступил на военную службу в Гродненский гусарский полк, в Лейб-гвардию, где был назначен адъютантом главнокомандующего войсками Варшавского военного округа Великого князя Константина Павловича. Лунин несколько отошел от деятельности тайного общества (методы, которыми руководствовались его участники, он считал неприемлемыми), однако, он не переставал быть приверженцем политических перемен в России, в частности, отмены крепостного права.

Лунин не смог принять участия в восстании декабристов, так как находился на службе в Варшаве. Но это не помешало вызвать Лунина на допрос по данному делу в следственный комитет в Варшаве. Лунина арестовали последним из декабристов. Он упорно не называл имен участников и,в тоже время, не отрицал своего участия в тайном обществе декабристов. М.С. Лунин был незамедлительно отправлен под конвоем в Петербург.

16 апреля 1826 года Лунина заключили в Петропавловскую крепость. В 1826 году Лунина осудили за план убийства царя и приговорили к пожизненной каторге. Затем срок был сокращен до 15 лет с дальнейшим поселением в Сибири. В 1832 году срок каторжных работ был сокращен до 10 лет.

27 марта 1841 года после недолгого освобождения Лунин был снова арестован по доносу и отправлен в Акутуйскую тюрьму в Читинской области, где были сочтены дни его жизни. По официальной версии Михаил Лунин умер вследствие апоплексического удара, однако есть и другая версия, имеющая под собой основания - он был убит смотрителем рудника.

Перед заключением каждый декабрист мог составить завещание в пользу своих родственников. М.С. Лунин написал завещание в пользу своего кузена, с тем условием, что он даст крестьянам вольную. Его сестре по научению мужа удалось оспорить завещание и родовое имение досталось ей.

О Михаиле Лунине тепло отзывались его великие современники. Так Пушкин считал его "умнейшим человеком нашего времени", а Герцен отмечал его непреклонность, отвагу и храбрость.