Методика ориентировки на листе бумаги – Волшебные листочки. Конспект занятия по развитию моторики руки «Знакомство с тетрадью

Методика ориентировки на листе бумаги – Волшебные листочки

Автор: Емельянова Сирина Раисовна Место работы воспитатель МБДОУ №10 "Созвездие" ЗМР РТ Республика Татарстан г. Зеленодольск
Цель: развивать у детей зрительно-пространственную ориентацию, формировать элементарные математические представления.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу Вас познакомить с методикой ориентировки на листе бумаги , которая имеет важнейшее значение для развития у детей зрительно - пространственных представлений.
В своей работе я использую файловый прием, который назвала «Волшебные листочки». Здесь два вида листочков формата А4, которые пролинованы один по 1.5см, второй по 2 см. Особенность состоит в том, что Квадратики здесь большие и удобные для детей, а так же в многоразовом использовании - Листочки вставляются в папки-уголки, и сверху по квадратикам нужно рисовать фломастером.

Методика состоит из нескольких этапов .
1. Знакомство с листом.
Он начинается с ознакомления с простым белым листом, которое можно проводить начиная со средней группы.
-Что это? Лист бумаги
-Какой он формы? Прямоугольной
Эта сторона находится наверху и называется – верхняя.
Эта сторона находится внизу и называется – нижняя.
Эта сторона находится справа и называется – правая.
Эта сторона находится слева и называется – левая.
Этот угол находится наверху слева и называется – верхний левый.
Этот угол находится наверху справа и называется – верхний правый и т.д.
На этом этапе я использую сказку – игру – путешествие по листу - «Волшебный лист». Жил-был Лист и пять карандашей. Решили они однажды поиграть вместе и отправились карандаши в путешествие по листу. Первым пошел желтый карандаш, он нашел верхнюю сторону и прочертил желтую линию. Вторым отправился красный карандаш, он нашел нижнюю сторону и прочертил красную линию. Правую сторону прочертил зеленый карандаш, а левую – синий. В центре листа остался черный карандаш, он построил там домик. Уголки решили разделить поровну, и прочертили двумя цветами. Собрались все карандаши в домике и стали думать, как еще им поиграть. Думали-думали, и решили играть в догонялки. Наверху была прочерчена желтая линия, и наверх побежал желтый карандаш, вниз побежал красный карандаш, вправо – зеленый, а влево – синий. Затем, чтобы было нескучно, побежали карандаши по двое: в верхний правый угол – побежали желтый и зеленый; в верхний левый – желтый и синий; в нижний правый – зеленый и красный; а в нижний левый – синий и красный. И не смог черный карандаш их поймать. В процессе игры, дети понимают, что это не просто лист, а он цветной, и с ним можно играть. Они зрительно обозначают каждую сторону, и понимают что у листа есть ориентиры: верх, низ, правая сторона, левая сторона, центр листа - середина.


2. Знакомство с клеткой.
В начале используем клетку большего размера, а затем переходим, к маленьким. Чтобы ребенок научился видеть границы клетки, необходимо сначала, обводить клетки по одной, а затем можно усложнить задачу. Обводим клетки через одну до конца страницы – это строка. Обводим клеточки через одну вниз до конца страницы – это столбик.


3. Рисование в клетках.
На этом этапе детям даются задания для закрепления ориентировки на листе. Например, найди верхний левый угол и нарисуй там треугольник. Найди верхний правый и нарисуй там круг, найди нижний левый и нарисуй там квадрат, а в нижнем правом – звездочку. Можно также закреплять цвета и счет: найди верхнюю левую клетку и нарисуй в ней синий круг, отступи вниз 4 клетки и нарисуй желтый треугольник, отступи вправо 3 клетки и нарисуй зеленый квадрат, отступи вниз 5 клеток и нарисуй красный квадрат, от зеленого квадрата отступи вправо на 7 клеток и нарисуй черный круг, от черного круга отступи на 3 клетки вниз и нарисуй синий треугольник, и т. д. Задания и цвета могут быть любыми.


4. После освоения ребенком ориентировки на листе, начинается Рисование по клеточкам «Сделай так». Ребенку предлагают образец рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, формирования элементарных математических представлений. Дети закрепляют такие понятия, как, влево, вправо, вниз - вверх.


5. «Дорисуй вторую половину». Детям предлагают образец с готовой одной половиной рисунка, и необходимо закончить рисунок, дорисовав вторую часть. Ребенок обводит готовую сторону рисунка и дорисовывает противоположную.


6. Затем детям предлагают «Математический диктант». Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 15 – 20 минут. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие. Выполняя задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться на листе и в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов, диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет. Математические диктанты способствуют развитию кратковременной памяти. Целевые ориентиры в рамках ФГОС предполагают наличие у ребенка на выпуске к школе способности к волевым усилиям и умение слышать и выполнять последовательные инструкции, и диктанты прекрасно этому способствуют.


7. «Продолжи ряд». В этой игре у ребенка на листочке есть начало ряда с изображением, и ему необходимо продолжить ряд до конца. В начале
ребенку предлагают самые простые изображения, а затем они усложняются: вводится несколько цветов, несколько элементов, верхнее и нижнее изображение, элементы, которые необходимо дорисовывать, не отрывая руки от листа. И т.д. Можно усложнить и проводить занятие на время, используя песочные часы. Затем ребенок сам проверяет, сколько он сделал правильно и вырабатывает самоконтроль.


Эти игры обладают уникальным развивающим эффектом, которые способствуют развитию памяти, речи, воображения; развитию навыков ориентировки на листе и в тетради; формируют элементарные математические представления, настойчивость и терпение.
Спасибо за внимание!!!

Знакомство с клеткой. Ориентация в пространстве

Цель занятия : Знакомство с клеткой и ее сторонами. Повторить где право - лево, верх- низ. Упражняться в счете и сравнении. Развивать связную речь, внимание.

Оборудование : лист из приложения, тетрадь в клетку, карандаш, стерка, цветные карандаши, мяч, доска, Зайка – знайка. Книга для составления рассказа. Задания на внимание.

Представить Зайку – Знайку.

Ребята, сегодня со мной на урок пришел Зайка-знайка. Посмотрите-ка на него. Как вы думаете, почему его так зовут?

    Игра «Лови и отвечай» (С мячом, на ковре)

    Как твоё имя отчество и фамилия?

    Ск. тебе лет? Назови дату своего рождения.

    Как зовут твоих родителей?

    Кем работают твои родители?

    Как называется страна, в которой мы живём? И её столица.

    Какие еще страны ты знаешь?

    Назови свой адрес.

    Какие профессии ты знаешь и какую пользу они приносят людям.

    Для чего надо учиться?

    Знакомство с «клеточкой »

Демонстрация тетради в клетку.

На какую фигуру похожа клетка? (На квадрат)

Рассмотрим внимательно и познакомимся поближе.

Работа с увеличенной клеткой. У каждого ученика по листу.

Название сторон: правая- левая, верхняя- нижняя.

Разминка для пальчиков.

Упр. 1. На листе найдите взглядом 4 отдельные клеточки.(см. Приложение)

В первой – обведите линию желтого цвета по верхней стороне клетке; во второй – проведите красную линию по нижней стороне; в третьей - синюю линию по левой стороне; в четвертой - зеленую линию по правой стороне.

Упр. 2. Найдите взглядом одну клеточку. Поставьте точку на правой стороне клеточки. Отметьте крестиком нижнюю сторону. Поставь две точки на левой стороне. Отметь двумя крестиками верхнюю сторону.

    Разминка.

    Упражнение в тетради в клетку.

Упр.3. Обведите по образцу в тетради клеточки через одну.

Упр.4 . Графический диктант «Котик»

- В этом задании вам потребуется быть очень внимательными. Если вы всё выполните правильно, то у вас получится картинка и вы узнаете с кем дружит Зайка-знайка.

- Что вы знаете о кошках? (Домашнее животное, чем питается)

- А сколько живут кошки? (В среднем 15 лет)

- У кошек слух развит сильнее, чем у людей. Мяукают кошки только для людей, когда общаются они между собой, то издают другие звуки.

3. Разминка. Упражнение на внимание.

Найдите всех кошек на картинке.

На какой картинке кошек больше?

Составим рассказ по картинке.

Итог:

Что мы узнали? В чем потренировались?

(Мы познакомились с клеточкой. Тренировались находить правильно ее стороны. Повторили где право - лево, низ и верх. Развивали пальчики, внимание. Считали и сравнивали предметы)

Приложение.

В дошкольном возрасте можно предупредить школьные трудности овладения чтением и письмом, так называемые дислексию и дисграфию, вовремя выявляя предпосылки данных нарушений у детей.

Нарушения письменной речи являются одной из основных причин школьной неуспеваемости детей.Сформированные оптико-пространственные представления являются необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и, особенно, для дифференциации близких по начертанию букв.

У большинства детей, однако, к началу школьного обучения зрительно -пространствен- ные представления недостаточно сформированы, что приводит к появлению оптической дисграфии, т.е. недостаточная сформированность представлений о форме и величине предметов,их расположении в пространстве по отношению к друг другу и зрительного анализа и синтеза. Это и является предпосылкой оптической дисграфии. У детей, кроме этого, отмечаются затруднения при употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу.Ребёнок затрудняется в усвоении зрительных образов букв, многие из которых кажутся для него похожими. У него наблюдается замена букв, состоящих из одного количества одинаковых элементов, похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов, не дописывание элементов букв и зеркальное их изображение.

Практика показала,если у ребёнка сформированы зрительно- пространственные представления, то ребёнку не нужна логопедическая помощь в школе.

Работа ведётся по развитию:

  • зрительного восприятия формы, величины предметов, высоты, толщины, длины, ширины предметов и сравнению их;
  • умению ориентироваться в пространстве (левая-правая) и относительно своего тела;
  • ориентироваться на листе бумаги - начинать писать буквы или цифры с левого верхнего угла и заполнять строчку в направлении слева направо.
  • элементы печатных букв обязательно должны писаться сверху вниз, а не наоборот, и каждый элемент к любой конкретной букве должен приписываться только с правой стороны.
  • называть буквы сходные по начертанию, заштрихованные, недописанные, наложенные друг на друга, необычно расположенные и т.д.

С самых первых дней в школе ребенок будет работать с тетрадью в клеточку, что требует усидчивости, особой внимательности, развития глазомера и точных движений руки. Ему нужно будет ориентироваться на тетрадном листе (писать сверху, снизу, слева, справа), находить верхнюю, нижнюю, левую, правую стороны клеточки; середину клеточки, а также середину ее каждой стороны. Для освоения клеточного пространства сначала ребёнок рисует в одной клеточке, затем по точкам и, наконец, на странице в клетку. Затем он легко перерисовывает нужные ему картинки и выкройки, предварительно нанеся на них клеточную сетку.

Технология «лэпбук» - самодельная, интерактивная папка, например, на тему «Знакомство с клеткой» позволяет выполнять задания в интересной, игровой для ребёнка форме.(фото1.)

Изготовлена из заклеенных внахлёст двух картонных обложек с кармашками и вкладышами. (фото 2)

Ребёнок может самостоятельно доставать и перекладывать вкладыши (фото 3).

Пособие можно использовать и для занятий с детьми, как на индивидуальных занятиях так и для индивидуальных заданий во время фронтальной НОД. (фото 4)

Используется с целью:

  • развития зрительного внимания и памяти;
  • формирования пространственной ориентировки на листе, в клетке;
  • развития мелкой моторики;
  • формирования графических навыков письма.

«ВЕРХ-НИЗ; СЛЕВА-СПРАВА»:

1. Задание: « Проведи линию» от середины квадрата до середины левой стороны и т.д.

2. Задание: «Дорисуй»: Дорисуй в верхнем левом углу 2 рыбы, в правом верхнем углу 1 рыбу, внизу водоросли. (фото 5)

3. Задание: « Нарисуй справа такой же и раскрась их в любые цвета (фото 6)

4. Задание: «Срисовывание по тетрадной клеточке » (когда всё нарисуешь - раскрась), (фото 7)

«РИСОВАНИЕ ПОД ДИКТОВКУ» (Фото 8)

Задание: «Рисуй по стрелочкам» красным карандашом, начиная с красной точки. Назови буквы, которые у тебя получились. Прочти все слово.

«ДОРИСОВЫВАНИЕ »

Задание 1: «Заколдованные картинки » (Фото 9)

Задание 2: «Дорисуй недостающие части (Фото 10)

Задание 3: «Назови все известные тебе фигуры»

«СРИСОВЫВАНИЕ » (фото 11)

Задание: «Срисовывание в большем и меньшем масштабе»

«СОБИРАНИЕ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ЦЕЛОГО » (Фото 12)

«ШТРИХОВАНИЕ » (Фото 11)

Задание: «Заштрихуй бусинки в трёх нитках бус так же, как на образце »

«РАСКРАШИВАНИЕ »

Задание 1: «Раскрась все ёлочные гирлянды по коду» (Фото 12)

Задание 2: «Раскрась второй поезд так же, как первый. Начинай с первого вагона (Фото 13)

Умение ориентироваться на плоскости подготавливает ребенка к правильному сопоставлению реального пространства с планом, схемой, моделью, чертежом, уверенному ощущению себя в окружающем мире.

Литература:

1. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 1998.

2. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб.: Союз 2001.

3. Шевелёв К. Знакомство с клеткой. - М.: Карапуз, 2001.

Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в магазине на «Уроке»!

Дать детям знания, для чего нужна тетрадь, из чего состоит, что нужно делать в ней, поупражнять проводить указательным пальцем правой руки по линии сверху вниз и снизу вверх.

Материал для проведения конспекта занятия по развитию моторики руки:

тетради в клеточку на каждого ребенка.

Дети сидят за столами.

Воспитатель (В.). Ребята, мне сегодня позвонили по телефону и сказали, что к нам придет необычная гостья. Чтобы узнать ее, вам надо отгадать загадку:

То я в клетку, то в линейку.

Написать по мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать…

Что такое я…? (Тетрадь.)

(Если дети затрудняются отгадать загадку, подсказать им.)

В. Молодцы, ребята, правильно отгадали загадку. Это тетрадь. А кто знает, для чего нужна тетрадь? (Чтобы писать, рисовать.)

Раздается стук в дверь.

В. Кто-то стучится в дверь. Заходите, пожалуйста. Ребята, вот и пришла к нам долгожданная гостья. (В группу приносят тетрадь с яркой обложкой, бантиком с боку, рот в улыбке.)

Тетрадь. Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Да, я тетрадь. Пришла к вам в гости, и очень хочу с вами подружиться. Среди детей у меня много друзей. Я им очень необходима.

В. Ребята, время летит очень быстро. Скоро вам исполнится 6 лет и вы пойдете в школу. Мама купит вам красивый рюкзак и школьные принадлежности. И обязательно красивые и яркие тетради. Тетрадь пришла к нам в гости не одна. Она пригласила своих сестричек. (Воспитатель раскладывает на столе тетради с наклеенными картинками.)

Тетрадь. Ребята, каждый из вас подойдет к столу и выберет себе подружку-тетрадь.

Выберите картинку, которая вам больше всего понравилась. (Дети подходят к столу, выбираю тетрадь с картинкой и садятся за стол).

Тетрадь (обращаясь к воспитателю). Я очень хочу поиграть с ребятами.

В. Ребята, тетрадь приглашает вас поиграть в игру.

Тетрадь. Вы любите играть в игры? Какая вам нравится больше всего? Давайте поиграем (Дети играют в игру по желанию).

В. Ребята, а вас ждут новые друзья за столами. Спешите к ним. (Дети сели за столы и взяли свои тетради.) Ребята, обратите внимание, какая красивая обложка у тетради. На ней есть полоски. Они нужны для того, чтобы написать фамилию и имя владельца тетради. Вы позже подойдете ко мне и я ее подпишу каждому. Это будет теперь только ваша тетрадь. Открыли обложку и на вас смотрит тетрадный листок. Здесь много клеточек. Нашли одну клеточку и поставили указательный палец правой руки. (Проверить правильно ли дети выполнили задание). А теперь пальчиком правой руки проводим по листку сверху вниз и снизу вверх. (3 раза.) Вот на таком листке мы будем с вами писать. Я научу вас играть с клеточками. Эта игра вам очень понравится.

В. Тетрадь, мы очень рады, что ты пришла к нам в гости, привела своих сестричек. Мы предлагаем остаться у нас в группе. Я буду учить ребят писать в тетрадях, у каждой сестрички-тетрадки будет друг. А кто друг - мы сейчас узнаем. Каждый подойдет ко мне с тетрадью и я ее: подпишу, чтобы мы знали чей это друг. (Дети подходят к воспитателю, называют свои имя, фамилию. Воспитатель подписывает все тетради).

Тетрадь. А теперь, ребята, я всех приглашаю на танец.

Дети со своими тетрадями свободно танцуют под музыку. После танца они кладут на стол тетради. А самую красивую ставят на подставку.

Приложение 4

Правила для работы в тетрадях:

1. При прямой посадке ребенок должен опираться грудью о стол.

2. Расстояние от края стола до груди должно быть не более 3-4 см.

3. Расстояние между глазами и тетрадью ребенка – 30-33 см.

4. Обе руки лежат на парте, только локтевой сустав немного выступает за края, левая рука поддерживает тетрадь и передвигает её вверх по мере заполнения страницы.

5. Свет должен падать с левой стороны.

6. Для леворуких детей свет должен падать справа.

Надо стараться научить детей самостоятельно проверять осанку. Для этого применяются мешочки с песком (см. фото), которые кладут на голову, стараясь удержать. Тем самым вырабатывается прямая осанка. Дети должны осознать значение правильной осанки для здоровья, физического развития и работоспособности, что особенно важно для успешного овладения навыками письма.

Учитывая проблему леворуких детей и амбидрексов, следует объяснять им задания более подробно, давать меньшее по объему задание, делить задания на части, давать задания пониженной трудности. Всем детям предлагаются 2 тетради:

В крупную клетку (тетрадь № 1)

Тетрадь С. Гаврина, Н. Кутявина, И. Топоркова, С. Щербинина «Готовим руку к письму» известных педагогов психологов (тетрадь № 2)

Работа с первой тетрадью выстроена в следующей последовательности :

1. Знакомство с тетрадью (обложка, лист, страница)

2.Знакомство со страницей.

3. Знакомство с клеткой.

4. Знакомство со строкой.

5. Выполнение упражнений в клетке (см. Приложение).

Работа со второй тетрадью выстроена с учетом заданий, объединенных главным требованием: выполнять задание строго по условию:

1. Раскрашивать картинки, не выходя за контуры;

2. Штриховать только в указанном направлении;

3. При работе тетрадь не поворачивать «не крутить».

Рисунок 9

На первых порах важно качество выполнения (правильность и тщательное соблюдение всех условий), а не скорость и количество сделанного ребенком.

Условия правильного выполнения заданий в тетради № 2 : ребенок работает не более 15 мин.; при этом выбирается правильное расположение тетради и в дальнейшем тетрадь не вращается - свое положение меняет только рука! Последовательность выполнения заданий - от первого к последнему, без «перепрыгивания»; после выполнения каждого задания осуществляется обязательный разбор полученного результата вместе с ребенком; за каждый успех ребенка необходимо хвалить его и поощрять. Рисунок 10

Все задания в тетрадях подбираются с учетом неустойчивого внимания детей, с учетом сложности задания и чередуются по интересам детей.

Задание для тетради № 1

Задание 1 . Знакомство с тетрадью

Цель: Познакомить детей с тетрадью, учить ориентироваться в тетради (обложка, листы, страницы)

Задание 2. Знакомство с клеткой.

Цель: Познакомить детей с клеткой.

Упражнения: Клетка-это домик. У домика есть пол, стены, и потолок, также и у клетки есть пол, стены, потолок.

а) Нарисовать одну клетку (на простом листе без клеточек)

б) Нарисовать много клеток, одна за другой (на таком же листе)
Задание 3 . Игра с клеткой.

Цель: Учить ориентироваться в клетке (центр клетки, углы, стороны) Упражнение:

а) Найти в клетке центр (выделение центра клетки на протяжении всей строки) б) Найти левый верхний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей строки) в)Найти правый нижний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей
строки)

г) Найти стороны клетки (правую, левую)

д) Найти «пол и потолок» клетки

е) Изобразить клетку полностью (нарисовать «домик» через одну клетку)

Задание 4 . Строка Цель: Ввести понятие «строка» Упражнение: Провести прямые линии строки внизу и вверху.

Задание 5 . Ходьба по клеткам

Цель: Учить ориентироваться по клеткам.

Упражнение:

а) Хождение по клеткам пальчиками.

б) Хождение по клеткам ручкой.

Через клетку

Через 2 клетки

Через 3 клетки и т. д.

Задание 6 . Работа с клеткой

Цель: Учить работать с клеткой.

Упражнение: Вписывание различных форм, элементов в пределах клетки, использовать штриховку в различных направлениях.

Задание 7.

Цель: та же.

Упражнение: Вписывание внутри клетки предметы округлой формы (можно использовать штриховку по кругу)

Задание 8 .

Цель: Учить работать в пределах границ и строки по опорным точкам.

Упражнение:

а) I Доведение длинных и коротких линий

б) Соединение точек в указанном направлении.
Задание 9 . Штриховка.

I {ель: Учить работать в пределах границ.

Упражнение: Начертание линий внутри предмета.

Задание 10 .

Цель: Закрепить положение руки для изображения предметов в клетке, развивать глазомер, учить соблюдать интервал («ходим» через клетку)

Упражнение: Написание отдельных элементов или узора «В домиках мы все живем и в окошечко глядим»

Задание 11 .

Цель: та же.

Упражнение: Чередование больших и малых элементов (прямых и округлых).

Задание 12 . Развивать глазомер, тренировать в написании элементов с петлей вверху, внизу.

Цель : та же.

Упражнение: Отрывное написание петлей «Птички на ветке сидят», «Листики летят».