Конспект занятия звуковая культура речи подготовительная. План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Занятие по звуковой культуре речи в подготовительной группе "Путешествие в волшебный мир звуков". Покатаем на машине
Открытое занятие по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе
по теме «Путешествие в волшебный мир звуков».
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории:
Чвилёва Галина Михайловна
2017 – 2018 уч. г.
Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.
Задачи:
Обучающие:
Упражнять детей в различении на слух, дифференциации звуков с-з , развивать фонематический слух, отчетливом произношении звуков. Продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук, находить место звука в слове.
Продолжать учить не смешивать звуки з и с в речи. Добиваться чёткого и правильного произнесения фраз.
Развивающие:
Развивать фонематический слух.
Развивать познавательный интерес и речь.
Развивать внимание.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к малым фольклорным формам.
Вызвать эмоциональный отклик детей.
Воспитывать умение слушать.
Материалы:
Изображения совы и зайца (С. Вохринцева), заколдованного замка серого цвета (цветной), разрезанные на 4 части; карточки на каждого ребенка с тремя окошечками для определения места звука в слове, фишки серого цвета, счётные палочки.
Методы и приемы:
Игровой прием; речевой материал, используемый для различения звуков з и с во фразовой речи: загадки, скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, анализ слов, физкультминутка.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
В: Ребята, прежде чем начать занятие давайте мы с вами разогреем наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.
№ 1. Артикуляционная гимнастика.
Раз – окошечко открыли
Два – мы дудочку купили
Три – в улыбке наши губки
На четыре – чистим зубки.
В: Ребята, а что такое – волшебство?
Д: Оно бывает в сказке. Когда бывают чудеса.
В: Мы сегодня с вами отправимся в волшебный мир звуков. А в гости к каким звукам мы с вами отправимся, вы узнаете из загадок.
№ 2. Загадки.
Всю ночь летает
Мышей добывает
Станет светло
Спать летит в дупло.
Д: Это сова.
В: Правильно, это сова. С какого звука начинается слово-сова?
Д : Слово сова начинается со звука –с.
В: Правильно, мы отправимся в гости к звуку –с. но одному в волшебном царстве скучно, поэтому вместе со звуком –с живет еще один звук слушайте загадку.
2.Это что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы.
Правильно, это заяц. С какого звука начинается слово заяц?
Д: Слово заяц начинается со звука –з.
В: Мы с вами отправимся в царство звуков –с- и –з-. Давайте произнесем эти звуки. Посмотрите, ребята, это замок звуков. Но почему он такой мрачный? (ответы детей)
В: Оказывается этот замок заколдовал злой волшебник Звукоед. И теперь в этом царстве звуки пропали и все слова стали непонятными. Ребята, зайка и сова просят вас расколдовать замок, а для этого нам надо выполнить несколько заданий.
№ 3. Д/и «Пропали звуки».
Я вам сейчас буду называть слова, из которых пропали звуки –с- или –з-, а вы должны восстановить слово и сказать его правильно.
…агадка (загадка), …ыр (сыр), …онт (зонт), арбу… (арбуз), …такан (стакан), …неговик (снеговик), гла… (глаз), меду…а (медуза), …еркало (зеркало), …амовар (самовар), во…дух (воздух).
В: Молодцы, задание вы выполнили, вы расколдовали одну часть замка.
№ 4. Д/и «Найди звук в слове».
В: Второе задание. Вам надо в стихотворении найти слова со звуком –с-. Это задание совы.
В ле с у темно
В с е с пят давно
Одна с ова не с пит
На с уку с идит.
Д: Это слова: в лесу, все, спят, сова, спит, суку, сидит (слова считают при помощи счётных палочек).
В этом стихотворении семь слов со звуком –с-.
В: А теперь стихотворение вам приготовил зайка. Вам надо найти слова со звуком –з-.
З асияло з арево
З а окном з акат
Ярко- красным пламенем
О з арил з айчат.
Д: Это слова: засияло, зарево, за, закат, озарил, зайчат. В это стихотворении шесть слов со звуком –з-.
№ 5. Чистоговорки .
В: Молодцы, вы помогли расколдовать еще одну часть замка. Ребята, сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому, что они помогают красиво и правильно говорить. Она предлагает поиграть. Я буду говорить, а вы по очереди будите повторять.
Са-са-са выпала роса
За-за-за залетела стрекоза
Си-си-си смотри, не укуси
Зи-зи-зи капусту погрузи
Се-се-се помоги лисе
Зе-зе-зе запаси сена козе
Зы-зы-зы расцвели розы
Сы-сы-сы выросли усы
Су-су-су карамельку сосу
Зу-зу-зу купили мы козу
Уз-уз-уз маленький карапуз
№ 6. Скороговорки.
В : А зайчик любит разучивать скороговорки. Давайте и мы с вами разучим
- У киски в миске рис и сосиски.
В: Сначала повторим медленно, а потом быстро.
(Хоровые и индивидуальные ответы детей).
В : - Заяц Егорка свалился в озерко .
В: Смотрите, ребята, мы с вами расколдовали еще одну часть замка. Мы выполнили уже много заданий, нам надо немного размяться.
№ 7. Физкультминутка .
Зайка по лесу скакал (прыжки)
Зайка корм себе искал (повороты влево и вправо)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись как стрелки ушки (ладошки у головы)
Шорох тихий раздается (прислушиваются)
Кто-то по лесу крадется.
Может ежик здесь шуршит (трут ладошками)
Может мышка прочь бежит (перебирают пальцами)
Может мишка здесь гуляет (ходят в перевалочку)
Может птица пролетает (движения скрещенными ладонями)
Заяц путает следы (легкий бег)
Убегает от беды
Прыгнул в бок и повернулся
И под кустиком свернулся (присесть)
Словно беленький клубок
Чтоб никто найти не мог.
№ 8. Д/у «Найди место звука в слове».
В: Вот, я вижу конверт, а в нем написаны слова. Ребята, вам надо определить, где стоит звук в слове и вы расколдуете еще одну часть замка. Давайте вспомним, где может стоять нужный нам звук в слове.
Д: Звук в слове может стоять в начале, середине или в конце.
В: Возьмите карточки с окошечками и ставьте фишку в первое, среднее или последнее окошечко, определяя место звука в слове.
(дети самостоятельно выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль)
Озеро, заря, воздух, нос, сено, осина.
№ 9. Игра «Секрет».
«У Сони красивые зелёные и красные ленты», и т. п.) и предлагает передать «сообщение» другому ребенку шепотом, так, чтобы не слышали остальные. «Сообщение» передается по цепочке. Последний ребенок произносит фразу вслух.
Методические указания . Следить за тем, чтобы все дети произносили фразу шепотом, но при этом достаточно четко, чтобы ребенок, принимающий сообщение, мог точно и правильно передать фразу другому.
№ 10. Рефлексия.
В: Молодцы, вы расколдовали весь замок. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Здесь, наверное живут все слова со звуками –с- и -з- .
Вам понравилось наше волшебное приключение?
Какие звуки мы сегодня повторили?
Какие задания вам понравились?
Что вам показалось трудным?
о з еро
з аря во з дух но с с ено о с ина Название:
«Проделки Шапокляк ». Звуковая культура речи: звук Ш.
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, звуковая культура речи, Подготовительная к школе группа
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №6
Месторасположение: г. Задонск, Липецкая область
«Проделки Шапокляк». Звуковая культура речи: звук Ш.
1. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.
2. Развитие фонематического восприятия и слуха.
3. Умение находить слова со звуком [ш].
4. Воспитание умения слушать других.
- Организационный момент.
1)приветствие:
— Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте повернемся к гостям и поздороваемся.
2)психогимнастика:
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
Улыбнёмся мы друзьям,
Улыбнёмся мы гостям.
На занятье не зевать,
На все вопросы отвечать.
- Сообщение темы занятия.
Ребята! Я принесла в группу шкатулку с сюрпризом и положила на полочку, а её здесь нет.
Куда же она подевалась?
(на планшет приходит смс сообщение (звук))
Извините, меня мне пришло электронное письмо, я обязательно должна его прочесть.
Ребята, пишет нам Шапокляк, вы её знаете? Из какого она мультфильма?
Письмо: Я решила немного пошутить над вами, игру я спрятала, а куда, вы узнаете, выполнив мои задания.
Ребята, но все задания я вам сразу не прочту, это условия Шапокляк, как только будет выполнено 1-е задание, откроется второе.
1-е задание от Шапокляк:
Шапокляк хочет выяснить, знаете ли вы:
— Какие бывают звуки?(гласные и согласные)
— Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Гласный звук- воздух можно долго тянуть, согласный звук не тянется.
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
— 1-е задание выполнено, можем приступить ко второму.
Артикуляционная гимнастика.
Для того чтобы выполнить второе задание, нам необходимо чётко произносить звуки, в этом нам поможет артикуляционная гимнастика.
- «Погладь кошку». (языком проводим по нёбу вперёд, назад рот приоткрыт)
- «Лошадки» (цокаем)
Пройдите к стульям, и послушайте задания:
2-е задание от Шапокляк:
А с какого звука начинается имя Шапокляк? [ш].
Как шумит море? Как шуршит лес? Как шипит змея? (Ш-ш-ш).
Какой звук объединяет эти слова? (звук [ш]).
Характеристика звука.
Как вы думаете, кокой это звук?
— Звук [ш] согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит.
Ребята, а звук [ш] необычный, у этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, он всегда твердый.
Подберите слова которые начинаются на звук [Ш].
Молодцы, с этим заданием вы справились, теперь мы сможем прочесть письмо дальше.
Ребята, подойдите пожалуйста к мольберту (чистый с магнитами, рядом стул на котором лежат картинки).
3-е задание «Мы со звуком Ш играем».
— Вы правильно подобрали слова, а теперь найдите расположение звука [Ш] в словах от Шапокляк.
— Возьмите каждый по одной картинке и определите место звука [Ш] в слове.
Мы со звуком Ш играем
И картинки подбираем:
Карандаш, машина, шишка,
Шляпа, бабушка, малышка,
Ландыш, дедушка, подушка,
Мишка, шорты и лягушка.
(разбираем слова) .Дети определяют правильность выполненного задания.
Чистоговорка- физкультминутка.
А сейчас немного поиграем. Я буду говорить, а вы внимательно слушать, повторять и выполнять движения.
Ша-ша-ша- нет карандаша.(«не знаю»)
Шо-шо-шо- нам гулять хорошо. (маршируем)
Шу-шу-шу- я сижу и не шуршу. (сидят на корточках, обхватив колени)
Ши-ши-ши- притихли малыши. (пальчиком «грозим», показываем маленький рост).
Ребята, а в нашей игре вы слышали звук [ш].
Кто запомнил и сможет назвать слова со звуком [ш].
4-е задание: игра: «Разложи картинки».
Ребята, а сейчас давайте пройдём к столу, и прочтём письмо дальше.
Сядьте ровно, спинка прямая.
Перед вами подносы, посмотрите что там…(называют)
Чем отличаются дома?(одноэтажный и двухэтажный)
(На столе на каждого ребёнка лежат картинки, и два домика.
5-е задание: «Посели жильцов». В одноэтажный домик вы должны положить картинки, в которых есть звук [ш], в двухэтажный домик – картинки, в которых нет звука [ш]. Но в начале давайте проведём пальчиковую гимнастику.
пальчиковая гимнастика:
Кошка мышку не поймала,
Мышка в норку убежала
И от страха там дрожит,
Кошка мышку сторожит.
Картинки: кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, зонтик. (1 ребёнок выполняет задание у доски)
С каким звуком слова вы поместили в одноэтажный дом? (звук [ш])
В двухэтажный?
6-е задание: Игра «Назови картинку».
Ребята, а сейчас подойдите ко мне. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду, вы его сможете найти на картинке, которые находятся на доске.
Выставляются картинки: (читаю предложения, дети находят картинку- продолжение).
— на сосне растут- … (шишки), (повтори предложение)
— на орешнике - … (орешки).
Мы надули красивый… (воздушный шар)
— Ой, про письмо то мы забыли! Давайте прочтём его дальше.
7-е задание: «стихотворчество»
Шапокляк предлагает нам последнее задание, мы должны придумать окончание стихотворения.
Фокусник носит шляпу с секретом.
Вот поглядите-ка: шляпа пуста.
Как же оттуда, скажите при этом
……………………………………..
(Фокусник кролика сможет достать? Фокусник будет цветы доставать? Фокусник будет платки доставать?)
— Что носил фокусник? (шляпу)
На какой звук начинается? (ш).
— Ребята, я кажется догадалась где Шапокляк спрятала шкатулку с секретом.
А поиграем мы чуть позже.
6.Итог занятия.
Что нового вы сегодня узнали?
— Какое из заданий больше понравилось?
— Какое у вас настроение? А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.
Желябина Татьяна Викторовна
Должность:
воспитатель детского сада
Учебное заведение:
МАДОУЦРР №8
Населённый пункт:
г. Курганинск Краснодарского края
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
НОД "Звуковая культура речи" (подготовительная к школе группа)
Дата публикации:
12.02.2017
Раздел:
дошкольное образование
Цель: Развивать фонематический и речевой слух.
Программные задачи: учить детей подбирать схемы слов к картинкам, производя
буквенный анализ; продолжать учить детей выделять и называть общий звук в
словах; закрепить умение делить слова на слоги; развивать умение произносить
фразы в разном темпе; упражнять детей в произношении слов, меняя силу голоса.
Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность,
ответственность.
Предварительная работа: знакомство со звуками, игры на нахождение звука в
словах, придумывание слов с определенным звуком; рассматривание
иллюстрированных азбук; работа с раскрасками; заучивание четверостиший на
определенную букву.
Оборудование: различные картинки; интерактивная доска; презентации: «Первый
звук », «Составь слово», «Схемы к словам-картинкам на звук К»; музыкальные
инструменты; мяч; конверт с письмом, посылка.
Психогимнастика. Дети, давайте поздороваемся с гостями. Мы говорим
здравствуйте, что мы этим желаем людям? (ответы детей)
А сейчас мы с вами сделаем глубокий вдох – вдохнем радость, хорошее
настроение, удачу, а выдохнем разочарование, неуверенность, плохое настроение,
уныние. И так у нас с вами хорошее настроение и мы с улыбкой принимаемся за
Организационный момент.
Ребята, вы знаете, я сегодня в почтовом ящике детского сада нашла письмо.
Оно адресовано детям подготовительной к школе группы, то есть нам, от старичка
– звуковичка, поэтому мы можем смело его прочитать.
(Распечатывают и читают письмо)
«Здравствуйте, ребята подготовительной к школе группы.
Пишет вам старичок – звуковичок. Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Как у
вас состоят дела со звуками и буквами? Хотел бы проверить ваши знания. Я
надеюсь, что вы готовы пройти испытания…
Я посылаю вам задания, если все выполните, вас ждет сюрприз.
Задания получите у воспитателя.
Я желаю вам успехов.
С уважением старичок-звуковичок.»
Основная часть
Воспитатель . Ну, ребята, как вы готовы выполнить задания?(ответы
детей). Ну тогда приступим. И так первое задание.
«Определи первый звук в словах и назови букву».(презентация. 1слайд –
картинки: наушники, нитки, носки, Незнайка.2 слайд – облако, окна, ослик, осы. 3
слайд – Кот, курица, корзина, конфеты. 4 слайд – солнышко, стул, слон, сосиски.
5 слайд – абрикос, апельсин, арбуз, аист. 6 слайд – тигр, тетрадь, тарелка,
А кто знает стихотворение про буквы?(Н .На букве Н я как на лесенке, сижу и
распеваю песенки. О . Посмотри на колесо – и увидишь букву О.
К. Птичка клюв открыла, буквой К, нас удивила. С . Села мышка в уголок, съела
бублика кусок. А – начала алфавита, тем она и знаменита. А узнать ее легко –
ноги ставит широко. Т топорик у туриста. По горам идет он быстр) . Молодцы,
Воспитатель. А вот второе задание. Надо разделить слова на слоги.
Делить будем при помощи музыкальных инструментов. (На столе лежат
перевернутые картинки: зонтик, попугай, клей, трамвай, кораблик, перчатки,
мышь, брюки, лошади, лиса; и музыкальные инструменты: металлофон, бубен,
маракасы, погремушки.) Надо взять одну картинку назвать предмет,
изображенный на ней, выбрать музыкальный инструмент и при его помощи
отстучать слово. (выполнение задания детьми)
И это задание выполнено.
Воспитатель. Надо произнести фразу в разном темпе. Сначала в
умеренном, а затем как можно быстрее, но постараться четко произносить слова.
(У Сени и Сани сом с усами… Ежу на ужин жук не нужен).
Молодцы, получилось неплохо.
Воспитатель. Следующее задание «Продолжи слово» (с мячом) Я
произношу первый слог, и бросаю мяч ребенку. Он называет двусложное слово,
которое начинается с этого слога и бросает мяч обратно: ма - , па-; ла- ли-; кни-;
жа-; ут-; ру-; но-; за-; лу-; мы-; шор-;де-; пу-…
Воспитатель. Упражнение «Составь слово» (презентация)
1 слайд – картинки: лодка, утка, кукла. ЛУК (последняя появляется по щелчку,
если правильно составили слово) . 2 слайд – морковь, апельсин, кресло. МАК
появляется по щелчку. 3 слайд – дыня, осы, машина. ДОМ появляется также. 4
слайд- кастрюля, иголка, телевизор. КИТ появляется также. 5 слайд – улитка,
хлеб, облако. УХО появляется также. 6 слайд – Нюша, окна, свеча. НОС
появляется также.
Ребенок не только называет полученное слово, но и объясняет, как он его
составил.
Воспитатель. А сейчас очень сложное задание. Надо подобрать к
картинкам схемы слов. Давайте рассмотрим картинки: яблоко, клубок, кот, сок,
волк, белка. Какой общий звук и буква есть во всех этих словах. Определяем
место положение звука К.
На экране появляются по очереди схемы:
к_ _; _ _ к; к _ _ _ _ к; _ _ _ к; _ _ _ к _ ; _ _ _ _ к _.
И это задание вы выполнили.
Воспитатель. И последнее задание. На столе лежат картинки, возьмите по
одной и послушайте задание. Надо произнести название картинки с разной силой
Ну, ребята, вы молодцы!
Заданий больше нет.
Рефлексия.
Как вы думаете, мы справились с заданием?
А что для вас было самым интересным?
Входит дворник и приносит посылку для детей подготовительной группы.
Дети открывают ее, там находятся витамины, пластилин и буквы для
раскрашивания. Дети продолжили работу в изодеятельности (лепили буквы,
раскрашивали, вырезали и составляли композиции)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 8 г. Курганинска
Совместная образовательная
деятельность
по звуковой культуре речи
(для детей подготовительной
к школе группы)
Воспитатель первой квалификационной категории
Татьяна Викторовна Желябина.
Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста Дид. игра «Магазин» Дид. игра «Закончи слово» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова. Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет. Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) . Дид. игра «Звуковое лото» Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов. Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком … .? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой. Дид. игра «Угадай слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку. Дид. игра «Путешествие в страну звуков» 1 вариант Цель: Развивать фонематический слух. Ход: Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которые вставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениями животных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем 3 вагона, Каждое животное может ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные в названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять. 2 вариант Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух. Ход: Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички с кружками (3, 4, 5). Раздает детям картинки и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в слове. Дети по очереди отчетливо называют животное, выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку на окно соответствующего вагона. 3 вариант Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги. Ход: В прорези вагонов вставляются таблички с одним, двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одного слога, во втором вагоне животные, названия которых состоят из двух слогов и т. д. Дид. игра «Автобус» Дид. игра «Подними нужную карточку» Цель: Развивать фонематический слух детей. Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки. Ход: Дети сидят на стульях, педагог раздает им игрушки (картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места. Дид. игра «Ворота» Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков. Ход: Воспитатель называет звуки, если это согласный звук – руки на столе вместе (есть преграда). Если гласный звук – дети ставят руки на локти (нет преграды) . Ход: Педагог произносит звук, а дети на слух определяют гласный это звук или согласный (твердый, мягкий). Дети поднимают карточку того цвета, каким обозначают этот звук. Дид. игра «Слова – друзья» Цель: Учить детей подбирать близкие по звучанию слова. Ход: Воспитатель приводит пример схожего звучания слов (кошка – ложка). Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (пушка – игрушка, сушка, лягушка и другие) . Дид. игра «Звуковые часы» Цель: Учить детей измерять длину слов. Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове. Дид. игра «Найди общий звук» Цель: Развивать фонематический слух детей. Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки определить один и тот же звук, встречающийся во всех этих словах. Дид. игра «Назови звук» Цель: Развивать фонематический слух детей. Ход: Педагог называет различные слова с интонационным выделением одного звука. Ребенок, поймавший мяч, называет выделенный звук и перебрасывает мяч воспитателю. Дид. игра «Вспомни слово, начинающееся с гласного (согласного) звука» Цель: Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков. Ход: Дети делятся на 2 группы, называют слова с заданного звука. Педагог откладывает счетный материал. Выигрывает та группа детей у которой будет больше фишек. Дид. игра «Цветочки – лепесточки» Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки. Ход: Воспитатель называет звук. Дети поднимают цветок нужного цвета (синего, зеленого или красного) . Дид. игра «Третий лишний» Дид. игра «Братцы – акробаты» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки. Ход: Педагог выкладывает карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Находят отличия (сено, сало, сом) . Дид. игра «Найди ошибку» Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, учить группировать слова начинающиеся с одного и того же звука. Ход: Педагог предлагает посмотреть на карточку, на которой изображены 3 предмета. Дети определяют первый звук в каждом слове. Среди 3-х предметов находят лишний, начинающийся с другого звука (сом, сова, рука) . Ход: Воспитатель называет твердый согласный звук, при этом кидает мяч ребенку. Поймавший мяч, ребенок называет мягкий согласный звук и кидает воспитателю мяч. Дид. игра «Назови слова» Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком. Ход: Воспитатель предлагает детям назвать слова с определенным звуком. За каждый правильный ответ дети получают фишки. Дид. игра «Кто придумает конец, то и будет молодец». Цель: Развивать речевое внимание и речевой слух детей. Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу. Я не бегаю к врачу, Я сама его (лечу) . Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную (лепили) . Как у нашей дочки Солнце светит очень ярко, Розовые (щечки) . Бегемоту стало (жарко) . Солнце светит очень ярко, Вдруг небо тучей затянуло, Бегемоту стало (жарко) . Из тучи молния (сверкнула) . А рядом бегемотики Я сегодня утром рано Схватились за (животики) . Умывалась из под (крана) . А слониха вся дрожа, Наша старшая сестра Так и села на (ежа) . Вяжет с самого (утра) . Мы с Тамарой ходим парой, Санитары мы с (Тамарой) . Дид. игра «Назови последний звук слова» Цель: Развивать фонематический слух детей. Дид. игра «Найди домик 1» Ход: Воспитатель по очереди вызывает детей, показывает картинки. Вызванный ребенок называет предмет, выделяя при этом последний звук и произносит его изолированно (шаррр – звук [р]) . Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки. Дид. игра «Найди пару» Цель: Развивать фонематический слух детей. Ход: Воспитатель каждому ребенку дает одну предметную картинку, остальные кладет на стол. По сигналу: «Найди пару» дети находят предмет, название которого начинается с того же звука, что и у них (сумка – солнце) Ход: Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку с животным. По сигналу воспитателя: «Найди свой домик» каждый ребенок кладет свою картинку в дом определенного цвета. Если первый звук твердый согласный, то картинку кладет в синий звук, мягкий согласный – зеленый домик, гласный звук – красный домик.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 9 «Росинка»
Конспект НОД
Тема: «Звук «Ж»
(в рамках реализации ОО «Речевое развитие»: подготовка к обучению грамоте - тренинг по ЗКР в подготовительной группе)
Составила:
Воспитатель выс. категории
Амосова О.С.
г. Краснокаменск.
Тренинг по ЗКР
Тема: Звук «Ж»
Цель: научить детей на слух выделять звук «ж».
Задачи: Учить внимательно, слушать и решать логические задачи. Научить правильно, произносить звук «Ж», производить звуко - слоговой анализ слов с данным звуком. Закрепление звука «Ж» в диалогической речи. Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова». Учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста. Учить обрывать по контуру. Закрепить различение и называние объекта с помощью схем.
Словарь: тяжело, гнутся, клонятся, рыболовная сеть, снегопад.
Материал: демонстрационный: Телефон с записью песни жука, жук на палочке, картинка - символ «Жук». Картинки к игре: жук - дерево, повар - ножик, девочка - ножницы, шапочки яблоньки и тыквы. Картинки - снежинка, снегурочка, снеговик, снегопад. Картинки: жаба, жужелица, жаворонок, женщина, ежата, журавль, ужонок.Жилетки синего и фиолетового цвета.
Методические приемы:
Орг. Момент: решение логических задач.
Звуковой анализ.
Игра «Кому что нужно?»
Инсценировка.
Физминутка.
Родственные слова.
Обрывание бумаги.
Игра «Какая рука, какая нога?»
Итог.
Ход занятия.
1. Организационный момент: решение логических задач.
У мамы есть кот Пушок, собака дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?
У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько всего котят у Микки?
Ребята, к нам сегодня пожаловал необычный гость. А кто это вы узнаете, как только послушаете его песню. (Телефон с песней жука).
-Ну, что узнали? Конечно это жук, который всё время поёт свою жужжащую песенку. А вот и он.
Звуковой анализ
- Ребята, кто это? (жук). А как жук жужжит? (ж-ж-ж) правильно.
- Звук «Ж», какой он? (согласный, твердый, звонкий)
-Покажем на схеме звук «Ж» (Синий квадратик, колокольчик)
-Ребята, сейчас будем жуками, но жужжать будем по -разному: если наш жук летит далеко, то как мы жужжим? (тихо).Жук подлетает к нам как жужжим? (громко).Полетели.(Жук на палочке с верёвочкой летает по группе).
-Молодцы, нажужжались, а теперь поиграем а интересную игру.
3.Игра «Кому что нужно?»
- Давайте поиграем в игру «Кому что нужно?».
На столе стоят три картинки: дерево, повар, девочка, которая режет бумагу. Нужно подобрать картинки, которые подойдут ко всему нарисованному. Правильно подобрали: к дереву – жука, повару дали ножик, девочке - ножницы. Во всех этих словах встречается звук...? («Ж»)
- А где он находится? (в слове «жук» в начале, в слове «ножик» в середине, в слове «ножницы» - в середине)
·
4. Инсценировка.(Играют два ребёнка в шапочках яблоньки и тыковки)
- Ребята послушайте сценку.
-Ох, тяжело.
- Почему тебе, яблонька, тяжело?
- На мне ветки от яблок гнутся, к земле клонятся, еле держу.
- Ох, тяжело!
- А тебе, тыква, от чего тяжело?
- На земле лежать, да себя держать!
Воспитатель: - Ребята, а какой звук здесь чаще всего встречается? («Ж»)
5.Физминутка «Жук»
Жук лежит, и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
6.Игра «Карусель»
-А сейчас вместе с жуком отправимся в парк прокатиться на карусели. Но на карусель сядут те объекты, в названии которых слышится звук «Ж».(жаба, жужелица, жаворонок, женщина, ежата, журавль, ужонок).
6.Родственные слова. (По тексту сказки выставляются соответствующие картинки)
- Ребята, я расскажу вам сказку.
«Давным-давно потеряли люди слово «снег» и забыли о нем, а слово попало в землю, и появились ростки слова - снегурочка, снеговик, снегопад, снежинка. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными».
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
Н несли поставить их вряд,
Немного послушать и вдуматься в суть,
Они об одном говорят.
- А сейчас, я прочитаю вам стихотворение, а вы найдите родственные слова.
У рыбаков небывалый улов,
Рыбу поймал и старик рыболов.
Мы рыболовную сеть соберем,
Рыбного супа в тарелки нальем.
- Какие слова здесь родственные? (рыбаков, рыба, рыболов, рыболовная, рыбный) Какое общее слово? (рыба)
7.Обрывание бумаги.
- Молодцы, ребята. А теперь я вам предлагаю сделать небо с облаками, где любит летать наш жук. Нужно с помощью обрывания сделать облака. Обрываем кончиками трех пальцев или щупом. Вот такое у нас получилось небо с облаками. Мы облака приклеим и дорисуем много жуков, чтобы у нашего жука появились друзья..
-Какое время года на нашей картине? Что ещё можно быстро сделать и добавить?
-Дети, сколько у нашего жука лапок? А что есть у нас? Поиграем в игру и расскажем, где левая и правая стороны, руки и ноги.
8. Игра «Какая рука, какая нога?»
На полу лежат трафареты «руки» и «ноги». Прикладываем нужную руку и называем. На след ставим нужную ногу и называем. (Например, правая рука, левая нога и т.д.)
9.Итог занятия. Рефлексия.
- Мы сегодня плодотворно поработали. Какие трудности вам встретились? Что понравилось? У меня на столе лежат жилетки для жука двух цветов: если вам понравилось занятие,то возьмите синюю жилетку, а если у вас есть вопросы по занятию возьмите фиолетовую жилетку и Спасибо вам за занятие.