История в древней греции. Природные особенности Греции. Эпоха Старых Дворцов

История развития Древней Греции . Эпоха Древней Греции берёт начало своего существования в III тысячелетии до н.э. и продлившуюся до I века до н.э . на юге Балканского полуострова и островов на западе Малой Азии . К концу VII века до н.э. греческая культура стала максимально процветающей. Греки достигли огромных успехов в изящных искусствах, монументальном строительстве, разгадки тайн математики и медицины, в развитии социальных идей. Они создали систему управления,при которой все граждане имели право голоса в решении важнейших вопросов.

Но Древняя Греция не была единым государством. Материковая часть и острова делились на множество городов-государств, окружённых сельскими поселениями. Cамым могущественным городом-государством были Афины , ставшие в V веке до н.э . центром греческой цивилизации. Афины имели хорошо обученную армию и самый мощный древний флот в мире. Триеры , корабли с 3-мя рядами вёсел по каждому борту, составляли большую часть боевого флота греков.

Афины

Афины были самым процветающим городом Греции. Огромная бронзовая статуя Афины-Защитницы возвышалась на 9-метровой высоте, а в храме Эрехтейон стояла древняя деревянная статуя. Сбоку от храма находился огромный алтарь. Главный храм Афины назывался Парфенон . Он был построен в 447-438 гг. до н.э . из сверкающего белого мрамора. Крышу покрывали мраморные плитки. Фриз был украшен сценами боёв кентавров - мифических существ полулюдей-полулошадей. Великолепный город владел серебряными рудниками и вёл международную торговлю через порт в Пирее . На холме возвышался Акрополь (верхний город), священное место с храмами и святилищами богини Афины. Внизу лежал город с мощеными улицами, великолепными зданиями и рыночной площадью, называвшейся агора , где проходили народные собрания. Великие философы Сократ, Платон и Аристотель жили в Афинах.
В праздники по Афинам шли многолюдные религиозные процессии.На священную землю Акрополя они входили через мраморные ворота - Пропилеи .

Власть народа

Города-государства Греции назывались полисами (от чего и произошло слово политика ). Около 510 года до н. э. полисы избавились от царей и предпочли управление группы знатных людей (олигархии ) или одного влиятельного политика (тирана ). В 508 году до н.э. в Афинах возникла демократия , или власть народа . При новом устройстве граждане мужского пола решали различные вопросы, голосуя в ассамблее - народном собрании. В голосовании не могли принимать участие женщины, иностранцы и рабы.
В 443-429 гг до н.э . афинские жители избрали правителем крупного политика Перикла , который начал строительство храма на Акрополе .

Культура и ремесло

В Греции впервые зародились Олимпийские игры в 776 году до н.э . и в дальнейшем стали частью празднеств в честь бога Зевса. В демократическом обществе политик должен был владеть ораторским искусством. Появляется первый исторический мыслитель по имени Геродот ,в скором будущем его стали называть "отцом истории". Он правдоподобно и честно умел описывать все исторические события. Греки посещали Дельфийский оракул , который по легендам мог рассказать о будущем много полезной информации. Гора Олимп считалась обителью богов и являлась самым священным местом в греческой религии.
Фессалия славилась коневодством благодаря прекраcным и обширным пастбищам. Cвою великолепную расписную керамику греки делали из особой глины, преобретавшей при обжиге красный цвет. В Лидии ,а позднее в Афинах начали чеканить первые монеты с эмблемой совы одной из богинь. В Греции находились серебряные рудники Лаурии , которые славились месторождением драгоценных металлов.
Греческие женщины сами ткали большую часть материи для изготовления белья и одежды своему дому. Они носили одежду ионического и дорического стиля. Во время жатвы девушки веяли зерно,отделяя его от мякины.

Архитектура Греции

Греки строили грандиозные храмы которые строились на ступенчатой платформе. Их окружала колоннада. Внутри был главный зал со статуей бога или богини и хранилище для храмовых сокровищ.
Снаружи храм украшали барельефы и скульптуры, традиционно раскрашенные в красный и синий цвета. Cначала храмы были деревянными,но с VI веа ло н.э. их стали строить из камня или мрамора и покрывать черепицей.
Жилые дома греки строили простыми из кирпича и дерева, c земляными полами. Но на общественные здания, особенно храмы,не жалели ни денег,ни труда. Архитекторы стремились к гармонии пропорций. Здания обычно имели колонады. Сложилось два основных стиля - дорический, строгий, с приземистыми гладкими колоннами, и более изысканный ионический, cо стройными изящными колоннами. Общественные здания,как правило, украшались статуями и настенной росписью.

Наука и знания

Знания Древней Греции . В VI веке до н.э. греческие учёные начали стремиться к познанию устройства мироздания. Их называли философами, то есть "любителями мудростями". Они изучали строение тела человека, решали математические задачи и следили за движением планет. Наставник Александра Македонского Аристотель, например, описал сотни видов животных. Исследования греческих учёных заложили фундамент современной биологии, медицины, математики, астрономии и философии. Наука Древней Греции являлась одной из самой уникальной и своеобразной в древнем мире.

Олимпийские игры

Спортивные состязания были в Греции частью всех крупных религиозных празднеств. Главными считались Олимпийские игры в честь Зевса. Они проводились каждые 4 года и длились 5 дней. Многие из Олимпийских соревнований, например метание копья или борьба,были связаны с военной подготовкой,необходимой каждому мужчине. На время игр прерывались войны, чтобы участники со всех концов страны могли прибыть в Олимпию. Победители игр становились знаменитостями.
Женскому полу запрещалось смотреть и участвовать в олимпийских играх.

Театр

Первые великие драматические произведения создали греки. Поэты исполняли свои песни на дионисиях - праздниках в честь бога Диониса. Постепенно песни становились длиннее, росло число исполнителей, и песни превращались в театральные представления. Появилось 3 вида пьес - трагедии,комедии и сатиры. Лучшую пьесу в каждом жанре награждали. Для театров строили особые здания,без крыш. Актёры были в масках, и все роли, даже женские, исполняли мужчины.

Религия

Имена богов Древней Греции.
У греков было 12 главных богов
:
1) Зевс - царь богов, громовержец.Его культовой птицей считался орёл
2) Афина - дочь Зевса,была богиней мудрости и войны,покровительницей Афин.Сова была её культовой птицей
3) Артемида - охотница,была богиней Луны,покровительницей женщин и детей
4) Афродита - богиня любви и красоты
5) Деметра - богиня плодородия и земледелия.Во время сева греки устраивали в её честь праздники
6) Посейдон - бог моря,брат Зевса и Плутона.Своим трезубцем он мог вызвать бурю
7) Гера - богиня,супруга Зевса,покровительница женщин
8) Гестия - богиня домашнего очага, сестра Геры
9) Аполлон - бог солнца и музыки
10) Плутон - бог подземного мира
11) Арес - бог, сын Зевса и Геры
12) Гермес - бог, cын Зевса и одной из его возлюбленных,вестник богов

Cпарта

Спарта господствовала на юге Греции, на Пелопоннесе . После завоевания Мессении и Аркадии она стала самым могущественным государством Греции. Cпартанцы целиком посвятили себя войне. Все истинные спартанцы должны были быть воинами, их обучение, начинавшееся в 7 лет, было крайне суровым.
Мальчиков подвергали телесным наказаниям, чтобы приучить к боли и умению преодолеть страх в бою.
Девочек растили сильными, чтобы в будущем у них были здоровые дети. Всё это помогло Спарте выиграть Пелопоннеские войны с Афинами в 431-404 гг. до н.э .
Cпартанцам не проявившим достаточного мужества,приказывали сбривать половину бороды. Они подвергались всеобщим насмешкам и унижению.
Афины и Спарта были постоянными соперниками и вечно враждовали.

Греко-персидские войны

Войны Древней Греции . Персы вторгались в Грецию в 490 г. и 480 г. до н.э. Греки пережили разграбление Афин и гибель небольшой спартанской армии, защищавшей узкий проход в ущелье Фермопилы . Несмотря на потери они всё же победили, выиграв битвы при Марафоне , при Платеях и морской бой у Саламина . Афинский вождь убедил правительство создать собственные военные корабли. Греческий флот стал могучей силой, главным оружием которой был корабль-триера , таранивший вражеские суда ниже ватерлинии. Таран обычно делался из бронзы. Триеры разбивали строй судов противника, таранили их и скрывались из виду.
Решающее сражение произошло у острова Саламин и окончилось разгромом вторгшегося в Грецию персидского царя Ксеркса. Персов заманили в ловушку - узкий пролив между Саламином и материком - и разбили.
Буцефал . Во время походов Александр оставлял в покорённых землях своих людей. Это способствовало широкому распространению греческой культуры и языка, а в конечном итоге и освоению позднейшими цивилизациями достижений греческой науки и архитектуры.

Военные походы Александра

Завоевывая Малую Азию, Александр выиграл битвы с персами при Гранике и Иссе. Cвернув на юг, покорил Финикию, Иудею и Египет, где был принят как Фараон. Македонец посетил храм бога Амона в Сиве, где тот признал его своим сыном.Затем разгромил персов в сражении при Гавгамелах. Персидский царь Дарий III бежал после сокрушительного поражения,нанесённого ему Александром Македонским. Вскоре Дарий был убит. После пьяного разгула в Персеполе Александр приказал сжечь дворец,перед тем как двинуться на Индию. Дальше великий полководец отправился в Индию и вновь стал победителем в битве у реки Гидасп,вступив в схватку с боевыми слонами царя Пора. Он бы продолжал свои походы дальше, но войско было уже истощено.

Александр Македонский умер 323 году до н.э. в Вавилоне от лихорадки накануне похода в Аравию.
Был похоронен в Александрии. Ему было на тот момент всего 33 года.

ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

О названии страны и Европы.

Предполагают, что первые греки появились на Балканах на рубеже 3-2 тыс. до н.э. Спустя века этот народ самоназвался «эллины». От него происходит название страны - Эллада. Античные историки отмечали, что до греков страну населял какой-то другой народ, говоривший на ином языке и именовавшийся пеласгами.

В крито-ми­кен­скую эпоху греков называли ахейцы (по названию страны Ахайя) или данайцы. По легенде, сыновья Эллина, родоначальника племени эллинов, являлись предками главных греческих племенных объединения (дорийцев, ахейцев, эолийцев и ионийцев). Когда за страной закрепилось название «Эллада» и самоназвание греков «эллины», вопрос спорный. Греками же первоначально называли лишь одно из грекоязычных племен, населявших обращенное к Италии побережье Балкан. Римляне перенесли это название на всё население страны.

Древнегреческое обозначение «Европа» происходит от семитского корня «эреб» или «ириба», что означает «запад», в противовес обозначению «Азия» – от слова «асу», означающего «восток».

Периоды древнегреческой истории.

Историю Древней Греции (до ее завоевания римлянами во 2 в. до н.э.) традиционно делят на пять периодов.

1. Крито-ми­кенс­кий. Название обусловлено тем, что ведущими культурными центрами в ту эпоху был остров Крит (илл. 1) в Эгейском море, а затем город Микены на материковой Греции.

Коренными обитателями Крита был народ, условно называемый «минойцы». Они не были греками и даже индоевропейцами. Культура древнего Крита развивалась в своем самобытном догреческом облике приблизительно в 2900-1470 гг. до н.э. Это была первая европейская цивилизация как по своему географическому положению, так и по своей культурной наполненности. Минойцы были единственными из всех народов Эгейского мира, которым удалось на рубеже 3-2 тыс. преобразовать свою примитивную культуру в настоящую цивилизацию с развитой индустрией бронзы и лучшим флотом на всем тогдашнем Средиземноморье. В XVIII в. до н.э. правящая династия города Кносса объединяет под своей властью весь остров.

В этот же период в прибрежных областях материковой Греции возникают поселения-кре­пости, потом земледельческие поселки. Возникновение, расцвет и падение микенской цивилизации ахейских греков приходится на период 16-12 вв. до н.э.

В первой половине 15 в. до н.э. внезапно рухнули всех очаги культуры на Крите. Поэтому микенцам не составило труда перехватить лидерство у критян, а затем стать лидерами от южной Италии до малоазийского и ближневосточного побережья.
К концу 13 в. до н.э. относят так называемую Троянскую войну. Вскоре после ее окончания микенские дворцы и селения навсегда обратились в руины. Но обстоятельства этого до сих пор не выяснены. Одна из версий такова: переселение в середине 12 в. до н.э. в Грецию дорян (дорийцев), имевших более низкий экономическо-социальный уровень развития, чем ахейцы, но умевших обрабатывать железо.

2. «Темные века» , 11-9 вв. Культура этого времени известна главным образом по раскопкам могильников. В течение этих веков на территории Греции не обнаруживается никаких признаков цивилизации: государства, письменности, монументальной архитектуры, профессионального искусства.

3. Архаический период.

С 8 в. до н.э. развивается торговля, морское дело, колонизация. Культурные центры той эпохи - Фокея и Милет (Малая Азия), затем Коринф, позднее возвышаются Афины.

Только несколько государств могли существовать без привозного хлеба. К концу 6 в. до н.э. Персия овладевает проливами, ведущими в Черное море. Наступает тяжелейший экономический и продовольственный кризис. Эпоха закачивается греко-персидскими войнами (илл. 2).

4. Классический период.

Победа в вышеназванных войнах (478 г. до н.э.) открывает классический период (илл. 3). Культура достигает наивысшего расцвета. С 460 по 371 г. до н.э. с перерывами идет вооруженная борьба между Афинами и Спартой, другими городами. В 404 г. Афины сдались. С 378 г. для борьбы с Персией выдвигается на первое место Беотический союз городов, возглавляемый Фивами. Теперь уже Афины объединяются со Спартой. Междуусобная война привела к тому, что примитивное монархическое государство Македония в 338 г. до н.э. фактически подчиняет себе всю Грецию.

5. Эллинистический период.

Следующая эпоха отрылась походом македонского царя Александра на персов, она носит название эллинизма. Однако после его смерти огромное государство распалось, Македония и значительная часть Греции образовала македонское государство.

В 186 году до н.э. Македония была расчленена на четыре части и скоро стала римской провинцией.

Греческое летосчисление, календарь и времена суток.

Общепринята точка зрения, что вплоть до 6 в. до н.э. каждый год в каждом полисе имел свое название по главному должностному лицу этого города (В Афинах: «В архонтство Алкея…»), затем ввели летосчисление по олимпиадам. Однако известный историк античной культуры и переводчик М.Л.Гаспаров утверждал, что греки, старательно заучивая собственную хронологию от легендарных царей, не вели вообще никакого летосчисления (нумерации годов), а счет по олимпиадам вели для удобства некоторые историки, ни в одном документе таких дат не было.

Греческий год состоял из 12 лунных месяцев, поочередно включавших по 30 и по 29 дней, то есть был короче на 11 дней солнечного года, поэтому эллины периодически вставляли дополнительные дни. Греческими астрономами длительность солнечного года была определена в 365, 2259 дней, что очень близко к установленному сегодня.

Единого календаря у греков не было: в каждой области или полисе были приняты свои названия месяцев – известно около 400 (!) названий - и свой день, с которого начинался год (от июня до декабря).

Каждый месяц разделялся на три декады. Сутки состояли из шести частей, имевших свои названия. До македонского завоевания началом дня для греков был солнечный закат. Тогда день и ночь стали делить на 12 часов, а длина часов изменялась сообразно времени года.

Особенности древнегреческой цивилизации

1. Уникальность древнегреческой цивилизации.

Все древневосточные цивилизации при всем их многообразии более или менее однотипны и в наиболее существенных своих чертах и особенностях так или иначе повторяют друг друга. Только греческая цивилизация ни на кого не похожа и никого не повторяет.

2. Исключительный динамизм греческой цивилизации по сравнению со всеми соседними народами.

Всего за пять-шесть столетий (с середины 8 по середину 3 вв. до н.э.) греки сделали столько, сколько не сделал ни один другой народ. Всего за три столетия они совершили грандиозный скачок из варварства в цивилизацию. Темпы культурного развития Греции вообще не имеют аналогий в древней истории. Первые научные труды по астрономии, математике, медицине, логике, первые историки, географы, философские системы при многообразии школ и направлений, литература, непревзойденное до сих пор пластическое совершенство скульптуры, первые театры, стадионы, музеи и т.д.

Греки были первооткрывателями, но одновременно и учителями европейских и азиатских народов на протяжении последующих столетий.

Все вышесказанное очень часто называют «греческим чудом».

3. Создание качественно нового типа цивилизации – универсальной.

Греки не только опередили в своем культурном развитии другие народы Древнего мира, но и создали совершенно новый тип цивилизации. Греческая цивилизация качественно отличалась от всех других цивилизаций древности тем, что она была в полном смысле слова универсальной. Впервые в мировой истории она создала условия для всестороннего раскрытия всех физических и духовных возможностей человека. Если в странах Востока каждый человек обычно выполнял какую-то одну уже заранее предназначенную ему роль, то гражданин греческого города-государства (полиса) мог быть одновременно политиком, военным, земледельцем, гимнастом, сочинять, участвовать в философских диспутах и т.д. Все виды социальной и духовной активности развивались в Греции более или менее равномерно, обогащая общий фонд греческой культуры.

4. Цивилизация греков была первой и единственной, которая ориентировалась преимущественной на человека.

Именно в Греции человек впервые осознал себя свободной и уникальной личностью. Уровень личной свободы эллинов оказался недостижимым для всех прочих народов древности. За редким исключением (Спарта) в Греции не найти столь характерного для стран Востока всеобщего подавления интересов личности ради интересов государства, чаще всего воплощенного в фигуре деспотического царя. Государство не вмешивалось бесцеремонно в личную жизнь, не было тотального контроля жречества за настроением и поведением отдельно взятого человека, что являлось отличительными чертами политических режимов и религиозной жизни Древнего Востока.

5. Греческое общество было обществом открытого типа, то есть ориентированным на широкие контакты с внешним миром с целью обмена всевозможной полезной информацией.

Аккадцев или ассирийцев соседние страны интересовали либо как очаги потенциальной агрессии, либо как объекты захвата и эксплуатации. Интерес греков к другим народам не был чисто потребительским и не сводился к простому учету возможности присвоения чужих территорий, напротив, они, крайне любознательные, стремились постичь чужую культуру, перенять из нее все ценное и полезное. Но греки никогда не копировали слепо, они старались чужое приспособить к своим потребностям и вкусам, сделать заимствование органической частью собственной оригинальной и неповторимой культуры. Так они поступили с финикийским алфавитом, египетской архитектурой, вавилонской астрономией. Но, заимствуя всё и отовсюду, греки сохранили оригинальность и неповторимость своей собственной культуры и еще более развили ее.

6. Технологической основой греческой цивилизации всегда оставался примитивный ручной труд.

Основой процветания города всегда оставалось сельское хозяйство, прежде всего земледелие.
До сих пор остается загадкой, почему не сохранилось никаких мифов или преданий, связанных с этим переселением Об эпохе переселения греки помнили только то, что оно происходило двумя волнами: первыми – ахейцы, вторыми – дорийские племена. Пришедшие на Балканы племена вытеснили или ассимилировали местное население. Реальная история Греции 3-2 тыс. до н.э. нам неизвестна.

Гомер в «Илиаде» применяет названия Эллада и эллины только к области в южной части Фессалии.

По легенде, основателем Микен считался Персей, его матерью была Даная, дочь аргосского царя Акрисия. Ему было предсказано, что он погибнет от руки собственного внука. Поэтому царь приказал запереть Данаю в подземелье. Но изобретательный Зевс проник в мрачную темницу в виде золотого дождя. От связи Данаи и Зевса родился Парис. Тогда царь помещает дочь и внука в ларец и бросает его в море. Рыбаки одного из островов спасли их и отвели к царю Полидекту. По предложению этого царя Персей отправился на запад, убил Медузу и возвратился в Аргос с Андромедой. Однажды во время состязаний Персей поразил диском неведомого старца - им оказался тайно возвратившийся в город Акрисий. Удрученной подобной гибелью деда, Персей закладывает вблизи Аргоса ряд крепостей, в том числе Микены. Кстати, из Микен отправляется Геракл на совершение своих знаменитых двенадцати подвигов.

Первооткрыватель минойской культуры А.Эванс образовал его от имени мифического критского царя Миноса.

Кносс считался резиденцией царя Миноса.

Микенские государства были небольшими. Пилосское, например, 80 км с севера на юг и около 50 км с запада на восток. Социальный строй Микен - наследственная монархия. Наибольшую известность в истории благодаря Гомеру приобрел сын Атрея - Агамемнон. (Его брат Менелай женился на спартанской царевне Елене).

Вероятна связь этого явления с катастрофическим землетрясением около 1470 г. до н.э. на острове Фера (Санторин): кратер вулкана (высотой до полутора километров) в результате извержения провалился в глубину моря. Только на восточной части Крита слой принесенного ветром пепла составлял метровую толщину. Греки жили в городах Малой Азии вплоть до 1922 года, когда были изгнаны турками. Судьба Крита. После римлян и византийцев с 824 по 961 гг. Критом владели арабы, откуда их изгнал византийский император Никифор Фока. После захвата крестоносцами Константинополя в 1204 году Крит до 1669 года переходит в руки венецианцев, а затем турок вплоть до 1897 года, когда остров получил независимость. Через шестнадцать лет Крит объединился с остальной Грецией.

Истоки этого «чуда» видят, в частности, в следующем: переход от индустрии бронзы к индустрии железа (10-9 вв. до н.э.), благоприятная географическое положение и геополитическая ситуация (до второй половины 6 в. – образования Персидской державы - греки оставались в полной безопасности, а мореплавание давало возможность заимствовать у других народов то, что считалось нужным и полезным), благодатная природная среда Балканского полуострова, побережья Малой Азии и исключительная природная одаренность греков.

Грек Эмпедокл блестяще сочетал в себе политика, философа, врача и поэта.

Неслучайно на монетах целого ряда городов чеканились изображения различных сельхозпродуктов и растений.

Древняя Греция представляет собой совокупность государств в II– I тысячелетии до н. э., в процессе развития которых были заложены основы развития демократии, философии и архитектуры всего западного мира.

Географическое расположение

Греция расположена на юге Балканского полуострова и прилегающих островах, а также занимала часть Малой Азии. Континентальная Греция состояла из трех частей: Ахей, Аттика и Пелопоннес. Островная Греция включала в себя несколько сотен островов, крупнейшими из которых были Крит и Эвбея.

Греция – достаточно гористая страна, вся территория которой состоит из долин и горных хребтов. На севере расположена гряда Балканских гор с вершинами Олим и Парнас. Пригодных для земледелия земель приходилось немного. Крупных рек в Греции тоже нет. Климат отличается неравномерным распределением осадков в течение года. Характерно засушливое лето и короткая, но холодная бесснежная зима. Дожди выпадали только в межсезонье, что затрудняло развитие земледелия.

Флора и фауна не отличались особым разнообразием. Зато горные районы были богаты на природные ресурсы. Во многих местах были обнаружены залежи железной руды, драгоценных металлов и мрамора. Встречались отложения высококачественной глины и строительного камня.

Древние периоды развития Греции

Крито-микенский период пришелся на конец III – начало II тысячелетия до н. э., и считается наиболее ранним зарождением европейской цивилизации. Именно в этот период на территории Греции возникли государственные образования.

Первое государство образуется на острове Крит, где была развита хозяйственная деятельность, ремесла, налаживалась торговля. Мастера создавали тонкие шедевры керамики с изображенными на них животными и растениями, изделия из бронзы. Города строились на побережье вокруг дворцов, остатки которых поражают богатством внутреннего убранства. Критское царство обладало мощнейшим флотом, имело развитые торговые связи.

На смену критскому государству пришло микенское. Микены были воинственными племенами, вторгшимися на территорию Крита. Они развивали торговые связи, занимались сельским хозяйством. Возникшую ранее на острове письменность микены приспособили для своего языка, о чем свидетельствуют найденные таблички с древними письменами.

Около 1100 года до н. э. крито-микенская цивилизация совершенно исчезла. Пришел полнейший экономический упадок, была утеряна письменность, многие ремесла были забыты. Численность населения существенно сократилась. Этот период учеными назван «Темным веком» в греческой истории.

Период Архаики обозначился значительным приростом населения, развитием ремесел и увеличением благосостояния народа. В поисках пригодных для сельского хозяйства земель греки растекались по всему Средиземноморью и побережью Черного моря, налаживая торговые связи. Возникало множество городов-государств, где процветали различные ремесла – изготавливались гончарные, металлические и железные изделия, тонко обрабатывались камни. Появляются греческие храмы, украшенные статуями в стиле реализма.

Классический период обозначился стремительным развитием искусства, литературы, философских наук и политики. Это время расцвета греческой цивилизации, ее культуры и государственности. Период обозначился плотным сотрудничеством разрозненных городов-государств и Афин, чей флот сыграл решающую роль в войне с персами.

Мифология

Мифологические представления древних греков складывалась веками, формировались мифы и легенды о бессмертных богах, живущих на горе Олимп. Именно по мифологическим данным можно воссоздать полную картину представлений греков о мире.

Землю населяли грозные великаны и чудовища, титаны и циклопы. Природные явления нашли отражение в греческих божествах. Так возник бог Зевс – могущественный громовержец, отец всех богов и людей.

Боги в видении греков были наделены человеческими чертами внешне, а также характерами и пороками людей. Их отношения были очень схожи с простыми человеческими. Они ссорились, предавали друг друга, влюблялись, расставались. Каждый из богов отвечал за какой-то промысел или род деятельности, покровительствовал какому-либо виду искусства или же олицетворял природное явление. Люди строили храмы для своих богов и приносили им дары. Каждый греческий город имел своего покровителя, оберегающий его жителей от войн и несчастий.


Мифы и сказания о легендарных героях нашли отражение во многих древних литературных источниках, описывая их бессмертные подвиги. Множество мифологических сюжетов были использованы скульпторами для создания своих шедевров.

Наука

В древности греки объясняли все природные явления и процессы волей богов, но со временем стали применять научный подход. В Греции изучали математику, риторику, биологию, философию, медицину и многие другие науки.

Греки сумели систематизировать знания народов Месопотамии и Египта, объединив их в общую математическую науку. Большой вклад в развитие точных наук внесли Архимед, Евклид и Пифагор. Серьезно относились и к философии, пытаясь объяснить происхождение мира и роль человека в нем. Особое внимание уделялось проблемам конкретного человека, его профессиональной деятельности и жизни в условиях государства. Великими философами тех времен были Аристотель, Сократ, Платон и Гераклид Понтийский.

Были организованы школы, где юные греки могли обучаться чтению, письму, математике, а также танцам и атлетике, что позволяло всесторонне развиваться.


Научным центром Греции стала Александрия. В Александрийскую библиотеку и музей съезжались ученые со всего Средиземноморья. Здесь творили свои шедевры выдающиеся художники и поэты, скульпторы и драматурги.

Образование

В эпоху Древней Греции существовали как частные, так и государственные учебные заведения. Образование мог получить любой свободный человек, независимо от его положения в обществе. Принципы обучения базировались на личностном и командном соревновании. Ученикам прививали как точные науки, так и музыкальные, развивали физически и духовно, давали азы морального кодекса гражданина. Обучение проходило поэтапно, начиная с низшей школы и заканчивая гимназиями.


Мальчики обучались письму и чтению, а также игре на лире или кифаре. Обязательной была подготовка к воинской службе. На таких занятиях ученики обучались метанию диска, бегу и прыжкам, тренировались выносливость и упорство. В Спарте мальчиков забирали из семьи и воспитывали с большим уклоном на физическое образование. Они приучали учеников с самых малых лет уметь переносить лишения, голод и боль.

Девочки в первую очередь обучались ремеслу – ткачеству, гончарству, прядению. Они учились писать и читать, а также танцам, гимнастике и пению.

Искусства Древней Греции

Из всех видов искусств наиболее быстрый подъем был заметен в литературном жанре. Из большого количества древних шедевров греческой литературы до нашего времени дошло очень немного, но они обусловили развитие литературы всей западной цивилизации. Античная литература включает в себя произведения философов, поэтов и писателей.

Древние авторы позаимствовали алфавит у финикийцев. Долгое время они писали справа налево, и только в VI веке до н. э. письменность приобрела привычный вид. Тематика ранних литературных произведений неразрывно связана с древнегреческими мифами. Наиболее распространенным жанром был эпос. Шедеврами литературы считаются эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Они являлись источником знаний для многих поколений, воспевая подвиги и легендарные жизни героев.

Позже в Греции зародилась лирическая форма поэзии, а также басни, обучающие моральному поведению и благодетели. Самостоятельным жанром стала драматургия, которая получила широкое распространение.

Древнегреческий театр возник из ритуального действа в честь бога Диониса. Так сформировались первые два жанра – комедия и трагедия. Сюжеты были тесно связаны с мифологией, носили нравственный характер, поднимали важные проблемы, близкие каждому человеку. Комедии обычно высмеивали человеческие слабости и являлись сатирическим изображением известных философов и политиков того времени.

Театры строили под открытым небом. Они имели круглую или овальную форму и достигали достаточно крупных размеров. Представления могли продолжаться в течение нескольких дней, где каждый драматург представлял на суд зрителей свои произведения по мотивам классической драмы. Наиболее известными авторами-драматургами в Древней Греции были Эсхил и Софокл. Они создали множество трагедий, но не многие из этих творений сохранились до настоящего времени.

Театральные представления обязательно сопровождала музыка. Музыкальное искусство было широко распространено среди греков и воспевалось в легендах и мифах. Мелодичным звукам музыкантов-богов приписывали невероятную мощь, влияние на людей, животных и силы природы. Само слово «музыка» вышло из греческого языка.

Музыкальное образование было обязательным для свободных граждан Греции. Практически все общественные мероприятия проходили под музыку. Греки устраивали состязания певцов и музыкантов. Спартанцы приспосабливали музыку к своим военным нуждам.

Пение под музыку было неотъемлемой частью ритуальных действ в честь богов. Песни имели свое назначение, разделялись по жанрам. Но нотной записи греки не знали, поэтому древние мелодии не сохранились. Однако песенный фольклор передавался между композиторами и исполнителями. Так возникли свадебные песни, хвалебные, бытовые. Из музыкальных инструментов распространены были лира, флейта и кифара. Музыканты не получали профессионального образования, поэтому искусство было построено на импровизации.

Развитие получила и греческая живопись. Образцы стенной живописи не дошли до настоящего времени, а известны лишь из литературных источников. В них указано, что мастера умели передавать светотени и создавать изображение предметов в объеме.

В большом количестве дошли образцы изображений на керамике. По ним можно судить о художественном уровне античной эпохи. Для ранней живописи характерны простые орнаменты и геометрические мотивы. Изображались сцены из мифов и легендарные подвиги из древних эпосов.

Уже позже художники освоили мастерство изображать человеческое тело и мелкие детали одежды. Возникают художественные школы, мастера которых работают в разных жанрах – портрет, натюрморт, пейзаж и другие.

Античная скульптура стала одним из наиболее чтимых видов искусства в Греции. Авторы старались воспеть красоту человеческого тела, его гармоничность и совершенство. Статуи богов украшали храмы, устанавливались на площадях.


Античная архитектура

В истории развития архитектуры Древней Греции насчитывается несколько периодов. Древний период, наступивший после войны с персами, характеризуется развитием и активным строительством городов-государств. Постепенно архитектурные формы из массивных и грубых становились более легкими и красивыми. Начинает формироваться собственный стиль, освобожденный от влияния других культур. Характерными особенностями было наличие площади в центре города и храмового сооружения.

Период классики являлся для греков периодом расцвета и выделялся разнообразием и смешением культур. Используются более дорогие материалы и роскошные формы. Стиль приобретает более гармоничные черты. Поздний период характеризовался пышностью и роскошью архитектурных форм, особенно при строительстве храмов. Сооружения возводились с особо эффектными архитектурными элементами.

Первоочередной задачей для греческих архитекторов было возведение храмов. Сооружения поражали своим изяществом и красотой, но были выполнены в стиле обычных жилищ греков. Человекоподобные боги обитали в каменных храмах, обычно прямоугольной формы со ступенчатым крыльцом и колоннами. Фронтоны украшались скульптурами. Крыша была двускатной. Помещение было светлым и просторным, внешнее убранство стремилось к гармонии. Греческие храмы не были внушающими страх перед богами, а, наоборот, приветливыми, схожими на жилье смертных.

Были созданы три типа колонн – ордеры, что определяло их форму, пропорции и способ отделки. Выделяют дорийский, ионический и коринфский ордеры, которые получили широкое применение в строительстве античных сооружений.


Наряду с храмами строились и театры, стадионы и жилые дома. Формы греческих построек всегда отличала простота и благородство элементов. Греками тщательно изучались природные условия и пейзаж, подбирался тот стиль архитектуры, который наиболее удачно вписывался в окружающие ландшафты.

Греция находится на полуострове — земле, с трех сторон окру-женной Средиземным морем. Берега полуострова неровные. Далеко в море выдаются мысы , разде-ленные небольшими заливами — бухтами . Вокруг много остро-вов. Каждый грек с рождения видел море и не боялся его.

Бедность природ-ных ресурсов, недостаток плодородных земель определяли невысо-кий уровень жизни людей и побуждала их к поиску и освоению новых территорий, к развитию торговли, ремесленного производ-ства, совершенствованию продуктивных видов сельскохозяйствен-ных культур .

Море

Одним из важнейших природных факторов, оказавших влияние на развитие греческой истории и культуры, являлось море, с кото-рым была тесно связана жизнь большинства государств Греции. В Греции нет больших рек, удобных для плавания, поэтому море служило глав-ной дорогой древним грекам. Мо-ре заставляло греков активно развивать кораблестроение, рыбо-ловство, строить портовые сооружения. Корабли древних греков плавали от острова к остро-ву, от бухты к бухте, перевозя людей и грузы. Греки основали множество городов-колоний на островах и берегах Средиземного моря, а также на берегах Черного и Азовского морей .

Горы

Ещё одной важной особен-ностью природной среды Греции были многочисленные горы , через кото-рые нелегко проложить дороги. Они занимали значительную часть территории Древней Греции, разделяя соседние области и препятствуя образованию крупных государств.

Греки не были коренными жителями Балканского полуострова . Их предки пришли туда, вероятно, с севера — территории бассейна реки Дунай. Переселение происходило двумя основными волнами.

Первую — в конце 3-го тыс. до н. э. — составили греки-ахейцы, кото-рые во 2-м тыс. до н. э. создали государства, известные нам по ми-фам, историческим преданиям, археологическим материалам и па-мятникам древнейшего греческого письма.

Вторая волна пересе-ленцев пришла примерно через тысячу лет — в конце XIII — XII в. до н. э. — также с севера Балканского полуострова. Она состояла из греков-дорийцев, родственных ахейцам , но находившихся на более низком уровне развития — у них не было государственности, горо-дов, письменности. Под влиянием этого переселения сформирова-лось несколько групп греческих племён и несколько диалектов древнегреческого языка . Со временем образовалась единая древне-греческая народность.

  • Эгейская цивилизация , Крито-микенский период (конец III тыс. — XI в. до н. э.)
    • Минойская цивилизация на острове Крит (XXX-XII вв. до н. э.)
    • Элладская цивилизация на Балканском полуострове (XXX-XII вв. до н. э.)
    • Кикладская цивилизация (XXI-XIII вв. до н. э.)
    • Микенская цивилизация (XVI-XI вв. до н. э.).
  • Полисный период (XI-IV вв. до н. э.)
    • Тёмные века, или гомеровский период (XI-IX вв. до н. э.)
    • Архаический период (VIII-VI вв. до н. э.)
    • Классический период (V-IV вв. до н. э.)
  • Эллинистический период (IV в. — 146 гг. до н. э.)

Тёмные века (гомеровский период)

На протяжении гомеровского периода, который именуют также «тёмными веками» (XI-IX вв. до н. э.) Греция пребывала в положении кризиса. О Греции этого времени повествуют по-эмы гениального поэта Гомера «Илиада» и «Одиссея» (см. Гомеровский вопрос ), являющиеся выдающимися произведениями мировой эпической литературы.

Архаический период

Вторичное вступление Греции в цивилизацию состоялось в архаическомпериоде древнегреческой истории (VIII-VI вв. до н. э.). Это время интенсивного развития страны, в ходе которо-го сформировался многочисленный слой крестьян и ремесленни-ков — мелких собственников, сумевших путём длительной борьбы со знатью добиться для себя политических и гражданских прав. Этот слой рядовых граждан — демос — начал играть в политической жизни всё более значимую роль. Формировались государства, в ко-торых под влиянием борьбы демоса с потомственной аристокра-тией закладывались демократические институты и традиции. Сло-жился характерный для античности общественно-экономический уклад, при котором преобладали мелкие крестьянские и ремеслен-ные хозяйства: они были основаны на труде самого хозяина и его домочадцев с привлечением труда рабов и в меньшей степени — на-ёмных работников.

Из-за нехватки плодородной земли, роста безземельного населе-ния, а также в связи с развитием ремесленного производства и тор-говли греки стали активно колонизировать побережье Средиземно-го и Чёрного морей. В результате на берегах Средиземноморья появилось множество новых самостоятельных государств, которые столетиями успешно развивались и способствовали распростране-нию греческой культуры среди племён скифов , сарматов, фракий-цев и кельтов .

Классический период

Быт и жизнь в Древней Греции

Занятия

Пока древнегреческие мужчины работали, ходили за покупками или встречались с друзьями, женщины оставались дома. Они проводили большую часть времени в гинекее. Женщины управляли всем хозяйством, заботились о детях и наблюдали за рабами, ткали шерсть и декоративные ткани, которыми украшали стены.

Одежда

Древнегреческие женщины носили одежду, которая называется хитон. На мужчинах был накинут длинный плащ — гиматий.

Еда

Обедали древние греки в андроне — гостиной для пиров. Рабы подавали еду . Среди еды у древних греков пользовались популярностью зажаренные осьминоги, жареный кабан, ячменный хлеб. Вино обычно смешивали с водой.

Дом

В домах, принадлежащим богатым древнегреческим семьям крыша была покрыта керамической черепицей. Кухня, андрон, ванная комната (с керамической ванной) находились на первом этаже. На втором — спальни и гинекей — женская часть дома. В центре дома был мощеный внутренний двор. Над ним располагался деревянный балкон. Во дворе был колодец и алтарь, возле которого семья каждое утро встречалась во время молитв.

Образование в Древней Греции

Мальчики из богатых древнегреческих семей начинали учиться в школе, когда им исполнялось семь лет. Их обучали чтению, письму, математике, музыке, поэзии, гимнастике и танцу. Древнегреческие девочки оставались дома, и их воспитанием занимались матери.

Путешествия в Древней Греции

Олимпийские игры

В Древней Греции популярным для мужчин времяпрепровождением было занятие гимнастикой. По всей стране проводились состязания. Наиболее значительными были Олимпийские игры. Они проходили раз в четыре года в Олимпии и были частью празднества в честь Зевса, верховного бога.

Основными спортивными видами на Олимпийских играх были бег, прыжки, кулачный бой, борьба, конные скачки, состязание на колесницах, метание диска и копья. В одном состязании мужчины должны были бежать в бронзовом шлеме, поножах и с тяжелым щитом.

Древнегреческий театр

В мировой истории первые великие пьесы были созданы древними греками. Они исполнялись в угоду богам во время религиозных празднеств. Эти праздники длились несколько дней, и лучшей пьесе присуждался приз.

Во время представления пьесы греческие актеры надевали раскрашенные маски, которые должны были отражать характер персонажа. Кран использовался для того, чтобы актеры, играющие роль богов, могли летать по воздуху. Все актеры были мужчинами, некоторые из них переодеты в женскую одежду.

На стене за сценой были нарисованы декорации для исполняемой пьесы. Перед сценой находилась круглая арена, называемая орхестрой. На ней группа актеров — так называемый хор — исполняла гимны и танцевала, поясняя происходящее на сцене. Возле орхестры располагался алтарь, который служит для жертвоприношений Дионису, богу вина и веселья. Судьи сидели впереди, на особых местах, а публика — на каменных скамьях, установленных на склоне холма. Материал с сайта

Наука в Древней Греции

География

Границы Ойкумены все время расширялись, мир был велик и раз-нообразен. Надо было осмыслить, что же представляет собой Земля, в разных частях которой побывали греческие ученые, торговцы, моряки и воины. В Древней Греции география стала наукой. Знания о земле рождались из наблюдений, из опыта путешествий, из сравнений новых явлений и географических объектов. Древнегреческие ученые дали географические описания всего известного им мира, составили карты , которыми люди пользовались в течение сотен лет. Древние греки правильно определили форму и раз-меры Земли.

Геродот

Отцом географии называют греческого ученого Геродота. Он по-дробно описал природу и жизнь народов тех мест, но которым пу-тешествовал в V веке до новой эры, собирал рассказы других путе-шественников. Геродот описал земли скифов, живших к северу от Черного моря, на нынешней территории южной России и Украи-ны. Великие реки Днепр , Дон и другие текли к морю через скиф-ские степи — бескрайние равнины , покрытые травами. Там пасли свои стада скифы-скотоводы, а севернее жили скифы-земледель-цы. С тех времен сохранились в степи курганы — холмы, насыпан-ные над могилами скифских вождей.

Эратосфен

Птолемей

Птолемей в труде, названном «География», описал как надо составлять карты, пере-числил названия около 8000 рек, гор, городов и других географи-ческих объектов.

Аристотель

Путешествуя, люди наблюдали, как меняются продолжительность дня и ночи, высота солнца на небе, погода . Древние греки правильно определили, что чем выше поднимается солнце на небе, тем более жаркая стоит погода. Греческое слово «климат» переводится как «уклон», угол, под которым сол-нечные лучи падают на землю. Аристотель выделил в пределах зем-ного шара один жаркий тепловой пояс , два умеренных, благоприят-ных для жизни, и два холодных пояса.

Астрономия

Греки думали, что Земля похо-жа на выпуклый диск или на щит воина. Посреди Земли находится Средиземное море, со всех сторон окруженное сушей, а вокруг всей суши течет огромная река Океан .

Но уже в V веке до н.э. древнегре-ческий ученый Пифагор высказал мысль о том, что Земля имеет фор-му шара. Другой греческий уче-ный, Аристотель, через сто лет су-мел доказать это, наблюдая тень от Земли на Луне во время лунного затмения . Тень была круглой, а значит, ее отбрасывала круглая Земля. Древнегреческий ученый Эратосфен первым сумел измерить радиус Земли.

Картинки (фото, рисунки)

  • Древняя Греция
  • Кносский дворец
  • Дельфины. Фреска из Кносского дворца
  • Троя. Реконструкция
  • Гомер
  • Званый обед в андроне (гостиной для пиров)
  • Дом, принадлежащий богатой греческой семье
  • Женщины в гинекее, где они проводили большую часть времени
  • Роспись на вазе: мальчик учится читать
  • Дискобол
  • Конные скачки
  • Атлет со шлемом, щитом и в поножах

От минойцев они позаимствовали знания, и сами стали искусными ремесленниками.

Однако минойцы были мирным народом, а микенцы - народом воинов. Их дворцы были окружены крепкими стенами. Бывших правителей погребали за этими стенами в больших могилах в форме ульев.

Из своих крепостей микенцы устраивали военные набеги по всему Средиземноморью.

Преданиям о микенцах много тысяч лет. В одном из них, изложенном в эпической поэме «Илиада» древнегреческого поэта Гомера, рассказывается о войне между Грецией и Троей. Микенский царь Агамемнон отправился спасать прекрасную жену своего брата, Елену, которую похитил сын троянского царя Парис.


В царских гробницах в Микенах были найдены 4 посмертные маски царей, сделанные из золота.

Когда-то полагали, что изображенная на этой иллюстрации маска принадлежала Агамемнону, микенскому царю времен Троянской войны. Теперь ученые считают, что этой маске на 300 лет больше и, следовательно, она вряд ли является изображением Агамемнона.


После десяти лет осады армия Агамемнона, наконец, взяла Трою обманом. Греческие воины спрятались в деревянном коне (внизу), которого ликующие троянцы втащили в свой город, думая, что греки сняли осаду и отправились на родину. Ночью греки вышли из коня и захватили город.


Военные действия греков

Микенская цивилизация прекратила свое существование около 1200 г, до н.э. После нее наступил период, который историки называют темными веками, а около 800 г. до н.э. начала развиваться греческая цивилизация. Греция не была единой страной, она состояла из самостоятельных городов-государств, воевавших между собой.

Во главе каждого города-государства стоял сильный властитель царского рода. Иногда такого властителя свергал тиран - так называли человека, захватившего власть не по праву. Приблизительно к 500 г. до н.э. в каждом городе-государстве было собственное войско.

Одним из самых сильных войск обладала Спарта, город-государство на юге страны. К этому времени Греция уже вступила в так называемый классический период , и город-государство Афины стал раем для философов и художников. Однако у спартанцев единственным достойным занятием считалась война.

Греческие войска состояли в основном из юношей, обучавшихся военному делу. Когда начиналась война, их призывали в армию. Однако у спартанцев была профессиональная армия, всегда готовая к сражениям.

Пеший воин из греческого города-государства Спарты назывался гоплитом. Поверх короткой складчатой туники он носил металлические доспехи. Гоплиты были вооружены копьями или мечами и носили щиты.


Все греческие войска сражались в фалангах, представлявших собой плотно сомкнутые ряды воинов, так что щит каждого частично перекрывался щитом соседа. Первые несколько рядов держали копья перед собой, чтобы поражать врага на расстоянии. Сомкнутый строй не позволял врагу приблизиться вплотную, так что фаланга была очень эф.фективным боевым порядком.


Военный флот греков состоял из кораблей, называвшихся триерами.


На триере были прямоугольные паруса, что позволяло ей двигаться по ветру, однако в сражении судно передвигалось благодаря гребцам. Гребцы располагались тремя ярусами, один над другим. На носу корабля был боевой таран, чтобы пробивать борта вражеских судов.

Жизнь в Афинах






Медицина

Александр Македонский

Великий поход Александра. Наука в эпоху эллинизма

Александр Македонский родился в Македонии, горной области у северных границ Греции. Его отец Филипп стал царем Македонии в 359 г. до н.э. и объединил всю Грецию. Когда в 336 г. до н.э. он умер, новым царем стал Александр. Ему было тогда 20 лет.

Учителем Александра был греческий писатель и философ Аристотель, прививший юноше любовь к искусству и поэзии. Но Александр был еще храбрым и блестящим воином, и хотел создать могущественную империю.


Александр Македонский был бесстрашным вождем и стремился к покорению новых земель. Отправляясь в свой великий поход, он располагал войском, в котором было 30.000 пеших солдат и 5000 всадников.


Свой первый бой Александр принял с Персией, старым врагом Греции. В 334 г. до н.э. он отправился военным походом в Азию, где одержал победу над армией персидского царя Дария III. После этого Александр решил подчинить грекам всю Персидскую империю.

Сначала он взял штурмом финикийский город Тир, а затем покорил Египет. Продолжив свои завоевания, он овладел тремя дворцами персидских царей в Вавилоне, Сузах и Персеполисе. Александру Македонскому понадобилось 3 года, чтобы покорить восточную часть Персидской империи, после чего в 326 г. до н.э. он направился в Северную Индию.

К этому времени армия Александра уже 11 лет находилась в походе. Он хотел завоевать всю Индию, но войско устало и хотело вернуться домой. Александр согласился, однако вернуться в Грецию не успел. В возрасте всего лишь 32 лет он умер в Вавилоне от лихорадки в 323 г. до н.э.


Завоевательный поход Александра Македонского проходил через Ближний Восток, Египет, Азию и закончился в Северной Индии.


Для Александра Индия находилась на краю известного мира, и он хотел продолжить поход, но войско стало роптать. Его любимый конь по кличке Буцефал (или Букефал), носивший Александра все это время, пал в битве с индийским царем Пором в 326 г. до н.э.

Когда Александр завоевывал какую-нибудь страну, он основывал в ней греческую колонию, чтобы предупредить возможные мятежи. Эти колонии, среди которых было 16 городов с названием Александрия, управлялись его солдатами. Однако Александр скончался, не оставив после себя планов управления столь огромной империей. В итоге империя разделилась на три части - Македонию, Персию и Египет, и во главе каждой из них стоял греческий военачальник. Период между смертью Александра и падением греческой империи под натиском римлян в 30 г. до н.э. известен под названием эпохи эллинизма.

Эпоха эллинизма известна своими научными достижениями, и город Александрия в Египте был главным центром знаний. В Александрию приезжали множество поэтов и ученых. Там математики Пифагор и Евклид разрабатывали свои законы геометрии, а другие изучали медицину и движение звезд.

Во II веке н.э. в Александрии (Египет) жил Клавдий Птолемей, изучавший астрономию.

Он ошибочно полагал, что Земля является центром Вселенной, а Солнце и другие планеты вращаются вокруг нее.

Не имея единого правителя, империя Александра постепенно была захвачена римлянами. Египет просуществовал дольше остальной империи, но в 30 г. до н.э. римский император Август захватил и его. Царица Александрии Клеопатра покончила с собой вместе со своим римским возлюбленным Марком Антонием.

К культурному наследию Древней Греции, к ее философской мысли и искусству в Европе снова обратились в XV в., в эпоху Ренессанса, или Возрождения, и с тех пор оно продолжает влиять на нашу культуру.


Скальный город Петра в Иордании был населен народом, называвшим себя набатеями. Набатеи находились под сильным влиянием эллинской архитектуры.


Примечания:

Минойский Крит

Древний город Кносс

Одна из величайших древних цивилизаций возникла на острове Крит. О ней было мало что известно, пока английский археолог сэр Артур Эванс (1851–1941) в 1900 г. не обнаружил остатки величественного дворца в древнем городе Кносс. На острове нашли еще 4 дворца. Эванс и другие археологи сделали много открытий, в том числе обнаружили настенные росписи и глиняные таблички. Однако нигде не удалось найти самоназвания этой загадочной цивилизации. Поэтому археологи решили называть ее минойской по имени легендарного критского царя Миноса, правившего в городе Кносс.

Минойцы прибыли на Крит около 6000 г. до н.э. В 2000 г. до н.э. они стали строить дворцы. Своим благосостоянием минойцы были обязаны торговле со всем Средиземноморьем. Вокруг дворцов возникли большие города. Многие горожане были ремесленниками, изготовлявшими замечательные гончарные и металлические изделия и ювелирные украшения.


Богатые минойские женщины носили платья с корсажами, которые зашнуровывались на талии, а мужчины - набедренные повязки и шапки, украшенные перьями.

Нет никаких свидетельств о войнах или беспорядках на острове, так что минойцы жили, по-видимому, мирной жизнью.


Юноши и девушки занимались опасным спортом: хватали быка за рога и кувыркались через его спину.


Что же случилось с минойцами? Этот народ исчез около 1450 года до н.э., и причиной этому могло стать извержение вулкана на соседнем острове Тира, так что весь остров Крит оказался под вулканическим пеплом.

Жизнь в Афинах

Акрополь. Религия. Театр. Демократия. Медицина

В классический период в Греции расцвели искусство, философия и наука. В это время Афины, город-государство, достигли своего наивысшего подъема. Город был разрушен персами в 480 г. до н.э., но потом восстановлен. Одним из самых величественных сооружений стал храмовый комплекс на горе Акрополь. Центром этого комплекса был Парфенон, мраморный храм, посвященный богине-покровительнице города Афине.

Основные знания о Древней Греции почерпнуты нами из произведений литературы и искусства того времени. Гончарные изделия часто украшали сценами обыденной жизни. Скульпторы высекали прекрасные статуи, философы записывали свои мысли и идеи, драматурги создавали пьесы, основанные на событиях реальной жизни.

Древние греки поклонялись множеству богов и богинь. Считалось, что 12 первостепенных богов обитали на Олимпе, самой высокой горе в Греции. Главным олимпийским богом был Зевс.


В каждом крупном городе был театр, и театральные постановки были очень популярны. Драматурги, такие как Софокл и Аристофан, сочиняли пьесы, в которых играли актеры. Пьесы разделялись на два основных типа, комедию и трагедию. Многие из этих пьес, написанных тогда, не потеряли своей популярности и в наше время.

Зрители приходили в театр на весь день. Обычно они смотрели три трагедии или три комедии, после чего следовала коротенькая пьеса, именуемая сатирой, которая подшучивала над серьезным мифом или событием.

Публика рассаживалась по каменным скамьям в полукруглом открытом амфитеатре. Актеры носили большие трагедийные или комедийные маски, чтобы публика могла их лучше рассмотреть. Эти маски и сегодня являются символом театра.


Греческие атлеты тренировались, готовясь к спортивному празднику, который проводили в Олимпии, расположенной в Южной Греции, каждые 4 года.

Этот праздник был предшественником Олимпийских игр, проводящихся и в наше время.


В Древней Греции самыми важными зданиями были храмы. В каждом храме стояли скульптурные изображения того бога, которому был посвящен храм.


Руины храмов на Акрополе до сих пор можно увидеть в Греции. В качестве опорных элементов своих храмов и общественных зданий греки использовали колонны, аналогичные тем, которые поддерживают Парфенон. Колонны строили, воздвигая один каменный блок на другой. Верхнюю часть колонны обычно украшали резьбой.


В Древней Греции народ высказывался против того, чтобы им правили богатые граждане. В Афинах была введена система правления, именуемая «демократией», что означает «народовластие». При демократии каждый гражданин имел право высказать свое мнение о том, как управляется город-государство. Правителей выбирали голосованием, но ни женщины, ни рабы гражданами не считались и, следовательно, не могли голосовать. Все афинские граждане были участниками городской ассамблеи, которая созывалась раз в неделю. На этой ассамблее мог выступить любой гражданин. Над ассамблеей стоял совет из 500 членов, выбиравшихся по жребию.

Греки уважали свободу слова. В центре греческого города было открытое пространство, называемое «агора», где проводились собрания и произносились политические речи.


Оратор произносит политическую речь на агоре.


Если народ был недоволен каким-нибудь членом правительства, то по итогам голосования его могли сместить с занимаемой должности. Свое мнение афинские граждане высказывали, выцарапывая имя политика на черепках; такой черепок назывался «острака».

Медицина

Основы современной медицины также были заложены в Древней Греции. Целитель Гиппократ основал медицинскую школу на острове Кос. Врачеватели должны были давать клятву Гиппократа, в которой говорилось об обязанностях и ответственности врачевателя. И в наше время все врачи приносят клятву Гиппократа.