Государственная научная медицинская библиотекаминистерства здравоохранения республики узбекистан. Профилактика вызываемого заболевания

Диагностика заболевания, профилактика вызываемого заболевания.


1. Понятие о гельминтах, гельминтозах, гельминтологии.

2. Систематическое положение гельминтов: а) Характеристика типов плоских и круглых червей; б) Филогенез плоских и круглых червей; в) Характеристика класса сосальщиков, ленточных и круглых червей (латинские названия классов, типов и видов).

3. Распространение очагов описторхоза и дифиллоботриоза на территории РФ. Условия, способствующие формированию очага дифиллоботриоза на Нижегородском водохранилище.

4. Понятие о биогельминтах и геогельминтах. Личная и общественная профилактика гельминтозов, учение К.И.Скрябина о девастации и дегельминтизации.

5. Значение работ Исаева Л.М.

6. Овометрия. Методы овогельминтоскопии.Методы диагностики энтеробиоза и трихинеллеза:

7. Гельминты: кошачий, ланцетовидный, печеночный, легочный сосальщики, шистосомы, лентец широкий, свиной, бычий и карликовый цепни, эхинококк, альвеококк, аскарида, острица, власоглав, анкилостомиды, угрица кишечная, трихинелла, филярии (бругия, онхоцерка, вухерерия, лоа-лоа, ришта).

8. Из особенностей строения и цикла развития уметь обосновать диагностику гельминтозов, пути заражения, профилактику и распространение гельминтов среди населения.

9. Определить вид гельминта по препарату без этикетки.

По каждому возбудителю знать

- систематическое положение (классификация, латинское название),

- вызываемое заболевание,

- строение, - цикл развития (инвазионная стадия),

- путь и способ (механизм) заражения,

- диагностика заболевания,

профилактика вызываемого заболевания.


«МЕДИЦИНСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЧЛЕНИСТОНОГИХ»

1. Происхождение Членистоногих от Кольчатых червей.

2. Классификация и характеристика типа Членистоногие. Характеристика классов: ракообразные, паукообразные, насекомые.

3. Патогенная роль клещей семейств Ixodidae, Argasidae, Acariformes, Trombidiformes. Какие морфологические и биологические особенности клещей обусловливают их биологическую значимость?

4. Основные положения учения академика Е.Н.Павловского о природно-очаговых болезнях:

а) понятие о природном очаге и о природно-очаговых болезнях.

б) биотические и абиотические факторы природных очагов заболеваний. Структура очагов: лейшманиозов, трипаносомозов, клещевого возвратного тифа и весенне-летнего энцефалита и др. трансмиссивных заболеваний.

в) теоретическое и практическое значение учения академика Е.Н.Павловского.

5. Строение и биологические особенности вшей и блох, как возбудителей и специфических переносчиков возбудителей заболеваний человека.

6. Морфолого-биологические особенности мух и москитов и борьба с ними.

7. Морфолого-биологические особенности комаров, как переносчиков возбудителей малярии и борьба с ними. Цикл развития малярийного плазмодия.


«МОЛЕКУЛЯРНАЯ ГЕНЕТИКА»

1. Уровни организации наследственного материала (генный, хромосомный, геномный).

2. Прокариоты и эукариоты.

3. Доказательства генетической роли ДНК на бактериях (опыт Гриффитса с пневмококками).

4. Свойства ДНК как вещества наследственности, обусловленные ее первичной и вторичной структурой.

5. Центральная догма молекулярной биологии.

6. Репликация ДНК. Особенности репликации у эукариот.

7. Первичная функция гена, свойства гена.

8. Генетический код и его особенности (триплетность, вырожденность, непрерываемость, универсальность, специфичность, однонаправленность, неперекрываемость).

9. Структурные гены, их строение и функция. Экзоны, интроны, спейсеры, уникальные гены, повторы на нити ДНК. Сателлитная (спутничная) ДНК. «Молчащая ДНК». «Прыгающие» гены, инсерционные последовательности и транспозоны. Метилирование ДНК.

10. Этапы биосинтеза белка. Процессинг, сплайсинг. Особенности транскрипции у эукариот.

11. Регуляция биосинтеза белка в клетке. Оперон. Ген-промотор, ген-оператор, ген-регулятор, белок-репрессор. Их роль в биосинтезе белка.

12. Цитоплазматическая наследственность.

13. Репарация ДНК (световая и темновая фазы). Этапы темновой репарации. Заболевания, связанные с нарушением процесса репарации.

14. Генные мутации (миссенс, нонсенс, «сдвиг рамки»). Понятие о генных и молекулярных болезнях.

15. Генетическая инженерия. Искусственный синтез гена, обратная транскрипция, рекомбинативные молекулы ДНК. Достижения и перспективы генной инженерии.


ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «КЛАССИЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА»

1. Законы Менделя для моно- и дигибридного скрещивания. Условия менделирования признаков.

2. Правила вероятностей и их применение при решении задач.

3. Наследование, сцепленное с полом.

4. Наследование групп крови.

5. Кроссинговер. Его механизм и биологическая сущность. Генетические и цитологические карты хромосом. Методы картирования хромосом человека.

6. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Плейотропное действие гена.

7. Понятие о пенетрантности и экспрессивности.

8. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, дерматоглифический. Понятие о генотипе и фенотипе.

9. Виды изменчивости: фенотипическая (модификационная) и генотипическая (комбинативная, рекомбинативная и мутационная) изменчивость.


«МИТОЗ. МЕЙОЗ. ОНТОГЕНЕЗ»

1. Клеточный цикл, его периодизация. Митотический цикл и его механизмы. Проблемы клеточной пролиферации в медицине

2. Гаметогенез. Мейоз: цитологическая и цитогенетическая характеристика.

3. Биология развития. Жизненные циклы организмов как отражение их эволюции. Онтогенез и его периодизация. Прямое и непрямое развитие.

4. Общая характеристика эмбрионального развития: предзиготный период, оплодотворение, зигота, дробление, гаструляция, гисто- и органогенез. Зародышевые оболочки. Взаимоотношение материнского организма и плода. Реализация наследственной информации в становлении фенотипа.

5. Механизмы формирования многоклеточного организма: пролиферация, миграция, дифференцировка, компетенция, детерминация, специализация. Явление ооплазматической сегрегации.

6. Эмбриональная индукция. Дифференциация и интеграция в развитии. Роль наследственности и среды в онтогенезе. Критические периоды развития. Тератогенные факторы среды.

7. Постнатальный онтогенез и его периоды. Роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности организма в постнатальном периоде.

8. Клонирование репродуктивное и терапевтическое.


«ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ»

1. Представления об эволюции в додарвинский период (К. Линней, Ж.Б.Ламарк).

2. Основные положения учения Ч.Дарвина, значение его теории.

3. Синтетическая теория эволюции. С.С.Четвериков – основатель генетики популяций.

а) Понятие о виде, популяции. Популяция – элементарная единица эволюции.

б) Генетическая структура популяции. Закон Харди-Вайнберга.

в) Элементарные эволюционные факторы: мутации, популяционные волны, изоляция и ее виды, дрейф генов, естественный отбор. Генетический полиформизм.

г) Формы отбора: стабилизирующий, движущий, дизруптивный.

д) Понятие о микроэволюции. Процесс видообразования. Пути видообразования. Способы видообразования (формы эволюции групп).

4. Закономерности макроэволюции. Тройной метод изучения филогенеза.

а) Типы эволюции (арогенез, аллогенез, катогенез, ценогенез).

б) Правила эволюции. Адаптациогенез.

в) Принципы эволюции органов. Морфофункциональные преобразования органов. Принципы молекулярной эволюции.

5. Антропогенез.

6. Генетика популяций человека. а) Действие естественного отбора в популяции человека.

б) Человек – объект действия эволюционных факторов. Генетический груз: мутационный, сегрегационный.

1. Систематическое положение:

Тип Nemathelminthes; Класс Nematodes;

2. Латинское название :

Dracunculus medinensis.

3. Вызываемое заболевание:

Дракункулез.

4.

Тропический район Африки, Пакистан, Индия, Китай, Южная Америка.

5. Морфологические особенности:

Выражен половой диморфизм. Длина самки – 30-129 см; Самца – 12-30 мм. Задний конец самца загнут на брюшную сторону.

6. Локализация в теле человека:

Подкожная клетчатка, чаще нижних конечностей.

7. Инвазионная стадия:

8. Проникновение:

а) Путь – пероральный.

б) Способ – водный.

9. Факторы передачи:

Проглатывание циклопов с личинкой при питье воды из стоячих открытых водоемов.

10. Источник инвазии:

Зараженный человек.

11. Цикл развития:

Заглатывание человеком (окончательным хозяином) рачков циклопов, ивазированных зрелыми личинками (микрофиляриями).

Переваривание циклопов в желудочно-кишечном тракте, прохождение личинок через стенку кишечника и их миграция по соединительным тканям к нижним конечностям.

Оплодотворение самки, после чего самцы погибают.

Миграция самки в подкожную клетчатку нижних конечностей, её рост до 75-100 см.

В матке образуется до 3 млн личинок.

Головной конец самки достигает кожного покрова, на котором образуется пузырь диаметром 5-8 см.

Выход личинок из самки при разрыве матки, выход из человека через отверстие на коже.

При прикосновении с водой, пузырь лопается, появляется головной конец самки. Самка выбрасывает в воду личинок, после чего погибает.

Проглатывание личинок в воде циклопами (промежуточными хозяевами), их рост и развитие. Через 12-14 дней достигают инвазионной стадии.

12. Патогенность:

Первые симптомы - зуд, крапивница, тошнота, рвота, лихорадка, опухание суставов, вблизи которых расположены гельминты. При появлении пузыря, заполненном желтой жидкостью, содержащей личинок, лейкоцитов, лимфоцитов, эозинофилов – зуд и жгучая боль, утихающая при контакте с холодной водой. При разрыве пузыря, в его месте появляется язва, покрытая белой некротической массой, которая в течении нескольких дней отторгается.

13. Лабораторная диагностика:

14. Профилактика:

Выявление и лечение больных, обеспечение населения безопасной питьевой водой.

Филярии (нитчатка или вухерерия Банкрофта, бругия, лоа лоа, онхоцерки).

Wuchereria bancrofti (Возбудитель выхериоза)

Географическое распространение: Индия, Западная и Центральная Африка, Юг Америки.

Морфология: Самки 8-10 см молочно-белого цвета. Самцы 2-4 см, хвост закручен на вентральную сторону. Живородящие.

Жизненный цикл биогельминт. Промежуточный хозяин- комары рода Aedes, Anopheles, Culex. Конечный хозяин- человек. В человеке находятся в лимфатической системе. Самки рождают микрофилярий, которые из лимфатической системы попадают в кровеносную и с кровью попадают в промежуточного хозяина(комара). Личинки появляются в крови ночью, а днем находятся в капиллярах внутренних органов. В желудке комара личинка освобождается от чехлика и идет в грудные мышцы, где линяют 2 раза и идут в конечные частички нижней губы. Инвазионная стадия-личинка

Патогенез : токсико-аллергическое воздействие, механическое повреждение лимфатических сосудов, закупорка лимфатических сосудов, что может привести к слоновоски.

Диагностика : Клиническая лабораторная:

Лечение: Применяют противоглистное препараты. На поздних стадиях болезни хирургическое восстановление лимфотока.

Профилактика . Личная : защита от укусов комаров с помощью сеток на окнах. Общественная : выявление и лечение больных, борьба с комарами и их личинками с помощью инсектицидив, агротехнические мероприятия по оздоровлению местности, санитарно-просветительная работа.

Brugia malayi – возбудитель бругиоза.

Географическое расположение: Шри-Ланка, Филиппины, Япония, Китай, Индия.

Морфология: Молочно-белого цвета, до 55 мм.

Жизненный цикл: Конченый хозяин-человек. Промежуточный-комары Anopheles, Aedes, Mansonia. В желудке комара личинка освобождается от чехлика и идет в грудные мышцы, где линяют 2 раза и идут в конечные частички нижней губы. После укуса микрофилярии попадают в лимфатическую систему. Конечным хозяином для периодического бргеоза является человек, а для субпериодического- дикие и домашние коты, обезьяны, собаки. Периодический-антропоноз, субпериодический-зооноз.

Патогенез: токсико-аллергическое воздействие, механическое повреждение лимфатических сосудов, их закупорка

Диагностика: Клиническая : лихорадка, воспаление лимфатических сосудов и узлов, слоновость. лабораторная: выявление личинок (лярвоскопия) в нативных или окрашенных по Романовскому-Гимзе мазках и толстой капли крови. Сбор крови необходимо проводить ночью.

Профилактика: борьба с комарами, лечение больных,

Loa-loa-возбудитель лоаоза

Географическое распространение: Тропические леса, екваториальная Африка.

Морфология: Белого или желтого цвета, покрыто горбиками, головной конец имеет сосочки (4 средних и 2 боковых). У самцов эти выступы преобладают на передней части тела, а у самок их нет.

Жизненный цикл: Источник инвазии-люди, некоторые обезьяны. Промежуточный хозяин-слепни Chrysops. Филярии рождают личинок, которые через кровеносное русло попадают в легкие, а потом в периферические кровеносные сосуды. Слепни кусают в основном людей с темной кожей. Микрофилярии ночью находятся в сосудах внутренних органов, а днем в периферийных. Локализация: взрослые филярии находятся в подкожной клетчатке и под серозными оболочками, в глазах.

Патогенез: Токсико-аллергическое воздействие, механическое повреждение, калаборическая опухоль (подвижный бугорок на коже)

Диагностика: Поиск в толстых мазках крови, появление резко появляющегося и исчезающего отека

Профилактика: Защита от укусов слепней, лечение больных, борьба со слепнями.

Onchocerca volvulus – возбудитель онхоцеркоза

Географическое расположение : Западная Африка, Центральная Америка

Морфология: Молочно-белого цвета. Рот окружен 8 присосками

Жизненный цикл: Промежуточный хозяин- мошки Simulium. При укусе микрофилярии двигаются по кровяному руслу в подкожную клетчатку

Патогенез: Онхоцеркомы-соединительнотканные узлы, с возможным нагноением и кальцификацией, застой лимфы, проникновение в глаза, что ведет к потере зрения

Диагностика: Взятие биоптата кожи, иммунологические реакции, клинические проявления.

Профилактика: Защита от укусов, массовое обследование населения, лечение больных, борьба с мошками

Дирофилярии

Систематическое положение

Тип Nemathelminthes Класс Nematodes

Латинское название

Dirofilaria repens

Вызываемое заболевание

Дирофиляриоз

Географическое распространение

Повсевмесно

Морфологические особенности

Выражен половой диморфизм. Длина тела половозрелой самки составляет 58 мм, максимальная ширина 0,41 мм. Самцы: имеют длину тела 140-150 мм, ширину - 0,447-0,552 мм. Микрофилярии гельминта без чехлика, передний конец их тупой, задний заостренный, нитевидный. Ядерный столбик не доходит до конца тела. Длина микрофилярии 0,30-0,36 мм, ширина 0,006-0,008 мм.

Локализация в теле человека

Подкожная клетчатка, под конъюнктивой глаза.

Инвазионная стадия

Проникновение

а) Путь – перкутанный.

б) Способ – трансмисивно-инокулятивный.

Факторы передачи

Укус комара самки рода Aedes и Culex , Anopheles .

Источник инвазии

Зараженный человек.

Цикл развития

Патогенность

Лабораторная диагностика

Обнаружение личинок-микрофилярий в мазках крови.

Профилактика

Защита от укусов комаров.

Советская гельминтология своими успехами обязана многолетней деятельности большого коллектива ученых. Первая в нашей стране женщина-врач-гельминтолог В.П. Подъяпольская (1892-1975) внесла большой вклад в изучение многих гельминтозов и организацию борьбы с ними в СССР, создала систему эпидемиологической классификации гельминтозов человека. Большое значение имеют ее работы о взаимоотношениях гельминтозов и инфекций.

Н.П. Шихобалова (1898-1981) одной из первых начала изучать иммунологию гельминтозов. Основоположником санитарной гельминтологии стала З.Г. Василькова(1901-1958), разработавшая методы обнаружения яиц гельминтов в почве, в воде и на овощах. Г.С. Смирнов (1895-1973) занимался экспериментальной гельминтологией, изучал взаимное влияние гельминтов и их хозяев. Интересны его исследования миграции личинок нематод в организме хозяина. Один из первых учеников и сотрудников К.И. Скрябина – Р.С. Шульц (1896-1973) внес много нового в изучение иммунологии и эпидемиологии гельминтозов, разработал систему борьбы с эхинококкозом.

В организации борьбы с малярией в СССР огромную роль сыграл П.Г. Сергиев (1893-1973). В Средней Азии под руководством Л.М. Исаева (1886-1964) была проведена успешная работа по борьбе с малярией, лейшманиозами, гельминтозами, клещевым возвратным тифом, ликвидированы очаги ришты.

Деятельность правоохранительных органов не может строиться на основе увеличения числа сотрудников, а требует разработки новых научно обоснованных подходов к повышению эффективности борьбы с преступностью. Иллюстрацией этого и является расширение попыток использования знаний из области биологии и медицины для решения задач судопроизводства. На практике растёт число сторонников привлечения для решения задач правоохранительных органов экстрасенсов, увеличиваются случаи бесконтрольного использования психотехнологий, что в лучшем случае не приносит пользы и дискредитирует существующие научно обоснованные методы, а в худшем – приводит к причинению вреда психическому здоровью человека.

Правоохранительные органы многих стран мира используют составление психолого-криминалистического портрета для выявления преступников. Однако как правовые, так и научные основы данных действий не имеют единой системы. Изучение личности преступника проводится в рамках различных наук – криминологии, криминалистики, психологии, психиатрии и др.

Однако для 21 века характерно получение новых знаний на пересечении областей наук, то есть при комплексном подходе к решению поставленных задач. Эта же тенденция наблюдается и применительно к психолого-криминалистическому портретированию. Современная российская методика психолого-криминалистического портретирования требует привлечения знаний психотерапии, биологии, судебной медицины, криминалистики. Важно, что она является именно криминалистической методикой. Как писал, например, Н.П.Яблоков в своём учебнике 2008г., криминалистика – это юридическая наука прикладного характера, которая предоставляет следователям, оперативным сотрудникам, экспертам научно-разработанные, обоснованные и проверенные практикой средства, приёмы и методы раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Автор данной статьи рассматривает психолого-криминалистический портрет и методики его составления как самостоятельное направление криминалистики, напрямую не связанное с изучением личности преступника. Также предложена авторская методика составления психолого-криминалистического портрета, прошедшая апробацию в МВД России.

1) применяется для раскрытия любых категорий преступлений, а не только серийных, связанных с сексуальными проявлениями и (или) убийствами; наличие или отсутствие у лица, их совершившего, каких-либо болезненных расстройств психики несущественно;

2) результат носит ориентирующий характер и включает данные: о психическом состоянии потенциального преступника; о его возрасте, семейном положении; специальности и образовании; национальности, внешности и особенностях поведения, включая подходы к выбору одежды и организации своего быта; о среде воспитания, интеллектуальном уровне;

3) результат зависит от профессиональной квалификации следователей и оперативных сотрудников. С одной стороны, на первом этапе, при сборе информации, должны быть качественно проведены оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия; а с другой стороны, сотрудники правоохранительных органов должны научиться правильно использовать информацию, полученную в результате составления психолого-криминалистического портрета;

4) уровень профессионализма специалистов, выполняющих составление психолого-криминалистического портрета, не будет оказывать значительного влияния на качество анализа, если будут распределены функции при возложении руководящей роли на специалиста в области криминалистики.

Перечисленные особенности характеризуют описываемую методику как унифицированную и отличают её от методик составления психолого-криминалистических портретов, распространённых в США и Европе. Так, в США, на фоне широкого распространения серийных убийств и изнасилований, методики составления психолого-криминалистического портрета разработаны именно под эту категорию преступлений. Европейские методики, помимо нацеленности на составление психолого-криминалистического портрета серийного насильника и (или) убийцы, в последнее время ставят акцент на разработке методик составления профиля любого преступника, даже если речь идёт о бытовых преступлениях.

В предлагаемой читателям российской криминалистической методике акцент делается на создании рабочей группы в составе криминалиста, судебно-медицинского эксперта, психолога, психиатра. Несмотря на то, что каждый специалист работает строго в рамках области своей науки, необходимо их постоянное взаимодействие и обсуждение получаемых результатов.

При этом методика составления психологического портрета включает в себя несколько последовательных стадий:

1. Работа специалиста-криминалиста с материалами уголовного дела и составление на их основе систематизированной таблицы (справки), включающей в себя значимую информацию о личности жертвы преступления, событии преступления, механизмах и способах совершения преступления, личности предполагаемого преступника с последующим установлением криминалистических характеристик личности преступника - возможного рода деятельности, профессии и др.

В случаях составления психолого-криминалистического портрета лиц, выполнивших текст, или исходя из анализа особенностей его поведения по видеозаписи опроса речь идёт обычно о составлении сравнительной таблицы, так как для анализа представляется несколько документов или речь идёт о совершении нескольких преступных деяний.

2. Работа специалиста-психолога по установлению на основании проведённой криминалистом систематизации материалов уголовного дела индивидуальных психологических особенностей личности преступника, его мотивационной и поведенческой сферы, возраста, семейного положения и т.п.

3. Работа специалиста-психиатра, определяющего на основе данных криминалиста и психолога психотип предполагаемого преступника, патологические особенности его личности, мотивацию при выборе жертв или способов совершения преступления.

4. Работа специалистов иного профиля. Дополнительное привлечение специалистов возможно исходя из поставленных задач исследования, то есть если область и предмет исследований выходят за границы криминалистики, психологии и психиатрии (психотерапии). Например, при составлении психолого-криминалистического портрета лица по его поведению при рассказе о событиях возможно привлечение специалиста-биолога, способного оценить его как вербальные, так и невербальные проявления, например, свойственные человеку при попытках « обмана», так как физиология высшей нервной системы и физиология человека являются разделами именно биологии, или специалиста-лингвиста, если речь идёт об анализе текстов.

5. Формирование специалистами под руководством специалиста-криминалиста целостного психолого-криминалистического облика преступника и следственных (оперативно-розыскных) рекомендаций.

Каждый из перечисленных специалистов, но с разной степенью глубины изучения, проводит анализ, основываясь на следующих элементах:

1. Типичность времени и места совершения преступлений, их периодичность. Эти факторы определяются преступником, поэтому они могут дать достаточно много информации о нём, особенно в тех случаях, когда в них удаётся выявить закономерности или периодичность. При составлении психолого-криминалистического портрета по одиночному, а не серийному преступлению, время и место связано с вероятностью преступника и жертвы оказаться именно в этом месте.

2. Личность жертвы, особенности её поведения. Несмотря на то, что объектом посягательств могут быть самые разнообразные лица, существуют группы, соответствующие тому или иному запросу преступника.

Например, в делах о серийных изнасилованиях для запуска преступной программы ( « пускового механизма») необходимо, чтобы жертва обладала привлекательными для преступника качествами с учётом первоочередного значения пола, возраста жертвы и соответствия определённому типу. Например, преступник может « предпочитать» молодых девушек, невысокого роста и худощавых, « подростковой» внешности, либо наоборот с ярко выраженной женственностью.

Ритуальные действия, совершаемые преступником со своими жертвами, может стать основой для выводов о присутствии возможной бредовой фабулы его преступных действий. Например, идея « очищения» мира от « неярких» женщин либо наоборот – от сексуально привлекательных женщин.

Окончательное решение о нападении принимается в тот момент, когда подходящая жертва оказывается в месте, удовлетворяющем требования преступника. Особенности выбора места совершения преступления также могут дать полезную информацию об особенностях преступника.

В целом данные о личности жертвы позволяют смоделировать её поведение при разных уровнях и формах ситуационной экстремальности, понять социальный круг её общения. В случаях серийных преступлений возможно определить принцип выбора жертвы преступником, исходя из совпадения типажа жертвы.

3. Способ и орудие совершения преступления, а также система действий по подготовке, совершению и сокрытию преступления может служить идентифицирующим признаком, позволяющим понимать действия преступника и его мотивацию. Выбор орудия убийства и способа его совершения находится также в определённой зависимости от степени криминальности преступника.

Например, в одном из дел о серийных убийствах в электричках по способу нанесённых жертвам повреждений специалистами был сделан вывод о том, что преступник быстро выхватывает нож, который, вероятно, находится в ножнах на поясе или ином месте, допускающим быстрое выхватывание. Впоследствии при обнаружении данного преступника при нём был обнаружен именно такой нож.

4. Психосексуальные и иные действия, оцениваемые на месте преступления, в соединении с тем, что было сделано с телом, могут дать характеризующую преступника информацию: умственные и эмоциональные процессы, мотивы, лежащие в основе его поведения и т.д.

Целостный психолого-криминалистический портрет преступника должен содержать выводы, заключения, предположения о составных компонентах облика преступника, позволяющие осуществить поисковые мероприятия по его обнаружению и задержанию, а также принять превентивные меры по недопущению следующих преступлений. Именно поэтому за рубежом такие портреты называют « поведенческий профайлинг», так как все характеристики личности в нём направлены на решение задачи раскрытия и расследования преступления.

Рассуждения о психологии преступника, его прошлом излишни, если они не дают информации по его установлению и задержанию. Именно поэтому психолого-криминалистический портрет формируется только при совместной работе всех специалистов – криминалиста, психолога, психиатра и др. При этом главенствующую роль играет специалист-криминалист, который анализирует материалы и выявляет среди выводов психолога, психиатра и иных специалистов те, которые могут иметь значение для раскрытия и расследования преступления.

Таким образом, современный стандартный психолого-криминалистический портрет является криминалистической методикой и действительно востребован правоохранительными органами, так как повышает эффективность раскрытия и расследования преступлений. Он включает следующие разделы, заведомо имеющие « следственное» значение: физические характеристики преступника; интеллект; образование, социальный слой; проживание; специальность; хобби и интересы; особенности выбора объекта преступления; особенности поведения в бытовых и экстремальных ситуациях.

Одним из новых направлений психолого-криминалистического портретирования можно считать анализ материалов видеозаписей, а также текстов и иных материалов сети Интернет.

При анализе материалов сети Интернет большинство факторов, анализируемых в традиционных ситуациях при составлении психолого-криминалистического портрета, отсутствует. Однако при любых формах общения в телекоммуникационных сетях человек всё же оставляет о себе некоторое количество информации. О его личности могут говорить « ник-нейм», « аватар», либо фотография, сообщение о себе, либо адресованное кому-то, и тексты, написанные им для целевой аудитории.

Таким образом, составление психолого-криминалистического портрета лица, использующего Интернет, вполне возможно. При этом, несмотря на ограниченный материал для анализа, такой психолого-криминалистический портрет должен содержать выводы, заключения, предположения о составных компонентах облика человека, позволяющие осуществить поисковые мероприятия по его обнаружению и задержанию, а также принять превентивные меры по недопущению следующих преступлений.

Конечно, предлагаемые методики не идеальны. Они будут развиваться и совершенствоваться, так как этого требует время и развитие наук. Однако уже сейчас правильное их применение может не только повысить эффективность расследования и раскрытия преступлений, но и избежать многих из них, сохранив жизнь людям.

Информация об авторе

Исаева Л. М.

д-р юрид. наук, канд.биол.наук, профессор

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Рашковская, Ш. С.
Михаил Михайлович Исаев, 1880 - 1950 /Ш. С.
Рашковская.
//Правоведение. -1981. - № 1. - С. 80 - 85
  • Статья находится в издании «Правоведение. »
  • Материал(ы):
    • Михаил Михайлович Исаев, 1880 - 1950.
      Рашковская, Ш. С.

      Советские юристы - ученые и педагоги

      Ш. С. Рашковская

      Михаил Михайлович Исаев (1880-1950)

      Видный представитель науки советского уголовного права, работы которого по-лучили широкую известность, M. M. Исаев родился 17 июня 1880 г. в Петербурге.

      Его отец был мелким служащим, мать происходила из крестьян и занималась домашним хозяйством. В семье было восемь детей. После смерти отца жили бедно, ютились в трех маленьких комнатках, четвертую сдавали внаем. Мать Исаевых - женщина малограмотная, но, по воспоминаниям сыновей, отличавшаяся трезвым умом и сильной волей, была человеком справедливым. Эти качества помогли ей вывести всех детей в люди. Со школьных лет сыновья помогали ей, занимаясь репетиторством. Один из братьев, Леонид Михайлович - впоследствии известный ученый-эпидемио-лог - в школьные годы, кроме того, выступал в театре в качестве статиста, получая за это от 12 до 32 коп. за вечер. Чтобы как-то свести концы с концами, приходилось учитывать каждую копейку. Среди документов, оставшихся после смерти M. M. Исае-ва, сохранилась тетрадь, относящаяся к 1898-1899 гг., куда заносились не только впечатления от увиденных спектаклей, но и указывалась сумма денег, уплаченных за билет. 1 Помогая друг другу, все дети Исаевых получили высшее образование.

      В 1898 г. M. M. Исаев окончил классическую гимназию, после чего в течение года отбывал воинскую повинность в качестве вольноопределяющегося. Осенью того же года, выдержав вступительные экзамены, он стал студентом юридического фа-культета Петербургского университета. Окончив его весной 1903 г. с дипломом 1-ой степени и серебряной медалью за сочинение по уголовному праву, M. M. Исаев по представлению юридического факультета Петербургского университета оставляется при университете на кафедре уголовного права «для приготовления к профессорской н преподавательской деятельности».

      В процессе подготовки к ученому званию, которое длилось более пяти лет (1903-1909 гг.),М. М. Исаев несколько раз направлялся университетом в Германию, где он не только упорно работал в берлинском семинаре проф. Ф. Листа, но и основательно, как он впоследствии писал, засел за труды К. Маркса и Ф. Энгельса, наблюдал и изучал повседневную борьбу германского пролетариата, что дало ему возможность понять «истинную историю уголовного права». 2 В 1904-1905 гг. в Гер-мании появляются первые научные работы молодого Исаева, сразу же обратившие на себя внимание: «Социологическая школа в уголовном праве, как защита интере-сов господствующих классов», «Преступность и экономические факторы», «Экономика и политическая борьба пролетариата», «Уголовная хроника в партийной прессе». Все эти статьи, во избежание преследования, были опубликованы под псевдонимом М. Сурский.

      В статье «Социологическая школа в уголовном праве, как защита интересов с точки зрения господствующих классов» M. M. Исаев подходит к вопросу о корнях преступности в капиталистическом обществе с марксистских позиций. На большом фактическом ма-териале он доказывает, что «преступность, которую порождает с естественной необ-ходимостью капиталистическое общество, не может быть уничтожена раньше, чем бу-дут уничтожены самые основы этого общества». Именно с этих позиций он критикует идеи социологической школы уголовного права. Отвергая выдвинутый главой социо-логической школы Ф. Листом тезис, что всякое право создано для человека, что за-щита жизненных интересов человека составляет сущность права, Исаев пишет, что никаких общественных интересов нет, есть лишь интересы господствующих классов и что представители социологической школы борются за класс, но хотят уверить себя и других, что борются за все человечество. 3

      В статье «Преступность и экономические факторы» па основе анализа литерату-ры того периода о причинах преступности ученый делает вывод, что только с пере-устройством капиталистического общества в социалистическое возможно достигнуть освобождения человечества от преступности. 4

      M. M. Исаев, ставший впоследствии одним из наиболее ярких и талантливых представителей левой группы русских криминалистов, дал наиболее глубокое объяс-нение преступности как неизбежного порождения буржуазного общества. 5

      Весной 1909 г. M. M. Исаев сдал магистрантские экзамены и был допущен к чтению лекций в качестве приват-доцента на юридическом факультете Петербургского университета. Работая в университете, M. M. Исаев, тогда еще молодой доцент, серьезное внимание уделял научной подготовке студентов, развитию их интереса к научно-исследовательской работе. На факультете под руководством Исаева работал студенческий кружок, труды которого были опубликованы в 1913 г. под его редак-цией и с его предисловием. В этом сборнике опубликовал свой доклад, посвященный вопросам взяточничества и борьбы с ним, А. Я. Эстрин - впоследствии видный уче-ный в области советского уголовного права. 6

      Широкий размах научная деятельность Исаева получила после Великой Октябрь-ской социалистической революции. В 1918 г. он переезжает в Москву, где избирается членом и профессором Социалистической академии, а в апреле 1919 г. назначается профессором по кафедре уголовного права Московского университета.

      В должности профессора уголовного права M. M. Исаев состоял во Всесоюзной правовой академии, Московском юридическом институте, Всесоюзном юридическом заочном институте.

      С 1925 г. и до конца жизни, не прерывая педагогической деятельности, M. M. Исаев работал во Всесоюзном институте юридических наук (ныне Всесоюзный научно-исследовательский институт советского законодательства).

      Научные интересы M. M. Исаева были широки и разносторонни. Уделяя главное внимание становлению и развитию советского уголовного права, практике его приме-нения, он одновременно занимался историей русского дореволюционного уголовного права, критикой уголовной и тюремной политики капиталистических государств, раз-рабатывал вопросы советского исправительно-трудового права. Интересовали ученого сюжеты, находящиеся на стыке права и востоковедения. Его перу принадлежит, на-пример, обзор персидского уголовного кодекса.

      Научное наследие M. M. Исаева велико. Это - монографии, учебники, учебные I пособия, статьи, обзоры, посвященные уголовному законодательству буржуазных государств, переводы, предисловия к книгам других авторов.

      Среди работ в области уголовного права следует отметить монографию «История советского уголовного права» (1948 г.), одним из соавторов которой он являлся; монографию, написанную в соавторстве с Б. С. Утевским «Советское уголовное право p период Великой Отечественной войны» (1949 г.); один из первых учебников по со-ветскому уголовному праву «Общая часть советского уголовного права РСФСР» (1925 г.); Уголовное право, Особенная часть (1929 г.). Начиная с 1938 г. Михаил Михайлович был одним из соавторов всех учебников по советскому уголовному праву.

      Значительный интерес представляют написанные в первые годы Советской вла-сти статьи и работы M. M. Исаева. Среди них «Уголовный кодекс 1 июня 1922 г.» «Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» (1927 г.); «Понятие преступного и непреступного с точки зрения марксизма», 8 «О6 умысле, неосторожности и сознании противоправности», 9 «Понятие социальной опас-ности в Основных началах уголовного законодательства Союза ССР и союзных рес-публик», 10 «О наказуемости родственного укрывательства и недоносительства». 11 Сле-дует отметить, что в последней статье M. M. Исаев одним из первых в советской уго-ловно-правовой науке обратил внимание на сложность и многозначность этой про-блемы.

      Уже в первые годы революции M. M. Исаев активно выступает в защиту уго-ловной политики Советского государства. Характерный тому пример - его рецензия на опубликованные в Германии статьи эмигрировавшего из России присяжного поверенного Л. Зайцева, содержание которых сводилось к критике с позиций традиционных буржуазных представлений первых законодательных актов Советского государст-ва в области уголовного права - Руководящих начал по уголовному праву РСФСР и УК РСФСР 1922 г. Подвергнув обстоятельному рассмотрению развиваемые Л. Зайцевым положения, М. М. Исаев писал, что статьи Зайцева свидетельствуют «.. .о полном непонимании сущности уголовного права революции и его динамики», что «серьезной научной критики системы нашего Уголовного кодекса, - за которую можно было бы быть только признательным, - в них не содержится, ибо необходимой ее предпосылкой является понимание социальной почвы Кодекса, а такое понимание, к сожалению, у Зайцева полностью отсутствует». 12

      В числе первых советских ученых-юристов М. М. Исаев активно разрабатывает проблемы исправительно-трудового права, участвует в подготовке учебников и учеб-ных пособий в этой области. 13

      На протяжении 1927-1929 г. издается ряд работ M. M. Исаева по пенитенциар-ному праву - учебное пособие для вузов «Основы пенитенциарной политики» (М., 1927), статьи «Пенитенциарное право и его преподавание в СССР» (М., 1928) и «Ре-формы и перспективы исправительно-трудового дела».

      Свою творческую деятельность в области правовой науки ученый связывал с практикой. Он участвовал в подготовке таких важнейших законодательных актов, как УК 1922 г., Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союз-ных республик 1924 г.

      В 1930 г. он выезжает в командировку для изучения деятельности исправитель-но-трудовых учреждений, участвует в работе по обследованию судебных органов. Знакомясь с делами заключенных, M. M. Исаев приходит к выводу, имеющему огром-ное значение для всей практики работы исправительно-трудовых учреждений - о не-обходимости тщательного изучения личности осужденных.

      Во время Великой Отечественной войны M. M. Исаев изучает практику работы, военных трибуналов, читает курс лекций по уголовному праву и уголовному процес-су для работников Верховного Суда СССР, для народных судей и военных юристов. В 1946 г. он избирается членом Верховного Суда СССР, принимает непосредственное участие в рассмотрении наиболее сложных дел и подготовке руководящих указаний Пленума Верховного Суда СССР. Работа в высшем судебном органе дала ученому большой материал для обобщения и комментирования судебной практики. В 1948 г. выходит в свет работа «Вопросы уголовного права и уголовного процесса в судебной практике Верховного Суда СССР», где на примере конкретных дел рассмотрены и прокомментированы такие важнейшие вопросы Общей части, как значение правиль-ного установления объективной и субъективной стороны преступления, вменяемость, понятие эвентуального умысла, вопросы неосторожной вины, приготовление и поку-шение.

      В том же 1948 г. совместно с проф. А. А. Пионтковским, (тогда также членом Верховного Суда СССР) он издает сборник «Вопросы уголовного права, военно-уголовного права и уголовного процесса в судебной практике Верховного Суда СССР», в котором комментируется ряд принципиальных постановлений Пленума Вер-ховного Суда СССР по конкретным делам.

      Эти работы, теоретически обобщавшие судебную практику, имели большое зна-чение как для развития науки советского уголовного права, так и для повышения уровня работы судов по рассмотрению уголовных дел. Практическим работникам были хорошо известны также и популярные брошюры по актуальным вопросам со-ветского уголовного права, написанные М. М. Исаевым для «Библиотеки народного судьи и народных заседателей».

      Особое место в научной деятельности М. М. Исаева занимают переводы нормативных актов буржуазных государств и вступительные статьи к ним. Знание ино-странных языков в сочетании с огромной эрудицией в вопросах права позволило ученому дать тонкий и острый политический анализ переводимого материала. Пора-жает тщательность, научная добросовестность и буквально ювелирная работа, проде-ланная M. M. Исаевым. Глубиной и обстоятельностью анализа характеризуется его вступительная статья к переводу французского Уголовного кодекса (1947 г.). Инте-ресно предисловие, написанное М. М. Исаевым совместно с проф. Л. А. Лунцем к книге Э. Дженкса «Английское право» (1947 г.). Уникальной следует признать переводческую и аналитическую работу, проделанную над книгой Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях». M. M. Исаев не только составил биографический очерк жизни и деятельности Беккариа, но и дал собственный перевод этой книги, что потребовало титанического труда, великолепного знания итальянского языка, макси-мума научной добросовестности, глубокого понимания философской культуры XVII s XVIII вв.

      Предшествующий переводу очерк жизни Беккариа, занимающий 176 страниц убористого шрифта, потребовал от M. M. Исаева изучения огромного материала, по-могающего уяснить формирование и становление Беккариа как выдающегося мысли-теля XVIII в.

      Переводу на русский язык книги Ч. Беккариа, сделанному Исаевым, предшест-вовало изучение первых и наиболее важных изданий книги Беккариа на итальянском, французском и русском языках. Путем сравнения подлинного текста рукописи Бекка-риа с этими изданиями Исаеву удалось установить имеющие важное значение места рукописи, измененные переводчиками или вообще отсутствующие в переводах, восста-новить подлинную структуру, стиль и язык книги, избежать искусственного отрыва философских взглядов Беккариа от уголовно-правовых.

      Предпринятое М. М. Исаевым критическое издание книги Ч. Беккариа было по-истине событием в истории нашей правовой науки. Без этой работы трудно предста-вить себе дальнейшие пути развития источниковедения истории юридической мысли.

      Большое место в творческой деятельности ученого занимала работа по развитию в стране высшего юридического образования. В 1923 г. он пишет статью, освещаю-щую работу открытых тогда в Москве Высших юридических курсов для судей и прокуроров, имевших стаж практической работы, где особое внимание уделяется мето-дике обучения этой категории слушателей. 14

      В 1927 г. в журнале «Советское право» публикуется статья M. M. Исаева, по-священная развитию высшего юридического образования в РСФСР, в которой он пишет, что юридическое образование в Советском государстве должно строиться на солидной марксистской базе. Учебные планы должны включать такие дисциплины, как исторический материализм, политическая экономия, история социализма, история Коммунистической партии. Необходимо еще большее сближение теории с практикой, новые марксистские учебники, программы лекционных курсов. 15

      Серьезное внимание M. M. Исаев уделял высшему юридическому заочному обу-чению. В 1929 г. при Первом Московском государственном университете создается Бюро заочного юридического образования (факультет советского права на дому). Среди работ, изданных этим Бюро, привлекает внимание учебник уголовного права, часть Особенная для студентов-заочников. Это был первый учебник по уголовному праву, специально предназначенный для студентов, получающих юридическое образо-вание заочно. Во введении излагалось содержание курса, рекомендовалась литература и нормативный материал, необходимый для его изучения, давались задания по от-дельным темам, методические указания, контрольные вопросы и задачи. В приложе-нии публиковались материалы, получение которых для студентов было сопряжено со значительными трудностями. В 1943 г. Всесоюзный институт юридических наук и Всесоюзный юридический заочный институт при непосредственном участии M. M. Иса-ева издают материалы по Особой части уголовного права для студентов ВЮЗИ а в 1948 г. выходит в свет написанное для них же методическое пособие «Вопросы уголовного права и уголовного процесса в судебной практике Верховного Суда СССР».

      С марта 1940 г. и до своей кончины M. M. Исаев состоял профессором Всесоюз-ного юридического заочного института, принимая активное участие в работе кафедры, особенно в подготовке и воспитании молодых научных работников, часть которых, став видными учеными, продолжает работу в институте и поныне.

      Прекрасный лектор - M. M. Исаев умел будить в студентах любовь к науке уголовного права, воспитывать уважение к закону. Стремясь в каждой лекции как можно больше дать студентам, он умел в то же время построить ее в соответствии с планом. Удивительно тщательно, с большим волнением готовился он к каждой лекции, стремясь в рамках отведенного времени не только изложить устоявшиеся по-ложения теории уголовного права, но и поставить перед студентами дискуссионные проблемы, ввести их в лабораторию своих научных поисков. Ученый любил студен-ческую аудиторию, всегда ждал встречи с ней и студенты отвечали ему тем же.

      Решением ВАК от 23 апреля 1940 г. M. M. Исаеву была присуждена ученая степень доктора юридических наук и он утвержден в ученом звании профессора. В 1944 г. за научно-педагогическую деятельность M. M. Исаев был награжден орде-ном Трудового Красного Знамени, а в 1945 г. за заслуги в области юридических наук ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки.

      Второй сын М. М. Исаева - Борис Михайлович Исаев - доктор технических наук, научный руководитель Всесоюзного научно-исследовательского института физи-ко-технических и радиотехнических измерений, дважды Лауреат Государственной премии СССР.

      Дочь М. М. Исаева - Вера Михайловна Исаева - певица. До Великой Отечест-венной войны работала на радио и в Московской филармонии. В настоящее время В. М. Исаева вокалист-иллюстратор музыкально-педагогического института им. Гнесиных.

      Завершая краткий очерк жизни и творчества M. M. Исаева, следует отметить еще одно важное обстоятельство его жизни - многолетнюю дружбу с выдающимся правоведом М. Н. Гернетом, начало которой относится к 1904 г. Не случайно M. H. Гернет, поздравляя M. M. Исаева с 70-летней годовщиной (годовщина эта, к сожа-лению, оказалась последней), писал: «...В Вашей... академической деятельности са-мой характерной чертой была именно Ваша отзывчивость, Ваша кипучая энергия и Ваш научный интерес, не знающий старости.. ,». 17

      Эти особенности личности М. М. Исаева - ученого, педагога и человека помнят все, кому выпало счастье работать вместе с ним или учиться у него.

      1 См.: Архив В. М. Исаевой - дочери M. M. Исаева.

      2 См.: Исаев М. М. Понятие преступного и непреступного марксизма, - Советское право, 1924, № 5/11, с. 5.

      3 Впервые опубликована в Германии в журнале «Neue Zeit» в 1904 г. На рус-ском языке статья вышла в кн.: Проблемы марксизма. Сборник второй «Пробле-ма преступности». Киев, 1924, с. 107-123. Подлинник письма Ф. Листа от 9 сент. 1904 г. с выражением коренного несогласия с позицией M. M. Исаева хранится в архиве В. М. Исаевой. Лист, в частности, пишет, что его правовые воззрения, расхо-дящиеся с воззрениями К. Маркса и с позицией M. M. Исаева, разделяются «выдаю-щимися немецкими социал-демократами» (по всей видимости, имеются в виду Эд. Бернштейн и его сторонники).

      4 См.: Сурский М. Преступность н экономические факторы. - Там же, с. 178-187.

      5 См.: Остроумов С. С. Левая группа русских криминалистов (из истории русского уголовного права). -Правоведение, 1962, № 4, с. 149-150.

      6 См.: Петербургский университет. Труды кружка уголовного права при С.-Петербургском университете, с предисловием и под редакцией приват-доцента М. Исаева. СПб., 1913.

      7 Советское право, 1922, № 2.

      8 См. там же, 1924, № 5.

      9 См. там же, 1925, № 5.

      10 См. там же, № 4.

      11 См. там же, 1924, № 1

      12 Там же, № 2, с. 142, 143.

      13 См. об этом: Советское исправительно-трудовое право. М., 1977, с. 271.

      14 См.: Исаев М. М. О высших юридических курсах. - Ежегодник советской юстиции, 1923, № 15, с. 339-342.

      16 См.: Исаев М. О высшем юридическом образовании. - Советское право, 1927, № 6/30, с. 111 -122.

      16 О жизни и деятельности А. М. Исаева см.: Аграновский Анатолий. Дол-гий след. Очерк жизни одного из творцов космической техники А. М. Исаева. - Известия, 1972, 16 мая.

      17 Письмо М. Н. Гернета к М. М. Исаеву от 15 июля 1950 г. - Архив В. М. Исаевой.

    Информация обновлена :11.12.2003

    Сопутствующие материалы:
    | Персоны | Книги, статьи, документы