Абу Бакр ас-Сыддик – первый праведный халиф. Краткая биография из жизни Абу Ханифы. Известные обращения к нему


Фото: Ropi / Zuma / Globallookpress.com

Будущий халиф Ибрагим Аввад Ибрагим аль-Бадри родился в иракском городе Самарра, к северу от Багдада, в 1971 году. Власть в стране тогда принадлежала панарабской секуляристской партии левого толка «Баас».

Отец Ибрагима, Аввад, активно участвовал в религиозной жизни общины и преподавал в местной мечети. Именно там его сын сделал первые шаги в качестве богослова: он собирал соседских мальчишек, и они вместе читали Коран.

Баасисты не поощряли активное распространение религии, но и не боролись с ней. Некоторые родственники Ибрагима даже вступили в ряды правящей партии. Два дяди будущего халифа работали в спецслужбах президента Саддама Хусейна; один из его братьев был офицером саддамовской армии, а другой брат погиб на ирако-иранской войне. Сам Ибрагим к началу конфликта был слишком молод, чтобы принять в нем участие.

С 1993 года иракский лидер начал «кампанию по возврату к вере»: в стране закрывались ночные клубы, запрещалось публичное употребление алкоголя, ограниченно вводились нормы шариата (например, за воровство стали рубить руки).

Когда пришло время определяться с высшим образованием, Ибрагим аль-Бадри попытался поступить в Багдадский университет на юридический факультет, но его подвели плохое знание английского и неважные оценки. В результате он пошел на богословский факультет, а потом поступил в Университет исламских наук, где получил степень магистра по кираатам (школам публичной декламации Корана).

Во время обучения в магистратуре по настоянию дяди Ибрагим вступил в ряды «Братьев-мусульман». Эта наднациональная исламистская организация выступала за создание религиозных исламских государств, однако в большинстве стран ее последователи избрали осторожную тактику и не поддерживали вооруженную борьбу с властями. Аль-Бадри такие идеи казались слишком мягкими - он называл их последователей людьми слов, а не дела, и будущий халиф быстро примкнул к наиболее радикальным членам организации.

Получив степень магистра в 2000 году, аль-Бадри поселился в маленькой квартире в бедном районе Багдада, рядом с мечетью. За четыре года он успел сменить двух жен и стать отцом шестерых детей.

В 2004 году аль-Бадри арестовали американцы - он зашел в гости к другу, находившемуся в розыске. Будущий халиф попал в фильтрационный лагерь «Кэмп Букка», где оккупационная администрация содержала подозрительных иракцев. Им не запрещали отправлять религиозные ритуалы, и этим будущий халиф умело пользовался: читал лекции о религии, проводил пятничные молитвы и давал пленникам наставления в соответствии со своим толкованием ислама.

Заключенные рассказывали, что «Кэмп Букка» превратился в настоящую академию джихадизма. «Обучи его, внуши идеологию и укажи дальнейший путь, чтобы на момент освобождения он стал полыхающим пламенем», - так описал один из бывших зэков стратегию исламских богословов внутри фильтрационного лагеря по отношению к каждому новоприбывшему.

После выхода на свободу аль-Бадри связался с людьми «Аль-Каиды в Ираке», которые посоветовали ему перебираться в Дамаск. В сирийской столице у него была возможность, помимо работы на террористов, закончить диссертацию. Тогда в рядах джихадистов начался конфликт, который привел к трансформации иракской ветви «Аль-Каиды» в жестокое «Исламское государство Ирак». Аль-Бадри назначили руководителем религиозного направления в иракских «провинциях» организации. Территории у халифата тогда не было, поэтому в основном Ибрагим занимался разработкой пропагандистской стратегии и следил, чтобы боевики четко исполняли религиозные предписания.

В марте 2007 года он вернулся в Багдад, где защитил диссертацию и стал доктором корановедения. Его научный успех привлек внимание тогдашнего лидера «Исламского государства Ирак» Абу Айюба аль-Масри, и тот сделал аль-Бадри главой Шариатского комитета - то есть ответственным за всю религиозную работу террористической организации.

В 2013-м группировка начала участвовать в боевых действиях на территории Сирии и изменила название на «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), а после блицкрига лета 2014-го сократила его до «Исламского государства». Тогда же Аввад Ибрагим аль-Бадри объявил себя халифом, окончательно превратившись в Абу Бакра аль-Багдади.

За голову Абу Бакра аль-Багдади американские власти обещают 10 миллионов долларов: на принадлежащем Госдепартаменту сайте rewardsforjustice он назван псевдонимом Абу Дуа. Несмотря на то что в денежном эквиваленте лидер «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири оценен почти в два раза дороже, после смерти Осамы бен Ладена именно самопровозглашенный халиф и главарь ИГ Абу Бакр считается сегодня «террористом номер один».

Пророк Мухаммад (с.г.в.) опирался в своей деятельности на помощь большого числа сподвижников. Однако это стало возможным только с течением времени, когда ислам усилиями самых первых мусульман по-настоящему окреп и стал стремительно распространяться.

Активнейшим деятелем той поры был Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.), которого наряду с этим можно считать первым взрослым мужчиной-мусульманином (после самого Мухаммада, с.г.в.). Его настоящее имя – Абдулла, но есть и другой вариант – Атик, т.е. «освобождённый от мучений». Второе имя ему было дано после прижизненного известия, пообещавшего ему прямое попадание в Рай. Прозвище Абу Бакр – «отец целомудрия» – закрепилось за этой исторической личностью благодаря Заключительному посланнику Всевышнего (с.г.в.). Ас-Сиддик, в свою очередь, переводится как «утверждающий правильность». Такого эпитета он был удостоен за крепкую и безукоснительную веру в действительность пророческой миссии своего соратника.

Биография Абу Бакра

Родился Ас-Сиддик в 572 году (по Милади). Уже до начала пророческой миссии Мухаммада (с.г.в.) он входил в число наиболее уважаемых мекканцев благодаря своей успешной предпринимательской деятельности. Кроме того, люди зачастую обращались к Абу Бакру как к третейскому судье, поскольку тот умел справедливо разрешать самые запутанные, сложные споры. Его честность и нравственность стали фундаментом прочной дружбы с Посланником Аллаха (с.г.в.). Собственно, именно ему посчастливилось стать одним из первых людей, кому Милость миров Мухаммад (с.г.в.) поведал о своей миссии.

Согласно различным источникам, Абу Бакр (р.а.) является либо первым взрослым мужчиной, принявшим ислам (Али ибн Абу Талиб, р.а., стал мусульманином в 10-летнем возрасте – прим. IslamGlobal ), либо вторым (после Зайда ибн Хариса, р.а.). Практически сразу после произнесения шахады он стал использовать своё влияние и богатство на пользу религии, выкупая рабов, ставших мусульманами, и освобождая их. Кроме того, Абу Бакр (р.а.) своим чутким и исключительно уважительным отношением к окружающим сподвигнул впоследствии принять религию Аллаха известных людей, сделавших для ислама много полезного – Усмана ибн Аффана (р.а.), Тальху ибн Убайдиллаха (р.а.), Саада ибн Абу Ваккаса, Абдуррахмана ибн Ауфа и других.

Достоинства первого праведного халифа

Об особом статусе ас-Сиддика (р.а.) говорит хотя бы то обстоятельство, что именно он стал первым руководителем мусульманского халифата после ухода в мир иной Пророка Мухаммада (с.г.в). Вопрос занятия этого поста спустя годы заметно политизировался, эпопеей чего стал религиозный раскол на . В этой связи приведём некоторые доводы, которые объяснят, почему статус Абу Бакра (р.а.) столь высок.

1. В Благородном Коране имеется упоминание его личности Самим Творцом:

«Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику: "Не скорби, ибо Аллах – с нами". Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах – Могущественный, Мудрый» (9:40)

Здесь приводится отсылка к известной истории переселения мусульман из Мекки в Медину. Посланника Всевышнего (с.г.в.) в пути сопровождал именно Абу Бакр (р.а.). Стремясь уберечь свои жизни от преследователей, они спрятались внутри горы, куда впоследствии пришли мекканские язычники. Оба были практически на волоске от обнаружения и смерти, но в самый опасный момент произошло чудо: мекканцы обратили внимание на паутину на входе в пещеру и решили, что раз так, в неё никто не мог недавно войти, и продолжили свои поиски в иных местах. 2. В другой части Корана также фактически упоминается Абу Бакр (р.а.):

«ОтдалЁн будет от него богобоязненный, который раздаёт своё богатство, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа. Он непременно будет удовлетворён» (92:17-21)

Кто ещё из числа людей может похвастаться столь высокой честью быть упомянутым в тексте Священной Книги? 3. В хадисах также имеется большое количество свидетельств о высоком статусе ас-Сиддика (р.а.). Как-то раз к Пророку (с.г.в.) пришла женщина. Перед уходом она спросила, к кому обращаться в следующий раз, если к тому времени сам Мухаммад (с.г.в.) уже покинет сей мир. Он ответил: «Если не сможешь найти меня, то обращайся к Абу Бакру» (Бухари). А в другом достоверном изречении говорится, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) охарактеризовал Абу Бакра (р.а.) как своего самого близкого в плане дружбы человека. 4. Али ибн Абу Талиб (р.а.) назвал первого праведного халифа лучшим среди мусульман после Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), о чём упоминается в сборниках того же Бухари и Муслима. 5. Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.) был готов пожертвовать собственной жизнью ради спасения Пророка (с.г.в.), тратил большие денежные суммы на освобождение своих единоверцев от . Кроме того, он породнился с Мухаммадом (с.г.в.), сначала отдав на воспитание свою дочь Айшу (р.а.), а потом выдав её за него замуж. Жизненный путь одной из самых важных в истории ислама персон прервался в возрасте 63 лет. Его похоронили в Медине, рядом с Пророком Мухаммадом (с.г.в.).

История жизни Абу Бакра ас-Сыддика, преемника Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) и первого праведного халифа – золотая страница исламской истории , рассказывающая о вере, самоотверженности и беззаветной преданности высоким идеалам.

Абу Бакр появился на свет спустя два года и несколько месяцев после рождения Пророка в уважаемой и благочестивой семье. Его мать и отец также приняли Ислам и относились к сподвижникам Аллаха, а его родословная в седьмом колене встречается с родословной Пророка. Абу Бакр относился к курайшитам, занимался торговлей и славился своим кротким и честным нравам. Даже во времена, когда среди арабских мужчин было распространено поклонение идолам и прелюбодейство, он вел благочестивую и честную жизнь.

Позже Пророк говорил о том, что все мужчины, которым было ниспослано откровение Аллаха, сначала терзались многочисленными сомнениями, однако Абу Бакр сразу же уверовал в Его слово. Он стал первым мужчиной, который сознательно принял ислам. Тогда ему исполнилось 38 лет, а в возрасте 51 года вместе с Посланником Аллаха он совершил хиджру и выдал свою дочь Аишу за пророка Мухаммада, став к нему еще ближе. Кроткий и мягкий нрав Абу Бакра привлекал к нему людей и способствовал тому, что к исламу обратились множество его выдающих сподвижников.

Роль этого человека в распространении слова Аллаха воистину велика. Он поддерживал Посланника во времена сложного мединского периода и пожертвовал свое состояние, которое исчислялось 40 тысячами дирхемов, на поддержку правоверных и освобождение рабов. За свою преданность Аллаху и твердые убеждения Абу Бакр получил прозвище, данное ему самим Аллахом – ас-Сиддик, что в переводе с арабского означает «правдивый».

О том, что Посланник высоко ценил и доверял Абу Бакру, сказано во многих хадисах. Также там говорится о том, что этому человеку полагалось возглавить мусульманский мир после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!), что и произошло в 632 году. Правил Абу Бакр немного более двумя годами, и за недолгое время смог погасить смуту, которая охватила Аравию после смерти Пророка. Тогда некоторые мусульмане отреклись от имени Аллаха, последовав за лжепророками, а другие отказались платить закят – обязательный для верующих налог в пользу нуждающихся.

В это трудное время Абу Бакр сумел проявить стойкость и мудрость, благодаря чему арабы объединились, а ислам окончательно укрепился во всей Аравии. Среди муфассиров и улемов нет разногласий относительно роли Абу Бакра в том, что этот великий человек был воистину лучшим среди мусульман после Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!)

Имя и родословная

Выдающегося ученого, хафиза, моря знаний, мухадиса и факиха, имама Аль-Аджурри звали Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Хусейн ибн АбдуЛлах Аль-Аджурри аль-Багдади. Он происходил из близлежащего к Багдаду села Аль-Аджурр, которое на сегодняшний день осталось лишь в виде руин, как об этом упомянул Якут аль-Хамави .

Рождение и приобретение знаний

Как уже было сказано, имам родился в селе Аль-Аджур близ Багдада. Источники не указывают точную дату рождения имама, однако есть единогласное мнение относительно даты его смерти. Исходя из этого, а также из возраста имама при его смерти, можно вывести примерную дату рождения Аль-Аджурри. Одна из версий гласит, что возраст имама при его смерти составлял около 93 лет. Следовательно, примерной датой его рождения будет 264 год по хиджре. Также есть версия, что он родился в 280 году. Однако, точно утверждать о достоверности этих дат не возможно.

С ранних лет Абу Бакр аль-Аджурри начал приобретать знания в области хадиса и других шариатских наук в своем родном селе. После окончания учебы в селе он переселился в Багдад, где продолжил обучение. В начале он обучался у таких шейхов, как шейх Ибрахим аль-Кашши , АбдуЛлах ибн Хасан ибн Аби Шуайб, Муса ибн Ибрахим аль-Хаммаль и другие. Они стали его основными шейхами.
После переезда в Багдад он продолжил свой путь знаний и обучался у самых великих мухаддисов и шейхов своего времени. Среди них Абу Мухаммад Яхья ибн Са’ид аль-Хами .

В Багдаде он обучался, а в последствии и преподавал до 330 года хиджры, после чего переехал Мекку, где провел, обучаясь и обучая, около 30 лет. Там он и покинул этот мир.

Его шейхи

Абу Муслим Ибрахим ибн АбдуЛЛах аль-Кашши или аль-Каджи (ум. 292)

Абу-ль Аббас Ахмад ибн Умар ибн Муса аль-Каттан (ум. 304)

Абу Шуайб аль-Хаддани

Абу Халифа аль-Фадль ибн Хаббаб

Аль-Хафиз Абу Саид аль-Муфаддыль ибн Хаббаб аль-Джунди (ум. 308)

Харун ибн Юсуф ибн Зияд

Касим ибн Закарийа аль-Багдади (ум. 305)

Абу Бакр ибн Аби Дауд ибн Сулейман ибн аль-Аш’ас ас-Сиджистани (ум. 316)

Джаафар ибн Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Фирьяби ат-Турки (ум. 301)

Помимо всех вышеупомянутых шейхов имам Абу Бакр аль-Аджурри обучался у многих других признанных ученых своего времени, перечислить которых в одной статье будет сложно.

Его ученики

Хафиз Абу Нуайм Ахмад ибн АбдуЛЛах аль-Исбахани (ум. 404), автор книги «Хилья».

Мухаммад ибн аль-Хусейн ибн аль-Муфаддыль аль-Каттан

Абу-ль Хасан аль-Хаммами

Абду-р-Рахман ибн Умар ибн ан-Нуххас

Али ибн Ахмад аль-Мук’ри

Махмуд ибн Умар аль-‘Акбари

Абу-ль Касым Абду-ль Малик ибн Мухаммад ибн АбдуЛЛах ин Башран аль-Багдади (ум. 403)

Слова ученых о нем

Имам Аз-Захаби сказал о нем: «Имам, мухаддис, предводитель, шейх почтенной мечети аль-Харам. Он был правдивым, благим, поклоняющимся Аллаху и следующим сунне посланника Аллаха». А также он сказал о нем в книге «Аль-Улювв»: «Аль-Аджурри был асаритом с хорошими произведениями».

Сказал Ибн аль-Муфлих аль-Ханбали: «Он был из факихов и больших ученых».

Ас-Суюты сказал о нем: «Он был знающим (алимом), практикующим свои знания, следующим сунне посланника Аллаха, религиозным, заслуживающим доверия».

Сказал Якут аль-Хамави : «Он был заслуживающим доверия, составил много произведений, преподавал в Багдаде, а потом переехал в Мекку, где жил до своей смерти».

Сказал Ан-Надим : «Он был одним из праведных, поклоняющихся рабов Аллаха. Он был из тех, кто поселился в Мекке».

Аль-Хатыб сказал: «Аль-Аджурри был правдивым, заслуживающим доверия, религиозным. Он составил много трудов».

Его произведения

Аль-арбаина фи-ль хадис. Сборник хадисов.

Ахбару Умар ибн Абду-ль Азиз

Ахляку хамаляти-ль Кур’ан

Ахкаму н-ниса

Ахляку-ль уляма

Аш-Шариа. Его блестящий труд по акиде праведных предшественников (ас-саляфу с-салих).

Аль-Гураба мина-ль муъминин

Адабу н-нуфус

Мухтасару-ль фикх

Ан-Насыха

Тахриму ан-нарди уа ш-шатрандж

Фарду-ль ильм

Его смерть

Исламские ученые и историки единогласны в том, что смерть величайшего ученого исламской уммы, факиха, мухаддиса, хафиза, предводителя ученых своего времени, Абу Бакра аль-Аджурри приходится на 360 год по хиджре. Всевышний Аллах забрал его душу в досточтимой Мекке, в пятницу, первого числа месяца аль-мухаррам. Похоронен имам был там же, в городе Мекка.

Да воздаст Аллах благом от Ислама и всех мусульман имаму Абу Бакру аль-Аджурри и сделает его наследие полезным для всех мусульман!

Самый влиятельный и известный в средневековом исламском мире персидский ученый Абу Али ибн Сина знаком миру под более простым и звучным именем - Авиценна. Современники на Востоке называли его духовным наставником, мудрецом. И это вполне объяснимо. Авиценна воспитал целую плеяду философов, был визирем. Сочетая в себе две эти ипостаси, он казался идеалом ученого.

Он полагал, что уйдет в небытие физически, со всеми своими свойствами, в том числе и внешним обликом, но тлена избежит разумная часть души. Слова оказались отчасти пророческими. Его труды из самых различных областей науки изучают по сей день, о нем снимают фильмы и пишут книги. Однако в одном он ошибся, ученым удалось воссоздать и его внешность по сохранившемуся черепу. Результат вы видите на фото.

Родился будущий философ и общественный деятель, врач и ученый в небольшом селении вблизи города Бухары (территория современного Узбекистана). Раннему раскрытию в мальчике интеллектуальных способностей способствовал отец (чиновник, проявляющий интерес к философии и науке). К десяти годам он настолько хорошо знал Коран, что, по словам из первоисточников, «ему диву давались».

Затем он овладел основами математики и мусульманского права. Дальнейшее обучение мальчик продолжил под контролем приехавшего в Бухару ученого Абу-Абдаллахома ан-Натили, поселившегося в их доме. Абу Али ибн Сина, биография которого может быть почерпнута из его книг, в скором времени удивил учителя и уже сам растолковывал ему некоторые понятия. Вскоре он принялся за самостоятельный штурм книг по метафизике и физике, и, по словам самого ученого, «в нем пробудилась тяга к медицине». Она не казалась ему сложной, и уже в 16 лет он консультировал опытных докторов и сам помогал пациентам, «открывая для себя новые способы лечения, ранее нигде не описанные». Слава о талантливом лекаре распространялась быстро, в 18 лет ибн Сина попал в эмирский дворец и получил открытый доступ к богатой библиотеке.

Странствия ученого

Годы активного учения сменились временем странствий, в которые окунулся Абу Али ибн Сина. Биография ученого в трудах историков указана в приблизительных датах. Так, он покинул Бухару после смерти своего отца в период между 1002 и 1005 годами. Он переезжает в город Гургандж, переживавший тогда в стороне от политических событий расцвет. Вся научная жизнь была сконцентрирована вокруг одного заведения - академии Мамуна, объединившей множество ученых. Именно к этому обществу и примкнул Авиценна. Известно, что он и его коллеги были абсолютно обеспеченны в мирском плане и жили дружно, наслаждались перепиской и научными дискуссиями.

В 1008 году ибн Сина был вынужден покинуть город. Причина крылась в отказе лекаря прибыть ко двору султана для проживания. Поступок молодого ученого привел его в ярость. Он дал приказ размножить его портрет и разослать во все края с предписанием о розыске и последующей доставке бунтаря в его дворец. Успеха предприятие не имело. Как известно, Авиценна завершил свои скитания в Джурджане (1012-1014 гг.). В этот период он создавал свои трактаты, начал работу над «Каноном врачебной науки».

Спустя время султан вновь предпринял попытки найти его, и ученый продолжил свои странствия дальше.

Жизнь в Хамадане

Абу Али ибн Сина, биография которого связана с постоянными странствиями, в попытке скрыться от поползновений султана оказался в городе Хамадане (современная территория Ирана). Здесь ученый провел почти десять лет, с 1015 по 1024 г. Это были весьма насыщенные событиями годы. Он активно занимался не только наукой, а также политическими и государственными делами. На пост визиря его привело знакомство и успешное лечение правителя Шамсада-Даули. Впрочем, в скором времени он вступил в конфликт с военной верхушкой и был свергнут. От казни его спас эмир, приняв компромиссное решение о высылке ибн Сины за пределы владений. В течение 40 дней лекарь скрывался. Однако случившийся с эмиром очередной приступ заставил его пересмотреть свое решение: срочно найти ученого, извиниться и вновь назначить на пост министра.

После смерти правителя к власти пришел его сын. Он предложил Авиценне вновь занять пост визиря, но тот отказался и вступил в тайную переписку с эмиром Исфахана, предложив ему свои услуги.

Жизнь в Исфахане

Расположенный на берегу реки Заянде и ныне иранский город Исфахан стал последним местом, в котором поселился Авиценна (Абу Али ибн Сина). Биография этого периода (1024-1037 гг.) богата на научные работы. Годы, проведенные при дворе эмира, являются наиболее плодотворными. Способствовало этому во многом увлечение наукой самого правителя. Именно в этот период философ и ученый написал, пожалуй, свой самый емкий труд - «Книгу справедливого разбирательства», насчитывавшую двадцать томов. Однако она исчезла во время одного из вражеских нашествий.

Свой жизненный путь Авиценна окончил в Хамадане, где и был похоронен. Умер он в возрасте 56 лет, после продолжительной болезни, в источниках упоминающийся как «колики».

Труды по медицине

Медицина - это основная сфера деятельности, в которой прославился еще при жизни Абу Али ибн Сина. «Канон врачебной науки» (на фото ниже) - серия книг (всего пять томов), написанная им в 1023 году, является одной из самых знаменитых. Именно по ней многие доктора Запада и Востока в 12-17-м веках изучали основы медицины.

В книге Авиценна предположил, что многие заболевания могут быть вызваны мельчайшими существами, которые в том числе портят воду и пищу, являются разносчиками. Он изучил ряд болезней, различив чуму и холеру, описал проказу и подчеркнул заразность оспы, а также осветил вопросы, связанные с хирургическими операциями, раскрыл тему «сложных» лекарств (более половины из них - растительного происхождения).

Ибн Сина также известен такими трудами, как «Трактат о пульсе», «О пользе и вреде вина», «Лекарственные средства», «Кровеносные сосуды для кровопускания», «Поэма о медицине», и многими другими (в общей сложности - 274 ценные рукописи).

Химия и астрономия

Известно, что Авиценна открыл процесс перегонки эфирного масла, а также умел получать серную, азотную и соляную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Ученый критиковал взгляды Аристотеля в области астрономии, утверждая наперекор о том, что звезды и планеты светятся своим собственным светом, а не отражают его от солнца. Он написал собственную книгу, которая содержала в том числе комментарии к труду Птолемея.

Образы в книгах и кино

Неудивительно, что для своих книг и фильмов многие писатели и режиссеры выбирают центральным персонажем такую личность, как Абу Али ибн Сина. Биография известного философа и врача богата трагическими событиями и поистине значимыми открытиями. Наиболее известным произведением является книга Ноя Гордона «Ученик Авиценны», опубликованная в 1998 г. и экранизированная в 2013-м Филиппом Штёльцлямом (кадры из фильма - на фото ниже).

К теме жизни ученого обратился и испанский писатель Э. Теодоро. Его роман называется «Рукопись Авиценны» и повествует об отдельных эпизодах жизни ибн Сины.

Могло ли быть что-то ценнее и полезнее в средневековом мире, чем то, что открыл медицине Абу Али ибн Сина? Биология, астрономия, механика, философия, литература, медицина, психология - науки, в которых он был блестяще осведомлен и образован. Кроме того, он обладал острым умом, и по словам современников, феноменальной памятью и наблюдательностью. Все эти качества и многочисленные работы увековечили память о персидском ученом в веках.