Восточные славяне в VI-VIII веках новой эры. Восточные славяне в древности. Кем были анты

Славяне и Киевская Русь (до XI вв.)

1 . Киевская Русь возникла в конце первого тысячелетия н. э. в пределах Восточно – Европейской равнины.

Происхождение славян. Славянские племена выделились из индоевропейской общности народов в середине II тысячелетия до н. э. на территории к югу от Балтийского побережья.

Славянская колонизация Восточно-европейской равнины .

Приблизительно в V в. до н.э. балтославянские племена разделились на славян и балтов. Славяне сначала проживали по среднему течению рек Днепр и Одер. Затем участвовали в «Великом переселении народов» (III-VI вв. н.э.). Часть племен двинулась на восток – в направлении оз. Ильмень и среднего течения Днепра. Образовалась восточнославянская этническая общность. VII век стал «славянским веком»: восточные славяне начинают доминировать на пространстве от Карпат до верховьев Волги и от Финского залива до среднего течения Днепра. Автохтоны (коренные обитатели) лесной зоны (балтские и угро-финские племена) вели «присваивающее хозяйство» (охота, рыболовство), обитатели южных степей (ираноязычные кочевники) - примитивное скотоводство. Поэтому они растворялись в славянах. Славяне - пашенные земледельцы – принесли на Восток Европы культуру производящего хозяйства. Выделились еще южные и западные славяне. Т.е. три ветви славян.

Общественный строй восточных славян. Восточные славяне находились на стадии разложения первобытно – общинного строя. Управление. На смену общностям, основанным на кровно – родственных связях и коллективном имуществе, приходят «соседские» общины , основанные на территориально-хозяйственном единстве. Родоплеменные объединения перерастают в территориально – политические племенные союзы : поляне, древляне, ильменские словене, древляне, дреговичи и др. Всего 12-15 по разным источникам. Затем родовые общины распадаются, ее сменяет соседская (территориальная) община – вервь. Члены верви совместно вели хозяйство. Для решения вопросов собирался общий совет –вече. В случае военной опасности собиралось народное ополчение – все мужское население. Экономический и общекультурный прогресс повлек вычленение господствующего слоя – князей (из военных вождей), военно-служилой (дружина) и родовой знати («лучшие мужи»). Становление социальной дифференциации послужило основой формирования древнерусской государственности. Занятия. Основное занятие славян было земледелие подсечно-огневое и переложное. Сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху. Были огороды: репа, капуста. Было скотоводство: коровы, козы, свиньи. Бортничество. Охота: еда, кожа, меха. Куница выполняла роль денег. Развивались ремесла: кузнечное, гончарное дело, ткачество. Жили в полуземлянках и наземных помещениях. Топили по-черному. Были поселения и городища (укрепленные). Верования. Славяне были язычниками. Ярило- бог солнца, Перун – бог грома, Стрибог – покровитель ветра, Волос, покровитель скотоводства. Не было особого жреческого сословия, но были кудесники и волхвы. Соседи восточных славян. За западе западные славяне, балы. На севере – финноугрские племена – чудь, меря. Весь, мордва. Их постепенно мирно колонизировали. На востоке и юге жили скифосарматские ираноязычные племена. Из них в VI в. выделился Тюрский каганат, вVII распался. ВVI в. из Центральной Азии в современную Венгрию прокочевал аварский каганат – непрочное государство. Были разбиты Византией. В VII в. В Нижнем Поволжье было создано сильное государство – Хазарский Каганат. Столица – Итиль. Они подчинили восточных славян и мордву и собирали дань. В Среднем Поволжье было сильное государство с VII в. Волжская Булгария. На Юго-востоке были кочевники – печенеги, затем половцы. На юге была Византия, самое большое культурное влияние.

Возникновение Киевской Руси. Научная разработка древнерусской истории (с середины XVIII в.) связана с формированием «норманнской» и «антинорманнской» теорий. Первая основывалась на предположении о норманнском (норманны, варяги – выходцы из Скандинавии) происхождении Киевской государственности. Вторая отрицала иностранное происхождение государства, считая варяжского предводителя Рюрика фигурой мифической или славянским вождем. Слабостью обеих теорий является отождествление вопроса о возникновении государства с проблемой происхождения династии. Возникновение Древнерусского государства не могло быть следствием единичного акта. Славянская первооснова древнерусской государственности представляется очевидной. Варяжский элемент сыграл активную роль в формировании государственных институтов древней Руси (варяжское происхождение правящей династии, опиравшейся на древнерусскую знать - бояр, сформировавшихся в результате слияния варягов со славянской племенной верхушкой). Формирование государства. Государство - это единая система управления людьми. Законы (традиция). Охрана границ. Складывалась у славян постепенно. IX в. Развивается торговля. Выделяются купцы. Появляются города – Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Любеч, Новгород. Они хорошо укреплены. Было вмного врагов. Появились специальные воины – дружины . Их возглавляли князья . Норманы – Серверные люди – хорошие воины и отличные мореплаватели, имели много завоеваний и были наемниками. Название в Европе - Викинги . Наемных северян называли варягами. Одно из племен Роутси . Их часто нанимали славяне. Отсюда русы. Есть и другие гипотезы. Происхождение термина «Русь». Доминирует версия скандинавского происхождения («русь»: воин - гребец, дружина). Сохраняются аргументы в пользу славянской, балтской или ираноязычной этимологии. «Киевская Русь» - термин, принятый в научной литературе.

Периодизация истории Киевской Руси .

В 862 г. по летописям были приглашены Рюрик (основал и Новгород и возглавил крупное княжество), Трувор и Синеус. В начале IX в. князья Аскольд и Дир были приглашены для правления в Киев и освободили его от дани. И также создали сильное книжество. В 879 г.умер Рюрик. Новгородским князем стал его родственник Олег . До 912 г. В 882 г. с большим войском двинулся на юг. Подчинил Кривечей. Хитростью выманил и убил Аскольда и Дира. Объединил два княжества, разбил древлян. Столицей сделал Киев, объявив его Матерь русских городов. Это первое государство восточных славян – Древнерусское государство или Киевская Русь. Главой Руси был киевский великий князь. Он опирался и советовался с дружиной. Все племена, признававшие власть Киева заключали договор и платили дань. Сформировалось полюдье. В военное время поставлялось ополчение. Его возглавлял воевода. В годах сохранялось вече. Князья: 1. Присоединяли и защищали территории, 2. Поддерживали купечество. В 907 г. Олег и 2000 ладей и 80000 воинов осадили Царьград. Был подписан выгодный мир. В 911 г. был еще один поход войск и новый выгодный договор. По преданию Олег умер от укуса змеи из черепа коня.

Затем правил Игорь (912-945) – сын Рюрика. Он присоединил древлян. В 941 и 944 г. совершил походы на Византию. В 945 г. во время повторного сбора дани был убит древлянами. Ольга (945-957 гг.) – жена Игоря. Отомстила древлянам за смерть мужа. Но дань теперь стали собирать не сами князья, а специальные люди. Была проведена реформа. Установили размер дани – уроки, и места сбора – погосты. В 957 г. Ольга в Царьграде приняла христианство. Становится форпостом христианства и играет активную роль на международной арене. Ольга передала власть совершеннолетнему Святославу (945-972). Он был выдающимся полководцем и всю жизнь провел в походах и сражениях. Присоединил вятичей. 965 и 969 гг. большие походы – разгромил булгар и Хазарский каганат. Основал Тмутараканское княжество. Войны с Византией. В 972 г. был подкараулен и убит печенегами. Из его черепа хан Куря сделал чашу для пиров. Затем была борьба за власть между сыновьями Святослава. Победил Владимир Святославович (980-1015). Укрепил внутреннюю власть, воевал с Польшей и Бургарией. На юге построил оборонительные рубежи. Христианизация Руси. В период складывания государственности восточные славяне (как и варяги) исповедовали язычество.

С середины X в. на Русь проникает христианство. В 988 князь Владимир Святославович осуществил массовое крещение киевлян. Постепенно христианство становится религией большинства населения Руси. Принятие монотеистической веры сыграло исключительную роль в складывании единой древнерусской государственности, языка и культуры. Различия между западной (римско-католической) и восточной (византийско-православной) ветвями христианства наложили отпечаток самобытности на последующий ход отечественной истории. Взял в жену Византийского принесу. Церковь возглавлял митрополит. Округа возглавляли епископы. Духовенство делилось на черное и белое. Черное жило в монастырях.

Социально-экономический строй . Древнерусское общество носило аграрной характер: сельский уклад (уклад - система общественных отношений определенного типа), подчиненный природному циклу и основанный на коллективном (общинном) общежитии, являлся основой общества, менталитета (мироощущения).

Общественно – политический строй. Превалирует мнение о Киевской Руси как раннефеодальном обществе. Феодализм - тип общественного устройства, характеризуемый аграрностью, сословным делением общества (сословие - общность с закрепленными наследуемыми правами и обязанностями), наличием крупной («феодальной) земельной собственности (феод - земли, пожалованные в наследственное владение за службу), зависимой от нее крестьянской собственностью, господством религии в духовной сфере, как правило, монархической формой правления.

Владимир по примеру отца отправил 12 детей в разные земли Руси проводить свою политику и укрепить единство державы. Но центральная власть была еще не сильна. Планировал передать власть Борису, он с Глебом были любимыми сыновьями. Это не нравилось старшим сыновьям Святополку и Ярославу. В 1015 г. Ярослав в Новгороде отказался платить дань Киеву. Владимир хотел послать войско, но умер. Должен был править Борис. Но Святополк подослал убийц к Борису и Глебу. Их позднее причислили к лику святых. А Святополка прозвали Окаянным. Затем он организовал убийство Святослава. Святополк правил (1015-1019). Он опирался на половцев и поляков. Боролся за власть с Ярославом. Святополк умер в 1019 г. Власть перешла к Ярославу Мудрому (1019-1054 гг.) Но окончательно он подавил усобицы и стал единоличным правителем в 1036 г. после смерти Мстислава, князя Тмутаракани. Затем правил мудро и тихо. Сложились четкие правила управления Древнерусским государством. Во внешней политике укреплял южные рубежи. В 1036 г. Разбил печенегов. Формируется древнерусская народность и единый древнерусский язык.

Социальная структура Киевской Руси (фрагментарно зафиксированная в древнейшем своде законов «Русская Правда») характеризуется делением по сословному принципу на слои лично свободных (привилегированную знать и непривилегированный люд) и лично зависимых (полностью – рабы – холопы (челядь), частично – смерды, закупы, рядовичи). Главной производительной силой древнерусского общества были «люди» - свободные крестьяне, основная часть населения, ведшие семейное хозяйство на общинной земле, и городской люд, связанный с ремеслом и торговлей. Правящая верхушка – князья, высшие слои – бояре (старшие дружинники). Они владельцы вотчины, наследного землевладения. Вотчины имели дружинники и церковь.

Земля была собственностью общины и делилась между всеми семьями, входившими в общину. Но платили дань в пользу государства. Т.о. государство утвердило право собственности на землю. В Древней Руси не сложились ключевые институты развитого феодализма: сеньориальная (частная) собственность на землю (княжеские домены начинают формироваться с X в., боярские вотчины - с XI в.); крепостное право (юридически оформленное прикрепление крестьян к земле и лично - к собственнику земли, формирующее «вотчинную юрисдикцию» - право феодала на внеэкономическое принуждение крепостного); рентные отношения (перераспределение прибавочного продукта от производителя собственнику земли).

Внутри привилегированного слоя складывались отношения сюзеренитета - вассалитета (вассал - обладающий неотъемлемыми правами - иммунитетами слуга, служащий сюзерену за пожалования): киевский князь - «первый среди равных» - выступал сюзереном по отношению к младшим рюриковичам и к дружинникам. По мере развития частнособственнических отношений в поздней Киевской Руси начинается формирование служилого слоя на «классической» основе земельных пожалований.

При господстве коллективной феодальной земельной собственности привилегированное сословие имело три основных источника существования: торговля, военная добыча и «полюдье». Элита «ходила по людям», которые поставляли продукцию производства и промыслов. В середине X в. княгиней Ольгой порядок сбора был зафиксирован по месту («погосты»), срокам, размерам. «Полюдье» трансформировалось из дани в налог, шедший на содержание двора, обеспечение государственных нужд. «Полюдье» стала ранней формой феодальной ренты, которая собиралась с лично свободных крестьян феодальной знатью в целом, властью.

Особенностью древнерусского (восточноевропейского), «бессинтезного» феодализма (в отличие от «синтезного» западноевропейского, воспринявшего римскую традицию) была замедленность формирования частной собственности, сохранение массива государственных земель, что создавало перспективу длительного роста феодализма «вширь». Раннерусский феодализм - «государственный феодализм», что демонстрирует этатизм (повышенную роль государства) уже на ранней стадии становления государственности.

Политический строй. Киевский князь, получавший трон по праву династического наследования, являлся олицетворением государства, верховным правителем, судьей, главой дипломатии, вооруженных сил, распорядителем казны.

Ограничители княжеской власти: Русь считалась владением всего рода Рюриковичей, киевский князь был связан отношениями сюзеренитета – вассалитета со служилыми князьями; боярским советом; «рядовыми» («ряд» - договор) соглашениями, заключаемыми с рядом территорий; вечевым строем; традиционным порядком наследования княжеского стола, который должен был переходить к старшему в роду Рюриковичей; институтом феодальных «снем» - съездов, решающих вопросы династических и вассальных отношений.

Киевская Русь - ранняя ограниченная монархия (источником власти является институт монархического правления).

Ярослав Мудрый – расцвет древнерусского государства.

Формирование территориального единства. В 882г. преемник Рюрика Олег захватывает Киев, ставший столицей, положив конец противостоянию северного и южного центров формирования древнерусской государственности. В течение IX - X вв. киевские князья подчиняют племенные княжества. В правление Владимира Святого завершается замена «туземных» княжений служилыми князьями - наместниками из дома Рюриковичей. К концу X в. Киевская Русь делилась на волости во главе с князьями - вассалами великого князя. Местное правление (представители князя, гарнизоны, возглавляемые тысяцкими, сотниками, десятскими - в соответствии с «десятинной» системой управления) содержалось за счет кормлений - сборов с населения.

Начинает складываться система дворцово-вотчинного управления, в которой власть принадлежит вотчиннику. Служащие княжеского дворцового хозяйства (тиуны, старосты) становятся управителями соответствующих отраслей государства.

Города. За исключением Новгорода, древнерусские города, складывающиеся, в основном, как перевалочные пункты внешней торговли, не имели самоуправления, будучи резиденцией местных властей - опорой княжеской власти, и сыграв в этом качестве выдающуюся роль в складывании государства.

Внешняя политика. Киевская Русь, восточный форпост христианской Европы, была активным участником международных отношений.

Хазарское направление: в 964 - 965 гг. князь Святослав сокрушает Хазарский каганат, наиболее опасного соперника на протяжении IX - X вв..

Византийское направление: мирные торгово-культурных связи перемежались вооруженными конфликтами (походы руссов на рубеже IX - X вв., отношения союзничества и противоборства во времена Святослава, развитие отношений на основе религиозной общности к концу X в.).

Южное направление: отношения союзничества и вооруженной борьбы с печенегами, угрожавшими югу Руси, особенно, с конца X в.; с XI в. аналогичным образом - с кочевыми тюрками – половцами.

Западное направление: отражением разнообразных отношений явились династические связи (начиная с Ярослава Мудрого, женатого на дочери шведского короля).

Устное народное творчество – былины – богатыри: Илья Муромец и др. Письменность важно. Кириллица 862 г. Писали устав. Книги из пергамена. Простолюдины использовали бересту. Литература. Летописи. 113 г. «Повесть временных лет». Монах Нестор. Жития – описания жизни святых. Развивается архитектура. Софийский собор в Киеве. Развиваются художественные ремесла. Быт и нравы. Большинство сельские жители. Жили большими семьями. Руководил всем глава семьи. Работали с 7 лет. Браки в 13-14 лет. Долго сохранялись языческие праздники. Были скоморохи и Шуты. Развивается военное дело: доспехи и вооружение. Бояре жили в хоромах. Зажиточные горожане в срубах. Ремесленники жили на окраинах – слобода, в деревянных избах и глинобитных домиках. Крестьяне жили в небольших домах и полуземлянках. Топились по черному. Освещались лучинами. Одежда. Мужчины рубаха, порты, лапти, онучи, зипун, кожух. Женщины – понёва. Богатые хорошо одевались. Были украшения.

Удельный период».

БИЛЕТ 2 ЭПОХА СЛАВЯНСКОГО ЕДИНСТВА И ЕГО РАСПАД

Билет 1. ДРЕВНЕЙШИЕ СВЕДЕНИЯ О СЛАВЯНАХ

В ПВЛ, написанной в начале XII века летописцем Нестором, стоит вопрос: «Откуда Рус. Земля есть?». Необходимо найти прародину славян. Этот вопрос является важнейшим в изучении истории древнейших сведений о славянах. Но до сих НЕТ пор точных данных о прародине. Есть несколько гипотез: идея «автоктонности» славян – славяне появились там, где они живут. Также есть теория, что славяне появились на Придунайе.

СЛАВЯНЕ возникли в процессе этногенеза, развития этн. общности индоевропейцев. ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ – название языковой семьи, которая возникла в период Неолита на территории центральной и Ю-В Европы, распалась в дальнейшем на 4 языковые группы: восточная, зап-евр, славянская и балтская. В дальнейшем её потомки расселились на территории от Атлантического океана до Индийского. 5-4 тыс-е – распад индоевропейцев, постепенное увеличение разрыва между племенами. Это дало предпосылки для начала новых этносов.

Славянская лексика бедна морскими терминами («море» означало болото, «остров» - остров на реке). Знакомство славян с морем произошло позднее. Мало упоминаний о горах и степи. Обилие названий лесов, озер, болот, животных, птиц. На основании этого можно сделать ВЫВОД, что славяне жили в зоне ЛЕСОВ и БОЛОТ. О славянах сообщают историки Прокопий, Маврикий. Они отмечали, что славяне очень сильные, живут по берегам рек, земледельцы, свободолюбивы, живут в народобратстве, рабом может быть только чужеземец. На самой заре историографии славян мы находим основательные рассуждения о славянах как едином целом.

Название «славяне» имеет несколько объяснений, одно из которых «слово» - «понятно». В истории славян выделяется период ПРАСЛАВЯН – так принято называть ранних славян, о которых впервые упоминает в VI в готский историк Иордан. Он делит праславян на 3 группы: анты – склавены – венеды. На сегодняшний день археология установила, что данным Иордана можно доверять.

Славяне начали делиться на ветви примерно в VI веке. На этом событии можно поставить верхнюю черту в древнейших сведениях о славянах.

В принципе, то же самое, тока под призмой других факторов.

С VI века – достоверные сведения о славянах. Славяне все чаще и чаще стали нападать на Византию. Название «славяне» имеет несколько объяснений, одно из которых «слово» - «понятно». В истории славян выделяется период ПРАСЛАВЯН – так принято называть ранних славян, о которых впервые упоминает в VI в готский историк Иордан. Он делит праславян на 3 группы: анты – склавены – венеды. На сегодняшний день археология установила, что данным Иордана можно доверять.


В VI веке славяне стали активными участниками ВПН (Византия, Прибалтика, Обь, Балканы). В VI – VIII вв славяне окончательно колонизировали Вост-Евр равнину. Колонизация носила мирный характер, расселение шло по рекам, которые и стали природными границами между славянскими племенами. Процесс переселения нашел отражение и в повести временных лет. Славяне расселились по всей Восточноевропейской равнине: ПОЛЯНЕ – по ср Днепру (Киев), ДРЕВЛЯНЕ (С-З полян), ДРЕГОВИЧИ (между Припятью и Двиною), ПОЛОЧАНЕ (р. Полоть), КРИВИЧИ (верх Волги, Двины, Днепра) – Смоленск, СЛОВЕНЕ – Ильмень (Ладога, Новгород), СЕВЕРЯНЕ, ВЯТИЧИ (Ока), РАДИМИЧИ, ДУЛЕБЫ, УЛИЧИ и ТИБЕРЦЫ – Днестр

Каждое племя имело свой городской центр. В.С. – оседло-земледельческий народ. Поселки В.С. были разбросаны в лесистых районах вблизи водоемов. Опасаясь набегов, славяне укрепляли свои поселения – эти поселения называли ГОРОДИЩАМИ. Более всего городищ – к Востоку от Днепра, по левым его притокам + Дон, Ока. Укрепленные поселения – небольшие. Часто рядом с укрепленным было неукр. поселение.

Отношения с соседями – негладкие. АВАРЫ – кочевники, ХАЗАРЫ (кочевники, подчинили, обложили данью), ПЕЧЕНЕГИ (юг), ВАРЯГИ (С-З). Эта внешняя опасность стимулировала процесс образования государства. Другие соседи – литовцы – более констр роль: кривичи – синтез РУС и ЛИТ), ФИННО-УГРЫ – приняли участие в складывании гос-ва.

Славяне - одна из наиболее крупных групп европейского населения, имеющая коренное (автохтонное) происхождение. В качестве отдельной этнической общности славяне сформировались на рубеже новой эры. Первые письменные упоминания можно встретить в произведениях римских историков-летописцев I-II вв. - Плиния Старшего, Тацита, Птолемея.

Расселение славян

Многие современные учёные считают, что первые славянские племена занимали территорию между Вислой и Днепром. В период Великого переселения народов (II-VI вв.) они заселили значительную территорию Европы, разделившись на три ветви :

  • западную (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы, кашубы);
  • южную (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы);
  • восточную (русские, украинцы, белорусы).

Великое переселение народов - термин, обозначающий совокупность передвижений европейских народов в IV-VII вв., большая часть которых была обусловлена давлением гуннов, пришедших на территорию Европы из азиатских степей в середине IV в.

Занимали территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В летописях встречаются упоминания 13 разных племенных групп восточных славян (поляне, северяне, радимичи, кривичи, ильменские словене, дреговичи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, волыняне, бужане, уличи, поло-чане). Все они имели общие этнические черты.

Соседи славян

На формирование восточнославянского этноса, его культуры существенное влияние оказали соседи славян. Этнические контакты восточных славян в VI-VIII вв. составляли: в Северной Европе - финно-угры (чудь, весь, мурома и др.); в Восточной Европе - балты (предки латышей, литовцев); в Азии - иранские племена (скифы, сарматы). Заметный след оставили контакты с аварами, болгарами, хазарами, викингами . С V в. устанавливаются отношения восточных славян с Византийской империей.

Расселение восточных славян

Поляне и ильменские словене - крупнейшие восточнославянские племена раннего средневековья. Киевская (II-V вв.) и Пеньковская (VI - нач. VIII в.) археологические культуры - первые археологические культуры восточных славян.

Занятия славян

Система хозяйствования восточных славян базировалась на земледелии (подсечно-огневом и переложном) и скотоводстве . Двухпольные и трехпольные севообороты в земледелии стали распространенным явлением в славянских землях VII-VIII вв., заменяя собой подсечно-огневое, при котором земля очищалась из-под леса, использовалась до истощения, а потом забрасывалась. Также есть сведения о занятии славян рыболовством, бортничеством (собирание мёда диких пчел), существовали различные виды ремёсел (кузнечное, ткацкое, гончарное), интенсивно развивалась торговля .

Общественный строй

Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине. Первоначально восточные славяне объединялись на основе кровного родства . Во главе рода стоял старейшина. На смену родовым связям приходят территориальные. Кровнородственную связь сменила соседская община - вервь (мир). Частная собственность уже существовала, но земля, лесные угодья и скот оставались в общем владении.

Постепенно возрастала роль знати и вождей , обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. Период VIII - начало IX вв. в исторической науке называется военная демократия - это переходный период от первобытности к государственности. Ее признаки : участие всех членов племенного союза (мужчин) в решении общественных задач; народное собрание (вече ) как высший орган власти; наличие народного ополчения . Правящий слой: старая родоплеменная аристократия (вожди, жрецы, старейшины ) и разбогатевшие на эксплуатации рабов и соседей члены общины. Имело место патриархальное рабство (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи).

Верования

Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество , которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы. К главным богами славян следует отнести:

  • Перун - бог грома, молнии, войны;
  • Сварог - бог огня;
  • Велес - покровитель скотоводства;
  • Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть племени;
  • Даждьбог (Ярило) - бог солнца.

Язычество - политеизм, вера во множество богов. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п. Волхвы - служители языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей. Анимизм - вера в существование души и духов, одушевлённость всей природы.

Страница 4 из 26

Восточные славяне в VI-VIII веках новой эры

Взгляды на происхождение славян. Происхождение славян является одной из наиболее дискуссионных проблем в исторической науке. Кратко суть споров можно свести к двум положениям: 1) славяне являются коренным населением Восточной Европы, ведущими своё происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности; 2) славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже новой эры и не имеют какого-либо единого корня, то есть, основа славянской общности полиэтнична. Вопрос этот в науке не решен до настоящего времени.

Но очевидно, было бы слишком смело утверждать, что славяне не имеют единого этнического корня. Однако, с другой стороны, наличие такого корня не отрицает огромной роли других народов в славянском этногенезе.

Восточные славяне в VI - VIII вв. н.э. Быт, нравы, религия, политическая история . Первые достоверные сведения письменных источников о славянах относятся к началу новой эры, когда римские историки писали о племенах венедов . В VI веке н.э. славянские племена, населявшие Восточную Европу, начинают совершать походы на Византию. С этого момента можно говорить об окончательном формировании славянского этноса. Многие племена славян переселяются на Балканский полуостров, занимая земли Восточной Римской империи. Нашествие кочевых племён авар в VI - VII вв. отделило эти группы от остального славянского мира и положило начало формированию южных славян. Западные и восточные славяне разделились в предшествующую эпоху. Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье, местом формирования их этноса явились, судя по всему, области по среднему течению Днепра и к северу от Карпат, в южной части современной Польши. Этнической основой древнерусского государства - Киевской Руси - стали восточнославянские племена, которые консолидировались к середине I тысячелетия н.э.

Главным занятием славян было земледелие. На выбранном участке леса славяне сначала рубили деревья и кустарники. Целое лето сохли срубленные деревья, на следующий год сушняк поджигали. Тяжелым суком боронили новое поле, зола смешивалась с верхним слоем земли, и тогда сеяли зерно. Такое земледелие называлось подсечным, или огневым. Когда после нескольких урожаев земля истощалась, засеивали новый участок на целине, а старое поле на многие годы забрасывали. Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо, разводили коров, лошадей, овец. Издавна они использовали железо – применяли железный топор, пахали сохой с железным наконечником (сошником). Очень важно, что у славян рано развивалось пашенное земледелие – это было огромным шагом в развитии производительных сил. Оно стало по-настоящему возможным лишь после того, как люди овладели производством железа. Вообще изготовление железных орудий ознаменовало собой настоящую революцию в развитии производительных сил. Появился железный сошник у сохи, плуг; железными топорами расчищали для земледелия лесные поросли.

Хлеб был главной пищей славян. Древнее славянское название хлеба “жито” произошло от славянского слова “жить”.

Славяне занимались также рыболовством и охотой. В лесах по Днепру в то время водилось много зверей, а в реках было немало рыбы. В дуплах старых деревьев пчелы годами складывали мед. Вырубленное человеком в дереве дупло для пчел называлось борью. Славяне занимались бортничеством, собирали мед диких пчел.

Жили славяне родовыми общинами, которые объединялись в племена, в небольших посёлках, часто укреплённых. Во главе племён стояли князья, особенно усилившиеся в период походов на Византию за счёт военной добычи. Ко времени начала второй половины тысячелетия н.э. восточные славяне, судя по всему, находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, переживая период так называемой “военной демократии ”, который характеризуется впервые ярко проявляющимся социальным неравенством, а также возросшей политической активностью и постоянными военными конфликтами. В IX веке нам известен ряд походов славян на Византию, в Каспийское море. В основном походы предпринимались водные: сначала сплавлялись по рекам, затем - выходили в море и грабили побережья. По летописям нам известны основные славянские племена этого времени - поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, белые хорваты, уличи, тиверцы, полочане, ильменские словене. Современные историки сходятся на том, что в “Повести временных лет” - откуда происходят наши сведения - повествуется уже не о собственно племенах, а о более высоком типе объединений - союзах племён . Такие формы организации типичны для периода военной демократии и являются, по сути, предгосударственной стадией развития политической организации народов.

Религия славян была языческой. Они поклонялись как обожествлённым силам природы: солнце - Ярило , ветер - Стрибог , гроза – Перун, так и более абстрактным понятиям: небесному огню - Сварогу , прародителям всего живого - Роду и Роде и многим другим богам. Культы отправлялись, как правило, под открытым небом, в святилищах, куда посторонние не допускались. Были у славян и человеческие жертвоприношения, правда, осуществлялся этот обряд только в крайних случаях, когда все другие способы воздействия на высшие силы были исчерпаны. Религия восточных славян несёт следы как общих для многих народов индоевропейской семьи верований и представлений об окружающем мире, так и специфически славянских, возникших во многом под влиянием окружающей среды. Особенно это проявилось в вере в таких существ, как лешие, водяные, русалки, кикиморы, домовые и т.п.

В целом, можно сказать, что к концу IX века восточные славяне уже стояли на рубеже государственности. Вопрос был в том, каким будет это государство, какое племя или союз племён станет центром восточносла­вянского мира и начнёт подчинение других. Был возможен и вариант, при котором на территории Восточной Европы могло возникнуть и несколько государств, как это случилось у западных и южных славян.



Оглавление
История России.
ПРОГРАММА КУРСА
Природно-климатические особенности Восточной Европы
Восточные славяне в VI-VIII веках новой эры
Образование государства у восточных славян
Русские земли в период феодальной раздробленности XII - XV вв.
Московское государство в XV - XVI веках
XVII век - новый период русской истории
Реформы Петра I

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с древними славянскими племенами, особенностями их хозяйства и быта, узнаете имена богов, которым поклонялись восточные славяне и их соседи.

Тема: Древнерусское государство

Урок: Восточные славяне в VII - IX вв.

В VII - IX вв. славяне заняли обширную территорию Восточной Европы. Они расселились на территории от Ладожского озера до среднего течения реки Днепр, от реки Буг до верховий Днепра. Особенностью расселения славян было то, что племенные союзы восточных славян сложились в бассейнах крупных рек, где впоследствии возникли центры племенных княжеств. В районе озера Ильмень и реки Двины расселились славяне ильменские. В районе реки Припяти расселились дреговичи и древляне. В верховьях Днепра по рекам Сож и Сейм жили радимичи. В среднем течении Днепра расселились поляне. В бассейне реки Десны — северяне. На северо-востоке, в бассейне реки Оки, — вятичи.

Рис. 1. Расселение восточных славян ()

Основные занятия славян исходили из особенностей земли. В лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Степную же землю осваивали путем перелога. Но все равно урожайность была низкая по причине резко-континентального климата. Другими промыслами славян являлись рыболовство, охота, также было распространено бортничество. Новгородско-ильменский край был богат лесами, там расцветал пушной промысел. В южных областях практиковалась охота на лосей и медведей. Обилие рек, озер, хорошо разветвленная воднотранспортная система способствовали развитию судоходства, торговли, различных ремесел, обеспечивающих продукцию для обмена. На перепутьях торговых путей основывались крупные города, племенные центры, такие как Киев и другие.

Рис. 2. Подсечно-огневое земледелие ()

Накануне образования государственности восточные славяне жили соседской общиной, в которой оформилась частная собственность. У каждой семьи было право на расчищенную землю — лядину. В славянском обществе выделялись военные вожди, и формировалась дружина. Дружина - это особая группа населения, занимающаяся только военной деятельностью, в частности походами. Для обороны же существовало ополчение свободных общинников. Дружинники не только участвовали в завоевательных походах, но и управляли присоединенными землями. Во главе стоял князь, которому подчинялись дружина и воеводы. Ниже по положению шли смерды или, как их еще называли, мужи (главы патриархальных семей, у которых было право участвовать в войске). Еще более низкий статус имела челядь — это члены семей мужей и холопы, не имеющие права участвовать в войске.

Сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Ее истоки уходят в индоевропейские древние верования, ко временам палеолита. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называлась язычеством (многобожие). Славяне населили мир разными богами и богинями. Во главе их стоял великий Сварог — бог вселенной. Его сыновья — сварожичи — солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Молились славяне роду и рожаницам — богу и богинями плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и поэтому был особенно популярен. Бог Велес почитался у славян как покровитель скотоводства, Стрибог повелевал ветрами. По мере слияния славян с некоторыми иранскими и финно-угорскими племенами их боги перекочевали и в славянский пантеон. Так в VIII - IX веках у славян почитался иранский бог солнца Хорос. С началом военных походов у славян все больше на первый план выдвигается заимствованный у балтов бог грома и молнии Перун. Появляется особое отношение к погибшим воинам (погребальные костры, курганы и так далее). У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников: Коляда, день весеннего равноденствия, масленица, 1-2 мая отмечали появление первых весенних всходов, праздник Ивана Купалы и так далее. Многие из этих праздников сохранились и сейчас. В каждом доме у славян были идолы богов, также существовал культ Шуров, небольших семейных идолов домов.

Не со всеми соседями у славян были дружеские отношения. В славянских преданиях рассказывается о нападении тюркоязычных кочевников аваров на славянское племя дулебов. В VIII веке восточнославянские племена полян, северян, вятичей и радимичей покорили хазары, заставив их платить дань.

Итак, проживая в окружении различных племен и народов, восточные славяне сформировали особую цивилизацию.

  1. Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля. М., 1986.
  2. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984
  1. WWW.GRANDARS.RU ().
  2. Академик ().
  3. TAREFER.RU ().
  1. Когда на территории нашей страны появились славяне?
  2. Как влияла природа на занятия и верования восточных славян?
  3. Какими были взаимоотношения славян с соседними племенами и народами?