Военная педагогика. Учебник для военных вузов. Военная педагогика Основные направления развития военно педагогической науки

Вторая половина XIX в. - важный этап в развитии теории и практики обучения войск, особенно офицерского состава. Именно в этот период в России появляются первые учебные пособия по военной педагогике, формируется военная школа.

Развитие военной педагогики во второй половине XIX - начале XX в. неразрывно связано с реформами во всех областях общественной жизни Российского государства. Уже в 1862 г. по предложению генерал-фельдмаршала Д. А. Милютина начала создаваться сеть военных гимназий и прогимназий, военных, юнкерских и специальных училищ, было расширено число военных академий. Военные гимназии и прогимназии стали учебными заведениями военно-профессиональной ориентации. 11 Бордунов С. В. Проблемы истории педагогики высшей военной школы (XVIII - начало XX века). М.: ВУ, 1996.с.389 В отличие от кадетских корпусов в них акценты смещались в сторону общегуманитарных и развивающих дисциплин. Юнкерские, военные и специальные училища (а также сохраненные Финляндский и Пажеский кадетские корпуса) готовили офицеров младшего и среднего звена. В Михайловском артиллерийском, Николаевском инженерном, Военно-юридической, Военно-медицинской, Николаевской академии Генерального штаба, на военно-интендантских курсах и Курсах восточных языков обучались штаб-офицеры, которые получали высшее военное образование. Преподавателей для военных гимназий подготавливали на Педагогических курсах при 2-й военной гимназии; обучение продолжалось в течение двух лет. Занятия в военно-учебных заведениях вели такие выдающиеся ученые, как Д. И. Менделеев, М. И. Драгомиров, С. П. Боткин, И. П. Павлов, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский и др.

В России этого периода была выработана стройная теория обучения офицерских кадров, реализуемая на практике с учетом триединой цели: вооружения личного состава знаниями и навыками, развития мышления и умственных способностей обучаемых.

Содержание, организация и методика определялись общими дидактическими требованиями, играющими роль принципов обучения. К ним относились последовательность, посильность, наглядность, сознательность, жизненность обучения, учет индивидуальных особенностей обучаемых, прочность и основательность усвоения ими знаний, умение обучаемых выражать словами усвоенное. Все эти дидактические требования взаимосвязаны, они образуют систему, направленную на формирование всестороннего, развитого, образованного и самостоятельно мыслящего офицера, способного принимать важнейшие решения, не боящегося ответственности доводить их до конца, способного после окончания военно-учебного заведения заниматься постоянно своим самосовершенствованием.

В военной школе дореволюционной России сложились многие виды занятий: лекции, практические занятия, репетиции, военно-научные и научно-образовательные поездки и экскурсии, написание рефератов и научных работ, экзамены и др.

В 1866 г. в Москве была открыта Учительская семинария военного ведомства, готовившая учителей для военных прогимназий. Следует особо отметить, что руководивший Учительской семинарией в 1870- 1877 гг. генерал А. Н. Макаров привлекал к работе виднейших педагогов того времени: К. Д. Ушинского, К. К. Сент-Илера и др.

В военных училищах в этот период вводится курс методики обучения солдат чтению, письму и счету, в войсках появляются полковые школы (только за 1875 г. количество грамотных солдат выросло с 10 до 36%).

В 1879 г. майором А. В. Андреяновым издается первое пособие «Военно-педагогический курс», оказавшее большую помощь в совершенствовании педагогической и методической подготовки офицеров. В этот период на страницах печати происходило активное обсуждение проблем обучения и воспитания воинов.

Важнейшей тенденцией развития военно-педагогических знаний в конце XIX в. было стремление обеспечить единство обучения и воспитания в процессе подготовки офицерских кадров и войск.

В наибольшей степени в конце XIX-начале XX в. это удалось достичь генералу М. И. Драгомирову, который изучал проблему воинского воспитания в тесной взаимосвязи с обучением личного состава. Обучение войск, согласно взглядам М. И. Драгомирова, базировалось на таких принципах: учить тому, что необходимо на войне; целесообразность; сознательность в обучении; систематичность и последовательность; наглядность; учить примером, показом; прочность усвоения; тесная связь теории с практикой. М. И. Драгомиров рекомендовал своим офицерам при обучении солдат избегать «книжных слов», говорить простым и понятным языком и в качестве основных учебных целей ставить следующие: формирование и совершенствование боевых качеств воина, искусное владение своим оружием, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей; выработка ловкости и сноровки в преодолении встречаемых на местности препятствий и др. 11 Биочинский И. В. Педагогика подготовки офицеров сухопутных войск (историко-педагогический анализ). Казань, 1991.с.254

М. И. Драгомировым было написано значительное количество военно-педагогических работ, его по праву считают создателем военной педагогики как науки. Его система сформировала основные подходы к военному обучению и воспитанию. М. И. Драгомировым были возрождены суворовские идеи бережного отношения к военному человеку. «Кто не бережет солдата, - говорил он, - тот недостоин чести им командовать». О действенности военно-педагогической системы М. И. Драгомирова свидетельствуют победы его дивизии во время русско-турецкой войны.

Наряду с Драгомировым прогрессивные педагогические идеи в практику подготовки войск стремились внедрять М. Д. Скобелев, И. В. Гурко, Г. А. Леер. Важную роль в развитии теории военного обучения и воспитания сыграл ученый и адмирал С. О. Макаров, которым был введен термин «военно-морская педагогика». Особый интерес сегодня представляют и труды Н. Д. Бутовского, изложенные с позиций командира роты.

В основе целей и задач воспитания лежали требования по формированию нравственных качеств личности военнослужащих, а соответствующее содержание включало в качестве составных частей умственное, нравственное и физическое воспитание. По мнению военных педагогов дореволюционной России, все эти составные части должны быть тесно связаны между собой в воспитательном процессе и одновременно участвовать в формировании личности. В то же время каждая из них выполняла свои специфические функции и, реализуясь на практике с учетом своих особенностей, непосредственных задач, приемов и средств воспитательного воздействия, не могла быть устранена или заменена другой.

Основой выступало нравственное воспитание. Именно ему уделялось большое внимание как в военной, так и в общей педагогической литературе. Под нравственным воспитанием, как указывалось в Военной энциклопедии того периода, понималось «…воздействие на разум и сердце человека таким образом, чтобы развить в нем навыки руководствоваться в службе и деятельности высшими представлениями и побуждениями, которые служат источником военных доблестей, облегчая человеку победу над противодействующими этим доблестям страстями и эгоистичными инстинктами, особенно над животным чувством самосохранения».

Цели и задачи нравственного воспитания были определены с тем расчетом, чтобы постепенно увеличивать нравственную нагрузку по мере получения молодым человеком военного образования. Так, если в кадетских корпусах главным объявлялось формирование у воспитанников общечеловеческих нравственных ценностей, то в военных училищах и академиях основной упор делался на формирование профессионально-этических норм и качеств личности офицера.

В военной педагогике дореволюционной России был разработан своеобразный морально-нравственный кодекс поведения, нацеленный на воспитание необходимых русскому офицеру общечеловеческих и профессионально-этических качеств личности. 11 Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XIX в. Военно-экономический потенциал России. М., 1973.с.351

Цели и задачи эстетического, трудового, патриотического и других видов воспитания военнослужащих понимались как нерасторжимые от нравственных. С этими основаниями связывалось воспитание любви к труду и своему Отечеству, искренней веры и любви к Богу, развитие любви к прекрасному и возвышенному и т. д.

Следующий важный элемент, составная часть военного воспитания в дореволюционной России второй половины XIX - начала ХХ в. - умственное воспитание. Под ним понималась забота о развитии, во-первых, сознательной привычки отдавать себе ясный отчет в предъявляемых службою требованиях и задачах; во-вторых, глазомера (чутья) - способности быстро оценивать и даже угадывать обстановку данного действия; в-третьих, находчивости и быстрой сметки, обеспечивающей целесообразность решений (поступков), которые приводят кратчайшим путем к наибольшему успеху.

Заботясь о нравственном и умственном развитии, офицерский корпус России обязан был уделять внимание и физическому воспитанию личного состава. Целью такового признавалось укрепление здоровья человека, развитие мышечных и нервных сил, превращение воина в неутомимого, выносливого, неприхотливого, доброго, ловкого, смелого и подвижного.

Нравственное, умственное и физическое воспитание, будучи составными частями военного воспитания, представляли собой содержательную сторону единого процесса. Они были неразрывно связаны между собой и проводились в жизнь комплексно.

Содержание, организация и методика воспитания определялись общими педагогическими требованиями, выполняющими роль его принципов. К ним относились: индивидуализация воспитания; уважение личного достоинства воспитуемых, забота о них; уважение и любовь воспитуемых к воспитателям и разумная требовательность последних; опора на положительное в личности воспитуемого; единство и согласованность воспитательных воздействий.

Современные принципы воспитания военных кадров своим становлением и развитием во многом обязаны теории и практике второй половины ХIX - начала ХХ в.

Цели, задачи, содержание и общие педагогические требования к процессу воспитания определяли и круг средств как воспитательных методов. Их можно представить несколькими группами:

* внешние воспитательные средства (личное воздействие и личный пример командира, воздействие внешней среды);

* воспитательные средства, предусмотренные законами и воинскими уставами (награды и наказания, суды офицерской чести, дуэли, офицерские собрания);

* внутренние воспитательные средства (самовоспитание и самообразование).

Личное воздействие офицера на личный состав как воспитательное средство выражалось прежде всего в руководстве воспитуемыми, в его советах и напоминаниях. Офицер, окончивший военно-учебное заведение, выступал не только руководителем, но и старшим братом солдата. Армия в этом случае трудами тысяч офицеров-воспитателей должна была обратиться в огромный дом нравственного, умственного развития и гигиены, оставаясь школой чести, доблести, дисциплины, здорового и надежного патриотизма.

Однако личное воздействие командира (воспитателя) лишь в том случае могло стать эффективным средством, когда офицер не принуждает, а советует; не укоряет, а напоминает. И вообще вместо материальных наказаний и наград употребляет исключительно моральные меры или старается сделать так, чтобы подчиненный сам нашел свою награду и наказание в благоприятном или неблагоприятном мнении начальника о его поступках или успехах. 11 Бескровный Л. Г. Армия и флот России в начале XX в. М., 1986.с.316

В то же время необходимо отметить, что личное воздействие офицера (воспитателя) не сводилось только к дружеским отношениям, советам, напоминаниям, руководству личным составом. Воспитательными средствами в дореволюционной России служили также приказы, распоряжения, контроль.

Важное место среди воспитательных средств, предусмотренных законами и воинскими уставами, отводилось офицерскому собранию и функционирующему при нем суду офицерской чести. Суды чести, как указывалось в дисциплинарном уставе, утверждаются для охранения достоинства воинской службы и поддержания доблести офицерского звания. На них возлагались следующие задачи: рассмотрение проступков, несовместимых с понятием воинской чести и службы, достоинства, нравственности и благородства; разбор ссор, случившихся в офицерской среде.

Определенный интерес для понимания отношений, которые складывались в офицерской среде русской армии, чувства чести и достоинства представляло введение в 1894 г. дуэлей между офицерами. Император Александр III, как отмечалось в Военном альманахе за 1901 г., даровал право защищать свою честь оружием, но ограничил это право судом общества офицеров. Решение о дуэли принимал не сам участник, а офицерское собрание на своем суде чести решало, что поединок будет единственно приличным средством удовлетворения оскорбленной чести. И офицер не мог не выполнить решения такого собрания об участии в дуэли. Отказ от поединка слыл поступком, недостойным офицерской чести. Если в течение двух недель поединок не состоялся, то отказавшийся в нем участвовать обязан был лично подать прошение об увольнении из рядов русской армии. В этом случае, если такого прошения не последовало, начальник военно-учебного заведения или командир части сам по команде представлял документы на увольнение этого офицера.

Наряду с воспитательными средствами, предусмотренными законами и воинскими уставами в русской армии, определенная роль отводилась самовоспитанию и самообразованию как важнейшим внутренним воспитательным средствам. Офицер, по меткому замечанию М. И. Драгомирова, должен работать много, беспрерывно и без устали, если хочет быть достоин своего звания. Самовоспитание и самообразование офицерского состава, по мнению военных педагогов дореволюционной России, строилось на прочном фундаменте умственного, нравственного и физического воспитания, полученного в стенах военно-учебного заведения и в войсковых частях.

Следует, однако, заметить, что многие офицеры в тот период не проявляли интереса к науке и воспитательной работе с военнослужащими. Тем не менее реформа военной школы оказала благотворное влияние на офицерский корпус российской армии, систему обучения и воспитания в ней.

Тяжелым ударом для России и ее армии оказалось поражение в Русско-японской войне (1904-1905). Командование оказалось неспособным руководить подчиненными в условиях военных действий. Армия потеряла до 30% офицеров и 20% солдат. 11 Барабанщиков А. В., Киряшов Н. И., Феденко Н. Ф. Советская военная педагогика и психология в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1987.с.261

С 1911 г. в российской армии начинаются военно-педагогические реформы, о необходимости которых писали М. С. Галкин, М. Д. Бонч-Бруевич, Н. П. Бирюков, Д. Н. Трескин и др. Однако Первая мировая война показала существенные недостатки в военно-профессиональной подготовке солдат и офицеров.

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика – необходимое, обязательное средство разносторонней подготовки воинов к успешному ведению боевых действий.

Первоначально военная педагогика возникла как практическая деятельность командиров и подчиненных. С течением времени накапливались знания об обучении и воспитании воинов, которые передавались от поколения к поколению в виде сказаний, заветов, пословиц, поговорок. По мере усложнения военного дела, особенно в эпоху образования государств, создания сравнительно многочисленных регулярных армий, военно‑педагогическая мысль получает дальнейшее развитие. Соответствующий опыт находит отражение в инструкциях, наставлениях, уставах, приказах и других письменных источниках. Значительный вклад в это внесли Петр I, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Д. Ф. Ушаков, С. О. Макаров, М. И. Драгомиров.

В конце XIX – начале XX в. военная педагогика начинает оформляться в самостоятельную научную отрасль. Труды М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевского, И. Э. Якира, опыт обучения и воспитания воинов в годы Гражданской и Великой Отечественной войн послужили основой, на которой сформировалась современная военная педагогика. Ее развитию содействовали А. Г. Базанов, Г. Д. Луков, А. В. Барабанщиков, Н. Ф. Феденко, В. П. Давыдов, В. Н. Герасимов, В. И. Вдовюк, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов и др.

Объект, предмет, специфика, содержание и категории военной педагогики

Объектом военной педагогики являются военнослужащие и воинские коллективы. Предметом выступает военно‑педагогический процесс в целом и непосредственно педагогические закономерности обучения, воспитания, образования, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению служебных и боевых задач.

Военная педагогика – это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности военно‑педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно‑профессиональной деятельности. Это наука о воспитании, обучении и образовании личного состава Вооруженных Сил, о подготовке подразделений (частей) к успешным действиям в условиях воинской деятельности.

Специфика военной педагогики связана с тем, что военнослужащие с первых дней службы или обучения в вузе не просто учатся и готовятся как военные специалисты, а начинают решать реальные учебные, служебные, боевые задачи. Соответственно военно‑педагогические воздействия и взаимодействия имеют самую непосредственную практическую, служебную направленность. То есть фактически каждый военнослужащий сразу включается в функционирование воинского коллектива, приступает к военно‑профессиональной деятельности и несет полную личную ответственность (не только моральную, но и юридическую, правовую) за качество учебы, свое поведение, дисциплину, за решение задач по предназначению. При этом субъектами педагогических воздействия и взаимодействия выступают в основном уже достаточно взрослые люди, в возрасте старше 18 лет, со своими, в определенной степени уже сложившимися взглядами, мировоззрением, личностными качествами.

Стало быть, военная педагогика отличается от большинства других педагогических отраслей непосредственной включенностью объектов (субъектов) воспитания, обучения, образования, подготовки в реальную профессиональную деятельность, связанную с решением ответственных задач, требующих высоких морально‑психологических качеств, готовности, способности и выучки действовать в сложной обстановке, в том числе с риском для жизни и здоровья.

С точки зрения структуры военная педагогика как наука включает методологию военной педагогики, историю военной педагогики, теорию обучения (военную дидактику), теорию воспитания военнослужащих, педагогику высшей военной школы, частные методики боевой подготовки и ряд других разделов.

факты, полученные в результате военно‑педагогических и военно‑научных исследований и жизненных наблюдений;

гипотезы, нуждающиеся в практической проверке;

методики исследования военно‑педагогической реальности;

система нравственных ценностей военной службы.

Военная педагогика тесно связана с другими науками. Данные гуманитарных и социальных наук позволяют получить целостное представление о человеке и коллективе как объекте и субъекте воздействий и взаимодействий. Сведения о биологической сущности человека дает изучение естественных наук. Практическое использование научно‑технических и военно‑научных знаний предоставляет возможность моделировать военно‑педагогический процесс и его элементы.

Военная педагогика оперирует определенными категориями; основные из них таковы:

военно‑педагогический процесс – целенаправленная, организованная система учебно‑воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению;

воспитание военнослужащих – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности военнослужащего, ее качеств, отношений, взглядов, убеждений, способов поведения;

обучение военнослужащих – целенаправленный процесс взаимодействия командиров (начальников) и подчиненных по формированию знаний, навыков и умений обучающихся;

развитие военнослужащих – процесс накопления количественно‑качественных изменений, функционального совершенствования психической, интеллектуальной, физической, профессиональной деятельности военнослужащего и его соответствующих качеств;

психологическая подготовка военнослужащих – формирование психической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению военно‑профессиональной деятельности;

образование военнослужащих – процесс и результат овладения военнослужащими системой научных знаний и военно‑профессиональных навыков умений, формирования необходимых качеств личности для успешного выполнения служебных обязанностей и жизни в обществе.

Кроме названных в военной педагогике используются такие категории, как профессионально‑педагогическая культура офицера, самовоспитание, самообразование военнослужащих и др.

В учебнике представлены актуальные вопросы современной военно-педагогической теории и практики, а также раскрыты проблемы воспитания, обучения и развития военнослужащих, их психологической подготовки к ведению боевых действий. Важное внимание уделено формированию педагогической культуры офицера, педагогической профилактике девиантного поведения среди различных категорий военнослужащих. Особенностью представленного издания является то, что педагогические явления и процессы рассматриваются с позиции личностно-социально-деятельностного подхода. Учебник предназначен для командиров и органов по работе с личным составом, преподавателей военно-учебных заведений, курсантов, слушателей, адъюнктов, докторантов, студентов военных кафедр и учебных военных центров.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. >>>

    НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

    НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

    >>>

    Историческое развитие военной педагогики

    Шихарев Денис Николаевич – аспирант Челябинского государственного педагогического университета.

    Аннотация: Раскрывается актуальность развития военной педагогики. Подчеркивается историческая значимость военной педагогики в развитии вооруженных сил. Охвачен весь период развития военно-педагогической мысли, от практикоориентированного этапа развития до научного. В качестве ключевых факторов повышения значимости военной педагогики представлены результаты педагогической деятельности системы подготовки армии и флота в разное время.

    Ключевые слова: Русская армия, воспитание, военная педагогика, период развития, боевые действия, образование.

    В наше время для того чтобы разложить историографию по временным интервалам и проследить становление военной педагогики, необходимо провести ряд исторических исследований. Раскрывая проблемы в науке и практике, выделить этапы её развития. Выстраивая в хронологической последовательности социально исторические, научно-теоретические условия становления проблемы, обеспечивающих её развитие .

    Подготовка авиационных специалистов как для армии, флота, других силовых ведомств, так и для гражданских авиационных кампаний основывается на современных педагогических теориях. Культурно-исторический опыт, традиции обучения и воспитания, накопленные предками, не изжили себя, более того практика показывает, что отказ от них не даёт положительных результатов.

    Если говорят, что история ничему не учит, то это верно в отношении тех, кто равнодушен к её урокам и последствиям. История учит того, кто заботится о будущем. История учит и даёт силы тому, кто внимательно изучает опыт прошлых поколений и принимает его с учётом современных факторов общественной жизни.

    Армия и флот существуют с момента возникновения национальных государств. Первоначально это были немногочисленные постоянные вооруженные формирования. Для России период становления регулярных вооружённых сил определяется не ранее чем ХVII- ХVIII вв., которые связаны с именами последовательных государственных военных реформаторов – Петром Великим и его отцом Алексеем Михайловичем. Известны и другие имена – князей Святослава, Игоря, Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского, которые славными ратными победами показали свои военно-педагогические успехи.

    В истории была лидирующей военно-педагогическая практическая мысль. Научная педагогическая мысль развивалась и проникала в армию по мере развития последней.

    Весь период развития военно-педагогической мысли можно разделить на два этапа:

    1. Практикоориентированный этап. Это этап, который характеризуется накоплением педагогического опыта со времени возникновения цивилизации до ХVII- ХVIII вв. Он завершается трудами таких ярких личностей энциклопедических знаний, философского склада ума и практической педагогической направленности, как Я.А. Коменский, Джон Локк, М.В. Ломоносов, Ж.-Ж. Руссо. Большой вклад в мировую сокровищницу педагогического знания и накопления опыта педагогической деятельности внесли Пётр I и, особенно, А.В. Суворов. Их осмысленный и переведённый в научную плоскость опыт, дал начало второму этапу развития военной педагогики.
    2. Научный этап. Возникновение общественной потребности в целенаправленном формировании личности человека привело к необходимости выделения культурно-исторических оснований развития общества и переработки накопленных знаний.

    Развитие военно-педагогической мысли и национальные направления военной педагогики, зависят от развития педагогики в целом. Культурно исторический опыт развития Вооружённых Сил России показывает, что военно-педагогические знания и исторический опыт послужили основой в деле государственного и военного строительства. Но, при этом, отечественная военная педагогическая мысль имеет свои особенности, как по содержанию, так и по организационно временным аспектам.

    Всякий раз, когда история России оказывалась на перепутье, перестраивалась система педагогической деятельности, менялась система подготовки армии и флота. Так было при Петре I (ХVII- ХVIII вв.), Екатерине II (ХVIII в.: Г. Потёмкин и Орловы), Александре II (1860-1870 гг.: Д.А. Милютин, М.И. Драгомиров), Николае II (1905-1912), В.И. Ленине (1918), И.В. Сталине (1925-1929 гг. и в конце 40-х гг.).

    В начале процесс передачи и обобщения опыта воспитания и военного обучения носил стихийный характер переходя от одного поколения к следующему в устных и практических формах. Вскоре с появлением письменности военно-педагогические знания стали отражаться в летописях, государственных актах, указах, а также в военно-исторических художественных произведениях. В дальнейшем приобретая новые знания, организованные формы армия становилась сильнее. Подтверждение этому является появление письменных уставов, наставлений, инструкций: «Уложения о службе» (1556г.), «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» (1571 г.), «Военная книга» (1607 г.), «Устав ратных, пушечных и других дел касающихся до военной службы» (1621 г.), «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (1674 г.) и др. Их основные идеи – регулярное обучение и постоянное воспитание воинов армии. От солдата требовалось честно служить государю, знать своё место в строю и в бою, не жалеть «тела» своего, быть готовым отдать жизнь за «други своя».

    Формируемые на регулярной базе "потешные" полки в XVIII в. стали прообразом русской армии с регулярной системой обучения и воспитания воинов.

    Результаты боевых действий в начале Северной войны подсказывали по¬рядок и способы обучения и воспитания воинов в духе патриотизма.

    Произошли большие изменения в плане подготовки войск к практическому обучению после Нарвского поражения, где было видно, что русская армия была психологически не готова к полевой войне, не хватало опыта и обучения в тактических приёмах и воспитания воинов. В указах того времени русским полкам разрешалось вступать в бой только в случае численного превосходства над противником. В ходе боевых действий войска обучались ведению боя, наступательным, оборонительным действиям, а победы поднимали моральный дух воинов.

    Значительную роль в продвижении военно-педагогической практики сыграла Северная война. Были внесены коррективы в обязанности командиров по обучению и воспитанию подчиненных. Начальники сделали дифференцированный подход в обучении молодых рекрутов и старослужащих, стали учить тому, "как в бою поступать".

    В этот период получили свое развитие, духовные, нравственные (внушение страха Божьего) и военные (преданность государю и отечеству) аспекты воспитания. Практическая воспитательная деятельность в армии петровского времени принципиально отличалась от западной. В армиях европейских государств насаждалась "палочная" дисциплина, солдат рассматривался как «механизм, артикулом предусмотренный», а офицер – передатчиком команд (Фридрих II). В России главными в воспитании были нравственные начала. Петр I возложил на национальные офицерские кадры основные функции по обучению и воспи¬танию солдат.

    После Петра I, в 30-40-е гг. XVIII в. в под¬готовке русской армии начали преобладать негативные тенденции над прогрессивными нововведениями петровских времен. Новые уставы и инструкции, составленные «временщика¬ми»: Остерманом, Минихом, Бироном и др., ухудшили содержание подготовки солдат: внешне они не перестали соответствовать петровским требованиям, но потеряли личностный, национальный характер. В обучении войск стала осуще¬ствляться подготовка солдат к службе в линейном строю, их обучали беспрекословно выполнять приказы. По сути они были «пушечным мясом» и любая инициатива была наказуема. Изменению подверглась вся система: служба в армии являлась совсем не престижной, а скорее стала наказанием, на службу отдавали за провинности. О патриотизме речи уже не шло, солдаты не присягали на верность отечеству. Особо непонятливые и не покорные часто подвергались физическим истязаниям.

    В 50-60-е гг. XVIII в. Большую роль в формировании военной педагогики сыграли именитые полководцы и политики: Суворов А.В., Потемкин Г.А. , Кутузов М.И., Салтыков П.С., Румянцев П.А., Панин П.И. , и др.

    Президент военной коллегии Г.А. Потемкин (1784) продолжил прогрессивные традиции военной педагогики. Его инструкция говорила, что « солдат есть название честное ». Офицеры были самостоятельны, но были ограничены «Правилами начальства », которые не давали наказывать провинившихся солдат с применением силы. Его подчиненными были одни из лучших полководцев П.А. Румянцев и А.В. Суворов. В истории России эта незаурядная личность по-настоящему еще не оценена за вклад в военную стратегию.

    Генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев, одним из первых занялся повышением эффективности военной подготовки используя опыт старослужащих, передавая их молодым солдатам. Постоянно проводил обучение войск, а в не военное время – с особым «вниманием». «Нравственный элемент» он считал основой воспитания «морального начала», при этом разделял воспитание, моральную подготовку, обучение и физическую подготовку.

    В один период времени с П.А. Румянцевым А.В.Суворов создаёт многогранную военно-педагогическую систему, приоритетными чертами которой были:

    • необходимость психологической подготовки;
    • выработка и практическое применение метода проектирования боевых действий;
    • воспитание подчинённых в процессе деятельного обучения;
    • восприятие прямой зависимости результатов сражения от обученности и психологической устойчивости войск и др.

    А.В. Суворов не отделял воспитание от обучения, не противопоставлял одно другому. В основу его системы воспитания легло профессиональное, нравственное воспитание и физическая подготовка. В работах А.В. Суворова просматриваются следующие задачи профессионального воспитания: развитие у воинов смелости, бодрости, храбрости, надёжности, решительности и дисциплины; задачей нравственного воспитания является формирование правдивости, благочестия, верноподданнических чувств. Военно-педагогические идеи великого полководца нашли подтвержде¬ние в его славных боевых победах. Однако, военно-педагогические идеи не получили распространения во всей армии т.к находились в противоречии с представителями власти и не были признаны в верхних слоях царской военной бюрократии.

    В конце XVIII в., благодаря деятельности, И.И. Бецкого, П.И. Шувалова М.И. Кутузова,М.В. Ломоносова, и др., в России впервые организуются пять военно-учебных заведений закрытого типа (кадетские корпуса). Обучение приобретает планово-организационный характер.

    В начале XIX в. в России начинается перестройка в структуре народного образования. С 1803 г. численность армии увеличилась за счёт доступного образования для простолюдинов. Совместно с кадетскими корпусами образованы гимназии для военных. В 1832 г была открыта военная академия для подготовки офицеров. До 1809 года действовали павловские строевые уставы, которые исключали офицерскую инициативу, но на практике они продолжали обучать солдат по-суворовски, что позволяло одерживать победы в сражениях .

    На тот момент в России парадокс заключался в том, что с одной стороны демократия привела к появлению офицеров с новыми взглядами на военную педагогику, а также прогрессивных форм обучения и воспитания солдат. Об этом свидетельствует серия публикаций периодической печати и в "Военном сборнике". С другой стороны, в офицерской среде правительством насаждался дух покорности и раболепия. Проект Военно-учительского института не получил своего дальнейшего развития. Министр просвещения Уваров С.С. не поддерживал науку о воспитании. Офицеры были возмущены такой политикой властей и как следствие возник открытый протест со стороны «декабристов» в 1825 году.

    После того, как восстание декабристов было подавлено, в стране началось время застоя и о развитии новых методик обучения солдат было забыто. Логическим следствием внешнего лоска, плацпарадной муштры явилось поражение российской армии в Крымской войне 1853-1856 гг.

    Вторая половина XIX - начало XX вв. ознаменовались масштабными изменениями во многих сферах общественной жизни России, а вместе с тем и развитием военной педагогики. Благодаря военному министру Милютину Д.А. в государстве Российском были утверждены военные учебные заведения такие как: юнкерские и специальные училища, ряд военных гимназий и прогимназий, военные академии. В прогимназиях и гимназиях преподавались развивающие и общегуманитарные науки. Они были заведениями с военно-профессиональной ориентацией. В юнкерских, военных и специальных училищах, Финляндском и Пажеском кадетских корпусах, готовили офицеров младшего и среднего звена.

    В Николаевской академии генерального штаба, в Михайловском артиллерийском училище, в военно-медицинской и военно-юридической академиях готовили штаб-офицеров с высшим образованием. В военных гимназиях преподавали офицеры прошедшие 2-х летний курс обучения при 2-й военной гимназии. В 1863г. было создано Главное управление военно-учебных заведений для более грамотного и налаженного процесса управления в них. Одновременно с тем был создан военно-педагогический музей, который отвечал за распространения новейших прогрессивных идей в военной области. В училищах солдат стали обучать счёту, письму и грамоте, в войсках появляются полковые школы. По статистике за 1875 год грамотность солдат увеличилась с 10 до 36%. Конечно далеко не все офицеры тех времен демонстрировали заинтересованность наукой и воспитанием солдат. Но всё же изменения военной школы положительно повлияло на Российских офицеров, на структуру образования и воспитания в армии.

    В связи с вышеизложенным, подход к качеству подготовки военных специалистов становится принципиально иным, что должно иметь результатом сформированность у них готовности и способности осуществлять реальную профессиональную деятельность непосредственно по окончании обучения .

    В настоящее время проделана большая работа по обстоятельному и объективному переосмыслению отечественно-педагогического опыта . В России сформировалась стройная система исторического развития военной педагогики. Ведётся разработка на создание и улучшение системы многоуровневого военного образования.

    Но ещё очень много парадоксов и неразрешённых проблем остаётся в Российской армии. Многие проблемы можно решить только изменениями в политике и социальной сфере. Знать историю педагогики важно для каждого офицера BC РФ, способного думать и решать присущие его деятельности военно-педагогические задачи.

    Список литературы

    1. Башлаков А.А. Военная педагогика: учеб. пособие; под общ. ред. А.А. Башлакова. – М.: Издательский дом «Красная звезда», 2008. – 504 с.
    2. Быков, В.П. Монография. Формирование базовых профессиональных умений курсантов ВУЗА в период летной практики [Текст]: моногр. / В.П. Быков; ВУНЦ ВВС «ВВА» (филиал, г. Краснодар). – Челябинск: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2012. – 151 с.
    3. Кетько, С.М. Педагогика. Обучение и воспитание авиационного специалиста. ч.1 Введение в курс педагогики. Проблемы обучения и боевой подготовки: учеб. пособие [Текст] / С.М. Кетько; ЧВВАУШ (ВИ). – Челябинск: ЧВВАУШ (ВИ), 2008. – 136 с. 2 части.
    4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов; Рос. акад. наук, Рос. фонд культуры. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.

    2.1.1. Объект, предмет, специфика, содержание и категории военной педагогики

    Объектом военной педагогики являются военнослужащие и воинские коллективы. Предметом выступает военно-педагогический процесс в целом и непосредственно педагогические закономерности обучения, воспитания, образования, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению служебных и боевых задач.

    Военная педагогика – это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности военно-педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности. Это наука о воспитании, обучении и образовании личного состава Вооруженных Сил, о подготовке подразделений (частей) к успешным действиям в условиях воинской деятельности.

    Специфика военной педагогики связана с тем, что военнослужащие с первых дней службы или обучения в вузе не просто учатся и готовятся как военные специалисты, а начинают решать реальные учебные, служебные, боевые задачи. Соответственно военно-педагогические воздействия и взаимодействия имеют самую непосредственную практическую, служебную направленность. То есть фактически каждый военнослужащий сразу включается в функционирование воинского коллектива, приступает к военно-профессиональной деятельности и несет полную личную ответственность (не только моральную, но и юридическую, правовую) за качество учебы, свое поведение, дисциплину, за решение задач по предназначению. При этом субъектами педагогических воздействия и взаимодействия выступают в основном уже достаточно взрослые люди, в возрасте старше 18 лет, со своими, в определенной степени уже сложившимися взглядами, мировоззрением, личностными качествами.

    Стало быть, военная педагогика отличается от большинства других педагогических отраслей непосредственной включенностью объектов (субъектов) воспитания, обучения, образования, подготовки в реальную профессиональную деятельность, связанную с решением ответственных задач, требующих высоких морально-психологических качеств, готовности, способности и выучки действовать в сложной обстановке, в том числе с риском для жизни и здоровья.

    С точки зрения структуры военная педагогика как наука включает методологию военной педагогики, историю военной педагогики, теорию обучения (военную дидактику), теорию воспитания военнослужащих, педагогику высшей военной школы, частные методики боевой подготовки и ряд других разделов.

    факты, полученные в результате военно-педагогических и военно-научных исследований и жизненных наблюдений;

    гипотезы, нуждающиеся в практической проверке;

    методики исследования военно-педагогической реальности;

    система нравственных ценностей военной службы.

    Военная педагогика тесно связана с другими науками. Данные гуманитарных и социальных наук позволяют получить целостное представление о человеке и коллективе как объекте и субъекте воздействий и взаимодействий. Сведения о биологической сущности человека дает изучение естественных наук. Практическое использование научно-технических и военно-научных знаний предоставляет возможность моделировать военно-педагогический процесс и его элементы.

    Военная педагогика оперирует определенными категориями; основные из них таковы:

    военно-педагогический процесс – целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению;

    воспитание военнослужащих – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности военнослужащего, ее качеств, отношений, взглядов, убеждений, способов поведения;

    обучение военнослужащих – целенаправленный процесс взаимодействия командиров (начальников) и подчиненных по формированию знаний, навыков и умений обучающихся;

    развитие военнослужащих – процесс накопления количественно-качественных изменений, функционального совершенствования психической, интеллектуальной, физической, профессиональной деятельности военнослужащего и его соответствующих качеств;

    психологическая подготовка военнослужащих – формирование психической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению военно-профессиональной деятельности;

    образование военнослужащих – процесс и результат овладения военнослужащими системой научных знаний и военно-профессиональных навыков умений, формирования необходимых качеств личности для успешного выполнения служебных обязанностей и жизни в обществе.

    Кроме названных в военной педагогике используются такие категории, как профессионально-педагогическая культура офицера, самовоспитание, самообразование военнослужащих и др.

    Практически подкласс получил название от наименования испанского корабля "Destructer", построенного в Англии в 1886 г. по заказу Испании и предназначавшегося специально для борьбы с миноносцами. Тип "Destructer" получил развитие во всех флотах и отличался от обычных тогда миноносцев повышенными тактическими характеристиками. В отличие от "миноносцев" ("Torpedo Boats"), англичане и впредь все эсминцы стали классифицировать как "истребители" ("Destroyers").

    К 1914 г. эсминец развился в корабль водоизмещением около 1000 т, с механизмами мощностью в 30000 л.с. и вооружением из орудий 102-мм калибра и торпедных аппаратов 533-мм калибра. К началу первой мировой войны, за 38 лет, истекших со времени постройки первого миноносца английского флота "Lightning" (1877 г.), в развитии этого класса в Англии были достигнуты огромные успехи, результатом которых стали корабли, снабженные многочисленными техническими усовершенствованиями и отличавшиеся ценными тактическими свойствами.

    За время первой мировой войны эсминец превратился в мощный боевой корабль многоцелевого назначения.