Владимир Лефевр. Недетские игры рефлексивного управления. В. А. Лефевр - Математика души

Создатель теории рефлексивных игр и термодинамической модели рефлексии , концепций рефлексивная система , рефлексивное управление , рефлексивные игры ; первый, кто вывел изучение рефлексии из-под идеологического контроля.

Владимир Александрович Лефевр
Дата рождения 22 сентября (1936-09-22 ) (82 года)
Место рождения
  • Ленинград , РСФСР , СССР
Страна
Научная сфера математика
Место работы
  • Калифорнийский университет в Ирвайне
Альма-матер
  • мехмат МГУ
Научный руководитель Г. А. Мещеряков
Известные ученики В. Е. Лепский

Согласно Джонатану Фарли (Jonathan Farley ), математику из Стэнфорда , занимающемуся прикладными исследованиями по проблеме национальной безопасности , теория рефлексии Лефевра была советской альтернативой теории игр , широко принятой в то время истеблишментом американского министерства обороны.

Биография

Владимир Александрович Лефевр родился в 1936 году, в Ленинграде.

В 1955-57 годы служил в артиллерии вычислителем, придумал графический метод определения прицела и написал об этом статью, которая была опубликована в «Артиллерийском журнале» в 1958 году.

С 1974 года работает в Калифорнийском университете, Ирвайн.

Научная деятельность

Основные понятия

В своих ранних работах (1962-1967) Лефевр строит основу будущей рефлексивной теории: вводит понятие рефлексивной системы ; рассматривает интеллектуальные взаимодействия индивидов как рефлексивные игры ; вводит понятие рефлексивное управление (передача одним индивидом другому такой информации, которая послужит основанием для принятия решения, предопределенного передающей стороной); для моделирования понятия рефлексивное управления Лефевр конструирует экспериментальный автомат, обладающий парадоксальным свойством оптимизировать свою работу при противодействии человека-испытуемого (автомат работает лучше, когда ему мешают работать) .

В те же годы Лефевр в своих работах проводит мысль, что естественнонаучный подход не является адекватным для описания человека. Традиционное противопоставление исследователя и объекта исследования теряет смысл при исследовании объектов, сравнимых с исследователем по совершенству, ибо они способны проникать в замыслы исследователя и влиять на теорию, им создаваемую. Для изучения человека необходима формальная модель , подобная физическим моделям. Человек должен быть представлен как неотъемлемая часть физического мира и с присущими ему феноменами сознания: образами себя и другого вместе с отображениями ими образов друг друга (Конфликтующие структуры, 1967).

В начале 2000-х годов Лефевр работает над сравнением идей бихевиоризма и ментализма. Он создает модель, которая связывает биполярное вероятностное поведение субъекта с его ментальной сферой . Природа морального выбора человека двуаспектна. С одной стороны альтернативы играют роль полюсов добра и зла. С другой - у них есть полезности, причем полезность негативного полюса может быть больше полезности позитивного. Лефевр показывает, что не только в выборе человека имеет место подобная двуаспектность, но и в выборе животных .

Моделирование совести

В середине 1970-х годов Лефевр начинает развивать формальный подход к понятиям добро-зло и отношениям конфликт-объединение между ними, игнорируя этическую коннотацию и строя формальное исчисление на основе булевой алгебры . На основе этой формализации он строит математическую модель субъекта, обладающего совестью, и описывает с помощью этой модели рефлексивные взаимодействия индивидов, многократно отображающих друг друга в своем внутреннем мире (Algebra of Conscience , 1982; русский перевод второго издания - Алгебра совести, 2003). Оперирование с моделью доказывает существование двух этических систем: в одной системе объединение добра и зла оценивается как зло, то есть ложка дегтя портит бочку меда; в другой системе объединение добра и зла оценивается как добро, то есть благая цель оправдывает дурные средства. Модель показала, что в той системе, в которой объединение добра и зла есть зло, индивиды возвышаются в собственных глазах, когда вступают в сотрудничество друг с другом. А в той системе, в которой объединение добра и зла оценивается как добро, индивиды возвышаются в своих глазах, когда вступают в конфликт. Это формальное следствие из модели было подтверждено экспериментальными исследованиями. Кроме того, эта модель показывает, при каких условиях индивиды способны совершать свободный выбор, и предлагает решение дилеммы заключенного .

Принятие решений в группе

Продолжая работу с формальным представлением субъекта, изложенным в «Алгебре совести», и используя теорию графов, Лефевр строит модель выбора отдельных членов группы, воздействующих друг на друга . Индивидуальный выбор предсказывается уравнениями, параметрами которых являются набор альтернатив, воздействие мира на индивида, его образ этого воздействия и его интенция. Решения уравнения - это подмножество альтернатив, которое может выбрать субъект. У группы, как у целого, могут быть собственные интересы. Связь интересов группы с индивидуальными интересами субъектов координируется принципом запрета эгоизма: каждый член группы, преследуя свои личные цели, не может наносить ущерб группе как целому. Этот принцип столь же важен в теории рефлексивных игр, как принцип гарантированного результата в классической теории игр (Лекции по теории рефлексивных игр, 2009).

Человек и Космос

Человек это неотъемлемая часть Вселенной. В своей книге «Космический субъект», 1996, Лефевр описывает свои шаги связать человека с законами природы и космоса. Он строит термодинамическую модель субъекта, уподобляя работу нейронных сетей мозга работе цепочки тепловых машин. Эта модель объясняет появление пропорции золотого сечения в психологических экспериментах и социальных опросах; из нее выводятся гармонические интервалы музыкального строя ; она объясняет сущность медитации . Лефевр предполагает, что термодинамическая модель описывает любого субъекта, который может существовать в Космосе , например, потоки плазмы , структурированные магнитным полем . И из того факта, что в модели сознания и модели гармонических музыкальных интервалов лежат сходные математические формализмы, Лефевр делает вывод, что для обнаружения внеземных разумных субъектов следует искать музыкальные отношения в потоках космических сигналов, доходящих до нас .

Проблема одушевленности

Может ли феномен сознания быть объяснен на пути все более глубокого исследования мозга? Сегодня у многих исследователей появляются в этом сомнения. Лефевр, отвечая на этот вопрос, подвергает ревизии само понятие существования и следует схеме платоновой онтологии, в которой феномен сознания является неотъемлемой компонентой сущего и идеальные сущности имеют статус реально существующих . Ментальная феноменология, по его мысли, является проявлением существования таких идеальных объектов. В книге «Что такое одушевленность?», 2017, Лефевр приводит обзор своих работ, основанных на использовании термодинамической модели рефлексии, и завершает вывод полного набора гармонических интервалов в музыке, объясняя, тем самым, почему одни интервалы приятны нашему уху, а другие - нет (загадка известная со времен Пифагора).

  • В. А. Лефевр, Г. Л. Смолян. Алгебра конфликта. - 1-е изд. М., 1968
  • Algebra of Conscience . Dordrecht: Reidel, 1-е изд. 1982; 2-е дополненное изд. Kluwer, 2001
  • Алгебра совести. - М.: «Когито-Центр», 2003
  • Формула человека. - М.: Прогресс, 1991
  • Research on Bipolarity and Reflexivity . - New York: The Edwin Mellen Press - 1-е изд. 1992, 2-e изд. 2006
  • Космический субъект. - М.: Ин-кварто, 1996
  • Рефлексия [Сборник]. - М.: Когито-центр, 2003
  • Лекции по теории рефлексивных игр. - М.: Когито-центр, 2009
  • Что такое одушевленность? - М.: Когито-центр, 2013
  • Ссылки

    • Stuart Umpleby. «Vladimir Lefebvre’s Theory of Two Systems of Ethical Cognition». Рефлексивные процессы и управление , 2016, No. 1-2, 21-26.
    • Timothy L. Thomas. «Russia’s Reflexive Control Theory and the Military.» Journal of Slavic Military Studies , 2004, 17 , 237-256.
    • Александр Левинтов. «Чуть позже светопредставления (беседа с В. Лефевром, посвященная выходу книги „Космический субъект“»). Независимая газета , 15 сентября 1999 года.
    • Anatol Rapoport. «Human Reflexion and the Anthropic Principle.» PSYCOLOQUY: 6,#37, 1995.
    • http://www.cogsci.ecs.soton.ac.uk/cgi/psyc/newpsy?article=6.37&submit=View+Article
    • Harvey Wheeler, Editor. - The Structure of Human Reflexion: The Reflexional Psychology of Vladimir Lefebvre . [Сборник]. New York: Peter Lang, 1990

    В книге проведено систематическое изложение основ теории рефлексивных игр, построенной автором. Цель этой теории состоит в том, чтобы предсказывать индивидуальный выбор субъекта, входящего в группу, и исследовать возможности управления этим выбором. У группы, как у целого, могут быть собственные интересы. Связь интересов группы с индивидуальными интересами субъектов координируется принципом запрета эгоизма: каждый субъект, преследуя свои личные цели, не может наносить ущерб группе как целому. Этот принцип столь же важен в теории рефлексивных игр, как принцип гарантированного результата в классической теории игр. В книге рассмотрено большое число примеров анализа различных ситуаций из области личностных отношений, политики, международных отношений, военных решений и юриспруденции. К каждой главе даетсянабор специальных упражнений.

    Издательство: "Когито-Центр" (2009)

    Формат: 60x84/16, 224 стр.

    ISBN: 978-5-89353-292-0

    Владимир Лефевр

    Влади́мир Алекса́ндрович Лефе́вр (Lefebvre , р. , ) - и и , основатель теории рефлексии и «исчисляемой психофеноменологии»; профессор Калифорнийского университета в Ирвайне.

    Лефевр предложил простые для предсказания «крупномасштабных» последствий индивидуальных действий. Среди уравнений - образ себя человека, а также действия самого человека, учитывающего «поведение» собственного образа себя . Результат - , выражающее вероятность того, что рассматриваемый человек выполнит определенное действие.

    Его математический подход к часто упоминается как «Теория рефлексии» - по-видимому из-за рефлексивной природы принятия во внимание субъектами образов себя . Лефевр развивал теорию рефлексии как военное исследование в бывшем , где родился и получил образование до прибытия в Соединенные Штаты.

    Согласно Джонатану Фарлею, математику из Стэнфорда, занимающемуся прикладными исследованиями по проблеме , теория рефлексии Лефевра была советской альтернативой , широко принятой в то время истеблишментом американского министерства обороны.

    В настоящее время В.А. Лефевр работает с мозговым центром CADS по проблемам, связанным с «войной с терроризмом». Руководство этой организации утверждает, что смогло точно предсказать последовательность целого ряда терактов.

    Библиография

    • Исходные идеи логики рефлексивных игр . // . - М., .
    • О само-рефлексивных и самоорганизующихся системах . // там же.
    • Элементы логики рефлексивных игр . // Проблемы инженерной психологии, № 4. - Л., 1966.
    • Конфликтующие структуры . - М., 1967.
    • Формула человека . - М., 1991.
    • От репрезентатации рациональности к репрезентации свободы воли . // , 1994, № 15.
    • Космический субъект . - М., 1997.

    Владимир Александрович Лефевр (Lefebvre, 22 сентября 1936, Ленинград) — советский и американский психолог и математик, профессор Калифорнийского университета в Ирвайне, создатель теории рефлексивных игр и термодинамической модели рефлексии, концепций рефлексивная система, рефлексивное управление, рефлексивные игры; первый, кто вывел изучение рефлексии из-под идеологического контроля.

    Согласно Джонатану Фарли (Jonathan Farlej), математику из Стэнфорда, занимающемуся прикладными исследованиями по проблеме национальной безопасности, теория рефлексии Лефевра была советской альтернативой теории игр, широко принятой в то время истеблишментом американского министерства обороны.

    В 1955-57 годы служил в артиллерии вычислителем, придумал графический метод определения прицела и написал об этом статью, которая была опубликована в «Артиллерийском журнале» в 1958 году.

    В 1968 году окончил мехмат МГУ; в качестве дипломной работы представил свою книгу «Конфликтующие структуры» (1967), в которой ввел основные понятия теории рефлексии.

    В 1971 году защитил кандидатскую диссертацию по психологии.

    С 1969 по 1974 год работал руководителем научной группы в ЦЭМИ (Центральный Экономико-Математический Институт)

    С 1974 года работает в Калифорнийском университете, Ирвайн.

    Книги (5)

    Алгебра конфликта

    Настоящая книга посвящена одному из новых направлений исследования конфликтных ситуаций. В отличие от обычного теоретико-игрового подхода деятельность конфликтующих сторон рассматривается в работе как своеобразная рефлексивная игра, в которой противники имитируют рассуждения друг друга.

    Описываются также некоторые схемы рефлексивного управления - взаимной передачи партнерами оснований для принятия решений и обсуждаются различные приложения идей рефлексивного анализа.

    Конфликтующие структуры

    В книге рассматривается достаточно интересный подход к исследованию систем, «наделенных разумом».

    Несмотря на всю дискуссионность этого подхода, на спорность многих положений и необычную терминологию автора, редакция надеется, что книга принесет определенную пользу, как в разработке практических приложений, этой теории, так и в детальной критической оценке применимости модели рефлексии в различных областях науки.

    Формула человека: контуры фундаментальной психологии

    Предлагается теоретическая интерпретация человека как необходимого элемента универсума. Для психологов, математиков и всех интересующихся современными методами изучения человека.

    Алгебра совести

    Первое издание этой книги на английском языке вышло в 1982 г., настоящее издание представляет собой дополненный перевод на русский язык ее второго издания.

    Здесь впервые рассмотрен вопрос о существовании формальных законов оперирования категориями добра и зла На основе небольшого числа простых предположений построена развернутая теория, описывающая автоматизм принятия моральных решений.

    Было выявлено, что существуют две этические системы, предопределяющие психологические профили людей в условиях конфликта и сотрудничества В заключительных главах книги рассмотрен динамический вариант модели.

    Рефлексия

    В книге собраны основные работы известного российско-американского ученого, основателя нового научного направления — рефлексивного управления, находящегося на стыке многих наук: психологии, философии, математики, социологии, этики и др.

    Комментарии читателей

    Николай Объективист / 18.02.2017 Любая проблема имеет три состояния - идеальное и оптимальное решение, и крайнее заблуждение. Если рассматривать психологию в этом пространстве,то она только начинает вырываться из последнего состояния. - Полное отсутствие предмета науки - откуда и куда идёт человек? Где он находится сейчас? Куда НАДО идти? Как это определить и контролировать?
    - Ничего этого психология не знает! Человека изменить нельзя, что говорит о крайне устойчивой его структуре, но при всём при том ни одной постоянной составляющей личности не существует!
    На этом фоне любая попытка объективировать структуру личности и и протекающие психические процессы - крайне важна и интересна. Но и эта попытка не вышла далеко за бесконечные попытки систематизировать следственные признаки. Ключевой фразой этой позиции может служить установка - "Давайте введём две переменные a и b, определённые на множестве..."(!)
    На том вся истинность и объективность и заканчивается!
    “Уравнение, основанное на взаимодействии переменных, а не на причинных связях, не может быть использовано для объяснения явлений независимо от обеспечиваемой точности прогноза”
    Р. Акофф Искусство решения проблем
    До тех пор, пока мы не начнём базироваться на тех основаниях, которые существуют помимо нашего к ним отношения и трактовки - из болота субъктивных представлений нам не выбраться!

    Юрий / 27.10.2015 Лефевр - гений. Его разработки по своему значению выходят далеко за рамки психологии (хоть общей, хоть социальной) и применимы для решения фундаментальных метафизических проблем.

    владимир леопольдович кагански / 22.01.2015 Согласен с Н.Н.Казанцевым - чуть не вместе читали когда-то (однокашники). Но дело здесь глубже, чем управленческая проблема. Ландшафт вообще - множество рисунков на единой ткани. Рисунки - воды, почвы, разные группы организмов и людей и проч. - выращивают свои рисунки, живут по своим законам. Оттого общая картина и кажется столь непонятной. Кстати, ее схватить можно - не знаю, пока ли - только экспертизой. А каков статус экспертизы... просто не признан.

    Федя / 3.01.2012 Подход его представляется перспективным, если психологи им займутся всерьёз.

    А не то он займется психологами:)

    Гость / 14.01.2010 наслышан. скачал. оч интересно. почитаю

    Казанцев Николай Николаевич / 11.12.2008 Для географии это базовая модель - в одном и том же объекте (территория) "живут" разные структуры, которые предъявляют разные требования к его организованности. Любое лицо, поставленное управлять территорией, следовало бы готовить к управлению именно по такой модели. Пока же царствует феодальная система - повелитель и вассалы, каждому из которых выделен отдельный оазис, который отделен от оазисов других вассалов, так что возможность влияния их деятельности по управлению каждлого своим оазисом пересекаться, исходя из принятой методологи, не должна (пример мэр города и организации, управляющие газовыми сетями, энергоснабжением, теплоснабжением, дорогами и пр. - в результате разрытия одного и того же места разными организациями, как не вписывающиеся в "феодальную картину мира, имеют массовый характер и неисправимы с точки зрения управления. Факты, когда выходят на один и тот же участок трубы две бригады, взятые на подряд одной и той же теплосетевой организацией, только одна на плановый предупредительный ремонт, другая на капитальный (по разным отделам) - свидетельство того, что на уровне оборота данных соответствующие процессы "не встречаются".

    Владислав / 12.11.2008 Автор талантлив, трудолюбив и упрям. Подход его представляется перспективным, если психологи им займутся всерьёз.