Урок русского языка "синтаксис сложного предложения". VI. Выборочный диктант. Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения

МБОУ «Константиновская школа» Симферопольского района Республики Крым

Учитель первой категории Кириченко Т.В.

Урок русского языка в 9 классе

Тема. Повторение темы «Синтаксис и пунктуация сложного предложения».

Цель: закрепить и систематизировать знания о сложном предложении, навыки постановки знаков препинания в нем; развивать чувство языка, грамотность; воспитывать внимательность.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, дидактический материал, карточки.

Осознание специфики

сложного предложения –

важнейший шаг к

развитию культуры речи.

К. Шульжук

Ход урока.

    Актуализация опорных знаний учащихся.

    Словарный диктант.

Искусство слова, гениальный русский писатель, литературный труд, душевная красота, жизненные проблемы, необыкновенное мастерство, нравственные ценности, характер человеческих чувств, духовное богатство.

    Практика по методу «Клубок».

Составьте со словосочетаниями из словарного диктанта предложения.

    Мотивация учебной деятельности учащихся.

Метод «Ассоциативная звезда» ССП, СПП, БСП.

Учащимся необходимо определить, какие карточки относятся к ССП, СПП и БСП.

    Объявление темы и цели урока.

    Восприятие учащимися учебного материала.

Слово учителя.

Л.Н. Толстой – великий русский писатель, который прошел долгий и сложный путь творческих исканий и духовного совершенствования. Лев Толстой – прозаик, драматург, историк, психолог человеческой души, видный общественный деятель, учитель. Ребята, давайте вспомним, какие произведения написал Л.Н. Толстой? (ответы девятиклассников).

1. Игра-упражнение «Угадай».

На доске написаны три предложения, в своей структуре имеющие много общего, но чем-то отличающиеся. Перед игрой эти предложения прочитываются, расставляются пропущенные знаки препинания. Затем к доске приглашается один ученик, которому вручается карточка с одним из предложений, записанных на доске. Он характеризует это предложения, не называя входящих в него слов. Ученики должны угадать его по некоторым отличительным признакам.

    В осеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разнообразный запах прелых листьев и оттаявшей земли (Л. Толстой).

    На левом фланге, куда мне приказано явиться, происходила жаркая битва (Л. Толстой).

    Ветер не уменьшался, и пошел снежок (Л. Толстой).

    Выборочная работа.

    Чтение учителем текста.

Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидал, что это совершенно невозможно. У меня в руке было перышко от ее веера и целая ее перчатка, которую она дала мне, уезжая, когда садилась в карету, и я подсаживал ее мать и потом ее. Я смотрел на эти вещи и, не закрывая глаз, видел ее перед собой то в ту минуту, когда она, выбирая из двух кавалеров, угадывает мое качество, и слышу ее милый голос, когда говорит: «Гордость? да?» - и радостно подает мне руку или когда за ужином пригубливает бокал шампанского и исподлобья смотрит на меня ласкающими глазами. Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей. И я невольно соединяю его и ее в одном нежном, умиленном чувстве (Л. Толстой).

Задание к тексту.

Докажите что перед вами текст.

Найдите предложение с подчинительной и сочинительной связью.

Сделайте полный синтаксический разбор этого предложения. Постройте схему.

    Метод «бахрома».

На доске записано предложение, необходимо его охарактеризовать с помощью карточек, построить схему.

Всякая охота тем хороша, что имеешь дело с природой.

    Конструирование предложения по его началу.

Если бы я был царь, то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог (Л. Толстой).

Даже те редкие минуты нежности, которые наступали между ними, не успокаивали ее: в нежности его теперь она видела оттенок спокойствия, уверенности, которых не было прежде и которые раздражали ее (Л. Толстой).

Графически выделите части сложных предложений, определите вид связей, постойте схемы.

5. Графический диктант.

1) Он погонял уставшую уже лошадь, чтобы скорее проехать эти толпы (Л. Толстой).

2) Все это смешно показалось Оленину: точно эти казаки играли в солдат (Л. Толстой).

3) Метель становилась сильнее и сильнее, и сверху снег шел сухой и мелкий (Л. Толстой).

6. Переведите предложение с русского языка на украинский. Определите вид сложного предложения.

Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею (Л. Толстой).

Кожн i й людин i , для того щоб д i яти, потр i бно л i чити свою д i яльн i сть важливою та доброю.

    Подведение итогов.

    Домашнее задание .

Повторить теоретический материал, упр. 421.

Синтаксис и пунктуация сложного предложения.

/Русский язык. Урок-практикум. 10 класс/

Цели:

Образовательные :

    учить применять ранее изученные пунктуационные правила;

    учить анализировать предложенный текст.

Развивающие:

    развивать умение вдумчиво расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами, аргументировать свои ответы;

    развивать память, речевую активность учащихся;

    создавать презентации на заданную тему;

    высказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

    прививать интерес к родному языку, развивать желание изучать родное слово;

    на примере текста учить понимать и оценивать человеческие поступки.

Задачи: повторить правила, регламентирующие правописание и постановку знаков препинания; продолжить подготовку к ЕГЭ по русскому языку.

Оборудование урока:

Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение.

    Компьютер

    Экран, мультимедийный проектор

    Тестовые задания на распечатанных листах. Работа с текстом.

Ход урока

I. Графический диктант.

Составьте схемы данных предложений.

1. Поступок важен в жизни каждого человека, в общении между людьми.

2. По поступкам судят о человеке, о его чести и бесчестии, о его доброте и порядочности, искренности и ответственности.

3. Поступок выражает позицию человека, его отношение к жизни.

II. Обобщение знаний по теме «Сложное предложение».

Фронтальный опрос – беседа.

1. Расскажите об особенностях строения сложного предложения. (Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное объединение нескольких грамматических основ, аналогичных простому предложению.)

2. Какие типы сложных предложений вы знаете? (Части сложного предложения соединены посредством интонации, а также интонации и союзов (союзных слов). На этой основе сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Союзные предложения, в зависимости от типа союзов и внутренних взаимоотношений между частями, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.)

3. Какими признаками обладает сложносочинённое предложение? (Сложносочинённое предложение – сложное предложение, части которого равноправны, независимы друг от друга и соединены при помощи сочинительных союзов.)

4. Какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении для разделения частей? (В сложносочинённом предложении для разделения частей применяются запятая, точка с запятой, тире.) Назовите условия постановки этих знаков.

5. Какими признаками обладает сложноподчинённое предложение? (Сложноподчинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены интонацией и подчинительными союзами (союзными словами), а также одна часть подчинена другой.)

6. Какие типы придаточных вы знаете? (Определительные придаточные, изъяснительные придаточные, определительные придаточные.)

7. Какими знаками препинания может отделяться придаточная часть от главной? (Придаточная часть от главной может быть отделена запятой, при помощи двоеточия, тире.)

8. Какие знаки разделяют части бессоюзного предложения? (Части бессоюзного сложного предложения разделяются запятой, точкой с запятой, двоеточием.)

III. Составление схемы классификации видов сложных предложений.

VI. Выборочный диктант.

Заполните таблицу, указывая номер предложения (знаки препинания не расставлены).

1. Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. Поэтому - то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать но насущной необходимостью . (А. И. Куприн)

2. Язык которым Российская держава великой части света повелевает по его могуществу имеет природное изобилие красоту и сил, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сомнения чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство каковому в других удивляемся. М. В. Ломоносов

4. До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

В. Солоухин

5. Уже я с трудом различал отдельные предметы поле неясно белело вокруг за ним с каждым мгновеньем надвигаясь громадными клубами вздымался угрюмый мрак.

И. Тургенев

6. Вдруг вспыхнула близко молния и осветила застывшие на миг столбы валуны полегшие травы и низкие лохматые тучки.

7. Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

8. Несмотря на тёплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

М. Пришвин

Виды предложений

Сложносочинённые

Сложноподчинённые

Бессоюзные

V. Анализ предложений.

1. Сравнить схемы двух предложений. Привести примеры предложений, соответствующих данным схемам.

2. Дать характеристику предложения (без его предварительной записи). Составить схему.

Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.

3. Дать характеристику предложеня, составить его схему. Перестройте его дважды таким образом, чтобы изменилась его характеристика. Дайте общую характеристику получившимся предложениям.

Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте

великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами.

(В.Шукшин).

А) Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте

великий русский язык, переданный нам нашими дедами и отцами.

(Простое, осложнённое).

Б) Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте

великий русский язык, который передан нам нашими дедами и отцами.

(Сложноподчинённое с придаточным определительным)

4. Из двух простых предложений (Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно выплывала из-за леса.) составить сложносочинённое. Записать полученное предложение, добавив в первую его часть определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого существительного; во вторую – обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Объяснить графически пунктуацию предложения. (Например: Гроза, грохочущая вдали, надвигалась, и огромная лиловая туча, набирая силу, медленно выплывала из-за леса.)

V I . Подведение итогов.

Тест № 1

1.1. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Через низкие ворота города мы вошли в поле (1) и (2) пройдя шагов сто вдоль каменной ограды (3) остановились перед узенькой калиткой .

1) 1, 2, 3;
2) 1;
3) 2, 3;
4) 1, 3.

1.2. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Я поскакал (1) сломя голову (2) и застал отца в живых (3) но уже при последнем издыхании .

1) 1, 2, 3;
2) 1, 3;
3) 2, 3;
4) 3.

1.3. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Мы вместе с Гагиным переправлялись через Рейн (1) и (2) проходя мимо любимого моего ясеня со статуйкой мадонны (3) присели на скамью .

1) 1, 2, 3;
2) 1;
3) 2, 3;
4) 1, 3.

1.4. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Плюшкин (1) севши в кресло (2) и (3) взявши в руки перо (4) долго еще ворочал на все стороны четверку .

1) 1, 2, 3, 4;
2) 1, 3, 4;
3) 1, 4;
4) 2.

ОТВЕТЫ на тест № 1:

1.1 – 3,
1.2 – 4,
1.3 – 3,
1.4 – 3,

Домашнее задание.

§1. Сложное предложение. Общие понятия

Сложное предложение - это единица синтаксиса.

Сложными называются предложения, состоящие из двух и более грамматических основ, связанных в единое целое по смыслу, грамматически и интонационно.
От простого предложения сложное отличает то, что в простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном - более одной. Сложное предложение, таким образом, состоит из частей, каждая из которых оформлена как простое предложение.
Но сложное предложение - это не случайный набор простых предложений. В сложном предложении части связаны между собой по смыслу и синтаксически, с помощью синтаксических связей. Каждая часть, будучи оформлена как предложение, не обладает смысловой и интонационной завершённостью. Эти признаки характерны для всего сложного предложения в целом.

Сложные предложения, как и простые, характеризуются по цели высказывания. Они могут быть невосклицательными и восклицательными.

В отличие от простого предложения сложное требует определения, из скольких частей оно состоит и какой связью соединены его части.

§2. Виды синтаксической связи частей сложного предложения

Синтаксическая связь между частями сложного предложения может быть:

  • союзной
  • бессоюзной

Союзная связь - это вид синтаксической связи, выраженной с помощью союзов.

Союзная связь может быть:

  • сочинительной
  • подчинительной

Сочинительная синтаксическая связь - это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: сочинительных союзов.

Гроза прошла, и выглянуло солнце.

Подчинительная синтаксическая связь - это вид синтаксической связи с неравноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна - главное предложение, другая - подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.

Мы не пошли гулять, потому что началась гроза.

(Мы не пошли гулять - главное предложение, а потому что началась гроза - придаточное предложение.)

Бессоюзная синтаксическая связь - это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно. Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример:

Тренер заболел, занятие перенесено на следующую неделю.

Характер синтаксической связи между частями сложного предложения - это важнейший классификационный признак сложных предложений.

§3. Классификация сложных предложений

Классификация сложных предложений - это классификация по синтаксической связи между его частями. Сложные предложения делятся:

на 1) союзные и 2) бессоюзные, а союзные, в свою очередь - на 1) сложносочинённые и 2) сложноподчинённые.

Следовательно, выделяются три типа сложных предложений:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные

Каждый из этих типов подлежит дальнейшей классификации по значению.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Сколько грамматических основ в сложном предложении?

    • две и более
  2. Как связаны между собой части в сложном предложении?

    • по смыслу
  3. Обладает ли завершённостью часть сложного предложения?

    • да, каждая часть - это отдельное самостоятельное предложение
  4. Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания?

  5. Могут ли сложные предложения быть восклицательными?

  6. Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?

  7. Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения?

    • главной
    • придаточной
  8. Возможна ли синтаксическая связь между частями сложного предложения без союзов?

  9. Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения?

    • равноправное отношение характеризует подчинительную связь
  10. Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения?

    • неравноправное отношение характеризует сочинительную связь

Правильные ответы:

  1. две и более
  2. по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи)
  3. нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением
  4. сочинительной и подчинительной
  5. равноправное отношение характеризует сочинительную связь
  6. неравноправное отношение характеризует подчинительную связь

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Способы подчинения зависимого слова главному: согласование, управление, примыкание.

Предложение как единица речевого общения. Типы предложений. Выразительные возможности синтаксиса: инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция.

Синтаксис - основа русской пунктуации. Пунктуация как совокупность правил об употреблении знаков препинания.

Должны знать : основные единицы синтаксиса, главные и второстепенные члены предложения, типы предложений, употребление знаков препинания.

Должны уметь : различать предложения, обособляемые обороты, прямую речь, цитаты, пользоваться синтаксическими средствами при создании собственных текстов.

Практические упражнения

Синтаксический разбор, стилистический анализ синтаксических структур в тексте, синтаксические ошибки и их исправление.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Кроме морфологии, в грамматику русского языка входит синтаксис . Синтаксис изучает правила построения и отдельные разновидности словосочетаний и предложений.

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически: студенческое собрание, статья по менеджменту, человек среднего роста, читать вслух.

Другой основной синтаксической единицей является предложение.

Предложение - наименьшая частица речевого общения, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово) и выражающая интонационно завершённое сообщение, вопрос или побуждение: Наступил вечер. Тишина. От реки повеяло прохладой.

В предложении различаются два основных типа синтаксической связи - сочинение и подчинение .

При сочинении в связь вступают р а в н о п р а в н ы е, независимые друг от друга элементы (члены предложения): книга и тетрадь лежат на столе; читаю книги, газеты, журналы.

При подчинении в связь вступают н е р а в н о п р а в н ы е члены предложения (один зависит от другого): читать книгу, совет друга, последние минуты.

Подчинение имеет три разновидности синтаксических связей: согласование, управление и примыкание.

Согласование - это такая подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: темной ночью (согласование в роде, числе, падеже), отметки выставлены (согласование в числе).

При согласовании главным словом бывает имя существительное и другие слова с предметным значением, а зависимым словом - прилагательное, местоимение, порядковое числительное, причастие.

Управление - это такая подчинительная связь, при которой главное слово "управляет" падежной формой зависимого, т.е. "требует" постановки зависимого в определенный падеж: читать (что?) письмо, способный (к чему?) к рисованию, писать (чем?) пером, посоветовал (кому?) брату.

При управлении главным словом чаще всего является глагол, а в роли зависимого - существительное: посадил цветы, отодвинул рукой, нарушил тишину.

Управление может быть беспредложным (сеять рожь, помогать бедным) и предложным (помогать в беде, любовь к родине).

Примыкание - это подчинительная связь, при которой зависимость одного слова от другого передается порядком слов и интонацией подчинения. При примыкании главным словом обычно бывает глагол, а зависимым - неизменяемые слова или формы слов: наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола, сравнительная степень прилагательного: приехать издалека (наречие примыкает к глаголу), приказ наступать (неопределенная форма глагола примыкает к существительному), говорить улыбаясь (деепричастие примыкает к глаголу).

В русском языке существуют разнообразные типы предложений.

По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные . Каждое из этих предложений может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, выражающейся в особой восклицательной интонации.

По структурным особенностям выделяются предложения:

- односоставные (имеют один главный член: Смеркается. Тишина) и двусоставные (имеют два главных члена: подлежащее и сказуемое: Теплая ночь опустилась на землю);

- нераспространенные (имеют только главные члены: Зажглись звезды, Взошла луна. ) и распространенные (кроме главных членов, имеют и второстепенные: На небе зажглись яркие звезды. В середине ночи взошла желтая луна );

- полные (налицо все необходимые члены данного предложения) и неполные (устранение из предложения какого-либо члена без ущерба для структуры: Солдат стрелял из карабина (полное). Офицер - из пистолета (неполное).

Простые (имеют один грамматический состав; Утро было свежее и прекрасное. Прошло несколько лет) и сложные (состоят из нескольких частей, каждая из которых является предложением: Становилось жарко, и я поспешил домой. Когда мы вернулись, было уже темно).

В синтаксисе заключены большие стилистические возможности. Богатая синонимия словосочетаний, типы простого предложения, различные варианты связей слов в предложении, параллельные синтаксические конструкции - всё это условия для широкого выбора языковых средств.

Экспрессивную роль играет повторение одинаковых слов, перерыв речи, вызванный внутренним состоянием говорящего, всевозможные вставные конструкции, периодическая речь. Помимо всего этого, для усиления образности и выразительности речи используются особые синтаксические построения - стилистические фигуры: инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и др.,

Инверсия - это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок для усиления выразительности речи.

Не всякий обратный порядок слов является инверсией: о ней можно говорить только тогда, когда с ее использованием ставятся стилистические задачи - повышение экспрессивности речи. Инверсия усиливает смысловую нагрузку и переводит высказывание из нейтрального плана в план экспрессивно - эмоциональный: Вывели лошадей. Не понравились они мне (Тург.); Ведь он друг был мне (Л.Толст); Руку мне подач на прощанье (Чех).

Многосоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения, что усиливает выразительность речи: Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (Кор.).

Бессоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов, что придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями: Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магнаты, люди, балконы, львы на воротах...(Пушк.).

Парцелляции - экспрессивный синтаксический приём, когда предложение интонационно делится па самостоятельные оттенки, графически выделенные как самостоятельные предложения: И снова. Гулливер. Стоит. Ссутулясь (Антокольский).

Прием парцелляции может с успехом применяться в рекламе.

Правильное оформление письменной речи связано с умением показывать графическими средствами деление её на предложения, а предложения - на части.

Собрание правил постановки знаков препинания называется пунктуацией . Пунктуация в русском языке строится в основном на синтаксической основе. Существует прямая связь пунктуационных правил с синтаксисом.

В русской пунктуации употребляются десять знаков: точка, точки с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки .

Различаются знаки отделяющие (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и знаки выделяющие (две занятые, два тире, скобки, кавычки).

ОБЗОР УПОТРЕБЛЕНИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

1. Точка ставится:

В конце повествовательного предложения;

В конце побудительного предложения при спокойном тоне речи.

2. Восклицательный знак ставится:

В конце восклицательного предложения;

После обращений;

После междометий.

3. Вопросительный знак ставится: в конце вопросительного предложения.

4. Многоточие ставится:

При незаконченных высказываниях, при перерывах в речи;

В цитатах для указания на то, что цитата приводится не полностью.

5. Запятая ставится:

Между однородными членами предложения;

При обособлении второстепенных членов;

При обращении;

При вводных словах и предложениях;

При словах-предложениях, при вопросительно-восклицательных словах;

В сложносочиненных предложениях;

В сложноподчиненных предложениях;

При прямой речи.

6. Точка с запятой ставится:

Между распространенными однородными членами;

Между распространенными однородными придаточными предложениями;

В бессоюзных сложных предложениях.

7. Двоеточие ставится:

При однородных членах предложения после обобщающего слова;

В бессоюзных сложных предложениях;

При прямой речи;

При цитатах.

8. Тире ставится:

Между подлежащим и сказуемым;

При однородных членах предложения перед обобщающим словом;

При обособленных приложениях;

При вводных предложениях;

В бессоюзных сложных предложениях;

При прямой речи;

При диалоге.

9. Скобки ставятся:

При вводных предложениях.

10. Кавычки ставятся:

При прямой речи;

09.10.2016 - 17:24

Вариант 1

Его не страшили нехоженые тропы () и не пугала встреча с дикими животными.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запя-тую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Сказка нужна не только детям но и взрослым.

2) Куприн просто заставлял Никандрова писать долго терпеливо учил его основам писательского мастерства.

3) С Гиляровским дружили не только Чехов но и Куприн Бунин и многие актёры и художники.

4) В саду росли пахучие белоснежные лилии и яркие алые розы и скромные бархатцы.

3. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запя-тые?

Увидев свой отряд (1) измученный (2) и поредевший втрое (3) уныло растянувшийся вдоль дороги (4) он понял, как он (5) сам смертельно уставший (6) бессилен теперь сделать что-либо для этих людей.

1) 1,3,4 — выделяются деепричастный и причастный обороты

2) 1, 3, 4, 5,6— выделяются два причастных и один деепричастный обороты

3) 1,3,4 — выделяются два причастных оборота

4) 1,3,4,5,6 — выделяются три причастных оборота

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко-торых в предложениях должны стоять запятые?

Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была (1) в сущности (2) беспощадной схваткой с глупостью и подлостью. Многие писатели вам ничего не расскажут (3) о сущности (4) творческого процесса, как, очевидно, не сможет рассказать птица, как она поет.

1) 1,2,4 2) 1 3)1,2 4)1,2,3,4

5 Укажите предложение, в котором нет тире. (Знаки препинания расставлены частично.)

1) Все вещи диваны, столы и стулья были сделаны из светлого дерева, блестели от времени и пахли кипарисом.

2) Так впервые я убедился в том, что главное для писателя это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи тем самым выразить своё время и свой народ,

3) Почему я не замечал этот родной пейзаж раньше? спрашивал я себя.

4) Я бродил в своих воспоминаниях по лесам, потом по берегам Невы или по голубым от льна холмам суровой псковской земли

6.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

По Каме около устья тянулись такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предло-жения.

2) Третья часть сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первых двух частях.

3) Третья часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в предыдущих частях.

4) Третья часть сложного предложения указывает на основе, причину того, о чем говорится в предыдущих частях.

7. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Поля (1) вдоль которых мы проезжали (2) когда возвращались домой (3) уже покрылись изумрудной зеленью.

1) 1,2,3 2)2 3)2.3 4) 1,2

8. В какой варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко-торых в предложении должны стоять запятые?

В одном из своих писем Куприн писал о том (I) что (2) когда он вышел из полка (3) самое тяжёлое было то (4) что у него не было никаких знаний — ни научных, ни житейских.

1) 1,2,3,4 2) 1,3,4 3) 1,4 4) 1,2,4

9. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нель-зя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Море, которое бушевало всю ночь, утром было уже безмятежным и спокойным.

2) Горничная была сирота, которая, спасаясь от голодной смерти, должна была поступить в услужение.

3) Небо всё было в звёздах, которые излучали ровный тихий свет.

4) Весёлый вечер, который начался без нас, был в самом разгаре.

10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая историю своей страны,

1) летописи помогут вам в этом.

2) читайте мемуары очевидцев исторических событий.

3) в музеях хранится множество уникальных документов.

4) архивы играют огромную роль.

(По В. Ткаченко)

11 класс

Вариант 2

1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

В лесу только иволги кричат () да кукушки наперебой отсчиты-вают кому-то непрожитые годы.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом запятая нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом ДА запятая нуж-на.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом ДА запятая не нужна.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Зна-ки препинания не расставлены.)

1) Ночь то распахивалась стремительным белым огнём то сжима-лась в непроглядную тьму.

2) Я незаметно ушёл и долго старался не думать об Анфисе и маль-чике.

3) Многое в нашей жизни можно было наполнить лирическим и ге-роическим звучанием и выразить живописно и точно.

4) Эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драго-ценных камней и вызывают у нас чувство таинственности и необъ-яснимой красоты.

3. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запя-тые?
Отдельные камни (1) лежащие в скверах к парках (2) и едва проступающие на газонах (3) украшают городские виды (4) не создавая в то же время никакой суеты.

1) 1,3 — выделяется причастный оборот

2) 1,2,3 — выделяются два причастных оборота

3) 4 — выделяется деепричастный оборот

4) 1,3,4 — выделяются причастный и деепричастный обороты

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Снег падал медленно и очень важно, и хлопья его были такие большие, что (1) казалось (2) будто с неба слетают на город легкие белые цветы. Удивительная и (3) как мне показалось (4) душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

1)1,2 2)3,4 3)2,3,4 4) 2,4

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Люди, птицы, травы — всё слушает песню соловья.

2) На выставке была представлена не только живопись, но и графика.

3) Мы увидели заросли земляники и лесной малины, и решили наполнить наши корзинки.

4) Он был хоть и невысок ростом, да жилист.

6. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Я верю: мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся с тобой.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко-торых в предложении должны стоять запятые?

Я не был уверен (1) хватит ли у меня сил добраться до вершины горы (2) и подойдет ли к тому времени отряд (3) и собирался уже повернуть назад.

1) 1,3 2) 1 3) 1,2 4)3

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко-торых в предложении должны стоять запятые?

Человек такое дивное существо (1) что никогда не можно ис-числить вдруг его достоинств (2) и (3) чем более всматриваешься в него (4) тем более объявляется новых особенностей (5) и описа-ние их было бы бесконечно.

1)1,4 2)2,3,4,5 3)1,3,4 4)1,2,4,5

9. 1. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нель-зя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Помню, я открыл книгу, стоя около киоска, где я её купил.

2) У нас были и есть писатели, которые сумели ввести науку в свои повести и романы как необходимейшее качество прозы.

3) Писателя занимает мечта, которая живёт у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый учёный.

4) Рассказы Грина пьянили, как душистый воздух, который сбивает нас с ног после чада душных городов.

10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

С головы до ног оглядев меня,

1) лицо его выражало полное разочарование.

2) мне показалось странным это молчание.

3) она попросила впредь предупреждать о приезде.

4) ему было необходимо разобраться в своих чувствах.

11. Спишите текст, вставьте необходимые орфограммы и пунктограммы.

Калеча кр..соту пр..роды мы и себя самих и своих п..томков обкрад..ваем. Если бы всегда все и каждый относились к пр..роде вн..мательно и серьёзно с пон..манием её места и значения в нашей жизни мы бы может многого горя изб..жали.

Сколько как п..думаешь тв..рит..ся на земле зла из-за ч..л..веческой глупости и бе..памятства! Кто к пр..меру п..ручит..ся что всплеск жестокости накипь зла в иной пустой (не) зрячей душ..нке (не) начались с бе..смысле..о разорё..ого птич..его гнезда или безобраз..ого к..стрища в лесу осквернившего его царстве..ую красу?

Всё в этом мире теснейше взаимосвяза..о обижа..ш.. безответную пр..роду а губ..ш.. свою бе..смертную душу...

(По В. Ткаченко)

Ответы

Вариант 1