"сталинские соколы" на службе в люфтваффе. Служба в Красной армии

Ш-Щ Э-Ю-Я

Родился 15 мая 1918 года в селе Петровка (ныне Хохольский район Воронежской области). Окончил 7 классов школы. Работал на шахтах Воронежской области, на руднике Бокчеевка, затем - на руднике "Стрелица". В 1936 году окончил Воронежский аэроклуб, в 1938 году - Тамбовскую школу Гражданского Воздушного Флота. 16 января 1939 года в рядах Красной Армии. 5 ноября 1939 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков и направлен в 12-й ЗАП. С 16 декабря 1940 года - младший лётчик 42-го ИАП (ВВС Прибалтийского военного округа). В 1941 году окончил курсы командиров звеньев.

С декабря 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По сентябрь 1942 года воевал в составе 287-го ИАП (6-й ИАК, Московская зона ПВО). Летал на "Харрикейне" и Як-7. В июле 1942 году заместитель командира эскадрильи лейтенант С. Т. Бычков признан виновным в совершении аварии и осуждён на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Решением Военного совета от 1 октября 1942 года судимость снята. С июля 1943 года - штурман 937-го ИАП, летал на Ла-5.

К августу 1943 года штурман 937-го истребительного авиационного полка (322-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) капитан С. Т. Бычков совершил 230 боевых вылетов, в 60 воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 5 самолётов противника (в наградном листе говорится о 15 личных и 1 групповой победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1117).

С ноября 1943 года капитан С. Т. Бычков - заместитель командира 482-го ИАП, где продолжал летать на Ла-5. 10 декабря 1943 года сбит огнём зенитной артиллерии, совершил вынужденную посадку на вражеской территории, попал в плен. К тому времени совершил более 230 боевых вылетов, провёл более 60 воздушных боёв (число сбитых самолётов не изменилось). Воевал на Брянском, Западном, Калининском, Сталинградском фронтах и Московской зоне ПВО.

В 1944 году согласился сотрудничать с немцами, вступил в "Русскую Освободительную Армию" (РОА) генерала Власова. Участвовал в перегонах самолётов с авиазаводов на полевые аэродромы Восточного фронта, в боевых действиях против партизан (район Двинска). С сентябре 1944 года принимал участие в формировании 1-го авиационного полка ВВС Комитета освобождения народов России, командовал истребительной эскадрильей.

27 апреля 1945 года сдался в плен представителям американской армии. В сентябре 1945 года передан советской стороне. 24 августа 1946 года осуждён Военным трибуналом за измену Родине и приговор к расстрелу. 4 ноября того же года приговор приведён в исполнение. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1947 года лишён всех наград и звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина (10.09.1943), Красного Знамени (23.10.1942, 08.08.1943).


* * *
Список известных воздушных побед С. Т. Бычкова:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
05.02.1942 1 Ю-52 (в гр. 1/3) станция Осуга "Харрикейн"
06.02.1942 1 Ме-110 (в гр. 1/5) северо-восточнее Сычёвка
2 Ме-109 (в гр. 2/3) Гайдуки
07.03.1942 1 "Хе-113" Юхнов
1 Ме-109 Рыляки
19.03.1942 1 Ме-109 южнее Старица
21.03.1942 1 Ме-109 станция Панино
05.07.1942 1 Ме-109 восточнее Елец
06.07.1942 1 Ю-87 Козинка
1 Ю-87 Ломовец
25.08.1942 1 Ме-109 северная окраина Сталинград Як-7
05.09.1942 1 Ю-88 Сталинград *
14.07.1943 1 Ю-88 Дудорово Ла-5
15.07.1943 1 Ю-88 (в гр. 1/3) Ягодная

Всего сбитых самолётов - 10 + 5; боевых вылетов - более 230; воздушных боёв - более 60.

* Победа включена в список только на основании наградного материала, в оперативных и отчётных документах не упоминается.

Из материалов прессы военных лет:

Из фотоматериалов военных лет:


Хотя неоднократно имел возможность перелететь на самолете через линию фронта в тыл Красной армии, либо в третью страну, не делал этого из-за боязни ответственности за содеянное.

Награждался лично генералом Власовым А.А. двумя медалями и наручными часами.

После капитуляции Германии, находясь в Чехословакии, вступил в лжепартизанский отряд, где получил документы участника антифашистского движения на имя Березовского, с помощью которых пытался легализоваться в СССР (л. д. 15-18, 19-20, 30-31, 32-34, 37-42, 43-51, 52-58, 61-64, 65-74, 84-87, 88, 96- 104, 106-108, 109-112, 142-145).

Преступная деятельность Антилевского в плену подтверждается показаниями свидетелей Мишуткина, Семенова, Карасевой, Островершенко, Кукушкина и других, которые заявили, что тот добровольно поступил на службу в РОА, неоднократно участвовал в антисоветских пропагандистских мероприятиях среди военнопленных, ходил в форме РОА с полученными наградами (л. д. 5-6, 7-8,9-10, 11-12, 13-14).

Свои показания вышеперечисленные свидетели подтвердили на очных ставках с Антилевским (л. д. 21, 22-23, 24-25, 26-27).

У Антилевского изъяты справки, свидетельствующие о том, что некто Березовский Борис является членом партизанского отряда "Красная искра" и участвовал в боях с фашистами (л. д. 136).

С учетом изложенного следует признать, что Антилевский Бронислав Романович осужден законно и реабилитации не подлежит.

В связи с отсутствием заявления о реабилитации дело в суд не направляется, а пересмотрено в порядке исполнения Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.91 года и указаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 13/3-Ю/А-1015 от 21. 04. 92 года.

Старший военный прокурор

3 отдела 5 управления надзора ГВП

полковник юстиции А. М. Потемкин

Надзорное производство ГВП № 1958-01»{7}.

Награжден: присвоено звание Героя Советского Союза (1940) с вручением медали «Золотая Звезда» за № 304, орден Ленина (1940), орден Красного Знамени (1943), 2 немецкие медали (1944, 1945).

{1} Конев В.Н. Герои без Золотых Звезд. Прокляты и забыты. М: Яуза. Эксмо, 2008. С. 18.

{2} Захаров Г.Н. Я - истребитель. М.: Воениздат, 1985. С. 187.

{3} ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Ед. хр. 876.

{4} Конев В.Н. Герои без Золотых Звезд. Прокляты и забыты. М: Яуза, Эксмо, 2008. С19-20.

{5} Там же. С. 28.

{6} Там же.

{7} Звягинцев В.Е. Трибунал для героев. «ОЛМА-ПРЕСС образование». 2005. С. 297-300.

Герой Советского Союза капитан

БЫЧКОВ СЕМЕН ТРОФИМОВИЧ

15.05.1918-04.11.1946

Семен Трофимович Бычков родился 15 мая 1918 года в крестьянской семье в селе Петровка Хохольского уезда Воронежской губернии. Трудовую деятельность начал в 16 лет на шахтах Воронежской области. С июня по август 1934 года работал коногоном на руднике Бокчеевка, затем - по июнь 1935 года - водосливщиком на руднике «Стрелица».

Как и большинство его сверстников, «заболел» романтикой неба и мечтал стать летчиком. Проходил обучение в Воронежском аэроклубе, который закончил в 1936 году. В том же году окончил семь классов средней школы. Дальнейшую свою судьбу Семен Бычков твердо решил связать с небом. Он продолжает повышать свое летное мастерство в Воронежском аэроклубе, где до июня 1938 года работает инструктором-летчиком-планеристом. В 1938 году Бычков оканчивает Тамбовскую школу Гражданского воздушного флота и в сентябре того же года становится рейсовым пилотом Воронежского аэропорта.

16 января 1939 года Семен Бычков был призван в ряды Красной Армии. Учитывая его летную подготовку и острое желание служить в авиации, был направлен на учебу в Борисоглебскую Краснознаменную военную авиационную школу имени В.П. Чкалова. 5 ноября 1939 года выпущен из школы пилотом истребителя И-16 с направлением в 12-й запасной авиационный полк (приказ НКО СССР №04601).

30 января 1940 года С.Т. Бычкову было присвоено воинское звание «младший лейтенант». С 16 декабря 1940 года он служит в должности младшего летчика в 42-м истребительно-авиационном полку Прибалтийского военного округа, а затем пилотом в 287-м истребительно-авиационном полку 6-го иак ПВО. В 1941 году повышал свое летное мастерство на курсах заместителей командиров эскадрильи. Перед самым началом войны окончил курсы командиров звеньев Конотопской военной школы летчиков-истребителей.

Боевое крещение Семен Бычков получает в воздушных сражениях на Западном и Северо-Западном фронтах, в составе 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО. Показал себя как бесстрашный и отважный летчик, смело вступая в бой с превосходящими воздушными силами противника. День ото дня росло мастерство и счет побед молодого летчика. За первые полтора месяца войны он сбил 4 немецких самолета.

Упоминание о его боевых успехах есть в известной книге «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»: «7 марта 1942 года. Части 6-го ИАК ПВО в течение дня выполняли задачи по прикрытию войск Западного и Северо-Западного фронтов, железнодорожных перевозок и объектов тыла. Произведено 184 самолето-вылета, проведено 5 воздушных боев. Сбито 3 самолета противника: Младший лейтенант С.Т. Бычков (287-й ИАП) в районе Юхнова сбил Хе-113, а шестерка истребителей этого же полка (ведущий - Капитан Н.И. Хромов) также в районе Юхнова уничтожили 2 Ме-109»{1}. Следует лишь отметить, что в те дни под Хе-113 подразумевали новый немецкий истребитель Me-109F.

25 марта 1942 года Семену Бычкову было присвоено воинское звание «лейтенант», а 20 июля того же года он был назначен заместителем командира 2-й эскадрильи 287-го истребительного авиаполка. Однако не все было так безоблачно в боевой службе летчика. В июле 1942 года С.Т. Бычков был признан военным трибуналом виновным в совершении аварии, повлекшей поломку самолета, и был осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Согласно применению примечания 2 к статье 28 УК РСФСР, реальный срок был заменен условным с отправкой на фронт.

Продолжая воевать в составе 287-го истребительного авиационного полка 288-й истребительной авиадивизии, участвует в воздушных боях в небе Сталинграда. Представляя 9 сентября 1942 года его к правительственной награде, командование части отмечало: «Летчик заместитель командира ИАЭ - лейтенант Бычков Семен Трофимович делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан. Проявил себя в боях с фашистскими стервятниками на Сталинградском фронте и показал героические образцы мужества, и отваги, в совершенстве овладел боевой техникой истребителя "ЯК-7Б", и умело тактически, высокограмотно воздушного бойца. Неоднократно вступал в бой с численно превосходящим противником и всегда обращал фашистских стервятников в бегство.

За период с 21.8.42 г. по 5.9.42 г. на Сталинградском фронте провел 30 боевых вылетов, из них: на разведку войск противника одновременно со штурмовкой - 10 боевых вылетов; на прикрытие города Сталинграда - 12 боевых вылетов и на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков до цели и обратно - 8 боевых вылетов. Провел 30 воздушных боев, всегда превращая противника в бегство. При выполнении задания по разведке и штурмовке войск противника, всегда привозил весьма ценные сведения о противнике. Своей штурмовкой уничтожил до взвода фашистов и около 20 автомашин.

25.8.42 г. во время прикрытия города Сталинграда, в составе группы 5 истребителей ЛАГГ-5 и 3 истребителя - ЯК-7 Б под командой майора Чуйкина, вели воздушный бой с 17-ю самолетами противника Ме-109ф. В этом бою тов. БЫЧКОВ лично сбил 1 самолет Me-109ф, который упал горящим ЮЗ г. Сталинграда, самолет лейтенанта БЫЧКОВА был поврежден, но он мастерски посадил свой самолет на свой аэродром.

Звезда Героя СССР – особый символ отличия, который вручался за коллективные или личные заслуги перед Отечеством, а также за совершение подвига. Всего звания кавалер «Золотой Звезды» удостоились 12 776 человек, включая тех, кто имел по два, три и даже четыре комплекта наград. Но были и те, кто по разным причинам не смог сохранить честь и достоинство героя, – у 72 человек звезду отобрали. Еще 61 кавалер был лишен звания, однако позднее был в нем восстановлен.

За предательство

Проявив отвагу в бою, некоторые герои не смогли вынести тягот плена и вступали в сотрудничество с немцами. Советские летчики Бронислав Антилевский и Семен Бычков – мастера своего дела, проявившие необычайную смелость и силу духа во время Великой Отечественной войны. Один – стрелок-радист, имевший 56 успешных вылетов, другой – обладатель двух орденов Красного Знамени, ордена Ленина и Золотой Звезды за 15 сбитых самолетов противника.

В 1943 году при выполнении задания оба летчика были сбиты в бою и попали в плен. До сих пор доподлинно неизвестно, был ли их переход к немцам вынужденным или добровольным. На суде Бычков пояснил, что командующий авиацией РОА Виктор Мальцев занимался вербовкой советских летчиков, находившихся в лагере Морицфельд. За отказ вступить в ряды власовцев Семен был избит до полусмерти, после чего две недели провел в госпитале. Но и там на Бычкова оказывалось психологическое давление. Мальцев уверял, что при возвращении в СССР его ждет расстрел как изменника, грозил ему еще худшей жизнью в концлагерях. В конце концов у летчика сдали нервы, и он согласился вступить в ряды РОА.

Словам Бычкова на суде не поверили. Он, как и Антилевский, пользовался большим доверием у немцев. Записи с их призывами перейти на сторону противника транслировались на линии Восточного фронта. Летчики получили немецкие звания, хорошие должности, им доверяли боевые машины и личный состав.

Если для некоторых подсудимых наличие медалей «За отвагу» и звания Героев СССР были смягчающим обстоятельством, в деле с перебежчиками и предателями этот фактор играл роковую роль. Оба «сокола Власова» были лишены всех званий и приговорены к расстрелу.

«Их было только 28, а за спиной была Москва»

О подвиге воинов-панфиловцев, остановивших фашистов на подступах к Москве, знает каждый, кто интересуется историей ВОВ. Биография одного из них – Ивана Добробабина (Добробабы согласно метрике) – могла бы стать основой для остросюжетного фильма. В ноябре 1941 года Иван во главе легендарной 4-й ротой 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 8-й дивизии принял неравный бой с врагом. За подвиг перед Отечеством в июле 1942 года был награжден посмертно.

Между тем Добробабин остался жив. Тяжело контуженный, он попал в плен, где стал сотрудничать с немцами, поступив на работу в полицию. В 1943 году пересек линию фронта и бежал в Одессу. Он был снова зачислен в ряды советских солдат. Лишь в 1947 году кто-то узнал в его лице бывшего нацистского полицая.

В суде выяснилось, что Иван Добробабин – один из панфиловцев, Герой Советского Союза. Его лишили всех званий и наград и признали виновным в сотрудничестве с оккупантами, дав 15 лет тюрьмы.

На этом история могла закончиться, если бы в 1955 году не открылись новые обстоятельства, подтверждающие тот факт, что в полицаи красноармеец пошел по приказу командира партизанского отряда. В тот же год Добробабина амнистировали, и лишь в 1993 году по решению Верховного суда Украины он был полностью освобожден от всех обвинений.
Звание Героя СССР ему так и не вернули. Добробабин скончался спустя три года, полностью реабилитированный в глазах общества, но так и не успевший восстановить историческую справедливость.

Плата за любовь

Жизнь Георгия Антонова – это история большого успеха и стремительного падения. Начало Великой Отечественной войны офицер встретил в составе 660-го артиллерийского полка 220-й стрелковой дивизии. Опытный командир к тому времени уже проявил себя в освободительных боях на Западной Украине и Карельском перешейке.

При столкновении под Оршей Антонов заменил убитого начальника артиллерии, взяв командование полком на себя, и обеспечил выполнение поставленных боевых задач, за что был удостоен наивысшей для звания капитана награды – ордена Красного Знамени.

Затем были сражения на берегах реки Березина, где под командованием Антонова артиллерия стрелкового полка прикрывала наступавшую пехоту. За героизм и мужество, проявленные в боях, командир был представлен на Золотую Звезду.

К окончанию войны Герой Советского Союза Георгий Антонов уже служил в должности командира артиллерийского дивизиона на полигоне Алленштайг в Австрии. После капитуляции Германии этот крупный объект перешел в ведение советских оккупационных войск.

Военное командование всячески пресекало контакты военнослужащих с местным населением, особенно с женщинами. Нарушение приказа грозило немедленным выдворением в СССР под конвоем. На родине независимо от званий и должности офицера выгоняли из партии и увольняли из армии.

Георгий Антонов, несмотря на военную выправку, оказалось человеком весьма приземленным. Вне службы он мог «принять на грудь», расслабиться и отправиться на поиски приключений, за что не раз подвергался дисциплинарным взысканиям. Однако звание Героя СССР удерживало начальство от применения серьезных мер.

Последней каплей стала интимная связь майора, которого в Москве ждала жена, с австрийкой Франциской Нестерваль. По причине «морального разложения личности» было принято решение выслать Антонова в Закавказский военный округ. К делу «прикрепили» и факт дружбы с бывшим врачом полка Лазаревым, уличенным в измене родине в 1947 году, публичные хвалебные отзывы майора об американской военной технике и привязанность к спиртному.

Узнав о грядущем отъезде, военнослужащий начал планировать побег. Как следовало из материалов уголовного дела, «26 мая 1949 года Антонов, уложив свои личные вещи в три чемодана, на грузовой машине отвез их в г. Алленштайг и сдал в камеру хранения, продал за 5000 шиллингов свою личную машину таксисту, австрийскому гражданину, и с ним же договорился о том, что тот отвезет его за 450 шиллингов в Вену вместе с сожительницей».

Влюбленным даже удалось перебраться в ту часть Вены, которая находилась под контролем американцев. Антонов приказом начальника артиллерии Советской армии был признан «изменником Родины и дезертиром» и исключен из состава Вооруженных сил. Ввиду недосягаемости обвиняемого он был заочно осужден на 25 лет исправительно-трудовых лагерей с полной конфискацией личного имущества. Звания и многочисленные медали, которые он заслуженно получил за проявленный героизм в период Великой Отечественной войны, у него отобрали. Антонов также был лишен всех военных регалий.

Фальшивый герой

22 мая 1940 года газета «Комсомольская правда» опубликовала очерк о «подвигах» Героя Советского союза Валентина Пургина. Список их так велик, что хватил бы на несколько жизней. Это и выполнение специального задания на Дальнем Востоке в 1939 году, и ранение, полученное в боях с японскими милитаристами, и героические сражения с белофиннами в 1940-м. По итогам войны с Финляндией кавалер ордена Красного Знамени и двух орденов Ленина Валентин Пургин и получил звание Героя СССР.

Однако по фотографии, опубликованной в газете, сотрудники компетентных органов узнали во Валентине Голубенко преступника, находящегося в розыске после побега из мест лишения свободы. В ходе расследования выяснилось, что мошенник, за плечами которого уже было несколько тюремных сроков, при помощи матери, работавшей уборщицей в здании президиума Верховного Совета СССР, крал ордена и наградные книжки, ставил печати на собственноручно написанных рекомендательных письмах и приказах.

Голубенко-Пургин, умело входивший в доверие к людям и пользовавшийся личными связями, объездил всю страну по поддельным документам в качестве журналиста «Правды» и «Комсомолки». А во время Финской кампании он отсиживался у приятеля в Москве, тратя командировочные в свое удовольствие. И даже его нахождение в иркутском госпитале с тяжелым ранением было умело сфабриковано.

Врожденное обаяние и слава «живого Остапа Бендера» не помогли преступнику. В августе 1940 года Военная коллегия Верховного суда СССР лишила его звания Героя Советского Союза и всех незаконно полученных им наград. В ноябре 1940 года по решению Военной коллегии Верховного суда СССР в возрасте 26 лет Валентин Пургин был расстрелян.

Окончил аэроклуб (1938), Борисоглебское авиационное училище имени В. П. Чкалова (1939).

Служба в Красной армии

С 1939 служил в 12-м запасном авиационном полку.

С 16 декабря 1940 года - младший летчик 42-го истребительно-авиационного полка, затем пилот 287-го истребительно-авиационного полка.

В 1942 был признан военным трибуналом виновным в совершении аварии и осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей с отбытием наказания после войны. В том же году судимость была снята.

В 1943 году - штурман 937-го истребительного авиационного полка, заместитель командира 482-го истребительного авиационного полка 322-й истребительной дивизии.

За отличия в боях награждён двумя орденами Красного Знамени. 2 сентября 1943 года присвоено звание Герой Советского Союза с награждением орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» за лично сбитые 15 самолётов противника (кроме того, один самолёт был сбит им в группе). В представлении к награждению говорилось, что Бычков

«Власовец»

Содержался в лагере в районе Сувалок, затем в Морицфельде. В начале 1944 года полковник Виктор Мальцев, сотрудничавший с немецкими властями ещё с 1941 года, убедил его вступить в состав авиационной группы «Остланд». На следствии в 1946 году Бычков утверждал, что пошёл на этот шаг под сильнейшим давлением - так, другой Герой Советского Союза Бронислав Антилевский, к тому времени уже пошедший на сотрудничество с немецкими властями, якобы, избил его. Однако, по другим данным, Бычков принял решение добровольно, а с Антилевским они были друзьями.

Участвовал в перегонах самолетов с авиазаводов на полевые аэродромы Восточного фронта, а также в антипартизанских боевых действиях в районе Двинска. Совместно с Антилевским письменно и устно обращался к пленным лётчикам с призывами сотрудничать с немцами.

После расформирования группы «Остланд» в сентябре 1944 года Бычков прибыл в Хеб, где под началом Мальцева принимал активное участие в формировании 1-го авиационного полка ВВС «власовского» Комитета освобождения народов России. Стал командиром 5-й истребительной эскадрильи имени полковника А. А. Казакова (на её вооружении находились 16 самолётов). 5 февраля 1945 года был произведён в майоры.

Выдача и казнь

В конце апреля 1945 года сдался американским войскам, вместе с другими «власовскими» лётчиками был интернирован во французском городе Шербуре, а в сентябре 1945 года передан советским властям.

24 августа 1946 года приговорён к расстрелу военным трибуналом Московского военного округа. Приговор приведён в исполнение 4 ноября того же года.

Библиография

  • Александров К. М. Офицерский корпус армии генерал-лейтенанта А. А. Власова. 1944-1945. СПб, 2001.
  • Т. Бортаковский, Расстрелянные Герои Советского Союза. - М. Вече, 2012г. - ISBN: 978-5-9533-6190-3

Бычков Семён Трофимович


  • Окончил 7 классов
  • 1938 г. окончил аэроклуб.
  • В 1939 году призван в Красную Армию и направлен в авиацию. Окончил Борисоглебскую Краснознаменную военную авиационную школу имени В. П. Чкалова, затем продолжил обучение в 12-м запасном авиационном полку.
  • С декабря 1940 года младший лейтенант Бычков проходил службу в должности младшего летчика в 42-м истребительном авиационном полку.
  • Участник Великой Отечественной войны с первых дней. Сражался на Западном и Северо-Западном фронтах, в составе 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО.
  • С июля 1942 году лейтенант Бычков - заместитель командира эскадрильи. В том же месяце признан военным трибуналом виновным в совершении аварии и осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Решением Военного совета от 1 октября 1942 года судимость снята.
  • Продолжал отважно воевать, в небе Сталинграда и Курской дуги увеличил боевой счет. Был награждён двумя орденами Красного Знамени.
  • Вскоре стал штурманом 937-го Краснознамённого истребительного авиационого полка 322-й истребительной авиационной дивизии К августу 1943 года капитан Бычкова совершил 230 боевых вылетов в 60 воздушных боях сбил 15 самолетов противника лично и 1 в группе и был представлен к геройскому званию.
  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Семёну Трофимовичу Бычкову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (N 1117).
  • 10 сентября 1943 года заслуженную награду Героям - командиру полка майору Кольцову и штурману капитану Бычкову вручил в Кремле заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР И. Я. Верес.
  • С 1943 года капитан Бычков - заместитель командира 482-го истребительного авиаполка 322-й истребительной авиационной дивизии. К декабрю 1943 года в воздушных боях уничтожил 17 немецких самолётов.
  • 10 декабря 1943 года - сбит огнем зенитной артиллерии противника и раненым в бессознательном состоянии попал в плен.
  • 7 марта 1944 года приказом исключён из списков РККА.
  • После госпиталя содержался в лагере для военнопленных лётчиков в Сувалках. В 1944 году в лагере Моринфельд согласился сотрудничать с немцами.
  • Вступил в формируемую в составе Люфваффе русскую авиационную группу Холтерса-Мальцева. Принимал участие в перегоне самолётов с заводов на полевые аэродромы Восточного фронта, а также в боевых операциях русской эскадрильи против партизан в районе Двинска в марте - июне 1944 года.
  • После расформирования группы Бычков принял активное участие в создании 1-го авиационного полка Комитета освободительного движения народов России (КОНР), который должен был стать основой авиации Русской освободительной армии (РОА) генерала Власова. В это время неоднократно выступал в лагерях военнопленных и восточных рабочих с агитационными антисоветскими речами. В декабре 1944 года назначен командиром 5-й истребительной эскадрильи имени полковника А. А. Казакова 1-го авиационного полка. В феврале 1945 года присвоено звание майора ВВС КОНР.
  • В апреле 1945 года вмести с другими авиаторами РОА сдался представителям 12-го корпуса 3-й американской армии.
  • В сентябре 1945 г. выдан из лагеря в Шербуре (Франция) советским представителям.
  • 24 августа 1946 года осуждён Военным трибуналом Московского военного округа и приговорен по статье 58.1-Б Уголовного кодекса РСФСР к расстрелу.
  • 25 августа 1946 г. подал в Военную коллегию Верховного суда СССР прошение о помиловании.
  • Расстрелян 4 ноября 1946 г.

Майор ВВС Комитета освободительного движения народов России

Член ВКП(б) с 1937 года.

Государственные награды СССР (лишён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1947 года):

  • Золотая Звезда Героя Советского Союза
  • орденом Ленина
  • орден Красного Знамени (1942)
  • орден Красного Знамени (1943)

Государственные награды Германии:

  • знак отличия "За заслуги" III класса (4 февраля 1845)

Из представления к званию Героя Советского Союза: "В воздушных боях с немецкими пиратами участвовал с самого начала Отечественной войны. Всего совершил 230 успешных боевых вылетов,

участвовал в 60 воздушных боях. На Московском, Брянском и Сталинградском фронтах за период 1941-1942гг. имеет лично сбитых (подтверждённых) 13 самолетов противника, из них 5 бомбардировщиков, 7 истребителей и 1 транспортный самолет противника. За успехи в

ожесточенных воздушных битвах и героической обороне Сталинграда награжден в 1942 году первым орденом - Красного Знамени.

Участвуя в ожесточенных воздушных боях с превосходящими силами авиации противника на орловском участке фронта с 12.07. по 10.08. 43 года, проявил себя отличным летчиком-истребителем, у которого отвага сочетается с большим мастерством. В бой вступает смело и

решительно, проводит его в большом темпе, навязывает свою волю врагу, используя его слабые стороны. Проявил себя отличным командиром-организатором групповых воздушных боев. Летчики полка, воспитанные его повседневной кропотливой работой, личным примером и показом, произвели 667 успешных боевых вылетов, сбили 69 вражеских самолетов, причем случаев вынужденных посадок и потерь ориентировок не было ни разу. В августе 1942 года награжден вторым орденом Красного Знамени.