Сообщение самопознание. Сферы и области самопознания. Самопознание и самооценка

Самопознание в психологии занимает особую позицию. Эта тема, которая волнует многих людей, стремящихся к самосовершенствованию. Сделать свою жизнь более осмысленной и примечательной в силах каждому человеку. Нужно только прилагать собственные усилия для развития. Путь самопознания сам по себе не может считаться легким. На этой дороге человека ждет множество испытаний. Только преодолевая эти преграды, личность и развивается, полноценно двигаясь вперед. Механизмы самопознания связаны с его внутренней организацией. Психологическая жизнь как нельзя лучше отражает личностные переживания человека. Самопознание – это такой способ прийти к пониманию собственных истинных мотивов. Не всегда следует задумываться над тем, с чего начать. Развитие сознания включает в себя элементы и формы рефлексии.

Самопознание и саморазвитие являются неотъемлемыми элементами самосовершенствования человека. Чем больше времени уделяется работе над собой, тем более многогранно развивается личность, в ней обнаруживаются глубинные пласты. Рассмотрим подробнее особенности самопознания. Психология самопознания достаточно интересна.

Этапы самопознания

Процесс самопознания сам по себе довольно трудоемкий. Он требует от человека колоссальных энергетических затрат. Ведь требуется же многое переосмыслить, принять верное решение, освободиться от груза дополнительных переживаний. Самопознание и воспитание характера всегда идут рука об руку. Одно понятие обусловлено другим, между ними выявляется тесная взаимосвязь. Самопознание человека состоит из нескольких ступеней. Они в свою очередь должны быть пройдены последовательно. Этапы самопознания приближают личность к тому, чтобы обрести свою собственную сущность.

Самоузнавание

Этот этап начинается с того, что ребенок начинает выделять самого себя из окружающей реальности. Самоузнавание представляет собой естественный процесс, помогающий познавать мир. Каждый должен начинать приближаться к собственной индивидуальной сущности через самоузнавание. Пропустить этот этап невозможно, он происходит самостоятельно, и человек в силу детского возраста, его, как правило, сознательно не отслеживает.

«Я – концепция»

Создание образа своего «Я» складывается постепенно. У человека должно сформироваться адекватное представление о самом себе. Только в этом случае образуется положительная «я – концепция», которая будет способствовать индивидуальному развитию. «Я – концепция» отражает то, что человек сам думает о собственной личности. Отношение к самому себе формирует, в свою очередь, уровень притязаний, помогает выстраивать личностные границы. Человек, таким образом, учится лучше понимать самого себя, свои потребности и желания. Самопознание и воспитание характера – неотъемлемые составляющие самосознания. Познание окружающего мира всегда начинается с самопознания. Процесс самопознания априори не может быть быстрым. Иногда требуется пройти довольно тяжелые этапы, которые бывают очень болезненными в своих проживаниях.

«Я – концепция» предполагает, что человек понимает свои истинные предпочтения и мотивы собственных поступков. Когда человек становится самостоятельным, у него возникает желание воплотить в жизнь свои индивидуальные стремления и желания. В каком-то смысле «я – концепция» значительно оберегает личность от вторжения любых негативных факторов. Разумеется, от всего защититься невозможно, однако у личности появляется возможность научиться ими в достаточной степени управлять.

Самооценка

Самооценка представляет собой важную составляющую жизни человека. Она определяет уровень притязаний, учит понимать свои стремления и имеющиеся возможности. Исходя из самооценки, человек получает возможность к развитию самосознания, либо, напротив, замыкается в своей проблеме. Если самооценка низкая, то личность неминуемо начинает страдать. У нее попросту не хватает сил для эффективной самореализации. Такая личность часто теряется в различных жизненных ситуациях, не знает, как ей следует поступить. Для того, чтобы почувствовать себя по-настоящему счастливым, необходимо обрести значимую уверенность в себе. А это возможно только при формировании адекватной самооценки. Достаточно развитая самооценка позволяет личности всесторонне развиваться и совершенствовать свои навыки. Самосознание в этом случае развивается стремительным образом. Человек раскрывается во всей полноте своих возможностей. Страхи же, напротив, препятствуют самореализации. Человек сознательно себя ограничивает в любой форме. Реализация многих планов и стремлений требует достаточной смелости и активности.

Виды самопознания

Виды самопознания представляют собой серьезный материал для вдумчивого и осмысленного изучения. Их называют способами самопознания, поскольку их функция заключается в раскрытии своего истинного потенциала. Ступени самопознания определяют уровень развития личности, ее способность к оцениванию своих поступков. Рефлексия в этом случае выступает значимым элементом для раскрытия самосознания. Рассмотрим подробнее методы самопознания.

Самонаблюдение

Такой способ достаточно прост в исполнении и доступен каждому человеку. По сути, он является самым простым и понятным даже человеку непосвященному в психологию. Самонаблюдение помогает увидеть свои ошибки, отследить какие-то значимые реакции, которые раньше не замечались. Осуществляя наблюдение за своим поведением, личность обязательно отмечает, от чего ей следует отказаться, что убрать, на что обратить пристальное внимание. Самонаблюдение – это отличный способ самопознания. Его функция заключается в отслеживании негативных моментов и определении собственных недостатков с целью их дальнейшей проработки. Самонаблюдение помогает человеку совершать меньше ошибок и прислушиваться к своему внутреннему голосу.

Самоанализ

Этот метод представляет собой способ погружения в проблему с целью отыскания собственных резервов для своевременного реагирования на ситуацию. Функция самоанализа состоит в том, чтобы суметь вовремя сделать соответствующие выводы. Самоанализ помогает осознать, почему в жизни повторяется та или иная ситуация и по какой причине люди поступают определенным образом, а не иначе. При этом обязательно развивается самосознание, человек перестает мыслить шаблонными категориями. С помощью самоанализа можно проработать самые глубокие вопросы существования, ушедшие глубоко в подсознание. Самоанализ почти во всех случаях довольно эффективен, хотя это достаточно болезненная процедура.

Самоисповедь

Это такой вид самопознания, при котором человек сознательно погружается в собственные размышления. Такой внутренний диалог может сопровождаться однотипными движениями, например, хождением по комнате. Самоисповедь нередко заканчивается слезами или осознанием своей вины по поводу какой-то ситуации. Здесь важно вовремя остановиться, а лучше найти человека, который смог бы выслушать и что-то дельное посоветовать.

Сравнение

В большинстве случаев люди сравнивают свою жизнь с другими. Достижения окружающих при этом кажутся более весомыми и значительными, чем свои собственные. Сравнение как способ самопознания позволяет выявить какие-то дополнительные цели, куда можно направить свои стремления. При этом важно не углубляться и не сравнивать свои недостатки с достоинствами окружающих. Необходимо стараться мыслить только в позитивном ключе.

Таким образом, самопознание представляет собой необходимый шаг в развитии личности. Когда человек дорастает до способности анализировать свою жизнь, у него появляется уникальная возможность попробовать многое изменить.

Самопознание — это уникальный процесс, связанный с изучением и развитием себя как личности. Это способ гармоничного и целостного формирования индивида. Процесс самопознания начинается еще в раннем детстве и длится на протяжении всей жизни человека.

Значение и общая характеристика

Определение «самосознание» включает изучение личностных характеристик, осознание своей глубинной сути, а также психических и физических способностей.

Самопознание — это серьезная потребность, которую испытывает только человек. Это процесс познания своих потенциальных и актуальных возможностей, личностных, интеллектуальных качеств, черт характера, своих взаимоотношений с другими людьми.

У одних самосознание не занимает много времени: оно происходит в один момент. А у других на определение себя в этом мире уходят годы, десятилетия, а иногда вся жизнь.

В науке данное определение лучше всего объясняется в психологии. Она помогает обозначить смысловые функции самопознания. Например, в психологии выделяются следующие грани самосознания:

  • критерий психологически здоровой ;
  • способ обретения внутренней гармонии и психологической зрелости;
  • и самореализации индивида.

Все эти функции связаны между собой и помогают составить целостный портрет зрелого и здорового человека.

Самопознание помогает разрешать конфликты и понимать мотивы собственных поступков. Через познание самого себя человек учиться управлять своей жизнью.

Лишь через познание человек , обретает счастье и делится им с окружающими людьми.

В процессе самосознания развиваются творческие способности, индивид находит новые способы решения проблем, которые основаны на взаимопонимании, сопереживании и взаимопомощи.

Определение «самосознание» имеет несколько значений:

  1. Религиозное. Здесь это средство, которое помогает достичь единства с Богом, осознать в себе Божественное начало.
  2. Повседневное. Здесь это способ наиболее широкого применения своих способностей, это метод, с помощью которого можно управлять другими людьми.
  3. Психологическое. Здесь это средство, которое помогает обрести психологическое здоровье, внутреннюю гармонию и зрелость.

Психологи и философы сходятся во мнении, что первоначально самосознание — это инстинктивный процесс, а осознанное восприятие — это продукт жизненного опыта.

Виды самосознания

В психологии обозначены следующие виды самопознания:

  • опосредованное;
  • естественное;
  • самоисповедь;
  • рефлексия;
  • познание себя через познание других, в ходе общения, игры, труда, развивающей активности.

На практике существуют такие способы самопознания, как:

  • анализ;
  • наблюдение за собой, применяются следующие формы: дневник, анкета, тесты;
  • правдивый внутренний самоотчет;
  • размышления о происходящем в сознании.

Человек посвящает знакомству с самим собой всю жизнь, иногда это происходит неосознанно. Процесс начинается с рождения, заканчивается смертью. Формирование складывается поэтапно по мере отображения внешнего и внутреннего мира личности.

Познать себя можно через постепенное, осознанное узнавание других. Младенец не отделяет себя от окружающего пространства. В возрасте 3-8 месяцев ребенок учится идентифицировать себя, свои органы, тело в целом от окружающей обстановки. Это называется самоузнаванием — первая ступень на пути к самосознанию. Для малыша родители, окружающие взрослые — главный ресурс сведений о самом себе. Именно родители дают имя, приучают отзываться на него и т.д.

С того момента, как в лексиконе ребенка начинают появляться такое выражение, как «хочу сам», наступает новый этап самопознания. Ребенок начинает словами обозначать себя, давать себе характеристику.

Изучение собственных качеств происходит с помощью деятельности, контакта с окружающим миром. В процессе коммуникации , дают оценку окружающим. Данные показатели непосредственно влияют на самооценку личности.

— эмоционально-субъективная позиция по отношению к своему образу.

Факторы, которые оказывают влияние на самооценку:

  • сравнение своего Эго с выдуманным эталоном;
  • оценивание окружающих людей и сравнение себя с ними;
  • собственное отношение к успехам, неудачам.

Эго-концепция — это более или менее устойчивое, осознанное понятие личности о самой себе. Это представление, как правило, зафиксировано словесно. Концепция может быть как адекватной, так и неадекватной. Человек способен придумать себе такой образ, который не соотносится с реальностью, вступает с ней в конфликт. Правильная оценка самого себя помогает успешной адаптации к миру, окружающими людям.

Структура самосознания

Самопознание человека включает в себя следующие элементы:

  1. Образ Эго. Это структура знаний о самом себе. То, как человек относится к себе, показывает его путь построения отношений с другими людьми.
  2. Самоконтроль. Это регулирование собственных действий, психического состояния в зависимости от требований и норм поведения, общения.
  3. Самооценка. Процедура оценки себя по принципу принятия или непринятия.

Особенности самопознания выражаются во взаимодействии трех выражений собственного Эго:


Психология самопознания — это единая система, компоненты которой неразрывно связаны между собой. Осознав эту структуру, человек проще реализуется в будущем.

Процесс самопознания

В психологии определение «самосознание» включает в себя такие этапы, как:

  1. Первичное самосознание. Человек начинает знакомство с самим собой через окружающих людей. Этот этап относится к пассивной, конструирующей ступени самопознания. Это наивное принятие мнения других людей и создание Эго-концепции, которая сформулирована окружением человека. На данном этапе существует вероятность возникновения проблемы несоответствия, она может быть вызвана как самим индивидом, так и обществом.
  2. Кризис первичного самопознания. Он возникает в результате столкновения мнений о личности. Некоторые мнения не вписываются в привычную систему взглядов человека на самого себя, что приводит к когнитивному диссонансу. Механизмы самопознания на данном этапе приводят к изменению роли «другого». Личность уже не может опираться на эту роль, ее определения, а переходит к самоопределению.
  3. Вторичное самопознание. Это эволюция представлений человека о себе. Это уже активные действия на пути познания самого себя, так как здесь ключевая роль отводится самому индивиду и его собственным ощущениям. «Другой» теперь может выступать только в роли пассивного идеала. Происходит переопределение Эго-концепции за счет того, что индивид начинает сомневаться в истинности своей привычной конструкции. Запускается процесс изменения себя в соответствии со своими планами. Изменяются цели, планы, которые часто касаются и внешнего облика личности.

По активности этапы самопознания можно разделить на:


Весь процесс самопознания проходит мучительно в тех случаях, когда человек не удовлетворен какой-либо частью своей жизни, например, нет семьи или любимого дела. Сложнее всех кризисные периоды самосознания переживают творческие личности.

Упражнения на самопознание

Самопознание в психологии — это сложный, но интересный, полезный процесс. Многих волнует вопрос о том, с чего начать этот нелегкий путь. Существуют различные методы самопознания, которые можно использовать дома самостоятельно, некоторые из них представлены в игровой форме.

Самопознание и самовоспитание характера можно натренировать с помощью определенных упражнений.

Упражнение «4 квадрата психологии сознания»

Оно направлено на осознание своей сущности, поиск положительных и негативных качеств личности.

Начните упражнение с того, что разделите лист бумаги на 4 части в виде квадрата, каждый из которых пронумеруйте от 1 до 4. В первой части необходимо написать 5 своих положительных качеств. В третьей части нужно прописать свои негативные стороны.

Главное требование этого упражнения — это честность, нужно искренне ответить на эти вопросы для самого себя.

Положительные качества из первого квадрата тоже нужно переделать в отрицательные и записать результат в 4 квадрат.

Затем следует закрыть качества из 3,4 части и прочитать качества из 1 и 2 квадрата.

Суть упражнения заключается в том, чтобы человек понял, что любую характеристику можно описать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Что для кого-то является хорошим, для другого может оказаться плохим. Не следует тратить время на мнение окружающих, лучше сконцентрироваться на развитии качеств, которые нравятся самому человеку и могут помочь ему в будущем.

Упражнение «Мои желания, мечты и цели»

На выполнение этого упражнения понадобится 30-40 минут. В спокойной обстановке нужно записать свои мечты, желания на бумаге. Масштаб желаемого не имеет значения. Все мечты рекомендуется прописать в мельчайших подробностях. Лучше всего сделать не менее 100 записей. Должна быть полная уверенность в том, что это именно то, чего хочется. Важно ответить себе на вопрос о том, а зачем это нужно.

Если все сделать правильно, то появится понимание своих намерений, истинных потребностей. Это поможет прожить более осознанную, энергичную жизнь.

Результаты самопознания

Самопознание и самовоспитание характера помогают получить полноценные данные о себе самих. Полученные сведения объединяются по принципу близости, например, свойства характера, эмоциональные характеристики и т.д. Все это в дальнейшем образует концепцию Эго. Всецело осознать, понять эту теорию невозможно, так как внушительная ее часть находится в сфере бессознательного. Поэтому путь самопознания — незавершенный процесс.

Степень осознания полноты данной системы во многом зависит от желания, намерения индивида к познанию самого себя.

Все представления, которые человек получил о себе, могут оказаться как истинными, так и ложными. Все зависит от адекватной оценки себя.

К общим результатам самопознания с эмоциональной точки зрения относятся:

  1. Чувство идентичности. Оно рождается благодаря пониманию непрерывности своего существования, чувству полноценности и вовлеченности в окружающий мир. Это чувство может усиливаться с возрастом. Если человеку так и не удалось обрести это осознание, то наступает отчаяние, жизнь теряет всякий смысл.
  2. Принятие себя таким, какой есть. Оно неразрывно связано с чувством идентичности. Индивид принимает все свои положительные и отрицательные стороны. Это не значит, что человек не ставит перед собой целей к самосовершенствованию, это лишь создает основу для саморазвития, работы над собой. Если личность не принимает себя или принимает лишь частично, то возникает борьба с самим собой, которую далеко не каждому удается выиграть.
  3. Уважение к своей личности. Это уровень благожелательного отношения к самому себе. Человек в целом принимает себя положительно, ценит и гордится своими успехами. Уважение должно быть основано на реальных результатах. При низком уровне уважения к себе у личности начинаются внутренние конфликты. При развивается и пренебрежительное отношение к окружающим. Самоуважение должно складываться по формуле успех / притязания.
  4. Чувство личностной компетентности. Оно складывается на основе данных о себе, своих способностях, осознанности и понимании того, что человек сам способен строить жизнь в соответствии с желаниями, уверенности в своих силах.

Результаты познания самого себя, своей сути достаточно обширны. Это система из сведений о личности и эмоционально-ценностного отношения к себе.

Самопознание и саморазвитие — это путь, проходя который индивид постигает самого себя. Через этот процесс человек может осмыслить и осознать свое внутреннее Эго, лучше узнать свои психологические и физические возможности. Самопознание — это развитие целостности и единства личности.

Человек, в отличие от животных, – существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать.

Самопознание изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Самопознание может быть опосредованным (совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственным (выступает в форме самонаблюдения).

По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Познание себя путем познания других . Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3–8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание . С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.

Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.

В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Самооценка эмоциональное отношение к собственному образу.

Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.

На формирование самооценки влияют следующие факторы:

– сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть;

– оценка других людей;

– отношение личности к собственным успехам и неудачам.

Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке:

1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).

2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).

3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими).

Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: большинство хотят повысить свое самоуважение.

Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью.


Самооценка

Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).

Нереалистическая : завышенная (у людей, ориентированных на избегание неудач) и заниженная (у людей, ориентированных на избегание неудач).

Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения . Анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности.

Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности.

Самопознание путем самонаблюдения . На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности.

Образ «Я» («Я»-концепция) относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

Важным средством познания является самоисповедь – полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем . Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.

Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты .

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, какрефлексия (лат. reflexio – обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании . Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

Для постижения собственного «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т. д.


Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Процесс самопознания не характеризуется

1) самооценкой

2) формированием отношения к своей внешности

3) познанием общественных норм и ценностей

4) определением своих способностей

Ответ: 3.

Самопознание личности - сложный процесс изучения индивидом самого себя, в результате которого в его сознании отражается весь континуум собственных свойств и качеств.

В психологии установилось единое мнение о том, что этот процесс имеет уровневую организацию. Разногласия касаются лишь числа таких уровней. Большинство отечественных психологов рассматривают развитие самопознания как двухуровневый процесс. Познание начинается (по А. Леонтьеву) с выделения внешних, поверхностных свойств и является результатом сравнения, анализа и обобщения, выделения самого существенного. Другими словами, на первом уровне идет накопление первичной фрагментарной информации о самом себе через соотношение себя с окружающим социальным миром. Этот уровень как бы подготавливает индивида к интенсивному и глубокому самопознанию, реализуемому на основе самоанализа.

На втором уровне индивид познает себя посредством оперирования полученными на первом уровне сведениями о себе. Наибольший поток информации теперь поступает не из сферы «Я - окружающий социальный мир», а замыкается на сфере «Я - Я».

К механизмам самопознания относят процессы идентификации, рефлексии и атрибутирования, находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Идентификация (лат. identificare - отождествлять) представляет собой мыслительную операцию (эмоционально-когнитивный процесс) различной степени осознанности (от неосознаваемой до полностью осознаваемой), с помощью которой индивид:
- опознает объекты (явления, процессы, путем сравнения их по какому-либо признаку и, устанавливая степень сходства или различия между ними, относит их к какой-то группе, виду, типу;
- отождествляет (приписывает себе, переносит на себя) характеристики других люден на основании принятия их ценностей и норм (или прямого подражания им);
- проецирует себя на другого человека, наделяя его своими собственными личностными характеристиками;
- постигает и проникает в перелсивание другого человека, ставя себя на его место и проявляя при этом готовность эмоционально откликнуться на терзающие его проблемы (эмпатия).

Рефлексия (лат. reflexio - обращение; назад, отражение) - самопознание индивидом своих внутренних психических состояний. Она характеризует способность сознания индивида сосредоточиться на самом себе. В философии это понятие связывалось с размышлением человека о том, что происходит в его сознании, каково содержание его мыслей. Социальная психология расширила рамки понимания рефлексии. Здесь она переносится на взаимодействие двух человек или взаимодействие людей внутри более многочисленной группы и приобретает характер взаимного отображения индивидами друг друга. Каждый индивид не только стремится познать самого себя, но и понять, как он отображается в сознании других людей. Это отображается рядом позиций, образующих рефлексивный процесс:
- индивид А, каков он есть на самом деле;
- видение индивидом А самого себя;
- видение индивида А индивидом Б;
- индивид Б, каков он есть на самом деле;
- видение индивидом Б самого себя;
- видение индивида Б индивидом А.

Таким образом, рефлексия - это не только интроспективное погружение в мир своих психических процессов, состояний и свойств, но и осознание своих целей, мотивов и поведения, а также видение своего образа, складывающегося в мыслях собеседника.

Атрибутирование (англ. attribute - приписывать, наделять) - процесс наделения индивидом А каких-либо характеристик другому индивиду Б и приписывания ему каких-то личностных черт, мотивов, целей, установок на основании восприятия его текущего поведения. Чаще всего здесь имеет место стереотипное «достраивание» образа собеседника, приписывание причин его поведения. Атрибутирование рассматривается как один из основных механизмов социального восприятия, или восприятия человека человеком, в результате которого индивид расширяет рамки самопознания.

Атрибутирование обусловлено тремя взаимообусловленными факторами (по А. Бодалеву):
- особенностями внешнего вида и поведенческих манер собеседника, на которого направлен процесс атрибутирования;
- личностными особенностями субъекта атрибутирования (его характером, мировоззрением, установками, ценностями и др.);
- спецификой ситуации, на фоне которой: разворачивается процесс атрибутирования.

В психологии выделяют понятие каузальной атрибуции (лат. causa - причина) как факта интерпретации индивидом А причин конкретного поведения индивида Б на основе признаков, полученных в процессе межличностного восприятия.

Каждый человек на протяжении всей своей жизни – неважно, долгая она или до невозможности короткая, стремится к основной цели – самопознанию. А вы подумали, что это будет счастье или деньги?! Деньги являются инструментом для достижения чего-либо, счастье - это состояние, следствие, но никак не цель. А вот самопознание как процесс и как одна из ключевых целей человека, - очень трудоемкий и эмоционально тяжелый период. Но в тот момент, когда будет достигнут высший уровень вашего сознания, когда все внутренние барьеры рухнут – каждый осознает, что оно того стоило!

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Многие науки, да и в принципе, каждый человек по-своему понимает значение этого термина «самопознание», подразумевая что-то личное. Но тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что это сложный и многоуровневый процесс изучения и саморазвития личности. Можно даже сказать, что это обозначение внутренних границ и осознание полного спектра своих возможностей.

Сегодня мы поговорим о двух разновидностях самопознания, как они проявляются и что из себя представляют. Начнем, пожалуй с понятий опосредственности и непосредственности.

Непосредственное – его отличительной чертой является самонаблюдение, но практически полное отсутствие анализа как такового. Такой процесс самопознания чаще встречается у детей и подростков – они способны наблюдать за своим поведением, манерами, а также поступками со стороны, но при этом полностью не способны как-либо их проанализировать, для осознания собственных ошибок и их дальнейшего исправления;

Опосредованное – также, как и в первом случае присутствует самонаблюдение, но при этом ключевым фактором является тщательный анализ ситуаций, поиск возможных вариантов развития события, а в будущем готовность трезво и открыто принять получаемую «картинку».

Самопознание как процесс начинается с самого , практически с младенческого возраста. Сначала ребенок не способен выделять себя как единицу из окружающего мира, вся суть Вселенной заключается в его родителях, и они единое целое с ним. Однако начиная с возраста 5-8 месяцев, он начинает понемногу отличать себя от остальных (если руководствоваться ). Начинается процесс самопознания – габариты собственного тела, его возможности, реакция остальных на проявления определенных эмоций и т.д. – в этот момент происходит самоузнование – основа и фундамент дальнейших этапов эмоционального и человека.

Именно на этой фазе, у человека формируется одна из важнейших составляющих самосознания как комплекса – самооценка (принятия самого себя, а также отношение к реальному образу). На формирование самооценки, как правило влияет отношения окружающих к субъекту: их отношение, модель поведения по отношению к нему, а также дополнительные, вторичные факторы общей социальной группы.

Этапы самопознания: пошаговая инструкция

Как и любой другой, процесс самопознания – это целый ряд стадий, при преодолении каждой, мы достигаем более высокого уровня самосознания. Всего выделяют 4 ведущих уровня .

1. Ведущие интересы и необходимые потребности – этот период проходит под лозунгом «Мое желание – закон». Самым главным для человека является достижение его желаний абсолютно любыми методами, не принимая во внимания возможные жертвы со стороны окружающих и не понимая, что для достижения, желаемого необходимо трудиться, возможно даже чем-то жертвовать.

В этом плане, вся ответственность лежит на родителях – ведь именно на их модели отношений в социуме, их отношению к прямым обязанностям, строит свою тактику отношений ребенок. Необходимо в первую очередь разъяснить ему, что его безусловно любят, а также ценят, но при этом – он не центр мира, а всего лишь малая его составляющая;

2. Я и социальное окружение – «Слово не воробей, вылетит не поймаешь». Данный этап наступает зачастую в 12-15 лет, то есть, в том возрасте, когда человек осознает силу сказанного слова, а также те последствия, какие оно может за собой нести. Главное, в этот момент помочь подростку осознать важность того, что он излагает и то, как это может сказаться на окружающих.

В этом возрасте нами правит не трезвость ума, а эмоции в чистом виде. Эмоциональность влияет в данный момент и на трезвую оценку самого себя, что приводит к внутреннему конфликту, последствия которого зачастую не проходят и во взрослой жизни;

Раскрытие внутреннего потенциала

3. Знания и навыки – «Учение- свет, а неученье – тьма». Именно на этом этапе, самопознание как процесс проходит катарсис. Человек понимает, что для достижение любых результатов, ему необходимы определенный набор умений. Он уже не стыдится неудачного результата, наоборот, для него это дополнительный стимул стать лучше, успешнее. Субъект не охраняет так рьяно свои внутренние барьеры, этакие защитные механизмы, в которых он нуждался на первом и втором этапе, отнюдь, он практически полностью снимает их, понимая, что в определенной степени зависим от социума;

4. – «Гений – 1% процент удачи, а остальные 99% — адский труд». Процесс самопознания на этом финальном этапе – вполне осознанный и что действительно важно – конкретный результат, достигнув которого, каждый может с уверенностью сказать: «я знаю самого себя»! Человек уже не зависит от остальных, он знает цену себе, своим трудам, достижениям. Он готов к новым свершениям, не боясь при этом «потерять самого себя». Открыт к диалогу с остальными и их конструктивной критике, понимая, что таким образом не потеряет достигнутый результат.

Такие четыре ступени проходит каждый из нас на трудном и извилистом пути к пониманию себя. Хочется также подчеркнуть, если у вас в определенный момент появиться искушение отступить от намеченной цели, просто вспомните, что вы не одни в своем стремлении стать лучше. Не зря существует поговорка – «все что не убивает делает нас сильнее».

Что характеризует процесс самопознания

Чаще всего, самопознание как процесс, лучше всего характеризует три термина: «рефлексия», «атрибутирование» и «идентификация». Давайте более подробно изучим данные понятия.

Итак, идентификация – представляет собой мысленный процесс, при помощи которого, объект изучает окружающую среду, социум, а также самого себя сравнивая себя с другими, примеряя их образ и поведение на себя.

Рефлексия — изучения самого себя и окружающих при содействии эмоций, и внутренних переживаний. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы дать правильную оценку той или иной ситуации, ведь если полагаться все время на трезвость ума, не беря в расчет чувства, можно навсегда потерять то, что отличает нас от животных – умение сострадать и сопереживать.

«Атрибутирование » — умение дать характеристику другим и себе в том числе, приписывая черты характера которые ему не свойственны. Проще говоря, стереотипное мышление, при помощи которого, зачастую составляется первое впечатление о человеке. Желательно, это умение развивать до максимальной отметки, что поможет вам в будущем. Определить приоритеты и основные направления мысли человека можно именно с помощью этого приема атрибутики. Довольно полезно иметь за спиной знания такого рода, особенно, если у вас партнерские отношения или бизнес, который построен на взаимном доверии.

Как сделать эффективным процесс самопознания

Конечно же, достичь той точки, в которой вы с уверенностью можете сказать «Я себя знаю» можно лишь с помощью длительных тренировок и погружения в свои внутренние «кулуары». Чтобы облегчить эту внутреннюю интеграцию, нужно всего навсего, немного свободного времени. Отличным упражнением для вас на следующие несколько лет должна стать медитация.

В начале пути будет довольно трудно сконцентрировать основное внимание на себе и на своих внутренних, глубоких духовных потребностях. Но со временем вы сможете медитировать даже по дороге на работу или во время приготовления пищи.

Техника «Дыхание на счет раз-четыре и два»

Предлагаем вам ознакомиться с 3 популярными , которые будут полезны начинающим. Начнем мы с упражнения, которое носит название «Дыхание на счет раз-четыре и два». Основа этой методики – глубокое и спокойное дыхание, что делает ее доступной и результативной не только для профессионалов, но и для новичков. В первую очередь, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Примите удобную позу, в которой можно без лишних усилий находиться 10-15 минут. Главное требование – ступни ног должны полностью соприкасаться с поверхностью пола, а спина быть ровной;
  2. Прикройте глаза и разместите руки на коленях;
  3. Сконцентрируйтесь на вашем дыхании – вы должны полностью прочувствовать весь процесс поступления кислорода в ваши легкие, как поднимается и опускается грудная клетка. Ощутите, как напряженность выходит вместе с выдохом;
  4. Спустя некоторое время, когда вы почувствовали, что полностью расслабились, кардинально измените ритм вашего дыхания. Делайте глубокий вдох на счет «раз», задержите дыхание до четырех секунд и сделайте выдох на счет «два».

Соблюдайте подобный ритм на протяжении 10 минут. Чтобы медитация не проходила для вас в тишине можно включить расслабляющую музыку, которая не будет резать ваш слух.

Как видите, такую технику можно использовать даже на работе, особенно в офисе. Когда у вас будет перерыв, никуда не спешите, включите в наушниках спокойную музыку и попробуйте повторить эти дыхательные упражнения. Вот увидите, даже работа после такого комплекса насыщения кислородом пойдет куда лучше. Медитация позволяет сфокусировать ваше внимание в одной точке, поэтому после, ваша наблюдательность будет на более высоком уровне. К тому же, так можно избавиться от рассеянности.

Медитация с огнем

Второй способ более подходит для домашнего использования, и называется он «Медитация с огнем». Главным принципом этой медитации является умение сосредоточить свое внимание на конкретном объекте. А в последствии, перенести его проекцию на свое подсознание.

В этом случае – роль такого объекта выполняют свечи, в дальнейшем их можно заменить на другие предметы. Во время медитации, вам необходимо выполнить следующее:

  1. Погрузите комнату в приятный полумрак (если это вечер – выключите основные источники света, если день – задерните шторы);
  2. Примите удобную для вас позу, но при этом спина должна быть ровной;
  3. Зажгите свечу. Зафиксируйте ее на уровне ваших глаз (не забываем о правилах безопасности). Сосредоточьте взгляд на пламени свечи, стараясь при этом абсолютно не моргать. Если у вас начинают слезиться глаза, то не стоит прекращать занятия – это нормальная реакция организма, которая ему только на пользу;
  4. Достигните того состояния, когда ваш разум будет занимать ни что иное, как только пламя свечи, а спустя некоторое время закройте глаза и «смотрите» тот же танец своим сознанием. По окончанию сделайте пару глубоких вдохов.

Эта медитация отлично подойдет для людей, которые уже начали путь познания. В будущем, это позволит контролировать процесс самопознания, научит абстрагироваться от ситуации в целом и поможет взглянуть на проблему под другим углом. Единственная ее трудность заключается в том, что многим очень трудно полностью «отключиться» от реальности, сводя таким образом все время медитации на нет.

Самопознание как процесс или методика абстрактного мышления

Последняя методика представляет собой абстрактное мышление, в основе которого мы представляем самопознание как процесс многоплановый. Рычаги этого механизма тесно связаны между собой, не стоит относится к этой идее слишком просто. Понять себя, взглянуть за ширму своего собственного восприятия с помощью символов и «отсылок» нелегко.

Будем называть этот интересный метод «Принятие своего тела». Только учтите один момент, что, если поза будет очень удобной, то есть шанс просто-напросто уснуть. Чтобы начать занятия необходимо сделать следующее:

  • Ляжете или сядьте в удобную для вас позу, но при этом – спина должна быть абсолютно ровная;
  • Начните глубоко дышать – представьте, как напряжение покидает ваше тело. Плавно, с каждым последующим выдохом. Продолжайте это действие на протяжении 3-5 минут;
  • Перенесите свой центр тяжести на кончики пальцев. Почувствуйте напряжение и постарайтесь распределить его по всему телу, постепенно освобождаясь от дискомфорта. Лучше всего делать это с закрытыми глазами, так вы достигните максимального уровня концентрации;
  • Постарайтесь переносить напряжение из одной точки в другую, двигаясь по кругу: от кончиков пальцев, макушки головы до середины груди;
  • Представьте, как вас обволакивает кокон спокойствия и защищённости, придавая вам силы и уверенности для дальнейших свершений целей.

Такие простые на первый взгляд методики, дают отличную возможность побыть один на один. Вы сможете провести анализ своих действий и поступков, который необходим для процесса самопознания. Эти упражнения не займут у вас много времени, а их простота позволит выполнять некоторые действия даже на рабочем месте.

Таким образом, самопознание как процесс долговременный, можно даже скачать, бесконечный, не отнимает у вас радости жизни или счастливые моменты. Вы должны приучить себя к тому, что самопознание, в первую очередь, протекает даже в тот момент, когда вы находитесь в состоянии сна. Что вы видите закрывая глаза? Может быть сны это отражение ваших мыслей?

Вывод

Подводя итог, следует сказать, что самопознание как процесс, присутствие которого крайне важно в нашей жизни, безусловно тернист и труден. У многих он вызывает сомнения в собственных силах, что на корню препятствует началу саморазвития как такового. Главное - понять для себя! Никто, кроме нас самих. не сможет пройти этим путем. Без трудолюбия, целеустремленности, а возможно даже жертвенности, невозможно понять свое внутреннее «Я». Все аспекты нашей сущности или как мы их часто называем «заморочки», и составляют эту непредсказуемую индивидуальность каждого человека.