Сложносочиненное предложение с союзом или. Сложносочиненное предложение: примеры. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

В русском языке принято подразделять предложения на простые, в состав которых входит одна грамматическая основа, и сложные, включающие в себя несколько подлежащих и сказуемых, не являющихся однородными членами. В 9 классе программа подразумевает изучение различных типов сложных предложений. К ним относятся сложносочинённые предложения (примеры которых будут приведены далее), а также сложноподчинённые и бессоюзные. В начале курса подробно изучается, что такое ССП в русском языке (Сложносочинённое Предложение).

Классификация ССП

Как следует из названия термина, сложносочинённым предложением называется сложное предложение с сочинительной связью, которая может быть выражена при помощи сочинительных союзов или некоторых частиц. В отличие от фраз, где применяется подчинительная связь и одна часть предложения является зависимой (т. е. не может употребляться отдельно от главной), в ССП обе части равноправны. Ниже приведена таблица с примерами сложносочинённых и сложноподчинённых предложений из произведений.

Сочинительная связь в предложении может принимать следующие значения:

  1. Соединительные отношения используют в тех случаях, когда нужно показать последовательность двух действий или подчеркнуть их одновременность: Часы показали полночь, и в доме наконец наступила тишина. Связь оформляется при помощи союзов и , да , также , тоже и некоторых частиц: ни… ни .
  2. Отношения между частями предложения могут быть разделительными, когда необходимо указать на смену событий, их чередование или сопоставление: Не то померещилось ему, не то и в самом деле в небе промелькнуло что-то яркое. В этом случае используется союз или , а также различные повторяющиеся частицы: то ли… то ли , не то… не то и другие.
  3. Сопоставительные отношения используют, чтобы обратить внимание на тождественность двух частей ССП при помощи а именно или то есть : Я очень боюсь высоты, а именно пугают меня крыши многоэтажных строений и бесконечно длинные лестничные пролёты.
  4. К пояснительным отношениям относят различного рода конкретизацию, уточнения, выражаемые словами а , но , а значит , а также и т. д.: В загородном доме всё было прекрасно, но немного протекала крыша.
  5. Градационными называют такие отношения в ССП, которые предполагают дальнейшее развитие: Если не получится до конца недели закончить постройку, то по крайней мере вами уже будет сделана половина работы . Для связи используются союзы мало того что… ещё и , не только… но и , не сказать чтобы… но и другие.

Кроме того, сопоставительные отношения иногда подразделяют ещё на 3 небольших категории, куда входят собственно сопоставительные (сюда включают фразы с союзами а, да ), противительные (для выражения несоответствия при помощи а, но ) и уступительные (с использованием только ).

Виды сочинительных союзов

Для связи между грамматическими основами используются служебные части речи - союзы и в некоторых случаях частицы. Союзы в ССП принято разделять на три категории:

  • соединительные: и, да и, тоже ;
  • разделительные: либо, не то… не то, или ;
  • противительные: однако, зато, а, но .

Кроме того, сложносочинённые союзы отличаются по своему составу. Большинство из них состоит из одного или двух слов (да, также, но, или, зато ) и употребляется только в одной части ССП:

Не справились бы мы до заката, да товарищи пришли на помощь .

Однако также выделяют двойные союзы, которые используются в обеих частях фразы (не только… но и, либо… либо, или… или ):

Или завтра грянет гроза с проливным дождём, или будет весь день стоять жара.

Союзы в ССП обычно находятся в начале второй части предложения (или в начале обеих частей, если речь идёт о двойном союзе). Исключениями являются тоже, также и частица же , которые могут располагаться в середине фразы:

Январь выдался на редкость тёплым, февраль тоже не спешил обрадовать ребят снегом.

Местоположение союза во фразе и тип, к которому он относится, необходимо знать, чтобы верно расставить знаки препинания (при их необходимости).

Основные правила пунктуации

Как и во всех других типах сложного предложения, чаще всего в ССП необходимо отделять одну часть от другой при помощи запятой перед сочинительным союзом или частицей.

Мы могли бы приехать уже сегодня, но неожиданные обстоятельства помешали нашим планам.

Либо Павел не получил её сообщение, либо на линии опять возникли проблемы.

Однако важно помнить, что сочинительные союзы могут соединять не только части сложного предложения, но и однородные члены. В таких случаях необходимо выделить грамматические основы и понять, не являются ли подлежащие и сказуемые однородными, как в следующем простом предложении:

Пчёлы или осы летом часто залетают в квартиру и могут кого-нибудь ужалить.

Кроме того, пунктуация в ССП не ограничивается только запятыми. В некоторых фразах используются знаки препинания, скорее свойственные бессоюзной связи.

Точка с запятой и тире

В некоторых случаях вместо запятой следует использовать другие знаки препинания. Если предложение сильно распространено (в нём есть причастные или деепричастные обороты, вводные слова, большое количество однородных членов) и внутри уже есть запятые, следует отделять одну часть фразы от другой при помощи точки с запятой:

Ребята сходили на пруд, несмотря на начинающийся дождь, проведали соседку, прошли по заброшенной лесной тропе; но лишь к вечеру им разрешили зайти домой.

В ситуациях, когда одна часть ССП резко противопоставлена другой или когда вторая часть является следствием первой, между ними необходимо ставить тире:

Удар - и он упал.

Кроме того, пунктуационные ошибки во фразах с сочинительной связью возникают не только при определении верного знака препинания. Иногда встречаются сложные предложения, в которых отсутствуют и запятые, и тире.

Когда знаки препинания не ставятся

Следует помнить о некоторых случаях, когда запятая не требуется. Например, если два простых предложения в составе сложного соединены одиночными союзами и , да , или , либо и имеют какой-либо общий элемент, то знак препинания между ними не нужен. В качестве общего элемента могут выступать:

  1. Общий второстепенный член (обычно - дополнение или обстоятельство): У его родителей на ферме живут коровы и растут груши.
  2. Общая придаточная часть (в том случае, если в предложении наравне с сочинением используется подчинение): Пока брат гулял, мама сходила в магазин и сестра начала печь пирог.
  3. Общая часть предложения, связанная бессоюзной связью (только тогда, когда обе части ССП более подробно раскрывают содержание фразы): Девушку охватило отчаяние: ушёл последний трамвай и отъехал последний автобус.
  4. Общее вводное слово: Как известно, наша планета имеет форму шара и Луна вращается вокруг неё .

Помимо указанных случаев, запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если их объединяет интонация:

Сколько осталось времени до экзаменов и когда следует начинать к ним готовиться? - вопросительная интонация.

Пусть завершится старый год и начнётся новый! - побудительное предложение.

Как чарующе играет опытный музыкант и как удивительно тонко настроен его слух! - обе части объединены восклицанием.

Знак препинания не требуется и в назывных предложениях (не имеющих сказуемого), если союз не является двойным:

Удивительная красота и совершенно необъяснимое зрелище.

Однако это правило не относится к названиям книг, фильмов и т. д.:

Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Запятая не нужна в неопределённо-личных предложениях, но лишь тогда, когда подразумевается один и тот же исполнитель действия:

Больным принесли обед и затем забрали грязную посуду.

Запомнить все перечисленные правила и частные случаи нелегко. Проще всего освоить полученную информацию, выполнив несколько заданий на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задание 1. Составить схемы для сложносочинённых предложений из художественной литературы (М. Е. Салтыков-Щедрин). Объяснить расстановку знаков препинания.

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след.

Сначала нужно определить подлежащие и сказуемые: они бродили и запах навёл . Таким образом, в предложении 2 грамматических основы, и они соединяются между собой союзом но .

Для составления схемы ССП каждая часть обозначается квадратными скобками, между которыми указывается сочинительный союз: […], но […] .

Знаки препинания объясняются следующим образом: запятая перед союзом но разделяет 2 части ССП; наконец обособлено с обеих сторон, так как это вводное слово.

Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.

Нужно выделить грамматические основы: смотрели генералы и сердца играли . Связь между частями предложения обеспечена при помощи соединительного союза и . Схема ССП имеет вид: […], и […] .

Единственная запятая разделяет две простые части сложного предложения.

Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

Первое предложение в составе сложного является неполным: в нём опущено подлежащее, сказуемое - хотел дать . Второе предложение - обычные, двусоставное; его грамматическая основа - они закоченели . Связь производится при помощи противительного союза но . Схема выглядит так: […], но […] .

Запятая перед союзом разделяет сложное предложение на две части; вторая запятая указывает на деепричастный оборот.

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова.

В первой части наблюдаются однородные сказуемые - набрал, размочил, поколотил, помял, относящиеся к подлежащему мужичина. Вторая часть ничем не осложнена: верёвка была готова. Схема имеет вид: […] - и […].

Запятые ставятся, поскольку присутствует несколько однородных членов. Тире необходимо, так как вторая часть фразы является результатом первой.

Задание 2. Определить, какие из предложений являются сложносочинёнными.

(1) Шестиклассники дружной толпой вышли из здания школы и, поглядывая на беззаботное солнечное небо, зашагали к остановке. (2) Там уже стоял вместительный автобус, который должен был отвезти их в Выборг. (3) Ребята уже были полностью готовы к путешествию, но учительница ещё не приехала. (4) Либо задерживался её троллейбус, либо непослушная дочка не хотела отпускать её в другой город на целый день.

(5) Из автобуса вышел пожилой водитель и задумчиво поглядел на слегка растерянных школьников. (6) Не только ребята с нетерпением ждали экскурсии, но и он сам мечтал наконец вырваться из тесного душного города.

Чтобы найти ССП, необходимо определить, какие фразы содержат по 2 и более грамматические основы. Под это условие подходят 2, 3, 4 и 6 предложения. Фразы под номерами 1 и 5 - простые с однородными сказуемыми.

ССП и СПП (сложноподчинённые предложения) различаются методами связи: в ССП используются сочинительные союзы, в СПП - подчинительные союзы и союзные слова. Определим, при помощи каких средств осуществляется связь между простыми частями. За исключением 2 предложения, где было использовано союзное слово который, все остальные фразы связаны при помощи двойных (либо… либо, не только… но и ) и одинарных сочинительных союзов (но ). Следовательно, к ССП относятся 3, 4 и 6 фразы.

Задание 3. Выполнить синтаксический разбор:

Начались летние каникулы, и мы, конечно, уехали отдыхать загород.

Синтаксический разбор производится поэтапно. В некоторых случаях часть шагов опускается (например, определение типа союза), ниже приведён наиболее полный вариант разбора:

  • Охарактеризовать его по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательное (не содержит побуждения к действию или вопроса) и невосклицательное.
  • Определить количество грамматических основ: начались каникулы и мы уехали отдыхать. Следовательно, предложение сложное.
  • Связь между основами обеспечена при помощи сочинительного соединительного союза и. Это значит, что предложение является сложносочинённым.
  • Выполнить отдельный разбор первого простого предложения. Так как оно имеет и подлежащее, и сказуемое, оно является двусоставным. Наличие второстепенного члена (определения летние ) говорит о распространённости. Предложение ничем не осложнено. Подлежащее выражено существительным, сказуемое - глаголом, определение - прилагательным.
  • Вторая часть также является двусоставной. Она распространена при помощи обстоятельства загород . В качестве осложнения выступает вводное слово конечно . Подлежащее выражено личным местоимением, составное сказуемое - двумя глаголами, один из которых находится в форме инфинитива, обстоятельство - именем существительным.
  • Схема имеет вид: […], и […].

Аналогичным образом выполняется синтаксический разбор любого другого предложения, в котором присутствует сочинительная связь.

Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочиненное предлое. Сложноподчиненное предложение

Николенкова Н. В.

§ 1. Сложное предложение как единица синтаксиса.

Сложное предложение (далее СП) – это предложение, в котором соединены несколько предикативных основ (= частей), образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое. Таковым, например, будет предложение Лиса Алиса была якобы хромая1, кот Базилио притворялся слепым2, хотя зрение у него было совсем как у кошки3, но неопытный Буратино сразу поверил мошенникам и пожалел их4. Предложение состоит из четырех частей, каждая из них имеет свою грамматическую структуру, свою группу подлежащего и сказуемого.

Было бы неверно характеризовать каждую из частей сложного предложения как простое предложение. Предложение как единица синтаксиса (и простое, и сложное) должно обладать такими признаками, как относительная смысловая законченность и интонационное единство. Части же сложного предложения этими свойствами не обладают, поэтому и характеризуются лишь как "части", формально равные простому предложению, но не являющиеся им. Поэтому было бы неверно дать определение *Сложное предложение – это несколько простых, объединенных в единое целое. Кроме того, если простое предложение входит в сложное, становясь его частью, оно может изменить свою структуру. Чаще всего это связано с изменением структуры части, которая становится зависимой: Буратино не смог решить предложенную Мальвиной задачу. Он ни разу не был в школе. – Буратино не смог решить предложенную Мальвиной задачу, так как ни разу не был в школе (зависимая часть стала неполным предложением). Мальвина решила поселиться в затерянном в глухом лесу домике. Она больше не хотела играть в театре Барабаса. - Мальвина решила поселиться в затерянном в глухом лесу домике, чтобы больше не играть в театре Барабаса (зависимая часть стала односоставным безличным предложением). Есть также типы сложного предложения, в которых строго определен порядок следования частей, и, входя в такие СП, отдельные предложения подчиняются этому правилу. Поесть Буратино не мог. У него в кармане не было ни гроша. - В кармане у Буратино не было ни гроша, так что поесть он не мог.

Сложные предложения делят на типы. Первое разделение – по характеру формальной связи между частями. Если части связаны только интонацией, то предложение называется бессоюзным (БСП). Если для связи используются союзы и союзные слова, то предложение относится к союзным. Союзные в свою очередь делятся на два разряда по характеру используемого в них союзного средства. Если для связей частей используется сочинительный союз, то предложение относится к сложносочиненным (ССП). Если для связи частей использованы подчинительные союзы или союзные слова, то предложение характеризуется как сложноподчиненное (СПП).

сложные предложения

союзные бессоюзные

сложносочиненные сложноподчиненные

При этом смысл, выражаемый разными типами сложного предложения, может быть одинаковый, сравни: 1. Наступила ночь, Буратино направился на Поле чудес. 2. Наступила ночь, и Буратино направился на Поле чудес. 3. Едва наступила ночь, как Буратино направился на Поле чудес. Первое предложение бессоюзное, второе относится к сложносочиненным с соединительными отношениями между частями, третье – сложноподчиненное с придаточным времени.

Практически любое сложное предложение может быть преобразовано в предложение иного типа: Если положить в ямку деньги, то вырастет дерево с кучей червонцев (СПП) – Положишь в ямку деньги – вырастет дерево червонцев (БСП).

§ 2. Сложносочиненное предложение, его типы.

Сложносочиненным предложением (ССП) называют такой тип СП, в котором части соединены при помощи сочинительных союзов.

При соединении частей с помощью сочинительных союзов части остаются относительно нзависимы друг от друга, между ними устанавливаются равноправные отношения. Более конкретные смысловые отношения выявляются из значения союзов, стоящих между частями.

Структурно сочинительные союзы не входят ни в одну из частей, стоят между ними, что отражается в схемах: Не то чтобы Буратино не хотел идти в школу, но театр привлекал его больше. Схема линейная, предлагаемая в школьных учебниках: Не то чтобы […], но […] . При построении вертикальной схемы союзы также расположены между частями.

ССП делят на шесть типов:

1. ССП с соединительными отношениями (= с использованием соединительных союзов).

К союзам этой группы относят И (одиночный и повторяющийся), ДА (=и), НИ (повторяющийся), КАК…ТАК И.

Общим значением этих предложений будет указание на связь явлений, которые либо происходят одновременно, либо следуют одно за другим. Например: Папе Карло надоело жить одному, и он решил сделать себе из полена куклу. И птицы помогали Буратино в битве с Карабасом, и насекомые стремились оказать посильную помощь, и даже медведь вышел из берлоги и зарычал на хозяина театра. Как лиса Алиса не умела и не любила работать, так и её спутник Базилио был типичным лодырем и бедельником.

Всегда на одновременность указывает союз КАК…ТАК И, чаще всего одновременность событий выражается повторяющимися союзами: Ни Карабас не знал тайны золотого ключика, ни Дуремар не мог её раскрыть. При этом использование И…И связано с утвердительным смыслом предложения, тогда как НИ…НИ используется при отрицании.

Союз И является широким по своему значению и указывает как на одновременность, так и на последовательность событий: Буратино сидел за нарядно накрытым столом, и его длинный нос был погружен в кофейник. Но: Буратино увидел чернильницу впервые в жизни, и от любопытства он сразу же сунул в нее свой длинный нос.

После союза И могут располагаться слова, помогающие сузить широкое значение предложения. К примеру, использование наречия "тогда" дополнительно придает значение временной последовательности, а указание на одновременность может быть конкретизировано при использовании "в то же время": Кот Базилио ненавидел лису Алису, и и в то же время он жить без нее не мог. Присоединительный оттенок приобретает предложение с наречием "вдобавок": Папу Карло не привлекал роскошный образ жизни, и вдобавок у него не было средств. Наречие "поэтому" придает оттенок следствия: Буратино выглядел очень наивным, и поэтому кот и лиса решили его обмануть. (ВНИМАНИЕ!!! Последнее предложение не становится сложноподчиненным, оно все равно остается ССП. Объединение "и поэтому" в один причинный союз является одной из самых распространенных ошибок при синтаксическом анализе текста. "Поэтому" - это указательное местоименное наречие, которое не относится к союзным средствам).

2. ССП с разделительными отношениями (= с использованием разделительных союзов).

К союзам этой группы относят ИЛИ и ЛИБО (одиночные и повторяющиеся), ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО и ТО ЛИ…ТО ЛИ (повторяющиеся).

Основное значение таких предложений – взаимоисключение и чередование. Оба этих значения могут быть выражены при помощи союзов ИЛИ и ЛИБО. К примеру, значение чередования выражено в предложении Дуремар или ловил пиявок в болоте, или его тянуло собирать червяков на тропинках. А значение взаимоисключения выражено в предложении "Либо я сошел с ума, либо эта кукла ожила", - подумал папа Карло. Заметим, что одиночное употребление рассматриваемых союзов также выражает эти значения.

Только значение чередования выражает союз ТО…ТО: То Буратино верил словам лисы и кота, то он считал их мошенниками. Оставшиеся два союза НЕ ТО…НЕ ТО и ТО ЛИ…ТО ЛИ выражают значение взаимоисключения: То ли Карабас вообще не любил детей, то ли он не умел с ними обращаться.

Для СПП первых двух типов важен еще такой структурный момент: предложения с соединительными и с противительными союзами относятся к предложениям открытого типа, в их состав может входить практически неограниченное количество частей, присоединяемых с помощью одного и того же сочинительного союза. Для остальных типов ССП это невозможно, предложения могут состоять только из двух предикативных единиц (можете сами продолжить составленные нами предложения).

3. ССП с противительными отношениями (= с использованием противительных союзов).

К союзам этой группы относятся НО, ДА (=но), ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ, А, В ТО ВРЕМЯ КАК, ТОГДА КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ЕСЛИ…ТО.

Предложения, относящиеся к этому типу, могут указывать на противопоставление или на сопоставление двух явлений.

Противопоставление выражают союзы НО, ДА, ЗАТО, ОДНАКО и ЖЕ: Буратино не хотел продавать азбуку, но он не мог справиться с желанием пойти в театр. Дуремар не смог разузнать тайну золотого ключика, зато ему удалось поймать много толстых и дорогих пиявок (союз ЗАТО имеет дополнительный оттенок возмещения, компенсации). Буратино хотел ускользнуть из харчевни, не заплатив, однако хозяин "Трех пескарей" внимательно следил за посетителями (в этом предложении ОДНАКО аналогично НО, но следует иметь в виду, что ОДНАКО бывает еще и вводным словом). Мальвина очень хотела воспитывать Буратино, он же хотел только бездельничать (союз ЖЕ совмещает значение противительного союза и усилительной частицы, поэтому стоит внутри второй части, после первого слова. Часто этот союз забывают при составлении схемы, поэтому предложение по схеме оказывается бессоюзным).

Союз А чаще выражает сопоставительные отношения, их же выражают книжные аналоги союза А – В ТО ВРЕМЯ КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ТОГДА КАК и ЕСЛИ…ТО. Например: Пьеро очень хотел найти Мальвину, а Буратино издевался и не хотел назвать адреса его прекрасной возлюбленной. Если Буратино был похож на папу Карло, то Пьеро был вылитым Джузеппе (вторая часть союза является обязательной, при возможности убрать ТО союз рассматривается как подчинительный).

Перечисленные книжные аналоги А очень часто вызывают путаницу при синтаксическом анализе предложения, многие рассматривают предложение как сложноподчиненное. В определенной степени эта ошибка связана с тем, что в правилах пунктуации эти союзы перечисляются в одном ряду с подчинительными. Мы бы рекомендовали для практики самим составить 10 предложений с этими союзами и подумать о значении.

Сложносочинёнными (укр. складносурядними) называются такие предложения, предикативные части которых соединены в одно смысловое и структурное целое при помощи сочинительных союзов и интонации . Порядок следования предикативных частей в ССП (сложносочинённых предложениях) является относительно свободным в одних видах предложений и закреплённым в других. Обратимся к примерам:

1.Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер (А. Фадеев).

2.Три дня не было мороза, и туман невидимо работал над снегом (М. Пришвин).

Нет сомнения, что в первом примере предикативные части практически без ущерба для смысла и структуры всего СП можно поменять местами: Не то уже наступал вечер, не то это было раннее утро . Во втором же примере без нарушения структуры всего СП это сделать невозможно, так как смысл второй предикативной части объясняется содержанием первой – Туман невидимо работал над снегом, потому что три дня не было мороза . Как видим, при перестановке предикативных частей во втором примере изменяется структура всего СП, то есть ССП трансформируется в СПП (сложноподчинённое предложение) с придаточной частью причины.

Виды сложносочинённых предложений. В зависимости от структурных свойств, характера союза и лексического наполнения среди ССП можно выделять различные виды предложений. Мы считаем целесообразным использовать классификацию, предложенную в “Современном русском языке” под ред. Д. Э. Розенталя (М., 1984):

1. Соединительно-перечислительные. 5. Противительные.

2. Разделительные. 6. Присоединительные.

3. Предложения следствия-вывода. 7. Пояснительные.

4. Сопоставительные.

Разумеется, чёткой границы между этими видами сложносочинённых предложений нет, и это разделение в той или иной степени является условным.

Соединительно-перечислительные ССП. Это предложения, предикативные части которых связаны соединительно-перечислительными отношениями. Они, как правило, отличаются открытостью структуры и нередко состоят более чем из двух частей. Для таких предложений характерны следующие союзы: и, да (одиночные и повторяющиеся), ни…ни. Примеры: 1. А между тем слова кошевого не прошли даром, и в городе оказался недостаток в съестных припасах (Н. Гоголь). 2. Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали всё на одном и том же дереве, да куковала одна кукушка, перемещаясь всякий раз (И. Тургенев);

Разделительные ССП. Суть этих предложений состоит в том, что названные в них явления оказываются или в чём-то несовместимыми, или взаимоисключающими друг друга. Предикативные части этих предложений объединяются при помощи союзов или, либо (одиночные и повторяющиеся), то…то, не то…не то, то ли…то ли, ли…ли и т.п. Примеры: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колёса тачек (М. Горький); Либо я всё устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову (И. Тургенев).

ССП следствия-вывода. Этопредложения закрытой структуры. Состоят они обычно из двух частей, которые располагаются в строго определенном порядке. Различаются два вида ССП следствия-вывода:1. Причинно-следственные. Первая часть в таких предложениях указывает на причину, а вторая – на следствие или вывод: В саду стало прохладно, и гости вернулись в дом; Спектакль закончился, и зрители стали выходить в фойе. 2. Условно-следственные . В первой части таких предложений содержится условие, при котором возможно то, о чем идет речь во второй. Характерная особенность условно-следственных предложений: глагол-сказуемое (главный член предложения) в них употребляется в сослагательном или повелительном наклонении. Такие предложения, как правило, синонимичны сложноподчиненным предложениям с условным союзом если. Примеры: Сделали бы вы вовремя задание, и не было бы этого неприятного разговора; Подготовьте рефераты, и можете рассчитывать на более высокую оценку.

Сопоставительные ССП. Особенность сопоставительных предложений заключается в том, что с одной стороны в них сравнивается содержание предикативных частей, а с другой – устанавливается отличие. Для таких предложений характерны союзы а, но, да, однако, зато, же, а то, не то . Примеры: Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась чаще и чаще (Л. Толстой); Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колёс по кремнистой дороге, а бедный старик ещё стоял на том же месте в глубокой задумчивости (М. Лермонтов).

Противительные ССП. В противительных предложениях указывается на противопоставление событий, на их различие или несоответствие. Союзы, характерные для таких предложений: а, но, да, однако, зато, же, только и др. Как правило, это предложения закрытой структуры. Примеры: Низ башни был каменный, а верх деревянный (А. Чехов); Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою (В. Короленко);

Присоединительные ССП характеризуются тем, что во второй предикативной части у них содержатся сведения, дополняющие те, о которых уже известно из первой части. В таких предложениях обычно употребляются союзы да и, и ещё, кроме того, к тому же, притом, при этом, также, тоже и др. Например: Наташа говорила шёпотом, да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса (К. Паустовский); Вода была тепла, но не испорчена, и притом её было много (В. Гаршин).

Впояснительных ССП одна часть при помощи союзов то есть, а именно поясняет содержание другой. Например: 12 июня силы Западной Европы перешли границы России и началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие (Л. Толстой); Кроме растений, в саду есть помещения для разных животных, а именно : построено много башенок с решетчатыми вышками для голубей, а для фазанов и других птиц поставлена между кустами огромная проволочная клетка (И. Гончаров).

Вопросы и задания

І. Могут ли некоторые сложносочинённые предложения в качестве синтаксических синонимов иметь сложноподчинённое предложение? Приведите примеры, если это возможно.

ІІ. В зависимости от смысловых отношений между предикативными частями выделите виды сложносочинённых предложений. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. …То длинный сук её за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой, то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок, то выронит она платок (А. Пушкин). 2. Присоветуй им встретить меня с детской любовью и послушанием, не то не избежать им лютой казни (А. Пушкин). 3. …Да смотри ж не болтай, а не то поколочу (А. Пушкин). 4. Везде прославилась она девицей скромной и разумной, зато завидных женихов ей шлёт Украйна и Россия (А. Пушкин). 5. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит (М. Лермонтов). 6. Чины людьми даются, а люди могут обмануться (А. Грибоедов). 7. Оскорбление тяжелое и общество офицеров постановляет поединок (А. Куприн). 8. Лизу напугал странно постаревший взгляд Веры Никандровны, и она решилась возражать (А. Фадеев). 9. Андрей был бы хорош только он располнел очень… (А. Чехов). 10. Многое ещё хотелось сделать строителям в этот день, но день был по-зимнему короток (В. Ажаев).

ІІІ. Выделите сложносочинённые предложения открытой и закрытой структуры. Найдите предложения с общим второстепенным членом. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их постановку.

1. Начнётся бой, трудный и долгий, может быть на весь день до вечера, и для кого-то из них этот день станет последним днём жизни (В. Быков). 2. Последние тени сливались, да мгла глядела, слепая, необъятная, да за курганом тускнело мёртвое зарево (А. Серафимович). 3. Караван то пробивался среди обломков то продирался сквозь густые заросли стланика… (Г. Федосеев). 4. В прогалине туч блеснула луна и чистой крутой дугой легла на подъём дорога (Г. Николаева). 5. На берегу, на промысле, горели два костра, а в море никого не было (М. Горький). 6. То падал как будто туман то вдруг припускал косой, и крупный дождь (Л. Толстой). 7. То гордый конь его копытом крепко бьёт то зубом волк рванёт то острым рогом вол боднёт (И. Крылов). 8. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки (А.Чехов). 9.Твои мы песни слушать рады да только ты от нас подальше пой (И. Крылов). 10. Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовался твёрдый, льдистый слой наста (А. Куприн). 11. Гоняются над лугом друг за дружкой весёлые стрекозы и перепархивают разноцветные бабочки (И. С. Микитов). 12. Месяца не было, но звёзды ярко светили в чёрном небе (Л. Толстой). 13. Точно я на парусах, надо мною широкое голубое небо и носятся большие белые птицы (А. Чехов). 14. По улицам, на месте домов, лежали груды углей и торчали закоптелые стены без крыш и окон (А. Пушкин). 15. Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лёг первый мороз (М. Пришвин).

1. Понятие ССП. Классификация ССП по потенциальному количественному составу: сложносочиненные предложения открытой и закрытой структуры (В.А. Белошапкова).

2. Традиционная классификация ССП в соответствии с семантическими группами союзов.

2.1. ССП с соединительными союзами открытой и закрытой структуры.

2.2. СПП с разделительными союзами.

2.3. СПП с противительными союзами.

2.4. СПП с присоединительными союзами.

2.5. СПП с пояснительными союзами.

2.6. Градационные ССП.

3. Знаки препинания в ССП.

Сложносочинённое предложение (ССП) – это сложное предложение, части которого связаны сочинительными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу. Сочинительные союзы не входят ни в одно из них, не являются членами предложения.

Классификация сложносочиненных предложений в русском языкознании существенно не менялась. Начиная с грамматики Н.И. Греча все описания ССП строились по одному принципу: по характеру смысловых отношений между компонентами и в соответствии с семантическими группами союзов выделялись соединительные, разделительные и противительные предложения. Менялось, становилось более подробным лишь описание семантических групп внутри этих классов.
Кроме того, к традиционно выделяемым трем классам сложносочиненных предложений в 50-е годы 20 века были прибавлены еще два: пояснительные предложения, в которых части связаны отношениями пояснения или уточнения (специфическими выразителями этих отношений являются союзы то есть, а именно и функционально близкие им другие союзные средства), и присоединительные предложения, в которых вторая часть содержит «дополнительное сообщение» по поводу содержания первой части.



Наиболее последовательную и непротиворечивую классификацию ССП, основанную на структурно-семантических признаках, дала Вера Арсеньевна Белошапкова. Основным структурным признаком ССП она считает потенциальный количественный состав.

Все ССП делятся ею на два типа: открытой и закрытой структуры .

Части сложносочиненных предложений открытой структуры представляют собой незамкнутый ряд, они однотипно построены. Средства связи – собственно-соединительные и разделительные союзы, которые могут быть повторяющимися. Такие предложения могут иметь неограниченное число частей и их всегда можно продолжить. Например: да где-то вскрикивала ночная птица… Попробуем продолжить это предложение. Тихо плескалась струйка воды, да где-то вскрикивала ночная птица, да в кустах шевелилось что-то белое (Короленко). В ССП открытой структуры может быть более двух предикативных единиц (ПЕ): То длинный сук ее за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой; то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок; то выронит она платок… (П.).

В предложениях закрытой структуры части представляют собой замкнутый ряд, это всегда две части, структурно и семантически взаимообусловленные, связанные. Вторая часть в них замыкает ряд и не предполагает наличия третьей. Например: Нужда роднит людей, а богатство их разделяет ; Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез (Г.). Средства связи – неповторяющиеся союзы: но, а, однако, да и; не только…, но и и др.

По союзам и по значению сложносочинённые предложенияделятся на шесть групп.

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.

Список соединительных союзов (одиночных и повторяющихся): и, да, тоже, также, а также; как… так и, да... да, и…и.

Сложносочинённые предложения с соединительными союзами могут иметь открытую и закрытую структуру. Они называются собственно-соединительными и несобственно-соединительными ССП (по другой терминологии: однородного состава и неоднородного состава).

2.1.1. ССП открытой структуры (собственно-соединительные; однородного состава)

Подобные ССП отражают разные смысловые отношения между ПЕ. Союзы И (И…И), НИ…НИ, ДА (ДА…ДА).

В подобных ССП предикативные части выражают соединительно-перечислительные отношения; в них сообщается об:

а) одновременности событий и явлений: Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет ] (И. Тургенев); И [метался ветер быстрый по бурьянам], и [снопами мчались искры по туманам ]... (А. Блок). [Только ивол ги кричат ], да [кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы] (М. Шолохов). Как правило, в этом случае отношения между частями ССП автосемантичны, т.е. они могут выступать как самостоятельные простые предложения: (см. первое предложение) Калина не растет меж ними. Трава не зеленеет.

б) об их следовании друг за другом, последовательности: [Упалидве-три крупные капли дождя], и [вдруг блеснула молния ] (И. Гончаров [Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула ], и [из нее показалсягражданин ] (М. Булгаков). Это значение может конкретизироваться словами потом, затем, вслед .

Соединительные ССП открытой структуры (однородного состава) могут состоять из двух, трех и более ПЕ.

У подобных ССП может быть общий второстепенный член предложения или общая придаточная часть (в таком случае запятая между частями ССП не ставится):

Вдали темно и рощи строги (И. Бунин): союзом И соединены безличная односоставная ПЕ Темно и двусоставная Рощи строги. Детерминант (общий член ССП) вдали ясно показывает, что перечисляются однородные факты.

(Когда взошло солнце) , [роса высохла] и [трава зазеленела]. Придаточное предложение Когда взошло солнце относится сразу к обеим ПЕ, связанным соединительными отношениями, поэтому перед союзом И запятая не ставится.

Одновременность и последовательность перечисляемых фактов часто подчеркивается с помощью соответствия видо-временных форм сказуемых в разных ПЕ (как правило, сказуемые выражаются глаголами одного вида): В ту же минуту [над сопкой взлетели сразу десятки ракет] и [бешеной скороговоркой залились пулемёты] (Седых). В обеих частях ССП глаголы-сказуемые совершенного вида. Общий член предложения (обстоятельство времени) в ту же минуту подчеркивает отношения одновременности и препятствует постановке запятой между ПЕ.

2.1.2. ССП закрытой структуры (несобственно-соединительные; неоднородного состава)..

Предикативные части соединяются здесь неповторяющимися союзами И, ДА, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, которые сопровождаются словами-конкретизаторами значений. Они состоят только из двух ПЕ. Отношения между частями ССП синсемантичные, т.е. одно предложение по смыслу связано с другим, особенно если есть слова-конкретизаторы.

Выделяется шесть типов несобственно-соединительных ССП.

1. Предложения со значением следствия – вывода, условия-следствия, результата, быстрой смены событий . В них нередко употребляются слова-конкретизаторы значения поэтому, потому, оттого, следовательно, значит (конкретизаторы – слова и словосочетания, которые подключаются к союзу и уточняют его значение). Вторая часть сообщает о результате, следствии, выводе, вытекающем из содержания первой части: Мы голодали, и [поэтому] мать решила наконец отправить меня и сестру в деревню (В. Каверин). Он теперь не жених тебе, вы люди посторонние, и следовательно , вам в одном доме жить нельзя (А. Островский). Сумейте создать соответствующие условия, и вы удлините жизнь растениям (условно-следственные отношения: Если сумеете создать условия, то удлините…). Артист поднял смычок – и всё мгновенно смолкло.

2. ССП с распространительным значением: вторая часть имеет характер добавления к тому, о чем говорится в первой части. Во второй части нередко используются слова-конкретизаторы – анафорические местоимения и наречия (стоят в начале 2 ПЕ), указывающие на лицо, признак, предмет, ситуацию, о которых говорится в первой части ССП: Теперь на улице совсем стемнело, иэто было прекрасно (В. Каверин). В начале 2 ПЕ могут также находиться синонимы или повтор того же слова, что и в 1 части ССП: Ввели новые графики, и это нововведение значительно повысило производительность труда.

3. ССП с соединительно-противительным значением с союзомИ : части противоречат друг другу по реальному содержанию. Возможны слова-конкретизаторы все же, все-таки, все равно , несмотря на это, тем не менее и пр.: а) Немцы до Москвы дошли, и все-таки их отогнали (В. Некрасов). б) Я пробовал вылепить ее, и ничего не вышло .

4. ССП с отождествительным значением (союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ), части которых сообщают о двух сходных, тождественных событиях, происходящих одновременно: Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе (Арсеньев). Странный старичок говорил очень протяжно, звуки его голоса также изумили меня (Тургенев).

5. СПП с соединительно-дополнительным значением (союзыДА, И): вторая часть содержит добавочные сведения. В роли слов-конкретизаторов выступают вдобавок, еще, кроме того, притом, к тому же и под.: Сравняют вас с мужиками, да еще и старые обиды припомнят (Шолохов).

6. СПП с соединительно-ограничительным значением . Событие второй части ограничивает полноту проявления события, названного в первой части. Слова-конкретизаторы лишь, только и под.: Всё тот же двор, всё тот же смех, и лишь тебя не хватает чуть-чуть (Л. Ошанин). На теле его не было видимых повреждений, и только небольшая царапина на виске (А.Н. Толстой). Слова только, лишь могут выполнять функцию союзов.

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.

Список разделительных союзов: или, либо, а то, не то, а не то; или… или, либо... либо; ли... ли, ли... или, хоть... хоть, что... что, будь то... или; а то и, не... так, если (и) не... то; не то... не то, то ли... то ли; то... то; аналоги союзов : а может (быть), а может (быть) и; может (быть)... может (быть), может (быть)... :

Это предложения открытой структуры. Основные отношения между ПЕ в ССП с разделительными союзами – это отношения взаимоисключения и чередования:

1. Отношения взаимоисключения: союзыили, либо, не то…не то; то ли…то ли : Либо пан, либо пропал. То ли зима, то ли весна, то ли осень (К. Симонов). Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид (А. Пушкин). К тебе я больше не вернусь, а может, я с тобой останусь (Город 312).

2. В разделительных ССП со значением чередования сообщается о последовательности сменяющих друг друга событий, не совмещающихся во времени: То солнце тусклое блестит, то туча черная висит (Некрасов).

Задание 1. Дайте характеристику сложносочиненным предложениям открытой структуры со стороны их строения и семантики. Укажите оттенки значений. Например: Либо ты глуп, либо ты меня обманываешь. Это ССП состоит из 2 ПЕ: 1 ПЕ Ты глуп и 2 ПЕ Ты обманываешь. Формальное средство связи – повторяющийся разделительный союз либо – либо. Между частями ССП отношения взаимоисключения.

1. За ночь море немного успокоилось, ветер стих, и туман начал рассеиваться.

2. Пусть или он уйдет, или мы уйдем.

3. Ни одно из насекомых не прожужжит в траве, ни одна птичка не защебечет на дереве.

4. Сосны разошлись, и Маргарита тихо подъехала по воздуху к меловому обрыву (Булг.)

Задание 2. Охарактеризуйте ССП с союзом И, указав структурный тип (открытой или закрытой структуры), структурно-семантический разряд (отношения между частями ССП) и оттенки значения (семантические разновидности). Например: Снаряды гремели, и пули свистели, / И громко строчил пулемет, / И девушка Маша в промерзшей шинели / Бойцов всех в атаку ведет. Это ССП открытой структуры, так как здесь более 2 ПЕ и можно добавить другие. Структурно-семантический разряд: СПП с собственно-соединительными отношениями. Оттенок значения ‑ значение одновременности.

1. Ему отвели квартиру, и он поселился в крепости (Лерм.).

2. Ночь была ветреная, дождливая, и это способствовало успеху.

3. Кругом царила тишина, и только вверху на перекатах глухо шумела вода.

4. Один прыжок – и лев уже на голове буйвола.

5. Река сплошь была занесена плавником, и, следовательно, всюду можно было свободно перейти с одного берега на другой.

6. Одних шуб за Надей давали шесть, и самая дешевая из них, по словам бабушки, стоила триста рублей (А.П. Чехов)

7. У меня жена, двое девочек, и притом жена – дама нездоровая (А.П. Чехов)

Задание №3. Сделать полный синтаксический разбор ССП.

Образец разбора.

И пахнет вялая трава, от инея хрустальная, и, различимая едва, звезда блестит печальная (В. Тушнова)

1. По цели высказывания – повествовательное.

2. По эмоциональной окраске – невосклицательное.

3. Сложное, т.к. состоит из 2 ПЕ: 1 ПЕ: И [пахнет вялая трава, от инея хрустальная ]. 2 ПЕ – и [различимая едва, звезда блестит печальная ]. ПЕ связаны между собой сочинительным союзом И, следовательно, это сложносочиненное предложение (ССП). Союз И соединительный, поэтому в самом общем виде отношения в ССП можно охарактеризовать как соединительные. Части ССП представляют собой незамкнутый ряд, т. е. предложение открытой структуры: может быть продолжено путем присоединения других ПЕ с тем же самым грамматическим значением (перечислительным). Отношения автосемантические. Ситуации, отраженные в ПЕ, мыслятся говорящим как одновременные. Грамматическим средством выражения одновременности выступают формы несов.вида глаголов-сказуемых: пахнет – блестит.

Схема: и , и .

4. Анализ каждой ПЕ.

1 ПЕ: И пахнет вялая трава, от инея хрустальная.

трава пахнет

б) Полное.

в) Распространенное: трава(какая?) вялая

от инея хрустальная , выраженным прилагательным с зависимыми словами.

2 ПЕ: и, различимая едва, звезда блестит печальная.

а) Двусоставное предложение. Подлежащее звезда выражено именем существительным в И.п. Простое глагольное сказуемое блестит выражено спрягаемым глаголом наст. вр. несов.в.

б) Полное.

в) Распространенное: звезда(какая?) печальная – согласованное определение, выраженное прилагательным.

г) Осложнено распространенным обособленным определением различимая едва , выраженным причастным оборотом .

Предложения для синтаксического разбора

1. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные и неясные, как сон (А. Серафимович).

2. Удар короток – и мяч в воротах.


СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРОТИВИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.

Сложносочинённые предложения закрытой структуры с противительными союзами: а, но, да (= но), однако, зато, же, да (в значении но ).

По особенностям строения и по основным грамматическим значениям все сложносочиненные предложения с противительными союзами делятся на две группы: 1) сопоставительные и 2) противительные предложения.

Сопоставительные отношения характерны для ССП со взаимозаменемыми союзами а (между тем), же (союз-частица), где сопоставляются несхожие в чем-то явления, но при всем несходстве они не отменяют друг друга, а как бы сосуществуют: Нужда роднит людей, а богатство их разделяет (Нужда роднит людей, богатство же их разделяет ). Товарищи относились к нему неприязненно, товарищи же любили (Куприн). Нередко отношения основаны на антитезе (антонимии). Отсюда наличие в предикативных частях сопоставительных предложений типизированных лексических элементов - сопоставляемых слов одной тематической группы.

Самыми распространенными среди таких предложений являются предложения с наиболее широким по своему значению и стилистически нейтральным союзом а. Например: Низ башни был каменный, а верх деревянный... (Чехов); Ему давно уже за сорок, а ей тридцать... (Чехов).

Союз же , связанный по своему происхождению с усилительной частицей же , сохраняет ее выделительно-усилительное значение; происхождение этого союза обусловливает и его позицию; он стоит не между предикативными частями, а после первого слова второй части, выделяя его. Такие предложения называют сопоставительно-выделительными. Например: Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Куприн); Из нашей батареи Соленый пойдет на барже, мы же со строевой частью (Чехов).

Предложения с противительными отношениями по семантике (т. е. по характеру отношений между частями ССП) основываются на противоречивости событий, о которых говорится в предикативных частях, и делятся на четыре группы.

1) противительно-ограничительные предложения (союзы однако, но, да) , в которых явление второй части ограничивает возможность осуществления, результативность или полноту проявления явления, названного в первой части. Наиболее четко это грамматическое значение прослеживается в конструкциях с формами сослагательного или «недействительного» (с частицей было ) наклонения, со вспомогательными глаголами хотеть, желать и под.: Пожалуй, я бы съел немного снега, но на Сухарёвке снег был грязный (В. Каверин). Он стал было наливать ей чаю, но она остановила (В. Каверин).В других случаях ограничительные отношении оформляются лексическими средствами: Хорош цветок, да остёр шипок .

Эти ССП близки по семантике предложениям с соединительно-ограничительным значением, где слово только выполняет функцию союза: Хорош цветок, только остёр шипок.

Союзыа то, не то соответствуют по значению словам иначе, в противном случае; предложения с ними обычно употребляются в разговорно-бытовой речи: 1) Ты, Тиша, скорей приходи, а то маменька опять браниться станет (Остр.). 2) Правду говори, не то тебе достанется.

2) В противительно-уступительных ССП противительное значение усложняется уступительным (такое ССП можно заменить сложноподчиненным предложением, в придаточной части которого есть союзы хотя, несмотря на то, что ): [В доме у меня была своя комната],но [я жил во дворе в хибарке] (А.П. Чехов). – (Хотя в доме у меня была своя комната), [я жил во дворе в хибарке]. Возможны слова-конкретизаторы все же, все-таки, несмотря на это, между тем, при всём при этом и др.: Птаха наговорил вам чепухи,но все-таки он человек хороший (Н. Островский).

3) Впротивительно-возместительных ССП (союзы зато, но, да ) событиям дается оценка: в одной части положительная, в другой – отрицательная: Ржавеют в арсеналах пушки, зато сверкают кивера (К. Симонов). Кивер ‑ твердый высокий головной убор некоторых воинских частей.

4) Впротивительно-распространительных ССП вторая часть дополняет первую. Как и в соединительно-распространительных предложениях, во второй части наблюдается слово-конкретизатор это : Я повернулся к нему спиной, но это , кажется, усилило его подозрения (В. Каверин).

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГРАДАЦИОННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

В градационных отношениях закрытой структурывыражается усиление, нарастание или, наоборот, ослабление значимости второй части по отношению к явлению, названному в первой части. Обычно выражается с помощью двойных сочинительных союзов не только…, но и; не то чтобы, …но (а); если не, ….то; не столько…, сколько ; разг. не сказать чтобы…, но; нельзя сказать чтобы, …но: Теперь вокруг Иуды в окнах не только сверкали окна, но уже слышались славословия (Булг.). Не то что меня это тяготит, но так, обидно все-таки (Конст.). Не то чтобы испугался старик, а от голоса четкого и уверенного обмяк (Шолохов).

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОЯСНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

Здесь вторая часть поясняет, уточняет значение первой с помощью союзов а именно, то есть: Ромашов разыскивает Катю, то есть делает то же, что и я (В. Каверин). Кроме растений, в саду есть помещения для разных животных, а именно : построено много башенок с решетчатыми вышками для голубей, а для фазанов и других птиц поставлена между кустами огромная проволочная клетка (М. Горький). Возможны вводные слова вернее, точнее, иначе говоря, другими словами и пр.

С помощью союза то есть , кроме указанного значения, говорящий может выражать значение поправки, оговорки: Мы спали, то есть сестра спала, а я лежал с открытыми глазами и думал (Короленко).

Это предложения закрытой структуры.

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

Они присоединяют добавочные мысли, являющиеся: а) попутным замечанием; б) чем-то неожиданным, вдруг пришедшим в голову. Перед союзами с присоединительным значением голос понижается и делается пауза: Так продолжается, пока дружно не захохочут все, и наконец он сам. (Гонч.) (Союз и в сочетании со словом наконец присоединяет заключение во временной последовательности.) Часто появляются слова-конкретизаторы и вот, и притом, а потому, и вслед за тем: Вода была тепла, но не испорчена, и притом ее было много (Гаршин).

Очень часто союзы с присоединительным значением присоединяют не часть сложного предложения, а новое предложение, например: 1) На всех углах стоят фонари и горят полным накалом. И окна освещены. (К. С.) (Союз и присоединяет новое предложение; присоединительная связь позво­ляет выделить что-то очень удивившее и очень важное в данный момент для рассказчика, давно не видавшего освещённых окон. Ср.: На всех углах стоят фонари, горят полным накалом, окна освещены.) 2) Пора, дитя моё, вставай!.. Да ты, красавица, готова? (П.) (Союзда начинает новое вопросительное предложение, вызванное чем-то неожиданным; здесьда приближается по значению к вопросительным частицам разве, неужели.)

Добавочные к присоединительным значениям могут выражать ССП с союзами да и, а то, а не то, не то.

В предложениях с союзом да и выражается добавочное усилительное значение: Он [Синцов] больше не спрашивал – да и что тут спрашивать ? (Симонов)

В предложениях с союзами а то, а не то, не то выражается значение предостережения: Ты сегодня должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоем отъезде (Писемский). Отвечай мне, а не то буду беспокоиться (Пушкин).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА (проверка на лекции)

Задание 1. Дайте характеристику сложносочиненным предложениям закрытой структуры со стороны их строения и семантики. Укажите оттенки значений. Например: Всю зиму я разбирал эти дневники, а между тем моя жизнь в Заполярье шла своим чередом (В. Каверин). Это ССП состоит из 2 ПЕ: 1 ПЕ [Всю зиму я разбирал эти дневники ] и 2 ПЕ [моя жизнь в Заполярье шла своим чередом ]. Формальное средство связи – противительный союз а между тем. Между частями ССП противительно-сопоставительные отношения.

1. Солнце-то светит, да ветер свежий, осенний (Короленко).

2. Прошел час, другой, а тропинка не попадалась (Арс.)

3. Вихри эти становились реже, но зато каждый последующий был сильнее, чем предыдущего (Арс.)

4. В словах маленького человека не только дружба и радость была, как думала Травка, а тоже таился и хитрый план своего спасения (Пришвин)

5. На этот раз вечер был прелестный, да и публики было довольно много (Дост.).

6. Наша беседа неожиданно прервалась, то есть мы сами ее закончили (Катаев).

Задание 2. Определите семантические разновидности ССП с союзом НО.

2. Корчагина, кроме матери, никто не ласкал, но зато били много (Н. Островский)

3. [хотя, несмотря на то что] Ноги устали, но домой возвращаться не хотелось.

4. Они плясали, но было в этой пляске что-то деревянное, мёртвое… (Куприн)

Задание 3. Синтаксический разбор предложения

В квартире у пани Козловской, кроме нее и сына, пехотного поручика Ромуальда, никто не жил, зато рядом было тесно (Пауст.)

В процессе общения человек оформляет свои мысли в простые или сложные синтаксические конструкции. Не последнее место среди них занимает сложносочиненное предложение.

Примеры и теоретические сведения, представленные ниже, помогут разобраться в построении и пунктуационном оформлении синтаксем данного типа.

Сложная синтаксическая конструкция, состоящая из двух и более равноправных по смыслу простых компонентов, объединенных посредством сочинительных союзов, носит название ССП, или сложносочинённое предложение.

Посмотрим на примеры: «Доктор рассказывал анекдоты, но разговор все же не клеился. Толпа текла перед ними рекой, но, наконец, она поредела, и последние поздравители удалились» (По Мопассану).

Первая из представленных конструкция состоит из двух частей, вторая – из трех. Их соединяют союзы и, но.

Вопрос от одной предикативной конструкции к другой задать невозможно.

Возьмите на заметку! Необходимо разграничивать сложносочиненные предложения и бессоюзные, выражающие последовательность действий или их сопоставление:
«Под окнами защебетали воробьи, мгла растворилась, всю округу озарило утреннее солнце. Давно настала ночь – он все не ложился».
Хотя их составляющие равноправны, между ними отсутствуют союзы, которые обязательно связывают части сложносочиненного предложения.

Союзы в составе ССП

Простые предложения, формирующие сложносочиненное, соединяют сочинительные союзы следующих групп:

  • и, и… и, тоже, да (в значении и), ни…ни, также, не только… но и, как… так и – соединительные;
  • но, да (в значении но), а, зато, однако, но зато, однако же — противительные;
  • или, либо, не то… не то, то… то, или… или – разделительные;
  • то есть, а именно — пояснительные.

Соответственно в три группы объединяются и сложносочиненные предложения, а именно:

  • с соединительными союзами;
  • пояснительными;
  • разделительными;
  • противительными.

Рассмотрим подробнее каждую из указанных групп.

Конструкции с соединительными союзами

Сложносочинённое предложение указанного вида можно почерпнуть из литературы и разговорной речи: «Коломейченко приглашает меня сесть на сено, и начинается долгий разговор про байбаков» (По В. Орлову). «Друзья заторопились домой, я тоже последовал за ними».

«Весело журчала вода в ручье, да пела где-то поблизости неизвестная мне птица». «Не только взрослые вышли на уборку урожая, но и дети не отстали от них». «И Иванов не смог прийти на встречу, и его партнер заболел». «урожай соберешь, так и зимовать будешь».

«Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет» (И. Крылов). «Мама приняла племянника радушно, он также старался оказывать ей всяческое внимание».

Наиболее часто встречаются сложносочиненные предложения, содержащие конструкции с союзом и. Смысловая связь частей, формирующих ССП данного вида, не одинакова. Они могут выражать:

  • Временные отношения. При этом явления, о которых в них говорится, происходят либо одновременно, либо последовательно: «Где-то вдали послышались глухие аккорды, и раздался хриплый мужской голос. Вот эта невидимая стена внезапно раздвинулась, и долго сдерживаемые звуки хлынули из-за нее с ужасающей силой» (А. Куприн).
  • Отношения причинно-следственные: «Дедушка всегда следил за здоровьем, и поэтому даже старость не лишила его бодрости и ясного ума. Невнятный говор и шум пробежал по всей толпе, и вслед за тем послышались явственно слова: «Украден». ().


Конструкции с разделительными союзами

Рассмотрим некоторые примеры синтаксических конструкций указанного вида: «Взметнется птица, или лось протрубит вдалеке. Или я не понимаю, или ты не хочешь меня понять»(). «Не то загремел гром, не то ударила пушка. То зайдут тучи, то неожиданно выглянет солнце».

Разделительные ССП с повторяющимися или, реже, одиночными союзами называют явления, которые, по мысли говорящего, не в состоянии происходить в один и тот же момент.

Либо одно из них исключает другое, либо они следуют по очереди.

Возьмите на заметку! Сложносочиненные предложения и осложненные однородными членами простые с союзом или, а также и, а, но часто путают. Чтобы избежать ошибки, следует посмотреть на количество грамматических основ.
Сравни:
«На секунду покажется в кустах камень, или выскочит из травы зверек, и снова замелькает степь».
«Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку» (Н. Гоголь).


Противительное ССП

Рассмотримпримеры с союзом но, а, зато, да, которые чаще всего встречаются в современном языке: «Глаза Анжелики заплаканы, но он ничего не приметил» (По В. Шишкову). Он принялся работать, а ленивые, домашние мысли еще долго бродили в его голове» (А. Чехов).

«Пирог не пропекся, зато компот удался. Я хотел позвонить родителям, да телефон куда-то исчез». Как видим, явления, о которых говорится в данных ССП, противопоставлены друг другу.

ССП с противительным значением могут содержать частицы только и все, которые выполняют в них функцию союзов: «Разлука не помогла забыться, только боль обострилась. Затылок сильно ныл, ноги же почти отпустило».

Конструкции с пояснительными союзами

В этом виде ССП используется лишь, а именно и то есть. В разговорной речи подобные конструкции встречаются нечасто. Сфера их применения – книжные стили: «Время было удачное, то есть никто не мог войти». «Погода ужасная, а именно дождь льет не переставая».

Особенности постановки знаков препинания

ССП любой группы обычно содержит запятую, разделяющую его компоненты.

Однако если перед ними находится общий второстепенный член, или придаточное, то ставить ее не следует: «Во время вьюги волк не выходит из логова и рысь не охотится». «Когда солнце встало, все кругом заиграло красками и вода засеребрилась».

Исключением будут случаи, когда перед намипредложение с союзом повторяющимся: «По дороге медленно ползли груженые подводы, и проносились легкие верховые, и никуда не спеша шли крестьяне».

Возьмите на заметку! Если части ССП представляют собой назывные, вопросительные или безличные конструкции с подобными по значению сказуемыми, то запятой они не разделяются:
«Экскурсия по городу и обед в закусочной». «Сколько утекло песка и какое сейчас число?» «Не следует опаздывать и не надо пропускать уроки».

Необходимо упомянуть и те случаи, когда в ССП запятую заменяет двоеточие или тире.

Тире ставится, если:

  1. Второе предложение неожиданно противопоставляется первому.
  2. Во второй предикативной конструкции содержится моментальное присоединение к предыдущей.

Двоеточие ставится между составляющими ССП, если:

  1. Внутри них уже есть запятые.
  2. В их составе имеется много членов.
  3. Они не очень тесно связаны между собой по смыслу.

Чтобы проиллюстрировать сложносочиненное предложение особого типа, рассмотрим примеры из художественной литературы:

«Не успел выйти за дверь – и вот, хоть глаз выколи!» (Н. Гоголь)

«Я готов был уйти с каждым возом, уехать с каждым господином почтенной наружности, нанимавшим извозчика; но ни один, решительно никто не пригласил меня, словно забыли меня» ().

«Он останавливался, присаживался на корточки, но стоило ей нерешительными шажками подойти к нему, — и он, подпрыгнув, как чёртик, выскочивший из коробочки, перелетал на противоположный конец гостиной» (Г. Мопассан).

Полезное видео

Подведем итоги

Как видим, предложения с сочинительными союзами не только отличаются типовым разнообразием, но и не имеют стандартного пунктуационного оформления. Надеемся, что материал, представленный в статье, будет полезен при решении теоретических и практических задач, связанных с ССП.