Педагогический совет развитию речи доу. Педагогический совет «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ. В ходе конкурса было установлено

Педагогический совет Подготовила и провела старший воспитатель МБДОУ №29 Василенко С.Б.
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста.
Цель: Выявить уровень профессиональной теоретической подготовленности и практической деятельности педагогов по развитию речи детей в условиях современных требований к организации образовательного процесса.
План педсовета:
1.Вступительное слово
2. Обсуждение итогов тематического контроля
3.Анализ анкет родителей воспитанников ДОУ
4.Организация развивающей речевой среды в ДОУ для совершенствования речевых коммуникаций ребёнка. (педагоги ДОУ из опыта работы)
5.Деловая игра «Речевичок»
6.Презентация альбомов «Расскажи сказку»
7.Решение педсовета.
Вступительное слово старшего воспитателя.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Read More
Деловая игра «Речевичок»
С участием сказочного персонажа
Задание 1.»Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей.
Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)
Какие умения развиваются в диалоге?
Какие формы работы используются при обучении детей связной речи?
Речь одного собеседника, обращённая к слушателям?
Задание 2 «Изобразите пословицу с помощью схемы»
Задание 3 «Скажи пословицу правильно»
Сын леопарда-тоже леопард.
Верблюда под мостом не спрячешь.
Бойся тихой речки, а не шумной.
Задание 4.Подбор антонимов и синонимов.
Решение педсовета:
· Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей
· Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи.
· Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы.

Разработала: Козулина Н.Б., старший воспитатель первой квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №36 города Каменск-Шахтинский, Ростовская область

Цель педсовета: активизировать мыслительную деятельность педагогов, усовершенствовать работу по улучшению образовательного процесса, направленного на формирование связной речи детей, наметить пути дальнейшей эффективной деятельности в данном направлении. В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей.

Форма проведения: деловая игра

Задачи:

1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей;

2) активизировать знания педагогов о методах, приёмах и средствах развития речи дошкольников.

3)развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;

4) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

5) контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Подготовка.

  1. Коллективные просмотры деятельности педагогов по речевому развитию (презентации проектов).
  2. Аналитическая справка по результатам тематической проверки по выявлению форм и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребёнка.
  3. Деловая игра
  4. Разработка проекта решения педагогического совета.

Повестка дня

  1. Проблема развития связной речи в практике работы МБДОУ. Заведующий
  2. Обсуждение просмотренных мероприятий.
  3. Аналитическая справка по результатам по результатам тематической проверки по выявлению форм и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребёнка. Старший воспитатель
  4. Деловая игра «Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности». Старший воспитатель
  5. Принятие решения педагогического совета.

Проведение педсовета

  1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня развития речи:

  • Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам наблюдений следует отметить следующие недостатки:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог. Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

  • Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
  • В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

  1. Обсуждение просмотренных мероприятий
  2. Выступление старшего воспитателя с аналитической справкой по тематической проверке «Состояние работы по речевому развитию дошкольников».
  1. Деловая игра

Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики.

Основные задачи развития речи — это воспитание орфоэпической культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания — решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения, удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе и комплексный характер решения каждой задачи.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.

Начнём нашу деловую игру, которая поможет нам систематизировать некоторые знания и умения в данной области.

(Педагоги делятся на 3 команды по возрасту. В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку).

В состав экспертной комиссии входят: заведующий, учитель-логопед, музыкальный работник. Они оценивают ответы и выполненные задания.

Ведущий напоминает правила игры:

— уметь слушать других;

Вырабатывать общее решение вопроса;

— принимать активное участие в игре;

— не оспаривать оценку жюри;

— соблюдать культуру речи и тактичность;

— придерживаться регламента.

1 часть .

1. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей Вопросы 1 команде: · Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

· Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)

· Рассказ сюжет, которого развертывается во времени (рассказ повествование)

· Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

Вопросы второй команде.

· С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

· Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи — педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

· Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)

· Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

Вопросы третьей команде.

· Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

· Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

· Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

· Назовите структуру повествования (завязка, кульминации, развязка)

2 часть.

Ведущий предлагает командам ответить на следующие вопросы:
1. Что мы понимаем под развитием речи ребенка?

Развитие речи — это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.

2. Что включает в себя образовательная область «Речевое развитие»?
(Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.)

3. Каковы задачи по формированию словаря?

Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

4. Назовите приемы обучения рассказыванию:

1. образец рассказа

2. частичный образец рассказа

3. дублер образца

4. разбор образца рассказа

5. план рассказа

6. воспроизведение плана рассказа детьми

7. коллективный разбор плана

8. коллективное составление рассказа

9. составление рассказа по частям

10. окончание детьми рассказа, начатого воспитателем

11. подсказ вариантов

12. вопросы, указания, пояснение

13. оценка

5. Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой

(словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них приемы. Команды вытягивают билет и записывают на листах приемы, соответствующие каждому методу.
Словесный

Чтение произведение
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание грамзаписи

Практический

Элементы инсценировки
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность
Наглядный

Показ иллюстраций, картинок, игрушек
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов
Оформление выставки

6. В каких видах деятельности развивается речь ребенка?

— Д/игры;

— С/игры;

— С/игры;

— Р/игры;

— Режимные моменты;

— Прогулки;

— Занятия.

7. Что включает в себя развитие речи в процессе организации режимных моментов?

o (сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) — комментирование действия детей;

o предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);

o предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;

o использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов).

8. Назовите методы и приемы стимулирования речи детей раннего возраста

Разговор с самим собой

Параллельный разговор

Провокация, или искусственное непонимание ребенка

Распространение

Приговоры

Выбор

Замещение

Ролевая игра

Музыкальные игры

9. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?
(На первый план выдвигается общение со сверстниками. Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д.)

10. Перечислите функции речи старшего дошкольника.
(Речь служит для установления контактов с окружающими; привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям. Речь служит важным источником знаний об окружающем мире. Речь – область объективных отношений, которые познает ребенок. Речь как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д.)

11. Назовите ученых, которые занимались проблемой становления и развития детской речи.
(К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Е.М. Струнина, Ф.А. Сохин и др.)

12. Назовите современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

ОТСМ–ТРИЗ- РТВ (формирует определенный способ мышления и обеспечивают развитие творческого воображения и совершенствования, формирует мыслительные процессы, что необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе). Обучение детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор. Игры и творческие задания для развития выразительности речи. Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

1. Технология обучения детей составлению сравнений (пример).

2. Технология обучения детей составлению загадок (пример).

3. Технология обучения детей составлению метафор (пример).

4. Игры и творческие задания (пример)

5. Обучение детей составлению творческих рассказов по картине (пример).

6. Сочинительство (пример).

7. Сказкатерапия (сочинение детьми сказок)

8. Использование мнемотехники в развитии речи детей

3часть (Физкультминутка)

Литературная страница.

1. Отвечает тот, кто быстрее других ударит в бубен. (У одного из участников каждой группы в руках – бубен):

2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок». («Рукавичка».)

3.Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)

5. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)

6. Назовите наиболее известные сказки А.С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

7. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)

8. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

9 . О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(О мышонке.)

10. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)

11. Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)

12. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)

13. В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности?(«Айога».)

14. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)

15. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи».)

19. Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу - полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)

20. Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной Алексеем Толстым? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

2. Вопросы – задания даются каждой группе. За каждый правильный ответ начисляется один балл.

1) Замените предложения пословицей

— Учись всю жизнь (век живи, век учись).

— Нужно беречь время (делу время, потехе – час).

— Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду).

— Не болтай (держи язык за зубами).

— Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех).

— Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело).

— Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает
— Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь
— Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся- Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото — Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет
— Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду

3. Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1.Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2.Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3.Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

1.Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
2.В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
3.Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)

4часть

Творческая мастерская

1. Изобразите пословицу с помощью схемы

Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.

  1. 2. Разработайте рекомендации по формированию речи ребенка

«Памятка для педагогов»

  1. Педагоги создают педагогические условия для развития речи. Развивают и поощряют все формы речевой активности детей, как на занятиях, так и вне занятий.
  2. Педагоги проводят специальные упражнения и игры по формированию восприятия фонематической стороны речи: учат определять место звуков в слове, место ударения, отличительные признаки фонем, количество и последовательность звуков и слогов.
  3. Педагоги моделируют правильный речевой темп, предлагая образцы произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.
  4. Педагоги стимулируют обращение ребёнка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.
  5. Педагоги работают с художественными произведениями, обучают детей рассказыванию. Особое внимание уделяется развитию творческого рассказывания.
  6. Способствуют развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых играх детей.
  7. Обеспечивают развитие наиболее сложных лексических значений, передающих как непосредственное состояние, так и оттенки эмоциональных состояний, в процессе драматизации детских литературных произведений.

«Памятка для родителей»

Факторы успешного речевого развития

  1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
  2. Создавать условия для общения с другими детьми.
  3. Речь взрослого – пример для подражания.
  4. Развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка.
  5. Совместные игры взрослого и ребенка.
  6. Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
  7. Удовлетворение любознательности ребенка. Ответы на все его «почему».
  8. Рассказывание стихов руками. (Пальчиковые игры)

Предоставляется слово экспертам . Дайте свою оценку. Насколько педагоги компетентны в речевом развитии детей дошкольного возраста?

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы, способствующие речевому развитию детей.

Объявляется общий результат, ведущий благодарит за участие.

Обсуждается и утверждается решение педагогического совета:

Решение педагогического совета.

от 10.12.2015г.

  1. Использовать в практике работы современные эффективные технологии речевого развития дошкольников.

всем воспитателям постоянно

  1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активизации речевой деятельности детей.

всем воспитателям постоянно

  1. Для развития речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п.

всем воспитателям постоянно

  1. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей.

всем воспитателям постоянно

  1. В работе с родителями использовать индивидуальный подход, учитывая личностные особенности каждой семьи.

всем воспитателям постоянно

  1. Признать работу педагогов положительной и использовать в практике работы ДОУ.

Номинация: Детский сад › Методические разработки › Доклады, педсоветы, семинары
Название: Педагогический совет «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ»


Должность: старший воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 36
Месторасположение: город Каменск-Шахтинский, Ростовская область

Педагогический совет на тему: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: систематизация и углубление знаний педагогического коллектива по вопросу развития познавательных процессов и связной речи у детей дошкольного возраста, совершенствование педагогического мастерства; создание перметно0 развивающей среды в детском саду для речевого развития детей.
Форма проведения: деловая игра
Участники: педагоги ДОУ
Предварительная работа:

  1. Оформление тематической выставки «Проблема речевого развития в детском саду» (для ознакомления педагогам предлагаются как современные методические разработки, так и материалы классиков отечественной педагогики в области речевого развития детей);
  2. Анкетирование педагогов на тему: «Особенности формирования речи дошкольников», «Речь педагога как эталон грамотности для детей»;
  3. Организация смотра-конкурса в группах ДОУ «Центр речевого развития детей дошкольного возраста»;
  4. Тематическая проверка на тему: «Познавательно-речевое развитие детей в непосредственно образовательной деятельности»;
  5. Подготовка двух команд педагогов (придумывание эмблемы, девиза, выбор капитана).

Повестка дня:

  1. Вступительное слово заведующего ДОУ, в котором кратко освещается актуальность темы педагогического совета и объясняются правила деловой игры.
  2. Доклад старшего воспитателя ДОУ по итогам тематического контроля «Познавательно-речевое развитие детей в непосредственно образовательной деятельности»;
  3. Выступление учителя-логопеда на тему: «Взаимодействие воспитателя и логопеда в организации речевого пространства ДОУ»;
  4. Деловая игра «Речь беднеет – вот вопрос – нам поможет ФГОС»;
  5. Решение педагогического совета.

Ход педагогического совета:

  1. Вступительное слово заведующего ДОУ

Проблема развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества является особо значимой.

Запрос нынешнего века — наличие определенных технических умений, необходимость знания языка машин.

Наша речь каждое десятилетие становится суше, скучнее, беднее, однообразнее и сводится к использованию минимального словарного запаса. Лавиной хлынувшие технические новшества ускоряют этот печальный процесс обнищания и деформации речи. Вопрос: как не утратить красоту и образность речи? является в данном случае ключевым.

Сенситивным периодом развития всех психических процессов является дошкольный возраст. Однако современный мир и его технические «игрушки» подменяют ребенку необходимость получения познавательной информации из общения со сверстниками, взрослыми, из любимых детских книг. Ребенок легко осваивает технический язык, но при этом живая речь утрачивает свою значимость, эмоциональность. Следовательно, единственным выходом из сложившейся проблемы является необходимость максимального обогащения речи детей в условиях ДОУ и школы.

Человек, в детстве овладевший выразительными средствами языка, вряд ли будет обеднен в жизни среди техники и компьютеров, среди строгих категорий и понятий, и всегда найдет место сравнениям, метафорам, образам и эпитетам. И проблема забвения языка от части будет решена.

А в сложном процессе овладения средствами образной речи, выразительности языка поможет лингвистическая одаренность ребенка, свойственная периоду детства, его особое языковое чутьё к речи, то чего лишены многие взрослые в наше время. Нам как педагогам важно объединить усилия для формирования целостной системы речевого развития детей в детском саду с использованием всех возможных технологий, методик и научных разработок.

  1. Доклад старшего воспитателя ДОУ по итогам тематического контроля «Познавательно-речевое развитие детей в непосредственно образовательной деятельности».

Наш коллектив реализует образовательную программу, основанную на примерной образовательной программе «Детство». В ней особое внимание уделяется линии познания. «Чувствовать, познавать, творить» — девиз программы «Детство». Основная задача образовательной деятельности в ДОУ — способствовать развитию познавательной активности, умственных способностей и речи детей.

Успешное решение этих задач возможно только при комплексном подходе к их рассмотрению, а также при создании необходимых условий для речевого развития детей, при тесном сотрудничестве всех участников воспитательно- образовательного процесса.

В ходе тематической проверки было выделено несколько факторов, отрицательно сказывающихся на качественной работе по развитию связной речи у детей:

  • Недостаточное оснащение групп необходимыми современными дидактическими материалами и играми для развития связной речи детей;
  • Недостаточная компетентность воспитателей в планировании, организации и проведении занятий по речевому направлению развития детей;
  • Отсутствие слаженности в работе между узкими специалистами ДОУ и воспитателями по проблеме развития речи детей;
  • Отсутствие взаимопонимания между воспитателем и родителями воспитанников по данной проблеме; нежелание родителей включаться в совместную работу по развитию собственных детей.

Это основные факторы, которые затрудняют работу по речевому развитию детей.

  1. Выступление учителя-логопеда на тему: «Взаимодействие воспитателя и логопеда в организации речевого пространства ДОУ».
  1. Деловая игра «Речь беднеет – вот вопрос – нам поможет ФГОС».

Игра проводится с целями углубления знаний педагогов, их компетентности в вопросах организации образовательной деятельности по речевому направлению развития; развития умений обсуждать и согласовывать совместные действия; активизации внимания педагогов за соблюдением норм речи и культуры общения.

Игра начинается с общего приветствия всех участников игры и представления команд.

В качестве жюри присутствуют заведующий ДОУ, учитель-логопед, психолог.

Игра проводится в четырех этапов.

1 этап Команды представляют домашнее задание (мини- сценка), в которой отражена злободневная проблема развития речи детей. Команда соперников пытается разгадать смысл увиденного, проанализировать ситуацию и найти путь решения.

2 этап Конкурс капитанов
К стульям привязаны три шарика, на которых наклеены надписи ««Чувствовать, познавать, творить». Капитанам предлагается связать девиз образовательной программы ДОУ с текущей проблемой, и привести пример реализации девиза в практике воспитательно-образовательной работы воспитателя по речевому направлению. (Каким образом и какими методами можно добиться результата?)
3 этап Речевой коллоквиум

Командам по очереди задаются вопросы. Выигрывает та команда, ответы которой уложились в меньшее время.

Вопросы:
1) Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития речевой и познавательной активности? (Игра)
2) Что включает в себя речевое развитие? (владение речью как средством общения со сверстниками и взрослыми; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой культуры речи и др. согласно требованиям ФГОС ДО).
3) Назовите основные направления работы в ДОУ, через которые реализуется образовательная область – речевое развитие? (образовательная деятельность, осуществляемая с детьми в различных видах деятельности; образовательная деятельность, организованная в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с семьями воспитанников)
4) Назовите известные вам формы работы с детьми по речевому развитию? (НОД, беседа, экскурсия, конкурсы чтецов, режимные моменты и т.д.)
5) Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника? (проявление речевой активности в общении со взрослыми и сверстниками; активно задает и отвечает на вопросы; инициативен в придумывании рассказов загадок и т.д.; имеет богаты словарный запас; речь чистая, грамматически правильная, выразительная; владеет средствами звукобуквенного анализа слов; умеет передавать краткое содержание текста; различает основные жанры (стихотворение, сказка, рассказ))
6) Каким образом осуществляется ознакомление детей с книжной культурой? (Через знакомство с классическими и современными литературными произведениями (стихи, сказки, рассказы, басни, загадки, потешки, поговорки и т.д.)
7) Назовите несколько произведений художественной литературы рекомендуемой для ознакомления с детьми среднего дошкольного возраста? (русские – народные сказки; «Путаница» К.И.Чуковский; «Дядя Степа» С. Михалков и мн.др.)
8) Отметьте наиболее значимых для вас педагогов, работающих в области речевого развития дошкольников (В.В. Гербова; Е.А. Флерина; О.С.Ушакова)
9)Поставьте правильно ударение в словах: звонит, каталог, торты, банты, мусоропровод, углубиться, мизерный, облегчить, баловать, красивее, занял, шарфы, сливовый, принял, алкоголь.

4 этап Творческая мастерилка
Задача: Придумать и изготовить из подручных средств пособие для решения тех или иных задач по развитию речи.
В распоряжении педагогов 15 минут и материалы: ножницы, картон, картинки, нитки, салфетки, клей, скотч, фломастеры, пластилин, гуашь)

Заключительный этап: подведение итогов деловой игры и награждение сертификатом участников всех педагогов. Победившей команде вручается право посещения открытых занятий по речевому направлению членов проигравшей команды.

Решение педагогического совета:

  1. Для развития познавательно – речевой деятельности использовать разнообразные формы работы, организуемые во всех видах детской деятельности.

Срок: постоянно
Ответственные: педагоги ДОУ

  1. Разработать модель взаимодействия участников образовательного процесса для повышения качества работы по речевому направлению развития (воспитатель – логопед; воспитатель-психолог; воспитатель – воспитатель; воспитатель – родитель).

Срок: _________________

  1. С целью повышения профессиональной компетенции педагогического состава ДОУ по теме проблемы провести цикл консультаций и семинаров.

Срок: _________________
Ответственные: старший воспитатель ДОУ

  1. Педагогам ДОУ контролировать собственную речь и отслеживать формирование грамотной речи у дошкольников.

Срок: постоянно
Ответственные: педагоги ДОУ

  1. Привлечь к проблеме речевого развития детей родительскую общественность, организовать для них мероприятия по повышению педагогических знаний.

Срок: _________________
Ответственные: старший воспитатель ДОУ

  1. Разнообразить центры речевого развития различными методическими и дидактическими материалами.

Срок: постоянно
Ответственные: педагоги ДОУ

Педагогический совет «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста»

Елена Веселова
Педсовет «Развитие речи детей в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Цель : систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ .

Задачи :

1. Активизировать знания педагогов о методах, приёмах и средствах развития речи дошкольников .

2. Повысить у педагогов компетентность в области речевого развития .

3. Совершенствовать умение дискутировать, выступать.

4. Активизировать навыки по генерированию идей дидактических игр для речевого развития детей .

5. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

6. Совершенствовать навыки логического мышления.

План проведения педсовета

1. Обсуждение итогов тематического контроля.

2. Подведение итогов смотра-конкурса "Создание условий для развития речи ".

3. Развитие речи детей в условиях ДОУ .

4. Деловая игра «Ромашка» .

5. Решение педсовета .

1. Сообщение по тематической проверке (краткое изложение)

В период с 24 по 28 ноября во всех возрастных группах был проведен тематический контроль по теме "Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей в различных формах и видах детской деятельности" с целью выявления эффективности системы работы педагогов по развитию связной речи детей в соответствии с ФГОС ДО .

В результате проверки видно, что проблема развития речи дошкольников актуальна. В группах созданы условия для речевой деятельности детей : организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстрированный наглядный материал. Однако необходимо обратить внимание ни систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников , на создание оптимальных условий во всех режимных моментах для проявления познавательной и речевой активности детей .

* Применять в практике опыт :

Воспитателя Разводовой И . П. по использованию моделей и схем для обучения составлений рассказов по картинам и разучивания стихов;

Воспитателя Ковязиной Р. А. по вопросам воспитания культуры общения дошкольников посредством чтения художественной литературы, бесед, рассматривания иллюстраций.

* Регулярно планировать деятельность в книжном центре в соответствии с возрастными особенностями.

* Включить в план работы с родителями мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития связной речи у дошкольников (консультации, беседы, памятки, мастер-классы и т. д.) .

2. По результат смотра-конкурса "Создание условий для развития речи " в котором приняли участие все возрастные группы с небольшим отрывом победителями стали : средняя группа "А" - воспитатели Токарева Т. В., Мылтанова Н. М. и старшая группа "А" - воспитатель Вторых Р. Б. которые были награждены грамотами и ценными подарками.

3. Образовательная область«Речевое развитие » в соответствии с ФГОС ДО .

Основная цель : формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи :

Овладения речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

- развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи ;

- развитие речевого творчества ;

Знакомство с книжной культурой. детской литературой. понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи . фонематического слуха.

Принципы развития речи :

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития ;

Принцип развития звукового чутья ;

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи ;

Принцип элементарного осознания явлений языка;

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи ;

Принцип обогащения мотиваций речевой деятельности;

Принцип обеспечения активной языковой практики.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников

* Развитие словаря

* Воспитание звуковой культуры речи

* Формирование грамматического строя

* Развитие связной речи

* Формирование элементарного осознания явлений языка и речи

* Воспитание любви и интереса к художественному слову

Методы развития речи :

Наглядные;

Словесные;

Практические.

Средства развития речи :

Общение взрослых и детей ;

Художественная литература;

Культурная языковая среда;

Изобразительное искусство, музыка, театр;

Обучение родной речи на занятиях

4. Деловая игра «Ромашка»

Цель и задачи : активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.

Предварительная работа : формирование четырех команд педагогов и изготовление каждой командой пособия, которое можно применять в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи .

Ход игры.

Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой "Развитие речи " и записывает свое название на выставленных табличках

Задание 1. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей»

I. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста

II. Что мы понимаем под развитием речи ребенка ?

III. Каковы задачи словарной работы?

IV. Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи ?

V. Что такое диалог?

VI. Что такое монолог?

VII. Рассказ – описание – это ….

VIII. Рассказ – повествование – это ….

IX. Какие виды речи вам известны ?

Задание 3. «Кто вперед»

Вспомните пословицу противоположную по смыслу пословице : «Коротка ночь до зари, коли много работы»

Найдите лишнюю пословицу : «Хвастать - не косить, спина не болит» ; «Не спеши языком, торопись делом» ; «Язык до Киева доведёт»

Найдите пары пословиц : «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» , «Руби дерево по себе» , «Знания никому не в тягость» , «Без корня и полынь не растёт» , «Родимая сторона – мать, чужая - мачеха» «По Сеньке и шапка» .

Нарисуйте любую известную пословицу

Задание 4. «Презентация пособий по развитию речи детей дошкольного возраста»

Дидактическое пособие «Волшебные слова» Разработчики : Разводова И . П., Павлова Т. Р.

Дидактическое пособие «Волшебная пирамидка» Разработчики : Камшилова A.С., Высоцкая Е. В., Петрова Н. В

Дидактическое пособие «Скоро сказка складывается» Разработчики : Машкова М. В., Цыряпкина Н. А., Вторых Р. Б., Токарева Т. В.

Дидактическое пособие «Волшебный сундучок» Разработчики : Мылтанова Н. М, Даурова Л. А., Марченко Е. В.

5. Подведение итогов.

Публикации по теме:

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО» О. Н. Ковалевская воспитатель, муниципальное.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №1 является образовательной организацией и осуществляет деятельность.

Развитие личности ребенка в условиях развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Одним из основных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными.

Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает: - опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение центр развития ребенка ­ детский сад №7 с.Буздяк
муниципального района Буздякский район Республики
Башкортостан
Педагогический совет №2
«Комплексный подход к организации работы по развитию речи
ребенка­дошкольника в условиях ДОУ»
Подготовила: старший воспитатель
МАДОУ ЦРР ­ детский сад
№7 с.Буздяк
Галимова Ш.Р.

2016г.
Цель. Поиск эффективных форм взаимодействия с дошкольниками
при организации речевой среды в ДОУ.
Задачи.
1. Повысить у педагогов компетентность в области «Речевое
развитие».
2. Проанализировать уровень организации работы по развитию речи
в ДОУ.
3. Совершенствовать умение педагогов дискутировать, выступать.
4. Активизировать навыки по генерированию идей дидактических
игр для речевого развития детей.
5. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

Повестка педсовета.
1. Организационный момент

3. Творческая гостиная


Д.К., Ульмаскулова Р.Ф.


4. Деловая игра.
ХОД педсовета.
Добрый день уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас на очередном
заседании педагогического совета. Для начала давайте поприветствуем друг
друга, немного необычным способом, нужно представиться и называть личное
качество, начинающееся на первую букву своего имени, например, «Я –
Шакира и я – шикарная»....
Приглашаю педагогов занять свои места, согласно полученным жетончикам
(Красные и желтые, которые получили при входе в зал)
Тема педсовета: «Комплексный подход к организации работы по
развитию речи ребенка­дошкольника в условиях ДОУ»
Повестка дня:
1. Организационный момент

2. Вступительное слово заведующего. Актуальность выбранной темы.
3. Творческая гостиная
­ Организация предметно­развивающей среды ­ Ханнанова С.З.
­ Использование мнемотаблиц при развитии связной речи детей ­ Сакаева
Д.К., Ульмаскулова Р.Ф.
­ Презентация дидактических игр по речевому развитию.
­ Проект по речевому развитию "Речевой ручеек"
4. Деловая игра.
Вступительное слово заведующей.
Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много
ума, чтобы пользоваться им.
Г. Гегель
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из
нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи
своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и
функций человека. Именно через общение с другими людьми человек
реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без
оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано
формирование как личности в целом, так и всех психических процессов.
Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей
относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи
является одной из актуальных.
В действительности же невмешательство в процесс формирования
детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые
недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в

2. Творческий подход к отбору содержания на основе интеграции, с
использованием разнообразных методов и приемов.
3. Широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр,
игровых приемов и игровых ситуаций.
4. Вариативность в отборе тем, форм, средств, методов (новизна и
разнообразие).
5. Исключение формализма, шаблонности, излишнего дидактизма.
6. Внимательное, тактичное отношение к ребенку, его возможностям.
Конечно мы с вами понимаем, что решение этих задач требует создание
определенных условий. Обо всех условиях, средствах и способах развития
речи конечно же поговорить не успеем, но думаю обсудим наиболее значимые.
Одно из наиболее важных условий для полноценного познавательно­речевого
развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно­
пространственной среды в ДОУ. О том как правильно в соответствии с ФГОС
построить ПРС расскажет Ханнанова С.З. воспитатель 2 младшей группы.
Светлана Зинуровна покажет, как она работает в данном направлении.
Ведущий. А теперь все немного отдохнем, выходим все в центр и встаем в
круг. Одним из самых важных факторов, влияющих на развитие речи ребенка,
является речь окружающих его взрослых, для дошкольников ­ это речь
воспитателей, т.к. дошкольник большую часть времени проводит в детском
саду. О том, какой должна быть речь педагога, нас с вами рассказывала
Гульнара Венеровна на прошлом педсовете, ну а сейчас, я предлагаю вам этюд
"Волшебный мяч", который способствует совершествованию выразительности
речи. Итак, вот мяч. Сейчас мы будем передавать его по кругу, но не просто, а
так как буд­то это грудной ребенок. горячая кострюля, 15­ти кг. гиря, живая
мышь.
Отдохнули присаживаемся на места.

Детям бывает трудно построить связный рассказ, даже просто пересказать
текст, хотя пересказ считается самым простым из видов связного
высказывания. Они отвлекаются на незначительные детали, могут перепутать
последовательность развития событий. Задача взрослых ­ научить детей
выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные
действия. Для решения этой задачи Дина Камильевна и Регина Фанилевна
используют МНЕМОТАБЛИЦЫ. Вам слово коллеги!
Ведущий. Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Какой ведущий вид деятельности
в детском саду? А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью
является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет
использование дидактических игр. Сейчас мы с вами узнаем, какие же игры по
развитию речи детей использует Гульнара Венеровна.
Ведущий. Далее мы поговорим о методе, который способствует развитию
свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу
на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс
дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и
других членов семьи. Итак, о каком методе идет речь? Конечно же это метод
проектов. Один из таких проектов по развитию речи разработала и начала по
нему работать Гульназ Вазировна.
Ведущий: Уважаемые коллеги, предлагаю вам поиграть, а как известно из
игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Для того
чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо
иметь багаж знаний по формированию речи. Приобретением нового и
развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся. . Вам предстоит

пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это
будет несложно, но удачи все же пожелаю!
Наталья Маратовна, Эльмира Ириковна сегодня вы члены жюри. Ваша задача
оценить по достоинству знания каждой команды, за правильный ответ
команда получает жетон, в конце игры эти жетоны будут посчитаны, и
выявлены победители игры.
1. Итак первый конкурс экспресс­ опрос «Развитие речи»
­
Назовите формы речи?
(диалогическая и монологическая)
­Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств,
качеств, действий? (описание)
­Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?
(пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта,
творческое рассказывание)
­Назовите ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы
педагога)
2. Составьте мнемотаблицу к предложенному с/х
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
3. Переведите пословицы на русский язык
­ Сын леопарда ­ тоже леопард (Африка).
/яблоко от яблони недалеко падает/
­ Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/
­ Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/
­ Молчаливый рот ­ золотой рот (Германия)
/Слова ­ серебро, а молчание ­ золото/
4. Выбор словесных ассоциаций ограничен, необходимо в качестве
словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол ­
круглый; пруд ­ большой.
Список ­
Критика ­
Звезда ­
Книга ­
Кругозор ­
Закон ­
Лекция ­
Счастье­
Дом ­
Пища ­
Приказ
Дефицит ­

Действие
Шрифт ­
5. Разработайте краткосрочный проект по речевому развитию.
6. К какому виду творчества это относится?
« Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
«На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из­под воротни лают ворота»
(Небылица.)
«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал»
(Потешка)
Слово жюри. Объявление результатов игры, подсчет жетонов.
Награждение грамотами за конкурс "Осенний колейдоскоп"
Проект решения Педагогического Совета.
1. Усовершенствование предметно – развивающей среды на группах в
соответствии с возрастом детей. Оформить стенды для родителей "Развитие
связной речи дошкольника"
Срок: постоянно
Ответственный: воспитатели, старший воспитатель
2. Изучение современных образовательных технологий по развитию речи у
воспитанников детского сада.

Срок: постоянно
Ответственный: педагоги ДОУ
а) Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи
дошкольников
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели, старший воспитатель
б) Для развития речевой активности детей использовать экскурсии, игры,
формы элементарной поисковой деятельности и т.п.
Срок: постоянно
Ответственные: педагоги ДОУ
3. Организовать МО воспитателей по проблемам речевого развития в ДОУ
"Организация воспитательно­образовательной работы по речевому развитию в
ДОУ"
Срок: ноябрь 2016г.
Ответственные: педагоги ДОУ
4. Организовать и провести неделю театра с использованием разных видов
театра.
Срок: январь 2017г.
Ответственные: педагоги ДОУ

Рефлексия: отметка на мишени «Обратная связь». Просьба оставить отметку
на мишени в четырёх секторах. Место вашей отметки зависит от оценки вашей
работы по четырём критериям: 1) деятельность ведущего, 2) содержание
педсовета, 3) деятельность участника (самооценка), 4) психологический
климат на педсовете.
Правила для смелых и упорных педагогов
Если вы испытываете затруднения в работе по
развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не
иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос.
Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать
ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом,
или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов
обратно пропорционально уровню мастерства.
Никогда не задавайте вопрос, на который можно
ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

После проведения занятия просмотрите конспект
еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям,
и замените его одним более точным.
Если рассказ не получился или получился с трудом –
улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.