Есенин синий цвет. Цветная лирика С. Есенина

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №113 городского округа Самара

Исследовательский проект по литературе

«Цветовая палитра лирики Сергея Есенина»

10 класс

Руководитель:

учитель русского языка и литературы Тлупова Э.Н.

2015

Оглавление


1.Введение.

2. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…»

2.1.Символика цвета.

2.2. Мастер русского пейзажа.

3.Заключение.

4.Список использованной литературы и интернет-ресурсов.

Цель:

Исследовать цветовую палитру лирики Есенина

Задачи:

1. провести текстовый анализ стихотворений С.А. Есенина

2. понаблюдать над соотношением цветовых эпитетов в лирике поэта

3. определить, какую роль играют цветовые эпитеты в передаче настроений и чувств лирического героя.

Гипотеза: многоцветие для поэта - средство выражения его мироощущения

Введение

«...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой „печали полей,“ любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком».

М. Горький. Сергей Есенин, 1926

Сергей Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение жизнь. И оставил нам богатое поэтическое наследство. Всего 30 лет. Но нам, своим читателям, он оставил богатое поэтическое наследство- свои стихи. Поэзия Есенина - это чудесный и неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Его поэзия наполнена любовью к человеку, к родной земле, проникнута душевностью и добротой. Она актуальна и в наши дни. всегда можем найти в его поэзии что-то близкое нашей душе.
Есенинские строки обладают поистине колдовской силой, берут за душу, голос добирается до самых глубин человеческого сердца. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная ширь, и голубая гладь озёр - вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные горячей любви к русской земле. Своих читателей Есенин пленяет тем, что ведет их по прекрасной земле, заставляя сберегать в глазах её краски, вслушиваться в её звоны, в её тишину, всем существом впитывать её запахи... Его стихи производят необыкновенное впечатление - так легки и естественны они. Да, есенинские пейзажи многоцветны и многокрасочны. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. И нам захотелось узнать какова палитра красок в лирике Есенина и каким цветам он отдавал предпочтение.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…»

Русская родная природа зазвенела в есенинских стихах голосами птиц, разговорилась журчаньем ручьев и шелестом листьев, разлилась синью и золотом и засияла радугой. В этих стихах особая мелодичность, неповторимая напевность, сочные и яркие краски его лирики. В поэзии Есенина предстает Русь с её полями, рощами, цветами во всей красе. Картины родной природы раскрываются в стихотворениях С. А. Есенина с поразительным мастерством и
необычайно богатой палитрой красок.

Символика цвета .

Цветопись – способ передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного произведения. Это один из приемов в литературе, с помощью которого писатель не передаёт чувства напрямую, а заставляет внимательного читателя задуматься над глубиной произведения.

У каждого цвета есть своя символика и значение.

Красный цвет –цвет мудрости и власти, мистического и таинственного. Символизирует любовь и страсть, а также ассоциируется с войной, кровью и огнем.

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, верность, доброту и честность, мудрость и открытость.

Голубой цвет – цвет женственности, прочности семейных уз, душевного отдыха, но иногда может вызывать тревогу. Он притягивает нас к себе, настраивает на созерцательность. По мнению ряда психологов, этот цвет даёт ощущение простора, он немного печальный, но мудрый.

Желтый и золотой - цвет золота и застывшего солнечного света. Это цвет осени, зрелых колосьев и увядающих листьев, символизируют богатство, мечту, смелость, доброту. У славянских народов желтый цвет считается также цветом ревности и измены.

Белый –цвет добра, удачи, исцеления и очищения, невинности, радости и добродетели.

Черный цвет обычно символизирует несчастье, горе, траур, гибель, смерть, обморок, сон и тьму.

Зеленый -это цвет травы и листьев, природы и естества, весны и самой жизни. У многих народов он символизирует юность, надежду и веселье, но, в то же время может отражать незрелость и несовершенство.

Мастер русского пейзажа.

Использование цвета в поэзии является средством выражения чувств, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта. Ещё А. Блок предсказал, что появится поэт, который привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами. Как народному поэту, Есенину оказалась близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи. В первую очередь, это синева и залитые голубизной рязанские пейзажи, которые стали превалировать в его поэтических творениях:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края,

Только синь сосёт глаза

* * *

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

* * *

Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно:

Воздух прозрачный и синий,

Выйду в цветочные чащи.

Путник, в лазурь уходящий,

Ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

Сергей Есенин считает, что в самом имени «Россия» есть «синее что-то». Поэт саму Россию ассоциировал с синим цветом. Он так говорит: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее» что-то!» Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое:

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз,

Одно из стихотворений 1925 года так начинается. То есть, синее – это что-то нежное, несказанное. Поэт использует синий цвет как символ Руси, ее безбрежности, юности поэта и как постоянный спутник матери родины: « в голубой степи», « в синем небе», « синим звоном», « в синюю высь», « охлопья синих рос», « синей вьюгой», « в небе темно – голубом», « синее небо», « синим мраком», « цветы лазоревы» , « в голубой пыли» , « июнь голубой» , « синие чащи» , « вечером синим» , « голубого поля» , « синие метели» , « синий оскал», « синим рогом», « голубого ливня», « голубая родина», « колокол синий», « голубого покоя», « голубая страна», « из синей мглы», « в голубой траве», « голубая прохлада», », « в синеве долин».

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,-

***

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

***

Там в полях, за синей гущей лога,

В зелени озер,

Пролегла песчаная дорога

До сибирских гор.

Зеленый и голубой - традиционные цвета России в поэтическом мире Есенина. Автор часто соединяет их, давая как оттенки один другого.

Зелёная причёска,

Девическая грудь.

О, тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд?

***

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

В ранней поэзии Есенина, еще очень спокойной и безмятежной, преобладают голубые и зеленые тона, перемежающиеся с белым “снегом черемухи”.

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Для палитры Есенина характерно также пристрастие к белому цвету, который символизирует покой, мир, тишину и чистоту. Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина – как «белоснежное перо». Образ белой берёзы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску

***

Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сел

Свадьба ворон облегла частокол.

Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаще заменяет малиновые “ земли ” менее изысканными цветами:

На лазоревые ткани

Пролил пальцы багрянец

***

Выткался на озере алый свет зари

***

Красной водой поливает восход

С алым цветом у поэта сливается женский облик:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была.

На закат ты розовый похожа

И, как меч, лучиста и светла

На смену безмятежной юности пришли зрелость, опыт и первые горькие разочарования.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Повзрослевший поэт смотрит на окружающий мир мудрыми, все понимающими глазами. Его охватывает грусть от быстротечности времени, поэтому краски в его стихах резко поменяли свои цвета. Отныне бордовый, красный и золотой будут основными в его стихах. Эти тона символизировали для поэта зрелость, которую он сравнивал с осенью года.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.


В палитре поэта присутствуют также серебро и желтые оттенки.

В холмах зеленых табуны коней

Сдувают ноздрями златой налет со дней.

Дрожат их головы над тихою водой,

И ловит месяц их серебряной уздой.

***

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег…

***

В оттенках жёлтого выдержан и автопортрет поэта:

Я готов рассказать тебе, поле,

Эти волосы взял я у ржи

В лирике Есенина мы встречаем и черный цвет.

Вечер черные брови насопил.

Чьи-то кони стоят у двора.

***

Понакаркали черные вороны

Грозным бедам широкий простор.

Наиболее ярко он демонстрируется в поэме «Чёрный человек».

Черный человек

На кровать ко мне садится,

Черный человек

Спать не дает мне всю ночь.

Заключение

Исследование показало, что мир поэзии, созданный Сергеем Есениным, - мир многоцветный, раскрашенный в живые и чистые краски. Цветовая палитра сложна, многокрасочна и выразительна. Проведя анализ цветовых эпитетов, мы пришли к выводу, что любимыми цветами поэта были синий и голубой.

Есенин, как большой художник, с помощью красок сумел передать тончайшие эмоциональные состояния, которые возникали в его душе. Многообразие цветовых эпитетов помогают понять не только чувства, переживания и оттенки настроений, лирического героя, но и раскрывают мироощущение поэта.

Список использованной литературы:

1.С.А. Есенин. Стихотворения. Поэмы. М.: издательство «Олимп», 2001г

2.В мире Есенина: Сборник статей. - М.,1986.

3.Сборник стихов Сергея Есенина.-М.,1995.

4. Ю. Прокушев. Сергей Есенин. М.: издательство «Детская литература»,1971

Интернет- ресурсы:

1.https://ru.wikipedia.org/

2.http://www.besoch.com/

3.http://pishi-stihi.ru/

4.http://www.playcast.ru/

5.http://www.refu.ru/

Введение

Основная часть

Сергей Есенин – певец русской природы

Практическая часть

Исследование 1: Какие цвета преобладают в стихах Сергея Есенина?

Исследование 2: В каком стихотворении больше всего наименований цветов?

Исследование 3: С каким цветом ассоциируется Русь в стихах С. Есенина?

Введение

Цель данной работы – развитие творческих способностей учащихся; развивать внимание к поэтическому слову, обдумывающее восприятие стихов С.А.Есенина через цвет.

Объектом исследования является творчество Сергея Есенина.

Предметом исследования выбраны стихи Сергея Есенина о русской природе.

Актуальность : для того чтобы понимать поэзию, необходимо изучать языковые художественно - изобразительные средства

Задачи исследования: Провести анализ стихотворений С. Есенина о природе. Ответить на вопрос: «Почему С. Есенина называют певцом природы?» Какие цвета преобладают в стихах Есенина? С каким цветом ассоциируется Русь в стихотворениях поэта?

Основные этапы исследования:

Собрать необходимые источники для выполнения этой работы.

Провести анализ стихотворений С. Есенина о природе.

Провести анализ результатов исследования и сделать соответствующие выводы.

Иллюстрировать стихи С. Есенина.

Теоретической основой исследования является сборник стихотворений и поэм

Исследовательская работа включает в себя : введение, основную часть: «Сергей Есенин – певец русской земли», исследования, выводы.

Сергей Есенин – певец русской природы

Сергей Есенин родился в 1895 году в Рязанской губернии, в селе Константинове. С самого детства поэт впитал в себя дух и красоту родной природы. Искренняя любовь к ней, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское звучание, которое можно всегда различить в русской лирике. Пожалуй, у Есенина нет ни одного стихотворения, в котором он не воспевал бы Россию.

Есенин очень любил свою деревню, свой дом, свою семью. Особенно близок был ему его дед – Фёдор Андреевич Титов, который много вложил в него. Многие черты характера были унаследованы от деда. Очень любила Сергея бабушка – Наталья Евтеевна, которая баловала его и заботилась о нём. Бабушка рассказывала внуку сказки, духовные стихи, пела песни. Всё то доброе, хорошее, что способствовало пробуждению у Есенина поэтической фантазии, интереса к народным песням, легендам и сказкам, любви к природе и что разбужено в душе поэта – это всё влияние дедушки и бабушки.

Детство Есенина прошло среди полей и степей. Он любил лес, озёра, луга и цветы, любил деревенскую жизнь с её заботами и забавами. Особенно любил сенокос:

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Поэзия Есенина проникнута любовью к своей Родине, к своей родной земле. Потому каждому из нас так близки и понятны стихи поэта. Есенин – истинный поэт России, который стал великим, поднявшись из глубин народной жизни. Его родина - Рязанская земля - вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспевал в своих стихах. Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер - вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:

О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску...

Есенина часто называют певцом русской природы. Любовь Есенина к природе рождалась из доброго чувства поэта к родной земле, к человеку. Читая стихи поэта, невольно наполняешься его стремлением сказать всем о своей любви к России, ее красоте и чистоте, выразить свою любовь к ней стихами.

В стихах Есенина природа в вечном движении, в развитии и изменении. Она рождается, растёт, умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется. Поэт использует опыт народной поэзии. Часто прибегает к приему олицетворения. Черёмуха «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «плачет метель, как цыганская скрипка», «и берёзы в белом плачут по лесам», «улыбнулась солнцу сонная земля».

Природа у Есенина цветная, красочная. Любимые цвета – синий, белый, золотой и голубой, с которыми у поэта связаны определенные ассоциации. Эти цвета символизируют широкие просторы России: «вечером синим, вечером лунным», «синий май, заревая теплынь», «синь, упавшая в реку»; выражают чувство любви и нежности: «заметался пожар голубой», «голубая кофта, синие глаза».

Не только удивительными красками, но и необыкновенными звуками наполнены есенинские строки: звон ручья, шелест листьев, шепот трав, звуки песни, звуки тишины, порывы ветра, пение птиц, плеск речной волны.

Вывод:

1. Природа - душа есенинских стихов. Ни одно стихотворение поэта не обходится без картин природы.

2. “Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения:

- Живописная природа Рязанской области.

Богатый запас детских впечатлений.

Окружала атмосфера народной поэзии.

3. Природа у Есенина красочная, цветная. Наполнена необыкновенными звуками

Исследование 1: Какие цвета преобладают в стихах Есенина?

Белый цвет…

«Белая береза под моим окном…» («Береза»)

«Словно белою косынкой

Подвязалася сосна». («Пороша»)

«Как снежинка белая, в просини я таю…» («Матушка в Купальницу по лесу ходила…»)

«В роще по березкам белый перезвон». («Троицыно утро, утренний канон…»)

«Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной». («Я снова здесь, в семье родной…»)

«Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!» («Вот оно, глупое счастье…»)

«Нежная девушка в белом…» («Вот оно, глупое счастье…»)

«Хороша ты, о белая гладь!» («Я по первому снегу бреду…»)

«Все пройдет, как с белых яблонь дым». («Не жалею, не зову, не плачу»)

«Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад». («Письмо матери»)

«Заметает пурга

Белый путь… » («Заметает пурга»)

Синий…

«Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса» («Русь»)

«Я смотрел из окошка на синий платок…» («Подражанье песне»)

«Там в полях, за синей гущей лога…» («В том краю, где желтая крапива…»)

«Пусть порой мне шепчет синий вечер…» («Не бродить, не мять в кустах багряных…»)
«Стелется синею рясою
С поля ночной холодок…» («Вот оно, глупое счастье…»)
«Только синь сосет глаза…» («Гой ты, Русь, моя родная…»)

«Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось». («Нивы сжаты, рощи голы…»)

«… И синь упавшая в реку…» («Запели тесаные дроги…»)

«Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил». («Я по первому снегу бреду…»)

«Синий сумрак как стадо овец…» («Закружилась листва золотая…»)

«И тебе в вечернем синем мраке…» («Письмо матери»)

Золотой…

«Золотыми звездами в снег». («Песнь о собаке»)

«Звени, звени, златая Русь…» («О верю, верю, счастье есть!»)

«Здравствуй, златое затишье…» («Вот оно, глупое счастье…»)

«Треплет ветер под облачной кущей

Золотую его дугу». («Разбуди меня завтра рано…»)

«Идет в златой ряднине

Твой Алексей Кольцов». («О Русь, взмахни крылами…»)

«Закружилась листва золотая…» («Закружилась листва золотая…»)

«Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча…» («Я последний поэт деревни…»)

«Увяданья золотом охвачены

Я не буду больше молодым». («Не жалею, не зову, не плачу»)

«Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком…» («Отговорила роща золотая»)

«Золотой лягушкою луна

Распласталась на тихой воде» («Я покинул родимый дом…»)

И горят снежинки
В золотом огне. («Береза»)

Красный, алый

«Выткался на озере алый свет зари». («Выткался на озере алый свет зари»)

«Я молюсь на алы зори…» («Я пастух, мои палаты…»)

«С алым соком ягоды на коже…» («Не бродить, не мять в кустах багряных…»)

«Заря молитвенником красным…» («О верю, верю, счастье есть!»)

«По пруду лебедем красным…» («Вот оно, глупое счастье…»)

«И игриво взмахнет кобылица

Над равниною красным хвостом». («Разбуди меня завтра рано…»)

Желтый

«Вяжут кружево над лесом

в желтой пене облака». («Я пастух, мои палаты…»)

«В том краю, где желтая крапива…» («В том краю, где желтая крапива…»)

«… И не от солнца желт песок». («Весна на радость не похожа…»)

«Желтый хвост упал в метель пожаром….» («Лисица»)

«…Близок сердцу желтеющий дол». («Закружилась листва золотая…»)

Голубой цвет…

«У голубого водопоя…» («Весна на радость не похожа…»)

«По голубой долине,

Меж телок и коров…» («О Русь, взмахи крылами…»)

«На тропу голубого поля…» («Я последний поэт деревни…»)

«О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом» («Отговорила роща золотая»)

«Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь…» («Я покинул родимый дом…»)

Розовый

«На закат ты розовый похожа…» («Не бродить, не мять в кустах багряных…»)

«Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щек!» («Вот оно, глупое счастье…»)

«В розоватой воде на пруду…» («Закружилась листва золотая…»)

«Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне». («Не жалею, не зову, не плачу»)

«Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь». «Мы теперь уходим понемногу…»

Черный…

«Загорятся, как черна смородина,

Угли-очи в подковах бровей». («Русь»)

«Понакаркали черные вороны

Грозным бедам широкий простор». («Русь»)

«Кудри черные змейно трепал ветерок». («Подражанье песне»)

«Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть». («Я последний поэт деревни…»)

Зеленый…

«На приволь зеленых лех…» («Гой ты, Русь, моя родная…»)

«По горам зеленым – скаты…» («Я пастух, мои палаты…»)

«Светят зелено в сутемы

Под росою тополя». («Я пастух, мои палаты…»)

«Зеленая прическа…» («Зеленая прическа…»)

Малиновое…

«О Русь – малиновое поле…» («Запели тесаные дроги…»)

Серебристый…

«Серебристая дорога,

Ты зовешь меня куда?» («Серебристая дорога…»)

Серый…

«Только серые вороны

Расшумелись на лугу». («Пороша»)

Вывод:

  1. Были проанализированы 46 стихотворений, 34 стихотворения из сборника «Все мне чудится тихий раскованный звон…»
  2. В стихах Есенина преобладают белый, золотой, синий, красный цвета.

Исследование 2: В каком стихотворении больше всего цвета?

Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

Здравствуй, златое затишье,

С тенью березы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело.

Там, где калина цветет,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поет.

Стелется синею рясой

С поля ночной холодок…

Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щек!

Вывод:

В этом стихотворении 5 цветов: белый, синий, золотой, красный, розовый. Белый цвет символизирует чистоту, нежность. Розовый символизирует молодость, наивность. Золотое в этом стихотворении затишье. Синий холодок. Красный закат

Исследование 3: С каким цветом ассоциируется Русь в стихотворениях Есенина?

В стихотворении «Русь» деревня видится синей.

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

Также в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Русь ассоциируется с синим цветом.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Синий цвет символизирует широкие просторы Родины.

Русь – золотая в стихотворении «О верю, верю, счастье есть!».

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуемный ветер!

Блажен, кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть.

Звени, звени, златая Русь.

Голубая Русь в стихотворении «Я покинул родимый дом…». Голубой цвет выражает нежность, теплоту к родному краю.

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В стихотворении «Запели тесаные дроги…» Русь – малиновое поле и синь.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Вывод: Русь в стихотворениях Есенина символизируется с синим, голубым, золотым цветами. Эти цвета чаще всего встречаются в стихах поэта.

Из этого можно сделать следующий вывод о том, что любимыми цветами поэта являются синий, белый, голубой, золотой цвета. Эти цвета чаще всего встречаются в стихах и с этими цветами ассоциируется Русь.

Список использованной литературы

  1. Есенин С. Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы. – Спб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007
  2. Есенин С. Стихотворения и поэмы. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002
  3. Есенин С. Лирика: Стихи. – Л.: Дет. лит., 1982
  4. Прокушев Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. – М.: Сов. Россия, 1979
  5. Эвентов И. Сергей Есенин. Биография писателя. Пособие для учащихся. – Л.: Просвещение, 1978

Преобладающие цвета в лирике Есенина - синий, голубой, розовый, золотой, серебряный. Часто краски приглушены, смягчены, а пейзаж словно подернут дымкой:

Несказанное, синее, нежное,

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом меда и роз.

(«Несказанное, синее, нежное...», 1925 г.)

Пейзаж Есенина, как правило, не внешний, с точно схваченными деталями, а внутренний - пейзаж души лирического героя.

Любимые есенинские эпитеты - «синий» и «голубой» - постоянные спутники матери-родины, Руси и юности поэта: «Стережет голубую /Старый клен на одной ноге...»; «Май мой синий, июнь голубой!»

Показательно, что в поэме «Черный человек» и последнем - «зимнем» - цикле стихов, преобладают в основном два цвета - черный и белый:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

(«Снежная равнина, белая луна...», 1925 г.)

Поэма «Анна Снегина» (1925) - «лучшее из всего, что я написал». Жанр поэмы определяют как лироэпический: внутренний, лирический, сюжет произведения не просто тесно переплетен, а неразрывно связан с рассказом о том, что «случилось, что стало в стране». «Образцом для подражания» Есенину послужил в стихах «Евгений Онегин», мотивы которого слышны в «Анне Снегиной» (дворянская тема, первая любовь героев, «разность» между автором и героем поэмы Сергеем).

В основе сюжета - реальные события: два приезда Есенина на родину в 1918 и 1924 гг. (в поэме действие происходит в 1917 и 1923 гг.); прообразом главной героини стала знакомая Есенина, помещица Л. И. Кашина.

В центре лирического сюжета поэмы - встреча летом 1917 г. «знаменитого поэта» со своей первой любовью:

Здравствуйте, мой дорогой!

Давненько я вас не видала.

Теперь из ребяческих лет

Я важная дама стала,

А вы - знаменитый поэт.

Какой вы теперь не такой!

Я даже вздохнула украдкой,

Коснувшись до вас рукой...

Мы вместе мечтали о славе...

И вы угодили в прицел,

Меня же про это заставил

Забыть молодой офицер...

Определяющими в развитии лирического сюжета поэмы являются строчки: «Ив сердце хоть прежнего нет, / По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет...» Встреча Сергея с Анной происходит в драматические дни: назревает революция, на фронте гибнет муж Анны (а Сергей - «первый в стране дезертир» - жив и здесь):

Теперь я отчетливо помню

Тех дней роковое кольцо...

Но было совсем не легко мне

Увидеть ее лицо.

Выше уже отмечалось «многоголосие» поздней лирики Есенина. Это в полной мере относится и к поэме, где события 1917-1923 гг. даются глазами самых разных людей: мельника, его жены, криушинских мужиков. Показательно, что и начинается поэма с рассказа возницы о том, как в Радове «скатилась со счастья вожжа»: криушане убили старшину их деревни. С тех пор «то радовцев бьют криушане, то рад овцы бьют криушан». Убийца старшины - Петр Оглоблин (фамилия говорящая) - нынешний вождь криушан. Именно он зовет Сергея в «помощники», чтобы ехать «к Снегиной... вместе... Просить». Происходящее оценивается автором не прямо, а через характеристику, например, того же Прона: «Оглоблин стоит у ворот / И спьяну в печенки и в душу / Костит обнищалый народ», и через детали. В тот визит с землей ничего не получилось: Сергей увел Прона из дома, где получили похоронку. Осенью этого же года «первым описывать барский дом» поехал брат Прона Лабутя, член Совета и «герой» войны, которому дается такая убийственная характеристика: «Мужик - что твой пятый туз: / При всякой опасной минуте / Хвальбишка и дьявольский трус». (Пятый туз - лишний туз в шулерской колоде.)

Объяснение Анны с Сергеем - кульминация в развитии лирического сюжета:

Я помню - Она говорила:

Оскорбила случайно...

Жестокость была мой суд...

Была в том печальная тайна,

Что страстью преступной зовут...»

Спустя годы Сергей узнает причину отказа «девушки в белой накидке»:

До этой осени

Я знала б счастливую быль...

Потом бы меня вы бросили,

Как выпитую бутыль...

Поэтому было не надо...

Ни встреч... ни вообще продолжать...

Тем более с старыми взглядами

Могла я обидеть мать.

Одна из причин разразившейся революции, а потом и гражданской войны - пропасть меж «белой» и «черной» костью, Россией дворянской и крестьянской. Она оказалась непреодолимой и для Сергея с Анной, несмотря на то чувство, что их связывало: в «лирику» вошел эпос. Судьбы героев оказываются неотделимы от судьбы их родной страны.

Композиция поэмы, как и многих лирических стихов Есенина, построена по кольцевому принципу.

Далекие, милые были.

Тот образ во мне не угас...

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас, -

Так кончается первая глава. В заключительной главе, после того, как Сергей получил от Анны «беспричинное письмо» с лондонской печатью, в этих строках изменено всего одно слово. В любые, даже самые «суровые и грозные годы», внутреннее - мир души, чувства - главное для человека, это - неуничтожимо, вечно, и потому финальные строки поэмы:

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Если домашнее задание на тему: » Особенности цветосветовой палитры Есенина оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      I. Пушкин - самый любимый поэт Есенина. «Постичь Пушкина - это уже нужно иметь талант». Стихотворение Пушкину. П. «...Меня все больше тянет «Я думаю, как прекрасна Земля и на ней человек», - с восхищением и гордостью писал удивительный русский поэт начала XX Сергей Петрович - студент третьего курса естественного факультета. Он некрасив, неумен, неловок, ординарен. Ему не удаются романы с женщинами, у О Есенине и его поэзии «Эта песня в сердце отзовется» Горой Советского Союза Сергей Борзенко рассказывал автору этих строк: - В августе «Не я выдумал этот образ, он... основа русского духа и глаза». Каждый есенинский образ (этот «сказочный оборотень») заключает в себе

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Сергей Александрович Есенин - яркий и талантливый поэт. В своем творчестве он разрабатывает поэтическую концепцию человека в этом огромном и пестром мире. Поэзия Есенина многоцветна, но не просто наделена красками, а органически слита музыкальностью и цветом с внутренним миром поэта и тем окружающим пространством, в котором он живет и творит.

В его ранней поэзии, еще очень спокойной и безмятежной, преобладают голубые и зеленые тона, перемежающиеся с белым «снегом черемухи». Сама Русь, величавая и неторопливая, шагнула на страницы есенинской лирики. Она еще спящая, безмятежная, освещенная золотыми лучами месяца.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге,

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

Но знакомство с городом приносит в поэзию Есенина иныбл краски - серую и черную, золотистый цвет становится тускло-желтым, врываются резкие, контрастные цвета. Город чужд поэту, с его любовью к шири и простору необъятных полей.

Бродил я в каменной пещере,

Как искушаемый монах.

Как муравьи кишели люди

Из щелей выдолбленных глыб,

И, схилясь, двигались их груди.

Что чешуя скорузлых рыб.

Как об ножи стальной дорогой

Рвались на камнях сапоги,

И я услышал зык от Бога:

«Забудь, что видел, и беги»

Вновь в поэзии Есенина звучат деревенские мотивы, дорогие с детства картины всплывают в его душе. Но уже другие цвета появляются в его стихотворениях. Действительность отрезвила поэта, показала разные стороны жизни. На смену безмятежной юности пришла зрелость, опыт и первые горькие разочарования.

Отныне в его стихах будут преобладать красно-бордовые оттенки, цвета, политые золотым дождем солнечных лучей или осенним листопадом.

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Временами поэта заполняет «половодье» воспоминаний, возвращаются в его лирику зелено-голубые краски, нежность переполняет его стихи. Он безмерно любит свою «убогую» Русь, не надо ему другой земли, но как истинный художник и патриот он хочет перемен к лучшему. Прогресса не остановить, что бы он ни нес с собой. Поэт с грустью смотрит на безвозвратно уходящую старину, привычную, безмятежно дремлющую, но уже погибающую под напором прогресса.

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя.

На лапах чугунный поезд?

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужелъ он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Повзрослевший поэт смотрит на окружающий мир мудрыми, все понимающими глазами. Его охватывает грусть от быстротечности времени. «Все мы, все мы в этом мире тленны», но бег времени не остановить, и поэт принимает данность такой, какая она есть. Ему жаль времени, растраченного впустую, может быть, поэтому краски в его стихах резко поменяли свои цвета. Отныне бордово-красный и золотой будут основными в его стихах. Эти тона символизировали для поэта зрелость, которую он сравнивал с осенью года. Это красивая и яркая пора, но она грустна, так как за ней идет зима - старость с контрастными белым и черным цветами. Нет уже того буйства цвета и «половодья чувств».

В 1925 году как-то очень трагично и безысходно зазвучала поэзия Есенина. Он старается достойно завершить начатое, но грусть прорывается в каждом стихотворении. Неизбежность ухода почти фатальная. Поэт как бы видит свой конец, ничего не предпринимая, чтобы остановить неизбежное.

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель.

Синь очей утративший во мгле.

Эту жизнь прожил я словно кстати.

Заодно с другими на земле.

И еще безысходнее звучат эти строки:

До свиданья, друг мой, без руки, без слова.

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Но для читателей Есенин остался все же молодым и необычайно лиричным поэтом. Его стихи, наполненные любовью к России, учат нас быть преданными ей, стране, которую он так любил. Поэт завещает нам нести эту любовь и преданность России - великой стране, нашей общей Родине.

Прекрасная, яркая, звонкая и многоцветная лирика Сергея Есенина наполнена высоким патриотизмом. О чем бы ни писал поэт - это все о России. Она представляется автору то нежной девушкой-березкой, то «синью, упавшей в реку», то кроткой и безмятежной, то мятущейся и гордой, но всегда бесконечно любимой. Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес. Есенину сродни необозримые просторы России, он мыслит космическими масштабами, включая в свои стихи землю и небо. Дух захватывает от образов, которыми мыслит поэт, от эпитетов, которыми награждает все сущее. Любимым приемом автора является олицетворение. Он обращается к деревьям и травам, рекам и озерам, степям и полям, как к близким друзьям, включая их в свой доверительный разговор. Отсюда особое родство поэта с окружающим миром, полное слияние с природой, к которым постоянно стремится автор. Если нет этой гармонии, поэт испытывает тоску, грусть, дискомфорт. Его друг - природа чутко реагирует на состояние автора, или наоборот. Есенин прекрасно видит настроение окружающего мира, умеет чутко передать его в красках. Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить? Выйду на озеро в синюю гать, К сердцу вечерняя льнет благодать. Серым веретьем стоят шалаши, Глухо баюкают хлюпь камыши. Красный костер окровил таганы, В хворосте белые веки луны. Контрастные цвета создают внутреннюю напряженность повествования, психологизм присутствует в каждом двустишье. Удивительно точно и драматично передана поэтом тоска, звучащая в русской народной песне, ее лирическая красота. Зеленый и голубой - традиционные цвета России в поэтическом мире Есенина. Автор часто соединяет их, давая как оттенки один другого. С детства воспитанный в православной семье, Есенин не мог не знать, что голубой цвет - это покровительство девы Марии, заступницы Руси, и цвет непорочности, чистоты. Такою он видит свою родину - возвышенной и прекрасной. За темной прядью перелесиц, В неколебимой синеве, Ягненочек кудрявый - месяц Гуляет в голубой траве. Позже появится серый, вместо золотистого - лимонно-желтый. Таким представляется автору бездушный город, со зданиями- скелетами, улицами- «каменными пещерами». Нет гармонии в окружающем мире, и в поэтике слышится диссонанс: «визжат дроги», «стонет коровий рев теней»... Совсем иное видится поэту на родных просторах; он ощущает радость, путешествуя по отчему краю. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани. Поэтический дух Есенина напрямую связан с настроением поэта, общим состоянием окружающего его мира. Со зрелостью и мудростью он связывает багрово-красные и золотисто-оранжевые тона. Отговорила роща золотая, Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Не обагрят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. Удивительно нежная, напевная и красочная поэзия Есенина оставляет в душе читателя неизгладимый след, учит быть преданным, самоотверженным и верным сыном великой и многострадальной страны - России.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Роль цвета в поэтическом мире С. Есенина . И в закладках появилось готовое сочинение.

Лирика С.А. Есенина явилась закономерной, логически необходимой вехой в развитии русской классической поэзии. Стихотворения Есенина воплотили в себе чистоту гармонию пушкинской музы, психологизм лирических раздумий Лермонтова и Тютчева...

Народнопоэтическая лексика в поэзии С. Есенина

Близость к народному творчеству не осталось незаметной, ведь только человек, который душой проникнут в народную жизнь, человек, который стремиться воссоздать народные традиции может описать свою Родину, не только по собственным ощущениям...

Предметный и цветовой мир в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и его символическое значение

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так...

Природа в творчестве Есенина

Природа в творчестве Есенина

Образы животных в литературе - это своего рода зеркало гуманистического сомосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности...

Своеобразие поэтики С. Есенина

Тема, которая заняла центральное место в поэзии Есенина, - тема Родины. Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были связаны с нею...

Семантика образов цветов и символика цвета в контексте литературного произведения (на примере произведений русской литературы XIX-XX вв.)

Я давно хочу с тобой Говорить пахучей рифмой. Каждый цвет уже намек… А.А. Фет "Язык цветов" В народе бытует множество самых разнообразных и выразительных по своей меткости и поэтичности названий цветов и трав. Вспомним хотя бы мать-и-мачеху...

Семантика цвета в повести М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города"

Феномен цвета - предмет изучения многих фундаментальных наук и составляющая многих искусств. Однако до сих пор цвет не имеет общей концепции как в пределах какой-либо одной науки или целого направления...

Историю классификации цвета можно разделить на два периода: 1. от доисторических времён по 16 век; 2. от 17 века до наших дней. Первобытные народы отождествляют цвета с наиболее ценными для них веществами и жизненно важными стихиям...

Семантическое поле цвета в поэтических текстах Марины Цветаевой

Слова со значением цвета образуют в русском языке, как и в других языках мира, лексико-семантическую группу, в которой набор элементов, их семантика и соотношения исторически изменчивы...

Слияние христианских и языческих мотивов в раннем творчестве С.А. Есенина

Есенин, особенно в ранней лирике, часто употребляет народные поверья и приметы, опираясь на обряды, бытующие в начале 20 века на его родине в селе Константинове. Показательным в этом смысле является стихотворение «За рекой горят огни»...

По мысли Потебни, любовь к чистым и ярким краскам - свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от реального мира. Мусатов В.В...

Функционирование лексемы "белый" в поэтических текстах С. Есенина

Мифологема женского начала оказывается устойчивой категорией в творчестве С.А. Есенина. Марченко А. Поэтический мир Сергея Есенина // Литература в школе, 1995. № 6. С. 40 Она дает возможность лирическому герою поэта устоять во времена кризисов...

Функционирование лексемы "белый" в поэтических текстах С. Есенина

Критик Валерий Лысенко, поднявший вопрос о цветовых «звучаниях» произведений классиков приводит следующее сравнение: Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской литературе первой половины ХХ века. Блок. Есенин. Маяковский. М., 1962. С...

Цветная лирика С. Есенина

Как все люди С. Есенин влюблялся и был любим. Очень много стихов он посветил женщинам, матери, любви. Эти стихи переливаются всеми цветами радуги. Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь...