Cочинение «В чём состоит правда о Великой Отечественной войне, представленная в поэме "Василий Тёркин". В чём состоит правда о Великой Отечественной войне, представленная в поэме "Василий Тёркин"

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» — произведение выдающееся. И содержание его, и фор-ма по-настоящему народны. Поэма стала одним из са-мых значительных произведений о Великой Отечест-венной войне. На первый взгляд может показаться, что «Василий Теркин» — просто ряд эпизодов из жиз-ни одного бойца. Но, внимательно прочитав и осмыс-лив всю поэму, читатель получает достаточно полное представление о ходе войны — от отступления в 1941 году до великой победы.

Война — это голод и холод, смерть, самопожертво-вание, героизм, терпение, глубокая боль за объятую огнем родину. Все это можно увидеть в поэме Твардов-ского. Поэт нарисовал впечатляющие картины воен-ных лет. На войне «жить без пищи можно сутки, мож-но больше», и все эти тяготы нужно выносить терпе-ливо и достойно. Нужно быть каждый день готовым к смерти.

Яркая картина создана поэтом в главе «Перед боем». На пути следования бойцов оказывается род-ная деревня командира, и сжимается его сердце от тоски. Пробираться в родной дом ему приходится «вдоль стены», потому что вокруг война, немцы.

Забежал, поспал урывком,

Догоняй опять войну...

Так Твардовский описывает эту короткую побыв-ку. Некогда насладиться бойцу радостью короткой встречи, а для жены его этот праздник «горький, гру-стный» , потому что жалкие часы, если не минуты от-ведены ей для свидания с самым близким человеком и, быть может, эта их встреча последняя. Горько ухо-дить командиру из родного дома, потому что «может, нынче в эту хату немцы с ружьями войдут».

С великим уважением говорит поэт о простой рус-ской женщине, вынесшей на своих плечах в годы вой-ны огромные страдания, и ей поэт отдает земной по-клон.

Последние крохи отдают хозяйки солдату, зашед-шему в их дом по пути к победе. Он для них не чужой, он родной, потому что, как и тысячи других, идет от-давать свою жизнь за Отечество.

В главе «Генерал» Твардовский показывает един-ство простого солдата и генерала. Война стала для них общей бедой, одно горе разлучило их с родным домом. Война объединяет и семьи:

Нынче жены все добры,

Беззаветны вдосталь,

Даже те, что до поры

Были ведьмы просто.

Любовь укрепляет в бойцах стремление к победе, ведь «любовь жены... на войне сильней войны и, быть может, смерти».

Трагическую, типичную картину рисует поэт в гла-ве «Про солдата-сироту». Герой этого эпизода, прохо-дя мимо родных мест, не узнает родной деревни Крас-ный Мост, не находит родного дома:

Ни окошка нет, ни хаты,

Ни хозяйки, хоть женатый,

Ни сынка, а был, ребята...

Плакал обо всем этом солдат, а о нем самом плакать было уже некому.

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

О смерти поэт говорит легко, потому что смерть эта во имя Родины: «страшный бой идет кровавый, смертный бой не ради славы,— ради жизни на земле». Гибнут солдаты при переправе, гибнут в неравных боях с немцем, но все же доходят до Берлина.

«Василий Теркин» - это не только рассказ об одном рядовом солдате, а напоминание о долге человека перед обществом, память о прошлом наших родителей, дедов и прадедов. Автор сам служил на фронте, поэтому правдоподобно описал события периода Великой Отечественной войны. Просто ему удалось наряду с трагизмом ситуации, придать поэме жизнеутверждающий мотив, благодаря созданию такого героя как Василий Теркин .

Главный герой поэмы - это воплощение лучших человеческих качеств, высоких нравственных ценностей и силы духа. Он идет через войну с песней в сердце и с гордо поднятой головой. Его не страшит звук взорвавшейся мины, не останавливает ледяная река, не пугает близость врага. В нем собраны все те качества, которые нужны для победы: ответственность, патриотизм, готовность к самопожертвованию. Василий - это не один человек, это целый народ, сумевший встать перед лицом опасности, и смело двигаться вперед. Это наш товарищ по работе, наш лучший друг, добрый сосед. В каждом из нас может скрываться такой же Теркин, но самое главное, что без таких как он не обойтись в трудную минуту. Именно такие люди нужны на войне, на службе и дома.

Работая над образом своего главного героя, автор старался не идеализировать его, изображая только обобщенные черты, но все равно у любого читателя он вызывает симпатию и уважение, точнее не он лично, а каждый человек, прошедший через эту кровопролитную войну. Человек, прошедший войну, - это человек, не потерявший веру в себя, твердый, терпеливый, на многое способный, а самое главное, не сомневающийся в грядущей победе. Именно такой человек Василий Теркин. Это герой своего времени, имеющий ранения, награды, контузии, повышения по службе, одним словом, «жизнью тертый человек». Эта метафора нашла отражение в выборе фамилии для героя.

Много положительного изображает Александр Твардовский в буднях главного героя, например, игру на гармони, веселые беседы с друзьями, встречу с добрыми крестьянами, получение заслуженной медали. При этом он не забывает подчеркнуть, сколько трудностей выпало на долю обыкновенного солдата из Смоленщины. Теркин был неоднократно ранен, один раз почти смертельно, переплывал ледяную реку, чтобы сообщить о переправе на другой берег своего взвода, видел смерть своих товарищей по службе. Все это, несомненно, наложило свой отпечаток на жизнь бедного крестьянского парня, но он «сердцем щедрым наделен», а потому запала своего не терял.

Война войной, но пока человек жив, он должен идти по жизни с песней, музыкой и прибауткой.­ Таков девиз главного героя поэмы. Даже, когда за ним приходит смерть, он в шутку просит ее дать ему еще немного времени дожить до победы. Сметливость, героизм, самоотверженность, храбрость, сила духа и вера в себя - вот главные качества, необходимые человеку на войне.

В статье «Как был написан "Василий Тёркин"» Твардовский рассказал историю появления легендарного литературного героя в белофинскую войну 1939 — 1940 годов. Тогда авторы фронтовой газеты «На страже Родины» придумали имя и характер для умелого, никогда не унывающего бойца. Имя — с намёком на опытность, бывалость, «тёртость»; характер — смелый, жизнерадостный, находчивый. Вася Тёркин был условным, непритязательным, полулубочным персонажем-бойцом, он переходил из одного фельетона в другой и стал постоянным героем весёлых комиксов и стихотворных подписей к ним. Твардовский приводит в статье пример иллюстрированного рассказа-шутки «Как Вася Тёркин «языка» добыл»: Вася замаскировался под сугроб, белофинский лыжник наехал на этот сугроб, упал и был взят в плен:

Так в разведке очень ловко,
Применивши маскировку,
Добыл Тёркин «языка»
И доставил в штаб полка.

Сам поэт не относился к Васе Тёркину серьёзно, поэтому во вступлении к серии фельетонов герой представлен богатырём (сажень в плечах), весельчаком, любителем поесть и повоевать:

Но зато не бережёт
Богатырской силы
И врагов на штык берёт,
Как снопы на вилы.

Одним словом, Вася Тёркин — необыкновенный боец — своей сказочной удачливостью и оптимизмом понравился советским солдатам финской кампании.

С 1942 года Твардовский снова стал печатать в военных газетах стихотворные истории о Тёркине, но теперь героя звали Василием, да и мало он был похож на прежнего удальца. Чтобы подчеркнуть различие между двумя одноимёнными героями, Твардовский прямо говорит, что новый Тёркин — обыкновенный парень:

Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе. («На привале»)

Теперь задача поэта несравненно труднее — не просто показать удачные приключения неунывающего русского богатыря, а раскрыть характер воюющего народа. Для этого в большинстве глав поэмы описываются обычные эпизоды тяжёлой и опасной солдатской жизни во время Великой Отечественной войны. Характерна в указанном смысле глава « Бой в болоте», содержание которой как бы вступает в спор с шутливым описанием подвигов прежнего Васи Тёркина:

Заключить теперь нельзя ли,
Что, мол, горе не беда,
Что ребята встали, взяли
Деревушку без труда?
Что с удачей постоянной
Тёркин подвиг совершил:
Русской ложкой деревянной
Восемь фрицев уложил!

Твардовский хорошо понимал: Отечественная война, война за национальную независимость, принципиально отличается от локальной советско-финской кампании и требует совсем другого изображения:

Нет, товарищ, скажем прямо:
Был он долог до тоски,
Летний бой за этот самый
Населённый пункт Борки.

И в трясине, в ржавой каше,
Безответно — в счёт, не в счёт —
Шли, ползли, лежали наши
Днём и ночью напролёт...
И в глуши, в бою безвестном
В сосняке, в кустах сырых
Смертью праведной и честной
Пали многие из них.

В поэме, в отличие от подписей к комиксам, Твардовский не боится показывать лишения, тяготы войны и так выражает своё уважение красноармейцам, которые пережили всё это и победили. Именно эта правда о войне становится для поэта главным предметом изображения. Автор рассказывает о неудавшейся переправе в главе «Переправа» или об отступлении сорок первого года в главе «Перед боем». Рассказывает без боязни, потому что знает, что советский народ обязательно победит в этой войне, священной для него, а значит, справедливой. Эту же мысль повторяет Тёркин своим фронтовым товарищам:

Не зарвёмся — так прорвёмся,
Живы будем — не помрём.
Срок придёт, назад вернёмся,
Что отдали — всё вернём. («Перед боем»)

Жизнь солдата на войне изображена Твардовским просто, без бодрых лозунгов и призывов. Поэт шутливо перечисляет темы своей книги:

Про огонь, про снег, про танки,
Про землянки да портянки,
Про портянки да землянки,
Про махорку и мороз... («От автора») —

и ни разу не упоминает привычных идеологических символов: коммуниста-политрука, красное знамя, присягу. Наоборот, солдат думает на фронте о свежей воде, о простой пище, о сне, о семье и любви, ценит шутку-прибаутку, правду (даже самую горькую) и, конечно, жизнь. Всё перечисленное — обычные человеческие желания и потребности, но за этой внешней обыденностью и приземлённостью скрыт истинный, непоказной патриотизм — чувство «стыдливое в русском, но в то же время лежащее в глубине души каждого» (Л.Н.Толстой).

В главе «Кто стрелял?» описывается почти сказочный, но реальный военный эпизод: Тёркин выстрелом из трёхлинейной винтовки сбил немецкий бомбардировщик. (В истории Великой Отечественной войны документально зафиксирован случай: рядовой Михаил Лысов в октябре 1941 года из винтовки с оптическим прицелом сбил фронтовой пикировщик Юнкере — 87.) Сей геройский поступок вроде напоминает прежние лихие подвиги Тёркина — солдата белофинской войны. Но в «Книге про бойца» автора интересует не столько смелый поступок Тёркина, сколько душевное состояние бойцов в окопах: сначала жужжание майского жука навеяло воспоминания о мирной весне, но оно быстро сменилось страшными звуками авианалёта, и бойцы сполна ощутили, что значит «и смерть, и ад со всех сторон» (А.С.Пушкин):

Смерть грохочет в перепонках,
И далёк, далёк, далёк
Вечер тот и та девчонка,
Что любил ты и берёг.
И друзей, и близких лица,
Дом родной, сучок в стене...

Здесь уже нет и следа «весёлой» войны, реальная война становится тяжелейшим психологическим и физическим испытанием для человека. Чем ближе конец «годины горькой» («От автора») и, значит, финал книги, тем чаще Твардовский показывает страдания людей, человеческие трагедии. Тёркин всю войну вспоминает родину, что «томится под врагом», и поэтому, форсировав Днепр в верховьях, то есть фактически освободив родной смоленский край, он, к удивлению друзей-бойцов, плачет:

Мать-земля моя родная,
Вся смоленская родня,
Ты прости, за что — не знаю,
Только ты прости меня! («На Днепре»)

Безысходное горе чувствует солдат-сирота, который на месте своей деревни увидел только пустырь, заросший многолетним бурьяном:

А у нашего солдата, —
Хоть сейчас войне отбой, —
Ни окошка нет, ни хаты,
Ни хозяйки, хоть женатый,
Ни сынка, а был, ребята, —
Рисовал дома с трубой... («Про солдата-сироту»)

В поэме Твардовского нет нарочитой патетики, казённого оптимизма. Например, проникновенные слова о Родине появляются в поэме в связи с заурядным эпизодом: боец из тёркинского взвода потерял «всё на свете и кисет». Тёркин, желая подбодрить товарища, рассуждает:

Потерять кисет с махоркой,
Если некому пошить, —
Я не спорю, — тоже горько,
Тяжело, но можно жить,
Пережить беду-проруху,
В кулаке держать табак...
Но Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак. («О потере»)

Итак, поэма «Василий Тёркин» — «энциклопедия солдатской жизни». Это определение Твардовский прочитал в письме одного фронтовика. Конечно, для автора лестно получить подобный читательский отзыв, но он справедлив не во всём. Были ещё стороны солдатской жизни в Великой Отечественной войне, которые поэт не показал: расстрелы за нарушение приказа №227 «Ни шагу назад!», деятельность СМЕРШа по разоблачению «шпионов» на передовой (С.Викулов «Тёркин и война» // Наш современник, 1995, №7) и т.п. Эту правду расскажут писатели, которые будут изображать войну спустя годы после победы: В.П.Некрасов («В окопах Сталинграда»), К.М.Симонов («Живые и мёртвые»), В.О.Богомолов («Иван», «В августе сорок четвёртого»), В.Л.Кондратьев («Сашка»), В.П.Астафьев («Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты»). Но бесспорно одно: Твардовский создал замечательное произведение об Отечественной войне во время войны.

Герой поэмы — народ, поэтому главное, что удалось автору, — это выразить народный взгляд на войну, взгляд несуетный и правдивый. Для поэта символом народа-победителя стал обыкновенный солдат, рядовой пехотинец. Его жизнь и ратный труд автор сделал понятными и близкими читателю, прославил его подвиг и пробудил чувство уважения, благодарности, любви к простому солдату, скромному и малозаметному.

Как Отечественная война отличалась от финской кампании, так и Вася Тёркин отличался от Василия Тёркина. Значение всенародного подвига в Великой Отечественной войне определило пафос «Книги про бойца»: Твардовский показал войну непарадную, неофициальную, зато настоящую. В поэме нет восхваления советского строя, нет образа коммуниста-идейного вдохновителя, который бы звал на подвиг, не упоминается даже имя Сталина, зато есть война ротного и батальонного уровня, где простой боец — личность, от него зависит победа. Не случайно в поэме не описываются, а только упоминаются великие сражения Отечественной войны под Москвой, под Сталинградом, под Курском и т.д., где действовали целые фронты и армии.

1. Преображение прежнего Васи Теркина — лубочного богатыря во всеми любимого персонажа.
2. Образ Родины в поэме.
3. Поэма «Василий Теркин» как энциклопедия войны.
4. Отношение автора к своему произведению.

Помимо стихов и очерков, написанных Твардовским в пору зимней кампании Красной армии 1939 /40 гг., он принял некоторое участие в создании фельетонного персонажа, появившегося на страницах газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины», — веселого бывалого солдата Васи Теркина.

«Огромность грозных и печальных событий войны» (говоря словами из «Ответа читателям...») повела к знаменательному преображению персонажа газетных фельетонов 1939—1940 гг. Прежний Вася Теркин был упрощенной, лубочной фигурой: «богатырь, сажень в плечах... врагов на штык берет, как снопы на вилы». Возможно, тут сказалось и широко распространенное тогда ошибочное представление о легкости предстоящей кампании. «Василий Теркин» — замечательная поэма А. Т. Твардовского. С первых дней Великой Отечественной войны поэт находился в рядах Советской армии. Всю войну он провел на фронте, написав большое количество стихов для красноармейских газет. В тяжелых испытаниях войны родился и вырос главный герой наиболее популярной поэмы Твардовского — Василий Теркин, бывалый, храбрый, неунывающий русский солдат. Поэма о Теркине писалась Твардовским на протяжении всей войны.

Образ Василия Теркина — результат огромного количества жизненных наблюдений. Для того чтобы придать Теркину всеобщий, всенародный характер, Твардовский выбрал человека, не выделяющегося, на первый взгляд, никакими особыми качествами. Любовь и преданность Родине герой не выражает в высокопарных фразах.

Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.

Поэма вобрала в себя и горе, и радость народную, в ней есть строки суровые, скорбные, но еще больше исполненных народного юмора, полных огромной любви к жизни. Казалось невероятным, что о самой жестокой и трудной войне в истории народов можно было написать так жизнеутверждающе, с такой светлой жизненной философией, Теркин бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: «в строй с июня, в бой с июля». Теркин — воплощение русского характера.

Как от западной границы
Отступал к востоку он;
Как прошел он, Вася Теркин,
Из запаса рядовой,
В просоленной гимнастерке
Сотни верст земли родной.
До чего земля большая,
Величайшая земля.
И была б она чужая,
Чья-нибудь, а то — своя.

Теркина бойцы считают своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту. Теркин не сомневается в окончательной победе. В главе «Два солдата» на вопрос старика, удается ли побить врага, Теркин отвечает: «Побьем, отец». Он убежден, что истинный героизм заключается не в красоте позы. Теркин думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же.

Я б мечтал не ради славы
Перед утром боевым,
Я б желал на берег правый,
Бой пройдя, вступить живым

Образ родины в поэме всегда проникнут глубокой любовью. Это и мать-старуха, и необъятные просторы, и великая земля, на которой рождаются настоящие герои. Отчизна в опасности и долг каждого — защищать ее ценой собственной жизни.

Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
От Ивана до Фомы,
Мертвые ль, живые,
Все мы вместе — это мы,
Тот народ, Россия.
И поскольку это мы,
То скажу вам, братцы,
Нам из этой кутерьмы
Некуда податься.
Тут не скажешь: я — не я,
Ничего не знаю,
Не докажешь, что твоя
Нынче хата с краю.
Не велик тебе расчет
Думать в одиночку.
Бомба — дура. Попадет
Сдуру прямо в точку.
На войне себя забудь,
Помни честь, однако,
Рвись до дела — грудь на грудь,
Драка — значит, драка.

Поэму «Василий Теркин» можно назвать энциклопедией Великой Отечественной войны. Помимо главного героя в поэме присутствует множество других персонажей — солдаты, служащие с Теркиным, простые жители, переживающие страшное время в тылу или немецком плену. Сегодня с уверенностью можно сказать, что поэма «Василий Теркин» остается одним из наиболее любимых произведений о войне.

Сам автор писал о «Книге для бойца»: «каково бы ни было ее собственное литературное значение, для меня она была истинным счастьем. Она дала мне ощущение законности места художника в великой борьбе народа, ощущение очевидной полезности моего труда».

Вариант 4: 25.02.2012: 21.41

Вариант 1 2012: 25.02.2012: 21.41

Вариант 6: 25.02.2012: 21.38 Картина войны в поэме А. Твардовского «Василий Теркин»

Поэма А. Т. Твардовского "Василий Теркин- произведение выдающееся. И содержание его, и форма по-настоящему народны. Поэма стала одним из самых значительных произведений о Великой Отечественной войне. На первый взгляд может показаться, что "Василий Теркин- просто ряд эпизодов из жизни одного бойца. Но, внимательно прочитав и осмыслив всю поэму, читатель получает достаточно полное представление о ходе войны - от отступления в 1941 году до великой победы.

Война - это голод и холод, смерть, самопожертвование, героизм, терпение, глубокая боль за объятую огнем родину. Все это можно увидеть в поэме Твардовского. Поэт нарисовал впечатляющие картины военных лет. На войне "жить без пищи можно сутки, можно больше, и все эти тяготы нужно выносить терпеливо и достойно. Нужно быть каждый день готовым к смерти.

Яркая картина создана поэтом в главе "Перед боем. На пути следования бойцов оказывается родная деревня командира, и сжимается его сердце от тоски. Пробираться в родной дом ему приходится "вдоль стены, потому что вокруг война, немцы.

Забежал, поспал урывком,

Догоняй опять войну...

Так Твардовский описывает эту короткую побывку. Некогда насладиться бойцу радостью короткой встречи, а для жены его этот праздник "горький, грустный, потому что жалкие часы, если не минуты отведены ей для свидания с самым близким человеком и, быть может, эта их встреча последняя. Горько уходить командиру из родного дома, потому что "может, нынче в эту хату немцы с ружьями войдут.

С великим уважением говорит поэт о простой русской женщине, вынесшей на своих плечах в годы войны огромные страдания, и ей поэт отдает земной поклон.

Последние крохи отдают хозяйки солдату, зашедшему в их дом по пути к победе. Он для них не чужой, он родной, потому что, как и тысячи других, идет отдавать свою жизнь за Отечество.

В главе "ГенералТвардовский показывает единство простого сол и генерала. Война стала для них общей бедой, одно горе разлучило их с родным домом. Война объединяет и семьи:

Нынче жены все добры,

Беззаветны вдосталь,

Даже те, что до поры

Были ведьмы просто.

Любовь укрепляет в бойцах стремление к победе, ведь "любовь жены... на войне сильней войны и, быть может, смерти.

Трагическую, типичную картину рисует поэт в главе "Про сол-сироту. Герой этого эпизода, проходя мимо родных мест, не узнает родной деревни Красный Мост, не находит родного дома:

Ни окошка нет, ни хаты,

Ни хозяйки, хоть женатый,

Ни сынка, а был, ребята...

Плакал обо всем этом солдат, а о нем самом плакать было уже некому.

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

О смерти поэт говорит легко, потому что смерть эта во имя Родины: "страшный бой идет кровавый, смертный бой не ради славы,- ради жизни на земле. Гибнут солдаты при переправе, гибнут в неравных боях с немцем, но все же доходят до Берлина.

Твардовский, Сочинение