В гости с дроном к якову брюсу в усадьбу глинки, московская область. Усадьба Глинки: таинственная усадьба «русского Фауста» Имение глинки якова брюса

Главный дом сподвижника Петра I Якова Брюса в усадьбе Глинки был построен в 1727-1735 гг. и является старейшим сохранившимся усадебным домом в Подмосковье. Среди крестьян ходили легенды, будто их помещик в жаркий летний день одним словом заморозил воду из прудов, чтобы покататься на коньках. Как раз в такой день я и прилетел к Брюсу на квадрокоптере, чтобы запечатлить чудесное явление и узнать секрет у хозяина.

На самом деле есть и научное объяснение фокусу Брюса. В марте лед наморозили до толщины 30-40 см, затем посыпали соломой и прикрыли деревянными щитами. Затем поверху небольшой слой глинистого, слабоводопроницаемого грунта. Так лед мог храниться все лето.

Купивший Глинки Я.В. Брюс, выдающийся военный и государственный деятель, дипломат и ученый был потомком шотландских королей Роберта и Дэвида, правивших в начале 14 века.

Поселившись в Глинкове, Я.В. Брюс занимается хозяйством и научными исследованиями. Он обустраивает усадьбу каменными постройками. Планировку главного дома подчиняет целям научных занятий, в частности, астрономией, для чего перевозит в Глинки свою астрономическую обсерваторию из Петербурга.

На крыше главного дома лёгкая деревянная башенка, специально спроектированной для астрономических наблюдений Брюса.

Западный флигель «кладовая Брюса» - здание жилого флигеля (слева), в подвале которого располагалась кладовая, выстроено в 1727-1735 гг.

Хозяйственный комплекс по бокам оборудован контрфорсами - здесь Брюс хранил порох.

10.

Садовый павильон, называемый в литературе «лабораторией Брюса», построен в 1727-1735 гг. В 1991 году здесь находился музей. Во время войны в усадьбе был госпиталь, с 1948 г. - санаторий "Монино".

В 1934 г. Наркомат пищевой промышленности взял усадебный комплекс в аренду для устройства дома отдыха.

В 1972 г. рядом с усадьбой была обнаружена минеральная вода, и санаторий стал специализироваться на лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Слева руины церкви перестроенной в спальный корпус санатория. Справа еще один корпус.

В 1930-ые годы Храм, который был построен Графом А.Р. Брюсом в XVIII веке (1756) реконструировали таким образом, что из него получилcя корпус санатория...

Слева к трапезной был пристроен спальный комлекс пансионата. На полу еще можно увидеть остатки мозаики. В алтарной части была погребена графиня П.А. Брюс, над могилой которой поставили великолепное мраморное надгробие работы И. Мартоса, в 1930 г. перенесенное в некрополь Донского монастыря. В советское время на месте захоронения на глубине трех метров были сделаны душевые пансионата.

А вот тот пруд, который покрылся льдом на заглавной фотографии. Пока вы читали пост, он растаял.

Справа вход в алтарную часть храма.

Общий вид на усадьбу.

Вид на Лосино-Петровский и место впадения реки Воря в Клязьму.

В саду покойного графа Брюса есть деревянный загородный дом с бельведером и большой сад в английском вкусе, пашни, луга, огород, каналы, беседки и особливо на острову в пруду находящемся прекрасный большой дом для купания, в коем потолки и стены расписаны живописью al freco .

Именно так И. Г. Георги описал в своем труде «Описание столичного города Санкт-Петербурга» одну из самых известных усадеб Петергофской дороги, некогда принадлежавшую Якову Александровичу Брюсу, последнему из рода русских Брюсов; человеку, совмещавшему должности генерал-губернатора сразу двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. Его имение тянулось от Финского залива напротив нынешней Кронштадтской площади до Балтийской железной дороги. На протяжении двух столетий усадьба неоднократно меняла своих хозяев, оставив сегодня в качестве напоминания о себе лишь несколько деталей ландшафта. Но - обо всем по порядку…

В начале 18 века при формировании ансамбля Петергофской дороги участок был пожалован князю Михаилу Федоровичу Шаховскому. И уже к 1719 году на территории усадьбы находился господский дом с хозяйственными постройками, а протекавшая небольшая речка Черная (позднее – Дачная) дала возможность создать живописный пруд.

И поныне усадебный пруд является доминантой окружающей территории

В конце 30-х годов 18 века у усадьбы появляется новый хозяин - граф Михаил Гаврилович Головкин. К тому моменту за его плечами была учеба за границей и статус посла в Берлине. Во времена правления Анны Иоанновны Головкин надзирал за работой Монетного двора, а при регентстве Анны Леопольдовны получил статус вице-канцлера.

Сложные политические интриги помешали насладиться Головкину своими владениями на Петергофской дороге

Будучи сыном петровского канцлера Г.И. Головкина, граф смог удвоить свои усадебные владения, ибо женившись на Екатерине Ивановне Ромодановской, он получил в приданое соседний участок с запада. В результате общее имение Головкина составило 200 саженей.

В планах Головкина входило строительство нового господского дома в стиле барокко. Однако этот план ему не удалось воплотить в жизнь. Помешал тому дворцовый переворот, результатом которого стало воцарение на престол Елизаветы Петровны. Головкин был сразу же арестован за участие в заговоре и приговорен к смертной казни, позже замененной ссылкой в Якутию. Имение вице-канцлера на Петергофской дороге было конфисковано и в 1745 году было пожаловано Василию Федоровичу Салтыкову, за плечами которого к тому моменту была должность генерал-полицмейстера Петербурга, а также попытка «наложить лапу» на располагавшийся неподалеку еще с петровских времен легендарный «Красный кабачок». Позднее Салтыков, выполняя поручение Елизаветы Петровны, препроводил семью свергнутой Анны Леопольдовны в ссылку. В награду за свою службу императрица собственноручно пожаловала Салтыкову высший государственный орден Андрея Первозванного.

Василий Федорович Салтыков – большой ценитель владений на Петергофской дороге

После его смерти через 10 лет имение было разделено между его сыновьями на две части, таким образом, вновь вернувшись к первоначальному разделенному состоянию. Западная часть перешла к Александру Васильевичу Салтыкову. На ней некогда располагалась усадьба Воронцовых, а сейчас находится подворье монастыря с церковью Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Сергей Васильевич Салтыков – один из первых фаворитов Екатерины Великой

Восточная же часть будущей усадьбы Брюса перешла во владение камергера великого князя Петра Федоровича Сергея Васильевича Салтыкова. Людская молва приписывает Салтыкову отцовство Павла Первого, возведя его, таким образом, в статус первого по времени фаворита Екатерины Второй. Возможно, именно поэтому насладиться своим владением Салтыкову толком не пришлось. После рождения наследника трона будущего Павла Первого Салтыков был мягко отдален от двора и послан с данным известием в Швецию, а позднее - посланником в Гамбург, Дрезден и Париж. Фактически не бывая в Петербурге, Салтыков был вынужден продать свое имение на Петергофской дороге. Так усадьба обрела своего нового хозяина, уже упоминавшегося Якова Брюса. Он приходился внучатым племянником знаменитого сподвижника Петра Великого и своего тезки Якова Брюса. Его супругой была Прасковья Ивановна Румянцева – сестра будущего фельдмаршала Румянцева-Задунайского.

Яков Брюс – человек, с именем которого связан расцвет усадьбы на Петергофской дороге

Яков Брюс принимал участие в Семилетней и Русско-Турецкой войнах, а позднее поочередно занимал должности генерал-губернатора Новгородского и Тверского наместничеств, Москвы и Санкт-Петербурга. Безупречная служба Екатерины Второй позволила стать Брюсу сенатором и кавалером ряда орденов, а также обрести графское достоинство.

С именем нового хозяина связан и расцвет приморской усадьбы. Судя по всему, им был построен новый господский дом, состоявший из главного корпуса и двух примыкавших боковых флигелей. Три аллеи, проложенные через литориновый уступ, вели вниз к Петергофской дороге. Помимо первоначально существовавшего пруда прямоугольной формы был устроен еще один пруд круглой формы и искусственным островом посередине, на котором располагалась купальня (с тем самым al freco – особая техника живописи по сырой штукатурке) . Пруд был окружен садом, разбитым на английский манер. Вглубь имения через лес была проложена центральная аллея. Хозяйственные постройки располагались на месте бывшей усадьбы Шаховского. Именно период владения усадьбой Брюсом можно смело назвать пиковым для имения с точки зрения архитектурно-парковых решений.

На искусственный остров теперь можно попасть по небольшому мостику

Усадебный пруд – практически единственное, что напоминает о “дворянских корнях” здешних мест

По некоторым сведениям, Брюс скончался именно в своей усадьбе на Петергофской дороге. По свидетельству князя Александра Андреевича Безбородко, секретаря Екатерины Второй

Брюс скончался после десятидневной болезни, ко всеобщему прискорбию всего города. Он был дежурный когда занемог и прислал ко мне трость, а пред тем за три дня обедал у Стрекалова, откуда садясь в карету, ушиб ногу, к сему пристала рожа и подагра. Сменясь от дворца, поехал домой и начал бредить; доктора были призваны, нашли, что ниже ушибленного места уже антонов огонь, а подагра в желудке.

Со смертью графа в 1791 году все переменилось. Единственная дочь Брюса, Екатерина Яковлевна, вышла замуж за графа Василия Валентиновича Мусина-Пушкина, занимавшего ложность обер-шенка – хранителя вин при императорском дворе. В 1808 году он продал дачу отставному ротмистру П. Ф. Кноррингу. В 1820 году хозяином усадьбы становится купец А. И Северин. В конце 1830-х у дачи появляется новый хозяин – купец Солодовников. К этому моменту на картах того времени не осталось господского дома; возможно, он был утрачен при пожаре

После некоторой чехарды с владельцами усадьбы начался новый период ее существования - дачный, начало которого можно отнести к середине 19 века. К тому моменту территория усадьбы находилась во владении купеческой семьи Крутиковых. На ней располагались каменные и деревянные дома, лавка, постоялый двор, кирпичный и гончарный заводы.

В начале 20 века имение вновь сменило своего хозяина: на этот раз им стал предприниматель Сергей Константинович Максимович, разбивший некогда усадебную территорию на участки под дачное строительство и лоббировавший строительство электрической железной дороги вдоль Петергофского шоссе от Петербурга через Ораниенбаум до Красной Горки. Видимо по этой причине само имение и возникший поселок получили название Дачное - топоним, сохранившийся до сих пор, несмотря на все перипетии 20 века. Летом 1904 года Петербургское губернское правление утвердило предложенный Максимовича план “пригородного имения “Дачное”” с сетью улиц и переулков. Жилье здесь пользовалось спросом, ибо место представляло собой сочетание благоприятной природы и климатических условий с городскими удобствами (освещение, водопровод, ухоженные улицы).

Так выглядела территория бывшей усадьбы Брюса, а впоследствии – поселка Дачное на карте Санкт-Петербурга в 1913 году

Не стояло на месте и развитие уличной дорожной сети района. На месте центральной аллеи Брюса появился Екатерининский проспект, параллельно ему были проложены еще две – Харьковский проспект и Полтавская улица, а также целый ряд небольших переулков. Сад с прудами стали местами общего пользования жителей; сохранялись и постройки на месте усадьбы Шаховского. К моменту начала Великой Отечественной войны территория усадьбы Брюса была полностью застроена индивидуальными жилыми домами.

Вот как описывается Дачное в :

Скопив на необходимую для взноса сумму, отец в 1907 приобрёл в Дачном участок в 15 соток на Екатерининском проспекте… Участок на три четверти был покрыт густым лесом и подлеском и поэтому имел прелестный вид. Имение Дачное было хорошо распланировано, имело леса, копаные пруды с купальней и лодками, дубовые и липовые аллеи. Наискосок его пересекал Попов ручей {река Дачная, что течёт между Лёни Голикова и Хрустицкого} с живописными берегами. По Петергофскому шоссе имение простиралось только на 213,4 метра. Эта ширина была установлена ещё со времен Петра Первого…
Листва и хвоя были столь густыми, что в полутора метрах не было видно друг друга…
Через дорогу от нашего дома осталась старая глиняная дорога, по сторонам затемненная громадными елями и соснами…

На Екатерининском проспекте в доме № 8 (барский усадебный дом) бывали танцы для молодежи, действовала “летучая почта”. Играл духовой оркестр. Потом танцы перенесли в большой зал, в дом путейского инженера Антипова по Екатерининскому проспекту, 35…
В Дачном, начиная от Петергофского шоссе, застройка была только по левую сторону Екатерининского проспекта вплоть до дома-усадьбы № 8 и далее. Этот ряд из восьми домов носил название “казённые”. Одноэтажные деревянные дома с мезонинами, дома-коттеджи, летом закрытые деревьями, были очень старой постройки, лет по 125…
Только дом № 1, смотревший фасадом на Петергофское шоссе, был каменный, одноэтажный, усадебного старинного типа, с колоннами на боковой стене. Белый цвет дома, красная черепичная крыша, колонны подсказывали, что его строитель – а возможно, и хозяин – происходил, скорее всего, с Украины, с Полтавщины. Улицы в Дачном тоже имели украинские названия – Полтавская, Харьковская, Лешко-Поппель – и южные – Крымский переулок, Байдарский переулок…

В ходе военных действий большинство построек были уничтожены (Дачное находилось недалеко от линии фронта), а некоторые – разобраны для строительства оборонительных сооружений. И лишь в послевоенные годы продолжилось преображение усадьбы Брюса-Шаховского. Фактически она была разделена на две части вновь проложенной магистралью - Ленинским проспектом. Центральная аллея усадьбы Брюса трансформировалась в еще одну крупную транспортную артерию - Дачный проспект.

Дачный проспект – бывшая центральная аллея усадьбы Брюса

На самом месте расположения господского дома – ныне пересечении Ленинского проспекта с проспектом Стачек (участком Петергофской дороги) - раскинулся большой овальный газон.

На месте господского дома теперь располагается овальный газон

Здесь пересекаются Проспект Стачек (фрагмент бывшей Петергофской дороги) и Ленинский проспект

Напоминанием о дворянском происхождении территории усадьбы Брюса служат лишь сохранившиеся пруды с островком посередине, а также топоним «Дачное», отсчитывающий второй век своего существования.

Вместо брюсовской купальни остров теперь украшает странного вида беседка

P . S . При написании статьи были использованы следующие материалы:

С.Б. ГОРБАТЕНКО “Петергофская дорога»

А. Ю. Алексеев Топоним «Дачное»: 110 лет истории. ВСТРЕЧИ НА ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГЕ. Материалы краеведческой конференции Санкт-Петербург 2014 г.

Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга

Начало свое усадьба берет в 1727 году, когда Яков Вилимович Брюс выкупает земли у Долгоруковых. Яков Брюс - граф, один из ближайших сподвижников Петра I, полководец, инженер и ученый. Именно Брюсом создана российская артиллерия, он носил звание генерал-фельдцейхмейстер (начальник артиллерии). Был президентом Берг- и Мануфактур-коллегий (министром тяжелой и легкой промышленности, это если по нашему). После смерти Петра I Яков Вилимович не смог вписаться в интриги нового двора и ушел в отставку. Строит усадьбу в дворцово-парковом стиле архитектуры, где и живет последние 8 лет своей жизни. В этой местности существовало село Глинково (Глинки), что и отразилось в названии усадьбы. До XVIII века усадеб не строили (это модно стало в послепетровские времена), так что «Глинки» считается одной из старейших сохранившихся усадеб.

К сожалению, до наших дней дожили не все строения. Нет основного дома, разрушена церковь. Сохранились хозяйственные постройки и парадный комплекс.

Усадьбой владело несколько поколений родственников Брюса, с 1815 года ее покупает владелец писчебумажной фабрики и использует строения в складских нуждах. В XIX веке усадьба неоднократно перепродавалась от фабриканта фабриканту, что не лучшим образом сказывалось на ее состоянии. В помещениях-складах начались пожары, в результате чего на рубеже XX века усадьба пришла в совершенно запущенное состояние. После Октябрьской революции здесь размещался приют, в 1934 году - дом отдыха наркомата пищевой промышленности, в годы Великой Отечественной войны - госпиталь, а после войны - санаторий «Монино». В нескольких километрах отсюда располагается поселок Монино, в войну и послевоенные годы широко известный по аэродрому военной авиации, из-за чего и санаторий называют «Монино». В 1972 году обнаружен источник уникальной минеральной воды и специализация санатория становится гастроэнтерологической (желудочно-кишечный тракт). В строениях усадьбы сейчас административные и лечебные корпуса санатория.

После столь долгого вступления, прогуляемся немного по уже запорошенным первым снегом дорожкам усадьбы.

Клуб санатория «Монино». Одно из немногих построенных в советские времена зданий. Усадьба признана памятником архитектуры - строительство на территории запрещено.


Хозяйственные постройки. Лечебный корпус. Первоначально - конюшни. Здесь занимались разведением лошадей.


Когда-то - оранжерея. С восточной и западной сторон видны заложенные ныне огромные окна. Третий этаж надстроен позднее.


Административное здание.



Самое крупное сохранившееся здание - парадный дом, обсерватория Брюса. С балконов на южной и северной сторонах велось наблюдение за небом.


Этот парадный дом встречал въезжающих в усадьбу. Интересно оформлены окна и арки. Маски выполнены не лепниной (она не сохранилась бы за столько лет), а вырезаны непосредственно в камне из которого выстроен дом.


Возвращаясь к самому парадному двору: по той моде должны были быть разбиты клумбы и стоять скульптуры. Так и было, те деревья, что на переднем плане, появились гораздо позднее. Мраморные скульптуры пришлись не по душе одной из поздних владелец усадьбы и были покрошены в щебень.


Бывшие пруды. Когда-то были полноводны, но в последние десятилетия из-за снижения уровня грунтовых вод, попыток прочистить дно, да и просто бардака, практически пересохли.


Перейдем в северную часть усадьбы.


Каким-то чудом сохранившийся внутренний пруд.


На границе усадьбы жилой корпус санатория.


А мы подходим к зданию с трагической судьбой.

Но сначала немного окунемся снова в историю. Сам Яков Брюс был лютеранином и по правилам похоронен в Москве на лютеранском кладбище. Усадебный храм Иоанна Богослова был построен племянником Я.Брюса Александром Романовичем Брюсом, наследовавшем «Глинки». В этом храме были захоронения наследников Брюса. Впоследствии храм из усадебного становится приходским.

Наступает 1934 год. В усадьбе размещается дом отдыха. Церковь и колокольню рушат. Красного кирпича пристройка справа - храм, правые четыре окна нижних этажей строения желтого цвета - трапезная. Пристраивают фундамент, стену влево на три проема и надстраивают два этажа. Получается жилой корпус. В таком виде он просуществовал до середины 80-х годов. После пятидесяти лет использования встает вопрос о необходимости замены межэтажных перекрытий. Корпус закрывают на ремонт, но пока всякие проекты-согласования наступает горбачевская перестройка. Всем резко становится не до ремонтов - в результате корпус просто разрушается и к настоящему моменту выглядит так.


Не так давно рядом открылась небольшая часовенка.


Вот, в принципе, и всё, что я хотел рассказать сегодня об усадьбе.

Ну, и в заключении, для поднятия настроения, фото местной братвы.


Яков Вилимович Брюс слыл колдуном и волшебников, «русский Фауст» , как называли его.
Потомок шотландских и ирландских королей, Брюс родился в 1670 г. в Москве, где отец его спасался от Кромвеля и состоял на военной службе у русского царя. Свою военную карьеру Яков начинал в "потешных" войсках Петра, а с конца 1690-х стал ближайшим помощником и сподвижником царя, участвовал в создании регулярной армии в стране и в самых серьезных сражениях петровских кампаний.
Яков Брюс был одним из образованнейших людей своей эпохи, серьезно занимался военными и естественными науками, математикой, историей, владел огромной библиотекой, собирал произведения искусства и археологические предметы, минералы и кости доисторических животных, гербарии и нумизматику.
В 1727 г. Брюс в чине генерал-фельдмаршала ушел в отставку и уехал из Петербурга. Он купил землю около села Глинково и отстроил усадьбу Глинки .
Поселившись здесь вместе со своей супругой Маргаритой фон Мантейфель, Яков Брюс отдался своему любимому занятию – научным изысканиям и опытам.
Применяя свои знания в архитектуре, Брюс создал великолепный усадебный ансамбль.
Парадный дворец – небольшой двухэтажный дом, торжественный и сдержанный, с открытой лоджией со спаренными колоннами.

На наличниках ухмыляются демонические маски.


Усадьба Глинки. Московская область.

На крыше дворца легкая деревянная башенка, построенная для астрономических наблюдений Брюса.
Согласно преданиям, в усадьбе у Брюса бывал и Петр I, даже один из флигелей называется «домик Петра» - это лаборатория Брюса , где ученный проводил свои опыты.


Усадьба Глинки. Московская область.

Но людская молва, называя его чародеем и чернокнижником, верила, что в своей лаборатории он занимался алхимией, летал на железном драконе, производил живую воду и прочие чудеса.
Вроде даже находились свидетели, которые видели, как среди лета в усадьбе у Брюса катаются на коньках по замершему пруду.


Усадьба Глинки. Московская область.

Другая легенда рассказывает о подземных ходах, которые соединяют все постройки усадьбы и даже имеет выходы за несколько километров от нее. В этих таинственных подземельях хранятся магические книги и сокровища Якова Брюса.
Обширный парк, где некогда размещались статуи и беседки, заброшен и разросся.


Усадьба Глинки. Московская область.

До наших дней сохранились главный дом, садовый павильон, караульня и хозяйственные постройки.


Усадьба Глинки. Московская область.

На территории усадьбы находится санаторий «Монино» и работает по выходным небольшой музей Якова Брюса.

Проезд: поворот на Монино с Горьковское шоссе, далее через посёлок Лосино - Петровский. У высокой церкви поворот на светофоре, на указателе "санаторий Монино".

Усадьба Глинки после Брюса

После смерти Якова Вилимовича его наследником становится племянник Александр Романович, которому в 1740 году переходит и графский титул дяди. Александр Романович вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта в 1751 году и только после этого фактически стал бывать в Глинках и заниматься усадьбой. Именно Александр Романович перестроил здание обсерватории в жилое помещение, пристроив в качестве ризолитов помещения на втором этаже, на месте открытых площадок, служивших Я. В. Брюсу в качестве обсерватории. Единственное, что было сохранено от обсерватории, - открытая площадка на северном парковом фасаде, которая выглядела как ниша до 1934 года. В советское время при перестройке здания под спальный корпус дома отдыха эта открытая площадка была заложена и там была сделана пристройка в виде террасы.

2 сентября 1753 года Александр Романович Брюс обратился с челобитной на высочайшее имя, а 22 сентября в Московскую духовную консисторию, где отмечается, что «в Московском уезде в Кошелевом стане в вотчине моей в селе Мизинове в Вохонской десятине имеется церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова, которая стала быть ветха вся росселась кирпич валится и божественную службу отправлять опасно…».

Надо сказать что Мизиново было приобретено Я. В. Брюсом в 1733 году. По свидетельству известных исследователей В. и Г. Холмогоровых, в Мизинове «строился храм по челобитью дьяка Михаила Григорьевича Гуляева, купившего Мизиново в 1706–1708 годах». С 1710 года в храме, освященном во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделом благоверного княза Александра Невского начались богослужения.

В челобитных А. Р. Брюс отмечает, что стены храма стали подмывать подземные воды, от того стены стали сырыми, поэтому «божественную службу отправлять опасно», и просит, чтобы ему разрешили разобрать этот храм, кирпич перевезти в Глинки и выстроить эту же церковь на территории усадьбы. Мизиново находится от Глинок в 7,5 километра (в челобитных указано четыре версты) и перенос прихода на такое расстояние, тем более на центральную усадьбу, не был необычным. Поэтому в 1754 году А. Р. Брюс начал перенос храма из Мизинова в Глинки. Храм был освящен в 1756 году.

Церковь была небольшой. Алтарная часть представляла собой четверик площадью 100 квадратных метров (10?10) с алтарной апсидой, небольшую трапезную, имевшую два этажа с деревянным перекрытием. На втором этаже трапезной размещался теплый придел святого благоверного князя Александра Невского. Вход сюда был из-под колокольни, то есть под колокольней не было помещения. Это несколько оттеняло помещение в трапезной. Подниматься на второй этаж приходилось по лестнице, которая была здесь же, в трапезной. Фактически теплый придел использовался только в зимнее время. Трапезная по размерам была гораздо уже основного четверика. Она имела в длину 9, в ширину 7,5 метра.

В 1760 году храмостроитель скончался. Похоронили Александра Романовича недалеко от храма. Его вдова Наталья Федоровна Колычева построила здание усыпальницы, по всей вероятности, рассчитывая, что это будет фамильная усыпальница. Но кроме самой Натальи Федоровны, умершей в 1777 году, больше в усыпальнице никого не хоронили.

В том же 1777 году селится в Москве и часто бывает в Глинках жена Якова Александровича Брюса, известная статс-дама при дворе императрицы Екатерины Великой Прасковья Александровна Румянцева-Брюс (1729–1786). Неподалеку, на территории современного города Балашихи, было родовое имение Румянцевых Троицкое-Кайнарджи, в котором был похоронен ее старший брат П. А. Румянцев-Задунайский.

Возможно, как утверждают исследователи, статс-дама в Глинках вела отшельнический образ жизни. Однако большое количество построек, сделанных именно в эти годы, показывает, что до 1786 года здесь шла активная деятельность. По всей вероятности, это связано с назначением в 1784 году мужа Прасковьи Александровны Якова Александровича Брюса генерал-губернатором Москвы, который использовал усадьбу как загородную резиденцию. Не случайно именно в этот период число построек возросло от десяти в 1767 году до тридцати трех (21 каменная и 12 деревянных) к началу XIX века. Зная печальную судьбу наследницы, можно предположить, что постройки, попавшие в 1815 году И. Т. Усачеву, были построены именно при Я. А. Брюсе.

В 1786 году П. А. Брюс скончалась. Ее похоронили в Глинках в усадебной церкви. Муж заказал известному скульптору И. П. Мартосу памятник-надгробие, считающийся одним из лучших его произведений. Этот памятник представляет собой пятиметровую пирамиду из серого гранита, на которой находится тонко выполненный беломраморный барельеф графини. На переднем плане, на ступенчатом постаменте, стоит саркофаг, к которому в горестном порыве припал воин, символизирующий мужа усопшей, на саркофаге - щит и шлем. На стеле выгравированы стихи, авторство которых приписывается Я. А. Брюсу:

ЖЕНЕ И ДРУГУ

Растите завсегда на гробе сем цветы,

В нем разум погребен, в нем скрылись красоты.

На месте сем лежит остаток бренна тела,

Но Брюсовой душа на небеса взлетела.

Об этом надгробии А. Н. Греч писал как о едва ли не самом лучшем и зрелом произведении Мартоса: «…внутренность храма как бы озарена лучами искусства от превосходного памятника графине Прасковье Александровне Брюс… Историко-художественное значение этого надгробья громадно. Оно лучшее выражение той схемы треугольной композиции, которая нашла свое осуществление в ряде работ русских и иностранных мастеров XVIII - начала XIX века.

Высокий плоский треугольник серого гранита служит фоном памятнику, возвышаясь на ступенчатом основании. Вверху помещен в обрамлении двух бронзовых лавровых ветвей портретный медальон - профиль графини П. А Брюс, четкий, как античная камея. Внизу на плите красноватого гранита возвышается саркофаг, облицованный лиловым мрамором с желтыми на нем шляпками скреплений. Слева к нему припадает в порывистом движении мужская фигура, олицетворяющая убитого горестью мужа, низко склонившего голову на заломленные руки. Лицо не видно - и тем не менее в спине, в порывистом движении, в жесте заломленных рук проявлен такой драматизм, которого не достигнуть никаким выражением страдания в лице. Четко рисуются среди цветных гранитов эта фигура паросского мрамора и шлем, поставленный на крышку саркофага. Судя по рисунку Андреева, по счастливой случайности оказавшемуся в нашем собрании, с другой стороны гроба находилась - или была лишь спроектирована - дымящаяся античная курильница. Бронзовые гербы, а также надписи украшали памятник…»

Здесь же А. Н. Греч приводит и легенду об этом надгробии, в которой, как и положено, главным фигурантом является наш герой:

«Трогательное предание сообщает, сливая воедино различные исторические лица, что граф Брюс, вернувшись из похода и узнав о недавней в его отсутствие смерти жены, поспешил в церковь, бросился ко гробу и так и закаменел около него, убитый горем. Фигура его оказалась спиной к алтарю. Три раза переставляли его, но он снова возвращался в первоначальное положение, пока епископ не благословил оставить его в прежней позе».

К сожалению, судьба захоронений и надгробных памятников в Глинках оказалась трагичной. При разорении храма в 1934 году, надгробие П. А. Брюс было вывезено в Донской монастырь. Там, в церкви Архангела Михаила, оно простояло до 2000 года. Затем было разобрано по частям, уложено в ящики и перевезено в здание Музея архитектуры им. А. В. Щусева на улице Воздвиженка, дом 5. Все эти годы ящики находятся в подвальном помещении музея. Само захоронение П. А. Брюс было уничтожено. Как, впрочем, разрушены были захоронения А. Р. Брюса, его жены Н. Ф. Колычевой, а здание усыпальницы было разобрано и даже срыт фундамент в 1934 году. Никаких перезахоронений в усадьбе не проводилось.

Именно в конце XVIII века активно использовался регулярный парк усадьбы, единственное описание которого дал Алексей Николаевич Греч, побывавший в усадьбе в 1920-е годы. Он обнаружил необычные увражи в парке «с его регулярными фигурными дорожками, в плане образующими интересные сложные фигуры, в которых можно усмотреть масонские знаки. Схематически планировка этого небольшого французского сада сводится к четырем квадратам в ширину главного дома, разделенным тремя широкими аллеями. Первая аллея лип идет по откосу, как бы продолжая линию кордегардии и павильона; вторая проходит мимо заднего уличного фасада дома, третья ограничивает парк с внутренней стороны. В четырехугольник перед домом вписан многоугольник, состоящий из вековых лип; вместе с пересечением дорожки и основной аллеи он образует фигуру, близкую к планетному знаку Венеры. Дальний четырехугольник занят квадратным водоемом, по оси которого дальше, уже за парком стоит церковь. Два других прямоугольника справа от средней аллеи заняты один звездообразным пересечением аллей - другой лужайкой, где, согласно народному поверию, была беседка с самопроизвольно играющей музыкой. Может быть, здесь была поставлена владельцем усадьбы, как известно, видным ученым своего времени, эолова арфа. Надо думать, что некогда подстригались эти, теперь высоко выросшие двухсотлетние липы и в стенах зелени белели, как полагается, мраморные статуи».

В начале XIX века усадьба стала приходить в упадок, о чем свидетельствуют приводимые А. Н. Гречем неоднократные упоминания в «Московских ведомостях» этого времени объявления о продаже лошадей глинковской экономии.

В 1815 году хозяином Глинок стал калужский купец Иван Тихонович Усачев. В 1791 году его отец приобрел у Якова Александровича Брюса участок земли на реке Воре под селом Глинковом, там, где сохранялись две плотины, оставшиеся еще от Елизара Избранта, и часть построек от бывшей здесь кожевенной фабрики Афанасия Гребенщикова.

Отремонтировав производственные помещения, Усачев в 1796 году оборудовал в них писчебумажную фабрику, на которой вырабатывалась писчая, почтовая, типографская, обойная, оберточная, карточная и другие сорта бумаги. Эта фабрика считалась одной из лучших в Московской губернии. На первой Российской выставке мануфактурных изделий в 1829 году лучшим сортам ее бумаги присуждена большая серебряная медаль. На последующих выставках глинковская бумага отмечена золотой медалью.

С 1853 года владельцами фабрики становятся братья Алексеевы, а в 1854 году их сменили малолетние наследники, и фабрика практически переходит в ведение Богородской земской управы, хотя числится за Торговым домом Алексеевых.

В 1862 году фабрику вместе с усадьбой приобретает компания Колесовых. Начинается совсем другая история усадьбы.

Парк стал превращаться в дикорастущий лес. При развитии предприятия хозяйка построила новую плотину на реке Воре. При закладке плотины, ввиду того что не удавалось найти бутовый камень для ее основания, Колесова приказала снести с постаментов Брюсовы скульптуры, украшавшие парк усадьбы и здания, расколоть их и побросать на дно реки. Видимо, при ней начались уничтожение и перестройка усадебных зданий.

Возможно, это произошло из-за того, что в усадьбе и ее окрестностях много сочинялось самых разных легенд о Брюсе как колдуне и чернокнижнике, именно тогда стали говорить об усадьбе как о месте колдовском. Глубоко верующая хозяйка усадьбы принимала эти рассказы за чистую монету, она никогда не жила в усадебных помещениях.

При этом выросло число прихожан храма за счет развития промышленных предприятий и окрестных поселений. Так, в ведомости церкви за 1866 год указано, что в состав прихода входят 230 дворов деревень Савинское, Митянино, Корпуса, Митянино, Кабаново, а число прихожан составляет 943 мужского пола и 991 женского. Появилось и много жертвователей из числа предпринимателей, имевших свои фабрики в окрестностях Глинок. Достаточно сказать, что только на территории Лосиной слободы, находившейся в одной версте от усадьбы, за 50 лет - с 1851 по 1900 год - было создано 21 текстильное предприятие. Многие из предпринимателей имели родственников в деревнях прихода Иоанно-Богословской церкви.

Несколько десятилетий старостой храма Иоанна Богослова был владелец шелкоткацкой фабрики в деревне Корпуса Василий Аверьянов, который, по всей вероятности, и стал инициатором перестройки церкви в начале 1880-х годов.

В 1882 году община обратилась в строительное отделение при Московском губернском правлении Богородского уезда разрешить им сделать частичную перестройку, «не трогая настоящего Богословского храма», расширить трапезу «на 7 ? аршин в правую и левую сторону с длиною той и другой стороны в 7 аршин; придел во имя Св. Александра Невского с настоящего места снести и поместить оный на левой стороне новой трапезы, на правой же вновь устроить придел во имя Боголюбския иконы Божией Матери, оставив как колокольню на прежнем месте, вдававшеюся в трапезу, так и ход в тот и другой храмы из-под нее, с западной стороны». В прошении также отмечалось, что суммы 17 тысяч рублей, собранной на эти работы, вполне достаточно.

Московская духовная консистория дает на этот запрос положительный ответ 16 сентября 1882 года.

Однако через год план перестройки был полностью изменен.

Увеличилось число желающих помочь храму, что и отразилось в прошении настоятеля храма и старосты, датированном 13 мая 1883 года. В нем просители отмечают, что «мы испрашивали подобное разрешение, имея в виду только те средства, которыми располагали или на которые могли верно рассчитывать, хотя и понимали, что просимое расширение храма все-таки будет не совсем достаточным для посещающих оный.

Теперь же, вследствие желания некоторых прихожан и заручившись их готовностью пожертвовать на сие довольно значительную сумму, мы осмеливаемся утруждать Ваше Преосвященство покорнейшею просьбою о дозволении нам еще следующего к прежде непрошенному:

1. Колокольню сломать и пристроить оную к храму, дабы предоставить более света молящимся;

2. в тех же видах увеличить новую трапезную церковь в ширину на один, а в длину на два аршина и

3. придел, первоначально предназначавшийся в честь Боголюбской иконы Богоматери, посвятить Преображению Господню».

Как видно из прошения, план перестройки не просто менялся кардинально, изменялось и наименование одного из приделов. Вместо предполагаемого придела в честь иконы Божией Матери «Боголюбская» теперь предполагается сделать придел Преображения Господня.

Храм, перестроенный в ампирном стиле, с основным престолом во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и приделами Преображения Господня и Александра Невского, простоял до 1934 года, пока не был перестроен под спальный корпус созданного на территории усадьбы дома отдыха Наркомата пищевой промышленности.

Это здание, больше известное в настоящее время как корпус № 2, использовалось в качестве спального корпуса дома отдыха, госпиталя (1941–1945), санатория (1947–1986), теперь стоит в разваленном состоянии, поскольку начатая в 1991 году реконструкция здания была остановлена и началось разрушение здания местными жителями. Только в 2006 году в Глинках была образована община, в 2009 году освящен деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и началась новая история церковной жизни в усадьбе Брюса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Смерть Брюса Пропал Брюс через свою жену и ученика своего: они погубили его. Брюс был старый, а жена молодая, красивая. Ученик тоже старый был. Тут как раз в этому времени Брюс выдумал лекарство… ну такой состав, чтобы старого переделывать в молодого. А еще не пробовал, как

Часть III. Дух боя: суть Брюса Ли Глава 30. Дух боя Эмигрировав в Соединенные Штаты, живя и работая в Сиэтле, Брюс Ли учил своих первых студентов методу боя, основанному на вин-чунь, который стал называться джун-фан, по первому родовому имени Брюса. Однако Брюс Ли всегда

Глава пятая УСАДЬБА АБРАМЦЕВО Летом 1875 года Валентина Семеновна с сыном приехали в Абрамцево, в подмосковную усадьбу Мамонтовых, почти пустовавшую последние годы. Эта усадьба, расположенная неподалеку от Хотьковского монастыря, в 57 верстах по Ярославской дороге,

Глава I Россия, Усадьба Поповка, 1892 г. С любимыми не расставайтесь… Я ребенком любил большие, Медом пахнущие луга, Перелески, травы сухие И меж трав бычачьи рога. Н. Гумилев Перед шестилетним Колей стояла невероятно сложная задача. Поначалу она даже казалась ему

Усадьба Гуэль В 1883 году дон Эусебио Гуэль решил выкупить большую усадьбу, располагавшуюся недалеко от Барселоны. В 1897 году селение, в котором находилась усадьба, стало одним из районов города. На территории этой усадьбы Антонио Гауди и выстроил по заказу ее владельца ряд

Глава IX. Последний период жизни Глинки Путешествие в Париж и Испанию. – Парижские концерты Берлиоза и Глинки. – Жизнь в Испании. – Возвращение в Россию. – Пребывание в Смоленске и Варшаве. – Поездки в Петербург. – Третье путешествие за границу. – Возвращение в

Имени Глинки В своей книге я не могу не рассказать о конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки. Во-первых, потому, что это творческое соревнование молодых певцов играло и играет очень важную роль в музыкальной жизни страны: без всякого преувеличения конкурс стал отражением,

Глава XVII Усадьба, выздоровление, пропаганда Белые стены высоких покоев родовой усадьбы семейства Сава были увешаны портретами и фотографиями. Старинные картины изображали сцены на балу и на охоте, с портретов смотрели бородатые мужи в национальных костюмах и суровые

Усадьба в штате Вермонт Как только дети закончили занятия, мы вырвались из нашей «адской кухни» в Калифорнию с Анной Михайловной Бургиной, бывшей гражданской женой Ираклия Георгиевича Церетели, одного из бывших лидеров партии меньшевиков, депутата 2-й Государственной

Глава I. «АЗ ЕСЬМ ПОРОЖДЕНИЕ ГЛИНКИ» 22 августа 1850 года на сцене Александринского театра в Петербурге давали оперу Глинки «Жизнь за царя». Это был самый обыкновенный спектакль, шедший в мертвый сезон, когда светская публика еще не вернулась в столицу из поместий и с

2 Младшая сестра Брюса Ли Мама скоро родит мне второго младшего брата. Ей трудно передвигаться, имея огромный живот, поэтому я делаю все возможное, чтобы ей помочь. Однажды утром она поднимает мешок риса (нам принесла его жена маминого брата) - и вдруг складывается пополам,