Табула раса что значит.  Значение и толкование термина Табула раса

    1 Tabula rasa

    "Выскобленная доска", т. е. чистая доска, на которой еще ничего не написано и можно писать все, что угодно - древние греки и римляне писали заостренной палочкой на вощеных табличках, и написанное легко стиралось; в расширенном смысле - пустое место; иногда в сочет.: сделать tabula rasa из чего-л., т. е. свести на нет, перечеркнуть, зачеркнуть что-л.

    "Английский философ-материалист Локк, вслед за Аристотелем, сравнивавшим человеческий разум с табличкой для письма ("О душе", III, 430, al), в трактате "Опыт о человеческом разуме" (1690) пользуется образом чистой доски для характеристики интеллекта ребенка до начала воспитательного воздействия на него со стороны окружающей среды. Локк занялся обстоятельной критикой теории врожденных идей и пришел к непоколебимому убеждению, что все наши понятия, представления и отвлеченные идеи составляют плод чувственного восприятия внешнего мира. Отсюда следовало для Локка то же самое заключение, к которому пришли уже древние стоики, что интеллект есть tabula rasa, на которой чувственное восприятие пишет свои знаки". Л. И. Аксельрод, Двойственная истина в современной немецкой философии.

    Если бы всякий стал вычеркивать у древних те места, которых он не понимает, - как скоро мы оказались бы перед tabula rasa. (К. Маркс, Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. )

    Понятно, что все эти свойства рассуждений г. Михайловского остаются неизменными и тогда, когда он переходит к России. Он "приветствует от всей души" столь же странные россказни некоего г. Яковлева, что Россия - tabula rasa, что она может начать с начала, избегать ошибок других стран и т. д., и т. д. (В. И. Ленин, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве. )

    В последнее время критики наши ввели похвальный обычай нападать на те произведения литературы, в которых изображаются так называемые "больные", то есть полоумные и юродивые. Действительно, ничего не может быть презреннее, нелепее "разочарованных". Это, по большей части, школьники, в юных летах вкусившие трубки, вина и женщин и воображающие, что вне этих трех капитальных фактов жизни человеческой, остальная вселенная есть не что иное, как tabula rasa. (M. E. Салтыков-Щедрин, Брусин. )

    Может быть, это утопия. Но допустим, что можно сделать из всего прошедшего tabula rasa: нет собственности, нет семьи. (Л. Н. Толстой, Анна Каренина. )

    Если вы присмотритесь к разным сторонам французской жизни, сосредоточенной в Париже, то вы, вероятно, придете к тому выводу, что идея анархии начала уже охватывать собою не один какой-нибудь общественный слой: она проникла всюду, и в литературе, и в искусстве, в романе и в драме, в лирической поэзии, в нравах и обычаях, во вкусах и привычках - во всем чувствуется стремление сделать tabula rasa из того, что до сих пор считалось правдой, добром, правосудием, справедливостью, заслугой, властью, обязательством, собственностью, добрым именем, культурными обычаями. (П. Д. Боборыкин, Столицы мира. )

    В те годы Стриндберг говорил исключительно языком молний, мир, окружавший его тогда, был как грозовая июльская туча, - tabula rasa, на которой молния его воли вычерчивала какие угодно зигзаги. (А. А. Блок, Письмо к матери, 15.VII 1912. )

    Положительными, жизненными и жизнеутверждающими силами в Шекспире были, с одной стороны, его язычески-чувственная настроенность, простая радость о теле и о цветущей земле, и о приволье живых просторов воплощения, - с другой, его здоровое и строго-нравственное чувство. Но свобода несла в себе адогматизм, не то, чтобы прямо неверие, а разрыв связи с прежнею верой и приглашение верить или не верить во что угодно. Другими словами: отмену всех прежних ответов на мировые вопросы, открытое поле для всяческого сомнения, tabulam rasam осмысливающего мир сознания, необходимость решить по-своему все загадки и противоречия бытия. И Шекспир изнемогает перед этою непосильною задачей, уклониться от которой не может гений. (В. И. Иванов, Родное и вселенское. )

    Идя ближе и ближе к детству, мы находим почти tabula rasa, то есть белый лист, на котором жизнь напишет все содержание. (А. В. Луначарский, О наследстве классиков. )

    Ведь сами же вы, профаны, признаете, что душа ребенка не есть tabula rasa, что она представляет собою сложный продукт целого ряда разнообразных физических, нравственных и умственных влияний, преемственно передаваемых из поколения в поколение. (П. Н. Ткачев, Ташкентские рыцари. )

    2 Пустое место

    3 Чистая доска, на которой еще ничего не написано и можно писать все, что угодно

См. также в других словарях:

    Tabula rasa - (Latin: blank slate) refers to the epistemological thesis that individual human beings are born with no built in mental content, in a word, blank , and that their entire resource of knowledge is built up gradually from their experiences and… … Wikipedia

    Tabula Rasa - Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom … Wikipédia en Français

    tabula rasa - rasa / tabula raza/ locuz. f., lat. (propr. tavola raschiata), usata in ital. come s.f., solo al sing. ● Espressioni: fig., fare tabula rasa (di qualcosa) 1. n. a blank tablet; clean slate: used esp. of the mind when regarded as blank until impressions are recorded upon it by experience … English World dictionary

    tabula rasa - {{hw}}{{tabula rasa}}{{/hw}}locuz. sost. f. inv. In vari sistemi filosofici, supposta condizione della mente umana anteriore all acquisizione dei dati del mondo esterno, affine, per analogia, a un foglio bianco sul quale l esperienza traccerà i… … Enciclopedia di italiano

    Tabula rasa - Tabula Tab u*la, n.; pl. {Tabul}. 1. A table; a tablet. 2. (Zo[ o]l.) One of the transverse plants found in the calicles of certain corals and hydroids. {Tabula rasa}, a smoothed tablet; hence,… … The Collaborative International Dictionary of English

    Tabula Rasa - (лат. «очищенная табличка» или «чистая грифельная доска») используется для обозначения эпистемологического тезиса о том, что отдельный человеческий индивид рождается без врожденного или встроенного умственного содержания, одним словом, чистым, и… … Википедия

Книги

  • Между надо и хочу. Найди свой путь и следуй ему , Луна Эль. О книге Яркая книга, которая вдохновит вас на то, чтобы найти свое истинное призвание и следовать ему. Кто из нас не задавался вопросом: `Как мне найти свое истинное призвание?` Эль Луна…
Медицинская энциклопедия Большой медицинский словарь Медицинские термины Атлас анатомии человека Большая психологическая энциклопедия Психологическая энциклопедия Психологический словарь Словарь по аналитической психологии Психотерапевтическая энциклопедия Толковый словарь психиатрических терминов Словарь по психоанализу Словарь нейролингвистического программирования Сексологическая энциклопедия Словарь медицинских препаратов Энциклопедия лекарственных растений Биологическая энциклопедия Биологический энциклопедический словарь Словарь микробиологии Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь. Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь Сельскохозяйственный словарь-справочник Ветеринарный энциклопедический словарь Словарь ботанических терминов Анатомия и морфология растений Жизнь животных Жизнь и ловля пресноводных рыб Рыбы России. Справочник Животные России. Справочник Грибы России. Справочник Породы сельскохозяйственных животных. Справочник Генетические ресурсы сельскохозяйственных животных в России и сопредельных странах Термины и определения, используемые в селекции, генетике животных Словарь дрессировщика Философская энциклопедия Новейший философский словарь История философии Античная философия Китайская философия. Энциклопедический словарь. Энциклопедия эпистемологии и философии науки Словарь терминов логики Энциклопедия социологии Термины гендерных исследований Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора. Библейская энциклопедия Брокгауза Православный энциклопедический словарь Краткий церковнославянский словарь Католическая энциклопедия Ислам. Энциклопедический словарь. Словарь индуизма Буддизм Энциклопедия мифологии Религиозные термины Астрологическая энциклопедия Словарь восточных терминов Словарь символов Музыкальная энциклопедия Музыкальный словарь Русский рок. Малая энциклопедия Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона Большая советская энциклопедия Современная энциклопедия Энциклопедия Кольера Большой Энциклопедический словарь Правила русского правописания Справочник по правописанию и стилистике Словарь управления Педагогическое речеведение Грамматологический словарь Толковый словарь Даля Толковый словарь Ожегова Толковый словарь Ушакова Современный толковый словарь русского языка Ефремовой Толковый словарь русского языка Кузнецова Толковый словарь Дмитриева Малый академический словарь Стилистический энциклопедический словарь русского языка Орфографический словарь-справочник Русский орфографический словарь Словарь лингвистических терминов Пятиязычный словарь лингвистических терминов Идеографический словарь русского языка Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера Этимологический словарь русского языка Крылова Этимологический словарь русского языка Семенова Справочник по этимологии и исторической лексикологии Этимологический словарь русского языка Словарь церковнославянского языка Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.) Большой толково-фразеологический словарь Михельсона Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография) Фразеологический словарь русского литературного языка Учебный фразеологический словарь Сводная энциклопедия афоризмов Словарь крылатых слов и выражений В.И. Даль. Пословицы русского народа Большой словарь русских поговорок Словарь иностранных слов русского языка Толковый переводоведческий словарь История слов Живая речь. Словарь разговорных выражений Словарь русского арго Русское словесное ударение Формы слов Словарь русской идиоматики Словарь синонимов Словарь антонимов Литературная энциклопедия Словарь литературных терминов Словарь литературоведческих терминов Поэтический словарь Литературные герои Энциклопедия Булгакова Лермонтовская энциклопедия Шекспировская энциклопедия Словарь русского языка XVIII века Словарь книжников и книжности Древней Руси Русские поэты Серебряного века Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён Словарь-справочник "Слово о полку Игореве" Античные писатели Художественная энциклопедия Энциклопедия культурологии Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия Словарь средневековой культуры Альтернативная культура. Энциклопедия Постмодернизм. Словарь терминов Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003) Географическая энциклопедия Географический атлас Демографический энциклопедический словарь Этнопсихологический словарь Города России Москва (энциклопедия) Санкт-Петербург (энциклопедия) Екатеринбург (энциклопедия) Вся Япония Словарь бизнес-терминов Юридический словарь Финансовый словарь Экономический словарь Большой бухгалтерский словарь Энциклопедический словарь экономики и права Энциклопедия юриста Большой юридический словарь Энциклопедический словарь конституционного права Административное право. Словарь-справочник Словарь-справочник уголовного права Словарь депозитарных терминов Словарь терминов антикризисного управления Дипломатический словарь Политология. Словарь. Словарь русских фамилий Словарь личных имен Советская историческая энциклопедия Исторический словарь Большая биографическая энциклопедия 1000 биографий Биографический словарь Энциклопедический словарь псевдонимов Русская история Энциклопедия русского быта XIX века Казачий словарь-справочник Все монархи мира Словарь полководцев Энциклопедия битв мировой истории Средневековый мир в терминах, именах и названиях Античный мир. Словарь-справочник Реальный словарь классических древностей Энциклопедия Третьего рейха Этнографический словарь

"Выскобленная доска", т. е. чистая доска, на которой еще ничего не написано и можно писать все, что угодно - древние греки и римляне писали заостренной палочкой на вощеных табличках, и написанное легко стиралось; в расширенном смысле - пустое место; иногда в сочет. : сделать tabula rasa из чего-л., т. е. свести на нет, перечеркнуть, зачеркнуть что-л.

"Английский философ-материалист Локк, вслед за Аристотелем, сравнивавшим человеческий разум с табличкой для письма ("О душе", III, 430, al), в трактате "Опыт о человеческом разуме" (1690) пользуется образом чистой доски для характеристики интеллекта ребенка до начала воспитательного воздействия на него со стороны окружающей среды. Локк занялся обстоятельной критикой теории врожденных идей и пришел к непоколебимому убеждению, что все наши понятия, представления и отвлеченные идеи составляют плод чувственного восприятия внешнего мира. Отсюда следовало для Локка то же самое заключение, к которому пришли уже древние стоики, что интеллект есть tabula rasa, на которой чувственное восприятие пишет свои знаки". Л. И. Аксельрод, Двойственная истина в современной немецкой философии.

Если бы всякий стал вычеркивать у древних те места, которых он не понимает, - как скоро мы оказались бы перед tabula rasa. (К. Маркс, Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. )

Понятно, что все эти свойства рассуждений г. Михайловского остаются неизменными и тогда, когда он переходит к России. Он "приветствует от всей души" столь же странные россказни некоего г. Яковлева, что Россия - tabula rasa, что она может начать с начала, избегать ошибок других стран и т. д., и т. д. (В. И. Ленин, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве. )

В последнее время критики наши ввели похвальный обычай нападать на те произведения литературы, в которых изображаются так называемые "больные", то есть полоумные и юродивые. Действительно, ничего не может быть презреннее, нелепее "разочарованных". Это, по большей части, школьники, в юных летах вкусившие трубки, вина и женщин и воображающие, что вне этих трех капитальных фактов жизни человеческой, остальная вселенная есть не что иное, как tabula rasa. (M. E. Салтыков-Щедрин, Брусин. )

Может быть, это утопия. Но допустим, что можно сделать из всего прошедшего tabula rasa: нет собственности, нет семьи. (Л. Н. Толстой, Анна Каренина. )

Если вы присмотритесь к разным сторонам французской жизни, сосредоточенной в Париже, то вы, вероятно, придете к тому выводу, что идея анархии начала уже охватывать собою не один какой-нибудь общественный слой: она проникла всюду, и в литературе, и в искусстве, в романе и в драме, в лирической поэзии, в нравах и обычаях, во вкусах и привычках - во всем чувствуется стремление сделать tabula rasa из того, что до сих пор считалось правдой, добром, правосудием, справедливостью, заслугой, властью, обязательством, собственностью, добрым именем, культурными обычаями. (П. Д. Боборыкин, Столицы мира. )

В те годы Стриндберг говорил исключительно языком молний, мир, окружавший его тогда, был как грозовая июльская туча, - tabula rasa, на которой молния его воли вычерчивала какие угодно зигзаги. (А. А. Блок, Письмо к матери, 15.VII 1912. )

Положительными, жизненными и жизнеутверждающими силами в Шекспире были, с одной стороны, его язычески-чувственная настроенность, простая радость о теле и о цветущей земле, и о приволье живых просторов воплощения, - с другой, его здоровое и строго-нравственное чувство. Но свобода несла в себе адогматизм, не то, чтобы прямо неверие, а разрыв связи с прежнею верой и приглашение верить или не верить во что угодно. Другими словами: отмену всех прежних ответов на мировые вопросы, открытое поле для всяческого сомнения, tabulam rasam осмысливающего мир сознания, необходимость решить по-своему все загадки и противоречия бытия. И Шекспир изнемогает перед этою непосильною задачей, уклониться от которой не может гений. (В. И. Иванов, Родное и вселенское. )

Идя ближе и ближе к детству, мы находим почти tabula rasa, то есть белый лист, на котором жизнь напишет все содержание. (А. В. Луначарский, О наследстве классиков. )

Ведь сами же вы, профаны, признаете, что душа ребенка не есть tabula rasa, что она представляет собою сложный продукт целого ряда разнообразных физических, нравственных и умственных влияний, преемственно передаваемых из поколения в поколение. (П. Н. Ткачев, Ташкентские рыцари. )

- (лат.- гладкая, чистая доска). Для написания нового текста на восковой табличке старый текст стирался (сглаживался воск); в переносном смысле tabula rasa означает уничтожение старого смысла ради нового. Философы античности (Платон, Аристотель и др.), средневековья (Альберт Великий), Просвещения (Дж. Локк) сравнивали первоначальное состояние человека и его души с чистой доской. При этом, разумеется, каждый автор привносил в метафору свой смысл.

Слово вещь этимологически связано с лат. vox "слово, голос", следовательно, вещь, независимо от нашего к ней отношения, обладает своим голосом , своей судьбой. "Нам не дано предугадать как слово наше отзовется...". Могу ли я быть уверен, что "слово наше" действительно "наше"? Кроме права владения вещью, человек не лишен возможности "вслушиваться" в голос самой вещи, постигать диалект ее места, ее времени: "...простор приготовляет вещам принадлежать каждая своему "для чего" и, исходя отсюда, друг другу" (М.Хайдеггер).

В латыни tabula - 1) доска, плита, таблица; 2) дощечка для письма; 3) запись, документ; 4) меняльный стол; 5) вотивная табличка, памятная дощечка (в память о благодеянии богов); 6) доска для игры (в кости и т.п.); 7) картина; 8) участок поля; 9) географическая карта; 10) pl . складки одежды (Тертуллиан "О плаще" ; при tabella - веер). Значения слова tabella в основном совпадают со значениями tabula . Укажем лишь на одно исключение: "дощатая колыбель". Овидий пишет о колыбели, спущенной на воду с младенцами Ромулом и Ремом: quantum fati parva tabellae vehit! какая (великая) судьба на маленькой дощечке!

Слово Платону:

"Сократ . Так вот, чтобы понять меня, вообрази, что в наших душах есть восковая дощечка; у кого-то она побольше, у кого-то поменьше, у одного из более чистого воска, у другого - из более грязного или у некоторых он более жесткий, а у других помягче, но есть у кого и в меру.

Теэтет. Вообразил.

Сократ. Скажем теперь, что это дар матери Муз Мнемосины, и, подкладывая его под наши ощущения и мысли мы делаем в нем оттиск того, что хотим запомнить из виденного, слышанного или самими нами придуманного, как бы оставляя на нем отпечатки перстней. И то, что застывает в этом воске, мы помним и знаем, пока сохраняется изображение этого, когда же оно стирается или нет уже места для новых отпечатков, тогда мы забываем и больше уже не знаем... И вот что, как говорят, происходит отсюда. Если в чьей-то душе воск глубок, обилен, гладок и достаточно размят, то проникающее сюда через ощущения отпечатывается в этом, как говорил Гомер, сердце души, а " сердце" (χέαρ) не случайно звучит почти так же, как воск (χηρός), и возникающие у таких людей знаки бывают чистыми, довольно глубокими и тем самым долговечными. Как раз эти люди лучше всего поддаются обучению, и у них же наилучшая память, они не смешивают знаки ощущений и всегда имеют истинное мнение... Когда же это сердце, которое воспел наш премудрый поэт, космато или когда оно грязно и не из чистого воска и либо слишком рыхло, либо твердо, то у кого оно рыхлое, те хоть и понятливы, но оказываются забывчивыми, те же, у кого твердое, - наоборот; у кого же воск негладкий, шершаво-каменистый, смешанный с землей и навозом, у тех получаются неясные отпечатки. Неясны они и у тех, у кого жесткие восковые дощечки, ибо в них нет глубины, и у тех, у кого они чересчур мягки, ибо отпечатки, растекаясь, становятся неразборчивыми. Если же ко всему тому у кого-то еще и маленькая душонка, то, тесно наползая один на другой, они становятся еще того неразборчивее" (Теэтет 191 c-e; 194 c - 195 a ).

В диалоге "Филеб", где также как и в "Теэтете", речь идет о знании и об истинном знании, Сократ сравнивает душу с книгой: "Память, направленная на то же, на что направлены ощущения, и связанные с этими ощущениями впечатления кажутся мне как бы записывающими в нашей душе соответствующие речи. И когда такое впечатление записывается правильно, то от этого у нас получаются истинное мнение и истинные речи; когда же этот писец сделает ложную запись, получаются речи, противоположные истине" (Филеб 39а). Дальше Сократ говорит, что в наших душах есть и еще один мастер - "живописец, который вслед за писцом чертит в душе образы названного".

Хосе Ортега-и-Гассет реконструирует ситуацию возникновения метафоры "восковая дощечка". Допустим, мы смотрим на горный хребет Гуадаррамы. Высота его - около 2000 м. Тот факт, что мы видим, осознаем, воспринимаем гору, свидетельствует о том, что в данный момент эта гора "находится" в нас. Но каким же образом может войти гора высотой в 2 тыс. м в сознание, которое вообще не есть пространство? Для человека древности отношения между человеком и воспринимаемым им объектом аналогичны отношениям между двумя физическими предметами, один из которых при соприкосновении с другим оставляет на нем свой отпечаток. Метафора печати, оставляющей на восковой поверхности свой оттиск, укоренилась в сознании эллинов и определила на многие века развитие философских идей.

На первый взгляд, в этом учении нет никакой предвзятости в определении статуса субъекта и объекта. Но при ближайшем рассмотрении мы замечаем, что роль субъекта ущемлена. Согласиться с тем, что материальный объект может оставлять свой отпечаток на нематериальном, - значит уравнять их природу, то есть принять всерьез аналогию с воском и печатью.

В античном представлении о мире "Я" не играет большой роли. Греки вообще не пользовались этим словом в своих философских сочинениях. И грек, и римлянин искали нормы поведения, этический закон в соответствии человека космосу. Стоики, унаследовавшие классическую традицию, учили жить в согласии с природой, быть, как она, цельным и невозмутимым. "Я", вытянутая вперед рука слепца (Аристотель прямо сравнивает душу с рукой), ощупывает пути Вселенной, прокладывая тропинки для своего продвижения.

Возрождение, которое не было возвратом к античности, как многие утверждают понаслышке, преодолело это учение. Оно инвертировало отношения между субъектом и объектом. Образ покрытой воском дощечки несовместим с возрожденческим представлением о сознании. На смену метафоре печати приходит метафора сосуда и его содержимого. Объекты не попадают в сознание извне, они содержатся в не самом; это идеи.

Античная философия наибольшее значение придает чувственному восприятию. Новое время сосредоточено на воображении. В его концепции не объекты движутся в направлении к субъекту, а субъект сам их в себе возбуждает. Стоит только захотеть - и мы извлечем из небытия кентавра, который галопом, пустив хвост и гриву по весеннему ветру, помчится через изумрудные луга за неуловимыми тенями белых нимф. Таким образом сознание есть творчество.

Итак, Фортуна вдруг обернулась к "Я" своим лицом. Как в восточных сказках, нищий проснулся принцем. Лейбниц осмелился назвать человека маленьким богом. Кант сделал "Я" высшим законодателем Природы. А Фихте, с его склонностью к крайностям, возвестил, что "Я - это все" 1 .

В Книге Притчей есть Песнь Премудрости: "Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони: от века я помазана, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею и была радостию всякий день, веселясь пред лицом Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими" (Пр. 8, 22-31).

Апокалипсис это, как сказано в его первом стихе, - "Откровение Иисуса Христа, которое дал ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел". В экспозиции Русского музея Петербурга находится четырехчастная новгородская икона XV в., одна из деталей которой называется "Евангелист Иоанн диктует Прохору".Прохор по преданию был учеником ап. Петра и спутником и писцом ап. Иоанна Богослова. С последним он разделил заточение на о-ве Патмос и записывал видения Иоанна (Апокалипсис). В миниатюре из Евангелия Хитрово "Иоанн диктует Прохору" (XIV в.) отсутствует содержание записи, что открывает простор для интерпретаций, в том числе и той, которая настаивала бы на записи Апокалипсиса. Слова Иоанна: "Я был в духе в день воскресный..."(Отк. 1,10) согласно традиции православной экзегезы означает "исступление, экстаз, сошествие некой духовной харизмы на человека". В.В.Савчук по этому поводу отмечает: "находясь в экстазе, невозможно описывать его, так же как невозможно кричать и одновременно записывать боль, от которой кричишь...откровения Иоанна требовали голоса, говорения; жизненная правда их изображения не выдерживала насилия монотонной регламентируемости письма, методичной беспристрастности его правил. Изображение непосредственности видения-письма во имя наглядной правды преодолевается введением дополнительной фигуры, наделяемой лишь одной функцией, функцией записи , оставляя Иоанну способность видения-говорения" 2 .

Если интерпретировать творение мира как запись текста, а состояние Премудрости-Художницы, ее "веселье" на земном кругу, как пребывание "в духе", возникает вопрос: кто "Автор" и кто "Писец"? Во всяком случае, фигуру Художницы нельзя исключать из числа причастных к тексту Апокалипсиса (Бог-Христос-Ангел-Иоанн-Прохор): связанная с "началом пути", с созданием "первотекста", она не могла игнорировать текст последний. Фигура Прохора представляется мне не столь однозначно функциональной, не столь механистичной. Прохор - спутник и писец Иоанна, но одновременно и "марионетка Бога", непосредственный исполнитель Его воли и роли. Прохор - последний в земном "хороводе" (ср. προχορεύω - плясать впереди, т.е. руководить пляской).

Напомню, что наша тема: "tabula rasa" и еще один ее разворот связан со словарными значениями слова tabula , среди которых есть и значение стол (ср. англ. table) .

1. Ортега-и-Гассет Х. Две великие метафоры // Теория метафоры. М., 1990, с. 68-80.

2. Савчук В.В. Кровь и культура. СПб., 1995, с.122.