Святое море озеро. Значение святое море в энциклопедии брокгауза и ефрона. Глава X Обстановка на море после сражения в Желтом море и боя в Корейском проливе

Далай

Название Далай применительно к Байкалу впервые от­метил в 1675 г. царский посол Николай Спафарий, при­ведший первое систематическое описание . Он пишет: «... а иноземцы все, и мунгальцы и тунгусы и иные, называют все Байкальское море своим языком Да­лай, се есть море...» Что касается тунгусов, то здесь Спафарий явно ошибался.

Спустя столетие об этом названии писал И. Е. Фи­шер, утверждая, что так называют озеро «монголы, а по примеру их некоторые буряты...».

Однако эти сообщения Спафария и Фишера не под­тверждаются историческими документами. Они не под­крепляются и современными названиями Байкала, суще­ствующими у монголов и бурят. Так, монголы озеро-мо­ре называют Байгал нуур, а слово «далай» - «море» у них издавна закреплено в качестве индивидуального на­звания за озером Далай-Нур, расположенным в восточ­ной части Монголии. Буряты озеро называют Байгал далай, в их фольклоре встречается также назва­ние Байгал сагаан далай - седой Байкал (бурятское «сагаан» означает «белый»), в летописях - Байигал да­лай . Здесь слово «далай» входит в названия, но вполне ясно, что оно применяется в своем нарицательном зна­чении. Это слово в качестве собственного имени не от­мечено в современной топонимике Бурятии, оно, как и у монголов, издавна закреплено лишь за упомянутым вы­ше озером в Монголии - Далай-нуур.

Все это говорит, скорее всего, о том, что сообщения Спафария и Фишера о названии Далай основывались не на документах, а на простом возведении бурят-монголь­ского слова «далай» - «море», имеющего нарицатель­ное значение, в ранг индивидуального названия, собст­венного имени.

Упоминание о том, что буряты называют озеро-море именем Далай, есть в некоторых современных трудах, но оно документально не подтверждено.

Святое море

О названии Святое море впервые, пожалуй, написал Н. Семивский: «Байкал, море или Святое море, или озе­ро, а справедливее Ангарский провал, имеющий фигуру, подобную полумесяцу...». Позднее, уже в наше время, название стало приписываться ранним русским поселен­цам . В отношении его возникло оговоренное ос­торожными предположениями или обставленное вопро­сами мнение о том, что оно является калькой дорусского названия, дословно переведено с последнего. Однако название Святое море в русских документах XVII - первой половины XVIII в. не встречается. Между тем слово «святой», навеянное анималистическими представ­лениями, было присуще русскому лексикону XVII в. На Байкале, в частности, оно вошло в название полуострова Святой Нос, о котором писал еще в 1673 г. Н. Спафа­рий: «... а от острова Олхона до Святого Носа, где пере­езжают, пучина великая, насилу в полтора днища могут переехать, и в тех местах многие суда разбиваются». Полуостров Святой Нос показан и назван на «Чертеже земли Иркуцкаго города» С. У. Ремезова. Святым морем русские иногда называли в Сибири море, в которое впа­дает река Яна, т. е. море Лаптевых. К Байкалу же это название ранними русскими поселенцами, видимо, не применялось. К тому же среди дорусских названий озе­ра, рассмотренных выше, нет ни одного, которое могло бы выступать в качестве основы для калькирования на­звания Святое море.

Если ориентироваться на дату публикации Н. Семивского, то название Святое море у русских могло поя­виться лишь к началу XIX в. Оно могло возникнуть под влиянием религиозных представлений, тем более что у русских прослеживалось стремление называть озера, особенно окутанные ореолом загадочности, Святыми. Озер с таким названием по всей России - неисчислимое множество. Однако здесь отношение русских к озеру на­ходило поддержку и со стороны бурят, с которыми рус­ских связывали узы побратимства и дружбы. Буряты, как известно, почитают озеро-море, часто называют его великим, божественным. Такое отношение к природным объектам сложилось еще в древности, когда люди покло­нялись светилам, звездам, большим горам, рекам, озе­рам и морям. Позднее оно сознательно культивировалось религией, в частности у бурят - шаманизмом.

Таким образом, русское название Святое море могло сложиться самостоятельно и еще более усилиться под влиянием бурят, почитавших величественное озеро-мо­ре, а вовсе не быть калькой дорусского названия. К тому же русские либо перенимали без изменений географиче­ские названия аборигенов, если только они становились им известными, либо давали свои названия за незнани­ем названий аборигенов, но отнюдь не прибегали к калькированию смыслового значения названия. Так, на­пример, название полуострова Святой Нос, самого круп­ного на Байкале, принадлежит, несомненно, русским. Буряты называли его иначе - Хэлмэн хушун, что озна­чает либо «сабельный мыс», либо «морда (нос) осет­ра». Полуостров был культовым местом бурятских ша­манистов, где совершались обряды почитания мыса. Как можно видеть, название Святой Нос не является каль­кой с бурятского, но оно, возможно, возникло под влия­нием бурятского шаманизма.

Святым, священным морем русские могли назвать Байкал еще и под влиянием так называемой ложной этимологизации, когда сходные по звучанию слова из разных языков, имеющие различные смысловые значе­ния, отождествляются. Они сначала познакомились с эвенкийским названием озера - Ламу, затем узнали о бурятском названии - Байгал . Но через бурят до них дошло и тибетское слово «лама» - священник, святой, поэтому эвенкийское Ламу могло объясняться русскими как исходное по звучанию: лама - святой.

В данном тесте поднимается важная проблема: почему человек стали потребительски относиться к природе?

В.Г. Распутин с большой любовью повествует о "святом море", перед его "величественной, неземной тайной и красотой" преклонялись люди с незапамятных времен. Байкал и сейчас называют "жемчужиной Сибири", потому что оказывает на человека "очищающее" и "вдохновляющее" воздействие.

Писатель обращает наше внимание на то, что теперь отношение людей стало потребительским к живому миру природы, "Она с мольбой, надеждой и предостережением денно и нощно глядит в наши глаза..." Байкал стал своеобразным "символом наших отношений с природой: "неразумно рьяный в своей преобразовательной деятельности", человек не способен остановиться и понять, что его жизнь зависит от "животворной силы" матери-природы.

Я разделяю позицию автора в том, что все, созданное природой, дано во благо человеку, а не для его "производственных потребностей". Ведь "природа сама по себе всегда нравственна, бенравственной ее может сделать лишь человек".

Примером художественной литературы является произведение "Прощание с Матёрой", в котором рассказывается о строительстве ГЭС на Ангаре. Заповедная природа острова обречена на гибель. Всем понятно, что нельзя остановить научно-технический прогресс, людям необходимы электричество, газ и другие блага цивилизации.

Но писатель выступает за то, чтобы действия человека не приводили к уничтожению богатых плодотворных земель, лесов, лугов, Он призывает осознать, что с каждой подобной деревней уходит Россия.

Недалёко от Пензы простирается Сурское водохранилище, вода которого необходима для нужд города. Но при строительстве плотины оказались затопленными множество деревень, пахотных земель и сама вода начинает периодически "цвести", что приводит к гибели живых существ, обитающих под водой. Важно осознавать ответственность за свою деятельность.

Таким образом, важно каждому из нас осознать, что потребительское отношение к природе может привести к катастрофе, гибели всего живого.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-02-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Организаторы мероприятий поставили перед собой задачу привить иркутянам культуру отдыха на берегах озера, привлечь внимание общественности к необходимости бережного отношения к уникальному памятнику природы.

"Святое море", "святое озеро", "святая вода" – так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь перед его величественной красотой.

Байкал – самое глубокое озеро в мире. Его средняя глубина около 730 м. Впервые достаточно точно она вычислена Глебом Верещагиным в 1930-х гг. Наибольшая известная глубина Байкала – 1637 м.

Площадь водного зеркала Байкала 31,5 тысяч кв. км – это примерно равно площади таких стран, как Бельгия, Нидерланды или Дания. По площади водного зеркала Байкал занимает восьмое место среди крупнейших озер мира.

В Байкале содержится около 1/5 мировых запасов поверхностных вод Земли (исключая льды Антарктиды, Гренландии, других ледников), и более 4/5 запасов пресных вод России.

Каждый год озеро продуцирует 60 куб. км чистой, биологически активной воды. Через Ангару эта вода попадает в Мировой океан.

По словам главы Международного фонда "Байкал – мировое наследие" Ларисы Коховой, "гармонизировать Мировой океан ‑ одно из назначений Байкала". Она считает, что ученые-лимнологи заглядывают в глубину байкальского "ока", как иридодиагносты смотрят в глаз человека, и получают информацию о происходящем в земных водах.

Из космоса рельеф байкальского дна просматривается до глубины 500 метров. Это еще и самое прозрачное озеро мира, сравниться с которым может только Саргассово море. "Диск Сепки", эталон прозрачности вод, виден в разных местах Байкала на глубине 40-45 м.

Секретом байкальского феномена чистоты является крошечный рачок-эндемик эпишура, миниатюрный родственник креветки. Ежегодно этот "санитар" фильтрует полуметровый поверхностный слой воды, перерабатывая всю погибшую органику, а также обеспечивая воду кислородом.

5 декабря 1996 года на 20-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, состоявшейся в мексиканском городе Мерида, Байкал был включен в Список природного наследия ЮНЕСКО.

Уникальная экосистема Байкала является местом обитания более 2630 видов флоры и фауны. Большая часть являются эндемиками.

Единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале – байкальская нерпа. Взрослые нерпы достигают длины 1,8 м. и веса 130 кг. Живет нерпа до 55 – 56 лет.

На Байкале водится 236 видов птиц.

В озере насчитывается 58 видов рыб. Наиболее известные - омуль, сиг, хариус, таймень, осетр, голомянка, ленок.

Экологическое состояние самого большого пресноводного озера на планете в предыдущие десятилетия вызывало большую тревогу у российских и международных экологических организаций. Главной угрозой озеру считали запущенный в 1966 г. Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, который в сентябре 2008 г. по требованию Минприроды РФ перешел на замкнутый цикл водооборота.

По мнению ученых, отключение БЦБК положительно повлияло на экосистему озера Байкал.

Однако в январе 2010 г. правительство РФ исключило производство целлюлозы, бумаги и картона из перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, что открыло дорогу к возобновлению работы комбината. В мае комбинат произвел пробную партию вискозной беленой целлюлозы в рамках разомкнутого водооборота. С начала июля 2010 г. БЦБК возобновил свою деятельность после полутора лет простоя.

В рамках программы будет решаться несколько экологических проблем. Одна из важнейших задач – устранение разного рода отходов, для этого будут построены мусороперерабатывающие предприятия и полигоны.

Сколько уже сказано и написано о том, что надо беречь и любить нашу Землю, природу ее! И все, кажется, напрасно. Может быть, те, кто снова и снова стремится «поправить» природу и «улучшить» ее, просто не умеют читать? Или это равнодушные люди, которым недоступно понятие красоты?

Именно проблеме сохранения природных богатств, в данном случае Байкала, посвящает автор свое произведение. Великий русский писатель Валентин Распутин - один из тех, кто по праву может называться совестью нации - возвращается в мыслях в древние времена, когда Байкал казался людям чем-то мистическим, когда он своей красотой словно освещал все вокруг.

Валентин Григорьевич приводит слова Льва Толстого о том, что красота природы должна бы, кажется, удерживать человека от всего дурного, и комментирует их, указывая, что человек никогда не был достоин той красоты, которая его окружает.

Я согласен с В. Распутиным, что люди должны осознать свой долг перед природой и ответственность за ее будущее. Нам надо понять, что мы - разум Земли, а это значит не то, что можно делать что угодно ни с чем не считаясь, а то, что надо быть рачительными хозяевами и стараться сохранить всю ту красоту, все то богатство, которые нам достались.

Валентин Распутин посвятил немало произведений именно теме экологии, причем он понимал это слово очень широко, считая, что природа делает человека нравственнее и чище. Например, об отношениях человека с природой мы читаем в его повести «Прощание с Матёрой». Автор решительно не согласен с теми, кто ради технического прогресса и более удобной жизни готов затопить остров. На его стороне птицы и звери, Великий Листвень и Хозяин острова - маленький, как кошка, зверек. А против него - все те, кто готов ради своего удобства уничтожить целый остров - родину многих людей, животных и растений.

О безнравственности, к которой приводит наплевательское отношение к природе, говорится и в рассказе Е. Носова «Кукла». На фоне загрязнения реки, которая из величественной и красивой стала мелкой, скудной и вонючей, мелкими и грязными делаются и людские души. Можно закопать изуродованную какими-то негодяями куклу, но «всего не закопаешь», как говорит один из героев рассказа.

Каждый из нас может и должен делать что-то для родной природы: не лить зря воду, не бросать мусор, экономить электричество, покупать только необходимые продукты, вещи и гаджеты. Каждый из нас может сделать мир хоть немного чище и лучше.