Школьная адаптация: как помочь первокласснику. Взрослые проблемы маленьких учеников: как помочь первокласснику адаптироваться к школе

Первое сентября – важный день в жизни каждого ребенка. Однако, радость от первого похода в школу чаще всего идет рука об руку с волнением. И это неслучайно – с началом школьного обучения в жизни ребенка начинается новый этап. Уроки, домашние задания, новые друзья… Как понять, успешно ли проходит адаптация ребенка к школе, предупредить возможные проблемы и оказать ему посильную помощь?

Школьная адаптация и ее особенности

Под школьной адаптацией принято понимать формирование у ребенка новых привычек, позволяющих ему успешно приспособиться к школьной жизни и ее ключевым особенностям. А именно – новому режиму дня, возросшей интеллектуальной нагрузке, детскому коллективу и т.д. Хорошую школьную адаптацию распознать просто: ребенок, с легкостью адаптировавшимися к школьному обучению, с удовольствием посещает ее и охотно делится с родителями впечатлениями о каждом новом учебном дне. Он не испытывает дискомфорт в общении с педагогами и легко находит новых друзей. Трудности в адаптации ребенка могут выдавать следующие сигналы.

  1. С момента поступления в школу физическое самочувствие ребенка резко ухудшилось; он стал чаще болеть и жаловаться на свое состояние без видимых на то причин
  2. Ребенок не смог найти в классе ни одного нового друга
  3. Вы часто замечаете, что ребенок вернулся из школы переутомленным и подавленным. Или, напротив – излишне расторможенным и возбужденным
  4. Ребенок прямым текстом говорит вам, что ему плохо в школе

Наличие одного или нескольких признаков может стать для родителей сигналом того, что ребенок столкнулся с трудностями в адаптации к школе. Рассмотрим наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются современные первоклассники и их родители.


Проблемы школьной адаптации и пути их решения

1.Эмоциональный стресс. Наиболее сложным периодом в жизни каждого школьника считаются первые две недели обучения. Именно в этот период нервная система ребенка, не успевшая адаптироваться к новому режиму, может болезненно реагировать на нагрузки. Следствием этого может стать повышенная усталость, раздражительность, сонливость, плаксивость.

Как распознать? Главным признаком психоэмоционального стресса ребенка является ухудшение общего физического состояния – нарушения сна, потеря аппетита, а также частые смены настроения.

Как помочь? Для того чтобы режимные моменты не стали слишком серьёзным стрессом, желательно начать приучать ребенка к ним за несколько месяцев до похода в первый класс. Приучите ребенка ложиться и вставать в одно и то же время, выделите время для прогулок, приема пищи и т.д.

2. Страх перед неудачами. По мере того, как школьная программа будет усложняться, ребенок может начать замечать за собой что далеко не все получается так легко, как вначале. Первые неудачи могут серьезно выбить ребенка из коле, а то и надолго отбить у него делание учиться.

Как распознать? Дети, испытывающие страх перед неудачами, крайне болезненно воспринимают замечания со стороны учителей, они боятся приниматься за новое дело. Ошибка допущенная на письме или при чтении, а также выполнении домашнего задания часто провоцирует у него бурные реакции вплоть до слез.

Как помочь? Старайтесь поощрять каждый, даже самый незначительный успех ребенка – будь то правильно прочитанное слово или аккуратно написанный крючок в прописи. Помните, что каждый новый шаг в освоении новых знаний для первоклассника дается с большим трудом. Не менее важно, чтобы ребенок был уверен – вы любите его вне зависимости от его школьных успехов.

3. Неспособность справиться с повышенной интеллектуальной нагрузкой. Школьное обучения требует от ребенка усидчивости, повышенной концентрации внимания. Все это часто требует навыков, еще не до конца резвившихся у ребенка младшего школьного возраста.

Как распознать? Ребенка, не справляющегося с интеллектуальной нагрузкой, выдает возбудимость, невнимательность, отсутствие интереса к чему-либо. Они могут демонстрировать беспричинное упрямство и негативизм, вплоть до полного отказа от учебной деятельности.

Как помочь? Начало младшего школьного возраста для ребенка отмечается сменой ведущего вида деятельности – на место игровой приходит учебная. Для того, чтобы этот переход стал для ребенка менее болезненным постарайтесь смягчить его, включая в обучение игровые моменты. А также разнообразив процесс заучивания нового материала при помощи наглядных пособий. Это позволит «разгрузить» психику ребенка, превратив скучное обучение в увлекательную и интересную игру.

4.Несформированность познавательной мотивации. Отсутствие понимания важности школьного обучения.

Как распознать? Дети, у которых не до конца сформирована познавательная мотивация не понимают для чего они ходят в школу и зачем им нужно школьное обучение.

Как помочь? К сожалению стоит отметить, что большинство родителей редко уделяют мотивационной готовности ребенка к школе должное внимание. На самом деле уже к моменту поступления в первый класс ребенок должен очень четко понимать, для чего он идет в школу и как ему могут пригодиться полученные знания в будущем.

5.Болезненная адаптация в новом коллективе. Довольно часто дети страдают из-за плохих отношений как с коллективом сверстников, так и учителем.

Как распознать? Ребенок не рассказывает об одноклассниках и о том, как он проводит время с детьми в школе и за ее пределами. А зачастую – жалуется на действия со стороны других детей и педагога.

Как помочь? Для начала определитесь с тем, какие именно проблемы мешают ребенку наладить отношения с одноклассниками. Дети не хотят играть с ним потому, что он задирает и бьет сверстников? Или ваш ребенок, напротив, сам становится жертвой насмешек и издевательств? Затем – подумайте что именно подталкивает ребенка вести себя именно таким образом. Какие его потребности остаются без внимания? Какие просчеты в воспитании вы допустили? Если вам не удается самостоятельно найти ответы на эти вопросы – не стесняйтесь обратиться за помощью к школьному психологу. Первый класс – это период, когда ребенок начинает приобретать социальную роль, которая может надолго закрепиться и во многом предопределить его будущее.


Как помочь ребенку адаптироваться к школе? Советы родителям

1. Чаще хвалите ребенка и поменьше критикуйте его. Помните – основная задача сейчас – помочь ему поверить в себя и свои силы

2. Поощряйте ребенка говорить о своей жизни в школе и своем классе. Демонстрируйте искренний интерес к нему

3. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка – темперамент, комфортный для него режим работы и т.д.

4. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми – сравнивать ребенка можно только с самим собой

5. Старайтесь обеспечить ребенку возможность полноценно организовывать свою досуговую деятельность

Простые советы помогут вашему ребенку безболезненно пережить один из самых сложных периодов в его жизни и понять, что школьная жизнь не так сложна, как это может показаться на первый взгляд.

Первый год в школе - это сложный период в жизни ребенка. Он вступает в новую, взрослую жизнь. Для родителей этот период не менее сложный. От них требуется максимальное участие в жизни малыша, грамотный психологический подход. В первом классе у ребенка формируется отношение к школе и вообще к процессу обучения. Чтобы малыш наиболее легко прошел адаптацию, необходимо учитывать его психическое и физиологическое состояние ежедневно.

Поступление в школу ставит перед ребенком ряд задач, выполнение которых требует от него концентрации физических и умственных сил. Учебный процесс пока непривычен для малыша, многие его стороны представляют для него большие трудности. Если в детском саду занятия длились 15-20 мин, то на уроке в школе это время увеличивается до 40-45 мин. Ребенку сложно высидеть урок, сложно не отвлекаться от занятий, сложно сдерживать эмоции. Он попадает в новый коллектив, ему нужно познакомиться с одноклассниками и учителями, установить с ними контакт. Требования школьной дисциплины отличаются от требований, которые предъявлялись к малышу в детском саду, у него появляются новые обязанности. Для того чтобы ребенок привык к школьному процессу, адаптировался к новым условиям, нужно время. Если адаптация пройдет успешно, то малыш втянется в учебу, и ему с легкостью будут даваться школьные знания. Он научится соответствовать школьным требованиям.

Как показывает опыт, не все первоклассники легко переносят адаптацию. Многие, даже обладая высоким уровнем интеллектуального развития, не могут справиться со школьной нагрузкой. Особенно тяжело проходит адаптация у детей, поступивших в школу в шестилетнем возрасте. Для них большую сложность представляет социальная адаптация, поскольку формирование личности у ребенка происходит только к семи годам. Шестилетний малыш пока не способен признать школьный режим, принять нормы школьного поведения, возложить на себя в полном объеме все школьные обязанности. В возрасте семи лет ребенок уже может произвольно регулировать собственное поведение, лучше адаптируется в социуме, вот почему специалисты рекомендуют отдавать ребенка в школу в возрасте семи лет, а не шести.

Очень важно помочь ребенку адаптироваться в новых условиях, безболезненно перейти от игровой формы деятельности к учебной. Сложно дается адаптация гиперактивным детям. Они неусидчивы, часто вскакивают с места, выкрикивают, перебивают учителя. Их расторможенность мешает учителю и остальным детям заниматься. К таким малышам учителю очень сложно найти подход, между ними возникает психологическая дистанция. С одноклассниками гиперактивным детям тоже сложно подружиться. Они вспыльчивы, иногда агрессивны, часто затевают драки. Однако ругать и наказывать гиперактивных малышей нельзя, им необходима помощь психолога.

У некоторых малышей встречаются другие проблемы с нервной системой. Они постоянно отвлекаются, им не хватает усидчивости, чтобы высидеть целый урок. Для решения проблемы ученику можно предложить индивидуальный график работы, чтобы он мог быстрее и легче адаптироваться к школе. К сожалению, большинство учителей хотят больше успеть на уроке, дать как можно больше материала, им не хватает времени, чтобы помочь отстающим ученикам. В таких случаях необходимо вмешательство родителей, которые могут корректно указать учителю на проблемы своего малыша и подсказать, как лучше с ним обращаться.

Некоторые дети просят разрешить им брать в школу любимые игрушки . Не нужно им это запрещать. Главное, объяснить малышу, что нельзя играть на уроке. А если во время перемены с ребенком будет частичка дома, то он легче перенесет адаптацию. Любимая игрушка дает чувство защищенности, особенно если ребенок застенчив и робок.

Начало обучения практически всем детям дается нелегко. В первое время малыши могут жаловаться на головные боли, усталость. Дети могут капризничать, часто плакать, плохо спать и отказываться от еды. Иногда могут возникнуть психологические трудности, например, страх, перепады настроения, нежелание идти в школу, неверное представление о своих способностях, может снизиться самооценка. В период адаптации снижаются защитные функции организма, дети начинают часто болеть.

Родителям надо набраться терпения и постараться избегать конфликтов с ребенком, его нужно поддержать в трудный для него период, а наказания и порицания только усугубят ситуацию. Ребенку будет еще тяжелее, если он и дома не встретит понимания и поддержки.

Адаптация к школе - это сложный многоплановый процесс. Он состоит из физиологической и социально-психологической адаптации. Составляющие адаптации связаны между собой. Любая из них способна оказать влияние на здоровье ребенка, его успеваемость в учебе, взаимодействие малыша со сверстниками и педагогами.

Как правило, в первый класс малыши приходят, уже имея за плечами определенный багаж знаний, полученных еще на занятиях в детском саду. Несмотря на это, первые полгода в школе являются самыми трудными для ребенка. Это объясняется разницей подачи информации детям. В дошкольных учреждениях малыши постигают знания ненавязчиво, в основном в игровой форме, в привычных для них видах деятельности. В школе все по-другому. Дети обязаны осознать учебную задачу.

Даже если ребенок проявляет интерес к учебе, необходима достаточная учебная мотивация. Он должен быть достаточно развитым и обладать ведущими качествами личности.

Период адаптации сопровождается изменениями в поведении детей. Это может проявляться в повышенной возбудимости малыша, проявлении агрессивности либо, напротив, вылиться в депрессивное состояние, заторможенность, чувство страха перед школой. Именно эти изменения в поведении отражают особенности психологической адаптации.

Если ребенок хорошо подготовлен к поступлению в школу , адаптация проходит для него в более легкой форме. Такие дети, как правило, в течение двух месяцев осваиваются в школьном пространстве, устанавливают дружеские контакты с одноклассниками, находят общий язык с учителями. Их поведение отличается доброжелательностью, спокойствием, хорошим настроением. Учебный процесс дается им относительно легко, они без проблем выполняют требования учителя, следуют школьным правилам. Иногда у них могут возникать некоторые сложности, например в контактах с другими детьми, поскольку школьные правила для них пока еще новы. Однако спустя некоторое время они осваиваются в школе и преодолевают все возникшие сложности.

У многих детей процесс адаптации затягивается на полгода. Они не могут включиться в учебный процесс, часто отвлекаются на уроках, играют, болтают с соседом по парте, не реагируют на замечания учителя, мешают работе класса. У таких детей возникают проблемы с усвоение учебного материала. Некоторые малыши проявляют отрицательные эмоции, они часто обижаются, плачут, плохо себя ведут.

Есть дети, которые в течение всего первого года обучения так и не проходят адаптацию к школе. Эти малыши составляют группу риска сточки зрения школьного невроза. Они могут часто и продолжительно болеть.

Родителям необходимо помочь своему ребенку принять позицию школьника. Можно проводить с малышом ненавязчивые беседы на тему школы, объяснить ему, почему необходимо учиться, зачем соблюдать школьные правила. Дома следует смоделировать игровые ситуации, которые научат малыша соблюдать школьные правила. Можно предложить ребенку самому придумать новые правила и проиграть их.

Если ребенок в первом классе отличается плохой успеваемостью, постоянными нарушениями школьной дисциплины, высокой конфликтностью с учителями и сверстниками, то ему ставится педагогический диагноз школьной дезадаптации . Бывают случаи скрытой дезадаптации, которая проявляется не на уровне школьной успеваемости и дисциплины, а в психологических переживаниях ребенка.

Дезадаптация может проявляться в активной и пассивной формах. Активная форма выражается в форме протеста, враждебности, отрицания. При пассивной форме у ребенка наблюдается повышенная тревожность, он пытается избежать сложностей, становится неуверенным в собственных силах и возможностях. В некоторых случаях у малыша могут проявляться соматические заболевания, он жалуется на усталость, головную боль, его может тошнить. В некоторых случаях появляются тики и заикание.

То, как пройдет адаптация у ребенка, во многом зависит от его самооценки . Формирование самооценки у малыша начинается еще в раннем возрасте в семье. Он узнает, что его любят, как его воспринимают окружающие. Уже в раннем детстве у человека закладываются ощущения успешности или неудачи. Появление такого свойства личности у ребенка, как рефлексия - осознание своего положения, позволяет ему оценить себя как хорошего либо плохого ученика. Эта оценка складывается из отношения к нему окружающих людей-родственников. одноклассников, учителей. В процессе адаптации у первоклассника формируется чувство компетентности либо неполноценности.

Помочь первокласснику преодолеть адаптацию к школе должны педагог и родители. Малыш в это время нуждается в чуткости и понимании, ему нужны любовь родителей, внимание учителей, в некоторых случаях и помощь психологов. Общаясь с ребенком дома, родителям следует обращать внимание на все его достижения, следует оценивать его поступки, а не его самого. Если у малыша что-то не получается, необходимо поддержать его, объяснить, что все неудачи временны, скоро у него начнет все получаться. Не стоит ругать ребенка за то, что у него возникают трудности в учебе, - это может резко снизить его учебную активность.

Если малыш часто болеет, то в школе может быстро утомляться, поэтому учебный процесс будет даваться ему тяжело, а нагрузка покажется слишком сложной. Таким детям нужно особое внимание родителей и педагогов. Надо найти возможность, чтобы снизить для них психологическую нагрузку, связанную с адаптацией. Желательно, чтобы после занятий такие малыши проводили время дома, а не в группе продленного дня. Им будут полезны дневной сон и прогулки на свежем воздухе. И. конечно, нельзя забывать о психологической поддержке. Ребенок должен чувствовать, что, несмотря на неудачи в школе, дома его по-прежнему любят и ценят.

Сложнее переносят адаптацию дети, которые до поступления в школу не посещали детский сад. У этих малышей мало опыта общения со сверстниками, поэтому им сложно взаимодействовать с одноклассниками и учителями, так как они ждут, что в школе к ним будут относиться так же, как дома. Попадая в новую для себя обстановку, они не понимают, почему учителя не выделяют их среди других детей, а относятся ко всем одинаково, а сверстники не хотят признавать в них лидера и уступать в чем-либо. Это может привести ребенка к стрессовой ситуации, что влечет за собой нежелание ходить в школу, жалобы на то, что его все обижают.

Многие родители неадекватно реагируют на такого рода жалобы своего малыша. Они начинают думать, что их ребенка действительно обижают одноклассники, а учитель недолюбливает и относится предвзято. Прежде всего необходимо выяснить причины сложившейся ситуации. Малышу нужно показать, что его понимают, посочувствовать и вместе с тем попытаться проанализировать возникшую проблему. Ребенок не имел возможности научиться правильно общаться в коллективе, так как привык быть дома с родственниками. Конечно, сейчас ему сложно найти контакт с одноклассниками.

Его нужно научить , подсказать, как себя вести в той или иной ситуации, чтобы обзавестись друзьями, завоевать симпатию и признание. Он чувствует себя в школе таким одиноким и беззащитным, нужно показать ему искреннюю веру в его возможности. Если ребенок сможет поверить в себя, то справится и со всеми трудностями.

Почти все дети хотят начать учиться, ждут с нетерпением момента, когда смогут называть себя учениками. Как правило, все первоклассники хотят хорошо учиться, соответствовать школьным требованиям и выполнять школьные правила. В первый месяц практически у всех детей очень высокая мотивация к обучению. Задача учителя - поддержать на этом этапе малышей, дать им почувствовать радость от достижения успеха, помочь в преодолении трудностей, справиться со своими страхами.

Ребенок попадает в новую для себя среду . Он пока не знаком со школьными правилами и нормами поведения, не привык к новому режиму дня. Все это до него нужно донести, показать, научить. И это задача не только учителя, но и родителей. Они могут дома объяснить малышу, как правильно вести дневник и тетради, разобрать с ним различные ситуации, которые могут возникнуть в школе. Например, что делать, если на уроке малышу захочется в туалет.

Еще один важный момент - ребенок должен понять, что ошибки не являются преступлением с последующим наказанием. На ошибках учатся, это обычное явление в учебном процессе, поэтому не стоит бояться ошибиться. Учеба для того и существует, чтобы на собственных ошибках научиться не допускать их в будущем.

Если первый месяц сопровождается сильной мотивацией к учебе, то к началу второго месяца обычно происходит эмоциональный спад. Малыши начинают уставать, им не нравится рано вставать на занятия, долго сидеть за партой, учить уроки. Возникают первые трудности, однако именно они и учат малыша учиться. В это время ребенку нужно помочь справиться с трудностями. Здесь на первый план выходит учитель. Он становится для детей авторитетом, они копируют его, ссылаются на его слова в любых ситуациях. Часто учитель остается кумиром малышей вплоть до третьего-четвертого класса. У многих родителей этот факт может вызывать уколы ревности, однако стоит относиться к этому спокойно. Это вовсе не означает, что ребенок переключает свою любовь к родителям на учителя. Просто в жизни малыша наступает очередной психологический период, меняющий его социальную роль.

Можно сделать так, чтобы процесс учебы доставлял ребенку удовольствие и приносил радость. Если дома остались старые альбомы и тетради, в которых ребенок рисовал и писал раньше, можно сравнить их с новыми и отметить достижения. Этот процесс сравнения можно взять за привычку, тогда у малыша выработается стремление к постоянному самосовершенствованию. новым достижениям. Он будет видеть, чего добился, эмоционально переживать успех, что повысит его уверенность в себе. Ощущая моральную поддержку близких, ребенок начинает чувствовать свою ответственность по отношению учебе. При правильной мотивации со стороны родителей к концу первого года у первоклассника формируются пунктуальность, обязательность, познавательностъ. Только после того, как заканчивается адаптационный период, с него можно начинать требовать выполнения обязательств и строгого соблюдения школьных правил.

Если у ребенка при поступлении в школу возникает дезадаптация, то со временем она не исчезает, а превращается в комплексы. Его начинают считать асоциальным, на него навешивается ярлык неудачника. Вот почему так важно помочь малышу на самом старте школьной жизни.

Нельзя ругать ребенка за неудачи, нужно помнить, что все они преодолимы. Обсуждая успеваемость малыша, не нужно сравнивать ее результаты с эталоном или с результатами других детей. Сравнивать ребенка можно только с его собственными прошлыми результатами, отмечать любые улучшения. Если он не успевает в учебе, необходимо помочь ему найти вид деятельности, в котором он будет успешен и сможет себя реализовать. Это могут быть спорт, музыка, рисование или что-то другое. Тогда, отмечая его успехи на другом поприще, можно подчеркнуть, что раз он достиг хороших результатов здесь, то сможет научиться и всему остальному.

Не нужно заострять внимание на школьных оценках. Ребенок не должен думать, что его любят за хорошую успеваемость. Он должен понимать, что близкие его ценят, несмотря ни на что, принимают таким, какой он есть. Родители должны проявлять искренний интерес к школьной жизни ребенка, не акцентируясь только на оценках. Школьная жизнь насыщена другими интересными событиями - праздниками, мероприятиями, экскурсиями, о которых первоклассник с удовольствием расскажет.

Нужно поощрять занятия малыша теми видами деятельности, в которой он наиболее успешен, это позволит поднять его самооценку и обрести веру в себя. Если родителям удастся снизить у малыша чувство тревоги, то ему легче будет работать на уроках и он быстрее добьется успеха.

Любые события - важные

В этот ответственный в жизни школьника период, период адаптации к школе, родители должны быть особенно внимательны к своему ребенку. События, какие происходят у него в жизни, внове ему и представляют для незакаленной психики немалый груз. Быть может, поэтому, замечаете вы, ваш ребенок так устает, и то радостное возбуждение, каким сопровождались посещения школы в первые дни

сентября, довольно быстро сменяется заметным унынием. Некоторые проблемы могут возникнуть у первоклашки и со сверстниками, а ребенок, находившийся всю свою жизнь при маме, в «тепличных условиях», не имеет опыта решения этих проблем; он с кем-то повздорил или даже подрался и теперь растерян, угнетен, у него, понятно, нет никакого настроения, и то, что увлекало вчера, сегодня совсем неинтересно, весь мир представляется ему в серых тонах... Вот здесь-то и необходимо вмешательство внимательной мамы.

Тактично выяснив причину изменившегося в худшую сторону настроения (один ребенок расскажет о своих бедах сразу, едва мама начнет расспрашивать его, другой будет таить свои проблемы в себе, но, поскольку он нуждается в помощи взрослого и, должно быть, понимает это, он не будет скрытничать долго), мама должна успокоить ребенка и предложить несколько вариантов его достойного поведения и, соответственно, несколько вариантов развития ситуации; а ребенок пусть выберет и постарается воплотить в жизнь тот, что ему более по душе.

Иногда дети, столкнувшись в школе с «неразрешимыми» проблемами, столь глубоко их переживают, что у них даже начинает страдать самочувствие. Поэтому так важно вовремя заметить, что у ребенка как будто не все благополучно.

Способствовать адаптации к школе

Привыкание, или иначе адаптация, ребенка к школе - процесс довольно длительный и у многих детей особенно «домашних», а также у чрезмерно впе-чатлительных и ранимых, у обладателей так называемой художественной натуры, проходит довольно трудно. И ребенку следует помогать адаптироваться.

Как это делать?.. Чаще разговаривать с ребенком о школе, о великой значимости ее, о том, что пусть и трудно бывает в школе, но без школы современному человеку - никуда; в свободное время вместе прогуляться с ребенком возле школы, поговорить с ним о новых друзьях, при необходимости помочь советом - как выйти из непростой (конфликтной) ситуации; можно рассказать о своих былых взаимоотношениях со школой, о своих трудностях и успехах, чтобы у ребенка была возможность сравнить и чтобы он мог в очередной раз почувствовать себя человеком в обществе (любого поддерживает знание того, что все испытывают одинаковые трудности). Кто-нибудь из родителей должен помочь ребенку организовать дома рабочее место: вот в этом ящике письменного стола должны лежать учебники, а в этом тетрадки; то, что необходимо при работе сейчас, должно быть аккуратно разложено на столе, а не свалено в кучу. Разумеется, мама подпишет красивым почерком тетради, и обернет плотной бумагой учебники, и в пенале наведет порядок, и приколет к ранцу симпатичный значок... причем ребенок должен видеть все, что она делает; наблюдая, он учится, приобщается и, конечно же, укрепляется духом, понемногу адаптируется.

Правильное отношение к отметкам детей

В некоторых школах в начале первого года обучения отметок ребенку не ставят вообще. Потом си-стему отметок вводят, но относятся к отметкам более как к проявлениям некоей игры. Вообще начало обучения ребенка в школе - скорее игра, чем серьезное ответственное дело. И это правильно: игра для ребенка - наиболее гармоничный и эффективный способ обретения знаний. Отметки учитель ставит скорее для себя, чем для ребенка и его родителей. Поэтому и отношение у родителей к отметкам должно быть соответственное.

Если ребенок получает высшие отметки, можно его успехам немного порадоваться, но не превозносить свое чадо до небес, не садить его в «красном» углу и ему не кланяться; если же отметки, мягко говоря, оставляют желать лучшего, то не следует хвататься за голову, паниковать и тем более ругать и на-казывать ребенка; можно разве что демонстративно погрустить - этой вашей реакции будет достаточно для того, чтобы юный школьник сообразил что к че-му и сделал выводы (не хочешь расстраивать любимую маму — старайся).

Неправильно поступают те родители, какие поощряют своего ребенка материально: дают за хорошие отметки деньги, дарят дорогие подарки; нет спору, этот метод поощрения действенный, но он - не более чем начало пути воспитания корыстного, лицемерного человека; поднаторев в «зарабатывании» хороших отметок (хитреца будут интересовать отметки, а не знания), ребенок станет «покупать» у родителей все, что ему необходимо; он даже будет заключать с родителями своеобразные договоры, и в конце концов процесс обучения может обратиться в торг (если не разрешаете мне еще часик поиграть на компьютере, не буду сегодня учить уроки).

Демократия в доме

Родители, желающие воспитать в своем ребенке настоящую сильную личность, должны стремиться к установлению у себя в доме демократических отношений. Для ребенка очень важно чувствовать уважение со стороны родителей; время от времени ему нужно демонстрировать, что он не последний член семьи (место которого в семейной иерархии где-то между старшим братиком и собачкой), что он равен другим, самым уважаемым, и может пользоваться равными с другими правами (но, не забудьте, имеет и обязанности).

Нравственное превосходство, которое имеют родители и иные старшие члены семьи, богатство их жизненного опыта должны быть направлены на достижение истинного авторитета. Без такого авторитета демократический порядок в семье невозможен.

Времена меняются...

Известная мудрость, приписываемая франкскому императору Лотарю (IX в. н.э.), звучит так: «Тешрога mutantur et nos mutamur in illis», что означает: «Времена меняются, и мы меняемся в них». То, что времена меняются, мы можем видеть даже в течение своей не очень длинной жизни. И должны делать определенные выводы. Вместе с временами меняются и дети, и их интересы тоже. То, что было интересно в детстве родителям, а тем более бабушкам и дедушкам, вряд ли сильно увлечет нынешних детей. Трудно представить, например, чтобы наши дети днями напролет играли во дворе в «бабки» или в «лапту» или с азартом бросали в стенку медные пятаки. Времена изменились, изменились и возможности. Детям подавай «приставку» к телевизору, а еще лучше - компьютер с морем разливанным электронных игр... Некоторые родители, ностальгически вспоминая собственное счастливое детство, пытаются научить своих детей тем играм, в которых развивались сами, и приобщить к тем ценностям, к которым когда-то сами приобщились. Но особого успеха их усилия в этом направлении не имеют иные родители, проявляя настойчивость, прямо-таки насаждают на ребенка так называемые стереотипы своего детства.

Они полагают, что ребенок их вырастет непременно хорошим человеком (и таким же многоопытным, мудрым, закаленным перед лицом жизненных трудностей, как они сами), если пройдет именно по тем ступеням, по каким однажды прошли они. Однако это не так. Он, конечно же, вырастет хорошим человеком, достой-ным своих родителей, если родители будут проявлять гибкость, если будут систематически заниматься со своим ребенком, если будут учитывать, что с переменой времен идет переоценка ценностей, если поймут, что ребенку их (этому новому поколению вообще) предстоит пройти по своим ступеням.

От родителей, любящих своего малыша и желающих оказать на него действительно позитивное влияние, требуется, призвав на помощь свои высокие нравственные качества, используя свой немалый жизненный опыт, свой интеллект, помочь ребенку отличить истинные ценности от ложных, — как бы двигаться вместе с ним по его ступенькам, подстраховывать его.

Установите доверительные отношения со своими детьми

Отношения с ребенком должны быть установлены непременно доверительные. С кем еще, помимо самых близких родственников, у ребенка могут быть такие отношения?.. Между тем ребенок часто нуждается в искреннем общении; некоторые проблемы, какие у него возникают, он не в силах разрешить самостоятельно; ему нужны совет и деятельное участие опытного человека - мамы. И если у ребенка по каким-то причинам нет доверительных отношений с мамой, то ему практически невозможно от его проблем избавиться, он принужден страдать под их грузом. Доверительность в отношениях достигается постоянной доброжелательностью мамы, ее ласковостью, уважением к ребенку, активным вниманием и пр.

Ребенок должен быть уверен, что если он обратится за помощью к маме, все его сложности будут быстро и наилучшим способом устранены.

Не оскорблять ребенка подозрительностью

Ребенок должен быть уверен, что родители доверяют ему полностью. Если у ребенка такой уверенности нет, если ему приходится спрашивать разрешения по всякому мелкому поводу, то он вряд ли станет самостоятельным человеком. Ребенок, чувствующий, что слишком бдительные, контролирующие каждый его шаг родители подозревают его в совершении неких недостойных поступков, «сторожат» такие поступки, не может избавиться от комплекса вины, даже если вины нет; со временем он свыкается с комплексом вины, и эта привычка отражается на психологическом профиле ребенка не самым благоприятным образом - вплоть до того, что именно и по-двигает ребенка на те недостойные поступки (иными словами: чего боялись, того и дождались). Одним из условий нормального психического развития ребен-ка является уверенность в том, что родители уважают его. А разве уважение не проявляется в доверии?.. Без доверия со стороны родителей ребенок не может чувствовать себя свободным, не может в полной мере уважать себя.

Дошколята обычно с нетерпением ждут, когда же начнется школьная жизнь. Они рвутся к новым знаниям, школьной жизни, возможности почувствовать себя самостоятельнее. Но бывает, что процесс школьной адаптации у детей нарушается, появляются сложности в обучении. Психологи все чаще говорят о таком явлении, как школьная дезадаптация. Психолог для ребенка поможет справиться с любыми возрастными и социальным сложностями на пути развития.

Ребенок, придя в первый класс, встречается с новыми друзьями, знакомится с новыми взрослыми. Это сложный период. Ребенку нелегко научиться со всеми устанавливать контакты, соблюдать школьную дисциплину. Психологи говорят, что в шестилетнем ребенке еще не сформировалась личность, способная легко привыкнуть к школьному коллективу и обязанностям.

Дезадаптация у первоклассников проявляется в снижении эмоционального фона, появлении усталости. Как правило, это происходит на первых неделях обучения. Связано это с переменами в образе жизни, с возросшей нагрузкой и осенними погодными изменениями. Ребенок становится раздражительным, капризным, отмечается снижение аппетита, нарушения сна. Ему тяжело проснуться утром и сложно уснуть вечером. Длится дезадаптация не более месяца, потом ребенок привыкает к школьной жизни. В школе часто укорачивают школьные уроки, чтобы помочь детям легче адаптироваться.

Как вести себя родителям, чтобы избежать дезадаптации у ребенка?

Необходимо следовать режиму, даже по выходным. Так ребенок легче привыкнет к школьной жизни и не подвергнется нервному срыву.

При выполнении домашнего задания сначала делать письменные, потом устные, так легче осваивать учебный материал.

Во время подготовки домашних заданий делать небольшие перерывы.

Перед школой стоит хорошо отдохнуть. Не нужно во время летнего отдыха загружать ребенка учебными занятиями.

Хвалить ребенка за школьные успехи, повышать его самооценку, подбадривать в учебе.

Дома оборудуем удобное рабочее место для приготовления уроков. Стул должен быть комфортным, сидеть необходимо прямо.

Родителям нужно так организовывать учебный процесс ребенка, чтобы он мог полноценно отдыхать. Хорошо, если первоклассник немного поспит днем после школы, это поможет восстановить силы. На завтрак стоит готовить что-нибудь легкое. Если ребенок не хочет есть в школе, не нужно его заставлять. В период адаптации аппетит снижается. Пусть ребенок ест тогда, когда действительно проголодается. Не все дети едят казенную пищу, ничего страшного, так ребенок лучше пообедает дома.

Прежде чем отдавать ребенка в школу в шесть лет, стоит задуматься, а готов ли он к школьным нагрузкам. Часто ребенок готов учиться, но только в присутствии взрослого. Авторитет учителя для него в этом возрасте непререкаем. А родители в понимании ребенка оказываются за пределами учебной ситуации, поэтому их можно не слушаться. Дома ученик ведет себя по-другому, игнорирует советы взрослых. Это явление временное.

Как родителям понять, что адаптация проходит нормально?

Ребенок здоров, не жалуется на головные боли, имеет хороший аппетит, не выглядит уставшим.

Первоклассник сам просыпается по утрам, чувствует себя отдохнувшим.

Ребенок успешно справляется с домашними заданиями, успевает отдохнуть и погулять.

Чтобы помочь ребенку отдохнуть после школы, можно сделать легкий массаж. Полезны массажные коврики, массаж головы, мочек ушей. Можно заняться легкой гимнастикой.

Задача родителей – быть максимально внимательными и чуткими к ребенку, и тогда первоклассник быстро и легко адаптируется к школьному образу жизни.

Советы родителям

Как помочь ребенку адаптироваться в школе

22953

как правило, родителей первоклассника сильнее всего волнуют вопросы, связанные с учебой. это, безусловно, важно, но главная родительская задача в этот период – помочь ребенку адаптироваться к школе.

хотя для большинства детей поступление в школу – это радостное событие, которого они очень ждут (ведь для них это значит стать почти взрослыми), для любого ребенка это событие является большим стрессом, и требуется время, чтобы он адаптировался к такой глобальной перемене в своей жизни.

проявления стресса

первоклассники переживают состояние стресса. это происходит по-разному. часто это видно невооруженным глазом: ребенок становится вялым, бледным, у него могут появиться головные боли или боли в животе, нарушается сон, он часто болеет.

Не всегда родители понимают, что изменения в поведении их ребенка - это следствие стресса. у ребенка могут начаться капризы и истерики, или он вдруг начинает грубить и хамить родителям. если это произошло в первые месяцы посещения школы, не стоит списывать такое поведение на « ».

следует учитывать, что не всегда стрессовые проявления носят явно негативный характер. часто стресс проявляется в том, что ребенок становится на удивление дисциплинированным: без напоминаний с вечера собирает портфель, вскакивает с постели сразу после звонка будильника, стремится прийти в школу за полчаса до начала занятий. родители радуются: «замечательно! пошел в школу и сразу повзрослел!» но не следует впадать в иллюзии. такая несвойственная раньше малышу ответственность и дисциплинированность говорит о том, что он очень сильно переживает и волнуется.

родители в этот период должны быть особенно чутки и бережны по отношению к своему ребенку. любые изменения в поведении их малыша должны быть для них настораживающим сигналом, ведь наша задача не только в том, чтобы наши дети получили хорошее образование, но и в том, чтобы они сохранили свое физическое и психическое здоровье.

адаптация к школе занимает от 2 до 6 месяцев. поговорим о том, как помочь ребенку пройти период адаптации к школе с наименьшими потерями.

оставлять ли на продленку?

в каждой семье этот вопрос решается, естественно, в соответствии с возможностями самой семьи, и все-таки, если есть хоть какая-то возможность, то в первые месяцы лучше, чтобы сразу же после уроков малыш уходил домой.

если вы работаете, то можно попытаться перейти на неполный рабочий день на пару-тройку месяцев. может быть, бабушка или еще кто-то из родственников смогут вам помочь? или вы договоритесь с соседкой-пенсионеркой, чтобы она забирала ребенка из школы? если есть возможность, то наймите на пару месяцев няню. если у вас или у папы есть отпуск, то лучше его взять сейчас, чтобы хотя бы в течение первых недель ребенок мог не посещать продленку.

если же такой возможности нет, то обязательно в первые же дни познакомьтесь поближе с воспитательницей группы продленного дня и внимательно присмотритесь к её отношению к детям.

не уповайте на то, что школа, в которую вы отдали ребенка, имеет хорошую репутацию.

даже в хорошей школе высокие требования предъявляются, как правило, к учителям, а не к воспитателям гпд, поэтому все зависит от личности конкретного воспитателя. кто-то относится к своим подопечным с душой, стремится организовать для них интересные игры, доброжелательно общается.

но бывают и такие, кто позволяет себе кричать на детей или может «забыть» ребенка на улице, а в ответ на жалобу родителей вымещает обиду на ребенке – только ему запрещает в течение всего времени, пока не придут родители, выходить из класса (мне известен такой случай). очевидно, что в период адаптации ребенка к школе пребывание «под крылом» такого педагога просто противопоказано.

физическая нагрузка

ем известно, как важна для развития ребенка физическая нагрузка. и именно ее катастрофически не хватает ребенку в школе! до школы малыш почти непрерывно находился в движении, а теперь он вынужден неподвижно сидеть на уроках, причем по несколько часов подряд.

переменки не в счет, во-первых, они короткие, а во-вторых, обычно в школе детям во время перемены не разрешают бегать или играть в слишком подвижные игры. два урока физкультуры в неделю тоже не восполняют дефицит двигательной активности. в результате, ребенок устает от неподвижности, которая постепенно становится хронической.

кроме того, в этот период ребенок испытывает высокую нервную и психическую нагрузку, а в этой ситуации двигательная активность является первым «лекарством».

обязательно организуйте досуг ребенка таким образом, чтобы он скомпенсировал своё долгое сидение за партой. это может быть , бассейна, езда на велосипеде или обычные подвижные игры во дворе. в среднем, ребенок этого возраста должен находиться в активном движении не менее 2 часов в день .

если есть возможность, то до школы и обратно лучше пройтись пешком. а если школа расположена рядом – можно выходить пораньше, чтобы, сделав небольшой крюк, прогуляться лишние 15 минут.

свежий воздух

замечено, что дети, посещающие школу, гуляют в среднем 15 минут в день. согласитесь, когда видишь такую цифру, испытываешь горечь. ведь первоклассник – еще маленький, и бывать на свежем воздухе ему необходимо так же, как и дошкольнику. ребенку, нервная система которого испытывает стресс от свалившихся на него нагрузок, это необходимо вдвойне.

Теперь, в связи с новым, школьным, режимом утренние прогулки отменяются, поэтому во второй половине дня желательно уместить 2 прогулки. лучше всего первую прогулку устраивать минут через 20 после обеда, а вторую – перед сном, вместо сидения за компьютером или телевизором. тем более, ребенку обычно не хватает общения наедине с мамой или папой, а гуляя перед сном, можно и поговорить по душам, и поиграть немного. так что такая прогулка будет служить сразу двум целям.

В выходные дни и в каникулы старайтесь гулять с ребенком в том же режиме, как это происходило до школы: утром и вечером, примерно, по 1.5 часа, а в хорошую погоду по 2 часа.

сон

очень важно, чтобы в этот период ребенок полноценно высыпался. если же ребенок будет испытывать дефицит сна, то «досыпать» он будет на первых двух уроках. понятно, что эффективность обучения при таких обстоятельствах будет не слишком высокой.

Если ребенок привык днем спать, то укладывайте его на послеобеденный сон.

Ребенок этого возраста должен спать примерно 11 часов в сутки. постарайтесь, чтобы вечером он укладывался не позже 9 часов.

Старайтесь, чтобы перед отходом ко сну ребенок не играл в шумные возбуждающие игры или не играл на компьютере.

Перед сном сделайте ему расслабляющий массаж, предложите принять теплую ванну. очень хорошее расслабляющее средство – чашка теплого молока, выпитая перед сном.

Выспавшийся ребенок встречает утро в радостном настроении. если ваш ребенок с утра выглядит хмурым или вялым, то значит отведенных для сна часов ему недостаточно.

Организуйте режим малыша так, чтобы у него было достаточно времени перед выходом в школу. ребёнок не должен чувствовать спешки и нервничать, он должен спокойно привести себя в порядок, позавтракать и настроиться на «рабочий день».

домашние задания

в соответствии с законом нельзя задавать первоклассникам работу надом в первом полугодии, но не все учителя этого придерживаются. поэтому несколько рекомендаций и на эту тему.

Второй пик мозговой активности приходится на 14-17 часов (первый - от 9 до 12 часов утра), поэтому домашнее задание выполнять лучше в этот промежуток времени.

Перед выполнением домашней работы ребенок должен не только пообедать, но и в обязательном порядке погулять.

Первоклассник не должен сидеть над домашней работой больше часа. если это не получается, то есть смысл поговорить с учителем.

Бывает, что в начальной школе детям задается столько домашней работы, что о разумном времени ее выполнения и говорить не приходится. иной раз в этой работе, честно говоря, нет серьезной необходимости (например,ученик уже хорошо пишет, но учитель настаивает, чтобы все рабочие тетради по прописям были заполнены). допустим, вы видите, что ребенок в течение часа старательно сидел за уроками, явно уже устал, но тут выясняется, что еще нужно стихотворение к празднику выучить. в этом случае, я думаю, не грех помочь ему. этим вы не сделаете ребенка лентяем, зато сохраните его здоровье и не привьете отвращение к учебе.

Начинать домашнюю работу лучше всего с чтения, а потом делать остальные предметы. это поможет ребенку настроиться на выполнение заданий по другим предметам. если малыш хочет начать с задания, которое в данный момент кажется ему более интересным, то родителям необходимо предоставить ему в этом вопросе полную свободу.

Во время выполнения домашней работы устраивайте малышу «переменки» на 10 минут. и пусть он привыкнет, что домашняя «переменка» – это не сиденье перед телевизором или компьютером. лучше всего если он попрыгает, покувыркается или потанцует.

учеба

старайтесь в этот период поменьше волноваться на эту тему. интересуйтесь учебой своего малыша, но в меру.

не забывайте, что первокласснику очень сложно в течение всего учебного дня быть внимательным, старательным и аккуратным. поэтому не расстраивайтесь, если в первое время он будет что-то забывать или не успевать, палочки в прописях будут неровными, а цифры будут написаны наоборот. нормально развивающийся, здоровый ребенок непременно со временем научится читать, считать и писать.

учителям хорошо известно, что отлично успевающая в начальной школе девочка в дальнейшем может оказаться весьма посредственной ученицей, и, наоборот, мальчик, которому с трудом давалось чистописание, в старшей школе может выигрывать все олимпиады по математике и физике.

в этом возрасте самое важное – сохранить интерес к учебе и познанию нового.

Ни при каких обстоятельствах не упрекайте ребенка за то, что у него что-то плохо получается или он что-то прослушал, или забыл.

Не сравнивайте его школьные успехи с успехами других детей или своими собственными, когда вы были в его возрасте, ни в лучшую, ни в худшую сторону.

Не пугайте его двойками, которые он будет получать, если не научится писать, считать и вообще быть внимательным и усидчивым, каким полагается быть прилежному ученику.

Не рассказывайте страшилок, типа, «будешь плохо учится, станешь дворником».

Не награждайте (и уж тем более не наказывайте) за успехи в учебе.

Но с интересом относитесь к тому, чему малыш научился, с радостью отмечайте, если что-то ему удалось хорошо сделать. спрашивайте, что интересного он сегодня узнал, что нарисовал на уроке рисования, во что играл с друзьями на перемене. если малыш поделился с вами чем-то из услышанного на уроке, что показалось ему интересным, постарайтесь развить тему, например, расскажите еще что-нибудь интересное об этом.

сто родители первоклассников подключают к своим наставлениям теперь еще один аргумент: «как тебе не стыдно, перепачкался весь! ты же большой - в школу ходишь!». или это становится новым аргументом для каких-то ограничений или побуждений: «уступи сестренке. ты ведь теперь школьник!» иногда родители считают, что, став первоклассником, ребенок перешел «в другой ранг» и поэтому должен отказаться от каких-то своих детских привычек.

на самом деле первоклассник и так страдает от того, что на него свалился целый ворох новых правил, требований и обязанностей, причем до конца ему не понятных и не известных.

малышу тяжело справиться с этим грузом, он переживает и волнуется, оказавшись в этой новой школьной жизни, и время от времени ему необходимо чувствовать себя маленьким ребенком, который никому ничем не обязан.

1) в первые месяцы адаптации к школе предоставляйте своему ребенку возможность чувствовать себя маленьким, если он этого хочет: сажайте к себе на колени, читайте давно известные и любимые стишки или сказочки, вместе с ним поползайте по полу, играя в машинки или куклы, разрешайте ему уснуть в вашей кровати и т.д.

2) не апеллируйте к тому, что он теперь школьник и «большой». вы же не станете спорить с тем, что человек не может повзрослеть или измениться вдруг, только потому, что у него теперь появилась новая роль (молодая жена не станет прекрасной домашней хозяйкой на следующий день после свадьбы). ребенок от таких слов не станет более сознательным, зато под гнетом подобных апелляций ему будет тяжелее привыкнуть к новой нагрузке.

3) в этот период снизьте уровень обычных требований, предъявляемых к ребенку.

4) в довесок к новым школьным обязанностям не нагружайте ребенка другими новыми требованиями, кроме тех, которые относятся к школе и являются обязательными. например, приходить в школу к началу уроков – обязательное требование (условно), а вот приготовить одежду к завтрашнему дню – это пока не обязательно.

5) на эти несколько месяце адаптации к школе, отложите посещение дополнительных кружков и секций, если они не спортивные.

6) если вы заметили, что ребенок устал, не бойтесь оставить его на один день дома, или позвольте не готовить домашнее задание. чтобы не возникло недоразумений, предупредите учителя звонком или запиской.

7) чтобы малыш чувствовал себя в школе более уверенно, давайте ему собой любимые игрушки (но не самые любимые, так как в школе они могут потеряться).

8) дайте ребенку мобильный телефон, чтобы в любой момент он мог с вами связаться, и вы могли ему помочь справиться с возникшей проблемой.

9) для психологического комфорта ребенку очень важно, чтобы у него в новом сообществе появились друзья и приятели. поговорите с самим ребенком, учителем, понаблюдайте за тем, как происходит общение ребенка с одноклассниками.

если вы убедитесь, что в этом вопросе вашему чаду нужна помощь, то окажите её:

Помогите детям обменяться телефонами;

Давайте ребенку с собой небольшое угощение для новых приятелей: конфетки, мармеладки и т.д.

Давайте ребенку с собой маленькие интересные игрушки, чтобы на перемене ему было проще вступить в игру с кем-то из других детей.

Материал к занятию.