Сербы и хорваты: братские народы, недолюбливающие друг друга. Балканские предрассудки: хорваты воинственные, сербы агрессивные, боснийцы консерваторы

Хорватский и сербский язык очень похож между собой. Потому как они являются просто разными диалектами сербохорватского. В когда-то существовавшей Югославии он назывался именно так. Языки имеют несколько различий, касающихся написания. Так хорваты используют буквы исключительно латинского алфавита. Сербы в свою очередь используют кириллицу. В произношении также присутствуют различия. Там, где хорваты используют протяжную гласную букву, сербы произносят ее четко и коротко. Кроме этого, присутствуют различия в образовании слов. Сербская нация в большинстве случаев использует слова иностранного происхождения. Хорваты же в этом смысле более уважают собственные корни. Новые слова они «придумывали» основываясь на уже существующих славянских. Тем не менее эти народы дружественные и прекрасно понимают друг друга, даже разговаривая на собственных диалектах. Чтобы понять точнее можно провести аналогию. Серб и хорват понимают друг друга практически так же, как русский и украинца или белоруса.

Хорватский и сербский язык очень похож между собой // Фото: slavyanskaya-kultura.ru

Вражда

Несмотря на огромное количество схожести между двумя народами их отношения довольно натянуты уже не один десяток лет. Хорватия по сей день не может простить своим собратьям нападение на них Югославии. Оно состоялось в 1991 году. Также сербы осуществляли осаду Дубровника. Относительно данных событие хорваты подали иск в международный суд. Его одобрили еще в 1999 году. Сербия была несколько поражена подобным исходом и в свою очередь начала обвинять хорватов в геноциде против и сербского народа.

Стоит отметить, что в Сербии на данный момент проживает небольшое количество хорватов. Но вот в Хорватии представителей «дружественного» народа практически не наблюдается. Все это неспроста, ведь государство когда-то проводило операции по изгнанию из своих территорий сербов. Они выражали открытую антипатию этим людям и считали их настоящими врагами государства.


В Сербии на данный момент проживает небольшое количество хорватов // Фото: livemaster.ru


В результате взаимных колкостей не только хорваты, но и сербы не любят соседний славянский народ. У сербов даже был довольно интересный принцип: не любить никого, кто стоял на стороне Хорватии в терках против Сербии. Сербия по сей день напоминает Хорватии, как та вела активное сотрудничество с германскими нацистами. Также сербы и хорваты начали активные противостояния и из-за отличающихся религий. Югославия, которая состоит из шести разных республик уже практически позабыла о какой-либо религии из-за своих социалистических взглядов. Но именно как-раз религиозные противоречия и послужили когда-то недобрую службу началу конфликта.

Современный взгляды

Хорваты по своей природе очень схожи с польским народом. Исключением в их поведении есть то, что они полагают, что русский народ им чем-то обязан. Хорваты уважают личное пространство и если вы случайно вторгнитесь в него, то он расценит это как настоящее хамство. У людей данной национальности очень четко разграничены понятия «твое» и «мое». Так, их дома обгорожены забором, но отнюдь не двухметровым, как это иногда встречается в России. Но вот деловые отношения с хорватами вести крайне просто. Они прагматичны и конкретны.


Сербия по сей день напоминает Хорватии, как та вела активное сотрудничество с германскими нацистами // Фото: levoradikal.ru


Сербы, хоть их и не любят многие народы, но все же нам роднее. Но в отличие от русских они боле эмоциональны, поэтому если представитель сербской нации начнет вам что-то доказывать или утверждать, но не стоит все принимать на веру. Однако, несмотря на это сербы врут в разы меньше, чем русские. Так, как у русского народа несколько размыта реальность, то с ними о чем-то договариваться крайне сложно. Чувства и эмоции для сербов стоят на первом месте, у хорватов же на пьедестале находится материальный достаток.

Загреб - По мнению граждан стран бывшей Югославии хорваты - народ культурный, гостеприимный, но заполитизированный, воинственный, и ленивый.

Мнения о хорватах их соседей отличаются в зависимости от страны, самое позитивное в Македонии, а самое негативное в Сербии.

Результаты исследования, проведенного преподавателем факультета политических наук из Загреба Божо Скоко, и несколько предыдущих соцопросов показывают, что имидж Хорватии гораздо более позитивный, чем считают аналитики и граждане этой страны.

У сербов хорваты ассоциируются с геноцидом, они считают их враждебными, заполитизироваными, но культурными и дистанцированными.

Интересно, что все, кроме словенцев, полагают, что хорваты трудолюбивы, и только в Словении хорватов считают ленивыми.

«Что касается имиджа Хорватии в соседних странах, с одной стороны он отражает последствия войны, жизни в последние 70 лет и мировоззрение, созданное СМИ за последние 10 - 20 лет, как хорватских, так и прессы соседних стран», - говорит Скоко.

Хотя первая ассоциация это война, за ней следуют красоты Хорватии, экономическое развитие, хорошие дороги, культурное наследие и тому подобное.

В Сербии Хорватию не рассматривают в качестве примера для евро интеграции, зато именно так ее воспринимают в Македонии, Боснии и Герцеговине.

По данным других исследований хорваты лучше всего думают о венграх, итальянцах и австрийцах, а чуть хуже относятся к словенцам из-за территориальных споров. Однако хорваты признают, что у словенцев более развитая экономика и демократия.

На Боснию и Герцеговину в Хорватии смотрят как на чудесную страну, где нет стресса, которая известна своей кухней и юмором. «Это свидетельствует о том, что мы не смотрим на БиГ шире, не воспринимаем ее как политического игрока», - считает Скоко.

Хорваты часто воспринимают сербов как воинственных националистов, патриотичных и агрессивных, а боснийцев как очень религиозных, гостеприимных, консервативных и веселых.

Это исследование в большой степени подтвердило предыдущие, в которых респонденты наиболее положительной чертой хорватов называли культурность. Скоко считает, что здесь имеет место стереотип, установившийся около ста лет тому назад как среди интеллигенции, так и у граждан соседних стран.

«Хорваты цивилизованный народ, но, согласно тому же стереотипу, достаточно политизированы, жесткие и холодные», - сказал Скоко.

На Востоке Хорватия воспринимается как развитая страна, которая несет культуру с Запада, но немного закрыта по отношению к Балканам.

В течении последних десяти лет на факультете политических наук в Загребе изучали социальную дистанцию, и выяснили, что она уменьшается с окончанием войны и всех конфликтов, ведь еще 20-15 лет назад она была особенно выражена по отношению к сербам, но в последние годы резко сократилась. Несмотря на то, что она все еще присутствует, по сравнению с некоторыми другими европейскими странами, которые воевали друг с другом, она не так выражена.

«В целом, хорваты доброжелательны по отношению к другим народам, и обидно, когда несколько хулиганов устраивают инциденты, которые позорят целый народ», - прокомментировал Скоко выходки футбольных болельщиков.

В который раз убеждаюсь, что самая мифологизированная (при том мифы - примитивные и глупые) часть планеты для русского народа - это не Палестина, не Америка, не Тибет и т.п., а Балканы.

Там вообще всё состоит из противоположных (на 180 градусов) мифов, которые, вдобавок ко всему, родились из нашей же собственной пропаганды. Сами придумали - и сами поверили.

То был миф про "братушек", которые сидят и ждут, что мы придём - чтоб они нас всячески поддержали. Это схоже с тем, что Гиммлер ожидал найти в Тибете Шамбалу, в которой его встретят какие-то там ламы, которые почему-то должны любить каких-то там германских мелких лавочников.

То появился миф про "мы их освобождали, а они - предали нас".

То, наоборот, существует какой-то абсолютно иррациональный миф о вредоностности хорватов, которые все некие "усташи". 99% из тех, кто произносит слово "усташи" понятия не имеют - что это значит, но произносят слово с шипением и ненавистью, находя зачем-то в Хорватии каких-то врагов.

При том один из этих мифов всегда меняется на другой, а ситуации без мифа вообще - почти всегда отсутствует.

Начнём с того, что мы не освобождали никогда никаких "братушек", которые за это должны нам быть верными. Точнее говоря, освобождали, конечно, но никто никогда в России не ставил себе задачу их освободить самих по себе. Мы шли освобождать наш Константинополь - жизненно необходимый нам по экономическим и геостратегическим причинам.

Попутно, разумеется, освобождали и часть "братушек" в виде Болгарии (и Румынии, которые вообще нам никакие не "братушки", у них даже слова такого в лексиконе нет, там не славянский язык). "Попутно" в данном случае означает "по пути", поскольку по пути от России к нашим проливам лежат Румыния и Болгария - и нельзя вернуть наши проливы, не освободив попутно от оккупации и Румынию с Болгарией, оккупированных Турцией так же - как Турция оккупировала наши проливы.

Понятно, что интерес союзничать с нами в момент освобождения был и у болгар с румынами, но это был тактический союз - где стратегически для нас и вовсе было больше пользы.

Но всегда, когда ведутся освободительные войны, - им в обязательном и нужном порядке сопутствует и пропаганда. Нельзя же не самому образованному русскому крестьянину объяснить - зачем ему кровь проливать и руки-ноги терять из-за каких-то там проливов, про которые у него лишь смутное представление.

Хотя проливы эти и правда стратегически необходимы всему народу - и полководец и глава государства, значит глава народа - это понимает. Поэтому для внутреннего пользования ведётся пропаганда об освобождении наших братьев в первую очередь. И для местных "братушек" ведётся пропаганда, что в первую очередь мы не проливами озабочены, а спасением их от османского (или германского, английского и т.д.) владычества.

Вы скажете, что они славяне и православные? Да, это плюс и он сближает, но это безусловно не основной мотив. Копты тоже православные, но широкого народного стремления освободить их от власти египетских арабов никогда не существовало. И освобождать чехов-славян мы никогда особо не стремились, по крайней мере не в той степени, - хотя очень приятно, что у Сталина это получилось.

И Прибалтику мы освобождали не по причине их православно-славянскости, нам нужно было Балтийское море, и всё.

Я не просто не говорю, что в этом нет ничего плохого. Наоборот, я настойчиво утверждаю - что это очень хорошо. Большому и великому народу нужно развиваться и территориально, поэтому русские освобождали народы по этим направлениям, а англичане, французы, испанцы, германские немцы и т.д. - по другим. И все всё делали правильно.

Но просто странно предъявлять к освобождаемым народам претензии по типу "да зачем мы кровь за болгаров проливали - ведь они воевали против нас обе мировые войны". Это не совсем так. Нет никакой логики в этих претензиях и в этом возмущении.

Что касается сербов и Сербии. Да - реально братский нам народ - и по славянскости, и по религии, и по чертам характера. Это очень и очень приятно. Поэтому "при прочих равных" всегда было особое удовольствие помочь им чуть больше, как и всегда делается по отношению к родным людям. Однако, при этом, было ещё и вечное совпадение интересов. Помимо братскости - в этом союзе была и взаимовыгодность. Сербы помогали нам воевать как с Австро-Венгрией, так и Турцией - мешавшим нам воссоединиться с нашими проливами. А мы помогали им отстаивать независимость Сербии, которая была им нужна.

Можно, конечно, сказать, что иногда из-за этого братства мы шли на излишние жертвы. В существующем мифе это часто упоминают. И это не так - ибо вопрос нужно рассматривать не тактически, а стратегически - на десятилетия и века. Кстати, в 19-м веке и в Первую Мировую мы шли на неоправданные жертвы скорее ради французов. Которые не славяне и не православные вообще. Хотя мы так с ними сроднились и побратались, что 90% белой эмиграции уехала во Францию, а не в Сербию.

При всём этом - вот из всех вообще славянских народов - именно Югославия при Тито (безусловно - всё-таки там преобладали именно сербы) - была самой вредной и даже вредительской по отношению к Советской России страной. Хотя те же болгары при этом были абсолютно подотчётны. Да и в 90-е не только "Ельцин предал Югославию", но и Милошевич с большим удовольствием нас постоянно "кидал". Вопреки братству.

Так что всё это просто политика, не более.

Но ровно то же и с хорватами. Они в НАТО, а Сербия не в НАТО? Да, хотя сомнительно, что Сербия не в НАТО лишь потому, что они "православные славяне", а хорваты - "славяне католические". Религия давно уже не имеет былого политического значения, что же касается культурного кода, то он у нас и с сербами, и с хорватами, и с болгарами, и с поляками - в общем и целом одинаковый. А сербы отличаются от хорватов приблизительно (это вообще один по языку и крови народ) как кубанцы от петербуржцев - т.е. ничем, не принципиально вообще.

Так вот, что это за термин по отношению к хорватам - "усташи"? Он настолько же глуп, как называть русских "власовцами". Военные части хорватов, воевавших во Вторую Мировую на стороне Гитлера (как и болгары, повторюсь) - назывались усташами. И что теперь? Они что же - делали это не из-за того, что были по сути завоёваны странами "Антикомминтерновского пакта"? Никаких непредрасположенностей у хорватов по отношению к русским не было и нет. Мы с ними вообще в истории по сути не пересекались.

Я был в Хорватии несколько раз - очень приятная страна, очень приятные люди, очень дружелюбны по отношению к русским (вот, кстати, как и в Польше в целом, но с Польшей у нас полно исторических казусов - поэтому многие поляки Россию и русских не любят, но это всегда меньше 10%, а в целом же - наоборот; а в Хорватии и 1% не наберётся - причин нет).

Как можно не любить Хорватию - за что?! За то, что они с сербами дерутся? Ну так мы как старший брат - должны их разнимать, и всё. Один православный, а другой католик? Ну так 80% русских вообще агностики или атеисты - как и у них, впрочем. И напомню вам про абсолютно православных славян - болгар и черногорцев, которые тоже в НАТО и ЕС.

Бессмысленно ненавидеть тех - к кому нет никаких объективных претензий. Почему? Зачем? Тем-более, что у нас есть интересы в том районе - и иррациональная ненависть мешает эти интересы реализовывать. Бред какой-то.

Бессмысленно так же ныть и пенять болгарам, например, которых "мы освободили, а они нас предали". Мы это делали не ради них, а исключительно ради себя. Потом надо было или давить (додавливать), или не рассчитывать идиотски, что они просто так должны нам помогать.

Очень большой смысл - любить наших братьев-сербов (кстати, для меня лично они братья и в прямом смысле - часть моих двоюродных братьев - по маминой линии происходят от одного серба, лётчика, женившегося в СССР). Так мы их и любим. И даже очень. И они нас - безусловно. Любовь - это всегда хорошо. Но это не повод выдумывать, что, любя сербов - мы должны не любить например хорватов. Они поссорились? Тогда любящий человек их помирит, а не начнёт ненавидеть одних из них. Никакой логики.

Так что шлю братский привет Хорватии и искренне болею за сборную Хорватии на ЧМ-2018. А братьям сербам скажу: мы попытаемся вас помирить, но в любом случае - не нужно пользоваться нашей с вами любовью - чтоб ссорить нас с хорватами.

Попробуем приподнять занавес над очень сложной и трепетной темой о взаимоотношениях между несколькими народами, населяющими Балканы и являющимися соседями черногорцев. Прежде всего речь пойдет об албанцах и хорватах, немного меньше о сербах и боснийцах. О сербах меньше прежде всего из-за их более-менее одинаковой с черногорцами общности, хотя у некоторых исследователей даже на этот факт свое собственное обоснованное мнение.

Во времена Броз Тито ходил такой анекдот- Вопрос : Когда наступит коммунизм в Югославии?
Ответ: Когда македонец перестанет печалиться, когда серб назовет хорвата своим братом, когда словенец заплатит в ресторане за своего приятеля, когда черногорец начнет работать, и когда босниец все ЭТО поймет!

сербы-черногорцы и хорваты

Итак-сербы и многие черногорцы не любят хорват,и хорваты соответственно платят им той-же монетой. Начнем с истории и религии.

На долю католиков в Хорватии приходятся 76,5% населения, православных — 11,1%, мусульман — 1,2%, протестантов — 0,4%. В Сербии 62% - православные, 16% - мусульмане, 3% - католики Согласно историческим фактам в 1054 году произошёл распад христианской церкви на Западную Римско-Католическую и Восточную Греко-Кафолическую «великая схизма»., не углубляясь в причины и тонкости этого процесса, надо отметить, что в Восточной Римской

империи говорили на греческом языке, а в Западной на латыни. Хотя еще во времена апостолов на заре распространения христианства, когда Римская империя была единой, по-гречески и по-латыни понимали почти везде, а многие могли говорить на обоих языках. Однако уже к 450 году очень немногие в Западной Европе могли читать по-гречески, а после 600 года редко кто в Византии говорил на латыни, языке римлян, хотя империя продолжала называться Римской или Ромейской.
Если греки хотели читать книги латинских авторов, а латиняне — сочинения греков, они могли сделать это лишь в переводе.

А это означало, что греческий Восток и латинский Запад информацию черпали из разных источников и читали разные книги, в результате все более отдаляясь друг от друга в разные стороны. Окончательное же разделение между Востоком и Западом наступило с началом крестовых походов, которые принесли с собой дух ненависти и злобы, а также после захвата и разорения Константинополя крестоносцами во время IV крестового похода в 1204 году. 12 апреля крестоносцы Четвертого Крестового похода по пути в Иерусалим совершили, по словам сера Стивена Рансимана, «величайшее преступление в истории», разграбив Константинополь. Поджигая, мародерствуя и насилуя во имя Христа, крестоносцы разрушили город и увезли награбленное в Венецию, Париж, Турин и другие западные города. «От сотворения мира никто не видывал и не завоевывал таких сокровищ»,- воскликнул крестоносец Робер де Клари.

Согласитесь,что этот факт отразился на разной ментальности этих двух народов, хотя они и говорят почти на одном сербско-хорватском языке.

По данным историка д-ра

У каждой этнической группы свой гаплотип, у каждой подгруппы и у каждой семьи также свой гаплотип. Славянские черты лица, руский язык, цвет волос, вероисповедание – это вторичные признаки, они относительно недавние и за сотни и тысячи лет смешивания генов могли быть смазаны. В отличие от вторичных признаков,гаплотип неистребим, он не меняется десятками тысяч лет, за исключением естественных мутаций. Но эти мутации не имеют ничего общего с генами. Мутации в генах не приводят ни к чему хорошему (выкидыши, болезни, ранняя смерть).

Мутации гаплотипа – это отметки, насечки, которые показывают, как далеко потомок ушел от общего предка. Такие естественные мутации происходят раз в несколько тысяч лет. Гаплотип – это метка рода . Надо еще заметить, что у каждого мужчины в Y хромосоме ДНК имеются определенные участки, которые всегда идентичны у отца с сыном, с внуком, и далее вглубь по потомству. Далее мы ознакомимся с этой таблицей. Здесь приводятся результаты генетического исследования балканских и рядом живущих народов (венгров) .Мы видим наличие различных генетических линий у славян.
R1a — это так называемый «арийский» ген, а I2 — «динарский» ген -(ген I2a) загадочен тем, что его связали с иллирийцами. Очевидно, что славяне в генетическом плане имеют смысл только как сочетание трёх линий — двух «арийских» и одного «динарского». И сербы с хорватами на генетическом уровне очень близки и имеют гораздо больше различий с русскими и украинцами,чем между собой.

Перейдем к типичным представителям сербов визуально(кликабельно для увеличения)








черногорцев











Анте Старевич был сторонником единства южных славян, однако считал, что единым наименованием единого народа должно быть слово «хорват», а не «ненародное» слово «серб»

это как раз те места на севере и западе Балкан. Помимо чисто религиозных различий и их предпосылок,описанных выше, имелись и социальные проблемы между этими народами. Хорватские феодалы, помещики, когда-то получившие от своих властителей грамоты на владение землей, считали своими те территории, на которых поселились свободные сербские земледельцы.

Сначала возникшие на этой почве конфликты не носили межнационального характера. Но когда на хорватской политической сцене во второй половине XIX века появился идеолог независимости Хорватии Анте Старевич, который считал сербов не только людьми второго сорта, но и называл их рабами.

Современные сербские ученые считают этот период началом геноцидной идеологии, прогрессирующей вплоть до наших дней. Так в самосознание хорватов были заложены элементы агрессивности по отношению к сербам.

Ну а во времена второй мировой войны и известного исторического факта о присоединении большей части хорват к войскам вермахта и жесточайшим движением хорватских усташей, различия и взаимная вражда еще более усилилась. Не помогло и более 60-ти десятилетнее нахождение сербов и хорват в единой Югославии и события 1991 года, унесшие на территории Хорватии около 30 тыс. человеческих жизней и около 500 тыс. беженцев и переселенцев, тому наглядное подтверждение.

В итоге можно с более -менее большой вероятностью сказать, что не смотря на единую генетику и общий язык (основная разница в написании,так как у хорват -латиница) и даже похожие внешние признаки, у сербов-черногорцев и хорват, на данный момент, мало шансов подружится в рамках единой европы или даже шенгенской зоны в ближайшем будущем.

Приняв к рассмотрению хорватское Обвинение против Сербии в геноциде, Международный суд правды в Гааге дал официальной Хорватии еще одну возможность проявить расистскую ненависть в отношении сербов. Считающийся в Хорватии «отцом нации» Анте Старчевич (1823-1896) еще в позапрошлом веке заразил ею многих хорватов, заложив ее в основы Хорватской партии права, которую он основал вместе с Е. Кватерником.

Страшный парадокс: мать «отца нации» была православной сербкой, отец - обращенным в католицизм сербом, а их сын Анте стал идейным вдохновителем геноцида сербов в Хорватии. Он испытывал огромную ненависть и к евреям, хотя его ближайшим соратником был Иосиф Франк - еврей, принявший католичество и ставший хорватским националистом. Под их предводительством толпа хорватов в течение первых трех дней сентября 1902 года в Загребе, Карловце и Славонском Броду громила мастерские и магазины сербов, врывалась в их дома, их избивали, выбрасывали имущество из помещений… Не было ли это неким прологом «Хрустальной ночи» в Германии 9 ноября 1939 года?!

«Отец хорватской нации» писал о сербах: «Сербы - это мусор, выродки, питающиеся фекалиями и пожирающие останки жертв. Сербы по своей натуре лишены разума и уважения, им противна свобода, а они противны любому добру».

Таковы национальные святыни и основы Хорватии усташей, Хорватии Туджмана. Много ли изменилось в Хорватии нынешней? Не стали ли эти идеи разделяться всем Большим Западом? То отношение, которое демонстрирует и Международный суд правды в Гааге, принимая хорватский иск против Сербии по обвинению в геноциде, заставляет склониться к утвердительному ответу на этот вопрос.

ЭТНИЧЕСКИЕ ЧИСТКИ В ХОРВАТИИ: ИЗГАННЫЕ ЛЮДИ И СОЖЖЕННЫЕ КНИГИ

Кто же на самом деле виновен в геноциде? Хорваты или сербы? Отвечая на этот вопрос, обратимся к истории. Вспомним о том, как Хорватский Сабор (Парламент) в 1990 году лишил сербов статуса государствообразующего народа в Хорватии. Через год была проведена перепись населения. Согласно ее данным, в Хорватии осталось жить 581 663 серба (или 12,2% от всего населения). После всех военных ужасов, через десять лет в Хорватии оставалось уже 201 631 серб (всего 4,5% населения Хорватии). Численность сербов, таким образом, сократилась более чем на две трети.

«В течение долгих лет Хорватия настаивала на случае в местечке Овчара у города Вуковар как на крупнейшем военном преступлении сербов над хорватами. При этом оставалось как бы забыто ужасное преступление в Хорватии, совершенное в начале войны, - преступление в селе Янузе, где было убито 500 сербов, которых затем увезли в холодильных установках. Тому есть свидетель под защитой. Однако ни единого процесса по этому преступлению не состоялось», - пишет профессор Светозар Ливада, философ, историк, демограф.

Профессор утверждает, что «в Хорватии проведена самая “чистая” этническая чистка, которая когда-либо где-либо производилась». Переименованы населенные пункты - всего 52. Вместе с топонимами уничтожена идентичность всего живого и неживого, существовавшего там, затем подверглись ревизии кадастровые книги и, наконец, осуществлен «книгоцид». Мой хорватский друг написал книгу об уничтожении книжного фонда. Человек, составивший инструкцию о том, как нужно уничтожать книжный фонд, получил в прошлом году награду от Хорватского государства на день библиотечного работника.

В ходе этой акции было уничтожено 100 тысяч книг - все книги напечатанные кириллицей или даже латиницей, но в Сербии. Уничтожена вся литература по марксизму, антифашистская литература, многие книги, авторами которых являлись евреи, мусульмане, русские.

КОНТРОБВИНЕНИЯ ВЫДВИНУТЫ СЛИШКОМ ПОЗДНО

Это - всего лишь несколько штрихов к портрету страны, считающей себя «жертвой геноцида». Для нас, сербов, памятно и то, что Хорватия впервые выдвинула иск против Сербии в июле 1999 года, когда мы были в страхе и чувствовали неутихающую боль после неистовых натовских бомбежек, длившихся 78 дней. Дети еще вскрикивали от сигналов автомобилей, боясь, что это сирена предупреждает об авианалете. Матери все еще мыкались по Косову и Метохии в поисках пропавших и погибших сыновей, оказавшихся в рядах регулярной Армии СР Югославии. Еще колыхались руины разрушенных мостов над реками Сербии. Развороченные могилы, от бомб, направленных на кладбища, как бы говорили о том, что силы НАТО будут бомбить нас и мертвых. А раненые дети еще испуганно спрашивали: что мы им сделали?..

Отделившись от СФРЮ, Хорватия обвинила официальный Белград в том, что он ответственен за «этническую чистку хорватских граждан, как вид геноцида, так как он непосредственно контролировал действия своих вооруженных сил, спецслужб и различных паравоенных отрядов, совершивших преступления на территории Хорватии, в районе Книна, восточной и западной Славонии и Далмации».

Хорватия потребовала от Международного суда правды провозгласить Сербию виновной в нарушении Конвенции о геноциде, заставить ее «наказать всех преступников» и вернуть в Хорватию предметы культуры, выплатив репарации в размере, которые определит суд.

Между тем, Международный суд правды отказался принять от Сербии в 2004 году иск против стран - участниц НАТО за бомбежки 1999 года. Суд заявил, что этот вопрос находится вне его компетенции. Почему? Не потому ли, что в данном случае иск подавали сербы? Подчеркну, что Сербия - первая и единственная страна в истории этого суда, которую пытаются обвинить в геноциде.

На очень противоречивой политической сцене Сербии, где доминирует садомазохизм правящей элиты, этот иск вызвал новые споры и манипуляции. До сих все, на что была способна власть, - это бесконечные извинения в адрес хорватов и боснийцев. Президент Борис Тадич установил настоящий рекорд, «покаявшись» за «военные преступления» трижды: сразу же в начале своего президентства во время визита в Сараево, затем в Сребренице и Загребе.

Тогда в Сребренице он ничего не сказал. Но мы знаем, что Борис Тадич никогда не преклонял головы перед тенями трех тысяч сербов из Сребреницы, которых головорезы Насера Орича убили самым зверским образом.

Лишь в ответ на демарш Загреба правительство Сербии решило выдвинуть контробвинение против преступлений хорватов над сербами, и не только во время операций 90-х годов «Блесак» и «Олуя», но и за преступления, совершенные в Независимом Государстве Хорватия в годы Второй мировой войны.

ЦИНИЗМ МЕСИЧА НЕ ЗНАЕТ ГРАНИЦ

Сербские юристы попытаются доказать связь между событиями Второй мировой войны и событиями 90-х годов, в смысле повторения преступлений усташей.

Однако сразу же после решения сербского правительства выступить с контробвинением президент Хорватии Стипе Месич, как всегда презрительно и цинично, заявил, что «операции хорватских войск были легитимны, что многие сербы покинули Хорватию вместе с подразделениями ЮНА, а хорватская армия не перешла ни одну границу, не опустошала села Сербии, не засылала на ее территорию своих добровольцев, что граждане Сербии не содержались в хорватских концлагерях».

Поразительно, что это говорит именно Месич, который был последним президентом СФРЮ и верховным главнокомандующим Югославской Народной Армии (ЮНА). Это по его приказу ЮНА была направлена в Словению, когда там с особой силой проявились сепаратистские тенденции, имевшие гибельные последствия и для союзного государства и для невиновных солдат ЮНА.

Там начались первые оборонительные бои ЮНА. На военные казармы начали нападать военизированные подразделения. Почти все казармы были окружены и изолированы - без газа, воды, электричества, еды. Солдат убивали внутри казарм.

Туджман еще в 1989 году, находясь в Германии, заявил, что земля в Краине станет красной от крови, когда он будет президентом Хорватии. Так и произошло! Потом, уже как президент Хорватии, в апреле 1994 года он гордо заявил в Загребе: «Войны бы не было, если бы Хорватия ее не захотела!»

НЕМНОГО ЛИЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ

У меня лично принятие к рассмотрению иска Хорватии против Сербии вызвало тяжелые воспоминания. В начале ноября 1991 года мы, три женщины из Белграда, повели около 1 300 родителей из Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговины и Сербии, рискуя жизнями, чтобы навестить их сыновей, братьев, отцов и мужей, которые как военнослужащие ЮНА уже несколько месяцев были заперты в казармах ЮНА в военном округе Загреба.

Когда нам с трудом разрешили войти в город Беловар, мы должны были от автобуса до школы-тюрьмы, пробираться сквозь беснующуюся толпу, кидавшую в нас камни, грязно ругавшуюся, угрожающую нас повесить на центральной площади Белграда, когда хорваты в него войдут.

Месяцем раньше боевики хорватского Збора народной гвардии (печально знаменитый Зенг - от сокращения ЗНГ) после многодневной блокады казармы, в которой находилась 265-я моторизованная бригада ЮНА и новобранцы, только что прибывшие на службу, напали на казарму. Погибли три солдата, многие были ранены.

Вместо помощи Командование Военного округа Загреб отправила к ним Миссию наблюдателей ЕС - «для посреднической миссии в прекращении вооруженных столкновений». Эта Миссия так никогда и не прибыла в Беловар.

Не имея шансов на удачное окончание обороны, командир Бригады приказал ее прекратить, сложить оружие и сдаться. Военные построились на плацу. Боевики Зенга вошли в казарму, а хорват-председатель так называемого Кризисного штаба Беловара приказал военнопленным раздеться до пояса: 60 старших и младших командиров и около 150-ти солдат. Потом хорваты вывели из строя командира бригады и его помощника и перед строем расстреляли.

Шесть пленных солдат, среди которых было и два хорвата, 3 октября из казармы вывели люди в униформе и масках. В ближайшем лесу все шестеро были расстреляны.

На следующий день жители Беловара пришли в занятую казарму. Они плевались и мочились на тела расстрелянных военнопленных, солдат и офицеров ЮНА.

Затем мы пришли в Беловар, 250 человек, в основном матери, сестры, деды и бабушки. Мы пришли посетить выживших пленных, 18-летних ребят. Снова плевки и ругань…

Недалеко от казармы на горе Беденик у ЮНА имелся арсенал. Майор Милан Тепич, начальник склада и семь его солдат, чтобы оружие не досталось усташам, подорвали склад ценой своей жизни. Среди погибших был и Стоядин Миркович, солдат родом из окрестностей Валево.

Мать Стоядина была среди нас. Пришла увидеть любимого сына. Когда начальник тюрьмы прочитал его имя, он лишь сказал: «Мертв!» Никогда не забуду его резкий голос и ее глухой, не верящий ответ: «Хочу моего сына. Пусть и мертвого!» Я только успела прижать платок к ее устам, чтобы заглушить крик матери.

Через три года ей удалось перенести посмертные останки сына. Мы стали сестрами.

Вспоминая этот эпизод, я хочу спросить: будут ли и Стоядина обвинять в Гааге в совершении геноцида над хорватским народом?

Перевод с сербского Михаила Ямбаева