Проект на тему вода и ее свойства. Исследовательская работа "удивительные свойства воды". Поддержания чистоты в доме

Чигурова Ирина Александровна

Тема

« Вода и ее свойства»

Краткая аннотация проекта

Вода является самым распространенным и жизненно важным веществом на Земле. Мне захотелось, чтобы дети, изучая тему «Вода и ее свойства», узнали бы о ней как можно больше. Самостоятельная работа и практическая работа учащихся помогут лучше усвоить данный материал.

Предмет

Окружающий мир

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос: Зачем человек должен беречь то, чего и так на Земле очень много?

Проблемные вопросы: Что является основой жизни на Земле?

Учебные вопросы: Что такое вода? Каковы ее свойства?

План проведения проекта

На предварительном этапе Представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения и получение от них согласия на работу детей в Интернете, публикации текстов и фотографий детей – буклет для родителей. В начале проекта Формирующее оценивание и планирование: беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя; обсуждение общего плана проекта, планирование работы над проектом в группах. В процессе развития проекта Определение направления поиска, поиск информации в разных источниках (по группам). Организация и проведение необходимых исследований. Критическое осмысление и анализ информации, выбор главного. Сравнительный анализ результатов теоретических и практических исследований. Подготовка информации для использования в продуктах (презентациях, публикациях, рефератах, вики - статьях). Оценивание и корректировка планов работы в группах, заполнение листов продвижения по проекту учителем и учениками, самооценивание и взаимное оценивание с опорой на «Критерии оценивания презентации и публикации» в бланках оценивания. Самооценивание совместной работы в проекте с помощью контрольных листов. Рефлексия. Далее проходит создание презентаций, публикаций, рефератов, вики - статей. Самооценивание и корректировка продуктов с помощью рубрик. Самооценивание совместной работы в проекте с помощью контрольных листов. Заполнение контрольных листов продвижения по проекту учителем и учениками. На заключительном этапе Презентация проекта на классном родительском собрании. Защита проекта на открытом уроке. Отзывы приглашённых, анкетирование участников и родителей. Рефлексия.

Клочкова Анастасия

Руководитель проекта:

Шитикова Л.В.

Учреждение:

МОУ "Пеновская СОШ" Тверской области

Исследовательская работа по биологии "Удивительные свойства воды" посвящена изучению значения воды в природе и её применении в хозяйственной деятельности человека. Ученица проводит эксперименты для ознакомления с физическими и химическими свойствами воды.

Проект по биологии (окружающий мир) "Удивительные свойства воды" содержит проведение опытов, демонстрирующих свойства главного вещества, содержащегося в живых организмах. Таким образом, ученица 5 класса связывает полученные результаты с природными явлениями.


Исследовательский проект "Удивительные свойства воды" покажет, как интересно и с пользой применить полученные знания на занятиях по биологии.

Введение
Глава 1. Вода в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Глава 2. Удивительная вода.
2.1 Вода эталон для измерения температуры, массы, количества тепла и высоты
2.2 Три состояния воды
2.3 «Сверхохлажденная » вода
2.4 «Эффект Мпемба »
2.5 Изменение свойств льда при воздействии давлением
2.6 Теплоемкость воды
2.7 Теплопроводность воды
2.8 Поверхностное натяжение воды
2.9 Вода универсальный растворитель
Глава 3. Описание проведённых опытов, демонстрирующих удивительные свойства воды.
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение


В этом году я перешла в пятый класс, и мы начали изучать новый, очень интересный предмет - биологию. На уроке я узнала, что из иллюминаторов космических кораблей поверхность Земли кажется голубой. Это происходит потому, что 71 % поверхности планеты покрыт водой и льдом.

В случае таяния ледников вода в Мировом океане поднимется более чем на 50 метров, что приведёт к затоплению гигантских территорий суши на всём земном шаре. Мне кажется, правильнее было бы называть нашу планету не Земля, а Вода или Океан. (см. рис.1)

Мало кто из нас задумывался над тем, что представляет собой вода. Она сопровождает нас повсюду и, кажется, нет ничего более обычного и простого. Однако это далеко не так. Почти все свойства воды – исключение в природе. Она действительно самое удивительное вещество на свете.

Ученые уже немало узнали о воде, разгадали многие ее тайны. Но чем больше они изучают воду, тем больше убеждаются в неисчерпаемости ее свойств, некоторые из которых все еще не поддаются объяснению.

И вот я поставила перед собой:

Цель: исследовать удивительные свойства воды.

Задачи:

  • изучить информацию по данной теме;
  • узнать о значении воды в природе и её применении в хозяйственной деятельности человека;
  • познакомиться с физическими и химическими свойствами воды;
  • провести опыты, демонстрирующие удивительные свойства воды и попробовать связать их с природными явлениями.

Объект исследования: вода

Предмет исследования: свойства воды.

Гипотезы: хотя вода является эталоном нескольких величин, это самое аномальное вещество в природе и наше повседневное представление о ней не всегда соответствует действительности;

Если бы свойства воды не были столь необычны, то жизнь на Земле была бы невозможна, или приобрела бы совсем другие формы.

Актуальность проекта

В рамках действующего стандарта 2009 г. одно из важнейших требований организации педагогической деятельности – применение деятельностного подхода в обучении. Следовательно, необходимо использовать активные методы и формы работы учащихся на уроке. На наш взгляд самым продуктивным методом является поисковая, экспериментальная, исследовательская деятельность. Она дает возможность учащимся наглядно увидеть результат деятельности и самостоятельно сделать выводы. А с педагогической точки зрения является эффективным средством формирования ряда важных УУД.

Вода – самое удивительное вещество на Земле.

Каждый человек с водой хорошо знаком: не раз шлепал под дождем, разбрызгивая лужи, пускал в ручьи кораблики, плескался в речке или море. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.

Руководитель проекта: Быкова Л.С.

Учебные дисциплины: окружающий мир.

Направление: эколого – биологическое.

Тип проекта: исследовательский, краткосрочный, групповой.

Состав группы: Коваленко Семён, Расулов Тимур, Ялома Даниэль (1 класс)

Интерес к данной теме был вызван следующими вопросами, нам хотелось:

    больше узнать о свойстве воды, так как она играет важную роль в нашей жизни: мы пьем ее, моемся водой, стираем белье и т.д.;

Цель нашего исследования: доказать, что вода имеет различные свойства.

Задачи исследования:

    найти информацию в различных источниках,

    провести опыты, наблюдения,

    сделать выводы.

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: свойства воды.

Гипотеза исследования: вода – не только важное для жизни вещество, но и предмет для наблюдения и исследования.

Методы и приемы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ и обобщение результатов.

Оборудование: колбы, мензурки, вода, соль, сахар, молоко, песок.

Ожидаемый результат

Получив знания о воде и её свойствах, дети лучше будут ориентироваться в окружающей среде; расширится их личный опыт; повысится интерес к познавательной деятельности; заинтересовать родителей для последующего экспериментирования в домашних условиях.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

Основной этап

Итоговый

1. Подготовительный этап

Цель: Определить направления работы по реализации проекта.

Выявить у детей имеющиеся знания о воде, уровень заинтересованности детей данной темой.

Определить формы и методы работы с детьми по реализации задач проекта

Создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности

Приобщить родителей к проектной деятельности, определить роль родителей в данном проекте

Формы работы

Изучение методической литературы по теме проекта

Диагностика детей. Беседа «Что мы знаем о воде? »

Подбор оборудования для экспериментальной деятельности. Разработка картотеки игр с водой.

Обогащение предметно – развивающей среды.

2. Основной этап

Цель: Систематизировать знания детей о воде, ее назначении и использовании

уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах

(прозрачность, текучесть, отсутствие запаха и вкуса)

Расширять представления детей о воде. Познакомить детей со свойством воды растворять некоторые вещества.

Совершенствовать знания детей о воде.

Сформировать понятие значения воды для роста и развития растения

Познакомить детей со свойствами льда, дать понятие, что это одно из состояний воды.

Познакомить с образованием инея, условиями его возникновения.

Формы работы

Беседа «Где находится вода и кому она нужна? »

Опыт «Свойства воды»

3. Заключительный этап

Цель: Выявить знания детей о воде, уровень интереса детей к экспериментальной деятельности

Презентация проектной деятельности: защита на «Фестивале проектов».

Исследовательский проект

« Вода и ее свойства» для детей средней группы.

«Вода – это бесценный дар природы,

который нужно бережно сохранять».

Актуальность:

Дети по природе своей являются исследователями. Исследовательская активность, поведение - естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир. Именно это и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Между уровнем познавательного интереса ребенка и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимосвязь; с одной стороны, благодаря познавательному интересу, у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший « », который является фундаментом развития познавательного интереса.

Вид проекта: Познавательный

Сроки реализации : Краткосрочный (1 неделя)

Участники проекта :

Дети

Педагоги

Родители

Цель проекта: формирование представлений о свойствах воды; расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.

Задачи:

1. Рассказать детям о значении воды в жизни человека и других живых организмов.

2. Познакомить детей с основными свойствами воды путем организации опытно-экспериментальной деятельности.

3. Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности , познавательной активности, самостоятельности.

4. Повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью.

5. Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.

Этапы проекта:

Подготовительный:

Выбор темы;

Постановка проблемы;

Определение цели и задач исследовательской работы;

Изучение методической литературы;

Обследования уровня развития познавательного интереса у детей;

Работа с родителями.

Заключительный этап:

Повторное обследование детей;

Итоговое занятие по теме « Волшебница - вода»;

Создание картотеки « Опыты и эксперименты с водой»;

Создание практического материала для родителей: памятки, рекомендации, буклеты , консультации.

Формы работы:

Оборудование в группе уголка экспериментирования и экологических исследований;

Оформление картотеки занимательных экспериментов и опытов;

Проведение занятий: Ребенок и окружающий мир, Развитие речи, Лепка, Рисование, Аппликация по теме проекта;

Дидактические игры, способствующие реализации цели проекта («кому нужна вода?» «где спряталась вода?», «маленькие человечки», «хорошо - плохо», «что было бы, если…», «тонет-не тонет»);

Наблюдения на прогулках за живой и неживой природой; наблюдения в группе за комнатными растениями ;

Чтение художественной литературы: « Путешествие Капельки»,

«Маленькие человечки», «Рассказ о круговороте воды для детей» С. Добрицкой

Беседы: «Что такое вода?», «Где «живет» вода?», «Что умеет вода?»; «Круговорот воды в природе», « Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?»

Опыты и эксперименты с водой («Исчезновение воды», «Появление воды из воздуха», «Спрячь игрушку в воде», «Фильтрация воды», «Все ли вещества растворяются в воде?»)

Опытно-экспериментальная деятельность

в рамках проекта «Вода и ее свойства»

ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ.

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить ребенку найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т. д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод:

Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.

Цель : Подвести детей к обобщению «чистая вода - прозрачная», а «грязная - непрозрачная».

Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено понятие «прозрачный»: предложить ребенку найти прозрачные предметы в комнате (стакан, стекло в окне, аквариум).

Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребенок опустит в стакан мелкие предметы, и они будут видны).

Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»

Выслушать ответы, затем - продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.

Вывод : Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

ЧТО РАСТВОРЯЕТСЯ В ВОДЕ.

Цель: Выявить свойства воды.

Взять два стакана с водой. В первый стакан добавляем 1 ложки соли, и хорошо размешиваем. Соль растворится в воде.

В другой стакан добавляем 1 ложку сахара и тоже размешиваем.

Сахар также растворится в воде.

Вывод: соль и сахар растворяются в воде.