Когда праздник военно воздушных сил. День воздушного флота россии. О морской авиации

Сегодня смело можно учитывать события 2015 года, то есть когда Военно-воздушные силы вошли в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации.

Праздник совмещен с Днем Воздушного флота и, чтобы не было разногласий какого числа отмечать сей день в России, в 2018 году отмечают праздник 12 августа.

История


Свое начало образование ВВС нашло в 1910 году. В это время покупка самолетов производилась во Франции. В связи с чем была открыта школа авиации. В 1912 году образовалась авиационная часть, которая вскоре была расформирована, но спустя 6 лет вновь возобновилась.

Государственный день ВВС зародился в 1933 году. Успешная промышленность авиации СССР тесно связана с датой возникновения праздника. Причем первые самолеты планировали использовать исключительно для разведки. Сегодня же на авиацию ложится несколько другая нагрузка, которая требует многих усилий и действий (разведка, бомбардирование, штурм, доставка). Основательно дата праздника была закреплена в 2006 году.

Традиции


Особенный размах праздника можно отметить именно на базах ВВС. Где проводятся экскурсии, показывают «во всей красе» боевые машины и знакомят с их работой и устройством техники. Во многих городах проводят «летательные выступления», которые готовят заранее. Зрелищные трюки не только захватывают дух очевидцев, но и остаются в памяти на всю жизнь.

Профессионалы показывают свое мастерство, прыгая с парашютов. По телевидению за несколько дней до наступления праздника начинают трансляцию фильмов про военную авиацию. Люди чтут память погибших летчиков, посещая их места захоронения и возлагая там цветы.

Интересно! Первые самолеты не были оснащены приборами, которые позволяли бы разглядеть противника, поэтому летчик должен был внимательно следить вокруг себя, постоянно крутя головой.

Это было очень неудобно, а воротничок постоянно натирал шею. Поэтому к военной форме прилагались шелковые шарфы, которые спасали от натирания. В наше время многие летчики, чтя традиции тех времен, носят шелковые шарфы на шее.

Как праздновать


В этот важный для всей страны день люди украшают машины флагами. Поздравляют всех тех, кто связан с этой профессией и высказывают добрые пожелания в связи с выбором такой серьезной профессии. Дарят цветы. В вечернее время запускают салюты с криками “Ура!”.

Когда праздновали в СССР

Руководство СССР полностью поддерживало развитие строящихся объектов. Строились конструирующие заводы. Из летных школ, которые открывались в то время выпускались талантливые специалисты. Выпущенная техника ничуть не уступала купленной за рубежом. В 1933 году была установлена дата празднования на 18 августа.

День Военно-воздушных сил отмечается в России 12 августа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.08.97 № 949 «Об установлении Дня Военно-воздушных сил».

В этот день в 1912 году по Военному ведомству России был издан приказ номер 397, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. 12 августа принято считать началом создания военной авиации России.

Военно-воздушные Силы - вид Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенные для ведения разведки группировок противника; обеспечения завоевания господства в воздухе; защиты от ударов с воздуха важных районов страны и группировок войск; предупреждения о воздушном нападении; поражения объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника; поддержки с воздуха сухопутных войск и сил флота; десантирования воздушных десантов; перевозки войск и материальных средств по воздуху.

История Военно-воздушного флота.

Военно-воздушный флот Российской империи, существовал с 1910 по 1917 год. Несмотря на свою короткую историю, императорский Военно-воздушный флот быстро стал одним из лучших воздушных флотов мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации.

В 1904 Жуковский создал первый аэродинамический институт в Кашино под Москвой. В 1910 российская армия закупила первые французские самолеты и начала подготовку пилотов. В 1913 Сикорский построил первый четырёхмоторный биплан Русский витязь и свой знаменитый бомбардировщик Илья Муромец. В 1914 русские авиаторы совершили первые арктические полёты в поисках пропавшей экспедиции Георгия Седова. На момент начала первой мировой войны Россия имела самый большой воздушный флот в мире (263 самолёта). Сначала самолеты использовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои. К октябрю 1917 года Россия имела 700 самолётов, значительно уступая по этому показателю другим воюющим странам. Легендарный пилот Петр Нестеров совершил первый воздушный таран.

История императорского военно-воздушного флота закончилась в 1917 году, когда революция привела к развалу армии и авиационной промышленности. Большинство первых русских пилотов погибли в гражданской войне или эмигрировали из России.

Советские военно-воздушные силы были основаны в 1918 как Рабоче-крестьянский воздушный флот. Грандиозная индустриализация молодого Советского государства позволила быстро модернизировать боевую авиацию, доставшуюся в наследство от царской России. К концу 30-х наладилось массовое производство таких самолетов как истребители Поликарпова И-15 и И-16, а также бомбардировщики Туполева ТБ-1, ТБ-2 и ТБ-3.

Одним из первых испытаний Советских ВВС в действии стала гражданская война в Испании в 1936—1939, где отечественные самолеты противопоставлялись новейшим немецким моделям, в том числе Мессершмитту Bf.109.

К началу Второй мировой советские ВВС не были готовы: еще в 1931 Сталин отметил, что «Советская промышленность отстает от западных стран на 50-100 лет». В то же время к 22 июня 1941 г. советский авиапром выпускал 50 боевых самолетов в сутки. Это было значительно больше того, что производила в этот период Германия и все ее союзники во всем мире. Через три месяца, в последней декаде сентября 1941 г, уровень производства достиг 100 боевых самолетов в сутки. В 1939 авиация принимала участие в советско-финской войне, где провела более 100000 самолето-вылетов.

В июне 1941, в первые дни войны, немцы, воспользовавшись фактором внезапности, сумели захватить на земле уничтожить около 2 тысяч советских самолетов, большинство из которых даже не успели подняться в воздух. Германия за 22 июня срок потеряли 35 самолетов.

После победы ВВС были серьезно модернизированы, активно разрабатывалась новая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя. К концу 80-х в распоряжении советских Военно-воздушных сил было до 10 тысяч самолетов, что делало советские ВВС мощнейшими в мире.

ВВС были разделены на три части: Дальняя авиация (ДА) отвечала за стратегические бомбардировщики; Фронтовая авиация (ФА) — за превосходство в воздухе в приграничных зонах и перехват авиации НАТО; Военно-транспортная авиация (ВТА) — за транспортировку. Войска противовоздушной обороны являлись обособленным родом войск, не входившими в состав Военно-воздушных сил.

В 80-х уже начались разработки по истребителю пятого поколения, в частности были запущены программы МиГ 1.44 и С-37. Но экономический спад и последовавший распад Советского Союза не позволил довести их до конца.

После распада СССР в декабре 1991 советские военно-воздушные силы были разделены между Россией и 14 независимыми республиками. В результате этого разделения Россия получила примерно 40 % техники и 65 % личного состава советских ВВС, став единственным на пост-советском пространстве государством, обладающим дальней стратегической авиацией. Многие самолеты были переброшены из бывших союзных республик в Россию.

В 1994—1996 и 1999—2002 ВВС принимали активное участие в Чеченских кампаниях. Их деятельность осложнялась спецификой местного климата и рельефа. Военно-воздушные силы несли потери в основном от боевиков, вооруженных «Стингерами».

Современные ВВС России - качественно новый вид ее Вооруженных сил. Это обуславливается прежде всего тем, что в соответствии с указом президента РФ от 16 июля 1997 г. "О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных сил Российской Федерации и совершенствовании их структуры" два вида ВС - Войска ПВО и ВВС - преобразованы к 1 января 1999 г. в вид ВС - Военно-воздушные силы. С этой поры за успех ведения военных действий в самой важной геофизической сфере Земли - воздушно-космическом пространстве - несет ответственность один "хозяин" - главнокомандующий ВВС России. Это очень важно и с точки зрения организации военных действий, и для эффективности применения сил и средств авиации и ПВО, и организации взаимодействия с силами (средствами) Сухопутных войск и Военно-морского флота.

Вторым важнейшим новым качеством современных Военно-воздушных сил России следует считать то, что они в своей основе становятся ракетоносными.

В самом деле. Основным оружием ИА являются высокоточные ракеты класса "воздух-воздух" с дальностью полета от двух десятков до нескольких десятков километров и с вероятностью поражения воздушных целей (ВЦ) около 0,6-0,7. Современные зенитно-ракетные комплексы ВВС способны уничтожать цели на дальностях до 150 км и высотах до 40 км. В перспективе эти возможности значительно возрастут.

С выполнением плана модернизации ДА она становится мощной ракетоносной авиацией, способной эффективно поражать высокоточными КРВБ с обычными боевыми частями морские подвижные объекты в океане (море) и стационарные объекты на суше с дальностей соответственно от нескольких сотен километров до нескольких тысяч километров, не подвергая в ряде случаев самолеты-носители КРВБ воздействию современных средств ПВО (ЗРК, ИА).

Русская авиация не однократно доказывала свое мужество в боях, защищая нашу Родину от врага. В знак уважения к подвигам военных-летчиков, в память о погибших при выполнении своего долга и формирования почетного образа воинской службы у гражданского населения, в том числе и у молодежи, в России каждый год принято отмечать день ВВС.

ДЕНЬ ВВС: честь и героизм выше облаков

Военно-воздушным силам России ставятся такие задачи как разведка группировок противника, транспортировка материальных ресурсов, живой силы и техники, высадка десанта, поддержка действий сухопутных сил, предупреждение о нападении, защита от ударов с воздуха своих сил и важных военно-экономических районов страны, а также нанесение удара по военно-экономическим районам противника и его военным группировкам. Как можно увидеть Военно-воздушные силы играют одну из ключевых ролей в обеспечении защиты Российской Федерации от вторжения врага.

Тем более на сегодняшний день наличие у страны мощных военно-воздушных сил считается отличным сдерживающим фактором в глазах потенциального противника. Ведь с развитием систем вооружения одна боевая единица ВВС способна неожиданно нанести значимый урон войскам противника, разрушив все планы о нападении еще на начальной стадии. Кроме того армейская авиация обеспечивает мобильность вооруженных сил, что позволяет обеспечить формирования решающего перевеса в технике и живой силе на конкретном направлении.

Во времена Великой Отечественной Войны немцы сделали ставку на тактику молниеносной войны, которая должна была принести быструю победу над советскими войсками. Одним из главных пунктов было нанесение ударов по аэродромам. Месторасположение военных аэродромов для немцев не было загадкой, так как еще задолго до начала войны разведка (в том числе и воздушная) предоставила данные на карты Вермахта и Люфтваффе. Получив директиву из центра, командование Западного, Киевского особого, Одесского, Ленинградского и Прибалтийского особого военных округов не сумело своевременно перебросить авиацию на запасные аэродромы, которые в большом своем числе были не подготовлены, а маскировка основных позиций оставляла желать лучшего. Таким образом, в первый день войны немцам удалось уничтожить около 1200 самолетов, что обеспечило фашисткой Германии полное господство в воздухе.

Опытные асы Люфтваффе на самолетах, которые по техническим характеристикам превосходили советские, сбивали наших летчиков. В том числе и подготовка летного состава ВВС СССР была зачастую ошибочной. Ведь учили офицеров на то, что бой должен вестись на большой высоте, а немцы действовали иногда даже на максимально низких высотах. Но со временем наши научились бить фрицев, как на земле, так и воздухе. Славны подвиги героев-летчиков: Кожедуба, Покрышкина, Амет-Хана Султана, Гастелло, Речкалова, Евстигнеева и многих других, чье имя вселяло в противника страх. Они сформировали своими героическими действиями традицию военно-воздушных сил нашей страны: стойкость, мужество, долг (девиз одной из летных частей России).

* Для борьбы с немецкими асами была создана в СССР специальная летная часть, в которую набирали талантливых летчиков-истребителей, одержавших немало побед в воздушных боях. 9 гвардейский истребительный авиационный полк был создан в 1942 году. За годы войны пилотами этой воинской части было сбито 558 самолетов врага, что является третьим показателем в Советском Союзе. В этом полку воевало 28 Героев Советского Союза, четверо из которых были дважды Героями.

Славны и подвиги летчиков, которые сражались далеко от Родины, выполняя приказ и интернациональный долг. В горах Афганистана, над Корейским полуостровом, в небе Испании наши пилоты, рискуя своей жизнью, не редко спасали жизни солдат и офицеров сухопутных соединений. Это наглядно показывает, что присяга, долг, честь – понятия святые, которые из поколения в поколение живут в сердцах русских летчиков.


День ВВС доказывает то, как в России высоко ценят роль военной авиации. В этот день вспоминают и чествуют летчиков, которые не вернулись с боевых вылетов, тех, чьи имена навеки вписаны в историю Великой Победы золотыми буквами славы и отваги, тех, кто участвовал в других вооруженных конфликтах, выполняя свой интернациональный долг в небесной выси. А также принято поздравлять тех, кто когда-либо проходил службу в военно-воздушных силах, либо же сейчас носит погоны с эмблемой ВВС.

Когда празднуется день ВВС

Для чествования летчиков и всех, кто связан с армейской авиацией на государственном уровне существует праздник день ВВС, число празднования которого Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 года № 949 установлено как 12 августа. Годом основания ВВС в современной России является 1992 год. В 2006 году в связи с подписанием Указа Президента России «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации» празднование дня военно-воздушных сил перенесено на один день с днем воздушного Флота России, на третье воскресение августа.

История празднования дня ВВС

История формирования ВВС берет свое начало еще в далеком 1910 году, когда у Франции Российская Империя закупила самолеты. Затем были основаны две летные школы в Гатчине и Севастополе, которые находились под протекцией князя Александра Михайловича. Позже, при его активном участие в Севастополе была создана школа офицерского состава для авиации. Но на тот момент самолеты считались составной частью инженерных войск.

12 августа 1912 года считается датой рождения военной авиации в России. Именно в этот день Николаем Вторым был подписан указ о создании первой авиационной части В Российском Империи. Речь идет о приказе от 12 июля 1912 года № 397 Военного Министра Сухомлинова В.А. про то, что все дела авиации и воздухоплавания передаются в ведение воздухоплавательной части Генерального Штаба. В 1913 году авиационная часть была расформирована.

Уже в 1918 году большевики создают рабоче-крестьянский Красный воздушный флот. В 1933 году Совет Народных Комиссаров СССР 18 августа утвердил датой празднования Всесоюзного дня авиации, приуроченных к выдающимся заслугам советской авиационной промышленности, летно-технического и летного состава ВВС РККА. Таким образом, впервые в истории страны для празднования такого события как день ВВС дата была установлена на государственном уровне.

В 1980 году празднование дня армейской авиации было перенесено на третье воскресение августа соответствующим Постановлением Верховного Президиума СССР. В 1992 году уже в Российской Федерации был принят соответствующий нормативно-правовой документ, которым дата празднования дня военной авиации оставалась неизменной. В 1997 году был учрежден день военно-воздушных сил.


Учитывая исторические реалии, для военных летчиков новой датой празднования стало 12 августа вплоть до 2006 года, когда был подписан соответствующий Указ Президента. На сегодняшний день профессиональным праздником для всех кто причастен к военной авиации является третье воскресение последнего летнего месяца.

В 2012 году 11-12 августа состоялось масштабное празднование 100-летия создания русских ВВС. В этот день в подмосковном Жуковском состоялось грандиозное авиашоу, с участием зарубежных и раритетных образцов техники (в том числе и бипланы времен Первой Мировой Войны). Кроме того приняли участие и пилотажные группы из Польши, Франции, Великобритании, Турции, Латвии, Финляндии и Италии. Этот день закончился грандиозным салютом. По случаю празднования 100-летия военно-воздушных сил была выпущена юбилейная медаль.

Как в России отмечается день военно-воздушных сил, видео:

Праздничные мероприятия в день ВВС в городах России

В Российских городах праздник военной авиации широко отмечается там, где дислоцируются части ВВС. Всех желающих допускают на базы, показывают боевую технику. Некоторым счастливчикам удается посидеть за штурвалом боевого самолета или же за штурвалом симулятора. В крупных городах проходят авиационные шоу, в которых принимает участие группа российских ассов «Русские Витязи», «Русь». По телевизору в этот день показывают советское кино «Небесный тихоход» и «В бой идут одни старики» и фильмы про военных летчиков разного производства (в том числе и США). К могилам летчиков возлагаются цветы и венки. Конечно, в малых городах, селах, где захоронены останки погибших летчиков, цветы возлагаются только на 9 мая. В городах, где есть спортивные авиационные клубы проходят небольшие выступления парашютистов и планеристов.

День ВВС Балашов

В городе, где дислоцируется Балашовский учебный авиационный центр на день ВВС проходит торжественное построение курсантов на Юбилейной площади. После торжественного митинга строй курсантов проходит по центральной площади. Поздравить личный состав центра приходят не только руководители органов местного самоуправления, но и члены «Боевого братства» (обществ офицеров города).

День ВВС Москва

В столице Российской Федерации на аэродроме Монино проходит в этот день парад с участием всех комплексов, которые находятся на вооружении ВВС. В Монино проходят концерты, конкурсы, где призом является билет туда и обратно в любой город России на самолете. В тоже время демонстрируется техника специального назначения, транспортная авиация. В скверах и парках, собираются все сопричастные к празднику.


День ВВС Санкт-Петербург

В селе Никольское в третье воскресение августа ежегодно проходят мероприятия приуроченные к Дню ВВС. В программе обычно представлены: показательные прыжки, соревнования на точность приземления среди парашютистов, показательный пилотаж на спортивных самолетах, творческие коллективы и артисты развлекают публику. Кроме того, для всех желающих работает солдатская кухня.

День ВВС Калининград

В самом западном городе Росси в эту дату тоже проходят торжества. Обычно под патронатом командования Западного Военного округа организовывается выставка как военной, так и гражданской летной техники.

День ВВС Волгоград

В городе-герое для всех желающих открыты двери музея «Сталинградская битва». Нередко здесь проходят авиа-шоу или выставка боевых самолетов. А на набережной волжан каждый год ждет концерт.

День ВВС Екатеринбург

На аэродроме Уктус каждый год проходят грандиозные авиашоу, где представлено большое множество техники военной авиации, начиная от фронтовых бомбардировщиков и заканчивая вертолетами-гигантами семейства Ми. День города в Екатеринбурге отмечается в третью субботу августа, что позволяет совмещать два праздника в один, делая его по-настоящему интересным.

День ВВС Красноярск

В Красноярске местный авиаклуб устраивает шоу. Показательные прыжки с парашютом являются данью традиции, а вот полет на экскурсионном «Боинге» – это новинка. Также на аэродроме устанавливают развлекательные площадки и экстремальные аттракционы.

День ВВС Иркутск

Обычно все празднования проходят в городском международном аэропорту. В сквере имени Кирова проходит митинг и торжественное построение личного состава воинских частей и Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ). После возложения венков к Вечному огню, в ИВВАИУ проходит день открытых дверей, где каждый желающий сможет ознакомиться с образцами техники на учебном аэродроме.

День ВВС Ростов-на-Дону

Очень многие военнослужащие из частей Ростова-на-Дону принимали участие в вооруженных конфликтах на Северном Кавказе, в том числе и летчики. Кроме того Ростов-на-Дону крупный город, где находится командование ВВС и ПВО Южного военного округа. Соответственно здесь празднества проходят с широчайшим размахом: авиашоу, показательные выступления (в том числе и высадка десанта из вертолетов, имитация боя) и концерты к вниманию ростовчан.

День ВВС Владивосток

Здешний день военно-воздушных сил примечателен тем, что в празднике принимает участие морская авиация.

Как отмечают день военно-воздушных сил в Хабаровске, интересное видео:

12 августа ВВС отпразднуют 100-летний юбилей. Однако День Военно-воздушных сил не всегда отмечался в России в этот день, дата менялась в истории страны четырежды. Об этом рассказал бывший главнокомандующий ВВС России генерал армии Петр Дейнекин.

"В начале прошлого века, на заре авиации, российские летчики праздновали день воздушного флота в соответствии с указом Николая II, который назначил празднование Дня воздушного флота 2 августа в День Святого пророка Ильи", - сказал Дейнекин РИА Новости. Сейчас 2 августа отмечается день Воздушно-десантных войск.

Дейнекин рассказал, что в 1924 году заместитель Реввоеносвета Михаил Фрунзе перенес празднование для воздушного флота на 14 июля - когда отмечается день штурма Бастилии. 18 августа 1933 года Сталин объявил о создании в Советском союзе авиационной промышленности и установил днем Воздушного флота 18 августа.

"Этот праздник стал воистину всенародным, широко отмечался по всей стране. На авиационные парады в Тушино приходили руководители партии и правительства, все летное поле в Тушино и берега Москвы-реки были заполнены ликующими москвичами", - добавил генерал.
Дейнекин рассказал, как была установлена нынешняя дата празднования Дня ВВС - 12 августа. По его словам, делегация российских ВВС в 1995 году побывала в ЮАР на 75-летии ВВС этой страны. Во время этой поездки начальник штаба ВВС ЮАР Джеймс Крил спросил Дейнекина: "Сколько лет вашим Военно-воздушным силам?"

"Я подумал: вот это вопрос. И "поплыл". Ответил, что когда на западе первые пилоты отважно стрекотали в небе на первых этажерках, то русские пилоты уже покоряли воздушный океан на четырехмоторных самолетах, летая из Петербурга в Киев и обратно на самолетах "Илья Муромец". Мы постарше вас в авиационном отношении, сказал тогда я", - продолжил экс-главком.

После этой поездки в архивах были найдены документы, подтверждающие, что именно 12 августа 1912 года был издан приказ по военному ведомству, в котором по решению императора все вопросы военной авиации было поручено решать главному управлению Генштаба. "Эти документы мы направили в администрацию президента Бориса Ельцина. И он издал указ, которым утвердил день ВВС 12 августа", - рассказал Дейнекин.

Бывший главком ВВС отметил достижения российских летчиков. Например, российский летчик Петр Нестеров первым в мире выполнил так называемую мертвую петлю, он же в начале первой мировой войны провел первый воздушный бой, в котором таранил противника. Первый управляемый штопор выполнил русский летчик Константин Арциулов, внук художника Айвазовского. Первыми Героями Советского Союза стали семь летчиков за спасение команды затонувшего во льдах ледокола "Челюскин". В годы Великой Отечественной войны советские летчики сумели в жестоких боях завоевать господство в воздухе в борьбе с Люфтваффе и закончить войну в небе Берлина. 2400 "сталинских сокола" были удостоены звания Героя Советского Союза, а 63 из них стали дважды героями. Первым трижды героем стал тоже летчик - Александр Иванович Покрышкин.

Как подчеркнул экс-главком ВВС, после войны летчики стали летать на самолетах со стреловидными крыльями, преодолели звуковой барьер и покорили сверхзвук. Они первыми испытали ядерное оружие и первыми штурмовали космос (первый космонавтом был советский летчик Юрий Гагарин. Первая женщина-космонавт - капитан ВВС Валентина Терешкова, ныне генерал-майор). Первой вышла в открытый космос чемпионка мира по высшему пилотажу Светлана Савицкая.

По словам Дейнекина, ВВС достигли своего наивысшего могущества к концу 80-х годов прошлого века. «Нас тогда во всем мире не только боялись, но и уважали. В составе ВВС было 500 тысяч человек личного состава, из них 30 тысяч летчиков,12 тысяч самолетов и 6 тысяч вертолетов. Однако через несколько лет грянул развал Советского Союза и его Вооруженных сил. Это был один из тяжелых периодов в истории Военно-воздушных сил. За последние годы наша авиация восстанавливает былую мощь. Выделяются солидные средства на развитие перспективной авиационной техники, современных средств поражения. Руководство страны и Вооруженных сил стало проявлять заботу о материальном благополучии личного состава ВВС. Сейчас завершается решение проблемы по обеспечению военнослужащих жильем», - рассказал генерал.

В предстоящие выходные дни на территории городского округа Жуковский пройдут торжественные мероприятия, посвященные празднованию 100-летия ВВС.

Комментарий эксперта портала «ОФИЦЕРЫ РОССИИ»

Юрий ПАНТЕЛЕЕВ, полковник запаса ВВС:

100-летие Военно-воздушных сил - это не просто большой юбилей, а целая эпоха в развитии военной авиации России, которая ведет свою историю еще с XIX века. Ведь именно во второй половине XIX столетия началось бурное развитие воздухоплавания. Уже тогда создаваемые аэростаты начали использовать в военных целях. Военная история России свидетельствует о том, что в феврале 1884 в русской армии была сформирована 1-я команда аэронавтов. В том же году при Главном управлении Генерального штаба утверждена штатная Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям.

В мае 1890 года приказом № 126 по военному ведомству утверждено Положение о воздухоплавательной службе, которая была первоначально включена в состав инженерных войск. С развитием самолетостроения в Европе и России военное министерство начало приобретать самолеты для использования в военных целях, а с 1910 года организована подготовка кадров военных летчиков на базе созданного учебного аэродрома в Гатчине под Петербургом - это была первая учебная часть по подготовке летно-технического состава русской армии.

Что касается 1912 года, с которым связано празднование 100-летнего юбилея ВВС России, то именно его военные историки относят к формированию единого органа управления авиацией русской армии: 12 августа 1912 года в соответствии с приказом по военному ведомству все вопросы организации военного воздухоплавания и авиации сосредоточены в Воздухоплавательной части Главного управления Генштаба.

За всю свою богатую историю отечественные Военно-воздушные силы претерпевали неоднократные изменения: менялась организационная структура и боевой состав авиации, модернизировался самолетный парк, на вооружение поступали новые типы авиационной техники, совершенствовались способы боевого применения авиации, формы и методы подготовки летного и инженерно-технического состава.

Кроме того, наши Военно-воздушные силы являются своего рода «колыбелью» для зарождения других видов и родов войск. В 1960 году из состава Дальней авиации в создаваемые Ракетные войска стратегического назначения были выделены первые три управления дивизий и 17 полков, которые переформированы в воинские части РВСН. В том же году в составе ВВС создан Центр подготовки космонавтов, положивший начало развитию и становлению отечественной космонавтики. В начале 70-х годов прошлого столетия создана и получила свое дальнейшее развитие армейская авиация.

Сегодняшние Военно-воздушные силы снова находятся в состоянии реформирования. Осуществлен переход от авиационных полков и дивизий к авиационным базам. В их состав также включены все авиационные части, которые ранее входили в другие виды и рода войск Вооруженных сил. Несмотря на имеющиеся проблемы с переводом авиационных соединений и частей на новые штаты и организационную структуру, начинается оснащение ВВС России современными образцами авиационной техники, мощными авиационными комплексами и средствами наземного обеспечения полетов. После двухлетнего перерыва возобновляется подготовка авиационных кадров в вузах ВВС.

Хочется верить, что у ВВС России после празднования своего 100-летия будет еще много юбилеев и других знаменательных событий, что наша военная авиация выдержит очередной этап военной реформы, летчики будут летать на самых современных самолетах, высоких скоростях и больших высотах, а государство будет иметь надежную защиту воздушного пространства.

Первое десятилетие после распада СССР было тяжелым для военной промышленности России. Такая профессия как военный, теряла свою значимость и все меньше людей шли работать в эту сферу. Введение такого праздника как день ВВС имеет одну важную цель, возродить армейские традиции, повысить престиж воинского дела среди молодежи.

Когда отмечают праздник

День Воздушных сил России празднуют каждый год, в один и тот же день, 12 августа. Свой официальный статус праздник получил в 1997 году 29 августа , согласно постановлению президента под No949. В 2006 г. это число было еще раз подтверждено указом No549 от 31 мая и приобрело статус "памятных дат". Дата 12 августа выбрана не случайно, именно в этот день, в 1912 году был создан штат воздухоплавательного отделения при главном управлении Генштаба.

Немного истории

История российского военного флота начинается в 1910 г., именно тогда для армии были куплены во Франции самолеты. Т.к. в России на тот момент не было специалистов, обучать летному искусству наших офицеров были наняты люди из Парижа. Однако наши механики уж скоро наверстали упущенное, в 1913 г. был построен первый бомбардировщик Илья Муромец собственного производства, который стал основным самолетом нашей армии. В 1917 г. имперская воздушная флотилия прекратила свое существование, многие опытные пилоты умерли в ходе революции или эмигрировали. В 1918 г. была создана советская военно-воздушная часть. Первые боевые вылеты для ВВС СССР состоялись в 1936 г., они принимали участие в гражданской войне Испании.


К началу ВОВ, советская армия была подготовлена плохо. Малая численность, по сравнению с Германией, летательных аппаратов, давало большое преимущество противнику. Ежедневно в стране выпускалось всего 50 самолетов, уже за первый год войны, производство увеличилось вдвое, более того они были модернизированы. Заслуга ВВС в ходе второй мировой войны имеет неоценимый вклад, за период с 1941-1945 гг. погибло более 27500 летчиков, из них больше половины только за первый год.

После войны было брошено много сил и денег на модернизацию армии СССР. К концу 1980 г. количество самолетов ВВС составляло более 10000 ед., что делало Россию самой мощной державой. После распада Советского Союза, в ведомстве Российской Федерации осталось только 40% техники.

С начала XXI века, Российские ВВС активно модернизируются, постоянно ведется подготовка новых кадров, улучшение старых моделей самолетов и создание новой техники и технологий. Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день ВВС РФ являются одними из сильнейших.


Интересные факты

1) В 1914 г., в самом начале истории ВВС, в Российской империи насчитывалось 263 самолета, самый большой показатель того времени.

2) Во время Второй мировой войны, на конвейерах нашей страны ежедневно выпускалось по 100 самолетов.

3) Во период Советского союза ежегодно в ведомство ВВС поступало до 600 единиц техники.

4) В 2009 г. Центробанком РФ было введено в обращение три монеты из серебра, номиналом 1 руб., посвященные военно-воздушным силам России.

5) В 2015 году, ВВС объединили с Воздушно-космической обороной и переименовали в Воздушно-космические силы РФ.

6) Современные зенитные установки, находящиеся в ведомстве обороны России, способны сбить цель на расстоянии до 150 км и на высоте до 40 км.

Для России войска ВВС считаются важнейшей и наиболее перспективной частью вооруженных сил. Главные задачи этого подразделения обороны - разведка и защита границ нашей страны. Если у вас есть родственники или знакомые в любом подразделении военной авиации не забудьте поздравить их в этот день. Их храбрость, умения и ум, позволяют нам спать спокойно. Ведь безопасность нашей страны в надежных руках.