Фундаментальные и прикладные исследования. Фундаментальные и прикладные научные исследования

Исследования, посвященные описанию, предсказанию и объяснению фундаментальных законов поведения, называются фундаментальными исследованиями. Противопоставленные им прикладные исследования носят такое название, поскольку непосредственно связаны с решением конкретных проблем. Для иллюстрации различия между ними представьте себе исследование, посвященное изучению памяти. В фундаментальном исследовании будет изучаться структура памяти, участники будут запоминать список слов, воспроизводить его, изучать список еще раз, снова воспроизводить и так далее несколько раз (см., к примеру, Tulving, 1966). Идея такого исследования состоит в том, чтобы проверить, будут ли эти слова по ходу эксперимента запоминаться в одном и том же порядке, выявляя тем самым, как слова группируются в памяти участников. Такое исследование не имеет прямого практического применения, но может проводиться просто для изучения структуры памяти. Результаты такого исследования, вероятно, расширят знания о механизмах ее работы. Примером прикладного исследования памяти может быть эксперимент, при котором участники просматривают видеозапись несчастного случая, а затем стараются вспомнить все, что они увидели (см., напр.: Loftus & Palmer, 1974). Это исследование может иметь прямое отношение к важному для разработки законодательства вопросу о снятии показаний очевидцев.

Иногда считают, что прикладные исследования имеют большее значение, чем фундаментальные, так как они направлены на вопросы первостепенной важности. На это можно возразить, что основное преимущество фундаментальных исследований состоит в том, что общие законы можно применять в различных практических ситуациях. Тем не менее фундаментальные исследования очень часто представляют собой мишень для политиков, неистовствующих по поводу неправильного использования налогов на финансирование не слишком «полезных» исследований (деньги от налогов распределяются через гранты федеральных служб, в частности Национального научного фонда). Такое обвинение легко выдвинуть, и оно легко находит отклик у избирателей, ведь основная черта американского характера - высокая оценка прежде всего практически полезного. Например, президент Американского психологического общества - известный психолог-экспериментатор Ричард Ф. Томпсон в интервью, данном после своего избрания признал, что «многие из нас, тех, кто сегодня занимается фундаментальной наукой, чувствуют необходимость оправдать свое существование и стать полезными для решения проблем общества».

Конечно, фундаментальные исследования никогда не будут прекращены. Многие, если не все, прикладные разработки зависят от прочного основания, заложенного фундаментальными исследованиями. Без него идеи некоторых прикладных проектов никогда бы не возникли, а их реализация не была бы такой полной. Хороший пример тому - исследование чтения Иглендом в 1975 г. Целью эксперимента была оценка методики обучения дошкольников сходным буквам (например, R и Р). В соответствии с методикой детям показывали карточки, аналогичные изображенным на рис. 3.1, и просили из шести букв выбрать такие же, как буква, изображенная вверху карточки. Игленд выделил отличительные особенности букв (например, «ножка» у буквы R, которая отличает ее от Р), напечатав их красным. В течение нескольких попыток красный постепенно заменялся на черный. В сравнении с участниками, получившими только черные буквы, члены экспериментальной группы делали меньше ошибок. Они также лучше справились с дальнейшими тестами, проведенными через неделю.

VY V Y Y V

^ Характерные особенности букв для экспериментальной группы были напечатаны красным %

1. Стимульные карточки, аналогичные использованным Иглендом

Нам важно отметить что в основе исследования Игленда лежало предположение, что на распознавание букв может влиять либо восприятие формы отдельных элементов, либо характерные особенности стимула.

В то время когда Игленд проводил свои эксперименты, концепцию распознавания в основном формировала теория особенностей, поэтому многие фундаментальные исследования были посвящены изучению различных аспектов этой теории. Например, в одном из ранних исследований данного вопроса, проведенном Найссером (Neisser, 1963), участники просматривали массивы букв, аналогичные изображенным на рис. 3.2. Им необходимо было подать сигнал, как только они распознают нужную букву. Как видно из массивов, Найссер варьировал степень сходства характерных особенностей букв. Из-за большего сходства буквы О с буквами, похожими на Q, чем с буквами, похожими на X, участники дольше распознавали букву О, окруженную буквами Q, U,S и G, чем ее же, окруженную X, A,N и.

Хотя в своей работе с дошкольниками Игленд никогда не упоминал исследование Найссера или подобные ему, очевидно, что основа, созданная исследованиями, посвященными изучению теории особенностей, сыграла важную роль при разработке обучающей программы по чтению. Более того, в разработку этой программы значительный вклад внесло еще одно независимое направление фундаментальных исследований. Для изучения формирования у животных условных рефлексов была разработана процедура, названная «безошибочной» тренировкой дифференциации (например, Terrace, 1963), в которой использовалось такое же постепенное изме
нение стимулов, как в тренировочной программе Игленда. Подобная ситуация возникает очень часто: в фундаментальных исследованиях психологические законы изучаются независимо, исключительно ради получения сведений о них, далее создается комплекс знаний о данных феноменах, а затем этот комплекс ложится в основу прикладных исследований, посвященных конкретным проблемам.

1. Найдите букву 0: 2. Найдите букву 0:
G Q Q U А X А N
Q S G G L А N X
U Q G S X X N L
S G 0 Q А N 0 А
U Q S U L L X А
G G S U A L A N
3. Найдите букву К: 4. Найдите букву К:
G Q Q U А X А N
Q S G G L А N X
U Q G S X X N L
S G К Q А N К А
U Q S U L L X А
G G S U A L A N

рных особенностей в 1963 г.

Не только фундаментальные исследования часто приводят к прикладному изучению вопроса, но и результаты прикладных исследований, в свою очередь, нередко бывают важны для фундаментальных, подтверждая или опровергая выдвинутые теории. Подтверждение теории особенностей относительно распознавания паттернов не входило в задачи Игленда, но его исследование привело именно к этому. Аналогично описанное выше исследование памяти является прикладным, но оно внесло свой вклад в развитие общей теории долговременной памяти.

Для европейской социологии XIX века характерен подход к исследованию общества как системы, как “организма”. В творчестве социологов преобладало исследование социальных институтов. Исследование же отдельных общественных явлений, исследование проблем личности при всей их важности всё же отодвигалось на второй план. Это объяснялось большой ролью философии истории, которыми руководствовались мыслители до французской революции конца ХVIII века и в которой многие из них разочаровались после революции. Указанный подход сохранился в европейской социологии и в XX веке, хотя и не всегда был доминирующим.

Фундаментальные исследования ассоциируются обычно со сложными теоретическими изысканиями. Это необходимое, но недостаточное условие таких исследований. Во всех случаях, когда позволяют обстоятельства, фундаментальные исследования предполагают изучение объекта исследования в целом. Оба эти условия присутствуют и в определении фундаментальных исследований в социологии.

Фундаментальные исследования в социологии - это исследования, в которых: 1)преобладает теоретический уровень и 2) объектом является общество в целом.

Теоретический уровень исследования прёдставляет собой процесс решения проблем данной науки, развитие категориального аппарата этой науки безотносительно к практическому использованию полученных знаний. Учёный-теоретик работает ради развития знания как такового, новое истинное знание для него самоцель и высшая ценность. Теоретическому уровню присущи общенаучные методы познания: системный, сравнительный, моделирования и др. “Прикладные” методы исследования - опрос, социологическое измерение и др. - используются реже.

Объект исследования, как уже отмечалось, общество в целом. В противном случае нет науки социологии, как нет экономической науки изучающей одни экономические явления и игнорирующей другие. Во всех случаях, когда объект исследования конечен, его исследование как системы обязательно для фундаментальных исследований. Науки об обществе отвечают данное условию, поэтому фундаментальное знание представляют общество как целостный объект. Это особенно важно в социологии, в которой порой изучение социального организма подменяется изучением его отдельных сторон или социальных институтов. Такие подходы достаточно обоснованы, не следует лишь считать их результаты фундаментальными исследованиями.

По объекту фундаментальные исследования сходны с макросоциологией. Макросоциология есть изучение общества в целом с преобладанием эмпирических методов исследования. Макросоциологическими исследованиями можно назвать переписи населения, референдумы, плебисциты, выборы с последующей обработкой их результатов. Такие исследования дают ценную информацию, однако, сами по себе, не вырабатывают теорию функционирования и развития общества.

Фундаментальные исследования в социологии имеют определённые достоинства и недостатки. К достоинствам следует отнести представление общества как системы, что повышает теоретический уровень исследования, а этот уровень даёт возможность предвидеть будущее состояние общества. Недостатки не менее весомы. Главный из них - умозрительность, недостаточная обоснованность суждений, из-за чего теоретиков социологии иногда обвиняют в схоластике. Дело в том, что теоретики обычно сами не проводят прикладные исследования, да и провести их в масштабе общества - трудновыполнимая задача. Поэтому теоретики пользуются трудами учёных других специальностей: историков, экономистов, демографов, политологов, юристов, статистиков и др. Сведения, полученные из вторых рук, повышают вероятность заблуждений. А кроме того, сведений может просто не хватать. Но вне зависимости от точности и достаточности сведений фундаментальным исследованиям присуща высокая степень абстрактности понятий и суждений, что иногда приводит к неадекватному истолкованию каких-либо фактов. Например, такие понятия как “структура”, “функция”, “дисфункция” и т.п. применительно к обществу в целом могут истолковываться весьма неоднозначно.

Прикладные исследования в социологии зарождаются в Европе позже фундаментальных. Их началом можно считать работы французских социологов Алексиса де Токвиля и Эмиля Дюркгейма, а в США Албиона Вудбери Смолла. Наибольшего развития прикладные исследования достигли в Америке, что вполне соответствовало прагматизму американцев. А.В.Смолл организовал первый в мире социологический факультет в г. Чикаго (1892 г.). Впоследствии было организовано Американское социологическое общество и стал издаваться социологический журнал, был выпущен первый учебник по социологии (1894 г.) По мнению А.В.Смолла, социология должна давать практические рекомендации в форме “социальной технологии”.

Прикладные исследования в США проходят в развитии ряд этапов:

1) 1895-1920. Общество проявляет интерес к практическому использованию социологических знаний;

2)1920-1950. Господство эмпиризма, фундаментальные исследования отодвигаются на второй план;

3) 1950-... Выход социологии из университетов в корпорации и становление её как составной части бизнеса.

В связи с последним этапом возникает так называемая социальная инженерия - дисциплина, возникшая на стыке социологии, психологии и экономической теории. Её девиз: "Задача социологии - предвидеть человеческое поведение и управлять им". Социальная инженерия ориентирована на получение прибыли (хотя имеются и другие направления) и потому связана с менеджментом и маркетингом.

Прикладные исследования в социологии - это исследования, в которых: 1)преобладает эмпирический уровень исследования и 2) объектом выступам отдельные общественные явления.

Эмпирия есть опыт, практическое познание мира. Эмпирический уровень исследования - это преимущественно операции с фактами: сбор, отбор, систематизация, проверка и др. Он ассоциируется с одним из наиболее распространённых методов исследования - опросом, точнее, одним из видов опроса - анкетированием. Однако факты добываются социологом-прикладником и другими методами (изучением документов, измерением, наблюдением, экспериментом). Прикладные исследования ориентированы на получение оперативной информации и (или) получение практической выгоды.

Объект исследования - отдельные общественные явления: социальные общности, процессы, институты и др. Чаще всего прикладные исследования направлены на изучение малых социальных групп, их интересов и ценностных ориентаций, а также на изучение общественного мнения по интересующих социологов вопросов. В преддверии выборов социологи интересуются мнением “электората”, то есть, настроениями избирателей.

По объекту исследования прикладные исследования сходны с микросоциологией - изучением отдельных общественных явлений на теоретическом уровне. Сходство объекта исследования не обязательно предполагает эмпирический уровень. Может иметь место и теоретический уровень, например, социология малых групп. На теоретическом уровне можно изучать и общественное мнение.

Прикладные исследования, как и исследования фундаментальные имеют достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести следующее:

1) свежая, оперативная информация о конкретном явлении; она обычно востребуется государственными управленцами, политическими партиями и другими субъектами;

2) возможность практического использования в решении каких-либо проблем.

Достоинствам сопутствуют недостатки:

1)описательность при крайне слабой способности к предвидению по отношению к объекту исследования. Слабо развито даже объяснение. Социологов-прикладников иногда обвиняют в “ползучем эмпиризме”;

2) быстрое “старение” социологической информации; она представляет собой некий скоропортящийся продукт, обладающий ценностью “здесь и сейчас”. А завтра он уже, вряд ли, адекватно отразит состояние объекта исследования. Надо проводить новые исследования, что в практическом плане весьма непросто. Социологи хорошо знают, с чем это связано.

Вычленение уровней социологического исследования основано на различии в способах получения знания. Как известно, рациональное познание основано на абстрактном мышлении (к его формам относят понятие, суждение и умозаключение), чувственное познание опирается на образы, возникшие в результате деятельности чувств человека, и оформляется в виде ощущения, восприятия и представления. На основе рационального познания оформляется теоретический уровень социологического знания, на основе чувственного — эмпирический.

Теоретический уровень исследования

На теоретическом уровне , как правило, осуществляется анализ основных понятий, категорий и законов социологии, наиболее общих проблем строения и функционирования общества. К этому уровню принадлежат такие общенаучные методы, как функциональный и конфликтологический, а в зависимости от проблемы и объекта исследования — исторический, системный, сравнительный и др.

Зачастую используемые методы кажутся противоречивыми. Так, явно различны функциональная теория и теория конфликта. Поэтому исследователю необходим набор строгих предположений, т.е. общая теория, которая, по определению, присуща социологии, как и другим наукам. Такая теория дает возможность упорядочить реальность, выбрать полезные понятия, разработать схему наблюдений, сформулировать гипотезу и выдвинуть объяснение. С одной стороны, теория отражает сущность явлений и их связи, выступает средством не только объяснения, но и изучения еще не познанных явлений и процессов, в том числе указывает наиболее общее направление поиска для эмпирических исследований. С другой стороны, теории многое дает эмпирическое исследование — направляет, углубляет, зачастую переориентирует и проясняет ее, поскольку оно основано на конкретных фактах.

Эмпирический уровень исследования

Эмпирический уровень представлен различными формами конкретной статистической, документальной информации об изучаемых социальных явлениях и процессах.

Таким образом, теоретическая социология (которую также называют общей социологией или макросоциологией) рассматривает общество в целом или крупные социальные общности, объясняет закономерности их развития и функционирования, а эмпирическая социология (называемая также микросоциологией) сфокусирована на конкретных фактах и процессах, специфических мотивах, целях, действиях людей.

  • подготовку исследования;
  • сбор первичной социологической информации;
  • подготовку и обработку собранной информации;
  • анализ информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций.

Несмотря на то что каждое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает перечисленные выше этапы, не существует унифицированного и обязательного для всех алгоритма социологического анализа, пригодного для изучения проблем различной сложности. Это объясняется тем, что каждый обусловлен характером поставленной цели.

Фундаментальные и прикладные исследования

В соответствии с поставленными целями и выдвинутыми задачами исследования подразделяют на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные (или академические) исследования обычно проводятся с научными целями: для пополнения знаний о дисциплине, лучшего понимания социальных процессов, объяснения социального поведения, опровержения или подтверждения той или иной теории. Как правило, в фундаментальных исследованиях теоретический уровень социологического познания превалирует над эмпирической составляющей.

Прикладные исследования имеют практические цели — их результаты предназначены для непосредственного применения в практике социальной работы, образования, трудовых отношений, городского планирования, социальной политики. Они могут быть оформлены в виде конкретных предложений, советов, рекомендаций или данных, необходимых для подготовки и принятия управленческих решений. Можно сказать, что всякое прикладное исследование представляет собой систему процедур, связанных единой целью — получить достоверные данные об изучаемом явлении для использования их в практике управления.

В зависимости от глубины количественного и качественного анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых в его ходе задач различают три вида социологического исследования — разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование (пробное, пилотное, пилотажное, зондажное) — наименее сложный вид анализа, решающий ограниченные по своему содержанию задачи. Исследование этого вида охватывает, как правило, небольшие общности, основывается на упрощенной программе и простом инструментарии (анкеты, бланк-интервью и т.д.) и используется в качестве предварительного этапа перед глубоким и масштабным изучением избранного процесса или явления. Потребность в нем возникает в тех случаях, когда предмет исследований относится к числу мало или вообще не изученных еще проблем. В частности, данный вид исследования часто применяется для получения первичной информации о предмете и объекте, уточнения гипотез и задач, выбора инструментария, определения границ обследуемой совокупности в последующем, более углубленном и широкомасштабном исследовании, а также для выявления возможных сложностей, с которыми может столкнуться исследователь в ходе его проведения. Решая перечисленные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных.

Экспресс-опрос является разновидностью разведывательного исследования и проводится с целыо быстрого получения отдельных сведений, в данный момент особенно интересующих исследователя. Экспресс-опросы обычно нацелены на выявление отношения общества к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), а также на выяснение эффективности недавно проведенных действий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и возможных результатов избирательных кампаний, выявления мнения людей относительно планируемых акций и мероприятий.

Если задача состоит в уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть проведен экспертный опрос, т.е. опрос специалистов, компетентных в изучаемой проблеме.

Описательное (дескриптивное) исследование является более сложным видом анализа и предполагает получение таких эмпирических сведений, которые могут дать относительно целостное представление об изучаемом явлении и его элементах. Осмысление, учет такой информации позволяют глубже разбираться в обстановке, с научных позиций обеспечить возможность выбора эффективных средств, форм и методов управления теми или иными общественными процессами. Проведение описательного исследования требует полной, подробно разработанной программы и методически апробированного инструментария. Его надежная методологическая и методическая оснащенность делает возможной классификацию элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных.

Этот вид исследования обычно применяется, когда объектом анализа выступает относительно большая общность людей с разнообразными характеристиками, например коллектив крупного предприятия, в котором трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различный стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Аналитическое исследование — самый углубленный вид социологического анализа, ставящий своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные этому явлению черты. Этот довольно сложный вид исследования в силу своего предназначения имеет особенно большую научно-практическую и теоретическую ценность.

Если в описательном исследовании устанавливается факт связи характеристик изучаемого явления, то в аналитическом исследовании выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если при описательном виде изучается наличие связи между удовлетворенностью работников содержанием выполняемого труда и его производительностью, то при аналитическом выясняется, является ли удовлетворенность содержанием труда основным фактором, определяющим уровень его производительности.

Поскольку реальность производственной и общественной жизни такова, что выделить в «чистом виде» для изучения какой-либо один фактор, определяющий черты этой жизни, практически невозможно, то в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из нее впоследствии выделяются факторы основные и второстепенные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, контролируемые и неконтролируемые и т.д.

Подготовка аналитического исследования требует значительных средств, времени, тщательно разработанной программы и инструментария. Нередко при помощи зондажа или описательного исследования собирают те сведения, которые дают предварительное представление об отдельных сторонах изучаемого объекта и предмета, позволяют выбрать оптимальные пути дальнейшего их анализа. Аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы , . Естественно, это требует от исследователей умения взаимоувязывать, «стыковать» информацию, полученную по разным каналам.

Социальный эксперимент можно считать самостоятельной разновидностью аналитического исследования. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения (в той или иной степени) обычных условий функционирования исследуемого объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства. Подготовка и проведение любого эксперимента весьма трудоемки, требуют специальных знаний и методических навыков. Это особенно важно помнить тогда, когда речь идет о внедрении новых форм организации и стимулирования труда, организации общественной и повседневной жизни людей, т.е. о вопросах, затрагивающих личные, коллективные и общественные интересы. Их глубокое изучение требует, конечно, предварительной экспериментальной проверки, чтобы избежать случайностей и непредвиденных последствий и, следовательно, с научной обоснованностью внедрять в практику новые формы и методы управления.

В зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования — точечное и повторное.

Точечное исследование (его также называют разовым) дает ин- формацию о состоянии объекта анализа, количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такая информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» количественных характеристик объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.

Повторными называются несколько исследований, которые проводятся последовательно через определенные промежутки времени и позволяют получить данные, отражающие изменение объекта. Подобные исследования осуществляются на единой программе и инструментарии. По сути повторное исследование представляет собой средство сравнительного социологического анализа, направленное на выявление динамики развития изучаемого объекта.

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два-три этапа и более. Длительность временного интервала между первоначальным и повторным этапами исследования может быть разной, так как сами общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Чаще всего именно свойства самого объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, если изучается тенденция реализации жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного исследования — не ранее чем сентябрь-октябрь, когда заканчивается прием в вузы и непоступившие определяются на работу, идут служить в армию, становятся безработными и т.п.

Лонгитюдные исследования (иначе называемые мониторингом) относят к повторным и проводят в течение длительного времени, регулярно и через заданный промежуток времени (такова, например, перепись населения).

Панельное исследование — особый вид повторного исследования. Если при помощи обычного повторного исследования может изучаться, например, эффективность воспитания в коллективе независимо оттого, как изменился его состав за период между первоначальным и повторным этапами исследования, то панельное исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее численности и составу. Эти исследования позволяют обновлять и обогащать содержание, дают возможность накапливать информацию, отражающую направление развития.

В зависимости от условий проведения выделяют полевые исследования , которые осуществляются в естественной для исследуемой общности обстановке (на предприятии, в деревне), и лабораторные исследования , которые проходят в специально созданных условиях (фокус-группы, метод «длинного стола»).

Выстроенная по разным основаниям классификация видов социологического исследования представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Виды социологического исследования

Практически любое явление может изучаться с помощью разведывательного, описательного или аналитического исследования, имеющего точечный или повторный характер и использующего различные методы сбора первичной информации. В свою очередь для любого из упомянутых видов социологического исследования не существует «запрета» на анализ тех или иных явлений и процессов.

В каждом конкретном случае социолог выбирает тот или иной вид социологического исследования, руководствуясь практической и научной целесообразностью исследования, а также сущностью и особенностями того явления, которое предстоит изучить.

Например, поставлена задача изучить мнение избирателей. Если социолог планирует осуществить разведывательное исследование, то исходя из его особенностей ему предстоит выявить самую общую оценочную реакцию общественного мнения по тому или иному вопросу. В свою очередь описательное исследование будет предполагать получение более детальной характеристики состояния общественного мнения, единство его рациональных, эмоциональных и волевых начал. Аналитическое исследование призвано дать не только описание состояния, элементов и свойств конкретного общественного мнения, но и ответ на вопрос о том, какие факторы породили именно такое мнение, в какой степени оно выступает побудителем людей в ходе голосования.

Если ограничиться одномоментным замером , достаточно точечного исследования. Когда надо получить сведения о динамике и тенденциях его развития, осуществляют повторные исследования. Если срочность работы не является решающим фактором исследования, наряду с опросом могут быть применены и другие методы сбора данных.

Таким образом, выбор вида социологического исследования вытекает как из сущности и особенностей изучаемого явления, так и из тех целей и задач, которые ставятся в ходе его анализа. Кроме того, перед окончательным выбором вида исследования социолог должен реально оценить свои возможности, практические навыки группы исследователей, а также объем и источник финансирования.


Контрольная работа

ПО КУРСУ: «Исследование систем управления»

Выполнил:

Студент группы ПФЗ-383

Проверил:

Челябинск

Фундаментальные научные исследования и их краткая характеристика

Моделирование как метод исследования систем управления

Исследование информационного обеспечения системы управления департамента оптовых продаж "Борей"

Список используемой литературы

    Фундаментальные научные исследования и их краткая характеристика.

Фундаментальные научное исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Они направлены на получение новых знаний об основах явлений и наблюдаемых фактов, не связанных непосредственно с практическим применением этих знаний. Конечной целью фундаментальных научных исследований является получение новых научных знаний, выражаемых в виде законов, теорий, гипотез, принципов, направлений исследований и в других формах.

Фундаментальные научные исследования могут быть ориентированными, то есть направленными на решение научных проблем, связанных с практическими приложениями.

Единого определения фундаментального исследования не существует, но можно утверждать, что таковым является исследование, ставящее своей задачей разработку или проверку гипотезы (теории), имеющей общий характер и применимой к определенному классу явлений, процессов или объектов. Такая теория по существу является ответом на вопрос, заданный исследователем Природе: как, почему, с помощью какого механизма и энергетики реализуется данный процесс или явление? С этой точки зрения не может рассматриваться как фундаментальное исследование, содержащее только описательную информацию, даже если при описании использована компьютерная обработка, а само описание названо модным словом "мониторинг"; не является фундаментальным исследованием и работа, успешно расширяющая область применения уже известной методики.

Одним из важнейших признаков фундаментальности является именно гипотеза, положенная в основу исследования.

Основная функция фундаментальных исследований - познавательная; непосредственная цель - сделать выводы о природных законах, имеющих общий характер и закономерное постоянство. Основные признаки фундаментальности вскрытых явлений:

а) концептуальная универсальность,

б) пространственно-временная общность.

Впервые вопрос о необходимости и важности специального регулирования отношений, связанных с научными открытиями, был поставлен в 1879 г. на Лондонском конгрессе Международной литературной и художественной ассоциации. Затем этот вопрос обсуждался на конгрессах этой ассоциации в 1888 г. (Венеция), 1896 г. (Берн) и 1898 г. (Турин). С 1922 г. в течение 17 лет обсуждением вопроса о научных открытиях занималась Лига Наций в рамках Комитета интеллектуального сотрудничества, а в 1953-1954 гг. - ЮНЕСКО, где был создан специальный комитет экспертов. В 1947 г. по предложению президента Академии наук СССР академика С.И. Вавилова в Советском Союзе впервые в мире была введена система государственной научной экспертизы и регистрации открытий, предусматривающая оценку эффективности результатов научных исследований. На проходившей в июне-июле 1967 года Стокгольмской дипломатической конференции по интеллектуальной собственности научное открытие было признано в качестве одной из форм интеллектуальной деятельности человека.

В 1978 г. страны-участницы Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) приняли Женевский договор о международной регистрации научных открытий. Следует отметить, что несмотря на достаточно продолжительное время, затраченное на поиск наиболее оптимальных организационных и правовых механизмов, регулирующих отношения, связанные с результатами научных исследований и обеспечивающих выделение наиболее значимых открытий на основе объективной оценки их эффективности, к настоящему времени эта проблема полностью еще не решена и среди ученых нет единого мнения по целому ряду ее экономических, науковедческих, правовых и других вопросов. Интерес к данной проблеме связан прежде всего с тем, что наука является не только потребителем экономических ресурсов, но и производителем результатов, оказывающих влияние на состояние технического, экономического, социального и других уровней общества. В условиях рыночных отношений результаты научного труда являются особого рода товаром, потребительские свойства которого заключаются, в частности, в том, что знания об установленных новых свойствах, закономерностях, явлениях материального мира, пригодны для дальнейшего использования.

Специфика потребительской стоимости научных открытий, как результатов Фундаментальных исследований, состоит в том, что она выступает в виде оригинальной, достоверной и обобщенной научной информации. Такая информация не носит материального характера, хотя используется при создании новой техники и технологии. Таким образом, потребительская стоимость научных открытий, представляющих результаты творческого труда ученых, выступает в виде возможности удовлетворить новые потребности общества, обеспечить более высокую эффективность общественного производства благодаря снижению его издержек, т.е. обеспечить экономию живого и овеществленного труда. Однако для того чтобы научный результат в полной мере мог стать особого рода товаром, необходимо осуществить оценку эффективности этого результата.

Для отечественной практики непривычным является результат научного труда в нематериализованной форме, т.е. в форме научного знания. Зарубежная же практика приспособилась к такому явлению и активно его использует. Проведенный анализ национальных законодательств развитых стран в области интеллектуальной собственности показал, что в отдельных странах (США, Испания) регулирование отношений, связанных с научными открытиями, как результатами научных исследований, предусмотрено нормами патентного права. Так, в законе о патентах США (§§100-101) сказано: "термин "изобретение" означает изобретение или открытие... Всякий, кто изобретет или откроет новый и полезный способ изготовления продукции, машину, комбинацию вещества или какое-нибудь новое и полезное их улучшение, может получить патент".

Известны примеры выдачи патентов США на открытия "Эффект транзистора", "Эффект диффузионный", "Эффект Ганна", "Эффект туннельный" и др. Законом о промышленной собственности Испании предусмотрено, что "научное открытие может быть предметом патента, если оно признано существенным и оригинальным, после того как оно стало на определенное время известным общественности, и после того, как в течение этого времени были получены заключения компетентных в отношении существа открытия высших учебных заведений и объединений". Согласно ст.1 этого закона, автор научного открытия на основе создания или обоснования какого-либо изобретения приобретает право на промышленную собственность. Известен также ряд предложений по регулированию отношений, связанных с результатами научных исследований. Так, например, одна из предлагаемых моделей предусматривает непосредственную патентную охрану тех научных результатов, которые к моменту выдачи патента готовы к введению в торговый оборот, т.е. промышленно применимы и осуществимы, и обладают новизной. Согласно предлагаемой модели заявитель при подаче заявки в патентное ведомство может ссылаться на описание своих научных открытий и вправе испрашивать приоритет на основе даты приоритета своего открытия. В компетенцию патентного ведомства предложено включить вопросы признания причинной связи и приоритета открытий, а также доли прибылей. Систему патентной охраны научных результатов предлагается создать по возможности простой и не предусматривать регистрацию этих результатов в официальном реестре. Вопросы приоритета должны решаться на основе опубликованных документов. Такую патентную охрану предлагается распространить на научные и технические результаты при условии их опубликования и официального подтверждения даты публикации. Результаты исследований, подлежащих патентной правовой охране, предлагается обозначать общим понятием "открытие", определяемое как "обнаружение или познание до сих пор неизвестных, но объективно уже существующих в природе закономерностей, взаимодействий, свойств и явлений". Согласно предложенной модели, любое изобретение может быть разложено на два компонента - на "открытие" и на "оформление", при этом вклад изобретателя заключается в основном во втором компоненте. С этой точки зрения научное открытие должно быть патентоспособным также и тогда, когда компонент оформления отсутствует. Результаты исследований предложено признавать промышленно применимыми не только в том случае, когда они предназначены для определенной производственной цели, но и если они в целом пригодны дня возможного промышленного применения. Осуществимость результатов исследований должна быть, согласно предлагаемой модели, установлена до окончания делопроизводства по выдаче патента. Согласно другой модели исследования и практические разработки рассматриваются как единый неразделимый процесс и оба его компонента в равной мере важны для получения новых решений. Появление высокоэффективных изобретений тесно связано с успехами в фундаментальных исследованиях, что нашло свое отражение в судебных решениях, в которых прослеживается тенденция к расширению круга патентоспособных объектов за счет включения в них научных открытий. Предлагается поддерживать тенденцию к включению научных открытий в сферу патентной охраны, наблюдаемую в первую очередь в перспективных областях биохимических, биологических и химико-фармацевтических исследований. В настоящее время нет единого понятия эффективности фундаментальных исследований. Распространенное мнение многих экономистов и науковедов, которое, на наш взгляд, в основном правильно отражает специфику результатов фундаментальных исследований, заключается в том, что под эффективностью фундаментальных исследований следует понимать степень полезности новых знаний для общества, различая при этом научный, социальный, экономический, информационный и другие виды полезного эффекта от использования этого знания. Таким образом, эффективность результатов фундаментальных исследований не может быть сведена к единичному фактору, поскольку при их оценке необходимо учитывать воздействие этих результатов на всю сферу научно-технического прогресса, в связи с чем проблему оценки эффективности фундаментальных исследований невозможно свести к какому-либо одному количественному критерию. Оценка эффективности открытий как результатов фундаментальных исследований относится к одной из наиболее сложных проблем экономики научно-технического прогресса в связи с тем, что при этом необходимо учитывать целый ряд функций, непосредственно следующих из самого содержания открытия, таких как использование открытия для развития науки, как средство развития технического прогресса, социальную функцию, экономическую, экологическую и др.

Научно -технический прогресс (3)Закон >> Экономическая теория

Этапов: фундаментальные научные исследования и поиски; прикладные научные исследования , ... характеристик создаваемой техники и ускорению научно -технического прогресса. Научно ... научно -технического прогресса кратко ... их возникновения, факторов, их определяющих...

  • Научно -технический прогресс и его влияние на экономический рост

    Курсовая работа >> Экономика

    Не менее при характеристике состояния научно -технического прогресса... научных исследований на их коммерциализацию в промышленности, на укрепление связи фундаментальных исследований ... Россия в цифрах, 2006. Краткий статистический сборник. М.: Федеральная...

  • Краткая характеристика основных направлений психологии психоанализ, гештальтпсихология, когн

    Реферат >> Психология

    Витальевна Архангельск, 2010 1. Краткая характеристика основных направлений психологии: ... . Были проведены фундаментальные исследования по проблемам обработки... характеристики их автора. Метод контент-анализа широко использует математические модели исследования ...

  • ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

    ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - типы исследований, различающиеся по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Все различия, однако, относятся к окружению, в котором работает исследователь, в то как собственно исследовательский - получение нового знания как основа научной профессии - в обоих типах исследований протекает одинаково.

    Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества путем получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных профессии. Ни одна организации человеческого опыта не может заменить в этой функции науку, выступающую как существенная составляющая культуры. Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т. д.).

    Фундаментальные и прикладные исследования являются двумя формами осуществления науки как профессии, характеризующейся единой системой подготовки специалистов и единым массивом базового знания. Более того, различия в организации знания в этих типах исследования не создают принципиальных препятствий для взаимного интеллектуального обогащения обеих исследовательских . Организация деятельности и знания в фундаментальных исследованиях задается системой и механизмами научной дисциплины, которых направлено на максимальную интенсификацию исследовательского процесса. Важнейшим средством при этом выступает оперативное привлечение всего сообщества к экспертизе каждого нового результата исследований, претендующего на в корпус научного знания. Коммуникационные механизмы дисциплины позволяют включать в такого рода экспертизу новые результаты независимо от того, в каких исследованиях эти результаты получены. При этом значительная часть научных результатов, вошедших в корпус знания фундаментальных дисциплин, была получена в ходе прикладных исследований.

    Формирование прикладных исследований как организационно специфичной сферы ведения научной деятельности, целенаправленное систематическое которой приходит на смену утилизации случайных единичных изобретений, относится к . 19 в. и обычно связывается с созданием и деятельностью лаборатории Ю. Либиха в Германии. Перед 1-й мировой войной прикладные исследования как основа для разработки новых видов техники (прежде всего военной) становятся неотъемлемой частью общего научно-технического развития. К сер. 20 в. они постепенно превращаются в ключевой элемент научно-технического обеспечения всех отраслей народного хозяйства и управления.

    Хотя в конечном счете социальная прикладных исследований направлена на снабжение инновациями научно-технического и социально-экономического прогресса в целом, непосредственная задача любой исследовательской группы и организации состоит в обеспечении конкурентного преимущества той организационной структуры (фирмы, корпорации, отрасли, отдельного государства), в рамках которой осуществляются исследования. Эта задача определяет приоритеты в деятельности исследователей и в работе по организации знания: проблематики, состав исследовательских групп (как , междисциплинарных), внешних коммуникаций, засекречивание промежуточных результатов и юридическая защита конечных интеллектуальных продуктов исследовательской и инженерной деятельности (патенты, лицензии и т п.).

    Ориентация прикладных исследований на внешние приоритеты и ограничение коммуникаций внутри исследовательского сообщества резко снижают эффективность внутренних информационных процессов (в частности, научной критики как основного двигателя научного познания).

    Поиск целей исследований опирается на систему научно-технического прогнозирования, которая дает информацию о раз

    витии рынка, формировании потребностей, а тем самым и о перспективности тех или иных инноваций. Система научнотехнической информации снабжает прикладные исследования сведениями как о достижениях в различных областях фундаментальной науки, так и о новейших прикладных разработках, уже достигших лицензионного уровня.

    Знание, полученное в прикладных исследованиях (за исключением временно засекреченных сведений о промежуточных результатах), организуется в универсальной для науки форме научных дисциплин (технические, медицинские, сельскохозяйственные и др. науки) и в этом стандартном виде используется для подготовки специалистов и поиска базовых закономерностей. Единство науки не разрушается наличием различных типов исследований, а приобретает новую форму, соответствующую современной ступени социально-экономического развития. См. также ст. Наука .

    Э. М. Мирский

    Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


    Смотреть что такое "ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ" в других словарях:

      ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - типы исследований, различающиеся по своим социально культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно, по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Все различия, однако,… … Философия науки: Словарь основных терминов

      - (НИР и ОКР, applied research, research and development R D) – научные исследования, направленные на решение социально практических проблем. Наука (science) сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая… … Википедия

      П. и. ориентированы в большей степени на рез ты, чем на концепции, и эти исслед. проводятся чаще в самой проблемной среде, чем в лаборатории. Поскольку такая ситуация носит комплексный характер и, как правило, широко охватывает самых разных людей … Психологическая энциклопедия

      Исследования и разработки доконкурентные - научные исследования и разработки на этапе, когда их результаты не имеют конкретной коммерческой ценности (преимущественно фундаментальные исследования и частично прикладные исследования на их начальном этапе) … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

      ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНЫЕ - ключевой элемент научно технич. прогресса, сфера профессиональной активности, обеспечивающей систематич. получение новых объективных универсально сформулированных знаний о закономерностях развития природы и об ва с помощью методов и средств,… … Российская социологическая энциклопедия

      Морские научные исследования на континентальном шельфе... - фундаментальные или прикладные исследования и экспериментальные работы, проводимые для этих исследований и направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах. Федеральный закон от… … Словарь юридических понятий

      Морские научные исследования в исключительной экономической зоне - фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих целей экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере. … Экологическое право России: словарь юридических терминов

      Морские научные исследования - В целях настоящего Федерального закона морские научные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море (далее морские научные исследования) фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований… … Официальная терминология

      Морские научные исследования в исключительной экономической зоне РФ - морские научные исследования в исключительной экономической зоне (далее морские научные исследования) фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по… … Официальная терминология

      Морские научные исследования на континентальном шельфе - (далее морские научные исследования) фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в… … Официальная терминология

    Книги

    • Фундаментальные и прикладные исследования на микротроне , Ципенюк Юрий Михайлович. В книге обобщаются результаты теоретического исследования процесса ускорения электронов в классическом круговом и разрезном микротронах, результаты экспериментов по проверке теоретических…