Домашние задания на звук з для дошкольников. ЗКР — звуковая культура речи дошкольников. Звуки З, Зь. Факультет специальной психологии и педагогики

Изолированное произношение звука [З]

Упражнение «Комарик»

Комарик звенит: «З - з - з …».

Автоматизация звука [з] в прямых слогах

Упражнение «Здравствуй, пальчик».

Большой палец поочередно «здоровается» (касается подушечкой) с остальными. При этом ребенок каждый раз произносит сначала одинаковые, затем различные слоги:

ЗА - ЗА - ЗА - ЗА

ЗЫ - ЗЫ - ЗЫ - ЗЫ

ЗО - ЗО - ЗО - ЗО

ЗУ - ЗУ - ЗУ - ЗУ

ЗА - ЗЫ - ЗО - ЗУ

ЗО - ЗУ - ЗА - ЗЫ

ЗУ - ЗО - ЗЫ - ЗА и т.д.

Автоматизация звука [з] в словах с прямым слогом (начало слова):

Забава, забияка, забор, завиток, завод, завтрак, загадка, загар, закат, закладка, зал, замок, заноза, запас, зарево, заря, затея, защелка, заяц, зоб, запах, зов, зодчий, зола, золото, зона, зонтик, зоопарк, зоренька, зубы.

Автоматизация звука [з] в обратных слогах

АЗ - ОЗ - УЗ - ИЗ

ЕЗ - ЁЗ - ЮЗ - ЯЗ

Автоматизация звука [з] в интервокальных слогах

АЗА - АЗО - АЗУ - АЗЫ

УЗА - УЗО - УЗУ - УЗЫ

ОЗА - ОЗО - ОЗУ - ОЗЫ

ИЗА - ИЗО - ИЗУ - ИЗЫ

Автоматизация звука [з] в в интервокальной позиции:

Арбузы, база, базар, берёза, блуза, ваза, газон, глаза, горизонт, гроза, коза, козырёк, лазурь, лозунг, морозы, музыка, позор, польза, разум, роза, узор, фазан, язык.

Автоматизация звука [з] в слогах со стечением согласных

ЗНА - ЗНО - ЗНУ - ЗНЫ

ЗМА - ЗМО - ЗМУ - ЗМЫ

ЗВА - ЗВО - ЗВУ - ЗВЫ

ЗДА - ЗДО - ЗДУ - ЗДЫ

ЗЛА - ЗЛО - ЗЛУ - ЗЛЫ

Автоматизация звука [з] в словах со стечением согласных:

Азбука, брызги, воздух, героизм, гнездо, езда, звание, звон, звонарь, звук, здание, здоровье, злак, знак, знакомство, знамя, знание, значок, зной, изба, избыток, название, призвание, разворот.

Автоматизация звука [з] в словосочетаниях:

Золотой значок, забытая база, звуки музыки, знакомая музыка, зоркие глаза, лизать сметану, новый зонтик, ночной дозор, полезная кукуруза, загадочный замок, заводной зайка, знакомая ваза, забавный зайка, забытая забава, золотые зубы.

Автоматизация звука [з] в предложении:

У Лизы мимоза.

У Зои замок.

Лиза моет вазу в тазу.

Зоя заболела.

На заводе загудел гудок.

Зоя забыла закрыть замок.

В зале звучит музыка.

В квартире раздался звонок.

В кузове машины везли арбузы.

Зоя купила в магазине зонтик.

Золотая запонка закатилась под диван.

Зоя помазала порез мазью.

Лиза звонко запела веселую песню.

Мама поставила в вазу незабудки.

Мы изучаем азбуку.

На вокзал поезд придет без опоздания.

На столе в вазе стояли розы.

С неба упала золотая звездочка.

Автоматизация звука [з] в чистоговорках:

ЗА - ЗА - ЗА - вот идет коза.

ЗА - ЗА - ЗА - отказали тормоза.

ЗА - ЗА - ЗА - улетела стрекоза.
ЗУ - ЗУ - ЗУ - мы поймали стрекозу.

ЗУ - ЗУ - ЗУ - везу козу на возу.

ЗЫ -ЗЫ - ЗЫ - утащили мы тазы.

ЗО - ЗО - ЗО - нам с тобой повезло.

ЗУ - ЗУ - ЗУ - розу я тебе везу.

ЗЫ - ЗЫ - ЗЫ - давно не было грозы.

ЗОЙ - ЗОЙ - ЗОЙ - козлята идут с козой.

Автоматизация звука [з] в скороговорках:

Из кузова в кузов бросают арбузы.

Звенит звонок, зовет звонок,
И Зоя в класс к себе идет.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Соня - незнайка, а Зина - зазнайка.

Не забудет тётя Зоя загадать загадку Зое.

Замок закрыт на замок.

У входа в замок - звонок.

Столетняя пыль на звонке -

Замок сто лет на замке.

Автоматизация звука [з] в стихах:

«Новый год»

К нам зайдет Новый год,

Засверкают глаза.

«Незабудки»

Не забудут Зина с Людой

Синеглазых незабудок.

Много их нарвут и сразу

На окне поставят в вазу.

Не забуду незабудку,

Эти синие глаза.

Вам название напомнит,

Что её забыть нельзя.

«Завтра, - думал я вчера, -

Сяду завтракать с утра».

Завтрак тут, а где же завтра?

Я сегодня сел за завтрак.

Занят заклинатель змей

Звонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

Ваза, воздух и резина,

Зубы, козлик и тазы,

Зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка не ленись,

Да смотри не ошибись.

Автоматизация звука [з] в текстах

ЗВОНОК

Звенит звонкий звонок. Он зовёт Зою на занятие. У Зои азбука. Она знает много букв.

ЗАБОТЛИВАЯ ХОЗЯЙКА

У Зои в загоне коза. Зовут козу Егоза. Зоя заботится о козе. У козы всегда в тазу вода. В знойный день Зоя пасёт козу под зонтом.

ЗАБАВНЫЕ ЗВЁЗДЫ

На небе засияли звёзды. Зоя и Лиза отодвинули занавеску и залюбовались звёздным небом. Звёзды подмигивали им. - «Какие забавные звёзды!» — смеялись Лиза и Зоя. — «Так далеко от земли, а нас видят!»

ЗАЙКА-ЗАЗНАЙКА

На зелёной поляне, в лесу, собралось как-то несколько зайцев. Один заяц, с тёмным пятном на спинке, залез на пень. Он стал рассказывать другим зайцам о своих подвигах. «Друзья! — ска-зал заяц. — Я самый сильный зверь в лесу. Для меня справить-ся с лисой — пустяки. Я и волка одолею, и медведя съем!». Долго раздавался в лесу звонкий голос зайца. Вдруг рядом хрустнула ветка сосны. «Грозный» заяц спрыгнул с пня, лёг на землю и закрыл голову своими лапами... С тех пор все в лесу стали звать его Зайка-зазнайка.

Марина Кортусова
Звук [З], [З]. Буква З, з.

Тема : Звук [З] , [Зь]. Буква З , з.

Цель :

1. Закрепить умение выделять звуки из состава слова , дифференцировать звуки по твердости – мягкости; упражнять в звуковом анализа .

2. Познакомить детей с буквами З , з.

3. Закрепить навык чтения.

4. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, зрительную память.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет мне слово со звуком [Д] , [Дь].

2. Введение в тему.

Ребята, к нам сегодня пришел в гости Буратино.

Буратино здоровается.

Пока я в гости к вам шел

Загадки на улице нашел.

А) Характеристика звука [З] .

Черненькая собачка

Свернувшись лежит :

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок) .

На какой звук начинается слово замок? (Слово замок начинается на звук [З] ) . Какой он звук [З] ? (Звук [З] – согласный , твердый, звонкий, обозначается синей фишкой).

Б) характеристика звука [Зь]

Надели коняшки

Морские тельняшки. (Зебра) .

На какой звук начинается слово зебра? (Слово зебра начинается на звук [Зь] . Звук [Зь] – согласный , мягкий, звонкий, обозначается зеленой фишкой).

3. Сообщение темы. Сегодня, ребята, мы будем работать со звуками [З] , [Зь].

4. Дифференциация звуков [З] , [Зь]. Игра «Сигнальщики» .

Ребята, давайте поиграем в игру «Сигнальщики» . Буратино будет называть слова со звуками [З] или [Зь] , а вы будете поднимать фишки синего или зеленого цвета. В каком случае вы будете поднимать зеленую фишку? (Мы будем поднимать зеленую фишку в том случае, если в словах мягкий звук [Зь] , и синюю фишку если в словах твердый звук [З] ).

Слова : КОЗА, ЗЕБРА, ЯЗЫК, ОЗЕРО, УЗЕЛ, ЗУБЫ, ЗОНТ, ВАЗА, ЗИНА.

5. Выполнение звукового анализа .

Логопед раздает детям карточки с картинками для индивидуального выполнения звукового анализа .

Ребята, выберите, пожалуйста, карточку с картинками и выполните звуковой анализ слов .

6. Физминутка «Буратино» .

Ребята, Буратино хочет с вами поиграть.

Буратино потянулся,

Раз качнулся, два качнулся.

Руки в стороны развел.

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать.

7. Знакомство с буквой З , з.

А) Ребята мы поработали со звуком З , Зь. А теперь пора познакомиться и с буквой З .

На эту букву посмотри :

Она совсем как цифра три.

Вот большая буква З , а вот маленькая. Они похожи?

Из каких элементов состоят буквы З , з? Чем отличаются?

Б) Пальчиковая гимнастика.

Ребята, поиграем? Игра называется «Четыре братца»

Идут четыре братца

Навстречу старшему.

Здравствуй, большак!

Здорово, Васька – указка,

Мишка – середка, Гришка – сиротка

Да крошка – Тимошка.

(на вторую строчку соединить все пальцы в щепотку, затем поочередно с большим соединять остальные пальцы).

В) Конструирование буквы из нитки .

Сейчас, ребятки, мы попробуем с вами написать ниточкой букву З .

8. Чтение. «Прочитай слова по стрелкам» .

Теперь мы с вами знаем как пишется буква З . Посмотрите на доску и прочитайте слова по стрелочкам. Смотрите внимательно. Стрелочка показывает начало слова.

9. Работа в тетради О. С. Гомзяк.

Откройте тетради. Будем выполнять второе задание – пропиши букву З до конца строки . И задание третье – обведи только ту букву З , которая написана правильно.

10. Составление предложений по моделям.

Посмотрите, ребята, на модель предложения. Придумайте к нему предложение.

Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? Третье?

Давайте запишем предложения в тетрадь.

У ЗОИ КОЗА. КОЗУ ЗОВУТ ЗИНКА.

11. Итог занятия.

Ребята, Буратино говорит, что ему очень понравилось наше занятие. А вам понравилось? Что понравилось больше всего?

Слова со звуком З.

Звук З в начале слова.

За

Закон, забава, забавный, заболят, забарахлил, забастовка, забота, забежать, забелеть, заблеять, забег, забирать, забитый, забить, забияка, заблестеть, заблудиться, забодать, забой, забор, завод, замок, заяц, замуж, забой, заболеть, забор, забота, забрать, забыть, завал, завалинка, заварка, заварной, заваруха, завести, завернуть, завертеть, завершить, завеса, завести, завешать, завещать, завертывать, завивка, зависеть, зависнуть, зависть, завитой, завмаг, завод, заводчик, заводь, завтра, завтрак, завтракать, завуч, завхоз, завесить, завязать, завязка, завязнуть, завязь, загадка, загар, загасить, загвоздка, загиб, загибать, заглотить, заглохнуть, заглушать, загляденье, заглянуть, загноить, загнить, загнать, загнуть, заговор, загодя, заголовок, загонять, загородка, загореть, загородка, заготовка, заготовщик, заградить, загребать, загреметь, загрести, загривок, загрубеть, загрузить, загрузка, загрызть, загс, загубить, загулять, загустеть, зад, задавака, задавать, задание, задарить, задаром, задатки, задатки, задать, задачник, задвижка, задвинуть, задворки, задевать, задеть, задира, задёргать, задний, задолго, задолжать, задом, задор, задорный, задохнуться, задирать, задремать, задрожать, задубеть, задувать, задуматься, задурить, задуть, задушить, задымить, задышать, заезд, заезжий, заесть, заехать, заём, заёмный, заёмщик, зажарить, зажать, зажечь, зажигалка, зажим, зажить, зажмурить, завязать, зазвенеть, зазвонить, зазнайка, зазноба, зазор, заразить, заика, зайка, заикание, заинька, зайчик, заказ, заказчик, закат, закачать, закапать, закваска, закипеть, заклевать, заклеить, заклятие, заколка, закон, закончить, закрасить, закруглить, закончить, закормить, закурить, закрома, закоулок, закройщик, закуска, закрутка, закуток, зал, залежь, зачин, залог, залить, зачитать, зашагать, зашнуровать, заштопать, зашторить, зашеек, защемить, защёлка, защита, защитник, заявить, заядлый, заяц, зола, зодиак, золовка, золотить, зоология, зоопарк, зоосад.

Зо

Зоя, зонтик, зодчий, золотко, золушка, золотце, зонт, зонды, зоренька, зоркий, зольный.

Зу

Зуб, зубастый, зубец, зубило, зубр, зуд, зубочистка, зубр, зубило, зубрить, зубчатый, зубчик, зуд, зудеть, зурна.

Зы

Зыбь, зыбко, зык, зыбкий, зычный.

Звук З в середине слова.

За

Лазарь, лоза, лобзать, лазарет, назавтра, назад, намазать, проказа, проза, прозаик, пузо, пузатый, пейзаж, перевязать, коза, ваза, база, блуза, коза, роза, берёза, гроза, назад, мозаика, фраза, фруктоза, роза, Лиза, глаза, слеза, виза, луза, поза.

Зо

Позор, дозор, ревизор, газон, дозор, камзол, бизон, вазон, блузон, узор, горизонт, комбинезон, мозоль, возок.

Зу

Внизу, козу, вазу, лазутчик, лазурит, лазурь, назубок, грызун, Лизу, розу, книзу, разум, берёзу, лозунг, беззубый, разумный, разутый, мазут, изумруд.

Зы

Арбузы, тазы, козы, вазы, музыка, возы, называть, козырёк, козырять, газы, козы, грозы, берёзы, арбузы, морозы, пузырёк, показывать, приказывать, алмазы, мимозы, сервизы, карнизы, медузы, карапузы, паровозы, колхозы.

Звук З в стечении согласных.

Зразы, зрачок, зрелище, зрелость, зрелый, звукозапись, звукоряд, звучание, звучать, звук, звучный, звякнуть, здание, здесь, здоровый, здоровье, здравствуй, злак, злато, злейший, злить, зло, злоба, злодей, злыдень, злюка, змей, змеелов, змеёныш, знать, знания, знак, знакомый, знай, знамение, знакомить, знаток, знамя, значение, значок, зной, звон, звонкий, знобит, знойный, зрение, зреть, зритель, зря, зрячий, звание, звать, звезда, звездопад, звездочёт, звенеть, звено, звереть, зверинец, зверобой, зверолов, звёрёныш, зверский, зверюга, звонок, звук, звонить, зверь, звон, звонарь, звонкий.

Азбука, воздух, гнездо, гвозди, изба, езда, поезда, физрук, козни, кузнечик, кузница, лобзик, лезвие, лицезреть, название, назвать, назваться, назло, назреть, брызги, коммунизм, козлёнок, возня, кузнец, польза, проказник, болезни, праздник, гораздо, разве, разный, разница, поздно, ноздри, возраст, возле, морозный, грозный, бронза, грузди, брызги, язва, грязный, боязнь, гнёзда, слёзный, серьёзный, бездна, наездник, лезвие, полезный, отчизна, изредка, изгородь, издали, героизм, организм, казна, глазной, безрогий, разбойник, разбить, размах, мозги, опоздать, гвоздика, узлы, белизна, крутизна, изгиб, извините, безлюдный, излишки.

Словосочетания и фразы со звуком З.

Зоя забияка, запретная зона, на заводе забастовка, знание языка, забота о здоровье, зоркие глаза, заболят зубы, избыток азота, завести зайца, признак грозы, замок на заборе, знакомая музыка, поздний звонок, загрузить грузы, золотая казна, заголовок в газете, звуки мазурки, задолго до звездопада, безумная затея, коза заблеяла, забавный зайка, заводчик зверей, знакомый музыкант, закрыть глаза, заводная коза, завязать узлом, Зоина затея, заповедник зубров, загадать загадку, забота о заболевшем, розовая роза, забавная загадка, заботливая золовка, забить гвозди, зоркие глаза, заглушить звон, загон для бизонов, здание загорелось, забор из берёзы, задавать задание, раздался звон, завитки да завитушки, звонить на звоннице, звонкий звон, зовёт на заутреню, золотой закат, перезвонить Захару, закваска закончилась, роза завяла, загадай загадку, знает музыку, задвинул назад, знамя на здании, задавака зазнался, полезно для здоровья, загрузить в грузовик, коза привязана, загрузить в газель, Захар заснул, коза залезла, зажигалка зажглась, загрязнённый воздух, Зойкин зонтик, вызывает зуд, пузатый зубр, загар на загляденье, вазу разбили, завещать золото, зависть заела, завезли арбузы, азбука знаков, музыкальный зал, звучит музыка, знать назубок, заколола заколкой, заразное заболевание, знание законов, задорный козлик, незабудка завяла, фазан в гнезде, загс закрыт, магазин закрыт, заголовок газеты, брызги грязи, закон физики, забери назад, заглянуть на задворки, арбузы в тазах, в вазе гвоздики, на газоне розы, золовка замолчала, звёзды заблестели.

Я позвонил Зое.

Я забыл зонт.

Коза заблеяла: « Меня забыли!».

Я заехал на завод.

Я завязывал узлы.

На газели завезли в магазин заварку.

Я закрыл глаза.

Пузатый Мурзик грызет задачник.

Дед Захар рассказывал сказочки.

В музыкальном зале звучит звонкая музыка.

В зале затихла музыка.

Грузовик с арбузами завелся и загудел.

У Зои коза.

Закройщик заштопал зонт.

Возьми, Зоя, зонт.

Зверолов загнал зверёныша за забор.

Зоя зубрит азбуку.

Завхоз позвонил в магазин.

Зоя загадывает загадки.

Козы затоптали розы.

Зоина золовка музыкант.

Поезда везут грузы.

Звенит звонкий звонок.

Здоров как зубр.

Вокзал закрыт на замок.

Захар замерз на морозе.

Заплати за зайку и мозаику.

Зоя взяла зонт.

Зою зовут в зоопарк.

У Зои корзина с розами.

Из-за забора раздался звон.

Лиза задумалась и загрустила.

Захар забыл зонт у Лизы.

Занятия на воздухе полезны для здоровья.

Захар залез на забор.

Мы не знали названия груза.

Как зовут? - Зовут Зовуткой.

Захар забежал в закуток.

У меня зрелые арбузы.

Дед Мороз загадал загадку.

У меня заболели зубы.

Зима не без морозов.

В зоопарк привезли зубра.

Мне захотелось зайти в здание.

Коза привязана к забору.

От мороза на заре звенят берёзы.

Я опоздала на занятия.

В грозу в грязи от груза развалился кузов.

К завтраку были зразы.

Поезда идут без опоздания.

Глаза разбегаются от разнообразных изделий.

На переезде мы заметили знакомый знак.

Из кузова в кузов бросают арбузы.

Все с базара, а Назар на базар. Все на базар, а Назар с базара.

Стихи со звуком З.

за-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза,

зы-зы-зы, зы-зы-зы

Мало травки у козы,

зу-зу-зу, зу-зу-зу

Отвязали мы козу.

за-за-за, за-за-за

Залезает в сад коза,

зу-зу-зу, зу-зу-зу

Привязали мы козу,

за-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза...

(Начинай сначала!)

Загляните на минутку-

Не забудьте незабудки.

Незабудки, незабудки,

Не забудьте незабудки!

Лезут козы в грозу в лозу-

Лозу козы в грозу грызут.

И.Демьянов.

Из кузова в кузов

бросают арбузы.

В грозу, в грязи от груза

развалился кузов.

Два дрозда

Видишь, смотрят из гнезда

два молоденьких дрозда.

Клюв покажет первый дрозд,

а второй покажет хвост.

С. Маршак.

Не будь козой

Идёт коза... Растёт лоза,

густой листвой одета.

Глядит коза во все глаза:

Не для меня ли это?

Спешит коза - трещит лоза.

Козе и горя мало.

Закрыв глаза, грызёт коза -

всю красоту сжевала.

Когда, малыш, ты в сад бежишь,

обрызганный росою,

не рви цветов, не гни кустов!

Не надо быть козою!

П. Воронъко.

Поединок с ботинком

Ко мне братишка привязывается.

Шнурок у него не завязывается.

Шнурок на ботинке завязываю,

Завязываю и показываю,

Показываю и рассказываю.

Рассказываю, как завязываю.

Завязываю и развязываю,

Развязываю и завязываю...

И я научился не сразу ведь

Завязывать и развязывать...

Ш. Галиев.

***

Занят заклинатель змей

Звонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

В. Берестов.

Хозяйка

Не привык трудиться зайка,

барсуку работать лень.

Только белочка-хозяйка

за работой целый день.

Где же зайка? Где же зайка?

Ты поди-ка разузнай-ка.

Видно, зайка стал зазнайка,

раз забыл тебя, хозяйка.

А. Стародубова.

Девчонка везла на возу

Козленка, козла и козу.

Лесок проезжала –

Часок подремала.

Девчонка в лесу проспала

Козленка, козу и козла.

«Завтра, – думал я вчера, –

Сяду завтракать с утра».

Завтрак тут, а где же завтра?

Я сегодня сел за завтрак.

В. Берестов.

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я – заяц или нет?»

А. Шибаев.

Надвигается гроза,

Гром гремит над головой.

Надрывается коза,

Тащит козлика домой.

Г. Ладонщиков.

Зайчушка

Свинья и заяц подружились.

Под солнцем в луже развалились.

От грязи заяц стал черней

Чумазой спутницы своей.

И шепчет Хрюшка зайке в ушко:

«Ты не зайчишка, а Зай…чушка!»

С. Пронин.

Зябнут птицы, зябнут звери,

Закрывают в норах двери.

Залезают в дупла, гнёзда…

В синем небе звезды мерзнут,

Затухая на заре.

Ох, морозно в январе!

В. Суслов.

Черемуха

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

С.Есенин.

Звук [З].

В звезде найдешь ты букву З,

И в золоте, и в розе,

В земле, алмазе, бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

С.Маршак.

Знакомы вам её угрозы.

Она всем нам грозит морозом,

хоть в снег закуталась сама.

Кто гостья грозная? - Зима.

Мы заходим на вокзал,

и входим мы в огромный зал.

Быть в таком огромном зале

Можно только на вокзале.

Летит оса! Гудит оса!

Оса-гроза! Оса-слеза!

А чья слеза? Моя слеза.

А. Кондратьев.

Встретиться Змей и Змея захотели.

Встретиться Змей и Змея не сумели.

Змей в облаках, а Змея на земле.

Надо бы Змею спуститься к Змее.

Заяц, заяц, чем ты занят?

Кочерыжку разгрызаю.

А чему ты, заяц, рад?

Рад, что зубы не болят.

Г. Сапгир.

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

ваза, воздух и резина,

зубы, козлик и тазы,

зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка не ленись,

да смотри не ошибись.

***

Зайка, заинька косой,

что ж ты бегаешь босой?

Подожди меня в лесу -

я ботинки принесу.

И. Кузьмин.

Знать бы, зачем залилась спозаранку

в зарослях в зелени крошка - зарянка?

Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит,

звонко и весело зяблик звенит?

Знать бы, зачем зашуршала змея?

Знать бы, зачем зеленеет земля?

Знать бы...

В. Лунин.

Звездолёт

Зажглась зелёная звезда...

Запустят звездолёт туда.

Е. Благинина.

Зайка не спит, Зою зовёт.

Зайке коза спать не даёт.

Возьмите козу, козу-егозу,-

И зайка мой заснёт в тазу.

Зайка зевнёт и Зоя зевнёт.

Зайка заснёт и Зоя заснёт.

***

Пасутся весь день на лужайках зеленых

Коза-егоза и веселый козленок.

Коза-егоза и козленок-проказник

Бегут от меня и как будто бы дразнят.

В. Горяйнов.

Рассказы, тексты со звуком З.

Рассказы с картинками.

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется. Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним. первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях. Затем ребенок сам составляет рассказ.)

Зонтик.

У Лизы есть розовый (зонтик).

Как-то ей захотелось показать свой (зонтик) Зое.

Засиделась Лиза у Зои и забыла у неё свой (зонтик).

И Зоя сама принесла этот (зонт) подруге.

Вот так гнездо.

У маленькой Зои есть красивый (зонт).

Один раз Зоя шла под (зонтиком) вдоль забора.

Вдруг подул ветер и унёс (зонт) за забор.

Перелезла Зоя через забор и видит свой (зонтик) на берёзе.

Какие – то птицы унесли его и сделали из него гнездо.

Рассказы с вопросами.

задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)

1. Зоя и Зося знают много загадок.

Кто...? Что...?

Зоя их загадывает Зосе, а Зося - Зое.

Что делают...? Кто кому...?

Зося отгадывает все Зоины загадки, а Зоя Зосины - не все.

Что... Зося? Что... Зоя?

2. Зоя назвала свою куклу Зиной.

Кто...? Что сделала...? Как...?

А Зина на неё обиделась.

Кто...?

«Не называй куклу так, как меня зовут!» - попросила она.

О чём попросила...? Кто...?

Зоя согласилась и назвала куклу Лизой.

Что сделала...? Как...?

Тогда обиделась Лиза.

Кто...тогда? Почему...?

3. Зоя заботится о своей кукле Лизе.

Кто...? Что делает...? О ком...?

Как-то у куклы Лизы заболели зубы.

У кого...? Что случилось...?

Зоя завязала Лизе зубы.

Кто...? Что сделала...? Что...? Кому...?

А потом сказала: «Нельзя, Лиза, есть много конфет».

Что сказала...?

4. Папа с Лизой сделали змея.

Кто...? Что...?

Лиза позвала знакомых детей.

Кто...? Что сделала...? Кого...?

Все вместе стали запускать змея.

Что сделали...?

Золотистый змей взвился ввысь.

Что...? Какой...? Кто...?

«Этот змей полетит к звёздам»,- сказала Лиза.

Что сказала...?

5. Завтра в школе будет день здоровья.

Что...? Когда...? Что...? Где...?

В этот день в спортивном зале будут различные соревнования.

Кто...? Что...?

В школьном дворе будет забег младших ребят.

Кого...? Кто...?

Зоя и Лиза будут завтра участвовать в этом забеге.

Когда...? Что будут делать...?

6. Зоин папа - музыкант.

Кто...? Чей папа...?

Зоя тоже любит музыку.

Кто...? Что...?

Она хочет стать музыкантом.

Кем...?

7. Слово «язык» имеет разные значения.

Что...?

Объясните, какие значения имеет слово «язык».

Какие...? Что надо...?

Проказы старухи зимы.

Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, размела листья. Птицам некуда деваться, и полетели они за горы, за моря, где не злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима. Злобно пошла на зверей. Запорошила землю. Приказывает морозам заморозить зверей. Идут морозы за морозами, один другого злее, пугают зверей. Забились звери на зимовье. Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озёра. А рыб не заморозила, им подо льдом не холодно. Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопил печки. Заготавливают дрова, везут их на возах и похваливают морозы. Дети и те не боятся зимы. Бегают во дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрёт – и разгорится лицо. Заплакала зима. Закапали зимние слёзы. Значит, близок конец зимы.

Зайка и коза.

У Лизы заводная коза. Заведут её - она забегает по доске. Забавная такая! Лиза сама заводит козу. А о своём зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенку поёт:

Скоро мой зайка заснёт,

зайку никто не возьмёт!

Но зайка не спит. Он козы боится. Вот-вот забодает коза.

Я не заноза.

Зина очень любит всех дразнить. Васю она называет Зудилой, Настю - Злюкой, Лизу - Задирой.

Знаешь, как зовут того, кто всех дразнит и задевает? - спросила мама.

Как?

Занозой.

Зина насупилась, задумалась, а потом сказала:

Никогда никого не буду дразнить. Я не заноза.

Слова на З.

Лиза и Зоя играют в слова. Им надо называть по три слова на З. Кто последний назовёт, тот и победит.

Зайка, зонтик, ваза, - называет Зоя.

Козёл, козлёнок, коза, - не сдаётся Лиза.

Так нельзя! - заспорила Зоя. - Козёл, козленок, коза - это одно слово.

Нет, это три слова! - сказала Лиза.

А вы с кем согласны, с Зоей или с Лизой?

Что такое звёзды?

А что такое звёзды? - спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

Большие слоны говорят: «Звёзды - это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды - это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь, послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там, поджав длинные ножки.

Да, - сказал кузнечик.- Это больше похоже на правду. Звёзды - это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

(Г. Цыферов)

Как назвать зайца?

Родился зайчонок. Задумалась мать: как его назвать? Захотелось назвать тигром. Узнали козлята, как зовут зайку, и не захотели играть. Заплакал заинька. Сказал матери, что козлята сразу разбегаются от него. Тогда мать назвала его волком.

Пошёл заинька гулять, увидел телят. Захотел с ними играть.

А как тебя зовут? - задают ему вопрос.

Меня зовут Волком, - говорит заинька. Телята стали бодать заиньку.

Попался злой Волк! - закричали телята.

Пришёл заинька домой, побитые бока облизывает. Избили его телята. Задумалась мать и назвала заиньку Зайкой. Пошёл заинька играть. Звери узнали, что его зовут Зайкой, и приняли в игру. И заиньке и зверям это имя понравилось. Так его за ним и закрепили.

Составление рассказа по теме.

1. Представь себе, что ты доктор Айболит и работаешь в зоопарке.

Расскажи, как ты лечил(-а) зверей: зубра, обезьяну, зайца, зебру, змею, слона. Рассказать тебе это помогут слова: заболеть, градусник, забинтовать, смазать йодом, зубы, глаза, компресс.

2. Вы с мамой играли в слова. Мама дала тебе задание найти цветы, в названиях которых есть звук З. Расскажи о том, какие это цветы, а потом - где и как ты их будешь искать.

3. У тебя случилась беда - заболел зуб. Расскажи о том, как его тебе лечили - сначала мама, потом зубной врач. Что тебе посоветовал врач после лечения? В своём рассказе используй слова: зуб, заболеть, завязать, зубная паста, обязательно, здоровые зубы.

Цель: автоматизация звука З в словах; согласование числительных с существительным.

Ход игры: Составь словосочетания со словами зуб, коза, зонт по образцу.

Образец: один зуб, два зуба, пять зубов, девять зубов.

2. Игра «Добавь звук»

Цель: автоматизация звука З в словах;

Ход игры: Добавь первую букву.

…везда …амок …акон …аплатка

…вонок …уб …аноза …абор

4. Игра «Запомни, повтори»

Цель:

Ход игры: Запомни и повтори ряд слов. (Взрослый 4 раза меняет порядок слов.)

Замок – коза – зонт – гнездо

Гнездо – коза – замок – зонт

Коза – гнездо – зонт – замок

Замок – зонт – гнездо - коза

5.Игра «Снежный ком»

Цель: автоматизация звука З в словах; развитие слуховой памяти;

Ход игры: Повтори мое, слово со звуком З и придумай свое. Я повторяю свое, твое, и придумываю новое слово.

Образец: зуб

зуб - воз

зуб – воз – мимоза

зуб – воз – мимоза- изба

6. Игра «Один - Много»

Цель: автоматизация звука З в словах; развивать умение образовывать мн. ч. существительного;

Ход игры: Послушай слова, измени по образцу.

Образец: зуб - зубы, замок - замки.

таз арбуз звезда

коза мороз гнездо

фазан завод поезд

7. Игра «Назови ласково»

Цель: автоматизация звука З в словах; развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Ход игры: Послушай слова, назови ласково.

Образец: зайка - заинька, зуб – зубик, замок – замочек, зонт – зонтик и т. д.

8.Игра «Скажи наоборот»

Цель: автоматизация звука З в словах; расширение словаря;

Ход игры: Назови слово противоположное по значению.

Образец: больной – здоровый, добрый - злой, чистый – грязный, одевать - раздевать, открыть - закрыть, вверх – вниз и т. д.

9. Игра «Посчитай от 1 до 10»

Цель: автоматизация звука З в словах; согласование числительного с существительным;

Ход игры: Посчитай от 1 до 10 и обратно со словом алмаз.

Образец: Один алмаз, два алмаза, три алмаза и т. д.

10.Игра «Распутай слова»

Цель:

Ход игры: Взрослый переставляет слоги местами, называет слово которое получилось и бросает ребенку мяч. Ребенок отгадывает слово и возвращает мяч.

Образец: зако - коза, зонби - бизон, мокза - замок и т.д.

11. Игра «Жадина»

Цель: автоматизация звука З в словосочетаниях; согласование притяжательного местоимения с существительным.

Ход игры: Взрослый просит поиграть в жадину, который говорит, что все вещи его.

Образец: зуб – мой зуб, коза – моя коза, газон – мой газон, фазан – мой фазан, бизон – мой бизон, экзамен – мой экзамен и т. д.

12. Игра «Командир»

Цель: автоматизация звука З в словах; глаголов повелительного времени.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку стать командиром, называет глагол с приставкой ЗА, а ребенок изменяет.

Образец: завязать - завяжи.

Зарисовать, заходить, записать, запеть и т. д.

13. Игра «Измени предложение»

Цель:

Ход игры: Спряжение глагол по образцу. (Образец дает взрослый)

Образец: Показывать Зое козу.

Я показываю Зое козу.

Ты показываешь Зое козу.

Он показывает Зое козу.

Она … Вы… Мы… Они…

14. Игра «Путаница»

Цель: автоматизация звука З во фразе;

Ход игры: Составь и преобразуй предложение по образцу.

Образец: Зоя, роза, у. – У Зои роза. – Это Зоина роза.

Зоя, заколка, у.

Зоя, замок, у.

Зоя, ваза, у.

15. Игра «Исправь ошибки»

Цель: автоматизация звука З во фразе.

Ход игры: Взрослый произносит фразу, ребенок исправляет ее.

Образец: Зонт забыл Зою на газоне.- Зоя забыла зонт на газоне.

Сосна стоит за Зоей..

Розовую вазу поставили в розу.

Забор перелез через Захара.

Автоматизация звука З в слогах.

за-за-за; зо - за - зы - зу
зо-зо-зо; зы - зо – за - зу
зу-зу-зу; зо - зы - за - зу
зы-зы-зы; зы - зу - за – зо

Автоматизация звука З в словах.

ЗА
Зайка, закат, запад, запах, завод, замок, забава, заноза, загадка, забыть, заболеть, ваза, зал, коза, фазан, глаза, мазать, лизать, показать, наказать, указать.

ЗО
Зоя, зов, зоб, зонт, зонтик, зона, золото, возок, газон, зоркий, зорька.

ЗУ
Зубы, зубок, зубной, везу, козу, внизу, ползу, мазут, грызу, разумный.

ЗЫ
Язык, тазы, возы, козы, вазы, грозы, берёзы, арбузы, музыка, пузырь, пузырёк, козырёк, морозы, называть, показывать.

Автоматизация звука З в чистоговорках.

за-за-за - надвигается гроза
за-за-за - шапка лезет на глаза
зу-зу-зу – паровозик я везу
зу-зу-зу - сто вагонов я везу
зы-зы-зы – испугались мы грозы
зы-зы-зы - покупаем мы тазы

Автоматизация звука З в словах.

ЗА
Забава, загар, зарево, забияка, закат, заря, забор, закладка, заряд, завиток, зал, затея, завод, замок, защёлка, завтрак, заноза, заяц, загадка, запас, зоб, запах.

ЗО
Зоб, зов, Зоя, зона, узор, возок, бизон, газон, дозор, Трезор, зоркий, зори, зорька, золото.

ЗУ
Зубы, зуд, везу, козу, внизу, ползу, грызу, мазут, разутый, разумный, зубр, грызун, мазурка.

ЗЫ
Базы, вазы, вязы, газы, козы, грозы, грузы, берёзы, арбузы, мимозы.

Автоматизация звука [З] в словосочетаниях.

Восточный базар, забытая база, задать вопрос, закрытая зона, звуки музыки, светлые глаза закладка Зои,спелые арбузы, приятный запах, старый замок, громкий звонок, завтра морозы, пасутся козы, розовый закат, злой зубр.

Автоматизация звука [З] в предложениях.

В зале заиграла мазурка.
Зоя купила в магазине зонт.
Мама поставила в вазу незабудки.
Мы изучаем азбуку.
Он не знал, как называется фильм.
В квартире раздался звонок.
Лиза звонко запела песню.
На цветке сидела стрекоза.
В зале заиграла звонкая музыка.
Я ползу в гору.
Мне купят зайку и мозаику.
На столе ваза с мимозой.
Лиза привязала козу под березой.

Автоматизация Звука З в связной речи.

Я в зоопарк вчера попал
И на заборе прочитал:
«Мы на земле - одна семья!
Нельзя зверей дразнить, друзья!»

Два дрозда
Видишь, смотрят из гнезда
два молоденьких дрозда.
Клюв покажет первый дрозд,
а второй покажет хвост.
С. Маршак.

Кузница.
Кузница – изба на околице. В кузнице – кузницы. Допоздна кузницы бьют железными молотками. Их работа полезна. Кузницы выходят из кузницы усталые и чумазые.

Козлята.
У козы Забавы козлята. Забава с козлятами в загоне за забором. Козлята забавные, резвые, норовят забодать друг друга. Зоя заботится о козлятах. Козлята узнают Зою и бегут к ней через загон.

Татьяна Быкова
Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука з в словах и предложениях»

Тема : Автоматизация .

Цели : Закреплять правильное произношение звука З в словах и предложениях .

Задачи : 1. Коррекционно-обучающие :

Закрепление навыка произношения звука З в словах и предложениях ;

Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

2. Коррекционно-развивающие :

Развитие фонематического слуха и восприятия;

Развитие слухового внимания и памяти;

Развитие фонематического представления звукобуквенного анализа и синтеза .

3. Коррекционно-воспитательные :

Вызвать интерес к занятиям ;

Воспитывать усидчивость.

Оборудование : игрушка Заяц, предметные картинки на прямоугольниках-кирпичиках и на треугольниках, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня на занятия к нам придёт гость , угадай, кто это будет.

Длинноухий трусишка Залез в огород, Увидел морковку, Хвать быстро – и в рот. (Заяц)

Правильно, это Зайчик, он хочет посмотреть, что интересного будет сегодня на занятии и ещё ему потребуется твоя помощь.

2. Артикуляционная гимнастика.

Давай покажем Зайчику, что умеет делать наш язычок :

1.«Улыбочка» 2.«Лягушка» 3. «Прятки» 4. «Почистим зубки» 5. Кошка сердится» 6. «Загоним мяч в ворота»

3. Произношение звука З . Характеристика звука .

Зайчик жалуется, что у него кто-то над ухом летает и поёт. Да это же просто комарик мимо пролетал, давай споём его песенку вместе :

З-З-З-З-З….

В каком положении находятся губки, когда мы произносим звук З ? – А где у нас язычок? Зубки? – Что с горлышком? -- Значит какой звук З ?

4. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза .

Вот и Зайчику звук З нравится , потому что с этого звука начинается его имя . А теперь давай определим место звука в других словах :

Зоя, звук , базар, запах, узор, воздух, закат, гнездо, газон, золушка.

5. Автоматизация в словах .

Давай покажем Зайчику, сколько слов мы знаем со звуком З . Повторяй за мной :

Зал – замок - завод

Ваза – база – фаза

Коза – лоза – пауза

Глаза – гроза – егоза

Заноза – мимоза – берёза.

6. Различение единственного и множественного числа существительных. Игра «Скажи наоборот» (с мячом) .

-А сейчас немного поиграем : я буду называть один предмет , а ты отвечаешь как будет много предметов :

Ваза-- вазы

Замок-- …

Загадка-- …

-И наоборот : Зубы-зуб

Гнезда-- …

Заколки-- …

7. Развитие слухового внимания. Игра «Построй дом» .

Оказывается, Зайчик к нам пришел не просто так, он просит помочь построить для него дом, потому что наступают холода. Но для дома надо выбрать только те кирпичики, в названии картинок которых слышится звук З . (ведро, жираф, изба, кукуруза, стул, коза, зонт, кубик, шапка, забор.)

8. Произношение звука З в предложениях .

Наш Зайчик очень любит чистоговорки и скороговорки :

Зу-зу-зу, Зайку моем мы в тазу.

За-за-за, закрывай скорей глаза.

Зэ-зэ-зэ, Зайка нам испек безе.

Заяц в поле зерна ел,

Зуб у зайца заболел.

Зайчику пора домой, он благодарит тебя за помощь и за интересное занятие .

Какой звук он помогал произносить?

Какой это звук ?

Ты сегодня была молодец!

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах. Наш гость - Лунтик» Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ Л] в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Тема: Автоматизация звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте» Тема: Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте. Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных упражнений.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах. («В гостях у жука Жана») Цель: автоматизация звука [Ж] в cлогах, словах. Задачи: коррекционно – образовательные: уточнить артикуляцию и изолированное произношение.

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Цель: Коррекция произношения звука [р] Коррекционно-образовательные задачи: - закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах,.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах, во фразах и предложениях» ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: «Речевое развитие» Создавать условия для закрепления правильного произношения звука «ц» прямых.

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Цели: - закрепить артикуляционный уклад и изолированное произнесение звука «Ш»; - автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, предложениях;.

Конспект логопедического индивидуального занятия для детей 5–6 лет «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: «Космос» Цель: Формирование правильного произношения звука [ш] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: формировать представления.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия