Человек природа вселенная в тютчевской поэзии. Лирика Тютчева – явление вневременное. Сочинение на тему Природа в лирике Тютчева

«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...»

Песнь природе

Тютчев - русский поэт, воспевший в своём творчестве образ природы, как живого существа, наделенного человеческими качествами и чувствами. Единство человека и природы, неразрывная целостность и подчинение божественному существу, прослеживается во всем творчестве поэта. Его мир - единое целое, соединившее в себе человеческое бытие и бытие природы. «Осенний вечер», описанный поэтом в одноименном стихотворении, полон неизъяснимой притягательной прелести, трепетного дыхания, и по-человечески сиротеющей грусти: «…на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья».

Природа, представленная в лирике Тютчева, многолика и разнообразна, в постоянном движении и смене явлений. Этим автор дополнительно подчеркивает процесс, присущий всему живому - течение жизни. «Тени сизые сменились, цвет поблекнул, звук уснул - жизнь, движенье разрешились в сумрак зыбкий, в дальний гул…». А солнечный луч, описанный в стихотворении «Вчера», так ярко и красочно описан в своем движении, что кажется можно почувствовать его прикосновение: «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе». Все картины жизни природы, изображенные поэтом, совершенно реальны и жизненны, преподнесенные в легкости, написаны обычными простыми словами.

Природа в творчестве Тютчева является неким связующим человека с божественной сущностью. Это устремляет взгляд поэта ввысь, к тайнам горных вершин, а затем дальше в космическую бездну. Его влечет туда надежда обрести понимание сути жизни, он увлекает за собою в стихотворениях, преподнося сперва образ гор, затем облаков и дальше познание откровения таинства вечности: «а там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет белая гора, как откровенье неземное». Именно небо представлено в его стихах, как символ чистоты и истины, где «звезды чистые горели, отвечая смертным взглядам непорочными лучами…» Многоточие, использованное здесь поэтом, призывает поразмыслить глубже над сказанным, приложить усилия и найти глубинную суть слов.

Тема ночи - одна из самых важных тем в описании природы в лирике Тютчева. Она наполнена философским смыслом, помогает проникнуть в «тайное тайных» человеческой сущности. Здесь описание природы наполнено необычайной красотою и величественностью. Поэт изображает её чистой и святой: «святая ночь на небосклон взошла…». Она полна незримых тайн и загадок, непостижимых для смертного человека. «На мир дневной спустилася завеса, изнемогло движенье, труд уснул… Над спящим градом, как в вершинах леса, проснулся чудный еженочный гул… Откуда он, сей гул непостижимый?...Иль смертных дум, освобожденных сном, мир бестелесный, слышный и незримый, теперь роится в хаосе ночном?»

В его творчестве уделено отдельное место описанию ночи. Он пытался найти истину бытия, а возможно соприкоснулся с нею и в своих стихах показывал пути и размышления для того, чтобы человек задумался не только о земных заботах, но и открыл свои духовные глаза, чтоб увидеть нечто большее, чистое, вечное и настоящее. Людские проблемы, которыми окутал свои глаза человек, поэт видит, как нечто второстепенное и совершенно бессмысленное. И природа «поочередно всех своих детей, свершающих свой подвиг бесполезный, она равно приветствует своей всепоглощающей и миротворной бездной».

Тютчев очень мастерски передает через описание природы глубину своих переживаний, свой настрой и чувства. Он очень тонко чувствует природу, знает её характер и умеет подобрать такие слова, которые ярче всего передадут смысл, который автор в них вкладывает. Больше всего беспокоит поэта оторванность человека от целостности мира, от божественного начала, уход в суету и бессмысленность по сравнению с величественностью её бытия. «И перед ней мы смутно сознаем себя самих - лишь грезою природы».

Тютчев жил жизнью, всецело отданной познанию себя, человеческого бытия, природы и незримой нити связывающей все в единое целое. Его поэзия многогранна и разнообразна, возвышенна и таинственна, нежная земная и космически холодная, но всегда неповторима и прекрасна, влекущая яркими красками своей удивительной жизни.

1. Тема природы в лирике Тютчева.

2. Символизм лирики Тютчева.

3. Необходимость понимания природы человеком.

Тема природы – одна из главных и любимых тем в творчестве русского поэта XIX века Федора Тютчева. Этот человек был тонким лириком, умевшим подсмотреть за кулисами природы самое сокровенное действо и описать его живо и с чувством.

Когда Тютчев затрагивает тему природы, он делится с нами своим убеждением, что природа одушевленная, она живет так же, как живет человек:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь. В ней есть язык.

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

(“Не то, что мните вы, природа…”)

Тютчев рисует пейзажи природы, часто обращаясь к образу весны. Это божественная сила, изображенная поэтом в образе девушки, которая гордо ступает по земле, сыплет цветами и дышит свежестью:

Бессмертьем взор ее сияет,

И ни морщины на челе.

Своим законам лишь послушна,

В условный час слетает к вам,

Светла, блаженно-равнодушна,

Как подобает божествам.

(“Весна”)

Весеннее время поэт связывает с голубым небом, теплым дождем, с грозой и громом, как в известном стихотворении “Люблю грозу в начале мая…”. Настроение весенней поры особенное и потому, что своим влиянием на человека она разгоняет тяжелое настроение, оставшееся, быть может, после зимы. В особой форме – поэтической миниатюре – Тютчев сформулировал афоризм: “Не все душе болезненное снится: пришла весна – и небо прояснится”. Здесь говорится, конечно, о весне не только как о времени года. Здесь весна имеет еще и философский смысл – это обновление для человеческой души.

Весна не одинокая путница, ее сопровождает веселый хоровод из дней, что создает легкий образ молодых девушек на прогулке:

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

(“Весенние воды”)

Не только весну изображает Тютчев в своих стихотворениях. Образ осени часто встречается и несет в себе противоположное весне настроение. Это грусть, которую навевают “зловещий блеск и пестрота дерев”, туман и пустеющая земля:

Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

(“Осенний вечер”)

И все же Тютчев признает, что в осени присутствует какая-то общая “таинственная прелесть”, а осенние вечера обостряют в человеке предчувствие – особый дар, столь значимый для поэта.

Пейзаж родных земель рождает в писателе чувство сродни благоговению перед скромной, а чаще скудной на вид землей бедных селений. Все в этих пейзажах заставляет подолгу вдумываться, всматриваться в каждую черточку, человеческий глаз должен не просто “сканировать” местность. Наблюдателю природы следует искать в местных видах следы присутствия высших сил – благословления Божьего, которое Небесный Царь распространил по земле, проходя по ней. В этом отрывке Тютчев не мог не затронуть важную для него проблему – неспособность человека замечать таинства природы:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

(“Эти бедные селенья…”)

Человек незримо связан с местом, где он живет. “Иноплеменный взор” с презрением смотрит на бедные села, но видит только поверхность вещей. “Родной” же человек не станет смотреть высокомерно, а попытается проникнуть в суть вещей, к чему и призывает поэт.

Поэт Федор Тютчев уделял огромное внимание проблеме взаимодействия человека и природы. В его лирике мы находим и восхищение, и нежные чувства, с которыми он сам относился к миру природы. Находим также благоговение и трепет перед природными стихиями. Тютчев любил все времена года и часто использовал их описания в своих стихотворениях, тонко чувствуя прекрасное и величественное состояние природы в каждом из них, особенно весеннюю радость и свежесть.

Лирика Тютчева на многие поколения вошла в сокровищницу произведений, которые учат любить родной край и замечать красоту окружающего мира, искать с ним гармонии и пытаться раскрыть его тайны.

(No Ratings Yet)

  1. Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Лирика Тютчева – это...
  2. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ЛИРИКЕ И. А. ЗАБОЛОЦКОГО Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса...
  3. Человек и природа в лирике Заболоцкого План I. Певец природы. II. Философский характер лирики Н. Заболоцкого. 1. Тема смерти и бессмертия. 2. Гармония в мире природы. 3. О красоте человеческих...
  4. Стихотворение “Не то, что мните вы, природа…” написано Тютчевым в лучших традициях русской гражданской обличительной поэзии восемнадцатого столетия. Вот только гневные речи Федора Ивановича обращены не к властителям и судьям,...
  5. Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника А. Фета, природа...
  6. План 1. Мировоззрение Тютчева как основа его творчества. 2. Противоречивость внутреннего мира человека. 3. Взаимоотношения человека и мира. О чем бы ни говорила лирика, она всегда будет говорить о человеке....
  7. Русская литература XIX в. щедро одарила нас бесценными высокодуховными произведениями, познакомила со многими выдающимися поэтами, среди которых особое место принадлежит моему любимому поэту Ф. И. Тютчеву. Через обращение к природе...
  8. В творчестве Ф. И. Тютчева и А. А. Фета очень много общего. На первом месте для них стояли не социальные конфликты, не политические потрясения, а жизнь человеческой души – любовь,...
  9. Федор Тютчев по праву считается мастером коротких четверостиший, которые наделены глубоким философским смыслом. И в этом нет ничего удивительного, так как дипломатическая служба научила поэта четко формулировать свои мысли, а...
  10. Русская литература 2-й половины XIX века Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева Тема любви является традиционной в русской поэзии. Каждый поэт, говоря о любви, вкладывает в свои произведения личный...
  11. Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его...
  12. После Пушкина в России был еще один “радостный” поэт – это Афанасий Афанасьевич Фет. В его поэзии нет мотивов гражданской, вольнолюбивой лирики, он не ставил социальных вопросов. Его творчество –...
  13. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” Жизнь в неволе – не жизнь. Поэтому не случайно Лермонтов на описание жизни Мцыри в монастыре-тюрьме отвел всего один раздел, а...
  14. Б своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы. Самобытность его поэтического слова берет истоки в красоте, обычаях и фольклоре Рязанщины – родины поэта. “Рязанские поля,...
  15. В наши дни очень серьезно стоит вопрос о защите окружающей среды. Бездумная деятельность человека на протяжении веков разрушила среду обитания, но двадцатый век явился временем экологических катастроф. И писатели не...
  16. ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА И РОДИНА В ПОЭЗИИ Н. М. РУБЦОВА О, сельские виды! О, дивное счастье родиться В лугах, словно ангел, под куполом синих небес! Боюсь я, боюсь я, как вольная...
  17. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Рос в религиозной семье деда-старовера. Стихи начал писать с восьми лет. Видимо оттуда, из крестьянского детства, необыкновенное единение...
  18. Природа и человек в произведениях современной литературы. (На примере произведений современных русских писателей) Тема “Человек и природа” стала одной из сквозных в русской литературе. Многие из легендарных русских поэтов обращались...
  19. Ф. И. Тютчев – гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. Одной из главных тем его творчества всегда была природа, но не только как оболочка видимого нами мира, но и природа...
  20. Грустно. И ни черта не понять, Что там мозгует режим: Северным рекам шеи свернуть Или отнять Гольфстрим! Фазиль Искандер Недавно я случайно посмотрел старый фильм “Хозяин тайги”. Хотя он был...
  21. В творчестве Тютчева раскрыты многие темы, которые прошли через его стихи горячими волнами любви и чувства, участия и непревзойденного дара сопереживать. Тютчев многогранен и каждая грань его творчества идет от...
  22. Сергея Есенина принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге,...
  23. Иоганн Вольфганг Гете в своей балладе “Лесной царь” рассказал нам о страхе, который испытывают некоторые люди перед неизвестными явлениями природы. Особенно это было распространено раньше, в античное время и в...
  24. Поэзия Тютчева есть… не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину. С. Л. Франк План 1. Образ окружающего мира в поэзии Тютчева. 2. Концепция темного и...
  25. В 1850-1860-х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев – поэт возвышенной любви. Особое место в творчестве поэта занимает цикл...
  26. Федор Тютчев обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы. Поэтому его пейзажная лирика настолько богата эпитетами и метафорами, которые позволяют воссоздать удивительную в своей красоте и первозданности картину смены времен...
  27. Федор Тютчев – один из величайших поэтов-классиков своего времени. XIX век подарил человечеству не одного известного мыслителя, но имя Тютчева не затерялось среди таких истинно великих поэтов как Пушкин и...
  28. Наверное, нет человека, который, прочитав хоть один раз стихи Тютчева, останется к ним равнодушным. Поэзия Тютчева дышит свежестью и чистотой, земной красотой и космическим совершенством. Тютчев умеет описать то простое,...
  29. “Всесилен я и вместе слаб…” – стихотворение, относящееся к раннему творчеству Тютчева. Точная дата его написания неизвестна. Наиболее вероятна версия, высказанная советским литературоведом и биографом поэта Пигаревым. По его мнению,...
  30. Ф. И. Тютчев наряду с Пушкиным является одним из самых цитируемых русских поэтов. Его стихотворения “Умом Россию не понять…” и “Люблю грозу в начале мая…” известны, пожалуй, всем. Близки стихи...
Человек и природа в лирике Тютчева

Сочинение

Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Его лирика - это маленькая частица большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находящимся во взаимосвязи со всем миром и в то же время несущим в себе самостоятельную идею.

Особое место в лирике поэта занимает тема человека и природы, нередко даже противоречивое единство человека и природы. Писарев отметил: «В сознание читателя Тютчев вошел прежде всего как певец природы…»

Тютчев возрождает определенные черты античного мировосприятия, и в то же время в его позиции выступает самостоятельная личность, которая сама по себе - целый мир. Тютчев утверждает в своей лирике образ человека, достойного Вселенной. Он утверждает потенциальную божественность человеческой личности.

Природа Тютчева поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить:

Сияет солнце, воды блещут,

Во всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Одухотворение природы, наделение ее человеческими чувствами, духовностью порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. Особенно ярко это проявляется в стихотворении «Летний вечер». Закат у поэта ассоциируется с «раскаленным шаром», который скатила со своей головы земля; «светлые звезды» у Тютчева приподнимают небесный свод.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

Близко по тематике стихотворение «Осенний вечер». В нем слышится та же одухотворенность природы, восприятие ее в виде живого организма:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест…

Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только какими-то отдельными признаками похожа на живое существо: «…на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья», она вся живая и очеловеченная. Вот почему и шелест листьев легкий и томный, светлость вечера полны неизъяснимой притягательной прелести, и земля не только грустная, но и по-человечески сиротеющая.

Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы. В стихотворении «Вчера» Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе», но и чувствуем его прикосновение.

Живое богатство тютчевской природы ограниченно. Да, природа живая, возвышенная, но далеко не все предметно-живое трогает поэта. Ему чужды прозаическое обличье поэзии, ее обыденность и предметная простота. Природа у Тютчева универсальна, она проявляется не только на земле, но и через космос. В стихотворении «Утро в горах» начало читается просто как пейзажная зарисовка:

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Лишь высших гор до половины

Туманы покрывают, скат,

Как бы воздушные руины

Волшебством созданных палат.

Тютчев всегда стремится ввысь, как бы для того, чтобы познать вечность, приобщиться к красоте неземного откровения: «А там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет Белая гора, как откровенье неземное». Может быть, поэтому символом чистоты и истины у Тютчева является небо. В стихотворении «Кончен пир, умолкли хоры…» сначала дается обобщенный образ мира:

Кончен пир, мы поздно встали -

Звезды на небе сияли,

Ночь достигла половины…

Вторая часть как бы приоткрывает завесу. Тема неба, только чуть-чуть намеченная вначале, теперь звучит сильно и уверенно:

Как над беспокойным градом,

Над дворцами, над домами,

Шумным уличным движеньем

С тускло-рдяным освещеньем

И бессонными толпами, -

Как над этим дольным чадом,

В горнем выспреннем пределе

Звезды чистые горели,

Отвечая смертным взглядам

Непорочными лучами…

Одна из основных тем лирики природы Тютчева - тема ночи. Многие тютчевские стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна:

Но меркнет день - настала ночь;

Пришла - и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами -

Вот отчего нам ночь страшна!

Ночь для Тютчева прежде всего святая: «Святая ночь на небосклон взошла…» В ней столько тайн и загадок:

…На мир дневной спустилася завеса;

Изнемогло движенье, труд уснул…

Над спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся чудный еженочный гул…

Откуда он, сей гул непостижимый?..

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном?..

Мастерство Тютчева поражает. Он умеет найти в самых обыкновенных природных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком:

Лил теплый, летний дождь - его струи

По листьям весело звучали…

Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, живой и космически-холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте. «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии». Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева.

Тема природы — одна из главных и любимых тем в творчестве русского поэта XIX века Федора Тютчева. Этот человек был тонким лириком, умевшим подсмотреть за кулисами природы самое сокровенное действо и опи-сать его живо и с чувством.

Когда Тютчев затрагивает тему природы, он делится с нами своим убеждением, что природа одушевленная, она живет так же, как живет человек:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь.

В ней есть язык.

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

(«Не то, что мните вы, природа...»)

Тютчев рисует пейзажи природы, часто обращаясь к образу весны. Это божественная сила, изображенная по-этом в образе девушки, которая гордо ступает по земле, сыплет цветами и дышит свежестью:

Бессмертьем взор ее сияет,

И ни морщины на челе.

Своим законам лишь послушна,

В условный час слетает к вам,

Светла, блаженно-равнодушна,

Как подобает божествам.

(«Весна»)

Весеннее время поэт связывает с голубым небом, теп-лым дождем, с грозой и громом, как в известном стихот-ворении «Люблю грозу в начале мая...». Настроение ве-сенней поры особенное и потому, что своим влиянием на человека она разгоняет тяжелое настроение, оставшееся, быть может, после зимы. В особой форме — поэтической миниатюре — Тютчев сформулировал афоризм: «Не все душе болезненное снится: пришла весна — и небо прояс-нится». Здесь говорится, конечно, о весне не только как о времени года. Здесь весна имеет еще и философский смысл — это обновление для человеческой души.

Весна не одинокая путница, ее сопровождает веселый хоровод из дней, что создает легкий образ молодых деву-шек на прогулке:

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

(«Весенние воды»)

Не только весну изображает Тютчев в своих стихот-ворениях. Образ осени часто встречается и несет в себе противоположное весне настроение. Это грусть, кото-рую навевают «зловещий блеск и пестрота дерев», туман и пустеющая земля:

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

(«Осенний вечер»)

И Тютчев признает, что в осени присутствует

какая-то общая «таинственная прелесть», а осенние вечера обостряют в человеке предчувствие — особый дар, столь значимый для поэта.

Пейзаж родных земель рождает в писателе чувство срод-ни благоговению перед скромной, а чаще скудной на вид землей бедных селений. Все в этих пейзажах заставляет подолгу вдумываться, всматриваться в каждую черточку, человеческий глаз должен не просто «сканировать» мес-тность. Наблюдателю природы следует искать в местных видах следы присутствия высших сил — благословления Божьего, которое Небесный Царь распространил по зем-ле, проходя по ней. В этом отрывке Тютчев не мог не затронуть важную для него проблему — неспособность человека замечать таинства природы:

Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной.

(«Эти бедные селенья...»)

Человек незримо связан с местом, где он живет. «Ино-племенный взор» с презрением смотрит на бедные села, но видит только поверхность вещей. «Родной» же чело-век не станет смотреть высокомерно, а попытается про-никнуть в суть вещей, к чему и призывает поэт.

Поэт Федор Тютчев уделял огромное внимание пробле-ме взаимодействия человека и природы. В его лирике мы находим и восхищение, и нежные чувства, с которыми он сам относился к миру природы. Находим также бла-гоговение и трепет перед природными стихиями. Тютчев любил все времена года и часто использовал их описа-ния в своих стихотворениях, тонко чувствуя прекрасное и величественное состояние природы в каждом из них, особенно весеннюю радость и свежесть.

Лирика Тютчева на многие поколения вошла в со-кровищницу произведений, которые учат любить род-ной край и замечать красоту окружающего мира, искать с ним гармонии и пытаться раскрыть его тайны.

Природа навевает философские мысли, заставляет задуматься о быстротечности жизни.

1)Есенин «Не жалею, не зову, не плачу» (Все мы, все мы в этом мире тленны,/Тихо льется с кленов листьев медь.../Будь же ты вовек благословенно,/Что пришло процвесть и умереть.)

2) Пушкин «Вновь я посетил» (...Вновь я посетил./Тот уголок земли, где я провел/Изгнанником два года незаметных./Уж десять лет ушло с тех пор - и много/Переменилось в жизни для меня,/И сам, покорный общему закону,/Переменился я - но здесь опять/Минувшее меня объемлет живо,/И, кажется, вечор еще бродил/Я в этих рощах.)

3)Пушкин «Редеет облаков летучая гряда» (Редеет облаков летучая гряда./Звезда печальная, вечерняя звезда!/Твой луч осеребрил увядшие равнины,/И дремлющий залив, и черных скал вершины./Люблю твой слабый свет в небесной вышине;Он думы разбудил, уснувшие во мне…)

Природа сравнивается с миром человеческих взаимоотношений.

1)Пушкин «Анчар» (Анчар – ядовитое дерево, симолизирует абсолютное зло. К этому дереву царь, которому понадобился яд для стрел, послал своего слугу. Тот выполнил поручение, заплатив за это жизнью. Тема гибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть.)

2)Лермонтов «Утес» («тучка золотая» олицетворяет ветреную красавицу, полную жизни, сил и счастья. А утес выступает в роли солидного и умудренного опытом пожилого господина, который считает, что все прелести жизни лично для него уже остались в прошлом. Но вот красавица упорхнула, предпочтя его обществу компанию небесной «лазури» , и пожилой мужчина еще отчетливее ощущает свое одиночество, понимая, что среди веселой молодежи он выглядит незваным гостем на чужом празднике жизни)

3)Есенин «Черемуха» (Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах.)

Природа напоминает о прошедшей любви и пробуждает уснувшие чувства.

1) Пушкин «Редеет облаков летучая гряда» (Редеет облаков летучая гряда./Звезда печальная, вечерняя звезда!/Твой луч осеребрил увядшие равнины,/И дремлющий залив, и черных скал вершины./ Люблю твой слабый свет в небесной вышине;Он думы разбудил, уснувшие во мне)

2) Тютчев «Еще земли печален вид» (Душа, душа, спала и ты…/ Но что же вдруг тебя волнует,/Твой сон ласкает и целует/ И золотит твои мечты?..) ,

3) Есенин – отрывок из Анны Снегиной: (Иду я разросшимся садом, / Лицо задевает сирень, / И мил моим вспыхнувшим взглядам/ Состарившийся плетень. /Когда-то у той вон калитки/Мне было 16 лет/ И девушка в белой накидке/ Сказала мне ласково: «Нет!»)

Природа находит отражение в образе возлюбленной:

1)Тарковский «Ночной дождь» («Как слезы, капли дождевые/Светились на лице твоем),

2)Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных» (С алым соком ягоды на коже,/Нежная, красивая, была/На закат ты розовый похожа/И, как снег, лучиста и светла.)

3)Пушкин «Зимнее утро » («на встречу Северной Авроры/Звездою Севера явись!»)

Природа приносит радость и счастье.

1)Пушкин «Зимнее утро» (Мороз и солнце; день чудесный!)

2)Тютчев «Я встретил вас, и все былое...» (…Как поздней осени порою /Бывают дни, бывает час,/Когда повеет вдруг весною /И что-то встрепенется в нас…)

3)Фет «Я пришел к тебе с приветом» (Я пришел к тебе с приветом,/Рассказать, что солнце встало,/Что оно горячим светом/По листам затрепетало;/Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой./Каждой птицей встрепенулся/И весенней полон жаждой)

Образы моря.

1)Жуковский «Море» (Безмолвное море, лазурное море,/Стою очарован над бездной твоей./Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,/Тревожною думой наполнено ты./Безмолвное море, лазурное море,/Открой мне глубокую тайну твою./Что движет твое необъятное лоно?/Чем дышит твоя напряженная грудь?)

2)Пушкин «К морю» (Прощай же, море! Не забуду/Твоей торжественной красы/И долго, долго слышать буду/Твой гул в вечерние часы./В леса, в пустыни молчаливы/Перенесу, тобою полн,/Твои скалы, твои заливы,/И блеск, и тень, и говор волн)

3)Тютчев «Как хорошо, о море ты ночное» (Как хорошо ты, о море ночное,-/Здесь лучезарно, там сизо-темно…/В лунном сиянии, словно живое,/Ходит, и дышит, и блещет оно…/На бесконечном, на вольном просторе/Блеск и движение, грохот и гром…/Тусклым сияньем облитое море,/Как хорошо, ты в безлюдье ночном!)

7. Образ осени
1)Пушкин «Октябрь уж наступил…» (Октябрь уж наступил - уж роща отряхает/Последние листы с нагих своих ветвей;/Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,/Журча еще бежит за мельницу ручей)

2)Тютчев «Есть в осени первоначальной» (Есть в осени первоначальной/Короткая, но дивная пора -/Весь день стоит как бы хрустальный,/И лучезарны вечера.../Где бодрый серп гулял и падал колос,/Теперь уж пусто всё - простор везде,-/Лишь паутины тонкий волос/Блестит на праздной борозде.)

3)Некрасов «Железная дорога» (Славная осень! Здоровый, ядреный /Воздух усталые силы бодрит; /Лед неокрепший на речке студеной /Словно как тающий сахар лежит;)

Духовная связь человека и природы

1)Пушкин «Зимнее утро» («Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…» «И ты печальная сидела», но потом все изменилось: «За голубыми небесами великолепными коврами,//Блестя на солнце снег лежит», и уже хочется «предаться бегу// Нетерпеливого коня…»)
2)М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» (когда происходит общение с природой, «тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе». И именно знакомые с детства пейзажи дают Лермонтову силы жить, веря в то, что его творчество не является напрасным и в будущем будет по достоинству оценено потомками.)
3)Фет «Шепот, робкое дыханье» (внешний мир связан с внутренним миром лирического героя: краски ночного пейзажа, восход солнца сопровождают влюбленных, отражают их чувства и сопереживания. Здесь, как и в лермонтовском произведении «Когда волнуется желтеющая нива...», человек находится в ладу с природой, черпает в ней силы и вдохновение)

4)А. Ахматова «Заплаканная осень, как вдова» (Дождливую осень поэтесса сравнивает с женщиной, скорбящей по своему мужу. Осень тоже грустит и «рыдать не перестанет», пока «тишайший снег», символизирующий человеческую старость, «не сжалится» над ней. Как и в стихотворении М. Ю. Лермонтова, в этом произведении человек и природа - единое целое. Хотя в роли лирического героя здесь выступает осень, они находятся в согласии, понимают друг друга)

Образ звезд

1) Маяковский «Послушайте!» (По мнению Маяковского, «если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно». В данном случае речь идет не столько о небесных светилах, сколько о звездах поэзии, которые в первой половине 20 века в изобилии появились на русском литературном небосклоне. Рассуждая на тему жизненного предназначения людей, Маяковский сравнивает их со звездами, каждой из которых уготована своя судьба. Между рождением и смертью – всего лишь один миг по меркам вселенной, в который и укладывается человеческая жизнь. Так ли она важна и нужна в глобальном контексте бытия?)

2) Есенин «Звезды» (Обращаясь к «далеким звездам», Есенин испытывает умиление и восторг, отмечая: «Смотрите нежно так, сердце ласкаете». В них он видит своих единомышленников, так как пока еще не успел столкнуться с черствостью и равнодушием окружающего мира.)

ЛЮБОВЬ

Воспоминания о любви

Пушкин «Я помню чудное мгновенье» («К ***»)

Есенин отрывок из «Анны Снегиной», который уже был в теме природы,

Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных» (Автор сожалеет о том, что ему уже никогда не доведется вместе гулять со своей возлюбленной и любоваться «алым соком ягоды на коже». Со своею возлюбленной Есенин расстается, испытывая тоску и душевную боль)

Сущность любви

И. Анненский «Среди миров, в мерцании святил…» (Среди миров, в мерцании светил/Одной Звезды я повторяю имя.../Не потому, чтоб я Ее любил,/А потому, что я томлюсь с другими./И если мне сомненье тяжело,/Я у Нее одной ищу ответа,/Не потому, что от Нее светло,/А потому, что с Ней не надо света.)

Ахматова «Любовь покоряет обманно» (Именно любовь дает ни с чем несравнимое ощущение счастья, хотя и ассоциируется у Ахматовой с отравой. Тем не менее, под воздействием этого чувства и «звезды были крупнее», и «пахли иначе травы»)

Маяковский «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви » (Рассуждая о том, что же такое любовь, Маяковский отмечает, что это, в первую очередь, душевный порыв, который заставляет даже умудренного жизнью и опытного человека совершать безумные поступки и ревновать избранницу не к законному супругу, а к Копернику, о котором она отзывается с особой почтительностью. При этом данное чувство совершенно не подвластно какому-либо контролю)

Безответная любовь.

Маяковский «Лиличка»,

Лермонтов «Нищий »,

Есенин «Письмо женщине »

Разлука

Лермонтов «Расстались мы, но твой портрет…» (Расстались мы, но твой портрет/Я на груди своей храню:/Как бледный призрак лучших лет,/Он душу радует мою.)

Тютчев «В разлуке есть высокое значенье» (В разлуке есть высокое значенье:/Как ни люби, хоть день один, хоть век,/Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,/И рано ль, поздно ль пробужденье,/А должен наконец проснуться человек...)

Есенин «Письмо женщине» (Лицом к лицу/ Лица не увидать./Большое видится на расстоянье.)

Пушкин «К***»

Идеальные женские образы

Блок «Вхожу я в темные храмы» (Его суть сводится к тому, что даже в образе Богоматери поэту чудится любимая, и это наполняет его душу двойной радостью. Лирический герой находится в ожидании возлюбленной, он рисует в своем воображении ее образ, напряжен, томим ожиданием, и не может налюбоваться на свою Милую, понимает, что она – идеал)

Пушкин «К***»
Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски»
ОБЪЕДИНЯЕТ: У всех поэтов образ идеальной девушки покрыт таинственностью, туманностью: «Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты» (Пушкин)», «Сквозь дымку легкую заметил я невольно» (Лермонтов), «Только образ, лишь сон о Ней» (Блок). Блок, Пушкин и Лермонтов влюблены не в реальную женщину, а в идеальный образ девушки, который они создали в воображении. Ведь авторы возвышенно описывают Прекрасных Дам (Блок даже обращается к ней с заглавной буквы «Величавой Вечной Жены!»). Кроме того, поэты описывают некоторые особенности идеальных женских образов: авторы уделяют особое внимание голосу девушек, а также их лицам («милые черты» (Пушкин), «Светили мне твои пленительные глазки» (Лермонтов), у Блока «Как отрадны Твои черты»).
7) Впечатление от любви (Как у Фета)

Фет «Сияла ночь» (удивительно точно передают испытываемые автором чувства и создают необыкновенно романтичную атмосферу)

Пушкин «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (посвящено Наталье Гончаровой, написано после того, как получил от нее отказ. Для Пушкина гораздо важнее то, что испытывает он сам по отношению к юной девушке. «И сердце вновь горит и любит - оттого, что не любить оно не может», - пишет поэт, подчеркивая, тем самым, что для счастливого брака лично ему достаточно собственных чувств, которых, как он считает, с лихвой хватит на то, чтобы построить прочную семью.)
Тютчев «Я встретил вас и все былое» (
Тютчев отмечает, что в его сердце поселилась удивительная теплота, и сравнивает свое чувство с теплым солнечным днем, который неожиданно радует своей красотой человека в разгар холодной и унылой осени.)

Поэт и толпа

Пушкин «Поэту» (С тихотворение призывает не допускать кого-либо в свое творчество, не поддаваться мнению и пожеланиям окружающих: "Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум". Только сам творец может строже всех оценить свое творенье)

Лермонтов «Пророк» (Сравнивая себя с пророком, он приписывает и себе гонения и непонимание окружающих. И остаётся в уверенности, что любого поэта - настоящего поэта - постигнет та же участь.)

Маяковский «Разговор с фининспектором о поэзии» (не только в очередной раз попытался определить роль поэта, но и доказать, что творческие люди – это отдельная каста, которую нельзя стричь под одну гребенку. Повод – создание законодательства, согласно которому творческая интеллигенция должна платить налоги. Но как посчитать затраты душевных сил, необходимых для создания хотя бы одного стихотворения? Финальная строчка стихотворения и вовсе звучит, как вызов бюрократической государственной машине – «А если вам кажется, что всего делов - это пользоваться чужими словесами, то вот вам, товарищи, мое стило, и можете писать сами!».)

Творческое бессмертие:

Державин «Памятник» (Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,/Металлов тверже он и выше пирамид;/Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,/И времени полет его не сокрушит.)

Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (Я памятник себе воздвиг нерукотворный,/К нему не зарастет народная тропа,/Вознесся выше он главою непокорной/Александрийского столпа.)

Маяковский –из поэмы «Во весь голос» («Заглуша/ поэзии потоки, я шагну/ через лирические томики, как живой, /с живыми говоря» »; «Мой стих /трудом /громаду лет прорвет/ и явится /весомо, /грубо, /зримо, /как в наши дни/ вошел водопровод /сработанный /еще рабами Рима»)

Гражданская позиция поэта

Некрасов «Поэт и гражданин» (Апофеозом этого произведения считается фраза «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», которая стала крылатой. Это – своеобразный итог дискуссии поэта и гражданина, который четко расставляет все точки над «i», показывая, что чем бы ни занимался в своей жизни человек, интересы общества не должны быть ему чужды.)

Пушкин – ода «Вольность» (Именно в этом произведении Пушкин предопределяет свою судьбу, как поэта и гражданина. Он убежден, что если уж небесам угодно было наделить его литературным даром, то не стоит расходовать его по пустякам. Поэтому автор решает не размениваться на мелочи, его цель благородна и проста. «Тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы!», - призывает автор. Пушкин открыто выступает против самодержавия, считая его проявлением дремучести и покорности русского народа.)

Ахматова «Мне голос был» (полностью игнорируя новую власть, она оставалась истинной патриоткой своей страны, разделив ее судьбу не только во время революции, но и в период Великой Отечественной войны, часть которой провела в блокадном Ленинграде. Поэтесса признавалась, что чувствовала бы себя гораздо хуже, если бы оказалась по другую сторону баррикад, став сторонней наблюдательницей многих исторических событий.)

Назначение поэта

Пушкин «Пророк» (назначение поэта – «глаголом жечь сердца людей»: И бога глас ко мне воззвал:/«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,/Исполнись волею моей,/И, обходя моря и земли,/Глаголом жги сердца людей».)

Лермонтов «Поэт» (уподобляет поэзию боевому оружию, утверждая действенность поэтического слова в преобразовании общества. Михаил Юрьевич призывает создавать актуальную лирику с четкой гражданской позицией, оказывающую сильное влияние на мысли и поступки людей.)

Некрасов «Поэт и гражданин» (Д ля Некрасова поэт – прежде всего гражданин. Главная мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.)

Некрасов «Элегия» (лирический герой связывает поэтическое творчество с вопросом о положении народа. Он призывает не следовать «изменчивой моде», которая утверждает, что тема «страдания народа» не актуальна. По его мнению, задача художника как раз и состоит в том, чтобы освещать тёмные стороны человеческой жизни: «Толпе напоминать, что бедствует народ», в то время как она «ликует и поет». Также как и автор «Мёртвых душ» лирический герой «Элегии» высоко оценивает труд «непризнанных» толпой художников, которые не боятся в своём творчестве затрагивать проблемы, взятые из «презренной жизни».)

Одиночество

(В этом произведении автор открыто признается, что страдает от одиночества, так как «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Лермонтову всего 27 лет, но поэт отмечает, что у него уже не осталось практически никаких желаний, так как «что пользы напрасно и вечно желать?», если им все равно не суждено сбыться.)

«Парус» (В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. «Парус» - стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается «одиноким» и «мятежным», а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури.)

Цветаева «Тоска по родине!» (несмотря на название, это стихотворение действительно в первую очередь об одиночестве, и к теме «любви к Родине» не особенно подходит, т.к. его основная идея в том, что все равно, где быть одиноким и непонятым – в чужой стране или за границей),

Изгнание

Лермонтов «И скучно, и грустно»

«Парус»( «Что ищет он в стране далекой?», - вопрошает поэт самого себя, словно бы предчувствуя, что отныне его жизнь будет полна скитаний. И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном». Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой. Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека – бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать.)

Цветаева «Тоска по родине !» (Написано в Праге, во время революции в России. Поэтесса, пытаясь осознать свое жизненное предназначение, приходит к выводу, что ее творчество больше никому не нужно.)

Свобода

Пушкин «Узник» (Чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»», поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора!».)

(От начала к финалу сужается пространство, существующее в сознании лирического героя. В конце первого восьмистишия упоминается степь. Завершается стихотворение строками о голых стенах, со всех сторон окружающих арестанта. Кроме того, показано погружение мира во мрак. Начинается произведение с радостного пейзажа, где главное – сияние дня. В финале перед читателями предстает диаметрально противоположная картина: ночь, «тускло светит луч лампады умирающим огнем».)

«Тучи» («Нет у вас родины, нет вам изгнания», - утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира.)

ЧЕЛОВЕК И ЭПОХА

Лермонтов «Монолог» («И нам горька остылой жизни чаша; и уж ничто души не веселит», - резюмирует поэт, отмечая при этом, что таков удел всей российской молодежи первой половины 19 века, которая лишена моральных принципов и благородных целей, поэтому вынуждена принимать правила игры, навязанные обществом, лицемерить, лгать и развлекаться.)

Пастернак «Гамлет» (Пастернак признает, что бороться с системой, которая обладает отлаженным механизмом манипуляции людьми, совершенно бесполезно, так как «продуман распорядок действий и неотвратим конец пути». Потому автор признается, что в своем желании быть личностью он одинок.)

Мандельштам «За гремучую доблесть грядущих веков» (Ключевой мотив – трагическая судьба поэта, живущего в эпоху революции. Эпоха губит художника и мешает ему творить. Мне на плечи кидается век-волкодав,/Но не волк я по крови своей,/Запихай меня лучше, как шапку, в рукав/Жаркой шубы сибирских степей.)

Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом» (отношения возвышенного поэта и «века торгаша»; основная мысль – на литературном творчестве можно зарабатывать)

МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ

Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски…» (Лирический герой встречает на балу женщину, в которую влюбляется, но в реальной жизни любовь невозможна, поэтому герой создает ее в своем воображении. Он очень одинок. И создал я тогда в моем воображенье/По легким признакам красавицу мою;/И с той поры бесплотное виденье/Ношу в душе моей, ласкаю и люблю)

Блок «Незнакомка» (Описывая окружающую его обстановку, Александр Блок умышленно противопоставляет грязь и пьяный угар божественному образу неизвестной женщины. И странной близостью закованный,/Смотрю за темную вуаль,/И вижу берег очарованный/И очарованную даль.)

Лермонтов «Отворите мне темницу» (Первая строфа «Узника» демонстрирует читателям оптимизм, желание жить. Лирический герой бодр, дерзок, ему кажется, что близка благословенная воля. В мечтах он целует молодую красавицу, мчится прочь от места заключения на черногривом скакуне. Далее настроение начинает меняться. Герой вспоминает о высоких окнах тюрьмы, о тяжелой двери с замком. Он осознает – черноокая девица находится далеко, а полная воля доступна сейчас лишь доброму коню, без узды резвящемуся в зеленом поле. Если во второй строфе надежда утрачивается, то в третьей констатируется пришедшее ей на смену ощущение безысходности. От начала к финалу сужается пространство, существующее в сознании лирического героя.)

ДРУЖБА

Пушкин «Пущину» (В нем поэт вспоминает их последнюю встречу, отмечая, что он «судьбу благословил», когда Иван Пущин приехал к нему в Михайловское, чтобы скрасить одиночество и отвлечь автора от невеселых раздумий о собственной судьбе. В этот момент лучший друг морально поддержал Пушкина, который находился на грани отчаянья, считая, что его карьера загублена, а жизнь – беспросветна.)

Высоцкий «Песня о друге» (Если ж он не скулил, не ныл,/Пусть он хмур был и зол, но шел,/А когда ты упал со скал,/Он стонал, но держал,/Если шел за тобой, как в бой,/На вершине стоял, хмельной,/Значит, как на себя самого,/Положись на него.)

Огарев «К друзьям » (О том, что настоящая дружба с годами лишь становится крепче, написано немало прекрасных литературных произведений. Одним из них является стихотворение Николая Огарева «К друзьям», в котором поэт не только вспоминает свою беззаботную молодость, но и хочет вернуть прошлое, чтобы вновь насладиться обществом единомышленников, пока еще не лишенных юношеского идеализма.)

ТЕМА ЛЮБВИ К МАТЕРИ

Есенин «Письмо матери» (Это – исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья, в которой, между тем, автор прямо заявляет о том, что менять свою жизнь, которую к тому моменту считает загубленной, не собирается. Несмотря на свою известность в литературных кругах, поэт осознает, что не смог оправдать ожиданий матери, которая в первую очередь мечтала видеть сына хорошим и порядочным человеком. Каясь в своих проступках перед самым близким человеком, поэт, тем не менее, отказывается от помощи и просить мать лишь об одном – «не буди того, что отмечталось». Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со свойственным ему фатализмом и этот удар судьбы. Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: «Не грусти так шибко обо мне».)

Твардовский «Памяти матери» (В четвертой части произведения Твардовский обращается к своему детству и целиком приводит старинную песню, которую слышал от матери. В ней заложен глубокий философский смысл, который и в наши дни остается неизменным: ребенок, покинувший отчий дом, является отрезанным ломтем, и отныне его жизнь не имеет ничего общего с судьбой родителей. Автор сожалеет, что так и не смог получше узнать ту, что подарила ему жизнь.)

Цветаева «Маме» («в старом вальсе…») (Детство Цветаевой прошло в совершенно особой атмосфере, у нее был собственный мир сказок и иллюзий, с которыми в юности пришлось расстаться. Поэтому поэтесса в обращении к матери подчеркивает, что «ты вела своих малюток мимо горькой жизни помыслов и дел». Уже будучи гимназисткой, Цветаева поняла, насколько окружающий мир может быть жестоким и беспощадным. С одной стороны, она была шокирована этим открытием, а с другой оказалась благодарна матери, которая смогла, пусть и ненадолго, оградить ее от жизненных невзгод.)

БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ

Блок «Двенадцать» (Наиболее очевидный пример - это образ двенадцати. Поэма недаром названа «Двенадцать». Это число - один из наиболее крупных ее символов. В поэме 12 глав, в значение этого числа можно включить и двенадцать апостолов, и лихое разбойничье начало - 12 разбойников. Для читателя времен Блока само название поэмы «Двенадцать» могло предположить наличие образа Христа. Ведь число 12 - число апостолов, учеников Христа.)

Пастернак «Гамлет» (главный герой стихотворения, обращаясь в переполненный зал, просит: «Если только можно, Авве Отче, чашу эту мимо пронеси». Это означает, что в качестве актера он боится сыграть свою роль недостаточно хорошо и вызвать осуждение публики.)

Пушкин «Пророк» (В основу стихотворения «Пророк» был положен отрывок из Библии, из шестой главы Книги пророка Исайи. Согласно легенде, Серафим очищает пророка от греха и, повинуясь воле Господа, тот должен выполнить миссию по исправлению людей. Стихотворение Пушкина перекликается с библейским текстом. Мы видим, что поэт прекрасно знал историю призвания к пророческому служению Исайи, размышлял над ней. Пушкин часто обращался к Библии, черпая из нее вдохновение и сюжеты для своих сочинений. В «Пророке» мы находим интерпретацию Пушкиным этой библейской легенды.)

ТЕМА ДЕРЕВНИ

Есенин «Гой ты, Русь моя родная…» (Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» пропитано именно этими чувствами автора. «Хаты - в ризах образа…»-пишет Есенин. Все дома деревушки он сравнивает с чем-то возвышенным, божественным, ведь риза-это церковное одеяние, красивое, переливающееся золотом.)

Пушкин «Деревня» (в первой части произведения поэт признается в любви к своей родине, подчеркивая, что именно в Михайловском он был когда-то безмятежно счастлив: Я твой - я променял порочный двор Цирцей,/Роскошные пиры, забавы, заблужденья/На мирный шум дубров, на тишину полей,/На праздность вольную, подругу размышленья.)

Лермонтов «Родина» (Торжественное вступление, в котором автор признается в любви к Отечеству, сменяется строфами, в которых описывается красота русской природы: Но я люблю - за что, не знаю сам -/Ее степей холодное молчанье,/Ее лесов безбрежных колыханье,/Разливы рек ее, подобные морям)

ТЕМА ЛЮБВИ К РОДИНЕ

1) Патриотизм несмотря на трудности
Ахматова «Мне голос был» (Мне голос был. Он звал утешно,/Он говорил: «Иди сюда,/Оставь свой край глухой и грешный,/Оставь Россию навсегда./Я кровь от рук твоих отмою,/Из сердца выну чёрный стыд,/Я новым именем покрою/Боль поражений и обид»./Но равнодушно и спокойно/Руками я замкнула слух,/Чтоб этой речью недостойной/Не осквернился скорбный дух.)

Есенин «Гой ты, Русь, моя родная» (Если крикнет рать святая:/«Кинь ты Русь, живи в раю!»/Я скажу: «Не надо рая,/Дайте родину мою».)

Блок «Россия» («нищая Россия», «серые избы», «прекрасные черты»)
2) Размышления о судьбах своего поколения
Лермонтов «Дума» (полностью построено на размышлении автора об особенностях современного ему поколения. Поколения потерянного, грядущее которого "иль пусто, иль темно". Он, как и Блок, глядит на современников своих "печально". И, если говорить об историческом контексте, то поколение Лермонтова - поколение людей, довольно ощутимо прижатых режимом правления Николая Первого, людей, ужаснувшихся казни декабристов. Как и у Блока, современники поэта - дети довольно страшных лет России, тех лет, которые они не выбирают.)
Тютчев «Наш век» (Чуть позже уже о своем поколении написал Ф.И.Тютчев. В стихотворении "Наш век" перед читателем снова предстает картина поколения несчастного, которое "жаждет веры...но о ней не просит...". Тютчев пишет о человеке, постоянно находящимся между тенью и светом, обретая который "ропщет и бунтует", что очень похоже на человека блоковского поколения, который вынужден жить от войны до свободы и от свободы до войны. Рассуждает на тему морали современного общества. Зрелый 48-летний мужчина, прошедший через многие жизненные испытания, приходит к выводу, что «не плоть, а дух растлился в наши дни». Современный человек, как считает поэт, «жаждет веры… но он ее не просит». И это связано не с природным упрямством, а с непониманием простой истины о том, что любой из нас должен верить хоть во что-то. Безверие, по мнению Тютчева, рождает хаос в мыслях и в душе, заставляет человека сомневаться в своих силах и толкает его зачастую на неверный путь, сойти с которого порой бывает невозможно. Однако для того, чтобы избежать подобных внутренних противоречий, достаточно лишь впустить в свое сердце Бога, почувствовать его заботу и любовь, которые, по мнению поэта, и являются путеводными звездами в жизни каждого человека.)

Блок «Рожденные в года глухие» (Посвящено первой мировой. Автор признается, что совсем недавно и сам ратовал за смену общественного строя насильственным путем. Но революция 1905 году показала, насколько беспощадными могут быть люди по отношению друг к другу. Поэтому автор подчеркивает, что «теперь в сердцах, восторженных когда-то, есть роковая пустота». Блок еще не забыл церковных постулатов, в которых убийство ближнего своего является одним из смертных грехов.)

ВОЕННАЯ ТЕМА

Ахматова «Мужество» (Ахматова обращается к обездоленным, голодным и уставшим людям, которые, тем не менее, не сломались под тяжестью военного бремени. «Час мужество пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», - утверждает поэтесса.)

Твардовский – поэма «Василий Теркин» («Бой идет – святой и правый, /Смертный бой не ради славы - /Ради жизни на земле»)

Симонов «Жди меня» (В стихотворении он просит Валентину Серову, а вместе с ней тысячи других жен и матерей не отчаиваться и не терять надежды на возвращение своих любимых даже тогда, когда кажется, что им уже никогда не суждено будет встретиться)

ОБРАЗЫ ТРУЖЕННИКОВ

Некрасов «Однажды, в студеную зимнюю пору…» (из поэмы «Крестьянские дети») (В этом произведении автор искренне завидует своим юным героям, которые пока еще не осознают своего низкого социального статуса и могут позволить себе, в отличие от барских детей, проводить свободное время так, как душа пожелает. Но дети всегда остаются детьми, и Некрасов отдает себе в этом отчет и невольно хочет оградить своих героев от предстоящих жизненных испытаний. Поэтому он обращается к ним со словами: «Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано». Автор понимает, что пройдет совсем немного времени, и беззаботная вольная жизнь сельских малышей закончится, оставив лишь в воспоминаниях ощущение счастья и иллюзию того, что они когда-то могли самостоятельно распоряжаться своей судьбой.)

«Железная дорога» (Труд народа, построившего в невыносимых условиях величайшее по тому времени техническое сооружение - железную дорогу протяженностью в сотни верст, - свидетельство неиссякаемых его духовных сил. Вот почему поэт говорит, обращаясь ко всему молодому поколению: Да не робей за отчизну любезную... Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную- Вынесет все, что господь ни пошлет! Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется ни мне, ни тебе.)

Твадровский «Василий Теркин» («… тем путем идет суровым/ Что и двести лет назад/Русский труженик-солдат»)

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК, ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР, ПРИРОДА И ЛЮБОВЬ, ПРИРОДА И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ: В АСПЕКТАХ