В каких произведениях участвует растиньяк. Эволюция образа растиньяка в произведениях бальзака. Другие сочинения по этому произведению

Эжен де Растиньяк – молодой провинциал, приехавший в Париж, чтобы сделать там карьеру. Выбор жизненного пути в романе воспитания – всегда важнейшая стадия в жизни молодого человека. Его учителя: Вотрен, госпожа де Босеан, отец Горио.

Эжену предлагаются разные планы сделать карьеру, но все эти планы – циничны.

План Вотрена: основан на знании законов современного Общества. Это возможное родство дочери нувориша и бедного, но знатногодворянина . Он возможен, но связан с убийством (объяснить). Философия Вотрена вначале пугает Эжена – это спекуляция на принципах позитивистской философии, которая учит циничному практицизму по принципу: «С волками жить – по волчьи выть». Вотрен: «Добродетель … она не делится на части; она либо есть, или ее нет»; «Честностью нельзя достичь ничего»; «Принципов нет, а есть события; законов нет – есть обстоятельства».

Второй план предлагает ему его родственница виконтесса де Босеан: следует заключить сделку с женщиной- «воспользуйтесь Дельфиной в своих целях».

По существу, планы имеют много общего, что указывает на общность нравов как верхов, так и низов. Общество функционирует по одним и тем же законам. Только неожиданное событие – арест Вотрена - помогает Эжену избежать участия в преступлении.

Но Эжен фактически становится соучастником «изящного отцеубийства», так поселяется в квартире, купленной отцом Горио для любовников на последние деньги.

В отличие от дочерей, Эжен в этом романе искренне ощущает свою вину перед отцом Горио. Участие в похоронах Горио. Но он не осуждает дочерей Горио, а решает подражать им.

Итак, главный акцент в романе сделан на выборе жизненного пути. Эжен решает покорить Париж любой ценой: «Свет представлялся ему океаном грязи, куда человек сразу уходит по шею, едва опустив в него кончик ноги».

Судьба Растиньяка – пример обманчивого счастья, купленного ценой утраты своих моральных качеств Он самый известный и самый типичный бальзаковский герой.

Роман «Отец Горио», в отличие от романа Стендаля, является ярким образцом «романа совращения», вариантом романа карьеры. Об этом свидетельствует последующая история Растиньяка, которая будет описана эпизодически еще почти в 20 романах Бальзака. История его обогащения : он станет компаньоном мужа своей любовницы и отберет у него половину его состояния. История его карьеры: от секретаря в министерстве до пэра Франции. Его семейная жизнь: через 20 лет связи с Дельфиной Нусинген он женится на ее дочери Августе (высш ая степень цинизма).

Сравните между собой истории жизни Жюльена Сореля и Эжена де Растиньяка.

РАСТИНЬЯК

РАСТИНЬЯК (фр. Rastignac) - один из героев романа «Отец Горио» (1834), а также некоторых других романов эпопеи «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака. В романе «Отец Горио» Бальзак показывает историю превращения провинциала-идеалиста в парижского циника. Покинув родительский кров, Эжен де Р. приезжает в Париж, чтобы честно служить науке. Однако он не лишен честолюбия, поэтому с мечтами о научной карьере соседствуют мечты о славе. В Париже за «воспитание чувств» умного и обаятельного юноши принимаются каторжник Вотрен и виконтесса де Бо-сеан, взгляды которых на жизнь совершенно не случайно совпадают. «Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, - поучает аристократка, - гоните не жалея <...> и вы достигнете предела в осуществлении ваших желаний». «Честностью нельзя достигнуть ничего», - уверяет его Вотрен.

Вскоре Р. не выдерживает искушения богатством и светской карьерой и начинает сдавать позиции. Правда, поначалу он отказывается от выгодного брака, но потом все же решает на пути к успеху «опереться и на науку и на любовь, стать светским человеком и доктором юридических наук». Проходит еще немного времени, и он уже готов на все ради богатства. Под влиянием парижской жизни Р. очень быстро утратил юношеские иллюзии, что немудрено. Дабы выжить и не потеряться во всеобщей гонке за деньгами и наслаждением, когда все люди враги и только ждут удобного случая поживиться за счет друг друга, просто необходимо отказаться от всех библейских заповедей. Другого пути к успеху нет, и Р., довольно быстро это поняв, выбирает успех.

В конце романа, провожая в последний путь отца Горио, ограбленного и брошенного дочерьми, Р. роняет «последнюю юношескую слезу, исторгнутую святыми волнениями чистого сердца», после чего произносит, обращаясь к Парижу, свою знаменитую фразу: «А теперь - кто победит: я или ты!»

Л.И.Володарская


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "РАСТИНЬЯК" в других словарях:

    растиньяк - а, м. Rastignac. Тип элегантного карьериста. От имени литературного героя Бальзака, впервые описанного им в Отце Горио. Символ беспринципного авантюриста. А в это время позвонил автор и сообщил, что скоро игорек переселяется в новое произведение … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Растиньяк (значения). Эжен де Растиньяк Eugène de Rastignac … Википедия

    Растиньяк: Эжен де Растиньяк один из центральных героев романа «Отец Горио» (1834), а также некоторых других романов эпопеи «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака. Шато де Растиньяк усадьба XIX века в Ла Башельри, неподалёку от Бордо, Франция.… … Википедия

    Бальзак (Balzac) Оноре де (20.5.1799, Тур, ‒ 18.8.1850, Париж), французский писатель. Его отец происходил из крестьянской семьи Вальса; став чиновником, изменил фамилию, т.к. считал её плебейской. Б. учился в Вандомском коллеже, в Париж. школе… …

    I Бальзак (Balzac) Жан Луи Гез де (1597, Ангулем, 18.2.1654, там же), французский писатель. Член Французской академии (1636). Происходил из дворянской семьи. Пользовался покровительством Ришельё, который назначил его государственным… … Большая советская энциклопедия

    БАЛЬЗАК Оноре де (Honoré de Balzac, 20/V 1799–20/VIII 1850). Родился в Туре, учился в Париже. Юношей работал у нотариуса, готовясь к карьере нотариуса или поверенного. 23–26 лет напечатал ряд романов под различными псевдонимами, не поднимавшихся… … Литературная энциклопедия

    Шестнадцатитомное собрание сочинений Бальзака 1900 года «Человеческая комедия» (фр. La Comédie humaine … Википедия

    Le père Goriot … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Шагреневая кожа (значения). Шагреневая кожа La peau de chagrin … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Шагреневая кожа (значения). Шагреневая кожа La Peau de Chagrin Название романа не поддаётся точному переводу. По французски chagrin означает и сорт кожи, и печаль. Его можно было бы перевести как … Википедия

Книги

  • Миры Филипа Фармера. Том 11. Любовь зла. Конец Времени. Растиньяк-Дьявол , Филип Фармер. Включенные в этот том романы и повесть объединены общим миром будущего, в котором после опустошительной войны власть захватила тоталитарная секта, подавляющая всечеловеческие стремления и…

Тема «проклятой страсти» к зо-лоту переплетается в романе «Отец Горио» с другой не менее важ-ной темой, которую можно сфор-мулировать как проблему нравственного становле-ния личности. Художественное исследование данной проблемы является главным для всего эпического цикла романов «Человеческой комедии». И первая встреча читателя с одним из центральных героев этого цикла происходит именно в романе «Отец Горио», и именно в момент его нравственного ста-новления.

Эжен де Растиньяк, отпрыск обедневшей дворян-ской семьи, приезжает из французской провинции в столицу с большими и честолюбивыми замыслами. Честный, искренний, нежно привязанный к своей семье юноша сталкивается с жестоким миром собст-венников, с той роскошью и жаждой наслаждений, которые «источает, как заразу», Париж — столица контрастов, «новый Вавилон», «вселенская блудница».

Первая встреча с Парижем вызывает у Рас-тиньяка массу противоречивых чувств. Он, привык-ший к тому, что «семья питается не столько белым хлебом, сколько похлебкой из каштанов, папаша бережет свои штаны, у мамаши — от силы одно платье для зимы и одно для лета, а сестры ходят в чем придется», ошеломлен резким контрастом меж-ду своим убогим существованием и блеском па-рижского света, куда он попадает благодаря род-ственным связям с высокородной виконтессой Босеан.

Аристократические особняки Сен-Жермена мгно-венно завладели воображением юноши, и «демон роскоши уязвил его сердце». Он жаждет счастья, а счастье там, за воротами этих богатых особняков. Там жизнь, там карьера, золото, слава, признание. Он достаточно честолюбив и умен, и у него есть шанс. Вот только одна досадная мелочь: он распо-лагает всего ста тридцатью франками на три месяца жизни. Этого катастрофически мало, чтобы сделать первый шаг к успеху. Нужны деньги, нужны при-личные костюмы, позволяющие посещать аристокра-тические салоны. Но где же их взять?

«Лихорадка наживы» постепенно, но уверенно овладевает душой юного провинциала. И Растиньяк совершает первую, пока еще невинную жестокость. Прекрасно понимая, что посягает на последние гро-ши родителей, он обращается за помощью к ма-тери. Но в то же время он еще не осознает, нас-колько безнравственна его просьба. «Завоевать свет» для него пока еще вопрос чести, а собственные эгоистические устремления оправданы страстным же-ланием осуществить надежды, возложенные на него семьей. «Дело идет о том, — пишет он матери, — пробью ли я себе дорогу или останусь барахтаться в грязи. Я знаю, сколько надежд вы возложили на меня, я хочу осуществить их побыстрее».

Мир, который решил завоевать Эжен де Рас-тиньяк, вызывает у него одновременно и отвра-щение, и восхищение. Честное сердце бедного юно-ши, потрясенное судьбой старика Горио, взывает к отмщению: он готов нанести этому жестокому об-ществу чувствительный удар. Негодование и состра-дание вселяют в него решимость одержать победу над высшим светом, но одновременно он приходит к безнравственному выводу — для достижения этой це-ли все средства хороши. Он пока даже не по-дозревает, что этот путь неизбежно приведет его к утрате благородных чувств, которые незаметно для него самого отступят, растают как дым перед пу-стым и всепоглощающим тщеславием.

Психологически молодой герой Бальзака меняет-ся не сразу. Вначале он покровительствует несча-стному отцу Горио, мечтает о большой любви и вообще переполнен самыми идиллическими чувства-ми. Но «проклятая страсть» к золоту уже испод-воль овладевает всеми его помыслами: его привлека-ет как сама мадемуазель Тайфер, так и возможность получить за нее целое состояние. Отказываясь, во-преки своим честолюбивым планам, от предложения Вотрена подстроить убийство брата мадемуазель Тай-фер, Растиньяк в то же время в самом пред-ложении бывшего каторжника не видит ничего про-тивоестественного человеческой природе. Нет, его еще мучают сомнения, и, желая разрешить их, он обращается к своему приятелю, студенту-медику Бьяшону с вопросом о том, читал ли тот Руссо: «Помнишь то место, где он спрашивает, как бы его читатель поступил, если бы мог, не выезжая из Парижа, одним усилием воли убить в Китае како-го-нибудь старого мандарина и благодаря этому сде-латься богатым?» Бьяшон честно отвечает: «Нет». Но Растиньяк предлагает ему поразмыслить и почти буквально приводит доводы Вотрена, оправдывающие убийство: «У меня две сестры — два ангела красоты и непорочности, и я хочу, чтобы они были счаст-ливы... В жизни бывают такие обстоятельства, ко-гда необходимо вести крупную игру...» Но даже Бьяшон в своих рассуждениях над вопросом друга невольно подтверждает мысль Вотрена о том, что между устремлениями каторжника и «человека выс-шего порядка» практически нет никакой разницы: «Ты ставишь вопрос, который возникает перед каж-дым, кто вступает в жизнь, и этот гордиев узел хо-чешь рассечь мечом. Для этого... надо быть Алек-сандром, в противном случае угодишь на каторгу». Материал с сайта

Сознание Растиньяка формируется под воздей-ствием окружающих его людей. И взгляды бывшего каторжника Вотрена, и философствование виконтес-сы Босеан, отражающие дух времени, не являются для него принципиально неприемлемыми. Он сам уже кое-что понял в этой жизни, поэтому поучения виконтессы созвучны его собственным убеждениям и не вызывают у него чувства раздражения: «Чем хладнокровнее вы будете рассчитывать, тем дальше вы пойдете, — советует юноше виконтесса Босеан. — Наносите удары беспощадно, и перед вами будут трепетать. Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, гоните, не жалея, пусть мрут на каждой станции...»

В более грубой форме, но столь же откровенно и цинично, как и виконтесса Босеан, указывает Растиньяку на единственно возможный в этом обществе путь к успеху и Вотрен. Для этого необходимо «обольстить женщину, чтобы взобраться на ту или иную другую ступеньку социальной лестницы, по-сеять раздор в семье между детьми,— словом, пойти на все мерзости, которые совершают шито-крыто, но так или иначе в целях личной выгоды или на-слаждения».

Так, постепенно, у Растиньяка исчезают послед-ние иллюзорные представления о человеческих отно-шениях. А печальная судьба отца Горио ставит окончательно точку в его внутреннем споре с Вотреном. Париж, увиденный им с высот кладбища Пер-Лашез, отныне станет и его миром, в котором он должен жить и который он должен завоевать. Он уже знает, что этот мир беспощадно жесток и циничен, что в нем все покупается и продается, что в этом мире побеждает только тот, кто способен переступить через самые святые понятия, и он уже был готов бросить этому миру вызов: «А теперь кто победит, я или ты?»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • бальзак роман отец горио
  • бальзак растиньяк школа жизни и образование
  • эжен де растиньяк
  • нравственная проблематика в отец горио
  • растеньяк характеристика

В 1834 г., когда замысел «Человеческой комедии» достаточно созрел, Бальзак пишет роман «Отец Горио», который стал ключевым в цикле: именно в нем около 30 персонажей предыдущих и последующих произведений должны были сойтись вместе. Отсюда совершенно новая структура романа: многоцентровая, полифоничная.

Один из центров выстраивается вокруг образа отца Горио, чья история напоминает судьбу короля Лира: Горио все свое состояние отдает дочерям, выдав Анастази за знатного графа де Ресто, а Дельфину - за богатейшего банкира барона Нусингена, а те стесняются своего отца, отворачиваются от него, не приезжают даже на его похороны, прислав лишь пустые кареты с гербами. Но это лишь одна, нисходящая линия сюжета.

Вотрен - своего рода философ. Он убеждает Растиньяка: «Если нельзя ворваться в высшее общество как бомба, надо проникнуть в него как зараза». Растиньяк колеблется, но не решается принять предложение: этот путь слишком опасен. Вотрена выслеживает и арестовывает полиция, он оказался беглым каторжником Жаком Колленом.

Другой путь, возможный для Растиньяка, представлен в образе Бьяншона, выдающегося врача. Это путь честной трудовой жизни, но он слишком медленно ведет к успеху.

Третий путь указывает ему виконтесса де Боссеан: надо отбросить романтические представления о чести, достоинстве, благородстве, любви, надо вооружиться подлостью и цинизмом, действовать через светских женщин, ни одной из них не увлекаясь по-настоящему. Виконтесса говорит об этом с болью и сарказмом, сама она не может так жить, поэтому вынуждена покинуть свет. Но Растиньяк именно этот путь выбирает для себя.

Замечателен финал романа. Похоронив несчастного отца Горио, Растиньяк с высот холма, на котором находится кладбище Пер Лашез, бросает вызов расстилающемуся перед ним Парижу: «А теперь - кто победит: я или ты!» И, бросив обществу свой вызов, он для начала отправился обедать к Дельфине Нусинген». В этом финале все основные сюжетные линии соединены: именно смерть отца Горио приводит Растиньяка к окончательному выбору своего пути, поэтому-то роман (своего рода роман выбора) совершенно закономерно называется «Отец Горио».

Но Бальзак нашел композиционное средство соединить героев не только в финале, но на протяжении всего романа, сохраняя его «полицентричность» (термин Леона Доде). Не выделив одного главного героя, он сделал центральным образом романа, как бы в противовес образу собора из «Собора Парижской Богоматери» Гюго, современный парижский дом - пансион мадам Воке. Это модель современной Бальзаку Франции. Здесь на разных этажах живут персонажи романа в соответствии с занимаемым ими положением в обществе (прежде всего финансовым положением): на втором этаже (самом престижном) обитают сама хозяйка, мадам Воке, и Викторина Тайфер; на третьем этаже - Вотрен и некто Пуаре (впоследствии донесший на Вотрена полиции); на четвертом - самые бедные, отец Горио, отдавший все деньги дочерям, и Растиньяк. Еще десять человек приходили в пансион мадам Воке только обедать, среди них - молодой врач Бьяншон.

Огромное внимание уделяет Бальзак миру вещей. Так, описание юбки мадам Воке занимает несколько страниц. Бальзак считает, что в вещах сохраняется отпечаток судеб людей, которые ими владели, по вещам, подобно тому как Кювье восстанавливал «по когтю - льва», можно реконструировать весь жизненный уклад их обладателей.

Драматургия. Нет сомнений, что Бальзак обладал способностями, знанием жизненного материала для того, чтобы создать зрелую, значительную реалистическую драматургию.

Темы, идеи, проблематика, конфликт в пьесах Бальзака зачастую очень близко подходят к программе его «Человеческой комедии». «Центральная картина» «Человеческой комедии» присутствует в его пьесах «Вотрен» (1846), «Делец» (1845), «Мачеха» (1848) и др. Вообще следует отметить, что, не считая ранних драматических произведений, Бальзак из множества замыслов завершил почти исключительно те, в которых воссоздается эта «центральная картина» - оттеснение дворянства буржуазией и распад семьи как следствие власти денежных отношений.

Особенности французского театра первой половины XIX в. ограничивали возможности Бальзака в создании реалистической драматургии. Но они были дополнительным стимулом обращения писателя к роману, давая ему новые средства реалистического анализа действительности. Именно в прозе он достиг такой степени правдивого изображения человека, что его многие персонажи кажутся читателю людьми, живущими в реальном мире. Так к ним относился и сам автор. Умирая в своем парижском доме 18 августа 1850 г., Бальзак произнес: «Будь здесь Бьяншон, он бы меня спас».

Сочинение

РАСТИНЬЯК (фр. Rastignac) - один из героев романа «Отец Горио» (1834), а также некоторых других романов эпопеи «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака. В романе «Отец Горио» Бальзак показывает историю превращения провинциала-идеалиста в парижского циника. Покинув родительский кров, Эжен де Р. приезжает в Париж, чтобы честно служить науке. Однако он не лишен честолюбия, поэтому с мечтами о научной карьере соседствуют мечты о славе. В Париже за «воспитание чувств» умного и обаятельного юноши принимаются каторжник Вотрен и виконтесса де Бо-сеан, взгляды которых на жизнь совершенно не случайно совпадают. «Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, - поучает аристократка, - гоните не жалея и вы достигнете предела в осуществлении ваших желаний». «Честностью нельзя достигнуть ничего», - уверяет его Вотрен. Вскоре Р. не выдерживает искушения богатством и светской карьерой и начинает сдавать позиции. Правда, поначалу он отказывается от выгодного брака, но потом все же решает на пути к успеху «опереться и на науку и на любовь, стать светским человеком и доктором юридических наук». Проходит еще немного времени, и он уже готов на все ради богатства. Под влиянием парижской жизни Р. очень быстро утратил юношеские иллюзии, что немудрено. Дабы выжить и не потеряться во всеобщей гонке за деньгами и наслаждением, когда все люди враги и только ждут удобного случая поживиться за счет друг друга, просто необходимо отказаться от всех библейских заповедей. Другого пути к успеху нет, и Р., довольно быстро это поняв, выбирает успех. В конце романа, провожая в последний путь отца Горио, ограбленного и брошенного дочерьми, Р. роняет «последнюю юношескую слезу, исторгнутую святыми волнениями чистого сердца», после чего произносит, обращаясь к Парижу, свою знаменитую фразу: «А теперь - кто победит: я или ты!»

Другие сочинения по этому произведению

Специфика «Этюдов о нравах». Анализ романа «Отец Горио»