Уланы с пёстрыми значками, драгуны с конскими хвостами. «уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами…

Русской армии 1812 года, существовавших в ней родов войск и их униформы. Напомню, что разговор этот я завёл для того, чтобы ознакомить с темой школьников, а отнюдь не ради профессионалов, которым всё, зде ныне написанное, и без меня прекрасно известно.

Если в прошлом посте речь у меня шла о пехоте, то теперь пришёл черёд поговорить о кавалерии.

Регулярная конница в 1812 году также была нескольких типов. Элитой кавалерии считались кирасиры. Эти тяжело вооружённые всадники носили элегантные белые мундиры, поверх которых надевали металлический доспех - кирасу. Голову кавалериста защищала каска с гребнем (напоминающая древнеримский шлем). Основная задача кирасиров состояла в том, чтобы проломить вражескую оборону.

Каждый кирасирский полк имел воротник, обшлага и погоны своего особенного, т.н. "приборного" цвета.

Драгунами называли кавалеристов, обученных действовать как в конном, так и в пешем строю. Они имели зелёные мундиры пехотного образца и каски такого же типа, как у кирасиров. Полки различались по цвету воротника, погон и обшлагов.

Уланы - это лёгкая кавалерия, вооружённая пиками и экипированная на польский манер. Они носили тёмно-синие мундиры с лацканами, штаны с лампасами и характерные шапки с четырёхугольным верхом. К уланской шапке крепился белый (в отличие от чёрного гренадерского) султан. Цвет уланской шапки, цвет воротника и приборный цвет (лацканов и обшлагов мундира) служили отличительными знаками того или иного полка. У улан, в отличие от других родов войск, все чины - как офицеры, так и солдаты - носили эполеты. А упомянутые Лермонтовым в его знаменитом стихотворении "Бородино" "пёстрые значки" ничего общего не имеют с тем, что мы вкладываем в это слово сегодня. "Значки" улан - это флажки. И они действительно были "пёстрыми" - то есть, опять-таки, своей расцветки в каждом полку.

На походе уланские шапки (как и кивера пехотинцев) закрывали вощёными чехлами. А парадные штаны с лампасами заменяли походными серыми. Лацканы при походной форме разрешалось застёгивать.

Но самым известным родом войск в русской армии 1812 года, своего рода лицом той войны, безусловно, стали гусары. Это их воспел в своих стихах великий Денис Давыдов, это про них снимались кинофильмы в советскую пору. Яркие мундиры (своей расцветки в каждом полку), расшитые на груди шнурами, как будто специально предназначались для того, чтобы покорять сердца дам. Впрочем, гусарская кавалерия на поле боя была грозным оружием. Именно гусар, как правило, отряжали для партизанских действий, что немудрено: изначально эти войска играли роль пограничных (наряду с казаками), а потому дозоры, скрытое наблюдение за противником и внезапное нападение - это именно их стихия.

Сумка с императорским вензелем на боку у гусара называлась ташка. В этой сумке хранились принадлежности для ухода за оружием (в частности, точило для сабли).

Кивера гусар, как мы можем видеть из рисунков, отличались от пехотных не только цветом султана, но и тем, что вместо гренадки на них помещалась кокарда-"розетка". На походе кивер закрывался вощёным чехлом, султан при этом снимался.

Гусар обычно изображают в киверах с белыми кавалерийскими султанами. Однако, при походной форме одежды они нередко носили обычные фуражки (своей полковой расцветки) - см. рисунок выше.

Удачный опыт использования лёгкой кавалерии подал русскому командованию идею учредить ещё одну её разновидность - конных егерей. Их форма во многом походила на форму егерей обычных, но с цветными обшлагами, причём обшлага были характерной кавалерийской формы - уголком. Штаны конных егерей были уланского типа - с лампасами. Цвета лампас и обшлагов различались по полкам.

Безусловно, наш разговор о русской коннице 1812 года был бы неполным, если бы мы не коснулись такого чисто российского самобытного явления, как казаки. Казаки - это иррегулярная кавалерия, комплектовавшаяся на совершенно иных принципах, нежели обычная армейская. В мирное время казаки занимались крестьянским трудом и народными промыслами. А во время войны были обязаны являться на службу с собственным конём, оружием и обмундированием. Поскольку всё это (особенно строевой конь) изрядно стоило, казаки получали обширные земельные наделы в самых плодородных регионах и освобождались от многих повинностей. Так что в определённом смысле казачество можно считать российско-украинским аналогом западноевропейского рыцарства.

Казачество имело свою, отличную от общеармейской, систему воинских чинов. Мундиры казаков были как правило синего цвета с застёжкой на крючки. Штаны они, как и уланы, носили с лампасами, но, в отличие от улан - с одинарными. Цвет лампасов был свой для каждого казачьего войска. Казачьим офицерам (как и гусарским) эполеты в 1812 году зачастую не полагались. Вооружение казака обычно состояло из пики, шашки и ружья.

Продолжение следует.

В разделе на вопрос Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами.. . Остается определить - кто это и где? заданный автором росомаха лучший ответ это Памятник «Татарин Речи Посполитой» в Гданьске (Польша)

25 ноября 2010 года в Оруньском парке города Гданьска состоялось торжественное открытие памятника татарам. Монумент, представляющий собой скульптуру татарского воина-улана на коне, сооружен в честь 600-летия исторической победы Польско-Литовского государства в Грюнвальдской битве.


Победу полякам помогли одержать воины-татары. В знак признательности ратного подвига татар польское государство инициировало создание данного памятника. Установка монумента татарским воинам является также актом выражения толерантного отношения к национальным меньшинствам, заложенного первым президентом Польши Юзефом Пилсудским.
Памятник открыт в старинном парке в центре города Гданьск рядом с офисом Народного центра культуры татар Республики Польша им. Леона Крычиньского.
26 ноября - памятник... обокрали.

В ночь с пятницы на субботу у скульптуры исчез бунчук (штандарт) с мусульманским полумесяцем. Полиция проверяет точки скупки цветмета. Представители Национального татарского культурного центра оценили ущерб в 50 тысяч. злотых.
Источник: +

Ответ от Андерсс [гуру]
Во времена правления Наполеона Первого 1804 - 1814 годах, кавалерию начали разделять на основные виды, это драгуны, которые передвигались верхом на лошадях, хотя и воевали пешими и вооружались мушкетами с штыками.
Гусары же, в свою очередь, носили киверы, которые крепились к цилиндрическому головному убору и имели в своем вооружении сабли, которые наносили непоправимый ущерб противнику.
Уланы - сражались копьями, которые были очень длинными и тяжелыми, поэтому ими орудовали двумя руками, так как ноша была очень тяжелой, но эффективной.
Впервые уланами называли всадников, которые были наняты в Наполеоновскую армию из числа поляков.

«… Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут…»

М.Ю. Лермонтов

Улан – солдат легкой кавалерии, вооруженный саблей, пикой и пистолетом. Само слово тюркского происхождения. Уланами в тюркских армиях называли самых надежных воинов, составлявших отряд телохранителей. После распада Золотой Орды в Речи Посполитой (нынешняя Польша) служили татарские отряды, получившие название конных уланских полков. Бесконечная война с Речью Посполитой, шедшая в течение двухсот лет, дала толчок к созданию аналогичных воинских подразделений для быстрого маневра и атаки. При Алексее Михайловиче (отце Петра I) появились в России уланские подразделения. В них в основном служили крещеные татары.

Драгун – особый род пехотинца (считается, что слово произошло от итальянского дракон), который может воевать и в конном строю. Вооружение драгуна составляли: длинные пики, сабли, тяжелый, но короткий мушкет. Позже драгуны стали действовать в основном в конном строю.

Чтобы понять целесообразность введения в армии нескольких видов конных подразделений рассмотрим особенности ведения военных действий в тот период. В европейских армиях в начале XVII века стали формироваться особые воинские части, предназначенные для выполнения определенных задач в бою. В те времена война не требовала строительства протяженных оборонительных сооружений в виде окопов, растянутых на сотни километров. Исход войны между разными государствами решался в одной или нескольких сражениях. Только с появлением оружия высокой скорострельности и повышенной кучности боя возникла необходимость в строительстве окопов, блиндажей и других фортификационных заграждений.

В войнах XVII-XIX веков только для артиллерии строили специальные редуты, чтобы защитить артиллеристов от осколков и нападения пехоты. Иногда возводились временные бастионы, с целью разрушить наступающий строй противника и навязать ему разрозненный бой.

В Полтавской битве временные бастионы позволили разрушить боевой строй шведской армии, они были лишены маневра, сам бой распределился не только в наступающем строю, но и внутри нападавшей армады. Имея за спиной несломленного противника, атакующая лава вынуждена была ожидать удар со спины. Этот прием и не дал шведам традиционного преимущества наступательного боя. Несколько бастионов пали, но они в обороне соотношение потерь шведов и русских составило 5-7 к 1, то есть каждый солдат русской армии унес жизни 6 солдат атакующей армии. Это был сокрушительный урон, который привел к основным потерям и проигрышу в битве. Завершили действие легкая калмыцкая кавалерия и уланские полки, находившиеся в резерве почти до самого конца боя. На уставших в бою шведов с криком: «Ур! Ана…им! (традиционное тюркское ругательство, довольно грубое)», – легкая кавалерия выскочила и добила шведов окончательно. Петру I понравился боевой клич, он ввел его в обиход, несколько преобразовав в слово: «УРА»

Если вначале возникновения самих драгунов они действовали в основном в пешем строю, а только для совершения длительных переходов садились на коня, то в петровские времена они стали воевать и в конном строю. Здесь примером правильного построения конного боя стали шведская и французская армии. По единому приказу, отдаваемому посредством трубы, конный полк разом выполнял необходимое боевое действие. Чтобы научить своих конников такому конному бою Петр I нанял европейских офицеров. Именно они сумели обучить основным принципам конного боя.

Драгуны набирались из семей обедневших дворян, а также вольных поселенцев окраинных земель России. К концу XVIII века драгуны стали элитными конными войсками в России.

Перед уланскими полками ставились другие задачи. Они наступали не сплошным строем, а широким атакующим фронтом. Они должны были сковать и ошеломить противника со всех сторон, вызвать страх наступлением со всех сторон. Перед рядами противников уланы начинали особый хоровод, нападая и отскакивая от первых рядов. По возможности пиками уланы выбивали самых крупных солдат и офицеров врага. Их задача – внести в строй противника суматоху. Уланы также действовали в завершающей стадии боя, добивая отступающего противника.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

"Бородино" мы учили наизусть, кажется, в четвёртом классе. А может, и в третьем. Мне нравилась бодрая экспрессия Лермонтовского стихотворения, поэтому разучивала я его с большим удовольствием. Помню даже разворот книги - справа крупно набранный текст, а слева - картинка (гравюра?): русский солдат, стоя чуть ли не на горе кровавых тел , шпагой колет в грудь падающего француза. И, если мне не изменяет память, то был не учебник литературы и не хрестоматия "Живое слово", которое мы, конечно же, дружно звали "Дохлым словом", а какой-то сборничек для детей, типа "Родные поэты". И примечаний в нём не было. А если и были, никто не объяснил мне, что для прояснения всяких непонятных слов следует посмотреть в конец - вдруг там есть примечания и комментарии.

Учительница тоже многих вещей нам не объяснила. Взрослые вообще часто думают, что детям понятны те простые вещи, которые взрослыми воспринимаются как сами собой разумеющиеся. Вот так вышло и с этими чёртовыми уланами и драгунами. Что такое уланы, я не представляла, я знала только балерину Галину Уланову. К счастью, в моём воображении уланы не превратились в балетных танцоров - просто я догадывалась, что в ту войну, которая по странному - для меня - недоразумению тоже называлась Отечественной, все солдаты и офицеры ходили не в балетных трико, а в забавной форме, которая так не похожа на правильную, какая была во время правильной Отечественной войны, с немцами.

И почему бы уланам было не нацепить на мундиры пёстрые эмалевые значки? Вроде цветика-пятицветика "VI фестиваль молодёжи и студентов", что лежал у моей мамы в шкатулке. Ну а где я представляла локацию конских хвостов у французских драгун... Именно там, где полагается быть хвостам. Да, вы правильно подумали - хвостам полагается быть на попе. С ударением на первом слоге. Моё воображение видело этих самых драгун в смешных мундирах с картинки и белых рейтузах с нашитыми сзади лошадиными хвостами в области крестца. Как мне мама нашивала на юбочку настоящий лисий хвостик от старой горжетки, когда на Новый год делала мне костюм лисички.

Зачем драгунам нужны были лошадиные хвосты на седалищах? А вы думаете, десятилетний ребёнок способен ответить на такой вопрос рационально и обоснованно? Особенно если этот ребёнок никогда не интересовался военной историей и военной формой. В конце концов, враг должен быть гадок, жалок и нелеп. И немножко хтоничен - отсюда и хвост.

И что интересно, этот образ хвостатых драгун так и жил где-то в закоулках моей памяти лет до тридцати с большим гаком. Впору тег вводить - "ленива и нелюбопытна": ведь за все эти годы и не подумала открыть двухтомник Лермонтова и почитать комментарии к "Бородино". Вытеснила все эти образы куда-то на периферию сознания. И только в очередной раз пересматривая по телевизору (Интернета дома тогда ещё не было) одну из своих любимых мелодрам, "Большие манёвры" Рене Клера (1957 г.), вдруг осознала, что обаятельный лейтенант Арман де-ла Верн в исполнении Жерара Филипа принадлежит к 33 драгунскому полку, а хвоста в области крестца у него нет. Зато есть на каске. Вот так:

А вот трубач из того же фильма, с оранжевым хвостом:

Что интересно, я встречала подобные хвосты на многих картинках, но в моей голове они никак не стыковались с тем образом хтоничного и смешного врага с хвостом. После этого я полезла в примечания и узнала, что значки - это, оказывается, флажки, а хвосты действительно носились на касках. Как уверяют

УРОК « БОРОДИНО»

Одиннадцать классов я закончил в школе рабочего посёлка в двадцати пяти километрах от Ленинграда. Было это без малого пятьдесят лет тому назад, это была моя пятая и последняя школа. Теоретически их могло быть десять, если бы моя матушка не взбунтовалась и продолжала бы ездить за моим отцом по всем местам его службы.
Школа была самая рядовая, обыкновенная. Как раз в то время началась,а может быть продолжилась (с первого класса мы учились вместе с девочками, а до нас школы были мужские и женские) реформа образования. Стали появляться школы различной специализации с углублённым изучением отдельных предметов: физики, математики, истории и прочего. Нашей же школе досталось быть «политехнической» , Вместо десяти лет обучения нам сделали одиннадцать. Каждую неделю мы два дня работали на судостроительном заводе токарями и фрезеровщиками.
Такой режим был в девятом, десятом и одиннадцатом классах. Не хочу обсуждать всю мудрость или глупость этой программы,- но так было. Все учились, надеясь лишь на себя. Слова «репетитор» никто из нас тогда не только не слышал, но и не знал.
Самый серьёзный и полезный урок я получил классе в пятом-шестом, . короче, при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Русский язык и литературу преподавала божественная Антонина Фёдоровна Полякова. О её качествах педагога, преподавателя, человека я могу отзываться лишь в превосходной степени. По-матерински она относилась ко всем нам без исключения.
Итак, начали мы изучение «Бородино» . . .Сначала текст прочла учительница, потом всем классом разбирались в мыслях поэта, в том что он хотел выразить тем или иным поэтическим образом. Задание на дом мы получили: стихотворение выучить наизусть.
Дома, при изучении наизусть стихотворения, я дошёл до места:
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Мою зубрёжку прервала мысль: « почему уланы с пёстрыми значками, а драгуны с конскими хвостами?» С этим вопросом я обратился к отцу, который в это время оказался на побывке дома. Отец мне разъяснил, что уланы и драгуны – виды лёгкой кавалерии. Уланы были вооружены саблями и пиками с цветными флюгерами на концах. Вот- «пёстрые значки».
Драгуны в строю носили высокую каску из чёрной лакированной кожи с вделанным вверху гребнем из конского хвоста. Вот-«конские хвосты». Вроде бы всё прояснилось: отец мой знает всё, а вот знает ли это Антонина Фёдоровна?
С этим,накрепко засевшим в голове вопросом, я на следующий день появился в школе. На уроке русского языка я выбрал момент и с невинным видом задал учительнице сверливший меня мой «контрольный вопрс»: почему «уланы с пёстрыми значками, а драгуны с конскими хвостами» ? Учительница объяснила всё «не так»: у уланов, мол, на одежде были какие-то пёстрые значки, а «конские хвосты» - это- аллегория,- хвосты драгунских коней.
И тут наступил долгожданный момент моего торжества! ! ! А вот и неправда Ваша, Антонина Фёдоровна! Меня просто пёрло от гордости, распирало от сознания, что я знаю, что было на самом деле в те далёкие времена, что я могу объяснить это учительнице. Она спокойно восприняла мои доводы, поставила меня в пример классу: вот,мол, как глубоко надо изучать произведения классиков. Я вырос в своих глазах до гигантских размеров, Но минуты славы непродолжительны, закончились и они. Мы по очереди стали читать наизусть «Бородино».
Одного из нас вызывали к доске, он читал стихотворение, потом садился за парту, получив оценку, следующий, вызванный к доске, продолжал с того места, где остановили предыдущего, Так очередь дошла и до меня. Я с упоением декламировал бессмертные стихи, но пару раз запнулся из-за того, что забыл текст, Учительница, выставляя мне оценку, сказала: « Ты два раза запнулся, забыв текст, поэтому тебе нужно поставить «четвёрку», но раз ты оказался умнее меня, я ставлю тебе «пятёрку».
Обжигающая волна стыда обдала меня всего. Без объяснений я понял всю низость моего поведения при том, как «выставился», «выскочил», пробахвалился. Мои гигантские размеры в момент сдулись до микроскопических, я был противен сам себе. Сказать, что я «сгорал от стыда» - ничего не сказать.
Сегодня мне семьдесят без пяти лет, но я всю жизнь помню преподанный мне урок «Бородино», Антонину Фёдоровну Полякову, благодаря которой я за прожитую жизнь никогда не был выскочкой