Учебно-методический материал (3 класс) на тему: Урок экономики в начальной школе. Методика проведения уроков по экономике в школе

Сегодня мы живем в мире быстро меняющихся реалий. В нем становиться, не так важен набор основ фундаментальных наук, традиционно преподаваемый в отечественной школе, как умения осваиваться в постоянно меняющихся условиях. Для школы не так важно, какой объем знаний она передает школьникам, а важно, как она учит познавать и самосовершенствоваться.. Поэтому, часто задаваемый вопрос о необходимости преподавания экономики в школе или ее перспективах, как школьного предмета, стоит связывать с тем насколько этот новый школьный предмет будет отвечать требованиям экономического воспитания, формированию новой экономической культуры, развивать умения пользоваться инструментами экономического выбора, знакомить с миром перспективных профессий.

К сожалению, школа вынуждена решать вопрос организации экономического образования школьников, согласно со своими возможностями: материальными, кадровыми и другими, не имея возможности считаться с социальным заказом.

Вероятно, следует выделить основные подходы к преподаванию экономики в школе:

  • 1. При отсутствии каких-то ни было возможностей организовать преподавание новой учебной дисциплины, не включать экономику в учебные планы.
  • 2. Растворение основ экономических знаний в других учебных дисциплинах, например географии, истории, граждановедении, технологии, обществоведении, хотя введение экономики, как самостоятельного предмета, могло бы облегчить усвоение школьниками содержания этих предметов и усилить междисциплинарные связи предметов обществоведческого цикла.
  • 3. Наукообразный (академический) подход, больше походящий на знакомство с экономическим словарем, в рамках которого происходит подмена экономического воспитания заучиванием экономической терминологии. Часто таким подходом страдают преподаватели вузов, приглашаемые в школу для проведения уроков по экономике. Привыкшие иметь дело с профессионально ориентированной аудиторией, они сталкиваются с отсутствием у большинства учащихся мотивации к овладению институтским курсом экономических знаний и неприменимостью, так широко, в школе лекционных способов обучения. Ставя перед собой узкие цели передачи наукообразной информации или «натаскивания» учащихся для поступления в конкретный вуз, они не решают проблемы экономического воспитания школьников.
  • 4. Профессионально-ориентированный подход, делает акцент на преподавание бизнес - ориентированных дисциплин, однако концентрация только на этом подходе, чревато излишним насыщением рынка труда в будущем менеджерами, экономистами, «предпринимателями по диплому» и т.д. Хотелось бы отметить, что некая преподавательская эйфория в уверенности сделать каждого ученика предпринимателем, грозит крахом необоснованно воспитанных надежд, ибо даже решив очень трудную задачу воспитания экономически активного и предприимчивого поколения потенциальных предпринимателей, не обеспечит им тот набор случайностей или обстоятельств, которые часто независимо от воли или образованности человека делают его успешным бизнесменом. При этом узкая ориентированность экономического - бизнес воспитания закроет перед бывшим учеником другие возможности самореализации на рынке труда, под час более перспективные для его индивидуального набора личностных качеств.

Задачи преподавания экономики:

  • 1. Формирование общей экономической культуры.
  • 2. Привитие функциональной экономической грамотности.
  • 3. Формирование способности к развитию.
  • 4. Формирование системы ценности и развитие индивидуальности.
  • 5. Выработка практических навыков хозяйственной деятельности.

Такие цели, чаще декларативно, могут преследовать и другие подходы, однако, скорее всего они могут быть достигнуты в рамках культурно-функционального подхода. Мне кажется, что именно такой подход должен быть заложен в будущий стандарт экономического образования школьников, как основной и обязательный для всех типов школ и образовательных концепций. Другие подходы должны использоваться не массово, а избирательно. Главное, что бы выбор диктовался не административными решениями, а выбором учащихся и их родителей, опыт и потребности которых и формируют социальный заказ образования.

Подготовка школьных учителей экономики, создание интегрированных обществоведческих курсов, эффективное использование межпредметных связей, определение места экономического образования в школьной программе, развитие информационного пространства (в том числе и виртуального) для профессионального общения учителей экономики, всего обществоведческого цикла школьных предметов, являются далеко не полным набором проблем, решение которых позволит осуществление эффективного экономического образования школьников.

Соседский десятилетний ребенок знает, как рассчитать равновесную рыночную цену, а его сестренка любит порассуждать о причинах дефолта и роста цен на фондовых биржах. Думаете, их папа профессор, а вместо сказки про Золушку читал им в детстве томик Маркса «Капитал»? А вот и не угадали. У современных школьников появилась уникальная возможность изучить «взрослую» экономику в доступной «детской» интерпретации. Экономика как школьный предмет стала появляться в нашей стране в середине 90-х годов. За этот недолгий срок преподавание экономики в школе не только не было прекращено, но и наоборот стало стремительно развиваться практически во всех государственных и частных школах, а заинтересованность преподавателей, учеников и их родителей растет с каждым днем.

На данный момент существует несколько подходов к изучению этой сложной науки, причем каждая школа выбирает свой.

Бизнес - ориентированный подход. Основа - освоение практических навыков ведения бизнеса. Ученики узнают о том, как предприниматель выбирает, планирует и ведет собственное дело. Школьники разрабатывают настоящий бизнес-план, выбирают нишу для собственного бизнеса и создают креативные идеи для его развития.

Теоретизирующий подход. Экономика преподается как в университете, отдельно читаются экономическая история, микроэкономика, бухгалтерский учет. В данном случае школьнику сложно воспринимать большой объем информации, знания не укладываются в систему и интерес к предмету может быстро иссякнуть.

Культурно-функциональный подход. Главная задача состоит в формировании общей культуры и изучении сути экономических процессов и явлений.

Академический подход. Цель - дать упрощенное, но целостное представление об основах экономики, чтобы создать учащимся базу для обучения в вузах.

По мнению большинства преподавателей экономики лучше всего совмещать преподавание теоретической части с практикой, что помогает обучающимся принимать экономические решения и анализировать экономическую ситуацию в бизнесе. Ученики создают виртуальную фирму, выбирают ее организационно-правовую форму и составляют необходимые для государственной регистрации учредительные документы (Устав, Учредительный договор, Протокол создания, Заявление о регистрации). Школьники распределяют должности, определяют организационную структуру и стратегию развития бизнеса, ведут делопроизводство и бухгалтерию. Такая практика помогает детям получить адекватное представление о сути экономических явлений, с легкостью выносить аргументированное суждение по экономическим вопросам, обрести опыт в анализе экономических ситуаций и происходящих в жизни общества изменениях. Занятие воспитывает у учащихся инициативу, активность и самостоятельность в принятии решений, вырабатывает практические навыки принятия ответственных экономических решений.

Экономические знания нужны всем детям, не зависимо от того какую профессию они выберут в будущем. Не смотря на это, не все школы могут позволить себе введение данного предмета.

До сих пор нет еще четкой концепции экономического образования в школе. Преподаватели используют разные программы, стараясь, чтобы знания школьников позволяли им ориентироваться в бизнес среде. Не достаточно методических материалов - рабочих тетрадей, пособий для учителей, задачников. Существующие учебники дают ученику абстрактное представление об экономике как науке.

Нет единого мнения о том, с какого возраста ребенок готов к обучению. В любом случае нужно начинать с азов, постепенно возвращаясь к изученным вопросам, расширяя и углубляя их. Метод обучения, доступность и качество изложения материала - вот основы успешности курса. Активное участие школьника во время обучения и деловые игры повышают интерес к предмету, позволяют пережить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить отличные знания. Актуальной остается вопрос подготовки кадров. Среди школьных учителей экономики не более 30% получили экономическое образование. Экономику преподают учителя истории, обществознания и географии, что естественно не лучшим образом сказывается на знаниях школьников.

К сожалению, иногда школе приходится решать вопрос о введении экономики самостоятельно, в соответствии со своими возможностями. Не всегда это легко сделать. Но основные моменты, на которые нужно обратить внимание следующие:

Если нет возможности организовать преподавание нового курса, то лучше вообще не включать экономику в учебный план.

Основы экономических знаний можно дать ученикам в рамках других предметов: географии, истории, обществознания.

В преподавании экономики лучше всего делать упор на практику, а не на заучивание терминов.

Курс должен реально обучать экономической культуре и грамотности, а не являться просто модным нововведением.

Главная задача учителя - сделать так, чтобы ученик был вовлечен в рабочий процесс и был открыт к усвоению новой информации. Преподавание экономики целесообразно проводить параллельно с практическими занятиями, которые помогают получить полезные навыки. Например, создать воображаемую школьную компанию, в которой ученики приобретут навыки предпринимательской деятельности. Контакт ученика и учителя - вот основа успеха.

Майбасова З.Т.

Башкирский государственный педагогический университет им М.Акмуллы

Научный руководитель: Р.Ф. Кабиров, к.э.н., доцент

В современных социально-экономических реалиях важная роль отводится экономическому образованию в общеобразовательной школе, которое в свою очередь должно быть нацелено на формирование экономического мышления, на развитие навыков рационального экономического поведения, на создание предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения. Нынешняя система школьного экономического образования насчитывает свое существование уже чуть больше 20 лет, накоплен большой опыт преподавания экономических дисциплин в школе, но вместе с тем существуют и проблемы в преподавании этих дисциплин.

Чаще всего школа вынуждена самостоятельно решать вопросы организации экономического образования обучающихся, согласно с имеющимися возможностями: материальными, кадровыми и другими. Следовательно, процесс обучения экономики в различных общеобразовательных школах предполагает набор различных программ, но ставящие перед собой единые цели экономического просвещения:

Формирование основ экономического мышления и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в жизненных ситуациях;

Социальная адаптация обучающихся к происходящим изменениям в России и мировом сообществе;

Профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и предпринимательства, развитие предпринимательской инициативы;

Воспитание гражданской ответственности, формирование

гуманистических и демократических ценностей и убеждений обучающихся, и другое . Как говорил еще Адам Смит, «Человек экономический» – это человек ориентированный на свою самореализацию, как субъекта созидания, в расчете на адекватное вознаграждение. Соответственно он способен прогнозировать, ориентироваться в рыночной конъюнктуре и максимально эффективно использовать свой творческий потенциал в процессе созидания ценностей, пользующихся спросом .

Таким образом, видно, что экономическое образование - это процесс формирования у обучающихся определенных компетенций, усвоение знаний, навыков, умений. Школьное экономическое образование (воспитание, грамотность) - это систематическое, целенаправленное воздействие школы, общества на человека в интересах формирования знаний, умений и навыков, потребностей и интересов и других социально-психологических качеств, а главное - формирование образа мышления и деятельности в выработке определенных черт экономически воспитанной личности .

В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к сокращению изучения экономики как отдельного предмета в непрофильных школах, что снижает общий уровень экономической грамотности школьников. Во многих школах предмет «Экономика» не является обязательным. Поэтому экономика в основном изучается в различных формах интеграции, на основе межпредметных связей, или как элективный и факультативный курс. Однако существует рекомендованный Министерством образования минимум знаний по экономике для 10-11 классов для общеобразовательных профильных школ.

В 2009 году в России была принята Концепция «Национальной программы повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации», впоследствии были разработаны и приняты различные молодежные и школьные программы повышения финансовой грамотности, эффект от которых ожидается в ближайшее время. Таким образом, это является своеобразным способом заложить основы экономических знаний подрастающему поколению. Также можно предположить, что экономическое образование может осуществляться на протяжении всех лет обучения в школе и в различных формах (курсы, факультативы, дополнительное образование и т.д.). Обучение экономики в школе можно разделить на три ступени.

Первая ступень: знакомство с экономической наукой в 1-6 классах в качестве факультативов и в рамках других предметов, так как экономика смежная наука и тесно переплетается со всеми сферами жизнедеятельности. Для детей начальной школы акцент делается на отдельных элементарных понятиях, изложение которых ведется образно, эмоционально, в увлекательной игровой форме. Здесь можно активно использовать сказки.

Вторая ступень - это общее экономическое образование (5-11-е классы), которое включается в базисный учебный план всех школ экономического и финансового профиля, либо обучение основам предпринимательства. В среднем школьном звене (5-8-е классы) формируется общенаучное представление об экономической науке, основанное на эмоциональном восприятии материала. На данном этапе важно учитывать психологические особенности подросткового возраста: преподавание экономики осуществляется через самоутверждение ребенка. В 9-10-х классах осуществляется предпрофильная подготовка, знакомство с основополагающими концепциями экономики, а в 11 классе – предпрофессиональная специализация.

Третья ступень является обязательной в профессиональных образовательных организациях (лицеях, колледжах и т.д.). В непрофильных средних общеобразовательных школах экономика изучается в 10-11-х классах, либо может быть введена как факультатив.

Однако, как уже говорилось ранее, в большинстве современных школ экономика изучается только в рамках социально-гуманитарных дисциплин (например, отдельная глава в курсе обществознания), что, несомненно, усложняет процесс формирования экономической грамотности у населения .

Современное экономическое просвещение требует решения следующих проблем:

1- системного подхода к экономическому образованию подрастающего поколения;

2- нехватки количества часов экономики (экономического блока в курсе «Обществознания» по сравнению с объемом отдельной дисциплины «Экономика» оказывается незначительным);

3- низкого уровня экономической компетентности педагогов (к примеру, у учителей обществознания возникают сложности при реализации практико-ориентированного подхода к изучению предмета и подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по обществознанию (модуль по экономике));

4- старения кадров из-за низкого притока молодых специалистов и снижения мотивации к преподаванию в среде уже работающих учителей;

5- неэффективности междисциплинарных связей при отсутствии отдельного курса экономики, так как уровень подготовки учителей обществознания, математики, истории, технологии, русск ого языка и литературы, иностранного языка, географии и т.д. в экономической сфере недостаточно высок;

6- малого количества методических разработок по обучению экономики, применимых в школе (либо новых технологий и методов обучения).

Таким образом, мы наблюдаем, что современной системе школьного экономического образования требуется целый комплекс нововведений, которые в условиях ограниченных ресурсов могут способствовать повышению экономической грамотности обучающихся. К ним относятся инновации: технологического характера - новые образовательные технологии; методические –преобразованные и авторские разработки педагогов и образовательных аутсорсеров; педагогические – новые методы, приемы и средства преподавания и обучения; организационные – новые организационные структуры и институциональные формы. В связи с этим ведется активная работа по привлечению партнерских структур на основе технологии образовательного аутсорсинга. Мотивированно это тем, что повышение качества экономического образования наталкивается на ряд уже вышеизложенных проблем в сфере практической экономической деятельности. Таким образом, аутсорсинговые образовательные технологии, социальное партнерство, волонтерские практики в школьном экономическом образовании должны увеличить информационную базу учителя. Для этого в регионах России уже ведется работа по данному направлению: имеются партнерские структуры, постоянно участвующие в открытых образовательных мероприятиях; социальное партнерство с отдельными представителями предпринимательства, которое постепенно «перерастает» в образовательный аутсорсинг; в число образовательных аутсорсеров входят и выпускники экономических и педагогических вузов, профессионально занимающиеся образовательной практикой со школьниками; волонтерское движение в сфере финансового просвещения, которое теперь объединяет не только учителей и преподавателей вузов, но и студентов экономических специальностей образовательных организаций высшего образования. Однако необходимо отметить, что подобные программы по повышению экономической (финансовой) грамотности ведется не во всех регионах Российской Федерации. В идеальном варианте организации экономического образования населения, в частности детей и молодежи, должны объединять и финансовое образование на базе школьного курса экономики, и финансовое просвещение, и информационно-образовательные проекты социальных партнеров, так как продуктивное формирование экономических (финансовых) компетенций возможно лишь в результате интеграции всех образовательных, информационных и просветительских практик. К сожалению, на сегодняшний день отсутствует связь школьных программ и специализированных программ экономического просвещения, что отрицательно сказывается на эффективности формирования экономической культуры школьников. А формирование экономического поведения подрастающего поколения является главной задачей школы, причем на основе продуктивного взаимодействия образовательной организации и профессиональных участников финансового рынка.

Современные образовательные технологии также являются дополнительными помощниками в решении проблем преподавания экономики в школе. Система базового экономического образования должна реализовываться через технологии, которые: позволяют облегчить понимание основных экономических понятий на основе большого количества фактов и примеров; предоставляют педагогу возможность помочь обучающимся добиться четкого понимания взаимосвязи экономических понятий; формируют у обучающихся способ мышления построенный на систематическом, объективном анализе и самообразовании; позволяют школьникам применять знания, умения и навыки в практической жизни, что является непосредственным проявлением экономической грамотности.

Сегодня система образования характеризуется применением таких технологий как:

– развивающего обучения и проблемного обучения;

– разноуровневого обучения (дифференцированного);

– коллективной системы обучения (КСО);

– технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ);

– исследовательских методов в обучении, проектных методов обучения;

– технологии «дебаты»;

– технологии модульного и блочно-модульного обучения;

– лекционно-семинарско-зачетной системы обучения;

– технологии развития «критического мышления»;

– использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

– информационно-коммуникационных технологий;

– здоровьесберегающих технологий;

– системы инновационной оценки «портфолио»;

– технологии дистанционного обучения .

Применение данных технологий в системе позволяет педагогам наиболее успешно преподавать экономику, реализуя главные задачи обучения. Дидактически рациональным является применение комплексного подхода методов обучения готовым знаниям и методов обучения способам деятельности по их приобретению, способам рассуждений, методов, предполагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные «открытия» обучающихся экономических фактов, законов, решений задач, т.е. методов, направленных на развитие способностей обучающихся. Активные формы обучения не только повышают интерес к предмету, создавая своеобразие уроков, но и позволяют обучающимся за короткий промежуток времени «прожить» экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. К примеру, деловые игры, школьные компании приближают школьников к реальной жизни, где от них требуется решение экономических вопросов, позволяют получить опыт в предпринимательской деятельности и т.д. Также успешным в преподавании экономики является интегрированный подход к преподаванию предмета, осуществляемый через межпредметные связи. Практически весь материал программы экономического образования школьникам в какой-то степени знаком из курсов истории, географии, обществознания, из выпусков новостей и из жизненного опыта. Задача учителя – систематизировать и структурировать эти знания и показать возможность их практического использования.

Таким образом, мы наблюдаем важность экономического просвещения в общеобразовательной школе. На сегодняшний день существует достаточно нерешенных проблем в области экономического образования, которые необходимо решить как на государственном уровне, так и на уровне школы с помощью целого ряда нововведений. К примеру, новые образовательные технологии, которые являются одним из доступных и эффективных способов формирования экономической грамотности школьников.

Список используемой литературы:

1. Майбасова, З.Т. Применение технологии интегрированных уроков при изучении экономики [Текст] / З.Т. Майбасова // сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции «Новые образовательные технологии». - Чебоксары: Центр дистанционных интеллектуальных проектов «INet». – 2013, С.23-25.

2. Моисеева Н.Ф.Сказки как средство экономического воспитания [Текст]: Учебно-методическое пособие/ Н.Ф. Моисеева. - Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова: Абакан, 1999.

3. Коваленко Ю.А. Значение экономической грамотности в современном обществе [Электронный ресурс] //Экономические науки раздела Научные статьи модуля Каталог научных работ: [сайт]: http://scientificstar.ru/load/8-1-0-145 (Дата обращения 19.01.2014г.)

4. Концепция «Построение модели современного образовательного учреждения экономического профиля» [Электронный ресурс] / под ред. И.В. Медынской; Режим доступа http://school373spb112.narod.ru/ekconc.html. - Дата обращения 18.03.2014г.

5. О перспективах и проблемах преподавания экономики в школе [Электронный ресурс] / под ред. Л.Э. Бермана; Режим доступа http://vmoisto.narod.ru/ber.htm. - Дата обращения 20.03.2014г.

Каждый человек в своей жизни участвует в различных экономических отношениях, поэтому изучение экономики, как и любой другой дисциплины, крайне необходимо. В настоящее время в России появляется большое количество различных профессий, которые требуют от специалистов различных экономических навыков и знаний. Банковский сотрудник, специалист по логистике, страховой агент, аналитик фондового рынка - все эти специальности базируются на экономических дисциплинах. Уже в 8-9 классах ученик начинает задумываться о выборе своей будущей профессии, поэтому наряду с такими науками как история, математика, физика, биология, должна вводиться и экономика как преподаваемая дисциплина.

В Российской Федерации изучение экономики на данный момент производится, в основном, только на последнем этапе обучения - на уровне высшего профессионального образования во многих вузах страны. При этом во многих школах экономика введена только как часть предмета «Обществоведение», т.е. в школьной программе данной дисциплине уделяется относительно небольшое количество часов.

Основная цель внедрения курса «Основы экономики» заключается в формировании определенной экономической культуры населения. Как сложное социальное явление она может рассматриваться в нескольких аспектах:

· Теоретическом, как освоение экономической теории и соответствующих ей научных понятий;

· Практическом, как привитие определенных навыков экономического поведения;

· Этическом, как овладение системой ценностей и моральных норм, адекватных той или иной экономической системе.

В этих условиях формирование экономической культуры на всех уровнях образования имеет принципиальное методологическое значение, поскольку ставит задачу целенаправленного воздействия на поколение людей, находящихся сегодня за школьной партой.

Главной воспитательной задачей школьного курса должно стать не только формирование экономически активной личности, но и ответственного отношения к делу, творческой инициативы в пределах своих должностных обязанностей, т.е. личности, способной работать в условиях цивилизованного рынка, личности со знанием требований и норм цивилизованных рыночных отношений, даже если они пока не развиты за пределами учебной аудитории и носят, таким образом, декларативный характер. Ученик должен не только приобретать знания, понятия и представления об экономических явлениях, но и усваивать поведенческие стереотипы, нормы.

В целом, ситуация с преподаванием основ экономики в школе может расцениваться как поисковая на пути к выработке единой концепции непрерывного экономического образования.

В настоящее время средняя школа имеет право выбирать, каким образом преподавать экономику ученикам.

На данный момент существует несколько подходов к изучению экономики:

· Бизнес - ориентированный подход. Его суть заключается в том, что школьниками происходит освоение практических навыков ведения бизнеса. Ученики узнают о том, как предприниматели планируют ведение своего дела. Школьникам дается возможность разработать бизнес - план, выбрать отрасль для создания бизнеса, выработать новые интересные идеи для его развития. На таких уроках школьник использует не только знания по экономике, полученные им в ходе изучения учебной программы, но и свой собственный творческий потенциал, что делает уроки для него интересными и разнообразными.

· Теоретизирующий подход. В рамках данного подхода экономика преподается как в ВУЗах, то есть происходит выявление отдельных подразделов данной дисциплины: экономическая теория, история экономики, бухгалтерский учет, микроэкономика и т.д. Положительной чертой применения данного подхода является то, что школьник углубляется в различные области экономики, знакомится с их многообразием и особенностями. Отрицательными факторами подхода является то, что школьникам может быть сложно воспринимать большой объем информации, угасает интерес к преподаваемым дисциплинам.

· Культурно - функциональный подход предполагает формирование у учащегося общей культуры экономики, выработке адекватных представлений о мире, сути экономических явлений и процессов. Здесь ведущая роль уделяется привитию школьникам функциональной экономической грамотности, формировании способности к развитию, в том числе к саморазвитию и самообразованию, формировании системы ценностей и развитие индивидуальности, выработке навыков хозяйственной деятельности в различных экономических условиях.

· Академический подход. Его цель - дать упрощенное, но целостное представление об основах экономики, которое даст базу школьнику для обучения в вузах. Данный подход является приоритетным для Министерства образования и науки. По мнению И.В. Липсица, автора ряда популярных учебников по экономике для школьников, экономика в школе должна быть нацелена на то, чтобы дать, пусть несколько упрощенное, но целостное представление об основах экономической жизни общества с постепенным усложнением и дополнением от класса к классу, чтобы создать учащимся базу для изучения экономики в вузах. Положительной стороной академического подхода является системность, постепенное углубление в предмет учащимся, последовательное усложнение преподаваемого материала. Из отрицательных черт данного подхода можно выделить то, что объем изучаемого учениками материала достаточно велик для школы, не всем школьникам нужен такой полный объем экономических знаний, к предмету теряется интерес.

Большинство преподавателей считает, что необходимо совмещать подходы, соотносить преподавание теоретической и практической частей, тогда учащиеся смогут применять полученные теоретические знания с реалиями современной жизни.

Решением проблемы потери интереса школьника к предмету может быть проведение практических занятий, на которых учащемуся дается возможность «создать» свой бизнес, выбрать его организационно - правовую форму. Школьники распределяют должности, определяют ценовую политику фирмы, ее организационную структуру и стратегию развития, ведут бухгалтерию.

Такая практика помогает детям получить адекватное представление о сути экономических явлений, с легкостью выносить аргументированное суждение по экономическим вопросам, обрести опыт в анализе экономических ситуаций и происходящих в жизни общества изменениях. Занятие воспитывает у учащихся инициативу, активность и самостоятельность в принятии решений, вырабатывает практические навыки принятия ответственных экономических решений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы преподавания экономики в школе

По имеющимся статистическим данным в г. Усть-Илимске на 01.09.2013 г. в четырех школах города, что составляет 26 % осуществляется преподавание предмета экономика (МОУ «СОШ № 5, 8, 9, 11) , как правило, ведется в старших классах. В МОУ «СОШ № 8» преподавание экономики начинается в среднем звене (в 5-9 классов). Кроме того, основы экономических знаний изучаются в системе дополнительного образования г. Усть-Илимска.

В течение более пятилетней педагогической деятельности нерешенные вопросы становятся хроническими проблемами, и требуют если не быстрого решения, то, по крайней мере, детального рассмотрения и перспективами решения в будущем. Попробуем обозначить проблемы и вопросы, возникшие (и возникающие до сих пор) в ходе процесса введения экономики как школьного предмета.

Сегодня предполагается, что экономическое образование в школе может осуществляться на протяжении всех лет обучения и в различных формах. С целью его рационального эшелонирования во времени целесообразно выделить ведущую целевую линию экономического образования, состоящую из следующих модулей:

Основная школа : на второй ступени обучение носит интегрированный характер, означающий усиление межпредметных связей познание основных экономических категорий и законов, экономических взаимозависимостей в окружающем мире с активным использованием компьютерных технологий и творческих заданий. Для пропедевтики профильного обучения многие предметы изучаются по скорректированным программам на доступном для соответствующего возраста детей уровне.

Старшая школа : третья ступень обучение носит профильное направление, когда в учебном плане появляются новые, нетрадиционные учебные предметы, элективные курсы, отражающие тип профилизации, и способствуют формирование способностей применять инструменты экономического анализа различных ситуаций и фактов на микро- и макроуровне и доступно объяснять выявленные закономерности. Самоопределение личности для решения поставленных экономических задач.

Все проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе можно подразделить на четыре группы:

  1. Проблемы с программами курсов экономики, читаемых в школе.
  2. Проблемы с преподаванием как таковым (деятельностью педагога).
  3. Проблемы с восприятием школьников экономики как школьного предмета. Проблемы взаимодействия школы и ВУЗа.
  4. Проблемы материального обеспечения преподавания экономики в школе. Кадровое обеспечение экономического образования.

Программные проблемы

Большинство учебников не приводят иллюстраций экономических процессов, или же примеры настолько абстрактны, что ученики воспринимают экономику как предмет далекий от жизни. Представляется очевидным, что при преподавании экономических дисциплин в средней школе необходимо постоянно увязывать теоретические представления с реальностью российской экономики.

Современное экономическое образование должно быть непрерывным. Если в школе дети изучают экономику, это обучение не должно противоречить тому, что они будут изучать в ВУЗе.

Методические проблемы

Каким образом нужно преподавать экономику в школе? Разговор на эту тему начался с первых шагов по преподаванию нового предмета, но не имеет завершенного ответа до сих пор, так как огромное количество программ, учебников дают разные варианты подхода к преподаванию экономики. Например, можно отметить двухтомник «Экономика» И.В. Липсица, методическое пособие к нему «Уроки экономики в школе» Е. Савицкой, учебник для углубленного изучения «Основы экономической теории» С.С. Иванов с методическим пособием «Преподавания курса. Основы экономической теории». Хорошим дополнением этого блока учебно-методических пособий, сборники задач А.А.Мицкевича, а также пособие С.А. Равичев, С.Э. Григорьев, Т.А. Протасевич, А.С. Свахин «Сборник задач по экономике» - 4-е издание. Скорее всего, ориентироваться надо на социально-психологические особенности каждого возраста.

Одной из основных проблем обучения экономике для учителя является выработка мотивации к изучению этого предмета для школьников разного возраста, сделать уроки интересными и полезными и в 5-9 классах. Дело в том, что, преподавание экономики строится по принципу спирали: на каждой ступени возвращаемся к изученным вопросам, расширяя и углубляя их, а также добавляем новые проблемы. Поэтому главной задачей преподавателя будет умение грамотно возвращаться к уже когда-то частично оговоренному материалу, не повторятся, а раскрывать перед учеником всю глубину предмета, умение ставить новые вопросы и т.д. Таким образом, успех обучения во многом зависит от методов обучения. На степень сложности излагаемых экономических концепций чаще всего влияют методические факторы, такие как определенная взаимосвязь выбранных для изучения вопросов, используемый материал, скорость и качество изложения.

Как же сделать урок интересным для ученика? Дидактически целесообразным является сочетание методов обучения готовым знаниям и методов обучения способам деятельности по их приобретению, способам рассуждений, методов, предполагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные "открытия" учащимися экономических фактов, законов, решений задач, то есть методов, направленных на развитие способностей учащихся. Активные формы обучения и особенно деловые игры не только повышают интерес к предмету, создают своеобразие уроков, но и позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. В процессе преподавания необходимо сбалансировать игровую деятельность и ее последующее обсуждение, позволяющее заострить внимание учащихся на наиболее важных моментах игрового эксперимента. Курсовая подготовка института повышения квалификации учителей и различных общественных организаций ведется, но в большинстве своём во время учебного процесса.

Как решить данную проблему? В первую очередь решить эту проблему позволит более активная деятельность по подготовке учителей экономики. Причем эта работа актуальна на сегодня как в областном центре, так и в других городах и районах области. В этой работе, на мой взгляд, полезно использовать положительный опыт стартового семинара по экономике по программе Национального Совета по Экономическому Образованию США (в г. Иркутске) по созданию системы подготовки учителей. Учителя, прошедшие стартовые семинары NCEE, получают в дальнейшем непрерывную поддержку в виде семинаров второго уровня, специализированных семинаров и консультаций опытных методистов по экономике, а также информацию о новых учебно-методических изданиях и программных продуктах по экономике. Такой подход позволяет значительно расширить возможности для дальнейшего повышения квалификации учителей экономики в силу инновационности предмета.

Также необходимо способствовать распространению передового опыта путем проведения конференций, активизации работы ассоциации учителей экономики, проведения конкурсов профессионального мастерства, предоставления возможности школьникам для участия в разнообразных олимпиадах, турнирах и конкурсах при значительной поддержки этой работы городскими и областными органами управления образованием.

Проблемы восприятия

В первую очередь, это проблемы изучения экономики школьниками разного возраста. О них уже немного говорилось выше, но теперь стоит поговорить отдельно. Очень часто приходится слышать от учителей, что кто-то может преподавать экономику только старшеклассникам, а кто-то, наоборот "привык работать с малышами". Каждый преподаватель экономики должен быть готов соотносить предлагаемый материал с возрастом своих учеников. Увы, здесь более всего страдают преподаватели экономики, не получившие педагогического образования - пришедшие работать в школу "на заре перестройки" бухгалтеры, экономисты с разнообразных предприятий, студенты, закончившие экономический вуз и не нашедшие другую работу. Безусловно, такие учителя должны получать педагогическое образование или хотя бы педагогический ликбез. Очень часто ученик воспринимает экономические знания не как структурированную систему, а как достаточно хаотичную смесь из странных понятий, бессмысленных "законов" и решения задач. Где уж тут говорить о том, чтобы полученные знания помогали воспринимать окружающую действительность. Поэтому система базового экономического образования должна реализоваться через технологию, в основе которой лежат следующие положения: Понимание основных экономических понятий важнее, чем знание большого количества фактов.

  1. Усилия преподавателя должны быть направлены главным образом на то, чтобы помочь учащимся добиться четкого понимания взаимосвязи экономических понятий.
  2. Учащимся должен быть представлен способ мышления, построенный на систематическом, объективном анализе и самообразовании.
  3. Ученик должен не просто прослушивать предлагаемый материал, но быть полноправным участником диалога.
  4. Действительные персональные и социальные преимущества экономической грамотности выявляются лишь тогда, когда учащиеся вырабатывают навык применять свои знания к широкому кругу экономических вопросов, связанных непосредственно с их жизнью.

Преподавание экономики в старших классах целесообразно проводить параллельно с практическими занятиями, которые помогают создать нужную мотивацию. Это может быть создание реальных или воображаемых школьных компаний по бизнес планированию, где ученики получают навыки предпринимательской деятельности. Подобный проект под названием "Бизнес-план" разрабатывается учащимися группой профессиональной подготовки «Агент (коммерческой деятельности)» в МОУ «СОШ № 8» на протяжении четырёх лет. Другой вариант практической деятельности - экономические и деловые игры. Их использование возможно на любом этапе получения экономического образования - от учеников начальной школы до учащихся старшей параллели. В частности, на данный момент разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс экономическая игра «Экономика вокруг нас», а так же обучающая игра «Рынок» для учеников 10-11 классов.

Материальные и кадровые проблемы

Проблема подготовки кадров - учителей экономики была и остается до настоящего времени одной из самых насущных. Среди школьных учителей экономики только около 10% получили экономическое образование. Повышение квалификации учителя отдано самообразованию. Чаще всего экономику в школе преподают учителя географии или истории, понятно, что даже самая элементарная математика на таких уроках используется с большим трудом. Кроме того, преподаватели экономики не имеют в школах своего кабинета, да и какие - либо пособия, схемы и т. д. (как, к примеру, у преподавателей истории) также отсутствуют. Ещё сильнее обостряет эту проблему низкая оплата труда в образовании в целом, ведь для того, чтобы начать преподавать этот новый предмет учителю потребуется затратить особые усилия. Таким образом, если у школы нет возможностей дополнительного стимулирования такой инновационной деятельности, она вряд ли сможет удержать даже уже подготовленного учителя экономики. Вероятно, это дело будущего, а также энтузиазма самих учителей. Сегодня никого не надо убеждать в значимости экономических знаний в жизни человека. Преподавание экономики было и будет востребовано, с какими бы проблемами не сталкивался этот процесс. Хочется верить, что учителя, столкнувшись с трудностями, не откажутся от этого замечательного предмета.

Подготовка школьных учителей экономики, создание интегрированных обществоведческих курсов, эффективное использование межпредметных связей, определение места экономического образования в школьной программе, развитие информационного пространства (в том числе и виртуального) для профессионального общения учителей экономики, всего обществоведческого цикла школьных предметов, являются далеко не полным набором проблем, решение которых позволит осуществление эффективного экономического образования школьников.

Ниже в таблице приведены данные о дополнительном образовании по преподаванию экономики в школе учителей экономики г. Усть-Илимска.

МОУ «СОШ»

Семинар NCEE

Курсовая подготовка ИПКРО

Выступления на педагогических чтениях

Участие в конференциях

Участие в конкурсах

Выпуск статей

городской

региональный

федеральный

№ 5

№ 8

№ 9

№ 11

Итого

Данные таблицы не утешительные, 60 % учителей не проходили никакой дополнительной курсовой подготовки по преподаванию экономики в школе. Что касается вопроса о необходимости повышения квалификации как на базе институтов повышения квалификации учителей, так и при использовании других возможностей повышения квалификации, то в этом не сомневаются все учителя.

Сегодня для школы не так важно, какой объем знаний она передает школьникам, а важно, как она учит познавать и самосовершенствоваться. Поэтому, часто задаваемый вопрос о необходимости преподавания экономики в школе или её перспективах, как школьного предмета, стоит связывать с тем, насколько этот новый школьный предмет будет отвечать требованиям экономического воспитания, формированию новой экономической культуры, развивать умения пользоваться инструментами экономического выбора, знакомить с миром перспективных профессий.

К сожалению, школа вынуждена решать вопрос организации экономического образования школьников, согласно со своими возможностями: материальными, кадровыми и другими, не имея возможности считаться с социальным заказом.


По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Книга, предлагаемая вашему вниманию, представляет собой методическое пособие для учителей средних школ, преподающих экономику по учебнику И. В. Липсица «Экономика (книга 1)» для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений или 8-х классов школ с углубленным изучением экономики или учебнику «Экономика. Базовый курс» этого же автора.
Книга написана строго в соответствии с сеткой часов, приведенной ниже и полностью соответствующей первому из названных учебников; нумерация тем и уроков сохранена.
Изучение основ экономических знаний в 9-м классе общеобразовательной школы требует 48 часов занятий (см. ниже сетку часов по темам), т. е. режима занятий, при котором учащиеся посещают один, а на следующей неделе - два урока экономики.
Если в учебном плане школы на занятия по экономике выделяется только 32 часа, что соответствует одному уроку в неделю, то возможно изучение сокращенного курса.

ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ.
Цель урока: дать определение инфляции, рассмотреть ее причины и способы ее измерения.

Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока:
- инфляция;
- покупательная способность денег;
- индекс потребительских цен;
- инфляция спроса;
- инфляция предложения.

Форма проведения урока. Материал этого урока очень насыщен и сложен для детского восприятия. Поэтому большую часть урока непременно нужно посвятить объяснению материа¬ла. В учебнике не введено такое понятие, как индекс потреби¬тельских цен. В то же время это понятие очень важно даже для обывателя: без понимания индекса потребительских цен он даже не сможет читать газеты.

Раздаточный материал: задачи 1 и 2, а также упражнение 1 для домашнего задания.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ: ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.
Тема 1. Главные вопросы экономики.
Урок 1. Что такое экономика.
Урок 2. Основы хозяйственной жизни человечества.
Урок 3. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы.
Урок 4. Главные вопросы экономики.
Тема 2. Типы экономических систем.
Урок 5. Традиционная и командная экономические системы.
Урок 6. Рыночная и смешанная экономические системы.
Урок 7. Контрольная работа 1.
РАЗДЕЛ 2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ: РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.
Тема 3. Спрос и предложение.
Урок 8. Что такое спрос.
Урок 9. От чего зависит предложение товаров.
Тема 4. Как работает рынок.
Урок 10. Рыночное равновесие.
Урок 11. Причины и следствия нарушения рыночного равновесия.
Урок 12. Контрольная работа 2.
РАЗДЕЛ 3. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ.
Тема 5. Что такое деньги?
Урок 13. Формы денег.
Урок 14. Причины возникновения денег. Роль денег |как средства обмена.
Урок 15. Роль денег как средства измерения и как средства сбережения.
Тема 6. Законы денежного обращения. Инфляция.
Урок 16. Факторы формирования величины денежной массы.
Урок 17. Причины и виды инфляции.
Урок 18. Контрольная работа 3.
РАЗДЕЛ 4. РЫНОК ТРУДА. БЕЗРАБОТИЦА.
Тема 7. Рынок труда.
Урок 19. Экономическая природа рынка труда.
Урок 20. Спрос на услуги труда.
Урок 21. Предложение труда.
Урок 22. Формирование заработной платы на рынке труда.
Тема 8. Социальные проблемы рынка труда.
Урок 23. Профсоюзы на рынке труда.
Урок 24. Прожиточный минимум, минимальная заработная плата и трудовой контракт.
Урок 25. Как добиться, чтобы человек работал хорошо.
Тема 9. Экономические проблемы безработицы.
Урок 26. Что такое безработица.
Урок 27. Виды безработицы.
Урок 28. Понятие полной занятости и методы сокращения безработицы.
Урок 29. Контрольная работа 4.
РАЗДЕЛ 5. ФИРМА. ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ.
Тема 10. Понятие фирмы и виды фирм.
Урок 30. Зачем создаются фирмы. Виды фирм.
Урок 31. Что такое акционерное общество.
Тема 11. Экономические условия деятельности фирмы.
Урок 32. Экономический подход к понятиям издержек и прибыли.
Урок 33. Виды издержек и их экономическое значение.
Урок 34. Понятие о средних и предельных издержках.
Урок 35. Влияние конкуренции на деятельность фирм.
Урок 36. Контрольная работа 5.
РАЗДЕЛ 6. ЛИЧНЫЕ ДОХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ.
Тема 12. Как семьи получают и тратят деньги.
Урок 37. Доходы и расходы семьи.
Урок 38. Инфляция и семейная экономика.
Тема 13. Неравенство доходов и его последствия.
Урок 39. Что порождает неравенство в благосостоянии.
Урок 40. Регулирование неравенства доходов с помощью налогов. Бедность как экономическая проблема.
Урок 41. Контрольная работа 6.
РАЗДЕЛ 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ. БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА.
Тема 14. Экономические задачи государства.
Урок 42. Роль государства в создании правовой базы и защите конкуренции.
Урок 43. Внешние эффекты и общественные блага.
Тема 15. Государственные финансы.
Урок 44. Принципы и методы налогообложения.
Урок 45. Понятие о государственном бюджете.
Урок 46. Причины и следствия возникновения государственного долга.
Урок 47. Контрольная работа 7.
Урок 48. Викторина.