Учащихся имеющих пробелы в знаниях. Методическая разработка «пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся за курс девятилетней школы. изученных положений, составлением опорной

Откуда берутся пробелы в знаниях учащихся?
Из-за пропусков уроков — ответите вы! И будете правы лишь на 20%. Если бы все было так просто! Если подумать над этой проблемой, то можно вспомнить случаи, когда ученик, пропустивший новую тему, но освоивший ее дома самостоятельно или с родителями, репетитором или др., знает ее лучше тех, кто БЫЛ в школе и ПРИСУТСТВОВАЛ на уроке. Как же так получилось? Попробуем разобраться.
Учитель объясняет новую тему. Как правило – учащиеся внимательно слушают. После одного объяснения учителя тему понимают немногие (имеется в виду ключевая тема программы). Опытный учитель объясняет тему еще раз, используя слова-синонимы. К первым понявшим новую тему добавляются еще несколько учащихся, но, к сожалению, не весь класс. Понявшие тему (напоминаю: их пока немного, но они — лидеры) поторапливают учителя: «Давайте решать примеры (задачи)!» Что делает учитель? Правильно – «сдается». Ведь урок не «резиновый», и нужно закрепить тему примерами. Начали решать. В процессе применения новых теоретических знаний на практике еще несколько учащихся «прониклись» новой темой, но, скорее всего, знания, приобретенные последней группой учащихся, будут формальными: они смогут решать только аналогичные примеры, т.е. уже эти знания могут остаться формальными и пропадут сразу после прохождения темы. А ведь остались еще те учащиеся, которые не поняли тему ни сразу, ни на последующих примерах. Если они не получат дома помощи, то вот он – пробел в их знаниях. А что же те «благополучные» дети, которые все поняли на уроке? Они застрахованы от пробелов в знаниях по этой теме? Да нет, они будут в «зоне риска» до тех пор, пока не выполнят САМОСТОЯТЕЛЬНО письменную домашнюю работу и не заучат формулы (правила). Если на данную тему отводится хотя бы три урока, то опытный учитель способен организовать работу на уроках так, чтобы в «зоне риска» не осталось ни одного ребенка. Тогда все хорошо? Да, но только на какое-то время. Не зря ведь говорят: повторение – мать учения. И учителя готовы повторять старый материал и объяснять новый, а потом его закреплять и все опять повторять, чтобы исключить пробелы в знаниях учащихся, но надо помнить, что все наши усилия будут оправданы лишь при желании учиться самих учащихся. Поэтому, дорогие ребята, не стесняйтесь задавать вопросы учителю на уроке, требуйте повторного объяснения, пока не поймете суть темы. Обязательно учите все новые формулы, ведь после каждого урока их не так много! Не копите проблемы, решайте их по мере поступления. Не пренебрегайте домашними заданиями: учитель знает, что и сколько следует задать на дом, чтобы вы получили прочные знания. УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!

Ильченко Любовь Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Нефтекумский региональный политехнический колледж
Населённый пункт: город Нефтекумск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Способы предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях обучающихся
Дата публикации: 04.10.2016
Раздел: среднее профессиональное

Способы предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях

обучающихся

Ильченко Любовь Валерьевна

ГБПОУ Нефтекумский региональный

политехнический колледж
Моя педагогическая деятельность в Региональном политехническом колледже г. Нефтекумска началась с сентября 1999 года. Я работаю в группах начального и среднего профессионального образования преподавателем спецдисциплин нефтяного цикла. В своей деятельности я использую элементы современных образовательных методик: технологию полного усвоения знаний, способы применения теоретических и практических знаний на практике, индивидуальное освоение программы за счёт дифференцированного и индивидуального подхода, интеграцию предметного образования через связь с другими дисциплинами. Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях – одна из важнейших составляющих нашей профессии, так как неудовлетворительное качество этой работы ведёт к накоплению пробелов в знаниях до той степени, когда их устранение становится для студентов практически невозможным, и они переходит в разряд стабильно неуспевающих. В массовой практике преподаватели пытаются ликвидировать пробелы на дополнительных занятиях, которые чаще всего ведутся вслепую, а потому на холостом ходу: решаются одни и те же дополнительные задачи, хотя пробелы и ошибки, их истоки у всех разные. Поэтому в учебных заведениях должна быть продумана система фиксации, предупреждения и ликвидации пробелов, без которой любая дополнительная работа неэффективна. Одно из эффективных средств ликвидации пробелов в знаниях –
сочетание таблиц индивидуальных пробелов в знаниях с индивидуальными

карточками пробелов в знаниях студента.
Таким индивидуальным средством регистрации и фиксации устранения пробелов могут служить зачётные книжки по предметам.
В своей педагогической практике я использую следующую схему

работы по фиксации и устранению пробелов знаний:
1. В таблице регистрации пробелов располагается список студентов по вертикали, по горизонтали перечисляются наиболее часто встречающиеся ошибки, трудноусваиваемые понятия, способы действия, темы и т.д. 2. Обнаруженный по результатам проверок домашних и контрольных работ, опросов учащихся пробел фиксируется в соответствующей клетке таблицы знаком «-» 3. Копия таблицы помещается на стенде успеваемости группы 4. Каждый студент переносит в свою индивидуальную карточку пробелов все отметки таблицы 5. Студенты информируются о том, что, выходя отвечать к доске или при сдаче зачёта по теме, они должны подавать преподавателю свою индивидуальную карточку, поскольку 1-2 вопроса будут получать на формулировку и применение правила, вызвавшего затруднение
6. Если пробел ликвидирован, в карточке вычеркивается соответствующая строка и в таблице выставляется полученная оценка 7. На каждом занятии отводится время для повторения забытых правил, способов действий 8. Необходимо проводить анализ наиболее часто встречающихся ошибок 9. Выделяются наиболее часто встречающиеся в данной группе или у данного студента ошибки 10. Работу по устранению пробелов можно проводить во внеурочное время. При этом
лучше на консультации приглашать не студентов одной

группы, а студентов с данной группой пробелов.
11. На дополнительных занятиях создаётся атмосфера внушения уверенности во временном характере трудностей, в способности студента их преодолеть. 12. Ребятам можно доверить проверку тетрадей. При этом цель – не разгрузить себя, а реализовать методический приём, направленный на устранение пробела в знаниях, способности сосредоточить внимание. Это ведёт к изменению статуса неуспевающего и вечно ошибающегося студента. 13. Использование специальных карточек: на лицевой стороне - текст правила или образец выполнения задания, а на оборотной – задание для самостоятельного выполнения.
Закрепление знаний – надёжный путь предупреждения пробелов
Можно выделить 2 варианта этой работы: 1. Поэлементное закрепление включено в канву усвоения нового знания и не является отдельным этапом на уроке 2. Независимо от того, проводилось ли закрепление материала при его изучении, вслед за ним организуется специально спроектированный этап своеобразной «доводки» понимания и отработки умений использовать полученные знания в разных задачах и ситуациях с разными дидактическими целями.
Закрепление может проводиться:
1. Обобщённым повторением основных положений изученной темы, которое даёт преподаватель после детального объяснения. Такой повтор уже не включает иллюстраций, доказательств и аргументов.
Фиксируется только основное.
2.
Записью

основных

изученных положений, составлением опорной

схемы,
отражающей связи фрагментов материал а,
выделением

ключевых слов и

выражений,
фиксирующих внимание на главном. 3. Подведением итогов по изученному материалу студентами, тогда преподаватель планирует цели закрепления системой требований. 4. Составлением плана изученного материала или повторению изученного по плану, заданному перед началом изучения материала. 5. Выполнением практических действий по заданному образцу, решением типовых, постепенно усложняющихся задач. 6. Комментированием образцов готовых решений. 6. Решениями в общем виде с комментированным анализом каждого действия и преобразования. 8. Переформулировкой определений, пересказом информации, переводом в другую знаковую систему, тематическим рисованием, составлением планов и алгоритмов деятельности.

Схема деятельности преподавателя на этапе закрепления знаний может

быть представлена так:
1. Определите цель закрепления и связанную с ней главную задачу урока (они должны вытекать из целей и задач урока в целом). Проанализируйте, завершается ли изучение данного материала и его закрепления на данном занятии или будет продолжено на следующих - от этого зависит распределение времени и уровень требований к результату закрепления. 2. Опустите вспомогательные факты, подробности, иллюстрации, «проявить» структуру изученного материала и связи его элементов, а также связи с изученным ранее. Желательно упорядочить эту информацию с помощью наглядной информационной схемы. Выделите главное, фундаментальное, что должно быть понято и прочно закреплено. 3. Определите критерии, по которым можно будет судить об усвоении материала (понимание или способность применить). 4. Отберите вопросы, иллюстрации, задачи и задания, которые могут достаточно достоверно выявить, достигнуты ли эти цели, положите их в системе, обеспечивающей надёжное закрепление не только вновь, но и ранее изученных связей, положений, законов. 5. При закреплении сохраняйте системность, структуру и логику изложения. 6. Используйте приёмы систематизации, классификации, сравнения, вычленения сходства и различия. 7. Ориентировочно определите, сколько времени займёт отработка понятий, умений и навыков, выполнение заданий, комментирование и коррекция ошибок. Установите, достаточен ли объём заданий для полноценного завершения урока с постановкой и комментированием домашнего задания. 8. Проверьте, достаточно ли точно, лаконично сформулированы подготовленные к этапу закрепления вопросы, задания, требования, не нуждается ли их выполнение в предварительном восстановлении дополнительных опорных знаний, в пояснениях и т.д. 9. Не стоит делать предметом закрепления справочный материал, требующий заучивания (даты, фамилии, наименования). Этап закрепления - это элемент обучения, а не контроля знаний, и его цель достичь понимания, а не запоминания положений материала. 10. Не надо требовать на этом этапе запоминания формулировок правил и определений. Это блокирует способность к установлению связей, характеризующих понимание изученного. 11. Постепенно усложняйте и укрупняйте закрепляемый материал. Отрабатывайте не только элементы знаний, но и целостное понимание темы, способы анализа, творческие подходы к выполнению заданий. 12. Не забывайте, что чем сложнее задание, тем больше времени нужно студенту на его обдумывание и выполнение. Не давая времени на обдумывание, вы приучаете к необязательности и безответственности, поверхностности, провоцируете ошибки. 13. После постановки тренировочного задания выдерживайте паузу для обдумывания. Помните:
студент может думать только тогда, когда преподаватель

молчит.
14. Не торопите и не создавайте дополнительных помех. 15. Ставьте только одно задание. Удержание в памяти второго мешает
поиску ответа на первое. 16. Разрешите неуверенным студентам после вызова подготовиться к ответу, набросать его план, успокоиться, собраться с мыслями. 17. Не превращайте закрепление в контроль знаний с оценкой качества усвоения. Если для закрепления используются вопросы и задания, студент должен быть проинструктирован, что будет ставиться только поощрительная оценка. Любой ответ, даже неправильный, принимайте положительно, это всего лишь информация о том, что надо ещё раз разъяснить. 18. Не упускайте возможности организовать работу студентов в индивидуальном темпе. Подумайте, чем занять сильных в то время, когда идёт доработка материала со слабыми, иначе появятся проблемы с дисциплиной незанятых и скучающих ребят. Предусмотрите дополнительные задания и способы контроля, не озвучивающие решения, чтобы не мешать работе остальных, а также меры стимулирования успехов. 17. Не торопите ребят с медленным темпом восприятия и выполнения заданий, это только тормозит их. Пока материал не усвоен, задание не понято, а студент находится в стадии обдумывания ответа - не спрашивайте, а объясняйте и демонстрируйте образцы. 19. Результаты выполнения заданий, которые могут быть проверены средствами обратной связи у всего класса, не выносите на предварительное индивидуальное заслушивание. Организуйте фронтальную проверку с исполь- зованием средств получения массовой обратной связи (сигнальные карточки, программированные средства и др.). Обратную информацию можно получить разными способами. Если ответ позволяет использовать вариант «да» - «нет», можно попросить поочерёдно поднять руку тех, у кого такой ответ, а затем другой. Если вариантов ошибок может быть много, проговорите правильный ответ, покажите его крупной карточкой или напишите на доске и попросите поднять руку тех, у кого такой же ответ. Если ошибочных ответов довольно много, предложите тем, у кого ответ соответствует показанному, продолжить работу над следующим заданием, а осталь- ным объясните материал, дайте посмотреть дополнительный образец, покажите на доске способ выполнения первого задания, после чего продолжите работу. Если таких студентов мало, не стоит проводить фронтальное объяснение, можно пригласить одного- трёх студентов к доске, к столу, специально поставив в кабинете стол для консультаций с несколькими стульями. Только после получения информации о том, что все поняли прорабатываемый фрагмент материала (или не поняло его большинство), можно вызывать студента комментировать ответ, решение, способ действия. Вызывайте того студента, который представил правильный вариант. 22. Не выносите на доску и не анализируйте допущенные ошибки. Полезно разбирать, как
надо
делать, а не как делать
не надо. Чем дольше идёт работа с

ошибкой, тем больше она запоминается.
23. Предусмотрите способы поэтапной индивидуальной помощи тем студентам, которые могут не справиться с заданием. Например, карточки с образцами промежуточных действий и решений, которые вы, проходя по кабинету, кладёте студентам, испытывающим затруднение и прекратившим работу на уроке. Карточку можно просто показать студенту, если подсказка проста и не требует обдумывания. 24. Продумайте
меры стимулирования и поощрения
даже самых слабых
ребят.
Закрепление способов действия осуществляются по другой схеме:
1. Завершив на этапе первичного восприятия вывод или решение, дайте время на его повторный просмотр как первый элемент закрепления. 2. На первом этапе отработки умения всем студентам ставьте одинаковые задания, не используя работу по вариантам. 3. Предоставьте ребятам все возможности получить своевременную и полноценную помощь, образцы для сверки ответов и промежуточных действий. Образец решения, его анализ, взаимопомощь в применении способа, обращение к единым источникам информации - всё работает на закрепление. Тексты, образцы, инструкции должны быть открыты для использования, так как самостоятельное конструирование правила, определения закона студентом ведёт к прочному запоми- нанию. 4. Не требуйте быстрого успеха, правильного и абсолютно са- мостоятельного выполнения задания с первого предъявления. Повторю ещё раз: функция поставленных
на

этапе

закрепления

заданий

контрольная,

обучающая.
Только в процессе неоднократного применения знаний большинство студентов приходит к пониманию сути, способа, закона правила. 5. Самостоятельное выполнение первого примера, написание первого тренировочного упражнения проводите с обязательной сверкой. Исправляйте ошибки сразу. 6. При отработке способа действия сначала помогите студенту понять сам способ на простейших иллюстрациях, научите действовать и только потом отрабатывайте словесное описание способа. Часто студенту легче понять, как делать и повторить действие, чем описать его словами. Сначала покажите, поясните, научите и только затем требуйте воспроизведения и применения. 7. Не увлекайтесь заданиями на воспроизведение и заучивание наизусть описания способа или правила. Большую пользу приносит понимание сути явления и л и способа, и есть довольно много приёмов, помогающих овладеть способами действий и достичь понимания правила. На дом лучше давать задание не заучивать формулировку, а прочесть её, понять, попробовать применить или подобрать пример, пересказать своими словами. В этом случае мы снимаем барьер, связанный со
страхом упустить слово в определении или изменить порядок слов, а именно

этот

психологический

барьер

часто

бывает

причиной

непонимания.
Через несколько повторов определение самопроизвольно отложится в памяти. 8. Е СЛИ правило или способ в пересказе искажены или потеряли существенную часть, дайте задание вернуться к тексту правила и проверить его содержательную и смысловую тождественность ответу. 10. Выберите способ регистрации учащихся, не справляющихс я с применением способа и требующих дополнительных занятий. 11. Не давайте закрепиться ошибкам! На этапе первичного закрепления, когда знание ещё непрочно, вызывайте к доске только тех студентов, в правиль- ности выполнения заданий которых вы уверены. Допущенную ошибку устраняйте сразу, без её анализа. Анализируйте
не ошибочное

написание

действие,
а
правильное
выполнение. 12. Сложностью вычислений не затуманивайте осознание способа и
последовательности действий, пока они полностью не усвоены. 13. Не свёртывайте промежуточные действия, пока студент полностью не освоил технику применения обобщённого способа. Боясь «затормозить» развитие студента, мы преждевременно переходим к непосильным ему способам действий. Это «выключает» его из работы, заставляет терпеть неудачи, отбивает желание учиться, ухудшает отношение к предмету, а в итоге приводит к стабильной, хотя и прикрытой тройкой неуспеваемости. 14. Задавайте на дом не простое прочитывание текста, а его анализ. Это может быть составление плана текстовой информации, поиск ответа на вопросы, выписыва- ние ключевых слов, выделение главных мыслей каждого абзаца. 15. Разрешайте на уроке отвечать по этому плану или использовать при ответе ключевые слова, особенно пока связная, логическая речь студента не сформирована. Иначе он не научится строить связное изложение, его ответы так и останутся косноязычными, сумбурными, отрывочными. Этот опыт каждый преподаватель может адаптировать к своим возможностям, к своему опыту и видению проблемы. Важно понять, что пробелы в знаниях - это не вина, а беда многих наших студентов (громоздкие программы, несовершенные методики), и наша задача - помочь ребятам понять, что надо делать, чтобы в знаниях не было белых пятен, увенчанных двойкой в журнале.

Работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
(Киосева Е.Н.,
учитель русского языка и литературы)
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших
школ ­ это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими
принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и
слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых
отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что такие учащиеся в
школах существуют. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд
неуспевающих, необходима систематизированная работа со
слабоуспевающими учащимися. Я хотела бы остановиться на работе с
отстающими учащимися по русскому языку.
«Работа с отстающими учащимися по русскому языку и предупреждение
неуспеваемости»

в
В большой и важной проблеме борьбы с неуспеваемостью учащихся и
повышения качества знаний я вижу две стороны: проблему предупреждения
неуспеваемости и проблему ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Неуспеваемость учащихся порождается многочисленными и разнообразными
причинами, зависящими как от самого учителя (его опыта, подготовки, его
методики), так и от самого ученика. На устранение причин, следствием
которых является неуспеваемость учащихся, должны быть направлены усилия
всех учителей. Предупреждение неуспеваемости осуществляется постановкой
занятий
целом.
Работа с отстающими учащимися предполагает обязательный индивидуальный
подход к учащимся, а также индивидуальные задания отдельным учащимся.
Эти задания должны рассматриваться как дополнительные к тому, что даётся
всему
классу.
Отстающему приходится проделывать больший объём работы, чем
успевающему учащемуся. Поэтому эти задания должны быть невелики.
Например,
небольшая карточка из дидактического материала.
В каждом классе, как известно, встречаются учащиеся, имеющие серьёзные
пробелы в знаниях и навыках. Эти учащиеся испытывают большие трудности в
работе над учебным материалом и нуждаются в постоянном внимании к себе
со стороны учителя и на уроке, и вне занятий. Только при этом условии такие
учащиеся могут ликвидировать пробелы в знаниях и подняться до уровня
всего
класса.
Первое, с чего начинается индивидуальная работа, ­ это изучение учащихся,
пробелов в их знаниях и причин этих пробелов, психологических

и
особенностей
д.
Внимательно изучая своих учащихся, я вижу, что у одних неустойчивое
внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие
стремятся к механическому запоминанию правил и выводов, третьи
медлительны
работе.
У одних учащихся более развита зрительная память, у других – слуховая, у
третьих ­ моторная. В любом классе есть учащиеся, не владеющие
дисциплиной умственного труда. Это проявляется и во время изложения или
повторения материала и ещё в большей степени в процессе самостоятельной
работы. Задача учителя – изучить индивидуальные особенности учащихся и
оказать им своевременную помощь, облегчить их работу над учебным
материалом. Организуя индивидуальную работу с учащимися, важно вызвать у
них интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях, а для
этого необходимо вселить в них веру в свои силы. Нужно вскрыть перед
учащимися причины их отставания и указать пути ликвидации пробелов,
необходимо внимательно следить за учащимися, помогать им на уроке и в
домашней работе, отмечать их малейшие успехи. Желание учиться
формируется в процессе успешной работы над материалом, поэтому важно
организовать индивидуальную помощь таким образом, чтобы учащийся
постоянно чувствовал своё продвижение вперёд. Как показывает опыт, часто
даже незначительное продвижение вперёд окрыляет учащихся, возбуждает
работать их интенсивнее и повышает интерес к занятиям, а это обеспечивает
им успешное усвоение материала. Некоторые считают, что индивидуальная
помощь учащимся – это только работа с ними вне урока. Это, разумеется,
неверно. Индивидуальная работа с учащимися – это, прежде всего,
постоянное внимание каждому из них в ходе на уроке: в ходе опроса
учащихся, в процессе изложения и закрепления материала, а также при
объяснении
задания.
Групповые дополнительные занятия организуются лишь в самых
исключительных
случаях.
домашнего

Такие группы должны быть небольшими по количеству занимающихся в них
учащихся. Это, в основном, те учащиеся, которые пропустили занятия по
какой – либо причине или тот, кому что – нибудь непонятно.
Как я организую индивидуальную работу с учащимися?
Прежде всего, стараюсь выявить слабые и сильные стороны каждого ученика,
веду учёт, какие ученики в чём отстают, на какое правило делают ошибки.
При выполнении письменных упражнений, при проверке домашних заданий
особое внимание уделяю отстающим: даю им индивидуальные задания,
работаю с каждым учеником по допущенным ошибкам. При разборе ошибок
главное внимание обращаю на типичные ошибки, которые встречаются у
многих учеников в контрольных диктантах. Эти ошибки разбираем в классе.
Главное – индивидуальная работа с каждым отстающим. Для учёта ошибок по


русскому языку завожу специальную тетрадь, в которой отводится страница,
где фиксируется тема урока (которая детям трудно даётся и ставится + или –
около каждой фамилией).Установив, какие ошибки допускает тот или иной
ученик, даю задание по учебнику или по карточке на данное правило. После
каждого контрольного диктанта слова на те правила, которые учащимися уже
усвоены, в его карточке вычёркиваются, а новые слова, в правописании
которых в диктанте допущены ошибки, вносятся в карточку. Ценным в этой
форме организации индивидуальной домашней работы учащихся по русскому
языку является то, что она не требует громоздкого учёта. Подготовка к этой
работе также не является трудоёмкой для учителя. В своей работе я
применяю и индивидуальные карточки. Индивидуальная дополнительная
работа учащихся даёт большой эффект. Но она требует упорного труда
ученика и учителя, так как дополнительные работы ученику надо выполнять, а
учителю
проверять.
Очень хорошим приёмом работы над ошибками является, по моему мнению, и
такой метод. Выписываю ошибки из 2 – 3 контрольных диктантов с их
объяснением. После того как дети осмысленно усвоят правило и изучат слова,
в которых они делали ошибки, даётся самостоятельное задание: написать
творческий диктант или сочинение, используя слова и предложения с
ошибками.
Контрольная работа по следам своих ошибок очень полезна. Формы и методы
индивидуальной работы на уроках русского языка многообразны. При
подготовке к уроку я намечаю, кому из учащихся во время опроса дать для
подготовки больше времени, а кому – поменьше, кого спросить у стола, у
доски,
карточку.
При опросе 1 ученика делаю упор на практическую часть материала, на
умение применять правило, от другого требую разъяснения смысла правила,
от 3 – добиться чёткого, последовательного пересказа по плану. В качестве
дополнительного материала 1 – разбор по составу, 2 – объяснение
правописания слов,
3 – склонение или спряжение слов.
Большую роль играет индивидуальная работа с учащимися во время
объяснения материала. Она может принимать самые разные формы: к одним
учащимся обращаюсь с вопросами, другим предлагаю привести примеры,
третьих привлекаю к анализу иллюстраций. Это активизирует учебный
процесс, вовлекает в работу всех учащихся и помогает отстающим усвоить
материал. Вопрос о том, кому из учащихся какое задание предложить, решаю
тоже
особенностей.
Если учащийся отличается неустойчивостью внимания, т. е. невнимательный,
к нему я обращаюсь с вопросами, привлекаю его к анализу примеров,
предлагаю повторить соответствующие положение, учащимся, которые
запоминают материал механически, предлагаю подобрать свои примеры,
объяснить орфограммы или знаки препинания, пересказать правило своими
словами.
индивидуальных
учётом
их

прежде всего,
В качестве дидактического материала во время изложения использую
примеры, в которых учащиеся допустили ошибки в письменных работах.
Усвоение правописания – сложный процесс. Пути овладения орфографией
многообразны. Они вытекают не только из специфики учебного материала, но
и из психологических особенностей детей. Учитель должен учитывать эти
особенности и,
все виды памяти учащихся.
Практически это означает, что в процессе объяснения учитель должен
сочетать слово с наглядностью, рассказ с элементами беседы, анализ
примеров, записанных на доске, с разбором примеров, подобранных
учащимися, т. к. память у детей разная: зрительная, слуховая, моторная.
Закрепление орфографического материала – один из наиболее ответственных
этапов
урока.
Одним из распространённых недостатков в преподавании русского языка
является недооценка слуховых задач, особенно при закреплении. Выполняя
классную или домашнюю работу, учащиеся обычно воспринимают
орфограмму зрительно, подкрепляя её зрительный образ только моторным
восприятием. Звуковой образ в этом процессе, как правило, не участвует. Не
удивительно поэтому, что даже учащиеся успевающие допускают ошибки в
слуховых диктантах на данное правило. Объясняется это просто: в процессе
работы над материалом учащиеся были ориентированы на зрительное и
моторное восприятие орфограмм, а во время диктанта – на слуховое, то есть
на тот вид памяти, который в работе над материалом не участвовал. Отсюда
видно: работая над орфограммой, учитель должен сочетать задания таким
образом, чтобы в усвоении её участвовали все виды памяти учащихся. С этой
целью я практикую предварительное проговаривание отдельных слов (слов с
непроизносимыми согласными, непроверяемыми гласными, и др.) Провожу
предупредительные,
диктанты.
Индивидуальный подход к учащимся осуществляю и при подготовке к
контрольной работе. Подготовку к диктанту я начинаю за несколько дней до
его проведения. Перед диктантом сообщаю, что нужно конкретно повторить.
Даю для запоминания слова, которые трудны и могут встретиться в диктанте,
провожу тренировку в постановке знаков препинания, разбираем слова по
составу. Когда диктанты написаны, учащиеся их проверяют. Проверку
проводят целенаправленно, под моим руководством. Например, предлагаю им
сначала найти и проверить написание всех, имён существительных, затем
найти прилагательных и глаголы. После такой проверки ещё раз читают текст
и сдают тетради. Иногда, когда работы сданы, спрашиваю, что показалось
наиболее трудным. Затем записываю трудные орфограммы на доску. По
свежим следам правильные написания лучше закрепляются в памяти
учащихся.
К индивидуальной работе с учащимися я приступаю с самого начала учебного
года. А занятия после уроков провожу только тогда, когда ученик много
пропустил или не понял материала. Если же ученик недобросовестно отнёсся

объяснительные

к выполнению задания, от такого требую вторичного его выполнения, иногда
оставляю после уроков. В остальных случаях работу провожу индивидуально
с каждым отстающим учащимся. Практикую ведение тетрадей для
дополнительных работ. В зависимости от характера ошибок я вкладываю в
тетрадь ученика карточку с заданием. Не следует давать сразу несколько
карточек – чтобы не обременять учащихся работой. Учащиеся охотно
работают над своими ошибками при помощи карточек – заданий. Каждая
самостоятельная работа по исправлению ошибок проверяется учителем и в
журнале обязательно выставляются оценки наравне с оценками за
контрольные
работы.

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ
«СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ» УЧЕНИКАМИ
РАБОТЕ

торопить
материал.
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать
ему
веру.
2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходимо время, чтобы он понял
пройденный
его.
3. Каждый урок ­ продолжение предыдущего. Многократное повторение
основного материала ­ один из приемов работы со «слабоуспевающими»
учениками.
4. Вселяя детям надежду в то, что они запомнят, поймут материал, чаще
давайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5. Работа со «слабоуспевающими» детьми – это огромный труд и терпение.
Постепенное развитие памяти, логики, мышления, интереса к учению.
6. Не гонитесь за большим количеством новой информации. Выбирайте из
изучаемого материала главное, многократно повторяйте и закрепляйте его.
7. Умейте расположить таких детей к себе. Общение ­ главная составляющая
любой методики. Только тогда получите и результат обучения.
8. Научитесь управлять классом. Уроки должны быть разнообразными, тогда
внимание учащихся будет приковано к изучаемому материалу.
9. Начав целенаправленно работать со «слабоуспевающими» детьми, помните:
спустя некоторое время их группа вновь разобьется ­ на способных, средних
и...
«слабоуспевающих».
10. Научитесь привлекать к обучению «слабоуспевающих» детей более
сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных ­ посадите их к
«слабым»,
учеба.
продолжается
пусть

1. При опросе «слабоуспевающим» ученикам необходимо давать алгоритм

изложить

последовательно
ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке
домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски;
разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными
пособиями.
2. По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, которые помогут
им
материал.
3. Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на
которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
4. В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу
доброжелательности.
5. В процессе изучения нового материала внимание «слабоуспевающих»
учеников обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы.
Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими понимание
учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в
усвоении
материала.
6. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам
рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок,
допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах.
7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и
указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным
развитием
учении.
самостоятельности
нового
в

Тема
Причины
по

(учитель указывает самостоятельно выявленные причины)

неуспеваемости
теме
Виды опроса

Сроки сдачи материала
Информация родителям (дата)
Результат работы
Ф.

класс
Индивидуальная таблица
ученика ____________________________________________________

Хочу поделиться своим опытом работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Считаю, что учителю для успешной работы с каждым учеником необходимо знать его домашние условия для учебной работы, пробелы в знаниях и их причины, учитывать его интерес к предмету, взаимоотношение с классным коллективом и непосредственно с учителем.

Основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся, на мой взгляд, следующие:
1) незнание познавательных особенностей учащихся;
2) невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала;
3) большое количество пропусков по болезни;
4) мастерство учителя – преподавателя и педагога;

О двух последних причинах достаточно сказано в педагогической литературе. Поэтому остановлюсь только на первых трех причинах неуспеваемости учащихся.
Отставание в умственном развитии от своих сверстников. К этой категории следует отнести детей с замедленным умственным развитием или со слабым умственным развитием. Что скрывать, с такими детьми приходиться работать в обыкновенном классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы, быстро утомляются в процессе умственного труда. Поэтому необходимо создавать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение по отношению к этим детям.

Предлагаю несколько методических приемов:
1) Самый удобной способ проверки знаний таких учащихся – это карточки, перфокарты и т.д. Но при такой форме опроса необходимо дать еще ряд карточек и другим учащимся (задания, естественно, дифференцированные), чтобы у класса создалось впечатление, что проверяется по теме целая группа ребят.
2) Хороший стимулятор в работе с такими учащимися – коллективный урок в сменяющихся парах.
3) Помогают в работе с такими учащимися карточки взаимного контроля, который может быть проведен и по теоретическим вопросам, и по практической части.

Например, для проверки умений и навыков работы с обыкновенными дробями класс разбивается на пять групп. Одна группа проверяет умение складывать, другая – вычитать, третья – умножать, четвертая – делить, пятая – решать примеры на все действия с дробями. Каждый учащийся группы получает от учителя карточку с заданием и контрольную карточку, в которой указываются фамилия ученика, номер его группы и его оценка за выполнение задания. Для каждой группы проводится консультация учителя по заданиям карточки, проверяется решение заданий. Затем каждый ученик обязан проверить умение решать задание его карточки у четверых человек – у одного учащегося каждой из оставшихся групп (с учетом, чтобы фамилии не повторялись) – и оценить их знания.
Итак, каждый ученик получает по пять оценок – одну у учителя и четыре у товарищей. Заполненные контрольные карточки сдаются учителю, и результаты сводятся в общую ведомость для обзора.

4) Эффективна «цепочная» отработка практических навыков при изучении нового материала. Суть ее заключается в том, что решение новых примеров комментируется учениками по цепочке. При этом исправлять решение имеет право только учитель.

Невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала. Одна из проверенных форм работы с учащимися в этом случае – подготовительные консультации перед изучением новой темы. Учитель знакомит ребят с темой следующего урока и повторяет с ними тот старый материал, который нужен для изучения этой темы.

Если учащиеся имеют пробелы по текущим вопросам, то можно предложить следующие формы работы с ними:
1) Парные диалоги с целью проверки теоретических знаний.
В начале урока в течение пяти-семи минут учащиеся, сидящие за одной партой, проверяют друг у друга знание изученного теоретического материала. Они отвечают на поставленные товарищем вопросы, исправляют друг друга и оценивают.
2) Коллективный контрольный урок в сменяющихся парах. Перед таким уроком дома учащиеся готовят карточки с заданием для товарищей по данной теме. Они придумывают или подбирают упражнения и решают их. В классе каждый учащийся решает задания по карточкам товарищей, а те его проверяют и оценивают. При этом ставится цель – «обойти» как можно больше одноклассников.
3) Работа в группах. При отработке практических навыков по какой-либо теме создаются смешанные (по силе) группы. Работа ведется методом обсуждения. Если задания у групп одинаковые, то можно в конце урока провести общую консультацию по решению упражнений. Если задания разные, то для самопроверки учитель должен дать контрольную карту. В конце урока в группе обсуждается участие в работе каждого ученика и ему выставляется соответствующая оценка.
4) При проверке домашнего задания ошибки ребят не только подчеркиваются и исправляются учителем, но и к каждой ошибке учителем даются рекомендации, назначаются дополнительные или индивидуальные задания, даются карточки с подзаданием.
Если отрабатываются сложные темы типа «Решение примеров с дробями на все действия», «Алгебраические преобразования дробных выражений», учащиеся оставляют широкие поля для рецензии ошибок. Если задание не получается, учащийся ставит знак вопроса, а учитель решает это задание прямо в дополнительной тетради ученика. Эти работы проверяются ежедневно и у каждого ученика.
Большое количество пропусков по болезни. В данном случае необходимы послеурочные консультации, дополнительные и следующие занятия.
Но я в обязательном порядке использую метод «контрольных карт». После болезни ученик отрабатывает тему, посещает дополнительные и индивидуальные занятия, получает контрольную карту с вопросами и заданиями по пропущенной теме. Кто-нибудь из товарищей обязательно согласится помочь ему ответить на теоретические вопросы и решить практические задания. Контрольная карта вывешивается в классе для того, чтобы все ребята видели, что пробел в знаниях их товарища ликвидирован.
Вообще бороться с пробелами и ребячьей ленью помогает наглядный графический учет знаний учащихся. И еще – класс должен быть единым рабочим коллективом, а не сборищем индивидуумов, болеющих только за свой личный успех.

“Время выбрало нас…”

Школа, как часть общества, претерпевает те же трудности и проблемы сегодняшнего времени, возможно, даже в усиленном варианте, т.к. главными героями этого учреждения являются три, а то и четыре поколения россиян. Проблема пробелов в знаниях учащихся, к сожалению хроническая и стара как мир. К общим и вечным причинам возникновения этих пробелов добавляются еще и реалии времени, усугубляющие этот процесс. Нельзя не согласиться с анализом, сложившейся в преподавании химии ситуации, сделанным Г.М.Чернобельской , выделившей шесть основных факторов, влияющих на школьное химическое образование:

  • резкое сокращение учебного времени на изучение предмета химии в школе,
  • профильные и “непрофильные” классы,
  • новые стандарты, программы и учебники,
  • внедрение в учебный процесс ИКТ,
  • кадровый вопрос – подготовкам учителей химии.

Список проблем можно продолжать бесконечно, а если на эти проблемы посмотреть глазами учащихся и их родителей в ситуации, когда ученик продолжительное время болел или пришлось поменять школу – становится страшно…

Можно много говорить на эту тему, осуждать, предлагать, негодовать, но наша задача – помочь ученику здесь и сейчас, в тех условиях, которые есть.

I этап этой деятельности условно, можно назвать адаптационным. Как показало время, наиболее действенный и безболезненный способ – самостоятельная работа с текстом учебника или специально подготовленным учителем текстом по данной теме. В большинстве случаев эту работу организую во время первых уроков, как только ученик появился в школе после продолжительного отсутствия. Это целесообразно делать, т.к. у большинства учащихся после долгого отсутствия наступает паника и опускаются руки от осознания того как много пропущено или от непонимания того, что уже изучено одноклассниками, поэтому на данном этапе чем меньше отвлекается на работу класса – тем лучше. Примером такой работы может служить составление конспекта § 14.(Приложение 1 .)

Если материал параграфа сложен или очень объемен, то в такой ситуации лучше использовать адаптированные тексты старых учебников, пособий, справочников или специально составленные учителем по конкретной теме, например, текст составленный учителем для организации самостоятельной работы при изучении специфических свойств серной кислоты. (Приложение 2 .)

II этап я называю корректировка, который проходит в режиме консультации. В зависимости от коммуникативных особенностей отстающего ученика консультацию проводит учитель или подготовленные одноклассники. Здесь главное – диалог, в процессе которого выявляются и ликвидируются пробелы в понимании изучаемого самостоятельно перед этим учащимся учебного материала.

III этап – тренинг и диагностирование в процессе самостоятельного выполнения задач, упражнений, тестов и т.п. по данной теме с установкой, что у ученика есть несколько (2 – 3) попытки выполнить задание без оценки, т.е. работа оценивается, но в журнал выставляется по желанию ученика. Но в конечном итоге оценка должна быть в журнале. При такой организации работы, кроме того, что ликвидируется отставание от учебной программы еще и экономится время учителя и ученика, снимается психологическое напряжение и конфликтность подростков.

Наиболее продолжительным (для учителя) является II этап, т.к. это зависит от способностей ученика и сложности темы.

III этап осуществляется по материалам, которые, как правило, есть у любого учителя в большом количестве и выбирается согласно методики, которой придерживается педагог. Предлагаю тестовый вариант по теме “Общая характеристика подгруппы азота”, выполнение заданий одного варианта рассчитано на 10 – 15 минут. (Приложение 3 .)

При целенаправленной работе учителя в данном направлении – помощь в ликвидации пробелов знаний учащихся – накапливается необходимый материал по всем темам и в разных вариантах: тексты, схемы, справочные таблицы, которые собираются в специальную папку и используются в разных классах с 8 по 11.

Любая работа учителя требует много времени, но данное направление позволяет рационально распределять силы и время и при этом отдача существенная, по нынешним временам это очень важно. Попробуйте и Вы получите удовлетворение от работы!

Использованная литература:

  1. Чернобельская Г.М. , Некоторые факторы, влияющие на школьное химическое образование в России. “Химия” №24, 2009, ИД “Первое сентября”, с.3 – 5.
  2. Корощенко А.С ., ГИА 2009. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). 9 класс. Типовые тестовые задания / А.С.Корощенко, Ю.Н.Медведев. – М.: Издательство “Экзамен”, 2009.
  3. Рудзитис Г.Е. , Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2008, с.39 – 42.
  4. Ковалевская Н.Б. , Химия. 9 класс (в таблицах) – М.: Издательство “Издат-Школа”, 1996.
  5. Журнал “Химия в школе”, Издательство “Центрхимпресс” разных лет.
  6. http://festival.1september.ru