Теоретические основы сестринского дела. Ванны водяные простые - лечение водой. Ванны бывают общими, местными, полуваннами. осуществлять расстановку кадров в отделении из числа среднего и младшего персонала

Раздел 1. Введение в дисциплину «Основы сестринского дела»

1. Государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела

В России предусмотрена система здравоохранения с различными формами собственности: государственная, муниципальная и частная . Она решает вопросы социальной политики и имеет три уровня организации управления.

1. Министерство здравоохранения Российской Федерации, в котором существуют управления:

1) организации медицинской помощи;

2) охраны здоровья матери и ребенка;

3) научных и образовательных медицинских учреждений;

4) кадров и др.;

2. министерство здравоохранения области (края);

3. управление здравоохранения при администрации города.

Задачей социальной политики является достижение такого уровня здоровья, который позволит жить человеку продуктивно при максимально возможной продолжительности жизни.

Основные приоритетные направления социальной политики в области здравоохранения:

1) разработка законов для осуществления реформ;

2) охрана материнства и детства;

3) реформа финансирования (медицинское страхование, использование средств различных фондов для поддержки и лечения соответствующих категорий населения – пенсионеров, безработных и т. д.);

4) обязательное медицинское страхование;

5) реорганизация первичной медико-санитарной помощи;

6) лекарственное обеспечение;

7) подготовка кадров;

8) информатизация здравоохранения.

Базовой основой системы здравоохранения должно быть принятие законов Российской Федерации «О Государственной системе здравоохранения», «О правах пациента» и др.

Уже сегодня формируются рынки медицинских услуг, создаются лечебно-профилактические учреждения с различными формами собственности, стационары одного дня, хосписы, учреждения паллиативной медицины, т. е. такие учреждения, где помощь оказывается безнадежно больным и умирающим. В 1995 г. в России уже было 26 хосписов, в 2000 г. их уже более 100.

2. Основные типы лечебно-профилактических учреждений

Различают два основных типа лечебно-профилактических учреждений: амбулаторные и стационарные.

К учреждениям амбулаторного типа относятся:

1) амбулатории;

2) поликлиники;

3) медико-санитарные части;

4) диспансеры;

5) консультации;

6) станции «скорой помощи».

К учреждениям стационарного типа относятся:

1) больницы;

2) клиники;

3) госпитали;

4) родильные дома;

5) санатории;

6) хосписы.

В целях повышения качества лечебной и профилактической работы с 1947 г. в России проводится объединение поликлиник с амбулаториями и больницами. Такая организация работы способствует повышению квалификации врачей, а тем самым и улучшению качества обслуживания населения.

3. Устройство и основные функции больниц

Различают общие, республиканские, областные, краевые, городские, районные, сельские больницы, которые располагаются чаще в центре обслуживаемой территории. Специализированные больницы (онкологические, туберкулезные и т. д.) располагаются в зависимости от своего профиля, чаще на окраине или за городом, в озелененном районе. Существуют три основных типа строительства больниц:

2) централизованный; 1) павильонный;

3) смешанный.

При павильонной системе на территории больницы размещаются небольшие отдельные здания. Централизованный тип строительства характеризуется тем, что здания соединены крытыми надземными или подземными коридорами. Чаще всего в России строились смешанного типа больницы, где основные неинфекционные отделения размещаются в одном крупном здании, а инфекционные отделения, хозяйственные постройки и тому подобное располагаются в нескольких небольших зданиях. Участок больницы делится на три зоны:

1) здания;

2) зона хозяйственного двора;

3) защитная зеленая зона.

Лечебная и хозяйственная зоны должны иметь отдельные въезды.

Больница состоит из следующих объектов:

1) стационара со специализированными отделениями и палатами;

2) вспомогательных отделений (рентгеновского кабинета, патологоанатомического отделения) и лаборатории;

3) аптеки;

4) поликлиники;

5) пищеблока;

6) прачечной;

7) административных и других помещений.

Больницы предназначены для постоянного лечения и ухода за пациентами с определенными заболеваниями, например хирургическими, терапевтическими, инфекционными, психотерапевтическими и т. д.

Стационар больницы является наиболее важным структурным подразделением, куда принимают пациентов, требующих современных, сложных методов диагностики лечения, и оказывают лечение, уход и другие культурно-бытовые услуги.

Устройство стационара любого профиля включает палаты для размещения пациентов, хозяйственные помещения и санитарный узел, специализированные кабинеты (процедурный, лечебно-диагностический), а также ординаторскую, сестринскую комнаты, кабинет заведующего отделением. Оборудование и оснащение палат соответствует профилю отделения и санитарным нормам. Различают одноместные и многоместные палаты. В палате имеются:

1) кровать (обычные и функциональные);

2) прикроватные тумбочки;

3) столики или стол;

4) стулья;

5) шкаф для одежды пациента;

6) холодильник;

7) умывальник.

Кровати ставят головным концом к стене на расстоянии 1 м между кроватями для удобства перекладывания пациента с каталки или носилок на кровать и ухода за ним. Связь пациента с постом медицинской сестры осуществляется с помощью переговорного устройства или световой сигнализации. В специализированных отделениях стационара каждая койка обеспечена устройством для централизованной подачи кислорода и другой медицинской аппаратурой.

Освещение палат соответствует санитарным нормам (см. СаНПиН 5.). Оно определяется в дневное время световым коэффициентом, который равен отношению площади окон к площади пола, соответственно 1: 5–1: 6. В вечернее время палаты освещаются люминесцентными лампами или лампами накаливания. Кроме общего освещения, имеется и индивидуальное. В ночное время палаты освещаются ночным светильником, установленном в нише около двери на высоте 0,3 м от пола (кроме детских стационаров, где светильники устанавливаются над дверными проемами).

Вентиляция палат проводится с помощью приточно-вытяжной системы каналов, а также фрамуг и форточек из расчета 25 м 3 воздуха на одного человека в час. Концентрация углекислого газа в воздушной среде палаты не должна превышать 0, 1 %, относительная влажность 30–45 %.

Температура воздуха в палатах взрослых не превышает 20 °C, для детей – 22 °C.

В отделении имеются раздаточная и столовая, обеспечивающие одновременный прием пищи 50 % пациентов.

Коридор отделения должен обеспечить свободное передвижение каталок, носилок. Он служит дополнительным резервуаром воздуха в стационаре и имеет естественное и искусственное освещение.

Санитарный узел состоит из нескольких отдельных помещений, специально оборудованных и предназначенных для осуществления:

1) личной гигиены пациента (ванной комнаты, комнаты для умывания);

2) сортировки грязного белья;

3) хранения чистого белья;

4) дезинфекции и хранения суден и мочеприемников;

5) хранения уборочного инвентаря и спецодежды обслуживающего персонала.

Инфекционные отделения больниц имеют боксы, полубоксы, обычные палаты и состоят из нескольких отдельных секций, обеспечивающих функционирование отделения при установлении карантина в одной из них.

Каждое отделение имеет в установленном порядке обязательный для персонала и пациентов внутренний распорядок отделения, который обеспечивает пациентам соблюдение лечебно-охранительного режима: сон и отдых, диетическое питание, систематическое наблюдение и уход, выполнение лечебных процедур и т. д.

4. Содержание деятельности среднего медицинского работника

К функциональным обязанностям медсестры стационара относятся:

1) соблюдение лечебно-охранительного режима отделения;

2) своевременное выполнение врачебных назначений;

3) уход за пациентами;

4) помощь пациенту во время осмотра врачом;

5) наблюдение за общим состоянием пациентов;

6) оказание первой доврачебной помощи;

7) соблюдение санитарно-противоэпидемического режима;

8) своевременная передача экстренного извещения в ЦГСЭН (центр Госсанэпиднадзора) об инфекционном больном;

9) получение лекарственных средств и обеспечение их хранения и учета;

10) а также руководство младшим медицинским персоналом отделения.

Медицинские сестры обязаны систематически повышать квалификацию, посещать занятия и конференции, организуемые в отделении и лечебном учреждении.

Участковая (семейная) медицинская сестра поликлиники , работающая на приеме с врачом, помогает ему, оформляет различную документацию, обучает пациентов подготовке к различным процедурам, лабораторным и инструментальным исследованиям. Медицинская сестра поликлиники осуществляет работу на дому: выполняет врачебные назначения, обучает родственников необходимым элементам ухода, дает рекомендации по созданию комфортных условий для пациента с целью удовлетворения его жизненно важных физиологических потребностей, оказывает психологическую поддержку пациенту и его семье, осуществляет мероприятия по профилактике осложнений и укреплению здоровья своих пациентов.

Круг обязанностей фельдшера достаточно широк, в особенности в отсутствие врача. На фельдшерско-акушерском пункте (ФАПе) фельдшер самостоятельно выполняет стационарную, консультативную, амбулаторную помощь, помощь на дому, санитарно-профилактическую работу, выписывает лекарственные средства из аптеки и т. д. В лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) – работает под руководством врача.

Содержание деятельности акушерки роддома и женской консультации зависит от конкретных особенностей работы. Она самостоятельно или вместе с врачом принимает роды, проводит лечебно-профилактическое обслуживание беременных, матерей и новорожденных. Она активно выявляет гинекологических больных, проводит психо-профилактическую подготовку женщин к родам, наблюдение за беременной, обеспечивает беременным прохождение всех необходимых исследований. Акушерка, как и медицинская сестра поликлиники, проводит большую патронажную работу, выполняет непосредственно обязанности медицинской сестры.

Для выполнения своих обязанностей фельдшер, медицинская сестра и акушерка должны обладать определенным объемом знаний и практических навыков, нести ответственность за процесс ухода и проявлять милосердие. Они совершенствуют свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту оптимальный уход, удовлетворить физиологические потребности пациента и защитить здоровье населения.

Они участвуют в работе по ликвидации инфекционных очагов, проводят профилактические прививки, осуществляют вместе с врачом санитарный надзор детских учреждений.

Средние медицинские работники, имеющие специальную подготовку , могут работать в рентгенологических; физиотерапевтических и других специализированных отделениях и кабинетах.

За присвоение себе функций, на которые они не имею права, средние медицинские работники несут дисциплинарную или уголовную ответственность. 5. Философия сестринского дела

Философия (от фил и греч. sophia «люблю и мудрость», «любовь к мудрости») – это форма духовной деятельности человека, в которой находят свое отражение вопросы целостной картины мира, положения человека в мире, отношений между человеком и миром в результате этого взаимодействия. Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестринском общении все чаще появлялись новые термины, которые уточнялись, развивались, обсуждались. Они обсуждаются и сейчас. Возникла необходимость нового качества знаний медсестры.

На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся 27 июля-14 августа 1993 г. в Голицино, были введены новые термины и понятия в сестринское дело. Согласно международной договоренности философия сестринского дела базируется на четырех основных понятиях, таких как:

1) пациент;

2) сестра, сестринское дело;

3) окружающая среда;

4) здоровье.

Пациент – человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его.

Сестра – специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела

и имеющий право на сестринскую работу.

Сестринское дело – часть медицинского ухода за пациентом, его здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды.

Окружающая среда – совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, в которых протекает жизнедеятельность человека.

Здоровье – динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации, средство жизни.

Основными принципами философии сестринского дела являются уважение к жизни, достоинству, правам человека.

Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества.

Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом, пациентом и ответственность общества перед медицинской сестрой. Общество обязано признавать важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентировать, поощрять его через издания законодательных актов.

Сущностью современной модели сестринского дела как научной теории является обоснование различных подходов к содержанию и оказанию сестринской помощи.

В профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс» , под которым понимают системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента.

В настоящее время сестринский процесс является сердцевиной сестринского образования в России.

Создается теоретическая научная база сестринской помощи. Через сестринский процесс медсестра должна обрести профессиональную независимость и самостоятельность, быть не просто исполнителем воли врача, а превратиться в творческого человека, умеющего понимать и видеть в каждом пациенте личность, его внутренний духовный мир. Российское здравоохранение остро нуждается в медсестрах, владеющих современной философией сестринского дела, знающих психологию человека, способных к педагогической деятельности.

Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсестры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы, общения с пациентом.

Сестра, разделяющая принятую философию, принимает на себя следующие этические обязанности (правильно или неправильно мы поступаем):

1) говорить правду;

2) делать добро;

3) не причинять вреда;

4) уважать обязательства других;

5) держать слово;

6) быть преданной;

7) уважать право пациента на самостоятельность.

Согласно теории сестринской философии цели, к которым стремится сестра, т. е. результаты ее деятельности, называются этическими ценностями (идеалами): профессионализм, здоровье, здоровая окружающая среда, независимость, человеческое достоинство, забота (уход).

Философия сестринского дела отражает и личные качества медсестры, которыми должна обладать хорошая медсестра, – добродетели, определяющие, что является добром, а что злом в людях: знание, умение, сострадание, терпение, целеустремленность, милосердие.

Этические принципы определяют Этический кодекс медсестры в каждой из стран, в том числе и в

России, и являются стандартами поведения медсестер и средством самоуправления для профессиональной медсестры.

6. Сестринская деонтология

Сестринская деонтология – наука о долге перед пациентом и обществом, профессиональном поведении медицинского работника, является частью сестринской этики.

Наш соотечественник А. П. Чехов писал: «Профессия медика – подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».

Медицинскому работнику доверяется самое дорогое – жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом. К сожалению, и сейчас встречаются случаи безответственного отношения к пациенту, стремление снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другого, и т. д. Все эти явления недопустимы. Надо помнить: интересы пациента превыше всего.

Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по-сестрински оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента.

Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.

Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:

1) внутренняя культура . Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности;

2) внешняя культура: приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид и т. п. Основными качествами медицинского работника, причем качествами именно его внутренней культуры, являются:

1) скромность – простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе;

2) справедливость – самая высокая добродетель медицинского работника. Справедливость является основой его внутренних побуждений. Цицерон говорил, что имеются два начала справедливости: «Никому не вредить и приносить пользу обществу»;

3) честность – должна соответствовать всем делам медицинского работника. Она должна стать основой его повседневных помыслов и стремлений;

4) доброта – неотъемлемое качество внутренней культуры хорошего человека.

Хороший человек – это прежде всего такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести, и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помогает словом и делом.

Понятие «внешняя культура медицинского работника» включает в себя:

1) внешний вид. Основное требование к одежде медика – чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту. «Медикам следует держать себя чисто, иметь хорошую одежду, ибо все это приятно для больных» (Гиппократ).

Помните! Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно;

2) культуру речи. Она является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т. д. Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т. д. Иногда речь медицинских работников пересыпана модными, жаргонными словами, примитивна, пациент не проникается доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию.

Основными принципами сестринской этики и деонтологии , изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России, являются:

1) гуманность и милосердие, любовь и забота;

2) сострадание;

3) доброжелательность;

4) бескорыстие;

5) трудолюбие;

6) учтивость и др.

7. Сестринское дело, его цели и задачи

Сестринское дело является составной частью системы здравоохранения, областью деятельности, направленной на решение проблем индивидуального и общественного населения в меняющихся условиях окружающей среды. Сегодня сестринское дело – это наука и искусство ухода за пациентом, направленное на решение проблем пациента. Сестринское дело как наука имеет свои теории и методы, которые являются концептуальными и используются с целью удовлетворения потребностей пациента. Как наука сестринское дело опирается на знания, проверенные на практике. Раньше сестринское дело заимствовало знания у медицины, психологии, социологии, культурологии. Сейчас к ним прибавляются новые разделы (теория и философия сестринского дела, менеджмент, лидерство в сестринском деле, маркетинг сестринских услуг, сестринская педагогика, общение в сестринском деле), создается уникальная, особенная структура знаний в сестринской области.

Искусство и научный подход проявляются в общении с пациентом и персоналом, в умении эффективно строить сестринский процесс. Являясь искусством и наукой, сестринское дело в настоящее время ставит перед собой следующие задачи:

1) разъяснять населению назначение и важность сестринского дела;

2) привлекать, развивать и эффективно использовать сестринский потенциал для расширения профессиональных обязанностей и удовлетворения потребностей населения в сестринских услугах;

3) вырабатывать у медсестер определенный стиль мышления по отношению к людям, здоровью и окружающей среде;

4) обучать медсестер культуре общения с пациентами, членами их семей, коллегами, учитывая этические, эстетические и деонтологические аспекты поведения;

5) разрабатывать и внедрять новые технологии сестринской помощи;

6) обеспечивать высокий уровень медицинской информации;

7) создавать эффективные стандарты качества сестринской помощи;

8) проводить научно-исследовательскую работу в области сестринского дела.

Известно, что роль и задачи медсестры определяются историческими, социальными и культурными факторами, а также общим уровнем состояния здоровья того или иного общества.

Для выполнения поставленных задач, утверждения сестринского дела как профессии необходимо иметь:

1) научно обоснованную стратегию развития сестринской практики;

2) единую терминологию как инструмент для стандартизации профессионального языка медсестер.

СЕСТРИНСКОГО

АЛГОРИТМЫМАНИПУЛЯЦИЙ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧИЛИЩ И КОЛЛЕДЖЕЙ

Рекомендовано ГОУ ВПО «Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова» в качестве учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям 060109.52 «Сестринское дело» и 060101.52 «Лечебное дело» по дисциплине «Основы сестринского дела»

УДК 616-083(07)

ББК 53.5я7 0-75

Регистрационный №641 рецензии от 25.12.2009 г. ФГУ Федеральный институт развития образования

Широкова Н.В. - преподаватель сестринского дела Московского областного медицине колледжа № 2.Островская И. В. - доцент кафедры управления сестринской деятельностью ММА И.М. Сеченова.Клюйкова И.Н. - преподаватель основ сестринского дела Люберецкого медицинского кс леджа.Морозова НА. - преподаватель основ сестринского дела Мытищинского медицине училища.Морозова Г.И. - преподаватель основ сестринского дела Московского областного медр ского колледжа.

Гусева И.А. - преподаватель основ сестринского дела Ногинского медицинского учил?

0-75 Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций : учебное пособие / Н.В. Широкова и др. - M. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 160 с. ISBN 978-5-9704-1341-8

Учебное пособие содержит алгоритмы выполнения необходимых процедур по уходу пациентами и призвано улучшать качество оказываемой медицинской помощи.

Пособие разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации 18 декабря 2002 г. «О техническом регулировании»; положениями государственной систе\ стандартизации Российской Федерации (ГОСТ Р 1.0-92-ГОСТ Р 1.5-92); общими требов ниями к специалистам в области сестринского дела.

УДК 616-0831" ББК53.5*

Права на данное издание принадлежат ООО Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа». Воспроизведен и распространение в каком бы то ни было виде части или целого издания не могут быть осуществле без письменного разрешения ООО Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа».

ООО Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010 ООО

Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», оформление, 2010

ISBN 978-5-9704-1605-1

Глава 1. Сестринское обследование............................................................................................................................

Исследование пульса на лучевой артерии..............................................................................................................

Измерение температуры тела в подмышечной области (в условиях стационара) .............................................

Измерение артериального давления.....................................................................................................................

Измерение роста пациента.....................................................................................................................................

Взвешивание и определение массы тела..............................................................................................................

Глава 2. Инфекционная безопасность. Инфекционный контроль.........................................................................

Проведение дезинфекции и предстерилизационнои очистки изделий медицинского

назначения в один этап ручным способом...........................................................................................................

Глава 3. Прием пациента...........................................................................................................................................

Обработка пациента с педикулезом......................................................................................................................

Глава 4. Безопасная больничная среда. Лечебно-охранительный режим.............................................................

Поворачивание пациента и размещение его в положении на правом боку

......................................................

Переведение пациента из положения на спине в положение Симса.................................................................

Перемещение пациента с гемиплегией в положение на животе........................................................................

Размещение пациента с гемиплегией в положении Фаулера.............................................................................

Размещение пациента в положении лежа на спине.............................................................................................

Глава 5. Личная гигиена пациента............................................................................................................................

Смена постельного белья поперечным способом................................................................................................

Смена постельного белья продольным способом..............................................................................................

Смена рубашки тяжелобольному.........................................................................................................................

Помощь пациенту в использовании судна или мочеприемника.......................................................................

Уход за наружными половыми органами мужчин............................

". .........

: .....................................................

Уход за наружными половыми органами и промежностью женщин................................................................

Утренний туалет тяжелобольного: умывание....................................................................................................

Утренний туалет тяжелобольного: туалет полости рта......................................................................................

Аппликация - медикаментозное воздействие на слизистую оболочку полости рта......................................

Утренний туалет тяжелобольного: туалет глаз...................................................................................................

Утренний туалет тяжелобольного: туалет носа...................................................................................................

Утренний туалет тяжелобольного: туалет ушей.................................................................................................

Глава 6. Кормление пациента...................................................................................................................................

Кормление пациента в постели с помощью поильника.....................................................................................

Кормление пациента в постели с помощью ложки.............................................................................................

Кормление пациента через назогастральный зонд.............................................................................................

Уход за назогастральным зондом.........................................................................................................................

Кормление пациента через гастростому..............................................................................................................

Глава 7. Методы простейшей физиотерапии. Гирудотерапия...............................................................................

Применение горчичников.....................................................................................................................................

Применение грелки................................................................................................................................................

Применение пузыря со льдом...............................................................................................................................

Постановка согревающего компресса..................................................................................................................

Постановка холодного компресса........................................................................................................................

Постановка банок..................................................................................................................................................

Постановка пиявок (гирудотерапия)....................................................................................................................

Подача увлажненного кислорода через носовой катетер..................................................................................

Глава 8. Применение лекарственных средств.........................................................................................................

Закапывание в нос масляных капель...................................................................................................................

Закапывание в нос сосудосуживающих капель..................................................................................................

Обучение пациента применению карманного ингалятора................................................................................

Введение пациенту суппозитория со слабительным действием.......................................................................

Набор лекарственного средства из ампулы........................................................................................................

Разведение антибиотиков.....................................................................................................................................

Выполнение внутрикожной инъекции................................................................................................................

Выполнение подкожной инъекции......................................................................................................................

Выполнение внутримышечной инъекции...........................................................................................................

Выполнение внутривенной инъекции.................................................................................................................

Заполнение инфузионной системы......................................................................................................................

Проведение инфузии.............................................................................................................................................

Глава 9. Клизмы. Газоотводная трубка. Калоприемник.........................................................................................

Очистительная клизма..........................................................................................................................................

Сифонная клизма...................................................................................................................................................

Клизма масляная послабляющая.........................................................................................................................

Клизма гипертоническая послабляющая............................................................................................................

Лекарственная микроклизма................................................................................................................................

Капельная клизма..................................................................................................................................................

Постановка газоотводной трубки........................................................................................................................

Алгоритм действий пациента при замене адгезивного (клеящегося) калоприемника....................................

Глава 10. Катетеризация мочевого пузыря..............................................................................................................

Катетеризация мочевого пузыря женщины резиновым катетером..................................................................

Катетеризация мочевого пузыря мужчины резиновым катетером...................................................................

Постановка и фиксация постоянного катетера............................................

: ...................................................

Промывание мочевого пузыря...........................................................................................................................

Глава 11. Пункции...................................................................................................................................................

Участие медсестры в проведении плевральной пункции................................................................................

Участие медсестры в проведении люмбальной пункции................................................................................

Участие медсестры в проведении стернальной пункции................................................................................

Участие медсестры в проведении абдоминальной пункции...........................................................................

Глава 12. Лабораторные и инструментальные исследования..............................................................................

Методические указания «Правила и техника получения проб клинического материала

для исследования в лаборатории клинической микробиологии» ..................................................................

Мазок из зева.......................................................................................................................................................

Мазок из носа.......................................................................................................................................................

Забор крови из периферической вены...............................................................................................................

Взятие крови из вены в вакуумные контейнеры..............................................................................................

Сбор мокроты на клинический анализ..............................................................................................................

Сбор мокроты на бактериологическое исследование......................................................................................

Сбор мокроты на микобактерии туберкулеза...................................................................................................

Сбор мокроты на опухолевые клетки (атипичные) ..........................................................................................

Взятие кала для копрологического исследования............................................................................................

Взятие кала для бактериологического исследования......................................................................................

Взятие кала для исследования на скрытую кровь............................................................................................

Взятие кала для обнаружения простейших......................................................................................................

Взятие кала для анализа на яйца гельминтов....................................................................................................

Сбор мочи на общий клинический анализ........................................................................................................

Сбор мочи на сахар в суточном количестве......................................................................................................

Сбор мочи на диастазу........................................................................................................................................

Сбор мочи по Нечипоренко................................................................................................................................

Сбор мочи по Зимницкому.................................................................................................................................

Подготовка пациента к фиброэзофагогастродуоденоскопии..........................................................................

Глава 13. Зондовые манипуляции...........................................................................................................................

Промывание желудка толстым зондом.............................................................................................................

Промывание желудка тонким зондом...............................................................................................................

Взятие желудочного содержимого для исследования секреторной функции желудка................................

Дуоденальное зондирование (фракционный способ) .......................................................................................

Глава 14. Сердечно-легочная реанимация вне лечебного учреждения...............................................................

Сердечно-легочная реанимация, проводимая одним спасателем...................................................................

Сердечно-легочная реанимация, проводимая двумя спасателями..................................................................

Глава 15. Обращение с трахеостомической трубкой............................................................................................

Уход за пластиковой трахеостомической трубкой с несдувающейся манжетой...........................................

Обучение пациента уходу за трахеостомической трубкой..............................................................................

ГЛАВА 1 СЕСТРИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПУЛЬСА НА ЛУЧЕВОЙ АРТЕРИИ

Цель: диагностическая.

Показания: назначения врача, профилактические осмотры.Оснащение: часы или секундомер, температурный лист, ручка.

Обоснование

I. Подготовка к процедуре

1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и

2. Объяснить пациенту цель и последовательность процедуры

Психологическая подготовка пациента

3. Получить согласие пациента на процедуру

Соблюдение прав пациента

4. Подготовить необходимое оснащение

Проведение процедуры и документирование

ее результатов

5. Вымыть и осушить руки

П. Выполнение процедуры

1. Предложить пациенту сесть или лечь. При этом руки должны

быть расслаблены, кисть и предплечье не должны быть «на

2. Прижать II, III, IV пальцами лучевые артерии на обеих руках

Определение синхронности пульса. Если

пациента у основания большого пальца (I палец

пульс синхронный, то в дальнейшем

находиться на тыльной стороне кисти), почувствовать

исследование проводят на одной руке

пульсацию и слегка сдавить артерии

3. Определить ритм пульса. Если пульсовая волна следует одна

Ритм периферического пульса

за другой через равные промежутки времени, то

совпадать с ритмом сердечных сокращений.

ритмичный, если нет - аритмичный. При выраженной

сердечных

аритмии проводят дополнительное исследование на предмет

сокращений

частотой

выявления дефицита пульса

периферического пульса в ту же минуту

называется дефицитом пульса

4. Определить частоту пульса в минуту: взять часы или

Обеспечение точности определения частоты

пульса. Нормальная частота пульса:

30 с. Умножить результат на два (если пульс ритмичный) и

от 2 до 5 лет - около 100 уд/мин; от 5 до 10

получить частоту пульса. Если пульс аритмичный, то следует

лет - около 90 уд/мин; взрослые мужчины

подсчитывать количество пульсовых ударов в течение 60 с.

65-80 уд/мин;

взрослые

женщины -

Частота пульса зависит от возраста, пола, физической

75-85 уд/мин; пульс чаще 80 уд/мин -

активности

тахикардия; пульс реже 60 уд/мин -

брадикардия

5. Определить наполнение пульса: если пульсовая волна четкая,

Наполнение

пульса зависит

от объема

то пульс полный, если слабая -пустой, если пульсовая волна

циркулирующей

величины

очень слабо прощупывается, то пульс нитевидный

сердечного выброса

6. Определить напряжение пульса. Для этого нужно прижать

Обеспечение

точности

определения

артерию сильнее, чем прежде, к лучевой кости. Если

напряжения пульса.

Оно зависит от тонуса

пульсация полностью прекращается, напряжение слабое,

артериальных сосудов. Чем выше показатели

пульс мягкий; если ослабевает - напряжение умеренное;

АД, тем напряженнее пульс

если пульсация не ослабевает - пульс напряженный, твердый

7. Сообщить пациенту результат исследования

Право пациента на информацию

III. Окончание процедуры

Обеспечение инфекционной безопасности

1. Вымыть и осушить руки

2. Сделать запись, отразив в ней полученные результаты и

Обеспечение преемственности сестринского

реакцию пациента

Примечание. Для определения пульса можно использовать височную, сонную, подключичную, бедренную артерии, тыльную артерию стопы.

ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА В ПОДМЫШЕЧНОЙ

ОБЛАСТИ (В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА)

Цель: диагностическая.

Показания: плановое измерение температуры утром и вечером, у больных с лихорадкой - по назначению врача.

Оснащение: часы, медицинский максимальный термометр, ручка, температурный лист, полотенце или салфетка, емкость с дезинфицирующим раствором.

Обоснование

I. Подготовка к процедуре

Установление контакта с пациентом

Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и

уважительно представиться, уточнить, как к нему обращаться,

если медсестра видит пациента впервые

При незнании пациентом цели и последовательности

Психологическая подготовка пациента к

процедуры объяснить их ему

процедуре

Получить согласие пациента на процедуру

Соблюдение прав пациента

4. Вымыть и осушить руки

Профилактика внутрибольничной инфекции

5. Подготовить необходимое оснащение. Убедиться в

Обеспечение безопасности пациента и

целостности термометра и в том, что показания на шкале не

достоверности

результата

измерения

превышают 35 °С. В противном случае встряхнуть термометр

температуры

так, чтобы столбик ртути опустился ниже 35 "С

П. Выполнение процедуры

Обеспечение достоверности результата

1. Осмотреть подмышечную область, при необходимости

протереть ее насухо салфеткой или попросить пациента

сделать это.

Внимание! При наличии гиперемии, местных воспалительных

процессов измерение температуры проводить нельзя

2 . Поместить резервуар термометра в подмышечную область так,

Обеспечение

получения

чтобы он со всех сторон плотно соприкасался с телом

достоверного результата

пациента (прижать плечо к грудной клетке)

3. Оставить термометр не менее чем на 10 мин. Пациент должен

Обеспечение достоверности результатов

лежать в постели или сидеть

4. Извлечь термометр. Оценить показатели, держа термометр

Оценка результатов измерения

горизонтально на уровне глаз

5. Сообщить пациенту результаты термометрии

III. Окончание процедуры

Подготовка

термометра

к последующему

1. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в

измерению температуры тела

резервуар

2. Погрузить термометр в дезинфицирующий раствор

Обеспечение инфекционной безопасности

3. Вымыть и осушить руки

Обеспечение инфекционной безопасности

4. Сделать отметку показателей температуры в температурном

Обеспечение

преемственности

наблюдения

листе. О пациентах с лихорадкой сообщить дежурному врачу

за пациентом

ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ

Цель: диагностическая.

Показания: назначение врача, профилактические осмотры.

Оснащение: тонометр, фонендоскоп, спирт, тампон (салфетка), ручка, температурный лист.

Обоснование

I. Подготовка к процедуре

Установление контакта с пациентом

1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и

уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему

обращаться, если медсестра видит пациента впервые

2. Объяснить пациенту цель и последовательность проведения

Психологическая подготовка к манипуляции

процедуры

3. Получить согласие на процедуру

Соблюдение прав пациента

4. Предупредить пациента о процедуре за 15 мин до ее начала,

Обеспечение достоверности результата

если исследование проводится в плановом порядке

5. Подготовить необходимое оснащение

Обеспечение

эффективного

проведения

процедуры

6. Вымыть и осушить руки

Обеспечение инфекционной безопасности

7. Соединить манометр с манжетой и проверить положение

Проверка

исправности

готовности

стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы

аппарата к работе

8. Обработать мембрану фонендоскопа спиртом

Обеспечение инфекционной безопасности

П. Выполнение процедуры

Исключение

возможной

недостоверности

1. Усадить или уложить пациента, обеспечив положение руки,

результатов (каждые 5 см смещения

при котором середина манжеты находится на уровне сердца.

середины

относительно уровня

Наложить манжету на обнаженное плечо пациента на 2-3 см

приводят

завышению или

выше локтевого сгиба (одежда не должна сдавливать плечо

занижению показателей АД на 4 мм рт.ст.).

выше манжеты); закрепить манжету так, чтобы между ней и

Исключение лимфостаза, возникающего при

плечом помещались 2 пальца (или 1 палец у детей и взрослых с

нагнетании воздуха в манжету и пережатии

малым объемом руки).

Обеспечение

достоверности

Внимание! Не следует измерять АД на руке со стороны

результата

произведенной мастэктомии, на слабой руке пациента после

инсульта, на парализованной руке

2. Предложить пациенту правильно положить руку: в разогнутом

Обеспечение

максимального

разгибания

положении ладонью вверх (если пациент сидит, попросить

конечности

подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки)

3. Найти место пульсации плечевой артерии в области локтевой

Обеспечение достоверности результата

впадины и слегка прижать к коже в этом месте (не прилагая

усилий) мембрану фонендоскопа

4. Закрыть вентиль на «груше», повернув его вправо, и нагнетать

Исключение

дискомфорта,

связанного с

в манжету воздух под контролем фонендоскопа до тех пор,

чрезмерным

пережатием

пока давление в манжете (по показаниям

манометра) не

Обеспечение достоверности результата

превысит на 30 мм рт.ст. тот уровень, при котором исчезла

пульсация

5. Повернуть вентиль влево и начать выпускать

воздух из

Обеспечение достоверности результата

манжеты со скоростью 2-3 мм рт.ст./с, сохраняя положение

фонендоскопа. Одновременно выслушивать тоны на плечевой

артерии и следить за показателями шкалы манометра

6. При появлении первых звуков (тоны Короткова) «отметить» на

Обеспечение

достоверности

результата.

шкале манометра числа и запомнить их - они соответствуют

Значения систолического давления должны

показателям систолического давления

совпадать с показателями манометра, при

которых исчезла пульсация в процессе

нагнетания воздуха в манжету

7. Продолжая выпускать воздух, отметить

показатели

Обеспечение достоверности результата

диастолического давления, соответствующие ослаблению или

полному исчезновению громких тонов Короткова.

Продолжать аускультацию до снижения давления в манжете

на 15-20 мм рт.ст. относительно последнего тона

8. Округлить данные измерения до 0 или 5,

зафиксировать

Обеспечение

достоверного

результата

результат в виде дроби (в числителе -

систолическое

измерения АД

давление; в знаменателе - диастолическое), например 120/75

мм рт.ст. Выпустить воздух из манжеты полностью.

Повторить процедуру измерения артериального давления

два-три раза с интервалом 2-3 мин. Зафиксировать средние

показатели

9. Сообщить пациенту результат измерения.

Обеспечение права пациента на информацию

Внимание! В интересах пациента не всегда сообщают

достоверные данные, полученные при исследовании

III. Окончание процедуры

Обеспечение инфекционной безопасности

1. Обработать мембрану фонендоскопа спиртом

2. Вымыть и осушить руки

Обеспечение инфекционной безопасности

3. Сделать запись, отразив в ней полученные

результаты и

Обеспечение преемственности наблюдения

реакцию пациента

Примечание. При первом визите пациента следует измерить ему давление на обеих руках, в дальнейшем - только на одной, отмечая, на какой именно. При выявлении устойчивой значительной асимметрии все последующие измерения проводить на руке с более высокими показателями. В противном случае измерения проводят, как правило, на «нерабочей руке».

С.А.Мухина,

И.И.Тарновская

Практическое руководство к предмету

«Основы сестринского дела»

ББК 53.5 М 94

Рецензенты: Струтынский А.В., д. м. н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики внут­ ренних болезней лечебного факультета Российского государственного медицинс­ кого университета.

Коваленко Т.В., директор Московского медицинского колледжа №2.

Мухина З.В., главная медсестра клинического центра Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова.

М у х и н а С.А., Т а р н о в с к а я И.И.

М 94 Практическое руководство к предмету "Основы с е с т р и н с к о г о дела". Учебное пособие. - М.: Рсдник, 2002352 с.

ISBN 5-85895-038-4

Рекомендовано управлением научных и образовательных медицинских учреждений Мин­ здрава России в качестве учебника по предмету «Основы сестринского дела» для студентов медицинских училищ и колледжей. Представляет интерес для студентов факультетов ВСО и практикующего сестринского персонала.

ISBN 5-85895-038-4

Тарновская

"Родник", 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемый читателю учебник «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» авторов С. А. Мухиной и И. И. Тарновской - это следующая после «Теоретических основ сестринского дела» книга, написанная известными авторами и адресованная сту­ дентам медицинских колледжей и учащимся медицинских училищ.

Выход в свет данного практического руководства к базисному пред­ мету подготовки сестер является весьма актуальным и своевремен­ ным. Ценность учебника в том, что он полностью соответствует про­ грамме предмета «Основы сестринского дела» в рамках Государствен­ ного образовательного стандарта по специальности «Сестринское де­ ло», принятие которого позволило определить границы единого обра­ зовательного пространства подготовки медицинских сестер на всей территории Российской Федерации.

Учебник состоит из 16 глав, каждая из которых раскрывает наибо­ лее важные проблемы практической деятельности медицинских сес­ тер. Достоинством учебника является подробно разработанная глава «Инфекционный контроль», содержащая современные методы профи­ лактики внутрибольничной инфекции, интересные статистические дан­ ные, глоссарий,таблицы.

Новым является и введение такого раздела, как «Безопасность сре­ ды на рабочем месте медицинской сестры». Большое внимание уделя­ ют авторы вопросам ухода за тяжелыми больными.

Интересны для специалистов и главы «Уход за стомами», «Сер­ дечно-легочная реанимация», расширяющие рамки использования учеб­ ника. Материал представлен в большинстве случаев в виде кратких и четко сформулированных алгоритмов действий медицинской сестры.

Книга богато иллюстрирована, содержит большое количество ри­ сунков, схем и таблиц, повышающих наглядность учебного материала.

Современное содержание учебника, его высокий методический уро­ вень, хороший литературный язык позволяют рекомендовать его не только студентам медицинских колледжей и учащимся медицинских училищ, но и студентам факультетов высшего сестринского образова­ ния, а также студентам первого курса лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов Российской Федерации.

Н. И. ВОЛОДИН

Опыт важнее изучения,но без предварительного изучения часто будешь ошибаться.

Т. Билорот «Домашний уход за больными»

Много сказано и написано о том, что каждая жен­ щина может быть хорошей сиделкой. Я же, напро­ тив, полагаю, что основы ухода почти неизвестны, и этому нужно учиться.

Флоренс Найтингейл(1859)

ВВЕДЕНИЕ

Практическое руководство составлено в соответствии с новым содержанием пред­ мета, предусмотренным государственным образовательным стандартом по специ ­ альности 0406 «Сестринское дело», 0407 «Лечебное дело», 0408 «Акушерское дело». Большинство рассматриваемых в учебнике технологий и процедур стандартизированы.

Впервые в учебнике подробно изложены меры, с п о с о б с т в у ю щ и е безопасности сестры на рабочем месте (профилактика травмы позвоночника, уменьшение воздей­ ствия токсичных веществ, облучения, инфекции).

Освещается уход за тяжелобольными: приготовление постели, размещение па­ циента, профилактика пролежней, помощь в одевании, кормлении, умывании и т. д.

Раскрыты психологические проблемы, возникающие у пациента в связи с невоз­ можностью удовлетворять физиологические потребности.

В соответствии с программой в учебнике подробно даны принципы ухода за пациентом со стомой, реабилитации, а также обучения по уходу за стомой в домашних условиях.

Все процедуры и технологии в учебнике изложены в виде алгоритмов, приближа ­ ющихся к современным стандартам сестринской практики.

Авторы будут благодарны организаторам сестринских служб, сестринскому пер ­ соналу лечебных учреждений, преподавателям сестринских образовательных учебных заведений, а также студентам сестринских факультетов медицинских училищ, коллед­ жей, вузов за отзывы и замечания по содержанию и форме учебника.

Инфекционный контроль

Студент должен знать:

Понятие «инфекционный контроль»;

- элементы инфекционного процесса;

- определение «внутрибольничная инфекция» (ВБИ);

- масштаб проблемы ВБИ;

- резервуары возбудителей ВБИ;

- способы передачи ВБИ;

- группы риска ВБИ;

- общие меры предосторожности в связи с проблемой ВБИ;

- уровни мытья рук;

- понятия «деконтаминация», «очистка», «дезинфекция», «стерилизация»;

- способы очистки инструментов;

- преимущества и недостатки различных групп дезинфектантов;

- о потенциальном риске для здоровья сестры при неправильном приготовлении и использовании дезинфицирующих средств;

- документы, регламентирующие режимы дезинфекции;

- способы и режимы дезинфекции предметов ухода за больными, белья, инструментов;

- средства дезинфекции;

- способы и этапы предстерилизационной очистки;

- способы контроля качества предстерилизационной очистки;

- методы и режимы стерилизации;

- методы контроля паровой и воздушной стерилизации;

- принципы работы ЦСО;

- меры предосторожности при работе с острыми и режущими ин­ струментами.

Студент должен уметь:

- мыть руки до и после любой манипуляции (на социальном и ги­ гиеническом уровне);

- надевать и снимать нестерильный халат;

- надевать стерильные и снимать использованные перчатки;

- надевать и снимать маску;

- пользоваться дезинфицирующими средствами;

- проводить предстерилизационную очистку инструментария;

- проводить пробы для определения качества предстерилизацион­ ной очистки;

ГЛОССАРИЙ

Определение

Вирулентные микроорганизмы

Микроорганизмы, вызывающие заболевание

Генерализованная форма инфекции

Инфекция, распространяющаяся по всему

организму, поражая различные ткани и

Госпитальный штамм микроорганизмов

Микроорганизмы, изменившие свою структуру

в ЛПУ и обладающие полирезистентностью

Дезинфекция

Процесс,уменьшающий количество

патогенных микроорганизмов (кроме

бактериальных спор) находящихся на живом

организме или коже, количество которых для

здоровья неопасно

Деконтаминация

Процесс удаления или уничтожения

микроорганизмов с целью обезвреживания

и защиты - очистка. дезинфекция,

стерилизация

Детергенты

Моющие средства

Интактная кожа

Кожа, не имеющая отклонений в структуре и

Инвазивные процедуры

Манипуляции, при которых нарушается

целостность тканей, сосудов, полости

Контаминация

Обсеменение

Процесс удаления с поверхности объекта

инородных тел (органических остатков,

микроорганизмов и т. д.)

Пирогенный

Повышающий температуру тела

Постоянные микроорганизмы

Живущие и размножающиеся в

поверхностных и глубоких слоях кожи

Резистентность

Устойчивость

Резидентный штамм микроорганизмов

Микроорганизмы, присутствующие в норме,

обязательные, пристеночные. В обычных

условиях заболеваний не вызывают

Реконтаминация

Повторное обсеменение

Стерилизация

Процесс уничтожения всех микроорганизмов,

включая бактериальные споры

Транзиторные микроорганизмы

Непостоянные, необязательные, просветные

микроорганизмы, появляющиеся вследствие

свежего контакта и имеющие ограниченный

срок жизни

Экспозиционная выдержка

Промежуток времени для наступления

дезинфекции (стерилизации)

1.1. Проблема внутрибольничной инфекции

Во всем мире внутрибольничные инфекции являются актуальной проблемой. Оте­ чественные и зарубежные исследователи свидетельствуют: внутрибольничная инфек­ ция (ВБИ) возникает как м и н и м у м у 5 - 1 2 % пациентов, поступающих в ЛПУ. Смерт­ ность от нее достигает 2 5 % , а у новорожденных ВБИ - основная причина смертности.

В стационарах различного профиля периодически возникают эпидемические вспышки.

К ВБИ относят заболевания, возникающие:

у пациентов, инфицированных в стационаре;

у пациентов, получающих поликлиническую помощь (скорую, неотложную);

у медицинских работников, заразившихся при оказании п о м о щ и пациентам в стационаре, поликлинике, в условиях скорой (неотложной) п о м о щ и.

В возникновении, поддержании и распространении ВБИ важнейшую роль играет медицинский персонал ЛПУ. В данном учебнике отмечены факторы, увеличивающие рост ВБИ, которые непосредственно связаны с медицинским персоналом.

«1. Искусственно сформировался мощный механизм передачи возбудителей ин­ фекций, связанный с инвазивными вмешательствами, лечебными и диагностически ­ ми процедурами, использованием медицинской аппаратуры.

2. Активизировался естественный механизм передачи возбудителей инфекцион­ ных болезней, о с о б е н н о воздушно-капельный и контактно-бытовой в условиях тесно ­ го общения пациентов и медицинского персонала ЛПУ.

3. Ш и р о к о е использование для диагностики и лечения сложной техники приво­ дит к травмированию слизистых оболочек и кожного покрова, формируя «ворота» для возбудителей инфекции, поэтому требуются особые методы стерилизации. А они ча­ сто отсутствуют.

4. Медленная психологическая перестройка части клиницистов, по-прежнему рас­ сматривающих ВБИ (пневмония, пиелонефрит, воспалительные заболевания кожи, подкожной клетчатки, в т.ч. постинъекционные инфильтраты) как неинфекционную патологию. Это приводит к несвоевременным профилактическим и противоэпидеми ­ ческим мероприятиям.»

В структуре ВБИ ведущее место - 7 5 - 8 0 % , особенно в крупных городах, зани­ мают г н о й н о - с е п т и ч е с к и е и н ф е к ц и и (ГСИ). Основные пути ее передачи - контак­ тный и воздушно-капельный (аэрозольный). Факторы риска возникновения ГСИ:

увеличение с р е д и сотрудников числа носителей штаммов резидентного типа;

формирование госпитальных штаммов;

увеличение обсемененности воздуха, окружающих предметов и рук персонала;

диагностические и лечебные манипуляции;

несоблюдение правил размещения пациентов;

несоблюдение правил инфекционной безопасности при уходе за пациентами; др.

П о с т и н ъ е к ц и о н н а я г н о й н а я п а т о л о г и я п р и п р о в е д е н и и и н ъ е к ц и и

Место проведения инъекций

Случаи постинъекционных нагноений

Поликлиника

Скорая помощь

Больница

Родовспомогательное учреждение

Медсанчасть,здравпункт

Дом отдыха,санаторий

В домашних условиях (членами семьи)

Смертность пациентов с постинъекционной патологией составляет 2%, так как у 1,7% пациентов происходит генерализация инфекции.

Передаче ВИЧ и вирусов гепатита В, С, Д также способствуют инъекции. Так, серь­ езный первичный очаг ВИЧ был зарегистрирован в 1988 г. в Элисте и соседних горо ­ дах - 250 инфицированных. Сегодня, учитывая увеличение ВИЧ-инфицированных, в том числе с р е д и медицинского персонала, риск передачи ВИЧ во время диагности ­ ческих и лечебных процедур значительно возрастает.

дать в ЛПУ увеличения риска инфицирования вирусом гепатита В.

7 - 1 2 % - к и ш е ч н ы е и н ф е к ц и и, при этом 8 0 % случаев - сальмонелез. 7 - 9 % внутрибольничного сальмонеллеза выявлено у медицинского персонала ЛПУ.

Исследователи отмечают, что «медицинский персонал является основным резер­ вуаром инфекции, за счет которого обеспечивается циркуляция и сохранение возбу­ дителя, вызывающего формирование стойких очагов сальмонелеза в ЛПУ.»

В таблице приводится динамика инфицирования внутрибольничными инфекция­ ми на т е р р и т о р и и РФ.

Передача патогенных микроорганизмов от пациента к пациенту происходит так­ же, как и от пациента к персоналу.

В частности, через руки персонала передаются: золотистый стафилококк, э п и - дермальный стафилококк, стрептококк А, энтерококк, эшерихии, клебсиелла, энтеро - бактер, протей, сальмонелла, синегнойная палочка, анаэробные бактерии, дрожжепо -

д о б н ы й гриб рода кандида, простой герпес, вирус полиомиелита, вирус гепатита А. Учитывая количество микроорганизмов, следует помнить, что мытье рук - серьез­

ная мера профилактики ВБИ.

1.2. Профилактика ВБИ

При уходе за пациентами профилактика ВБИ возможна при соблюдении о б щ и х

м е р п р е д о с т о р о ж н о с т и:

мыть руки сразу после контакта с инфицированным материалом и пациентами (кровью и д р у г и м и биологическими жидкостями организма, инфицированным паци­ ентом или предметами ухода за ним);

по возможности не прикасаться к инфицированному материалу;

надевать перчатки при контакте с кровью, инфицированным материалом и био ­ логическими жидкостями;

мыть руки сразу после снятия перчаток;

немедленно убирать просыпанный или пролитый инфицированный материал;

дезинфицировать оборудование по уходу сразу после использования;

использованный перевязочный материал сжигать.

М ы т ь е р у к - важнейшая процедура, позволяющая предупредить ВБИ. Выделяют три уровня деконтаминации рук: социальный, гигиенический (дезин­

фекция), хирургический (в данном руководстве освещаются первые два уровня).

С о ц и а л ь н ы й у р о в е н ь: мытье не сильно загрязненных рук мылом с водой по­ зволяет удалить с кожи большинство транзиторных микроорганизмов.

Социальная обработка рук проводится:

перед приемом пищи;

после посещения туалета;

перед и после ухода за пациентом;

при загрязнении рук.

На рис. 1.2 показаны поверхности, которые часто пропускают во время мытья рук, поэтому они остаются, как правило, грязными.

После поверхностных контактов с пациентом (например, измерение АД) мытье рук не требуется.

Рис. 1.2. Участки, пропускаемые при мытье рук

Название: Основы сестринского дела
Аббясов И.Х.
Год издания: 2007
Размер: 3.87 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский

Учебное пособие "Основы сестринского дела" под ред., Аббясова И.Х., рассматривает вопросы патологии внутренних органов. Изложены алгоритм исследования медицинской сестрой больного, перечень действий и манипуляций медицинской сестры при заболеваниях органов и систем органов человека, а также оказания помощи при критических ситуациях. Для студентов медицинских училищ, специальность: "Сестринское дело", колледжей.

Название: Сестринское дело в косметологии
Костюкова Э.О.
Год издания: 2017
Размер: 10.46 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Сестринское дело в косметологии" под ред., Костюковой Э.О., рассматривает инфекционную безопасность в индустрии красоты, а также правила и техники безопасности в косметологии. Освещае... Скачать книгу бесплатно

Название: Медицинские манипуляции и навыки в педиатрии
Парамонова Н.С.
Год издания: 2015
Размер: 54.38 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство "Медицинские манипуляции и навыки в педиатрии" под ред., Парамоновой Н.С., рассматривает алгоритмы выполнения базовых практических навыков в педиатрической практике. Освещены... Скачать книгу бесплатно

Название: Основы первой медицинской помощи.
Морозов М.А.
Год издания: 2013
Размер: 11.38 МБ
Формат: fb2
Язык: Русский
Описание: Представленное учебное пособие "Основы первой медицинской помощи" рассматривает основные вопросы, связанные с оказанием помощи пациентам. В книге при изложении клинико-диагностических критериев также... Скачать книгу бесплатно

Название: Справочник операционной и перевязочной сестры. 4-е издание.
Василенко В.А.
Год издания: 2014
Размер: 27.09 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленная книга "Справочник операционной и перевязочной сестры" на современном уровне рассматривает базовые вопросы сестринства в хирургической практике, где нашли отражение такие вопросы, как ба... Скачать книгу бесплатно

Название: Основы реаниматологии и анестезиологии
Зарянская В.Г.
Год издания: 2015
Размер: 4.07 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Основы реаниматологии и анестезиологии" под ред., Зарянской В.Г., рассматривает организацию анестезиолого-реанимационной службы, принципы сердечно-легочной реанимации. Изложены основы... Скачать книгу бесплатно

Название: Уход за больными в терапевтической клинике
Шишкин А.Н., Слепых Л.A., Шевелева М.А.
Год издания: 2003
Размер: 2.42 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие "Уход за больными в терапевтической клинике" под ред., Шишкина А.Н., и соавт., рассматривает принципы методики общего осмотра больного, его питания, ухода. Изложены способы парентераль... Скачать книгу бесплатно

Название: Сестринское дело в педиатрии
Тульчинская В.Д., Соколова Н.Г., Шеховцова Н.М.
Год издания: 2015
Размер: 6.5 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое пособие "Сестринское дело в педиатрии" под ред., Тульчинской В.Д., и соавт., рассматривает современные методики сестринского обследования, заболевания внутренних органов (заболевания у де... Скачать книгу бесплатно

Название: Общий уход за больными
Туркина Н.В., Филенко А.Б.
Год издания: 2007
Размер: 33.2 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Учебное руководство "Общий уход за больными" под ред., Туркиной Н.В., и соавт., рассматривает методику общего осмотра пациента, принципы дезинфекции в различных медицинских отделениях: хирургического...

Манипуляции

Санитарная обработка больного;

Приготовление дезинфицирующих растворов;

Дезинфекция предметов ухода за больным;

Предстерилизационная очистка шприцев, игл, инструментов;

Укладка в биксы перевязочного материала, одежды, белья хирургического персонала;

Пользование стерильным биксом;

Обеззараживание рук;

Облачение в стерильную одежду и одевание хирурга;

Накрытие стерильного стола;

Транспортировка и перекладывание больного;

Пользование функциональной кроватью;

Приготовление постели;

Смена нательного и постельного белья;

Туалет больного;

Гигиенические мероприятия в постели;

Подмывание;

Профилактика пролежней;

Кормление больного в постели;

Введение питательной смеси через зонд;

Питание больного через гастростому;

Обработка пуговичного зонда и кожи вокруг гастростомы;

Измерение температуры тела;

Построение графика температурной кривой;

Измерение пульса;

Определение числа дыхательных движений;

Измерение артериального давления;

Определение суточного диуреза;

Постановка банок;

Постановка горчичников;

Постановка согревающего компресса;

Применение грелки и пузыря со льдом;

Приготовление лечебной ванны;

Подача кислорода;

Подача судна и мочеприемника;

Постановка газоотводной трубки;

Постановка всех видов клизм;

Катетеризация мочевого пузыря;

Ведение документации по учету лекарственных средств;

Применение мази, пластыря, присыпки;

Закапывание капель в нос, уши, глаза, закладывание за веко;

Пользование ингалятором;

Набор дозы инсулина;

Инъекции (все виды);

Сбор системы для капельного введения;

Венепункция;

Снятие ЭКГ;

Взятие мазка из зева;

Сбор мокроты;

Анализ крови на гемоглобин, СОЭ, лейкоциты;

Анализ мочи по Зимницкому;

Фракционное зондирование желудка;

Зондирование желчного пузыря;

Сбор кала на исследование;

Подготовка больного к лучевым исследованиям, эндоскопии;

Подготовка больного и участие в проведении всех видов пункций, амбулаторных операций;

Проведение искусственного дыхания;

Наложение всех видов повязок;

Проведение местной анестезии;

Иммобилизация;

Определение группы крови, проба на индивидуальную совместимость;

Проведение премедикации;

Остановка кровотечений на поверхностно расположенных сосудах.

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области основ сестринского дела
для специальности 0406 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования



Медсестра должна:

Знать историю развития сестринского дела в мире и Российской Федерации;

Знать философию сестринского дела в Российской Федерации;

Знать повседневные жизненно важные потребности человека;

Знать основные положения некоторых моделей сестринского дела (В. Хендерсон, Д. Орэм, Н. Роупер);

Знать структуру учреждений здравоохранения;

Знать этапы сестринского процесса: первичную оценку состояния пациента, проблемы пациента, планирование сестринской деятельности, осуществление запланированного ухода, проведение текущей и итоговой оценки сестринской деятельности;

Знать принципы обучения пациента и его семьи вопросам ухода и самоухода;

Знать методы сердечно-легочной реанимации;

Уметь обеспечивать инфекционную безопасность, в том числе уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности;

Уметь заполнять медицинскую документацию;

Уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности;

Уметь оказывать медицинские услуги (выполнять сестринские манипуляции);

Уметь проводить сердечно-легочную реанимацию;

Уметь обеспечивать безопасную среду для пациента и персонала в условиях учреждения здравоохранения;

Задания в тестовой форме по безопасности

1. Колибактерин предназначен для введения

а) внутривенного

б) подкожного

в) перорального

г) внутримышечного

2. Вакцину БЦЖ с целью иммунизации вводят

а) внутримышечно

б) внутримышечно или подкожно

в) строго подкожно

г) строго внутрикожно

3. В раннем послеоперационном периоде после полостной гинекологической операции задача медицинской сестры

а) напоить больную горячим сладким чаем

б) накормить больную

в) следить за гемодинамикой и состоянием послеоперационного шва

г) дать обезболивающие таблетки, по просьбе больной

4. Больного после спинномозговой пункции необходимо уложить

а) на живот без подушки

б) на спину с приподнятым головным концом

в) на бок с приведенными к животу коленями

г) полусидя

5. Кристаллоидные растворыперед внутривенным введением

а) подогревают до комнатной температуры

б) подогревают до 50 0

в) подогревают до 37-38 0

г) вводят холодными в случае гипертермии

6. Больному брюшным тифом при задержке стула показано

а) пища с обилием клетчатки

б) солевые слабительные

в) массаж живота

г) небольшая очистительная клизма


7. Укушенные раны, нанесенные животными (возможными источниками бешенства), необходимо

а) обработать йодом

б) промыть перекисью водорода

в) промыть раствором фурацилина

г) промыть мыльным раствором

8. Метод А.М. Безредко предусматривает

а) прием суточной дозы лекарств на фоне антигистаминных препаратов

б) введение препаратов в минимальных дозировках

в) введение вначале небольшой дозы препарата, а при отсутствии реакции – полной дозы

г) введение суточной дозы препаратов с максимально большими интервалами

9. Максимальный объем препаратов, вводимый внутримышечно в одно место, не превышает

а) 5 мл

б) 10 мл

в) 15 мл

г) 20 мл

10. Наблюдение за пациентом после постановки пробы на переносимость антибиотиков продолжается

а) в течение 2-3 минут

б) в течение 5-10 минут

в) до 30 минут

г) не менее 2 часов

11. Неотложная помощь при анафилактическом шоке начинает оказываться

а) в процедурном кабинете

б) в отделении реанимации

в) в палате интенсивной терапии

г) на месте развития

12. При анафилактическом шоке, вызванном внутривенным капельным введением лекарств, главным является

а) снять капельницу

б) перекрыть капельницу, сохранив доступ в вену

в) создание психического покоя

г) пероральный прием антигистаминных препаратов

13. Сонная артерия при кровотечении из нее прижимается к

а) углу нижней челюсти

б) поперечному отростку 7-го шейного позвонка

в) к ключице

г) к грудино-ключично-сосцевидной мышца

14. При применении сердечных гликозидов следует следить за:

а) температурой тела

б) частотой пульса

в) цветом мочи

г) сном

15. Струйно можно вводить

а) компоненты крови

б) реополиглюкин

в) гемодез

г) трисоль

16. Ферментативные препараты (мезим, фестал) принимают

а) независимо от приема пищи

б) строго натощак

в) во время еды

г) спустя 2-3 часа после еды


17. Резкое падение температуры, тахикардия, бледность кожных покровов при брюшном тифе могут свидетельствовать о

а) начале выздоровления

б) кишечном кровотечении

в) сниженном иммунитете

г) гиповитаминозе

18. Резкий запах озона в воздухе после кварцевания свидетельствует о

а) надежном обеззараживании воздуха

б) создании благоприятной атмосферы для человека

в) недостаточном времени для обеззараживания воздуха

г) необходимости проветривания помещения и плохой работе бактерицидной лампы

19. Органы дыхания необязательно защищать маской при

а) взятии крови из вены

б) взятии мазка из зева и носа

в) уходе за больным холерой

г) приготовлении растворов хлорамина

20. С целью улучшения кровообращения при бронхолегочных заболеваниях детям противопоказано

а) ставить горчичники

б) ставить банки

в) делать массаж

г) делать согревающий компресс

21. Ветошь для генеральной уборки операционной должна быть

а) любой

б) чистой

в) продезинфицированной

г) стерильной

22. Инсулин хранят

а) при комнатной температуре

б) при температуре +1 -+ 10° С

в) при -1-+1 0 С

г) в замороженном виде

23. Вид транспортировки определяет

а) медицинская сестра в соответствии с состоянием больного

б) медицинская сестра в соответствии с самочувствием больного

в) врач в соответствии с самочувствием больного

г) врач в соответствии с состоянием больного

24. При транспортировке больного в кресле-качалке представляет опасность нахождение рук

а) на животе

б) в скрещенном положении

в) на подлокотниках

г) за пределами подлокотников

25. При критическом падении температуры не следует

а) сообщать о случившемся врачу

б) убирать подушку из-под головы и приподнимать ноги пациента

в) оставлять одного пациента для создания максимального покоя

г) давать пациенту горячий чай

26. Техника безопасности при хранении баллонов с кислородом предусматривает все, кроме

а) запрета курения в помещении, где хранятся баллоны

б) хранения баллонов вблизи источников тепла

в) хранения баллонов в хорошо вентилируемом помещении

г) соприкосновения кислорода с жирами и маслами


27. Взятие материала на бактериологический посев из прямой кишки запрещено проводить

а) резиновым катетером

б) ректальной петлей

в) ректальным тампоном

г) ректальной стеклянной трубкой

28. Основной признак одышки у ребенка:

а) бледность кожных покровов

б) раздувание и напряжение крыльев носа

в) выбухание родничков

г) громкий плач

29. Рабочие растворы хлорамина используются

а) однократно

б) в течение смены

в) в течение рабочего дня

г) до изменения окраски раствора

30. После сублингвального приема клофелина при гипертоническом кризе пациент должен оставаться в положении лежа не менее

а) 10-15 минут

б) 20-30 минут

в) 1,5-2 часов

г) 12 часов

31. При попадании масляных растворов и суспензий в кровеносный сосуд возможно развитие

а) эмболии

б) флегмоны

в) кровотечения

г) спазма сосуда

32. При внутримышечном введении аминазина больному необходимо

а) находиться в положении лежа 1,5-2 часа

б) принять антигистаминные препараты

в) положить грелку на место иньекции

г) принять пищу

33. При появлении ярких кровянистых выделений из влагалища у беременной при сроке 10 недель необходимо

а) направить беременную к врачу женской консультации

б) срочно отправить беременную в стационар любым попутным транспортом

в) вызвать скорую помощь

г) уложить беременную дома в постель и ввести кровоостанавливающие препараты

34. Защитой от ВИЧ-инфекции и других заболеваний, передающихся половым путем, являются

а) презервативы

б) внутриматочные спирали

в) гормональные контрацептивы

г) местные контрацептивы

35. В первые сутки после родов подмывать родильницу следует

а) на гинекологическом кресле

б) на кушетке в процедурном кабинете

в) в постели

г) в туалетной комнате, обучив ее самостоятельно выполнять процедуру

36. Взятие мазков из влагалища медицинская сестра производит

а) стерильными инструментами в стерильных перчатках

б) стерильными инструментами без перчаток

в) стерильными инструментами в чистых перчатках

г) продезинфицированными инструментами в стерильных перчатках


37. Измерения АД у беременной с тяжелой формой гестоза медсестра производит

а) в процедурном кабинете, в положении пациентки лежа

б) на посту, в положении пациентки сидя

в) в постели, в положении пациентки лежа

г) в палате, в положении пациентки сидя