Тема поэта и поэзии в творчестве маяковского. Раскрытие сути образных значений. "Разговор книгопродавца с поэтом"

Тема поэта и поэзии в творчестве поэтов 20 века

Поэт – избранник, мятежный, странный мучающийся художник, его Муза – «вся – не отсюда». Вдохновение посылается поэту свыше, он творит не в настоящем, а в Вечном.

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!

Поэт – «революцией мобилизованный и призванный», ассенизатор, водовоз, агитатор, горлан – главарь. Поэзия – «добыча радия», «езда в незнаемое», труд поэта «любому труду родствен».

Поэт – человек с большим даром, избранник. Поэт - лётчик, находящийся на границе Земли и космоса, объединяющий эти два мира, «вечности заложник у времени в плену».

Поэзия – губка, впитывающая всё вокруг.

Проблема взаимоотношения поэта с обществом (толпой, народом)

Поэт уверен в своём высоком предназначении, ощущает себя выше других людей и поэтому одинок. В нём уживаются два чувства: любви («храню я к людям на безлюдьи неразделённую любовь») и презренья.

В раннем творчестве ощущает свою неординарность и одновременно одиночество, считает себя выше толпы-«стоглавой воши».

После революции понятие «толпа» сближается с понятием «народ». Поэт «растворяется» в общем ряду борцов за социализм.

В ранних стихах поэт традиционно противопоставлен толпе. Позже, хотя и ощущает своё одиночество, но осознаёт необходимость сближения, права возноситься над толпой нет. «Быть знаменитым – некрасиво».

Цели поэзии, её роль в жизни общества.

Всё сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить.

Поэт имеет право быть выше сиюминутных задач и потребностей общества, противопоставляя им вечное и неизменное служение поэта культуре. Миссия поэта – нести в мир гармонию.

Искусство должно войти в жизнь, поэт – стать таким же необходимым и полезным людям, как солнце.

«Светить всегда,

светить везде …»

Поэзия – мощное оружие борьбы с тем, что мешает людям нормально жить. Истинный поэт тот, кто весь талант отдаёт народу.

«Цель творчества – самоотдача», постоянный поиск истины, «во всём … дойти до сути», правдиво отразить мировоззрение поэта и саму жизнь.

Стихотворения

«Поэт»

-… вон идет глупый поэт:

Он вечно о чем-то плачет.

О чем?

О розовом капоре.

Так у него нет мамы?

Есть. Только ему нипочем:

Ему хочется за" море,

Где живет Прекрасная Дама…

«Муза»

Зла, добра ли? - Ты вся - не отсюда.

Мудрено про тебя говорят:

Для иных ты - и Муза, и чудо.

Для меня ты - мученье и ад…

«О, я хочу безумно жить …»

Всё сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить! (цель творчества)

Говоря по-нашему,

рифма -

бочка.

Бочка с динамитом.

Строчка -

фитиль.

Строка додымит,

взрывается строчка,-

и город

на воздух

строфой летит.

«Необычное приключение…»

Светить всегда,

Светить везде,

До дней последних донца,

Светить –

И никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

И солнца! (цель творчества)

«Разговор с фининспектором о поэзии»

Поэзия –

та же добыча радия,

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь

единого слова ради

тысячи тонн

словесной руды.

«Весна»

Поэзия! Греческой губкой в присосках

Будь ты, и меж зелени клейкой

Тебя б положил я на мокрую доску

Зеленой садовой скамейки.

Расти себе пышные брыжжи и фижмы,

Вбирай облака и овраги,

А ночью, поэзия, я тебя выжму

Во здравие жадной бумаги.

«Определение поэзии»

Это – круто налившийся свет,

Это – щёлканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьёв поединок.

Быть знаменитым некрасиво .

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Вывод

В литературе XX века, так же как и в литературе XIX века, цели поэзии, образ поэта, проблемы его взаимоотношений с обществом (народом, «толпой») остаются актуальными темами лирики.

Следуя традициям А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Некрасова, поэты XX века глубоко осознавали своё высокое предназначение и одновременно тяжесть удела поэта, драматичность его судьбы.

В создании образа поэта ощущается тенденция: от поэта - избранника, противопоставленного миру, обществу, к осознанию необходимости сближения с ним. При этом своё место в литературе, цели творчества определялись поэтами по-разному (глубокое философское постижение действительности и служение конкретным идеям). Во многом это обусловлено временем, на которое приходилось их творчество. Система отторгала то, что ей противоречило, ей были чужды, а порой враждебны яркие индивидуальности. Отсюда следовало явное или скрытое осознание поэтами своего одиночества.

Сочинение

Русская классическая литература подарила миру великолепные образцы поэтического творчества. Стихотворения Пушкина, Лермонтова, Некрасова стали подлинными шедеврами. Одной из главных тем для этих великих мастеров слова была проблема цели и места поэзии в жизни, назначения поэта, его роли в обществе.

А. С. Пушкин всем своим творчеством утверждал единство поэзии и реальной жизни. Для него поэт являлся человеком, наделенным божественным даром. Муза не должна отворачиваться от людей, считая недостойным обращать внимание на простые сюжеты. Поэт для Пушкина - это пророк, способный своим творчеством влиять на общество. Этой теме посвящено стихотворение «Пророк», в котором слышится голос автора, призывающего поэта:

«Восстань, пророк, и вождь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Поэт может видеть и чувствовать то, что недоступно другим. Но он обязан свой дар посвятить людям, а не томиться «духовной жаждой» или уходить в заоблачные высоты грез и мечтаний. Это глубокое убеждение самого Пушкина, который в стихотворении «Памятник» обращается к музе с наставлением:

Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

А. С. Пушкин до самой смерти оставался преданным своим убеждениям, вере в высокое предназначение поэзии, силу и способности поэта-гражданина, поэта-пророка.

Эти взгляды полностью разделял и преемник Пушкина М. Ю. Лермонтов. В его творчестве звучат те же мотивы, но время наложило свой отпечаток на стихотворения поэта. В годы реакции судьба поэта была очень тяжела. В стихотворении «Поэт» Лермонтов сравнивает поэта с кинжалом, который раньше был грозным оружием, верой и правдой служил своему хозяину. А теперь кинжал стал игрушкой, он никому не нужен. Так и поэт утратил свое назначение, променял на золото могучий голос. Раньше слова поэта поднимали дух людей, звучали, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Лермонтову больно наблюдать, каким мелким и обманчивым стало поэтическое творчество. Он с горечью спрашивает, надеясь на лучшее будущее:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?..

Из золотых ножен не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

Лермонтов сам испытал всю тяжесть положения поэта-пророка в современном ему обществе. В стихотворении «Пророк» героя ожидает совсем другая судьба, нежели героя одноименного стихотворения Пушкина. Людям не был нужен «Божий дар» пророка, ему приходится жить в лесу, прятаться от людей:

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Именно так «ближние» и поступали с Пушкиным и Лермонтовым, жизнь которых оборвалась в самом расцвете творческих сил. Погиб Пушкин, пал на дуэли Лермонтов, но в России нашелся человек, ставший продолжателем дела великих художников.

Н. А. Некрасов все свое творчество посвятил русскому народу. Лирика поэта служила для современников образцом гражданственности. Поэт, прежде всего, должен быть гражданином, говорил Некрасов, служить народу:

С твоим талантом стыдно спать.

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать…

Некрасов призывает поэзию быть выразительницей народных интересов. Поэт обязан писать о народе и для народа:

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви…

Эта же тема звучит и в стихотворении «Элегия». Некрасов утверждает, что поэзия не может забыть о страданиях и чаяниях простого народа, потому что именно в этом ее высокое предназначение. Самое достойное для лиры:

Толпе напоминать, что бедствует народ

В то время, как она ликует и поет.

К народу возбуждать вниманье сильных мира…

Поэзия Некрасова, как и лирика Пушкина и Лермонтова, имела огромное влияние на умы и сердца людей. Эти великие русские поэты подняли поэтическое творчество на недосягаемую высоту, заслужив славу и признание потомков. И слова Некрасова можно смело отнести к каждому из гениальных поэтов России:

Я лиру посвятил народу своему…

Пушкин и Лермонтов - два гения русской литературы, два великих русских поэта. В разное время они создавали свои шедевры. Расцвет творчества Пушкина пришелся на период общественного подъема в русском обществе. А. С. Пушкин был хорошо знаком со многими из тех, кто «шел в огонь за честь Отчизны». Лермонтов же творил в годы реакции, наступившей после разгрома восстания на Сенатской площади. Однако поэзия Лермонтова так же свободолюбива, как и лирика Пушкина, и в стихотворениях обоих поэтов сильны патриотические мотивы.

А. С. Пушкина с юных лет волновала тема России, ее народа, славной истории. В своих романтических стихах поэт воспевает свободную Родину:

Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!

Ты в каждом ратнике узришь богатыря,

Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья

За Русь, за святость алтаря.

Молодой поэт окончил Лицей, росло его поэтическое мастерство. Тема патриотизма не переставала звучать в творчестве Пушкина. Подлинный патриотизм для него был связан с борьбой за свободу. Поэт призывает к самоотверженному служению родной стране. Это главная идея стихотворений «К Чаадаеву», «Деревня», оды «Вольность». Послание «К Чаадаеву» отражает взгляды, которые объединяли поэта с будущими декабристами. Пушкин призывает своего друга бороться за свободу России. Любовь к ней неразрывна с борьбой за ее счастье:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

В дружеском послании поэт ставит проблему единства личных и общественных интересов. Образ поэта, отраженный в стихотворении, прекрасен силой и непосредственностью патриотического чувства. Стихотворение «Деревня» с большой остротой поднимает проблему уничтожения крепостного права, освобождения страны от рабства. Пушкин возмущен тем, что творится в стране, которую он так любит. Невозможно любование родной природой до тех пор, пока «барство дикое» угнетает «рабство тощее». Поэт с болью в сердце спрашивает:

Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Но Пушкин верит, что «взойдет она, звезда пленительного счастья». И после разгрома восстания декабристов он остался верен идеалам передовых людей эпохи. В стихотворениях «Во глубине сибирских руд…», «Арион» Пушкин прославляет великий подвиг декабристов, совершенный на благо страны. В 30-е годы патриотизм в лирике Пушкина особенно ярко проявился в дни польского восстания. Поэт выступает не защитником монархии и не врагом польского народа, а русским патриотом, думающим о судьбе России:

Но вы, мучители палат,

Легкоязычные витии,

Вы, черни бедственный набат,

Клеветники, враги России!

В стихотворении «Памятник», которое является своеобразным подведением итогов поэтической деятельности, Пушкин говорит, что всегда оставался гуманистом, вольнолюбцем и патриотом. До самой смерти поэт был верен своим идеалам.

Смерть Пушкина «разбудила» Лермонтова. Неизвестный ранее поэт стал знаком каждому русскому человеку. Ненависть к крепостному праву, жажда свободы, протест против самодержавия роднили его с передовыми людьми эпохи.Подлинным образцом гражданской лирики Лермонтова явилось стихотворение «Смерть поэта», в котором прозвучал отклик русского поэта на великую утрату. Остро волновала поэта тема общественного поведения человека. Поэт-гражданин, Лермонтов любил свою родину высокой любовью. Он желал счастья своей стране, русскому народу, противопоставляя свой патриотизм казенному патриотизму:

Люблю Отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой…

Поэт восхищается русской природой, народными праздниками. Лермонтов ненавидит «страну рабов», «страну господ». Он обращается к славному периоду жизни России, победившей Наполеона. Поэт говорит о силе русского характера, о мужестве простого народа, защищавшего Родину:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Лермонтов прославляет ратный подвиг, героизм народа в войне:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Вот он, истинный патриотизм! Именно так Лермонтов понимал чувство любви к России, и это нашло свое отражение и произведениях поэта.

Трудно переоценить значение поэзии Пушкина и Лермонтова. А. С. Пушкин заложил основу русской лирики, М. Ю. Лермонтов «подхватил знамя» из рук убитого Пушкина. Оба поэта-гражданина воспевали Россию, свободную от «рабства и цепей». И этим они заслужили историческое бессмертие, любовь и благодарность потомков.

Среди множества традиционных сквозных тем одна из ключевых - тема поэта и поэзии. В школьной практике уже сложилась определенная система её изучения. При этом отбор произведений привычен: это стихотворения Г.Р.Державина, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А. Некрасова. Поэтому представляется интересным и целесообразным проанализировать поэтические тексты, в которых авторы выступают продолжателями традиций поэзии XVIII – XIX веков и одновременно открывают новые аспекты, вносят новые мотивы или даже вступают в спор со своими предшественниками. Такой своеобразный диалог с поэтами – предшественниками, размышление о назначении поэта и поэзии можно найти в творчестве поэтов XX века: А.Блока, В.Маяковского, Б.Пастернака (при наличии учебного времени – А.Ахматовой, И.Бродского). При этом урок проводится после изучения поэзии Б.Пастернака.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ХХ ВЕКА

(урок литературы по «сквозной теме» в 11 классе)

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Большинство учителей-практиков сталкивается с проблемой восприятия школьниками литературы как единого процесса. Литературные факты, образы, мотивы в целом того или иного писателя зачастую воспринимаются как обособленные явления, хотя во многом они определяются преемственностью идей и наличием внутренних, собственно литературных закономерностей развития. Преодолеть проблему такого восприятия помогают уроки, прослеживающие в литературном процессе тематические связи, – уроки по так называемым сквозным темам. Очень важно при этом, что изучение сквозных тем позволяет вырабатывать у учащихся понимание важнейшей истины: наследование прошлого, заимствование тем, образов не препятствует проявлению самобытности, а даже, наоборот, способствует ему.

Среди множества традиционных сквозных тем одна из ключевых - тема поэта и поэзии. В школьной практике уже сложилась определенная система её изучения. При этом отбор произведений привычен: это стихотворения Г.Р.Державина, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А. Некрасова. Поэтому представляется интересным и целесообразным проанализировать поэтические тексты, в которых авторы выступают продолжателями традиций поэзии XVIII – XIX веков и одновременно открывают новые аспекты, вносят новые мотивы или даже вступают в спор со своими предшественниками. Такой своеобразный диалог с поэтами – предшественниками, размышление о назначении поэта и поэзии можно найти в творчестве поэтов XX века: А.Блока, В.Маяковского, Б.Пастернака (при наличии учебного времени – А.Ахматовой, И.Бродского). При этом урок проводится после изучения поэзии Б.Пастернака.

За месяц до проведения урока учащиеся получают задания:

2) подготовить групповые сообщения «Тема поэта и поэзии в лирике XX века: традиции и новаторство».

I-я группа: тема поэта и поэзии в творчестве А.Блока (рекомендуемые произведения: «Поэт», «Поэты», «К музе», «Художник», «О, я хочу безумно жить…» и др.)

II-я группа: тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского (рекомендуемые произведения: «Приказ по армии искусства», «Приказ № 2 по армии искусства», «Необычайное приключение …», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Во весь голос» и др.)

III-я группа: тема поэта и поэзии в творчестве Б.Пастернака (рекомендуемые произведения: «Определение поэзии», «Определение творчества», «Во всём мне хочется дойти до самой сути …», «Быть знаменитым некрасиво …», «Ночь» и др.)

Каждая группа отбирает, изучает, анализирует материалы из разных источников информации, систематизирует и структурирует их, стремясь при этом проследить, какие традиции поэзии XIX века были продолжены, в чем своеобразие раскрытия темы.

Планируемые результаты:

предметные: сравнивать, сопоставлять стихотворения поэтов XIX и XX веков раскрывающие тему поэзии; понимать связь произведений с эпохой написания;

метапредметные: отбирать, анализировать, систематизировать, структурировать материал; формулировать обобщённые выводы; работать в группе, организуя взаимодействие и сотрудничество.

Виды учебной деятельности:

продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений (или отрывков); устный развёрнутый монологический ответ с элементами цитирования;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;

исследовательская: сравнительный анализ стихотворений и составление итоговой сравнительной таблицы.

Ход урока

Учитель: Наш сегодняшний разговор на уроке я хочу начать с высказываний известных писателей.

(на доске высказывания)

  • Не тот поэт, кто рифмы плесть имеет (А.С.Пушкин)
  • Всю жизнь в толпе людей затерян, порой доступен их страстям, поэт, я знаю, суеверен, но редко служит он властям (Ф.И.Тютчев)
  • Стихи – совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом, и разменивать его на мелочи, пользоваться им для пустяков - грешно и стыдно (В.Я.Брюсов)
  • Быть поэтом – это значит то же, если правды жизни не нарушить, рубцевать себя по нежной коже, кровью чувств ласкать чужие души (С.А.Есенин)

Подумайте, что объединяет эти высказывания? О ком или о чём они? (о поэте, творчестве, предназначении поэзии)

Обратим внимание, что принадлежат они писателям, жившим в разные столетия, разные эпохи. О чём говорит этот факт? (тема поэта и поэзии была и остается актуальной)

Тема назначения поэта и поэзии для русской лирики с момента её зарождения является очень значимой. Это обусловлено особенностями возникновения и развития русской литературы, для которой характерно было особое отношение к Слову. При этом каждая эпоха рождает свои представления о поэте, поэзии, их роли в жизни общества. Стали хрестоматийными знаменитые строчки Рылеева: «Я не поэт, а гражданин», пушкинский призыв: «Глаголом жги сердца людей», горькое лермонтовское обращение к поэту (упрёк или надежда?): «Проснёшься ли опять, осмеянный пророк?», требование Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».

Курс 11 класса вводит нас в мир литературы (и поэзии в том числе) XX века, отразившей другую эпоху, насыщенную крупными историческими событиями, революциями, войнами, сталинскими репрессиями, хрущёвской «оттепелью» и брежневским застоем.

В связи с этим, как вам кажется, о чём было бы интересно поразмышлять на сегодняшнем уроке? (Как раскрывается тема поэта и поэзии в русской лирике XX века? Что общего во взглядах поэтов XIX и XX веков и чем они различаются?)

Примерное содержание выступлений групп (сообщения учащихся, чтение стихотворений или от отрывков из них)

Вопросы для обсуждения

1. Как определяются поэтами ХХ века ключевые понятия: «поэт» и «поэзия»? (Каковы эти образы, с кем или с чем сравниваются они?)

2. Как раскрывается проблема взаимоотношения поэта и общества («толпы», народа, власти)?

3. В чем, по их мнению, предназначение поэзии, какова её роль в жизни общества?

(при наличии учебного времени возможен еще один вопрос:

Каково отношение поэтов к самому процессу творчества? При каких условиях и как он происходит?)

Первый вопрос:

Теме поэта и поэзии в творчестве А.Блока посвящено не так уж много стихотворений. Однако трактовка темы носит определённые черты пушкинского восприятия этой темы и одновременно соответствует концепции символизма. В стихотворении «Поэт» (1905), построенном в виде драматической сценки с диалогом, сам поэт нем, присутствует отраженно, о нём лишь говорят. Но по тому, что он делает («плачет», «стремится за море», «молчит») можно сказать, что поэт тоже избранник, он жаждет неведомого и высокого, которое близко ему именно своей недоступностью, отдаленностью от земного мира, где ему остается только плакать:

-… вон идет глупый поэт:

Он вечно о чем-то плачет.

О чем?

О розовом капоре.

Так у него нет мамы?

Есть. Только ему нипочем:

Ему хочется за" море,

Где живет Прекрасная Дама…

Сходный образ - мятежного, странного, мучающегося человека - запечатлён в стихотворении «Художник»:

В жаркое лето и в зиму метельную,

В дни ваших свадеб , торжеств, похорон,

Жду, чтоб спугнул мою скуку смертельную

Легкий, доселе не слышанный звон.

Он отделён и отдалён от обычной человеческой жизни. Художнику всегда смертельно скучно среди обычных человеческих забот. Поэтому, вероятно, обращаясь к своей Музе (в одноименном стихотворении 1912 г.) Блок пишет:

Зла, добра ли? - Ты вся - не отсюда.

Мудрено про тебя говорят:

Для иных ты - и Муза, и чудо.

Для меня ты - мученье и ад…

В.Маяковский жил в сложную переломную эпоху. Принято называть его «поэтом революции», а его понимание роли поэта и поэзии особенным, «просоветским». Однако его резкое своеобразие оказывается таковым лишь на первый взгляд. И хотя поэта Маяковский называет в духе времени «агитатором», «горланом-главарём», описывая саму поэзию и её составляющие, он прибегает к образному ряду из военно-орудийной сферы (рифма - «бочка» с динамитом, строчка - «фитиль», «кавалерия острот», «пики рифм»). Это традиция, восходящая к Лермонтову. (Хотя, безусловно, «орудия» Маяковского отличаются от лермонтовского кинжала, оружия индивидуального и благородного, как XIX век технически и культурно отличался от XX века).

Говоря по-нашему,

Рифма -

Бочка.

Бочка с динамитом.

Строчка -

Фитиль.

Строка додымит,

Взрывается строчка,-

и город

На воздух

Строфой летит.

Взгляды Б.Пастернака на поэта и поэзию – следствие его общих мировоззренческих и эстетических взглядов. Будучи символистом, футуристом или независимым поэтом, Пастернак всегда обращался к этой теме. Первое, что привлекает внимание в стихах, посвященных данной теме, это уподобление поэзии губке, впитывающей всё вокруг («Весна», 1914)

Поэзия! Греческой губкой в присосках

Будь ты, и меж зелени клейкой

Тебя б положил я на мокрую доску

Зеленой садовой скамейки.

Расти себе пышные брыжжи и фижмы,

Вбирай облака и овраги,

А ночью, поэзия, я тебя выжму

Во здравие жадной бумаги.

По глубокому убеждению Пастернака, подлинным творцом является не человек, а природа. Она поэтична изначально, поэт же только соавтор, соучастник. Позже в стихотворении, которое называется «Определение поэзии» Пастернак не находит ничего более ёмкого и точного для передачи сущности поэзии, чем перечисление явлений окружающего мира:

Это – круто налившийся свет,

Это – щёлканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьёв поединок.

В стихотворении «Ночь» (из последнего сборника «Когда разгуляется» 1956) Пастернак создал ещё один необычный образ. Герой стихотворения, лётчик, отождествляется с поэтом. Он летит над городами, кочегарками, казармами, вокзалами, поездами, а также над Парижем, материками, афишами. Лётчик связан со всем этим, он часть этого мира, часть космоса. Так и художник - поэт находится в неразрывной связи со вселенной, с космосом, он «вечности заложник у времени в плену».

Таким образом, художественное воплощение образов поэта и поэзии у Блока, Маяковского, Пастернака разные, что связано с различиями их мировоззренческих и эстетических взглядов. При этом они следуют традициям литературы ХIX века, создавая в целом образ поэта – избранника, осознающего тяжесть своего удела и одновременно своё высокое предназначение.

Второй вопрос:

Размышляя о взаимоотношениях поэта с обществом, Блок в стихотворении «Поэты» (1908) декларирует принципиальное отличие мира поэтов от обывательского. Обобщённое определение этого мира («обывательская лужа») и его внутренние устремления («бессильные потуги») резко противопоставлены описанию мира поэтов, в котором горько плачут «над малым цветком, над маленькой тучкой жемчужной». Упоминание «тучки жемчужной», вероятно, не случайно, лермонтовский образ становится обощённым: поэтам внятны стихии, у них есть то, чего нет и не может быть у простого обывателя, они избранники. А в стихотворении «Земное сердце стонет вновь» (1914), построенном на приёме антитезы, Блок затрагивает ту же проблему, что Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» (1828) : противопоставлены два типа поэтов. «Толпа» зовёт «вернуться в красивые уюты», но лирический герой не поддается искушению и выбирает иной путь: «лучше сгинуть в стуже лютой». Он предпочитает быть непонятым людьми, чем изменить своим творческим идеалам. В нём уживаются противоположные чувства - любви («храню я к людям на безлюдьи неразделенную любовь») и презренья:

Но за любовью зреет гнев,

Растёт презренье и желанье

Печать забвенья иль избранья.

У Маяковского проблема взаимоотношения поэта с обществом («толпою») решается неоднозначно. В раннем творчестве ощущавший свою неординарность, поэт понимал и своё одиночество, считая себя выше толпы – «стоглавой воши». «Я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам» - такой вызов бросает он в стихотворении «Нате!» (1913) Поэт - тот, кто противостоит толпе. Он богач, среди убогих душой, «грубый гунн» с «бабочкой сердца», непохожий на обывателей.

В послереволюционном творчестве понятие «толпа» меняется, оно сближается с понятием народ. Теперь поэт ощущал себя «одним из толпы». Его вдохновляло единение художника с аудиторией, эпохой, а опасность нивелирования таланта вовсе не пугала, образ поэта «растворяется» в общем ряду борцов за социализм.

О взаимоотношениях поэта и толпы Пастернак писал уже в раннем творчестве. На первый взгляд кажется, что в его стихах проявляется традиционное противопоставление «поэт и толпа»:

Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе

Расшиблась весенним дождём обо всех,

Но люди в брелоках высоко брюзгливы

И вежливо жалят, как змеи – в овсе.

(«Сестра моя - жизнь» , 1917)

Однако эта проблема приобретает у Пастернака философское звучание. В стихотворении «Гамлет» (1946) судьба Гамлета связывается с и судьбой Христа и с миссией поэта, творца, избранника (человека с Божьим даром). Гамлет отказывается от себя, чтобы творить волю пославшего его. Он знает, что выполняет «замысел упрямый» Господа. В своём подвижничестве он одинок и трагичен. «Я один, всё тонет в фарисействе» - определение положения подвижника, поэта в современном ему мире. Однако осознание своей избранности не даёт права возноситься над людской толпой: «Быть знаменитым некрасиво». Завет свыше - слияние, сближение с судьбой других людей.

Всё это позволяет сделать вывод, что традиционная проблема взаимоотношений поэта и «толпы» (народа) остаётся в ХХ веке актуальной и трудно разрешимой, При этом ощущается тенденция от противопоставления поэта обществу, миру к сближению с ним.

Третий вопрос:

Цель творчества Блок провозглашает в стихотворении «О, я хочу безумно жить …» (1914):

Всё сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить!

В отличие от скептицизма «Художника», это стихотворение проникнуто пушкинским доверием к жизни («хочу безумно жить»). Понятие «жизнь» двойственно - это реальность, в которой «задыхается» лирический герой, и высший смысл бытия, становящийся доступным ему благодаря творческому дару, способности «увековечить» мгновенное, вдохнуть душу в «безличное». Стихотворение чрезвычайно богато реминисценциями: о лирическом герое в «грядущем скажет» «юноша весёлый», напоминающий пушкинское «племя младое, незнакомое», «внука», который «с приятельской беседы возвращаясь, весёлых приятных мыслей полон», вспоминает предка и прощает ему «угрюмство», сосредоточенность на тёмной стороне действительности. На новом этапе преодолевается лермонтовский пессимизм, в основе «всеведенья» поэта снова, как у Пушкина, оказываются «добро и свет». А в заключительной строке развивается ещё один мотив Пушкина, восславившего в «жестокий век … свободу». Свобода, по Блоку, «сокрытый двигатель» творчества.

Незадолго до смерти, в феврале 1921 года в день памяти Пушкина, Блок произнёс знаменитую речь «О назначении поэзии». Пушкин явился для Блока воплощением представления об истинном поэте, его великой роли в преображении жизни. Блок отстаивал право поэта быть выше сиюминутных задач и потребностей общества, противопоставляя им вечное и неизменное служение культуре.

У Маяковского, поэта революции, было много общего в понимании роли поэта и поэзии с классиками XIX века, особенно с Некрасовым, который считал, что поэт независимо от степени его таланта должен быть прежде всего гражданином, воспринимающим боль и страдания народа как свои собственные. В стихотворении «Приказ № 2 по армии искусства» (1921) Маяковский обращается к современным писателям и поэтам с призывом: «Товарищи! Дайте новое искусство - такое, чтобы выволочь республику из грязи». По убеждению Маяковского, искусство должно войти в жизнь, поэт - стать таким же необходимым и полезным людям, как солнце. Об этом он пишет в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Аллегорическая форма помогает поэту ярко и образно выразить своё понимание роли поэзии, искусства в обществе. Цель солнца - светить людям, давать жизнь всему живому на земле. Таким же неутомимым тружеником должен быть поэт. Свет поэзии для людей - то же, что свет солнца. И поэт, понявший это, радостно несет свою нелегкую ношу:

Светить всегда,

Светить везде,

До дней последних донца,

Светить –

И никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

И солнца!

Маяковский никогда не обожествлял поэзию, не накидывал на неё флер таинственности и загадочности. Напротив, «труд мой любому труду родственен», - утверждал поэт. Но вместе с тем он вовсе не склонен был преуменьшать значение и результаты этого труда. Да, поэт, работая над стихом, затрагивает гигантские усилия:

Поэзия –

та же добыча радия,

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь

единого слова ради

тысячи тонн

словесной руды.

Только упорный вдохновенный труд даёт поэту право стать «водителем» народа. Только тогда:

Эти слова

Приводят в движение

Тысячи лет

Миллионов сердца.

Поэт - это активный строитель новой жизни. Маяковский считает поэзию мощным оружием борьбы с тем, что мешает людям нормально жить. Он вновь и вновь возвращается к мысли о том, что "чистого", нейтрального искусства нет. Каждый, кто служит ему, по мнению Маяковского, должен четко определить свои идейные позиции, найти свое место в строительстве новой жизни. В неоконченной поэме "Во весь голос" Маяковский подводит итог своей 20-летней поэтической деятельности. По форме это произведение представляет собой острый полемический разговор поэта социалистической эпохи с потомками. Здесь Маяковский обращается к тем, кто будет жить в "коммунистическом далеко", разговаривает с ними, "как живой с живыми". Он, подобно Пушкину в "Памятнике", старается осмыслить суть и значение своей поэзии, объяснить далеким потомкам, в чем заключается назначение поэта советской эпохи. Только тот может быть истинным поэтом, кто весь свой талант щедро отдает трудовому народу.

И все

Поверх зубов вооруженные войска,

что двадцать лет в победах

Пролетали,

до самого

Последнего листка

я отдаю тебе,

Планеты пролетарий .

Стихотворение Б..Пастернака «Быть знаменитым некрасиво …» (1956) можно назвать его поэтическим манифестом. В нём Пастернак, подобно Пушкину и Некрасову, по сути противопоставляет два типа поэтов: пишущих ради славы (являющихся «притчей» на устах у всех»), и тех, для которых «цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех». Свою задачу Пастернак видит именно в этом. В стихотворении сформированы и основные требования, которым должно отвечать творчество истинного поэта. Во-первых, ясность и конкретность (в поэзии не должно быть «пробелов», белых пятен, непонятностей). Во-вторых, поэт должен быть самобытным, и в-третьих, истинному поэту необходимо быть живым, любить жизнь, в творчестве должна звучать сама жизнь. При этом в основе творчества должно лежать мироощущение, при котором постоянный поиск истины становится целью поэта. Познать тайны бытия, суть окружающего мира необходимо, чтобы рождался стих. Об этом Пастернак пишет в стихотворении «Во всем мне хочется дойти до самой сути» (1956).

Таким образом, цели поэзии, её роль в жизни общества определяются Блоком, Маяковским, Пастернаком по-разному: в конкретно-историческом и в общефилософском смысле. Неизменным остаётся пушкинское понимание важнейшей миссии поэзии - служение правде, добру и культуре.

В результате выступлений групп и обсуждения основных вопросов составляется обобщающая таблица:

Ключевые аспекты

А.А.Блок

В.В.Маяковский

Б.Л.Пастернак

Образ поэта, определение сущности поэзии

Поэт – избранник, мятежный, странный мучающийся художник, его Муза – «вся – не отсюда». Вдохновение посылается поэту свыше, он творит не в настоящем, а в Вечном.

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!

Поэт – «революцией мобилизованный и призванный», ассенизатор, водовоз, агитатор, горлан – главарь. Поэзия – «добыча радия», «езда в незнаемое», труд поэта «любому труду родствен».

Поэт – человек с большим даром, избранник. Поэт - лётчик, находящийся на границе Земли и космоса, объединяющий эти два мира, «вечности заложник у времени в плену».

Поэзия – губка, впитывающая всё вокруг.

Проблема взаимоотношения поэта с обществом (толпой, народом)

Поэт уверен в своём высоком предназначении, ощущает себя выше других людей и поэтому одинок. В нём уживаются два чувства: любви («храню я к людям на безлюдьи неразделённую любовь») и презренья.

В раннем творчестве ощущает свою неординарность и одновременно одиночество, считает себя выше толпы-«стоглавой воши».

После революции понятие «толпа» сближается с понятием «народ». Поэт «растворяется» в общем ряду борцов за социализм.

В ранних стихах поэт традиционно противопоставлен толпе. Позже, хотя и ощущает своё одиночество, но осознаёт необходимость сближения, права возноситься над толпой нет. «Быть знаменитым – некрасиво».

Цели поэзии, её роль в жизни общества.

Всё сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить.

Поэт имеет право быть выше сиюминутных задач и потребностей общества, противопоставляя им вечное и неизменное служение поэта культуре. Миссия поэта – нести в мир гармонию.

Искусство должно войти в жизнь, поэт – стать таким же необходимым и полезным людям, как солнце.

«Светить всегда,

светить везде …»

Поэзия – мощное оружие борьбы с тем, что мешает людям нормально жить. Истинный поэт тот, кто весь талант отдаёт народу.

«Цель творчества – самоотдача», постоянный поиск истины, «во всём … дойти до сути», правдиво отразить мировоззрение поэта и саму жизнь.

Вывод

В литературе XX века, так же как и в литературе XIX века, цели поэзии, образ поэта, проблемы его взаимоотношений с обществом (народом, «толпой») остаются актуальными темами лирики.

Следуя традициям А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Некрасова, поэты XX века глубоко осознавали своё высокое предназначение и одновременно тяжесть удела поэта, драматичность его судьбы.

В создании образа поэта ощущается тенденция: от поэта - избранника, противопоставленного миру, обществу, к осознанию необходимости сближения с ним. При этом своё место в литературе, цели творчества определялись поэтами по-разному (глубокое философское постижение действительности и служение конкретным идеям). Во многом это обусловлено временем, на которое приходилось их творчество. Система отторгала то, что ей противоречило, ей были чужды, а порой враждебны яркие индивидуальности. Отсюда следовало явное или скрытое осознание поэтами своего одиночества.

Завершается урок чтением стихотворения современного автора Анатолия Передреева

Все беззащитнее душа

В тисках расчетливого мира,

Что сотворил себе кумира

Из темной власти барыша.

Все обнаженней его суть,

Его продажная основа,

Где стоит все чего-нибудь,

Где ничего не стоит слово.

И все дороже, все слышней

В его бездушности преступной

Огромный мир души твоей,

Звучи, божественный глагол,

В своем величье непреложный,

Сквозь океан ревущих волн

Всемирной пошлости безбожной...

Ты светлым гением своим

Возвысил душу человечью,

И мир идет к тебе навстречу,

Духовной жаждою томим...

Каковы место и роль поэзии в современном мире? Над этим вопросом предлагается поразмышлять дома.

Домашнее задание по выбору:

  1. размышление (письменно)
  • Каковы место и роль поэзии в современном мире? (по стихотворению А.Передреева)
  • В чем смысл высказываний : «Поэзия – не факел, а свеча» (А.Кушнер), «Каждый пишет, как он слышит; каждый слышит, как он дышит. Как он дышит - так и пишет, не стараясь угодить. Так природа захотела; почему - не наше дело, для чего - не нам судить» (Б.Окуджава)
  1. разработка и создание мультимедийной презентации «Тема поэта и поэзии в русской литературе ХХ века»
  2. исследование (опережающее задание к урокам по изучению творчества И.Бродского) «И.Бродский в диалоге с русскими поэтами» («Мои слова, я думаю умрут…» и другие стихотворения).

Литература

  1. Егорова Н., Золотарёва И. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. М. «Вако», 2003.
  2. Изучение «сквозных тем в процессе преподавания литературы. М. «Планета», 2012. Учебно-методическое пособие. Составители Г.Вялкова, Т.Чернова.
  3. Лион П., Лохова Н. Литература. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. «Дрофа», 2000.
  4. Мотеюнате И. Русская лирика о поэте и назначении поэзии. «Литература» № 17-2001 (Издательский дом «Первое сентября»).
  5. Храмцова Р. Анализ поэтического текста в 5-11 классах (лекция 5).

Сайт: lit. 1seрtember.ru/articles.php


Тема поэта и поэзии привлекала многих творцов.

Однако не во все времена значимость поэта в мире искусства была одинакова. Например, в Древней Руси она была очень невелика: человек считался маленьким, смиренным перед Богом (истинным Творцом!) существом, и авторские имена в большинстве случаев не сохранялись.

В эпоху Просвещения поэты начали осознавать себя избранными, Творцами, все значимее для них становилась мысль о бессмертии собственных творений и своем собственном.

Тема поэта и его творчества прочно закрепилась в пространстве русской классической литературы. Она многогранна и представлена различными аспектами. Это и проблема предназначения творчества, и проблема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и власти, проблема бессмертия и величия Слова.

Так или иначе, многие поэты хоть раз, но затронули эту тему в своем творчестве; охватить ее в полном объеме невозможно, остановимся лишь на более значимых именах.

Тема поэта и поэзии нашла свое отражение в творчестве А.С.Пушкина. Стихотворение «Пророк» названо так неспроста, ведь в нем Пушкин пишет о поэте как о пророке, которым руководит сам Господь, он исполняет волю Создателя, это его предназначение. Поэту свыше дана сила «глаголом жечь сердца людей», иначе говоря, смело говорить людям горькую правду. В произведении «Поэт» Александр Сергеевич утверждает мысль о незначительности жизни поэта в отсутствие вдохновения («Меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он…»), но, как только «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт возносится над толпой, над чернью. В стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин по отношению к обывателям допускает такие выражения, как «чернь тупая», «бессмысленный народ» и «червь земли», тем самым еще более возвеличивая образ поэта-творца. Творец как бы отделяется от народа, он одинок по причине своего избранничества.

Другим поэтом, который тоже обращался к теме поэта и поэзии, был М.Ю.Лермонтов. Его «Пророк» является как будто бы продолжением пушкинского «Пророка». Однако если в стихотворении последнего поэт-пророк одинок по причине величия своей мудрости и миссии избранничества, то одиночество лермонтовского пророка объясняется его гордостью и презрением к остальным. Поэт стал не избранным, а изгоем в обществе («Смотрите, как он наг и беден, как презирают все его!»). У Пушкина пророк «в пустыне мрачной влачился», а, обретя дар, пошел вершить волю Бога, у Лермонтова же пророк бежит обратно «через шумный град» в эту пустыню внутреннего мира – мира обиды и презрения.

Н.А.Некрасов в стихотворении «Элегия» (1876) также рассматривает проблему взаимоотношений поэта и народа, но, если у Пушкина и Лермонтова творец противопоставлялся толпе, то Николай Алексеевич пишет о том, что у поэта одна цель – служение народу («Я лиру посвятил народу своему…»). И пока народ не будет счастлив, поэт будет преследовать эту цель. Некрасов утверждает ценности гражданской поэзии, он пишет о союзе народа и поэта, о теме гражданскго служения искусства («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» («Поэт и Гражданин»)).

Еще одним поэтом, в стихах которого раскрывается тема поэта и поэзии, был А.А.Фет. В своем произведении «Одним толчком согнать ладью живую…» он пишет о поэте как об избраннике, обладающем даром, который отличает его от других людей. Однако в стихотворении Фета нет противопоставления поэта толпе, как у Пушкина, нет и слов об объединении поэта и народа, как у Некрасова, и поэт совсем не горд и не одинок из-за своей избранности, как у Лермонтова. Фет пишет лишь о поэзии как о даре, данном свыше, он изображает момент нисхождения этого дара на поэта и описывает то, что чувствует в этот момент сам творец – неслыханную мощь слова, воздействующего на душу человека:

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чём его и признак и венец.

В произведении Фета поэт наслаждается способностью ощущать жизнь во всей ее полноте благодаря своему дару.

Ворохобко Варвара, 11 класс, 2013

(5,1 Кб, 641 hits)

С4, С5. Тема поэта и поэзии в творчестве А.А.Блока и М.И.Цветаевой (эссе)

Осмысляя свое предназначение, поэт размышляет о себе и своей судьбе, о силе и значении слова в контексте не только собственной жизни, но и – как минимум – литературного процесса своего времени или даже культуры в целом.

«Поэта далеко заводит речь…»

Смыслы наполняют сознание, и многие поэты решают для себя, что станет их главенствующей темой, пытаются определить путь своего развития, пресловутую творческую эволюцию.

«Поэта – далеко заводит речь…»

Позиции сходятся – и расходятся, литературная критика развивается вместе с самой литературой, и проблематика взаимоотношений поэта и толпы, поэта и критики обостряется.

ХХ век открыл новое, качественно иное понимание поэзии: некрасовский постулат «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» отвергается, как и многие тенденции XIX века. «Поэт в изгнанье и сомненье на перепутье двух дорог», – пишет Блок. Судьба нового пророка неизвестна – «чего желать, куда идти?». Риторические вопросы и лексический повтор («в изгнанье и в сомненье») подчеркивают напряженность поиска ответа на вопрос о пути поэта, который следует далее: но – «даль привидится ему». Какая же? Творить – ради самого слова, становящегося символом и, следовательно, смыслом, творить, соединяя себя с миром горним, миром великого Творца и его законами – вот новая, а на деле старая идея, имеющая долгую традицию в культуре.

Оппозиция «поэт – толпа» представлена в стихотворении Блока «Поэты» (1908), где речь идет о противопоставлении мира художника, поэта ценностям обывательским. На «горестной земле» тоскливо всем, а «вино и страсть» – реалии обоих миров. Однако – «по крайности, есть у поэта и косы, и тучки, и луг золотой, тебе ж недоступно всё это!»

Саркастичное обращение «милый читатель» позволяет нам провести параллель с «читателем газет» Цветаевой. «Глотатели пустот, читатели газет» – еще одно обращение к толпе.

Цветаева посвятила множество стихотворений взаимоотношениям поэта и толпы. В поэме «Крысолов», основанной на немецкой легенде, раскрывается конфликт между поэтом и мещанством. У нее мы встретим и тему судьбы поэта и его избранности – «поэтовы затменья не предугаданы календарем», . Её отношение к славе заключалось в коротком «За что мне сие?». Однако судьба стихов – важнее, дороже, значимее, и оттого еще в 1913 г. она пишет: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед», обращаясь еще к одной традиционной теме – бессмертия поэтического слова.

Цветаева не единожды писала о том, что стихи сбываются – страшными, предвещающими недоброе символами. И все же – «Бог сохраняет всё, особенно слова прощенья и любви, как собственный свой голос».

Вдохновение – «вдох мгновенья душою немой», «не предугаданная календарем» стезя, жажда, «зависимость», как в Нобелевской лекции писал Бродский. Тема вдохновения – таинственного мгновения, иррационально-непостижимого в процессе творчества, привлекала этих поэтов.

Куда в своем «производстве смыслов» заведет речь сегодняшних молодых поэтов, как преломится в понимании поэтов слово – Бог весть…

Поскольку – «Поэта – далеко заводит речь…»

Пашина Ольга 11 класс, 2013

В каких произведениях русских поэтов звучит тема творчества и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.С.Пушкина "В часы забав иль праздной скуки"?

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.

Показать текст целиком

В своих лирических произведениях многие русские поэты стремились отразить тему поэтического творчества и вдохновения.

Так, подобный мотив мы можем встретить в стихотворении Н.А.Некрасова «О, муза, я у двери гроба…» и в стихотворениях А.С.Пушкина «Пророк» и «В часы забав иль праздной скуки».

В стихотворении «О, муза, я у двери гроба…» Н.А. Некрасов обращается к своей вдохновительнице, подводя итог всего своего творчества. Автор указывает, что даже после его смерти, муза будет соединять сердца людей, даря вечную жизнь произведениям поэта.

Сравнивая стихотворение с лирикой А.С.Пушкина («В часы забав иль праздной скуки»), мы можем сказать, что для авторов важной «помощницей» в творчестве стала