Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Древняя Русь. Сценарий мероприятия "русь-это сказка, русь-это быль". Сейчас вам будут прочитаны некоторые стихотворения,а вы,ребята,должны угадать про какой город нашей Великой Родины ведётся р

Сценарий дружинного мероприятия «От Святой Руси до Великой России»

Цель:

  1. Вызвать чувство гордости за свою Родину.

Задачи:

  1. формирование стремления к победе, гармонии совершенства, физического и духовного начала;
  2. сплочение коллектива;
  3. воспитание у молодого поколения духа патриотизма;
  4. пополнение знаний об отдельных страницах истории России и людях, оставивших след в исторической и культурной памяти народа;
  5. расширять кругозор детей;
  6. стимулировать интерес к изучению истории России.

Вступительная часть.

(играет тихая музыка)

Ведущий1:

Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!

Россия - родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.

Ведущий2:

Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, – Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.

Ведущий1:

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Мы рады приветствовать Вас на нашем классном часе. Очень часто нас спрашивают: « Где вы живёте?» На это вопрос каждый ответит по-разному. Один скажет: в городе Барнауле, другой - в городе Рубцовске. Каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все кто живёт и в Барнауле, и в Рубцовске, и в Махачкале, и в других городах нашей страны, говоря о своём местожительстве, начнут одинаково: «Мой адрес – Россия».

Песня «Гимн Великой России»

Ведущий2:

-«От Святой Руси до Великой России» так называется наше мероприятие,на котором речь пойдёт о истории нашей Родины. Давайте совершим небольшое путешествие по страницам русской истории. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои навыки и знания,но и узнаете много нового и интересного.

Ведущий1:

Лидеры отрядов,подходите к сцене и получайте ваши маршрутные листы!...Сейчас мы вам предлагаем пройти по станциям,которые напечатаны на вашем листе. И желаем вам удачи и море позитива!Время пошло!

Основная часть.Станции.

  1. «Шифровщики» (1-ая часть танцевальной площадки).С помощью изображенного предмета расшифровать крылатое выражение.

Баллы ставятся в зависимости сколько правильных ответов было названо.

Максимум-6 баллов.

  1. «Патриоты» (Пирс).Нужно ответить на вопросы викторины.
  2. Каков вес Царь – пушки? (40 т.);
  3. Имя первого князя на Руси.(Рюрик );
  4. Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий )
  5. Почему селение, на месте которого появилась Москва, называли Кучково? (оно принадлежало боярину Степану Кучке);
  6. Именно этот город на берегу Белого моря стал первым морским портом России (Архангельск);
  7. Бог солнца в древней Руси.(Ярило ).

Максимум за 1-ую часть-6 баллов.

-Сейчас вам будут прочитаны некоторые стихотворения,а вы,ребята,должны угадать про какой город нашей Великой Родины ведётся речь,кто его основал и если знаете,главные достопримечательности.

  1. Святой Софии купола
    Отсюда путнику светили,
    Славян столица здесь была,
    Впервые русских здесь крестили.(г. Киев,князь Кий,Золотые ворота, Софийский собор,Петергоф);
  2. Есть город с пыльными заставами,
    С большими золотыми главами,
    С особняками деревянными,
    С мастеровыми вечно пьяными,
    И столько близкого милого
    В словах: Арбат и Доргомилово (Москва,князь Юрий Долгорукий,собор Василия Блаженного);
  3. На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полон,
    И вдаль глядел… И думал он:
    Отсель грозить мы будем шведу,
    Здесь будет город заложён
    Назло надменному соседу.
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно. (Петербург,Пётр I);
  4. О каком городе идёт речь? (1 балл)
  5. Кто его основал? (1 балл)
  6. Назвать архитектурно-исторические памятники этого города. (1 балл)

Т.е. в идеале команда может получить за эту станцию 3 балла, но может и больше, если сообщит нам об этом городе ещё какую-либо информацию.

3. «Танцоры» (2-ая часть танцевальной площадки). На этой станции отряды должны показать 3 русских танца.

  1. «Яблочко»
  2. «Калинка»
  3. «Хоровод»

Баллы ставятся в зависимости насколько отряд был дружен,и сколько из трёх танцев показал.

Максимум-3 балла.

4. «Музыканты» (Штаб).Отгадать песню и продолжить её.

  1. «Валенки»;
  2. «Виновата ли я»;
  3. «Во поле берёза стояла»;
  4. «Журавли»;
  5. «Эх,дороги»;
  6. «Хуторянка».

Баллы ставятся в зависимости от количества отгаданных песен.

Максимум-6 баллов.

Заключительная часть.

(После прохождения всех станций отряды собираются на танцевальной площадке).

Перекличка отрядов.

Ведущий1:

-Ну что ж ребята,вот и подходит к концу наше мероприятие,а я ещё раз удивляюсь сколько в нашем лагере умных,весёлых и культурных детей!А пока наше жюри выносит свой вердикт,для вас выступает «….» с песней «С чего начинается Родина»

Пособие включает разнообразные мероприятия по истории для учащихся 5-11 классов. Предназначено учителям-предметникам, работающим в средней школе; может быть полезно студентам педагогических вузов.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Внеклассные мероприятия для учителя истории. 5-11 классы (Наталья Данилова) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

«Путешествие в Древнюю Русь»

(игра по истории для учащихся 6-х классов)

Цель: способствовать формированию познавательного интереса учащихся к истории своей страны.

Задачи:

актуализировать знания учащихся об истории Древней Руси, полученные на уроках истории,

развить умения учащихся сравнивать, обобщать понятия, развивать познавательные интересы и способности,

воспитывать уважение к истории России.

Условия игры: учащиеся делятся на команды по 5 человек. Выигрывает тот, чья команда наберет большее количество баллов.

Ход игры:

Приветствие участников, жюри, болельщиков.

Приветствие команды. Капитан объявляет название команды, демонстрирует эмблему (от 5 до 20 баллов за правильный ответ.)

Разминка (отвечает тот, кто первый поднимет табличку) (по 10 баллов за правильный ответ).

Кого на Руси называли варягами? (норманнов, викингов)

Назовите трех братьев-основателей Киева? (Кий, Щек, Хорив)

Как называли ежегодный сбор князем дани с подвластных племен? (полюдье)

Какой князь основал Древнерусское государство? (Олег)

Что такое греческий огонь? (горячая смесь, которой византийцы сожгли ладьи русских)

Кто провел первую налоговую реформу на Руси? В чем она заключалась? (княгиня Ольга, установила уроки и погосты)

Этот князь никогда не нападал на врагов, не готовых к бою. Он посылал к ним гонцов с предупреждением: «Иду на вы!» (Святослав)

Чтобы отомстить этому племени, княгиня Ольга использовала птиц. (древляне)

Назовите главный торговый путь Руси. Почему его так называли? («Из варяг в греки» – соединял Балтийское море с Черным морем)

И повелел князь Владимир: «Если кто не придет завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом». Зачем Владимир повелел собирать людей у Днепра? В каком году это произошло? (крещение киевлян 988 г.)

Сценки «Соседи Древней Руси». Посмотрев сценки нужно угадать о каком государстве-соседе Древней Руси идет речь (по 30 баллов за правильный ответ).

Сценка №1

1: Здравствуй, Светозар!

2: Здравствуй, Вартислав!

1: С похода ли княжеского вернулся?

2: Были с князем в чудной стране. Все у них не по-нашему! Видел я, Светозар, город большой, где Волга с морем приветствуется. К дворцу мы на лодке плыли, стены окружают, да охраны ряды. Все каменное, да красного цвета. А во дворце том – каган сидит. Сторговались мы с ним мехами. Народ у них разный. Да все молятся одному богу.

(Ответ: Хазарский каганат)

Сценка №2

1: Деда, а расскажи еще ту сказку!

2: Какая же то сказка, то, правда, внучка! Молод я был тогда, с князем Олегом в поход ходили. Плыли по рекам, да по морям. Долго… пока чудо глазам не явилось – увидели мы город солнца – будто Ярило народился. Стены высокие, белокаменные. Купола на солнце блестят. Стоит на берегу – светит. Подошли мы – звон раздается, колокола бьют. Пристань шумная. Люда разного много – все торгует. А товары-то диковинные – ягоды черные гроздью, ткани шелка разные, масло. Говор-то не наш…

1: Деда, а бог?

2: Верно, внучка. А бог у них один. Молитвы ему посылают, помощи просят. На груди кресты носят. Такой вот город, внучка.

(Ответ: Византия)

Мешок вопросов. Капитаны вытаскивают по очереди вопросы из мешка – читают, команда отвечает (по 20 баллов за правильный ответ).

Что такое язычество? (вера во множество богов)

Имя бога солнца у восточных славян (Ярило)

Имя бога грома и молний, войны и оружия (Перун)

Имя бога – повелителя ветра (Стрибог)

Имя бога – покровителя скотоводства (Велес (Волос)

Имя божества плодородия (Мокошь (Макошь)

В кого, по представлениям славян, превращались умершие предки (домовой)

В кого, по представлениям славян, превращались утонувшие женщины и дети (русалки)

Как назывались деревянные статуи богов (идолы)

Кто такие волхвы? (люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать судьбу)

Сценки «Жители Древней Руси». Посмотрев сценки нужно угадать, о каких категориях зависимого населения Древней Руси идет речь (30 баллов за правильный ответ.)

Сценка №1

1: Здравствуй, Тихомир!

2: Здравствуй, сосед Миролюб!

1: Урожай-то в это лето малый. Все дожди, да туманы.

2: Верно, сосед. Беда у меня. Земли то у меня теперь нет. Пойду к богатому соседу – работать у него на земле стану, семью то мне кормить надо…

(рядович)

Сценка №2

1: Здравствуй, Миролюб!

2: Здравствуй, Тихомир!

1: Год-то неурожайный был. Гневается Мокошь на нас. Пошел я к боярину – долг просить – семян купить, да быка. Теперь так и живем – работаю на боярской земле, да свое хозяйство тяну. Как долг верну – свободен буду.

Конкурс капитанов (по 10 баллов за правильный ответ)

В чем разница между норманнами, варягами и викингами? (нет разницы)

Кто убил князя Олега? (по преданию – змея)

Какой город называют «матерью городов русских» и кто его так назвал? (Киев, князь Олег)

Какого князя погубила жадность? (Игорь)

Этому князю «не любо было жить в Киеве, а любо в Переяславце». (Святослав)

Этот князь крестился в Корсуне. (Владимир)

988 (Крещение Руси)

882 (образование Древнерусского государства)

907 (поход Олега на Царьград)

912-945 (правление Игоря)

980-1015 (правление Владимира)

882-912 (правление Олега)

Черный ящик (по 50 баллов за правильный ответ)

Этот предмет люди используют издревле. В Древней Руси он был в каждом доме. Известно, что отправляясь в долгое путешествие, каждый русский человек брал этот предмет с собой, причем у каждого такой предмет был свой, личный. Чтобы защититься от злых этот предмет всегда клали кверху дном. Самый простой работой считалось изготовление заготовок для этого предмета – называли их баклушами. Так появилось знаменитое выражение «бить баклуши» – так говори о человеке, который вообще ничего не делает. Помимо своего прямого назначение, этот предмет использовали и по-другому. Тогда говорят о таких приемах его использования, как «хлопушка», «копытце», «солнышко», «забор» и «веер». Через 3 минуты скажите, какой предмет в черном ящике. (Ответ: деревянная ложка)

Баллы за хорошее поведение зрителей – «Самый вежливый зритель»

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

«Путешествие по Древней Руси»
Игра по истории для учащихся 6­х классов
Цели:
­ повторить, обобщить и расширить знания учащихся по истории России в период
Древней Руси;
­ способствовать формированию учебно­логических умений обобщать,
анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать исторические личности,
события, исторические явления;
­ создание благоприятных условий для выявления умений и знаний обучающихся
в нестандартных игровых ситуациях, развитие умения оперировать
историческими знаниями;
­ формирование уважения к историческому прошлому нашей Родины;
­способствовать формированию познавательного интереса учащихся
к истории Отечества;
­ продолжать совершенствовать коммуникативные навыки, способствовать
формированию навыков конструктивного сотрудничества и общения в процессе
решения продуктивных и творческих задач.
Материально­техническое оснащение урока: раздаточный материал (конверты
с заданиями, листы с заданиями), компьютер, мультимедийные проектор и
экран, презентация, отражающая этапы игры с заданиями.
Формируемые компетенции:
1. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
4. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию
с использованием информационно­коммуникационных технологий.

5. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
6. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
Формировать следующие знания:
­ теории образования государства у славян;
­ о территории расселения, названия и образ жизни восточнославянских племен,
основные занятия и верования славян;
­ о первых князьях на Руси, основные направления внешнеполитической и
внутриполитической деятельности первых русских князей;
­ хронологические рамки существования Древнерусского государства;
­ содержание таких исторических документов, как «Русская Правда», «Повесть
временных лет».
и умения:
­ ориентироваться в основных исторических понятиях;
­ называть князей, оценивать и характеризовать их деятельность.
План занятия.

1. Организационный момент.
­ Определение проблемы и целей занятия
­ Создание рабочих групп (2 группы по 10 человек)
­ Правила работы в группе




1 Работа в группах кооперативного обучения. Кооперативное обучение­это метод решения
общих задач посредством взаимодействия. Организация работы в группах предполагает
выполнение следующих процедур:
1. усадить участников лицом друг к другу;
2. поставить перед ними общую задачу;
3. наделить каждого участника определенной ролью. Например, ведущий (руководит работой
в группе), секретарь (ведет запись предложений участников группы), лаборант
(обеспечивает группу всеми необходимыми для работы материалами), хронометрист
(следит за временем), докладчик (сообщает результаты работы).

Ход работы
1. Вводное слово:
Каждый человек оставляет после себя след. Мы должны знать свою историю.
Всё, что мы узнаём, остаётся с нами на всю жизнь и передаётся нашим потомкам.
История Древней Руси включает в себя период становления
древнерусского государства и деятельность первых русских князей,
направленную на объединение русских земель под властью одного князя,
установление порядков и законов, принятие новой религии, формирование
международного авторитета.
Сегодня наше мероприятие пройдет в форме командной игры. Командам
предстоит участвовать в разнообразных конкурсах, показать прочность знаний и
умений по теме «Древняя Русь», полученных на уроке истории. Всем желаю
удачи! Слайд 1
Слайд 2
Проблема: Какова роль первых киевских князей в становлении
государственности?
Слайд 3
Устанавливаются следующие правила игры: Игра состоит из нескольких
этапов. На ответы устанавливается ограниченное время, но не более 3 минут.
Ответы на задания каждая команда представляет по очереди.
За скорость добавляются дополнительные баллы, за нарушение правил
команде даются штрафные баллы.
Команды выполняют задания на скорость или по времени, за что получают
баллы (жетоны). Один жетон равен одному баллу. Побеждает команда,
набравшая большее количество баллов.
Представляю вам своих помощников... Их задача заключается в том,
чтобы доставить вам задания, видеть, какая команда первой выполнила задание,
передать выполненные задания членам жюри для оценки.
Представляю вам многоуважаемое жюри.
2. Представление команд


1.
2.
3.

Сегодня мы вместе с вами отправимся в путешествие на ладьях по самому важному
торговому пути ……?…….(«из варяг в греки»). По пути следования нас ждут остановки,
где вы должны будете выполнить задания. Конечный пункт – Константинополь (Царьград).
Что вы туда привезете на своих ладьях? (получают монетки)
Класс делится на 2 команды (ладьи).
Первую ладью в путь снарядили племена – ВАРЯГИ
Возглавил ее ­ ……………….(капитан).
Вторую ладью собрали в путь – ПОЛЯНЕ, ей управляет ­………..(капитан).
Слайд 4 ВАРЯГИ и ПОЛЯНЕ
Сегодня меж ладьями здесь сраженье,
Но пусть обид не будет среди вас.
Ведь победитель или побежденный
Сегодня станет кто­то среди вас.
Я буду рада, если вы в сраженьях
Покажете находчивость свою
Уменье, знанья и веселье
Позволит вам сыграть вничью.
Мы отправляемся в путь!
Слайд 5
Конкурс № 1 Разминка «Что? Где? Когда?» (макс по 13 б.)
Задание – каждая команда «вытягивает» определенное количество карточек (12) и
отвечает на вопросы. За скорость (кто первый готов отвечать – 1 балл) Каждый верный
ответ оценивается 1 баллом.
Кого на Руси называли варягами? (норманнов, викингов)
Назовите трех братьев­основателей Киева? (Кий, Щек, Хорив)
Как называли ежегодный сбор князем дани с подвластных племен? (полюдье)
Народное собрание на Руси (вече)
Изготавливался в печи, по форме круглый, душистый; им славяне приветствовали
Для их изготовления требовался гусь, ими пользовались летописцы. (Перо)
Изображение лика святого, размещалось в правом «красном» углу русской избы.
1.
2.
3.
4.
5.
друг друга при встрече. (Каравай).
6.
7.
(Икона)
8.
9.
русских)
10.
11.
12.
13.
14.
Балтийское море с Черным морем)
15.
Что такое дружина?
Какой князь основал Древнерусское государство? (Олег)
Что такое греческий огонь? (горячая смесь, которой византийцы сожгли ладьи
Как в Древней Руси называли Балтийское море? (Варяжское море)
Как звали третьего правителя Древней Руси? (Игорь.)
Какой князь по, подсчётам историков, совершил около 50 походов? (Святослав)
Чтобы отомстить этому племени княгиня Ольга использовала птиц. (древляне)
Почему главный торговый путь Руси называли «из варяг в греки» (соединял

Какое основное занятие восточных славян?
Вера во множество богов и обожествление сил природы
Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
Из какой летописи нам известны сведения о восточных славянах?
Вокруг какого племенного союза объединились восточнославянские племена?
16.
17.
18.
19.
20.
Почему? (дополнительный балл)
21.
22.
гонцов с предупреждением: «Иду на вы!» (Святослав)
23.
24.
Сколько человек изображено на картине Васнецова «Богатыри» (3.)
Этот князь никогда не нападал на врагов, не готовых к бою. Он посылал к ним
Первый свод законов на Руси назывался…
Какие вы знаете версии о происхождении государства «Русь»
Подсчет баллов
Слайд 6
Конкурс № 2 «Найти и исправить ошибку»
Команда обговаривает. Один отвечает (за скорость один балл и за каждую исправленную
ошибку по 1 баллу). максимум 10 баллов. Подсказка – ошибок пять.
Слайд 7
К восточным славянам относятся русские, поляки, украинцы. Главное занятие славян
­охота. Восточные славяне были язычниками. Так называли людей, которые поклонялись
одному богу. Во главе рода стоял князь, обладающий большой властью. Родовую общину
сменила соседская, которая называлась вече.
№ ошибка
исправление
Подводим итоги
Слайд 8 Конкурс № 3 «Хронология ­ наука о времени»
Слайд 9, 10
Соедини дату и событие. Каждой команде дается карточка с заданием.
Соотнести даты и события (макс 5 б.)
 1097г. разгром печенегов
 1036г. начало правления князя Рюрика
 907, 911гг Собор в Любече
 882­ 912гг походы князя Олега на греков

 862г правление князя Олега в Киев
Ответ: 1­в, 2­а, 3­г, 4­ д, 5 ­ б





879 г. Период раздробленности
882 г. Разгром Хазарского каганата
945 г. Начало правление князя Игоря
965 г. Начало правления княгини Ольги
12­13 век Образование древнерусского
государства
Ответ: 1­в, 2­д,3­г, 4­б, 5­а.
Пока жюри подсчитывает промежуточный результат, мы все просмотрим
видеофрагмент (слайд 11)
Видеофрагмент…
Слайд 12 Конкурс № 4 Загадки для зрителей
1 Деревянный домик, ставенки на нём,
Русская деревня за его окном.
(Изба)
2 Зимой, когда по снегу
Не катится телега,
В них лошадь запрягали.
Как их называли?
(Сани)
3 В каждом городе большом
Средь церквей его найдём.
Как зовётся главный храм,
Предстоит ответить вам.
(Собор)
4 Им сверху церковь украшают,
И купола под ним сияют.
Вопрос тебе несложный дан –
Назвать лишь символ христиан.
(Крест)
5 Подскажи, кто самый главный
В Русской церкви православной?

(Патриарх)
6 Такой пирог раз в год пекут
И в церковь к батюшке несут.
Он станет после освященья
Для православных угощеньем.
(Кулич)
7 Кукла – символ материнства
И семейного единства.
Сарафан её одёжка,
Вся из дерева... (Матрёшка)
8 Уверен, друзья, отгадаете вы
Ту крепость старинную в центре Москвы.
На шпилях её ярко звёзды горят,
На башне там Спасской куранты звонят. (Кремль)
9 Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.
(Масленица.)
10 Святой Софии купола
Отсюда путнику светили,
Славян столица здесь была,
Впервые русских здесь крестили.
(Киев)
Слайд 13
Конкурс № 5 Черный ящик (10 баллов за правильный ответ)
Этот предмет люди используют издревле. В Древней Руси он был в каждом
доме, пользовались этим предметом повседневно. Известно, что отправляясь в
долгое путешествие, каждый русский человек брал этот предмет с собой,
причем у каждого такой предмет был свой, личный. Чтобы защититься от
злых этот предмет всегда клали кверху дном. Самый простой работой
считалось изготовление заготовок для этого предмета – называли их
баклушами. Так появилось знаменитое выражение «бить баклуши» ­ так
говори о человеке, который вообще ничего не делает. Помимо своего прямого
назначение, этот предмет использовали и по­другому. Тогда говорят о таких
приемах его использования, как «хлопушка», «веер», иногда использовали как
музыкальный инструмент. Через 3 минуты скажите, какой предмет в черном
ящик.
Ответ: Деревянные ложки (слайд 14)

Слайд 15
Конкурс № 6 Цифры в русских пословицах Командам необходимо составить дату
(указать век) из всех цифр, упомянутых и пропущенных в пословицах. За каждую
правильно указанную дату команда получает по одному баллу, за каждый правильно
указанный век (учитывается и правильность написания века римскими цифрами) –
дополнительный балл. Если назовут, событие, которое произошло в этом году + 1 балл.
Слайд 16
Карточка для 1 команды
1) ….. в поле не воин.
Семь раз отмерь, …. раз отрежь.
Конь о …. ногах, и тот спотыкается.

…. сапога – пара
Наговорил с …… короба.
Слайд 17
Карточка для 2 команды
1) Одна голова хорошо, а ….. лучше.
У ….. нянек дитя без глазу.
Пошел на все ….. стороны.
2) Пошел на все ….. стороны.
У ….. нянек дитя без глазу.
Какое чувство отвечает за интуицию? (цифра)
Слайд 18 Ответ первой команды
1714 год (XVIII век) – основание Петром 1 Кунсткамеры
Вернувшись в Россию из поездки в Голландию, Англию, Пётр 1 занялся обустройством
русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в
Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была
размещена в Людских палатах при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий
манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году
и стало считаться датой основания музея.
1223 (ХІІІ) ­ битва на реке Калке ­ сражение между объединённым русско­половецким
войском и монгольским войском.
Слайд 19

1274 год (XIII век)­ Владимирский собор 1274 года - архиерейский собор Русской
Церкви, проведённый по инициативе митрополита Кирилла III в 1274 году во Владимире
для устранения разногласий в церковном праве.
476 г. (V век) ­ Падение Западной Римской империи ­ процесс упадка Западной Римской
империи, вследствие этого оказалась разделена на несколько государственных
образований - преемников Римской империи.
Конкурс № 7 Собрать картинку и назвать событие: (скорость ­ 1 балл,
правильность и полнота ответа– 3 балла)
После выполнения задания
Слайд 20
 Картина «Крещение княгини Ольги»
Слайд 21
 Картина «Крещение киевлян на Днепре»
Слайд 22 Конкурс № 8. Жизнь замечательных людей (кто первый поднимет флажок)
По 1 баллу за ответ
Задание 1
1. Кто сказал? «Если кто не придет завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий,
или раб, ­ будет мне врагом». Какое событие В каком году это произошло? (крещение
киевлян, 988 г.)
2. Кто, в каком году провел первую налоговую реформу на Руси и в чем она заключалась?
(княгиня Ольга, установила уроки и погосты)
3. «Это был князь умный, храбрый, справедливый, богобоязненный, который думал не
столько о завоеваниях и победах, сколько о счастье своего народа…Велел переводить
священные книги с греческого на славянский язык; заводил училища в городах; вызывал у
иностранных государств художников для украшения церквей и дворцов киевских… При
нём русское государство достигло расцвета…». (Ярослав Мудрый.)
4. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов не варил мяса, но, тонко нарезав
конину или зверину, или говядину и зажарив на углях так ел. Не имел он и шатра, но спал,
подостлав потник, с седлом на головах… И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас
идти» (Святослав)
5. «Получил прозвище, которое означало единоборец. Был известен на Руси как вдохновитель
и руководитель многих походов против половцев. Занял киевский престол, когда ему было
уже 60 лет» (Владимир Мономах).
«Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не
убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал
уже всю дань» (Игорь).
6.

Слайд 23 Задание 2. Написать прозвища всех великих князей Древнерусского
государства (9­12 вв.), распределив их в хронологической последоватльности
(Олег, Владимир1, Владимир 2, Ольга, Игорь, Ярослав, Святослав)
Проверим ответы (Слайды с изображением князей 24­31)
Политика правления первых киевских князей
Князь
Время
правления
Политика
Киевские князья
Кий
V – VI века
Основал Киев. Ходил походом на Царьград.
Аскольд и Дир
VIII – IX
века
Продолжили правление в Киеве. Ходили походом на
Царьград. Убиты Олегом.
Династия Рюриковичей
Олег Вещий
882 – 911
гг.
В 882 г. ­ Объединил Русь (Киев и Новгород). Собирал
дань с подвластных территорий. Заключил мир с
Варягами. Ввел великокняжеский титул.
Игорь Старый
912 – 945 Начал править в зрелом возрасте 35 лет. Заключил мир с

гг.
печенегами. Вел войну с Византией. Византия признала
земли в устье Днепра, Дуная за Русью.
Ольга Хитрая
(Святая)
945 – 962
гг.
Отомстила за смерть мужа.
Упорядочила взимание дани в земле древлян. Первая из
правителей приняла христианство. Заключила мир с
Византией о совместной борьбе с Хазарией.
Святослав
Храбрый
962 – 972
гг.
Самый воинственный из князей. Разгромил Волжскую
Булгарию и Хазарский каганат. Продолжил политику
централизации княжеской власти.
Владимир
Святославович
(Великий,
Креститель)
980 – 1015
гг.
Восстановил единство Русской земли. Укрепил систему
управления страной. Борьба с печенегами. Укрепление
южных границ. Ввел систему светового оповещения.
Крещение Руси по византийскому обряду.
Ярослав Мудрый
1019 (1036)
– 1054 гг.
Восстановил единство Русской земли. Объявил себя
самовластцем. Ввел первый на Руси писаный свод
законов – «Русскую правду». Строительство собора
Святой Софии. Киев – один из самых крупных и
красивых городов Европы. Строительство новых
городов. Поборник развития культуры. Династические
браки – зарок мира с западными, южными и северными
соседями. Прекратил набеги печенегов.
Владимир
Мономах
(1113­1125) Занял престол в возрасте 60 лет. Мономах – с греческого
«единоборец», внук греческого императора
Константина Мономаха. 1097 г. Был инициатором
Любечского съезда (вопрос об объединении против
общего врага – половцев). Разбил половцев в 1111 г. Был
писателем. Написал «Поучение детям»
Таблицей можно воспользоваться при подготовке к экзамену.
Список великих князей 32
Подсчет баллов (жюри)
Пока жюри подсчитывает баллы, мы подведем итог.

Итог: Сегодня, подводя итог нашего мероприятия, можно говорить о том, что мы
повторили истоки становления древнерусского государства. Закрепили знания о личных
вкладах первых русских князей в укрепление великокняжеской власти.
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих князей великих поминают
За их труды, за славу, за добро…
Вопрос классу:
Почему мы не должны забывать политику первых русских князей?
Учащиеся отвечают на вопрос и приходят к выводам:
1.Князья проводили политику объединения земель вокруг Киева.
2.Укрепляли центральную власть
3.Охраняли и защищали торговые пути, а также русскую землю от кочевников
Награждение победителей
Всем спасибо!!!

МАОУДО «Центр детского творчества»

Подростковый клуб «Аленушка»

Подготовила: педагог – организатор

МАОУДО «ЦДТ»

Калибовец О.Н.

Биробиджан 2016 г.

Сценария фольклорного праздника «Русь - это сказка, Русь - это быль».

10. 02. 2016 год

15 – 30

Филиал № 5 ЦГБ

Цель: Приобщение младших школьников к истокам русской народной культуры, знакомство детей с народным творчеством, народными традициями и обычаями. Воспитание любви и интереса к народным праздникам.

Ведущий 1.

Очень часто мы порою,

За событиями дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину!

Ведущий 2.

Сегодня мы отправимся в удивительный мир русской народной культуры.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто из вас знает, что такое русский фольклор?

( Дети отвечают ). Правильно! Это - потешки, загадки, игры, пословицы, поговорки, прибаутки, дразнилки, небылицы, песни и, конечно же, русские ремесла.

Ведущий 1.

Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.

Ведущий 2.

На Руси, в старину, не только пели песни, но и водили хороводы, и сейчас мы все дружно встанем в хоровод, и споем песню «Во поле березка стояла».

(звучит русская народная песня «Во поле березка стояла »).

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.

Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли, люли заломати.

Как пойду я в лес погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.

Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.

Стихи в исполнении детей о Родине

Алена.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Настя.

Что мы родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Полина.

Что мы родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

Ведущий 1.

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, мы приглашаем Вас,

К загадкам поскорее!

Ведущий 2.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Дети отвечают )

Ну, слушайте.

Загадка 1.

У наших ворот рассыпался горох,

Ни лопатой не сгрести,

Ни метлой не смести.

А как стало рассветать,

Нечего собирать. (Звезды на небе )

Ведущий 1.

Без него плачем,

А как появится, -

От него глаза прячем. (Солнце )

Ведущий 2.

Ходит барин по двору?

Придирается ко всему.

Красная головушка,

Шелкова бородушка. (Петух)

Ведущий 1.

Пришел Яшка-

Белая рубашка,

Где он пробегает-

Ковром устилает. (Снег)

Ведущий 2.

Ночью на земле спит,

Утром в небеса летит. (Роса )

Ведущий 1.

Сколько по ней не иди,

Все будет бежать впереди. (Тень)

Ведущий 2.

Его бьют, а он не плачет,

Только глубже ножку прячет (Гвоздь)

Ведущий 1.

Один вход, да три выхода. (Рубашка )

Ведущий 2.

В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом приходил,

Всех вокруг себя посадил. (Стол)

Ведущий 1.

А сейчас за две минутки,

Вам расскажем прибаутки,

С вами поделятся сполна

Федул, и брат его - Фома

Прибаутки. (Выступают дети за ширмой с куклами Петрушками)

Федул, что губы надул?

Кафтан прожег.

Можно зашить

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Фома, что из леса не идешь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет.

Так сам иди!

Да он меня не пускает.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Фома, у тебя дома тепло?

Тепло, на печи в шубе согреться можно.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Федул, что ваши девчата делают?

Шьют да поют.

А матушки?

Порют да плачут.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Где ты, брат Фома?

В горнице.

А что делаешь?

Помогаю Петру.

Петр что делает?

Да на печи лежит.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Федул, ты пирог съел?

Нет, не я.

А еще хочешь

Хочу!

Ведущий 1.

Ехали на кобылице

Одноногой и хромой,

Три веселых небылицы,

Каждая к себе домой

Стало страшно небылицам,

Стало вовсе не смешно,

Развернули кобылицу,

Закричали, «Тпру-у-у и но-о-о»

Ведущий 2.

Ребята, а вы знаете, что такое небылицы? ( Дети отвечают )

Небылицы - это нелепицы, это стишки или рассказы, в которых рассказывается о чем-то таком, чего не может быть на самом деле.

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
Ведущий 1.

Из-за леса, из-за гор,
Едет дедушка Егор,

На булановой телеге,

На скрипучей лошади.

Сапоги на нем с карманом,

А жилетка с каблуком.

Подпоясался дубиной,

Опирался кушаком.
Ведущий 2.

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.

Ведущий 1.

Есть у нас урок фольклора:

Игры, шутки, тары-бары,

Песни, игры и забавы.

Все пришло из старины,

Из далекой глубины.

Ведущий 2.

А сейчас мы проведем конкурс на лучшее знание пословиц.

Я начинаю пословицу, а вы завершайте.

1. Семеро одного …… (не ждут)

2. Без труда….(не вытащишь и рыбку из пруда)

3. Делу время…(а потехе час)

4. С миру по нитке… (голому рубашка)

5. Дареному коню….. (в зубы не смотрят)

6. Волков бояться …. (в лес не ходить)

7. Ученье свет …..(а неученье - тьма)

8. Разбитую чашку….(не склеишь)

9. Поспешишь….(людей насмешишь)

10. Кто везет, того и….(погоняют)

Ведущий 1.

Разрешите нам начать,

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать.

Ведущий 2.

А сейчас мы проведем конкурс на лучшее проговаривание скороговорок.

Приглашаются 3 девочки на каждую скороговорку

1. От топота копыт, пыль по полю летит.

2. Добры бобры, идут в боры.

3. У перепела и перепелки пять перепелят.

4. Вставай Архип, петух охрип.

Ведущий 1.

А сейчас все дружно встанем,

И немного поиграем,

А игра то непростая, озорная, заводная.

Русская народная игра «Слепые ворота»

Подвижная игра в помещении «Слепые ворота». Перед началом игры выбирают пару водящих. Они встают лицом друг к другу, берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Если игроков много, то «ворот» можно поставить сразу несколько. Водящим завязывают глаза. Все остальные игроки стараются как можно тише и незаметнее проскользнуть в «ворота». Если водящие заподозрят, что в «ворота» кто-то пробегает, то они опускают руки, стараясь поймать игрока. Пойманный игрок меняется ролью с одним из водящих и игра продолжатся.

Ведущий 2.

Но прежде, чем начать игру, я вам считалку проведу.

Шла коза по мостику...

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит - это он,
Выходи из круга вон!

Черепаха хвост поджала...
(русская народная считалочка)

Черепаха хвост поджала,
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди.
Кто не верит - выходи

Ведущий 1.

Много сказок есть на свете,

Знают их почти все дети,

Если сказки вы читаете,

Мои вопросы разгадаете.

Ведущий 2.

Ребята, вы, наверное, любите сказки? Слушайте загадку до конца, а потом отвечайте.

1. Прибежище мышки-норушки,
Зеленой лягушки-квакушки,
И прочей звериной компании.
Скажите мне хором название? (Теремок)

Ведущий 1.
2. Сидит в корзине девочка,
У Мишки за спиной,
Он сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь
Названье этой сказки... (Маша и Медведь)

Ведущий 2.
3. Кто за кого-то ухватился крепко.
Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко!
Но еще помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Может это...(Репка)

Ведущий 1.
4. Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке,

Там три стула,

Три подушки,

Три кровати и три кружки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Ведущий 2.

5. Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не бросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конек, Удивительный конек,

По прозванью….. (Горбунок)

Ведущий 1.
6. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну подскажите, как звали ее? (Красная шапочка)
Ведущий 2.

7. Носик – круглым пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком.

Вместо туфелек - копытца.

Трое их, и до чего же

Братья дружные похожи!

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Ниф-Ниф, Наф-Наф,Нуф-Нуф)

Ведущий 1.

Всех невеж, лентяев, жадин.

Чтобы в миг их проучить

На Руси не забывали их немножко пожурить.

Ведущий 2.

Дразнилки были сложены почти на все русские имена. Часто они высмеивают жадность, трусость, хвастовство, грубость или невежество. Ребята не только поддразнивали друг друга, но и воспитывали, тем самым, указывая на недостатки.

Обманули простака-

На четыре кулака,

На щелбан и на подушку,

На зеленую лягушку.

Ведущий 1.

Миронушка - Мирон

Полна пазуха ворон.

Выглянул в окошко-

Голова с лукошко,

Нос крючком,

Волоса клочком!

Ведущий 2.

Фома чудак,

Полез на чердак,

Шлепнулся пузом,

Стал карапузом!

Ведущий 1.

Жадина- говядина,

Кислая капуста,

Съел мышонка без хвоста

И сказал: «Как вкусно»!

Ведущий 2.

Любил русский народ стихи складывать

Про природу, про птиц, про край родной.

(Стих про Журавля прочитает Дарья П).

Дарья П.

Жура- жура- журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Ведущий 1.

Славилась Россия чудо - мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили

Просмотр видеофильма о русских ремеслах.

А сейчас девочки прочитают стихи о русских умельцах.

(Дети читают стихи)

Алина Т.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Кристина М.

В Твери делают игрушки

Сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

Валерия Ф

Наша русская игрушка,

Не стареет сотни лет

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Ведущий 2.

Подошел к концу наш праздник, и закончим мы его стихами о нашей Родине - России.

(Дети читают стихи)

Диана Г.

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Мария Ж.
Я пою и в тишине

Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Вера К.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)

Звучит песня «Кострома»

Ведущий 1:

Мы славно гуляли на празднике нашем,

Нигде не найдете вы праздника краше!

Ведущий 2:

Желаем, друзья, вам в жизни успеха,

В учебе и дружбе. В семье и труде…

Вместе:

Желаем вам счастья во всем и везде!!!

Интеллектуально-познавательная игра для школьников 6 класса "Умники"

Бусовикова Оксана Викторовна, методист, педагог МБОУ ДО «Центр детского творчества» п. Уральский Нытвенского района Пермского края
Описание работы: сценарий интеллектуально-познавательной игры для подростков 12-13 лет. Игра состоит из трех раундов, ее содержание направлено на знание истории, литературы и искусства Древней Руси.
Цель: обобщение знаний об истории, традициях и обычаях Древней Руси.
Задачи: выявить знания детей об истории Древней Руси, развивать смекалку, логическое мышление, воспитывать интерес к истории и культуре русского народа.
Предварительная подготовка: тема игры озвучивается заранее, каждая команда готовит приветствие
Оборудование: столы для команд, протокол для экспертной группы, карточки (лепты) по 25 штук на каждый стол, таблички с цифрами 1,2,3 на каждый стол, название команды на каждом столе, проектор, компьютер, экран для презентации, музыкальная аппаратура.
Интеллектуально-познавательная игра «Умники». Тема: «Истоки русской старины».Музыкальная тема «Колокольный звон». 1 ведущий: Священной музыкой времён
Над златоглавою Москвою
Струился колокольный звон,
Но даже самый тихий он
Кому-то не давал покоя.
2 ведущий: Белокрылой стаей улетают
Вереницы быстрых облаков.
Как воспеть тебя, земля родная,
Дивный край волшебных, чудных снов?
Звоном колокольным отзовётся
В сердце несказанная краса.
Смотрит златоглавая Россия
Синими глазами в небеса.
3 ведущий: На протяжении многих веков земля Русская оставалась неразгаданной тайной.
4 ведущий: Её бескрайние просторы манили и зачаровывали, а многогранный русский характер вызывал удивление и осторожность.
1 ведущий: История, литература, искусство Древней Руси – неиссякаемый источник новых исследований и научных открытий.
2 ведущий: Наш разговор пойдёт о русских народных традициях, обычаях, суевериях, о православных и языческих праздниках.
3 ведущий: Сегодня мы начинаем первую интеллектуально-познавательную игру «Умники» сезона 2015-2016 года.
Музыкальная заставка к передаче «Что? Где? Когд а?»
4 ведущий: В игре принимают участие команды объединений «Затейники», «Эрудиты», «Искорки» Центра детского творчества п. Уральский.
1 ведущий: Поприветствуем наших игроков! (приветствие команд)
2 ведущий: Ну что ж, участников мы представили, а теперь настало время познакомиться с гостями «Умников» - экспертной группой, которая будет следить за ходом игры. (представление экспертов)
3 ведущий: Тема всей игры «Истоки русской старины».
4 ведущий: Игра будет состоять из нескольких раундов. В начале игры каждая команда получит стартовый капитал – 30 лепт. Отвечая на вопрос, команды делают ставки и поднимают карточку, соответствующую номеру выбранного ответа. Если ответ правильный – ставка удваивается, если нет – команда лишается лепты.
1 ведущий: Время обдумывания – 30 секунд. В конце игры подсчитывается заработанный капитал. Победителями игры становятся команды, набравшие наибольшее количество лепт.
2 ведущий: Каждая заработанная лепта делает вас на несколько шагов ближе к победе. За столом игру контролировать будут крупье.
3 ведущий: Чтобы лучше понять правила игры, давайте прорепетируем. Итак, пробный вопрос.
4 ведущий: Делайте ставки, игроки! Вы должны положить одну лепту на край стола! Внимание, пробный вопрос…
Кто ввёл на Руси новую религию – христианство?
1.Князь Владимир
2. Дмитрий Донской
3.Александр Македонский
1 ведущий: Ваши ответы, игроки! Поднимите карточки. Те, кто ответил правильно, держат карточку до тех пор, пока крупье не удвоит ставку.
2 ведущий: Итак, правила оглашены, пора начинать игру!
Го нг.
3 ведущий: Начинаем первый раунд « Цепочка тестов». Ставка: 1вопрос – 1 лепта. Делайте ваши ставки. Зрителей просим не подсказывать, не мешать. Внимание, 1 вопрос…
Вопрос №1
Назовите древнерусского бога, покровителя любви и браков.
1.Услад
2.Ярило
3.Лада
Вопрос №2
Если в строении христианской церкви отсутствует алтарь, то как такая церковь называется?
1.Часовня
2.Колокольня
3.Паперть
Правильный ответ: 1. Часовня – это небольшой храм без алтаря. Именно в ней нельзя было служить литургию, а только «часы», то есть читать молитвы и псалмы, установленные церковью для этого часа.
Вопрос №3
Этот праздник отмечается на 50-й день после Пасхи. В народе его называют «зелёными Святками».
1.Троица
2.Преображение Господне
3.Ильин день
Правильный ответ: 1.Троица – двунадесятый праздник Православной Церкви, пришёл из глубокой древности.
Вопрос №4
Как называется обувь, плетённая из лыка?
1.Онучи
2.Лапти
3.Кушак
Правильный ответ : 2. Лапти
Вопрос №5
Они были пустые, светлые, зелёные, репяные, рахманные, богатые, постные, кислые, серые, сборные…И это ещё не всё! О чём идёт речь?
1.Щи
2.Каши
3.Блины
Правильный ответ: 1.В народе говорили: «Родной отец надоест – а щи никогда…» Русская кухня насчитывает рецепты щей десятками. Скоромные и постные, рыбные и грибные, кислые и свежие, с добавками и без них… В уральские «толстые» щи добавляли перловку – для сытости.
Вопрос № 6
Всем известен обычай встречать гостей хлебом-солью. Хлеб при этом символизирует достаток. А что символизирует соль?
1.Долголетие
2.Оберег от злых сил
3.Добрые намерения.
Вопрос № 7
Как называли на Руси пару лошадей или волов, запряжённых в одну упряжку?
1.Двойка
2.Супруги
3.Гнедые
Вопрос № 8
На Руси при одном из гаданий связывали петуха и курицу и сажали на решето. Если курица перетягивала петуха, то что это означало?
1.Что в семье родится девочка
2.Будет богатый урожай
3.Быть мужу под башмаком всю жизнь
Правильный ответ: 3. Вечный семейный вопрос: кто в доме хозяин? На Руси он решался просто. Гадали на петухе и курице. Перетянет петух – мужика верх. Перетянет курица - быть мужу под башмаком всю жизнь. Да только редко такое случалось.
Вопрос № 9
Что не должна была носить жена в Древней Руси, пока муж был в отъезде?
1.Серьги
2.Обручальное кольцо
3.Головной убор
Вопрос № 10
Именно столько дней продолжаются Святки – праздничные дни между Рождеством и Крещением Иисуса Христа.
1.7 дней
2.14 дней
3.12дней
Правильный ответ: 3.Рождение Иисуса Христа празднуется 7 января,а Крещение 19 января. 12 дней от праздника до праздника называются Святками.
Вопрос № 11
Застеклённый шкафчик для икон зовётся русским словом божница или греческим…
1.Киот
2.Алтарь
3.Лампада
Вопрос № 12
Этот греческий напиток долгое время заменял россиянам и чай, и кофе. О каком напитке идёт речь?
1.Кисель
2.Студень
3.Сбитень
Правильный ответ: 3. Сладкий и пряный сбитень на Руси любили все. Царю-батюшке медовый напиток приносили из особой палаты Кормового дворца.
Вопрос № 13
Этот праздник приходится на 15 февраля. В этот день зима борется с весной: кому идти вперёд, а кому назад. А церковью этот праздник установлен в память о том, что на 40-й день после Рождества Христова Дева Мария и праведный Иосиф принесли Иисуса в Иерусалим. О каком празднике идёт речь?
1.Благовещение
2.Сретение
3.Святки
Вопрос № 14
Во вторник через неделю после Пасхи все православные поминали усопших. Этот праздник называется Радоница – по народному поверью души умерших предков возносятся светло и тихо над землей и незримо касаются угощений. А как в народе по-другому называют этот день?
1.Духов день.
2.Красная горка.
3.Семик.
Вопрос № 15
Как называется православное блюдо, состоящих из сушеных хлебных зерен с мёдом, размоченных водой?
1.Пасха.
2.Кутья.
3.Сочиво.
Правильный ответ: 3. Сочиво. День перед Рождеством Христовым называется Сочельником. Этот день проводится в строгом посте. По церковному уставу в пищу употреблять можно только сочиво.
Вопрос № 16
Как называли крестьянскую верхнюю одежду из толстого сукна в виде кафтана?
1.Душегрея.
2.Армяк.
3.Кожух.
Вопрос № 17
Не слишком часто, но случается раз в четыре года православным именно в этом месяце праздновать день Святого Касьяна. Про него говорили: « На что Касьян ни взглянет – всё вянет; на дерево посмотрит – дерево сохнет, поглядит на скот – мор нападёт». В каком месяце был день Касьяна?
1.В феврале
2.В апреле
3. В январе.
Правильный ответ: 1.День завистливого, злопамятного, да к тому же слепого Касьяна – 29 февраля. Високосный год вообще считался недобрым. Февраль изо всех его месяцев худший, а уж 29 числа – носу из дома не высовывай.
Вопрос № 18
В Древней Руси всех новорожденных детей до крещения называли одним именем, боясь сглаза. Назовите это имя.
1.Иисус.
2. Богдан.
3.Иван.
Правильный ответ: 2. Богдан. До крещения у ребёнка ещё не было ангела-хранителя, поэтому его имя не открывали никому, а говорили, что ребёнок Богом дан, то есть Богдан.
Вопрос № 19
Перед свадьбой между родителями жениха и невесты происходило сватовство. А как по-другому называли сватовство на Руси?
1.Рукобитье.
2.Оглашение.
3. Покупка.
Вопрос № 20
Как называли свадебный пирог, украшенный фигурками из теста на палочках?
1. «Карусель».
2. «Петушки».
3. «Роща».
Правильный ответ: 3. Роща. Фигурки символизируют жениха и невесту, палочки – рощу, в которой все деревья вместе, а не поодиночке. Тесто же – символ благополучия и плодородия.
Вопрос № 21
На русских свадьбах известен такой обычай. Когда торжество подходило к концу, гостям раздавали специальные маленькие пряники. Как их называли?
1.Просфоры.
2.Разгоняи.
3.Расстегаи.
Правильный ответ: 2. Эти маленькие пряники назывались разгоняи. Пряники как бы прозаично намекали гостям, что пора и по домам.
Вопрос № 22
Как называется праздник проводов зимы?
1.Сретение.
2.Святки.
3.Масленица.
Вопрос № 23
В какой день Масленичной недели на Руси зятья должны были угощать своих тёщ блинами?
1.В пятницу.
2. В субботу.
3. В воскресенье.
Вопрос № 24
Главным действием четвертого дня Масленицы – «Разгуляя» - было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и двумя воротами. Победителя, первого вошедшего в городок, награждали так…
1.До отвала кормили блинами.
2.Купали в проруби.
3.Проносили на руках через весь город.
Вопрос № 25
На праздник Вознесение Господне пекли поминальный хлеб. В какой форме пекли поминальный хлеб православные, чтобы узнать, насколько грешен человек?
1.В форме шара.
2.В форме креста
3.В форме лесенки.
Правильный ответ: 3. Иногда поминальный хлеб пекли в форме лесенки, прямоугольной булки с семью перекладинами, символизирующими 7 небес. Если разбивалась вся лесенка, то бросавший её – страшный грешник. (По количеству оставшихся целых перекладин узнавали, на какое небо человек попадает после смерти)
Вопрос № 26
Вы наверняка знакомы с выражением «во все тяжкие». Его первоначальный смысл отличался от нынешнего. Что означало это выражение?
1.Звонить во все колокола.
2. Пойти по миру.
3. Уйти в монастырь.
Правильный ответ: 1. Звонить во все колокола. Когда-то это выражение касалось лишь работы звонарей. Бить во все тяжкие – значит звонить во все колокола. «Пуститься во все тяжкие» - означает позабыть о всяком приличии, наплевать на общественное мнение.
Вопрос № 27
На севере России молодые девушки перед Новым годом выпекали из ржаной и пшеничной муки забавные маленькие фигурки овец, свиней, телят. Они дарили их юношам, показывая своё искусство умелой хозяйки. Как называются эти съедобные «скульптуры»?
1.Колобки.
2.Козули.
3.Жаворонки.
Вопрос № 28
Как называется канун Рождества?
1.Святки.
2.Сочельник.
3.Крещение.
Вопрос № 29
Как называлась верхняя часть крыши – оберег дома от злых сил?
1.Конёк
2.Сруб
3. Подзор
Вопрос № 30
Согласно канонам их может быть одна, три или пять. О чём идёт речь?
1.Главы, купола у церкви.
2.Колокола.
3.Колонны храма.
Правильный ответ: 1.Главы, купола у церкви. Православная церковь должна быть одно-, трёх- или пятиглавой. Есть в России место, где их 33, в Ярославле – 15, но это уникальные случаи.
гонг
1 ведущий: А сейчас начинаем второй раунд под названием «В старину едали деды…»
2 ведущий: Повседневное крестьянское меню не отличалось большим разнообразием. Главное место, конечно же, занимал хлеб.
3 ведущий: Каких только народных поговорок, пословиц и присказок не сочинено о нём! «Хлеб – всему голова».
4 ведущий: «Худ обед, коли хлеба нет»
1 ведущий: «Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска»
2 ведущий: Но не хлебом единым жив человек.
3 ведущий: С каждым новым столетием набор продуктов у наших предков становился разнообразнее и богаче.
4 ведущий: Что же ели в Древней Руси?
1 ведущий: Вам будет предложен список продуктов. Из него вам за полторы минуты нужно будет исключить названия тех продуктов, которые не употребляли на Руси до 17 века.
2 ведущий: В листочке с пометкой «Второй раунд» после вопроса вы должны выписать номера исключённых вами продуктов.
Ставка раунда – 3 лепты.
3 ведущий: Если вы выписали номера всех продуктов, верно, то ваша ставка удваивается. Если вы допустили ошибку, то все поставленные лепты сгорают.
4 ведущий: Делай те ваши ставки, игроки! Внимание, вопрос…
Из предложенного списка продуктов исключите те, которых не было в Древней Руси, то есть те продукты, которые наши древние предки не употребляли в пищу примерно до 17 века. Всего их восемь.

1. Просо 8. Чай 15. Огурцы
2.Горох 9.Кофе 16. Картофель
3.Рис 10.Сахар 17. Капуста
4. Греча 11.Вяленая рыба 18. Дыня
5.Макароны 12. Соль 19.Подсолнух
6.Перец 13.Морковь 20.Хлеб белый
7. Мёд 14.Помидоры 21.Хлеб чёрный
Крупье, раздайте задание!
гонг 1 ведущий: Время истекло. Передайте карточки крупье.
Правильный ответ: Древние русичи не употребляли в пищу до 17 века следующее:
3 – рис 10 - сахар
5 – макароны 14 - помидоры
8 – чай 16 - картофель
9 – кофе 19 - подсолнух
2 ведущий: Крупье, огласите результаты раунда.
3 ведущий: Объявляется третий раунд «Кот в мешке».
Внимание, условия раунда…
Вы должны угадать, какой предмет находится в мешке. Ответ пишете на карточке с пометкой «Третий раунд». После каждого обсуждения вопроса карточка передаётся крупье.
4 ведущий: Ставка: 1 вопрос – 1 лепта.
За неправильный ответ забирается 1 лепта.
Вопрос №1
Делайте ставки. Внимание, вопрос №1
Этот продукт –необычного вкуса, пряный, занимал почётное место в свадебном и поминальном обрядах, он очень сладок и дорог. О каком продукте идёт речь?
Гонг 1 ведущий: Ваши ответы, уважаемые игроки! Крупье, огласите ответы!
Правильный ответ: пряник
Вопрос №2
Он украшал и голову замужней россиянки, и церковь. Что в мешке?
Гонг 2 ведущий: Ваши ответы, игроки! Крупье, огласите ответы.
Правильный ответ: Это – кокошник. Так называли и украшение на голове замужней россиянки, и полукруглую часть церковного здания.
3 ведущий: Вопрос № 3. Делайте ставки, игроки. Внимание, последний вопрос…
Какую деталь костюма 13 века на день пришивали, а на ночь, прежде чем переодеться в другую одежду, отпарывали. Какая деталь русского костюма находится в мешке?
Гонг 4 ведущий: Ваши ответы. Крупье, огласите результаты.
Правильный ответ: Рукава – они в ту пору были очень узкими, поэтому, чтобы их переодеть, приходилось отпарывать на ночь, а утром снова пришивать.
Гонг 1 ведущий: Вот и закончился последний раунд первой интеллектуально-познавательной игры «Умники».
2 ведущий: Настало время подсчитать заработанный капитал и определить победителей игры. Крупье, подсчитайте лепты.
3 ведущий: Чтобы подвести итоги интеллектуально-познавательной игры «Умники», экспертный совет начинает обсуждать результаты.
4 ведущий: Вот и наступил самый волнующий и ответственный момент – подведение итогов интеллектуально-познавательной игры «Умники».
1 ведущий: Для объявления результатов слово предоставляется…
2 ведущий: До новой встречи в интеллектуальном клубе «Умники»!