Разумный эгоизм. Разумный эгоизм и неразумный, проявления

Эгоизм условно можно разделить на разумный и неразумный. Но следует знать, что и тот и другой вид эгоизма проявляется в непринятии того, что есть (см. ). Все желания и стремления возникают из эго, и ниоткуда больше.

Рассмотрим подробнее виды эгоизма.

Неразумный эгоизм проявляется в зацикленности на самом себе: "я хочу...", "мне...", "мое...". Удовлетворение своих желаний стоит на первом месте , все остальные люди и их интересы сдвигаются на задний план или вообще игнорируются. Неразумный эгоизм характеризуется тем, что в итоге всегда приносит страдания (любого рода) себе и другим. Когда у человека проявляется неразумный эгоизм, он притягивает других людей, у которых тоже проявлен (или включается как реакция) этот вид эгоизма. И что получается у этих людей, каждый из которых ставит себя на первое место?

Неразумный эгоизм направлен в основном на материальное - желание иметь больше и/или лучше, чем у другого, что в итоге приводит к неприятностям .

Неразумный эгоизм удерживает ум в постоянном напряжении, потому что постоянно приходится делать расчеты, хитрости, уловки ; это напряжение накапливается (стресс), что приводит к психическим срывам, депрессиям и болезням .Последствия неразумного эгоизма описаны в статье .

Разумный эгоизм характеризуется бо´льшим пониманием жизни, и это более тонкий вид эгоизма. Он тоже может быть направлен на материальное, но способ получения или достижения отличается большей разумностью и меньшей зацикленностью на «я, мне, мое». У таких людей есть понимание, к чему приводит эта зацикленность, и они видят и используют более тонкие способы получения желаемого, что приносит меньше страданий и себе и другим. Такие люди более разумны (этичны) и менее эгоистичны, они не ходят по головам других или напролом, не совершают насилия любого рода и склонны к честному сотрудничеству и обмену, учитывая интересы всех, с кем имеют дело.

Духовный рост (саморазвитие) - это проявление разумного эгоизма. Когда человек занимается собой, он делает это для себя, хочет улучшить свое состояние, и другие люди здесь могут вообще не учитываться. Да, это эгоизм, но разумный, потому что чем лучше собственное состояние, тем больше человек излучает позитива (любого рода), и в конечном итоге так лучше для всех, с кем он имеет дело. Но здесь разумный эгоизм может граничить или сочетаться с неразумным, когда человек перестает выполнять свои обязанности (в семье, обществе, на работе), оправдываясь тем, что занимается собой. Это опасная ситуация, которая может свести на нет все достижения на духовном плане и привести к большим проблемам в материальном мире. «Я лучше (выше, умнее, мудрее, чище…) вас, потому что я занимаюсь собой, поэтому отвалите все от меня, я ничего не буду делать для вас» - такая позиция неизбежно приведет к проблемам, потому что это неразумно.

Продолжим о разумном. Разумный эгоизм может проявляться различными способами. Например, вы используете в отношении какого-то человека, чтобы получить благосклонность с его стороны. Или используете , чтобы получить больше счастья и успеха. Или , чтобы избавиться от негатива и ограничивающих убеждений, получить больше свободы и покоя. И так далее. Эгоистично? Да, вы делаете это для себя, но в итоге все от этого выигрывают. Если к разумному эгоизму не подключается неразумный, плохих последствий не будет.

Бескорыстная полезная деятельность - это тоже проявление разумного эгоизма , как ни крути. Ведь если бы бескорыстие не приносило больше радости и счастья тому, кто это делает, никто бы этим не занимался, правильно?

Говорят, всё, что человек делает, он делает для себя , и каждый человек - эгоист. Это так. Мы живем в эгоистическом мире, в теле-уме, изначально имеющем эгоистическую природу. Телу нужна пища, одежда, крыша над головой, уму тоже нужна своя пища (ум постоянно что-то ищет, переваривает). Любой организм (тело-ум) запрограммирован эгоистично.

Сознание в чистом виде не имеет природу эгоизма. Другими словами, эгоизм - это нечто приобретенное, существующее только в проявленном мире, это атрибут тела и ума, а не чистого сознания.

Адекватная забота о теле, работа над умом (духовный рост), избавление от неразумного эгоизма - это проявления разумного эгоизма, которое приносит благо всем.

Когда исчезает неразумный эгоизм, оставляя только разумный, то этот разумный эгоизм исследует сам себя, что в конечном итоге приводит к познанию себя, как чистого сознания, происходит .

Анекдот

Махнул случайно гаишник палкой, остановилась какая-то машина. Решил подойти, извиниться. Только подошел, водитель:
- Я права забыл!
Жена рядом:
- Врет он все! Пил вчера!
Теща сзади:
- На краденой машине всегда поймают!
Голос из багажника:
- Границу уже переехали?



Распространяя материалы сайта , ставьте, пожалуйста, ссылку на источник.

Разумный эгоист знает, что первый контакт с
человеком – самый важный и главный, который определяет – какими будут
дальнейшие их взаимоотношения. Поэтому он будет ОЧЕНЬ осторожен, ОЧЕНЬ благоразумен,
будет все время улыбаться, не обращать внимания на те мелочи, которые ему не нравятся
у того человека, с которым он сейчас контактирует. Он постарается как можно
более взвешенно подойти к словам этого человека и не будет принимать В ДАННЫЙ
МОМЕНТ никаких скоропалительных и опрометчивых решений.

Разумный эгоист обязательно будет думать и
поступать как творческая частица единого организма – Человечества. Он будет чувствовать себя творческой личностью,
от действий которой в той или иной мере зависит будущее Человечества.

Осознание себя в этой роли
сразу же ставит его выше мелкой крысиной возни, которой занимаются многие из
окружающих его людей. Это позволит ему более стойко держать удары судьбы,
выходить из них легко и просто. Это даст
ему удовлетворение собой и смысл существования. Это очень выгодная позиция!

Разумный эгоист всегда участвует в выборах.
Он знает, что только в этом случае наша страна в в конце концов станет
цивилизованной державой.

Разумный эгоист всегда будет патриотом
своей страны. Он знает, что если он живет в этой стране, то самое глупое с его
стороны – хулить ее.

Разумный эгоист не приемлет насилие по
своей природе. Он знает, что насилие бесплодно по своей сущности, что все в
этом мире создано на основе Любви.

Он знает коварство насилия,
он знает, что оно засасывает. И поэтому даже самые невинные формы насилия он будет
использовать только в крайних случаях.

Разумный эгоист сам хочет быть богатым человеком
и никогда не будет мешать другим людям становиться богатыми (конечно, если они
делают это в рамках писаных законов) . Он знает, что чем больше в стране будет
богатых людей, тем меньше в ней будет революционных настроений.

Разумный эгоист никогда не будет верить всяким
слухам. Он всегда старается создать свое собственное мнение о событиях.

Разумный эгоист всегда с вниманием
относится к критике. Пусть даже она кажется ему глупой и вздорной. Но он
понимает, что ее все равно надо принять во внимание. И сделать хоть что-то,
чтобы ее погасить.

Разумный эгоист будет относиться к окружающим
людям не как к «проклятым конкурентам» ,
а как к важнейшему фактору окружающей его среды.

Разумный эгоист обязательно научится искусству: как
одновременно «и рыбку съесть и на лодке покататься» – как и откликаться на
просьбы людей и не позволять им на себе ездить.

Разумный эгоист всегда будет очень аккуратен
в своих действиях и своих словах, которые касаются окружающих его людей. Он
прекрасно знает, что их действия
напрямую влияют на его жизнь, на то, достигнет ли он успеха или будет
влачить жалкое существование.

Разумный эгоист сам себе ставит цели и сам же их добивается.
И он постарается сделать все, чтобы не выполнять цели, которые поставлены ему
другими людьми. И которые закабаляли его.

Разумный эгоист сделает все для того, чтобы очистить свою
шкалу ценностей от мусора. И на первые
места в ней он поставит свои эгоистические цели, сделав их тройкой резвых
лошадей, которые повезут его к физическому, психическому и социальному благополучию.

В нашем обществе еще слышны остатки советской морали, в которой никакому эгоизму не было места – ни разумному, ни всепоглощающему. В то же время развитые страны, в частности, США, построили всю свою экономику и общество на принципах эгоизма. Если обратиться к религии, в ней эгоизм не приветствуется, а поведенческая психология утверждает, что любое действие, совершаемое человеком, имеет эгоистичные мотивы, так как основывается на инстинкте выживания. Окружающие часто ругают человека, поступающего так, как лучше для него, называя эгоистом, но это не ругательство, а мир не делится на черное и белое, как нет абсолютных эгоистов и . Желающим разобраться в себе и сбалансировать части личности, советуем прочитать нашу статью о разумном эгоизме.

Разумный эгоизм: понятие

Прежде всего, давайте определимся, что отличает разумный эгоизм от неразумного. Последний проявляется в игнорировании потребностей и комфорта других людей, сосредотачивая все действия и стремления человека на удовлетворении его, зачастую, сиюминутных потребностей. Разумный эгоизм также исходит из эмоциональных и физиологических потребностей человека («хочу уйти с работы прямо сейчас и лечь спать»), но уравновешивается разумом, который и отличает гомо сапиенс от существ, действующих исключительно инстинктивно («доделаю проект, а завтра возьму выходной»). Как видите, потребность в будет удовлетворена, без ущерба для работы.

Мир строится на эгоизме

Настоящих альтруистов за всю историю человека вряд ли наберется десяток. Нет, мы ни в коем случае не умаляем достоинств и заслуг многочисленных благотворителей и героев нашего вида, но, если быть до конца честным, альтруистические поступки тоже исходят из желания удовлетворить свое эго. Например, волонтер получает удовольствие от работы, повышает свою самооценку («я делаю доброе дело»). Помогая родственнику деньгами, вы снимаете собственное беспокойство за него, что тоже является отчасти эгоистичным мотивом. Этого не нужно отрицать или пытаться изменить, ведь это не плохо. Здоровый эгоизм присущ каждому разумному и развитому человеку, он является двигателем прогресса. Если вы не становитесь заложником своих желаний и не игнорируете потребности других, этот эгоизм вполне можно считать разумным.

Недостаток эгоизма и самосовершенствование

Люди, отказавшиеся от своих желаний и живущие ради других (детей, супругов, друзей) – это другая крайность, при которой собственные потребности отодвигаются на дальний план, и это нездорово. таким способом вы точно не достигнете, именно для этого нужно понимать, где находится золотая середина в тонком вопросе эгоизма. Его полное отсутствие свидетельствует о низкой самооценке и недостатке , что является огромным полем для работы над собой.

В процессе человек неизбежно проявляет разумный эгоизм, который сочетается с заботой о других. Например, вы стараетесь стать лучше, и уйти от контроля родителей или партнера. Поначалу окружающих может задеть ваша вновь обретенная самостоятельность в принятии решений, но, в конечном счете, они поймут, что вы становитесь лучшим человеком, а улучшение качества вашей жизни обязательно скажется положительно на любимых и близких людях.

этическая концепция, выдвинутая просветителями ХVII-VIII в. в основе которой лежит принцип о том, что правильно понятый интерес должен совпадать с общественным. Хотя человек по природе эгоист и действует только из собственного интереса, из прирожденных ему стремлений к наслаждению, счастью, славе и т.п., но он должен повиноваться требованиям морали, общественным интересам, прежде всего, потому, что это в конечном итоге будет выгодно ему. Отсюда, будучи разумным эгоистом, человек в своих действиях поступает морально - не лицемерит и не обманывает других людей, удовлетворяя свой интерес. Эту теорию развивали Гельвеций, Гольбах, Дидро, Фейербах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ

этическое учение, предполагающее, что: а) все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив (желание блага себе); б) разум позволяет выделить из общего объема побуждений такие, которые составляют правильно понятый личный интерес, т. е. позволяет обнаружить ядро тех эгоистических мотиваций, которые соответствуют разумной природе человека и общественному характеру его жизни. Результатом этого становится этиконормативная программа, которая, сохраняя единую (эгоистическую) основу поведения, предполагает этически обязательным не только учет интересов других индивидов, но также совершение поступков, направленных к общей пользе (напр., благодеяния). Вместе с тем разумный эгоизм может ограничиваться констатацией того, что стремление к собственной пользе способствует пользе других, и тем самым санкционировать узкопрагматическую нравственную позицию.

В Античную эпоху, в период зарождения этой модели этического рассуждения, она сохраняет свой периферийный характер. Даже Аристотель, разработавший ее наиболее полно, отводит ей роль всего лишь одной из составляющих дружбы. Он считает, что «добродетельному надлежит быть себялюбом», и объясняет самопожертвование через максимальное удовольствие, связанное с добродетелью. Рецепция в эпоху Возрождения античных этических представлений (прежде всего, эпикуреизма, с акцентом на стремлении к удовольствию) сопровождается, напр., у Л. Баллы требованием «научиться радоваться пользе других людей».

Теория разумного эгоизма получает разработку как во французском, так и в англо-шотландском Просвещении - наиболее ярко у А. Смита и Гельвеция. Смит соединяет в единой концепции человеческой природы представление о человеке экономическом и человеке нравственном. По мнению Гельвеция, рациональный баланс между эгоистической страстью индивида и общественным благом не может сложиться естественно. Лишь бесстрастный законодатель с помощью государственной власти, используя награды и наказания, сможет обеспечить пользу «возможно большего числа людей» и сделать основой добродетели «выгоду отдельного индивида».

Подробную разработку учение разумного эгоизма получило в поздних работах Л. Фейербаха. Нравственность, по Фейербаху, опирается на чувство собственного удовлетворения от удовлетворения Другого - основной моделью его концепции служит взаимоотношение полов. Даже, казалось бы, антиевдемонистические моральные поступки (прежде всего самопожертвование) Фейербах пытается свести к действию разумно-эгоистического принципа: если счастье Я необходимо предполагает удовлетворение Ты, то стремление к счастью как самый мощный мотив способно противостоять даже самосохранению.

Разумно-эгоистическая концепция Н. Г. Чернышевского опирается на такую антропологическую трактовку субъекта, согласно которой истинное выражение полезности, тождественной добру, состоит в «пользе человека вообще». Благодаря этому при столкновении частного, корпоративного и общечеловеческого интересов должен превалировать последний. Однако в силу жесткой зависимости человеческой воли от внешних обстоятельств и невозможности удовлетворения высших потребностей до удовлетворения простейших разумная коррекция эгоизма, по его мнению, будет эффективна лишь при условии полной переделки структуры общества.

В философии 19 в. идеи, родственные концепции разумного эгоизма, высказывались И. Бентамом, Дж. С. Миллем, Г. Спенсером, Г. Сиджвиком. С 50-х гг. 20 в. разумный эгоизм стал рассматриваться в контексте понятия «этический эгоизм». Созвучные положения содержатся в прескриптивизме Р. Хеара. Развернутая критика теорий разумного эгоизма представлена в работах Ф. Хатчесона, И. Канта, Г. Ф. В. Гегеля, Дж. Э. Мура.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Когда в диалогах философов начинает затрагиваться теория разумного эгоизма, невольно всплывает фамилия Чернышевского Н. Г., многогранного и великого писателя, философа, историка, материалиста, критика. Николай Гаврилович вобрал в себя все лучшее - стойкий характер, непреодолимое рвение к свободе, четкий и рациональный ум. Теория разумного эгоизма Чернышевского - это очередная ступень в развитии философии.

Определение

Под разумным эгоизмом следует понимать философскую позицию, которая устанавливает для каждого индивидуума первенство личных интересов над интересами других людей и общества в целом.

Возникает вопрос: чем разумный эгоизм отличается от эгоизма в прямом его понимании? Сторонники разумного эгоизма утверждают, что эгоист думает только о себе. В то время как разумному эгоизму невыгодно пренебрегать другими личностями, и попросту он представляет собой не эгоистичное отношение ко всему, а всего лишь проявляется как недальновидность, а иногда даже как глупость.

Другими словами, разумным эгоизмом можно назвать способность жить своими интересами или мнением, не противореча мнению других.

Немного истории

Разумный эгоизм начинает зарождаться еще в античный период, когда Аристотель отвел ему роль одной из составляющих проблемы дружбы.

Более подробное исследование данный вопрос получил у Фейербаха Л. По его мнению, добродетель человека опирается на чувство собственного удовлетворения от удовлетворения другого человека.

Глубокое изучение теория разумного эгоизма получила у Чернышевского. Оно опиралось на трактование эгоизма индивидуума как на выражение полезности человека в целом. Исходя из этого, если сталкиваются корпоративные, частные и общечеловеческие интересы, то главенствовать должны последние.

Взгляды Чернышевского

Свой путь философ и писатель начал с Гегеля, говоря всем, что принадлежит только ему. Придерживаясь гегелевской философии и взглядов, Чернышевский тем не менее отвергает его консерватизм. А познакомившись с его сочинениями в подлинниках, начинает отвергать его взгляды и видит в гегелевской философии сплошные недостатки:

  • Творцом действительности у Гегеля был абсолютный дух и
  • Разум и идея являлись развития.
  • Консерватизм Гегеля и его приверженность феодально-абсолютистскому строю страны.

В итоге Чернышевский стал подчеркивать двоякость теории Гегеля и критиковать его как философа. Наука продолжала развиваться, а гегелевская философия для писателя устарела и потеряла смысл.

От Гегеля - к Фейербаху

Не удовлетворившись гегелевской философией, Чернышевский обратился к трудам Л. Фейербаха, что впоследствии заставило его назвать философа своим учителем.

В своей работе «Сущность христианства» Фейербах утверждает, что природа и человеческое мышление существуют отдельно друг от друга, а высшее существо, созданное религией и фантазией человека, является отражением собственной сущности индивидуума. Данная теория очень вдохновила Чернышевского, и он нашел в ней то, что искал.

Суть теории разумного эгоизма

Теория разумного эгоизма в работах Чернышевского была направлена против религии, богословской морали и идеализма. По мнению писателя, индивид любит только себя. И именно себялюбие побуждает людей к действиям.

Николай Гаврилович в своих работах говорит о том, что в намерениях людей не может существовать нескольких разных натур и все множество человеческих желаний действовать исходит из одной натуры, по одному закону. Имя этому закону - разумный эгоизм.

Все человеческие поступки основываются на мысли индивидуума о его личной пользе и благе. К примеру, разумным эгоизмом можно считать жертвование человека собственной жизнью ради любви или дружбы, ради каких-либо интересов. Даже в таком действии лежит личный расчет и вспышка эгоизма.

В чем заключается теория разумного эгоизма согласно Чернышевскому? В том, чтобы личные не расходились с общественными и не противоречили им, принося пользу другим. Только такие принципы принимал и пытался донести до других писатель.

Теория разумного эгоизма кратко проповедуется Чернышевским как теория «новых людей».

Основная концепция теории

Теория разумного эгоизма оценивает выгоду от человеческих взаимоотношений и выбор самых выгодных из них. С точки зрения теории, проявление бескорыстия, милосердия и благотворительности абсолютно бессмысленны. Смысл имеют лишь те проявления этих качеств, которые приводят к пиару, получению прибыли и т. п.

Под разумным эгоизмом понимают умение находить золотую середину между личными возможностями и потребностями остальных. При этом каждый индивидуум исходит исключительно из любви к самому себе. Но имея разум, человек понимает, что если будет думать только о себе, то столкнется с огромным множеством проблем, желая всего лишь удовлетворения личных потребностей. Вследствие этого индивиды приходят к личностному ограничению. Но делается это опять же не из любви к другим, а из-за любви к себе. Поэтому в данном случае целесообразно говорить о разумном эгоизме.

Проявление теории в романе «Что делать?»

Поскольку центральной идеей теории Чернышевского была жизнь во имя другого человека, то именно это и объединило героев его романа «Что делать?».

Теория разумного эгоизма в романе «Что делать?» выражается ни в чем ином, как в этическом выражении необходимости взаимной помощи и объединения людей. Героев романа именно это и соединяет. для них - служение народу и успех того дела, которое является смыслом их жизни.

Принципы теории применительны и к личной жизни героев. Чернышевский показал, как в любви всецело проявляется общественное лицо индивида.

Человеку непросвещенному может показаться, что обывательский эгоизм героини романа Марьи Алексеевны очень близок к эгоизму «новых людей». Но суть его лишь в том, что он направлен на естественное стремление к добру и счастью. Единоличная выгода индивида должна соответствовать отождествленным с интересами трудового народа.

Одинокое счастье не существует. Счастье одного индивида зависит от счастья всех и общего благосостояния в обществе.

Чернышевский как философ никогда не защищал эгоизма в прямом его значении. Разумный эгоизм героев романа отождествляет свою выгоду с выгодой остальных людей. К примеру, освободив Верочку от домашнего гнета, избавив ее от необходимости выходить замуж не по любви и убедившись, что она любит Кирсанова, Лопухов уходит в тень. Это один из примеров проявления разумного эгоизма в романе Чернышевского.

Теория разумного эгоизма - философская основа романа, где нет места себялюбию, корысти и индивидуализму. Центром романа является человек, его права, его выгоды. Этим писатель призывал отказаться от разрушающего накопительства ради достижения истинного человеческого счастья, какими бы неблагоприятными условиями ни обременила его жизнь.

Несмотря на то что роман был написан в 19-м веке, его основы применимы и в современном мире.