Почему называется просвещенный абсолютизм. Просвещенный абсолютизм

Екатерина II проводила политику, получившую название «просвещенный абсолютизм». Во второй половине XVIII столетия во многих государствах Европы становится популярной идея французских просветителей о «союзе государей и философов». В этот период абстрактные категории переносятся в сферу конкретной политики, которая предполагала правление «мудреца на троне», покровителя искусств, благодетеля всей нации. Это был целый этап в истории общества, причем не только русского, но и всего европейского. В роли просвещенных монархов выступали шведский король Густав III, прусский - Фридрих II, австрийский император Иосиф II, русская императрица Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма выражалась в проведении реформ в духе идей Просвещения, возглавляемых просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах. Это было время робких реформ, не затрагивающих основ феодально-абсолютистского строя, время либерального заигрывания правительств с философами и литераторами. Но вот грянула французская буржуазная революция, и европейские монархи сразу же отказались от идей просвещенного абсолютизма.

В понимании сути и целей политики просвещенного абсолютизма существует известная неопределенность. Можно спорить о точном значении термина «просвещенный абсолютизм», но общий характер той эпохи легко узнаваем. Именно веку Просвещения (XVIII столетие в истории европейской культуры) свойственно особое видение мира, оказавшее сильное влияние на все последующее общественное развитие. Россия совместно с Европой пережила Просвещение: на смену средневековому сознанию пришло сознание Нового времени. Мировосприятие русского дворянина (а именно образованное дворянство стало главным носителем идей европейского Просвещения) типологически было сходно с сознанием его современника - европейца. Можно говорить о всеобщей увлеченности идеями Просвещения: их разделяли представители почти всех слоев русского общества. Наибольшей популярностью пользовались Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций. Так, почти все произведения Вольтера были переведены на русский язык; те сочинения, которые не могли пройти цензуру, распространялись в рукописях.

Эпохе «просвещенного абсолютизма» была присуща определенная идеология. Выделим ее характерные черты:

идея равенства всех людей,

государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных;

именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;

все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «Все для народа, и ничего - посредством народа»;

просвещение - одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан;

признание свободы слова, мысли, самовыражения.

Пример увлеченности европейским Просвещением подавала сама Екатерина. Она не только читала произведения французских просветителей, но и состояла с ними, особенно с Вольтером и Дидро, в оживленной переписке. Вольтер называл ее не иначе как «великая Семирамида Севера», а в письме к одному русскому адресату писал: «Я боготворю только три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу». В письмах к Вольтеру Екатерина II не скупилась на либеральную фразеологию и даже прибегала к прямой лжи в изображении русской действительности.

Просвещенный абсолютизм - политика, порожденная временем разложения феодальной системы и вызреванием в ее недрах капиталистических отношений, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков. Просвещенный абсолютизм отличался от обычного деспотизма декларированием соблюдения законов, одинаковых для всех подданных. Теоретические основы просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися деятелями французского просвещения Монтескье, Вольтером, д"Аламбером, Дидро и др. Эти просветители умеренного крыла призывали к эволюционной, без потрясений, смене общественно-экономических отношений, что устраивало монархов Европы и способствовало возникновению союза королей и философов, способного, как полагали короли, предотвратить угрозу их тронам.

Настала пора реализации широкомасштабных реформ в духе идей Просвещения. Тому способствовали два благоприятных условия: Екатерина после гибели Иоанна Антоновича почувствовала себя на троне увереннее, чем прежде; уверенности, что справится с грандиозной по замыслу затеей, прибавила и достаточная осведомленность о трудах просветителей. В конце 1766 г она приступила к осуществлению важнейшей акции своего царствования - созыву комиссии для составления нового Уложения.

Документы и материалы. Итоги первых дней мобилизации
Постановление бюро Башкирского обкома ВКП (б) 24 июня 1941 г. Отметить, что первые два дня мобилизации показали исключительный подъем патриотизма, организованность в работе и готовность трудящихся республики ринуться в бой против напавш...

Переворот в Афинском герцогстве и восстановление греческого архиепископства в Афинах
Уже в 1345 году республика на Арно вступила в мимолетные отношения с далекими Афинами в силу того обстоятельства, что Вальтер де Бриеннь, кратковременный властелин Флоренции, носил титул герцога афинского. Сорок лет спустя флорентинцы с г...

Октябрьская революция в России - проблемы, оценки, расстановка политических сил
Еще недавно оценка Октябрьской революции как социалистической не могла быть не только оспорена, но даже подвергнута малейшему сомнению. Она имела характер аксиомы, освященной партийно-государственным авторитетом, и господствовала не тольк...

Большинство из нас понятие «просвещенный абсолютизм» связывают исключительно с именем Вольтера и его письмами Екатерине II, а ведь это явление затронуло не только государственную жизнь России и философскую мысль Франции. Идеи просвещения абсолютизма получили широкое распространение по всей Европе. Так что же такого привлекательного видели монархи в этой политике?

Сущность просвещенного абсолютизма кратко

Во второй половине восемнадцатого века обстановка в Европе была довольно тревожной, так как старый порядок уже исчерпал себя, требовались серьезные реформы. Такая обстановка повлияла на ускоренное формирование просвещенного абсолютизма.

Но откуда взялись эти идеи и каков смысл подобного просвещения? Родоначальником считается Томас Гоббс, также большое влияние на формирование просвещенного абсолютизма оказали идеи Жан-Жака Руссо, Вольтера и Монтескье. Они предлагали преобразование устаревших институтов государственной власти, реформирование образования, судопроизводства и т.д. Кратко основную идею просвещенного абсолютизма можно изложить следующим образом – государь, самодержец должен приобрести наряду с правами еще и обязанности перед своими подданными.

По существу, просвещенный абсолютизм должен был уничтожить остатки феодализма, сюда входили реформы по улучшению быта крестьян и устранению крепостного права. Также реформы должны были укрепить централизованную власть и сформировать полностью светское государство, не подчиняющееся голосу религиозных лидеров.

Установление идей просвещенного абсолютизма было характерно для монархий с довольно неспешным развитием капиталистических отношений. В число таких государств попали все страны Европы, кроме Франции, Англии, и Польши. В Польше не имелось королевского абсолютизма, который бы требовалось реформировать, там всем управляла шляхта. Англия уже имела все то, к чему стремился просвещенный абсолютизм, а Франция просто напросто не имела лидеров, которые могли бы стать инициаторами реформ. Людовик XV и его последователь на это способны не были, и в результате строй был разрушен революцией.

Черты и особенности просвещенного абсолютизма

Литература XVIII века, пропагандировавшая идеи просвещения, не только критиковала старые порядки, она еще и говорила о необходимости реформ. Причем, эти изменения должны были совершаться государством и в интересах страны. Поэтому одной из основных черт политики просвещенного абсолютизма можно назвать союз монархов и философов, желавших подчинить государственное устройство чистому разуму.

Конечно, не все получалось так, как это себе рисовали в радужных мечтаниях философы. К примеру, просвещенный абсолютизм говорил о необходимости улучшения жизни крестьян. Некоторые реформы в этом направлении действительно проводились, но вместе с тем укреплялась и власть дворянства, потому что именно оно должно было стать главной опорой самодержавия. Отсюда следует вторая особенность просвещенного абсолютизма – необдуманность последствий, деспотизм в проведении реформ и чрезмерная самонадеянность.

Просвещенный абсолютизм в Российской Империи

Как мы знаем, у Руси своя дорога. Вот и тут она была совершенно особенной. В России, в отличие от стран Европы просвещенный абсолютизм был скорее веянием моды нежели реально необходимой вещью. Потому и все реформы совершались исключительно на благо дворянства, не учитывая интересы простых людей. С церковной властью тоже произошел конфуз – на Руси она издревле не имела решающего слова, как это было в католической Европе, потому церковные реформы принесли только раскол и смуту, уничтожив духовные ценности, чтимые предками. Именно с тех пор можно наблюдать обесценивание духовной жизни, более того, с той поры даже духовные лидеры зачастую отдают предпочтение материальным ценностям. При всей своей образованности Екатерина II не смогла понять «загадочную русскую душу» и найти верный путь развития государства.

Эпоху просвещенного абсолютизма в России совпадает со временем царствования Екатерины II. Данную мысль о государстве с просвещенным монархом, называют способным преобразованием общественной жизни на новых, разумных началах, получившие широкое распространение в XVIII веке. Французские просветители М.Ф. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж..Ж.. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Поэтому теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.

Отсюда получается, что просвещённый абсолютизм - это политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Эпохе просвещенного абсолютизма была присуща определенная идеология, в которых выдялеются характерные черты:

· идея равенства всех людей, государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных;

· именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;

· все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «Все для народа, и ничего - посредством народа»;

· просвещение - одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан;

· признание свободы слова, мысли, самовыражения.

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма - союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.


Как уже говорилось ранее, XVIII век проявил себя как период господства просветительской идеологии. Первыми кто сформулировали основные положения просветительской концепции, были французские ученые. По их мнению, обеспечить совершенное общественное устройство могла теория разделения законодательной, судебной и исполнительной властей, их независимость друг от друга.

На ранних этапах формирования просветительской идеологии отдельные представители этого движения (Фенелон, Мармонтель, Вольтер и др.) серьезно относились к возможности существования монархии, основанной на началах разума и справедливости, где политику правительств будут определять забота об общем благе, обеспечение личной свободы и гражданского равенства.

В дальнейшем перспектива реальности осуществления доктрины подкреплялась в глазах мыслителей конкретными попытками некоторых европейских монархов XVIII столетия – Фридрих II в Пруссии, Иосиф II в Австрии, Густав III в Швеции. Правители стали ориентироваться в проведении своей политики на отдельные постулаты выдвинутой просветителями концепции. Такая политика выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавших шаг в сторону буржуазного развития).

Реформы в духе просвещенного абсолютизма проводились в Пруссии – в первые годы правления Фридриха II, в Австрийской монархии – отчасти уже при Марии Терезии и особенно при Иосифе II, в Испании – при Карле III, в Португалии – при министре С.Помбале, в Дании – при министрах Ю.Х.Э.Бернсторфе, И.Ф.Струэнсе, при регенте принце Фредерике, в Швеции – при короле Густаве III, в России – при Екатерине II (в 60-е гг. XVIII века).

Хотя объективно некоторые реформы просвещенного абсолютизма способствовали развитию капиталистического уклада, в практической деятельности «просвещённых государей» превалировали феодально-деспотические черты.

Несовместимость принципов Просвещения с абсолютистским режимом наиболее отчётливо проявилась в Пруссии при Фридрихе II. В тех же случаях, когда феодально-абсолютистское государство шло на реформы, ущемлявшие дворянство, особенно когда реформы приобретали уже отчётливо буржуазный характер (например, реформы А.Р.Ж.Тюрго в 1774-76 во Франции), они вызывали решительное противодействие феодальных кругов и в конечном счёте не проводились в жизнь.

В России же политика просвещенного абсолютизма, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.

Екатерина II в своей политике пыталась реализовать теоретические положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

В целом же политика просвещенного абсолютизма имела успех только в тех странах, где буржуазия достигла сравнительно слабой степени развития. Но и там период просвещенного абсолютизма оказался весьма кратковременным: в условиях революционной ломки феодально-абсолютистского строя, проведённой Великой французской революцией, европейские монархи покончили с «либеральными» начинаниями в духе просвещенного абсолютизма, сменившегося почти повсеместно политикой открытой феодальной реакции.

Просвещенный абсолютизм - это когда политики в государстве стараются достичь «общего блага». Расцвет этого явления в Европе наблюдался в XVIII веке.

Екатерина II взошла на престол

Русская императрица Екатерина II попала на трон, хотя на это у нее не было никакого права. Ключевской писал про это, что она захватила власть дважды: первый раз, когда свергла собственного мужа, а второй - не дав возможности сыну взойти на престол.

Те люди, которые были далеки от интриг в императорском дворце, восприняли свержение Петра Третьего крайне неожиданно. Был даже случай, когда после провозглашения Екатерины императрицей России здравицу в ее честь не поддержали простой народ и солдаты. Еще слишком сильны были воспоминания о правителях-самозванцах, поэтому многие таковой считали и Екатерину Вторую.

Она была очень умной женщиной и отлично понимала, как расположить к себе людей. Это позволило Екатерине Второй быстро заручиться народной поддержкой. Свои действия она обосновывала тем, что Империи требовалась защита от политики Петра Третьего, которая была изменнической.

Первые реформы

После ее прихода на трон была остановлена секуляризация имуществ церкви, был расторгнут мирный договор с Пруссией, а дворяне с 11 февраля 1763 года снова должны были проходить обязательную рекрутскую службу. Но главные задачи остались неизменными: могущество государства нужно было повышать, позиции дворянства следовало укреплять.

Но правление Екатерины Второй принесло множество новшеств - это и есть политика просвещенного абсолютизма.

Новшества в правлении Екатерины II

Просвещённый абсолютизм Екатерины 2 не является чем-то, что относится только к России. Самыми яркими из таких монархов, которые в своем государстве проводили «просветительские» реформы, являются Густав III, Иосиф и Фридрих II.

Усиление абсолютизма в Российской Империи должно было успокоить общественность по поводу того, что трон находится в руках одного человека. При этом следовало добиться того, чтобы представители всех слоев общества, в том числе и крестьяне, поддержали императора. Вера народа в то, что действия монарха направлены на достижение блага для всех, в данном случае была очень важна. В этом и заключается политика просвещенного абсолютизма.

Новые порядки

Абсолютизм в России заключался в том, что император сознательно спрашивал совета у крупнейших мыслителей того времени, заручался их поддержкой с целью приспособления порядков в государстве к новым социально-экономическим отношениям.

В молодые годы Екатерина 2 проштудировала много книг, написанных французскими просветителями: Вольтером, Монтескье, Дидро и других. Их идеи увлекали будущую императрицу. По ее мнению, абсолютизм в России должен был помочь государству и его подданным стать богаче. Такие мысли она высказывала еще задолго до того, как взошла на престол.

"Наказ" императрицы

Два года подряд Екатерина 2 писала программу царствования, которая вышла в 1767 году и была названа «Наказом». В нем все напоминало про абсолютизм. Это потому что «Наказ» пропагандировал идею всеобщего блага. В этом документе было сказано, что людей нужно было лишить вольности, однако их действия должны быть направлены только на добрые дела. Неограниченная власть императрицы объяснялась тем, что государство имело огромные размеры.

Просвещенный абсолютизм Екатерины 2 - это своего рода декларация того, что равенство всех граждан перед законом оградит монархию от перехода в деспотию. Императрица также высказывалась против крепостного права, однако отменить его окончательно никаких требований не было.

Абсолютизм Екатерины 2 был очень противоречив: вроде бы просветительская философия пропагандировалась в государстве, а с другой стороны, провозглашалось господство дворянского сословья, сохранились крепостное право и самодержавная власть.

Созыв Уложенной комиссии, который прошел в 1767 году, не что иное, как проявление абсолютизма. В его работе должны были принять участие представители всех слоев населения страны. Однако комиссия не смогла справиться с возложенной на нее миссией - созданием нового свода законов.

Новые "просвещенные" законы

Политика просвещённого абсолютизма воплотилась и в законах, принятых Екатериной Второй. Одним из наиболее значимых является указ, согласно которому любой, у кого есть возможность, может создавать заводы и фабрики. А в 1767 году гражданам разрешалось зарабатывать своим ремеслом.

Но все же политика абсолютизма не могла принести настоящей свободы, так как крепостное право никто не отменял. Противоречия, которые имели место в «Наказе» Екатерины Второй, еще больше проявились, когда она начала решать крестьянские вопросы. В 1766 году императрица провозгласила задачу, смысл которой заключался в том, что нужно наделить крестьян правом на собственность. Екатерина не стала проводить разделение всех заселенных земель среди помещиков, хотя аристократия настойчиво требовала именно этого. Она приказала представителям Лифляндского дворянства не взимать с крестьян поборов.

Успехи дворянства

Но все же дворяне во время царствования Екатерины II смогли добиться того, что были установлены почти безграничные полномочия в отношении принадлежащих им крепостных. 1763 год запомнился тем, что издали указ, согласно которому крестьяне, позволившие себе всяческие дерзости и вольности, кроме сурового наказания, должны будут возместить все расходы по содержанию отряда солдат, отправленных за ними.

В 1765 году помещики получили право на самостоятельную ссылку крепостных в сибирские земли, для работы на каторгах. В 1767 году появился еще один закон, согласно которому любая жалоба крестьянина на своего фактического хозяина приравнивалась к государственному преступлению. За него назначалось очень суровое наказание, которое часто переходило грань жестокости. По сути, для крестьянина помещик являлся судьей с неограниченной властью. При этом действия последнего не контролировались органами власти.

Реформа в Сенате

Центральные органы власти подверглись серьезному реформированию, чтобы усилить абсолютизм. Это объяснялось тем, что, по мнению императрицы, Сенат откусил от пирога власти слишком большой кусок. В 1764 году Сенат разделили на 6 представительств, два из которых располагалось в Москве, а остальные - в Санкт-Петербурге. Каждый департамент назначался самостоятельным органом власти: у него был четко обозначенный круг дел и имелась собственная канцелярия. Это позволило существенно ослабить Сенат. В это же время личная канцелярия Екатерины Второй стала намного влиятельнее, чем раньше. Отныне законодательные акты готовились только под контролем самой императрицы. Это еще одно доказательство того, как ярко проявлялось единство власти монарха, чем характеризуется российская эпоха абсолютизма.

Реформа местного управления

Реформы местного управления в первую очередь были направлены именно на укрепление власти императора. В 1775 году в силу вступает проект «Учреждения об управлении губерниями», который был разработан Екатериной Второй самостоятельно. Было увеличено число губерний и уездов, власть наместника становилась единоличной (однако все же подчинялась власти монарха). В этом законе также можно было обнаружить абсолютизм. Это проявлялось в том, что в государстве отныне действовал принцип выборности судебных органов. Они отделились от административных органов и стали сословными. Судебные учреждения отныне состояли из трех уровней:

  • Уездный и верхний земский суд - для решения дел представителей дворянства.
  • Губернский магистрат и городовой суд - для обычных горожан.
  • Нижняя и верхняя расправа - для крестьянского сословия.

Кроме него, в каждой губернии был создан совестный суд, который принимал жалобы от тех, кто пробыл в заключении более трех дней, но причину ареста не сообщили и не провели ни одного допроса. Если за гражданином не было замечено тяжелых преступлений, то его освобождали (в этом явно проявляется попытка использовать гарантию на неприкосновенность прав личности, которая появилась в Англии).

Губернский Приказ общественного призрения также пропитан просветительскими идеями. Его цель - помощь гражданам в создании больниц, домов сирот, школ и др.

Жалованные грамоты

Екатерина также начинает разработку жалованных грамот для дворянства, городов и государственных крестьян. Действовать они начинают в 1785 году. Благодаря грамоте каждый потомственный дворянин освобождался от податей, обязательной службы, телесных наказаний. Ему давалось право на любое имущество, в суд на него мог подать только такой же дворянин. К тому же дворянин мог открывать фабрики и заводы, торговать. Дворянские сообщества из каждой губернии получили возможность собираться, выбирать своего лидера и вести казну. Но императрица и тут напоминала о единой власти: деятельность подобных собраний была под контролем наместника губернии.

Согласно грамотам, мещане (так называемый «средний люд») также получили право на наследство и собственность. Торговцы сильно выделялись на фоне других горожан, так как были записаны в гильдии, дающие множество привилегий: от рекрутской повинности можно было откупиться деньгами и давалось освобождение от казенных нарядов. К купцам первой и второй гильдий, а также к именитым жителям (среди них банкиры, ученые и художники), отныне было запрещено применять телесные наказания.

Центром городского самоуправления назначалась «общая дума», в которую входили представители всех городских сословий.

Проект "Сельское положение"

Императрица не успела закончить проект «Сельское положение», потому что после революции во Франции отношение Екатерины к просветительским идеям очень сильно изменилось. В 1794 году в одном письме она даже обмолвилась, что философские идеи не приводят ни к чему, кроме как к разрушению. По ее мнению, миру всегда будет нужен повелитель, так как идея о всеобщей свободе приводит к одному безумию.

Изменения во внешней политике

Внешняя политика мгновенно изменилась. Когда Екатерина 2 верила в идеи «просвещения», на мировой арене у государства были успехи: одержана победа в двух турецких войнах, в результате чего весь север Черного моря отошел к российской империи; отвоеваны новороссийские степи и Крым. В 1773 и 1793 годах состоялись разделы Польши, в результате чего в состав России вошли восточная часть Белоруссии и правобережная Украина. Но после того как курс Екатерины Второй изменился, она решила отдать Гданьск, большую долю Великой Польши и Торунь. Поляки начинают мятежи и восстания. В 1795 году они были разгромлены и состоялся третий раздел Польши, в результате чего перестала существовать Речь Посполитая. Россия получила Литву, Курляндию и множество других земель.

Понятие «просвещённый абсолютизм»

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти.

Французские просветители М.Ф. Вольтер, ШЛ. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Медушевский А. Н. Утверждение абсолютизма в России// А. Н. Медушевский. - Москва, 1994

Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии.

«Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики старых порядков: стремления философов и политиков того времени сходились в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма -- союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму. Так же многие из монархов под влиянием идей европейского Просвещения осознавали необходимость модернизации экономической и политической системы своих государств. К просвещённым монархам принято относить Фридриха II Прусского, Иосифа II Австрийского, Карла III Испанского, Густава III Шведского и Екатерину II. Отечественная история: учебное пособие для студентов вузов// под ред. В. Н. Глазьева. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005.

Время правления Екатерины II называют эпохой "просвещенного абсолютизма”. В России суть "просвещенного абсолютизма” состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты.

Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли "просветителей” того времени выступали и прусский король Фридрих II, и шведский - Густав III, и австрийский император Иосиф II.

Идеалом Ш. Л. Монтескье, чье сочинение “О духе законов” было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.

Развитие «просвещённого абсолютизма» в России

Развитие и воплощение начал "просвещенного абсолютизма” в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой образовался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное разделение: дворянство, мещанство и крестьянство.

Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина 2 активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности.

С 1763 г. Екатерина II начала постоянную переписку с М.Ф. Воль­тером и его единомышленниками, обсуждая с ними государственные дела. Она подчеркивала, что книга ШЛ. Монтескье стала ее путеводи­телем в политике. В странах Западной Европы заговорили о “великой Семирамиде Севера”.

Желание лучше узнать Россию привело Екатерину к мысли о поезд­ке по стране, как до этого делал Петр Великий. В начале своего царст­вования Екатерина II посетила Ярославль и Ростов Великий, побывала в Прибалтике, проехала по Волге от Твери до Симбирска.

Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской. Задачи "просвещенного монарха” Екатерина 2 представляла себе так: "1.Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”. Брикнер А. Г. История Екатерины Второй// А. Г. Брикнер. - Москва, 2002

Стратигические цели Екатерины II состояли в осуществлении идей просветителей и, с поправкой на российскую действительность, сводились к всемерному укреплению абсолютистского государства путём создания соответствующей социальной опоры, с законами, регулирующими отношения общества и государства. Так же это стремление сохранить существующий строй путём укрепления позиции дворянства, усиления его прав и привилегий. Отечественная история: учебное пособие для студентов вузов// под ред. В. Н. Глазьева. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005.