От какого процесса не зависит узнавание запоминание. Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение). Память, виды и процессы памяти

Воспроизведение и узна­вание- процессы восстановления прежде воспринятого. Разли­чие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприя­тии, воспроизведение же - в отсутствие объекта.

Воспроизведение может быть непроизволь­ным и произвольным. Непроизвольное - это ненамеренное вос­произведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведе­ние - целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произ­вольное воспроизведение происходит легко, иногда требует уси­лий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение - не простое ме­ханическое повторение запечатленного. Происходит реконструк­ция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников.

Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.

Физиологическая основа узнавания и воспроизведения - оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был про­торен при запоминании.

Формы воспроизведения:

Ø узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

Ø воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

Ø припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;

Ø реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее вос­принятого, казавшегося забытым;

Ø эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания. Между определенным и неопределенным узнаванием есть много общего. Оба этих варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто близки к припоминанию, а следовательно, являются сложным мыслительным и волевым процессом.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХарЬкОвский нацИональнЫй унИверситет

имени В.Н. КаразИна

Кафедра социологии

По дисциплине «Общая психология»

ПАМЯТЬ, ВИДЫ И ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ

Выполнила:

Студентка 1 курса

Группы СЦ-12

Мельник Мария Петровна

Проверил:

доцент кафедры прикладной психологии,

к. психол. н., доцент

Сорока Анатолий Владимирович

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...1

РАЗДЕЛ І. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ………………………..….2

1.1.По продолжительности сохранения материала ……………………….…..2

1.2.По характеру психической активности …….……………………………...3

1.3.По характеру целей деятельности…………….………………………...…..4

РАЗДЕЛ ІІ. ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ…………………………………...5

2.1.Запоминание…………………………………………………………………5

2.2.Сохранение…………………………………………………………………..6

2.3.Воспроизведение……………………………………………………………7

2.4.Узнавание……………………………………………………………………8

2.5.Забывание……………………………………………………………………8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….…………………………………………………………10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………11

Память форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями .

Представления памяти делятся на единичные и общие.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств.

Представление воображения – это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи . Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные .

К простым относят:

1. Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве.

2. Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами.

3. Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность,

ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость, и т.д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Кроме этих видов существуют сложные ассоциации смысловые . В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Принято считать, что образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект . То есть деятельность личности – основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ

Память можно условно подразделить по продолжительности сохранения материала (на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую), по характеру психической активности (двигательная память, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, эмоциональная и т.д.) и по характеру целей деятельности (произвольная, непроизвольная).

ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА:

· Мгновенная , или иконическая , память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это - память-образ.

· Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание,

но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем.

· Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

· Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

· Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

· Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

ПО ХАРАКТЕРУ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ:

· Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после

4 того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

· Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

· Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

· Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

· Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

ПО ХАРАКТЕРУ ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

· Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

Непроизвольно лучше запоминается материал, с которым связана

интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение

· Произвольная память - обязательно присутствует задача на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ

  • Запоминание - процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Первоначальная форма запоминания - непроизвольное запоминание, которое происходит без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Непроизвольно запоминается то, с чем человек сталкивается в повседневной жизни, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности (окружающие предметы, события повседневной жизни, содержание фильмов и книг, поступки людей и т.д.)

В противовес непроизвольному запоминанию существует произвольное (преднамеренное) запоминание, когда человек ставит перед собой цель – запомнить то, что намечено, и использует специальные приёмы запоминания. Произвольное запоминания представляет собой сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко принимает форму заучивания, т.е. мнoгoкpaтнoгo повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.

Многое из, того, что воспринимается в жизни большое число раз, не запоминается нами, если не стоит задача запомнить. И в то же время, если доставить перед собой эту задачу и выполнить вce необходимые для ее реализации действия, запоминание протекает с относительно большим успехом и оказывается достаточно прочным. Большое значение при этом

имеет постановка не только общей задачи (запомнить то, что воспринимается), но 6олее частных, специальных задач. В одних случаях,

например, ставится задача запомнить только основное, главные мысли, наиболее существенные факты, в других - запомнить дословно, в-третьих, - точно запомнить последовательность фактов и т.д. Постановка специальных задач оказывает существенное влияние на запоминание, под ее влиянием меняется, сам его процесс.

Запоминание, включенное в какую-либо деятельность, оказывается гораздо эффективнее преднамеренного запоминания и заучивания, поскольку оно оказывается в зависимости от деятельности, в ходе которой оно совершается.

Важной характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Существует осмысленное и механическое запоминание.

Механическое запоминание – запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой такого запоминания являются ассоциации по смежности (одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени, для установления такой связи требуется многократное повторение материала)

Осмысленное запоминание – всегда связано с процессами мышления и опирается на обобщённые связи между частями материала. Оно основано на понимании логических связей между отдельными частями материала.(к примеру, два положения, из которых одно является выводом из другого). Осмысленное запоминание гораздо продуктивнее механического, требует меньше усилий и времени на запоминание. Приёмы осмысления материала: выделение главных мыслей текста и группирование их в виде плана; выделение смысловых опорных пунктов; сравнение; конкретизация, пояснение общих правил примерами; повторение.

· Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминает­ся лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока ма­териал не забыт.7 Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том,что воспроизведение, отсроченное на 2-3 дня, оказывается лучше, чемнепосредственно после заучивания. Реми­нисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное вос­произведение не было достаточно осмысленным. С физиологи­ческой точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим.Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке. Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплениеми предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в кореголовного мозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопостав­лять, их надо приводить в систему. При однообразном повторении отсутствует мыслительная активность, снижается интерес к за­учиванию, а поэтому и не создается условий для прочного сохра­нения. Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроиз­вольно.

· Воспроизведение – это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент.

Оно может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным).

В первом случае воспроизведение происходит неожиданно для нас самих. Особым случаем непреднамеренного воспроизведения является появление образов, которые характеризуются исключительной устойчивостью.

При произвольном воспроизведении, в отличие от непроизвольного, мы вспоминаем, имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из нашего прошлого опыта. Бывают случаи, когда воспроизведение протекает в форме более или менее длительного припоминания. В этих случаях достижение поставленной цели - вспомнить что-либо - осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить главную задачу. Например, для того чтобы вспомнить какое-либо событие, мы стараемся вспомнить все факты, которые в той или иной мере связаны с ним. Причем использование промежуточных звеньев обычно носит сознательный характер. Мы сознательно намечаем, что может помочь нам вспомнить, или думаем, в каком отношении к нему находится то,

что мы ищем, или оцениваем все, что вспоминаем, или судим о том, почему оно не подходит, и т. д. Следовательно, процессы припоминания тесно связаны с процессами мышления.

Вместе с тем, припоминая, мы часто сталкиваемся с затруднениями. Мы вспоминаем сначала не то, что нужно, отвергаем это и ставим себе задачу снова что-либо вспомнить. Очевидно, что все это требует от нас определенных волевых усилий. Поэтому припоминание является в то же время и волевым процессом.

· Узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

Его элементарная первичная форма – это более или менее автоматическое узнавание в действии - непроизвольное узнавание . Происходит при значительном совпадении новых впечатлений с прежними впечатлениями и достаточной прочности сохранения этих прежних впечатлений. Проявляется непроизвольное узнавание в виде адекватной реакции на привычный раздражитель.

Узнавание становится произвольным и превращается в процесс припоминания при недостаточном совпадении новых впечатлений с прежними впечатлениями, а также при недостаточной прочности сохранения этих прежних впечатлений. В припоминании вначале возникает чувство знакомости предмета, которое, однако, еще не позволяет отождествлять его с чем-либо известным. И только в дальнейшем, находя общие черты с прежними впечатлениями, мы узнаем предмет. Было показано, что объем припоминания меньше объема узнавания. На основе чувства знакомости возникает ложное узнавание .

Противоположным ложному узнаванию является феномен утраты хорошо знакомого. Если имеется стойкий характер утраты знакомости – это агнозия (нарушение предметов узнавания, явлений при ясном сознании вследствие поражения коры головного мозга).

· Забывание – естественный процесс постепенного уменьшения возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.

Подобно сохранению и запоминанию, оно имеет избирательный характер. физиологическая основа забывания – торможение временных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям.

Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание – их угасанием.

Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. В течение первых пяти дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней. Наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией(смутное воспоминание) .

Забывание в значительной мере зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проективного торможения . Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивным торможением , оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

Для уменьшения забывания необходимо:

1. понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью);

2. повторение информации (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наш психический мир очень многообразен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому память – это запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта . Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов, объединяя все познавательные процессы в единое целое. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием . Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс - процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением . Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление , или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение . Таким образом, память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Маклаков А. Г.
    М15 Общая психология. - СПб.: Питер, 2005. - 583с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)
  2. Немов Р.С. Н50 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

Различают следующие основные процессы памяти: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

ЗАПОМИНАНИЯ - это образование и закрепление временных нервных связей. Чем сложнее материал, тем сложнее и те временные связи, которые образуют основу запоминания.

Процесс запоминания - активный процесс, во время которого с исходным материалом происходят определенные действия. Процесс запоминания начинается в краткосрочной памяти (КТП) и завершается в долговременной памяти СДТП). Рассмотрим эту последовательность действий.

В кратковременную память с сенсорной памяти попадает только тот материал, который опознаны путем сопоставления актуального сенсорного образа с эталонами, хранящимися в долговременной памяти. После того как зрительный или акустический образ попал в кратковременную память, его переводят на звучащую речь и он существует в этой памяти дальше, в основном именно в такой форме. В процессе этого преобразования материал подвергается классификации на основе смысловых признаков и поступает в соответствующую часть долговременной памяти. На самом деле этот процесс еще более сложный и представляет собой установление смысловых связей между полученным материалом и семантически родственными обобщениями, хранящихся в долговременной памяти. При этом происходит трансформация не только имеющегося материала, но и структур долговременной памяти. Как только эти связи установлено и закреплено, материал остается в долговременной памяти "для вечного хранения".

Успешность установления смысловых связей зависит от ряда сопутствующих факторов:

От объема материала, содержащегося в краткосрочной памяти: он не должен значительно превышать 7 ± 2 единицы хранения;

Времени пребывания материала в кратковременной памяти; это время можно неограниченно увеличивать, повторяя материал;

От наличия факторов, мешающих - побочного материала, возникает в сознании в течение 30 секунд до или после получения материала, предназначенного для запоминания;

От действия мотивационного фактора в различных его формах: эмоций, интереса, выразительности мотива запоминания;

От разнообразия форм представления материала в кратковременной памяти, то есть от наличия различных кодов: визуального, акустического и понятийного;

От степени "знакомости" материала, его осмысленности, т.е. наличия аналогичных по содержанию знаний, хранящихся в долговременной памяти;

От количества смысловых связей, которые устанавливаются в процессе запоминания, чему способствует его повторное воспроизведение в разных контекстах, то есть его осмысления.

Итак, результативность хранения информации в ДТП зависит от многих факторов, одни из которых являются характеристиками предыдущих процессов переработки, другие имеют "локализацию" в самой ДТП.

Запоминания, как и другие психические процессы, бывает невольным и произвольным.

Непроизвольное запоминание осуществляется без специально поставленной цели запомнить. На непроизвольное запоминание влияют яркость, эмоциональная окрашенность предметов. Все, что эмоционально сильно влияет на нас, мы запоминаем независимо от своего намерения запомнить.

Непроизвольному запоминанию способствует также наличие интереса. Все, что интересует, запоминается гораздо легче и содержится в нашем сознании в течение длительного времени, чем неинтересно.

Произвольное запоминание отличается от самопроизвольного уровнем волевого усилия, наличием задачи и мотива. Оно имеет целенаправленный характер, в нем используются специальные средства и приемы запоминания.

В зависимости от степени понимания запомненного материала произвольное запоминание бывает механическим и осмысленным (логическим).

Механическим является запоминание без понимания сути. Оно приводит к формальному усвоению знаний.

Осмысленное (логическое) запоминание опирается на понимание материала в процессе работы с ним, поскольку только работая с материалом, мы запоминаем его.

В зависимости от средств, используемых в процессе запоминания, последнее можно разделить на непосредственное и опосредованное.

Материал, который нужно запомнить, может быть визуальным, слуховым, образным, вербальным, символическим и тому подобное. В зависимости от материала, который запоминают, различают виды памяти (визуальную, слуховую и т.д.).

Описывая запоминания используют такие характеристики материала, как его содержательность и нелепость. Понятно, что процесс и продуктивность запоминания зависит от содержательности / бессмысленности материала. Иногда эти характеристики используют для описания процесса и говорят о осмысленное / механическое запоминание.

Условиями успеха произвольного запоминания есть действенный характер усвоения знаний, интерес к материалу, его важность, установка на запоминание и тому подобное.

ХРАНЕНИЕ как процесс памяти заключается в степени сохранения объема и содержания Информации в течение длительного времени. Для сохранения нужно периодическое повторение.

Сохранение означает наличие информации в долговременной памяти (речь именно о ней), что не всегда связано с ее доступностью для сознания. Забывание - неоднородной процесс, он может принимать самые различные формы.

Процессы памяти тесно взаимосвязаны. В известной мере забывания является функцией от запоминания - что лучше материал запомнили (а это зависит от вышеперечисленных факторов), тем меньше его забывают. Однако забывание может иметь и собственные, отдельные причины. В общем, что реже материал привлекают к активной деятельности, то менее доступным он. При прочих равных условиях он стареет - теряются знания, распадаются навыки, угасают чувства. Вторым важным фактором является количество установленных и обновленных смысловых связей между содержанием этого материала и другими материалами, которые хранятся в долговременной памяти. В этом контексте можно сказать, что любая смысловая перестройка опыта, например, изменение образа жизни, веры, убеждений, мировоззрения, может сопровождаться потерей или недоступностью прежних элементов опыта. Механизмом забывание является интерференция, то есть угнетающее воздействие одного материала на другой, как только он появится, а также затухания, то есть угасание следов памяти и несоответствие признаков - когда во время воспроизведения существующего кода не соответствуют тем, с помощью которых информацию вводили в память.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - один из главных процессов памяти. Оно является показателем прочности запоминания и одновременно следствием этого процесса. Основой для воспроизведения является активизация ранее образованных временных нервных связей в коре больших полушарий головного мозга.

Воспроизведение материала, который хранится в долговременной памяти, заключается в переходе его из долговременной памяти в кратковременную, то есть актуализация его в сознании. Воспроизведение зависит от процессов запоминания и забывания, но имел также свои особенности и механизмы. Воспроизведение может иметь три формы - узнавание, припоминание и воспоминания.

Простой формой воспроизведения является узнавание. Узнавание - это воспроизведение, возникающей при повторном восприятия предметов. Узнавание бывает полным и неполным.

При полном узнавания повторно воспринят предмет сразу отождествляют с ранее известным, полностью восстанавливаются время, место и другие детали предварительного соприкосновения с ним. Полное опознания имеется, если встретили хорошо знакомую человеком или когда идем хорошо известными улицами и тому подобное.

Для неполного опознания характерна неопределенность, трудности соотнесения объекта, который воспринимаем, с тем, что уже знакомый нам в предыдущем опыте.

Сложной формой воспроизведения является упоминания. Особенность упоминание в том, что оно происходит без повторного восприятия того, что воспроизводится.

Упоминание может быть произвольным, когда оно обусловлено потребностью воспроизвести нужную информацию (например, вспомнить правило при написании слова или предложения, ответить на вопрос), или невольным, когда образы или сведения всплывают в сознании без каких-либо осознанных мотивов. Такое явление называют персеверация.

Во персеверация понимают представления, имеют навязчивый характер.

Образные персеверации возникают после многократного восприятия определенных предметов или явлений, или когда есть сильное эмоциональное воздействие на личность.

К самопроизвольному воспроизводства относится явление реминисценции, или "всплытие" в сознании того, что невозможно было вспомнить сразу после его запоминания.

Реминисценция - следствие снятия усталости нервных клеток, которое наступает после выполнения сложного мнемонического задачи. Со временем эта усталость исчезает и производительность воспроизведения возрастает.

Особой формой произвольного воспроизведения запомненного материала является припоминание. Это - сложный процесс памяти, представляет собой поиск необходимого материала в долговременной памяти.

Различают также эпизодическую и семантическую память. Воспроизведение событий с эпизодической памяти может быть особенно ярким именно вследствие того, что во время их запоминания в памяти сохраняется материал, который принадлежит не только к различным модальностей, но и к пережитых в тот момент эмоций и действий. Кроме того, он локализован в определенном месте и времени. Все это делает его более содержательным и отличает от знаний, полученных опосредованно. Воспроизведение таких пережитых образов называют воспоминанием.

Потребность в припоминании возникает тогда, когда в определенный момент не удается вспомнить то, что необходимо. В этой ситуации человек прилагает определенные усилия, чтобы преодолеть объективные и субъективные трудности, связанные с невозможностью вспомнить, напрягает волю, прибегает к поиску путей активизации предыдущих впечатлений, к различным мнемонических действий.

Одной из разновидностей произвольного воспроизведения воспоминания - это локализованные во времени и пространстве воспроизведения образов нашего прошлого.

Специфическим элементом этого воспроизведения факты жизненного пути человека в контексте исторических условий определенного периода, к которым она так или иначе была непосредственно причастна. Это приводит насыщенность воспоминаний различными эмоциями, которые обогащают и углубляют содержание воспроизведения.

Все, что человек запоминает, со временем постепенно забывается. Забывание - процесс, обратный запоминания.

Забывание проявляется в том, что теряется четкость запомненного, уменьшается его объем, возникают ошибки в воспроизведении, оно становится невозможным и, наконец, исключается опознания.

Блок забывания можно рассматривать как относительно независимый. Забывание - это угасание временных нервных связей, в течение продолжительного времени не подкреплялись. Если приобретенные знания на протяжении длительного времени не используют и не повторяют, они постепенно забываются. Другой причиной забывания является недостаточная прочность запоминания. Итак, чтобы предотвратить забыванию, нужно хорошо заучивать материал.

Забывание - процесс постепенный, базируется на ослаблении и нарушении ранее образованных условных связей. Чем меньше они закреплены, тем быстрее угасают и забываются.

Наибольший процент забывания имеющийся сразу после заучивания материала. Для длительного удержания в памяти информации важно изначально обеспечить прочное ЕЕ запоминания и закрепления через повторение в первые дни после того, как она была получена.

Важное условие продуктивного запоминания - осмысленность, понимание того, что является его предметом.

Мнемоника. В психологии по проблемам памяти есть два сроки, близкие по звучанию, но разные по значению, - "мнемический" и "мнемонический".

Мнемический - то, что имеет отношение к памяти, к искусству запоминания. Основываясь на сказанном выше, можно сделать вывод о том, что, зная законы, которые регулируют процессы памяти, можно этими процессами управлять.

Мнемоника - приемы управления памятью. Самым распространенным приемом является уже упоминавшееся использования меток или предметов как признаков для припоминания. Восприняв эти знаки, человек вспоминает содержание того, что с ними связано.

Другим распространенным мнемоническим приемом является группировка материала для его запоминания. С помощью группам легче запоминать, в частности, телефонные номера. Например, 2-98-71-23 запомнить сложнее, чем 2-987-123.

Одним из самых известных мнемонических приемов является метод размещения. Его суть в том, что материал, который запоминают, разбивают на части, которые затем располагают в разных местах образа какого-либо помещения или хорошо знакомой улице. Направляя затем мнению по привычному маршруту, улице или помещениями дома, человек просто "подбирает" то, что хранится в разных частях.

Еще один распространенный прием - добавление осмысленного связи материала, между начальными элементами которого осмысленного связи нет. Это касается запоминания не связанных между собой слов или букв, последовательности наименований.

Хорошим приемом для запоминания, например, текстов или последовательности изложения является создание плана или разбивания текста на части с называнием каждой из них.

Есть и другие мнемонические приемы, для перечисления и описания которых здесь, к сожалению, нет места.

Человек живет не только в мире образов непосредственно окружающей действительности, но и в мире образов- следов, сохраняющихся у него от прошлого опыта. Такие следы имеют различное происхождение и природу:

  • во-первых, в процессе эволюции в клетках ДНК и нервной системе накапливались и хранились следы прошлых воздействий, обеспечивающих приспособительное поведение. Это биологическая , или видовая , память ;
  • во-вторых, люди пользуются прошлым опытом всего человечества. Это их историческая , или социальная , память . Образы прошлой жизни сохранились в виде наскальных рисунков, различных сооружений, игр, традиций. Основной и самой существенной формой исторической памяти является письменность. В совокупности письменных памятников разных эпох и народов отражено все прошлое человечества с момента его возникновения;
  • в-третьих, это индивидуальная , или психологическая , память , которая сохраняет следы, приобретенные в процессе индивидуальной жизни человека. Это знания, умения, ассоциации, личный опыт. Человек накапливает и использует их в нужный момент.

Основное предназначение памяти – актуализировать прошлый опыт для выработки решений возникающих проблем. Память осуществляет связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и будущими действиями и психическими процессами человека, обеспечивает связность и устойчивость его жизненного опыта, непрерывность существования сознания и самосознания личности. Если представить себе, что человек лишается памяти, это означает, что он теряет и свою личность. Человек не знает, кто он такой, где находится, какое сегодня число. Он нс может говорить, читать, писать, пользоваться обычными вещами. Память делает возможным накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений. Учитывая ее значение в становлении человеческого познания, можно сказать, что память – основа всего сознания.

Память – это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта.

Посредством памяти человек реагирует на сигналы или ситуации, которые перестали непосредственно действовать на него. Образы памяти в отличие от образов восприятия относятся к представлениям.

Представления – это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее.

Представления памяти могут быть единичными и общими. Например, у человека есть представление дома, в котором он живет, и есть представление дома вообще. Чем богаче у человека общие представления в какой-либо области, тем более полно и адекватно он будет воспринимать реальные объекты. Представления функционируют в психике как процесс. Всякое новое восприятие ведет к изменению представления конкретного предмета.

Свойствами представлений памяти являются полнота и обобщенность. Полнота зависит от количества связей данного объекта с другими. Обобщение происходит на основе связывания каждого нового представления со старым. Задачи, которые встают перед человеком, не могут быть решены исключительно путем непосредственного использования представлений памяти, потому что новые задачи никогда не бывают точной копией предыдущих. Первые совпадают со вторыми только в общих чертах, поэтому человек каждый раз творчески преобразует представления памяти, а не воспроизводит их механически.

Механизмом образования представлений памяти служит создание и закрепление временных связей в коре головного мозга. Существует две теории, объясняющие физиологические процессы образования представлений памяти:

  • 1) согласно нейронной теории нейроны формируются в цепи (замкнутые круги), по которым циркулируют биотоки. Под их влиянием происходят изменения в синапсах, что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям;
  • 2) согласно молекулярной теории в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, предназначенные для записи и хранения информации.

Временные связи отражают реальные ассоциации предметов и явлений действительности.

Ассоциацией называется связь между различными объектами действительности и ее отражением в сознании, когда представление об одном объекте вызывает появление мысли о другом.

По характеру связей различают простые и сложные ассоциации. К простым ассоциациям относятся связи объектов по смежности (близость в пространстве или во времени), сходству (наличие общих или подобных черт), контрасту (наличие противоположных черт); к сложным – причинно-следственные, существенные смысловые связи. Память человека – не простое накопление информации в центральной нервной системе, а ее сложная организация, которая обеспечивает отбор, сохранение нужных следов и стирание ненужных.

Родоначальником научной психологии памяти по праву считают Г. Эббингауза .

Память как психический процесс составляют мнемические действия и операции . Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание – это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.

Основу запоминания составляют связи, объединяющие запоминаемый материал в смысловое целое. Установление смысловых связей – результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Сохранение – это процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека, развития его перцептивных процессов, мышления и речи.

Воспроизведение – процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Относительно простой формой воспроизведения является узнавание – опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту посредством установления сходства между воспринимаемым объектом и образом, закрепленным в памяти.

Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. При непроизвольном воспроизведении образ всплывает без специальной задачи на актуализацию и без усилий со стороны человека. Наиболее распространенным механизмом являются ассоциации с наличными мыслями, образами, переживаниями или действиями. Произвольное воспроизведение осуществляется как сознательный, преднамеренный процесс актуализации прошлых образов.

Если в процессе воспроизведения встречаются затруднения, оно переходит в припоминание.

Припоминание – это активный, волевой процесс, осуществляемый как развернутая мыслительная деятельность.

В процессе припоминания человек отыскивает или достраивает необходимые промежуточные звенья, производит их отбор и оценку с точки зрения требуемой задачи.

пример

Типичным примером припоминания служит построение учеником устного ответа. Зная природу и структуру припоминания, учитель может оказывать ученикам (в случае, если у них возникают затруднения) помощь в виде подсказки, восстанавливающей ассоциативную связь. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что было запечатлено в памяти. Всегда имеет место преобразование, перестройка информации в конкретной зависимости от задачи деятельности, понимания материала и его значимости для субъекта.

В памяти сохраняется множество образов и представлений, отражающих события жизни человека, его знания, навыки и умения. Но сохраняются не все образы, некоторые из них забываются.

Забывание – это процесс памяти, обратный сохранению, который заключается в потере возможности воспроизведения, а иногда даже и узнавания ранее запомненного.

Наиболее часто забывается то, что незначимо для человека, не связано с его актуальной деятельностью. Забывание может быть частичным или полным. При частичном забывании воспроизведение осуществляется нс полностью или с ошибками. При полном забывании объект не воспроизводится и не узнается.

Время, в течение которого человек не в состоянии воспроизвести забытый материал, может быть разным. По этому критерию выделяют временное и длительное забывание. Первое характеризуется тем, что человек не может вспомнить что-либо в нужный момент, второе – тем, что он нс вспоминает материал в течение долгого времени. Стирание следов как механизм забывания происходит при отсутствии подкрепления временных связей и их угасании.

Многие люди жалуются на свою память, считают ее неразвитой, плохой по причине того, что многое забывают. Они не правы в отношении своей памяти, потому что без забывания функционирование нормальной здоровой памяти невозможно. Человек не может помнить все, что с ним происходило в прошлом. Как отмечал У. Джеймс, "если бы мы помнили решительно все, то были бы в таком же безвыходном положении, как если бы нс помнили ничего".

Одна из современных гипотез заключается в предположении, что на самом деле все прошлое человека закодировано в его мозге. Исследования по "раскодированию" такой информации в состоянии гипноза частично ее подтверждают.

  • Эббингауз Герман (1850–1909) – немецкий психолог и философ, учился н университетах Германии, Англии и Франции (история, филология, философия, психофизика, психология). Один из именитых основателей классической экспериментальной психологии в научном направлении, не принадлежащем к психофизиологической методологии экспериментов школы В. Вундта. С 1880 г. – приват-доцент и профессор в Берлине, с 1894 г. – профессор в Бреслау, с 1905 г. – в Галле. Авторски разрабатывая экспериментальные методики, впервые систематически изучал психологию памяти (метод бессмысленных слогов и сохранения, процесс заучивания, фактор края, кривая забывания и др.). Основные труды: <<0 памяти" (1885); "Очерк психологии" (1908); "Основы психологии" (1902–1911).

Определение памяти

Особенностью нашей психики является то, что образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают из нашего сознания бесследно. Они оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память – необходимое условие психической деятельности. Так, например, человек говорит, употребляя хорошо знакомые ему слова, не думая о том, что эти слова воспроизводятся им из прошлого опыта. Но, если человек говорит на слабо им усвоенным иностранном языке или припоминает новые для него термины, процесс воспроизведения следов ранее приобретенных слов осознается им именно как воспоминание или припоминание.

Память – возобновляющее отражение действительности, отражение или воспроизведение пережитого, воспроизведение как чувственного, так и обобщенного смыслового содержания. Память – форма психического отражения, заключающаяся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении человеком его индивидуального опыта.

Память – важнейшая характеристика психической жизни человека, она обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Никакое актуальное действие не мыслимо вне процессов памяти, поскольку протекание любого, пусть даже самого элементарного акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующим. Без способности к такому «сцеплению» невозможно было бы развитие человека, и он вечно оставался бы в состоянии новорожденного. Без памяти человек был бы существом мгновения, лишенным каких бы то ни было знаний, умений, навыков, неспособным накапливать жизненный опыт и пользоваться им в новых и сложных ситуациях. Такое существо, лишенное памяти, нельзя было бы назвать личностью.

Процессы памяти не только обеспечивают необходимый человеку багаж знаний и умений, но и позволяет формировать индивидуальный жизненный опыт, являющийся условием и компонентом психической адаптации личности.

Основными процессами памяти являются: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

Запечатление (запоминание ) – процесс кодирования поступающей информации, который начинается уже на стадии сенсорной памяти. Здесь происходит распознавание и удержание физических характеристик предъявляемых стимулов. Во время перевода информации в кратковременную память информация, как правило, перекодируется в акустическую форму. В долговременной памяти происходит анализ и идентификация полученной информации. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Запоминание – это связывание нового с уже имеющимся в индивидуальном опыте. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Даже при непроизвольном запоминании, когда мы не ставим себе определенной цели запоминания, лучше запоминаются предметы и явления, вызывающие интерес и затрагивающие эмоции. Произвольное запоминание всегда имеет целенаправленный характер, и если при этом используются специальные приемы для лучшего усвоения материала (мнемотехника), то такое запоминание называют заучиванием.



Запоминание может протекать с различной степенью осмысленности и глубиной понимания. В случае механического запоминания между частями нового материала и имеющимися знаниями путем многократного повторения устанавливаются простые единичные временные связи, которые отражают преимущественно внешнюю сторону явлений. Логическое запоминание основывается на выделении смысловых связей между элементами запоминаемого материала, отражающие существенные стороны и отношения явлений.

Запоминание зависит от многих факторов: от установки личности, от настроения человека и его психического состояния, от целостного контекста происходящих событий. Так, незавершенные дела стимулируют более прочное запоминание (эффект Зейгарник).

Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенной информации из деятельности ведет к ее забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности человека, поскольку каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

Сохранение (ретенция) – процесс накопления информации в памяти, ее структурирование и организация. В эпизодической памяти хранится информация о событиях нашей жизни (автобиография). Хранилище знаний, выраженное словами, символами, значениями и отношениями между ними в формулах и алгоритмах Тульвинг назвал семантической памятью. Информация может быть организована в памяти различными способами. Одним из способов организации информации может быть пространственная организация, которая позволяет устанавливать связи и «опорные точки» в физическом пространстве и социальном окружении. Другим способом является ассоциативная организация, т.е. группировка элементов с какими-либо общими признаками. Наконец, в качестве способа организации информации может выступать иерархическая организация, при которой каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, к какой категории – более общей или более частной – он соответствует.

Воспроизведение (вспоминание, репродукция ) – извлечение из запасов памяти в осознаваемое поле необходимого материала. Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. При непреднамеренном воспроизведении какой-либо раздражитель по принципу ассоциации оживляет в сознании ранее воспринятые образы, которые, как нам кажется, всплывают сами собой. Преднамеренное воспроизведение – процесс, когда мы ставим себе целью восстановить в сознании прошлые мысли, чувства, действия. Его особенностью является планомерный характер, а не случайно возникшая ассоциация.

Воспроизведение может осуществляться двумя путями: узнаванием и припоминанием. Поскольку очень важную роль в извлечении информации играет контекст, человеку всегда легче узнать какой-либо элемент на фоне других, предъявляемых вместе с ним (чувство знакомости). Припоминание – сознательное воспроизведение, связанное с преодолением некоторых трудностей при воспроизведении, требует волевых усилий, а иногда и отвлечения от припоминаемой мысли.

Одним из интересных эффектов памяти является реминисценция, улучшенное, отсроченное воспроизведение сохраненного в памяти материала, которое обычно бывает не сразу после заучивания, а обычно спустя 2-3 дня. Обо обусловлено снятием охранительного торможения с нервных клеток. Именно поэтому, например, подготовку к экзамену рекомендуется закончить хотя бы за день до него.

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти, также носящий избирательный характер: бесчисленное количество конкретных деталей забываются скорее, а обычно дольше сохраняются общие положения и выводы. Процесс забывания протекает неравномерно: в начале быстро, а затем медленно («кривая забывания» Эббингауза). Процессом забывания трудно управлять.

В старости способность к запоминанию ограничена. Она ярко выражена у детей, но способность к сохранению информации у них слабее.