Молчать ли. Когда лучше говорить. Молчание для отношений

Многие спрашивают, как научиться молчать , чтобы быть приятным собеседником и усваивать больше знаний от разговора. Так как тот, кто много говорит, в основном мало знает и делает. Поэтому научиться молчать полезно, так как в данный момент человек развивает себя и учиться больше чем тот, кто говорит много. Но постоянно молчать также не красиво и скучно, поэтому поддерживать разговор стоит.

В статье вы узнаете, как можно научиться молчать , что для этого нужно делать, какие есть способы, советы и рекомендации. Весь парадокс заключается в том, что тот, кто молчит стремиться научиться общаться, а тот, кто много говорит стремиться научиться молчать. Но в любом случае полезнее молчать, чем много говорить.

Начните думать

Побудьте в одиночестве

Чтобы научиться молчать , вам нужно уединиться и на некоторое время побыть в одиночестве или же заняться работой и быть постоянно чем-то занятым. Наш организм быстро ко всему привыкает и тот, кто часто сидит дома, работает без выходных и не общается с людьми, как правило, молчит и это становиться его привычкой. Но помните общение также должно быть. Поэтому когда вам нужно добиться какой-то цели, уединитесь и побудьте в одиночестве, чтобы составить план для достижения цели и добиться ее.

Будьте хитрее

Чтобы научиться молчать, вам нужно стать немного хитрее и понять что молчание, это признак того, что человек думает и улавливает нужную ему информацию от собеседника, который что-то знает, но не умеет держать язык за зубами. Часто достаточно пообщаться с одним умным человеком, чтобы уловить знания, которые нужно искать несколько лет. Поэтому будьте хитрым человеком и тогда, молчание будет естественным для вас и вы, сможете извлекать из этого больше пользы. Узнайте: .

Не будьте гордым, эгоистическим и чересчур самоуверенным

Чтобы научиться молчать , вам нужно начать правильно реагировать на критику и мнения окружающих. Когда вас критикуют, трудно сдержать эмоции и не ответь в ответ. Поэтому чтобы научиться молчать, вам нужно немного опустить свою гордость, эгоизм и самоуверенность, чтобы не отдавать свою энергию тому, кто вас критикует.


Когда на вас идет агрессия и есть возможность промолчать и уйти, сделайте так. В итоге тот, кто критиковал вас, остается ни с чем, так как всю свою энергию отдал вам. Если вы ответите в ответ, то отдадите его и свою энергию и останетесь несчастным человеком.

Вы никогда не пробовали молчать? Ну, скажем, весь день? Думаю у многих бывали подобные дни, когда с утра и до вечера на глаза не попадается ни один знакомый. Но является ли молчание внешнее молчанием?
Чаще всего болтовня при тишине тела продолжается внутри. Большинство ее даже не слышит. Другие болтают осознанно, контролируя мысли. Но так или иначе, мы почти никогда не молчим.

Представьте себе ресторанчик, заполненный людьми, громко болтающих на свои темы. Скажем, итальянцы:) Да и музыка на полную катушку. Тот, кто втянут в беседу может не заметить этого шума, но если мы начнем наблюдать, то быстро устанем от этой болтовни.

Усталость в конце дня – это не усталость тела, а усталость сознания, внутри которого постоянный ресторан с итальянцами. Даже если у вас выходной и вы весь день проваляетесь на кровати, вы устанете, даже сильнее, нежели вы бы работали. Шум в голове – наш злейший враг.

В своей работе мне много приходится говорить, но порой так хочется помолчать. И внешне и внутри. Это самое лучшее лекарство от усталости и зашеренности сознания. Не знаете как найти выход из сложившейся ситуации? Замолчите.

Езжайте за город. На дачу к себе или другу. Палатку возьмите в конце концов. С собой только самое необходимое. Мобильник, ноут, книги, журналы – все, что может развлечь вас оставьте дома. И дней на пять. Пусть мир потеряет вас. Всех кто возникает отправьте по известному им маршруту, а сами подальше от этого шума.

Когда будете на месте, помните, что ваша основная задача – молчать. Поскольку это скучно, сидеть и ничего не делать, то ваш ум начнет придумывать тысячи способов вас развлечь. Не поддавайтесь. Молчите. Услышите мысли – сосредоточтесь на дыхании, движении, сердцебиении или на верхушке дерева. Что угодно делайте, но не позволяйте себе уйти в думание.

Молчите. Пару дней поломает, но черт возьми, как же потом легко и чисто думает голова. Подобно голодовке, которое чистит тело, голодовка ума чистит наше сознание.

Молчите. В тишине вы познаёте себя. Молчите.
(Из книги Алексея Похабова “Философия мага”.)

– Старик, дай мне упражнение.
– Молчи.
– Не понял.
– Упражнение такое. Молчи. Не говори ничего круглые сутки напролёт.
– Ну, молчать, это не трудно.
– А ты попробуй. Когда я попробовал, то через пол часа начал говорить, а потом вспоминал и закрывал руками рот. Так продолжалось всё время.
И потом наступали моменты, когда хотелось говорить, возражать, отвечать, но я должен был молчать.
Потом я понимал, что в большинстве случаев и говорить не нужно. И моё молчание даже приносило спокойствие. Меньше споров, ссор, конфликтов.
Потом я уже начал привыкать. Молчание – это аскеза и она даёт свои плоды. Оно увеличивает волю. Попробуй.

Молчать о чем-либо, чем угодно, я никогда не умела, и, кажется, уже говорила об этом здесь. :-) Когда мне плохо, я говорю об этом, и мне легчает; когда хорошо – я делюсь радостью с окружающими, потому что кажется, она взорвет меня изнутри, если не выплеснуть; о каждом мелком и крупном событии своей жизни я кому-нибудь да рассказала. Мысли о том, правильно ли это, посещали меня неоднократно: во-первых, так не остается никакой приватности, все обо всем знают, во-вторых, многие люди (особенно мужчины – партнеры, родственники) не любят, чтобы о них говорили, и, узнав, что я болтаю, расстраиваются; в-третьих, когда я делила с кем-то свою радость, было ощущение, что она именно делится – часть ее уходит к другому человеку, а, рассказав нескольким людям, я обнаруживала, что радости как-то и не осталось.

К написанию этой статьи меня подтолкнули два события, произошедшие с незначительным интервалом: беседа с выдающимся психологом (и очень мудрой женщиной) и прочтение книги Рами Блекта «10 шагов на пути к счастью», о которой я, скорее всего, напишу подробнее чуть позже. В беседе и в книге была одна общая тема – молчание как способ сохранить и болтливость как верное средство, чтобы его потерять.

Молчание для отношений

Представьте, что – это начало приготовления каши. Вы поставили ее на огонь, что-то делаете, но пока не понятно, что из этого получится. Каша только начинает нагреваться, а вы идете и обсуждаете вновь завязавшиеся отношения с подругами, друзьями, тем самым проделывая дырочки в котелке, через которые каша утекает. Возвращаетесь к нему, а там ничего уже нет. Это – самосглаз. Кто-то позавидовал, кто-то подумал, что у вас ничего не выйдет – каша утекает. А еще, каждый что-то сказал вам по этому поводу, вы восприняли и снова – каша утекает, потому что у нее не было возможности приготовиться.

Если вам знаком такой сценарий развития событий и вы хотите его изменить, единственный способ — переваривать в себе все происходящее в отношениях, не расплескивать возможное счастье. Хочется рассказать – терпите. В крайнем случае, ведите дневник. Попробуйте принцип «молчание – золото» в качестве эксперимента, например, в течение месяца не обсуждайте то, что происходит внутри вас, с другими. Не рассказывайте об отношениях, своих чувствах и – переваривайте в себе. «О чем тогда говорить?» — спросите вы. Во-первых, если не будете говорить с друзьями в течение месяца вообще, ничего плохого не случится. Обет молчания – крайне эффективная практика, которая помогает лучше слышать и понимать себя, сосредоточиться на том, что важно, углубиться в себя. Во-вторых, если не хотите молчать, придется подключить в выборе тем для разговоров, что будет отличной его тренировкой, а также научитесь изящно «отъезжать» от вопросов и предлагаемых тем, которые вам не подходят.

Молчание для сохранения энергии

Каждый раз, когда мы и осуждаем кого-то, мы отдаем этому человеку свою положительную энергию (карму) и забираем себе его отрицательную. Перестать злословить, в первую очередь, в наших личных интересах, а уж затем – в моральных, этических и религиозных кодексах.

В книге Рами Блекта меня поразило такое простое наблюдение: мы приобретаем качества тех людей, о которых думаем и говорим. Представьте только – мы перенимаем те отрицательные качества, которые вновь и вновь мусолим в разговорах с друзьями и родственниками. С точки зрения это имеет смысл: неустанно говоря или думая о каком-то человеке, мы поселяем в себя его фантом, и фантом начинает оказывать влияние на наши слова и действия. Автор книги рекомендует думать и говорить только о тех людях, которыми мы искренне восхищаемся и о великих святых – это оказывает благотворное влияние, мы становимся похожими на этих людей.

Вот еще несколько интересных мыслей из книги «10 шагов на пути к счастью»:

  1. Если вы наметили что-то сделать и рассказали об этом, вероятность успеха снизилась на 80%.
  2. С 21-00 до 02-00 – время невежества : о сказанных в это время словах и принятых решениях можно сильно пожалеть на следующее же утро. В это время рекомендуется особенно следить за своей или хранить молчание.
  3. Чудесная практика, позволяющая проверить, вредна ли ваша речь для вас самих – открывать рот только для благодарения . Каждый раз, когда вы хотите выразить негатив, претензии, критику и т.д., либо молчите, либо переформулируйте эту мысль в – в благодарность. Например, за предоставленную вам возможность развития в неблагоприятной, на первый взгляд, ситуации.
  4. Значительно поможет осознанность в речи. Говорите так, чтобы и вы, и окружающие получали от этого благо . Поначалу это трудно, поэтому придется научиться молчать – не высказать вслух негатива – это первый шаг. Второй – увидеть в негативе позитив. Третий – сказать об этом позитиве.

Не секрет, что наша жизнь – такая, как мы о ней думаем, и, изменив свои мысли, можно изменить жизнь. Речь – это продолжение мысли, ее материальное воплощение, поэтому не менее важно, что и как мы говорим. Занявшись гигиеной своей речи вплотную, вы получите многогранный положительный эффект, который отразится на всех областях вашей жизни. Например, иногда для того, чтобы перестать болеть и обрести , достаточно прекратить критиковать других.

Вы умеете молчать?
Я не имею в виду того, чтобы не сказать кому-то чего-то лишнего, а не говорить ничего лишнего именно самому себе!
То есть речь пойдёт о внутреннем молчании, речь пойдёт о том, чтобы этой самой речи и не было!
Поговорим о том, как уметь не говорить вообще.

У Бенджамина Франклина есть замечательные слова:
«Тому, кто хочет жить в мире и покое, не следует говорить все, что он знает, и судить то, что он видит».
И это в равной мере относиться и к внутреннему говорению(внутренняя речь)-молчанию.

Для чего мы постоянно выдаём сами себе какие-то словесные оценки-приговоры?
Или задаём себе вопросы, ответы на которые найти не можем или отвечаем сами себе устаревшей заготовкой?
А кому и что мы внутри самих себя доказываем? Противоречивые части в нас самих переговариваются? Вот такая запутанная и запутывающая нас внутренняя речь!

Слово – уникальное средство выражения мысли! Без слов человек не существует!
Но как говорил Ф. Пёрлз, слово может превратиться и в «смертоносное оружие, направленное против нашей природной сущности и служащее более для сомнения, нежели для раскрытия смысла». А внутренняя речь сомнения и порождает.
Так истощается необходимая нам энергия на лишние слова.

Итак, внутренне молчание. Что это такое и как ему научиться?

Противоположность молчанию говорение. Умеем мы слушать и слышать собственное говорение? Если научимся слышать говорение, то сумеем обнаруживать и молчание!
И главным тогда для нас будет умение их различать, чувствовать между ними разницу! Между говорением(внутренняя речь) и молчанием.

Итак, упражнения на слушание-говорение!

1. Запишите свою речь через микрофон.
Вы можете прочитать любой текст. Важно то, чтобы речь была неподготовленной и ненарочитой! Читайте без выражения, а так как выходит.

Затем прослушайте свою записанную речь!
Чем она вам нравиться, чем не нравиться? Какие интонации вы замечаете?

Желательно это упражнение повторять несколько раз и с разным текстом.

2. Читайте те же самые тексты, но уже не вслух, а молча. Отмечайте при этом свою уже внутреннюю речь!
3. Наконец непосредственно обращайте своё внимание на своё внутреннее говорение!
Учитесь проявлять внимание к своему говорению! Вы говорите то, что говорите и при этом слушаете себя!
Очень важно не только то, что вы говорите, но и как говорите!
Как вы говорите? Жалобно, просительно? Требовательно и строго? Укоряете или уговариваете? А от какого лица? Не говорите ли вы иногда себе «ты»? Кто в таком случае и к кому обращается?

Все эти упражнения только на первый взгляд кажутся простыми!
И в данном случае задействуется не ваш ум и понимание, а чувственное внимание!
Важно то, как вы воспринимаете, как чувствуете свою внутреннюю речь!

И если вы обнаружите отчетливо слушание своего говорения, то и сумеете обнаружить и отсутствие говорения, то есть молчание!
Ведь мы зачастую и не обращаем внимания на то, когда говорим, а когда молчим!
Бесконечное внутреннее бормотание, словесная жвачка, истощают силы, путают ощущения и эмоции, делают запутанным наше сознание!

Итак, допустим мы в той или иной мере умеем слушать своё говорение!
Переходим к самому сложному, к молчанию.

Самое главное отдавать себе отчёт в том, что молчание это отнюдь не пустота, не некий вакуум или провал в сознании!
У вас есть ваши собственные ощущения, эмоции, образы, не отвлекаемые, не затуманенные и не подавляемые словами!
И это открытие дорогого стоит!

Если вы обнаружите только короткое молчание в течение нескольких секунд, то и то хорошо! Для начала этого достаточно!

Итак, какие существуют приёмы, способствующие молчанию?
Их немало! Назову лишь некоторые, но и использовать полезно разные приёмы.

1. Попробуйте молчать тогда, когда вы заняты наблюдением за собственным телом!
Это упражнение в гештальте ещё называют «обострение ощущений тела».
Так или иначе, наблюдая за своим телом легче заметить, молчите вы или говорите!

2. Понаблюдайте окружающую вас обстановку, не задерживаясь взглядом ни на чём конкретно, то есть как бы, озираясь или оглядываясь.
При этом отмечайте: молчите вы или что-то говорите!

3. Послушайте внимательно любимую музыку. Не песню, а именно музыку без слов.
Отмечайте наличие или отсутствие при этом внутреннего говорения!
Главное предупреждение: ни в коем случае не заставлять себя молчать!
Молчание или есть, или есть говорение!
Только на основе естественности и спонтанности возможно настоящее молчание!
Наблюдать и отмечать! Но не принуждать и прогрессировать!
Мне один мой приятель рассказывал, что, начитавшись книжек по йоге, он решил прижать свой «разболтанный» ум и вообще себе табу ввёл на излишнее говорение и думанье.
Устремился человек во внутреннее молчание. Результат: никогда раньше не страдал бессонницей, а тут ночи бессонные пошли! Задавленная за день «словомешалка», по ночам давала о себе знать. Это вскоре у него прошло: перестал себя давить, затем прошла и бессонница.

У него ведь как получилось?
Недолго думая, он ведь вообще решил в «нирвану» снизойти!
Перестать думать, говорить, ощущать, переживать!
Всё махом отменить и достичь «озарения»!

Не нужно ничего отменять! Нужно расширить своё внимание, своё сознавание!
А слов и самих будет меньше тогда, когда больше будет ощущений, эмоций, образов!
А зато, какие это будут слова! Выразительные, полновесные, самые нужные слова!

Возможно, он вспоминал при этом о годах, проведенных в столице, в ее блеске, в ее «высшем свете», в котором света на самом деле так мало и так много самой настоящей тьмы - мало правды и много лживых, льстивых, неискренних речей. Возможно, ему на ум приходили ситуации, когда его собственные слова, произнесенные под влиянием определенных обстоятельств и чувств, спустя какое-то время оказывались не соответствующими действительности, что не могло не уязвлять его чистую душу. Возможно, когда-то ему случалось давать кому-либо не очень удачные советы, и впоследствии он об этом скорбел… Но всё это относилось к прежней - многозаботливой, многопопечительной, наполненной суетой жизни, а уж никак, кажется, не к тому преподобническому житию, которое проводил он в пустыне.

Почему это «раскаяние в сказанном» оставалось для подвижника по-прежнему живым и сильным? Отчего он, безмолвник, напоминал об опасности, которую таит в себе наш собственный язык, - другим и наравне с ними себе самому? Или даже в первую очередь - себе самому?

Когда мы говорим безудержно и беспорядочно, нам очень трудно уследить за всем, что взошло откуда-то из недр нашего сердца на язык, покрутилось на нем да и сорвалось с него. Мы чувствуем вечером опустошенность, усталость, какую-то неясную тяжесть на душе и относим всё это к впечатлениям прошедшего дня, к его обстоятельствам - иногда непростым, иногда прямо искусительным. Но нам часто невдомек, что в значительной степени усталостью и опустошенностью этими обязаны мы самим себе - тому, что и как мы говорили, тому, насколько невнимательными мы были по отношению к «исходящему из уст».

Это кажется нам настолько естественным, настолько привычным - общаться, поддерживать разговор, беседовать… Это представляется нам чем-то совершенно необходимым, видится неотъемлемой частью нашей жизни, пребывания в сообществе с другими людьми. И, пожалуй, именно так это и есть. Но редко, редко кто отдает себе отчет в том, что каждый раз, прежде чем произнести то или иное слово, необходимо хотя бы немного поразмыслить, взвесить его на весах своего сердца, понять, будет ли сказанное правдой или окажется ложью, принесет оно кому-то пользу или навредит, доброе оно или злое. Мы чаще всего говорим просто потому, что захотели что-то сказать, повинуясь внутреннему импульсу, не проанализировав его, не оценив - прежде всего с точки зрения евангельской.

«От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37) - это предупреждение зачастую кажется нам иносказанием: что такое слово, важны дела! Но Господь - не мы. И если что-то сказано Им, то сказанное - истина.

Произносимое нами оказывает колоссальное влияние на нас, во многом нас формирует

Есть огромная, теснейшая связь между тем, что мы говорим, и нами самими. «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» - не только в жизни, судьбе других людей, но и, прежде всего, в нашей собственной. Произносимое нами оказывает колоссальное влияние на нас, во многом нас формирует - неким вторичным, но очень действенным образом. И либо мы управляем своим словом, сознательно и ответственно относясь к нему, либо оно управляет нами.

То, что мы говорим, всегда так или иначе проявляет какую-то часть содержания нашей жизни, нашего сердца, нас самих - в том числе и сказанное «случайно», между делом, без рассуждения и осмысления. Проявляет, а вслед за тем закрепляет, взращивает это содержание в нас, и горе нам, если закрепляемое и взращиваемое - не лучшее из того, что вообще может быть в человеке. Оттого-то и образуется это единство произносимого и жизни человека, даже в том случае, если он лжет.

Можно снова вспомнить : «Бог хранит тебя до тех пор, пока ты хранишь уста свои». То есть хранимы мы до тех пор, пока готовы созидать, пока внимательны к себе, пока продолжается внутренняя работа, и не хранимы - когда начинаем сами свое внутреннее разорять, перестаем следить за тем, что рождается в сердце и исходит потом из уст. Потому что близок Бог к боящимся Его, и далеки от Него те, кто говорит необдуманно, бесстрашно и много.

Уста точно двери дома: если они часто открываются, то тепло из дома уходит

Много говорить небезопасно ведь не только оттого, что внимание трудно сохранять и посему «во многословии не избежишь греха» (Притч. 10: 19). Преподобные Варсонофий Великий и объясняют своему ученику, впоследствии известному всему христианскому миру наставнику аскетической жизни, в то время еще не авве, а просто Дорофею: «Ты так много говоришь только потому, что не познал еще, какой это приносит вред». Какой? Помимо выше приведенного объяснения из Священного Писания отцы дают объяснение свое, не менее, пожалуй, убедительное: уста точно двери дома: если они часто открываются, то тепло из дома уходит.

Тепло… Это то самое тепло, радующее наше сердце и сообщающее жизни ощущение ее подлинности, которое мы испытываем, хорошо помолившись, умилившись сердцем при чтении святоотеческих книг или же во время богослужения, когда поемое и читаемое особенно сильно трогает душу. То, которое мы так быстро теряем и даже не замечаем - как и почему. Были бы внимательнее, замечали бы: теряем сразу же, как только начинаем много и «неосторожно» говорить, причем не только о вещах суетных и пустых, но и о вещах душеполезных - просто много. Были бы внимательнее - многое бы и помимо того замечали…

…Очень важно - понять эту огромную внутреннюю связь, связь между тем, что пребывает внутри нас, и тем, что исходит вовне. Понять, насколько одно влияет на другое. Насколько зависит наше слово от нашей жизни и жизнь - от нашего слова. Потому, опять же, за каждое слово праздное, то есть лишнее, и дадим мы ответ на Суде (см.: Мф. 12: 36). Если лишним, ненужным было оно, то лишнее и ненужное взрастило и укрепило оно в нас, вытеснив из нашего сердца то, что было жизненно необходимо, не оставив для него достаточно места. Если, хуже того, злым, гнилым оно было, то умножило и утвердило оно в нас злобу и гниль. Как же научиться оценивать то, что ты хочешь сказать прежде, чем вырвется оно на волю?.. Как овладеть искусством взвешивать слова на весах своей совести?.. Как же это трудно…

Лишь в молчании рождается это дивное умение: понимать самого себя, свои мысли и свои слова

И как же хорошо понимал это тот, кто часто сожалел о сказанном и никогда не раскаивался в ! Потому что лишь в молчании рождается это дивное умение: понимать самого себя, свои мысли и свои слова. Парадоксально, но так.

И потому - еще парадоксальней: чтобы научиться правильно говорить, обязательно нужно научиться молчать.