Какими были первые государства? Когда и почему появились первые государства? Где появились первые государства? Какое государство появилось первым

ГОСУДАРСТВО - политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федерацией.

Освоение металлов, среди которых не только медь, бронза, но и золото, серебро, было одним из признаков наступления новой эпохи. В конце IV тыс. до н. э. или даже немного раньше в Месопотамии, на юго-западе Ирана, а затем в Египте возникают первые государства. Здесь первобытный образ жизни кончается. Но он продолжает существовать на большей части заселённой людьми Земли.

Государство возникает в разных регионах в разное время. На некоторых территориях его не знали до относительно недавнего времени. До прихода европейцев его не было в Австралии, на большей части Америки, во многих районах Африки. Первобытный, сравнительно простой уклад жизни сохранялся там, куда не проникало влияние государств и где особые природные условия не позволяли развиться сложным формам общественной организации. Общества же тех областей, которые испытывали воздействие государств, уже в древности приобрели новые черты. Что же происходило в обществах на позднем этапе первобытности?

Систематические занятия земледелием и скотоводством, особенно в благоприятных природных условиях (тёплый климат, достаточное количество воды), позволяли людям иметь столько продуктов питания, чтобы скапливать их излишки. Эти излишки позволяли некоторым людям значительную часть своего времени посвящать ремеслу - изготовлению каменных и металлических вещей, посуды, тканей. Часть изготовленного они отдавали своим соседям-родственникам, а те взамен давали продукты или что-либо другое, необходимое им.

Были в селениях и люди, которые играли роль руководителей, - старшие по возрасту, опытные в земледельческих работах, знатоки обрядов. К их авторитету прибегали, когда возникали конфликты внутри деревни или с соседями. Эти люди имели собственное хозяйство и ничего, кроме авторитета, не получали за свою деятельность на общую пользу.

Но постепенно руководство жизнью общества становилось всё более обременительным. Возникала необходимость трудоёмких для небольших коллективов общественных работ. В долинах великих рек первые ирригационные сооружения стали строить уже в VI тыс. до н. э., как это было в Месопотамии. В других районах землю необходимо было очищать от леса. Такие работы не давали мгновенной выгоды, их надо было планировать, а людей убеждать в необходимости работать больше, чем обычно. Благодаря таким дополнительным работам увеличивались излишки зерна, которое составляло достояние всей общины, своего рода запасной фонд. Его могли использовать в случае внезапного голода, для помощи сиротам или немощным. Этот фонд использовали и для обмена с соседними общинами, получая от них то, что было необходимо. Поскольку община представляла собой единый коллектив, из этого же фонда можно было снабжать продуктами питания ремесленников, работавших на общину.

Чтобы распоряжаться всем этим, нужны были специальные люди, доверенные, честные и опытные, пользовавшиеся авторитетом. У прежних руководителей появились новые заботы, которые не позволяли им так усердно, как прежде, заниматься своим хозяйством. И они стали получать часть произведённых всеми продуктов. Это было справедливо, ведь они трудились на общую пользу.

Люди той поры не были такими рационалистами, как мы. Соображения прибыли и пользы не могли заставить их работать больше, чем это необходимо для поддержания своего существования. Некая сила - воля предков или духов, с которыми связывала свою жизнь община, - должна была заставить их поступать так, как призывали предводители. Мы помним, что люди не считали себя независимыми от природы, которая рисовалась им как сообщество особых живых существ, духов. Не от своего имени, а от имени этих предков и духов действовали предводители. Они должны были угадывать волю этих сверхъестественных покровителей, уметь отправлять обряды, т.е. обладать знаниями жрецов.

Итак, руководство общиной осуществлялось от имени предков и духов-покровителей человеком или несколькими людьми, среди которых были люди, наделённые особыми способностями общаться с миром сверхъестественного. Они были выборными, и их власть держалась на авторитете.

Отдельные поселения связывали с соседями родственные узы, необходимость оказывать друг другу помощь в случае стихийных бедствий или военной опасности. Так, несколько селений могли образовывать более или менее прочное объединение, общие вопросы решались представителями от каждого из них. Ни одно из селений не играло преобладающей роли, даже если оно выделялось количеством жителей и более удобным положением на путях обмена или имело более плодородные земли. Но уже во второй половине IV тыс. до н. э. на юге Месопотамии складываются более постоянные сообщества, во главе которых, как сейчас думают учёные, стояли представители общин. Среди них выделяется вождь-жрец. Все эти общественные лидеры находятся при общем святилище, где располагается и общественное хранилище. Святилище находится в одном из поселений, которое является центральным по отношению к целой группе других. Сюда обитатели соседних селений приносят продукты своего труда и отсюда же получают то, что им нужно. На территории этого поселения происходят празднества в честь духов предков и духов природы, обитающих в этих местах. Жители селений в основном связаны узами родства, но среди них могут быть и пришельцы, принятые в общину. Такие небольшие селения могли располагаться по течению одного или нескольких взаимосвязанных каналов. Пока это ещё не государства, но скоро несколько таких образований, объединяющих уже не сородичей, а соседей, т.е. основанные на территориальном, а не родовом принципе, превратятся в древнейшие города-государства.

В тех областях, где занятие земледелием и скотоводством не давало столь значительных излишков продуктов, как в Месопотамии или Египте, общество развивалось иными путями. Некоторые общины были обладателями шахт и рудников, в которых добывали руду. Её обменивали как сырьё или выплавляли металл и тогда в обмен пускали слитки. Потребность в металле была очень велика. Достаточно сказать, что обитатели Средиземноморья во II- I тыс. до н. э. отправлялись за оловом на земли нынешней Великобритании. В Месопотамии, где возникли первые государства, не было не только металлов, но и камня и даже хорошего леса. За всем этим снаряжали экспедиции в горы Ирана и на запад. За камень и металлы давали ткани, зерно и другие продукты сельского хозяйства. Но эти вещи и продукты членам тех общин, которые разрабатывали месторождения полезных ископаемых, доставались в разных количествах. Здесь тоже были свои лидеры, которые вели переговоры и заключали сделки. Они могли присваивать часть обмененных вещей. Кроме того, они получали подарки от купцов.

Знать первых государств не имела образцов для создания особых форм своей жизни, особого стандарта, отличного от жизни рядовых людей. Особые формы быта, особые жилища, предметы роскоши появлялись постепенно. Те же предводители, с которыми торговали купцы из уже сложившихся государств, могли иметь перед глазами образцы для подражания. В сочинениях древнегреческого историка Геродота сохранился рассказ о том, какой интерес к жизни греков проявляли скифские вожди.

Греки основали много колоний по побережью Чёрного моря, особенно в Крыму. Их привлекало зерно, которое выращивали скифы. Скифские вожди, которых Геродот называет царями, приезжали в греческие города побережья (некоторые добирались и до самой Греции), где не только наблюдали за жизнью греков, но и стремились участвовать в ней. Это вызывало протесты соплеменников: один из вождей, переодевшийся в греческую одежду и посещавший их пиршества, был убит своими сородичами за отступление от обычаев предков.

Вожди и знать племён, вступавших в контакты с государствами, стали значительно отличаться от соплеменников. Для скифских вождей греческие ювелиры делали великолепные золотые сосуды, украшения для оружия, уборы для их жён. Эти предметы теперь можно видеть в музеях. Особенно богатое собрание находится в Золотой кладовой Эрмитажа. На этих вещах изображены не только сцены из греческих мифов, но и персонажи скифских легенд.

Земледельцы, создавшие первые государства, были довольно мирными людьми. В то время ещё не существовало ни металлических мечей, ни шлемов, ни доспехов. Иным был быт народов Европы во II-I тыс. до н. э. Занятия земледелием и скотоводством не везде обеспечивали людей достаточным количеством пищи. Поэтому собирательство в лесах и охота сохраняли немалое значение. Меха, металлы, камень, а потом и рабы находили спрос в государствах Средиземноморья. Всё это становилось желанной добычей. Грабёж близких и дальних со-седей считался вполне достойным занятием для упрочения своего существования, повышения престижа и обогащения. Быть воином, равно как и обрести смерть в бою, считалось у этих народов, например у германцев, почётным. Быт воинственных вождей описывается и в греческой "Илиаде", и в эпических сказаниях более позднего времени - германской "Песни о Нибелунгах", ирландских и исландских сагах. Один из признаков наличия достаточно прочных объединений во главе с вождями - существование больших сооружений, монументальных построек. Они могли быть созданы только благодаря усилиям многих людей. Все знают египетские пирамиды и огромные храмы. Но гораздо меньше известны сооружения в приморских областях Южной и Западной Европы, которые создавались в III-II тыс. до н. э. Эти так называемые мегалиты (по-гречески "мегас" - большой, "литос" - камень) поражали воображение людей, которые считали их созданиями великанов. Из огромных плит и столбов были сделаны аллеи, погребальные сооружения, что-то вроде храмов. Среди таких конструкций выделяется знаменитый Стоунхендж в Англии, который, как считают, был построен для наблюдения за светилами. Вероятно, в таких сооружениях могли хоронить умерших, но происходили в них и другие обряды, связанные, наверное, с почитанием сил природы и светил.

Учёные считают, что объединения во главе с вождями появились в Европе в III тыс. до н. э. и просуществовали очень долго, до формирования государств в раннем средневековье. Сообщества, в основе которых лежали родственные связи, не были совершенно разрушены ни завоеваниями римлян, ни нашествиями эпохи Великого переселения народов. Конечно, культура, хозяйство и отчасти общественные отношения изменились. В I тыс. до н. э. появляется и распространяется железо. Полагают, что впервые его начали выплавлять на территории Турции в середине II тыс. до н. э. Железо превосходит медь не только по твёрдости. Железные руды встречаются очень широко; в Европе, например, часто использовали болотную руду. Появление железных орудий резко повысило их эффективность. Теперь стало возможным пахать землю сохой с железным наконечником, что облегчило обработку тяжёлых участков почвы. Очень расширяется ассортимент орудий и оружия из металла, качество ко-торого, однако, не везде было достаточно высоким. Юлий Цезарь писал, что мечи кельтов были из такого плохого железа, что после нескольких ударов они сгибались и воин выпрямлял их ногой.

Древнерусское государство, Русь, образовалось согласно "Повести временных лет" и многим другим источникам во 2-й половине IX века. Но первые государства на территории нынешней России появились раньше, не позже сер. VI в. Это было время великого переселения народов, в ходе которого многие народы покинули свои родные места и, пройдя огромные расстояния, поселились в других регионах. Особое место в великом переселении народов занимает IV век, в котором гунны , народ, пришедший из отдаленных регионов Азии в Европу, разгромили государство готов на Днепре. Готы, один из германских народов, в свою очередь двинулись на запад и вторглись в пределы Римской империи, положив начало тому крушению Рима, которое побудило Августина Аврелия написать книгу "О граде Божием".

Начиная с IV века, множество народов пришло в движение, некоторые из этих народов меняли свое местопребывание не один раз. Некоторые народы исчезли, растворились в этом историческом процессе: были покорены, или ассимилировались в других народах. Некоторые племена, напротив, объединились в народы и народности и создали свои государства. Принято считать, что последним крупным событием эпохи великого переселения народов было переселение венгерских племен с территории Южного Урала на территорию вокруг Дуная, где в X веке возникло государство Венгрия.

Примерно с VI века территорию от Чудского озера на севере, и до нижнего течения Днепра на юге заселяли славянские племена. Территорию от верхней и средней Волги до Урала занимали финно-угорские племена. На территории современной Сибири жили народы, говорящие на тунгуских и других северных явыках. На территории от Алтая на востоке и до нижнего течения Днепра на западе жили народы, говорившие на тюркских языках. Один из этих народов - древние тюрки (тюркюты) - и создал в VI в. первое государство на территории современной России - Великий Тюркский каганат.

В VI веке особую роль в мировой истории играли два государства - Византия на Западе и Китай на Востоке. За этими государствами стояла и долгая государственная традиция, и уважение со стороны самых различных народов. Правда, Китай переживал в это время не лучшие времена, наполненные и внутренними усобицами, и давлением северных кочевых племен. Между Византией и Китаем и возникло в 552г. тюркское государство, политический центр которого находился на Алтае, восточная граница которого простиралась до Великой Китайской стены, а западная от низовьев Дона до побережья Азовского моря.

Древних тюрков, создавших свое государство, тюркский каганат , не следует отождествлять с современными тюрками, как иногда называют представителей народов говорящих на тюркских языках. Но само название этих языков, и соответственно народов, говорящих на этих языках, восходит к древним тюркам. Почему именно им удалось создать такое огромное государство? По мнению Л.Н. Гумилева, специалиста по истории древних тюрков, одной из причин возникновения тюркского государства, было появление среди тюрок большого коллектива активных, страстных людей - пассионариев (от латинского слова пассио-страсть). По Гумилеву, в основе каждого значительного исторического события лежит пассионарный толчек, действия пассионариев, побуждающие целый народ, этнос, к активным действиям - изменению условий и места проживания, созданию государств. Активный народ может сплотить вокруг себя другие народы или же просто подчинить их. Теория пассионарности Л.Гумилева достаточно убедительна, плохо лишь то, что пассионарность не может быть определена сколь-нибудь научным методом. Наличие пассионарности во многих представителях какого-то народа в определенное время можно только предполагать. Но документально это установить невозможно. Остается довериться интуиции исследователя.


На основе документов и археологических исследований установлено, что к VI веку древние тюрки достигли значительного мастерства в производстве железа и различных изделий из него. Свидетельство этому - сохранившиеся на Алтае следы металлургического производства тюрок, которые могли создавать качественное и усовершенствованное оружие. Поскольку преобладающим хозяйственным укладом тюрок было кочевое скотоводство, то это позволило тюркам, имевшим хорошее оружие, создать эффективную боевую конницу и стать значительной военной силой. Настолько значительной, что в государство тюрок вошли многие народы и с этим государством вынуждены были считаться Китай и Византия.

Верховный правитель тюркского государства назывался каган . Первым правителем Великого тюркского каганата был Булым - каган. Но каганат скоро распался на Западный и Восточный каганаты, которые прекратили свое существование в начале VIII в., не выдержав борьбы с Китаем. Государство, которое поддерживает, объединяет только военная сила, редко бывает долговечным. Долгое время существуют государства, народы которого объединяет общая культура. В прошлом наиболее сильным интегрирующим фактором была общая религия. Но народы редко перенимают религию других народов. Народные, родоплеменные религии тесно связаны с обычаями, даже с особенностями климата, природными условиями отдельных регионов.

Принципиально иное явление - мировые религии. Это религии, которые исходят из представлений о едином человечестве, о равенствое людей перед Богом, независимо от их этнической принадлежности. Главное в этих религиях - нравственная основа, требования нравственного поведения человека. В историческом прошлом человечества возникли 4 мировые религии: зороастризм, буддизм, христианство, ислам (в порядке их возникновения).

Древние тюрки не исповедовали ни одну из этих религий, они придерживались своих родоплеменных религиозных представлений, которые не могли стать интегрирующим культурным фактором в государстве тюрок. Но это государство не исчезло бесследно. Следы его влияния можно обнаружить даже в истории Русского государства. Монархи Русского государства князья Владимир и Ярослав Мудрый иногда именовали себя каганами. Даже митрополит Иларион в своем "Слове о законе и благодати", обращаясь к Ярославу Мудрому, использует титул каган. Почему Иларион и киевские князья так поступали? Этим титулом подчеркивалось, что князья русские - правители не рядового, а крупного, даже великого государства. На Руси титул каган стали использовать, имея ввиду не тюркский каганат, а другое государство - Хазарский каганат, возникший в сер. VII века на территории Приазовья и Прикаспия. С этим государством как со значительной силой считались и Византия, и Арабский халифат. Название же государства и титул его правителя были взяты по аналогии с тюркским каганатом.

История Хазарского государства, особенно в последние десятилетия его существования, оказалось тесным образом связанной с историей Русского государства - и не только наименованием верховного правителя. История Хазарии чрезвычайно интересна. В некоторых отношениях это было уникальное в мировой истории государственное и культурное образование. Это государство было создано хазарами, одним из тюркских народов, объединивших различные народы, жившие в районе Азовского и Каспийского морей. Хазары первоначально были кочевниками, но постепенно сменили свой хозяйственный уклад и стали заниматься земледелием и рыболовством, чему способствовали благоприятные природные условия. Но территория, занимаемая хазарами, имела значительную ценность не только в силу своего плодородия, но из-за того, что это была область, через которую проходили торговые пути мирного значения.

Через Хазарию проходила важная часть Великого Шелкового пути, всемирной торговой магистрали, связывающей со II в. до н.э. народа и государства от Китая до Рима. Со временем у этой магистрали появлялись новые направления, например, в Индию. Одним из таких направлений был торговый путь на Север, к Балтийскому морю, тот путь, который в "Повести временных лет" был назван путем "Из варяг в греки".

Международная торговля приносила большую выгоду Хазарии, поскольку гарантировала большие доходы в виде пошлин за провозимые товары. Хазария со временем превратилась в сильное государство, которое могло даже противостоять военной экспансии Арабского халифата. Во второй половине VII в. и в нач. VIII в. арабы смогли завоевать огромные территории и в Азии, и в Африке, и в Европе, где дошли до южной Франции, захватив перед этим Испанию. Продвижение арабских войск в Европе было остановлено правителем франков Карлом Мартеллом в 732г. Незадолго до этого хазары смогли остановить продвижение арабов в Закавказье, нанеся им военное поражение. Но затем военная удача изменила хазарам, которые даже были вынуждены перенести свою столицу с Кавказа на Нижнюю Волгу, в город Итиль (около современной Астрахани).

Хазарский каганат со столицей в Итиле просуществовал до конца X века, т.е. более 300 лет. Относительная устойчивость и культура Хазарии во многом определялась необычным и, наверное, единственным в мировой истории решении религиозного вопроса, точнее, выбором веры. В VIII веке глава государства, каган, принял исламскую веру, вероятно под давлением арабов. Но уже в конце VIII века правители Хазарского каганата отказываются от ислама, и вновь начинаются войны с арабами, в которых Хазарию поддерживала Византия. Правители Хазарии решил выбрать наилучшую религию. Выбор осуществлялся между христианством, исламом и иудаизмом- религией еврейского народа. И был выбран иудаизм - уникальный случай в истории. По преданию, каган поинтересовался у христианского священника, какая религия лучше: ислам или иудаизм? Ответ был: иудаизм. Затем у мусульманского священника спросил, что лучше: иудаизм или христианство? И вновь последовал тот же ответ, после чего предпочтение в пользу иудаизма выглядело логичным. Легенда ли это предание, или пересказ реального события установить очень трудно, но сама ситуация вполне объяснима.

Мусульманские богословы иногда используют понятие авраамические религии, имея ввиду три религии: иудаизм, христианство, ислам. Все они произошли из одного источника, и пророк Авраам одинаково почитаем во всех этих религиях. Неслучайно великий русский философ В.Соловьев говорил, что моральные системы иудаизма и христианства имеют общее основание. Неслучайно об общей моральной основе всех трех религий говорил Лев Толстой. Для мусульман, почитаемой в качестве Божественной книги, считается Тора - пятикнижие Моисея, первые пять книг священной книги евреев "Танаха" и христианской Библии.

Иудаизм в Хазарии исповедовала в основном хазарская знать - каган и его окружение. В каганате же в целом было много мусульман и христиан, а в столице было много мечетей, синагог, христианских храмов. И представители различных религий мирно сосуществовали друг с другом. Даже судопроизводство творили судьи, среди которых было равное представительство от трех религиозных общин. И это был необычный случай мирного сосуществования религий для эпохи средневековья. Характерно, что Хазарский каганат пал после военных нападений печенегов - кочевников - язычников и после похода в 865 г. против Хазарии киевского князя Святослава, тоже язычника, не захотевшего принимать христианство, как- то сделала его мать княгиня Ольга. После падения Хазарского каганата правители Руси и стали именовать себя каганами.

Принято считать, что первое в истории человечества государство - Шумер. Но это, мягко говоря, не так. Известны более ранние государства. Единственная причина, по которой их не признаёт историческая наука - это то, что они созданы не семитами, а нашими предками, русами.

И здесь невозможно умолчать о городище русов-индоевропейцев в Чатал-уюке (по другому - Чатал Хююке).

Этот археологический памятник первостепенного значения находится в Малой Азии, на территории нынешней Турции, в центральной плоскогорной Анатолии в долине реки Коньи, в 34 километрах от города дервишей Конья и в 130 километрах от побережья Средиземного моря.

Время его расцвета - 8 000 (!!) лет до н.э.! Шумер просто отдыхает.

Городище русов-индоевропейцев в Чатал-уюке (пусть вас не смущает турецкоязычное название, оно является, всего лишь, современным названием данного района Турции, подлинного названия этого города мы не знаем, ибо турков тогда и в помине не было) занимает площадь в 13 гектаров.

Вскрыто лишь 4 (четыре!) процента этой площади. Какие результаты дало вскрытие хотя бы трети или четверти городища, мы не знаем - вполне возможно, что оно бы значительно расширило рамки существования города-государства, дало бы новые впечатляющие находки…

Город русов-индоевропейцев Чатал-уюк.
Святилища-храмы Волоса-Вола. Крестообразная печать.
Спирально-свастичные печати. (Анатолия, Малая Азия).

Однако, нам приходится довольствоваться тем, что есть.

История самих археологических раскопок Чатал-уюка - прискорбна.

Как только учёными, проводившими вскрытие городища, было установлено с полной определённостью, что они имеют дело с одной из древнейших индоевропейских (т.е. «русских») культур, немедленно было прекращено финансирование.

Все работы были свёрнуты, а точнее, просто брошены. Не было произведено даже профессиональной консервации раскопа.

Уникальный археологический памятник планеты, который, по всем правилам, должен быть включён в списки ЮНЕСКО и оберегаться со всем тщанием, как культурное достояние земной цивилизации, фактически медленно уничтожается открытый дождям и ветрам - над уникальнейшим раскопом нет даже элементарных навесов, раскрытые и беззащитные стены святилищ, сложенные из кирпича-сырца, оползают, рушатся, зарастают сорной травой.

Определённые финансовые круги «мирового сообщества», не жалеющие средств на проведение изыскательских работ в нужном им направлении, наложили строжайший запрет на продолжение раскопок в Чатал-уюке.

Только этим объясняется категорический отказ правительства Турции выдать лицензию кому бы то ни было на продолжение археологических работ.

Городище русов неолитического периода, как и многие другие археологические памятники Ближнего Востока, обречено на полное уничтожение по одной причине - оно и его находки не вписываются в рамки «официальной» исторической схемы, согласно которой, основателями земной цивилизации и первых государств были семитские этносы Ближнего Востока.

Научный мир планеты, большая часть которого прекрасно разбирается в существе дела, молчаливо взирает на вершащееся чудовищное варварство.

И, тем не менее, те истинные археологические сокровища индоевропейцев, что были обнаружены в городище Чатал-уюка уже невозможно скрыть.

Находки были столь сенсационны, что сведения о них просочились в научную печать, несмотря на все табу и запреты.

Мир узнал о существовании на Ближнем Востоке высочайшей индоевропейской культуры за многие тысячелетия до появления там первых семитов.

В Чатал-уюке проживало до 7 тысяч жителей. И это - только в черте города. Скот в городе не держали, для этого существовали большие огороженные загоны за чертой городища, которые постоянно охранялись проживавшими там же пастухами с их семьями.

Русы Чатала были земледельцами - значительные земельные угодья окружали город. С учётом этого, мы можем прибавить к населению городища ещё две-три тысячи человек.

И чем город с 10 тысячным населением хуже городов-государств Шумера, имевших гораздо меньше жителей, а главное, гораздо более молодых? Только тем, что его строили не семиты, а русы!

Русы-индоевропейцы весьма основательно заботились о своём быте. В отличие от окружавших их полудиких племён, они могли себе это позволить.

Вместе с тем подобная планировка - дом к дому - не давала возможности чужакам- грабителям проникнуть в город. Само городище было одной большой крепостью, внешние стены которой были наиболее прочными и толстыми.

Русы Чатала умело пользовались луками. По сигналу тревоги тысячи лучников поднимались на крыши, перемещались к крайним домам и сверху осыпали чужаков градом стрел.

Городище было неприступным. И в нём, в отличие от большинства других городищ русов Ближнего Востока, не сохранилось следов погромов. Дикарей-погромщиков не допускали внутрь. Русы Чатала искусно владели пращой и копьями.

По оставшейся настенной росписи, изображающей согласованные боевые действия, по множеству выявленных наконечников боевых стрел, копий, каменных и глиняных шаров для пращи, боевых топориков, булав мы можем судить о высокой степени военной организации русов центральной Анатолии.

У русов Чатала существовало чёткое социальное расслоение на вождей-князей, жрецов-волхвов, воинов-дружинников и земледельцев. То есть, внутри общества имелось присущее индоевропейцам «кастовое» деление.

Вместе с тем, каждый земледелец был воином большой дружины, ополчения. А профессиональные воины - ближнее окружение князя - не чуралось работы на земле (традиции, дожившие до нашего времени в казачестве - воин-земледелец).

Воины, по тем временам, были основательно вооружены. Под полами жилищ были найдены целые клады из множества обсидиановых наконечников стрел, копий, дротиков.

Обсидиановые боевые ножи были не только серьёзным оружием, но и произведениями искусства. Их рукояти выделывались с особым старанием.

Обсидиан был серьёзным источником доходов русов Чатала. Собственно, мы должны себе чётко представлять - в период с 12 по 2 тысячелетия до н.э. вся торговля, весь торговый обмен и всё сопутствующее им полностью находились в руках русов-индоевропейцев.

Русы были монополистами-первопроходцами не только в области строительства, архитектуры, земледелия и скотоводства, прикладных ремёсел, воинских искусств, технологических новшеств, но и в самой широкой торговле.

Огромные пространства, отсутствие транспорта и сети дорог не являлись препятствиями для них. Русы перемещались, путешествовали, ходили, ездили и плавали по всей тогдашней Ойкумене, по всему населённому миру.

И всё-таки, базой всему, основой основ, оставалось развитое и налаженное земледелие. Регулярно собираемые урожаи давали возможность делать основательные запасы на будущее, что высвобождало время, необходимое для всех прочих занятий.

Русы Чатала были чрезвычайно умелыми хозяйственниками-землеробами и осёдлыми скотоводами.

В Чатал-уюке культивировалось 22 вида полезных растений. А в домах - впервые в истории человечества - появились горшки с декоративными домашними растениями-цветами.

Но в сельском хозяйстве русы Чатал-уюка имели и особые заслуги. Они были первыми в мире ирригаторами - их поля орошались продуманной системой каналов.

Для эпохи неолита это было блестящим достижением. Пожалуй, не меньшим, чем первые в мире дороги русов-хирокитийцев.

И, хотя принято говорить, что «цивилизация началась в Шумере» (избитая фраза учебников и энциклопедий), фактически и однозначно цивилизация началась в Иерихоне и Чатал-уюке, за много тысячелетий до Шумера. И основателями земной цивилизации были всё те же русы…

Русы Чатала, как и все прочие представители Хомо сапиенс планеты, ещё не перешли в «бронзовый век». Хотя, некоторые исследователи считают, что основателями металлургии были именно жители Чатал-уюка.

По окраинам городища найдены отвалы отработанных медных руд, кусочки шлака, в мастерских имелись печи, весьма пригодные для выплавки металлов.

Но точных доказательств - кузнечных орудий и сложных медных или иных металлических изделий в Чатал-уюке пока не нашли (96% городища не раскопаны).

Цветные расписные рельефы и настенная живопись Чатала поражали воображение, такого богатства красок, сцен, сюжетов до этого городища, ещё не обнаруживали нигде.

Русы Чатал-уюка ещё не имели письменности. Они не оставили нам хроник-летописей и иных письменных источников о своём народе.

Но, по всей совокупности элементов их магически-изобразительной культуры, ритуальным и бытовым традициям, археологическим артефактам, антропологическим и этнографическим данным, мы можем их отнести только к русам-индоевропейцам Ближнего Востока.

И замалчивание подобных достижений русов, т.е., наших с вами предков, официальной наукой, только на основании их национальности, является преступлением, более того, типичным геноцидом.

Почему же молчат «правозащитники»? Риторический вопрос...

Роман Кедров

Когда появились первые государства? Как давно? Что это были за государства?

Древнейшие в мире государства возникли в двух южных странах в долинах полноводных рек приблизительно в одно время (5 тыс. лет назад или несколько раньше):
1. Египет - страна, расположенная по обоим берегам Нила от первого порога на юге до Средиземного моря на севере; на запад и на восток от Египта простираются пустыни. Древние египтяне называли свою страну Кемет (Черная). Этим они отличали черную плодородную землю в долине Нила от “красной”, непригодной для обитания в пустыне. Название Египет дано греками. Предположительно оно происходит от одного из имен древнейшей столицы страны - Хикупта (дословно “Крепость духа Пта” - бога-покровителя этого города).
2. Шумер - древняя страна, расположенная в Южном Двуречье, т. е. по берегам Евфрата и Тигра в их нижнем течении (юг современного Ирака). Название страны происходит от имени древнейшего ее населения - шумеров, известного ученым.

Особенности природных условий

Благоприятные для занятия земледелием:
1) множество жарких солнечных дней в году;
2) обилие влаги (реки Нил, Евфрат. Тигр никогда не пересыхают);
3) земли, обладающие двумя ценными свойствами: плодородием; мягкостью, позволяющей вести обработку почв орудиями из дерева, камня, рога, меди (способ добычи и обработки железа еще не был открыт).
Неблагоприятные для жизни людей:
1) обилие болот и непроходимых топей, в которых тонули люди и скот; тучи насекомых - разносчиков опасных болезней;
2) отсутствие строевого леса (постоянная нужда в поделочной древесине);
3) нехватка металлов: в Египте незначительные запасы золота и меди содержались в Восточной пустыне; в Шумере металлы (как и строительный камень) полностью отсутствовали;
4) неравномерное выпадение осадков в период созревания хлебов (Шумер); в Египте только в дельте Нила регулярно шли дожди, в остальной части страны их не бывало иногда по нескольку лет.

Особенности земледельческого хозяйства

Основой хозяйства в древнейших государствах являлось земледелие. Обязательные работы по ирригации (искусственное орошение земель) проводились ежегодно и требовали согласованных действий десятков и сотен людей по строительству и ремонту ирригационных сооружений; общее руководство ирригацией осуществлялось государственной властью. Основные ирригационные сооружения:
каналы, подводившие воду к местам, удаленным от рек;
заградительные насыпи (дамбы), защищавшие посевы от излишней влаги во время половодья;
искусственные водохранилища;
шадуфы - водоподъемные устройства, известны начиная с середины 2 тыс. до н. э. (Египет).
Работы земледельцев. В каждой древней стране они имели свои особенности. Вот что представляли собой эти работы в Египте.
Пахота. Соху тащили чаще коровы, чем быки: более спокойными коровами было легче управлять, а для вспахивания мягкой почвы от тягловых животных не требовалось большой силы. После сева следовал прогон скота по засеянному полю. Коровы и овцы втаптывали зерно в землю и уплотняли почву (если этого не сделать, зерно засохнет под палящими лучами солнца).
Жатва. Созревший хлеб жали деревянными серпами, состоявшими из короткого серповища и изогнутой режущей части, в которой в качестве лезвия использовались острые кремниевые вкладыши. Со 2 тыс. до н. э. стали также использовать серпы с бронзовыми лезвиями.
Молотьба проводилась на току - круглой утрамбованной площадке. Снопы молотил твердокопытный скот (ослы, быки).
Веянье. Обмолоченное скотом зерно было полно мякины и всякого мусора. Продолговатыми лопатками зерно подбрасывали вверх - пока оно падало вниз, ветер уносил мякину и мусор.

Какими были древнейшие государства

По своей территории древнейшие государства были небольшими (так, в долине Нила во второй половине 4 тыс. до н. э. их образовалось более сорока). Центром каждого государства был укрепленный город, где находился храм местного бога-покровителя и резиденция правителя. Последний являлся военным предводителем, а также руководил оросительными работами. Известно, что в Шумер

Первые государства появились около 6000 лет назад, но далеко не все смогли дожить до наших дней. Некоторые исчезли навсегда, от других осталось лишь название, но есть и те, которые сохранили связь с Древним миром.

Армения

История армянской государственности насчитывает около 2500 лет, хотя ее истоки следует искать еще глубже – в царстве Арме-Шубрия (XII в. до н. э.), которое, по предположению историка Бориса Пиотровского, на рубеже VII и VI веков до н. э. превратилось в скифо-армянское объединение.
Древняя Армения – это пестрый конгломерат царств и государств, которые существовали одновременно или сменяли одно другое. Табал, Мелид, Мушское царство, хурритское, лувийское и урартское государства – потомки их жителей в конечном итоге влились в армянский народ.

Термин «Армения» впервые встречается в Бехистунской надписи (521 г. до н. э.) царя Персии Дария I, который так обозначил персидскую сатрапию на территории исчезнувшего Урарту. Позднее в долине реки Аракс возникает Араратское царство, послужившее основой для образования трех других – Софена, Малой Армении и Великой Армении. Примерно с III века до н. э. центр политической и культурной жизни армянского народа перемещается в Араратскую долину.

Иран

История Ирана – одна из самых древних и богатых на события. Опираясь на письменные источники, ученые предполагают, что возраст Ирана не менее 5000 лет. Впрочем, в иранскую историю они включают такое протогосударственное образование как Элам, находившееся на юго-западе современного Ирана и упоминающееся в Библии.

Первым наиболее значительным иранским государством было Мидийское царство, основанное в VII веке до н. э. В годы расцвета Мидийское царство значительно превышало в размерах этнографическую область современного Ирана Мидию. В Авесте эта область называлась «Страной ариев».

Ираноязычные племена мидийцев, по одной из версий, переселились сюда из Средней Азии, по другой – с Северного Кавказа и постепенно ассимилировали местные неарийские племена. Мидийцы очень быстро расселились по всему западному Ирану и установили над ним контроль. Со временем окрепнув они смогли разгромить Ассирийскую империю.
Начинания мидийцев продолжила Персидская империя, распространив свое влияния на огромные территории от Греции до Индии.

Китай

По утверждению китайских ученых, цивилизации Китая около 5000 лет. Но письменные источники говорят о чуть меньшем возрасте – 3600 лет. Это время начала правления династии Шан. Тогда была заложена система административного управления, которая развивалась и совершенствовалась сменявшими друг друга династиями.
Китайская цивилизация развивалась в бассейне двух крупных рек – Хуанхэ и Янцзы, что определило ее аграрный характер. Именно развитое земледелие отличало Китай от его соседей, которые проживали не в столь благоприятных степных и горных районах.

Государство династии Шан вело достаточно активную военную политику, что позволило ей расширить свои территорий до пределов, включавших современные китайские провинции Хэнань и Шаньси.
К XI веку до нашей эры китайцы уже пользовались лунным календарем и изобрели первые образцы иероглифического письма. Тогда же в Китае сложилась профессиональная армия, использовавшая бронзовое оружие и боевые колесницы.

Греция

Греция имеет все основания считаться колыбелью европейской цивилизации. Около 5000 лет назад на острове Крит зародилась минойская культура, которая позднее через греков распространилась и на материк. Именно на острове обозначаются зачатки государственности, в частности, появляется первая письменность, возникают дипломатические и торговые отношения с Востоком.

Появившаяся в конце III тысячелетия до н. э. Эгейская цивилизация уже в полной мере демонстрирует государственные образования. Так, первые государства в бассейне Эгейского моря – на Крите и Пелопоннесе строились по типу восточных деспотий с развитым бюрократическим аппаратом. Древняя Греция быстро разрастается и распространяет свое влияние на Северное Причерноморье, Малую Азию и Южную Италию.
Древнюю Грецию часто называют Элладой, однако местные жители самоназвание распространяют и на современное государство. Для них принципиально подчеркнуть историческую связь с той эпохой и культурой, которая по сути сформировала всю европейскую цивилизацию.

Египет

На рубеже IV-III тысячелетия до нашей эры несколько десятков городов верхнего и нижнего течения Нила были объединены под властью двух правителей. С этого момента и начинается 5000-летняя история Египта.
Вскоре возникла война между Верхним и Нижним Египтом итогом которой стала победа царя Верхнего Египта. Под властью фараона здесь образовывается сильное государство, постепенно распространяющее свое влияние на соседние земли.
27-вековой династический период Древнего Египта и есть золотое время древнеегипетской цивилизации. В государстве формируется четкая административно-управленческая структура, развиваются передовые для того времени технологии, а искусство и архитектура поднимаются на недосягаемую высоту.
За прошедшие века в Египте изменилось многое – религия, язык, культура. Арабское завоевание страны фараонов кардинально повернуло вектор развития государства. Однако именно древнеегипетское наследие является визитной карточкой современного Египта.

Япония

Впервые упоминания о Древней Японии содержатся в китайских исторических хрониках I века н. э. В частности, там говорится, что на архипелаге было 100 малых стран, 30 из которых установили отношения с Китаем.
Предположительно правление первого японского императора Дзимму началось в 660 году до н. э. Именно он хотел установить власть над всем архипелагом. Впрочем, некоторые историки считают Дзимму полулегендарной личностью.
Япония – уникальная страна, в отличие от Европы и Ближнего Востока на протяжении многих столетий развивавшаяся без каких-либо серьезных социальных и политических потрясений. Этому она во многом обязана географической изолированности, которая, в частности, обезопасила Японию от монгольского вторжения.
Если учитывать непрерывающуюся более 2,5 тысяч лет династическую преемственность и отсутствие кардинальных изменений границ страны, Японию можно назвать государством имеющим самое древнее происхождение.