История района нагатинский затон. Примеры употребления слова затон в литературе

May 14th, 2016 , 09:54 pm

Затон Новинки - служебная территория московских речников. На карте 1935 года нынешняя тихая заводь в последний раз указана как русло Москвы-реки с крутыми поворотами, проблемными для судоходства. Вскоре здесь начались масштабные работы по спрямлению русла, прокладке Новинковского рукава и строительства Южного грузового порта.



Первое упоминание о Новинках встречается в духовной грамоте великого князя Василия II 1461-1462 годов, завещающей помимо прочих и это небольшое владение великой княгине Марии Ярославне. Со временем поселение разрасталось и к началу ХХ века численность населения перевалило за тысячу. Новинские земли занимали почти 500 гектаров, крестьяне держали лошадей, коров, свиней. В 1960 году деревня вошла в состав Москвы и была увековечена в названии улицы Новинки (которая проходит не по землям бывшей деревни, а несколько южнее).

В отличие от строительства канала Москва-Волга, которое активно освещалось советской прессой, гидротехнические работы в Нагатино остались за кадром фотохроники 1930-х годов. Как менялся нагатинский ландшафт, можно посмотреть на старых картах.


1935 год: http://www.retromap.ru/


1939 год: http://www.retromap.ru/


1987 год: http://www.retromap.ru/

В 1968-1969 годах окончательно сформировалось новое русло Москвы-реки - Нагатинское спрямление, через него был перекинут самый длинный метромост в 233 метра, а Нагатинская набережная торжественно облицована гранитом.


Строительство моста в Нагатино. 1968 год: https://pastvu.com/p/9667

В то время Нагатино и окрестности не были столь привлекательны для жилой застройки, как сейчас, ведь вокруг автозавода-гиганта ЗИЛ кучковались предприятия помельче, склады и ангары, а в Южный порт непрерывно прибывали теплоходы с грузами.

Ещё в 1936 году был открыт Московский судостроительный и судоремонтный завод, освоивший серийное производство речных пассажирских теплоходов и буксиров. Всего на МССЗ построено свыше 1800 судов - «Москвич», «ОМ», «МО», «Речной», «Заря», «Москва», «Московский», «Луч», а в наши дни рентабельность производства поддерживается строительством роскошных яхт. Но это уже история Нагатинского затона, а мы вернёмся на южный берег затона Новинки, где располагается ремонтная база Столичной Судоходной Компании и база технического флота ГУП «Мосводосток». Добраться сюда можно от свежеоткрытой станции метро «Технопарк» по Проектируемому проезду 4062.


На противоположном берегу - глухие заборы и заросли бывшей зиловской промзоны, где прежде кипела трудовая жизнь.


ЗИЛ. Железнодорожный терминал. 1972 год: https://pastvu.com/p/386760

Чаще всего во время навигации в черте города можно встретить теплоходы «Москва» (проект Р-51), которые зимуют и ремонтируются в затоне. Это двухпалубный пассажирский речной теплоход, рассчитанный на 300 пассажиров и предназначенный для водных прогулок, экскурсий и перевозок на местных линиях («речной трамвай»). Проектная скорость до 23-24 км/ч. Теплоход «Москва» пришел на смену своему предшественнику «Москвичу» в 1969 году и с тех пор продолжает эксплуатироваться в разных регионах России. Большинство судов прошло модернизацию на ремонтно-эксплуатационных базах флота: двигатели семейства 3Д6, выработавшие ресурс, заменены на двигатели ЯМЗ или иностранные; для комфорта пассажиров остеклена верхняя палуба; на носу судна установлен подъёмно-поворотный трап для высадки пассажиров.

Рассказывает генеральный директор Столичной Судоходной Компании Дмитрий Балыков:
«Проект «Москва» - замечательный, во многом опередивший своё время, он разрабатывался на смену речным трамвайчикам, теплоходам «Москвич». Московский судостроительный и судоремонтный завод, основной производитель теплоходов «Москва», выпускал до 4 единиц в месяц, практически конвейерное производство. Всего на нескольких заводах было выпущено до 600 единиц, которые эксплуатировались не только в республиках СССР, но и поставлялись на экспорт. География его применения потрясающая, самая западная точка - Никарагуа, самая восточная - район Шанхая, самая южная точка - Египет, Восточная Европа - само собой.

Изначально идея создания теплохода «Москвич» была транспортная, для доставки на работу потоков трудящихся большого индустриального города. Теплоход «Москва» стал переходным от транспортных перевозок к прогулочным и экскурсионным и на тот момент он отвечал самым высоким потребительским требованиям. В настоящее время на Москве-реке (столица и ближайшие регионы) осталось порядка 200 теплоходов, из них 26 в Москве, в Столичной Судоходной Компании. Они проживут долгую жизнь, потому что пока не придумано ничего более интересного с технологической и экономической точек зрения. Мощности судостроения не позволяют производить суда в таких объёмах, сроки окупаемости новых теплоходов будут слишком длинными. Двигатели теплоходов «Москва» заменяются по истечению сроков выработки, мы экспериментировали, пробовали различные отечественные и импортные модели двигателей и остановились на Ярославском заводе, прежде всего по эксплуатационным характеристикам и возможности ремонта. Весь перечень оборудования теплоходов соответствует самым жёстким требованиям речного регистра, система ГЛОНАСС, система автоматического пожаротушения и другое, всё это в наличии».

А это буксир «Рейдовый-44» - построен в 1990 году на Судоремонтном заводе «Память Парижской Коммуны».

Брандвахта (несамоходное судно с жилыми помещениями, предназначенное для временного или постоянного размещения геологических партий, экипажей земснарядов, работников плавучих доков и мастерских, для проживания экипажей судов в межнавигационный или ремонтный период). В 1960-1970-е годы по проекту 95 было построено несколько десятков таких брандвахт.

ГУП «Мосводосток» обслуживает столичные предприятия - принимает сточные воды, очищает их и утилизирует отходы. Помимо 6 000 городских предприятий, которые пользуются сетями «Мосводостока», в зоне внимания компании 67 километров русла Москвы-реки от Карамышевского шлюза до Бесединского моста. Чистоту водной глади поддерживает технический флот.

С наступлением весны на Москве-реке открылась летняя навигация технического флота ГУП «Мосводосток», хотя деление на сезоны условно и речники трудятся круглый год. Для зимней эксплуатации есть восемь специально оборудованных теплоходов, включая ледокол «Риф», очищающих акваторию от плавающего мусора, и два нефтесборщика, работающих в низовьях Яузы. Но основная нагрузка приходится, конечно, на летний период, когда отдыхающие на берегу горожане начинают метать в реку не только мелкий бытовой мусор, но и неприспособленные к плаванию предметы - сейфы и автомобили. Говорят, что из Москвы-реки выловили даже банкомат. В таких неординарных случаях речники обращаются к полицейским, которые осматривают странные находки и фиксируют увиденное в протоколе.

Обычный рабочий день теплохода-мусоросборщика начинается на базе в затоне Новинки. Судно с командой из трёх человек (капитан и двое матросов) отваливает от дебаркадера и начинает неспешно патрулировать акваторию Москвы-реки. Три пары глаз внимательно смотрят на поверхность, пока кто-то не заметит чужеродный предмет. Чаще всего это отходы прибрежной жизнедеятельности человека - пластиковые бутылки, канистры, прочий пикниковый мусор, а также старая мебель, холодильники. Встречаются и упавшие в воду ветки деревьев, и бревна.

Обнаружив непорядок, капитан на тихом ходу направляет теплоход к отходам и опускает широкий ковш, закреплённый на носу судна. Ковш работает по принципу самосвала, зачерпывает трофей с поверхности и вываливает в бункер, способный вместить до десяти кубометров всякого хлама. Для утилизации мелких предметов достаточно и матроса, вооружённого сачком на длинной ручке, а для подъёма тяжестей со дна предусмотрен кран с захватом. За время нашей часовой инспекции акватория в зиловской промзоне оказалась девственно чистой, улов составили лишь пластиковая канистра и бревно.

В состав технического флота «Мосводостока» входят три десятка буксиров-теплоходов, мусоросборщиков, несамоходных плавсредств, плавучих кранов. Один из мусоросборщиков «МС-1» был построен в 1998 году на Московском судостроительном заводе по инициативе тогдашнего столичного мэра Юрия Лужкова. Тогда впервые у речников появилась техника, сделанная в соответствии с пожеланиями заказчика и оснащённая всем необходимым оборудованием. Из недостатков, пожалуй, можно отметить лишь тихоходность судна.

Как долго просуществует эта техническая территория - неизвестно. Речники говорят о непростом положении соседнего судостроительного завода, а здесь уже закрыты ЗИЛ и другие предприятия, вовсю растут этажи офисных и жилых комплексов.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

затон

затона, м.

    Глубоко врезавшийся в берег залив со стоячей непроточной водой. Тихий затон.

    Запруда, плотина для ловли рыбы.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

затон

    Вдавшийся в берег речной залив, заводь.

    Место стоянки и ремонта речных судов, обычно оборудованное в речном заливе.

    прил. затонный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

затон

    Глубоко врезавшийся в берег залив со стоячей водою.

    Запруда для ловли рыбы.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

затон

    длинный непроточный залив реки, образованный из старицы, протоки или отделенный от основного русла косой.

    Естественная или искусственная речная акватория для отстоя и ремонта судов, защищенная от течения и ледохода.

Затон

Зато́н , за́водь - часть акватории реки , защищённая от ледохода и течения. Затоны бывают как естественные, например, превратившееся в залив русло старицы , часть акватории, отгороженная от основной акватории косой или речным островом, так и искусственные, отгороженные от основной акватории реки дамбами.

Затоны часто используют для зимнего отстоя речных судов, в них же нередко располагают судоремонтные мастерские.

Слово «затон» нередко встречается в составе топонимов, например посёлки Затон и Куйбышевский Затон, район Москвы Нагатинский Затон.

Затон (Барнаул)

Зато́н , находящийся в административно-территориальном подчинении Центрального района города Барнаула. Расположен на правом берегу Оби к юго-востоку от Барнаула.

Затон (Уфа)

Зато́н - отдалённый спальный жилой район в западной части города Уфы. Расположен вдоль старого русла реки Белой. Входит в состав Ленинского района. Историческим центром района был завод РЭБОР, который существует и по сей день и занимается реконструкцией и ремонтом плавсостава реки. В старом русле реки Белая расположена зимняя стоянка Башкирского речного пароходства. Затон раньше считался районом речников. Здесь расположено единственное в Уфе командное речное училище, а также до некоторого времени находилось вертолетное училище.

Территория Затона стала заселяться ещё 4 тыс. лет назад. К этому времени относится Затонское поселение. Оно располагалось на юго-западной окраине Затона на территории усадеб по улице Союзная, на краю первой надпойменной террасы реки Белой у заболоченной старицы. Вся территория поселения распахана и занята огородами. Находки: значительное количество керамики.

В районе располагаются 3 среднеобразовательные школы (№ 4, 46, 128), школа-интернат спортивного направления. В октябре 2016г. должен быть введен в эксплуатацию второй мост, соединяющий Затон с Уфой.

Затон (значения)

Зато́н, заводь - часть акватории реки, защищённая от ледохода и течения.

Затон (Нижегородская область)

Зато́н - сельский посёлок в составе рабочего посёлка Красные Баки в Нижегородской области.

Посёлок располагается на берегу левобережной старицы реки Ветлуги.

По данным на 1999 год, численность населения составляла 407 чел.

Затон (Полтавская область)

Затон - село , Великобагачанский поселковый совет, Великобагачанский район, Полтавская область, Украина.

Код КОАТУУ - 5320255106. Население по переписи 2001 года составляло 167 человек.

Затон (Жлобинский район)

Затон - деревня в Октябрьском сельсовете Жлобинского района Гомельской области Белоруссии.

Около деревни есть залежи суглинков и глины.

Затон (Архангельск)

Затон - посёлок в черте города Архангельск, часть Исакогоркого округа. Расположен на левом берегу Северной Двины.

Численность населения - около 2 тысяч человек.

Основное предприятие - ОАО «Архангельская РЭБ флота», одно из самых старых судоремонтных предприятий города.

Затон (Светлогорский район)

Затон - деревня в Боровиковском сельсовете Светлогорского района Гомельской области Беларуси.

На юге граничит с лесом.

Затон (Северо-Казахстанская область)

Затон - село в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области Казахстана. Входит в состав Петерфельдского сельского округа. Код КАТО - 595057300.

Затон (Воронежская область)

Затон - село в Воробьёвском районе Воронежской области России.

Входит в состав Солонецкого сельского поселения.

Затон (Пермский край)

Затон - посёлок в Соликамском районе Пермского края. Входит в состав Тюлькинского сельского поселения.

Примеры употребления слова затон в литературе.

Они осматривали заводи и затоны , проплывали протоками в Ахтубу и возвращались назад к каравану.

Спасибо, -- громко шепнула миссис Бартлетт из темного квадратного затона нижней прихожей.

Ничего этого у Башкина не было, и он жил в затоне , бедствовал, надрывался и умер, как подобает русскому писателю, в чахотке.

Затонов уже понимал, что судят жуликов с трикотажной фабрики, продававших на сторону какие-то джерсовые костюмы.

Старик пошел с ведерком и сеткой к затону - ловить уклейку для наживки, Рагозин взялся приготавливать закидные, Кириллу поручили собирать в тальнике валежник для костра.

Затонов на Саванке никаких не было, и удильщики ловили рыбу по колдобинкам, но все-таки тотчас достали двувесельную лодку и всем обществом поехали вверх по Саванке.

Уложила и смоталась в подмосковные затоны , в среднерусский конопляник, где щекочет соловей.

Остальные монахи, пока Леандр разговаривал с Диомидием, заполняли мешки драгоценностями, запирали на засов двери, подводили из затона к монастырю лодки и плоты, а вдалеке, за озером, было видно и слышно, как народ, бросив свои дома, бежит на север, гоня перед собой скотину и срывая с нее или затыкая пучками травы колокольчики и бубенцы.

Поблизости расположилось отделение Петрологической войны, закрытый сверху затон , в котором извивались, шипели и отворачивали увенчанные гребнями головы, от тех, кто кормил их, василиски.

Близ озерных затонов , меж далей полноводных, Близ этих одиноких печальных мертвых вод, Близ этих вод пустынных, печальных и холодных, Со снегом спящих лилий, сомкнутых в хоровод, - Близ гор, - близ рек, что вьются, как водные аллеи, И ропщут еле слышно, журчат - журчат всегда, - Вблизи седого леса, - вблизи болот, где змеи, Где только змеи, жабы, да ржавая вода, - Вблизи прудков зловещих и темных ям с водою, Где притаились Ведьмы, что возлюбили мглу, - Вблизи всех мест проклятых, насыщенных бедою, О, в самом нечестивом и горестном углу, - Там путник, ужаснувшись, встречает пред собою Закутанные в саван видения теней, Встающие внезапно воздушною толпою, Воспоминанья бывших невозвратимых Дней.

Как ни прельщали его богатые залежи на реке Эльдорадо, для его деятельной натуры не было большей услады, чем зрелище двух работающих в три смены лесопилок, широких плотов, плывущих вниз по течению и пристающих к берегу в большом затоне у Лосиной горы.

Озеро Шалкар, которое едва ли обойдешь за два дня, с высоты минарета было похоже на гигантский ковш, а впадавшая в него река Анхата с многочисленными рукавами и затонами была как бы ручкой этого ковша.

Это были не масштабные, но значительные роли с непрямыми и негладкими судьбами - речки с затонами , топями и завитками.

Не в тишине задумчивых лесов, Где ветви, встретясь, вьются пеленою, Не там, где в полнозвучном забытьи Журча, стремятся волны водопада, Не между трав, где для моей ладьи Затон был тиши, вспыхнет мне отрада, Но близ тебя, души моей звезда, Где сердцем в эти дни я был всегда.

Они вертелись возле развернутого бредня, перекорялись - кому идти в загон пугать рыбу, то есть снимать портки и лезть в самую середину затона , шлепать палками по воде, кому идти в заброд - тоже без порток и по шейку, а кому тянуть от берега.

Координаты : 54°47′10″ с. ш. 55°53′00″ в. д.  /  54.78611° с. ш. 55.88333° в. д.  / 54.78611; 55.88333 (G) (Я)

Зато́н - отдалённый спальный жилой район в западной части города Уфы . Расположен вдоль старого русла реки Белой . Входит в состав Ленинского района . Историческим центром района был завод РЭБОР, который существует и по сей день и занимается реконструкцией и ремонтом плавсостава реки. В старом русле реки Белая расположена зимняя стоянка Башкирского речного пароходства . Затон раньше считался районом речников. Здесь расположено единственное в Уфе командное речное училище, а также до некоторого времени находилось вертолетное училище.

Территория Затона стала заселяться ещё 4 тыс. лет назад. К этому времени относится Затонское поселение (эпоха бронзы, срубная культура). Оно располагалось на юго-западной окраине Затона на территории усадеб по улице Союзная, на краю первой надпойменной террасы реки Белой у заболоченной старицы. Вся территория поселения распахана и занята огородами. Находки: значительное количество керамики.

В районе располагаются 3 среднеобразовательные школы (№ 4, 46, 128), школа-интернат спортивного направления. 7 октября 2016г. введен в эксплуатацию второй мост, соединяющий Затон с Уфой.

См. также

Напишите отзыв о статье "Затон (Уфа)"

Отрывок, характеризующий Затон (Уфа)

– Ну а вы? – спрашивал Пьер, – какие ваши планы?
– Планы? – иронически повторил князь Андрей. – Мои планы? – повторил он, как бы удивляясь значению такого слова. – Да вот видишь, строюсь, хочу к будущему году переехать совсем…
Пьер молча, пристально вглядывался в состаревшееся лицо (князя) Андрея.
– Нет, я спрашиваю, – сказал Пьер, – но князь Андрей перебил его:
– Да что про меня говорить…. расскажи же, расскажи про свое путешествие, про всё, что ты там наделал в своих именьях?
Пьер стал рассказывать о том, что он сделал в своих имениях, стараясь как можно более скрыть свое участие в улучшениях, сделанных им. Князь Андрей несколько раз подсказывал Пьеру вперед то, что он рассказывал, как будто всё то, что сделал Пьер, была давно известная история, и слушал не только не с интересом, но даже как будто стыдясь за то, что рассказывал Пьер.
Пьеру стало неловко и даже тяжело в обществе своего друга. Он замолчал.
– А вот что, душа моя, – сказал князь Андрей, которому очевидно было тоже тяжело и стеснительно с гостем, – я здесь на биваках, и приехал только посмотреть. Я нынче еду опять к сестре. Я тебя познакомлю с ними. Да ты, кажется, знаком, – сказал он, очевидно занимая гостя, с которым он не чувствовал теперь ничего общего. – Мы поедем после обеда. А теперь хочешь посмотреть мою усадьбу? – Они вышли и проходили до обеда, разговаривая о политических новостях и общих знакомых, как люди мало близкие друг к другу. С некоторым оживлением и интересом князь Андрей говорил только об устраиваемой им новой усадьбе и постройке, но и тут в середине разговора, на подмостках, когда князь Андрей описывал Пьеру будущее расположение дома, он вдруг остановился. – Впрочем тут нет ничего интересного, пойдем обедать и поедем. – За обедом зашел разговор о женитьбе Пьера.
– Я очень удивился, когда услышал об этом, – сказал князь Андрей.